ФАС проведёт тест гипотетического монополиста. Тест гипотетического монополистаФАС проведёт тест гипотетического монополистаФедеральная антимонопольная служба планирует определять доминирующее положение кредитной организации на рынке, опираясь на мнение ее клиентов как физических, так и юридических лиц. Для решения поставленной задачи ФАС планирует проводить опросы покупателей финансовых услуг, а также анализировать договоры, на основании которых эти услуги оказываются. Опубликованный на сайте ведомства документ также содержит понятие тест гипотетического монополиста он поможет определить географические границы товарного рынка. При проведении теста антимонопольная служба будет выяснять у клиентов банков, у каких продавцов, расположенных за пределами товарного рынка, и в каком объеме они предпочтут получать услугу, если цена на нее в пределах этого рынка повысится на 510% не менее чем на год, а за пределами рынка останется прежней. При определении доли, которую кредитная организация занимает на рынке, ФАС будет учитывать соотношение объема оказанных ею банковских услуг определенного вида в стоимостном выражении и объема аналогичных услуг, оказанных в установленных границах товарного рынка. Инициатива ФАС в первую очередь коснется банков с развитой роз¬ничной сетью Сбербанка и ВТБ24, счи¬тают эксперты. Финансист попросил оценить инициативу антимонопольщиков Светлану Кузьменко, начальника отдела маркетинга Банка24.ру: Мы однозначно позитивно оцениваем начало движения антимонопольной службы в данном направлении. В тесте гипотетического монополиста ключевым является слово гипотетический. То есть потребитель может сказать сегодня так, а через месяц поступить наоборот. И возникает вопрос что нам делать с полученной информацией. Какую ценность она несет? Сегодня клиенты голосуют рублем за те сервисы, которые их устраивают. Если вы можете создать нечто, за что клиент готов платить выше средних цен по рынку, то никто не может вам запретить делать это. Это ваше ноу-хау. Это ваш маркетинг. Это ваша система, в которой клиент чувствует себя комфортно. Сегодня даже количество отделений и банкоматов играет далеко не решающую роль при выборе банка. Всё можно делать в Интернете и не ходить при этом в банк. А если клиент еще чувствует, что банк сам приходит к нему то вы просто монстр тогда! А доля рынка меряется конкретным показателем отношением продаж к рынку в целом. Не исключено, что монополия может быть создана искусственно. портал Финансист 29 августа 2012 finansist-kras.ru
rpp.nashaucheba.ru России для определения границ рынка был принят тест «гипотетического монополиста»^ Вопросы адекватного определения границ рынков (географических и товарных) зачастую являются предметом международного обсуждения. Действительно, корректное и точное определение границ рынка важно и для оценки уровня конкуренции на рынках, и для согласования сделок экономической концентрации. Во многом под влиянием международного конкурентного сообщества и обмена между антимонопольными ведомствами России и США соответствующим опытом в России для определения границ рынка был принят тест «гипотетического монополиста».Данная новация нашла свое отражение в Приказе Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25 апреля 2006 г. № 108, содержащем методические рекомендации по оценке конкуренции на товарных рынках и Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (порядок). Несмотря на то, что прошло уже значительное время с момента принятия приказа и порядка, говорить о наработанной практике применения данной методики пока нельзя. В связи с этим, необходимо обратить особое внимание именно на тест «гипотетического монополиста». Согласно Приказу ФАС России № 108, предусмотрен следующий порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке: [Порядок, п. 3]:
Тест «гипотетического монополиста» применяется Федеральной торговой комиссией США (ФТК) для определения границ рынков при рассмотрении вопросов конкурентного законодательства уже в течение 20 лет. Поскольку ФТК даёт несколько определений товарного и географического рынка, то не существует единственного способа для определения его границ. Рынок – это совокупность однородных товаров без явных субститутов. Минимальным возможным рынком является набор товаров-субститутов. Также рынком может быть набор товаров, являющийся основным предметом купли-продажи между определёнными группами продавцов и покупателей. [Coate, Fischer, 2007] Согласно Руководству ФТК, необходимо определять границы как товарных, так и географических рынков. Основным теоретическим методом определения рынков является тест гипотетической монополии. Предполагается, что товар или группа товаров производятся монополистом. Если этот товар или группа товаров являются рынком, то при небольшом, но существенном увеличении цены (англ. - small but significant nontransitional increase in price, SSNIP)58 монополист увеличит свою прибыль. Сокращение прибыли означает, что часть потребителей переключилась на товар-субститут, который также входит в рассматриваемый рынок. Аналогичный анализ проводится для географических рынков, где при осуществлении SSNIP включаются не товары, а территории. Процедура SSNIP для большего числа товаров и территорий проводится до тех пор, пока прибыль гипотетического монополиста не будет увеличиваться, что означает определение минимальных границ рынка и включения в него минимального набора товаров или территорий. [Coate, Fischer, 2007] Существует 2 подхода к определению границ рынка:
Однако при использовании второго подхода к определению границ рынка существуют ограничения применимости индекса Херфиндаля-Хиршмана. Так, при расчёте данного индекса для ситуаций до и после слияния (поглощения) фирм более важным для оценки конкуренции является не то, насколько сократится индекс, а имеют ли фирмы или одна из фирм возможности увеличения своего выпуска, например, на 5% от всего рыночного выпуска. ФТК применяет 3 метода для оценки границ рынков: [Coate, Fischer, 2007]
Кроме того, определение границ рынков товаров приобретает дополнительное значение при согласовании сделок экономической концентрации, которые оказывают трансграничное влияние. Сужение или расширение границы товарных рынков влияет на количество производителей и потребителей на рынках, на которых осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты. Следовательно, от этого будет во многом зависеть решение о допустимости слияния хозяйствующих субъектов. ^
Дополнительная литература:
bigpo.ru |
Чем шире определены границы товарного рынка, тем
- Легче отвергнуть гипотезу о доминировании
- Легче отвергнуть гипотезу о возможности ограничивать конкуренцию
- Легче получить вывод о том, что присутствует конкуренция (фактическая или потенциальная), ограничивающая возможность влиять на рынок
- Легче показать, что сделка слияния не угрожает конкуренции
Чем шире определены границы товарного рынка, тем
- Труднее найти сопоставимый товарный рынок (для квалификации цен и поведения)
- Выше штрафы, определенные как процент оборота товарного рынка
- Больше внимания (жестче контроль) со стороны антимонопольных органов
Показатели концентрации
Размер фирмы сопоставляется с размером рынка
- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
- доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;
- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Показатели концентрации
Индекс концентрации Показатели концентрации
Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки.
Характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.
Показатель зависит от выбранного количества фирм
Показатели концентрации
Показатели концентрации
Индекс Херфиндаля-Хиршмана Показатели концентрации
Показатели концентрации
Значение индекса Х-Х связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке Показатели концентрации
Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними.
Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке.
При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Показатели концентрации
Индекс энтропии Показатели концентрации
Разброс логарифмов рыночных долей Показатели концентрации
Оценка Ханна и Кея: идеальный показатель концентрации удовлетворяет условиям Пусть показатель концентрации рассчитывается не для n фирм на рынке, а для k фирм при k , причем фирмы ранжированы по убыванию рыночной доли. Если концентрация продавцов на рынке A выше, чем на рынке В, значение идеального показателя для рынка А должно быть больше при любом k.
Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы (передается право на реализацию товара), то показатель концентрации возрастает.
Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня).
Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации.
Удовлетворяет индекс Херфиндаля-Хиршмана и энтропии Барьеры входа и выхода
Барьеры входа на рынок – факторы объективного и субъективного характера, затрудняющие начало работы новых фирм в отрасли.
Барьеры выхода – связаны с невозвратными издержками – повышают риск деятельности в отрасли – снижают вероятность входа нового продавца
Барьеры входа и выхода
Барьеры входа и выхода
Бэйн: 4 вида барьеров по высоте и эффективности:
Рынки со свободным входом
Рынки с неэффективными барьерами
Рынки с эффективными барьерами
Рынки с блокированным входом
Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки.
Характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.
Показатель зависит от выбранного количества фирм
Показатели концентрации
Показатели концентрации
Значение индекса Х-Х связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке Показатели концентрации
Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними.
Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке.
При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Показатели концентрации
Индекс энтропии Показатели концентрации
Разброс логарифмов рыночных долей Показатели концентрации
Оценка Ханна и Кея: идеальный показатель концентрации удовлетворяет условиям Пусть показатель концентрации рассчитывается не для n фирм на рынке, а для k фирм при k , причем фирмы ранжированы по убыванию рыночной доли. Если концентрация продавцов на рынке A выше, чем на рынке В, значение идеального показателя для рынка А должно быть больше при любом k.
Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы (передается право на реализацию товара), то показатель концентрации возрастает.
Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня).
Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации.
Удовлетворяет индекс Херфиндаля-Хиршмана и энтропии Барьеры входа и выхода
Барьеры входа на рынок – факторы объективного и субъективного характера, затрудняющие начало работы новых фирм в отрасли.
Барьеры выхода – связаны с невозвратными издержками – повышают риск деятельности в отрасли – снижают вероятность входа нового продавца
Барьеры входа и выхода
Барьеры входа и выхода
Бэйн: 4 вида барьеров по высоте и эффективности:
Рынки со свободным входом
Рынки с неэффективными барьерами
Рынки с эффективными барьерами
Рынки с блокированным входом
Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними.
Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке.
При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Показатели концентрации
Разброс логарифмов рыночных долей Показатели концентрации
Оценка Ханна и Кея: идеальный показатель концентрации удовлетворяет условиям Пусть показатель концентрации рассчитывается не для n фирм на рынке, а для k фирм при k , причем фирмы ранжированы по убыванию рыночной доли. Если концентрация продавцов на рынке A выше, чем на рынке В, значение идеального показателя для рынка А должно быть больше при любом k.
Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы (передается право на реализацию товара), то показатель концентрации возрастает.
Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня).
Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации.
Удовлетворяет индекс Херфиндаля-Хиршмана и энтропии Барьеры входа и выхода
Барьеры входа на рынок – факторы объективного и субъективного характера, затрудняющие начало работы новых фирм в отрасли.
Барьеры выхода – связаны с невозвратными издержками – повышают риск деятельности в отрасли – снижают вероятность входа нового продавца
Барьеры входа и выхода
Барьеры входа и выхода
Бэйн: 4 вида барьеров по высоте и эффективности:
Рынки со свободным входом
Рынки с неэффективными барьерами
Рынки с эффективными барьерами
Рынки с блокированным входом
Пусть показатель концентрации рассчитывается не для n фирм на рынке, а для k фирм при k , причем фирмы ранжированы по убыванию рыночной доли. Если концентрация продавцов на рынке A выше, чем на рынке В, значение идеального показателя для рынка А должно быть больше при любом k.
Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы (передается право на реализацию товара), то показатель концентрации возрастает.
Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня).
Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации.