Eng Ru
Отправить письмо

Ремонт трансформаторов с заваренными сердечниками. Трансформатор ремонт


Ремонт трансформаторов 6-10 кВ

Основные виды повреждений силовых трансформаторов

Ремонт трансформатор

Наибольшее количество повреждений трансформаторов наблюдается в устройствах обмоток главной и продольной изоляции, вводов и переключателей. При повреждении главной изоляции (рис. 1) или обмоток трансформатор подлежит капитальному ремонту с разборкой активной части.Повреждения трансформаторов вызываются следующими причинами: нарушением действующих правил эксплуатации, аварийными и ненормальными режимами работы, старением изоляции обмоток, некачественной сборкой их на заводе или при монтаже и ремонте. Опыт монтажа и ремонта трансформаторов показывает, что две трети повреждений возникает в результате неудовлетворительного ремонта, монтажа и эксплуатации и одна треть — вследствие заводских дефектов.Схема главной изоляции обмоток

Рис. 1. Схема главной изоляции обмоток: 1 — нижняя уравнительная изоляция; 2 — ярмовая изоляция; 3 — изоляционный цилиндр и масляный канал; 4 — цилиндр между обмотками НН и стержнем; 5 — стержень; 6 — верхняя ярмовая балка; 7 — верхняя уравнительная изоляция; 8 — междуфазная перегородка; 9 — обмотка ВН; 10 — обмотка НН; 11 — нижняя ярмовая балка

Наиболее серьезная неисправность трансформаторов возникает при повреждении магнитопровода вследствие нарушения изоляции между отдельными листами стали натягивающими их болтами. В стыковых магнитопроводах причиной аварий бывает нарушение изоляции в стыках между ярмом и стержнями. Местные нагревы стали магнитопровода возникают в результате разрушения или износа изоляции стяжных болтов, повреждения междулистовой изоляции и плохого контакта электрических соединений.Междувитковые замыкания в обмотках и секционные пробои и замыкания возникают при толчкообразных нагрузках или коротких замыканиях и в результате деформации секций от механических усилий при токах короткого замыкания и повреждении изоляции трансформатора от атмосферных перенапряжений. Обмотки — наиболее уязвимая часть трансформаторов, часто выходящие из строя. Наиболее распространенные повреждения обмотки — замыкания между витками и на корпус, междусекционные пробои, электродинамические разрушения и обрыв цепи. Перечисленные повреждения происходят в результате естественного износа изоляции, нарушения ее механической прочности при продолжительности работы более 15 лет. Изоляция разрушается также при длительных перегрузках трансформатора, сопровождаемых перегревом обмоток (около 105 °С).При сквозных токах коротких замыканий вследствие динамических усилий наблюдается деформация обмоток, сдвиг их в осевом направлении и, как правило, механическое разрушение изоляции. Отгорание выводных концов, электродинамические усилия, небрежное соединение концов вызывают обрыв цепи обмоток, замыкание их на корпус или пробои с выходом трансформатора из строя.Основные неисправности выводов трансформаторов: трещины, сколы и разрушения изоляторов в результате атмосферных перенапряжений, наброса металлических предметов или попадания животных на трансформатор, которые приводят к междуфазному короткому замыканию на выводах; загрязнения изоляторов; некачественная армировка и уплотнение; срыв резьбы стержня при неправильном навинчивании и затягивании гайки. Наиболее характерные повреждения выводов — течь масла между фланцем вывода и крышкой, в армировке или в месте выхода стержня. Фланец представляет собой чугунную обойму и предназначен для крепления фарфорового вывода (изолятора) на крышке трансформатора. Фарфоровый изолятор армирован во фланце армировочной замазкой; фланец закрепляется на крышке трансформатора болтами. Между фланцем и крышкой плотно уложена резиновая прокладка, которую необходимо обследовать при ремонте.Наиболее частые повреждения переключателей — оплавление или полное выгорание контактных поверхностей, вызываемое термическим действием токов короткого замыкания при недостаточном давлении (нажатии) подвижных контактов на неподвижные или при неполном их соприкосновении.Нарушение прочности сварных швов и недостаточная плотность прокладки между баком и крышкой вызывает течь масла из бака. Последнюю устраняют сваркой, а небольшие волосяные трещины — чеканкой. Материалом для уплотнения служит маслоупорная резина марок С-90 и М-14 и пробковая прокладка; в отдельных случаях применяют неэлектрический картон, хлопчатобумажную или пеньковую веревку, асбестовый шнур.Информацию о неисправностях трансформатора, а также о том, что именно подлежит исправлению, получают у персонала, осуществляющего эксплуатацию. Тщательно осмотрев трансформатор, составляют дефектную ведомость, в которой указывают объем ремонтных работ, перечисляют требуемые материалы и инструменты. Одновременно с этим проверяют количество и качество масла, находящегося в трансформаторе, и состояние изоляции его обмоток.Если в результате проведенного обследования будет установлено отсутствие внутренних неисправностей в трансформаторе и годность масла для дальнейшей эксплуатации, остальные видимые дефекты устраняют без выемки из бака сердечника с обмотками.

Разборка силовых трансформаторов

Подъем активной части магнитопровода начинают после слива масла из бака трансформатора. Слив осуществляют при открытом отверстии в крышке. После того как уровень масла опустится ниже рамы трансформатора, отвинчивают болты крышки и вместе с гайками и шайбами складывают их в отдельную емкость. После этого, если крышка не связана с активной частью, открыв на ней люки, отсоединяют отводы от контактных зажимов вводов и шарнирную часть привода переключателя. Если крышка связана с активной частью, отсоединения переключателя не требуется. У трансформаторов с устройством для регулировки напряжения под нагрузкой (с РПН) перед подъемом активной части снимают горизонтальный вал, соединяющий переключатель с контактами, и отключают отводы от контактов, предварительно промаркировав их.Подняв активную часть трансформатора, осматривают ее. Обычно на магнитопроводе и обмотках обнаруживают осадки грязи и продуктов разложения масла. Для их удаления магнитопровод и обмотки промывают струей теплого масла под небольшим давлением над баком. Твердые парафиновые отложения счищают плотными тряпками или мягкими кистями, смоченными в бензине. Внимательно осматривают обмотки; подгоревшие или почерневшие места указывают на наличие междувитковых замыканий обмоток или пробоев на корпус. Мегомметром на 1 кВ проверяют отсутствие обрывов и качество изоляции обмоток низкого и высокого напряжений на корпус и между обмотками.В активной части проверяют также надежность контактов концов обмотки с выводами, места паек, изоляцию шпилек магнитопровода. При внешнем осмотре обращают внимание на состояние переключателей, бака, расширителя, соединительных трубопроводов и уплотнений, изоляторов выводов и их армировку.Разобрав трансформатор, тщательно осматривают каждую его деталь. Все обнаруженные дефекты фиксируют в дефектационной карте стандартного образца. При дефектации трансформаторов старых конструкций с поврежденными обмотками, сведения о которых отсутствуют в типовых альбомах, снимают эскизы обмоток и выводов для изготовления новых.

Ремонт обмоток и магнитопровода

Ремонт обмоток.

В большинстве случаев ремонт обмоток сводится к замене поврежденной изоляции проводов, клиньев, прокладок и других изолирующих обмотку элементов. Для проводов прямоугольного профиля большого сечения ограничиваются заменой поврежденной витковой изоляции. Переизолировку провода небольших однослойных катушек часто выполняют вручную. Поврежденные многослойные и другие сложные по конструкции обмотки, выполненные из проводов мелких сечений, как правило, заменяют новыми.

При ремонте старую поврежденную изоляцию удаляют обжиганием обмоток в специальных печах при температуре 260 — 300 °С. Для того чтобы витки обмотки при обжиге не разошлись, на обмотку в осевом направлении накладывают несколько проволочных бандажей, которые после обжига аккуратно снимают. Медный провод освобождают от остатков обгоревшей изоляции, зачищают наждачной бумагой. Витки обмотки изолируют бумажной или тафтяной лентой в два слоя в полный перекрой.Для изготовления новых обмоток применяют обмоточные станки с ручным или моторным приводом, снабженные редуктором, счетчиком числа оборотов, приспособлением для натяжения и выравнивания провода, пусковым устройством (для моторного привода), конусной вертушкой с обмоточным проводом, тормозным устройством и шаблоном, придающим катушке нужные размеры и форму. Способ изготовления катушек зависит от конструкции и типа обмоток.

Ремонт магнитопровода.

Разбирают магнитопровод в следующем порядке: распаивают соединения катушек и выводов; снимают болты или шпильки, стягивающие верхнее ярмо; расшихтовывают его; записывают порядок укладки отдельных листов; обвязывают концы стержней сердечника миткалевой лентой таким образом, чтобы они не расходились веером и не портили изоляции катушек; снимают катушки. Затем, если это требуется для ремонта, следует расшихтовать весь магнитопровод.Переизолирование листов стали начинают с удаления старого слоя изоляции одним из следующих способов: ручными или вращающимися стальными щетками, кипячением листов, покрытых бумажной изоляцией, в воде с последующей очисткой их от размякшей бумаги и клейстера и тщательной сушкой очищенных листов стали с равномерным нагревом их при температуре 250 — 300 °С в течение 2 — 3 мин в среде с ограниченным доступом воздуха.Лучший способ изолирования листов — покрытие их масло- стойкими изоляционными лаками (например, № 202 и 302). Лаковая пленка обладает высокой механической прочностью, нагревостойкостью и значительным электрическим сопротивлением.Изоляция стяжной шпильки ярма

Рис. 3. Изоляция стяжной шпильки ярма: 1 — ярмо; 2 — ярмовая балка; 3 — стальная шайба; 4 — шпилька; 5 — гайка; 6 — изоляционная шайба; 7 — изоляционнаяпрокладка; 8 — изоляционная труба

При изготовлении новых листов стали для магнитопровода трансформатора раскрой стали выполняют таким образом, чтобы длинная сторона изготовляемого листа обязательно располагалась вдоль проката, так как совпадение направления магнитного потока с направлением проката снижает сопротивление магнитопровода; листы не должны иметь заусенцев — это достигается либо штамповкой листов, либо последующим снятием заусенцев, образующихся при вырезании листов ручными кровельными ножницами; отверстия в стали для стяжных шпилек выполняют только штампом, сверление не допускается; перед нанесением изолирующегослоя из лака листы разрезают на определенные размеры, штампуют в них отверстия, которые тщательно зачищают; при изолировании бумагой сталь аккуратно очищают, режут и со стороны наклеенной бумаги штампуют отверстия с последующим удалением заусенцев, образовавшихся на неоклеенной стороне. Для восстановления изоляции стяжной шпильки применяют бакелитовые или бумажно-бакелитовые трубки заводского изготовления (рис. 3).

Ремонт вводов, бака, расширителей и переключателей напряжения

Ремонт вводов.

Ремонт вводов трансформатора

Основные неисправности вводов следующие: трещины и сколы изоляторов, некачественные армировка и уплотнения, срыв резьбы контактного зажима при неправильном навинчивании и затягивании гаек. При значительных сколах и трещинах ввод заменяется новым.Срыв резьбы на токоведущих стержнях и нарушение армировочной замазки устраняют путем переармировки фарфоровых изоляторов, изготовления и установки новых токоведущих стержней взамен испорченных, склейки изоляторов или замены выводов новыми.На новый стержень, изготовленный по размерам заменяемого, навинчивают стальной или бронзовый колпак и закрепляют его контргайкой. С внутренней стороны колпак приваривают к стержню газовой сваркой, предварительно нагрев их в газовой камерной печи или другим доступным способом до температуры 600 — 700 °С. Качество сварки проверяют на специальном приспособлении сжатым воздухом.В качестве армировочных цементирующих замазок для изоляторов напряжением до 10 кВ применяют глетоглицериновую и портландцементную замазки.

Выводы испытывают давлением масла, которое устанавливают при проверке кожуха трансформаторов на герметичность. Стенд испытаний представляет собой набор сварных металлических бачков с заплечиками, в которых предусмотрены отверстия для крепления крышек и фланцев изоляторов. К бачкам через пробковые краны присоединен маслонапорный трубопровод. Установку монтируют на раме над противнем из листового железа. Маслонапорная труба через пробковый кран шлангом соединена с напорным масляным бачком вместимостью 30 л, расположенным на стене на высоте 4 м. На соответствующем бачке через резиновую прокладку устанавливают испытуемый изолятор, открывают пробковый кран бачка, а затем и общий кран. Изолятор находится под давлением масла в течение 24 ч. Армировка считается качественной, если за это время через нее не будет протекать масло.

Ремонт бака.

Перед началом ремонта пустой бак очищают от осадков и грязи, промывают, а затем ополаскивают теплым маслом и проверяют исправность работы спускного крана. Отмеченные места течи масла предварительно тщательно очищают от масла и краски, постепенно просушивают их газовой горелкой или паяльной лампой и заваривают газовой горелкой.Места заварки в течение 1 — 2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5 м над уровнем масла в расширителе. Для этого в отверстие под пробку расширителя устанавливают трубу и заполняют ее маслом. На время испытания все дыхательные отверстия в маслоуказателе и предохранительной (выхлопной) трубе герметически уплотняются. По окончании испытания масло сливают из трубы до максимального уровня в расширителе, а в отверстие завинчивают пробку. После этого удаляют герметические уплотнения и устанавливают необходимый уровень масла по маслоуказателю, сливая его избыток из расширителя. Одновременно проверяют исправность действия маслоуказателя и пробок расширителя.

Ремонт расширителя

Ремонт расширителя чаще всего ограничивают промывкой его маслом. Однако иногда возникает необходимость очистить их внутреннюю поверхность от ржавчины, обнаруженной на плоскости верхнего ярма под отверстием патрубка расширителя или под отверстием выхлопной трубы при снятой крышке бака.Ржавчину можно обнаружить при постукивании деревянным молотком по поверхности расширителя по характерному шуму, издаваемому осыпающейся ржавчиной. При этом в местах глубокого ржавления сталь проламывается и такой расширитель подлежит замене. Для очистки ржавчины в расширителе, как правило, вырезают днище либо делают постоянный лаз в виде заглушки на прокладках. Очистив ржавчину с внутренней поверхности, расширитель протирают ветошью, смоченной бензином, и после полного высыхания покрывают лаком № 1201 или эмалью 624С с последующей просушкой. Днище, обработанное таким же способом, приваривают на прежнее место, затем внутреннюю поверхность расширителя вторично покрывают лаком. Отлакированный расширитель высушивают в печи при температуре 85 — 90 °С в течение 6 — 12 ч.

Ремонт предохранительной (выхлопной) трубы сводится к очистке внутренней поверхности дыхательной пробки и верхней части колена от ржавчины с последующим покрытием лаком и замене стекла диафрагмы. Способ очистки тот же, что и при ремонте расширителя.

Ремонт крышки.

Крышки трансформаторов, но имеющих расширителя, с внутренней стороны часто покрываются ржавчиной, которая, осыпаясь, портит качество масла. После удаления ржавчины крышку покрывают антиконденсационной эмалью, состоящей из 100 весовых частей лака № 1201 и 10 весовых частей пробковой крошки. Эмаль наносят на горизонтально лежащую крышку кистью в два слоя. В качестве растворителя применяют бензол или толуол. После 20-минутной выдержки крышку просушивают в сушильном шкафу в течение 30 мин или на открытом воздухе в течение 4 — 6 ч. Работа с этой эмалью требует строгого соблюдения правил пожарной безопасности. Хранят эмаль в герметически закрытой таре.

Ремонт маслоуказателя

Ремонт маслоуказателя состоит в прочистке в арматуре маслопроводящих каналов и отверстий, замене стеклянной трубки (если она повреждена) и пришедших в негодность уплотняющих арматуру шайб и прокладок.При установке нового стекла следят за тем, чтобы оно точно подходило по длине и имело ровные торцовые кромки стенок. Обжимающий трубку колпачок устанавливают таким образом, чтобы при нажиме на него не разбить трубку.При установке стеклянной трубки в арматуру маслоуказателя контролируют, чтобы в нижней части ее была вставлена трубка, обеспечивающая свободный доступ масла в трубку указателя. Отсутствие трубки может привести к тому, что резиновая прокладка, уплотняющая торец стеклянной трубки указателя, разбухнет и закроет доступ масла в трубку.

Ремонт переключателей напряжения.

 Наиболее частыми повреждениями переключателей являются оплавления и подгорания контактных поверхностей. При значительных оплавлениях и полном выгорании контактов переключатель заменяют новым.Ремонт переключателей в основном сводится к чистке их контактов и проверке работы путем перевода их из одного положения в другое по всем ступеням переключения. Иногда на контактных поверхностях переключателей образуется очень стойкая и твердая тончайшая пленка продуктов разложения масла. Эта пленка в значительной мере увеличивает переходное сопротивление в контактах, что и приводит к неправильным результатам измерения сопротивления обмоток постоянного тока, создавающим ложное представление об их исправности. При таком состоянии контактирующих поверхностей переключателей отмечается большой разброс результатов измерений. В этом случае проводят измерения самих обмоток без переключателей, для того чтобы убедиться в исправности обмоток и неисправности контактов переключателя. Пленку, создающую большое переходное сопротивление, удаляют ветошью, смоченной трихлорэтиленом или ацетоном, не прибегая к очистке даже самой тонкой наждачной бумагой. Другие неполадки в работе переключателей наблюдаются только вследствие неправильной регулировки головки привода из-за неточной установки конусной шайбы.

Сборка силовых трансформаторов

После того как отремонтированы все детали, приступают к сборке трансформатора. На стержни магнитопровода насаживают отремонтированные обмотки: сначала НН, затем ВН. Обмотки расклинивают на стержнях и между собой.Полностью собранную выемную часть трансформатора сушат, так как она имеет много изоляционных деталей, которые в процессе ремонта могли увлажниться. Существует несколько методов сушки выемной части трансформаторов, но наиболее распространенным в ремонтной практике является способ индукционного нагрева.После сборки и установки выемной части в бак приступают к присоединению отводов от обмоток к фарфоровым выводам (если выводы в кожухе, а не в крышке трансформатора), установке подкрышечного уплотнения и крышки трансформатора на место. До установки крышки надежно присоединяют все отводы обмоток к фарфоровым выводам. Установив выемную часть на место, крышку укрепляют болтами, равномерно затягивая их по всему периметру. Собранный трансформатор заливают маслом через отверстие в крышке.

Испытание силовых трансформаторов после ремонта

испытание силового трансформатора

Все трансформаторы, прошедшие ремонт, подвергают контрольным испытаниям в соответствии с установленными нормами.Целью испытаний является проверка качества ремонта, правильности сборки и соответствии технических характеристик собранного трансформатора требованиям стандарта.В процессе ремонта и сборки отдельных частей трансформатора проводят промежуточные испытания, по которым судят о качестве ремонта.После капитального ремонта трансформаторов с заменой обмоток проводят химический анализ:1 и проверяют электрическую прочность трансформаторного масла, испытывают повышенным напряжением переменного тока, определяют потери тока холостого хода, проверяют группы соединений и коэффициент трансформации, измеряют омическое сопротивление обмоток, сопротивление изоляции обмоток, сопротивление обмоток постоянному току, изоляцию стяжных болтов и ярмовых балок, характеристики изоляции масляных трансформаторов, потери и напряжение короткого замыкания, проводят испытание бака на отсутствие течи и просасывание масла, на нагрев, динамическую и термическую устойчивость при внезапных коротких замыканиях, проверяют также величину давления контактов переключателя.Измерения характеристик изоляции производят при температуре изоляции не ниже 10 °С не ранее чем через 12 ч после окончания заливки маслом. Если температура масла ниже 10 °С, то для изменения характеристик изоляции трансформатор должен быть нагрет.Трансформаторы испытывают в собранном виде с установленными на них деталями и узлами, которые могут оказать влияние на результаты испытаний. Все полученные результаты заносят в паспорт трансформатора. После капитального ремонта без смены обмоток допускается не определять ток холостого хода, не проверять группы соединений и коэффициенты трансформации.Для трансформаторов мощностью до 630 кВ А включительно (без смены обмоток) количество испытаний сводят к минимуму и ограничиваются измерением сопротивления изоляции, испытанием повышенным напряжением, анализом и испытанием масла.

Ещё по теме:

silovoytransformator.ru

Ремонт трансформатора или перемотка | Сабвуфер своими руками

Как бы ни были популярны импульсные источники питания и сколько бы у них ни было преимуществ по сравнению с обычными источниками питания (непрерывность функционирования), последние чрезвычайно живучи. И это понятно.Простота изготовления всегда привлекает радиолюбителя. А материальная сторона вопроса вынуждает ремонтировать то, что имеется в наличии. На сайте radiochipi.ru в данной статье речь пойдёт о расчете и изготовления сетевых трансформаторов (СТ). Многих радиолюбителей отпугивает изобилие формул, графиков и таблиц. Попробуем подойти к этому вопросу чисто практически, то есть рассмотрим простые методики.

Первое и самое важное. Чтобы заниматься восстановлением (перемотка трансформатора) СТ, совсем не обязательно быть специалистом в области радиотехники. В ателье, где я работал, был человек, который перекатывал любые трансформаторы, не имея вообще никаких знаний по радиотехнике. Это означает, что если ваш блок питания (адаптер) вышел из строя, то не спешите отдавать его в ремонт силовых трансформаторов, а лучше попробуйте отремонтировать его своими руками.

К тому же, капитальный ремонт трансформаторов может вполне сравниться с ценой новенького СТ или даже всего блока питания (БП). Если же мы решили самостоятельно изготовить стабилизированный БП, зарядное устройство или преобразователь (50 Гц) напряжения (12…220 В), то с трансформаторами придется подружить.

Начнем с маломощных трансформаторов. Чаще всего радиолюбитель спотыкается, перематывая СТ один к одному, в случае если СТ подгорел. Дело в том, что обычно СТ всегда недомотаны (особенно новые, последних лет выпуска, и, конечно же, азиатского происхождения). Инженерный расчет подразумевает оптимизацию параметров СТ.

Практика показывает, что такая оптимизация (главным образом в бытовых РЭС) способствует перегреву СТ из-за экономии меди. Опытный радиолюбитель возьмет железо большего сечения (запас по габаритной мощности трансформатора) и намотает с определенным запасом первичную (I) и вторичные (II) обмотки трансформатора, обеспечив меньшую величину тока холостого хода (I хх). Нагрев обмоток будет меньше, а надежность моточного изделия выше.

А если СТ установить в стабилизированном БП, то увеличение просадок напряжения вторичных обмоток не играет вообще никакой роли. Рассмотрим практический случай. В двухкассетном (Интернационале) пошёл дым из трансформатора (здесь это случается часто, особенно при наличии переключателей на 110В, в такое положение его обычно ставят пользователи). В принципе такими свойствами обладает половина бытовых РЭС, а также китайчиков, имеющих подобные СТ.

Малогабаритные СТ устанавливают в зарядных устройствах (горе-устройствах), в БП приемников и т.д. После фейерверков первичная обмотка СТ перегорает и становится невозможным узнать, сколько витков она содержала и приходиться заново ремонтировать сетевой трансформатор. Я наматывал на подобном железе (Ш13×18) первичную обмотку 4500 витков 0,08мм (даже 0,09мм может не поместиться).

Очень хорошо, если сохранился (не сгорел, не расплавился) каркас СТ, в противном случае возни будет больше. Для изготовления каркаса хорошо подходит стеклотекстолит толщиной 1мм и лобзик. Обмотка II содержала 260 витков провода 0,23мм. Понятно, что намотать 4500 витков волоском — занятие не из приятных. Поэтому я использовал электродрель с регулятором напряжения (такой регулятор имеется у всех новых электродрелей).

Важно отцентровать каркас относительно оси вращения патрона электродрели. Эмаль- провод 0.07…0.08мм (про более тонкий я уже не говорю) очень легко обрывается, особенно при повышенных оборотах дрели. А припаивать дело не только противное (лужение требует терпения и аккуратности), но и способствующее увеличению диаметра катушки, хотя бы по причине ввода дополнительной изоляции.

Тот, кто любит суетиться, такой работы долю не выдержит. Часто пластины магнитопровода СТ соединены сваркой. Ножовкой по металлу несложно выполнить разрез и удалить сгоревшую обмотку СТ. Самая простая формула, проверенная практикой при ремонте трансформаторов: N-50/S, где N — число витков на один вольт как в I, ток и во II обмотках СТ; S — площадь сечения магнитопровода (см2).

Для Ш-образного железа китайчиков 13×18 имеем S=2,34 см2, а N=21,37 витков на вольт. Число витков I обмотки n=21,37×220=4700. Поскольку сталь здесь высококачественная (при таком числе витков Iхх<3 мА), для того чтобы поместить II обмотку, число витков первичной уменьшили до 4000, получив Iхх=5 мА.

Результат отличный, если сравнить с фабричным вариантом намотки (около 3000 витков) и величиной Iхх=20…40 мА. Сейчас много говорят и пишут о трансформаторах, а людям нужна практическая информация (поменьше расчетов, побольше конкретики). Так вот, если в мощном СТ увеличенный ток Iхх может быть даже во благо, например привести к увеличению КПД (конечно, если без сильного перегрева), то в маломощном СТ выход из строя обеспечен. Почему?

Если увеличение тока Iхх со 100 до 120 мА для такого монстра, как ТС-180 вызывает некоторый дополнительный прогрев, то для Ш 13×18 увеличение Iхх с 5 мА до 10 мА — смерти подобно! Резко возрастает мощность, рассеиваемая СТ в режиме Iхх. В таком азиатском режиме мощность может превысить мощность, потребляемую нагрузкой. Приобретает человек на базаре китайский БП, а через полчаса из БП идет дым (при Iхх=40 мА мощность в СТ достигает 8 Вт, а мы говорим о 5…10-ваттных СТ).

Если вы хотите, чтобы ваш малогабаритный СТ долго и безотказно работал он не должен вообще нагреваться в режиме Iхх. Если он нагревается в этом режиме так, что не удержать рукой, значит, его изготовили неверно. Автоматический выключатель в Екатеринбурге можно приобрести по низкой цене, с помощью которого будет осуществляться включение первичной обмотки трансформатора в электрическую сеть через настольную лампу.

В этом случае межвитковое замыкание не страшно — почти все напряжение сядет на лампочке. По опыту работы с большими трансформаторами скажу, что, например, в ТС-270 большой разброс по Iхх. В ряде случаев в СТ нужно перебрать магнитопровод. Перед разборкой необходимо измерить и запомнить величину Iхх. Меньшим по величине после сборки-разборки он вряд ли станет.

Как ни стягивай СТ соответствующими креплениями, а свести Iхх до родного значения — задача не из простых. Нужно тщательно почистить обе половинки магнитопровода. У меня встречались случаи, когда половинки магнитопровода были разных сечений, поэтому эти экземпляры сильно грелись. Уменьшить величину Iхх несложно, домотав первичную обмотку. Сматываем все вторичные обмотки, аккуратно снимаем экран.

Далее в ТС-180 доматываем один слой обмотки проводом 1мм (примерно 60 витков). Дальнейшее доматывание принесет больше вреда, чем пользы. Измерения в цепях с СТ следует производить с помощью лабораторного автотрансформатора ЛАТР, вводя напряжение с нуля. И обязательно наличие амперметра, с помощью которого можно и замерить Iхх, и определить короткозамкнутые витки.

www.radiochipi.ru

Ремонт и обслуживание сварочных трансформаторов своими руками

Данная техника является достаточно простой, так как имеет понятный принцип действия, который основан на минимальном количестве дополнительных деталей, хотя многие факторы зависят от конкретной модели. Именно это и является одним из главных достоинств, так как обеспечивает высокую надежность эксплуатации при ответственном процессе сваривания. Благодаря этому, ремонт сварочных трансформаторов также становится намного более простым, чем другой техники. Но даже самая надежная техника может выходить из строя, особенно, если речь идет о неправильной эксплуатации, которая противоречит заданным режимам.

Естественно, что у каждого аппарата имеются свои особенности, но у большинства из них уязвимые места являются одними и теми же. Самой слабой частью такого устройства, как сварочный трансформатор, является клеменная колодка. К ней подключаются соединительные кабели. Из-за плохого контакта, в то время как значение сварочного тока является достаточно высоким, соединение сильно нагревается. Через некоторое время соединение может разрушиться, так как разогреваются и соединяющие провода, что может привести к замыканию системы. Чтобы осуществить ремонт сварочного трансформатора своими руками в данном случае нужно зачистить поверхности контактов, перебрать греющееся соединение и обеспечить плотный контакт в дальнейшем. Но это один из самых простых способов, так как встречаются и более сложные поломки, требующие, для своего исправления, профессионального вмешательства и длительного ремонта.

Виды неисправностей и способы устранения

Самостоятельное отключение техники во время работы. Это случается из-за срабатывания внутренней защиты трансформатора. Когда трансформатор включается в сеть, то защита срабатывает на определенном этапе работы и производится отключение. Мощность сварочного трансформатора может быть не рассчитана на используемые режимы работы. Также это может происходить по причине замыкания цепи между проводами или корпусом и проводом, между листами электропровода, витками катушки или при пробое конденсаторов. Для ремонта в первую очередь нужно отключить технику от сети. Затем требуется найти место дефекта и устранить его. После следует восстановить изоляцию, а также, при необходимости, заменить конденсаторы.

Ремонт сварочного трансформатора

Ремонт сварочного трансформатора

Сильный гул во время работы. Как правило, эта проблема сопровождается сильным перегревом. В качестве причины выделяется ослабление болтов, которые стягивают листы магнитопровода. Также может быть сломан механизм закрепления катушки или крепление сердечника. Все может иметь более банальный характер, так как гудение появляется из-за перегрузки техники, что также случается и при замыкании. Чтобы устранить неисправности сварочного трансформатора в данном случае нужно подтянуть все крепления, а также устранить неисправности в креплении катушек и сердечника. Проверить изоляцию в кабелях для сварки.

Большой перегрев аппарата. Зачастую здесь происходит нарушение правил эксплуатации, к примеру, превышение сварочного тока, который оказывается выше нормы. Также может быть слишком большие сварочные электроды или длительное время беспрерывной работы. В некоторых случаях просто оказывается неисправной система охлаждения. Для ремонта приходится заменить эту систему или более четко подбирать режимы.

Более низкое фактическое значение сварочного тока, чем должно быть по номиналу. Такое явление наблюдается, когда в питающей сети напряжение ниже, чем требуется. Таким образом, оно понижается и на выходе аппарата в пропорциональном соотношении.

Некорректная регулировка тока и прочих параметров. Здесь могут быть поломки в механизмах регулировки. Каждый такой механизм может быть уникальным для отдельного сварочного аппарата. Зажимы регулятора могут быть замкнутыми, а вторичные катушки просто заблокированы в одном положении, что мешает их перемещению. При ремонте снимается кожух корпуса и исследуются все механизмы, в которых может возникать проблема.

Обрыв дуги без возможности ее восстановления. В таких случаях вместо дуги появляются только искры. Причиной такой ситуации является пробой обмотки сварочной цепи, нарушение соединений клемм аппарата или замыкание между проводами.

При отсутствии нагрузок аппарат потребляет из сети большие токи. Здесь возникает замыкание витков обмотки, которое можно устранить с помощью восстановления изоляции. Также может спасти полная намотка сварочного трансформатора.

Техническое обслуживание

  1. Производится очистка сварочного аппарата от пыли при помощи продувания.
  2. Проверяется сопротивление изоляции при помощи омметра. Сначала данные берутся между корпусом и первичный цепью, потом между корпусом и вторичной цепью. Значения не должны превышать 2,5 МОм. В ином случае технику нужно просушить теплым воздухом.
  3. Проверить напряжение в сети.
  4. Путем использования перемычек установить требуемый рабочий диапазон параметров.
  5. Проверить исправность автоматического выключателя.
  6. Включить аппарат и попробовать выставить различные параметры, проверяя тем самым устройства работы всех систем.
  7. Отключить технику от сети.

Во время технического обслуживания проверяется схема обмотки сварочного трансформатора, которая должна соответствовать номинальной. Также следует отдельно проверить заземление. Обмотки проверяются при помощи прозвона и если наблюдаются какие-либо неполадки, то следует узнать, как намотать сварочный трансформатор заново, чтобы устранить имеющиеся неполадки.

Если не проводить периодическое обслуживание и не контролировать работоспособность оборудования, своевременно отыскивая неполадки, то может случиться серьезная поломка, которая потом потребует дорогостоящего ремонта. Ведь лучше сразу узнать, как прозвонить вторичные обмотки сварочного трансформатора, чем потом менять всю катушку. Также это поможет узнать, соблюдается лир инструкция по эксплуатации сварочного трансформатора или же нужно менять рабочие параметры для сохранения работоспособности техники. На предприятиях периодичность обслуживания определяется регламентом.

Техника безопасности при проведении ремонта и обслуживания

Работа с трансформатором, в основном, грозит в себе риск поражения током. Поэтому, все условия должны отвечать правилам электробезопасности. В первую очередь, техника должна быть отключена от питания. Ее корпус и остальные детали должны быть надежно заземлены. Во время работы следует использовать изолированные инструменты, а также применять личные средства безопасности. Техника безопасности при ремонте сварочного трансформатора запрещает складывание инструментов непосредственно на самом трансформаторе или внутри него.

Запрещается эксплуатировать технику, которая имеет явные неполадки. Также не стоит приближаться к ней, поэтому, лучше разу отключить все от сети. Не стоит проводить работы с горячим оборудованием. После ремонта технику нужно проверять в режиме холостого хода, а после этого только пускать в дело.

svarkaipayka.ru

Как отремонтировать трансформатор — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости ➔

 

1Трансформаторы состоят из сердечника, собранного из металлических тонких изолированных лаком пластин (обычно Ш-образной формы), и каркаса с обмотками из эмалированного медного провода. С целью уменьшения потерь на гистерезис пластины изготовляются из специально так называемой трансформаторной стали или сплав пермаллоя.

Трансформаторы, особенно силовые, несут постоянную электрическую и тепловую нагрузку. Если расчет и изготов­ление трансформаторов выполнены с отклонениями, напри­мер пайка проводников осуществлена с кислотными флю­сами, то надежность изготовленных трансформаторов снижается и они чаще других намоточных изделий отказы­вают в работе.

Наиболее характерные неполадки трансформаторов сле­дующие: нарушение пайки в местах присоединения концов выводных проводников, внутренние обрывы обмоток, замы­кание обмоток между собой и на корпус.

Подготавливают обмоточные провода, гибкий монтаж­ный провод для выводов, прокладочную кабельную бума­гу или тонкую фторопластовую изоляционную пленку, кембриковое полотно, нитки, шеллачный лак, паяльник, припой, бескислотный флюс, мелкозернистую наждачную бумагу или полотно.

Для определения характера неисправности трансфор­матора отпаивают подведенные к нему провода, причем все отпаиваемые проводники отмечают бирками, чтобы в дальнейшем не перепутать подключение.

Выявление неполадок производят путем внешнего осмотра и проверки в следующем порядке:

- омметром проверяют целостность и сопротивление обмоток,

- мегомметром проверяют сопротивление изоляции между обмотками и между корпусом (сердечником) и обмот­ками,

- вольтметром переменного тока проверяют напряжение на выводах вторичных обмоток при номинальном напря­жении на первичной обмотке,

- миллиамперметром переменного тока проверяют силу тока холостого хода трансформатора.

Когда неисправность выявлена, трансформатор разби­рают, т. е. снимают крепежные детали и удаляют пластины сердечника. Делают это осторожно, так как погнутые пластины в дальнейшем затруднят сборку сердечника. Пластины из пермаллоя нельзя подвергать ударам, изгибам и другим деформациям, которые ухудшают магнитопроводящие свойства пермаллоевых пластин, что может отразиться в дальнейшей работе трансформатора.

Если сведения об обмоточных данных отсутствуют, то обмотки, которые надлежит снять, разматывают на намоточном станке со счетчиком, чтобы установить число витков. Диаметр провода определяют микрометром. Если намоточ­ные данные имеются, провод можно срезать, не повредив, однако, исправных обмоток и каркаса.

Если при работе трансформатор нагревался сверх допустимой номинальной температуры, нужно убедиться, что изоляция оставляемых без перемотки обмоток является доброкачественной: бумажные прокладки между слоями не содержат подгорелых мест (не имеют потемнения), а эмалевое покрытие на намоточном проводе держится прочно.

В трансформаторах, изготовленных приборостроитель­ными заводами, подсоединения концов обмоток к выводным проводникам при намотке изолируются тонкой фторопласто­вой пленкой; каждая обмотка после обертывания ее пленкой и проклейки пленки обвязывается ниткой, которой одно­временно закрепляются выводные проводники. Намотка по­лучается довольно жесткой, и к тому же пропитка делает катушку обмотки еще более жесткой. Поэтому, особенно при тонких проводах, размотка обмотки для счета числа витков связана с трудностями и необходимо проявлять большую осторожность, чтобы не порвать провод при смотке.

Намотку ведут виток к витку. В этом случае обмотки займут значительно меньше места, чем при беспорядочной намотке, и будет минимальная возможность пробоя между витками. Закончив ряд справа налево, ведут намотку сле­дующего ряда в обратном направлении. После каждого ряда (слоя) провода укладывают бумажную прокладку или фторопластовую пленку, которые должны плотно входить по ширине между щечками каркаса. Нельзя допускать попадания провода между прокладкой и щечкой каркаса. Толщина намотки получается несколько большей в том месте, где располагаются выводные проводники, поэтому их нужно размещать с той стороны катушки, которая после сборки сердечника будет помещаться не внутри сердечника, а снаружи его. Выводы пропускают через сделанные отверстия в щечках каркаса.

Эмалированный провод, используемый для намотки должен быть покрыт сплошным равномерным слоем эмалевой пленки, поверхность которой должна быть гладкой, блестящей, без пузырей, инородных тел, без механических повреждений верхних слоев металла. Провод берется того же диаметра и сохраняют прежнее число витков, иначе ему не разместиться в каркасе.

Намотав все обмотки, катушку трансформатора для зашиты от механических повреждений и пыли обклеивают сверху новой кембриковой лентой или лентой, снятой с трансформатора перед его размоткой.

Перед сборкой сердечника проверяют состояние пластин, выпрямляют погнутые. Если на железных пластинах имеют­ся следы ржавчины, то их очищают от ржавчины и покрывают тонким слоем бакелитового лака. При сборке внутрь каркаса катушки вставляют среднее ответвление Ш-образной пластины, крайние оставляют снаружи катушки. Сборку ведут так, чтобы пластины устанавливались по­очередно, то с одной, то с другой стороны катушки, что необходимо для создания замкнутого магнитного потока в сердечнике.

Собирая сердечник, обращают внимание на то, чтобы не смять пластины и в то же время не повредить каркас катушки. Пластины из трансформаторного железа более жесткие и при набивке сердечника редко сминаются. Пластины из пермаллоя более тонкие, поэтому нередко мнутся, изгибаются, что затрудняет сборку. Последние две-три пластины устанавливают на место легкими ударами деревянного молотка. Затем сердечник обжимают в тисках и дополнительно с помощью ударов деревянного молотка устанавливают еще две-три пластины. Если пластины набиты неплотно, то при включении трансформатор будет гудеть.

По окончании сборки сердечника, вставляют крепежные болты и стягивают сердечник.

Для повышения влагостойкости, нагревостойкости, электрической и механической прочности обмоток трансфор­матора производят пропитку обмоток изоляционным меламин глифталевым лаком МЛ-92 вязкостью 30…40 с по вискозиметру-воронке с диаметром отверстия сопла 4 мм в следующем порядке:

- очищают трансформатор от пыли, после чего прогре­вают в сушильном шкафу при температуре (120 ±10) °С в течение трех часов,

- охлаждают трансформатор до 60 °С и смазывают пастой ПВСГ выводные концы обмоток (приготовление и применение пасты см. ниже),

- погружают трансформатор в сосуд с изоляцион­ным лаком МЛ-92 и выдерживают в лаке 15…20 мин. до прекращения выделения пузырьков воздуха из об­мотки,

- удаляют трансформатор из жидкости и дают стечь лаку в течение 60 мин, после чего снимают пасту с выводных проводников,

- протирают каркасы, сердечник и выводы трансформа­тора марлей, смоченной смесью толуола и уайт спирита или одним толуолом,

- выводные концы обмоток смазывают трансформатор­ным, касторовым или приборным маслом,

- трансформатор помещают в сушильный шкаф и нагре­вают последовательно по следующему графику (допустимо отклонение температуры ±10°С):

Температура, °С 40 60 80 100 120

Время сушки, ч 2 2 2 2 16

Общее время сушки составляет 24 ч.

В пропитку поступает полностью собранный трансфор­матор.

По окончании сушки к трансформатору подключают электрическое питание и производят проверку напряжения на его обмотках, целостности обмоток, сопротивления изоляции, тока холостого хода.

Проверяют также, не сильно ли гудит трансформатор, что может быть следствием не только слабой набивки сердечника, но и недостаточной его затяжки.

Паста ПВСГ для защиты токоподводов при пропитке и лакировке.

Состав: 11% спирта поливинилового ПВС, 26% спирта ректификата этилового, 11% глицерина дистиллированного 52% воды дистиллированной.

Способ приготовления: в стеклянной посуде смешивают этиловый спирт с водой; в разведенный этиловый спирт добавляют последовательно поливиниловый спирт и дистиллированный глицерин при тщательном перемешивании стеклянной палочкой; нагревают смесь на водяной бане при температуре до 90°С в течение 1…2 ч; паста должна быть однородной, без комков и механических примесей. При необходимости фильтруют пасту через марлю. Хранить в колбе с притертой пробкой. Срок годности 10 суток.

Применение: наносят пасту кистью на те места проводов или деталей, которые не подлежат пропитке или лакировке. Затем сушат нанесенный слой пасты на воздухе в течение 30 мин. После удаления пропитываемой детали из лака и стекания лака, т. е. фактической сушки детали на воздухе, пасту снимают пинцетом или ножом (не повредить провод!).

fazaa.ru

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Ремонт трансформаторов с заваренными сердечниками.

Рассмотренная в данной статье методика ремонта позволяет отремонтировать подобные трансформаторы со 100% вероятностью успеха. Также необходимо запастись терпением и, конечно же, некоторыми слесарскими навыками, плюс ко всему нелишними будут знания по особенностям перемотки обычных трансформаторов.

Давайте рассмотрим ремонт трансформаторов с заваренным сердечником на примере трансформатора от 5,1 ресивера JVC. Как видно на фото, данный трансформатор практически не имеет внешних повреждений и явных признаков повреждений обмоток. Но все меняется, как только мы снимем каркас. Об этом речь пойдет далее.

Разборку трансформатора следует начать с разреза сварочного шва с помощью обычной ножовки по металлу. Для этого необходимо зажать сам трансформатор в тисках и аккуратно распилить шов.

Совет! Воспользуйтесь полотном с мелкими зубьями.

Распил необходимо проводить предельно осторожно, дабы не повредить лакированную изоляцию торцов, близко расположенных пластин.

1260636736_pa290066

Совет! Перед началом распила, промаркируйте маркером стороны сердечника, чтобы в конце правильно собрать трансформатор.

1260636970_pa290065

После полной распилки осторожно выньте трансформатор из тисков и отверткой с широким жалом отсоедините сердечник от корпуса.

1260637305_pa290067

1260637384_pa290069

1260637365_pa290070

Далее снимите каркас.

1260637578_pa290071

На данном этапе разборка закончена, и следующим этапом будет сматывание перегоревшей обмотки и запись количества витков, диаметра проволоки и порядка размещения нумерации выводов.Вся эта информация очень важна, и ее следует записать, а схему обмотки зарисовать, иначе можно легко допустить ошибку.

1260638302_trans

Очень часто, вместе с перегоревшими обмотками часто меняют и каркас, так как высокая температура просто сплавляет его.  В нашем примере каркас оплавился и ремонту не подлежит.

1260639008_p7240010

1260639001_p7240011Процесс изготовления единого нового каркаса из стеклотекстолита можно найти здесь, поэтому этот шаг можно пропустить.

1260638838_pb180073

Клеммы изготовлены из штыревых стоек от телевизионных плат, штангенциркулем проведите замеры расстояний между выводами. Далее измерьте диаметры стоек и просверлите отверстия размерами – 0,1 – 0,2 мм. В данные отверстия плотно необходимо зафиксировать штыри.   Лишние торчащие концы аккуратно откусываем, и подравнивает надфилем.

1260638837_pb180074

В результате должна получиться  прочная конструкция.

На данном этапе каркас у нас готов, далее необходимо приступить к созданию межслойной изоляции, для этого необходимо будет нарезать офсетную бумагу соответствующей формы каркаса и  бумагу немного толще для межобмоточной изоляции.

1260639376_pb220083

Должны получиться вот такие, примерно, полосы шире каркаса на где-то на 3-5 мм. Далее по краям нарежьте бахрому, делается это для того, чтобы обмотки ложились ровно, и не продавливали нижеуложенные слои.

1260639466_pb220088

1260639444_pb220091

Конечно нарезание бахромы дело муторное, и чтобы облегчить этот процесс был придуман специальный нарезатель.

После того как изоляция готова, далее конструируем деревянную вставку. Вот теперь можно начать мотать.

1260639558_pb180075

Для намотки проводом использовалась самодельная намоточная конструкция.

Схемы подобных конструкций можно найти  тут.

1260639819_pb290088

1260639782_pb290086

После завершения необходимо укоротить выводы, залудить и припаять к стойкам.

1260640025_pb290089

1260640060_pb290090

После всего это, можно обратно собрать трансформатор и провести предварительную проверку и осуществить измерения параметров.Для этого необходимо надеть каркас обратно на сердечник и приложить нижнюю часть сердечника на свое место.Всю эту конструкцию закрепите в тисках и подключите питание через сопротивление 1 Ом, то есть через токовый шунт. Аккуратно включите (Помните: безопасность превыше всего) проведите замеры тока холостого хода, а также напряжение на вторичных обмотках.

1260640567_pb300093

Если все параметры норме, то можете приступать к сварке. Вместо сварки можно воспользоваться мощным паяльников в 100 Вт, шок пролудить при помощи припоя ПОС-61 и канифоля.

1260641095_p7240009

После всех мероприятий, как положено, поставьте трансформатор под нагрузку на пару часов.

1260641392_pc060114

Спустя некоторое время проверьте (отключите все от розетки) температуру трансформатора – она не должна превышать – 50 градусов. Такая температура соответствует норме.

 

volt-index.ru

Информационный ресурс энергетики - Средний ремонт трансформаторов

При среднем (планово-предупредительном) ремонте активную часть не разбирают, поэтому объем работ и время простоя трансформатора в ремонте сравнительно небольшие. Его выполняют с таким расчетом, чтобы не увлажнить изоляцию активной части (избежать сушки), если она не была увлажнена до вывода в ремонт. Учитывая это, условиям вскрытия (разгерметизации) активной части и времени ее нахождения вне масла при выводе трансформатора в ремонт на короткий срок придается особое значение. Оно заключается в следующем:1) активную часть допускается держать вне масла (на воздухе) не более установленного нормами времени (табл. 1) при устойчивой ясной погоде без осадков;2) температура активной части, находящейся вне масла, должна превышать температуру точки росы окружающего воздуха не менее чем на 5° С.Независимо от перечисленных условий температура активной части при вскрытии трансформатора должна быть не ниже 10° С. При необходимости для создания этих условий трансформатор до вскрытия прогревают. Такое требование объясняется тем, что при соприкосновении с холодной активной частью влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на поверхности активной части и увлажняет ее изоляцию.

Таблица 1. Наибольшая допустимая продолжительность пребывания активной части трансформатора на воздухе

Напряжение трансформаторов, кВ

Продолжительность соприкосновения активной части с окружающим воздухом (не более), ч, при относительной влажности воздуха, %

до 75

до 85

До 35 включительно110—500

24 16

1610

Температуру точки росы определяют по таблицам.Отсчет времени нахождения активной части на воздухе принято вести от начала слива из трансформатора масла до момента заполнения его маслом или до момента начала вакуумирования перед заливкой масла.Температуру активной части измеряют термосигнализатором или термометром, устанавливаемым на верхнем ярме через люк в крышке. Нельзя пользоваться ртутным термометром. У трансформаторов I—III габаритов на крышке люков нет, поэтому о температуре активной части судят по температуре верхних слоев масла.В последние годы для защиты изоляции трансформатора от увлажнения при разгерметизации и сливе масла в бак трансформатора подают глубокоосушенный воздух с относительной влажностью 20% и ниже. Такой способ не требует нагрева активной части и позволяет удлинять время пребывания ее вне масла до 100 ч. Глубокоосушенный воздух получают в специальных установках («суховей») с цеолитовым адсорбентом и подогревателем воздуха.

До разборки трансформатор тщательно осматривают снаружи и выявляют внешние неисправности: течь масла, механические повреждения бака и расширителя, сколы и трещины на фарфоровых вводах, оценивают состояние армировочной замазки и фланцев вводов, уплотнений, проверяют исправность пробивного предохранителя, маслоуказателя и термометра. Выявленные дефекты заносят в ведомость технического состояния трансформатора. Чтобы более полно определить дефекты (отсутствие течей масла) в сварных швах бака и других сварных и литых частях трансформатора, его испытывают избыточным давлением масла. После этого сливают масло из трансформатора и приступают к его разборке. Если в день демонтажа наружных устройств трансформатора и разболчивания крышки активную часть из бака не планируется вынимать (как это часто бывает при ремонте крупных трансформаторов), масло сливают до уровня верхнего ярма так, чтобы изоляция и обмотки остались в масле. Этим сокращают время пребывания активной части на воздухе.Если ремонт активной части и бака намечено закончить за один прием или активную часть нужно сушить, масло сливают полностью через нижний кран бака. У трансформаторов I и II габаритов масло обычно спускают самотеком, у более мощных — выкачивают насосом.Если масло пригодно для дальнейшей эксплуатации, его сливают в чистый бак с герметически закрывающимся люком. Бракованное масло сливают в отдельную тару.Для вскрытия и подъема активной части крюк подъемного механизма устанавливают так, чтобы его ось проходила через центр тяжести трансформатора. В этом случае при подъеме активная часть не задевает за стенки бака. После этого отвинчивают гайки и болты устройств, размещенных на крышке, пользуясь двусторонними рожковыми, торцовыми и разводными гаечными ключами. Наиболее употребительными являются рожковые, имеющие с каждой стороны зев, соответствующий размеру головки болта или гайки.Наиболее часто употребляемые стандартные размеры двусторонних гаечных ключей и соответствующие им размеры болтов следующие:

Размеры ключа,мм...... 14 17 19 22 24 27 30 32 36 41 46 55 65 75 80 85Диаметр болта,мм...... 8 10 12 14 16 18 20 22 24 27 30 36 42 48 52 56

Разводные ключи разделяют по номерам от 1 до 6. Первый номер имеет раствор губок до 19 мм, второй — до 30, третий — до 36, четвертый — до 41, пятый — до 46 и шестой — до 50 мм. Трудоемкость работ при отвинчивании и завинчивании болтовых соединений значительно уменьшается с применением пневматических гайковертов.Раскрепление болтовых соединений трансформаторов, не имеющих расширителя, предохранительной трубы и другой арматуры, начинают с разъемного соединения крышки с баком. У трансформаторов, на крышке которых смонтированы эти устройства, вначале демонтируют газовое реле, затем предохранительную трубу, расширитель, приводы переключателей и другие устройства. Для демонтажа газового реле с каждой его стороны отвинчивают по четыре болта. При этом реле поддерживают рукой или подкладывают под него деревянную подкладку, Освободив болты, корпус реле перемещают параллельно фланцам и снимают его. Отверстия реле закрывают временными глухими фланцами из электрокартона, которые закрепляют освободившимися болтами. Реле осторожно укладывают на стеллаж или сразу отправляют в лабораторию для проверки и испытания.

Расширитель демонтируют в следующем порядке: отсоединяют от него маслопровод, идущий к газовому реле, закрывают стекло маслоуказателя временным щитком из доски или фанеры, привязывая его к арматуре маслоуказателя, стропят расширитель пеньковым или стальным стропом в зависимости от массы, отвинчивают болты, крепящие кронштейны расширителя, и опускают его на пол. Расширители крупных трансформаторов снимают грузоподъемным механизмом. На подстанциях для этих целей применяют автокран.Чтобы грязь и влага не попали в расширитель, все отверстия в нем закрывают заглушками и временно уплотняют старыми резиновыми прокладками. Далее двумя рожковыми ключами раскрепляют болтовое крепление крышки: одним ключом отвинчивают гайку, расположенную под бортом крышки, другим удерживают головку болта от проворачивания. Болты укомплектовывают гайками и шайбами и, слегка смочив керосином, хранят до сборки в металлической таре.

При значительном усыхании изоляции, неодинаковых осевых размерах обмоток ВН и НН и плохой прессовке внутренних обмоток в них закладывают дополнительную изоляцию в виде колец и прокладок и прессуют вертикальными шпильками.Обмотки трансформаторов старых выпусков, не имеющих специальных прессующих устройств, подпрессовывают способом расклиновки. Он заключается в том, что в верхней части обмоток между уравнительной и ярмовой изоляциями забивают дополнительные изоляционные прокладки — клинья, изготовленные из предварительно высушенного прессованного электрокартона или гетинакса. Расклинивают поочередно один ряд прокладок за другим, равномерно обходя обмотки по всей окружности.Обмотки масляных трансформаторов III габарита и выше и сухих с воздушным охлаждением мощностью более 160 кВ-А прессуют стальными кольцами 1 (рис. 7) и нажимными винтами 5, ввинчиваемыми во втулки 4, приваренные к полкам 6 верхних ярмовых балок. Чтобы не получился короткозамкнутый виток, плоские стальные кольца имеют разрез (зазор), их укладывают на верхнюю концевую изоляцию 8 обмоток 9 каждого стержня. Количество и размер нажимных винтов зависят от мощности трансформатора и определяются расчетом. Для равномерной прессовки на каждое кольцо обычно устанавливают шесть винтов (по три на каждую сторону ярмовых балок). Если винтами непосредственно давить на кольцо, то зазор кольца через винты и ярмовые балки будет перекрыт и образуется короткозамкнутый контур (виток). Поэтому между кольцом и каждым прессующим винтом устанавливают изоляционную пяту 2 из текстолита, гетинакса, прессованного электрокартона или специального пластика. Для предохранения пяты от продавливания винтом в нее вставляют стальной башмак 3. Чтобы не произошло ослабления нажима винтов, затягивают гайки 7 до отказа.

 В трансформаторах напряжением 110 кВ и ниже обычно все обмотки, расположенные на стержне, прессуют одним общим кольцом, при напряжении 220 кВ и более применяют раздельную прессовку обмоток — каждую обмотку прессуют своим кольцом. Кольца заземляют гибкой медной шинкой, соединяющей их с заземленной ярмовой балкой. В целях экономии металла и уменьшения потерь стальные кольца в трансформаторах небольшой мощности заменяют кольцами из изоляционного материала.

Осевую подпрессовку обмоток при ремонте выполняют в такой последовательности: ослабляют гайки, равномерно в перекрестном порядке до отказа завинчивают винты и заново затягивают гайки, подтягивают крепление заземляющих шинок. Предварительно их отсоединяют от ярмовых балок и измеряют сопротивление изоляции нажимных колец относительно ярмовых балок и магнитной системы. Далее осматривают витковую изоляцию и, если обнаруживают места повреждений, их изолируют предварительно высушенной лентой из лакоткани. Чтобы удобно было пропускать ленту между витками, крайние витки в месте подызолировки осторожно раздвигают электрокартонным клином. В случае повреждения изоляции в удаленной части катушки между витками закладывают электрокартонную полоску толщиной 0,3—0,5 мм. В месте, где изоляция витка восстановлена, на катушку накладывают бандаж из тафтяной ленты. Эту работу следует выполнять аккуратно, чтобы не повредить изоляцию соседних витков.При осмотре обмоток необходимо оценить степень старения и механическую прочность изоляции витков. Изоляция считается хорошей, если она эластична, не ломается при изгибе под углом 90°, имеет светлый цвет. Если она хрупкая, ломается при изгибе, имеет темный цвет, ее считают неудовлетворительной. В этом случае необходим капитальный ремонт трансформатора с заменой обмоток на новые или перемоткой старых.

Ремонт устройств ПБВ.

Неплотное прилегание подвижного контакта переключателя к неподвижному вызывает увеличение сопротивления. При прохождении тока место ослабленного контакта сильно нагревается, окисляется и подгорает. С развитием процесса цепь разрывается, что вызывает электрическую дугу и приводит к аварии. Поэтому при ремонте тщательно осматривают все контактные соединения переключателя и отводов. Плотность прилегания контактов в зависимости о г конструкции переключающего устройства определяют различными способами: нажатием на сегменты или барабанные кольца подвижных контактов (отсутствие пружинящего действия указывает на поломку пружин и необходимость их замены), проверкой зазора между ламелями щупом, а также измерением переходного электрического сопротивления.Особое внимание обращают на состояние поверхности контактов. Если на ламелях в местах прилегания имеются подгары или оплавления, устройство заменяют. В отдельных случаях в зависимости от характера и степени повреждения его восстанавливают наплавлением металла.При длительной работе в масле поверхность контактов покрывается тонким налетом в виде желтоватой пленки, которая увеличивает их электрическое сопротивление. Для удаления налета контакты переключателя тщательно протирают салфеткой, смоченной в ацетоне или бензине. Остальную часть устройства промывают чистым трансформаторным маслом. Каждый регулировочный отвод закрепляют подтягиванием гаек, при этом проверяют расстояния между их гибкими частями, так как при подтяжке они могут сместиться и слишком приблизиться друг к другу, подтягивают болтовое крепление переключающего устройства к ярмовым балкам. В заключение проверяют работу переключателя, переводя его со ступени на ступень, переход из одного положения в другое должен сопровождаться пружинящим скачком.При ремонте переключающих устройств, привод которых установлен на крышке бака, заменяют уплотняющие резиновые прокладки под крышкой сальника; ее крепят равномерным поочередным завинчиванием болтов так, чтобы не было перекоса и прокладка по всей окружности имела одинаковую усадку. Правильное положение подвижных контактов (барабанов) по отношению к неподвижным (стержням) и фиксацию колпака привода регулируют нониусным кольцом.

Ремонт устройства РПН.

Кроме общих работ по очистке, протирке и промывке наружных и внутренних поверхностей деталей и частей устройства РПН проверяют контактные поверхности избирателя ступеней и контакторов, электрическую и механическую части приводного механизма. Подгоревшие контакты избирателя, главные контакты контактора и привода тщательно зачищают и проверяют на плотность прилегания; при этом выясняют и устраняют причину подгорания. Если металлокерамические контакты выгорают на глубину 7 мм и больше, их заменяют новыми.Основной причиной подгорания контактов избирателя и контактора является ослабление их вследствие образования в механизме привода люфтов сверх допустимых значений. Люфты устраняют либо подтяжкой креплений, либо заменяют детали с разработанными отверстиями и большим износом. Для осмотра и мелкого ремонта контактора из его кожуха сливают масло, разболчивают и снимают боковую стенку, подтягивают ослабевшие винты и гайки, проверяют состояние сальников и при необходимости их заменяют. Кроме того, проверяют правильность сочленения всех приводных устройств и контактной системы. Плотность прилегания контактов избирателя и контактора определяют динамометром. Давление между подвижными и неподвижными контактами контактора РНТ-13 должно быть 80—100 Н, избирателя —50—60 Н.При сборке и регулировке приводов пользуются рисками, нанесенными на сочленяемые детали. После ремонта и регулировки заменяют уплотняющую прокладку, крепят боковую стенку кожуха и заливают его маслом. Если в кожухе контактора пробивное напряжение масла ниже 22 кВ, его заменяют.Чтобы убедиться в отсутствии люфтов и исключить возможные ошибки в схеме подключения отводов, после сборки, регулировки и визуальной проверки схемы соединений снимают круговую диаграмму, которой проверяют последовательность и правильность работы контактной системы и механизма переключающего устройства.

При осмотре отводов обращают внимание на их изоляцию и качество соединений (паек). Признаками плохого контакта отводов, работающих в масле, являются потемнение изоляции и отложение на их поверхности черной спекшейся массы. Дефектные соединения перепаивают и изолируют до требуемой толщины бумажной лентой или лентой из лакоткани; закрепляют основную изоляцию одним слоем тафтяной ленты. Ленты при изолировании накладывают обычно в полуперекрытие так, чтобы каждый последующий слой перекрывал предыдущий на половину ширины ленты. Лента должна ложиться плотно, без морщин и пропусков.Вводы 35 кВ и ниже при ремонте снимают с крышки бака, тщательно осматривают и проверяют состояние фарфоровых изоляторов, уплотняющих прокладок, исправность резьбы на токоведущих стержнях и гайках. Поврежденные фарфоровые изоляторы заменяют, токоведущие части и детали крепления при обнаружении дефектов восстанавливают. После чистки и промывки ввод собирают и устанавливают на старое место; резиновое прокладки, как правило, заменяют новыми.В настоящее время в эксплуатации еще находится большое количество трансформаторов с вводами армированной конструкции. Если при осмотре обнаруживают течь масла через армировочную замазку или трещину в изоляторе, такие вводы заменяют съемными (разборными). В отдельных случаях их переармировывают, используя для склеивания фарфорового изолятора с фланцем глетоглицериновую или магнезитовую замазку. Паяные и сварные части вводов опрессовывают и проверяют на просачивание мыльным раствором. Забитую резьбу на гайках восстанавливают прогонкой метчиком, на стержне — плашкой.Весь ввод перед установкой проверяют на герметичность гидропрессом, создавая в нем избыточное давление трансформаторного масла 0,15—0,2 МПа при температуре 60—70°С в течение 1 ч.

Ремонт крышки

На крышках трансформаторов до III габарита включительно вводы, переключающие устройства, краны и другие части крепят приваренными к ней шпильками. Поэтому после чистки и протирки крышки все шпильки осматривают и при необходимости ремонтируют. Изогнутые шпильки выпрямляют, имеющие излом или плохую резьбу заменяют новыми. Для это го сверлят в крышке отверстие, нарезают метчиком соответствующую резьбу, заворачивают шпильку и с обратной стороны приваривают ее к крышке электросваркой. Особенно тщательно уплотняют и крепят подъемные шпильки трансформаторов, у которых они через отверстия в крышке выступают наружу для навинчивания на них рымов. Крышку 5 при среднем ремонте обычно не демонтируют с активной части. Для замены асбестового уплотнения 4 сначала измеряют расстояние от полки ярмовой балки до крышки. Далее отвинчивают со шпильки 8 рым 1, гайку 2 и снимают шайбу 3. Опуская нижнюю гайку 7 с шайбой 6 на 30—40 мм ниже их нормального положения, стальным крючком извлекают старое уплотнение. После этого подтягивают крепление нижних концов подъемных шпилек на ярмовых балках и приступают к уплотнению верхних. Для уплотнения применяют асбестовый шнур, который расплетают на отдельные пряди, пропитывают их бакелитовым лаком, выдерживают в течение 15—20 мин на воздухе и наматывают с обеих сторон крышки 5 по ходу гайки на резьбу шпильки до толщины, обеспечивающей плотное прилегание асбеста к шпильке и крышке с таким расчетом, чтобы после затяжки гаек уплотнение полностью заполнило зазор между шпилькой и крышкой. Далее надевают шайбу 3 и, контролируя мерной рейкой расстояние между крышкой и ярмовой балкой, затягивают до отказа гайки 2 и 7, подбивая выступающий асбест под шайбы и обрубая его излишки зубилом. Для предотвращения ослабления гайку 7 кернят.

ukrelektrik.com

Ремонт - трансформатор - ток

Ремонт - трансформатор - ток

Cтраница 1

Ремонт трансформаторов тока производится при плановых текущем и капитальном ремонтах коммутационной аппаратуры РУ. В случае ненадежного состояния трансформатора тока или работы в условиях, не соответствующих его конструкции, сроки между ремонтами могут быть сокращены.  [1]

Ремонт трансформаторов тока и напряжения начинают с осмотра состояния фарфоровой, эпоксидной или другой изоляции; при этом проверяют надежность крепления трансформатора к конструкциям, количество масла в баке и отсутствие его течи в уплотнениях и сварных швах. Для удаления течи масла через уплотнение подтягивают скрепляющие болты. Если это не помогает, то прокладку заменяют новой из пробки или маслостойкой резины. Если течь масла обнаружена в сварном шве, трансформатор заменяют.  [2]

Окончив ремонт трансформатора тока, обтирают его фарфоровую покрышку ветошью, а металлические цоколь и крышку окрашивают эмалевой краской.  [4]

При ремонте трансформаторов тока проверяют целость фарфоровых изоляторов, покрышек и их армировки, прочность крепления стержня в изоляторе, отсутствие обрыва в цепи вторичной обмотки, состояние изоляции между первичной и вторичной обмотками. Изоляторы с небольшими сколами и частично разрушенными армировочными швами ремонтируют.  [5]

При ремонте трансформаторов тока предварительно испытывают мегомметром на 1000 В сохранность цепей и состояние изоляции трансформаторов. Осматривают сборки с зажимами токовых цепей. Поврежденные зажимы заменяют новыми, а у остальных проверяют прочность крепления в них проводов. Затем очищают конденсаторную втулку от грязи и пыли и тщательно ее осматривают.  [6]

При ремонте трансформаторов тока и трансформаторов напряжения фарфоровые изоляторы трансформаторов тока и выводы трансформаторов напряжения осматривают и обтирают.  [7]

При ремонте трансформаторов тока проверяют целость фарфоровых изоляторов и их армировки, прочность крепления стержня в изоляторе, отсутствие обрыва в цепи вторичной обмотки, состояние изоляции между первичной и вторичной обмотками.  [8]

Приступая к ремонту трансформаторов тока, предварительно испытывают мегомметром на 1000 в сохранность цепей и состояние изоляции трансформаторов. Осматривают сборки с зажимами токовых цепей. Поврежденные зажимы заменяют новыми, у остальных зажимов проверяют прочность крепления в них проводов. Винты крепления проводов подтягивают.  [9]

Приступая к ремонту трансформаторов тока, предварительно испытывают мегомметром на 1000 в сохранность цепей и состояние изоляции трансформаторов.  [10]

Работы по ремонту рекомендуется начать с ремонта трансформаторов тока, конденсаторных втулок и изоляторов, а затем перейти к ремонту контактов, дугогасительного устройства, приводного механизма, газопроводов и арматуры.  [11]

Работы по ремонту рекомендуется начинать с ремонта трансформаторов тока, конденсаторных втулок и изоляторов, а затем перейти к ремонту контактов, дугогасительного устройства, приводного механизма, газопроводов и арматуры.  [12]

С другой стороны, наличие вентильного крана большого сечения представляет известные удобства для аппаратостроительного завода и в случае ремонта трансформатора тока. Однако, как известно, ремонт трансформаторов тока с бумажно-масляной изоляцией - весьма редкая операция.  [13]

В высоковольтных распределительных устройствах подстанций применяют проходные ( рис. 107, а) и опорные ( рис. 107, б) трансформаторы тока. При ремонте трансформаторов тока проверяют целость фарфоровых изоляторов 2, покрышек 12 и их армировки, прочность крепления стержня в изоляторе, отсутствие обрыва в цепи вторичной обмотки, состояние изоляции между первичной / и вторичной 3 обмотками. Изоляторы с небольшими сколами и частично разрушенными армировочными швами ремонтируют.  [14]

С другой стороны, наличие вентильного крана большого сечения представляет известные удобства для аппаратостроительного завода и в случае ремонта трансформатора тока. Однако, как известно, ремонт трансформаторов тока с бумажно-масляной изоляцией - весьма редкая операция.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта