Eng Ru
Отправить письмо

Изготовление высоковольтного трансформатора. Заливка высоковольтного трансформатора


Изготовление высоковольтного трансформатора

Drovosek 13-06-2004 17:09

Люди, помогоите, у кого какой опыт в изготовлении высоковольтного трансформатора

hbringer 14-06-2004 17:20

Делается он так:1. Нужно вычислить, сколько надо взять трансформаторного железа по объему (лучше не вычислять, т.к. не знаю формул), а взять с запасом, прикинув "на глаз". Например для мощности в 20-30ватт, думаю подойдет 2х2см и длиной см 5-8. Мощность (Амперы*Вольты источника питания*КПД), например для аккумулятора СА1213 (12В 1,3А=15Вт) и Freeman'овского преобразователя на SG3525 http://frikzona.org/zashita/megashock2.shtml(КПД~90% (0,9) выходная мощность будет ватт 13-14. Вообще выходная мощность рассчитывается, исходя из энергии "боевых" конденсаторов, но в данном случае сойдет и так.2. Надо взять пластины от трансфоматорного сердечника. Заизолировать их друг от друга тонким скотчем или лучше взять папиросную бумагу и пропитать ее трансформаторным маслом. Затем сложить их, плотно сжав. Если нет нужного размера пластин, можно их вырубить из пластин бОльшего размера зубилом и обработать напильником.3. Склеить каркас из пластика или платмассы, толщиной 1-1,5мм (с ограничителями). Дополнительно обмазать его тонким слоем эпоксидного клея с добавлением 5-10% трансформаторного масла (масло тщательно размешивается с клеем до нанесения). Подождать высыхания 12-15 часов.4. Намотать высоковольтную обмотку тонким проводом (0.08 или 0.1мм), желательно делать шаг витка в 0.2-0.5мм (меньше просто сложнее). После намотки слоя, следя за тем, чтобы провод не размотался, (прикрепляем скотчем на внешную сторону каркаса) подождем 1-1.5 часа после смешения компонентов эпокидного клея и масла (чтобы оно немного загустело) и обмазываем равномерным тонким слоем, так, чтобы скрыть полностью провода с запасом в 0.2-0.5мм. Дать хорошо просохнуть.5. Прокладывать поверх каждого слоя бумагу, пропитанную парафином (до 60КВ) или специальную конденсаторную бумагу (можно взять папиросную бумагу и хорошо пропитать ее трансформаторным маслом, обмотать плотно в 2-3 слоя). Особенно важно следить за тем, чтобы самые уязвимые места (около ограничителей были надежно заизолированы).6. После намотки последнего слоя высоковольтной обмотки также покрываем его 1-2мм слоем эпоксидной смолы с маслом, наматываем 2-3 слоями пропитанной бумаги. Наматываем ПЕРВИЧНУЮ обмотку и обматываем все изолентой в 3-4 слоя.7. Проверяем на предмет проводимости обмотки ("прозваниваем"). С торцов обильно замазываем эпокидным клеем.Обычно в первичной обмотке советуют делать 20 витков, советую сделать их 40-60, и высоковольтной обмотке количество витков пропорционально увеличится. При этом следует помнить про потери, поэтому следует наматывать на %10 больше витков в высоковольтной обмотке, чем необходимо из пропорции. Также, изоляция между обмотками и слоями обмоток должна быть не слишком толстая, а именно такая какая нужна - оптимальная. Данные параметры подойдут для более чем 60-80КВ. Удачи!

Drovosek 14-06-2004 18:19

Спасибо!!! Улыбаюсь

Drovosek 14-06-2004 18:33

А что если между слоями прокладывать 4-5 слоёв широкого скотча, а потом залить с торцов эпоксидкой, и проволоку с каждого слоя выводить не с торца а наматывать вместе со скотчем, Чтобы в торце не пробило. Какдумаете?

hbringer 15-06-2004 03:05

Чесно говоря, еще сам не очень разбираюсь, но то, что Вы написАли (насчет вывода провода через наматываемый слой скотча) кажется разумным, только лучше взять не скотч, а изоленту, но намотать поменьше. Вообще гараздо надежнее будет "заклеить" слои клеем с трансформаторным маслом и обвернуть тонкой бумагой, пропитанной парафином (воском) или трансформаторным маслом. Можно поступить проще и не заливать слои клеем, а просто намотать изолирующий слой, но тогда при намотке первичной обмотки поверх (особенно толстым проводом) существует возможность повреждения высоковольтной обмотки или изолирующих слоев (если используется бумага). В таком случае (если не "клеить") надо пропитать слои трансформаторным маслом (очень удобно пропитывать, если масло зарядить в одноразовый шприц).Если принимать в расчет толщину изоленты ~0,4мм, если пробойное напряжение ее в раза 3 больше, то слой изоленты должен "держать" ~2-3кВ (если только она не растянута).Расчитать примерную толщину изолирующего слоя можно следующим образом:Допустим надо получить 50кВ, намотка ведется проводом 0,1мм, каркас 50мм длиной. Допустим мы решили не усложнять себе изготовление и мотаем виток к витку (без промежутков). Тогда в одном слое будет 500 витков (не столь важна точность). Для надежной работы ма решили сделать 20 витков в первичной обмотке, при напряжении на ней в 450В. На один виток первичной обмотки "идет" напряжение 450/20=~22В, количество витков в высоковольтной обмотке (50000/450)x20=~2250.Следовательно надо намотать 5 слоев (потери отнимут "лишние" витки). На один виток вторичной обмотки придется то же самое напряжение 22В. Нет смысла делать шаг при намотке провода, т.к. лакированный провод (разные марки, по-разному (ПЭЛ, ПЭЛШО) "держит" вольт 60-80. А вот на один слой придется 22*500=11000В, следовательно потенциал между слоями будет 11кВ, и изоляция между каждым слоем должна "держать" соответствующее напряжение. Хватит 5 слоев изоленты, но это слишком толстая изоляция - будут потери, надо, чтобы обмотки были как можно ближе к сердечнику, чтобы могли "словить" побольше электромагнитного поля. Если нет трансформаторного масла - используйте бумагу, пропитанную парафином или конденсаторную бумагу (достать конденсаторную бумагу, можно из конденсатора в лампе дневного света).

Freeman408 15-06-2004 04:45

Как я делал HV транс:

Ножницами по металлу нарезал из Ш-образных трансформаторных пластин прямоугольные. Сложил их (см. рисунок), так, чтобы получилась площадь сечения 450...550 кв.мм (я сделал ок. 540). В процессе намотки между пластинами прложил плёнку, чтобы изолировать их одну от другой (иначе нможет падать КПД (вплоть до 0% )). Далее обмотал это дело скотчем, потом - первичная обмотка, я сделал её с отводом, чтобы можно было переключать: 8-12-20 витков. Первичную обмотку обернул толстой плёнкой (не знаю, откуда плёнка. Можно использовать от канцелярских принадлежностей (папок и др.)), и с торцов залил эпоксидкой (сначала с одного торца, потом - с другого, когда первый затвердеет) (в эпоксидку добавил немного масла). Потом ещё несколько слоёв скотча, и начал наматывать вторичную обмотку. Для этого заюзал примитивное намоточное приспособление (см. рис.). Планировалась обмотка в 1200 витков, но провода хватило только на 950 Улыбаюсь

. Измерил ширину имеющегося скотча, и намотал первый слой вторички шириной на 10...14 мм больше чем скотч (чтобы от краёв слоя до краёв изоляции оставалось 5...7 мм ). Далее взял длинный отрезок этого самого скотча и сложил пополам клеящим слоем внутрь, так, чтобы получился отрезок плёнки (ровный, без морщин. Мелкие пузыри допускаются). Этим отрезком в 2...3 витка обернул первый слой намотки, потом ещё 1,5 витка порсто скотча. И так все 8...10 слоёв (точное количество не помню). Всё это с натягом, чтобы транс был компактнее. Провод пропустил между слоями плёнки. Слои намотки ес-но укладываются виток к витку (даже один "заезд" сильно повышает вероятность пробоя). Потом получившийся транс снова обернул толстой плёнкой и залил эпоксидкой с торцов (сначала один, потом другой (когда первый затвердел)).

В процессе намотки, когда чувствовал что зае%ался, закреплял провод на трансе кусочком скотча и отдыхал. Считал витки с помощью калькулятора (набираешь "10" "+/-" "+" "10" "=", и потом "=" после каждых 10 витков). Сильнее всего заё%ывался, пытаясь ровно склеить скотч клеящими слоями Улыбаюсь

, но оно того стоило: катушка держит напряжение 70 Kv как нефиг делать.

handmade 16-06-2004 14:14

объясните идиоту с какого х.. будет падать кпд если не изолировать пластины?! я их не изолировал и все нормуль. в промышленных устройствах тоже этого не делают (почему-то ;-)))

Drovosek 16-06-2004 16:02

В промышленных трансформаторах используют лак или что-то в этом роде . КПД падает из-за вихревых токов Фуко( Подмигиваю

Даже я знаю Подмигиваю ) Но может я и не прав, там ведь постоянный ток в шокерах

Amid 16-06-2004 18:11

При изготовлении импульсного транса, если вы хотите что-бы он не накрылся в самый нужный момент, надо учитывать следующие моменты:· Напряжение на виток. Если напряжение на виток превышает максимальное напряжение, которое может выдержать изоляция провода, то поработает ваш транс пару секунд, и все, хана. Это напряжение как правило равно 50 вольтам. Для расчета надо знать напряжение разряда кондера, количество витков в первичке. С этим количеством играться не советую. Например напряжение разряда =600v. Кол-во витков в первичке =20. Следовательно на виток 600/20=30 вольт, что является оптимальным в данном случае (запас 20 вольт). Такая катушка будет вечная.· Меж витковая изоляция. Это очень важно, т.к. если будет плохая изоляция, время жизни вашей катушки тоже ограничится парой секунд, или низким напряжением на выходе. Лучший вариант материала - фторопласт. Каждый намотанный слой, промазываем эпоксидной смолой, (масло не обязательно, а лучше вообще без него) и прокладываем нашу фторопластовою ленту. Сколько слоев прокладывать? Определяем напряжение на слой (кол-во витков*Vна виток), определяем тип фторопласта или вообще изоляционного материала, вычисляем максимальное напряжение, которое он держит на 1мм, и соответственно считаем количество слоев.· На счет материала для сердечника, так это однозначно транс. железо. Ферит даже и не пробуйте.· Ну и всю эту байду надо вставить в какой то корпус и залить эпоксидкой.Пару слов на счет КПД. (напоминание)Чем меньше витков во вторичке, тем меньше потери в самом трансе.Кол-во витков в первичке должно быть оптимальным для приложенной к нему энергии. Поэтому следует поэкспериментировать, дав больше витков чем рассчитано по напряжению на виток. Ток на выходе может сильно увеличится.

maser 17-06-2004 22:49

для AMIDа почему нельзя выходной транс делать на феррите??я сделал несколько штук вроде работают!

hbringer 17-06-2004 23:53

Советую купить изоленту "Mercury" что-ли - 0,13мм толщиной, "держит" 5кВ.

handmade 17-06-2004 23:58

вот еще насчет "невозможности" мотать на феррите: http://www.geocities.com/thejuiceuk/stungun.html

так что... товарищи теоретики, теория это хорошо, но в нашем деле практика лучше ;-))

Amid 18-06-2004 02:07

2_maser:: По поводу феритов. Да, на феритах трансформатор работать будет. Если этот ферит взять и вытащить, то транс все равно будет работать, вот только показатели его снизятся. Не до нуля конечно же, но довольно таки сильно снизятся (сам пробовал). Когда-то я собирал схемы не пытаясь в них разобраться . Купил какую то книжку со схемами, нашел статью о шокере, заинтерисовало, дай-ка соберу. Ничего не работает. Вот тебе и результат незнания (2_handmade: Вот такая вот практика без теории). В общем фишка в том, что ферит по сравнению с транс-ым железом имеет меньшую магнитную проницаемость, хуже держит магнитный поток, +где вы возьмете ферит диаметром больше 10мм. Я например таких не видел. Чем больше площадь сечения сердечника, тем больше пропускная способность. Я думаю для вас важно получить максимальный КПД от этого транса, поэтому следует учитывать все факторы на него влияющие (до последнего). И еще, забыл написать, Пропускная способность мощности трансформатором значительно возрастет при увеличении диаметра провода (это происходит из за снижения сопротивления провода).Сопротивление высоковольтной обмотки также определяет количество витков, точнее длинна провода, необходимая для намотки определенного количества витков. Так как с каждым слоем длинна провода на виток увеличивается, нужно определить длину магнитопрвода (сердечника) таким образом, чтобы получилось как можно меньше слоев обмоток. Должен сказать, что всю эту теорию я первым делом проверяю на практике, и на самом себе в том числе.

maser 18-06-2004 06:41

для Amidно если мы берем феррит с магнитной проницаемостью 2000 и выше он чтоже тожебудет хуже чем трансф.железо (с сечением какраз проблем нет)!

Drovosek 18-06-2004 13:01

"чето я о таком не слышал ничего ;-) "

Хорошо, тогда зачем по твоему сердечник делают из пластин а не литым----КАК раз потому что возникали бы вихревые токи, которые нагревали бы сердечник и ТОГДА были бы большие затраты.

Когда пластины изолированы, токи Фуко возникабт в каждой отдельно взятой пластине,Но за счёт малого объёма отдельно взятой пластины ТРансформатор практически не греется."когда я его раздолбал пластины высыпались..."А что ты хотел? Какие нагрузки на него подавались, сколько лет он пахал? =),Да и кто ради тебя будет так стараться =)Потому они и "гавнотрещалки"... не удивительно что он рассыпается... Особенно китайского производства.Кстати, борщ в микроволновке разогревается как раз от вихревых токов Фуко =)

Amid 18-06-2004 17:05

2_maser: Да, хуже. Трансформаторное железо, в зависимости от марки, разная проницаемость. Чистое (электро) железо, листовая электролитическая сталь, и.т.д. - все это магнитно мягкие материалы. Магнтнаая проницаемость может достигать 45000 нм. (min=16000 нм., а начальная проницаемость =1700 нм., в феритах она стабильна ) Фериты же имеют больше преимуществ в высокочастотных схемах. Поинтересуйтесь, почитайте в библиотеке книжек. Мне в лом книжки перепечатывать.

maser 18-06-2004 18:09

Amid спасибо уже почитал и все понял!

handmade 18-06-2004 19:02quote:Originally posted by Drovosek:"чето я о таком не слышал ничего ;-) "

Хорошо, тогда зачем по твоему сердечник делают из пластин а не литым----КАК раз потому что возникали бы вихревые токи, которые нагревали бы сердечник и ТОГДА были бы большие затраты.

Когда пластины изолированы, токи Фуко возникабт в каждой отдельно взятой пластине,Но за счёт малого объёма отдельно взятой пластины ТРансформатор практически не греется."когда я его раздолбал пластины высыпались..."А что ты хотел? Какие нагрузки на него подавались, сколько лет он пахал? =),Да и кто ради тебя будет так стараться =)Потому они и "гавнотрещалки"... не удивительно что он рассыпается... Особенно китайского производства.Кстати, борщ в микроволновке разогревается как раз от вихревых токов Фуко =)

ээ батенька это уже не в ту степь.. а вы САМИ пробовали делать делать этот трансформатор?!

hbringer 18-06-2004 19:10

Для прокладки слоев диэлектрика лучше всего подойдет ПВХ-изолента "Spectrum" 0,13мм, 5000В.

maser 18-06-2004 19:31

я сделал транс проводом ПЭЛШО 0.072000 витковслои прокладывал ламинированной пленкой которую применяют для изготовления пленочных кондеров!

Drovosek 18-06-2004 22:34

to_handmade: по-твоему я придумал? Улыбаюсьоткрой любой нормальный учебник по физике (Калашников "Электричество" или хотя бы Трофимов "Курс физики"). Там всё написано. Хотя в импульсных трансах может это и не имеет значения, хз...

Трансформаторы я изготовлял-как раз без изоляции между пластин(сам не знаю почему), только успехи не очень--слабо как-то работают. Да и площадь маленькую брал.

Вот на форуме много интересного почитал,сделал сердечник 2*2 с изоляцией между пл., только щас сессия, заниматься некогда... намотаю-посмотрим результат.

handmade 18-06-2004 23:48

нет, почему же.. я же не утверждаю что таового явления не существует. но микроволновка тут ни при чем! там несколько ггц а у нас импульсы ПОСТОЯННОГО тока. хотя частота самих имульсов довольно большая (тк мала длительность) но это уже нам не важно. поэтому не стоит снижать кпд транса уменьшая плотность поля в сердечнике этими прокладками...

а что касается самостоятельного изготовления - дык я их сделал штук 10 перед тем как получился ОДИН (см фото) нормальный и рабочий! и дело тут далеко на в пластинах... впрочем это я опишу наглядно чуть позже. сечас могу сказать что основная проблема - в изоляции. изолента не подходит. никакая. ширина изоляции = ширине девайса - это нужно взять за правило.

handmade 19-06-2004 12:36

блин, хотел фотками дополнить но быстро понял что это ни к чему.. итак, как я все же сделал этот злой трансформатор. степ бай степ :-)

набрал пакет пластин, зажал в тиски и обмотал по всей длине капроновой ниткой. промазал эпоксидкой, высушил. далее конец провода (намоточный провод соединяется с многожильным во фторопласт. изоляции) обмотал 10-15 слоями фторопластовой ленты 0.1мм, хороо примотал нитками к сердечнику и замазал бакситкой. только!!! после!!! высыхания приступил к намотке. кстати, для намотки я использовал провод ПЭЛШО-0.1мм, каждый слой провода промазывал конденсаторным маслом (в этом главная фишка!) которое впиталось в нитки на проводе и создало дополнительную изоляцию. длина намотки ок. 4см т.е. ~350 витков на слой, всего их 10 штук. межслойная изоляция - 2 слоя ленты. здесь есть важный момент. даже два. во первых ленту я сразу сложил вдвое, промазал сложенные стороны маслом. во-вторых провод для начала следующего слоя выходит не сбоку (как советуют делать кое-где ;-), а непосредственно над своим местом в предыдущем слое. торцы фторопластовой ленты идут внахлест примерно на 2см, стык также промазан маслом. намотка последнего слоя заканчивается на середине, далее делается вывод провода аналогично началу, с той же стороны.

после всего этого гемороя я намотал еще 10 слоев фторопласта, временно пофиксил скотчем и перешел к самому ответственному делу - заливке торцов. делал каждый в отдельности, тк предыдущий опыт по заливанию всего сразу был плачевным. здесь есть один ВАЖНЫЙ момент - никакого масла я в эпоксидку не добавлял!!! оно там нах%й не нужно. просто прогрел ее на водяной бане до 70 градусов так что получилась почти как вода и надежно залила все щели, и все пузырьки воздуха сами поднялись наверх, без всяких еб??ых вакуумов и прочей промышленной ху%ты!! не стоит делать этого с готовой смолой - может пройзойти резкая полимеризация с увеличением объема и температры (вплоть до возгорания) так что тару в которой вы это будете делать попросту разорвет. лучше сначала нагреть саму смолу а потом потихоньку, капельками намешать отвердитель. (небольшое отступление - понимаю, что все это ОЧЕНЬ ГИМОРНО однако, как говорится, скупой платит дважды. результат вы можете видеть. меня и самого впечатляет ;-)))) кстати идею залить торцы по отдельности я позаимствовал все с того же долбаного транса от "марго").

вот практически и все. хотя это только полуфабрикат - болванка со вторичной обмоткой (зато какой!) а вот че дальше на нее мотать и как каждый решает сам для себя.. я намотал 15 витков ПЭЛ-0.8 чтобы отснять видео которое все наверно уже видели тут. потом смотал ее к чертям, и положил на хранение - ждать остальных частей моего МегаШокера :-D

Drovosek 19-06-2004 08:57

Блин и где вы фторопластовую ленту берёте, у нас фиг найдёшь где, а заменить чем можно?Может в качестве изоляции между слоями использовать материал от пластиковой бутылки?По-моему его ничто не пробьёт.

Freeman408 19-06-2004 19:11

Что касается изоляции пластин друг от друга: так без неё внатуре будут возникать вихревые токи, из-за которых будет снижаться КПД. Работать будет, но часть энергии будет улетать нах. На самом деле в трансах промышленного изготовления пластины изолируются слоем окиси (или чего-то в этом роде), или лака (парафина). вообще, тот же феррит проводит ток, но имеет большое сопротивление (видимо, так же и слои оксида), напряжение же вихревых токов мизерное. Зависит оно от напряжения, приходящегося на 1 виток в обмотках, у силовых трансов (~220v) оно относительно небольшое, но в импульсном HV трансе - намного больше, так что при таких же параметрах сердечника, что и у силовых. потери могут быть намного выше.

Какая изоляция в трансах китайских адаптеров - не в курсе, но греются они как правило очень сильно, даже при отсутствии нагрузки, что свидетельствует о моей правоте.Так что нужно изолировать.

теоретик?2 19-06-2004 19:58

Фторопластовая лента - суть лента ФУМ, которая продается в сантех магазинах. Используется вместо пакли для герметизации резьбы. То же, но более широкое видел у буровиков геологов/нефтяников. Кстати по поводу преобразователей. Буржуи широко применяют преобразователи 12=/220~,но они на 50 герц и мощностью от 40вт и поэтому соответственных размеров. Не попытаться ли использовать их потроха?

Freeman408 19-06-2004 20:49

Мля, склько можно путать фторопластовую ленту, которая применяется в качестве изоляции, и фторопластовый уплотнительный материал (ФУМ). Этот ФУМ - хороший уплотнитель, но как изоляция - гэ. Некоторые по незнанию мотают трансы с этим ФУМом, и потом жалуются: "Всё ведь правильно сделал, а оно почему-то не работает. Странно...". Улыбаюсь

maser 19-06-2004 21:48

я использую ламинированную полиэтиленовую пленку!та можешь попробовать пленку для термо упаковки пищевых продуктовсложенную в 2 раза!а вообще сходи в магазин канц товаров и посмотри что-нибудь!!

Drovosek 20-06-2004 01:04

To_HANDMADE"во-вторых провод для начала следующего слоя выходит не сбоку (как советуют делать кое-где ;-), "А кто советует??

handmade 20-06-2004 23:13

2 Freeman

не выдумывай, никаких оксидов там нет. и вихревых токов тоже. вот откопаю у себя одну умную книжку по импульсникам - процитирую оттуда...

2 drovosek

ленту продают обычные рыночные барыги как "ленту для проклейки линолеума" (утюгом имеется ввиду), и притом сами обычно не знают что это за лента. поэтому если их в лоб спросить типа "фторопласт есть?" - могут посмотреть как на идиота :-))) ой чуть не забыл: выводить сбоку советует Juice (смотри ссылку выше).

2 hbringer

это у тя выходной транс??! я так же мотал на преобразователь...

hbringer 21-06-2004 03:14

Не - это Т1.Думаю тоже не зря.

hbringer 21-06-2004 14:56

Вообще не очень правильно расчитывать выходное напряжение из простого отношения количества витков высоковольтной и первичной обмоток, т.к. основопологающим условием возникновения ЭДС в проводнике - является его площадь взаимодействия с магнитным полем, т.е. максимально важно учесть длину проводника. А количество витков не всегда правильно отражает соотношение длин проводников в обмотках, и тем больше это несоответствие, чем больше диаметр провода, толщина изоляции, меньше поперечное сечение сердечника. Если есть желание можете посмотреть на показатели ниже и сравнить.Lhv - длина высоковольтной обмотки, Llv - длина первичной обмотки (учитывается вариант, если обмотка не распределена по сердечнику, а намотана виток к витку. В ином случае лучше всего обмерить ниткой Улыбаюсь )Для круглого сердечникаLhv=6,28*((D/2+Iz+0,5W)+(D/2+Iz*2+W)+(D/2+Iz*3+1,5W)+(D/2+Iz*4+2W)+(D/2+Iz*5+2,5W))*(L/W)Например для сердечника D=20, диаметр провода W=0,1мм, толщина изоляции одинакова Iz=0,36мм, длина обмотки L=50ммLhv=6,28*((20/2+0,36+0,5*0,1)+(20/2+0,36*2+0,1)+(20/2+0,36*3+1,5*0,1)+(20/2+0,36*4+2*0,1)+(20/2+0,36*5+2,5*0,1))*(50/0,1)=6,28*(10,41+10,81+11,23+11,64+12,05)*500=(перемножим)(65,3 8+67,89+70,52+73,1+75,64)*500=352,53*500=176265мм или 176м 26,5смНапример Llv=75,64+0,6+0,5*0,8*20=76,89*20=1532,8мм или 1,5м 3,7см (изоляция между первичной и Hv обмотками 0,6мм, диаметр провода 0,8мм, количество витков 20)Отношение по длине ~115Отношение по виткам ~125Для изоляции в 1мм между слоями и 2мм между первичной и высоковольтной обмотками.Отношение по длине ~134 6,28*(11,05+12,01+13,15+14,2+15,25)*500=206172ммДля квадратного сердечникаLs - длина стороны сердечника.Lhv=(Ls*4*(L/W)+Iz*4+0,5W)+(Ls*4*(L/W)+Iz*8+0,5W)+(Ls*4*(L/W)+Iz*12+0,5W)+(Ls*4*(L/W)+Iz*16+0,5W)+(Ls*4*(L/W)+Iz*20+0,5W)Lhv=((20+0,36)*4*(50/0,1))+((20+0,36*2)*4*(50/0,1))+((20+0,36*3)*4*(50/0,1))+((20+0,36*4)*4*(50/0,1))+((20+0,36*5)*4*(50/0,1))=32576+33152+33728+34304+34880=168640ммLlv=(20+2)*4*20=1680Отношение по длине ~100Отношение по виткам ~125Для изоляции в 1мм между слоями и 2мм между первичной и высоковольтной обмотками.Отношение по длине ~130 (84*500)+(88*500)+(92*500)+(96*500)+(100*500)=42000+44000+46000+48000+50000=230000ммНу, вообще все это приблизительно и не учитывает, например, что при намотке на квадратный сердечник, обмотка постепенно становится круглой :wow:

handmade 21-06-2004 20:09

гы люди думают что рассчеты помогают избегать гимора - хз иногда они сами гимор еще тот ;-) лично я все вышесказанное увидел на практике в процессе эволюции моего транса. один раз намотал 4 слоя по 3,5 см проводом 0.05 (!!!) - естественно транс пробило, зато как! целых 2 секунды я наслаждался 5-ти сантиметровым разрядом :-)

hbringer 22-06-2004 02:39

Чегооооо....оооо??? Ты все точно написал???,,,-(А)-,,, Прочитай еще раз свой "пост" и вдумайся. Ты не удосужился прочитать несколько предложений. "ЕСЛИ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ -![М О Ж Е Т Е]!- посмотреть на показатели ниже и сравнить."Если занят очень сильно, так не читай. Зачем же недочитав свысока бросать "профессиональные" реноме. Тут (на форуме) должно быть достаточно теории, мало ли что пригодится кому-нибудь. Повторюсь: если тебе (Вам) уже известно то, что тут постят, так, думаю, не стОит поступать наподобие: в компании, перебивая: "А, да я уже слышал это." Если Вам (тебе) доподлинно известно, что какие-то технические решения ошибочны, то надо просто сказать, а если не послушают - их проблемы (не думаю, чтобы Вы (ты) так уж рдели за успешность всех начинаний постящих Улыбаюсь ) И не стОит употреблять выражений типа "гимор", т.к. сам очень презираю ленивых и глупых людей (большинство людей не стояли в очереди первыми, когда Бог раздавал мозги), поэтому простое сравнение с ними просто НЕСПРАВЕДЛИВО! Ты ведь знаешь, что это такое?

P.S. Прискорбно, что приходиться переживать из-за таких "мелочей" Грущу.

handmade 22-06-2004 09:41

2 hbringer

я не говорил что отрицаю теорию. и не надо делать заключений типа "свысока бросать.." - я не профессор физики. вобще теория без практики не существует, однако каждый выбирает главное для себя сам. я вот не люблю рассчеты - потому что далеко не всегда они целесообразны. мне проще сделать, подобрать, подкрутить, итд чтобы добится нормальных показателей того же шокера. и насчет лени - есть такое дело ;-) у англичан есть хорошая поговорка "если есть сложное дело - доверь его ленивому человеку, он найдет способ сделать проще" - Улыбаюсь можно сказать что девайсы вроде шокеров, баллонов, и проч. также для ленивых (зачем шокер если регулярно занимаешся скажем рукопашкой?)

ANT-X 22-06-2004 23:59

Стоит ли использовать в качестве изоляции между слоями обмоток трансформаторатермоусадочную трубку?

handmade 23-06-2004 01:19

симпатичная идея... только я почему-то не встречал данные по их изолирующим св-вам. если под рукой есть, попробуй ее пъезой пробить...

ANT-X 24-06-2004 01:41

Пьезой не пробивается.

Drovosek 24-06-2004 18:34

==========================================Народ!А чем вы пользуетесь для намотки проволоки?==========================================

handmade 24-06-2004 23:06

руками. все свои трансы мотал только так. но если есть возможность - конечно же стоит использовать намоточный станок.

handmade 24-06-2004 23:11quote:Originally posted by ANT-X:Пьезой не пробивается.

тогда в кач-ве изоляции подойдет, но довольно сложно будет делать вывод на следующий слой, если он не сбоку. хотя... расскажи про эту изоляцию, насколько она ужимается по сравнению с первоначальным размером? просто я с термоусадкой не работал, не знаю...

впринципе можно и оставить идею "посадить" ее на обмотку, а просто взять заведомо бОльшего диаметра трубку, разрезать по длине и обмотать в нахлест.. кстати забыл спросить какой толщины она у тебя?

handmade 25-06-2004 01:58

видео моего транса в работе помещено тут http://steelrats.by.ru/files/impuls.avi

выяснилось, что предыдущая ссылка давно уже непахает :-((

ЗЫ используйте только качалки типа флэшгета, тк через браузер не получится...

ANT-X 27-06-2004 01:51

[QUOTE]Originally posted by hbringer:[B]1Расскажите подробней про изготовлениетранса Т1.Чем выполнена межслойная изоляция?Нужно ли заливать эпоксидкой?Кольца склеиваются между собой или простообматываются скотчем? и т. д.?

hbringer 27-06-2004 11:53

Я напишу как делал, если что - меня поправят.Два ферритовых кольца между собой можно проложить тонким скотчем, а можно и не прокладывать, т.к. у них все-равно очень высокое электрическое сопротивление, и работают они автономно, влияя мало друг на друга. Аналогия с трансформаторными пластинами, но тут их складывают по другой причине - увеличение сечения сердечника. Обмотать скотчем получившийся сердечник надо обязательно, так он скрепится. Можно покрывать каждый слой тонко эпоксидкой, но это сложно, т.к. толщину будет сложно получить одинаковую (наплывы и т.п.). Лучше просто прокладывать материалами, про которые в теме достаточно написано (просто обильно пропитывал слой трансформаторным маслом (при помощи шприца), а потом обматывал тонкой бумагой, которая впитывала масло). Последний слой покрыл эпоксидкой, начинающей затвердевать (чтобы избавиться от наплывов). Замотал тонкой бумагой (после просушки - легче будет мотать первичную обмотку, т.к. не будут мешать просвечивающиеся провода) и намотал первичку в два провода. Эпоксидкой хорошо покрывать для того, чтобы зафиксировать и укрепить высоковольтную обмотку перед намоткой первичной толстым проводом, способным продавить/повредить обмотку из тонкого провода. Тут писАли, что в эпоксидный клей не надо добавлять трансформаторное масло, действительно можно не добавлять, т.к. сам клей отличный диэлектрик, но если смолу осторожно прогреете на водяной бане или в емкости, подогреваемой паяльником, а затем в остывший раствор добавите отвердитель и ~10-15% масла, то застывший материал будет похож на стекло по виду и диэлектрическим свойствам. В тансформаторе для преобразователя не надо так усложнять себе задачу с изоляцией - там относительно невысокое напряжение. Да и слой можно сделать только один.

handmade 28-06-2004 01:55

согласен что трансформаторное масло немного повышает качество смолы, но на заливке это сказывается не лучшим образом. как пример пусть и не самый лучший (из детских опытов по физике) - масло капают на сито и вода уже не проходит. вот так...

hbringer 28-06-2004 13:14

Про этот опыт с маслом - немного не в ту степь УлыбаюсьЛюбой, кто пробывал пропитывать обмотки трансформаторным маслом, знает, что оно пропитывает обмотки лучше некуда и может проникнуть куда-угодно. Тансформаторные обмотки как губка - "держат" масло тем лучше, чем меньше сечение провода. Про опыты: через масляный фильтр вода не пройдет (имеется в виду не промасленный, а для масла), т.к. через очень мелкие ячейки может просочиться только масло (вероятно из-за меньшей силы поверхностного натяжения или что-то в этом роде) Улыбаюсь Вообще масло можно не добавлять, но если уже "болеете" стремлением к качеству, лучше добавить.

handmade 28-06-2004 20:28

хз... я один раз его добавил - херня вышла. может дело в самом масле - то чем я промазывал ПЭЛШО не совсем оно, скорее - смазка, добытая из конденсатора. (К42-19, 10мкф*500в). еще одна причина почему я не добавлял его - боялся что торцы отвалятся или будут плохо держаться (в инструкции к любому клею написано "обезжирить"..)

hbringer 28-06-2004 23:27

Трансформаторное масло очень напоминает машинное, только запах очень резкий.Не следует наносить смолу на промасленную поверхность - она не будет держаться как надо. Его надо добавлять в эпоксидную смолу, тщательно размешивая, тогда получится что надо.

hbringer 04-07-2004 22:32

Знает ли кто, каким должен быть трансформатор поджига? Выходные параметры.

ANT-X 07-07-2004 12:33

Подскажите какое оптимальное кол-во витковдолжно быть в первичной и вторичной обмоткахвысоковольтного тр-ра и какой диаметр провода?Сечение сердечника у меня 480мм.кв,длина 60мм.

Freeman408 10-07-2004 13:46

Насчёт оптимального - не знаю, можешь сделать как у меня: первичная обмотка - 8 + 12 витков, вторичная - 950...1000.

ANT-X 10-07-2004 22:04

А какой диаметр провода в первичной и вторичной обмотках?

Freeman408 11-07-2004 14:21

1...1,2 и 0,15...0.2 соответственно.

ANT-X 13-07-2004 12:00

Здесь-http://trigger.h2.ru/books/books.htm довольно много полезных книг. А здесь-http://kcn.tehnofil.ru/?id=11прога для их чтения.

guns.allzip.org

Технология намотки ВВ трансформатора - 20 Марта 2013

  Предлагаю технологию высоковольтного трансформатора. Сердечником служит половинка центрального керна силового трансформатора импульсного блока питания компьютера.

  

Его размеры Ø11мм длинна 21мм. От Ш-образного сердечника кусачками выкусывается центральный керн, неровности обрабатываются на наждаке. На этом же наждаке проделывается продольный паз для провода.

 

 

 

 

Сердечник обматывается 5-ю слоями скотча шириной 3см, в желоб вкладывается провод Ø0,8мм и доматывается ещё 5 слоёв скотча. Мотается провод по всей длинне сердечника (24 витка). 

Последний виток фиксируется нитками, чтобы не разматывался.

Поверх обмотки мотаем 4-5 слоёв скотча

Всё это дело запихиваем, в обрезанный на длинну в 30мм, 10 кубовый шприц.

Сосок у шприца обрезается, от шприца нужна только трубка длинной 30мм.

Поверх шприца мотаем пару витков скотча, чтобы провод вторичной обмотки не скользил по поверхности.

В том же направлении что и первичная обмотка, мотаем вторичную.

 

В слое 85 витков, мотается на ширину 17мм. Изоляцией служит полтора витка цветного скотча. И полоса, вырезанная из файла для бумаг. (Файл нарезается на полосы шириной 30мм, потом эти полосы режутся пополам, получаются куски шириной 30мм и длинной 150мм).

По окончании намотки поверх трансформатора мотаем 5 слоёв скотча, припаеваем гибкий вывод и поверх него мотаем ещё 5 слоёв скотча. 

Берём прозрачный пластик от упаковки, вырезаем полосу шириной 30мм и длинной, достаточной для намотки на трансформатор полтора витка. Мотаем эти полтора витка, фиксируем скотчем. На торцы трансформатора мотаем скотч, для получения бортика, высотой 5мм. Заливаем туда (в получившуюся ванночку) эпоксидную смолу и даём затвердеть. Заливаем второй торец. Обрабатываем торцы напильником для красоты.

Готовый трансформатор имеет размеры: Ø25мм длинной 37мм.

 

Автор материала:  grech_KO$$  ПОЛНЫЙ АРХИВ ТУТ 

 

Обсудить на Форуме

x-shoker.ru

высоковольтный импульсный трансформатор без сердечника - патент РФ 2482562

Изобретение относится к электротехнике, к высоковольтным импульсным источникам питания высокого напряжения и может быть использовано в импульсной технике, например в системах зажигания, электрошоковых устройствах, системах питания газоразрядных ламп, ионизаторах воздуха, газовых лазеров и т.д. Технический результат состоит в снижении габаритов и массы изделия, упрощении производства, повышении эффективности. Высоковольтный импульсный трансформатор содержит безкаркасную или каркасную вторичную обмотку, помещенную во внешнюю трубчатую электроизоляционную оболочку или имеющую зазор относительно намотанной поверх первичной обмотки. Вся конструкция залита электроизоляционным компаундом или электроизоляционной жидкостью. 9 з.п. ф-лы, 5 ил. высоковольтный импульсный трансформатор без сердечника, патент № 2482562

Изобретение относится к технике высоких напряжений, в частности к высоковольтным импульсным источникам питания высокого напряжения, например в системах зажигания, системах питания газоразрядных ламп, ионизаторах воздуха, газовых лазерах, электрошоковых устройствах.

Широко известна конструкция высоковольтного импульсного трансформатора, содержащая первичную и вторичную обмотки, магнитный сердечник стержневой или замкнутой конструкции, межслойную изоляцию либо секционированный каркас с взаимоизолированными секциями.

Примером традиционной конструкции высоковольтного импульсного трансформатора может служить трансформатор по патенту США № 1499931, содержащий незамкнутый стержневой сердечник, первичную и вторичную обмотки, герметичный корпус. Известны и другие конструкции с незначительными отличиями, однако по сути устройство до сегодняшнего дня остается неизменным.

Типовая схема включения высоковольтного импульсного трансформатора, как низкой, так и высокой частоты, содержит источник питания, например батарею или повышающий преобразователь напряжения (инвертер) и формирователь импульсов, подключенный к первичной обмотке трансформатора, в качестве которого может быть использован механический коммутатор, управляемый полупроводниковый ключ, релаксационный генератор на газоразрядных приборах или иная схема. Трансформатор передает мощность источника питания в виде импульсов высокого напряжения в нагрузку. Подобная схема получения высокого напряжения используется, например, в электрошоковых устройствах.

Недостатком подобной конструкции являются значительные габариты - как правило, в портативных устройствах, таких как, например, электрошоковые устройства, высоковольтный импульсный трансформатор является наиболее объемным элементом и может занимать до 1/3 объема всего устройства. Значительно снизить габариты при сохранении основной характеристики «напряжение холостого хода» (а в аспектах применения в электрошоковых устройствах важнейшей характеристикой является «пробивное расстояние по воздуху») по такой конструкции высоковольтного импульсного трансформатора не представляется возможным.

Другим недостатком являются значительные потери энергии на омическом и индуктивном сопротивлении обмоток, что сказывается на КПД устройства в целом. Высокая индуктивность, в частности, препятствует получению коротких мощных импульсов, необходимых в некоторых областях применения.

Кроме того, изготовление высоковольтных трансформаторов по традиционной конструкции требует значительных экономических затрат, связанных с большим расходом обмоточных и изоляционных материалов, а также сложностью технологического процесса.

Известны высокочастотные трансформаторы без сердечников, например трансформаторы Тесла (патент США № 568176).

Трансформаторы Тесла имеют первичную обмотку из очень малого количества витков толстого провода, изогнутого и намотанного в виде растянутой спирали, и вторичную обмотку в виде каркаса - цилиндра из электроизоляционного материала, на котором виток к витку в один слой уложено большое количество витков провода малого диаметра. Между первичной и вторичной обмоткой имеется воздушный зазор (разница диаметров между первичной и вторичной обмотками в трансформаторах Тесла достигает 3-5 раз), достигающий величины нескольких сантиметров даже в малых трансформаторах Тесла и служащий изоляцией между обмотками.

Другой вариант исполнения трансформатора Тесла имеет первичную обмотку, уложенную близко виток к витку, но расположенную только в центре очень длинного по отношению к длине первичной обмотки каркаса-цилиндра с вторичной обмоткой.

Типовая схема включения трансформатора описана выше.

И в том, и другом варианте исполнения трансформатора Тесла индуктивная связь между катушками слабая (не более 0,1), что является следствием необходимости иметь между первичной и вторичной обмоткой электроизоляцию с большой электрической прочностью для исключения возможности пробоя высокого напряжения, снимаемого со вторичной обмотки на первичную обмотку, разного рода утечек, например коронных.

Таким образом, недостатком трансформаторов Тесла являются сверхбольшие габариты, не допускающие использование трансформаторов в современных портативных устройствах, таких как, например, электрошоковое оружие.

Другим недостатком трансформаторов Тесла является индуктивная слабосвязанность (низкая взаимоиндукция) из-за отсутствия сердечника, слабой магнитной проницаемости воздуха, очень больших расстояний между обмотками и их неоптимального для максимальной индуктивной связи пространственного расположения.

Слабая связь ведет к уменьшению напряжения холостого хода или «пробивного расстояния по воздуху» трансформатора типа Тесла, хотя известно, что увеличение коэффициента связи всего в два раза уже дает повышение выходного напряжения на 25%.

Изобретение направлено на решение задачи миниатюризации высоковольтного импульсного трансформатора при сохранении высокого напряжения холостого хода, большого коэффициента трансформации и повышении эффективности за счет снижения активных потерь.

Поставленная задача решается тем, что высоковольтный импульсный трансформатор без сердечника содержит по меньшей мере одну первичную и по меньшей мере одну вторичную обмотки, при этом упомянутую по меньшей мере одну вторичную высоковольтную обмотку наматывают бескаркасно или с каркасом при минимальном начальном диаметре намотки, поверх упомянутой вторичной обмотки с минимальным зазором наматывают по меньшей мере одну первичную низковольтную обмотку, при этом всю конструкцию заливают жидким электроизоляционным материалом.

В частности, упомянутый каркас имеет пространственную звездообразную форму или упомянутый каркас выполнят секционным.

В частности, упомянутый секционный каркас выполняют с продольными разрезами в стенках секций для перехода провода при намотке, где упомянутые продольные разрезы в стенках секций для перехода провода при намотке содержат угловое смещение относительно друг друга.

В частности, упомянутый зазор между упомянутыми обмотками представляет собой трубчатую разделительную электроизоляционную обечайку.

В частности, трансформатор выполняют по меньшей мере с двумя раздельными вторичными обмотками, где трубчатая разделительная электроизоляционная обечайка содержит в своей цилиндрической или иной образующей по меньшей мере одно отверстие для вывода концов по меньшей мере двух раздельных вторичных обмоток или вывода внутренних соединений по меньшей мере двух раздельных вторичных обмоток.

В частности, упомянутый жидкий электроизоляционный материал представляет собой неэластичный или эластичный отверждаемый компаунд, трансформаторное масло или иной жидкий изолятор.

В частности, дополнительно содержит электроизоляционый герметичный корпус.

В частности, упомянутую заливку жидким электроизоляционным материалом осуществляют при вакуумировании.

В частности, выводы вторичной обмотки содержат дополнительную трубчатую эластичную изоляцию.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 представляет собой вид звездообразного каркаса трансформатора со вторичной обмоткой.

Фиг.2 представляет собой вид секционного каркаса трансформатора со вторичной обмоткой, продольными разрезами в стенках секций и с осевым отверстием в силовом осевом стержне.

Фиг.3 представляет собой вид трансформатора с первичной обмоткой, вторичной обмоткой, трубчатой разделительной электроизоляционной обечайкой.

Фиг.4 представляет собой вид трансформатора с двумя раздельными первичными и двумя раздельными вторичными обмотками.

Фиг.5 представляет собой вид трансформатора согласно настоящему изобретению.

Осуществление изобретения

На Фиг.1 показан пространственный звездообразный каркас 1 из электроизоляционного материала (например, литой из пластических масс) трансформатора, на котором выполнена вторичная обмотка 2. Упомянутую вторичную обмотку 2 выполняют из тонкой обмоточной проволоки с лаковой или иной изоляцией. Проволока уложена в подобие секций упомянутого звездообразного каркаса 1, образующихся расстояниями между соседними лучами звездообразного каркаса 1. При этом проволоку укладывают как виток к витку, так и в навал.

На Фиг.2 показан секционный каркас 3 трансформатора из электроизоляционного материала, на котором выполнена вторичная обмотка 2. Упомянутую вторичную обмотку 2 выполняют из тонкой обмоточной проволоки с изоляцией.

Проволока может быть уложена в секции упомянутого секционного каркаса 3, как виток к витку, так и в навал. Преимущественно, чтобы укладка была осуществлена виток к витку. Для перехода провода при намотке из секции в секцию в стенках секционного каркаса 3 выполняют продольные разрезы 4. Также возможно, чтобы упомянутые продольные разрезы 4 в стенках секций для перехода провода при намотке содержали угловое смещение относительно друг друга. Секционный каркас 3 трансформатора содержит силовой осевой стержень (не показан) для скрепления упомянутых секций между собой, при этом в упомянутом силовом осевом стержне может быть выполнено сквозное осевое отверстие 5 для возможности отвода обоих выводов вторичной обмотки на одну из сторон трансформатора. Выводы вторичной обмотки 2 изолируют дополнительной трубчатой изоляцией 6 (трубчатую разделительную электроизоляционную обечайку) из эластичного материала с высокой электрической прочностью.

На Фиг.3 показан трансформатор, состоящий из секционного каркаса 3 со вторичной обмоткой 2, помещенного в трубчатую разделительную электроизоляционную обечайку 7. Трубчатую разделительную электроизоляционную обечайку 7 выполняют из материала с большой электрической прочностью при достаточном сродстве к адгезионной способности применяемого для заливки компаунда, например полиэтилена, полипропилена, полиэтилентерефталата и т.п. Поверх обечайки 7 наматывают первичную обмотку 8, которая состоит из малого количества витков толстой проволоки с лаковой или иной изоляцией. Один из выводов вторичной обмотки 2 может быть пропущен через осевое отверстие 5 для выхода высоковольтного вывода на другую сторону трансформатора. То есть упомянутая обечайка 7 содержит в своей цилиндрической или иной образующей по меньшей мере одно отверстие 5 для вывода концов по меньшей мере двух раздельных вторичных обмоток 2 или вывода внутренних соединений по меньшей мере двух раздельных вторичных обмоток 2.

Собранная конструкция трансформатора после сборки заливается электроизоляционным материалом (компаундом) 9 под вакуумом, причем компаунд заполняет и свободные пространства секций каркаса трансформатора со вторичной обмоткой 2. Упомянутый жидкий электроизоляционный материал 9 представляет собой неэластичный или эластичный отверждаемый компаунд, трансформаторное масло или иной жидкий изолятор, а упомянутую заливку жидким электроизоляционным материалом 9 осуществляют при вакуумировании. При заливке упомянутым материалом 9 трансформатор должен дополнительно содержать электроизоляционный герметичный корпус.

В заявляемой конструкции трансформатора коэффициент связи обмоток трансформатора повышен за счет уменьшения потоков рассеяния магнитной индукции, достигаемого максимальным сближением первичной 8 и вторичной 2 обмоток и уменьшением их диаметра и длины, что достигается разделением вторичной 2 обмотки на взаимоизолированные секции и применением разделительной электроизоляционной обечайки с большой электрической прочностью между первичной 8 и вторичной 2 обмотками.

На Фиг.4 показан трансформатор с раздельными первичными (14 и 15) и вторичными обмотками, состоящий из сдвоенного каркаса 10 (описанного выше секционного типа) с разделительной перемычкой 11 без обмотки. Сдвоенный каркас 10 помещен в удлиненную трубчатую разделительную электроизоляционную обечайку 12 с отверстием 13, через которое выводятся наружу концы раздельных вторичных обмоток для формирования общих выводов, либо общий вывод внутреннего соединения концов вторичных обмоток.

Поверх обечайки 12 намотаны первичные обмотки 14 и 15, которые могут соединяться параллельно или последовательно в зависимости от необходимости. Описанная конструкция трансформатора после сборки заливается электроизоляционным компаундом 9 под вакуумом, причем компаунд заполняет и свободные пространства секций сдвоенного каркаса трансформатора со вторичными обмотками.

На Фиг.5 показан трансформатор без каркаса, который имеет вторичную обмотку 16, выполненную как галетная или перекрестная обмотка, или другого типа, применяемого для намотки катушек без сердечника, поверх которой с зазором 17 намотана первичная обмотка 8. Зазор 17 между обмотками выбирается минимальным и он ограничен только электрической прочностью применяемого при заливке компаунда или жидкого изоляционного вещества. Для недопущения контакта вторичной 16 и первичной 8 обмоток при заливке трансформатора компаундом под вакуумом в зазор 17 могут вставляться стержни 18 из изоляционного материала с высокой электрической прочностью при достаточном сродстве к адгезионной способности применяемого для заливки компаунда. Описанная конструкция трансформатора после сборки дополнительно заливается электроизоляционным компаундом 9 под вакуумом.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Высоковольтный импульсный трансформатор без сердечника, содержащий по меньшей мере одну первичную и по меньшей мере одну вторичную обмотки, упомянутая по меньшей мере одна вторичная высоковольтная обмотка намотана бескаркасно или с каркасом при минимальном начальном диаметре намотки, где упомянутый каркас выполнен секционным, стенки которого соединены между собой силовым осевым стержнем, при этом поверх упомянутой вторичной обмотки с минимальным зазором намотана по меньшей мере одна первичная низковольтная обмотка, а вся конструкция выполнена в электроизоляционном материале.

2. Трансформатор по п.1, отличающийся тем, что в упомянутом силовом осевом стержне выполнено сквозное осевое отверстие.

3. Трансформатор по п.1, отличающийся тем, что упомянутый секционный каркас выполняют с продольными разрезами в стенках секций для перехода провода при намотке, где упомянутые продольные разрезы в стенках секций для перехода провода при намотке содержат угловое смещение относительно друг друга.

4. Трансформатор по п.1, отличающийся тем, что содержит трубчатую разделительную электроизоляционную обечайку, установленную в зазор между упомянутыми обмотками.

5. Трансформатор по п.1, отличающийся тем, что содержит стержни из изоляционного материала, установленные в зазор между упомянутыми обмотками.

6. Трансформатор по п.4, отличающийся тем, что выполняют по меньшей мере с двумя раздельными вторичными обмотками, и трубчатая разделительная электроизоляционная обечайка содержит в своей цилиндрической или иной образующей по меньшей мере одно отверстие для вывода концов по меньшей мере двух раздельных вторичных обмоток или вывода внутренних соединений по меньшей мере двух раздельных вторичных обмоток.

7. Трансформатор по п.1, отличающийся тем, что дополнительно содержит электроизоляционый герметичный корпус.

8. Трансформатор по п.1 или 7, отличающийся тем, что упомянутый электроизоляционный материал представляет собой неэластичный или эластичный отверждаемый компаунд.

9. Трансформатор п.7, отличающийся тем, что упомянутый электроизоляционный материал представляет собой трансформаторное масло или иной жидкий изолятор.

10. Трансформатор по п.1 или 6, отличающийся тем, что выводы вторичной обмотки содержат дополнительную трубчатую эластичную изоляцию.

www.freepatent.ru

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАТУШКИ ЭЛЕКТРОШОКЕРА

      
   Здравствуйте дорогие друзья. Эту статью решил посвятить тем, у кого проблемы с намоткой высоковольтной катушки в электрошокере. Тут вы сможете найти подробное описание по изготовлению такой катушки и думаю вопросы не возникнут, а если и возникнут - обращайтесь смело! Мы рассмотрим несколько наиболее известные варианты по изготовлению катушек. Рассмотрим первый. Итак, высоковольтный трансформатор можно выполнить на пластинах из трансформаторного железа, набранных в пакет. Затем нужно поискать маркер в который влезет сердечик с первичной обмоткой. Намотка выполняется виток к витку (сначала наматывают вторичную обмотку) 500 - 2000 витков проводом ПЭЛ диаметром 0,08...0,25 мм. Первичная обмотка содержит 20 витков диаметром 0,5-0,7 мм. Межслойную изоляцию лучше выполнять из нескольких витков тонкой (0,1 мм) фторопластовой ленты, но подойдет также и конденсаторная бумага - ее можно достать из высоковольтных неполярных конденсаторов (витки также можно изолировать скотчем в 2-3 слоя). 

изготовление катушки для электрошокеров на железе стержне

   После намотки обмоток трансформатор заливается эпоксидной смолой. В смолу перед заливкой желательно добавить несколько капепь конденсаторного масла (пластификатор) и хорошо перемешать. При этом в заливочной массе клея не должно быть пузырьков воздуха. А для удобства заливки потребуется изготовить картонный каркас (размерами 55x23x20 мм) по габаритам трансформатора, где и выполняется герметизация. Изготовленный таким образом трансформатор обеспечивает во вторичной обмотке амплитуду напряжения более 90000 В, но включать его без защитного разрядника не рекомендуется, так как при таком напряжении возможен пробой внутри катушки. Защитный разрядник (усы) можно увидеть на любом заводском шокере. Если желаете создать катушку которая будет служить верой и правдой годами, то не ленитесь и аккуратно залейте ее эпоксидной смолой во избежании пробоев обмотки. Это самый распространенный вариант. 

каркас катушки для электрошокера

   Теперь рассмотрим вариант изготовления секционной высоковольтной катушки из пластмассового шланга. Сразу должен сказать, что такой твс можно найти в ксенон - блоке автомобильныx фар, и об этом я не раз говорил в статьяx про шокеры. Как уже стало понятно, вместо слоев в нашем трансформаторе будут секции. Для начала нужно достать трубку из полипропилена диаметром 20мм. Продаются они в магазине сантехники как замена обычным водопроводным трубам. Внимание! Нам нужна пластиковая трубка. Есть очень похожая, но металопластик - не подойдет. Нужен кусок всего 5-6см в длину так что нужно уговорить продавца, чтоб он согласился продать вам маленький кусок. Путем сложного процесса этот кусок должен стать секционным каркасом. Делается это следущим образом - берем дрель, в которую зажимаем сверло или болт близкий по диаметру чтобы влезал в трубку, наматывая на него изоленту добиваемся чтобы трубка сидела плотно и ровно. Далее берем резак который можно сделать из стальной пластины, наждачного полотна и т.д. и начинаем протачивать канавки прикидывая так чтобы не прорезать трубу. В итоге должны получится секции примерно 2х2 мм т.е. 2 мм в глубину и ширину. Чтобы они были ровнее после заточки можно немного подточить надфилем. После чего берем нож для бумаги и вдоль всего каркаса делаем надрез 2-3мм шириной, смотрите окуратнее так как можно прорезать стенку трубы, что черевато переделыванием. Теперь намотка, а для него нам нужен провод диаметром около 0.2 мм. Его можно в блоке питания, или разобрав сетевой трансформатор взять сетевую обмотку и многое другое. Этот провод нужно намотать на все секции нашего каркаса, не слишком усердствуя, чтобы провод не выходил за рамки секции, а лучше чтобы немного недоходил. 

самодельная высоковольтная катушка для электрошокеров

   Перед намоткой к началу провода припаивается опять же небольшой многожильный проводок, который нужно хорошо зафиксировать клеем чтобы не оторвался в случае чего. Конец провода пока ни с чем не соединяем. Теперь нужно найти ферритовый стержень диаметром около 10мм и длинной около 50. Нам нужен феррит 2000НМ, для этих целей подойдет трансформатор строчной развертки от отечественного телевизора. Нужно снять с него все лишнее. Затем оккуратно расколите его. Если строчник из небольших половинок то их можно склеить суперклеем для получения более длинного стержня. Для обработки феррита нужно применить точило (наждачный круг) чтобы в итоге получился круглый стержень диаметром около 10мм и длинной около 50. Процесс очень тяжелый, и требует нервы. Вместо стержня можно использовать множество маленьких феритовых колечек склееных между собой - некоторым их проще купить, а делаются они тоже из феррита 2000НМ :-)?. Можно и даже удобно использовать феррит от радиоприемника, если нет такого также можно использовать вариант сердечка на трансформаторныx пластинкаx, о которыx говорилось выше. На ферритовый или железный сердечик заранее ставим изоляцию толстой изоляционной лентой, а затем мотаем первичную обмотку. Она содержит 15 - 20 витков провода 0,7мм виток к витку. После окончания первичку следует изолировать той же самой толстой изолентой. Затем стержень вставляем в отверстие нашего секционного каркаса. Тот кто xочет узнать сколько же витков нужно мотать во вторичной обмотке скажу - конкретного числа нет, ее мотают в зависимости от длины дуги которую xотите получить. Вторичную обмотку я всегда мотаю порядка 700 витков и у меня дуги до 3-х миллиметров. Но не стоит для большого эффекта мотать много витков, запомните с возрастанием числа витков возрастает опасность пробоя. Готовую катушку лучше поставить в заранее изготовленный пластмассовый или картонный корпус и залить эпоксидной смолой. Надеюсь было полезно - АКА.

   Форум по электрошокерам

   Обсудить статью ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАТУШКИ ЭЛЕКТРОШОКЕРА

Схемы наши, лайки ваши - всё по честному. Оцените:

radioskot.ru

cxema.org - Технология намотки ВВ трансформатора

Технология намотки ВВ трансформатора

Подробности Категория: Шокеры

Предлагаю технологию высоковольтного трансформатора. Сердечником служит половинка центрального керна силового трансформатора импульсного блока питания компьютера.

Его размеры Ø11мм длинна 21мм. От Ш-образного сердечника кусачками выкусывается центральный керн, неровности обрабатываются на наждаке. На этом же наждаке проделывается продольный паз для провода.

Сердечник обматывается 5-ю слоями скотча шириной 3см, в желоб вкладывается провод Ø0,8мм и доматывается ещё 5 слоёв скотча. Мотается провод по всей длинне сердечника (24 витка).

Последний виток фиксируется нитками, чтобы не разматывался.

Поверх обмотки мотаем 4-5 слоёв скотча

Всё это дело запихиваем, в обрезанный на длинну в 30мм, 10 кубовый шприц.

Сосок у шприца обрезается, от шприца нужна только трубка длинной 30мм. Поверх шприца мотаем пару витков скотча, чтобы провод вторичной обмотки не скользил по поверхности.

В том же направлении что и первичная обмотка, мотаем вторичную.

В слое 85 витков, мотается на ширину 17мм. Изоляцией служит полтора витка цветного скотча. И полоса, вырезанная из файла для бумаг. (Файл нарезается на полосы шириной 30мм, потом эти полосы режутся пополам, получаются куски шириной 30мм и длинной 150мм).

По окончании намотки поверх трансформатора мотаем 5 слоёв скотча, припаеваем гибкий вывод и поверх него мотаем ещё 5 слоёв скотча.

Берём прозрачный пластик от упаковки, вырезаем полосу шириной 30мм и длинной, достаточной для намотки на трансформатор полтора витка. Мотаем эти полтора витка, фиксируем скотчем. На торцы трансформатора мотаем скотч, для получения бортика, высотой 5мм. Заливаем туда (в получившуюся ванночку) эпоксидную смолу и даём затвердеть. Заливаем второй торец. Обрабатываем торцы напильником для красоты.

Готовый трансформатор имеет размеры: Ø25мм длинной 37мм.

  • < Назад
  • Вперёд >

vip-cxema.org

Злой шокер - часть вторая. Высоковольтная катушка - 4 Мая 2012

 В первой части мы с вами ознакомились с конструкцией злого шокера и рассмотрели отдельные части, в этой поговорим о намотке высоковольтной катушки и трансформатора преобразователя. Начнем пожалуй с катушки.

Высоковольтная катушка предназначена для получения высоковольтных разрядов. Именно от ее надежной работы и зависит вся дальнейшая работа шокера. Это пожалуй самая ответственная часть конструкции. Катушки бывают разные - секционные, слоевые, залитые и не залитые, могут иметь сердечек из феррита, железных пластин или вовсе не иметь сердечек. Сегодня мы рассмотрим все виды этих катушек.

1) СЕКЦИОННАЯ КАТУШКА

На нашем сайте есть полно архива про секционные катушки, но сегодня я еще раз не поленюсь напомнить как ее делать. Такая катушка достаточно проста, хотя изготовление каркаса занимает много времени и достаточно долгий процесс.

 

В пластмассовой трубе нужно будет сделать секции от 7 и до 12 секций с глубиной 3 - 10 мм, в зависимости от нужд и параметров будущего шокера. Для изготовления катушки нужно иметь под рукой электрический дрель или токарный станок, эти инструменты значительным образом сокращают время заготовки секционных труб. Итак о трубах - тут нужно соблюдать стандарты , нельзя использовать металлопластмассовые трубы, также трубы в которых могут содержаться металлические слоя.

 

Трубы нужно подобрать как можно толстые, для того, чтобы можно было << рыть >> качественные секции. После приобретения трубынужно отрезать кусок с длиной 4 - 5 см, трубы можно использовать с диаметром 0,5 - 1 дюйм. Заранее на трубе полосками нужно отметить места секций. Далее трубу нужно укрепить на дрель и взять полотно от ножовки, а еще лучше мелкий надфиль. Включаем дрель и осторожно надфилем или полотном прорезаем секции, процесс изготовления каждой секции занимает несколько секунд. Между секциями должно быть пространство с шириной секции ( 2- 2,5 мм ). Готовый каркас нужно обработать шкуркой, выровнять неровности в секциях и обработать края. 

Намотка секционной катушки достаточно проста. Сердечек может быть или ферритовый или железный, в качестве последнего можно использовать набранные в пакет стальные пластины от трансформаторов. Главное чтобы сердечек входил в трубу с зазором, поскольку на нем мы должны намотать первичную обмотку. Уже подготовленный сердечек желательно изолировать несколькими слоями изоляционного материала ( скотч, изолента, конденсаторная бумага, термоусадка и т.п. ). Первичную обмотку можно мотать проводами с диаметром от0,4 до 1,2 мм ( 0,7 - 0,9 стандарт ). Содержит первичная обмотка от 10 до 15 витков ( стандарт 12 ). Витки мотаем аккуратно и после завершения намотки сердечек вставляем в отверстие нашего каркаса ( трубы ). Вторичная обмотка - обычно желательно в каждой секции мотать по 80 витков, хотя кол - во витков можно увеличить до 120 - и, главное не нужно по краям забивать секции, так есть опасность пробоя. Витки старайтесь мотать аккуратно , виток к витку не получится, да и не надо , просто соблюдайте аккуратность. После завершения намотки  обеих обмоток переходим в самый ответственный этап - ЗАЛИВКА.

Если шокер маломощный ( 3 - 5 ватт ), то можно залить катушку парафином или вовсе не заливать, если пользовались проводом с многократным лаковым покрытием. А для надежного и мощного шокера нужно заливать трансформатор эпоксидной смолой, в простонародье - ЭПОКСИДКА. 

В способе приготовления эпоксидки говорится, что 100% смолы  нужно смешать с 10 ю процентами отвердителя, то есть десять к одному, но я с этим не очень согласен, поэтому советую 50 на 50, так смола быстрее сохнет. Уже приготовленную смолу для более быстрого высыхания нужно погреть до 40 градусов. Для катушки заранее нужно сделать пластиковый корпус, в которой мы поместим катушку для заливки. Корпус должен быть герметичным, поскольку смола будет протекать. Заливаем аккуратно , могут образоваться пузырьки, которые опасны, лично я их лопаю иголкой. Следите за процессом высыхания постепенно нужно лопать пузырьки ( хе - хе ). Полностью смола высохнет за 48 часов  при комнатной температуре. 

СЛОЕВАЯ КАТУШКА 

 Наиболее сложная технология намотки, но как право такие катушки обладают высокой мощностью , стабильностью работы и более надежны по сравнению с секционными. Мотают такую катушку слоями, в качестве межслойной изоляции использовать можно обложки от тетрадок, широкий скотч, конденсаторную бумагу. Первичная обмотка идентична с первичкой слоевых катушек.

 В качестве сердечка может служить магнитопровод от старого приемника или же любой подходящий ферритовый стержень, а также собранные в пакет пластины от трансформаторов. 

Поверх первички укладывают несколько слоев изоляции ( 5 - 6 слоев ) и мотают вторичную обмотку. Витки нужно мотать ровно, укладывая виток к витку, не допускайте обрывов, провод нужно использовать с диаметром 0,1 - 0,5 мм ( 0,3 стандарт ). Каждый слой содержит 70 - 100 витков, слоя изолируем друг от друга, укладывая на каждый слой изоляцию.

 

Таким образом кол - во витков нормальной катушки должно быть более 500 ( до 1500 ) и помните - чем больше витков, теб больше искры, и одновременно увеличивается опасность пробоя вторичной обмотки. При хорошей изоляции катушка получается надежной, но при желании его можно залить таким же образом, как и секционную. 

Пожалуй на этой ноте завершим нашу беседу, а уже в третей части поговорим о трансформаторе преобразователя, удачи - АКА КАСЬЯН. 

Обсудить на Форуме

x-shoker.ru

cxema.org - Технология намотки ВВ трансформатора

Технология намотки ВВ трансформатора

Предлагаю технологию высоковольтного трансформатора. Сердечником служит половинка центрального керна силового трансформатора импульсного блока питания компьютера.

Его размеры Ø11мм длинна 21мм. От Ш-образного сердечника кусачками выкусывается центральный керн, неровности обрабатываются на наждаке. На этом же наждаке проделывается продольный паз для провода.

Сердечник обматывается 5-ю слоями скотча шириной 3см, в желоб вкладывается провод Ø0,8мм и доматывается ещё 5 слоёв скотча. Мотается провод по всей длинне сердечника (24 витка).

Последний виток фиксируется нитками, чтобы не разматывался.

Поверх обмотки мотаем 4-5 слоёв скотча

Всё это дело запихиваем, в обрезанный на длинну в 30мм, 10 кубовый шприц.

Сосок у шприца обрезается, от шприца нужна только трубка длинной 30мм. Поверх шприца мотаем пару витков скотча, чтобы провод вторичной обмотки не скользил по поверхности.

В том же направлении что и первичная обмотка, мотаем вторичную.

В слое 85 витков, мотается на ширину 17мм. Изоляцией служит полтора витка цветного скотча. И полоса, вырезанная из файла для бумаг. (Файл нарезается на полосы шириной 30мм, потом эти полосы режутся пополам, получаются куски шириной 30мм и длинной 150мм).

По окончании намотки поверх трансформатора мотаем 5 слоёв скотча, припаеваем гибкий вывод и поверх него мотаем ещё 5 слоёв скотча.

Берём прозрачный пластик от упаковки, вырезаем полосу шириной 30мм и длинной, достаточной для намотки на трансформатор полтора витка. Мотаем эти полтора витка, фиксируем скотчем. На торцы трансформатора мотаем скотч, для получения бортика, высотой 5мм. Заливаем туда (в получившуюся ванночку) эпоксидную смолу и даём затвердеть. Заливаем второй торец. Обрабатываем торцы напильником для красоты.

Готовый трансформатор имеет размеры: Ø25мм длинной 37мм.

  • < Назад
  • Вперёд >

vip-cxema.org


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта