Сбыт по эталону. Эталонный сбытПортал об энергетике в России и в миреПервый шаг Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разработала проект постановления правительства, которым вводится новая система расчёта тарифов (так называемых сбытовых надбавок) на услуги гарантирующих поставщиков электроэнергии. Документ уже направлен в аппарат правительства. Впервые об изменении тарифообразования на услуги гарантирующих поставщиков заговорили в 2012 году. ФСТ, регулятор услуг естественных монополий, отмечала ряд проблем, присущих классическому методу экономически обоснованных затрат. Если говорить просто, этот метод заключается в том, что компании предоставляют региональному регулятору расчёты, относительно того, сколько средств им необходимо для осуществления деятельности. Часть затрат регулятор учитывает, часть – «срезает». Следствием этой системы было неэффективное регулирование: завышенные издержки некоторых компаний перекладывались на потребителей, или же, наоборот, регулятор лишал энергосбыт части действительно нужных расходов. «Изменение принципов регулирования сбытовых надбавок связано с необходимостью избавления конечных потребителей энергоресурсов от неэффективности поставщиков», – пояснили «Перетоку» в НП «Совет рынка». Председатель правления Некоммерческого партнёрства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) Наталья Невмержицкая в свою очередь добавила, что предлагаемые изменения направлены на повышение прозрачности бизнес-процессов энергосбытовой деятельности гарантирующего поставщика. Стандартизация услуг Деятельность по сбыту электрической энергии в разных регионах достаточна однотипна. Энергосбыты имеют похожий набор функций: закупают электроэнергию на оптовом рынке, взамодействуют с сетевыми компаниями, ведут счета клиентов и выписывают квитанции, организовывают кол-центры и офисы для офлайнового обслуживания потребителей. Поэтому этот вид деятельности достаточно просто нормировать. Проблемы с расчётом тарифов возникают в деталях. «Какие-то компании борются с неплатежами, взыскивают дебиторскую задолженность, сокращают издержки посредством выбора более эффективных каналов продаж, то есть работают эффективно. А другие – нет», – говорят в НП «Совет рынка». Потребители становятся заложниками этой неэффективности, когда все издержки гарантирующего поставщика включают в его тариф. Или другая ситуация: когда тарифная база гарантирующего поставщика необоснованно занижается региональными органами регулирования с целью снижения тарифов. Например, связанных с соблюдением стандартов качества обслуживания потребителей: расходы на кол-центры, выездные бригады для обслуживания клиентов в удалённой местности, траты на сокращение длительности ожидания в офисах центров очного обслуживания клиентов. То есть новый метод не только позволит исключить субъективность на включение того или иного вида затрат, но и позволит повысить качество обслуживания клиентов. Эксперты и участники рынка поддерживают новый подход. «Требования к методике обсуждались в «Совете рынка», некоторые вопросы для дискуссии остаются, но в целом это направление нами поддерживается», – сказала «Перетоку» Наталья Невмержицкая. Она пояснила, что введение этого механизма поддерживается гарантирующими поставщиками, поскольку сбытовые надбавки многих из них недотягивают до уровня «эталонных затрат», эти компании работают в зоне убыточности. «Новая система расчёта сбытовых надбавок должна позволить эффективным сбытовым компаниям не просто покрывать свои расходы, но и иметь приемлемый уровень рентабельности», – полагает предправления партнёрства гарантирующих поставщиков. «Мы заинтересованы в формировании единой методики расчёта затрат и выручки гарантирующих поставщиков и создании равных условий при установлении сбытовых надбавок для всех сбытовых компаний как региона, так и страны», – говорит заместитель директора по экономике и финансам ОАО «Екатеринбурэнергосбыт» Ольга Украинская. Что дальше Пока не ясно самое главное: нет конкретных расчётов «эталонных» расходов гарантирующих поставщиков, которые будут различаться в зависимости от региона, уровня цен и зарплат. «На текущем этапе зафиксированы принципы и подходы установления эталонной необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков на основе 10 основных категорий затрат. Базовые принципы расчёта будут утверждены постановлением правительства, которые заложат методические основы для установления сбытовых надбавок. Детали расчёта будут утверждаться методическими указаниями Федеральной службы по тарифам», – говорят в «Совете рынка». В соответствии с проектом постановления ФСТ на согласование этого документа отводится шесть месяцев. В ходе согласования будут утверждаться в том числе и нормативы, например, связанные с необходимостью обслуживания кредитов из-за кассовых разрывов гарантирующих поставщиков, формирование резерва по сомнительным долгам и прочее. А также нормативный правовой акт, который определит критерии качества очного и заочного обслуживания потребителей. «Вопросов на самом деле очень много, так как самой методики сравнения аналогов, значений эталонов пока нет даже в проекте. Кроме того, на законодательном уровне предстоит принять критерии обеспечения обслуживания потребителей, которые также лягут в основу определения выручки гарантирующих поставщиков по новой методике. А это самое главное, поскольку сейчас в проекте обозначена только некая канва, по какому принципу будет формироваться необходимая валовая выручка гарантирующих поставщиков, но что конкретно ляжет расчёт эталонных затрат и эталонной выручки станет понятно, только когда будут разработаны и выпущены соответствующие нормативные документы», – сказала Ольга Украинская. Аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков в свою очередь согласен: привязывание к эталонным расходам – правильная инициатива. Но главный вопрос в конкретных параметрах. «Тема с привязыванием к эталонным расходам правильная. Она предполагает выделение сбытов с наиболее низкими показателями по расходам и затем установление критериев для других сбытов. Как и в случае с распределительными компаниями, главное тут – имплементация, то есть выход на введение этих критериев. Про распределительные сети и эталонные показатели говорится вот уже несколько лет. Но результатов пока нет», – сказал эксперт. Поэтапный переход Переход к расчётам сбытовой надбавки по методу эталонных затрат произойдёт не одномоментно – предусматривается несколько этапов. Так, в 2015 году будет учтена часть экономически обоснованных расходов (доля будет определена в методических указаниях). В последующие периоды будут применяться понижающие коэффициенты (к 2015 году): в 2016 году – 0,6, в 2017 году – 0,3, в 2018 году – 0.«Переходный период 2016–2017 годов обеспечит плавное изменение сбытовых надбавок, а также позволит компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы и структуру расходов», – поддерживает поэтапное внедрение Наталья Невмержицкая. В «Совете рынка» также надеются, что за счёт поэтапного внедрения будет снята острота с такой темы, как задолженность энергосбытам. «К моменту перехода на 100% установление сбытовой надбавки методом сравнения аналогов, должны в полной мере заработать меры по усилению платёжной дисциплины за потреблённые энергоресурсы на розничном рынке (бюджетные гарантии, усиление финансовой и административной ответственности, пени за просрочку и др.), которые должны существенным образом повлиять на величину просроченной дебиторской задолженности», – говорят в НП. Автор: Анна Милина peretok.ru Сбыты приблизят к эталонуС 2018 года ФСТ будет регулировать сбытовую надбавку гарантирующих поставщиков по единой методике – исходя из эталонных выручки и затрат. С одной стороны, новый механизм заставит сбыты экономить, так как будет нельзя включить дополнительные расходы в тариф на электроэнергию. Но на деятельности эффективных ГП это вряд ли скажется, так как ФСТ пообещала рассчитывать эталон с учетом их главной экономической проблемы – дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию. На прошлой неделе ФСТ опубликовала набор параметров идеального сбыта ("эталонные затраты" и "эталонная выручка"), которые разработаны вместе с "Советом рынка". Это унификация расходов и доходов гарантирующего поставщика, исходя из которых вычисляется его сбытовая надбавка. Если раньше она регулировалась способом экономически обоснованных затрат, то теперь будет методом сравнения аналогов. Согласно ему, расходы на содержание ГП могут различаться только в зависимости от региона – исходя из уровня цен и зарплат. Кроме того, затраты ГП на обслуживание разных групп потребителей (городские, сельские и исполнители коммунальных услуг) будут рассчитаны отдельно. В правительстве намерены перейти на метод эталонных затрат ГП поэтапно. Если в 2015 году для расчета необходимой валовой выручки и надбавки сбыта будут еще полностью учтены экономически обоснованные затраты, то в следующие пару лет их доля составит 60% и 30% соответственно. Окончательный переход на эталоны произойдет в 2018 году. В свою очередь, рассчитать их "Совет рынка" поручил консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Russia. С августа она анализирует критерии затрат сбытов: аренда помещений, зарплаты сотрудников, содержание колл-центров и так далее. Отметим, что перерасчет эталонов будет проводиться раз в три года. С одной стороны, новый механизм заставит сбыты экономить, так как будет нельзя включить дополнительные расходы в тариф на электроэнергию. Однако на деятельности эффективных ГП это вряд ли скажется. Дело в том, что ФСТ пообещал включить в эталонную выручку дополнительные расходы на покрытие дебиторской задолженности, которая признана безнадежной к взысканию. Участники рынка приветствуют постановление. "Оно является безусловным прорывом, так как опирается на сравнительные анализы деятельности ГП, что позволит формировать прозрачные тарифы", – считает глава ЗАО "Межрегионсоюзэнерго" Юрий Шульгин. Он подчеркивает, что устанавливать эталонные затраты для ГП должны в ФСТ, а не в регионах, чтобы избежать политического влияния и недобросовестной конкуренции. В ООО "РКС-энерго" говорят, что прежде надо работать над повышением платежной дисциплины. "Очень сложно внедрять модель "эталонный сбыт", когда потребители этого сбыта являются далеко не эталонными. В первую очередь я говорю о "неотключаемых" потребителях - предприятиях сферы ЖКХ. К тому же, чем меньше будет безнадежных долгов, тем проще будет рассчитывать затраты сбытовых компаний", – отмечает глава "РКС-энерго" Михаил Коломыцев. http://live-energo.ru/articles/sbyty-priblizyat-k-etalonu www.rks-energo.ru Энергетика должна быть эталонной28.07.2014ФСТ намерена к 2018 году перевести энергосбыты на метод "эталонных затрат". Это должно сократить возможности сбытов включать свои расходы в энерготарифы: маржа сбытов будет формироваться по единой методике. Сбытовые компании и регуляторы идею поддерживают: нормирование затрат позволит перейти к долгосрочному тарифному регулированию и облегчит привлечение кредитов для энергосбытов. Регуляторы все же взялись за унификацию расходов энергосбытов, о которой говорят еще с 2012 года. Основные понятия модели так называемого эталонного сбыта ("эталон затрат", "эталонная выручка гарантирующего поставщика") и сроки перехода на новый механизм расчета сбытовой надбавки (регулируемой маржи) обозначены в проекте постановления правительства, опубликованном ФСТ в четверг. Пока сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт региона) регулируются по методу экономически обоснованных затрат. Переход на регулирование по методу сравнения аналогов нацелен на нормирование расходов ГП. Документ предполагает поэтапный переход к расчету надбавки на основе эталонных затрат с 2015 до 2018 года. В 2015 году будут еще полностью учитываться экономически обоснованные затраты сбыта для расчета необходимой валовой выручки и надбавки, но в 2016 и 2017 годах в тарифе будет учтено только 60% и 30% таких затрат, остальное будет рассчитываться уже по эталону, окончательный переход на эталоны — в 2018 году. Если фактические затраты сбыта будут выше эталонных, разница уже не будет компенсироваться в надбавке, будут учтены лишь безнадежные долги неотключаемых потребителей. Эталонные затраты могут различаться по регионам и устанавливаются раз в три года по каждой из категорий потребителей. Этот механизм избавит конечных потребителей от переплаты за неэффективность ГП, считают в НП "Совет рынка". "Функция сбыта достаточно однородна у различных организаций.— говорят в НП.— Только одни работают эффективно (борются с неплатежами, взыскивают задолженность, сокращают издержки), а другие — нет". В других случаях регуляторы занижают сбытовую надбавку, пытаясь удержать тариф для потребителей, и не учитывают затраты на качественное обслуживание потребителей. Ценообразование по методу эталонного сбыта также позволяет применять долгосрочные модели регулирования. "Эталонный сбыт" сохранит дифференциацию по группам потребителей, обращают внимание в ФСТ: затраты будут учитывать территорию, плотность населения и качество обслуживания. Таким образом, затраты "эталонного сбыта", к примеру, в Калужской области и в Красноярском крае будут различаться, отмечают в ФСТ. Методические указания по расчету надбавки эталонного сбыта еще предстоит разработать. В PwC по заказу "Совета рынка" уже провели анализ международных практик и собрали информацию более чем с 80 организаций. Консультанты выделили 10 основных категорий затрат ГП: фонд оплаты труда, прием платежей, содержание колл-центров, аренда офисов, покрытие безнадежной задолженности и так далее. НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний в целом поддерживает переход на эталонные затраты, говорит предправления НП Наталья Невмержицкая. Метод, в частности, стимулирует снижать расходы и добавит прозрачности в работу ГП, отмечает она. Постепенный переход к новому регулированию обеспечит плавное изменение сбытовых надбавок и позволит компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы и структуру расходов, считает она. В "Интер РАО" (его структуры имеют статус ГП в нескольких регионах) отмечают, что компания была одним из инициаторов внедрения эталонных затрат, там готовы полностью перейти на новое регулирование и до 2018 года. Гендиректор сбытового холдинга МРСЭН Юрий Шульгин называет использование сравнительного анализа деятельности ГП для расчета сбытовой надбавки прорывом, но считает, что расчет надбавки должна вести ФСТ на основе данных регионов, чтобы избежать политического влияния на тариф и недобросовестной конкуренции из-за ангажированности местных органов. Сбытам часто не удается правильно спрогнозировать уровень платежей населения, возникают большие кассовые разрывы, а получение кредитов затруднено краткосрочным тарифным регулированием, замечает старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден. Он не исключает, что с помощью эталонного сбыта эти проблемы удастся решить. Анастасия Фомичева, Наталья Скорлыгина kommersant.ruwww.energotrade.ru Эталоны для энергетики - Михаил КурбатовВ конце 2011 г. «необоснованные» дополнительные доходы сбытовых компаний, в 3-4 раза превышавшие их сбытовую надбавку, возмутили тогдашнего премьера Владимира Путина, и собственная валовая выручка сбытов была срезана. Позже правительство поняло, что перестаралось: в некоторых регионах надтарифные доходы составляли до 80% выручки, лишившись которой компании оказались на грани банкротства.Минэнерго хочет решить проблему системно, урегулировав не только вопрос финансовых показателей, но и качество услуг, рассказал «Ведомостям» замминистра Михаил Курбатов. Для этого было придумано понятие «эталонный сбыт» — набор параметров «идеальной» компании, к которым надо стремиться: собираемость платежей, скорость обработки данных и стоимость оказания услуг. Расходы на содержание сбытовых компаний могут отличаться только в зависимости от типа потребителей (население или промышленность — крупная или мелкая), местности (город или село) и коэффициента плотности, пояснил он. Прибавьте зарплату, умноженную на северный коэффициент, и получится уровень «эталонных» расходов, за предел которых ни один сбыт не должен будет выходить, говорит замминистра. Сейчас, по словам Курбатова, сбытовые компании в трети российских регионов получают доходы на 40% и более выше среднего значения по стране, а еще в трети — на 40 и более процентов меньше этого значения. Так, самая низкая сбытовая надбавка — в Дагестане: 2 коп./кВтч, а самая высокая — в Ростове: 24 коп./кВтч. «Это означает, что где-то потребитель переплачивает, а где-то, наоборот, есть существенный риск банкротства сбытов», — отметил он. Коридор должен сократиться как минимум до 20%, уверен Курбатов. Он надеется, что методика будет принята в первом полугодии 2013 г. и со второго полугодия может начать действовать. Такая разница в надбавках существует из-за того, что компании, разные по размеру и структуре потребителей, изначально не дифференцировались, объяснила предправления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. По ее мнению, формула «эталонного» сбыта будет полезной только при тщательном анализе информации о затратах сбытовых организаций. Резерв на случай сокращения доходов у большинства сбытов есть, уверен главный эксперт фонда «Форсайт» Андрей Абрамов. По его словам, эффективность сбытовой компании зависит от системы биллинга, но раньше из-за сверхдоходов компании не торопились использовать современные системы расчетов. По словам Невмержицкой, доля сбытовой надбавки в конечной цене электроэнергии для потребителя — не более 5%. Однако председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко говорит, что эта доля может достигать 10%, а значит, изменение сбытовой надбавки в некоторых регионах может ощутимо отразиться на цене энергии. Далее Ксения Докукина, Ведомости mkurbatov.livejournal.com Михаил КурбатовВ конце 2011 г. «необоснованные» дополнительные доходы сбытовых компаний, в 3-4 раза превышавшие их сбытовую надбавку, возмутили тогдашнего премьера Владимира Путина, и собственная валовая выручка сбытов была срезана. Позже правительство поняло, что перестаралось: в некоторых регионах надтарифные доходы составляли до 80% выручки, лишившись которой компании оказались на грани банкротства.Минэнерго хочет решить проблему системно, урегулировав не только вопрос финансовых показателей, но и качество услуг, рассказал «Ведомостям» замминистра Михаил Курбатов. Для этого было придумано понятие «эталонный сбыт» — набор параметров «идеальной» компании, к которым надо стремиться: собираемость платежей, скорость обработки данных и стоимость оказания услуг. Расходы на содержание сбытовых компаний могут отличаться только в зависимости от типа потребителей (население или промышленность — крупная или мелкая), местности (город или село) и коэффициента плотности, пояснил он. Прибавьте зарплату, умноженную на северный коэффициент, и получится уровень «эталонных» расходов, за предел которых ни один сбыт не должен будет выходить, говорит замминистра. Сейчас, по словам Курбатова, сбытовые компании в трети российских регионов получают доходы на 40% и более выше среднего значения по стране, а еще в трети — на 40 и более процентов меньше этого значения. Так, самая низкая сбытовая надбавка — в Дагестане: 2 коп./кВтч, а самая высокая — в Ростове: 24 коп./кВтч. «Это означает, что где-то потребитель переплачивает, а где-то, наоборот, есть существенный риск банкротства сбытов», — отметил он. Коридор должен сократиться как минимум до 20%, уверен Курбатов. Он надеется, что методика будет принята в первом полугодии 2013 г. и со второго полугодия может начать действовать. Такая разница в надбавках существует из-за того, что компании, разные по размеру и структуре потребителей, изначально не дифференцировались, объяснила предправления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. По ее мнению, формула «эталонного» сбыта будет полезной только при тщательном анализе информации о затратах сбытовых организаций. Резерв на случай сокращения доходов у большинства сбытов есть, уверен главный эксперт фонда «Форсайт» Андрей Абрамов. По его словам, эффективность сбытовой компании зависит от системы биллинга, но раньше из-за сверхдоходов компании не торопились использовать современные системы расчетов. По словам Невмержицкой, доля сбытовой надбавки в конечной цене электроэнергии для потребителя — не более 5%. Однако председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко говорит, что эта доля может достигать 10%, а значит, изменение сбытовой надбавки в некоторых регионах может ощутимо отразиться на цене энергии. Далее Ксения Докукина, Ведомости mkurbatov.livejournal.com Энергетика должна быть эталонной29-07-2014, 05:35 » Энергетика должна быть эталонной 0 Энергетика должна быть эталоннойФСТ намерена к 2018 году перевести энергосбыты на метод “эталонных затрат”. Это должно сократить возможности сбытов включать свои расходы в энерготарифы: маржа сбытов будет формироваться по единой методике. Сбытовые компании и регуляторы идею поддерживают: нормирование затрат позволит перейти к долгосрочному тарифному регулированию и облегчит привлечение кредитов для энергосбытов, пишет “Коммерсантъ”. Регуляторы все же взялись за унификацию расходов энергосбытов, о которой говорят еще с 2012 года. Основные понятия модели так называемого эталонного сбыта (“эталон затрат”, “эталонная выручка гарантирующего поставщика”) и сроки перехода на новый механизм расчета сбытовой надбавки (регулируемой маржи) обозначены в проекте постановления правительства, опубликованном ФСТ в четверг. Пока сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (ГП, основной энергосбыт региона) регулируются по методу экономически обоснованных затрат. Переход на регулирование по методу сравнения аналогов нацелен на нормирование расходов ГП. Документ предполагает поэтапный переход к расчету надбавки на основе эталонных затрат с 2015 до 2018 года. В 2015 году будут еще полностью учитываться экономически обоснованные затраты сбыта для расчета необходимой валовой выручки и надбавки, но в 2016 и 2017 годах в тарифе будет учтено только 60% и 30% таких затрат, остальное будет рассчитываться уже по эталону, окончательный переход на эталоны — в 2018 году. Если фактические затраты сбыта будут выше эталонных, разница уже не будет компенсироваться в надбавке, будут учтены лишь безнадежные долги неотключаемых потребителей. Эталонные затраты могут различаться по регионам и устанавливаются раз в три года по каждой из категорий потребителей. Этот механизм избавит конечных потребителей от переплаты за неэффективность ГП, считают в НП “Совет рынка”. “Функция сбыта достаточно однородна у различных организаций.— говорят в НП.— Только одни работают эффективно (борются с неплатежами, взыскивают задолженность, сокращают издержки), а другие — нет”. В других случаях регуляторы занижают сбытовую надбавку, пытаясь удержать тариф для потребителей, и не учитывают затраты на качественное обслуживание потребителей. Ценообразование по методу эталонного сбыта также позволяет применять долгосрочные модели регулирования. “Эталонный сбыт” сохранит дифференциацию по группам потребителей, обращают внимание в ФСТ: затраты будут учитывать территорию, плотность населения и качество обслуживания. Таким образом, затраты “эталонного сбыта”, к примеру, в Калужской области и в Красноярском крае будут различаться, отмечают в ФСТ. Методические указания по расчету надбавки эталонного сбыта еще предстоит разработать. В PwC по заказу “Совета рынка” уже провели анализ международных практик и собрали информацию более чем с 80 организаций. Консультанты выделили 10 основных категорий затрат ГП: фонд оплаты труда, прием платежей, содержание колл-центров, аренда офисов, покрытие безнадежной задолженности и так далее. НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний в целом поддерживает переход на эталонные затраты, говорит предправления НП Наталья Невмержицкая. Метод, в частности, стимулирует снижать расходы и добавит прозрачности в работу ГП, отмечает она. Постепенный переход к новому регулированию обеспечит плавное изменение сбытовых надбавок и позволит компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы и структуру расходов, считает она. В “Интер РАО” (его структуры имеют статус ГП в нескольких регионах) отмечают, что компания была одним из инициаторов внедрения эталонных затрат, там готовы полностью перейти на новое регулирование и до 2018 года. Гендиректор сбытового холдинга МРСЭН Юрий Шульгин называет использование сравнительного анализа деятельности ГП для расчета сбытовой надбавки прорывом, но считает, что расчет надбавки должна вести ФСТ на основе данных регионов, чтобы избежать политического влияния на тариф и недобросовестной конкуренции из-за ангажированности местных органов. Сбытам часто не удается правильно спрогнозировать уровень платежей населения, возникают большие кассовые разрывы, а получение кредитов затруднено краткосрочным тарифным регулированием, замечает старший аналитик ФК “Открытие” Сергей Бейден. Он не исключает, что с помощью эталонного сбыта эти проблемы удастся решить. Также читайте: energysmi.ru |