Перемотка трансформатора без разборки. Вторичная обмотка трансформатораВторичная обмотка трансформатора - это... Что такое Вторичная обмотка трансформатора?Строительный словарь.
Смотреть что такое "Вторичная обмотка трансформатора" в других словарях:
dic.academic.ru Обрыв вторичной обмотки трансформатора тока. К чему это приводит?!Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика». Несколько дней назад мне передали замечание, что на одном из фидеров перестал показывать амперметр, хотя нагрузка на фидере была, и причем не маленькая, около 30-50 (А). Кстати, данная неисправность произошла в распределительном устройстве напряжением 10 (кВ) исполнения КСО. Щитовой амперметр типа Э30 подключен через трансформатор тока ТПОЛ-10 с коэффициентом трансформации 150/5. Амперметр установлен на дверце ячейки КСО и, видимо, в течение длительной эксплуатации произошло перегибание жилок гибкого проводника, что и привело к обрыву. Напомню, что согласно ПУЭ, п.3.4.4, сечение токовых цепей должно быть не менее 2,5 кв.мм по меди или 4 кв.мм по алюминию. В моем случае применен медный гибкий провод ПВ-3 (ПуГВ) сечением 2,5 кв.мм. В связи со случившейся ситуацией я и решил написать статью о том, что произойдет с трансформаторами тока при обрыве их вторичной цепи. Итак, поехали. Во всех правилах, хоть в ПОТЭУ (п.42.2), хоть в ПТЭЭП (п.2.6.24), строго настрого запрещено размыкать вторичную цепь ТТ и об этом должны знать все без исключения. К тому же об этом всегда напоминают в виде надписи «Внимание! Опасно! На разомкнутой обмотке напряжение», а то вдруг кто забудет! А что же все таки произойдет с трансформатором тока при обрыве его вторичной цепи? Давайте разберемся! Правда для этого нам необходимо рассмотреть принцип работы трансформатора тока и его устройство. Сильно вдаваться в подробности устройства ТТ я не буду, т.к. цель статьи заключается немного в другом, да и разновидностей ТТ в природе не мало. Если кому интересно, то могу рассказать об устройстве ТТ более подробнее на примере конкретного типа, но уже в другой своей публикации. В общем, первичная обмотка трансформатора тока чаще всего состоит из одного витка или шины, которая подключена последовательно в силовую цепь, где необходимо измерять или контролировать ток. Встречаются также и трансформаторы тока с многовитковой первичной обмоткой. Вот например, трансформаторы тока ТПФМ-10 имеют многовитковую первичную обмотку. На данный момент таких ТТ на наших подстанциях осталось уже немного, т.к. мы с некоторой периодичностью заменяем их на более новые ТПОЛ-10. Подробнее про классификацию трансформаторов тока читайте в моей отдельной статье (вот ссылочка). Первичная обмотка (шина) имеет малое количество витков (чаще всего один) и большое сечение, соизмеримое с номинальным током силовой нагрузки. Шина первичной обмотки проходит через магнитопровод, на котором намотана вторичная обмотка. Вторичная обмотка имеет много витков и малое сечение, и всегда замыкается накоротко, либо через малое сопротивление подключенных к ней реле и различных приборов (Zн). Сильно вдаваться в теорию я не буду, а попробую объяснить более по-простому. При протекании тока в первичной обмотке трансформатора тока, по закону электромагнитной индукции возникает магнитный поток Ф1, который замыкается по магнитопроводу и пронизывает вторичную обмотку ТТ. В связи с этим, во вторичной обмотке ТТ наводится (индуцируется) ток I2 (при условии, что цепь замкнута), который образует магнитный поток Ф2, направленный встречно магнитному потоку Ф1. В итоге, в магнитопроводе образуется результирующий магнитный поток Фт, который называют основным или намагничивающим потоком. Конструктора при проектировании рассчитывают сечение магнитопровода исходя из нормальной работы трансформатора тока, т.е. при его замкнутой вторичной обмотке. При нормальной работе трансформатора тока основной поток Фт не велик. При разрыве вторичной обмотки ТТ произойдет следующее. Во-первых, значительно увеличится основной магнитный поток Фт в магнитопроводе, что вызовет его нагрев. Это произойдет из-за того, что во вторичной обмотке не будет тока, а значит не возникнет встречного магнитного потока Ф2, который скомпенсирует магнитный поток Ф1 от первичной обмотки. Во-вторых, на выводах вторичной обмотки наведется напряжение, соизмеримое с несколькими киловольтами. Почему же наводится такое напряжение?! Согласно закону сохранения энергии, мощность с генератора (первичная обмотка трансформатора тока в нашем случае) равна мощности, которую мы снимаем со вторичной обмотки с учетом потерь в меди и стали. В итоге, это выражение можно записать в таком виде : Р1 = Рпот + Р2 Для простоты и наглядности не будем учитывать потери в меди и стали: Р1 = Р2 Запишем мощности вышеприведенного выражения через токи и напряжения: U1·I1 = U2·I2 А теперь представим, что тока I2 у нас не стало. Соответственно, выражение примет следующий вид: U1·I1 = U2 У обычных трансформаторов напряжения при изменении вторичного тока I2 всегда изменяется ток в первичной обмотке I1 из-за наличия большого количества витков. А вот у трансформатора тока первичная обмотка имеет всего один виток, а изменить первичный ток I1 никак не возможно, потому что он является частью силовой цепи, где мы и контролируем его. Поэтому, «U1·I1» является как бы константой (неизменной величиной) и для сохранения передаваемой мощности из первичной обмотки во вторичную в значительной степени увеличивается напряжение на вторичной обмотке до нескольких киловольт. В нормальном режиме на вторичной обмотке напряжение составляет буквально несколько вольт, а то и меньше (зависит от нагрузки). На самом деле напряжение на первичной обмотке (напряжение падения на витке или шине) тоже немного изменяется, но это настолько малая величина, что ей можно смело пренебречь.
Ну коль такая ситуация с обрывом токовых цепей ТТ фазы С у меня случилась на подстанции, то я и решил воспользоваться ситуацией, и измерить напряжение на разомкнутой вторичной обмотке. Напряжение между выводами ТТ (421 и 410) составило 34,2 (В). Как видите, ничего критического нет и это далеко не киловольты. Тем не менее нужно учесть то, что во время измерения первичный ток ТТ составлял 30% от номинального. При номинальном же токе напряжение на разомкнутой обмотке будет гораздо и гораздо больше и не исключено, что там наведутся киловольты! Кстати, из-за насыщения магнитопровода напряжение на разомкнутой вторичной обмотке имеет несинусоидальную форму с резкими и острыми пиками. В общем, решил фидер в ремонт не выводить. Установил на токовом клеммнике закоротку и произвел переподключение амперметра. Перезачистил оба конца, опрессовал их изолированными наконечниками и подключил к амперметру. Готово. Снял закоротку с клеммника и проверил показания амперметра. Как видите, теперь амперметр показывает ток нагрузки данного присоединения. Вот еще один пример разрыва вторичной цепи ТТ из моей практики. При проведении пуско-наладочных работ в одном из торговых центров я обнаружил, что монтажники забыли закоротить трансформатор тока на фазе А. И уже по традиции, рекомендую посмотреть видеоролик по материалам данной статьи: Дополнение. Рекомендую посмотреть видео про еще один случай обрыва вторичной цепи ТТ: Запомните главное и золотое Правило! Трансформатор тока работает в режиме короткого замыкания, т.е. его вторичная обмотка должна быть всегда замкнута накоротко или через малое сопротивление подключенных к ней устройств и приборов. P.S. А у Вас случались обрывы вторичных цепей ТТ?! Какие последствия Вы наблюдали при этом? Поделитесь в комментариях своими случаями из практики. Вообще, если тема с обрывом токовых цепей ТТ Вам интересна, то можно взять какой-нибудь ТТ и снять зависимость вторичного напряжения от первичного тока. Трансформаторы тока у меня в наличии есть, хоть низковольтные, хоть высоковольтные 10 (кВ). В общем пишите, свои предложения в комментариях! Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями: zametkielectrika.ru Как намотать трансформатор? Вторичная обмотка 12В, 0,5А. (Расчёт и перемотка трансформатора #4.2)Серия видеороликов состоит из следующих частей: 0. Как спаять обмоточный провод в трансформаторе. 1. Проверка трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #1) 2. Как разобрать трансформатор? (Расчёт и перемотка трансформатора #2) 3. Как рассчитать трансформатор? (Расчёт и перемотка трансформатора #3) 4-1. Как намотать трансформатор? Первичная обмотка (Расчёт и перемотка трансформатора #4.1) 4-2. Как намотать трансформатор? Вторичная обмотка 12В, 0,5А. (Расчёт и перемотка трансформатора #4.2) 4-3. Как намотать трансформатор? Вторичная обмотка 75В, 12А. (Расчёт и перемотка трансформатора #4.3) 5. Сборка перемотанного трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #5) 6. Проверка перемотанного трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #6)В прошлых роликах мы разобрали и рассчитали трансформатор. Теперь мотаем обмотки.Итак, ещё раз, первичка (первичная обмотка) у меня уже намотана, и теперь мне нужно намотать вторичную обмотку. Вторичными нужно будет намотать две обмотки по 12В, тонким проводом, диаметром 0.5мм. Этот провод я также смотал с какого-то трансформатора который переделывал для своих нужд. Будет ещё одна обмотка, которая будет мотаться толстой шиной. Обмотка 12В будет занимать очень мало места, а вот вторая обмотка наоборот, будет занимать много места, так как должна быть намотана шиной. Мне шиной нужно намотать 16+7=23 +9 =32…. 42… 54 витка.Теперь я посчитаю, влезут ли все витки в место, которое у нас осталось на катушке. Сердечник у нас будет вот здесь, значит в этом окне должен располагаться провод, и располагаться таким образом, чтоб не вылезти за пределы окна, иначе мы не сможем собрать сердечник. Поэтому очень важно до намотки и проверить, влезет провод или нет. Проверяется всё достаточно просто. Для начла измеряем ширину окна, у меня она 84мм. Затем высоту окна, у меня она получилась 18 мм. Теперь измеряем нашу шину. Получается 3.5 мм ширина. Так как мы не сможем шинку очень плотно и без зазора уложить, то добавим ещё 0.5 мм и получим, что шина имеет 4 мм в ширину. В высоту шина имеет 2.5 мм, но мы также не сможем плотно наматывать, тем более будет межслойная изоляция. Добавим ещё 0.5 мм и получается 3 мм.Теперь посчитаем сколько витков у нас влезет в один слой. Ширина катушки 84 мм, делим на 4 мм и получаем 21 виток. 21 виток поместится в одном слое. Нам нужно 54 витка, и это будет 54/21 получаем 2 с чем-то слоёв. Получается, что в двух слоях провод не вместится, и придётся начинать 3-й слой. То есть нам нужно 3 слоя. 3 слоя по 3 мм получается 9 мм, что не выходит за пределы окна катушки.То есть провод влезет и ещё останется место, так что теперь можно смело мотать трансформатор. Так как у меня на вторичной обмотке будет множество отводов, то они будут мешать дальнейшей намотке, поэтому, я буду мотать обмотку с шиной последней, так как наматывать тонкий провод пропуская его между отводами не дело. Я сначала намотаю 12 вольтные обмотки тонким проводом, затем заизолирую их, и после этого намотаю обмотку шиной.Мотаем тонкую 12 вольтную обмотку. Я буду использовать провод смотанный с другого трансформатора . Так как он намотан в навал, то провод может легко размотаться, запутаться, и поэтому я ставлю его на каркас или оправку, в качестве которого я использую молоток.Молоток я ставлю на край стола, и для того чтобы он не упал, я его чем-то сверху прижимаю. В данном случае я буду использовать катушку с шиной. Я прижал молоток, теперь он крепко стоит, то есть можно спокойно разматывать провод с каркаса. Я сначала разматываю немного провода чтобы его хватило на 3-4 витка на трансформаторе, и мотаю его на трансформатор , затем снова разматываю и всё повторяю пока не намотаю всю обмотку. Располагаю катушку немного дальше от себя, чтобы она мне не мешала.Мне на много удобнее мотать катушку, когда она находится у меня, на коленях. На столе получается слишком высоко, и мотать неудобно так как приходится высоко поднимать руки и это быстро утомляет. Поэтому я буду мотать держа катушку на коленях. Отводы, после обрезки кусачками, становятся очень острыми, и ими очень легко испортить одежду даже через халат, поэтому я одеваю свои старые вещи которые не жалко. Это очень здорово помогает думать только о намотке, а не о том, как делать всё аккуратно, чтобы случайно не порвать себе штаны.Теперь нужно определиться с какой стороны мы будем делать отводы 12 вольтной обмотки. Так как трансформатор у меня будет крепиться на дно корпуса, то если я сделаю отводы с нижней стороны трансформатора, мне будет очень неудобно, после его установки делать монтаж (подключать обмотки). Мне на много удобнее в последующем будет, если я выведу все отводы обмоток вверх.Первичная обмотка у меня уже есть, и с её стороны я вторичную обмотку не буду выводить, чтобы вдруг случайно не перепутать при подключении, да и 220В здесь близко, мало ли что может произойти. Поэтому вторичную 12В обмотку я выпущу с противоположной стороны. То есть я начну её мотать отсюда.Для начала нам нужно на провд одеть кембрик. Так как мы при намотке будем натягивать провод, то его конец лучше как-то зафиксировать. Я его просто намотаю на этом мостике. И он у нас уже держится. Кембрик необходим так как он позволит этому проводу изгибаться под большим радиусом, следовательно провод не будет переламываться. Во-вторых, при намотке следующих обмоток, может случиться так, что один из витков может оказаться близко щёчкам, и может дотронуться до провода уже совершено другой обмотки, то есть для того чтобы исключить межобмоточное замыкание. Кембрик, очень нужная и важная вещь. Я буду мотать с середины катушки к началу. Ведь мне нужно намотать всего лишь 9 витков, а намотка подобным образом будет фиксировать первый отвод самой обмоткой, что очень удобно в данном случае. Фиксируем первый отвод скотчем и поехали мотать! Я специально отступил от края катушки, для того, чтобы у меня случайно провод не оказался очень близко к щёчкам каркаса, так как он может попасть например в зазор между щёчкой и изоляцией, и дотронуться до первичной обмотки, либо следующая обмотка может случайно дотронуться до каких-то витков этой обмотки. Так же, так как у меня изоляция намотана не очень плотно, и мотая тонким проводом, я не смогу его сильно натягивать, чтобы он плотно сдавил изоляцию, и получится, что у меня сама обмотка намотана довольно свободно. Потом, когда я следующей обмоткой буду мотать шину, то, так как она толстая, её придётся очень сильно натягивать и это приведёт к тому, что шина сдавит тонкий провод под собой. Сдавливаясь, провод может немного прогнуться, и выйти из межслойной или межвитковой изоляции. Поэтому я, так как у меня всего две обмотки по 9 витков, и последующая обмотка уже мотается шиной, то в любом случае на эти две обмотки я потрачу целый слой. Так как весь слой будет занят, то следует эти обмотки разместить как можно дальше от краёв, чтобы исключить возможность выхода провода за изолятор.Первый виток не стоит сильно тянуть, так как вы можете его просто вырвать из места фиксации. Последующие можно уже натянуть по сильнее. Натягиваем, и прижимаем пальчиком провод к уже намотанным виткам. Мотаем и заодно считаем витки, сейчас у меня 2 витка. Я про себя проговариваю два, два, два. Как только я увидел отвод, я проговариваю три, три, три… Сейчас уже четыре. Следите за тем, чтобы у вас не произошло перехлёстов, чтобы этот очередной виточек не нашёл, или не залез на уже намотанные витки. Для этого мотайте плотно. Чем плотнее у вас будут намотаны витки, тем сложнее вам будет сделать перехлёст. Я, судя по всему намотал уже 9 витков, и теперь мне нужно это проверить. Для этого я беру зубочистку деревянную и проводя по виткам считаю щелчки, и раз, два….Итак, я намотал все 9 витков. Теперь также ставим кембрик. Зафиксируем саму намотку скотчем, чтобы она не съехала.Точно также мотаем вторую 12-ти вольтную обмотку. Фиксируем начало обмотки. Опять же всё фиксируем скотчем. Я не знаю как скотч ведёт себя с лаковой изоляцией провода, поэтому я специально клею скотч, не на лаковую изоляцию провода, мало ли что может случиться. Теперь необходимо также одеть кембрик и зафиксировать отвод скотчем.Теперь мне необходимо проложить межобмоточную изоляцию и намотать обмотку шиной. Для того, чтобы выполнить изоляцию, достаточно одного слоя изоляционного материала, в данном случае я буду использовать бумагу от ранее смотанных мной трансформаторов ТС270 или ТС180. Это бумага пропитанная парафином.В моём случае я буду мотать сверху толстой шиной, и так как я прижимать её буду очень сильно, для того чтобы один слой бумаги не порвался, я нанесу для надёжности 2 слоя, то есть намотаю два слоя бумаги. Я прикидываю кусок бумаги, которого хватит для 2-х витков. Выбранный мной кусок длиннее необходимого, но так как в трансформаторе есть запас по месту в окне, то можно намотать и больше 2-х слоёв, хуже от этого не будет, будет только лучше. Бумага (изоляционный материал) шире чем катушка, поэтому необходимо её (бумагу) немного порезать, срезать лишних 5 мм.Как видите бумага немного шире, чем нужно, и поэтому на краях она будет загибается и рваться. Как видите, парафин уже начитает рваться, но если мы сильнее натянем порвётся и бумага. Для того чтобы это не происходило, нужно сделать бахрому, это небольшие, неглубокие надрезы, через каждые примерно 5 мм.Если мы изоляционную бумагу вырежем ровно в размер окна, то, так как при намотке щёчки катушки немного расходятся, и может получиться так, что часть обмотки изоляционная бумага уже не закрывает, и обмоточный провод может провалиться между ранее намотанными обмотками. Это очень плохо, так как не выдерживается диэлектрический зазор между обмотками и ни к чему хорошему это не приведёт. Можно использовать бумагу ширина которой немного больше ширины катушки, и использовать её для изоляции, но мы её не сможем нормально загнуть, так как она будет рваться. Поэтому нарезаем на краях изоляционной бумаги бахрому, благодаря которой, бумага легко загибается, и при этом выступающая часть изоляционной бумаги задирается на щёчки катушки. При этом, намотанный провод будет лежать в своеобразной ванночке и изоляционный материал будет его обволакивать со стороны щёчек катушки. При этом провод 100 процентов не провалится под изоляционный материал, как могло бы быть, если бы у нас была ровная изоляционная прокладка. Нанесём межобмоточную изоляцию. Следим, чтобы она плотненько наматывалась. И фиксируем её скотчем.Как видите, скотч это очень универсальная штука. Всё готово, теперь я уже могу взять шину, и мотать ею обмотку. Рубрики: Перемотка рабочего трансформатора, Радиолюбительская технология | Тэги: Вторичная обмотка, Как намотать трансформатор?, намотка трансформаторов, Трансформатор | Ссылка www.elenblog.ru Перемотка трансформатора без разборкиЛежало несколько трансформаторов без дела, и один из них (советский ТСА-30-1, 30 Вт) решил использовать для универсального блока питания.Поскольку его родные обмотки меня не устраивали (в основном по допустимому току), то решил убрать все его вторичные обмотки и намотать свои. Процесс сопровождался множеством "открытий" и ставящих в тупик вопросов, в процессе решения которых собралось много полезных деталей, которыми захотелось поделится с такими же новичками в этом деле, как и я. В статье есть видео с подробностями некоторых этапов. В чем мне здесь несправедливо повезло:
Видео перемотки трансформатораВремя разных этапов этого видео: 26 мин 28 сек - экран из фольги между первичкой и вторичкой 27 мин 52 сек - как правильно последовательно соединить обмотки 36 мин 43 сек - как узнать направление витков при помощи батарейки и мультиметра 44 мин 14 сек - расчет и намотка новой вторичной обмотки 1 ч 24 мин 20 сек - просадка сетевого напряжения и другие потери 1 ч 30 мин 01 сек - ток холостого хода 1 ч 32 мин 14 сек - пайка алюминия 1 ч 33 мин 42 сек - итог Рекомендую читать далее только после просмотра видеоролика. В нем намного больше важных подробностей. Исследование модифицируемого трансформатораТрансформатор ТСА-30-1 оказался намотан алюминиевым проводом (буква "А" как раз означает алюминий). Информации о нем в Интернет, к счастью, было достаточно, хотя реальность не совпала с найденным на него паспортом. По паспорту одна из обмоток должна была быть вроде бы как медной (провод ПЭВ-1, не имеет буквы "А" в названии как другие - ПЭВА), и я планировал ее не трогать, но в процессе работы оказалось, что эта обмотка тоже алюминиевая. Поэтому я ее тоже удалил. Т.е. осталась нетронутой только первичная обмотка. Экран из алюминиевой фольгиВ процессе разборки, я из любопытства отмотал немного пропарафиненной бумаги над первичной обмоткой хотел на нее посмотреть, и натолкнулся на один виток фольги, который присутствовал между первичной обмоткой и вторичной. Этот виток фольги шел внахлест вместе с бумагой, т.е. он не замыкался, и только один из концов был отрезком медного провода соединен точечной сваркой с корпусом. Такое разделение используют в качестве экрана от помех, хотя по поводу его эффективности идут споры. Трансформатор советский и экран был заложен на заводе изготовителе - я его трогать не стал. Направление витковВитки на трансформаторе были намотаны на разных катушках (левой и правой) абсолютно одинаково (не зеркально, а именно одинаково). В дальнейшем стало понятно, что такая намотка сделана исключительно для удобства при последующем последовательном соединении обмоток с разных катушек. Видимо, по той же причине направление разных вторичных обмоток чередуется. В этом случае перемычки между обмотками при последовательном соединении просто удобнее ставить с одной стороны. Металлические клеммыКлеммы этого трансформатора очень трудно паять и лудить, поскольку они судя по-всему сделаны не из меди. Медь, чем лучше ее прогреешь, тем лучше она паяется, а у стальных (?) клемм прогрев приводит к скатыванию припоя в шарик и его перетеканию с клеммы на жало паяльника. Нужно ловить один из начальных моментов прогрева, чтобы припой остался на клемме в приемлемом виде. В исследуемом трансформаторе было тяжело вдвойне, т.к. к металлическим клеммам был припаян алюминий. Пришлось использовать для пайки ортофосфорную кислоту с последующей промывкой водой и сушкой на радиаторе. Первичная обмоткаВ этом трансформаторе две катушки, и каждая обмотка разделена на две равные части, которые намотаны на каждую из двух катушек, с последовательным соединением. Считается, что так выше КПД - равномернее нагрузка. Первичная обмотка состоит из двух по 110v на каждой катушке, соединенных последовательно перемычкой. Кроме того к каждой из обмоток последовательно присоединена небольшая добавочная обмотка, которую я отсоединил и использовал в своих целях (превратив таким образом во вторичную). Напряжение этой добавочной пары - около 36v (при 230v в сети). Расчет вторичной обмотки трансформатораГлавная ошибка которую я допустил - расчитывал вторичную обмотку, исходя из напряжения в сети 220v. Между тем, напряжение в сети в пиковые нагрузки может проседать до 185v, - это почти на 20% ниже положенного! Поэтому, рассчитывая вторичную обмотку, надо исходить из этого показателя - не 220, а например 180. Иначе можно сильно просчитаться. При расчете напряжения в трансформаторе блока питания следует учитывать:
На рисунке ниже - напряжение на одном элементе диодного моста KBU801 при токе 8 A доходит до 1,08 V. Т.е. на всем мосту падение напряжения будет более 2 V (клинуть мышью для увеличения).
Для уточнения количества витков на вольт во вторичной обмотке можно сделать временную контрольную обмотку (например 10 витков) и замерять выдаваемое ею напряжение (обязательно проверить напряжение в сети!). После чего разделить эти 10 (витков) на полученное напряжение. Таким образом получим количество витков на вольт. ВАЖНО! Необходимо делить витки контрольной обмотки на ее напряжение, а не наоборот! Пример. Необходимо напряжение питания 20 V при максимальном постоянном токе 2 A. Приблизительный подсчет выглядит примерно так: 20 + 3 = 23 V (падение напряжения на стабилизаторе) 23 + 2,2 = 25,2 V (падение напряжения на диодном мосту) 25,2 / 1,41 = ~17,3 V (переводим постоянное напряжение после диодного моста с конденсатором в необходимое переменное вторички) 17,3 * 1,06 = ~18,4 V (учитываем просадку напряжения в обмотке при максимальном токе нагрузки) Если у нас идет например 4,4 витка на вольт при идеальных ~220 V, то при напряжении ~180 V в сети, нам понадобится 18,4 * 4,4 = 81 виток (для идеального напряжения ~220 V) 81 * (220/180) = 99 витков (для пикового падения напряжения до ~180 V) Т.е. при ~220 V в сети, вторичная обмотка, содержащая 99 витков, будет выдавать около ~22,5 V (а при просадке в сети до ~180 V, необходимые ~18,4 V) НамоткаЯ наматывал одновременно четыре параллельных провода. В результате получил четыре обмотки на каждой катушке в каждом ряду. Такое количество обмоток дает возможность, соединяя их последовательно (или параллельно), комбинировать необходимое напряжение (и ток). Для лабораторного блока питания, используемого как инструмент при работе, это наиболее удобный вариант. ВАЖНО! Для трансформатора имеющего сердечник в виде буквы "О", с двумя катушками справа и слева (такого, как рассматривается в этой статье), лучше всего каждую обмотку разделить на две (одинаковые), намотанные на разные катушки и соединенные последовательно. В этом случае будет выше КПД. КСТАТИ при укладке на каркас, желательно слегка выгибать провод наружу перед каждым загибом на углах, чтобы витки потом не отходили в стороны от каркаса, образуя зазор при котором ухудшается плотность намотки. Я дополнительно еще придавливал провод сосновым бруском после каждого загиба на каркасе. Расчет длины провода. Перед намоткой необходимо замерять ширину каркаса и ширину окна между каркасами катушек (или каркасом и сердечником). После этого необходимо рассчитать длину провода, и учесть его диаметр (с лаковой изоляцией!). Если намотка происходит без разборки сердечника, способом продевания провода в окно, то кусок/куски провода необходимой длины нужно будет "откусить" заранее, поэтому важно не ошибиться. Если провод достаточно тонкий (например менее ᴓ 0,5 мм) и длинный, то имеет смысл сделать тонкий челнок, на который намотать провод нужной длины - так его будет легче протаскивать в окно. У меня здесь например внутренняя длина каркаса была 54 мм, и рассчитывая уложить 52 витка провода диаметром 1мм, я не угадал - последние пол витка мне пришлось делать частично внахлест (видимо я не учел толщину лаковой изоляции). См. рисунок (для увеличения - нажать мышью):
При расчете возможностей окна нужно учитывать суммарную толщину изоляционных прокладок из бумаги или лакоткани между обмотками. Для точного расчета необходимой длины нужно сделать контрольный виток и замерять его длину. При этом, в каждом следующем ряду виток будет немного длиннее (скажется толщина нижнего ряда и толщина междурядной изоляционной прокладки). Надо понимать, что например при 50 витках ошибка длины в один миллиметр на виток даст погрешность 5 см на 50 витках. Также надо учесть запас на выводы (я добавлял к общей длине кусков по 10 см с каждой стороны, т.е. всего 20 см. - этого было достаточно и на выводы, и на возможную ошибку). Направление витковЯ с трудом нашел информацию про направление витков обмотки, - для этого пришлось освежить школьный курс физики (правило буравчика и т.п.). Хотя этот вопрос неизбежно возникает у новичка. Главное правило - направление витков обмотки не имеет значения... до тех пор пока возникает необходимость соединять обмотки друг с другом (последовательно или параллельно), либо в случае применения трансформатора в каких-нибудь устройствах, где важна фаза сигнала. Не важно в каком направлении наматывать витки - важно как потом соединяются обмотки Последовательное соединение обмотокПри последовательном соединении обмоток трансформатора, нужно мысленно представить, что одна обмотка является продолжением другой, а точка их соединения - это разрыв единой обмотки, в которой направление вращения витков вокруг сердечника сохраняется неизменным (и конечно не может разворачиваться в обратную сторону!). При этом любой вывод обмотки может быть началом или концом, а само направление вращения может быть любым. Главное, чтобы это направление оставалось одинаковым у соединяемых обмоток. При этом, движение соединяемых обмоток сверху вниз катушки или снизу вверх не имеет значения (см. рисунок - увеличивается кликом мыши). В трансформаторах, у которых сердечник имеет форму буквы "О", и катушки намотаны на двух каркасах справа и слева, действует те же правила. Но для простоты понимания можно мысленно "разорвать" сердечник (сверху или снизу), и представить, что он выпрямляется в один стержень, - так легче будет понять, как одна обмотка переходит в другую с сохранением направления вращения витков (по или против часовой стрелки). См. рисунок ниже (рисунок увеличивается кликом мыши). Параллельное соединение обмотокПри параллельном соединении важна длина провода в обмотках. Даже при одинаковом количестве витков, разные обмотки могут иметь разную длину провода (та обмотка, которая ближе к середине - будет короче, а та что дальше - длиннее). В результате этого могут возникать перетоки. Если предполагается параллельное соединение обмоток, то лучше мотать их одновременно в два (три, четыре...) провода. Тогда они будут одинаковой длины, что максимально исключит перетоки при их дальнейшем параллельном соединении. Намотку в несколько проводов также используют при отсутствии провода нужного сечения (набирают большое сечение несколькими проводами меньшего). Проверка направления витков при помощи батарейки и мультиметраЕсли есть трансформатор, в котором нужно соединить две обмотки последовательно, но направление витков не видно и не известно, можно подать импульс постоянного тока от батарейки на одну из обмоток, наблюдая за скачком напряжения на другой обмотке. Когда скачок напряжения в момент подключения батарейки на мультиметре (на второй обмотке) будет в "+", то точками соединения обмоток будут любые "+" и "-" разных обмоток (например "+" мультиметра и "-" батарейки, или наоборот). Два других конца при этом будут выводами этих обмоток после соединения (см. рисунок - кликнуть мышью для увеличения).
Направление витков на разных катушкахПовторюсь - не важно направление намотки, важно подключение обмоток. Хотя есть одно "но". Если говорить об удобстве, то на таком типе трансформатора (с сердечником в виде буквы "О" и двумя катушками), удобнее правую и левую катушку мотать одинаково (не зеркально, а одинаково). В этом случае удобнее будет ставить перемычки при последовательном соединении двух обмоток на разных катушках - перемычки будут с одной стороны, и не через весь каркас сверху вниз. См. рисунок (для увеличения - кликнуть мышью на рисунке):
Ток холостого ходаЕсли всё сделано правильно и сердечник трансформатора был собран (на заводе) качественно, то ток холостого хода (ток первичной обмотки, при полностью отключенной от нагрузки вторичной) должен быть в пределах допустимых норм. В моем случае этот ток был 27 мА, что просто отличный показатель. Амперметр надо включать в разрыв сетевого кабеля подключенного к первичной обмотке и, желательно соединив щупы мультиметра, включить трансформатор в сеть. После чего разъединить щупы и наблюдать показания. Соединять щупы перед включением в сеть необходимо для избежания выхода мультиметра из строя, т.к. у трансформатора может оказаться большой пусковой ток (в десятки раз выше номинального). dummyluck.com Вторичная обмотка - это... Что такое Вторичная обмотка? Вторичная обмотка2.10 Вторичная обмотка - обмотка, к которой подключается распределительная цепь, прибор или другое оборудование. Смотри также родственные термины:23.4.10 Вторичная обмотка (трансформатора) - обмотка(и), к которой(ым) присоединяется(ются) соединитель(и) для несущего проводника. 4.6. Вторичная обмотка трансформатора Обмотка трансформатора, от которой отводится энергия преобразованного переменного тока. Примечание. Термин применим к любому числу обмоток трансформатора, если направление передачи энергии к ним от других обмоток трансформатора является определенным Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
Смотреть что такое "Вторичная обмотка" в других словарях:
normative_reference_dictionary.academic.ru Трансформатор2015-08-06 Статьи, Теория Трансформаторы являются одними из самых распространенных электротехнических устройств, которые находят применение в самых разных областях — энергетике, промышленности, электронике, в быту. Коротко назначение трансформатора можно охарактеризовать так: это устройство, преобразующее переменный ток одного напряжения в переменный ток другого напряжения. Все трансформаторы предназначены для работы только с переменным напряжением. Трансформатор нельзя включать в сеть постоянного тока, так как при подключении трансформатора к сети постоянного тока магнитный поток в нем будет неизменный во времени и, следовательно, не будет индуктировать ЭДС в обмотках; вследствие этого в первичной обмотке будет протекать большой ток, так как при отсутствии ЭДС он будет ограничиваться только относительно небольшим активным сопротивлением обмотки. Этот ток может вызвать недопустимый нагрев обмотки и даже ее перегорание. Существуют повышающие и понижающие трансформаторы. В повышающем трансформаторе первичная обмотка имеет низкое напряжение, число витков во вторичной обмотке больше, чем в первичной. В понижающем трансформаторе, наоборот, вторичная обмотка имеет низкое напряжение, а число витков вторичной обмотки меньше, чем в первичной. Отношение числа витков первичной обмотки к числу витков вторичной обмотки называется коэффициентом трансформации и обозначается буквой К: где U1 и U2 – это напряжения на входе и выходе из трансформатора, N1 и N2 — число витков первичной и вторичной обмоток, I1 и I2 – это токи первичной и вторичной цепей. Принцип действия всех трансформаторов связан с явлением электромагнитной индукции. Трансформатор состоит из ферромагнитного магнитопровода Ф, собранного из отдельных листов электротехнической стали, на котором расположены две обмотки (1 — первичная, 2 — вторичная), выполненные из изолированного провода. Обмотку, подключенную к источнику питания, принято называть первичной, а обмотку, к которой подключены потребители — вторичной. При прохождении переменного тока по первичной обмотке в сердечнике появляется переменный магнитный поток, который возбуждает ЭДС во вторичной обмотке. Сила тока во вторичной обмотке, не присоединенной к цепи, потребляющей энергию, равна нулю. Если цепь подсоединена и происходит потребление электроэнергии, то в соответствии с законом сохранения энергии сила тока в первичной обмотке пропорционально возрастает. Таким образом, и происходит преобразование и распределение электрической энергии. Силовые трансформаторы — Данный вид трансформатора предназначен для преобразования электрической энергии в электрических сетях , для питания различного электрооборудования, в осветительных цепях. Автотрансформаторы — у данного типа трансформаторов обмотки соединены между собой гальванически. В основном автотрансформаторы применяются для изменения и регулировки напряжения. Трансформаторы тока — трансформатор, созданный для понижения первичного тока до величины применяемой в цепях измерения, защиты, управления и сигнализации. Номинальное значение вторичной обмотки 1А , 5А. Первичная обмотка трансформатора тока включается в цепь с измеряемым переменным током, а во вторичную включаются измерительные приборы. Ток, протекающий по вторичной обмотке трансформатора тока, пропорционален току, протекающему в его первичной обмотке на коэффициент трансформации. Разделительные трансформаторы — имеют первичную обмотку, которая не связана электрически со вторичными обмотками. Силовые разделительные трансформаторы служат для повышения безопасности в электросетях. Сигнальные разделительные трансформаторы предназначены для обеспечения гальванической развязки электрических цепей. Импульсный трансформатор — трансформатор, созданный для преобразования импульсных сигналов с продолжительностью импульса до 10-ов микросекунд с наименьшим искажением формы импульса. Основное применение заключается в передаче прямоугольного электронного импульса (очень крутой фронт и срез, относительно неизменная амплитуда). Пик-трансформатор – трансформатор, преобразующий синусоидальное напряжение в импульсы пикообразной формы. Данный вид трансформаторов применяется для управления тиристорами либо другими полупроводниковыми и электронными устройствами. electric-blogger.ru Вторичная обмотка трансформатора - это... Что такое Вторичная обмотка трансформатора? Вторичная обмотка трансформатора – обмотка трансформатора, от которой отводится энергия преобразованного переменного тока.Вторичная обмотка трансформатора напряжения – обмотка, которая питает цепи напряжения измерительных приборов, счетчиков, устройств защиты и (или) управления. Вторичная обмотка трансформатора тока – обмотка, которая питает токовые цепи измерительных приборов, счетчиков, устройств защиты и (или) управления. ГОСТ 16110—82. Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник. — М.: Энас. В.В. Красник. 2006.
Смотреть что такое "Вторичная обмотка трансформатора" в других словарях:
commercial_electric_power.academic.ru |