В Ашхабаде открылся четвертый православный храм. Туркменистан виктор храмовСтрана Аркадага Туркменистан переживает эпоху счастья - Международная политикаПосле того как Россией через схему "РосУкрЭнерго" были прерваны прямые поставки туркменского газа в Украину официальный Киев вспоминает о Туркменистане не часто. И совершает очередную ошибку. Туркменистан, располагающий одними из самых крупных в мире запасов нефти и газа, интересен не только энергоносителями. В этой стране работают строительные компании, химические корпорации, производители труб и промышленного оборудования, машиностроители, и т.д. и т.п. Наконец, это перспективный рынок сбыта военной техники. Но чтобы в Туркменистане работали украинские компании, необходимо поддерживать прямой политический диалог на высшем уровне. Его нельзя заменить телефонными звонками, письмами, нотами, министерскими делегациями. Ведь в Туркменистане, официально провозгласившем "эпоху всемогущества и счастья", — не просто централизованное правление. В стране все решает один человек — президент Гурбангулы Бердымухаммедов, лично одобряющий все большие контракты и любой крупный платеж Центробанка за пределы страны. Гурбангулы Бердымухаммедов не только преемник Сапармурата Ниязова, но и наследник созданной Туркменбаши политической системы и сырьевой модели экономики. Последовавшая после смерти Ниязова либерализация длилась недолго. Туркменистан остается все такой же закрытой страной с закрытой экономикой: в соответствии с Индексом экономической свободы, он занимает 172-е место из 178. Ни о какой политической модернизации, экономической реформе, социальной трансформации речь не идет. Но в туркменских условиях эта политическая система пока эффективна — она позволяет удерживать ситуацию под контролем. Пожалуй, единственное изменение — на смену культу личности Великого Сердара пришло поклонение Аркадагу, "покровителю". Изменяя Конституцию во второй раз за последние девять лет своего правления, Г.Бердымухаммедов легитимизирует свой пожизненный срок на президентском посту. Очевидно, что туркменский истеблишмент будет проводить реформы только тогда, когда появится стимул — растущее недовольство населения. Но положению Гурбангулы Бердымухаммедова внутри страны пока ничто не угрожает. Аркадаг создал жесткую вертикаль власти, не позволяя сформироваться такой ситуации, когда на кого-либо будут указывать как на его возможного преемника. И удерживает под контролем межклановые, межэтнические и межконфессиональные противоречия в туркменском обществе. Кадровые перестановки производятся регулярно, а силы безопасности контролируют все слои общества, на корню пресекая недовольство. Серьезный недостаток системы — нехватка квалифицированных кадров. Зато президентское окружение не просто лояльно президенту — оно предано ему. В 2007 г. в тюрьму был отправлен Акмурад Реджепов — глава президентской службы безопасности, один из самых могущественных приближенных Ниязова, к слову, способствовавший приходу к власти Бердымухаммедова. Подобная незавидная участь ожидала и многих других ниязовских вельмож. В лучшем случае они просто уходили на пенсию. Из представителей старой ниязовской гвардии остались лишь те, кто продемонстрировал свою незаменимость и не сделал ошибок — помощник президента Виктор Храмов, заместитель управделами президентского аппарата Александр Жадан, вице-премьер и министр иностранных дел Рашид Мередов. В органах власти доминируют родственники и земляки президента, принадлежащие к его клану теке из Ахалского велаята. Впрочем, дабы не допускать роста недовольства, представители других кланов также делегированы во власть. Г.Бердымухаммедов в целом доверяет силовикам, но они не имеют сколько-нибудь серьезного влияния на него. Нынешней весной произошла очередная смена руководства в силовом блоке. В частности, вместо Гуйчгелди Ходжабердыева, освобожденного "по состоянию здоровья", новым министром национальной безопасности стал Доврангелди Байрамов, занимавший до этого пост председателя Государственной таможенной службы. Но для этой бюрократической системы, помимо некомпетентности и интриганства, характерна и коррупция в больших масштабах, и связи с наркобизнесом. Примечательна история падения вице-премьера Баймурада Ходжамухаммедова, более 10 лет курировавшего топливно-энергетический комплекс. Осенью 2015 г. этот один из немногих компетентных туркменских чиновников, имевший колоссальную ценность для системы, подал в отставку "по состоянию здоровья". Спустя несколько месяцев Г.Бердымухаммедов публично заявил, что Б. Ходжамухаммедов оказался причастен к припискам и коррупции в ТЭК. По неофициальной информации, обогащаясь, этот чиновник просто переступил черту, негласно установленную Бердымухаммедовым. Падение Б. Ходжамухаммедова демонстрирует: для Аркадага нет неприкасаемых. Побочный результат такой политики — создание "громоотвода" для режима, когда недовольство населения падением уровня жизни направляется не на президента, а фокусируется на "нерадивых визирях". В целом, силы безопасности осуществляют действенный контроль над туркменским обществом. Но падение мировых цен на нефть и газ нанесло серьезный удар по туркменской экономике и негативно влияет на благосостояние туркмен, способствуя росту недовольства. Ведь около 90% валюты в бюджет страны поступает за счет продажи энергоносителей. По мнению экспертов, с 2014 г. Туркменистан вступил в полосу глубокого финансово-экономического кризиса и расплачивается за ту экономическую модель, которую создавали Ниязов и Бердымухаммедов. Падение мировых цен на энергоносители привели к тому, что национальная валюта с начала 2015 г. обесценилась на 35%. Сильно выросла инфляция, а потребительские цены в стране поднялись на 38%. Нехватка твердой валюты вынудила власти пойти на повышение таможенных пошлин на импортные товары, включая продукты питания. Уровень безработицы увеличился до 45%. Из-за сокращения валютных доходов от экспорта нефти и газа власти ограничили продажу валюты местным компаниям и населению. Например, Ашхабад запретил наличный обмен валюты и наложил финансовые ограничения для предпринимателей. В частности, им отменили свободную конвертацию валют и ввели лимит на обналичивание средств до 10 тыс. долл. в месяц. А в конце августа в госмагазинах ограничили продажу сахара и масла. Еще один признак экономического кризиса — Гурбангулы Бердымухаммедов практически отменил все льготы на газ, электричество, воду, введенные Сапармуратом Ниязовым. Страна затягивает пояса. Но одновременно раскошеливается на проведение Азиатских игр в закрытых помещениях, которые должны состояться в 2017 г. Они очень важны для имиджа Аркадага, который, в отличие от своего предшественника, активно встречается не только с ближневосточными шейхами, китайскими коммунистами или российским руководством, но и с западными политиками. При этом на Западе не питают иллюзий относительно нынешнего туркменского режима. Впрочем, дело не только в демонстрации туркменским президентом отсутствия изоляции Туркменистана. Эти встречи способствуют реализации Ашхабадом главной цели туркменской внешней политики — диверсификации экспорта энергоресурсов на мировые рынки, вывод туркменских газовых ресурсов на европейские рынки, минуя российскую территорию. Еще в 2003 г. Москва подписала с Ашхабадом 25-летнее соглашение о закупках "Газпромом" практически всего добываемого в Туркменистане газа. "Ценовая война" между Ашхабадом и Москвой началась с 2008 г., когда Россия, в результате мирового финансового кризиса и падения цен на нефть и газ, стала требовать от Туркменистана пересмотреть контрактную цену в сторону резкого снижения. Ашхабад отказался. В апреле 2009 г. после "внезапного" взрыва на четвертой ветке газопровода Средняя Азия — Центр (САЦ-4) "Газпром" резко снизил импорт туркменского газа. Оказавшийся в трудной ситуации Ашхабад согласился снизить объем и цену. В 2015 г. Москва еще раз резко снизила закупки из-за падения мировых цен на газ, а в январе 2016 г. "Газпром" вообще прекратил импорт сырья в одностороннем порядке, без каких либо согласований с партнером. В июле 2015 г. "Газпром" подал иск к "Туркменгазу" в Стокгольмский арбитраж, предъявив компании претензии примерно на 5 млрд долл.: по мнению россиян, это сумма ретроактивных платежей по контракту с 2010 г по 2015 г. Очарование ситуации в том, что в Стокгольмском арбитраже на рассмотрении также находятся два иска "Нафтогаза" к "Газпрому" — в отношении переплаты за купленный у российской компании газ и с требованием доплатить за транзит газа через территорию Украины. Впрочем, с 2010 г. Россия перестала быть ключевым экспортным рынком газа для Туркменистана. Альтернативой стал китайский рынок: с 2010 г. заработала первая нитка газопровода Туркменистан—Китай. Нынче китайцы занимают доминирующее положение в туркменской экономике, потеснив оттуда россиян. КНР — единственная страна, которую туркмены пустили к разработке месторождений, расположенных на суше. Вслед за инвестициями в энергетику китайские компании стали принимать участие в финансировании проектов в инфраструктурном секторе. Из экспортируемых Туркменистаном 48 млрд куб. м газа в 2015 г. КНР получил около 30–35 млрд кубометров. Проблема в том, что Китай, покупки которым туркменского газа составляют львиную долю туркменского экспорта, засчитывает оплату в счет выплаты многомиллиардных кредитов, предоставленных им Туркменистану. Подобная форма экономических отношений с Пекином вызывает у Ашхабада недовольство. Отказ России от покупки туркменского газа еще более усиливает зависимость Туркменистана от Китая. В свою очередь Иран, также покупающий туркменский газ, навязал плату исключительно бартером, предоставлением различных услуг и товаров, которые Туркменистан вынужден приобретать. И это серьезный минус для Ашхабада, остро нуждающегося в живых деньгах. Выходом из этой ситуации для туркменского руководства выглядит европейский рынок. Проблема в том, что на него сегодня невозможно попасть, кроме как по российской трубе. Евросоюз рассчитывает к 2019 г. начать импорт газа из Туркменистана. Но будущее проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ), по которому туркменский газ через Каспийское море и Южный Кавказ может поступать в Турцию и Европу, нынче выглядят неопределенным. Эксперты полагают, что на смену ТКГ пришел проект транспортировки туркменского газа в европейские страны через территории Ирана и Турции. В его реализации заинтересован и Тегеран, поскольку иранцы не только решат проблему газификации северной части страны, но и получат деньги за транзит туркменского газа, и Анкара: для турецкого руководства очень важно, чтобы Турция стала энергетическим хабом. Еще одним вариантом выхода из ситуации стал проект трубопровода Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия (ТАПИ), строительство которого началось 13 декабря 2015 г. Однако реализации этого проекта препятствуют опасности на пути прокладки трубы. Прежде всего, речь идет об афганском отрезке трубопровода. Ведь именно афганский отрезок туркменской границы сегодня является наиболее опасным: там постоянно происходят боевые столкновения между туркменскими пограничниками и афганскими боевиками. Москва, кстати, настойчиво предлагает Туркменистану военную помощь в отражении этой опасности. Но Ашхабад отказывается, рассматривая данные предложения как угрозу возвращения российского влияния. Проект ТАПИ интересен и Украине. Прежде всего потому, что украинские предприятия могут стать поставщиками труб для его строительства. Ведь именно из украинских труб был построен трубопровод "Восток—Запад": открытый в декабре 2015 г., он соединил газоносные месторождения востока страны с побережьем Каспия. Если Киев выберет правильную тактику отношений с Ашхабадом, наши предприятия смогут выиграть тендер: без государственной поддержки украинским компаниям тяжело пробиться на туркменский рынок. Туркменистан важен Украине как рынок сбыта наших товаров, а украинские компании могли бы продолжить участие в развитии транспортной инфраструктуры, и далее сооружая аэропорты, дороги, мосты, туннели и т.д. Именно это позволит Украине сохранить там свое присутствие. Ведь, как заметил один собеседников ZN.UA, комментируя украинские перспективы в Туркменистане, "если в доменной печи будут тлеть какие-то очаги, то ее можно быстро восстановить". Поэтому нам нужно поддерживать хоть какую-то активность в Туркменистане — в надежде, что в будущем украинские компании смогут принять участие в разработке туркменских нефтегазовых месторождений. zn.ua Виктор Сарианиди. | silkadv.comАрхеологический тур в Туркменистане. «При взгляде на остатки оборонительных стен и зданий Гонура я вижу эти величественные строения такими, какими были они, когда здесь еще кипела жизнь. Неистовый Мургаб нес свои воды в плодородную дельту, где трудолюбивые предки туркмен сеяли хлеб и возделывали сады, строили дома, дворцы и храмы, создавали подлинные шедевры искусства древнего мира, – пишет он в книге «Гонур-депе. Город царей и богов». – На уровне души я давно ответил на вопрос – куда делись маргушцы? Разве не очевидно, что мы – это они спустя сотни поколений» Виктор Сарианиди. Поездка на городище Гонур-депе. Археолог Виктор Сарианиди – первооткрыватель страны Маргуш, существовавшей на территории современного Туркменистана в III-II веках до новой эры. Туркмено-российская экспедиция под его управлением уже около полувека ведет в древней дельте реки Мургаб раскопки столицы этой страны – Гонура – города дворцов, храмов и царских погребений.Впервые в Туркменистан Виктор Сарианиди попал в 1949 году студентом исторического факультета Ташкентского университета. Туркменская земля – огромное, практически «непаханое» поле для археологов – влюбила в себя молодого исследователя.В 1963 году он защищает в Институте археологии Российской академии наук кандидатскую диссертацию, полностью посвященную известным историческим памятникам юго-восточного Туркменистана. Но гораздо сильнее ученого манит неисследованная древняя дельта реки Мургаб.Фанатичные поиски Виктора Сарианиди, вкладывающего в раскопки еще и все свои личные деньги, на самом краю безжизненной пустыни вызывают среди коллег скептическое отношение. В дореволюционные годы здесь пыталась копать американская экспедиция, но она довольно быстро покинула эти земли.Великие Каракумы не желали открывать свои тайны, и никто не верил, что эти края когда-то могли быть цветущим оазисом. Никто, кроме «льва пустыни» – Виктора Сарианиди. У большого ученого своя методика.Когда другие точечно раскапывают котлованы площадью 5 - 10 квадратных метров, он работает на площадях до сотни квадратных метров. За огромное упорство и искреннюю уверенность в успехе судьба вознаградила археолога, и один из исследуемых холмов оказался ни много ни мало, главным городом высокоразвитой древней цивилизации эпохи бронзы, которую можно ставить в один ряд с цивилизациями Египта, Месопотамии, Индии и Китая.Выяснилось, что найденное городище Гонур-депе – столица страны Маргуш, которую греческие источники называли Маргианой. О восстании, подавленном в этой стране, упоминается в знаменитой Бехистунской рукописи времен персидского царя Дария I.Сарианиди обнаружил несколько сотен больших и малых поселений этой страны, но главным объектом его исследований был и остается Гонур. Именно этот дворцово-храмовый комплекс дал максимум свидетельств высочайшего уровня развития цивилизации, существовавшей когда-то на территории современного Туркменистана.Сложно обнаружить столь древние поселения, раскопать их и зафиксировать, но не менее сложно эти находки затем описать и трактовать. Аналогичных храмов и дворцов, датируемых III-II тысячелетиями до новой эры, нет нигде в мире, о назначении множества предметов быта и культа можно только догадываться.Виктор Сарианиди знает Маргиану лучше, чем кто бы то ни было, он посвятил ей десятки статей и книг, прочитал о ней сотни лекций по всему миру. При чтении его трудов кажется, что автор сам жил в древней стране.Он, владелец трех паспортов – российского, греческого и туркменского – чувствует себя, прежде всего, гражданином страны Маргуш. «При взгляде на остатки оборонительных стен и зданий Гонура я вижу эти величественные строения такими, какими были они, когда здесь еще кипела жизнь.Неистовый Мургаб нес свои воды в плодородную дельту, где трудолюбивые предки туркмен сеяли хлеб и возделывали сады, строили дома, дворцы и храмы, создавали подлинные шедевры искусства древнего мира, – пишет он в книге «Гонур-депе. Город царей и богов».– На уровне души я давно ответил на вопрос – куда делись маргушцы? Разве не очевидно, что мы – это они спустя сотни поколений».Сарианиди очень живо и подробно описывает быт, обряды, религиозные и философские представления людей, которые жили на этих территориях. Он реконструирует внешность и одежду, быт и ритуалы маргушцев, исследует назначение каждой комнаты и каждого сооружения, прослеживает аналогии и выявляет точки соприкосновения с другими древними культурами.На страницах своих книг он раскладывает перед нами медные, бронзовые, серебряные печати и каменные амулеты с выгравированными на них рисунками. Маргианские находки настолько необычны, что долгое время крупнейшие востоковеды мира не могли поверить в их подлинность.Главная тема этих композиций – борьба змей, символизирующих силы добра, и драконов, воплощающих силы зла, за обладание жизненной силой. «Сцены на амулетах являлись своего рода образными цитатами из тех мифов и преданий, которые длинными вечерами рассказывали маргушцы друг другу, расположившись у ярко пылающих домашних очагов», – пишет Сарианиди.Автор отмечает, что борьба в этих композициях идет с переменным успехом, то есть в философских представлениях древних маргушцев исход борьбы не был безоговорочно предопределен в пользу добрых сил. Глубина философских воззрений, по всей видимости, и определила чрезвычайную сложность религиозно-культовых церемоний и ритуалов страны Маргуш. Каждый сосуд и булавка, каждая ниша и постамент в храме дают почву для новых догадок.По ходу раскопок Виктор Сарианиди открывает царскую резиденцию с троном, храм огня, храм жертвоприношений, храм воды с прилегающим бассейном. Погребальные обряды, обожествление стихий огня, воды и земли, специфические алтари и следы ритуальных возлияний одурманивающего напитка – хаомы.Ученый-историк уверен, что именно эти культы позже нашли продолжение и развитие в первой мировой религии откровения – зороастризме. По мнению Виктора Сарианиди, именно Маргуш является наиболее вероятной родиной Заратуштры.Согласно легенде, древнего пророка изгнали односельчане, и он дошел до древнего Бактрийского царства, где систематизировал и реформировал религиозные взгляды маргушцев, создав на их основе зороастризм, который затем распространился по всей территории Персии.К слову, на территории Бактрии (современный Афганистан) Виктора Сарианиди постигла еще одна масштабная удача, выпадающая на долю далеко не всякого археолога. В 1978 году советско-афганская экспедиция под его руководством обнаружила так называемое «золото Бактрии».В раскопанных в Тилля-тепе шести царских гробницах были найдены более трех тысяч поражающих воображение золотых изделий. Именно за это открытие Сарианиди в свое время прозвали «Шлиманом Востока».В Гонур-депе не так много находок из драгоценных металлов. Дело в том, что раскопанные царские гробницы были разграблены еще в древние века, почти сразу после захоронения. Впрочем, о высочайшем уровне ювелирного искусства в стране Маргуш говорят даже самые мелкие украшения, которые древние грабители роняли, в спешке убегая с места преступления.Среди миниатюрных изделий, аналогов которым до сих пор не встречалось ни в одном из центров древневосточного мира, – золотое миниатюрное изображение джейрана и выточенная из бирюзы фигурка львенка, а также многочисленные детали женских ювелирных украшений и сложнейших мозаик.Одним из важнейших событий в собственной научной биографии археолог считает созванную им в 2006 году в Мары международную конференцию «Древняя Маргиана – новый центр мировой цивилизации».Пригласив в Туркменистан лучших ученых со всего мира, без лишних предисловий Виктор Сарианиди отвез их на место раскопок Гонур-депе. В ходе последующего обсуждения многие признались, что только здесь, на месте смогли понять и оценить масштаб его находки.«Но все эти ученые тогда отказались признать в этом зороастризм. Еще бы! Они такие титулованные и знаменитые, а тут приходит простой ташкентский парень и переворачивает их представления!», – рассказывает Виктор Сарианиди позже.Впрочем, по словам самого «льва пустыни», его теорию необходимо дополнительно доказывать или опровергать, – это дело будущих поколений археологов. При всей его легендарной «неистовости», сил одного Виктора Сарианиди не может хватить на всю огромную страну Маргуш. Еще год назад ему казалось, что все главные находки им уже сделаны.«Нужно же когда-то остановиться», – говорил он. Но Каракумы не могут так просто отпустить своего лучшего исследователя. Весной 2009 года бригада Сарианиди обнаружила продолжение некрополя Гонур-депе, и археолог немедленно вылетел в Туркменистан.В царских могилах были найдены уникальные предметы, которые по итогам раскопок были презентованы в Ашхабаде и в Москве. Теперь Виктор Сарианиди с нетерпением ждет осеннего полевого сезона.Гонура есть продолжение, способное преподнести еще немало сюрпризов мировой исторической науке, уверен ученый. Посвятив археологии всего себя, Виктор Сарианиди получил много почетных званий и наград, но чистое искусство и наука редко приносят прибыль, измеряемую в валюте.Знаменитый археолог по-прежнему вкладывает все личные средства в Гонур-депе. Необходимо оплачивать работу участников экспедиции, реставрировать, консервировать, реконструировать находки, снимать фильмы и проводить акции, популяризирующие открытия, сделанные на туркменской земле.Ученому до сих пор приходится бороться за внимание спонсоров и меценатов, бороться со скептицизмом в научных кругах, бороться с жарой Каракумов – пустыни, бывшей когда-то райским оазисом и ставшей лично для него археологическим раем. А пока продолжается борьба – продолжается жизнь. Источник:Мария Колодина. www.turkmenistaninfo.ru www.silkadv.com Древний храм Ассирийской Церкви Востока в Туркменистане ܥܕܬܐ ܕ ܡܕܢܚܐ ܒܡܪܘ ܒܐܬܪܐ ܕܬܘܪܟܡܢܝܐ ܀Пост Роланда Биджамова об древнем христианском храме в городе Мерв, в современной Туркмении.Оригинал взят у roland_expert в Древний храм Ассирийской Церкви Востока в Туркменистане ܥܕܬܐ ܕ ܡܕܢܚܐ ܒܡܪܘ ܒܐܬܪܐ ܕܬܘܪܟܡܢܝܐ ܀ Видел я этот храм родной Церкви Востока ещё в далёком 1987 году, когда посетил его вместе с друзьями. Совсем по-другому он выглядел. Не так, как на фото. Скорее это был большой холм или курган. Но уже тогда угадывались в нем очертания церкви. Думалось мне, а не тот ли этот самый монастырь, в котором по сохранившимся историческим сведениям "несторианские" монахи похоронили бежавшего от наступающих арабов-мусульман последнего персидского царяЙездигерда III ?Последний правитель державы Сасанидов, утонул во время бегства в реке Мургаб (Вода Смерти), ассирийские монахи выловили его тело и похоронили у себя в монастыре. По другой версии, его убили заговорщики, а тело бросили в арык, что было неслыханным для зороастрийцев святотатством.Отмечается, что похороны Йездигерда и строительство мавзолея для его тела неподалёку от Мерва организовал несторианский епископ Илия — в память о том, что бабка шаха Ширин была христианкой.То или это самое место, которое называется теперь "Хараба Кешк" и где с 2009 года идут интенсивные археологические раскопки?Или впереди археологов ждут ещё более удивительные открытия? И ещё ...Так получилось, что это был первый увиденный мной своим глазами храм церкви моих предков. Эти развалины были для меня живым свидетельством их миссионерского подвига, оставившего память о светлых лучах учения Христа, которое они донесли до самых темных и далёких уголков Азии. А теперь я предлагаю вашему вниманию познакомиться с недавно опубликованной в Туркменистане статьёй. Древний христианский храм Мерва Руслан МурадовМеждународный журнал "Туркменистан" На территории Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв» в течение трех лет проводился цикл исследовательских и консервационных работ на уникальном памятнике архитектуры V–VI веков, известном как Хараба-кешк и представлявшем собой редкий тип раннехристианской церкви. Она существовала в то время, когда в Мерве при Сасанидах, исповедовавших зороастризм, возникли различные общины христиан – выходцев из Византии ( но и из Ирана, в первую очередь, прим. - Р.Б.) Интерес к этим руинам, расположенным в 15 километрах севернее города Байрам-али, среди ученых существует давно, но лишь в 2009 году специалисты смогли приступить к раскопкам Хараба-кешка и предпринять неотложные меры для его дальнейшего сохранения. На это нацелен специальный проект Национального управления Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры и Научно-исследовательского центра Венеция – Восток (Италия), который получил спонсорскую поддержку от правительства округа Венеции. Два года назад в этом знаменитом городе состоялась официальная церемония презентации проекта «Хараба-кешк», которая освещалась на страницах итальянской прессы как еще один конкретный шаг на пути развития туркмено-итальянского сотрудничества в области культуры. Инициатором и руководителем проекта стал профессор Габриеле Росси-Осмида, которого давно знают в Туркменистане: еще в 90-е годы он участвовал в раскопках профессора Виктора Сарианиди на Гонур-депе, а последние десять лет осуществляет собственный цикл раскопок на Аджи-куи – другом поселении эпохи бронзы в старой дельте реки Мургаб. Параллельно с этой масштабной работой он приступил к проекту исследования и консервации Хараба-кешка – поистине уникального памятника, который давно привлекал его своими загадками, ведь как это часто бывает с древними сооружениями, здесь больше вопросов, чем ответов. Тут, как и в других подобных случаях, потребовались немалые усилия – интеллектуальные, финансовые и технические, чтобы понять смысл памятника, его первоначальное назначение, точный возраст, познать этапы истории его функционирования и, наконец, выяснить, когда он был окончательно заброшен людьми. По словам архитектора-реставратора Стефано Траканелли, руководившего полевыми работами на Хараба-кешке, эта сырцовая постройка длиной почти пятьдесят метров при ширине около десяти состоит из одного-единственного просторного зала с алтарем в торцевой стене. Когда-то здание перекрывали большие арки и своды, но спустя полторы тысячи лет сохранились только нижние части стен, которые еще предстоит раскопать и законсервировать.Такие сильно вытянутые залы в древности называли латинским словом «базилика» и они были типичны для христианских храмов Малой Азии, в архитектуре которых ученые отмечают влияние Парфии и Рима. Подобную планировку христиане Мерва использовали при строительстве своей церкви, так как она связана с характером их культовой практики, но архитектура Хараба-кешка целиком выполнена в местной строительной традиции.В свое время это убедительно доказала первооткрыватель памятника академик Галина Пугаченкова. Она тщательно обследовала его ровно 60 лет назад, осенью 1951 года, когда работала в составе знаменитой ЮТАКЭ – Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции и возглавляла архитектурный отряд, действовавший в древнемервском оазисе. Итогом ее поисков стала обстоятельная статья в «Известиях Академии наук Туркменистана», ставшая потом единственным источником достоверной информации о Хараба-кешке.Специалисты многих стран обращались к ней, чтобы выяснить структуру этогоинтригующего объекта, спорили, выдвигали собственные гипотезы. Была даже версия, что длинное помещение церкви было не сводчатым, а просто открытым залом, вроде летнего кинотеатра, где проходили религиозные службы, и только алтарь был перекрыт куполом. Но все-таки большинство исследователей соглашались, что здесь стояла типичная для первых веков христианства однонефная базилика, распространившаяся в ту эпоху и позже на Ближнем Востоке и в Закавказье. Неф – это прямоугольное в плане внутреннее пространство храма, расчлененное аркадами или колоннами. Трехнефные церкви стали популярны в средневековой Европе, а однонефные – на Востоке, в тех странах, где христианские миссионеры нашли свою аудиторию. Как известно, они появились еще в I веке в Парфии, куда бежали от массовых репрессий в Римской империи. В III веке уже целые общины последователей новой мировой религии поселились в Мервском оазисе, а спустя еще столетие в исторических хрониках упоминается епископ Мерва. Уже в наъше время археологи обнаружили к западу от Старого Мерва христианский некрополь той эпохи, а в самом Старом Мерве, на территории городища Гяур-кала, раскопали остатки овального в плане здания монастыря. Но расцвет христианства в городах всей Центральной Азии наступил в V веке, когда здесь нашли убежище многочисленные сторонники обвиненного в ереси константинопольского епископа Нестория, выступавшего против обожествления Иисуса.(А вот последнее утверждение уже чушь и клевета, повторяющаяся в веках. Для несториан Христос всегда имел две природы: Божескую и Человеческую, - прим. Р.Б.).Вскоре Мерв, где мирно уживались зороастрийцы, буддисты и христиане, стал центром несторианской митрополии, возглавляемой митрополитом. В то время и был построен храм, который ныне носит название «Хараба-кешк», что в переводе с туркменского означает «Разрушенный дворец». Как на самом деле называлась эта церковь полторы тысячи лет назад – одна из ее тайн. Восстановить ее историю позволяют новейшие исследования, в которых вместе с итальянскими коллегами участвовали архитектор Аннамурад Оразов из Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв».Он разработал проект реконструкции здания, пережившего несколько периодов функционирования. Очевидно, когда несториане ушли, бывшая церковь была капитально перестроена и продолжала использоваться уже в другом качестве еще очень долго. Среди находок, выявленных в этом году во время расчистки цокольной части здания, оказалась ремонтная кладка из квадратного жженого кирпича, а также много керамики, изделий из металла и даже монет, относящихся уже к XI–XII векам, когда достигло расцвета государство Великих Сельджуков.И лишь после того, как глиняные своды центрального зала обрушились, люди оставили его, и постепенно вся постройка превратилась в высокий холм, а из памяти последующих поколений местных жителей выветрилось и прежнее название церкви. Сомнения скептиков в том, что эти бесформенные на первый взгляд руины действительно были несторианским храмом, окончательно развеяли находки этого года, когда реставраторы удаляли оплывы. Время не пощадило столь замечательное сооружение, но даже то, что от него осталось, может многое поведать о культуре великого города Мерва в доисламскую эпоху. Вот почему важная задача реставраторов – максимально бережно сохранить этот реликт для будущих поколений. Прочитать по теме: Мервская митрополия Примечание. *царица Ширин была не только христианкой, но и по всей видимости и ассирийкой. В трёх источниках, где он ранее всего упоминается: Феофилакт Симокатта называет Ширин ромеянкой, Себеос — уроженкой Хузестана , а автор сирийской хроники "Хроники Сиирта" — арамеянкой. ИМХО противоречий между её "арамейской" национальностью, ромейскостью и рождением в Хузистане нет. Читаем википедию: Гондишапур или Гунде-Шапур (Джундишапур) — персидский город в Хузистане в 10 км от современного города Дизфуль и интеллектуальный центр империи Сасанидов. Шапур I основал город в 271 году и населил его пленными сиро-римлянами христианского (несторианского) исповедания. Гондишапур сделался вторым по величине городом сасанидской империи Из Гондишапура (носившего и ассирийское наименование Бет-Лапат), как мы помним, был родом знаменитый подвижник Раббан Хормизд. Правда, из истории известно, что Ширин, сначала принадлежавшая к Церкви Востока, затем отдала предпочтение Сиро-Яковитской Церкви. Но наверное "несториане" Мерва не помнили таких подробностей. В их памяти она осталась прежде всего как христианская царица, благодаря которой в Персии открыто проповедовалось Слово Божье: У него (Хосрова) было много жен, согласно их религии магов, но он взял также жен из христианок, и была у него жена христианка из земли Хужастан, дивной красоты, по имени Ширин. Она была бамбиш. т. е. главная жена (царица цариц). Она построила монастырь и церковь близ царского жилища, водворила там священников и служителей церкви, назначила им от казны содержание и деньги на одежду, разукрасила эти храмы золотом и серебром. И евангелие божьего царства открыто проповедывалось при царском дворе, и никто из старших магов не смел открыть рта и сказать христианину какое-нибудь слово. Когда же исполнились (ее) дни и (она) достигла зрелых лет. (Хосров) в разных местах предал мученической смерти многих из магов, принявших христианство, и отдал приказ: «Никто из беззаконных да не осмелится перейти в христианство, и никто из христиан да не осмелится перейти в беззаконие; каждый обязан твердо держаться религии своих отцов. Кто же не пожелает придерживать-ся отцовской религии , а возмутившись отложится от нее, тот подлежит смерти». Но и день великого праздника вербного воскресенья христиане из монастыря Ширин и из других мест шли к дверям царского покоя, читали во время (церковной) службы евангелие, получали подарки от царя и уходили, и никто не осмеливался сказать им ни слова. А Низами Гянджеви наверное малость не понял и превратил "арамеянку" Ширин в армянскую принцессу. serg-slavorum.livejournal.com Кулинарные туры в ТуркменистанеАрхеологический тур в Туркменистане. «При взгляде на остатки оборонительных стен и зданий Гонура я вижу эти величественные строения такими, какими были они, когда здесь еще кипела жизнь. Неистовый Мургаб нес свои воды в плодородную дельту, где трудолюбивые предки туркмен сеяли хлеб и возделывали сады, строили дома, дворцы и храмы, создавали подлинные шедевры искусства древнего мира, – пишет он в книге «Гонур-депе. Город царей и богов». – На уровне души я давно ответил на вопрос – куда делись маргушцы? Разве не очевидно, что мы – это они спустя сотни поколений» Виктор Сарианиди. Поездка на городище Гонур-депе. Археолог Виктор Сарианиди – первооткрыватель страны Маргуш, существовавшей на территории современного Туркменистана в III-II веках до новой эры. Туркмено-российская экспедиция под его управлением уже около полувека ведет в древней дельте реки Мургаб раскопки столицы этой страны – Гонура – города дворцов, храмов и царских погребений.Впервые в Туркменистан Виктор Сарианиди попал в 1949 году студентом исторического факультета Ташкентского университета. Туркменская земля – огромное, практически «непаханое» поле для археологов – влюбила в себя молодого исследователя.В 1963 году он защищает в Институте археологии Российской академии наук кандидатскую диссертацию, полностью посвященную известным историческим памятникам юго-восточного Туркменистана. Но гораздо сильнее ученого манит неисследованная древняя дельта реки Мургаб.Фанатичные поиски Виктора Сарианиди, вкладывающего в раскопки еще и все свои личные деньги, на самом краю безжизненной пустыни вызывают среди коллег скептическое отношение. В дореволюционные годы здесь пыталась копать американская экспедиция, но она довольно быстро покинула эти земли.Великие Каракумы не желали открывать свои тайны, и никто не верил, что эти края когда-то могли быть цветущим оазисом. Никто, кроме «льва пустыни» – Виктора Сарианиди. У большого ученого своя методика.Когда другие точечно раскапывают котлованы площадью 5 - 10 квадратных метров, он работает на площадях до сотни квадратных метров. За огромное упорство и искреннюю уверенность в успехе судьба вознаградила археолога, и один из исследуемых холмов оказался ни много ни мало, главным городом высокоразвитой древней цивилизации эпохи бронзы, которую можно ставить в один ряд с цивилизациями Египта, Месопотамии, Индии и Китая.Выяснилось, что найденное городище Гонур-депе – столица страны Маргуш, которую греческие источники называли Маргианой. О восстании, подавленном в этой стране, упоминается в знаменитой Бехистунской рукописи времен персидского царя Дария I.Сарианиди обнаружил несколько сотен больших и малых поселений этой страны, но главным объектом его исследований был и остается Гонур. Именно этот дворцово-храмовый комплекс дал максимум свидетельств высочайшего уровня развития цивилизации, существовавшей когда-то на территории современного Туркменистана.Сложно обнаружить столь древние поселения, раскопать их и зафиксировать, но не менее сложно эти находки затем описать и трактовать. Аналогичных храмов и дворцов, датируемых III-II тысячелетиями до новой эры, нет нигде в мире, о назначении множества предметов быта и культа можно только догадываться.Виктор Сарианиди знает Маргиану лучше, чем кто бы то ни было, он посвятил ей десятки статей и книг, прочитал о ней сотни лекций по всему миру. При чтении его трудов кажется, что автор сам жил в древней стране.Он, владелец трех паспортов – российского, греческого и туркменского – чувствует себя, прежде всего, гражданином страны Маргуш. «При взгляде на остатки оборонительных стен и зданий Гонура я вижу эти величественные строения такими, какими были они, когда здесь еще кипела жизнь.Неистовый Мургаб нес свои воды в плодородную дельту, где трудолюбивые предки туркмен сеяли хлеб и возделывали сады, строили дома, дворцы и храмы, создавали подлинные шедевры искусства древнего мира, – пишет он в книге «Гонур-депе. Город царей и богов».– На уровне души я давно ответил на вопрос – куда делись маргушцы? Разве не очевидно, что мы – это они спустя сотни поколений».Сарианиди очень живо и подробно описывает быт, обряды, религиозные и философские представления людей, которые жили на этих территориях. Он реконструирует внешность и одежду, быт и ритуалы маргушцев, исследует назначение каждой комнаты и каждого сооружения, прослеживает аналогии и выявляет точки соприкосновения с другими древними культурами.На страницах своих книг он раскладывает перед нами медные, бронзовые, серебряные печати и каменные амулеты с выгравированными на них рисунками. Маргианские находки настолько необычны, что долгое время крупнейшие востоковеды мира не могли поверить в их подлинность.Главная тема этих композиций – борьба змей, символизирующих силы добра, и драконов, воплощающих силы зла, за обладание жизненной силой. «Сцены на амулетах являлись своего рода образными цитатами из тех мифов и преданий, которые длинными вечерами рассказывали маргушцы друг другу, расположившись у ярко пылающих домашних очагов», – пишет Сарианиди.Автор отмечает, что борьба в этих композициях идет с переменным успехом, то есть в философских представлениях древних маргушцев исход борьбы не был безоговорочно предопределен в пользу добрых сил. Глубина философских воззрений, по всей видимости, и определила чрезвычайную сложность религиозно-культовых церемоний и ритуалов страны Маргуш. Каждый сосуд и булавка, каждая ниша и постамент в храме дают почву для новых догадок.По ходу раскопок Виктор Сарианиди открывает царскую резиденцию с троном, храм огня, храм жертвоприношений, храм воды с прилегающим бассейном. Погребальные обряды, обожествление стихий огня, воды и земли, специфические алтари и следы ритуальных возлияний одурманивающего напитка – хаомы.Ученый-историк уверен, что именно эти культы позже нашли продолжение и развитие в первой мировой религии откровения – зороастризме. По мнению Виктора Сарианиди, именно Маргуш является наиболее вероятной родиной Заратуштры.Согласно легенде, древнего пророка изгнали односельчане, и он дошел до древнего Бактрийского царства, где систематизировал и реформировал религиозные взгляды маргушцев, создав на их основе зороастризм, который затем распространился по всей территории Персии.К слову, на территории Бактрии (современный Афганистан) Виктора Сарианиди постигла еще одна масштабная удача, выпадающая на долю далеко не всякого археолога. В 1978 году советско-афганская экспедиция под его руководством обнаружила так называемое «золото Бактрии».В раскопанных в Тилля-тепе шести царских гробницах были найдены более трех тысяч поражающих воображение золотых изделий. Именно за это открытие Сарианиди в свое время прозвали «Шлиманом Востока».В Гонур-депе не так много находок из драгоценных металлов. Дело в том, что раскопанные царские гробницы были разграблены еще в древние века, почти сразу после захоронения. Впрочем, о высочайшем уровне ювелирного искусства в стране Маргуш говорят даже самые мелкие украшения, которые древние грабители роняли, в спешке убегая с места преступления.Среди миниатюрных изделий, аналогов которым до сих пор не встречалось ни в одном из центров древневосточного мира, – золотое миниатюрное изображение джейрана и выточенная из бирюзы фигурка львенка, а также многочисленные детали женских ювелирных украшений и сложнейших мозаик.Одним из важнейших событий в собственной научной биографии археолог считает созванную им в 2006 году в Мары международную конференцию «Древняя Маргиана – новый центр мировой цивилизации».Пригласив в Туркменистан лучших ученых со всего мира, без лишних предисловий Виктор Сарианиди отвез их на место раскопок Гонур-депе. В ходе последующего обсуждения многие признались, что только здесь, на месте смогли понять и оценить масштаб его находки.«Но все эти ученые тогда отказались признать в этом зороастризм. Еще бы! Они такие титулованные и знаменитые, а тут приходит простой ташкентский парень и переворачивает их представления!», – рассказывает Виктор Сарианиди позже.Впрочем, по словам самого «льва пустыни», его теорию необходимо дополнительно доказывать или опровергать, – это дело будущих поколений археологов. При всей его легендарной «неистовости», сил одного Виктора Сарианиди не может хватить на всю огромную страну Маргуш. Еще год назад ему казалось, что все главные находки им уже сделаны.«Нужно же когда-то остановиться», – говорил он. Но Каракумы не могут так просто отпустить своего лучшего исследователя. Весной 2009 года бригада Сарианиди обнаружила продолжение некрополя Гонур-депе, и археолог немедленно вылетел в Туркменистан.В царских могилах были найдены уникальные предметы, которые по итогам раскопок были презентованы в Ашхабаде и в Москве. Теперь Виктор Сарианиди с нетерпением ждет осеннего полевого сезона.Гонура есть продолжение, способное преподнести еще немало сюрпризов мировой исторической науке, уверен ученый. Посвятив археологии всего себя, Виктор Сарианиди получил много почетных званий и наград, но чистое искусство и наука редко приносят прибыль, измеряемую в валюте.Знаменитый археолог по-прежнему вкладывает все личные средства в Гонур-депе. Необходимо оплачивать работу участников экспедиции, реставрировать, консервировать, реконструировать находки, снимать фильмы и проводить акции, популяризирующие открытия, сделанные на туркменской земле.Ученому до сих пор приходится бороться за внимание спонсоров и меценатов, бороться со скептицизмом в научных кругах, бороться с жарой Каракумов – пустыни, бывшей когда-то райским оазисом и ставшей лично для него археологическим раем. А пока продолжается борьба – продолжается жизнь. Источник:Мария Колодина. www.turkmenistaninfo.ru www.silkadv.com В Ашхабаде открылся четвертый православный храмРаспечатать Фото: Православие в Туркменистане18 июня в столице Туркменистана состоялось освящение храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Услышательница». Храм стал четвертой действующей православной церковью в Ашхабаде. Чин освящения совершил временно управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Об этом сообщает Gundogar.org. Архиепископ Феофилакт совершил очередной архипастырский визит в республику с 15 по 18 июня. Новая церковь расположена в комплексе зданий Патриаршего духовно-административного центра, на территории храма в честь святителя Николая Чудотворца. Решение о строительстве храма было принято еще в 90-е годы прошлого века. Строительные работы начались в 1998 году, однако проект был реализован лишь в наши дни. До недавнего времени в столице Туркменистана действовали три православных храма и один молитвенный дом. Центральный по значению православный храм туркменской столицы — церковь в честь святителя Николая Чудотворца на старом кладбище. Никольская церковь, построенная в 1897 году и восстановленная после разрушительного землетрясения 1948 года, была единственным действующим православным храмом Ашхабада в советский период. Именно в Никольском приходе хранился чтимый список чудотворной иконы Божией Матери «Услышательница». Историки предполагают, что это был афонский список 1908 года. Для иконы была построена специальная часовня. До возведения часовни чтимый образ находился в притворе Никольского храма. Иногда эту икону, по месту пребывания, именуют «Услышательница-Ашхабадская». В 1998 году определением Священного синода Русской православной церкви при Никольском храме был учрежден женский монастырь. Однако на сегодняшний день из 11-ти насельниц обители осталась лишь настоятельница — престарелая монахиня Епистимия (Ельменова). Православные Туркмении отметили государственный праздник — День туркменской дыниПраздник был учрежден в 1994 году президентом страны Сапармуратом Ниязовым. В 2013 году на территории Никольского храма в Ашхабаде состоялось открытие духовно-просветительского центра патриаршего благочиния приходов Русской церкви в Туркменистане. Старейшей церковью Ашхабада является Александро-Невская. Строительство этого храма началось в 1882 году, а освящение состоялось в 1990 г. Церковь служила походным храмом при 1-м Таманском полку Кубанского казачьего войска, расквартированном в Ашхабаде. Храм вмещает до 350 молящихся. В декабре 2009 года епископ Феофилакт освятил вновь построенный храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в г. Абадан, который позднее стал пригородом Ашхабада. Кроме этих церквей, действует молитвенный дом в честь Воскресения Христова. В настоящее время православные приходы на территории Туркмении объединены в Патриаршее благочиние приходов Русской православной церкви в Туркменистане. Благочиние было образовано решением Священного синода от 12 октября 2007 г. из приходов Ташкентской епархии, расположенных на территории Туркменистана. В его состав входят 12 приходов, на которых служат 15 священников. 27 июля 2011 года Патриаршее благочиние в Республике Туркменистан было включено в состав новообразованного Среднеазиатского митрополичьего округа. Управление благочинием было сохранено за епископом Феофилактом. На 2011 год число православных в Туркмении составляло около 445 тыс. человек, или около 8% населения страны. Из всех Поместных православных церквей в стране представлен только Московский патриархат. В августе 2012 года глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий заявил, что в перспективе православные приходы в Туркменистане также получат собственного епископа — как это произошло в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. «Конечно, еще нет полноты. Мы будем стремиться к тому, чтобы и в Туркменистане был назначен и рукоположен епископ, но то, что уже есть три епархии, — это уже великое дело», — отметил иерарх. Образ хранится в монастыре Зограф на Святой горе Афон. Свое наименование икона получила после чудесного знамения. Преподобный Косма Афонский (+1779), подвизавшийся в Зографском монастыре, будучи еще в молодом возрасте, пришел однажды в Ватопедский монастырь на праздник Благовещения. Здесь в церкви за службой и на трапезе он видел прекрасную и величественную женщину. Преподобный Косма сильно смутился, недоумевая, каким образом очутилась она на Афоне, куда женщинам доступ закрыт, и почему иноки монастыря допускают здесь ее присутствие. Размышляя над этим, он возвратился в Зограф к своему старцу. Старец заметил смущенный вид своего ученика и спросил его о причинах такого настроения. Косма рассказал ему о виденном в Ватопедском монастыре. — Какого вида была Жена и каково одеяние на Ней? — спросил старец. Косма подробно описал внешний вид. Тогда старец заметил: — И ты не узнал, что за Жена явилась тебе в обители? Знай же, что это была не простая, смертная женщина, а Сама Царица нашей Святой горы и всея твари! Через некоторое время после этого преподобный Косма, оставшись один в храме, обратился с молитвой к Божией Матери: — Пресвятая Богородице! Помолись Сыну Твоему и Богу, да наставит меня на путь спасения! Едва только он произнес это, как услышал голос Божией Матери: — Сыне и Боже Мой! Научи раба Твоего, как ему спастись! И тотчас же последовал ответ на это Богоматернее моление: — Пусть удалится из монастыря в безмолвие. Преподобный Косма последовал этому небесному откровению. Получив благословение от своего настоятеля, он удалился в соседнюю пустыню, высек себе в скале пещеру и провел здесь всю свою жизнь в непрестанных иноческих подвигах. Икона, перед которой молился святой Косма и от которой он слышал голос, была названа «Услышательницей». Сегодня она хранится в алтаре соборного храма Зографского монастыря. rublev.com |