Органы судейского сообщества. Судебная система РФ - схема. России схема
Карты России. Карта областей, округов, ЖД и автомобильных дорог и многие другие.
На этой странице мы постарались собрать максимальное кол-во карт России: географические, карта областей и федеральных округов, карту основных городов России, климатическую карту, карту центральной и европейской части России, юга, Урала, Сибири и дальнего востока. И даже контурную карту России.
Физические карты
Географическая карта России (11,15 Мб) Карта Крыма и России (243,52 Кб)
Яндекс.Карты
Физическая карта России (995,89 Кб) Карта России с городами (1,52 Мб) Физическая карта России (Реки России) (1,82 Мб) Карта России по областям (349,07 Кб) Карта Европейской России и Урала (8,41 Мб) Карта европейского юга России (126,84 Кб) Карта России подробно (4,72 Мб) Карта центральной России (4,17 Мб) Карта европейского севера и северо-запада России (408,01 Кб) Карта восточной части России (780,26 Кб) Карта морей России (1,2 Мб) Карта рек России (873,75 Кб) Современная географическая карта России с Крымом (533,24 Кб)
Схемы и карты дорог
Карта железных дорог России (1,49 Мб) Транспортная карта России (ЖД, аэропорты, морские и речные порты) (4,45 Мб) Карта автомобильных дорог России (926,83 Кб)
Другие карты и схемы
Карта России бесплатно (2,01 Мб) Карта России. Спутник
Гугл.Карты
Карта часовых поясов России (350,84 Кб) Политическая карта России (2,01 Мб) Карта округов России (88,52 Кб) Климатическая карта России (413 Кб) Контурная карта России (942,72 Кб) Карта России 2013 (461,46 Кб) Карта России посмотреть (2,28 Мб) Карта плотности населения России (2,93 Мб) Карта России 2016 (848,38 Кб) Административная карта России (290,81 Кб)
www.tourister.ru
карта и схема. Газопроводы из России в Европу
Трубопроводный транспорт осуществляет передвижение таких важных грузов как нефть и природный газ. Трубопроводы России имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.
История газопроводов России
Трубопроводный транспорт газа в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением нефтеперерабатывающего завода в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.
Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км – длина нефтепродуктопровода.
Газопроводный транспорт России
Газопровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.
Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.
Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.
Крупнейшие газопроводы России
«Газпром» – крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:
На данный момент существуют такие действующие газопроводы:
«Голубой поток».
«Прогресс».
«Союз».
«Северный поток».
«Ямал-Европа».
«Уренгой-Помары-Ужгород».
«Сахалин-Хабаровск-Владивосток».
Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.
Нефтепроводы РФ
Нефтепровод – это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.
Самые крупные магистрали нефтепровода:
«Дружба» – одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
южная магистраль – проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
северная магистраль – через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
Балтийская трубопроводная система – это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
Балтийская трубопроводная система-2 – это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
Каспийский трубопроводный консорциум – это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.
Газопроводы из России в Европу
Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.
Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:
«Северный поток» – это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и прибалтийские страны. «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
«Ямал-Европа» – длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
«Голубой поток» – газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
«Южный поток» – трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.
«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.
Газопроводы России: схемы импорта
Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:
Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
Беларусь (19,6).
Казахстан (5,1).
Молдову (2,8).
Литву (2,5).
Армению (1,8).
Латвию (1).
Эстонию (0,4).
Грузию (0,3).
Южную Осетию (0,02).
Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:
Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
Турция (27,3).
Италия (21,7).
Польша (9,1).
Великобритания (15,5).
Чехия (0,8) и другие.
Поставка газа в Украину
В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).
Планируемые к возведению газопроводы в России
Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» – это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса – «Якутия-Хабаровск-Владивосток».
fb.ru
Административно-территориальное деление России
Административно-территориальное устройство России было определено Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии с Конституцией Россия — суверенная демократическая республика, состоящая из 89 равноправных субъектов Федерации. В их число входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
В последствии в административно-территориальном делении России происходили изменения. Так с декабря 2005 года Пермская область и Коми-Пермятский АО были объединены в один субъект – Пермский край. Таким образом современная Россия включает 88 субъектов: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов.
Автономные республики: Адыгея (столица — Майкоп), Алтай (Горноалтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), Ингушская (Назрань), Кабардино-Балкарская (Нальчик), Калмыкия-Хальмг Тангч (Элиста), Карачаево-Черкесская (Черкесск), Карелия (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха-Якутия (Якутск), Северная Осетия (Владикавказ), Татарстан (Казань), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская-Чаваш (Чебоксары).
Автономные округа: Агинский Бурятский (в Читинской области), Усть-Ордынский Бурятский (в Иркутской области), Ненецкий (Архангельская область), Ямало-Ненецкий (Тюменская область), Ханты-Мансийский (Тюменская область), Долгано-Ненецкий или Таймырский (Красноярский край), Эвенкийский (Красноярский край), Чукотский, Корякский (Камчатская область).
Автономная область: Еврейская автономная область (Биробиджан).
Города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.
Главой государства России является президент. Основная законодательная власть принадлежит Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Основная исполнительная власть принадлежит правительству.
Основные положения Конституции предусматривают разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению федеральных органов государственной власти отнесены такие функции, как принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеративной политики и осуществление государственных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, национального и культурного развития России; установление правовых основ единого рынка; финансовое регулирование, управление федеральной собственностью, бюджетом, внешняя политика и международные отношения; оборона и безопасность России; защита государственных рубежей. Субъекты Федерации наделяются правами для самостоятельной хозяйственной деятельности. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения и пользования землей, природными ресурсами, охраны природы, координации международных и внешнеэкономических связей, установления общих принципов налогообложения.
В 2000 году по Указу Президента РФ для укрепления власти все субъекты РФ были объединены в семь федеральных округов, в каждом из которых назначены представители Президента: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.
geographyofrussia.com
Дерево власти в России: схема
Принцип, по которому составляется схема дерева власти с ветвями, был сформулирован впервые Дж. Локком – английским просветителем, жившим в 17 в. Он был активным противником тирании и выступал за теорию общественного договора и компромисс. В одном из своих сочинений Локк предложил разделять власть на три сферы. Впоследствии этот принцип получил широкое распространение. Рассмотрим далее, что собой представляет схема дерева власти.
Общая характеристика
Автор принципа разделения власти Локк предложил дифференцировать ее на три ветви:
Исполнительную. Ее главой должен быть монарх.
Законодательную. Ее представляет парламент.
Федеративную. В рамках этого направления осуществляется внешнеполитическая деятельность.
К исполнительной ветви также Локк отнес суды. Французским просветителем Ш. Л. Монтескье была предложена традиционная модель. Его схема дерева власти включала в себя:
Народ.
Исполнительные институты. Она также была представлена монархом и определенным образом ограничена.
Судебная власть. В ее функции входило назначение наказаний за преступления и разрешение споров между частными лицами.
Законодательная власть. Она должна осуществляться собранием представителей и выражать интересы населения.
Дерево власти с ветвями, по Монтескье, выступало как критерий неумеренной и умеренной формы правления. Тем не менее в его проекте Конституции не говорилось о равновесии направлений. Предполагалось, что верховное положение будет занимать институт законодательной власти. Теорию о разделении поддерживал и Руссо. Однако его дерево власти строилось по принципу приоритетности суверенитета народа. Руссо придавал большое значение непосредственной демократии.
США
Изначально Америка создавалась как республика. При этом на первых этапах была провозглашена конфедерация. Впоследствии она трансформировалась в республиканское федеративное государство. Основатели США значительно расширили теорию разделения власти. Они обосновали необходимость независимости и обособленности основных направлений. Между тем доминирующим был законодательный институт. Во избежание несбалансированности было принято решение о разделении парламента на палаты – верхнюю и нижнюю. Порядок избрания первой при этом существенно отличался от правил, предусмотренных для второй. Верхняя палата предполагалась как сдерживающий элемент для нижней. Судебная власть обладала особой ролью.
Мировая практика
В конституционной стране дерево власти характеризует взаимодействие между парламентом, правительством и главой государства. В разных державах складывались различные формы правления. Соответственно, формируется та или иная схема дерева власти.
3 класс: окружающий мир
Первое знакомство с принципом разделения направлений управления страной получают дети в начальной школе. На уроках по окружающему миру им предлагается достаточно простая схема дерева власти. 3 класс не предполагает углубленного изучения тех или иных форм правления. Детям дают общие знания для того, чтобы у них сформировалось представление об административном аппарате государства. Поэтому они рисуют простое дерево власти. 3 класс предусматривает программу, включающую ознакомление с таким понятием, как Конституция. Ведь именно в ней закреплен рассматриваемый принцип разделения государственных институтов по направлениям.
Монархия
Дерево власти с ветвями в России во времена ограниченной монархии (между двумя историческими революциями) предполагало, что парламент обладает правом издавать законы, а царь формирует правительство и имеет возможность налагать на нормативные акты вето. Такая же система была в Великобритании после окончания Славной революции. В парламентарной монархии глава страны считается номинальным. Он не осуществляет свои полномочия самостоятельно. Монарх обладает правом формировать правительство из победивших на выборах представителей партий и составивших большинство. Он может наделяться и иными полномочиями. Однако фактически страной управляет глава правительства. Такое дерево власти может существовать только при наличии устойчивой двухпартийной системы.
Абсолютная монархия
Вся власть, как видно из названия, концентрируется в руках царя. В этом случае, разумеется, ни о каком разделении речи не идет. Между тем известный реформатор Сперанский предлагал проект, по которому устанавливается конституционная монархия и вводятся представительные органы по вертикальной системе. Кроме этого предполагалось закрепление принципа разделения власти:
Законодательная передавалась Державной думе.
Исполнительная – монарху.
Судебная – судам во главе с Сенатом и присяжными.
Дополнительно определенные полномочия мог получить Государственный совет. У декабристов были свои идеи на этот счет. Так, Пестель предлагал установить режим республиканского правления. В этой системе предполагалось ввести разделение власти на исполнительную (включая в нее судебную), законодательную и надзорную. Кроме этого предлагалось распространить практику народных собраний. По проекту Муравьева, предполагалось установление конституционной монархии, федеративного устройства. В его программе власть разделялась на законодательную, судебную и исполнительную, вводился двухпалатный парламент. Александр Второй провел реформы. В результате сформировались местное самоуправление и единая система судов. В 1905-1906 гг., после создания Госдумы, принцип разделения власти закрепился в Манифесте от 17 октября. В соответствии с документом законодательными полномочиями обладал монарх совместно с Госдумой и Госсоветом. Также император наделялся исполнительной властью. Суды осуществляли свою деятельность от имени монарха. Совет министров превратился в самостоятельное правительство при императоре.
Президентская республика
При такой форме правления дерево власти выглядит достаточно четко. В Конституции США от 1787 г. установлен строгий принцип разделения. В соответствии с установленным порядком избрание президента осуществляется внепарламентским путем. Он возглавляет всю исполнительную власть и правительство. Президент имеет право отлагательного вето и не может распускать парламент. Данная форма функционирует вне зависимости от партийной системы. Однако в ней не предусмотрены механизмы устранения конституционных кризисов.
Дерево власти в России: схема в советский период
Во времена СССР принцип разделения фактически не выполнялся. Вся власть находилась у Советов (формально у народа). Исполнительные и прочие органы формировались ими же и были им подконтрольны. Дерево власти в России в советское время предполагало наличие одной партии. Выборы проводились на безальтернативной основе. Партия направляла своих представителей в Советы, а через них – в прочие органы.
Суперпрезидентская республика
При этой форме правления фактически получается одноствольное дерево власти в России. Схема в этом случае не предполагает наделение полномочиями исполнительных и законодательных органов. Президент в такой республике на практике самостоятельно реализует все функции. Он формирует правительство, изменяет законодательство, распускает парламент. Президент вправе назначать референдумы. Избирается он народом, однако при этом может обеспечить свою победу через административный ресурс. В некоторых случаях проводятся референдумы по вопросу продления полномочий президента. Такая форма правления свойственна авторитарным режимам. На непродолжительный период она может устанавливаться на время устранения конституционного кризиса. В частности, таким было дерево власти в России с 21 сентября по 25 декабря 1993 г.
Реформы 1988-1993 гг.
В России было несколько конституционных преобразований. Во время реформы 1988 г. в Основной закон внесли очередные изменения. В частности, была сформирована двухступенчатая система Советов. Так, избрание народных депутатов осуществляли граждане, а формирование Верховного совета производилось Съездом. Кроме этого в поправках была предусмотрена возможность выдвигать независимых кандидатов. В 1990-м в СССР впервые прошли альтернативные выборы. Спустя год были внесены изменения в Конституцию РСФСР, в соответствии с которыми формировались Комитет по надзору и Совет Федерации. В 1991-м на всероссийский референдум был вынесен вопрос об учреждении поста президента. В Конституции он не рассматривался как глава страны, а выступал в качестве высшего должностного лица исполнительных органов.
В очередной раз вопрос о разделении власти был поднят в 1992 году. Это было обусловлено глубоким конституционным кризисом в стране. В результате в сентябре 1993 г. была проведена реформа, в ходе которой оппозиция попыталась свергнуть действовавшего тогда президента Ельцина. Однако глава государства предпринял ряд мер, в числе которых был роспуск системы Советов по всей стране, передача исполнительно-распорядительных полномочий местным и региональным администрациям. 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была утверждена новая Конституция, закрепившая принцип разделения власти, действующий сегодня.
Заключение
Концепция о разделении власти подвергалась различным изменениям. В конституциях разных стран периодически появлялись положения, отходящие от первоначальных строгих схем. Авторы принципа предполагали верховенство законодательных институтов. Но на протяжении 19-20 вв. усиливалась не представительная, а исполнительная ветвь. Это обусловливается усложнением всей системы управления в условиях индустриализации и затем информатизации общества. В тех странах, где сильнее была законодательная ветвь, она оказывалась под большим влиянием политических объединений. При многопартийности это приводило к неустойчивости механизма госуправления и частым сменам правительства, а при однопартийности – к диктату правящей коалиции. В современных условиях разделение проводится не между тремя независимыми ветвями, а имеет место разграничение направлений в единой системе власти. В целостном государстве не может существовать несколько управляющих аппаратов. Также ветви власти не могут функционировать совершенно изолированно друг от друга.
fb.ru
Государственное устройство Российской Федерации | Законодательство стран СНГ
Государственное устройство Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В ведении Российской Федерации находятся:
принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
федеративное устройство и территория Российской Федерации;
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
федеральная государственная собственность и управление ею;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
федеральное коллизионное право;
метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Президент Российской Федерации:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
утверждает военную доктрину Российской Федерации;
формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
вносит законопроекты в Государственную Думу;
подписывает и обнародует федеральные законы;
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
назначение выборов Президента Российской Федерации;
отрешение Президента Российской Федерации от должности;
назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
К ведению Государственной Думы относятся:
дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
Правительство Российской Федерации:
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии;
осуществляет управление федеральной собственностью;
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".
Административно-территориальное деление России — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее административно–территориальное устройство России обусловлено обширностью территории нашей страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.Административно-территориальное устройство России, имеющей федеративную форму государственного устройства, является государственно-правововым механизмом, обеспечивающим экономическую, политическую, идеологическую и организаторскую деятельность государства и его субъектов.
Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням:
Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов.Указом президента Д. А. Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ и увеличено количество федеральных округов до восьми.
Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 марта 2014 года создан Крымский федеральный округ и включен в состав Российской Федерации. Он стал девятым федеральным округом России.
Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.
* — В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 28 июля 2016 года в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти Крымский федеральный округ присоединен к Южному федеральному округу.
республики
края
области
города федерального значения
автономная область
автономные округа.
Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Республики Российской Федерации (22)
№
Республики
Площадь(км2)
Население(2013)
Административный центр
1
Республика Адыгея
7792
444 403
Майкоп
2
Республика Алтай
92 903
210 344
Горно-Алтайск
3
Республика Башкортостан
142 947
4 060 957
Уфа
4
Республика Бурятия
351 334
971 810
Улан-Удэ
5
Республика Дагестан
50 270
2 946 035
Махачкала
6
Республика Ингушетия
3628
442 255
Магас
7
Кабардино-Балкарская Республика
12 470
858 946
Нальчик
8
Республика Калмыкия
74 731
284 140
Элиста
9
Карачаево-Черкесская Республика
14 277
471 847
Черкесск
10
Республика Карелия
180 520
636 932
Петрозаводск
11
Республика Коми
416 774
880 639
Сыктывкар
12
Республика Крым
20 081
1 966 800
Симферополь
13
Республика Марий Эл
23 375
690 349
Йошкар-Ола
14
Республика Мордовия
26 128
818 566
Саранск
15
Республика Саха (Якутия)
3 083 523
955 580
Якутск
16
Республика Северная Осетия – Алания
7987
706 123
Владикавказ
17
Республика Татарстан
67 847
3 822 038
Казань
18
Республика Тыва
168 604
310 460
Кызыл
19
Удмуртская Республика
42 061
1 517 692
Ижевск
20
Республика Хакасия
61 569
533 025
Абакан
21
Чеченская Республика
15 647
1 324 767
Грозный
22
Чувашская Республика
18 343
1 243 431
Чебоксары
Края Российской Федерации (9)
№
Края
Площадь(км2)
Население(2013)
Административный центр
1
Алтайский край
167 996
2 398 751
Барнаул
2
Забайкальский край
431 892
1 095 169
Чита
3
Камчатский край
464 275
320 549
Петропавловск-Камчатский
4
Краснодарский край
75 485
5 330 181
Краснодар
5
Красноярский край
2 366 797
2 846 475
Красноярск
6
Пермский край
160 236
2 634 461
Пермь
7
Приморский край
164 673
1 947 263
Владивосток
8
Ставропольский край
66 160
2 790 785
Ставрополь
9
Хабаровский край
787 633
1 342 083
Хабаровск
Области Российской Федерации (46)
№
Области
Площадь(км2)
Население(2013)
Административный центр
1
Амурская область
361 913
816 910
Благовещенск
2
Архангельская область
589 913
1 202 295
Архангельск
3
Астраханская область
49 024
1 013 840
Астрахань
4
Белгородская область
27 134
1 540 985
Белгород
5
Брянская область
34 857
1 253 666
Брянск
6
Владимирская область
29 084
1 421 742
Владимир
7
Волгоградская область
112 877
2 583 002
Волгоград
8
Вологодская область
144 527
1 196 196
Вологда
9
Воронежская область
52 216
2 330 377
Воронеж
10
Ивановская область
21 437
1 048 961
Иваново
11
Иркутская область
774 846
2 422 026
Иркутск
12
Калининградская область
15 125
954 773
Калининград
13
Калужская область
29 777
1 005 585
Калуга
14
Кемеровская область
95 725
2 742 450
Кемерово
15
Кировская область
120 374
1 319 076
Киров
16
Костромская область
60 211
658 906
Кострома
17
Курганская область
71 488
885 759
Курган
18
Курская область
29 997
1 119 262
Курск
19
Ленинградская область
83 908
1 751 135
Санкт-Петербург
20
Липецкая область
24 047
1 162 235
Липецк
21
Магаданская область
462 464
152 358
Магадан
22
Московская область
44 379
7 048 084
Москва
23
Мурманская область
144 902
780 401
Мурманск
24
Нижегородская область
76 624
3 289 841
Нижний Новгород
25
Новгородская область
54 501
625 855
Великий Новгород
26
Новосибирская область
177 756
2 709 461
Новосибирск
27
Омская область
141 140
1 973 985
Омск
28
Оренбургская область
123 702
2 016 086
Оренбург
29
Орловская область
24 652
775 826
Орёл
30
Пензенская область
43 352
1 368 657
Пенза
31
Псковская область
55 399
661 507
Псков
32
Ростовская область
100 967
4 254 613
Ростов-на-Дону
33
Рязанская область
39 605
1 144 650
Рязань
34
Самарская область
53 565
3 213 289
Самара
35
Саратовская, область
101 240
2 503 305
Саратов
36
Сахалинская область
87 101
493 302
Южно-Сахалинск
37
Свердловская область
194 307
4 315 830
Екатеринбург
38
Смоленская область
49 779
975 188
Смоленск
39
Тамбовская область
34 462
1 075 748
Тамбов
40
Тверская область
84 201
1 334 061
Тверь
41
Томская область
314 391
1 064 245
Томск
42
Тульская область
25 679
1 532 436
Тула
43
Тюменская область
1 464 173
3 510 683
Тюмень
44
Ульяновская область
37 181
1 274 487
Ульяновск
45
Челябинская область
88 529
3 485 272
Челябинск
46
Ярославская область
36 177
1 271 672
Ярославль
Автономные округа (4) и автономная область (1)
№
Автономные округа и область
Площадь(км2)
Население(2013)
Административный центр
1
Ненецкий автономный округ
176 810
42 789
Нарьян-Мар
2
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
534 801
1 584 063
Ханты-Мансийск
3
Чукотский автономный округ
721 481
50 780
Анадырь
4
Ямало-Ненецкий автономный округ
769 250
541 612
Салехард
1
Еврейская автономная область
36 266
172 671
Биробиджан
Города федерального значения (3)
№
Города федерального значения
Площадь(км2)
Население(2013)
Административный центр
1
Москва
2511
11 979 529
Москва
2
Санкт-Петербург
1399
5 028 000
Санкт-Петербург
3
Севастополь
1080
385 870
Севастополь
Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
Список экономических районов:
Центральный
Центрально-Черноземный
Восточно-Сибирский
Дальневосточный
Северный
Северо-Кавказский
Северо-Западный
Поволжский
Уральский
Волго-Вятский
Западно-Сибирский
Официальные сайты федеральных округов:
megabook.ru
Органы судейского сообщества. Судебная система РФ
Такая тема, как судейское сообщество, является более чем актуальной, поскольку касается непосредственно самих судов, причем всех уровней и видов. Эта структура позволяет оказывать необходимое влияние и осуществлять профессиональный контроль соблюдения требований законодательства.
Судебная система РФ: схема
Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.
В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:
- конституционное;
- уголовное;
- административное;
- гражданское.
Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.
Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также суды общей юрисдикции. В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений.
Для ясного описания вертикального разделения судебной системы подойдет данная таблица.
Органы судейского сообщества
Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц. Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере. При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и - в случае необходимости - изменении.
Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:
- контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;
- участие в ресурсном, кадровом и организационном обеспечении деятельности судебного сегмента;
- при фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.
На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.
Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий. Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку. В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.
Особенности формирования
Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС) могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.
Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:
- прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;
- квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;
- профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;
- участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности - ресурсной, кадровой и организационной.
Эти задачи дают представление о том, зачем нужны в принципе ОСС и какое влияние они оказывают на судебную систему.
Приоритеты в деятельности
На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:
- Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.
- Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.
- Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.
- В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.
- Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.
- Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества - это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.
- Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.
Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье. Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.
Что собой представляет судейское сообщество
Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.
Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.
Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль. Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий. Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.
Законодательная база
Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29. Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов. Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.
Этот факт говорит о том, что подобное объединение действует в рамках четкой регламентации, поэтому возможность самодеятельности исключается.
Закон об органах судейского сообщества полностью определяет все элементы структуры и направления их деятельности в рамках сообщества.
В этой части федерального законодательства рассматривается также вопрос членства, образования ключевых органов и принципы организации объединения судей. Более того, внимание уделяется таким темам, как полномочия, определение регламентов и обеспечение всех органов, имеющих отношение к сообществу. Как можно заметить, к регулированию и развитию судейской власти государство подходит основательно. Это, в свою очередь, дает гражданам надежду на проявление высокого профессионализма в деле судопроизводства.
Система органов судейского сообщества
Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.
Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:
- Всероссийский съезд.
- Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом квалификационного экзамена у тех, кто претендует на должность судьи.
- Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.
- Общие собрания.
- Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.
- Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).
- Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.
- Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.
Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества. На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:
- квалификационные коллегии;
- съезд;
- конференция;
- общие собрания;
- экзаменационные комиссии;
- советы судей.
Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.
Высший орган судейского сообщества
Рассматриваемая структура (ОСС) призвана реализовать грамотную работу представителей одной из ключевых ветвей власти в стране. Она, в свою очередь, также нуждается в грамотном управлении. Эта важная миссия доверена совету судей Российской Федерации. Свои функции данный орган сообщества выполняет в период между Всероссийскими съездами.
Если посмотреть на трудовые будни совета, то можно будет с уверенностью утверждать, что он занимается всеми вопросами, касающимися сообщества. Исключение составляют те грани деятельности, которые касаются вопроса квалификации, этим занимаются соответствующие коллегии.
Поскольку высшим органом судейского сообщества является совет судей РФ, ему для эффективной деятельности необходимо грамотное распределение полномочий. По этой причине в этом органе на постоянной основе определены 6 секций, специализирующихся на следующих направлениях:
- вопросы правового положения и статуса судей;
- финансы;
- связи с теми органами судейского сообщества, которые находятся в регионах, а также должностными лицами и государственными, международными юридическими и общественными организациями;
- вопросы совершенствования законодательства и судебной практики;
- организационно-кадровая работа.
Статус главного приоритета в деятельности совета отводится процессу объединения судейского сообщества и грамотной координации всех его действий.
Квалификационные коллегии
Эта категория органов сообщества судей отвечает за те задачи, которые не входят в сферу ответственности совета. Если обратить внимание на ФЗ об органах судейского сообщества, а точнее, на статью 18, касающуюся вопроса статуса, то можно выделить следующие грани деятельности коллегий:
- проведение аттестации судей и присвоение им определенной квалификации;
- прекращение или приостановление полномочий;
- обеспечение для судей неприкосновенности, другими словами, их защита;
- грамотный отбор кандидатов, способных достойно исполнять обязанности судьи;
- прекращение отставки.
Для того чтобы выбрать квалификационную коллегию собирается Всероссийский съезд. При этом на данном мероприятии должно присутствовать не менее трети от общего количества судей, состоящих в сообществе. Высшую квалификационную коллегию могут быть выбраны представители всех видов судов: военного, арбитражного общего и др.
Стоит отметить и тот факт, что голосование во время съезда имеет тайный формат.
Для того чтобы все элементы сообщества могли полноценно выполнять свои функции действующее законодательство четко определило полномочия органов судейского сообщества. Они подробно описаны в соответствующей части ФЗ. В качестве примера можно привести несколько пунктов из раздела, касающегося Высшей квалификационной коллегии. Этот орган имеет право на:
- Проведение проверки информации о поведении судьи, не соответствующем кодексу, которая была опубликована в СМИ. Эти действия позволяют предотвратить подрыв авторитета судейской власти.
- Рассмотрение заявок кандидатов на любые должности внутри системы.
- Объявление в СМИ информации о том, что появились вакантные места на ключевых позициях в судах различных категорий.
- Решения, касающиеся прекращения или приостановления полномочий Председателя Верховного суда РФ.
- Присвоение высших и первых квалификационных классов и др.
Как можно заметить, перечень полномочий не только имеет четкие границы, но и фактически является детальной картиной функциональных обязанностей конкретного органа сообщества.
Итоги
Судебная система РФ все еще нуждается в изменениях и контроле деятельности судей на различных уровнях.
Государство, в свою очередь, сделало шаг в сторону стабильных улучшений, создав сообщество, которое регулирует и формирует работу одной из ключевых ветвей власти в стране.