Eng Ru
Отправить письмо

Новый закон о «прямых договорах» с ресурсоснабжающими организациями. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями 2018


Как будет работать система прямых расчётов за ЖКУ?: Экономика: Облгазета

Поправки позволят исключить из цепочки недобросовестные УК, а добросовестные компании избавят от бремени долгов конечных потребителей. Фото: Павел Ворожцов

Президент России Владимир Путин подписал поправки в Жилищный кодекс РФ, которые дают потребителям коммунальных услуг право заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) без участия управляющих компаний (УК). По словам министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, поправки позволят исключить из цепочки недобросовестные УК, а добросовестные компании избавят от бремени долгов конечных потребителей. «Облгазета» приводит ответы на 5 главных вопросов о новом порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПЕРЕХОДИТЬ НА ТАКОЙ ПОРЯДОК?

Нет. Как объяснили «Облгазете» в департаменте Госжилстройнадзора области, расчёт по прямым договорам возможен в трёх случаях. Первый — по решению собственников жилых помещений. Второй — если УК или ТСЖ в течение двух расчётных месяцев не производят оплату в адрес ресурсоснабжающей организации. В этом случае РСО может в одностороннем порядке направить уведомление о расторжении действующего договора. Третий случай — если собственники квартир и домов уже рассчитываются с РСО напрямую — такой порядок работы уже действует в ряде небольших муниципалитетов Среднего Урала.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПЕРЕХОДА?

Если собственники жилых помещений хотят исключить УК из цепи, они должны принять это решение на общем собрании жильцов. В протоколе с общего собрания необходимо указать, о каких именно услугах идёт речь (о горячем и холодном водоснабжении, водоотведении, электро- и газоснабжении, отоплении, а также о вывозе и утилизации твёрдых коммунальных отходов). Кстати, можно выбрать все, а можно — только некоторые услуги из списка.

Копию решения общего собрания жильцов необходимо направить в РСО, о решении жильцов также необходимо известить УК. Датой заключения договора с РСО считается дата проведения общего собрания жильцов. Однако при необходимости ресурсоснабжающая организация вправе отложить эту дату ещё на три месяца — об этом жильцов в обязательном порядке уведомляют.

Если вдруг после заключения договора с РСО потребителям услуг пришли квитанции управляющей компании, и граждане заплатили в пользу УК — считается, что обязанность перед РСО исполнена, и ресурсоснабжающая организация самостоятельно взыщет деньги с УК.

СКОЛЬКО КВИТАНЦИЙ БУДЕТ ПРИХОДИТЬ?

Расчёты с потребителями будут вести сами РСО, поэтому вместо единой квитанции может приходить сразу несколько платёжек. Однако ресурсоснабжающие организации могут принять решение объединиться и заключить договор с агентом, который будет присылать потребителям единый платёжный документ.

КАК РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУДУТ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ?

После перехода на прямые договоры у ресурсников будет возможность продемонстрировать, как работает их система взаимодействия с потребителями. У того же ЭнергоСбыт Плюс, к примеру, работа с абонентами налажена — есть и личный кабинет на сайте организации, и call-центры всегда доступны, и в 73 муниципальных образованиях есть офисы.

В компании «Облгазете» рассказали, что в некоторых муниципалитетах они даже расширяются — в прошлом году увеличили количество окон для обращения в Нижней Туре, а сейчас ищут возможность для расширения в Берёзовском отделении. Но у ряда ресурсоснабжающих предприятий нет даже многоканального номера. Вполне вероятно, если жители начнут активно заключать прямые договоры, ресурсникам, в свою очередь, придётся усиленно поработать над количеством и качеством путей взаимодействия со своими потребителями.

ЧЕМ В ТАКОМ СЛУЧАЕ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ УК?

Прежде всего — взаимодействием с РСО и контролем за качеством предоставления услуг.

— Например, УК могут передавать в РСО показания индивидуальных приборов учёта. По одной и той же трубе идёт холодная вода, которая используется для индивидуального потребления граждан и на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества, где прямых договоров быть не может, а значит, это общая сфера ответственности управляющих и ресурсоснабжающих компаний, — объяснила «Облгазете» начальник правового отдела департамента Госжилстройнадзора области Наталия Миленина. — Кроме того, УК должна обеспечить РСО доступ к общему имуществу, чтобы ресурсник мог ограничить подачу ресурсов в случае, если оплата за ресурсы от жильцов не поступает.

  • Опубликовано в №59 от 6.04.2018 под заголовком «Как будет работать система прямых расчётов с ресурсоснабжающими организациями за ЖКУ?»

www.oblgazeta.ru

Переход РСО на «прямые договоры»

3 апреля 2018 года подписан президентом РФ, обнародован и вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации» (законопроект 207460-7), который устанавливает возможность заключения «прямых договоров» предоставления коммунальных услуг (договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) между собственниками помещений многоквартирного дома и непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Новый закон ставит массу вопросов перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), которые ранее поставляли коммунальные ресурсы в многоквартирные дома (МКД) только по договорам ресурсоснабжения, заключенным с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, и не взаимодействовали с населением.

 

Сложности работы с населением

Разумеется, если в МКД реализованы «прямые расчеты» потребителей коммунальных услуг с РСО, таким РСО будет существенно проще переходить на прямые договоры, чем тем, кто никогда не работал с населением.

Сейчас если РСО поставляет коммунальный ресурс в управляемый управляющей организацией (УО) или ТСЖ многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета (ОПУ), такая РСО может вести расчет с УО/ТСЖ по этому прибору и не вникать в особенности расчета платы за коммунальные услуги для собственников помещений этого МКД. Для этой РСО неважно, сколько помещений в доме оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ), сдаются ли вовремя показания этих ИПУ, какой объем коммунальной услуги потребляется в помещениях дома, а какой расходуется при содержании общего имущества. Однако, ситуация кардинально изменится в случае перехода на «прямые договоры» — РСО тут же потребуется вести расчеты с каждым потребителем индивидуально, следить за сроком поверки ИПУ этого собственника, отслеживать количество граждан, проживающих в помещениях, не оборудованных ИПУ.

А ведь еще потребуется изготавливать квитанции и направлять их потребителям услуг, проводить перерасчеты, вести претензионную работу, обращаться с исками в суд.

А кто будет являться исполнителем коммунальных услуг при «прямых договорах»? Кто будет нести ответственность за содержание внутридомовых сетей ресурсоснабжения? Ведь, с одной стороны, лицо, предоставляющее коммунальную услугу, обязано эту услугу предоставить именно в помещении потребителя, а с другой стороны, участок сети от стены дома до помещения потребителя входит в состав общего имущества, обслуживаемого УО/ТСЖ. И как, кстати, взаимодействовать РСО с УО/ТСЖ? Какой информацией обмениваться, какие вносить изменения в договоры? А какие договоры заключать с собственниками помещений? И существует ли разница между жилыми и нежилыми помещениями в МКД?

И вообще – каков порядок перехода на «прямые договоры»? Кто может выступить инициатором такого перехода, каков алгоритм, в какие сроки осуществляется этот переход?

Эти и многие другие вопросы разъяснит эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Ольга Яндыева в ходе специализированного вебинара «Деятельность РСО: "прямые договоры" и другие актуальные вопросы», который состоится 7 июня 2018 года с 10.00 до 13.00 (по московскому времени).

Участие в онлайн-семинаре возможно из любой точки России посредством подключения к сети Интернет. Всем участникам предоставляется пакет раздаточных материалов, включающий в себя презентацию, подборку нормативных правовых актов и судебных постановлений, после окончания мероприятия на 30 дней предоставляется доступ просмотру видеозаписи прошедшего мероприятия.

 

Программа вебинара (онлайн-семинара), условия участия и оформление заявки доступны по ссылке > > >

acato.ru

Кто в ответе за все, при переходе на прямые расчеты за коммунальные услуги

Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №1(99)2016 

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

«Прямые расчеты» – это внесение потребителем платы за коммунальные услуги через платежных агентов (или на прямую) непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации (РСО), которая осуществляет поставку коммунальных ресурсов по договору с исполнителем коммунальных услуг.

Такие расчеты регламентируются статьей 155 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ от 05 мая 2011 № 354.

1. При этом стоит обратить внимание на существенное отличие прямых расчетов от прямых договорных отношений между потребителями и РСО.

1.1. Прямые расчеты – способ внесения платы за коммунальные услуги потребителем, который несет обязательства по соответствующей оплате перед управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, и не влечет возникновения договорных отношений между потребителем и РСО.

Иначе говоря, так называемые прямые расчеты - это лишь особый способ исполнения обязательства собственников помещений перед исполнителем коммунальных услуг, само обязательство при этом остается неизменным.

Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

Аналогичные выводы изложены в Решении ВС РФ от 05.05.14г. № АКПИ14-197, Определении ВС РФ от 06.07.15г. по делу № 310-КГ14-8259, А68-1080/2014.

1.2. Прямые договорные отношения между потребителями и ресурсоснабжающими организациями возникают только в случаях:

- при непосредственном управлении собственниками МКД;

- когда способ управления МКД не выбран либо выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил № 354.

В остальных случаях исполнителями коммунальных услуг являются – управляющие организации, ТСЖ, ЖСК.

1.3. При этом плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, вносится исполнителю даже при наличии прямых расчетов с РСО.

2. Основание и алгоритм для перехода на прямые расчетыс ресурсоснабжающими организациями.

Основанием для перехода на прямые расчеты с РСО является решение общего собрания собственников помещений в МКД (членов ТСЖ, ЖСК), принятое в соответствии с требованиями ЖК РФ. Такое решение не требует согласования с органами публичной власти, а также с правлением товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, управляющей либо ресурсоснабжающими или другими организациями. Принятие такого решение является обязательным для всех потребителей.

2.1. Провести общее собрание собственников помещений МКД на котором вынести вопрос: «Изменение порядка внесения платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), путем оплаты непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».

2.2. Определить на собрании дату перехода.

2.3. Направить копию Протокола общего собрания в адрес исполнителя коммунальных услуг (Управляющей организации, ТСЖ, ЖСК) и ресурсоснабжающей организации.

3. Кто ответит за долги собственников помещений за коммунальные услуги при прямых расчетахс ресурсоснабжающими организациями.

В связи с тем, что обязательство между РСО и УК (ТСЖ) остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса. Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей.

Аналогичные выводы изложены в Определениях ВС РФ от 25.12.14г. № 308-ЭС14-7187, от 29.08.14г. № 303-ЭС14-525, Постановлении АС Поволжского округа от 28.01.15г.                    № Ф06-19378/2013, Постановлении АС Уральского округа от 22.07.15г. № Ф09-4294/15, Постановлении АС Центрального округа от 22.05.2015 № Ф10-786/2015.

4. Кто выставляет платежные документы?

С учетом того, что управляющий МКД сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг, на него распространяется действие пп. "г" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому именно исполнитель обязан производить расчет размера платы за коммунальные услуги. Поэтому в судебных разбирательствах, предметом которых является заключение договоров ресурсоснабжения при условии принятия общим собранием собственников помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги напрямую РСО, суд принимает примерно следующую формулировку условия договора: исполнитель коммунальных услуг указывает в платежных документах, представляемых собственникам, нанимателям помещений в МКД не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, реквизиты РСО.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.15г. по делу № А17-7605/2014.

В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС Западно-Сибирского округа поддержал орган Госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.15г. № Ф04-18454/2015).

Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.06.15г. № Ф04-19819/2015).

                              *****

Таким образом, данный вариант внесения платы не позволяет УК (ТСЖ, ЖК) достигнуть цели отстраниться от предоставления коммунальных услуг.

Наоборот, выведение денежных потоков из сферы полномочий управляющего МКД может привести к неожиданным последствиям.

Председатель правления

ТСЖ «Альтаир»

г. Красноярск

Колесников Виктор Алексеевич

www.pr-tsj.ru

Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями 2018

Отмечается, что установление размера осуществляется органом местного самоуправления, а в субъектах РФ — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. Документ внесен на рассмотрение нижней палаты парламента депутатами Госдумы — членами комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Авторы поясняют, что в настоящее время управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы в отношениях с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению коммунальных услуг выступают в качестве посредника собственников помещений в многоквартирных домах.

1 апреля управляющим компаниям станет не до шуток

При этом отмечается, что основанием для такого отказа является признанная им или подтвержденная решением суда задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате по такому договору в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по его оплате.

»

Инфо

Во избежание появления и защиты граждан от “двойных” квитанций о заключении (расторжении) такого договора уведомляется орган государственного жилищного надзора», — отмечается в документе.

403 forbidden

Если мы раньше знали, что за тепло в доме отвечает управляющая компания, то как будет сейчас? Когда УК будет ссылаться на тепловиков, тепловики — на УК, а потребитель может оказаться один на один со своими проблемами», — спросил Алексей Куринный. На границе дома ответственность ресурсоснабжающей организации заканчивается, сказала Хованская, так как за состояние коммуникаций внутри дома будет отвечать управляющая организация. Обсуждаемый вопрос — важнейший для всей системы ЖКХ, отметил депутат ГД Дмитрий Ионин. Прямые договоры были до принятия Жилищного кодекса РФ, который и распространил систему посредников. »

Внимание

На сегодня подавляющее большинство УК убыточны, а раз компания продолжает заниматься бизнесом, который приносит убыток, либо ей управляет идеалист-фанатик, либо, скорее всего, использует схемы вывода денег.

Чем грозит собственникам жилья переход на прямые расчеты за свет и тепло

Это влияет и на качество предоставления услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и на финансовое состояние лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

В результате долги перед ресурсоснабжающими организациями могут привести к банкротству этих организаций», — говорится в пояснениях к проекту.

Депутаты обратили внимание и на проблему, озвученную премьером: «Недобросовестность в действиях отдельных управляющих организаций, когда средства, полученные за коммунальные услуги, используются не по назначению, приводит к образованию задолженности за коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями, необоснованным начислениям собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги».

Переход на прямые договоры будет разрешен

Во избежание появления»двойных» квитанций о заключении или расторжении договора уведомляется орган государственного жилищного надзора.

Депутаты Госдумы обсудили законопроект в первом чтении на минувшей «пленарке».

Важно

По словам Павла Качкаева, типовое соглашение собственников с ресурсоснабжающими организациями будет утверждено Правительством, до этого момента отношения с коммунальщиками будут строиться по старой схеме.

Депутаты во время обсуждения отметили, что жильцы могут столкнуться с неудобствами из-за того, что будут получать не одну квитанцию от управляющей компании, а сразу несколько от разных организаций. По словам авторов, вторым этапом может стать введение единого платежного документа, перевод средств в ту или иную организацию будет осуществлять банк на основании штрих-кодов. Возникли вопросы и об оплате коммунальных ресурсов, используемых для мест общего пользования.

Как будет работать система оплаты коммунальных счетов напрямую рсо?

В соответствии с принятыми поправками предусматривается, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Возврат в 90-е?

Депутаты Госдумы поддержали инициативу депутатов Галины Хованской и Павла Качкаева о внесении поправок в Жилищный кодекс РФ, предусматривающих возможность заключения прямых договоров собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями.

Проект, поддержанный регионами, принят в первом чтении, передает корреспондент Накануне.RU.

В настоящее время посредниками между жильцами и «ресурсниками» выступают управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы.

В октябре председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил проводить расчеты напрямую с ресурсоснабжающими организациями, так как у последних копятся долги из-за действий посредников — деньги жильцов не доходят до поставщиков коммунальных услуг.

Депутатская инициатива о заключении прямых договоров появилась раньше указаний премьера, в июне 2017 г.

zakon52.ru

О договорах с ресурсоснабжающими организациями

3 апреля 2018 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Поправки затрагивают отношения собственников помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающими организациями – вводится система «прямых» договоров.

Закон предоставляет собственникам право заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающей организацией, минуя посредников, и, соответственно, производить оплату ей. Это возможно после приятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении ими «прямых» договоров. Также такие договоры могут заключаться в случае, если ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного между ею и управляющей организацией, ТСЖ либо иным лицом, осуществляющим управление в многоквартирном доме (аналогичные положения применяются в отношении договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО). Односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора возможен при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате. Третий случай перехода к «прямым» договорам: между собственниками и ресурсоснабжающей организацией заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за них при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты принятия ими решения о заключении «прямых» договоров, либо с даты одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора, либо с даты заключения договоров, действовавших до принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Принятый закон направлен на защиту добросовестных управляющих организаций от недобросовестных собственников. Так, ресурсоснабжающая организация при наличии «прямого» договора теперь вправе предъявлять требования о погашении задолженности непосредственно должнику.

Закон также направлен на защиту добросовестных собственников от недобросовестных управляющих организаций. Такие организации часто расходуют средства нецелевым образом, т.е. денежные средства, полученные от собственников в счет оплаты коммунальных услуг, не направляются поставщикам услуг, а расходуются по усмотрению руководства управляющей организации. В некоторых случаях собственники сталкиваются с проблемой неучтенной разницы между показателями счетчиков и нормативами. Так, при отсутствии домовых узлов учета тепловой энергии в платежных документах отражается сумма, которая формируется с учетом типа и возраста жилой постройки. Оплата управляющей организацией производится по показаниям магистральных счетчиков, которая может быть значительно ниже оплаты по нормативам. Собственникам же соответствующая разница не возвращается.

Таким образом, после введения «прямых» договоров может быть снижена плата за коммунальные услуги за счет правильности расчета общедомовых показателей. Однако остается нерешенным вопрос об увеличении тарифов в связи с необходимостью для ресурсоснабжающих организаций выстраивать системы для принятия новых абонентов.

Следует отметить, что при заключении «прямых» договоров управляющая организация не исчезает, а продолжает нести ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, а также за обеспечение готовности инженерных систем.

Одним из актуальных рисков в такой ситуации является представление «двойных» платежных документов по оплате коммунальных услуг, как это случалось при «прямых» расчетах. Для минимизации риска начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги при наличии «прямых» договоров законодатель предусмотрел штрафные санкции в двукратном размере суммы, подлежащей уплате. При этом собственник, оплативший коммунальные услуги на основании платежных документов управляющей организации, признается надлежаще исполнившим обязанность, а ресурсоснабжающая организация в данном случае будет взыскивать задолженность с управляющей организации. Несмотря на попытку минимизировать риск, полагаем, подобная практика в условиях низкой правовой грамотности потребителей будет реализована некоторыми недобросовестными управляющими организациями.

При обсуждении законопроекта возникал вопрос о том, как собственники будут защищать свои интересы перед ресурсоснабжающей организацией в случае спорных ситуаций, как они будут доказывать, что имели место неверные начисления. Законом предусмотрена обязанность управляющей организации принимать от собственников обращения о нарушении требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги. Управляющая организация должна взаимодействовать с ресурсоснабжающей организацией при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством РФ. Однако об эффективности такого взаимодействия пока ничего не известно. Поскольку договором с точки зрения гражданского права является соглашение двух или нескольких лиц об установлении прав и обязанностей, а сторонами договора являются ресурсоснабжающая организация и собственник, неясно, почему претензии к качеству коммунальных услуг и в связи с нарушениями при расчетах собственники должны предъявлять управляющей организации.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что идея нововведений с точки зрения устранения посредников при расчетах носит положительный характер, однако процесс реализации может быть затруднен.

www.advgazeta.ru

Новый закон о «прямых договорах» с ресурсоснабжающими организациями

03.04.2018 г. вступил в силу подписанный Президентом РФ Федеральный закон №59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», позволяющий жильцам заключать прямые договоры о поставке коммунальных услуг с РСО в обход управляющих компаний. Документ предусматривает возможность перехода на прямые договоры с потребителями, в случае, если у управляющей организации есть задолженность перед РСО более чем за два месяца. Если управляющая организация исправно платит по счетам, жители вправе сами выбирать: оставить всё как есть или на общем собрании принять решение о переходе на прямые договоры.

При переходе на прямые договоры между собственником и ресурсоснабжающей организацией будет действовать типовой договор, регламентирующий стандартные условия предоставления услуги. Порядок заключения такого договора является уведомительным, то есть дополнительно ничего подписывать и обращаться к компании-поставщику услуг не придется. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.Размер платы не изменится. Граждане будут оплачивать услуги непосредственно ее поставщику, жилищные услуги — управляющей компании, а коммунальные – ресурсоснабжающей. У РСО будут не более трех месяцев для подготовки к осуществлению расчетов и предоставления платежных документов гражданам напрямую.

Какие изменения несет в себе новый закон?

Теперь собственники жилья имеют возможность заключать договоры на предоставление коммунальных ресурсов и услуг напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО). А значит, смогут платить им напрямую, минуя управляющую компанию.

По каким услугам можно перейти на прямые расчеты?

  • Горячее водоснабжение
  • Холодное водоснабжение
  • Водоотведение (канализация)
  • Обращение с твердыми коммунальными отходами (вывоз бытового мусора)

Расчеты за газ и электричество уже производятся без участия управляющей компании.

Является ли заключение прямых договоров с РСО обязательным?

Нет, вам не обязательно переходить на прямые расчеты. Но решение о переходе может в одностороннем порядке принять РСО. Но сделать они это могут только в том случае, если у управляющей компании имеется зафиксированная судом двухкратная задолженность перед РСО.

Как вы можете узнать, что РСО приняла решение о переходе на прямые расчеты?

Они уведомят об этом управляющую компанию и разместят информацию об этом в подъездных стендах. Договор будет считаться заключенным через 30 дней после такого уведомления.

Как вы можете инициировать переход на прямые расчеты?

Вам необходимо провести общее собрание собственников, в повестку которого внесен вопрос о переходе на прямой договор с той или иной РСО. За данное решение должны проголосовать собственники, владеющие не менее 50% имущества дома. Для организации собрания можете связаться со своим управляющим.

В течении какого времени РСО обязана перейти на прямые расчеты с вами?

  • В случае инициативы со стороны собственников максимальный срок перехода — 3 месяца. Если РСО считает, что ей потребуется на всё это время, то она обязана уведомить об этом собственника, который инициировал общее собрание. Сделать она это должна в течении 5 рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания.
  • При расторжении договора с УК по инициативе РСО – в течение 30 дней с даты направления в управляющую компанию уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора.

Станете ли вы платить больше, если перейдете на прямые расчеты?

Нет, не станете. Тарифы на услуги не изменятся при переходе на прямые расчеты.

(Информация взята из источников Интернет-ресурсов)

xn--80adivcf8a7c0a6b.xn--p1ai

Особенности договоров ресурсоснабжения

Согласно поправкам, внесенным в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1498 собственники нежилых помещений с 01.01.2017 обязаны заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (РСО), а договоры предоставления коммунальных услуг между собственниками нежилых помещений и исполнителями таких услуг (УО/ТСЖ/ЖСК) теперь исключены. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья о проблемах, возникающих при переходе собственников нежилых помещений от договоров предоставления коммунальных услуг с УО/ТСЖ/ЖСК к договорам ресурсоснабжения с РСО. В настоящей статье проанализируем особенности договоров ресурсоснабжения, заключаемых между собственниками нежилых помещений и РСО.

 

Предмет договора ресурсоснабжения, особенности расчетов

В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил 354 «поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией». В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил 354 «поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении». Для отопления тот же пункт 7 Правил 354 устанавливает специальное требование: «определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».

Согласно абзацу 5 пункта 6 Правил 354 «в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования)».

Таким образом, расчет объемов потребления всех коммунальных ресурсов, кроме теплоэнергии на нужды отопления, производится в соответствии не с Правилами 354, не с ПП РФ от 14.02.2012 № 124, не с иными нормативными правовыми актами (НПА) жилищного законодательства, а в соответствии с НПА именно гражданского законодательства — о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении и газоснабжении. Расчет объема потребления теплоэнергии с целью отопления производится в соответствии с Правилами 354, однако сам договор ресурсоснабжения при этом должен соответствовать именно законодательству о теплоснабжении.

В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил 354 «в случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами».

Стоит отметить, что гражданское законодательство о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении и газоснабжении предусматривает возможность заключения договоров ресурсоснабжения только в том случае, если сеть потребителя ресурса непосредственно присоединена к сети РСО. А поскольку нежилое помещение находится в многоквартирном доме (далее – МКД), то сеть нежилого помещения присоединяется не к сети РСО, а к внутридомовой сети МКД (которая, в свою очередь, присоединяется к сети РСО), из чего можно сделать вывод, что заключение договора ресурсоснабжения между собственникм нежилого помещения в МКД и РСО не основано на законе. Однако, такой вывод не будет правильным, поскольку Правила 354 прямо указывают на необходимость заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и собственниками нежилых помещений, и то обстоятельство, что сеть нежилого помещения не имеет прямого подключения к сети РСО, не может являться основанием для уклонения от заключения такого договора.

Важнейшей частью договора ресурсоснабжения является порядок расчета объема потребленного в нежилом помещении коммунального ресурса. И если для случаев оборудования нежилого помещения индивидуальными приборами учета (ИПУ) коммунальных ресурсов расчет объемов их потребления и в жилищном, и в гражданском законодательстве одинаков, то при отсутствии ИПУ к порядку расчета объемов потребления возникают вопросы.

 

Договоры электроснабжения

Договор электроснабжения заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (параграф 6 главы 30), Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35 «Об электроэнергетике», Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и иных нормативных правовых актов.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Из анализа законодательства следует, что договор ресурсоснабжения заключается с потребителем при условии обеспечения учета потребления энергии, то есть при наличии прибора, позволяющего учесть количество потребленной энергии. Однако возможны ситуации, когда потребителем не были предоставлены показания в определенный период, прибор учета вышел из строя или же просто отсутствует. В этом случае расчет ведется либо в порядке, предусмотренном самим договором, либо (в случае отсутствия такого порядка в договоре, либо при отсутствии договора вообще), в порядке, предусмотренном Приложением N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. ПП РФ от 04.05.2012 № 442.

 

Договоры ХВС, ГВС, отведения сточных вод

Договоры горячего и холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 13 федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также – договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Отметим, что согласно п. 2 ст. 13 федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. О некоторых особенностях договора энергоснабжения мы говорили в данной статье выше.

Что касается формы договора, то типовые формы утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 04 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее – Постановление 776) коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

В соответствии с п. 15 Постановления № 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются: а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; в) метод гарантированного объема подачи воды; г) метод суммирования объемов воды.

Более подробно случаи и порядок применения каждого метода раскрыты в указанном Постановлении (пункты 16-18, 20 Постановления 776). В каждом случае нужно будет исходить из индивидуальных особенностей ситуации.

В соответствии с п. 22 Постановления № 776 коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.

Объем сточных вод при отсутствии прибора учета этих сточных вод определяется как потребленный суммарный объем холодной и горячей воды.

Исходя из сказанного, в случае отсутствия приборов учета горячего, холодного водоснабжения и/или водоотведения необходимо пользоваться расчетным методом, выбирая способ расчета исходя из конкретной ситуации.

 

Договоры теплоснабжения

Договор теплоснабжения заключается в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 832 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 г. № 808, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 (далее – Правила 1034) и иными актами.

Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 г. № 808 по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.

В соответствии с п. 7 Правил 354 определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

То есть, несмотря на то, что сам договор теплоснабжения должен соответствовать требованиям гражданского законодательства о теплоснабжении, объем теплоэнергии, потребленной на нужды отопления нежилого помещения, определяется в соответствии с жилищным законодательством, а именно в соответствии с Правилами 354. Необходимо отметить, что Правила 354 устанавливают одинаковый порядок расчета стоимости отопления и для жилых, и для нежилых помещений.

Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась статья, посвященная вводу в эксплуатацию общедомового прибора отопления (далее – ОПУ), в которой были разъяснены все предусмотренные Правилами 354 варианты расчета объема потребления теплоэнергии на отопление. В настоящей статье не будем повторять эти разъяснения, обратим внимание лишь на одну очень распространенную ошибку при расчете стоимости отопления в нежилых помещениях в ситуации, когда нежилое помещение оборудовано ИПУ теплоэнергии. Очень часто показания такого ИПУ используются в расчетах, независимо от наличия в доме ОПУ и независимо от оборудования всех остальных помещений (жилых и нежилых) этого дома ИПУ. Вместе с тем, Правила 354 предусматривают возможность использования в расчетах отопления показаний ИПУ исключительно в случае, если МКД оборудован ОПУ и все 100% помещений дома оборудованы ИПУ. Если же хотя бы одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ или дом не оборудован ОПУ теплоэнергии, показания индивидуальных приборов учета теплоэнергии в расчетах неприменимы.

Отметим, что при расчете стоимости отопления, потребленного в нежилом помещении МКД, необходимо так же, как и для всех других помещений этого дома, учитывать способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению. Кроме того, в случае отсутствия в доме ОПУ, в расчетах применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный органами госвласти субъекта РФ в соответствии с жилищным законодательством.

 

Коммунальные ресурсы на содержание общего имущества

В соответствии с частями 1-2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. При этом жилищное законодательство не делает различий между собственниками жилых и нежилых помещений в МКД – и те, и другие обязаны оплачивать содержание общего имущество дома в доле, пропорциональной доле площади принадлежащих им помещений в общей площади помещений дома. При этом коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – ранее называемые «коммунальные услуги на общедомовые нужды» («КУ на ОДН») – с 01.01.2017 Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ включены в состав «содержания жилья».

Таким образом, заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями не освобождает собственников нежилых помещений от обязанности оплачивать содержание общего имущества многоквартирного дома в пользу лица, предоставляющего услуги по содержанию (УО/ТСЖ), в том числе оплачивать в составе содержания коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (далее – КР на СОИ). То есть, собственник нежилого помещения обязан отдельно оплачивать потребленные в своем помещении коммунальные услуги в пользу РСО и отдельно оплачивать КР на СОИ в составе содержания.

 

Заключение

В настоящей статье проанализированы требования к договорам ресурсоснабжения между РСО и собственниками нежилых помещений в МКД. Из приведенного анализа следует, что переход на договоры с РСО не означает простой смены лица, в пользу которого собственники нежилых помещений оплачивают коммунальные услуги, а влечет за собой ряд изменений порядка расчета стоимости потребленных коммунальных ресурсов.

Можно предположить, что договоры между РСО и нежилыми помещениями названы договорами ресурсоснабжения, а не договорами предоставления коммунальных услуг с целью исключения появления в одном МКД нескольких исполнителей коммунальных услуг. Однако, установлением требований о соответствии таких договоров именно нормам гражданского, а не жилищного законодательства создан ряд неопределенностей (исключением является поставка теплоэнергии для целей отопления – методы расчета этого коммунального ресурса не меняются – по всем остальным коммунальным ресурсам неизбежно будут возникать вопросы, требующие разрешения надзорными органами и судами).

Например, различия порядков расчета, установленных жилищным и гражданским законодательством, может привести к некорректному расчету объемов КР на СОИ, к изменению рассчитанных и предъявленных к оплате объемов потребления коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при переходе от договора предоставления коммунальных услуг к договору ресурсоснабжения при сохранении фактических объемов потребления.

 

***********************************

Важная информация для РСО!

АКАТО приглашает специалистов РСО на специализированные мероприятия по разъяснению положений федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ («закон о прямых договорах») и ряда других актуальных для ресурсоснабжающих организаций вопросов:

07 июня 2018 года состоится вебинар «Деятельность РСО: “прямые договоры” и другие актуальные вопросы». Вебинар проведет известный российский эксперт Ольга Яндыева. Подробнее по ссылке > > >

28 июня 2018 года состоится очный семинар в Екатеринбурге «Актуальные вопросы деятельности РСО: “прямые договоры” и другие важнейшие поправки законодательства». Семинар проведет эксперт по юридическим вопросам ЖКХ Игорь Кокин. Подробнее по ссылке > > >

acato.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта