Порядок производства работ по перемещению груза двумя кранами. Правила безопасное производство работ кранамиИнструкция для лица, ответственного за безопасное производство работ кранамиИнструкция для лица, ответственного за безопасное производство работ кранами 1. Общие положения 1.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов руководитель предприятия-владельца грузоподъемных машин или представителя заказчика должны обеспечить лично или назначить приказом лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами из числа работников , имеющих соответствующую квалификацию . 1.2. На предприятиях , имеющих структурные подразделения , в каждом цехе , на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных машин , в каждой смене такие лица назначаются приказом из числа мастеров , прорабов , начальников участков , а также бригадиров . 1.3. На складах материалов в качестве лиц , ответственных за безопасное производство работ фанами , могут быть назначены заведующие складами после их обучения и проверки знаний в установленом Правилами порядке . Должностные лица , выполняющие обязанности лиц , ответственных за безо пасное производство работ кранами , должны допускаться к выполнению этих обязанностей после проверки знаний соответствующих разделов Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов стандартов безопасности труда , инструкций для крановщика и стропальщика . 1.4. Проверка должна производиться комиссией , с участием представителя органа технадзора .Лицам , прошедшим проверку знаний , выдается удостоверение и инструкция . Периодическая проверка знаний ответственного лица проводится не реже , чем через три года . 1.5. Лица , не имеющие специального технического образования должны быть обучены на курсах, создаваемых по согласованию с органом технадзора или в специальных учебных заведениях, и не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации . 1.6.Учебные планы , программы обучения и повышения квалификации подлежат согласованию с органом технадзора . 1.7. Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , должно обладать необходимыми знаниями об устройстве и устойчивости кранов , установке кранов вблизи линии электропередачи , вблизи откосов котлованов или траншей , знать габариты приближения кранов к строениям , штабелям грузов и т . п ., грузовые характеристики кранов , находящихся в его ведении , назначение приборов безопасности на кранах , требования , предъявляемые к съемным грузозахватным приспо соблениям и таре , знаковую сигнализацию , правильные способы обвязки и зацепки грузов , нормы браковки канатов и цепей , технологию производства работ кранами , настоящую инструкцию , инструкцию по безопасному ведению работ для машинистов кранов и стропальщиков . 1.8. Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , выполняет предписания ор ганов государственного надзора , владельца грузоподъемных машин , инженера по надзору и технике безопасности по вопросам обеспечения безопасной работы кранами . 1.9. Ответственность за обеспечение безопасного производства работ кранами на каждом участке работ в течение каждой смены может быть возложена только на одного работника . Приказ об их назначении должен иметься на участке производства работ . 1.10. Во время отпуска , командировки и в других случаях отсутствия лица , ответственного забезопасное производство работ кранами , выполнение его обязанностей должно быть возложено при казом на специалиста , заменившего его по должности , с соблюдением требований п . п . 1 и 2 настоя щей инструкции . 2. Обязанности 2.1. Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами должно обеспечить выпол нение следующих обязанностей :
Ознакомить крановщиков , стропальщиков с проектом производства работ , технологическими кар тами или регламентами под роспись до начала работ . Не допускать нахождение на строительной площадке лиц без защитных касок ; 2.1.3. не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал , опреде лять необходимое число стропальщиков , а также необходимость назначения сигнальщиков при рабо те крана ;
3. Требования безопасности при выполнении работы
3.7. Назначить сигнальщика из числа аттестованных стропальщиков в случаях , когда зона , обслуживаемая грузоподъемной машиной , полностью не просматривается из кабины крановщика и при от сутствии между крановщиком и стропальщиком радио - или телефонной связи для передачи сигналов стропальщика крановщику .
3.12. Не допускать выравнивание перемещаемого груза руками , а так же поправку стропов на весу . 3.13. Не допускать подъемов тех грузов , масса которых превышает грузоподъемность крана .
Наименьшее допустимое расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор крана :
4. Требования безопасности при работе магнитных и грейферных кранов
своих обязанностей только во время перерывов в работе кранов и после того , как грейфер или магнит будут опущены на землю . Места производства работ такими кранами должны быть ограждены или обозначены предупредительными знаками .
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях При авариях и несчастных случаях лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , должно немедленно принять меры по оказанию потерпевшим медицинской помощи и поставить в известность администрацию предприятия ( строительства ), а также обеспечить сохранность обстановки до прибытия представителя органа государственного надзора и членов комиссии , если это не угрожает здоровью и жизни людей и не ведет к возникновению других опасных происшествий . 6. Ответственность Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , несет ответственность за качество выполняемой работы в соответствии с действующим законодательством . Разработал Согласовал trudova-ohrana.ru Инструкция по охране труда для лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными кранами
Глава 1ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА1. Настоящая инструкция содержит дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации машин на предприятиях и в организациях; указания о подчиненности должностных лиц, на которых возложены обязанности по содержанию грузоподъемных машин в исправном состоянии, о безопасной их эксплуатации, об организации ведомственного контроля. 2. Руководители предприятий-владельцев грузоподъемных машин, индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, или представители заказчика в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (постановление МЧС РБ от 03.12.2004 № 45, далее - Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов) должны организовать содержание их в исправном состоянии и создать безопасные условия работы, а также обеспечить лично или назначить приказом по предприятию (организации) лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами из числа работников (инженерно-технического персонала), имеющих соответствующую квалификацию. 3. На предприятиях, имеющих структурные подразделения, в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных машин, в каждой смене такие лица назначаются приказом из числа мастеров, прорабов, начальников участков, а также бригадиров. 4. На складах материалов в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, могут быть назначены заведующие складами после их обучения и проверки знаний в установленном Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов порядке. Должностные лица, исполняющие обязанности лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, допускаются к исполнению этих обязанностей после проверки знаний соответствующих разделов Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, стандартов безопасности труда, инструкций для крановщика и стропальщика. 5. Проверка производится комиссией, с участием представителя органа технадзора. Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение и инструкция. Периодическая проверка знаний ответственного лица проводится не реже чем через 3 года. 6. Лица, назначенные ответственными за безопасное производство работ кранами, а также не имеющие специального технического образования, должны быть обучены в учреждениях образования, уполномоченных технадзором (создаваемых по согласованию с органом технадзора), или в специальных учебных заведениях, и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации. 7. В организациях с малым числом кранов (до 3 регистрируемых кранов), для контроля которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, предусмотренные Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, по согласованию с органом технадзора исполнение обязанностей специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на 1 работника соответствующей специальности. 8. В тех случаях, когда владелец крана не имеет возможности назначить ответственных специалистов, предусмотренных Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, допускается по согласованию с органом технадзора возлагать их обязанности (по договору) на работников специализированной организации или на специалистов, обученных в соответствии с настоящими Правилами, других организаций. 9. Учебные планы, программы обучения и повышения квалификации подлежат согласованию с органом технадзора. 10. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно обладать: 10.1. необходимыми знаниями об устройстве и устойчивости кранов, их установке вблизи линии электропередачи, вблизи откосов котлованов или траншей; 10.2. знаниями габаритов приближения кранов к строениям, штабелям грузов и т.п.; 10.3. знаниями грузовых характеристик кранов, находящихся в его ведении. 11. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно знать: 11.1. назначение приборов безопасности на кранах; 11.2. требования, предъявляемые к съемным грузозахватным приспособлениям и таре; 11.3. знаковую сигнализацию; 11.4. правильные способы обвязки и зацепки грузов; 11.5. нормы браковки канатов и цепей; 11.6. технологию производства работ кранами; 11.7. настоящую инструкцию; 11.8. инструкцию по безопасному ведению работ для машинистов кранов и стропальщиков. 12. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, выполняет предписания органов государственного надзора, владельца грузоподъемных машин, инженера по надзору и технике безопасности по вопросам обеспечения безопасной работы кранами. 13. Ответственность за обеспечение безопасного производства работ кранами на каждом участке работ в течение каждой смены может быть возложена только на 1 работника. Приказ о его назначении должен иметься на участке производства работ. 14. Во время отпуска, командировки или в других случаях отсутствия лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, исполнение его обязанностей должно быть возложено приказом на специалиста, заменившего его по должности, с соблюдением требований, изложенных в настоящей инструкции. 15. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано: 15.1. обеспечить ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности, проектом производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами; 15.2. ознакомить крановщиков, стропальщиков с проектом производства работ, технологическими картами или регламентами под роспись до начала работ; 15.3. не допускать нахождения на строительной площадке лиц без защитных касок; 15.4. провести инструктаж крановщиков и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы, при этом обращая внимание на: опасные факторы; особые условия на месте ведения работ; недопущение перегрузки крана; правильность установки стреловых самоходных кранов; безопасность выполнения работ при загрузке и разгрузке полувагонов, платформ и автомашин; соблюдение стропальщиками личной безопасности. 15.5. не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал, определять необходимое число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе крана; 15.6. не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру подымаемых грузов съемных грузозахв oxpana-tryda.ru Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранОрганизации, работающие в сфере строительства, в своей деятельности должны учитывать «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Этот документ должны принимать во внимание и другие компании, если их деятельность связана с перемещением тяжестей. Все положения, касающиеся эксплуатации таких устройств, вынесены в отдельный документ. Техника должна быть обязательно зарегистрирована в технадзоре, только после этого на ней можно осуществлять перемещение грузов. Регистрации подлежат следующие категории машин:
В правилах указаны обязанности ответственного за безопасное производство работ кранами. Отдельно стоит сказать о грузоподъемных установках, которые не нужно регистрировать в технадзоре. К ним можно отнести следующую технику:
Все перечисленные выше системы не нужно ставить на учет в органах технадзора, но их необходимо регистрировать на предприятиях, где их эксплуатируют. Кроме того, учету подлежат электрические тали и грузозахватные приспособления, которые предназначены для того, чтобы осуществлять подъем груза на высоту, а также их тара. Регистрацией должно заниматься лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. На предприятии обязательно должен быть такой специалист. Вернуться к оглавлениюКак проводят осмотрМногих начинающих крановщиков интересует ответ на вопрос, почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном? На этот вопрос им ответит любой опытный специалист. Кроме того, информацию можно самостоятельно найти в правилах. Полезно узнать, какие действия при падении груза должен предпринять крановщик. Безопасная эксплуатация крана не может быть гарантирована без осмотра, он получил название технического освидетельствования. Обследование того, как это происходит, должно осуществляться не реже 1 раза в 3 года. Именно такой срок считается оптимальным. Техника безопасности при работе с краном должна соблюдаться неукоснительно, тогда на промышленной площадке не будет травм. Полному внеочередному осмотру подвергаются установки в следующих случаях:
Не нужно делать техническое освидетельствование, если были установлены вставки стрелы. Не требуется осмотр, если замене подлежал стрелковый либо другой канат. Несмотря на это, нужно внимательно проверить то, как была сделана запасовка. Необходимо посмотреть, надежно ли закреплены канаты. Нужно обязательно сделать обтяжку канатов, для этого используют рабочие грузы. Работу стоит поручить сотруднику, который несет ответственность за техническое состояние машин. Крановщик должен быть проинструктирован. Особого внимания требует подъем груза двумя кранами, ведь такие работы представляют повышенную опасность. Лучше всего использовать механизмы мостового типа. В этом случае перемещение может быть выполнено как с использованием траверсы, так и без нее. Есть и другие варианты, они основаны на применении других установок. Если предприятие имеет самоходный механизм либо башенную установку, то взаимодействие двух кранов должно быть описано в проекте или технологической карте. Их разработкой должна заниматься специализированная организация. Вернуться к оглавлениюКак проводят проверку механизмовПроцедура частичного технического освидетельствования состоит из следующих шагов:
После завершения осмотра нужно проверить работу крана без груза. После этого следует проверить тормозную систему, освещение. Кроме того, обследованию подлежит электрооборудование. Важно проверить аппарат управления и систему сигнализации. Если перед специалистом стоит задача выполнить полный осмотр, грузоподъемную машину нужно подвергнуть динамическим испытаниям. Выполняется подробное исследование работы всех систем, осуществляется статистическая проверка. Для последней должна быть правильно выбрана нагрузка, которая на 25% превышает грузоподъемность установки. Такие испытания проводят для того, чтобы проверить прочность узлов системы, а также ее отдельных элементов. А стрелковые системы в результате испытаний будут проверены на устойчивость. После подвешивания груза необходимо засечь 10 минут. Если за это время груз не опустится на землю, то считается, что кран прошел испытания. Специалист должен осмотреть механизм. Трещин и других дефектов быть не должно. Для проведения динамических испытаний используют груз, который на 10% превышает грузоподъемность системы. Техническое освидетельствование осуществляет ИТР, который является ответственным по надзору за грузоподъемными машинами. Это сотрудник, ответственный за исправное состояние грузоподъемных кранов. Результаты освидетельствования следует внести в паспорт установки. Кроме того, необходимо указать дату следующего осмотра. Когда освидетельствование будет выполнено, кран допускают к эксплуатации. Разрешение может выдать инспектор Гостехнадзора либо ответственное лицо на предприятии. Вернуться к оглавлениюНа что обратить вниманиеПри перемещении грузов важно определить условия работы. Речь идет об установлении границ опасной зоны. На этой территории могут проявиться опасные факторы, с которыми связана работа на кране. Площадка должна быть отмечена знаками, оповещающими о работе грузоподъемного механизма. Рабочие должны быть предупреждены о возможной опасности. Как работать на автокране? Рабочий должен строго следовать инструкции. Крановщик не должен перемещать предметы, масса которых не известна. Нельзя перегружать механизм. При манипуляциях на стреловом механизме необходимо учитывать то, в каком положении находятся опоры, насколько можно выдвинуть грузозахватный механизм. Какие грузы запрещается поднимать краном? В этом случае речь идет о предметах, засыпанных землей либо пристывших к поверхности. Нельзя работать при большой скорости ветра. Запрещено поднимать людей либо выполнять краном те работы, для которых он не предназначен. Особого внимания требует работа крана вблизи ЛЭП, на это стоит обратить пристальное внимание. Вернуться к оглавлениюЗаключениеПодробная информация о безопасной эксплуатации механизмов содержится в специальных документах, крановщик должен изучить действующие правила эксплуатации кранов. Все грузоподъемные приспособления перед началом эксплуатации должны пройти освидетельствование. Они подлежат учету в технадзоре либо они должны быть зарегистрированы на предприятии. kranigruz.ru Сделать работу безопасной: правила эксплуатации кран-балокКран- балки требования, предъявляемые к эксплуатации В различных отраслях промышленности, в цехах, на складах широко используются грузоподъемные машины (далее – краны), управляемые с пола посредством кнопочного пульта, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи. Подвесные электрические краны мостового типа (кран-балки), тали электрические, электротельферы различных типов, не подлежат регистрации в органах Госпромнадзора. Следует заметить, что и на этот тип кранов распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 №37 (далее – Правила). Справочно:кран-балка – специализированное крановое оборудование мостового типа, предназначенное для проведения различных погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных работ на крановых эстакадах, в промышленных цеха и складах производственных предприятий. Также данная спецтехника применяется при разгрузке морских и речных судов, возведении гражданских и промышленных сооружений. Кран-балки характеризуются универсальностью и сравнительно компактными габаритами, вследствие чего широко используются для работы в узких пролетах и труднодоступных для других типов кранов местностях. Назначение лиц ответственных за безопасное производство работ кранами Руководитель организации, в которой эксплуатируются такие краны, должен обеспечить их безопасную эксплуатацию в соответствии с Правилами. Для этого необходимо: Приказом по организации назначить лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами. Надзор за кранами возлагается приказом нанимателя на инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары. При этом следует иметь в виду, что ответственные лица должны пройти обучение в соответствующих учреждениях образования, имеющих разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности. Ответственные лица должны не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по соответствующему профилю и не реже одного раза в 3 года проходить проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора. ЭТО ВАЖНО! При наличии в организации небольшого количества кранов допускается возложение обязанностей ответственного за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами на одного человека.
Назначение лиц обслуживающих краны Для управления кранами и их обслуживания наниматель должен приказом назначить лиц ответственных за управление кранами и их обслуживание, например машинистов (операторов) кранов, управляемых с пола, стропальщиков, слесарей, электромонтеров.
Требование предъявляемые к работникам К работе с кранами, управляемыми с пола, а также к зацепке грузов на крюк таких машин допускаются: лица не моложе 18 лет из числа рабочих основных профессий, пользующихся этими машинами; прошедшие медицинский осмотр; прошедшие обучение по соответствующей программе и проверку знаний; лица, с которыми проведен инструктаж и проверка навыков по управлению грузоподъемной машиной, а также по зацепке грузов в соответствии со схемами строповки; лица, имеющие удостоверение на право управления этими машинами. Справочно: При необходимости обвязки грузов машинист должен работать совместно со стропальщиком или машинист должен быть дополнительно обучен профессии стропальщика. ЭТО ВАЖНО! Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.
Обязанности нанимателя Обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими обязанности работников, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Установить порядок осмотра кранов, грузозахватных приспособлений и тары. Обеспечить краны информационными табличками с обозначением индивидуального номера крана, паспортной грузоподъемности, даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.
Обязанности работников Обслуживающий персонал должен вести наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддержания в исправном состоянии. Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола должен производить осмотр кранов перед началом работы, для чего ему должно быть выделено время перед началом работы.
Меры безопасности при выполнении работ кран - балками Место работы кранов должно быть хорошо освещено и освобождено от загромождающих предметов. Перед началом работы необходимо проверить наличие и надежность крепления защитного заземления к корпусу кнопочного управления, отсутствие заедания кнопок управления в гнездах, работу ограничителя подъема и спуска. Проверку работы каждого ограничителя следует повторять 3-4 раза, при этом груз на крюк не подвешивается. При управлении краном рабочий должен находиться со стороны открытой части барабана. Во время наматывания каната на барабан следить за тем, чтобы канат не выходил из желобков барабана и не наматывался произвольно. Перемещаемый груз должен быть надежно обвязан чалочными канатами или цепями, которые должны накладываться равномерно, без узлов, перекруток и острых перегибов. ЭТО ВАЖНО! Следует обращать внимание на правильную укладку строп в зеве крюка. Недопустим подвес груза на острие крюка. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, но не реже чем: - траверсы, клещи и другие захваты, тара – каждый месяц; - стропы – каждые 10 дней; - редко используемые съемные грузозахватные приспособления – перед выдачей в работу. ЭТО ВАЖНО! Выявленные поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься. Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары. При наличии износа у грузозахватных приспособлений (канатов, цепей. крюков, захватов и т.п. стропов) машинист (оператор) кранов, управляемых с пола, должен предупредить лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами или лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, и получить разрешение на пользование данным грузозахватным приспособлением. Машинист (оператор) кранов, управляемых с пола обязан отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ. Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. При обвязке груза, имеющего острые ребра (углы), нужно иметь подкладки для предохранения стропов от повреждения. Обвязку (строповку) производить так, чтобы исключалась возможность выпадания отдельных частей груза и обеспечить его устойчивое положение при перемещении. Мелкоштучные грузы (заготовки, готовые детали и т.п.) перемещать в специально для этого предназначенной таре, при этом загрузка ее должна быть не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (назначение, номер, собственный вес и наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена). При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, станка, автомобиля и другого оборудования, не находиться самому и следить за тем, чтобы не было других людей между грузом и указанными частями здания и оборудования. Поднимать баллоны со сжатым и сжиженным газами только уложенными в специальные контейнеры. При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Груз поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.
ЭТО ВАЖНО! При обнаружении неправильной и ненадежной обвязки или зацепки груза немедленно опустить его и произвести строповку вновь. Нужно помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается. Пуск механизмов крана производить нажимом соответствующей кнопки на пульте. Работа механизма должна происходить при нажатии кнопки, а остановка – автоматически при освобождении кнопки. Следует избегать работы импульсами. Не допускается одновременное нажатие кнопок, включающих взаимно противоположные движения механизмов, а также внезапное переключение движения механизма подъема. Не переключать движения механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки. Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии, не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам. При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела. Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины. На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Всегда нужно помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается. Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. ЭТО ВАЖНО! При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии. По окончании работы с краном рубильник выключить и запереть.
При работе на кран- балке запрещено
Производить подъем и перемещение груза над людьми или в местах, где падение его может вызвать опасные последствия. Подтаскивание грузов краном при косом натяжении канатов, отрывание прикрепленных предметов, а также выполнение краном несвойственных ему работ. Пользоваться ограничителями подъема и спуска как постоянно действующими автоматическими остановками, так как они являются аварийными остановками. При движении кранов доводить их до концевых упоров. Использовать грузозахватные приспособления, не прошедшие испытания. Поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную на трафарете. ЭТО ВАЖНО! Если масса груза неизвестна, необходимо сообщить об этом лицу ответственному за безопасное производство работ. Поднимать груз заложенный или защемленный.
Освидетельствование кранов, управляемых с пола
Краны, управляемые с пола, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в 12 месяцев; полному – не реже одного раза в 3 года. Освидетельствование проводится инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары и лицом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии в соответствии с руководством по эксплуатации крана, а при отсутствии в руководстве соответствующих указаний – в соответствии с Правилами. При техническом освидетельствовании кран подвергается: - осмотру; - статическим испытаниям; - динамическим испытаниям. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся. Статические испытания крана производятся подъемом груза весом, на 25 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность на высоту 100-200 мм с выдержкой в таком положении в течение 10 минут. При этом проверяется прочность рабочих элементов крана, отсутствие остаточных деформаций крана. При наличии деформации, являющейся следствием испытания крана грузом, кран к работе не допускается. Динамические испытания крана производятся путем подъемов и опусканий груза весом, на 10 процентов превышающим его паспортную грузоподъемность. При этом проверяется работа механизма передвижения крана, тормозов, крюковой подвески и электрических аппаратов. На основе результатов осмотра и испытаний крана делается заключение о пригодности крана к дальнейшей эксплуатации, о чем делается запись в паспорт крана лицом, проводившим освидетельствование. Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации №12» Справочно: Опорная кран-балка. В зависимости от особенностей конструкции, кран-балки классифицируются на опорные и подвесные. Конструктивно опорная кран-балка состоит из пролетной (несущей) балки, перемещающейся по ней электрической тали (тельфера), пульта управления и некоторого вспомогательного оборудования (ограничителя грузоподъемности, различных захватов для подъема груза и т.д.). По обоим концам пролетной балки также находятся так называемые «концевые» балки, служащие для перемещения тали по крановым путям. Кран-балка данного класса приводится в действие от ручного или электрического привода. Управление кран-балкой может осуществляться как непосредственно из кабины, так и снаружи, при помощи специальной кнопочной станции. Основная сфера ее использования – выполнение погрузочно-разгрузочных работ небольшой интенсивности в промышленных цеха и складах различных организаций. Справочно: подвесная кран-балка. Подвесная кран-балка представляет собой кран мостового типа, с ходовыми колесами концевых балок, опирающимися на подкрановые рельсы – двутавры. Двутавры, в свою очередь, монтируются в потолочные перекрытия помещений, в которых проводятся подъемно-транспортные или погрузочно-разгрузочные работы. Данная спецтехника состоит из пролетной балки, подъемного механизма (тали или тельфера), ходовых кареток, пульта управления и вспомогательного оборудования. Управление кран-балкой осуществляется, как правило, посредством кнопочной станции, снизу. Основными областями ее применения являются обслуживание крупного металлургического и энергетического оборудования, а также подъем средне- и крупногабаритных грузов на крановых эстакадах.
www.espot.by Ответы на билеты по безопасному производству работ кранамиБИЛЕТ №19 1. Критерии и принципы идентификации опасных производственных объектов. Ответ:Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре проводится с целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией.Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты. При идентификации опасного производственного объекта осуществляются выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».В результате идентификации определяются количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта и иные характеризующие его сведения. На основании сведений, характеризующих опасный производственный объект, организация заполняет карту учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов по специальной форме.В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты, все признаки опасности и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности и на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.При идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака используются производственная площадка (земельный участок) или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (далее — обращаются) опасные вещества; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы и сплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.Опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом, а производственный объект, на котором обращается такое вещество или применяется такое техническое устройство.В качестве опасного производственного объекта следует выделять предприятие (или его цех, участок и др.), расположенное на одной производственной площадке.
2. Требования Правил к грузозахватным приспособлениям. Ответ:Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии — изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:— вести учет съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов;— выдавать разрешение на эксплуатацию вновь вводимых съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых весов с записью в журнале учета и осмотра;— контролировать и обеспечивать процесс навешивания бирок на прошедшие осмотр, неисправные и не допущенные к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления;— перед применением новых изготовленных или приобретенных у других предприятий грузозахватных приспособлений другой конструкции, знакомить стропальщиков с устройством и принципом работы, с порядком и методом осмотров, браковочными показателями;— производить осмотр грузозахватных приспособлений: траверс, клещей, крановых весов, подвесок и тары – один раз в месяц, а стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней, с записью результатов в журнале осмотров;— редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться перед выдачей их в работу с росписью в том же журнале;— не допускать нахождения на участке и использование съемных грузозахватных приспособлений и тары, имеющих дефекты, не имеющих маркировки и не записанных в журнале учета и осмотра;— при обнаружении неисправных съемных грузозахватных приспособлений и тары, убрать их с места производства работ, передать на ремонт ответственным за организацию ремонтов съемных грузозахватных приспособлений и тары по подразделению, с записью в журнале осмотра.
3. Классификация и браковка траверс. Ответ:Траверсы подразделяются на:— балочные с балансировочными стропами;— балочные со скобой для навески на крюк;— решетчатые.Траверсы бракуются при:— отсутствии клейма или бирки, указывающей номер, грузоподъемность, габариты поднимаемого груза, дату испытания, собственный вес;— потере формы, трещинах, износе более 10% подвесных колец и элементов их крепления;— износе более 10% осей и посадочных мест;— отсутствии контрольных гаек, узлов крепления;— износе губок более 50% от первоначальной высоты насечки;— износе керн и губок с кернами до радиуса 2 мм.
4. Строповка металлопроката и пиломатериалов. Ответ:Строповка металлопроката и пиломатериалов, как и других грузов, должна производиться в соответствии со схемами строповки. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 град.При строповке грузов стропа накладывать на основной массив груза без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений, обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключать падение его отдельных частей (доски, брёвна, прутки, трубы и т.д) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах.
5. Мероприятия по безопасности при проведении работ кранами вблизи ЛЭП. Ответ:Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду — допуску, определяющему безопасные условия работы.Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда — допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде — допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013. Время действия наряда — допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд — допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе.Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом — допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд — допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.При работе стреловых кранов на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением кранов ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а крановщики находятся в штате энергопредприятия, наряд — допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, установленном отраслевыми нормами.Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии.
Теги: безопасность, билеты, вопросы, краны, ответственный, ответы, подъемные сооружения web-mechanic.ru Порядок производства работ по перемещению груза двумя кранамиПодъём и перемещение груза несколькими кранами допускается в отдельных случаях. Такая работа должна производиться в соответствии с проектом или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза. При подъёме и перемещении несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъёмность крана. Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Браковка крюков, блоков и барабанов Крюки бракуют при наличии трещин и надрывов на поверхности, а также при износе зева более 10% от первоначальной высоты вертикального сечения крюка. Блоки бракуют при износе ручья блока более 40% от первоначального радиуса ручья. Барабаны бракуют при наличии трещин любых размеров и износе ручья барабана по профилю более 2мм.
Билет № 25 Назначение и виды выносных опор Выносные опоры устанавливают на опорной раме. Они служат для увеличения опорного контура крана в рабочем состоянии. Выносные опоры бывают откидными, поворотными и выдвижными. Наибольшее применение в серийных исполнениях автомобильных кранов получили выдвижные выносные опоры. Каждая из четырёх выносных опор имеет два фиксированных положения: полностью выдвинутое и полностью втянутое (транспортное). Кран должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки должны являться инвентарной принадлежностью крана. Перечислить климатические условия, при которых запрещается работа крана Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре воздуха ниже указанной в паспорте и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз. Организационные причины, по которым запрещается работа крана Работа крана запрещается если: а. нет аттестованных стропальщиков; б. предстоит поднимать груз двумя кранами одновременно, на груз не разработана схема строповки или предстоит работать вблизи ЛЭЖП и отсутствует лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами; в. если неизвестен вес груза; г. если не подготовлена рабочая площадка для работы крана; д. недостаточное освещение рабочей площадки; е. если крановщик, стропальщик и лицо, ответственное за безопасное производство работ не ознакомлены под роспись с проектом производства работ кранами, технологическими картами или другими технологическими регламентами; е. если место разгрузки автомашин или полувагонов не оборудовано эстакадами или навесными площадками; ж. если отсутствует наряд-допуск при работе крана ближе 30 м от ЛЭП; з. если отсутствуют схемы строповки на местах производства работ или не выданы не руки стропальщикам и крановщикам.
Билет № 26 Назначение и устройство кабины крановщика Кабина служит рабочим местом крановщика. Каркас кабины и наружная обшивка металлические. С внутренней стороны кабина покрыта теплоизоляционным материалов и облицована. Передняя, боковые и частично задняя стенка застеклены безосколочным стеклом. Лобовое стекло имеет стеклоочиститель и солнцезащитный козырёк. Против обледенения и запотевания стёкол применяют электрообогрев или обдув тёплым воздухом. Лобовое стекло может подниматься. В крышке кабины делают застеклённый люк с решёткой для лучшего обзора и в качестве аварийного выхода. У кранов с электроприводом пол закрыт резиновым диэлектрическим ковриком. В кабине устанавливают кресло со спинкой, которое можно регулировать по высоте, углу наклона спинки и перемещать его по направляющим. В кабине устанавливают пульт управления с кнопками, рычаги и педали для управления всеми механизмами крана. В каждой кабине размещают термос для питьевой воды, огнетушитель, аптечку и ящик для хранения документации. Все органы управления крюком снабжают табличками с символами, указывающими назначение и направление включения органов управления. В кабине размещают сигнальную панель и креномер, вентилятор и систему обогрева. На кранах, предназначенных для работы в условиях крайнего севера, устройство для обогрева кабины более мощное, увеличена теплоизоляция и двойное остекление. У кранов с тропическим исполнением имеются кондиционеры, смонтированные на крыше кабины.
Технические причины, при которых запрещается работа крана Работа крана запрещается: а. если блоки, барабаны, крюки, тормозные шкивы и накладки, а также каната имеют износ или дефекты, превышающие предельные нормы браковки, указанные в приложении к правилам; б. если неисправные тормоза механизмов крана; в. Если неисправны или отключены приборы безопасности крана; г. если имеются утечки рабочей жидкости в гидросистеме крана; д. если неисправна электропроводка крана; е. если неисправны аппараты управления краном; ж. если неисправно механическое, гидравлическое и электрическое оборудование крана; з. если неисправны или некомплектны выносные опоры; и. если неисправны выключатели подвесок и стабилизаторы; к. если неисправны стеклоочистители, обогреватели стёкол и кабины.
Что должно быть выдано крановщику на руки или вывешено на месте производства работ Владельцем грузоподъёмной машины должны быть разработаны способы правильной строповки грузов, а графическое изображение должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено на месте производства работ. На месте производства работ должен быть вывешен список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам при ведении строительно-монтажных работ такой список должен быть выдан на руки. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых краном во время монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.
Билет № 27 1. Виды грузозахватных приспособлений и требования к ним К съемным грузозахватным приспособлениям относятся: стропы различной конструкции (облегченные, многовитковые, универсальные, специального назначения), тара, траверсы, зажимы, захваты. Каждое грузозахватное приспособление должно иметь установленную Правилами маркировку и быть зарегистрированными в журнале учета и осмотра. При подборе стальных канатов для изготовления стропов необходимо учитывать: грузоподъемность, длину стропа (угол между ветвями стропа не более 90 градусов) и количество ветвей. Чем больше угол, тем меньше его грузоподъемность и больше разрывное усилие. Стропы испытываются нагрузкой на 25% превышающей его грузоподъемность. Съемное грузозахватное приспособление должно иметь металлическую бирку с маркировкой: номер, грузоподъемность, дата испытания приспособления, завод изготовитель. Грузоподъемность стропов указывается при угле между ветвями 90 градусов. На таре наносятся маркировки с указанием назначения тары, номера, собственной массы и наибольшей массы груза, для подъема которого она предназначена. Универсальный строп имеет форму замкнутой петли или кольца с двумя заделанными петлями. Облегченный строп состоит из одной ветви с заплеткой под коуш концов. Такие стропы применяют в основном для подвешивания длинномерных грузов (досок, бревен, стального проката и т.п.) массой до 5 т. Осмотр строп производится крановщиком перед началом работ, а ответственным инженерно техническим работником один раз в 10 дней с записью в журнал осмотра. Осмотр траверс, зажимов, захватов раз в месяц. Редко используемые перед каждым использованием. infopedia.su |