Eng Ru
Отправить письмо

Светильники для общеобразовательных учреждений, информация из СП 52.13330. Можно ли применять светодиодные светильники в школе

$direct1

Можно ли устанавливать светодиодные светильники в школу

Когда речь заходит о выборе светильника для класса в школе, в первую очередь, на ум приходит следующий вопрос – «Можно ли в школе использовать светодиодные светильники?» В статье мы постараемся дать ответ на этот вопрос, собирая данные из разных источников. Для начала, хотелось бы упомянуть про то, что государство начинает понемногу переводить бюджетные учреждения на светодиодное освещение. Если Вы ещё не в курсе об этом, то почитайте сначала статью про постановление правительства о замене светильников на светодиодные.

В профессиональной среде бытует мнение, что светодиодные светильники для школы находятся под запретом. Это мнение не безосновательно, ведь в своде правил 52.13330.2011, а именно в пункте 7.18 написано следующее: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания». Ни слова про потолочные светодиодные светильники для школы. На данный момент СП 52.13330.2011 уже не актуален, сейчас действует редакция 2016 года. В редакции 2016 года в пункте 7.1.3 написано следующее: «В дошкольных образовательных организациях, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания. Использование светодиодных источников света в указанных помещениях не разрешается». Хотя тут говорится про светильники для дошкольных образовательных учреждений, конкретно про школы нет ни слова.

Светодиодные светильники в школах СанПиН

Какая информация, на тему потолочных светодиодных светильников для школы есть в СанПиН 2.4.2.2821-10? Изначально в пункте 7.2.2 не было ни слова про светодиодные светильники, но 25 декабря 2013 года было подписано постановление, о внесении изменений В САНПИН 2.4.2.2821-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ". Нам интересен 23-ий пункт этого постановления, там написано следующее: «Пункт 7.2.2. изложить в редакции: "7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.".».

Светильник светодиодный для образовательных учреждений, СП 251.1325800.2016 и СП 256.1325800.2016

Существует также свод правил 251.1325800.2016, который описывает правила проектирования зданий общеобразовательных организаций. 26 июня 2018 года начнёт действовать изменение №1 к СП 251.1325800.2016, в котором говорится, что пункт 8.3.2 будет изложен в новой редакции: «В качестве источников света в ОУ помещений зданий ОО применяются люминесцентные лампы (кроме галофосфатных), светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению, и в соответствии с [11]». ОО – общеобразовательная организация, ОУ – осветительная установка.

Помимо этого, существует свод правил 256.1325800.2016, который описывает правила проектирования и монтажа для электроустановок жилых и общественных зданий. 27 июня 2018 года начинает действовать изменение №1 к СП 256.1325800.2016, в котором пункт 5.3.7 подвергается изменению, там теперь так же будет допускаться использование светодиодов в качестве источников света.

Какие светодиодные светильники использовать для установки в школу

Основные правила, которых следует придерживаться, если собираетесь купить светильники для школ:

1. Светильники должны быть безопасны. Люминесцентные лампы иногда имеют свойство выпадать из светильников, поэтому они должны быть надёжно закреплены. Хотя мы рекомендуем использовать светодиодные светильники – это избавит Вас от этой проблемы, а также от вредной ртути, лампы с которой требуют специальной утилизации.

2. Коэффициент пульсации потолочных светильников для школы не должен превышать 10%, у всех моделей нашего производства этот коэффициент не превышают 1%.

3. Потолочные светодиодные светильники для школы должны излучать качественный свет, приближенный к дневному. Для этого отлично подойдёт белый дневной тип свечения – 5000 К. По Вашему запросу, мы можем изготовить любой другой из доступных на рынке.

4. Освещение должно быть равномерным, не создавать ярких пятен, поэтому мы рекомендуем использовать матовые рассеиватели, но подойдёт и микропризма, она тоже очень хорошо рассеивает свет.

5. Светильники должны быть просты в обслуживании. Светодиодные светильники Пересвет не требуют никакого обслуживания. Про них можно смело сказать – поставил и забыл. Не требуется замена ламп или дросселей. Светильники проработают 25 лет и более после их установки.

Нормативы освещения в школе

Немаловажный вопрос – какая освещённость должна быть в школе? Сколько люкс должно быть в классе на парте, в кабинете труда, в кабинете черчения? В классных комнатах, в лабораториях общеобразовательных организаций, в кабинете информатики, в кабинете труда требуется 400 люкс на уровне 0,8 м (на парте/столе). В кабинетах черчения и рисования требуется 500 люкс на парте/столе. В спортивном зале школы достаточно 200 люкс на полу. Это требования для основных помещений школы, если нужна более подробная информация, можно ознакомиться с ней в СП 52.13330.2016 в Таблице Л. 1.

Цены на светильники для школы

Разброс цен на светильники потолочные для школы очень велик. Самое главное не покупать китайские дешёвые светильники для установки в школу. У таких светильников неприятная температура света – 6500 К, они обладают высоким коэффициентом пульсации – может доходить до 40%, а также у них нет электромагнитной совместимости – это значит, что износ электронных компонентов светильника будет гораздо выше, он будет оказывать негативное влияние на сеть, создавать радиопомехи, создаёт электромагнитные помехи, которые мешают работе других приборов.

Наша компания предлагает купить светодиодные светильники для школы по невысоким ценам и с отличным качеством. Мы используем драйвера производства завода Аргос (Россия), светодиоды производства LG (Южная Корея). Для заказа светильников, или консультации по освещению в школе, Вы можете позвонить по нашему телефону +7 (343) 346-38-20, либо отправить заявку на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

esvetilnik.ru

Светодиоды в школах - можно или нет? СанПиН или СП?

Громкая история про (не)допустимость светодиодных источников света в образовательных учреждениях и ряде других общественных зданий получила продолжение.

Стало известно, что Минстрой России инициировал поправки в два Свода правил –

  • СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (открыть текст поправок)
  • СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» (открыть текст поправок)

Последний документ стал предметом бурного обсуждения у нас на сайте ранее. Тогда началось со статьи представителя профсообщества со стороны энергосервиса П.Карастелина, затем мы добавили несколько документов, теперь же есть официальная информация.

Кроме поправок в два вышеупомянутых СП, которые в настоящее время и до середины мая проходят процедуру обсуждения, есть информация об отношении СанПиНов к светодиодному освещению.

Приводим ее ниже.

В настоящее время в ДЕЙСТВУЮЩИХ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛАХ И НОРМАХ ОТСУТСТВУЮТ требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в соответствии с п. 1.3. распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п. 3.1.5. предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в пункте 7.2.2. разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5 указаны условия размещения светильников со светодиодами. Утверждение о том, что указанный СанПиН разрешает применение светодиодов без каких-либо разумных и проверенных медиками ограничений не соответствует действительности. Санитарно-эпидемиологическое нормирование в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, разработку, экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил. Указанный объем работ был выполнен при планировании и проведении научных исследований по оценке воздействия светодиодных источников света на здоровье детей школьного возраста. Научная работа была проведена в 2011- 2012 годах в Федеральном государственном автономном учреждении «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России и подтвердила возможность использования светодиодных источников освещения в общеобразовательных учреждениях. По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения № 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно- производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» также не содержит ограничений по применению светодиодов на рабочих местах. Таким образом, действующее санитарное законодательство не ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения жилых и общественных зданий и помещений.

Продолжаем следить за новостями.

upd 18 мая Роспотребнадзор в письме региональным управлениям выпустил разъяснения

upd 21/02/2018 Минстрой внес изменения в два СП.

Диоды в школах – точка поставлена?

Еще статьи из рубрики “свет”

 

Фото: сайт Чертаново-южное

Советуем почитать

Обновлены требования к осветительным устройствам

 

Евгений Долин: В 10 раз больше света за те же деньги

 

Присоединяйтесь к ЕАв Телеграм

на Facebook

www.energoatlas.ru

Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях

С 50-х годов двадцатого века и до недавнего времени в учебных заведениях безальтернативно применялись люминесцентные лампы. Светодиоды, только появившиеся в начале двухтысячных, во-первых, не могли конкурировать с разрядными лампами по световому потоку. Во-вторых, были дороже. А в-третьих – недостаточно изучены, чтобы их разрешили использовать в помещениях, где дети проводят целый день. С момента появления светодиодов каждые 10 лет их эффективность увеличивалась в 20 раз, а стоимость, наоборот, снижалась в 10 раз (Haitz’s Law). Световая отдача светодиодов 0.08$ сейчас составляет 110 лм/Вт. Научных исследований на тему безопасности новых источников света также накопилось большое количество. Теперь стало возможно рассмотреть, какие характеристики должны быть у светодиодных светильников, чтобы их можно было применять в образовательных учреждениях: школах, колледжах, институтах.

Рассмотрим особенности освещения классных комнат и аудиторий. Если представить себе класс с рядами парт, полный школьников или студентов, то каким должно быть освещение в нём? Любой человек может сформулировать ответ на этот вопрос, если вспомнит, как сам часами сидел на занятиях.

Рис. 1. Освещение в учебном классе.

Светильники для учебных заведений должны:

  • Обеспечивать на партах, столах, доске преподавателя оптимальную и равномерную освещённость. При недостаточной освещённости глаза устают, при избыточной тоже устают. Люди должны комфортно читать и писать, различать мелкие детали учебных пособий.
  • Обеспечивать хорошую цветопередачу, не искажать цвета освещаемых объектов.
  • Быть комфортными для глаз, не слепить даже при прямом взгляде на светильник. И взрослые, и дети, задумавшись, часто водят глазами по потолку, это не должно приводить к кратковременному ослеплению и «зайчикам» в глазах.
  • Быть одного цвета. Светильники или лампы разного цвета вызывают неприятное ощущение что «что-то не так», отвлекают.
  • Не мигать, не пульсировать, не гудеть и не жужжать. Частая ситуация с вышедшими из строя люминесцентными лампами – они входят в циклический режим или в резонанс, при этом сложно концентрировать внимание.
  • Быть безопасными при повреждении. Бывает, что энергия юности находит выход в неожиданном направлении. Если светильник разбился, не должны: выливаться ртуть, лететь осколки, бить ток.
  • Специалисту останется к вышесказанному добавить, что светильник должен быть энергоэффективным.

По всем требованиям проходит светодиодный светильник, и по некоторым пунктам даже намного лучше, чем люминесцентная лампа. Но! Важное уточнение: проходит не любой светодиодный светильник, а только качественный! Именно дешёвые, ненадёжные светильники вредят и теме светодиодного общего освещения, и глазам, вызывают опасения. К сожалению, рынок наводнён некачественными светильниками, и чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, из чего сделаны светильники и как они работают.

Люминесцентные лампы в своё время тоже встречали с опасениями – были сомнения и по спектральному составу излучения, и по яркости, и по безопасности… Но, в итоге люминесцентные лампы вытеснили лампы накаливания из области общего освещения и доминировали 50 лет. Теперь их вытесняют новые источники света.

Устройство светодиодного светильника для общего освещения.

Основа светодиодного светильника – светоизлучающий кристалл или чип. Именно он при протекании тока генерирует излучение. Цвет излучения зависит от материалов кристалла. Чаще всего в светильниках общего освещения используются люминофорные белые светодиоды: кристалл излучает синий свет, который заставляет светиться жёлтым люминофор, нанесённый на кристалл или внутреннюю поверхность линзы. Смешение синего света от чипа и жёлтого от люминофора мы воспринимаем как белый свет.

Рис. 2. Строение белого люминофорного светодиода марки Cree (США).

В зависимости от типа и толщины слоя люминофора светодиод может иметь различную цветовую температуру излучения: от тёпло-белой (2600-3500 К) до холодно-белой (5000-8000 К). Чем меньше пик в левой, синей части спектра (это свет от самого кристалла) и чем больше доля люминофорного излучения (это правый пик на рис. 3), тем более «тёплым» будет свет.

Рис. 3. Примерный вид спектров излучения белых люминофорных светодиодов (в относительных единицах).

Линза светодиода позволяет вывести больше света из кристалла, перераспределяя его излучение в пространстве, а также защищает его от механических воздействий. Для формирования нужной кривой силы света (КСС) в светильнике могут быть дополнительно установлены отражатели или линзы вторичной оптики.

Светодиоды располагают на печатных платах из алюминия, стеклотекстолита, или гетинакса, получаются светодиодные линейки. Линейки и источник питания соединяют между собой и устанавливают в корпус светильника.

Рис. 4. Вид светодиодного потолочного светильника GALAD Юниор 600 без рассеивателя.

Каковы ключевые моменты, характеризующие качество светодиодного светового прибора?

1. Марка и тип светодиодов.

Производство светодиодных кристаллов – высокотехнологичный процесс. Методом металлоорганической эпитаксии на сапфировой подложке по очереди выращивается несколько слоёв, каждый из которых имеет свой состав, а толщина – от нескольких микрометров до сотых долей микрометра. Здесь важны и чистота и качество исходных материалов, и точность резки, и тщательность последующей сортировки по параметрам (биннирования).

Рис. 5. Строение кристалла светодиода с указанием материала слоёв и их толщины. Кристалл с контактами на подложке.

Купив светильник с поддельным или просто низкокачественным «ноунейм» светодиодом, нельзя быть уверенным ни в его эксплуатационных, ни в светотехнических характеристиках. Его световой поток может быть меньше заявленного, он может иметь другую цветовую температуру (а значит, возможно, большее количество вредного для зрения синего света в спектре излучения), выйти из строя через несколько месяцев работы. Нередки в подобных изделиях механические дефекты: неаккуратно припаянные контакты, неотцентрованные кристаллы и тому подобные вещи.

Рис. 6. Дефекты некачественных светодиодов: кристалл находится не по центру, кристалл сколот, присутствуют остатки клея и токопроводящих частиц.

Кристалл светодиода чрезвычайно чувствителен к перегреву. При подобных дефектах кристалл нагревается неравномерно, в нём возникают механические напряжения и происходит деградация, которые в лучшем случае приводит к спаду светового потока, а в худшем – к выходу светодиода из строя. Температура кристалла влияет и на срок жизни люминофора: из-за перегрева люминофор и соприкасающиеся с ним материалы быстрее диффундируют друг в друга, и снижается эффективность излучения. Естественно, дешёвый люминофор более чувствителен к нагреванию, и быстрее деградирует.

Зарекомендовавшие себя производители светодиодов (Nichia, Cree, Osram, Lumileds, Seoul Semiconductor, Honglitronic и др.) гарантируют соответствие всех параметров заявленным в технической документации, и их светодиоды работают, как указано в паспорте. Без неприятных сюрпризов.

2. Система линз и/или отражателей, рассеиватель.

В светильнике должна быть продумана светоперераспределяющая часть. Сами по себе светодиоды обладают высокой яркостью при малых размерах. На такие источники света нельзя смотреть напрямую: чрезмерная яркость, во-первых, вызывает кратковременное ослепление и «зайчики» в глазах, что само по себе дискомфортно. А во-вторых, хоть свет люминофорных светодиодов и воспринимается нами как белый, но имеет в своём составе синюю составляющую, а с синим светом нужно быть особенно осторожным. Исследования показали [1, 2], что именно свет коротковолновой части спектра наиболее опасен для сетчатки глаза и при прямом наблюдении может вызывать её повреждение. При этом важно упомянуть, что стекловидное тело детского глаза более прозрачно, чем у взрослых, на сетчатку попадает больше синего света. Поэтому детские глаза особенно уязвимы. В светильнике для детей не должны применяться холодно-белые светодиоды (больше синего в спектре), а яркость светильника должна быть максимально равномерной.

Чтобы снизить слепящее действие, нужен рассеиватель, который сгладит и выровняет яркость по всей своей площади. Но одного рассеивателя мало, здесь также имеет значение количество, мощность и расположение светодиодов.

Рис. 7. Светодиодные светильники: а). 4 линейки по 8 светодиодов и призматический рассеиватель б). 4 линейки по 20 светодиодов и призматический рассеиватель в). 14 линеек по 14 светодиодов и рассеиватель микропризма-опал.

Чем меньше светодиодов в светильнике и чем они мощнее, тем ярче они будут, и с любым рассеивателем неравномерность яркости выходного отверстия светильника будет велика. Отчётливо будут видны светящиеся точки, полосы, либо «кресты», в зависимости от типа используемого материала. Поэтому наилучшим вариантом с точки зрения равномерности яркости будет большое количество маломощных светодиодов и матовый либо опаловый рассеиватель.

3. Блок питания.

Светодиоды управляются током. Чем выше ток, тем выше излучаемый световой поток (cм. рис. 7). В технической документации для каждой конкретной модели указан диапазон рабочих токов, при соблюдении которого гарантируется соответствие всем заявленным параметрам.

Рис. 8. Зависимость светового потока (в отн. ед.) от тока для белого люминофорного светодиода мощностью 0,3 Вт.

Некоторые недобросовестные производители намеренно используют более дешёвые маломощные светодиоды, но задают через них повышенный ток, «разгоняют» их, чтобы они светили ярче. Такой светильник на первый взгляд будет неотличим по светотехническим характеристикам от «правильного». Но кристалл маломощного светодиода не рассчитан на большие токи, светодиод перегревается, в нём растёт количество дефектов – участков, которые не излучают свет. Чем выше температура, тем сильнее деградирует кристалл, и тем быстрее заканчивается срок службы светодиода. Вместо 50 тысяч часов такой светильник может отслужить, например, лишь 2 тысячи.

Кроме того, именно схемотехническое решение драйвера определяет коэффициент пульсаций светового потока светильника, а также его защищённость от скачков напряжения в сети и высоковольтных микросекундных импульсов.

Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России? Каковы их результаты?

В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при поддержке Роснано, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС).

Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС (ныне АПСС) в интервью журналу «Энергосовет» рассказал об исследованиях, проведённых при поддержке Роснано: «Сначала обследовались взрослые, и было чётко установлено, что при соответствии параметров световой среды нормам офисного освещения воздействие светодиодного освещения ничем не отличалось, а по ряду показателей было позитивнее, чем люминесцентных ламп. Люди меньше уставали, повышалась производительность труда, уменьшалось время «врабатывания» в тестовую задачу. Затем провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось – правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект. У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80 % случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков». [4]

Рис. 9. Первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах, ГОУ Центр образования «Феникс» №1666.

Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН под руководством Текшевой Л. М. провели в центре образования «Феникс» масштабное исследование среди учащихся 4-11х классов – 16 классных коллективов, всего 370 человек. Исследовательский коллектив состоял из гигиенистов, психофизиологов, офтальмологов-педиатров, а также врачей диагностической клинической медицины. Изучалось влияние двух типов освещения, с люминесцентными лампами и светодиодного, на изменения функционального состояния систем детского организма (психоэмоциональное состояние, умственная работоспособность) и состояния зрительного анализатора. В обоих кабинетах были созданы равные условия: уровень освещённости – 400 лк; коэффициент пульсации – не более 10%; показатель дискомфорта – не более 15 у.е. При этом коррелированная цветовая температура источников света составляла в обоих случаях 4500 К.

Рис. 10. Светораспределение использовавшихся в работе светильников с люминесцентными (а) и светодиодными (б) источниками света и относительные спектры их излучения (в).

По результатам исследования, при работе в классе со светодиодными светильниками по сравнению с освещением люминесцентными лампами:

  • Наблюдаются более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности у учащихся начальных классов, а у учащихся 5–11 классов к тому же и значительно меньшая (в 2–2,5 раза) распространённость случаев явно выраженного утомления.
  • У большинства школьников в процессе занятий отмечается меньшая распространённость дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая распространённость жалоб неврозоподобного характера.
  • Более 90% участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают освещение светодиодными источниками света как комфортное.
  • Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5–11 классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки по сравнению с люминесцентной.
Таким образом, исследования показали, что светодиодное освещение в учебных классах по сравнению с люминесцентным создает более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния. [5, 6]

Что говорится о применении светодиодных светильников в образовательных учреждениях в действующих российских нормативных документах?

  • Официальный информационный портал по энергосбережению, который является частью государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность» и площадкой для раскрытия информации в рамках федерального законодательства, https://gisee.ru

    Допускается ли использование светодиодного освещения в школах? В СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 «Изменения и дополнения № 1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» отражено, что «в учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания», что, разумеется, нельзя отнести к запрету каких-либо осветительных устройств, а скорее к рекомендации. Таким образом, в образовательных учреждениях, в том числе в школах, можно применять любое осветительное оборудование, удовлетворяющее требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». […]Таким образом, в школах можно использовать любое осветительное оборудование, включая светодиодные лампы, если их качество удовлетворяет установленным законодательством требованиям.

  • Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по городу Москве http://77.rospotrebnadzor.ru

    О применении светодиодных ламп в образовательных учреждениях В соответствии с требованиями ФЗ от 23.11.2009 № 261-Ф «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2010 года на рынке осветительного оборудования Российской Федерации предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Они более экономичны, обладают ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок службы может доходить до 100000 часов. Самое главное, что такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды. Проведенные исследования светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников ГП «Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН» и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях. В соответствии с письмом № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 г. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Г. Онищенко при использовании в системах общего освещения в помещениях в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения:

    1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90° для ограничения слепящего действия светодиодных ламп.
    2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. Использовать светильники с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до требуемых значений.
    3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1.
    4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 К.
    5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт.
    В паспортных данных, а также на упаковке и маркировке цоколя ламп должна быть указана информация о величине мощности, габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.
  • Таким образом, государство официально поддерживает распространение светодиодных светильников и ламп и разрешает их применение в образовательных учреждениях прямым текстом. Есть лишь ряд требований, которым должен соответствовать светильник. И все эти требования абсолютно логичны и направлены на создание комфортного, качественного освещения в учебных помещениях.

    Однако, среди действующих государственных стандартов существует свод правил СП 256.1325800.2016 “Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа” Актуализированная редакция СП 31-110-2003 (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2016 г. № 602/пр). В подразделе 5.3.7 данного документа указано: “Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается».

    Наличие противоречащих друг другу нормативных документов затрудняет внедрение светодиодного освещения в образовательных учреждениях. Сейчас светотехническое сообщество активно обсуждает и пытается разрешить эту коллизию.

    Какие светодиодные светильники российского производства подходят для использования в школах и других образовательных учреждениях?

    1. Светильник GALAD Юниор был специально спроектирован для общего освещения школ, центров образования, колледжей и высших учебных заведений.

    Светильник GALAD Юниор:

    • соответствует требованиям ГОСТ-Р-54350-2015, предъявляемым к светильникам для детских учреждений;
    • соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
    • соответствует требованиям письма Руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

    Рис. 11. Светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    GALAD является ведущим производителем светотехнической продукции и входит в крупнейший в России светотехнический холдинг БЛ ГРУПП. Светильники под маркой GALAD выпускаются на двух крупных российских заводах: Лихославльском заводе светотехнических изделий «Светотехника» (ЛЗСИ) и Кадошкинском электротехническом заводом (КЭТЗ). В изделиях GALAD применяются светодиоды компаний Cree, Nichia, Osram, Honglitronic и источники питания собственной разработки, Helvar, Аргос, Mean Well. Прежде чем пойти в серийное производство, новая модель светильника испытывается в испытательных центрах холдинга, а после выхода на рынок – в независимых лабораториях.

    В октябре 2016 года светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000 был испытан по программе независимых исследований Проверено[Lumen] и показал полное соответствие характеристик заявленным в каталоге. [9]

    Подтвержденные характеристики для GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

    ЗаявленныеИзмеренные
    Световой поток, лм31503164
    Мощность, Вт3535,6
    Коэффициент мощности0,980,98
    Световая отдача, лм/Вт9088,9
    Номинальное значение Тцв, К40004000
    Индекс цветопередачи, Ra> 8083,5
    Коэффициент пульсаций светового потока, %20,4
    Защита от пыли и влаги, IP20
    Срок службы, лет10
    Гарантия, лет3
    Темп. диапазон,°С+1…+35
    Диапазон напряжений, В198…264
    Материал корпусаЛистовая сталь, окрашенная порошковой краской
    Тип рассеивателяМикропризма-опал

    В Испытательном центре ООО «ВНИСИ» светильник исследовался по параметрам равномерности яркости выходного отверстия, и также прошёл все испытания на соответствие требованиям, указанным выше.

    Рис. 12. Вид включённого светильника GALAD Юниор 600 и визуализация его габаритной яркости

    Измеренные характеристики для GALAD Юниор 600

    ПараметрИзмеренное значение
    Габаритная яркость L под углом (С=0°, γ=0°), кд/м23260
    Габаритная яркость L под углом (С=0°, γ=60°), кд/м22570
    Габаритная яркость L под углом (С=0°, γ=80°), кд/м22520
    Защитный (условный защитный) угол, в продольной/поперечной плоскостях, γз ,°90

    Таким образом, по результатам испытаний светильник полностью удовлетворяет условиям Российских нормативных документов и может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях.

    В 2016 году светильники отечественного производства GALAD Юниор LED были установлены в кабинете машинного вязания Центра внешкольного образования «Творчество» городского округа Самара. В нем занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет, а дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды - до 23 лет. В кабинете машинного вязания обучаются и педагоги, в нем часто проводятся мастер-классы в рамках мероприятий городского, областного и всероссийского уровней. И ученики и преподаватели довольны новым освещением. Они особенно подчёркивают хорошую цветопередачу светильников, что особенно важно при работе с большим разнообразием цветной пряжи.

    Рис. 13. Светильники GALAD Юниор 600 в кабинете машинного вязания ЦВО «Творчество» г. Самара.

    2. Светильник GALAD Вектор предназначен для освещения классных досок в образовательных учреждениях.

    Он устанавливается на специальных кронштейнах над доской. Линейка светодиодов (мощность каждого менее 0,2 Вт) полностью скрыта от глаз. Отражатель спроектирован таким образом, что весь свет попадает на доску, создавая на ней равномерное заливающее освещение.

    Рис. 14. Светильники GALAD Вектор LED-20-4000.

    Характеристики для GALAD Вектор LED-20-4000

    ПараметрЗначение
    Световой поток, лм1900
    Мощность, Вт20
    Коэффициент мощности, не менее0,95
    Световая отдача, лм/Вт95
    Номинальное значение Тцв, К4000
    Индекс цветопередачи, Ra> 80
    Коэффициент пульсаций светового потока, %2
    Защита от пыли и влаги, IP20
    Темп. диапазон,°С+1…+35

    Заключение

    1. Исследования показывают, что освещение качественными светодиодными светильниками не хуже, а напротив, во многом гораздо лучше, чем светильниками с люминесцентными лампами.
    2. На уровне государственных стандартов и норм использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях разрешено, если они соответствуют ряду условий.
    3. На российском рынке световые приборы, удовлетворяющие полному списку этих условий, присутствуют, и процесс замены устаревших осветительных систем на современные и эффективные уже идёт.

    Ошуркова Е. С.

    ЛИТЕРАТУРА 1. Retinal damage induced by commercial Light Emitting Diodes (LED), Imene Jaadane, Pierre Boulenguez, et al. 2. Потенциальная опасность освещения светодиодами для глаз детей и подростков, П.П. Зак, М.А. Островский, «Светотехника» №3, 2012. 3. Проблемы надежности светодиодов, И. В. Васильев, А.Т. Овчаров, Т. Г. Коржнева,https://alternativenergy.ru/tehnologii/321-neispravnosti-svetodiodov.html 4. О светодиодах, безопасности и нормативной базе. Интервью с Е. В. Долиным, «Энергосовет» №6, 2013. 5. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, Л. М. Текшева, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, «Гигиена и санитария» №5, 2013. 6. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света в школах, Л. М. Текшева, «Светотехника» №5, 2012. 7. Открыт первый в России ресурсный кабинет по светодиодному освещению учебных помещений, 12 марта 2012, http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/75766 8. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света, Л. М. Текшева, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, 2010. 9. GALAD Юниор 600 LED-35: результаты испытаний светильника для образовательных учреждений (окт. 2016), «LUMEN&Expertunion», http://www.lumen2b.ru/galad-unior-600/

    galad.ru

    Применение светодиодов для освещения школ

    Применение светодиодов запрещено:

    СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования». Данный свод правил допускает использование светодиодных светильников только с удаленным люминофором.

    СП 256.132500.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В данном своде правил, светодиодные источники света для освещения школ запрещены.

    В настоящее время в указанные своды правил вносятся изменения по приведению их требований к освещению школ в соответствие с требованиями СП 52.13330.2016.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В соответствии с 3.1.5 (5 абзац) данного СанПиН: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания».

    В соответствии с 1.4 и 1.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03:

    «1.4. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

    1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации».

     

    Таким образом, Госсанэпидемнадзор имеет право запретить проведение учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях, в которых установлены светодиодные светильники, не смотря на то, что имеются разрешительные нормативные документы.

    В настоящее время в некоторых школах светодиодные светильники установлены, не смотря на имеющиеся запреты. В случае использования светодиодных светильников в школах будет не лишним согласовать принятые технические решения с региональным отделением Госсанэпидемнадзора, что бы их представители дали официальное разрешение на несоблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

    СП 52.13330.2011  "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение".

    В Приказе Минстроя РФ от 10 февраля 2017 года N 86/пр «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» сказано:

    «Пункт 2 приказа Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 777/пр "Об утверждении СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" изложить в следующей редакции:

    "2. С момента введения в действие СП 52.13330 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" признать не подлежащим применению СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783, за исключением пунктов СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее - Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.".»

    Таким образом, в указанном Перечне пока присутствует 7.18 свода правил СП 52.13330.2011, в соответствии с которым:

    «7.18 Выбор источников света по цветовым характеристикам для общественных, жилых и вспомогательных помещений следует производить на основании приложения И с учетом 7.3 и 7.4.

    В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания.

    В остальных общественных помещениях использование галогенных ламп накаливания для общего освещения допускается только для обеспечения архитектурно-художественных требований.».

    То есть, до замены свода правил СП 52.13330.2011 на СП 52.13330.2016 в указанном Перечне применение светодиодных светильников в школах является прямым нарушением Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятом Государственной Думой 23 декабря 2009 года и одобренном Советом Федерации 25 декабря 2009 года.

     

    В своде правил СП 52.13330.2016, введенном в действие с 8 мая 2017 г. светодиодные светильники в школах не запрещены. Но в 7.3.1 имеется запрет на использование светодиодов в дошкольных образовательных учреждениях и в основных функциональных помещениях лечебно – профилактических учреждений.

    Учитывая, что свод правил СП 52.13330.2016  со временем заменит свод правил СП 52.13330.2011 в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", то в ближайшие годы использование светодиодных светильников в детских садах и в основных функциональных помещениях лечебно – профилактических учреждений будет запрещено на уровне Федерального Закона.

    Отстаивая возможность применения светодиодов в школах, часто ссылаются на Постановлении Правительства РФ №898 от 28.08.2015 г.

    В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 г. отсутствует запрет на применение люминесцентных светильников в образовательных учреждениях (школах).

    Согласно данного Постановления (4 абзац пункта ж)): «запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света".

    В соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, как было отмечено выше,  для учреждений школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

    В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 года имеется запрет на:

    - приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26-38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

    - запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;

    - запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп.

     

    Заключение

    Проблемы по применению светодиодов в школах, судя по всему, начнутся после снятия ограничений по их использованию в нормативных документах. По существу в скором времени свод правил СП 52.13330.2011 будет заменен в Перечне обязательных документов на СП 52.13330.2016. И запретительным документом будет только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Но в ближайшем будущем и в него могут быть внесены соответствующие изменения.

    Предположительно, в этот СанПиН будут внесены конкретные требования к светодиодному освещению по цветовой температуре, максимальной мощности светодиода и т.д. И многие уже смонтированные светодиодные осветительные установки в школах могут оказаться не удовлетворяющими этим требованиям.

    Стоит обратить внимание на стандарт Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе СТО.69159079-01-2017 «Светильники светодиодные. Требования к техническим и эксплуатационным параметрам». В этом стандарте сформулированы многие требования к светодиодным светильникам для школ и крайне желательно не использовать светильники с параметрами, уступающими рекомендациям данного документа.

    К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта)                                              

    Виктор Чернов

    12.06.2017

    electromontaj-proekt.ru

    Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях. Нормативные акты и "подводные камни".

    Последние изменения в "СанПиН об условиях организации обучения" были утверждены в 2013-м году и в них по сей день нет ясного определения того, какие требования следует предъявлять к светодиодным источникам света в искусственном освещении учебных помещений. Полный документ тут:http://education.simcat.ru/school33/files/1391068930_sanpin_shkola.pdf

    Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17...

    Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

    Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

    Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

    Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

    Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

    Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

    Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

    Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях. Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

    К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

    1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала. Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

    С чем это связано? Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением. Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) - к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов. Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия - тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

    Следует отметить, что есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений.

    2) Также очень важный параметр - индекс цветопередачи Ra. О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208 И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.

    3) Еще одна крайне важная деталь - показатель дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости. Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - непосредственно колбы самих ламп.

    Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем, так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

    4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации. Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20.

    Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников <5%. Поэтому данным критерием практически можно пренебречь при подборе светильников в образовательные учреждения.

    Итак, подведем итоги.

    Согласно действующим нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях следует применять светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных значений общего светового потока, мощности, степени защиты, габаритов и накладного способа установки, соответствуют следующим параметрам:

    1) Цветность света: 2700К-3500К - для дошкольных учреждений, 3500-5000К - для общеобразовательных и высших учебных заведений. 2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый 3) Индекс цветопередачи Ra > 80 4) Коэффициент пульсации < 5%

    Зачастую при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации нет никаких указаний к материалу рассеивателя для светильников, устанавливаемых внутри помещений образовательных учреждений, поэтому выбор материала рассеивателя оставляется на усмотрение руководства учебного учреждения.

    Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев, когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям - применим более дорогой поликарбонат.

    Координатор проекта, Живорыкин А.Н.

    outdoor-digital.ru

    Статьи о светодиодном освещение в школах.

    Статьи о светодиодных светильниках

    Вернуться к списку статей

    Многие задают вопрос – можно ли применять светодиодные светильники в школах?

    Ученые, работающие в сфере гигиены, провели исследование, которое позволило ответить на этот вопрос. В исследовании принимали участие взрослые и дети, а в его основе лежала сравнительная оценка условий работы в свете традиционных люминесцентных светильников и набирающих обороты светодиодных энергосберегающих светильников - рассказывает заведующая отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Любовь Текшева.

    Светодиодное освещение в школах

    Как известно, искусственное освещение нормируется СНиПом и Санпином, одним из них является СНиП 23-05-2010, согласно которому освещенность на рабочей поверхности стола должна составлять не менее 400 Лк, уровень дискомфорта – менее 15%, коэффициент пульсаций – менее 10%.

    В ходе исследования снимались показания со зрительного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы, показатели умственной работоспособности, а так же реакцию организма на воздействие света.

    Результатом стала реакция организма ученика одной из московских школ на различные источники света: светодиодный офисный светильник и люминесцентный ламповый. Результат несколько удивил ученых, т.к. неожиданно для них все показатели свидетельствовали в пользу светодиодного светильника. Эксперимент, поставленный на учениках с 4-го по 11 класс показал, что к концу дня все школьники показывали выраженное утомление в свете люминесцентного освещения. При светодиодном освещение дети тоже уставали, но не так сильно. Глазная система, по мнению ученых, чувствует себя комфортнее в свете светодиодных потолочных светильников, число жалоб на невозможность сосредоточится становиться меньше. Не было зафиксировано и ни одного ухудшения зрения. 

    Возникает вопрос – чем объяснить подобную разницу в реакции организма? Во-первых, это спектральный состав светодиодного светильника. Спектр света светодиодного светильника приближен к естественному свету, во-вторых, снижен уровень пульсаций светового потока, который так же влияет на мозговую деятельность. В-третьих, можно выделить такой показатель как цветовую температуру 5000К, которая как раз соответствует уровню Солнца в полдень: то самое время, когда вся живая природа максимально активна, в т. ч. и человек, в-четвертых, это уровень шума от пуско-регулирующей арматуры. Как известно, ПРА люминесцентных светильников издают неприятный шум, который влияет на работоспособность. Светодиодные светильники абсолютно бесшумный. Все это в совокупности позволяет ребенку успешнее осваивать школьный материал.

    В итоге, ученые пришли к выводу, что светодиодное освещение в школах имеет право на жизнь, необходимо лишь внести изменения в соответствующие законы и нормативные документы. Уже подготовлен проект по внесению изменений в СанПиН «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Будут сняты ограничения на использование светодиодного освещения в школах и профтехучилищах.

    Светодиодные светильники вовсе не хуже традиционных ламповых, а наоборот даже лучше, считают ученые, только необходим грамотный подход к производству LED освещения.

    Данные светодиодные светильники доступны для использования в школах:      ♦ L-office 25      ♦ L-office 25 XP-G      ♦ L-office 100 Premium      ♦ L-school 12      ♦ L-school 24      ♦ L-school 25 XP-G

    25.08.2018

    Вернуться к списку статей

    освещение спортзалов, освещение спортивных объектов, освещение теннисных кортов, освещение складов, освещение цехов, автомастерских, логистических комплексов, производственных площадей, цехов, комбинатов, автосервисов, автомоек, депо, ремонтных мастерских, торговых центров, конференц-залов, спортивных объектов, бассейнов, автозаправок, складов, магазинов, заводов, Калининград, компания ЭССО, компания Энергосберегающие системы и оборудование

    светодиодное освещение, спортивных сооружений, складов, освещение спортзалов, освещение спортивных объектов, освещение теннисных кортов, освещение складов, освещение цехов, автомастерских, логистических комплексов, производственных площадей, цехов, комбинатов, автосервисов, автомоек, депо, ремонтных мастерских, торговых центров, конференц-залов
    Офисные, торговые, потолочные, встраиваемые, накладные, подвесные светодиодные светильники от компании ЭССО, Калининград, светильники для освещения офисов, школ, больниц, детских садов, магазинов, торговых центров
    освещение открытых спортивных объектов, освещение открытого теннисного корта, освещение стадиона, освещение улиц и дорог местного значения, освещение городских улиц, освещение придомовых территорий, освещение предподъездных площадок, освещение автомобильных дорог, освещение парков, освещение территории предприятий, освещения площадей, освещения автомагистралей, Калининград, компания ЭССО, компания Энергосберегающие системы и оборудование

    www.esso39.ru

    В детсадах, школах и многих других учреждениях использование светодиодных ламп запрещено. Почему?

    Светодиодное освещение набирает популярность у пользователей. Но споры о его достоинствах и недостатках не прекращаются. Например, в детсадах, школах, учреждениях профессионально-технического образования использование светодиодных ламп запрещено. Значит, не настолько уж они безобидны?

    Небезопасно. И точка

    Еще в начале 2015 года в силу вступило постановление №115 от 29 декабря 2014 года Министерства здравоохранения Беларуси, ограничивающее использование светодиодных источников света в учреждениях образования. В соответствии с документом их применение не допускается для искусственного освещения помещений, в которых организован образовательный и воспитательный процесс. Решение было принято в связи с недостаточной научной информацией о безопасности светодиодных светильников для детской аудитории.

    Прошло почти три года, этого товара на прилавках – глаза разбегаются. От разных производителей, разного качества и ценовой категории. Но этот товар по-прежнему запрещен к применению в учреждениях образования. Это подтвердила врач-гигиенист Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Галина Конопинь. Ссылаясь на результаты лабораторных исследований, собеседница вот что рассказала. Наиболее естественным и безопасным источником света являются лампы накаливания. Другое дело, что у лампочек Ильича малый срок службы, низкая энергоэффективность, чувствительность к колебаниям напряжения в сети. Они постепенно уходят с рынка, уступая место более эффективным. Например, люминесцентным энергосберегающим лампам. Однако тут есть минусы. Главный из них – наличие ртути.  Но в учреждениях образования они не запрещены. А вот самые экономичные светодиодные – не в почете. На окружающую среду негативного влияния они не оказывают (экологически чистые), но для здоровья якобы небезопасны. Суть в том, что светодиодный свет, как ни странно, провоцирует человеческий организм на повышенное выделение гормона серотонина, повышающего работоспособность. При этом параллельно снижается выработка «успокоительного» гормона мелатонина, и отдыхать человеку совсем не хочется. Систематическое воздействие света провоцирует бессонницу, повышает возбудимость нервной системы. Кроме того, свет от таких ламп способен оказывать негативное воздействие на сетчатку глаза. Особенно вреден холодный белый свет для детских глаз, структура которых находится в стадии развития, рассказывает Галина Конопинь. 

    Америку открыли

    Ради интереса в магазинах изучила руководство по эксплуатации светодиодных ламп. Ни слова о том, что в их использовании есть ограничения. В частности, китайские производители указывают: подходит для всех помещений. Российские производители вообще не оговаривают эти нюансы. Продавцы уверяют, что у них продукция сертифицирована, есть документы, подтверждающие качество и безопасность.

    – Вы мне Америку открыли. Они уже столько лет на прилавке, но первый раз слышу, что светодиодные лампы небезопасны. Их сейчас активно спрашивают и покупают. Раньше они дорогие были, а сейчас, когда много конкурентов, цена разная, есть вполне бюджетные варианты, – высказала свое мнение продавец одного из гродненских магазинов.   

    Унитарное предприятие «Фильтр» ОО «БелТИЗ» выпускает светодиодные светильники. Правда, предназначены они для наружного освещения, но мнение специалистов интересно узнать. Главный инженер предприятия Сергей Реунов считает, что современные светодиодные лампы намного безопаснее тех, что были раньше, поэтому, возможно, новые исследования об их воздействии на организм человека покажут не такую печальную картину.

    – На мой взгляд, люминесцентные лампы более вредны. Снимите их свет на камеру, посмотрите внимательно, будет видно мерцание. Почему в супермаркетах у многих людей начинает болеть голова? Именно из-за этого мерцания, хотя оно невооруженным глазом не сильно заметно. Во-вторых, эти лампочки содержат ртуть, поэтому требуют определенных условий для отгрузки, хранения и так далее. Думаю, со временем ртутные всё же уйдут, – делится мнением главный инженер. – Что касается светодиодных ламп, то с каждым годом они качественнее. Соглашусь, что холодный белый свет для глаз не очень хороший вариант. Но давно уже есть лампы с тепло-белым светом. Они не содержат ртути, у них ровный немерцающий свет. Это преимущества. Просто есть светодиодные лампы низкого качества. Возможно, они и представляют риск для здоровья.

    В Гродненской областной инспекции Госстандарта советуют потребителям требовать у продавца документы о подтверждении безопасности продукции, если закрались какие-то сомнения. И это касается не только светодиодных ламп. Правда, бывают случаи, когда специалисты берут продукцию, имеющую все необходимые документы, на исследование, и она не проходит испытания по каким-то показателям. На сайте Госстандарта есть Реестры, в которых содержится информация о запрещенной к ввозу на территорию Республики Беларусь опасной продукции, а также приостановленных и отмененных сертификатах соответствия.

    В тему

    В отделе образования, спорта и туризма Гродненского райисполкома сообщили: ни в одном учреждении образования района нет светодиодных ламп. Коль действует такое постановление Минздрава, они вынуждены его придерживаться. В учреждениях образования отдают предпочтение люминесцентным энергосберегающим лампам. 

     

    rgazeta.by


    © ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
    Разработка сайта