Eng Ru
Отправить письмо

Документы Статистика по документам и выполнению поручений. Критерии тсо


Ужесточение критериев ТСО

Критерии ТСО

Запрет на владение и (или) пользование объектами с использованием которых осуществляется производство электрической энергии и мощности (пристанционное оборудование)

С 2017 года.

Владение объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.

  1. Расчетный период (1 год)
  2. Долгосрочный период (3, 5 лет)

Протяженность ЛЭП, ВЛ, КЛ не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:

  • 110 кВ и выше;
  • 35 кВ;
  • 1 - 20 кВ;
  • ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.

Применение критериев в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах

Средние подконтрольные расходы на 1 км ЛЭП «малых» ТСО, сумма протяженности которых менее 15 км, почти в 7 раз выше, чем у иных ТСО, сумма протяженности ЛЭП которых более 15 км.

Количественные критерии не применяются к владельцам объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электрических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными энергетическими системами.

При этом качественные критерии распространяются на все без исключения ТСО.

Субъект РФ

Кол-во ТСО на 2016 год

Республика Саха (Якутия) (кроме Южно-Якутского р-на)

25

Магаданская область

17

Чукотский автономный округ

1

Камчатский край

23

Сахалинская область

12

Итого

78

Наличие «малых» ТСО обусловлено необходимостью обеспечения электроснабжения потребителей расположенных в удаленных труднодоступных районах и подключенных к ДЭС.

Доля ТСО в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах составляет не более 5 % от общего количества ТСО в России. Не применение количественных критериев в указанных регионах не окажет влияние на процесс консолидации ТСО в целом.

Порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО

Порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО интегрирован в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

ТСО направляет:

Предложение (заявление) об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче ЭЭ с обосновывающими материалами, в том числе:

  • Документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание владения объектов электросетевого хозяйства, используемых для осуществления деятельности по передаче электрической энергии;
  • Справка о наличии официального сайта в сети Интернет и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.

РЭК, проводит анализ соответствия организации критериям:

  1. В случае выявления несоответствия, владельца объектов электросетевого хозяйства одному или нескольким критериям орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направляет уведомление об отсутствии оснований для установления  (пересмотра) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической  энергии (с указанием критериев, которые не были соблюдены)
  2. Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении владельца объектов электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям.
  3. Схема соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи.

Возможные варианты решений владельцев объектов электросетевого хозяйства несоответствующих критериям

  1. Объединение (укрупнение) нескольких собственников объектов электросетевого хозяйства, приобретение в собственность, аренда (эксплуатация) дополнительных объектов электросетевого хозяйства.
  2. Передача в аренду (эксплуатацию) или продажа объектов электросетевого хозяйства иной территориальной сетевой организации.
  3. Эксплуатация объектов электростетевого хозяйства без оказания услуг по передаче электрической энергии. Соблюдение запрета на препятствование перетоку электрической энергии (ч. 4. ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 6 ПНД).
  4. Вывод объекта электросетевого хозяйства из эксплуатации, отказ от права собственности.

Обжалование критериев

Суд в своем решении указал на правомерность установления критериев ТСО, т.к. оспариваемые положения являются ясными и понятными и не допускают неоднозначного толкования, а также соответствуют нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.

Количество ТСО в 2015-2016 годах

Применение критериев привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1905

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178

Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 N 184

Федеральный закон об Электроэнергетике

 

 

electricalnet.ru

новые правила для сетевых организаций

Вступившим с 14.10.2016 в законную силу Постановлением Правительства РФ от 30.09.2016 № 989 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования территориальных сетевых организаций" (далее – Постановление № 989) скорректированы правила регулирования рынка услуг по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций (далее – ТСО), а именно:

  • уточнены условия формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ТСО;

  • дополнены утвержденные ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, (далее – Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО).

Ключевые изменения в подходе к формированию тарифов ТСО

В части изменения условий формирования тарифов Постановление № 989 определяет, что при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии в отношении ТСО не учитываются расходы в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих указанным организациям и имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электроэнергии (мощности) систем.

Так, согласно внесенным изменениям Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике[1] дополнены нормой, исключающей из тарифов для ТСО расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства:

  • принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ТСО;

  • имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления; а также

  • объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.

Иными словами, законодатель исключил из перечня подлежащих учету в индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ТСО экономически обоснованных затрат расходы на содержание указанных выше объектов электросетевого хозяйства, связанных общими технологическими системами с комплексами по производству электрической энергии (кроме объектов, производящих электрическую энергию для собственных нужд данных владельцев).

Правовые механизмы реализации Постановления № 989

С целью обеспечения выполнения данного требования Постановление № 989 императивно предусматривает правовые механизмы реализации перечисленных изменений, в соответствии с которыми:

  • уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе проверять информацию, представленную ТСО, посредством направления письменных запросов в адрес АО "СО ЕЭС" и Ассоциации "НП Совет рынка" для получения информации об указанных объектах электросетевого хозяйства;

  • в свою очередь, АО "СО ЕЭС" и Ассоциация "НП Совет Рынка" обязаны дать мотивированный ответ на полученный запрос с представлением запрашиваемого заключения в течение 30 дней со дня получения запроса.

Согласно пункту 2 Постановления № 989 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено до 1 ноября 2016 года с учетом изменений, утвержденных Постановлением № 989, пересмотреть индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.

В отдельных субъектах РФ уполномоченные органы в области тарифного регулирования фактически приступили к пересмотру единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

В настоящее время тарифы пересмотрены в Тульской, Тамбовской, Новосибирской областях и Чувашской Республике.

Ужесточение требований к участникам рынка услуг по передаче электрической энергии

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО дополнены пунктом 6 следующего содержания:

"отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства:

  • расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах,

  • принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии".

В частности, данное нововведение предусматривает запрет на одновременное владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии, и имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по ее производству.

Нарушение данного запрета влечет санкцию в виде лишения владельца объектов электросетевого хозяйства статуса ТСО.

При этом данный запрет не распространяется на:

  • владельцев объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

  • владельцев объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии на территории Приморского края до 1 января 2018 года;

  • хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно предназначенных для удовлетворения собственных производственных нужд, при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган.

Выводы и рекомендации

Указанные изменения приняты в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации[2], направлены на оптимизацию рынка услуг по передаче электрической энергии и повышение качества услуг ТСО и введены с целью нивелирования практики передачи территориальным сетевым организациям собственниками электростанций распределительных устройств и иного пристанционного оборудования, поскольку в большинстве случаев это приводит к значительному росту тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии.

Во избежание правовых рисков ТСО следует проявлять осмотрительность при планировании сделок с данным имуществом, поскольку лишение статуса сетевой организации влечет предусмотренный статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" №35-ФЗ и пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 05.10.2016) запрет на препятствование владельцами объектов электросетевого хозяйства перетоку электрической энергии и требование за это платы.

[1] Утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

[2] Утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р.

www.vegaslex.ru

критерии отнесения к сетевым компаниям

В целях упорядочивания деятельности электросетевых организации на территории России, Правительством РФ утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетей к территориальным сетевым организациям. Указанные критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 25.02.2015 №184 и вот эти критерии:

1. Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов должна быть не менее 10 МВа (для одного субъекта РФ).   

2. Владеть кабельными или воздушными линиями не менее чем 2 классов напряжения (ВН - 110 кВ и выше, СН1 - 35 кВ, СН2 - 1-20 кВ, НН - 1 кВ и ниже).

3. В случае, если для владельца объектов электросетей ранее уже утверждался тариф на передачу электроэнергии (статус электросетевой организации был приобретен ранее), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения для электросетевой компании по причине предоставления недостоверных данных и т.д.

4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.

5. Наличие сайта в сети Интернет.

Если какое-либо из приведенных условий не выполняется, то местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов отказывает такому владельцу объектов электросетевого хозяйства в установлении для него тарифа на передачу электрической энергии. Т.е. такой владелец не имеет права получать статус электросетевой организации. 

В случае, если статус электросетевой компании был получен ранее (до вступления в силу указанного постановления), то с 1 января 2016 года такой электросетевой компании будет отказано в продлении тарифа на 2016 год и последующие периоды. 

Ниже вот по этой ссылке, размещено информационное письмо от ФСТ России в котором даются ответы на типовые вопросы, связанные с регулированием ТСО в контексте применения вышеуказанных критериев.

 

www.energo-konsultant.ru

Холдинг "Энергия" - Аналитика применения критериев отнесения к территориальным сетевым организациям

  • Клиентам
    • Технические услуги
      • Эксплуатация электросетей
        • Расчет у.е.
      • Прайс монтаж КЛ
      • Прайс на внутренний электромонтаж
      • Монтаж ВЛЭП
      • Монтаж климат-систем
      • АИИСКУЭЭ-light
      • Аренда нагрузочных модулей
      • Энерголизинг Энергосервисные контракты
      • Расчет МТР для МТП
    • Электротехническая продукция
      • ММПС 110/10(6) кВ
      • ПКУ
        • GCHVM-W
        • РиМ-высоковольтный учет
      • КТП, БКТП, Тр, КСО, КРУ
        • МТП
      • РЩ
      • Кабельная арматура
      • Спецтехника
        • БКМ
        • ЭТЛ-10
          • Регистрация ЭТЛ
        • УИГ
      • Светодиодные светильники
      • Двери по ГОСТ 30247.2-97
      • Опоры ж/б СВ 95, 105, 110
        • Деревянные опоры ЛЭП
    • Техприсоединение
      • Присоединение мощности
        • тарифы на техприсоединение Московская область 2014
        • Тарифы техприс. Мособласть до 2013 г.
      • Документы к заявке ТП
      • Мониторинг доступности электросетей
      • Расчет техприсоединения
      • Биржа мощности
      • Обсудить в FB
      • Документы к заявке ТП
      • Уведомительный порядок
      • Сроки по ТУ
    • IT-услуги
      • Создание и поддержка сайтов
      • Электронная подпись
        • Электронные торги
        • Электронный документооборот
        • Работа на портале Госуслуг
        • Работа на портале Росреестра
        • Электронная отчетность
        • Отчетность в ФСТ
        • Работа в СМЭВ
        • Закупки по 223-ФЗ
      • Программы по теплу
      • АРМ "E-pass"
      • ПК по расчету потерь эл.эн. РТП3
      • Облачный учет энергоресурсов
      • 1C: Строительство
      • Прогрес++
    • Энергоаудит и консалтинг
      • Расчет тарифа на тепло
        • Расчет теплопотерь
          • Документы
          • Экспертиза
        • Экспертиза тарифа на тепло
        • Расчет НУР котельной
          • Документы
      • Потери электроэнергии
        • Цена расчёта потерь
          • Письмо Минфина по потерям
          • Письмо ФСТ №ЕП-6992/12
          • НДС и потери электроэнергии
        • Мини-расчет потерь
          • Потери на Собственные Нужды
          • Потери до ГБП
        • Норматив электропотерь 2015
        • Данные для расчета потерь
        • Адмрегламент по потерям
        • Потери в Реакторах
        • Бенчмаркинг потерь
        • Потери электроэнергии с 2015
        • Приказ по расчету потерь
          • Инструкция по расчету потерь электроэнергии
        • Инф.письмо МЭ,ФСТ потери с 2015
      • Энергоаудит
        • Исходные данные
        • Экспресс-энергоаудит
        • Энергопаспорт для ТСО
      • Оформление мощностей
      • Инвестрпрограммы
      • Расчет тарифа на передачу ээ
      • Программа энергосбережения
      • Расчет НУР ТЭС
      • Расчет техприсоединения
      • Сертификация
        • Сертификация в энергетической отрасли
      • Оценочная деятельность
        • Оценка сооружений
        • Оценка зданий
        • Оценка помещений
        • Оценка незавершёнки
        • Оценка земельных участков
        • Оценка сервитутов
          • Охранные зоны ЛЭП
        • Оценка промоборудования
        • Оценка офисного оборудования
        • Оценка бизнеса предприятия
        • Оценка акций
        • Нормативы оценки
      • Вступление в СРО
        • СРО в строительстве
      • Расчет НЗТ
    • Сетевая деятельность
      • Сетевое сопровождение
        • Инвестпрограммы
        • Сопровождение по ф.46
        • отчетность по приказу 340
      • Аренда электросетей
        • Электросети СНТ
          • Безвозмездное пользование электросетевым имуществом
        • Опросный лист
        • Регистрация Лизинга
      • Средние ЗП элетросетей
      • Электросетевые тарифы
        • Техприс Мособласть
          • Тарифы техпрес Мособл 2014
        • Тарифы на передачу ФСК
        • Индивидуалка Москва
        • Индивидуальные
          • Индивидуальные
          • Индивидуальные
        • Техприс Якутия
        • Тарифы Ростов
        • Индивидуалка на передачу Казань
        • Проблемы с тарифом
        • Альтернативное регулирование
        • Техприс Архангельск
        • Техприс Алайский край
      • Замерный день в энергетике
      • Критерии ТСО
        • Применение критериев ТСО
      • Бесплатное техприсоединение
      • Электросетевое имущество
        • Оформление прав собственности
        • госпошлина
          • Размеры госпошлины
        • Госрегистрация Доверительного управления
          • Налоги
        • Налог на сети
      • Отчетность Росстат
      • ТСО Мособласти
      • расчет пропускной способности
      • Монопотребитель
      • Срок поверки учета
    • Электро-курилка
      • Юмор энергетика
      • Афоризмы энергетиков
      • Истории из жизни энергетиков
      • Автокадонлайн
      • Диалоги и реплики энергетиков
      • Форум
      • Удобные сервисы
        • Поиск дров
        • Гарант-онлайн
        • шкафы-купе
      • Игра Энергосеть
        • Правила
        • Фридман Фриз
        • Стать энергомагнатом
        • Русификация Power Grid
        • Компоненты
      • Energy-films
        • Видео-Energy
          • Птичку жалко!
          • Энерготреш
        • Покушение на ГОЭЛРО
        • Свободная энергия Теслы
        • Крутая энергетика
        • НИКОЛA ТЕСЛА: ЛУЧ СМЕРТИ
      • Energy-traval
      • energyfm
      • Энергетика детям
        • Энерготовары для детей
    • Питающие центры
      • Питающие центры Ленобласти
      • СПб
    • Энергосбыт
      • Стандарт раскрытия информации филиал МО
        • 20в
        • 20к
    • Проверь контрагента!
  • Электроэнергетика России
    • Doingbusiness энергетика
      • doingbusiness методика по ТП
      • doing business 2014 Россия
      • doingbusiness-2018
    • Тесты
    • ЕНЭС
      • ФСК
        • Инвестпрограмма ФСК на 2014 - 2018 годы
      • МРСК
      • Энергосбыты
      • ОЭС Центра
      • Котлодержатели
      • Центры Питания
        • Карта Питающих центров Мосрег
          • Карта ПЦ ФСК
        • карта ПС Кубаньэнерго
      • Стандарт обслуживания ТСО
      • тендеры 94&223 ФЗ
    • Стоимость электроэнергии
      • Котловые тарифы
        • Предельники
        • Котел Москва
        • Котел Мособласть
        • Котел Алтай
        • Амур
        • Котел Ленобласти
        • Котел Башкоркостан
        • Белгород
        • Брянск
        • Владимир
        • Котел Волгоград
        • Череповец
        • Воронеж
        • Биробиджан
        • Иркутск
        • Котел Казань
        • Калуга
        • Курган
        • Котел Калининград
        • Кемерово
        • Иваново
        • Иркутск
        • Нижний Новгород
        • Мурманск
        • Котел Ростов
        • Свердловск
        • Ижевск
        • Тамбов
        • Томск
        • Котлы Томской области
        • Тверь
        • Саратов
        • Смоленск
        • Ставрополь
        • Рязань
        • Ростов
        • Республика Тыва
        • Республика Марий Эл
        • Сыктывкар
        • Республика Карелия
        • Республика Калмыкия
        • Котел Липецк
        • Республика Мордовия
        • Республика Бурятия
        • Республика Северная Осетия
        • Республика Ингушетия
        • Псков
        • Приморский край
        • Пермский край
        • Пенза
        • Орел

holding-energy.ru

Документы - Правительство России

Постановление от 17 октября 2016 года №1056. Позволит сократить количество территориальных сетевых организаций до уровня, предусмотренного Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации.

Справка

Документ

  • Постановление от 17 октября 2016 года №1056

Разработано Минэнерго в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства от 3 апреля 2013 года №511-р, далее – Стратегия).

Стратегией, в частности, предусмотрена консолидация сетевых организаций. На первом этапе консолидации должно быть сокращено количество территориальных сетевых организаций по результатам введения критериев отнесения организации к территориальной сетевой организации.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства от 28 февраля 2015 года №184.

Подписанным постановлением эти критерии скорректированы с целью сокращения количества территориальных сетевых организаций до предусмотренного Стратегией уровня.

Соответствующие изменения внесены также в правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства от 29 декабря 2011 года №1178).

Кроме того, в нормативные правовые акты Правительства России вносятся изменения, направленные на исключение практики оказания услуг по передаче электрической энергии внутри зданий и строений от вводно-распределительных устройств до энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, находящихся внутри этих зданий и строений.

government.ru

О сокращении электросетевых организаций с 2016 года / Статьи и обзоры / Элек.ру

9 мая 2015 г. в 11:15, 4895

Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций. Текущее количество ТСО — это примерно четыре с половиной тысячи организаций — планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году.

В рамках реализации данной политики было подготовлено и утверждено Постановление Правительства РФ № 184 от 25 февраля 2015 года, в котором перечислены основные критерии, позволяющие получить (сохранить) статус ТСО.

Итак, территориальная сетевая организация должна:

  1. Иметь суммарную установленную мощность силовых трансформаторов — не менее 10 МВа.
  2. Владеть кабельными или воздушными линиями двух и более классов напряжения (ВН — 110 кВ и выше, СН1 — 35 кВ, СН2 — 1-20 кВ, НН — 1 кВ и ниже). Данный критерий не будет действовать для ТСО, осуществляющим передачу электроэнергии в технологически изолированных электроэнергетических системах.
  3. В случае, речь идет об уже существующей территориальной электросетевой компании), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения. Для компаний, которые только начинают свою деятельность в качестве ТСО, данный пункт действовать не будет.
  4. Иметь телефонный номер для обращения потребителей.
  5. Иметь сайт в сети Интернет.

При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации.

Есть и еще один критерий, не заявленный прямо: все указанные требования относятся к юридическим лицам. Согласно условиям Федерального закона «Об энергетике», ТСО — это прежде всего коммерческое предприятие. Если собственником электросетей является индивидуальный предприниматель, то в 2016 году он гарантировано не сможет утвердить тариф на передачу электроэнергии.

Не соответствующие критериям компании получат от местных органов тарифного регулирования уведомление об отсутствии основания для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в котором будут указаны «не пройденные» критерии.

Стоит отметить, что препятствовать перетоку электроэнергии через свои электрические сети несостоявшиеся ТСО не вправе и окажутся в убытке по двум причинам:

  • невозможность получения дохода от услуг по передаче электроэнергии
  • несение затрат на содержание электросетей

Из данной ситуации есть два выхода:

  1. бороться за статус ТСО. Компания может начать реорганизацию своих сетей с целью достижения соответствия первым двум критериями, разместить свой сайт в интернете и переоформить право собственности (если речь идет об ИП).
  2. оказаться от статуса ТСО и организовать собственную энергосбытовую компанию. Приобретя новый статус, предприятие начнет получать доход от купли-продажи электроэнергии.

В зоне риска оказываются многие компании: небольшие организации — владельцы «последней мили», крупные ТСО со стажем и имеющие в своем прошлом факты корректировки тарифа, индивидуальные предприниматели и т.д.

Данным компаниям уже сейчас необходимо задуматься об организации своей деятельности в 2016 году, определиться со статусом и начинать действовать: либо добиваться соответствия критериям, либо создавать свою энергосбытовую организацию.

Эксперты по повышению экономичности электроснабжения оказывают услуги по созданию и администрированию энергосбытовой компании на сетях заказчика.

Появились вопросы? Обратитесь к нам: (343) 270-55-57, e-mail:[email protected]

Источник: kwexpert.ru

www.elec.ru

Минэнерго поднимает планку для сетевых компаний

Как известно, необходимость перемен в электросетевом комплексе России обсуждалась на государственном уровне не один год подряд. Во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 2012 года № 1567 была разработана Стратегия развития электросетевого комплекса РФ (далее — Стратегия развития), которой предусматривается ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций (далее  - ТСО) посредством консолидации и введения критериев для признания юридического лица электросетевой организацией.

В соответствии со Стратегией развития, большое количество ТСО усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием. Для решения указанной проблемы  необходимо принятие мер, направленных на уменьшение количества ТСО посредством создания экономических и законодательных условий, при которых сверхмелкие или ненадежные сетевые организации вынуждены будут  уйти с рынка либо влиться в более крупные сетевые компании. В связи с этим соответствующим органам, в том числе Министерству энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России), было поручено к декабрю 2013 года подготовить необходимые нормативно-правовые акты.

Так, Минэнерго России был подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев и положения об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

В начале 2014 года министр энергетики РФ Александр Новак в интервью «Эхо Москвы» сообщил о том, что государство будет проводить политику, направленную на сокращение ТСО путем определения критериев. Министр добавил, что, по сути дела, будет проводиться сертификация, но не в формальном плане, а с точки зрения получения тарифа от Региональной энергетической комиссии (РЭК). Те ТСО, которые не будут попадать под критерии, не получат тарифа и вынуждены будут либо объединяться, либо сокращать свой бизнес. Следует отметить, что Стратегией развития также предусмотрено исключить за период 2013—2014 гг. расходы моносетей из расчета  «котлового» тарифа.

По словам Александра Новака, планируется, что в соответствии с утвержденной стратегией, к 2017 году количество ТСО, которое в настоящее время выросло до 4,5 тысяч, должно стать в два раза меньше, а к 2022 году – еще вдвое меньше.

В июне 2014 года Минэнерго России представило доработанный текст проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и о внесении изменений в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178» (далее – Проект постановления).

Проект постановления, принятие которого планируется в III квартале 2014 года, направлен на уменьшение общего количества ТСО, снижения рисков в отношении работы электрических сетей и более оптимально распределения ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием электросетевого имущества.

Согласно планируемым изменениям, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства (далее – Заявитель) критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО (далее – Критерии), будет являться основанием для установления в отношении такого Заявителя цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии.

Следует обратить внимание на отсутствие в последней редакции Проекта постановления упоминаний об индивидуальных предпринимателях (далее – ИП). Логично предположить, что это связано с требованиями ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которому ТСО – это прежде всего коммерческие организации, ИП не являются, а значит путь в осуществление регулируемой деятельности по передаче электроэнергии для них закрыт. То же самое относится и к тем ИП, которые на сегодняшний день владеют электросетями. В следующем после принятия нововведений расчетном периоде такие ИП не смогут получить тариф на осуществление регулируемой деятельности по передаче электрической энергии.

Анализ соответствия Заявителя требуемым Критериям будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (далее – Органы тарифного регулирования), в рамках проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, по итогам которого оформляется соответствующее экспертное заключение.

Согласно Проекту постановления, в случае выявления несоответствия Заявителя необходимым Критериям, Орган тарифного регулирования направляет такому Заявителю уведомление об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, с указанием критериев, которым Заявитель не соответствует.

Критерии, устанавливаемые для Заявителя:

1)             Владение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее предстоящего периода регулирования следующими объектами электросетевого хозяйства, используемыми для осуществления регулируемой деятельности:

(a)   силовыми трансформаторами, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА;

(b)   воздушными и (или) кабельными линиями электропередачи не менее двух из указанных ниже уровней напряжения:

(i)     высокое напряжение (ВН) – 110 кВ и выше;

(ii)    среднее первое напряжение (Ch2) – 35 кВ;

(iii)   среднее второе напряжение (СН2) – 1 – 20 кВ;

(iv)  низкое напряжение (НН) – ниже 1 кВ.

NB! : Критерии, упомянутые в настоящем пункте не применяются к Заявителям, осуществляющим передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

2)             Наличие за последние истекшие 3 года не более 2 фактов применения Органами тарифного регулирования:

(a)   понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг;

(b)   корректировки тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования,в случае если Заявитель предоставил недостоверные отчетные данные для расчета фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или не представил такие данные.

3)             Наличие зарегистрированного телефонного номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) по технологическому присоединению;

4)             Наличие официального сайта в сети «Интернет».

Следует отметить, что наличие соответствующего телефонного номера и официального сайта будет подтверждаться справкой, подписанной руководителем или иным уполномоченным лицом Заявителя и заверенной печатью Заявителя. Согласно планируемым нововведениям, данная справка, наряду с прочими обосновывающими материалами, должна прилагаться к заявлению об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, направляемому Заявителем в Орган тарифного регулирования.

Таким образом, анализ Проекта постановления позволяет говорить о том, что на сегодняшний день минимизировано число количественных и качественных показателей деятельности сетевых организаций, которым должны соответствовать Заявители для их отнесения к ТСО. Несмотря на это, документ делает акцент на основные требования, позволяющие ограничить осуществление регулируемой деятельности по передаче электроэнергии мелкими, или недобросовестными сетевыми организациями.

Тем самым законодатель дает начало государственной политике по консолидации электросетей, подразумевающей значительное сокращение числа ТСО с одновременным ужесточением требований и контроля в отношении упомянутых компаний.

Проект постановления рассматривает утверждение статуса ТСО не как отдельную процедуру, а как составляющую процесса получения цены (тарифа) для осуществления регулируемой деятельности.  Это значительно упрощает порядок выявления «несоответствующих» Заявителей, которым попросту будет отказано в установлении цены (тарифа), что не позволит таким Заявителям оказывать услуги по передаче электроэнергии и получать соответствующую прибыль.

Напомним, что владельцы электрических сетей не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через свои энергообъекты. Необходимость соблюдения данного правила в отсутствие соответствующего тарифа означает, что ТСО будут нести убытки, связанные в первую очередь с обслуживанием электросетей. Таким образом, отказ ТСО в получении тарифа приведет к последствиям, в результате которых многие сегодняшние игроки будут вынуждены уйти с рынка услуг по передаче электрической энергии.

Кроме уже упомянутых ИП, нововведения могут коснуться (имеющих на балансе собственные сети или выделивших их в аффилированные организации) крупных предприятий , получающих дополнительный доход за счет оказания услуг по передаче электрической энергии, а также услуг по технологическому присоединению к электросетям. С трудностями столкнутся и мелкие ТСО «последней мили», зачастую имеющие в собственности лишь небольшой участок сетей.

Очевидно, что Правительство РФ нацелено на значительное сокращение количества ТСО уже в ближайшее время. Так же можно предположить (на это есть примеры), что в целях большей эффективности  постановление будет принято незадолго до истечения срока установления тарифов органами тарифного регулирования. В таком случае, многие владельцы электрических сетей, начиная с 2015 года, окажутся «не у дел».

Следует отметить, что в соответствии с нормами действующего законодательства у регулируемых организаций имеются возможность защитить свои интересы. Так, ФСТ России уполномочена в досудебном порядке рассматривать споры, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий и заинтересованные лица (ТСО, их потребители,), при наличии доказательств, вправе обратиться в ФСТ России с соответствующим заявлением о рассмотрении спора, касающегося установления цены (тарифа). Решение по такому спору принимается ФСТ России в течение 90 дней.

Отказ органа тарифного регулирования установить соответствующий тариф (уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа) может также быть оспорен в арбитражном суде и признан незаконным в порядке оспаривания ненормативных правовых актов.

Однако наиболее правильным будет рекомендовать   тем ТСО, которые не попадают под Критерии, уже сейчас предпринимать активные меры, направленные на соответствие требованиям, предусмотренным Проектом постановления. Среди них можно выделить объединение активов нескольких ТСО в одну, более крупную организацию. Такая консолидация позволила бы вновь созданной ТСО соответствовать Критериям, необходимым для осуществления деятельности по передаче электрической энергии.

Впрочем, это лишь один из способов лежащих на поверхности, а есть еще концессии, СП, управление, то есть модели, реализация которых возможна при проведении мероприятий на основе разработанного проекта пошаговых действий для организации заинтересованной в сохранении бизнеса и после выхода рассматриваемого постановления.

Моносети - ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц, и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса.

www.vegaslex.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта