Документы Статистика по документам и выполнению поручений. Критерии тсоУжесточение критериев ТСОКритерии ТСО Запрет на владение и (или) пользование объектами с использованием которых осуществляется производство электрической энергии и мощности (пристанционное оборудование) С 2017 года. Владение объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.
Протяженность ЛЭП, ВЛ, КЛ не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
Применение критериев в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах Средние подконтрольные расходы на 1 км ЛЭП «малых» ТСО, сумма протяженности которых менее 15 км, почти в 7 раз выше, чем у иных ТСО, сумма протяженности ЛЭП которых более 15 км. Количественные критерии не применяются к владельцам объектов электросетевого хозяйства, осуществляющих передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электрических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными энергетическими системами. При этом качественные критерии распространяются на все без исключения ТСО.
Наличие «малых» ТСО обусловлено необходимостью обеспечения электроснабжения потребителей расположенных в удаленных труднодоступных районах и подключенных к ДЭС. Доля ТСО в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах составляет не более 5 % от общего количества ТСО в России. Не применение количественных критериев в указанных регионах не окажет влияние на процесс консолидации ТСО в целом. Порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО Порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО интегрирован в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. ТСО направляет: Предложение (заявление) об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче ЭЭ с обосновывающими материалами, в том числе:
РЭК, проводит анализ соответствия организации критериям:
Возможные варианты решений владельцев объектов электросетевого хозяйства несоответствующих критериям
Обжалование критериев Суд в своем решении указал на правомерность установления критериев ТСО, т.к. оспариваемые положения являются ясными и понятными и не допускают неоднозначного толкования, а также соответствуют нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу. Количество ТСО в 2015-2016 годах Применение критериев привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1905 Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 Федеральный закон об Электроэнергетике
electricalnet.ru новые правила для сетевых организацийВступившим с 14.10.2016 в законную силу Постановлением Правительства РФ от 30.09.2016 № 989 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования территориальных сетевых организаций" (далее – Постановление № 989) скорректированы правила регулирования рынка услуг по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций (далее – ТСО), а именно:
Ключевые изменения в подходе к формированию тарифов ТСО В части изменения условий формирования тарифов Постановление № 989 определяет, что при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии в отношении ТСО не учитываются расходы в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих указанным организациям и имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электроэнергии (мощности) систем. Так, согласно внесенным изменениям Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике[1] дополнены нормой, исключающей из тарифов для ТСО расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства:
Иными словами, законодатель исключил из перечня подлежащих учету в индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ТСО экономически обоснованных затрат расходы на содержание указанных выше объектов электросетевого хозяйства, связанных общими технологическими системами с комплексами по производству электрической энергии (кроме объектов, производящих электрическую энергию для собственных нужд данных владельцев). Правовые механизмы реализации Постановления № 989 С целью обеспечения выполнения данного требования Постановление № 989 императивно предусматривает правовые механизмы реализации перечисленных изменений, в соответствии с которыми:
Согласно пункту 2 Постановления № 989 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено до 1 ноября 2016 года с учетом изменений, утвержденных Постановлением № 989, пересмотреть индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии. В отдельных субъектах РФ уполномоченные органы в области тарифного регулирования фактически приступили к пересмотру единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. В настоящее время тарифы пересмотрены в Тульской, Тамбовской, Новосибирской областях и Чувашской Республике. Ужесточение требований к участникам рынка услуг по передаче электрической энергии Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО дополнены пунктом 6 следующего содержания: "отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства:
В частности, данное нововведение предусматривает запрет на одновременное владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии, и имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по ее производству. Нарушение данного запрета влечет санкцию в виде лишения владельца объектов электросетевого хозяйства статуса ТСО. При этом данный запрет не распространяется на:
Выводы и рекомендации Указанные изменения приняты в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации[2], направлены на оптимизацию рынка услуг по передаче электрической энергии и повышение качества услуг ТСО и введены с целью нивелирования практики передачи территориальным сетевым организациям собственниками электростанций распределительных устройств и иного пристанционного оборудования, поскольку в большинстве случаев это приводит к значительному росту тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии. Во избежание правовых рисков ТСО следует проявлять осмотрительность при планировании сделок с данным имуществом, поскольку лишение статуса сетевой организации влечет предусмотренный статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" №35-ФЗ и пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 05.10.2016) запрет на препятствование владельцами объектов электросетевого хозяйства перетоку электрической энергии и требование за это платы. [1] Утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178. [2] Утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р. www.vegaslex.ru критерии отнесения к сетевым компаниямВ целях упорядочивания деятельности электросетевых организации на территории России, Правительством РФ утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетей к территориальным сетевым организациям. Указанные критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 25.02.2015 №184 и вот эти критерии: 1. Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов должна быть не менее 10 МВа (для одного субъекта РФ). 2. Владеть кабельными или воздушными линиями не менее чем 2 классов напряжения (ВН - 110 кВ и выше, СН1 - 35 кВ, СН2 - 1-20 кВ, НН - 1 кВ и ниже). 3. В случае, если для владельца объектов электросетей ранее уже утверждался тариф на передачу электроэнергии (статус электросетевой организации был приобретен ранее), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения для электросетевой компании по причине предоставления недостоверных данных и т.д. 4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей. 5. Наличие сайта в сети Интернет. Если какое-либо из приведенных условий не выполняется, то местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов отказывает такому владельцу объектов электросетевого хозяйства в установлении для него тарифа на передачу электрической энергии. Т.е. такой владелец не имеет права получать статус электросетевой организации. В случае, если статус электросетевой компании был получен ранее (до вступления в силу указанного постановления), то с 1 января 2016 года такой электросетевой компании будет отказано в продлении тарифа на 2016 год и последующие периоды. Ниже вот по этой ссылке, размещено информационное письмо от ФСТ России в котором даются ответы на типовые вопросы, связанные с регулированием ТСО в контексте применения вышеуказанных критериев.
www.energo-konsultant.ru
holding-energy.ru Документы - Правительство РоссииПостановление от 17 октября 2016 года №1056. Позволит сократить количество территориальных сетевых организаций до уровня, предусмотренного Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Справка Документ
Разработано Минэнерго в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства от 3 апреля 2013 года №511-р, далее – Стратегия). Стратегией, в частности, предусмотрена консолидация сетевых организаций. На первом этапе консолидации должно быть сокращено количество территориальных сетевых организаций по результатам введения критериев отнесения организации к территориальной сетевой организации. Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства от 28 февраля 2015 года №184. Подписанным постановлением эти критерии скорректированы с целью сокращения количества территориальных сетевых организаций до предусмотренного Стратегией уровня. Соответствующие изменения внесены также в правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства от 29 декабря 2011 года №1178). Кроме того, в нормативные правовые акты Правительства России вносятся изменения, направленные на исключение практики оказания услуг по передаче электрической энергии внутри зданий и строений от вводно-распределительных устройств до энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, находящихся внутри этих зданий и строений. government.ru О сокращении электросетевых организаций с 2016 года / Статьи и обзоры / Элек.ру9 мая 2015 г. в 11:15, 4895 Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций. Текущее количество ТСО — это примерно четыре с половиной тысячи организаций — планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году. В рамках реализации данной политики было подготовлено и утверждено Постановление Правительства РФ № 184 от 25 февраля 2015 года, в котором перечислены основные критерии, позволяющие получить (сохранить) статус ТСО. Итак, территориальная сетевая организация должна:
При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации. Есть и еще один критерий, не заявленный прямо: все указанные требования относятся к юридическим лицам. Согласно условиям Федерального закона «Об энергетике», ТСО — это прежде всего коммерческое предприятие. Если собственником электросетей является индивидуальный предприниматель, то в 2016 году он гарантировано не сможет утвердить тариф на передачу электроэнергии. Не соответствующие критериям компании получат от местных органов тарифного регулирования уведомление об отсутствии основания для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в котором будут указаны «не пройденные» критерии. Стоит отметить, что препятствовать перетоку электроэнергии через свои электрические сети несостоявшиеся ТСО не вправе и окажутся в убытке по двум причинам:
Из данной ситуации есть два выхода:
В зоне риска оказываются многие компании: небольшие организации — владельцы «последней мили», крупные ТСО со стажем и имеющие в своем прошлом факты корректировки тарифа, индивидуальные предприниматели и т.д. Данным компаниям уже сейчас необходимо задуматься об организации своей деятельности в 2016 году, определиться со статусом и начинать действовать: либо добиваться соответствия критериям, либо создавать свою энергосбытовую организацию. Эксперты по повышению экономичности электроснабжения оказывают услуги по созданию и администрированию энергосбытовой компании на сетях заказчика. Появились вопросы? Обратитесь к нам: (343) 270-55-57, e-mail:[email protected] Источник: kwexpert.ru www.elec.ru Минэнерго поднимает планку для сетевых компаний
Как известно, необходимость перемен в электросетевом комплексе России обсуждалась на государственном уровне не один год подряд. Во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 2012 года № 1567 была разработана Стратегия развития электросетевого комплекса РФ (далее — Стратегия развития), которой предусматривается ограничение деятельности неквалифицированных территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) посредством консолидации и введения критериев для признания юридического лица электросетевой организацией. В соответствии со Стратегией развития, большое количество ТСО усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием. Для решения указанной проблемы необходимо принятие мер, направленных на уменьшение количества ТСО посредством создания экономических и законодательных условий, при которых сверхмелкие или ненадежные сетевые организации вынуждены будут уйти с рынка либо влиться в более крупные сетевые компании. В связи с этим соответствующим органам, в том числе Министерству энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России), было поручено к декабрю 2013 года подготовить необходимые нормативно-правовые акты. Так, Минэнерго России был подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев и положения об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». В начале 2014 года министр энергетики РФ Александр Новак в интервью «Эхо Москвы» сообщил о том, что государство будет проводить политику, направленную на сокращение ТСО путем определения критериев. Министр добавил, что, по сути дела, будет проводиться сертификация, но не в формальном плане, а с точки зрения получения тарифа от Региональной энергетической комиссии (РЭК). Те ТСО, которые не будут попадать под критерии, не получат тарифа и вынуждены будут либо объединяться, либо сокращать свой бизнес. Следует отметить, что Стратегией развития также предусмотрено исключить за период 2013—2014 гг. расходы моносетей из расчета «котлового» тарифа. По словам Александра Новака, планируется, что в соответствии с утвержденной стратегией, к 2017 году количество ТСО, которое в настоящее время выросло до 4,5 тысяч, должно стать в два раза меньше, а к 2022 году – еще вдвое меньше. В июне 2014 года Минэнерго России представило доработанный текст проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и о внесении изменений в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178» (далее – Проект постановления). Проект постановления, принятие которого планируется в III квартале 2014 года, направлен на уменьшение общего количества ТСО, снижения рисков в отношении работы электрических сетей и более оптимально распределения ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием электросетевого имущества. Согласно планируемым изменениям, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства (далее – Заявитель) критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО (далее – Критерии), будет являться основанием для установления в отношении такого Заявителя цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии. Следует обратить внимание на отсутствие в последней редакции Проекта постановления упоминаний об индивидуальных предпринимателях (далее – ИП). Логично предположить, что это связано с требованиями ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которому ТСО – это прежде всего коммерческие организации, ИП не являются, а значит путь в осуществление регулируемой деятельности по передаче электроэнергии для них закрыт. То же самое относится и к тем ИП, которые на сегодняшний день владеют электросетями. В следующем после принятия нововведений расчетном периоде такие ИП не смогут получить тариф на осуществление регулируемой деятельности по передаче электрической энергии. Анализ соответствия Заявителя требуемым Критериям будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (далее – Органы тарифного регулирования), в рамках проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, по итогам которого оформляется соответствующее экспертное заключение. Согласно Проекту постановления, в случае выявления несоответствия Заявителя необходимым Критериям, Орган тарифного регулирования направляет такому Заявителю уведомление об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, с указанием критериев, которым Заявитель не соответствует. Критерии, устанавливаемые для Заявителя: 1) Владение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее предстоящего периода регулирования следующими объектами электросетевого хозяйства, используемыми для осуществления регулируемой деятельности: (a) силовыми трансформаторами, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА; (b) воздушными и (или) кабельными линиями электропередачи не менее двух из указанных ниже уровней напряжения: (i) высокое напряжение (ВН) – 110 кВ и выше; (ii) среднее первое напряжение (Ch2) – 35 кВ; (iii) среднее второе напряжение (СН2) – 1 – 20 кВ; (iv) низкое напряжение (НН) – ниже 1 кВ. NB! : Критерии, упомянутые в настоящем пункте не применяются к Заявителям, осуществляющим передачу электрической энергии в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах. 2) Наличие за последние истекшие 3 года не более 2 фактов применения Органами тарифного регулирования: (a) понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг; (b) корректировки тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования,в случае если Заявитель предоставил недостоверные отчетные данные для расчета фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или не представил такие данные. 3) Наличие зарегистрированного телефонного номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) по технологическому присоединению; 4) Наличие официального сайта в сети «Интернет». Следует отметить, что наличие соответствующего телефонного номера и официального сайта будет подтверждаться справкой, подписанной руководителем или иным уполномоченным лицом Заявителя и заверенной печатью Заявителя. Согласно планируемым нововведениям, данная справка, наряду с прочими обосновывающими материалами, должна прилагаться к заявлению об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, направляемому Заявителем в Орган тарифного регулирования. Таким образом, анализ Проекта постановления позволяет говорить о том, что на сегодняшний день минимизировано число количественных и качественных показателей деятельности сетевых организаций, которым должны соответствовать Заявители для их отнесения к ТСО. Несмотря на это, документ делает акцент на основные требования, позволяющие ограничить осуществление регулируемой деятельности по передаче электроэнергии мелкими, или недобросовестными сетевыми организациями. Тем самым законодатель дает начало государственной политике по консолидации электросетей, подразумевающей значительное сокращение числа ТСО с одновременным ужесточением требований и контроля в отношении упомянутых компаний. Проект постановления рассматривает утверждение статуса ТСО не как отдельную процедуру, а как составляющую процесса получения цены (тарифа) для осуществления регулируемой деятельности. Это значительно упрощает порядок выявления «несоответствующих» Заявителей, которым попросту будет отказано в установлении цены (тарифа), что не позволит таким Заявителям оказывать услуги по передаче электроэнергии и получать соответствующую прибыль. Напомним, что владельцы электрических сетей не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через свои энергообъекты. Необходимость соблюдения данного правила в отсутствие соответствующего тарифа означает, что ТСО будут нести убытки, связанные в первую очередь с обслуживанием электросетей. Таким образом, отказ ТСО в получении тарифа приведет к последствиям, в результате которых многие сегодняшние игроки будут вынуждены уйти с рынка услуг по передаче электрической энергии. Кроме уже упомянутых ИП, нововведения могут коснуться (имеющих на балансе собственные сети или выделивших их в аффилированные организации) крупных предприятий , получающих дополнительный доход за счет оказания услуг по передаче электрической энергии, а также услуг по технологическому присоединению к электросетям. С трудностями столкнутся и мелкие ТСО «последней мили», зачастую имеющие в собственности лишь небольшой участок сетей. Очевидно, что Правительство РФ нацелено на значительное сокращение количества ТСО уже в ближайшее время. Так же можно предположить (на это есть примеры), что в целях большей эффективности постановление будет принято незадолго до истечения срока установления тарифов органами тарифного регулирования. В таком случае, многие владельцы электрических сетей, начиная с 2015 года, окажутся «не у дел». Следует отметить, что в соответствии с нормами действующего законодательства у регулируемых организаций имеются возможность защитить свои интересы. Так, ФСТ России уполномочена в досудебном порядке рассматривать споры, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий и заинтересованные лица (ТСО, их потребители,), при наличии доказательств, вправе обратиться в ФСТ России с соответствующим заявлением о рассмотрении спора, касающегося установления цены (тарифа). Решение по такому спору принимается ФСТ России в течение 90 дней. Отказ органа тарифного регулирования установить соответствующий тариф (уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа) может также быть оспорен в арбитражном суде и признан незаконным в порядке оспаривания ненормативных правовых актов. Однако наиболее правильным будет рекомендовать тем ТСО, которые не попадают под Критерии, уже сейчас предпринимать активные меры, направленные на соответствие требованиям, предусмотренным Проектом постановления. Среди них можно выделить объединение активов нескольких ТСО в одну, более крупную организацию. Такая консолидация позволила бы вновь созданной ТСО соответствовать Критериям, необходимым для осуществления деятельности по передаче электрической энергии. Впрочем, это лишь один из способов лежащих на поверхности, а есть еще концессии, СП, управление, то есть модели, реализация которых возможна при проведении мероприятий на основе разработанного проекта пошаговых действий для организации заинтересованной в сохранении бизнеса и после выхода рассматриваемого постановления. Моносети - ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц, и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса. www.vegaslex.ru |