Ралиф Гильфанов: Нефть с «Приразломной» работает на космическую отрасль. Газпром нефть шельф генеральный директорГазпром нефть шельф — WiKiДеятельностьВ настоящий момент «Газпром нефть шельф» — единственная нефтяная компания, ведущая добычу нефти на арктическом шельфе России (месторождение «Приразломное»). Приразломное месторождение расположено в Печорском море(прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Проект вступил в активную фазу в середине 2013 года, когда компания «Газпром нефть шельф» приняла платформу «Приразломная» в эксплуатацию от генерального подрядчика по строительству объекта — ПО «Севмаш». Летом 2013 года было начато бурение первой скважины, в декабре 2013 года на платформе «Приразломная» была начата добыча нефти[2]. Отгрузка первого танкера с нефтью Приразломного месторождения состоялась в апреле 2014 года. Команду на отгрузку дал Президент России Владимир Путин[3]. Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти получил название ARCO (Arctic Oil) и впервые поступил на мировой рынок. В общей сложности с платформы «Приразломная» в 2014 году было отгружено 300 тыс. тонн нефти[4]. На пике максимальный уровень добычи может достигать 5 млн тонн нефти в год. В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Первая добывающая скважина на месторождении была запущена 19 декабря 2013 года. Устья всех скважин находятся внутри платформы — таким образом ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах специальное оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа — в случае необходимости скважина будет герметично перекрыта в течение 10 секунд. МЛСП «Приразломная»Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения Приразломного месторождения. Для реализации проекта была создана морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. При её проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки. Глубина Печорского моря в районе месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа «Приразломная» установлена на морском дне и надежно удерживается на нём за счет своего веса (500 тыс. т) и защитной бермы из камня и щебня. Специально разработанная нижняя часть платформы (кессон) способна успешно противостоять арктическому климату. Трехметровые бетонные стенки кессона покрыты четырёхсантиметровым слоем плакированной стали, устойчивой к коррозии и износу. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки. Все скважины, которые планируется пробурить на месторождении, находятся внутри платформы — её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Для того, чтобы отгрузка состоялась, необходимо соблюсти 30 условий. Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину. Транспортная система проектаСуществующая транспортная система проекта освоения Приразломного месторождения, включающая два многофункциональных ледокольных судна и два челночных танкера, позволяет выполнять полный цикл работ для бесперебойного снабжения и безопасного функционирования «Приразломной». Суда доставляют на платформу грузы, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти, обеспечивают проведения ледокольных операций с платформой. В случае необходимости они окажут помощь в ликвидации последствий внештатных ситуаций на платформе. В целях обеспечения круглогодичной эксплуатации платформы в условиях повышенных ледовых нагрузок, по заказу ООО «Газпром нефть шельф» было построено два многофункциональных ледокольных суда (МФЛС) — «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев». Суда предназначены для круглогодичного обслуживания платформы и ледокольного обеспечения отгрузок нефти на челночные танкеры. Челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн, предназначаются для круглогодичного вывоза нефти с месторождения. Береговая структура проектаДля оперативного управления производством и для доставки вахтового персонала и грузов на платформу создана береговая инфраструктура. В её состав входят:
Экологическая и промышленная безопасность проектаТехнология работы МЛСП «Приразломная» полностью исключает сброс промышленных и бытовых отходов и других вредных веществ в море. При появлении морских млекопитающих экипажи судов во время проведения работ и манёвров соблюдают меры повышенной осторожности. Для снижения шумового воздействия вертолеты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полеты над морем на комфортной для его обитателей высоте. Водозабор на «Приразломной» происходит через специальные рыбозащитные устройства, которые обеспечивают эффективную защиту рыбы. Для воспроизводства промысловых пород рыб в акваторию Северного рыбохозяйственного бассейна в 2012—2014 гг. выпущено более 150 тыс. двухгодовиков атлантического лосося. Район добычи Приразломного нефтяного месторождения окружен многочисленными государственными заповедниками и заказниками, где обитают моржи, относящиеся к атлантическому подвиду: на о. Долгий, о. Вайгач, в Ненецком заповеднике. Согласно результатам исследований не зафиксировано отклонений от показателей естественного функционирования береговых экосистем. Фактора беспокойства для атлантического моржа как вида-индикатора экологического состояния не выявлено. План ЛАРНКомпания «Газпром нефть шельф» разработала внедрила подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти. План ЛРН разработан Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ), согласован Федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта, Министерством энергетики Российской Федерации и утвержден МЧС России. В августе 2013 года реферат Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти опубликован на сайте компании «Газпром нефть шельф»[5]. В плане рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений. Также организованы профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными органами. Компанией закуплено специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях. В районе расположения платформы постоянно проводятся учебно-тренировочные занятия и комплексные учения, призванные обеспечить максимальную слаженность действий команды проекта в случае возникновения любых нештатных ситуаций. Тренировки выполняются как на море в ледовой обстановке, так и на суше — для защиты береговой полосы в районе пос. Варандей. С начала 2014 года компанией проведено более 100 учебно-тренировочных занятий по теме ЛРН, самым масштабным из которых стало учение по поиску и спасению людей, а также ликвидации разливов нефти «Арктика-2014»[6]. ИсторияС мая 2014 года «Газпром нефть шельф» является дочерним обществом ПАО «Газпром нефть». 1 июня 2009 года ООО «Севморнефтегаз», 100 % акций которого принадлежат «Газпрому», было переименовано в ООО «Газпром нефть шельф». В октябре того же года Роснедра переоформили лицензии на Приразломное месторождение с ООО «Севморнефтегаз» на ООО «Газпром нефть шельф». 29 декабря 2004 года «Газпром» стал единственным владельцем компаний, связанных с освоением Штокмановского и Приразломного месторождений, — «Росшельфе» и «Севморнефтегазе». Участвовавшая в этих проектах «Роснефть» вышла из них, получив за это 1,7 млрд долларов. ЗАО «Севморнефтегаз» по решению совета директоров ЗАО «Росшельф», принятому 1 августа 2002 года, получает лицензий на пользование участками недр Штокмановскогои Приразломного месторождений с ЗАО «Росшельф» на. Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года лицензия на освоение Приразломного месторождения была переоформлена на ЗАО «Севморнефтегаз» (лицензия ШПЧ № 11323 НЭ от 28.11.2002). ЗАО «Севморнефтегаз» учрежден в декабре 2001 — январе 2002 года «Газпромом» и «Роснефтью» через дочерние компании ОАО "НК «Роснефть-Пурнефтегаз» и ЗАО «Росшельф» соответственно равными долями. 4 октября 2001 года между «Газпромом» и «Роснефтью» было подписано соглашение о совместном освоении пяти крупных месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Баренцева моря. В их число, помимо Штокмановского и Приразломного, вошли Харампурское нефтегазоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное и Етыпуровское месторождения. Компания была учреждена 29 мая 1992 года под названием ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В состав учредителей вошли 20 организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», "Архангельскгеология другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений месторождений арктического шельфа. 15 марта 1993 года «Росшельф» получил лицензии сроком на 25 лет (до 2018 года) на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на указанных месторождениях. ПримечанияСсылкиru-wiki.org Люди дела - ГАЗПРОМ НЕФТЬ ШЕЛЬФИнтервью Ралифа Гильфанова радиостанции Коммерсантъ FM (специальный проект «Люди дела»)previous play next stop repeat shuffle Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.— В студии Алексей Киселев. И в гостях у программы «Люди дела» Ралиф Гильфанов, заместитель генерального директора компании «Газпром нефть шельф» по операционной деятельности. Сегодня у нас будет очень интересная беседа — как минимум потому, что мы будем обсуждать очень и очень интересный проект «Приразломная». Кто-то уже понял, о чем идет речь, но на всякий случай я поясню, что это — первое и единственное на данный момент месторождение на российском арктическом шельфе (и единственное месторождение в Арктике), где добыча идет со стационарной платформы в 60 км от берега. Во льдах, в условиях полярной ночи, низких температур и прочих ужасов. Скажите, каково это — быть первопроходцем, тем более в таких условиях? — Вы знаете, самое страшное и, наверное, самое тяжелое в том, чтобы быть первопроходцем,— это поверить в то, что ты делаешь, что этот проект реализуем. Так как это командная работа, командный успех, необходимо зарядить этой верой своих соратников, подчиненных, убедить руководителей. И в этом отношении самое тяжелое для меня и, в принципе, для команды — это единая цель, единая вера. — А долго пришлось всех убеждать в том, что это интересный и перспективный проект? — На самом деле опыт предыдущих проектов, например таких же крупных на Сахалине, научил нас применять инструменты, которые позволяют оценить степень нашей уверенности в проекте и его безопасность. Есть так называемые 12 компонентов операционной деятельности, начиная от лидерства и аудита качества и заканчивая готовностью к ЧС любого рода, которые позволяют в любой момент оценить, где ты находишься, и разработать те мероприятия, которые приблизят тебя к цели. А цель, она одна — обеспечить готовность к безопасной эксплуатации. — А можете немножко подробнее раскрыть эти 12 принципов? Это очень интересно с точки зрения применения. — На самом деле первый компонент — это непосредственно менеджмент и лидерство. То есть то, как мы сами демонстрируем приверженность нашим целям, политике нашей компании, нашему отношению к экологии, безопасности, к нашему персоналу и его развитию, а также непосредственно к своим коллегам. Далее идут компоненты, связанные с управлением безопасностью. То есть насколько мы минимизируем те риски, которые мы вносим в эту ранимую сферу, арктическую в данном случае. Насколько мы бережно относимся к той природе, которая нас окружает. Насколько наши технологии позволяют добывать нефть и извлекать, по сути, прибыль, не нанося ущерба ни для окружающей среды, ни для репутации компании, ни для персонала, который в это вовлечен. — Вы уже частично начали рассказ про технологии. Хочется уточнить, какие сложности пришлось преодолевать при реализации данного проекта? Понятное дело, что это в первую очередь температурные условия, да и вообще, на мой взгляд, работа в Арктике — это что-то такое вот потрясающее и очень-очень непонятное, по крайней мере для меня. Какие сложности? — На самом деле это тоже компонент готовности, который зовется проектом. В первую очередь мы проанализировали, насколько проект отвечает тем вызовам, которые мы встретили непосредственно в Арктике. Насколько подходящее оборудование подобрано, насколько его строительство отвечает высоким требованиям и в плане сейсмической активности, и в плане погодных условий, и в плане того, что мы добываем, по сути, взрыво- и пожароопасный продукт. Поэтому мы оценили в первую очередь проект. Когда мы убедились, что условия проектирования действительно позволяют нам безопасно запуститься, мы пошли дальше. — Работы на платформе идут вахтовым методом. Люди трудятся по 30 дней. Вообще, каково это — работать в условиях полярной ночи, льдов, постоянного холода вот такой длительный срок, по целому месяцу? — На самом деле я тоже работал в этих условиях порядка семи лет на Сахалине, будучи начальником одной, а затем другой платформы. В принципе не работа тяжела, а ожидание возвращения домой. Особенно тяжело переносить вынужденные задержки на платформе по погодным условиям. Те испытания, которые даются нам,— природные, производственные, связанные с теми условиями, в которых мы работаем,— они все преодолимы. Но есть и то, что выше наших сил: вертолет просто не вылетит из-за тумана. Это тяжело переносить — гораздо тяжелее, чем работать 30 дней. — А на сколько иногда приходится задерживаться людям? — По опыту Сахалина — до семи дней. У нас более благоприятная в этом плане погода. Но бывают случаи до трех-четырех дней задержки. — А как вы подбираете кадры для «Приразломной»? Весьма специфичная работа получается: должны быть люди с выносливыми не только руками и головами, но и психикой. — Мы предъявляем целый ряд критериев. Прежде всего это опыт. Опыт работы с современным оборудованием, современными технологиями. Теми, которые связаны с многоуровневым обеспечением безопасности. Это потенциал для роста. Обязательно, чтобы человек был способен к дальнейшему развитию, чтобы у него была мотивация для этого. Ну и немаловажное значение имеют рекомендации с предыдущих мест работы. Нам удалось собрать лучших в своей команде, и это в принципе и предопределило успех в запуске. И сегодня мы уже добыли трехмиллионную тонну нефти и благополучно экспортировали ее на рынок — туда, где она востребована. — Я правильно понимаю, что вы подбираете себе такую команду, которую вы собираетесь прямо дальше выращивать, и это — один из основных критериев? — Наш проект как форпост, как тренинг-центр, он готовит людей работать слаженно в команде, ощущать чувство локтя, которое позволяет говорить, что это МЫ вместе достигли, говорить, что НАША платформа безопасна, потому что МЫ выполняем свои обязанности так, как это требуется: в соответствии с нормативными и рискоориентированными подходами. — То есть получается, что «Приразломная» — это действительно такой форпост, такая лакмусовая бумажка: отработал, можешь — значит, дальше можешь все, правильно? — В принципе да, согласен с вами. — А руководство «Приразломной» сидит на платформе или все-таки на материке? И почему? — Расположение руководства платформы бывает разное, это зависит от проекта. Есть так называемые безлюдные платформы, которые управляются с берега и где персонал просто заезжает раз в месяц, чтобы посмотреть, как обстоят дела с оборудованием, провести какое-либо техобслуживание. В нашем проекте руководство находится на платформе. И это оправдано тем уровнем сложности, тем уровнем рисков, с которыми связана наша работа. Важно, чтобы люди, принимающие решения, были непосредственно рядом с теми, кто выполняет эти решения. Это сплачивает коллектив, это обеспечивает безопасность наших работ на платформе и привносит необходимую лепту в наше развитие. — При словосочетании «буровая платформа», а мы сегодня много говорим про «Приразломную», у многих перед глазами сразу всплывает ситуация с другой платформой, с Deepwater Horizon. Разлив нефти в Мексиканском заливе тогда заметил весь мир, колоссальный ущерб для природы, множество исков и так далее. Даже фильм недавно сняли на основе этих событий. Возможно ли повторение такого сценария на «Приразломной»? — Deepwater Horizon — это учебник для нас, для дальнейшего улучшения системы безопасности. Те уроки, которые были извлечены по итогам расследования этой катастрофы, те знания, которые получены во всем мире, мы изучаем и трансформируем для нашего персонала, наших ответственных работников, чтобы предотвратить подобные сценарии на нашей платформе. По тому количественному анализу рисков, который был заложен в декларацию промышленной безопасности и наш HSE-кейс, плюс исходя из комплексной оценки безопасности и неоднократного подтверждения со стороны тех сюрвейеров, которые делали анализ безопасности на платформе,— такого рода катастрофы на МЛСП «Приразломная» невозможны. У нас нет такого потенциала ни в скважинах, ни в их конструкциях, ни в той деятельности, которую мы ведем. Плюс реализуется целый ряд мероприятий, направленных на предотвращение такого рода катастроф. Мы подтверждаем свою готовность многократными учениями, тренировками. У нас на дежурстве находятся суда с профессиональной командой, которые полностью оборудованы средствами по ликвидации разливов нефти. Наш персонал обучен и готов к любого рода эксцессам, которые могут возникнуть. — То есть люди уже находятся там, специалисты, на всякий случай, не придется ждать, если что, их прихода на место ЧП? — Абсолютно точно. У нас есть как НАСФ, непрофессиональное аварийно-спасательное формирование, так и газобезопасность, это уже профессиональное подразделение, которое находится на платформе постоянно. — Хорошо, а какие еще меры безопасности существуют на платформе, в том числе и экологические? — На платформе выстроена многоуровневая система безопасности, и если представить себе модель, как мы ее называем, «швейцарского сыра с дырочками» — та опасность, которая может через эти «дырочки» пройти, пресекается условиями нашего проекта: инженерными решениями, которые воплощены на платформе; системой детекции различных отклонений и аварийных ситуаций, системой аварийного останова и предотвращения катастрофических последствий, а также компетенциями нашего персонала и нашим отношением к рискам. — Ралиф Рашитович, расскажите немного больше про экологию — я знаю, что у вас есть вертолеты, которые доставляют людей, которые летают выше, чем положено, просто для того, чтобы обеспечить безопасность местной флоры и фауны, не создавать шумовую нагрузку, еще какие-то экологические истории — нулевой сброс тот же самый? — Мы соблюдаем очень много условий для того, чтобы минимизировать наше воздействие на ту ранимую экологию, которая окружает нас. Как вы правильно заметили, мы регламентировали высоту полета вертолетов для того, чтобы обеспечить минимальное воздействие на ту флору и фауну, которая находится непосредственно на пути следования. Также установлено рыбозащитное устройство на приеме воды, которое, по сути, отпугивает рыбу и не позволяет ей проникать в наши кессоны. Кроме этого, мы проводим ежегодный мониторинг состояния экологии вокруг платформы для того, чтобы еще раз убедиться и доложить далее в наши надзорные органы, что естественное состояние, которое существует вокруг платформы, сохраняется. И особо хотел бы подчеркнуть, что у нас в проекте выбрана концепция «нулевого сброса». Весь шлам, который мы получаем в ходе бурения, либо закачивается в шламовую скважину, либо часть выводится на берег. То есть никаких сбросов с платформы в море не ведется. — А пришлось ли для «Приразломной» изобретать какие-то особенные технологии? Вокруг платформы и льды, и постоянные шторма, как, допустим, стационарная платформа борется с льдами? — Платформа рассчитана на максимальные льды, которые возможны в этом регионе. По результатам многолетних наблюдений мы заложили тройной запас прочности в конструкцию кессона платформы, и сегодняшний день подтверждает, что мы способны выдерживать то давление льдов, которое окружает «Приразломную». Это обеспечивает высокую степень уверенности, что мы способны преодолеть любые возможные в этом регионе сценарии ледовой обстановки. — Я помню, что где-то фигурировала четырехсантиметровая толщина стали, это как раз относится к кессону или к каким-то дополнительным конструкциям? — Это дополнительное покрытие, плакированная сталь, которая усиливает сам кессон. Хочу еще добавить, что сегодня мы внедряем методы управления ледовой обстановкой, то есть раннее прогнозирование тех сложных ледовых полей, которые могут прийти в район нашего базирования. Также мы совместно с учеными из Крыловского государственного научного центра учимся бороться с тем, что образуется в районе в виде стамух,— как предотвратить их образование, как их минимизировать, как избавиться от них для того, чтобы обеспечить наиболее комфортные и безопасные условия для отгрузки нефти и выполнения операций судов снабжения по обслуживанию платформы. — И заключительный вопрос про сам продукт, который добывается на «Приразломной». Это нефть марки ARCO, Arctic Oil. На нее сегодня есть спрос в мире. Чем она отличается, допустим, от той же Brent, для чего она используется? — Эта нефть несколько отличается от Brent — это прежде всего высокая плотность и низкое содержание парафинов. Она востребована на рынке Западной Европы. Продукты, получаемые из этой нефти путем глубокой переработки, используются как в шинной промышленности, так и в фармацевтической, то есть у нее довольно широкий спектр применения, вплоть до космической. — Большое спасибо, напомню, в студии «Коммерсантъ FM» был заместитель генерального директора компании «Газпром нефть шельф» по операционной деятельности Ралиф Гильфанов. Мы обсуждали проект «Приразломная» и людей, которые работают на данной платформе. Коммерсантъ FMshelf.gazprom-neft.ru Система менеджмента «Газпром нефть шельфа» признана соответствующей межгосударственным стандартам12 Февраля 2015Компания «Газпром нефть шельф» успешно прошла добровольную сертификацию интегрированной системы менеджмента (ИСМ), в которую входят система менеджмента качества ISO 9001–2008*, система экологического менеджмента ISO 14001–2004** и система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001–2007***. Полученная оценка подтверждает, что ИСМ «Газпром нефть шельфа» полностью соответствует межгосударственным стандартам, применяемым при обустройстве месторождений морского шельфа.
Интегрированная система — совокупность не менее двух систем менеджмента организации, ориентированных на различные направления деятельности и отвечающих требованиям и рекомендациям стандартов. ИСМ обеспечивает комплексный подход к управлению качеством, экологической безопасностью и охраной труда. «Наличие сертификатов, подтверждающих соответствие стандартам менеджмента, свидетельствует об устойчивости и эффективности бизнес-процессов в „Газпром нефть шельфе“, — отметил генеральный директор компании Геннадий Любин. — Мы стремимся соответствовать самым высоким управленческим стандартам, потому что от этого зависят не только экономические показатели нашей работы, но и обеспечение максимальной безопасности при освоении Приразломного месторождения — как для окружающей среды, так и для людей, реализующих проект». СправкаСертификация проводилась независимой компанией-оценщиком «РусПромГрупп». *Система менеджмента качества (ГОСТ ИСО 9001–2011; ISO 9001–2008) — идентификация процессов, имеющих существенное влияние на обеспечение соответствия продукции или услуги требованиям потребителя и управление ими с целью постоянного улучшения и повышения удовлетворенности потребителей. **Система экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14001–2007; ISO 14001–2004) — идентификация экологических аспектов, имеющих существенное влияние на окружающую среду, которыми компания может управлять. ***Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ГОСТ Р 54934–2012; OHSAS 18001–2007) — идентификация опасности, оценка рисков в области профессиональной деятельности; установка, внедрение и выполнение мер управления ими с целью повышения безопасности. Приразломное — первый проект в российской Арктике, в рамках которого добыча нефти уже ведется. Первый танкер с нефтью нового сортаARCO (Arctic oil) был отгружен в апреле 2014 года, всего в прошлом году добыто 300 тыс. тонн нефти. Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн тонн нефти. Оператором проекта является «Газпром нефть», недропользователем — ООО «Газпром нефть шельф». Платформа «Приразломная» сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. Толщина стен основания платформы — 3 метра, скважины бурятся внутри и надежно изолированы от окружающей среды. На платформе применяется «мокрый» способ хранения нефти, который не допускает попадания кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды. На платформе создана технологическая система, исключающая попадание в море отходов бурения и производства. Они будут закачиваться в специальную поглощающую скважину или, при необходимости, собираться в контейнеры и вывозиться на берег для последующей утилизации. Для перекачки нефти в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), расположенных диагонально на противоположных бортах платформы — юго-западном и северо-восточном. Отгрузка нефти начинается только при единовременном соблюдении 30 необходимых условий. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Возврат к списку shelf.gazprom-neft.ru «Нефть с «Приразломной» работает на космическую отрасль» — ПАО «Газпром нефть»В студии Алексей Киселев. И в гостях у программы «Люди дела» Ралиф Гильфанов, заместитель генерального директора компании «Газпром нефть шельф» по операционной деятельности. Сегодня у нас будет очень интересная беседа — как минимум потому, что мы будем обсуждать очень и очень интересный проект «Приразломная». Кто-то уже понял, о чем идет речь, но на всякий случай я поясню, что это — первое и единственное на данный момент месторождение на российском арктическом шельфе (и единственное месторождение в Арктике), где добыча идет со стационарной платформы в 60 км от берега. Во льдах, в условиях полярной ночи, низких температур и прочих ужасов. Скажите, каково это — быть первопроходцем, тем более в таких условиях? Вы знаете, самое страшное и, наверное, самое тяжелое в том, чтобы быть первопроходцем,— это поверить в то, что ты делаешь, что этот проект реализуем. Так как это командная работа, командный успех, необходимо зарядить этой верой своих соратников, подчиненных, убедить руководителей. И в этом отношении самое тяжелое для меня и, в принципе, для команды — это единая цель, единая вера. А долго пришлось всех убеждать в том, что это интересный и перспективный проект? На самом деле опыт предыдущих проектов, например таких же крупных на Сахалине, научил нас применять инструменты, которые позволяют оценить степень нашей уверенности в проекте и его безопасность. Есть так называемые 12 компонентов операционной деятельности, начиная от лидерства и аудита качества и заканчивая готовностью к ЧС любого рода, которые позволяют в любой момент оценить, где ты находишься, и разработать те мероприятия, которые приблизят тебя к цели. А цель, она одна — обеспечить готовность к безопасной эксплуатации. А можете немножко подробнее раскрыть эти 12 принципов? Это очень интересно с точки зрения применения. На самом деле первый компонент — это непосредственно менеджмент и лидерство. То есть то, как мы сами демонстрируем приверженность нашим целям, политике нашей компании, нашему отношению к экологии, безопасности, к нашему персоналу и его развитию, а также непосредственно к своим коллегам. Далее идут компоненты, связанные с управлением безопасностью. То есть насколько мы минимизируем те риски, которые мы вносим в эту ранимую сферу, арктическую в данном случае. Насколько мы бережно относимся к той природе, которая нас окружает. Насколько наши технологии позволяют добывать нефть и извлекать, по сути, прибыль, не нанося ущерба ни для окружающей среды, ни для репутации компании, ни для персонала, который в это вовлечен. Вы уже частично начали рассказ про технологии. Хочется уточнить, какие сложности пришлось преодолевать при реализации данного проекта? Понятное дело, что это в первую очередь температурные условия, да и вообще, на мой взгляд, работа в Арктике — это что-то такое вот потрясающее и очень-очень непонятное, по крайней мере для меня. Какие сложности? На самом деле это тоже компонент готовности, который зовется проектом. В первую очередь мы проанализировали, насколько проект отвечает тем вызовам, которые мы встретили непосредственно в Арктике. Насколько подходящее оборудование подобрано, насколько его строительство отвечает высоким требованиям и в плане сейсмической активности, и в плане погодных условий, и в плане того, что мы добываем, по сути, взрыво- и пожароопасный продукт. Поэтому мы оценили в первую очередь проект. Когда мы убедились, что условия проектирования действительно позволяют нам безопасно запуститься, мы пошли дальше. Работы на платформе идут вахтовым методом. Люди трудятся по 30 дней. Вообще, каково это — работать в условиях полярной ночи, льдов, постоянного холода вот такой длительный срок, по целому месяцу? На самом деле я тоже работал в этих условиях порядка семи лет на Сахалине, будучи начальником одной, а затем другой платформы. В принципе не работа тяжела, а ожидание возвращения домой. Особенно тяжело переносить вынужденные задержки на платформе по погодным условиям. Те испытания, которые даются нам,— природные, производственные, связанные с теми условиями, в которых мы работаем,— они все преодолимы. Но есть и то, что выше наших сил: вертолет просто не вылетит из-за тумана. Это тяжело переносить — гораздо тяжелее, чем работать 30 дней. А на сколько иногда приходится задерживаться людям? По опыту Сахалина — до семи дней. У нас более благоприятная в этом плане погода. Но бывают случаи до трех-четырех дней задержки. А как вы подбираете кадры для «Приразломной»? Весьма специфичная работа получается: должны быть люди с выносливыми не только руками и головами, но и психикой. Мы предъявляем целый ряд критериев. Прежде всего это опыт. Опыт работы с современным оборудованием, современными технологиями. Теми, которые связаны с многоуровневым обеспечением безопасности. Это потенциал для роста. Обязательно, чтобы человек был способен к дальнейшему развитию, чтобы у него была мотивация для этого. Ну и немаловажное значение имеют рекомендации с предыдущих мест работы. Нам удалось собрать лучших в своей команде, и это в принципе и предопределило успех в запуске. И сегодня мы уже добыли трехмиллионную тонну нефти и благополучно экспортировали ее на рынок — туда, где она востребована. Я правильно понимаю, что вы подбираете себе такую команду, которую вы собираетесь прямо дальше выращивать, и это — один из основных критериев? Наш проект как форпост, как тренинг-центр, он готовит людей работать слаженно в команде, ощущать чувство локтя, которое позволяет говорить, что это МЫ вместе достигли, говорить, что НАША платформа безопасна, потому что МЫ выполняем свои обязанности так, как это требуется: в соответствии с нормативными и рискоориентированными подходами. То есть получается, что «Приразломная» — это действительно такой форпост, такая лакмусовая бумажка: отработал, можешь — значит, дальше можешь все, правильно? В принципе да, согласен с вами. А руководство «Приразломной» сидит на платформе или все-таки на материке? И почему? Расположение руководства платформы бывает разное, это зависит от проекта. Есть так называемые безлюдные платформы, которые управляются с берега и где персонал просто заезжает раз в месяц, чтобы посмотреть, как обстоят дела с оборудованием, провести какое-либо техобслуживание. В нашем проекте руководство находится на платформе. И это оправдано тем уровнем сложности, тем уровнем рисков, с которыми связана наша работа. Важно, чтобы люди, принимающие решения, были непосредственно рядом с теми, кто выполняет эти решения. Это сплачивает коллектив, это обеспечивает безопасность наших работ на платформе и привносит необходимую лепту в наше развитие. При словосочетании «буровая платформа», а мы сегодня много говорим про «Приразломную», у многих перед глазами сразу всплывает ситуация с другой платформой, с Deepwater Horizon. Разлив нефти в Мексиканском заливе тогда заметил весь мир, колоссальный ущерб для природы, множество исков и так далее. Даже фильм недавно сняли на основе этих событий. Возможно ли повторение такого сценария на «Приразломной»? Deepwater Horizon — это учебник для нас, для дальнейшего улучшения системы безопасности. Те уроки, которые были извлечены по итогам расследования этой катастрофы, те знания, которые получены во всем мире, мы изучаем и трансформируем для нашего персонала, наших ответственных работников, чтобы предотвратить подобные сценарии на нашей платформе. По тому количественному анализу рисков, который был заложен в декларацию промышленной безопасности и наш HSE-кейс, плюс исходя из комплексной оценки безопасности и неоднократного подтверждения со стороны тех сюрвейеров, которые делали анализ безопасности на платформе,— такого рода катастрофы на МЛСП «Приразломная» невозможны. У нас нет такого потенциала ни в скважинах, ни в их конструкциях, ни в той деятельности, которую мы ведем. Плюс реализуется целый ряд мероприятий, направленных на предотвращение такого рода катастроф. Мы подтверждаем свою готовность многократными учениями, тренировками. У нас на дежурстве находятся суда с профессиональной командой, которые полностью оборудованы средствами по ликвидации разливов нефти. Наш персонал обучен и готов к любого рода эксцессам, которые могут возникнуть. То есть люди уже находятся там, специалисты, на всякий случай, не придется ждать, если что, их прихода на место ЧП? Абсолютно точно. У нас есть как НАСФ, непрофессиональное аварийно-спасательное формирование, так и газобезопасность, это уже профессиональное подразделение, которое находится на платформе постоянно. Хорошо, а какие еще меры безопасности существуют на платформе, в том числе и экологические? На платформе выстроена многоуровневая система безопасности, и если представить себе модель, как мы ее называем, «швейцарского сыра с дырочками» — та опасность, которая может через эти «дырочки» пройти, пресекается условиями нашего проекта: инженерными решениями, которые воплощены на платформе; системой детекции различных отклонений и аварийных ситуаций, системой аварийного останова и предотвращения катастрофических последствий, а также компетенциями нашего персонала и нашим отношением к рискам. Ралиф Рашитович, расскажите немного больше про экологию — я знаю, что у вас есть вертолеты, которые доставляют людей, которые летают выше, чем положено, просто для того, чтобы обеспечить безопасность местной флоры и фауны, не создавать шумовую нагрузку, еще какие-то экологические истории — нулевой сброс тот же самый? Мы соблюдаем очень много условий для того, чтобы минимизировать наше воздействие на ту ранимую экологию, которая окружает нас. Как вы правильно заметили, мы регламентировали высоту полета вертолетов для того, чтобы обеспечить минимальное воздействие на ту флору и фауну, которая находится непосредственно на пути следования. Также установлено рыбозащитное устройство на приеме воды, которое, по сути, отпугивает рыбу и не позволяет ей проникать в наши кессоны. Кроме этого, мы проводим ежегодный мониторинг состояния экологии вокруг платформы для того, чтобы еще раз убедиться и доложить далее в наши надзорные органы, что естественное состояние, которое существует вокруг платформы, сохраняется. И особо хотел бы подчеркнуть, что у нас в проекте выбрана концепция «нулевого сброса». Весь шлам, который мы получаем в ходе бурения, либо закачивается в шламовую скважину, либо часть выводится на берег. То есть никаких сбросов с платформы в море не ведется. А пришлось ли для «Приразломной» изобретать какие-то особенные технологии? Вокруг платформы и льды, и постоянные шторма, как, допустим, стационарная платформа борется с льдами? Платформа рассчитана на максимальные льды, которые возможны в этом регионе. По результатам многолетних наблюдений мы заложили тройной запас прочности в конструкцию кессона платформы, и сегодняшний день подтверждает, что мы способны выдерживать то давление льдов, которое окружает «Приразломную». Это обеспечивает высокую степень уверенности, что мы способны преодолеть любые возможные в этом регионе сценарии ледовой обстановки. Я помню, что где-то фигурировала четырехсантиметровая толщина стали, это как раз относится к кессону или к каким-то дополнительным конструкциям? Это дополнительное покрытие, плакированная сталь, которая усиливает сам кессон. Хочу еще добавить, что сегодня мы внедряем методы управления ледовой обстановкой, то есть раннее прогнозирование тех сложных ледовых полей, которые могут прийти в район нашего базирования. Также мы совместно с учеными из Крыловского государственного научного центра учимся бороться с тем, что образуется в районе в виде стамух,— как предотвратить их образование, как их минимизировать, как избавиться от них для того, чтобы обеспечить наиболее комфортные и безопасные условия для отгрузки нефти и выполнения операций судов снабжения по обслуживанию платформы. И заключительный вопрос про сам продукт, который добывается на «Приразломной». Это нефть марки ARCO, Arctic Oil. На нее сегодня есть спрос в мире. Чем она отличается, допустим, от той же Brent, для чего она используется? Эта нефть несколько отличается от Brent — это прежде всего высокая плотность и низкое содержание парафинов. Она востребована на рынке Западной Европы. Продукты, получаемые из этой нефти путем глубокой переработки, используются как в шинной промышленности, так и в фармацевтической, то есть у нее довольно широкий спектр применения, вплоть до космической. Большое спасибо, напомню, в студии «Коммерсантъ FM» был заместитель генерального директора компании «Газпром нефть шельф» по операционной деятельности Ралиф Гильфанов. Мы обсуждали проект «Приразломная» и людей, которые работают на данной платформе. www.gazprom-neft.ru Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск (ООО) 2018прежнее название — ООО «Газпром добыча шельф» доля «Газпрома» —100% СобытияКонтактная информацияул. Детская 4 Южно-Сахалинск Сахалинская область, 693000 Россия (+7 4242) 49-71-60 (+7 4242) 49-72-74 факс shelf-dobycha.gazprom.ru РуководствоВладимир Кроха Владимир Кроха — генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск». Родился в 1973 году в Башкирской АССР. ОбразованиеВ 1995 году окончил Томский политехнический университет по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», имеет степень МВА. Профессиональный опыт1991–1999 Прошел путь от оператора по добыче нефти и газа до ведущего геолога нефтегазодобывающего управления «Холмогорнефть». 1999–2011 Геолог 2 категории, ведущий геолог отдела разработки месторождений, заместитель начальника геологического отдела, начальник отдела перспективного развития и лицензирования, руководитель Дирекции по разведке и обустройству месторождений — филиала ООО «Газпром добыча Ноябрьск». 2011–2015 Главный инженер, первый заместитель генерального директора — главный инженер ООО «Газпром геологоразведка». с февраля 2015 Генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск». История предприятияООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» — 100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром». История компании началась в 2002 году, когда для разработки и освоения шельфовых месторождений Печорского и Баренцева морей было создано ООО «Севморнефтегаз». В 2008 году произошло разделение ООО «Севморнефтегаз» на две компании: ООО «Газпром нефть шельф» — созданное для освоения морских нефтегазовых месторождений, и ООО «Газпром добыча шельф» — специализирующееся на освоении шельфовых газовых и газоконденсатных месторождений (ГКМ). В 2014 году компания «Газпром добыча шельф» была переименована в «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск». Согласно стратегии ПАО «Газпром» по выходу на континентальный шельф России, в ближайшее время приоритет будет отдан наращиванию и освоению ресурсной базы Дальневосточного региона страны. Общество является заказчиком и эксплуатирующей организацией по реализации инвестиционного проекта «Обустройство Киринского ГКМ» на шельфе Охотского моря. Головной офис компании находится в г. Южно-Сахалинск. В пгт. Ноглики и в Москве располагаются филиалы компании. В Санкт-Петербурге и Мурманске — представительства компании. Основные виды деятельности
На Киринском газоконденсатном месторождении используются уникальные для России технологии подводной добычи газа. Подводное добычное оборудование находится на дне Охотского моря без надводных конструкций, что дает возможность добывать газ в сложных климатических условиях, исключая влияние на природу. В настоящее время на Киринском месторождении введены в эксплуатацию две скважины. Впервые на российском шельфе строятся наклонно-направленные скважины с горизонтальным участком и подводным заканчиванием. Южно-Киринское месторождение открыто в 2010 году по результатам бурения поисковой скважины №1. В период с 2011 по 2015 годы завершено строительство двух разведочных скважин. Охрана окружающей средыДеятельность компании осуществляется в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ и принципами экологической политики ПАО «Газпром» с соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду. Подводная добыча газа и газового конденсата минимизирует воздействие на морскую экосистему региона. Установка термического обезвреживания хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, действующая на территории Берегового технологического комплекса, исключает загрязнение водных объектов. В рамках компенсационных мероприятий ежегодно проводится работа по воспроизводству промысловых видов рыб. В реки Сахалина за 2011–2015 годы выпущено более 25 млн мальков. Фоторепортаж Миллионы новых жизней Разработана и реализуется программа по сохранению редкого и исчезающего вида рыб – сахалинского тайменя. Социальная политикаОсновная задача кадровой политики компании «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» — формирование и развитие высококвалифицированного кадрового потенциала, способного обеспечить эффективную реализацию текущих и стратегических планов развития компании. В компании организована работа по переподготовке и повышению квалификации кадрового состава. Активное участие в формировании социально-трудовых отношений между предприятием и работниками принимает первичная профсоюзная организация ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск». В компании создана и эффективно действует программа «Школа — Вуз — Предприятие», предусматривающая профориентацию школьников, материальную поддержку наиболее талантливых учеников для поступления в высшие учебные заведения и последующую подготовку кадров для газовой промышленности. Большое внимание компания уделяет сотрудничеству с ведущими вузами России, среди которых РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, Мурманский государственный технический университет и Сахалинский государственный университет. ПерспективыВ рамках стратегии «Восточной газовой программы» перед компанией стоит задача по освоению месторождений Киринского блока проекта «Сахалин-3», которые станут основным источником газа для газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», ресурсной базой для производства СПГ и газификации региона. Уникальный опыт освоения Киринского ГКМ будет использован на других месторождениях шельфа Российской Федерации. www.gazprom.ru Руководство - Газпромнефть-МуравленкоЗаместитель генерального директора по производственной безопасности Родился в 3 ноября 1967 году в г. Бельцы МССР.Окончил в 1986 году Грозненский нефтяной техникум по специальности «Противопожарная техника и безопасность» и 2003 году Тюменский государственный нефтегазовый университет по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». С1989 начал трудовую деятельность в нефтяной промышленности: С февраля 1989 по июль1990 помощник бурильщика капитального ремонта скважин объединение «Ставропольнефтегаз»; С сентября 1990 по октябрь 2004 работал по профессиям: бурильщик капитального ремонта скважин, оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонту на предприятиях ОАО «Сибирская нефтяная компания» ОАО «Ноябрьскнефтегаз»: НГДУ «Заполярнефть», НГДУ «Суторминскнефть», ТПДН «Муравленкоскнефть»; С апреля 2004 по февраль 2007 Старший мастер Цех приготовления технологических жидкостей и глушения скважин ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» ТПДН «Муравленкоскнефть»; С февраля 2007 по апрель 2007 ведущий инженер Центральный аппарат, департамент охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, служба охраны труда, промышленной и пожарной безопасности ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» Территориальный проект по добыче нефти «Муравленкоскнефть»; С мая 2007 по декабрь 2010 главный специалист Управление охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и охраны окружающей среды, отдел промышленной безопасности и охраны труда ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»; С декабря 2010 по январь 2014 начальник управления Управление производственной безопасности ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»; С января 2014 по октябрь 2014 заместитель начальника управления Управление поддержания пластового давления ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»; С октября 2014 по декабрь 2015 руководитель службы, вахтовым режимом работ Служба промышленно-экономической безопасности, охраны труда и гражданской защиты в промысел по обслуживанию Восточно-Мессояхского месторождений ООО «Газпромнефть-Развитие» Филиал «Мессояха»; С декабря 2015 по июнь 2017 Начальник управления производственной безопасности Филиал «Газпромнефть-Муравленко» ОАО «Газпромнефть-ННГ»; С июня 2017 переведен на должность Заместитель генерального директора по производственной безопасности, Филиал «Газпромнефть-Муравленко» Акционерного общества «Газпромнефть- Ноябрьскнефтегаз». mn.gazprom-neft.ru
egrinf.com |