Естественная монополия: понятие и условия возникновения. Естественная монополия возникает в результатеЕстественная монополия возникает вследствие объективных причинФормы и виды монополий и их эволюция В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующие виды монополий: естественная монополия; искусственная монополия. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Основными признаками естественной монополии являются следующие: Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени. Существуют два типа естественных монополий: а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом. б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано. Искусственная монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. Различают четыре основные формы монополистических объединений: Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям. Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Синдикат это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. В синдикатах также идёт борьба за техническое совершенство, за квоту. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В тресте зачастую идёт борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. Концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии «Стандарт ойл», в автомобильной промышленности «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 гг. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации. Развитие концернов было обусловлено необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 гг. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменили систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемыхконгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала. Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учётные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. Таким образом, за свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией. samzan.ru Глава 1 Теоретическое исследование естественных монополий1.1 Понятие и сущность естественных монополийЕстественная монополия - это одна из разновидностей чистой монополии. Чтобы более полно и ясно понять сущность естественной монополии необходимо более четко рассмотреть само понятие монополии. Итак, монополия (греч. monopolia - продаю один) - это экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца, продающего товар на который не имеется близкого заменителя, аналогов.4 Монополия имеет множество определений, к примеру, И.В. Князева, определяет монополию, как противоположность конкуренции, монополия «существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, не имеющий близкого заменителя». В свою очередь, Е.Е. Румянцева в «Новой экономической энциклопедии» приводит несколько определений монополии: - два исторических: 1) исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации, (группе организаций), или физическому лицу (лицам) на осуществление какой-либо деятельности (подобных правовых норм в современном законодательстве нет). 2) в марксистско-ленинской политической экономии - крупные объединения капиталистов (картели, синдикаты. тресты, и др. (не употребляется, так как формы организации существуют, но не занимают доминирующего положения на рынке). - два современных: 3) одна из моделей рынка – рынок чистой монополии 4) характеристика продавца товара. занимающего доминирующее положение на рынке, а также соответствующая и другим критериям. Исходя из указанного выше определения возникает потребность в антимонопольном регулировании данной структуры, так как она препятствует развитию конкуренции, может влиять на потребителей через повышение потребительских цен. Монополия воздействует на потребителя, диктуя ему свои правила, пользуясь своим положением. Причина такого выгодного положения монополии исходит из ее основных признаков: 5 1) на рынке действует одна фирма, производящая данный продукт 2) отсутствуют совершенные заменители - предприятие может выпускать однородную и дифференцируемую продукцию, для которой с точки зрения потребителей нет заменителей; 3) фирма монополист воздействует на цену, которая принесет ему максимальную прибыль 4) вход на рынок ограничен высокими барьерами Далее поясним ,что реализуемый товар уникален в том смысле, что у него нет близких заменителей, данная ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев когда фирма поставляет принципиально новый продукт. Барьеры для конкурента могут быть, как искусственного характера, так и естественного происхождения. К искусственным барьерам относятся системы патентования и лицензирования, к искусственным барьерам на пути в монополистическую отрасль может быть исключительное право монополий на какой-либо ресурс. Естественные барьеры для вхождения на рынок характерны для отраслей, где функционируют естественные монополии, сферы деятельности и отрасли, в которых невозможно развитие конкуренции либо невозможно в принципе, либо неэффективно с точки зрения затрат ресурсов. Имея положительные стороны, выражающиеся в экономии издержек за счет масштаба производства, научно-технический прогресс, монополия имеет и ряд отрицательных сторон. Таким образом, можно проследить двойственность монополии, с одной стороны за счет эффекта масштаба возможно понижение цены, но как правило фирма-монополист стремится к максимизации прибыли, поэтому вероятнее всего будет назначать цену выше, чем если бы данная цена формировалась в условиях конкуренции, еще противоречивость может выразиться в том, что фирма-монополист может выступать инициатором научно-технического прогресса и инноваций, либо может сдерживать всевозможные необходимые нововведения с целью не превышения или завышения издержек путем, при этом цены могут быть низкими, ухудшения качества предоставляемых товаров и услуг. Государственная политика в России на современном этапе, по нашему мнению, должна сконцентрироваться на данном аспекте, осуществлять эффективное государственное регулирование естественными монополиями для обеспечения справедливых цен, качественными товарами и услугами потребителей, для обеспечения благосостояния всего общества. Понятие монополия имеет множество определений, так же существует множество различных классификаций ее видов, однако можно выделить наиболее распространенные: абсолютная и ее разновидность - естественная и производственная.6 Более полная классификация видов монополий выглядит следующим образом.7 Монополии классифицируются по своему характеру, движущим силам и формам проявления по следующим признакам: - по характеру движущих сил; - по форме собственности; - по территориальному признаку; - по характеру возникновения; (рис. 1) По форме собственности можно выделить два типа монополий частную и государственную. Частная монополия связана с реализацией частнопредпринимательских интересов участников рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Государственная монополия - это монополия деятельность которой находится под контролем государства и регулируется государственными органами власти, наделенными соответствующими полномочиями, защищающими интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество, объемы производства, экспортно-импортные тарифы и т.д. По территориальному признаку можно выделить три уровня: 1) экстерриториальная монополия - доминирует в границах нескольких и более государств, примером служат транснациональные компании. 2) национальная монополия - доминирует на рынках в границах одного государства, на федеральных рынках. 3) региональные монополии - доминируют и действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. 4) местные (локальные) - в границах района, города, и других локально-территориальных образований. По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии. Организационная - возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения поддержание цен, раздел рынка. Выступают в форме: картелей, синдикатов, треста, многоотраслевых концернов ( холдинги – вертикальная интегрированность; ФПГ – горизонтальная интегрированность, финансово-промышленной группы- объединения юридически и хозяйственно самостоятельные организации, включают в себя промышленные, торговые, кредитно-финансовые; ИБГ- интегрированные бизнес- группы. Технологическая монополия - существует при наличии уникального продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений. Моды, потребностей рынка и появлением товара заменителя. Экономическая монополия - как результат сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке. Теперь рассмотрим основную классификацию, которая раскрывает сущность и понятие естественной монополии. По характеру движущих сил выделяют продуктовую, протекционную и естественную монополии. Достижение монопольного положения может быть как результат активного внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиально нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, результат инновационных технологий и др. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-заменителя, такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции. В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия получила название - продуктовая (открытая). Как правило, продуктовая монополия опирается на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов. Возникновение протекционных (закрытая) монополий связано с активной политикой государственной помощи, направленной на содействия отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов, либо создает существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются: субсидии, льготы, включая освобождение от уплаты налогов, так называемые «налоговые каникулы», займы под гарантии государства или займы, предоставляемые по ставкам ниже рыночных и др. Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности способны добиваться высоких экономических результатов за счет манипулирования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. И наконец, естественная монополия - экономически целесообразная рыночная ситуация, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических или экономических особенностей.8 Впервые в России понятие «естественная монополия» было введено в связи с принятием постановления Правительства РФ от 09.03.1994 № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации», и уже с 1995 г. закрепилось законодательно в ст. 3 специального Закона о естественных монополиях. И так в ФЗ №147 от 17.08.1995 ФЗ «О естественных монополиях» дается такое определение естественной монополии - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 9 Следуя из данного определения о естественно монополии можно выделить ее ключевые признаки: - наличие технологических особенносте производства товара, эект масштаба, что делает эективным удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции; - отсутствие товаров заменителе, низкая степень влияния цены на спрос; Это является, по нашему мнению, главным актором при определении различи между понятием субъект естественно монополии и субъект занимающи доминирующее положение. Субъект естественно монополии – это хозяствующи субъект, заняты производством реализацие товаров в условиях естественно монополии. Субъект занимающи доминирующее положение – это положение хозяствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее, ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и или устранять с другиххозяствующих субъектов и или затруднять им доступ на этот товарны рынок, качественны признак доподняется количественным - доминирующим признается положение хозяствующего субъекта (за исключением инансово организации) , доля которго ны рынке превышает 50 %, а так же менее 50 %, не может считаться доминирующим положением хозяствующего субъекта доля которго менее 35 %. 10 В отраслях естественной монополии экономия обусловлена ростом масштабов производства, где эффект масштаба настолько велик, что продукт может производиться одной фирмой при более низких средних издержках. Так как товары производимые данными субъектами не могут быть заменены в потреблении другими товарами, как правило, это товары первой необходимости, спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, т.е. спрос является неэластичным, при любом изменении цены спрос не изменится. Отсюда мы можем сделать вывод о необходимости государственного регулирования данных структур органами государственной власти, чтобы избежать неоправданно завышенных цен, добиться производства качественных товаров и услуг, развития экономики путем модернизации сектора естественных монополий, что на сегодняшний день является актуальным вопросом для России. Изучением причин возникновения и развития естественных монополий занимались ученные разных стран мира. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали капиталистическую конкуренцию, которая отрицательно рассматривалась основоположниками марксизма, так как это не входило в планы построения в будущем общества, где все равны и собственность принадлежит всем, а не отдельным категориям общества. Это объясняется тем, что «для основоположников марксистской политэкономии отрицательное отношение к капиталистической конкуренции было частью их концепции построения будущего общества. Так в «Эльберфельдских речах» Ф. Энгельса сформулирован вывод о том, что коммунистическая революция диктуется экономической необходимостью и будет направлена на уничтожение капиталистической конкуренции, на использование общественных производительных сил во благо всех людей»11 В противовес марксизму, теория А. Маршала является синтезом классической политической экономии и маржинализма, главное преимущество свободной конкуренции заключается в формировании низких цен равновесия («Принципы экономической науки» 1875г.), но Маршал не исключал влияния монополий на формирование цен, так как уже в то время наблюдался быстрый рост производственных монополий. Он рассматривал монополию не как взаимосвязь с конкуренцией, а как отдельную часть, которая функционирует в условиях неограниченной конкуренции. Общий вывод сделанный Маршалом говорил о том, что монополия и конкуренция являются абсолютно противоположны друг другу, возможно существование только одной структуры – монополии, либо конкуренции. Данный тезис послужил для формирования антимонопольного законодательства в странах с англо-саксонским правом, более категоричным, чем например, во Франции где деятельность государственных органов направлено не на устранение монополии, а на их эффективное регулировании, где устранялись любые факторы способствовавшие ограничению или устранению конкуренции. Английский экономист Джоан Робинсон показала, что структура рынка не ограничивается всего лишь двумя состояниями «совершенная конкуренция» и «монополия», и что конкуренция может существовать и при монопольной власти, что и означает «несовершенную конкуренцию», данное понятие так же было введено Робинсон. Она исследовала ценообразование, складывавшееся между монополиями торгово-промышленного типа и немонополизированными фирма, процессы образования монопольной прибыли. Изучая сущность и природу монополий, Робинсон отмечает, что в некоторых отраслях экономики невозможна конкуренция в силу технологических причин из-за масштаба производства (огромные территории), такие отрасли позже получат название «естественных монополий». К таким монополиям Дж. Робинсон приводила электроэнергетику, газовую промышленность, железнодорожный транспорт.12 Интересен взгляд Й. Шумпетера, хотя он противопоставлял конкуренцию и монополию, где рынок совершенной конкуренции нежелателен, объясняя это тем, что крупные монополистические компании, обладающие рыночной властью необходимы для быстрых темпов роста научно-технического прогресса (далее НТП), так они могут финансировать без помощи государства НИОКР и вернуть свои вложения без потерь, так как будут высокие барьеры для входа на рынок для других фирм, данный взгляд вполне можно отнести и по отношению к естественным монополиям, их функционирование может быть намного эффективнее при использовании НТП. Таким образом, несмотря на огромное количество теорий и течений и споров различных экономистов о сущности естественной монополии, о ее вреде или пользе. становится ясным одно, что нельзя отрицать роль государственного регулировании естественных монополий, можно утверждать о необходимости регулирования естественных монополий. На современном этапе большинство зарубежных экономистов придерживаются мнения о государственном регулировании экономики, и это становится проблемой – чтобы государство своими некомпетентными действиями не нанесло вреда хозяйствующим субъектам и в итоге состоянию благосостояния всего общества. studfiles.net Естественная монополия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1Естественная монополияCтраница 1 Естественная монополия возникает в том случае, когда масштабная экономия настолько велика, что только одна фирма может производить продукцию с минимальными издержками. [1] Естественная монополия ( natural monopoly) - отрасль, в которой эффект масштаба столь велик, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. [2] Естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба. Примерами являются телекоммуникации, коммунальное хозяйство и другие отрасли инфраструктуры. Понижение издержек с ростом объема производства в условиях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм. Поэтому государство защищает монополиста в такой отрасли. Но тем самым становится необходимым не допустить реализации неограниченной конкуренцией монопольной власти, контролируя цену выпускаемой продукции. [3] Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок или даже превосходит то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. [4] Естественные монополии для выбора оптимальной государственной политики подразделяются на временные и постоянные, что имеет существенное значение. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами. [5] Естественная монополия ( natural monopoly) - ситуация, в которой технология производства определенного товара или услуги обеспечивает эффект от масштаба при любом уровне производства, так что наиболее эффективной структурой рынка будет рынок одной крупной фирмы. [6] Естественная монополия ( natural mn iopohi) - ситуация, в которой технология производства определенного товара или услуги обеспечивает эффект от масштаба при любом уровне производства, так что наиболее эффективной структурой рынка будет рынок одной KI пппн фирмы. [7] Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм. Функция издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: TC ( Qi) TC ( Qi), издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими. [8] Естественные монополии могут возникать как в силу особенностей производства конкретного товара, так и в результате недостаточной емкости внутреннего рынка. На рынке естественной монополии сохранение единственного производителя и продавца обеспечивает эффективность производства. Для предотвращения злоупотребления монопольным положением необходимо государственное регулирование деятельности естественной монополии. Альтернативными методами ценового регулирования естественной монополии служат ценообразование по предельным издержкам, ценообразование по Рамсею, ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Использование государственного ценообразования на продукцию естественной монополии, наряду с ограничением монопольной власти, создает проблемы низкой мотивации усилий менеджеров, направленных на снижение издержек и повышение качества товара. [9] Естественная монополия - вид монополии, которая принадлежит собственникам, имеющим в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. [10] Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. [11] Естественная монополия - ртрасль, в которой производство товара или оказанные услуги сосредотачиваются в одной фирме в силу объективных ( природных или технических) причин. [12] Естественная монополия является особым случаем монополии. Она предполагает высокую степень концентрации и централизации капитала, вызванную потребностями особого производства, которое по своим технологическим характеристикам предусматривает функционирование единого производственного комплекса. Дробление такого производства ведет к росту издержек и удорожанию продукции. В России к ним относятся РАО ЕС, обслуживающее единую энергетическую систему, и ГАЗПРОМ, организующий работу газопровода. [13] Естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. [14] Естественные монополии не только создают весьма благоприятные условия для своих руководителей, а также для функционеров за счет завышения цен на свои товары и услуги, но и крайне неэффективно используют имеющиеся в стране ресурсы. По большому счету они очень сильно тормозят развитие рыночных отношений в России, а, следовательно, и возможности хозяйственного роста и улучшения благосостояния людей, которые дает экономика рыночного типа. Вот в России коммунальные предприятия - естественные монополии, которые допускают колоссальные издержки и по сути неконтролируемые затраты. Тепловые компании всех имеют в должниках. [15] Страницы: 1 2 3 4 www.ngpedia.ru Естественная монополия - это... Что такое Естественная монополия? Естественная монополиясостояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. естественная монополия признается в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Для регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы: ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000.
Смотреть что такое "Естественная монополия" в других словарях:
administrative_law.academic.ru ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - это... Что такое ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ?состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами Е.м., в меньшей степени зависит от изменения его цены, чем спрос на другие виды товаров. Правовое регулирование Е.м. осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие Е.м. . Субъектом Е.м. является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией)товаров в условиях Е.м. Указанным ФЗ регулируется деятельность субъектов Е.м. в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии;железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Существуют и иные сферы, которым присущи признаки Е.м., например водоснабжение и услуги канализации. Однако они не включены в перечень в связи с тем, что по Конституции РФ не относятся к федеральной компетенции. Для регулирования и контроля деятельности субъектов Е.м. образуются федеральные органы исполнительной власти. ФЗ "О естественных монополиях" является частью антимонопольного законодательства РФ. Соответственно весьма схож круг методов государственного контроля и регулирования деятельности субъектов монополий, с той лишь разницей, что в отношении Е.м. не предусматриваются мероприятия по демонополизации. Среди основных методов - контроль за перераспределением собственности субъектов Е.м., слияниями, разделениями, инвестиционной политикой;обеспечение прав потребителей, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Размеры цен и тарифов на товары, работы и услуги субъектов Е.м. регламентируются Указом Президента РФ от 17 октября 1996 г. № 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий" и созданию условий для стабилизации работы промышленности". постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г, № 997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополии",постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" и др. Субъекты Е.м. не вправе отказываться от заключения договора с потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование по ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у субъекта Е.м. возможности произвести (реализовать) такие товары. Эта норма является отступлением от принципа свободы договора, предусмотренного ст. 421 ГК РФ, однако сам ГК РФ допускает возможность такого отступления в случаях, установленных законом. ФЗ "О естественных монополиях" устанавливает систему административных штрафов, налагаемых на субъектов Е.м. и их руководителей государственным органом, регулирующим Е.м.. за превышение цен, нарушение предписаний регулирующих Е.м. органов, непредоставление этим органам необходимой информации или предоставление недостоверной информации. Административной ответственности подлежат и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, допустившие нарушение законодательства о Е.м. Другой вид ответственности субъектов Е.м. - возмещение потребителю причиненных убытков (гражданско-правовая ответственность). Кроме того, субъект Е.м. обязан перечислить в государственный бюджет всю прибыль, полученную в результате нарушения названного ФЗ. Органами государственного регулирования Е.м. являются соответствующие федеральные службы. Так, Указом Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 образована Федеральная энергетическая комиссия РФ, регулирующая вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передачи электрической и тепловой энергии; Указом от 25 января 1996 г. № 96 - Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи, а Указом от 26 февраля 1996 г. № 276 - Федеральная служба РФ по регулированию Е.м. на транспорте (ФСЕМТ РФ). Права, полномочия и обязанности данных Служб установлены ФЗ "О естественных монополиях", а также положениями о каждой из них, утвержденными названными Указами. Энциклопедия юриста. 2005. dic.academic.ru Естественная монополияКоличество просмотров публикации Естественная монополия - 480 В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не нескольких фирм-конкурентов, т. е. производство любого объёма продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких. Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя (long run average cost, LAC) достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объёма выпускаемой продукции. Чем выше объём выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объёмах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую (U-образную), а L-образную кривую (рисунок ниже). Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия значительной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, принято называть естественной монополией.В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу). Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объём постоянного компонента издержек производства, что сопровождается значительной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта͵ кабельное телевидение и т. п. Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуᴦ. Такие компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса, будет обходиться чересчур дорого. В некоторых отраслях, как, к примеру, в электроэнергетике, экономия от масштаба должна быть значительной при всех объёмах выпуска. К примеру, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объёмов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования - трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т. д. На рисунке выше показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2, когда средние издержки все еще понижаются. В случае если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и Р1, соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом. Так как в данном положении цена (Р1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р1Е1МРМ, а цена значительно превышает предельные издержки. Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объём производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). В случае если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, выпуск продукции в объёме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. При этом точка Eз не должна быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины LAС, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли. Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до D1 . Экономия на масштабе производства защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах. Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, данный производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его издержки, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества, т. е. цена оказывается выше, а объём выпуска ниже оптимального для отрасли. Вместе с тем, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей. Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объёмов выпуска, что также может вести к повышению цен. Правительство, как правило, сохраняет за собой право определять региональные границы деятельности естественного монополиста͵ регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. К примеру, тарифы коммунальных служб, телефонных компаний, железнодорожные тарифы, расценки на поставку многих энергоресурсов определяются соответствующими государственными или муниципальными органами. Основные правила регулирования деятельности естественных монополий заключаются в следующем. ‣‣‣ Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам. Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обусловливают рост чистых потерь общества. ‣‣‣ Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал. Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки должны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обеспечивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как известно, явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированного капитала. Следовательно, ценовое регулирование отрасли - естественного монополиста предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал. По этой причине регулируемая цена устанавливается на уровне пересечения LAС и кривой спроса D. При этом потери общественного благосостояния минимизированы. ‣‣‣ Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства. В случае если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек. Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу. Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого фактора. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивыми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства. Други-ми словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремиться к сохранению существующей цены в течение длительного периода. В случае если государство регулирует цены естественного монополиста͵ то такое регулирование может привести к уменьшению издержек производства товара за счёт ухудшения качества. У регулируемой фирмы снижаются стимулы к улучшению качества товара или услуги, в случае если она не предполагает соответствующего повышения цены, а в условиях отсутствия конкуренции ухудшение качества товара не отражается на положении фирмы на рынке. Для контроля уровня качества услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта: включение показателей качества в регулируемую цену или компенсация потребителям за счёт фирмы в случае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня. И, наконец, способом устранения или снижения рыночной власти естественного монополиста является ʼʼвнедрениеʼʼ рыночной конкуренции. Роль государства состоит по сути в том, чтобы облегчить по возможности появление новых фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, в случае если при этом приходится жертвовать частью экономии на масштабе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль помогает снизить степень влияния естественного монополиста уже самой угрозой появления потенциальных конкурентов, хотя реальный выход должна быть и не осуществлен. В тех отраслях, где реорганизация отрасли путем разделения монопольного производства на несколько фирм или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является конкуренция не внутри отрасли, а конкуренция за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара (получение франчайза). Подобный способ встречается в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. В некоторых отраслях конкурентный механизм должна быть встроен на отдельных участках в рамки естественной монополии. К примеру, прогресс в области внедрения новых технологий сделал возможным конкуренцию небольших электростанций с централизованными гигантами в сфере доставки электроэнергии потребителям на чужую территорию. Прекращение же деятельности естественной монополии может произойти (пусть это и звучит тавтологично) естественным путем в результате изменения технологии производства. referatwork.ru Естественная монополия: понятие и условия возникновения⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 13Следующая ⇒Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию и т.д. Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей. Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (системы водоснабжения, линии электропередачи и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами. Дилемма регулирования естественной монополии Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией. Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства. Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт. Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества. Рис. 30.1. Естественная монополия и ее регулирование
Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен. Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта. Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль". Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет. Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом. Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий. Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством может быть заменено контролем над уровнем доходности. Именно такой метод используется в практике США. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния. Однако многие экономисты считают, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. При установлении государством нормы доходности капитала или регулируемой заработной платы естественной монополии с целью воздействия на ее затраты или в качестве меры субсидирования производства при назначении цены на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона, суть которого заключается в следующем. Если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, то этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большом объеме. Рыночная цена ресурса показывает альтернативные издержки его использования в другом месте (в другой отрасли). Поэтому рыночную цену можно рассматривать в качестве инструмента оптимального распределения ресурсов по отраслям. При государственном регулированиинормы доходности на фактор производства искажаются воспроизводственные пропорции: в данную отрасль идет слишком много ресурса, цена которого регулируется (рис. 9.4). Рис. 9.4. Эффект Аверча-Джонса
Предположим, первоначальный уровень капитала и труда в отрасли был (K1; L1). Снижение цены капитала в результате регулирования(или повышение цены труда под действием государственного законодательства) по сравнению с параметрами рынка ведет к установлению новых пропорций факторов (K2; L2). Здесь капитала используется непропорционально больше, а труда - меньше, чем это диктуется производственным процессом и рынком. Степень искажения пропорций производства зависит от эластичности технологического замещения факторов производства, которая определяет излишне большое и излишне малое использование ресурсов, и от ценовой эластичности спроса на конечный продукт, которая ограничивает совокупное искажение объемов.
Читайте также: lektsia.com |