Свет - роль света в жизни человека, растений и животных. Что является источником света и тепла для всего живого на землеТесты по окружающему миру 2 класс страница 34.Все изменения, происходящие в природе, называются А) Природные явления; Б) Сезонные явления; В) Погода. 5.Напиши по пять объектов живой природы и пять объектов неживой природы? Живая природа Неживая природа
6.Выбери верное утверждение: А) Живые существа могут жить без неживой природы. Б) Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. В) Живые существа могут жить без воды, воздуха, света и тепла. 7. Какой объект природы лишний? Подчеркните его. Петунья, сойка, кузнечик, клён, хризантемы, туман, обезьяна. Тексты к разделу «Природа» Тест №5 Тема: «Явления природы». Фамилия, имя ______________________________ Дата_________ 1. К какой природе относятся перечисленные названия объектов? Напиши 1)Комета, роса, вода, планета, дождь – это _________________ _____________________________________________________________ 2)Тополь, лягушка, синица, подснежник, оса – это __________________ __________________________________________________________________ 2.Что является источником света и тепла для всего живого на Земле? А) Луна; Б) Солнце; В) Звёзды. 3.Явления природы, связанные со сменой времён года называются А) Природные явления: Б) Сезонные явления; В) Климатические явления. 4.Напиши, какие ты знаешь осенние явления природы? Осенние явления _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? А) вызвать врача; Б) измерить температуру; В) выпить лекарство. 6.Из каких частей состоит термометр? А) Из шкалы и стеклянной трубки; Б) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью, шкалы. В) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью. 7.Что означает каждое деление на шкале термометра? А) Один градус; Б) Один сантиметр; В) Один миллиметр. Тексты к разделу «Природа» Тест №6 Тема: «Что такое погода». Фамилия, имя ______________________________ Дата_________ 1.Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно или жарко? А) Имеют в виду осадки; Б) Имеют в виду ветер; В) Имеют в виду температуру. 2.Чем измеряют температуру воздуха? А) Барометром; Г) Угольником; Б) Линейкой; Д) Градусником. В) Термометром; 3.Какие бывают термометры? А) Комнатные; Г) Медицинские; Б) Уличные; Д) Почвенный. В) Водные; 4.Что такое погода? А) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Б) Сочетание осадков, ветра. В) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков. 5.Выбери осадки. Подчеркни одной чертой. Дождь, гроза, туман, снег, буран, град, ветер, метель. 6.Как называется наука о погоде? А) Астрономия; Б) География; В) Метеорология. 7.Закончи предложения Ласточки низко летают - __________________________ Шишки хвойных деревьев раскрываются ______________________________ 8.От какой точки на термометре ведут отсчёт температуры воздуха? А) от самого нижнего деления; Б) от нулевой отметки; В) от самого верхнего деления. Тексты к разделу «Природа» infourok.ru
infourok.ru роль света в жизни человека, растений и животныхСвет является неотъемлемой частью жизни. Невозможно представить мир без солнечных лучей. Помимо того, что лучи дают нам свет и согревают в холодную пору, они способствуют осуществлению жизненно необходимых процессов во многих организмах.
Свет в жизни растений и животных
Свет является неотъемлемой частью жизни всего живого на планете - животных, растений и человека. Солнечный свет для большинства растений является необходимым и неиссякаемым источником жизненной энергии, регулирующим процессы их жизнедеятельности. Этот процесс называется фотопериодизм. Он заключается в регуляции биоритмов животных и растений при помощи света. Фотопериодизм растений вызывает еще один процесс под названием фототропизм. Фототропизм отвечает за движение отдельных клеток и органов растений к солнечному свету. Примером этого процесса служит движение головок цветов в течение дня, повторяющее движение Солнца, раскрытие светолюбивых растений ночью и рост комнатных растений в сторону осветительного прибора.
Сезонный фотопериодизм заключается в реакции растений на удлинение и уменьшение светового дня. Весной, когда светлых часов становится больше, на деревьях начинают набухать почки. А осенью, когда дни становятся короче, растения начинают готовиться к зимнему периоду, закладывая почки, формируя древесный покров. В жизни животных свет играет немаловажную роль. Он не участвует в формировании их организмов, но все же откладывает отпечаток на жизнь животных. Как и для растений, свет является источником энергии животного мира.
Солнечные лучи влияют на суточный фотопериодизм животных и на их распределение в природе. Представители фауны ведут дневной и ночной образ жизни. Благодаря этому между ними нет конкуренции в поисках пищи. Свет помогает животным ориентироваться в пространстве и на незнакомых территориях. Именно лучи солнечного света способствовали развитию зрения у многих организмов. Фотопериодизм животных также определяется длиной светового дня. Животные начинают готовиться к зиме, как только солнечные дни становятся короче. Их организм накапливает необходимые вещества для жизни в зимний период. Птицы тоже реагируют на удлинение ночи, начинают готовиться к перелетам в теплые края. Значение света в жизни человека
(Н. П. Крымов - учебный пейзаж под "Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток") Солнечный свет играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, используя зрение. Свет дает нам возможность познавать окружающий нас мир, контролировать и координировать движения. Солнечный свет способствует синтезу витамина «D» в нашем организме, который отвечает за усвоение кальция и фосфора. Настроение человека также зависит от солнечных лучей. Недостаток света приводит к ухудшению состояния организма, апатии и упадку сил. Нервная система человека формируется и развивается только в условиях достаточного количества солнечного света. Также свет помогает избавиться от инфекционных заболеваний - это его защитная функция. Он способен убивать некоторые грибки и бактерии, расположенные на нашей коже. Он помогает нашему организму вырабатывать необходимое количество гемоглобина. При попадании солнечных лучей на кожу, мышцы приходят в тонус, который продуктивно влияет на весь организм. Использование энергии солнечного света
Солнечная энергия используется как в обычной повседневной жизни, так и в промышленности. В быту многие люди используют солнечную энергию для того, чтобы подогреть воду, отопить дом. В промышленности солнечный свет преобразуют в электричество. Большинство электростанций работают по принципу направления энергии Солнца зеркалами. Зеркала, поворачиваются вслед за солнцем, направляя лучи на емкость с теплоприемником, например, водой. Вода после испарения превращается в пар, крутящий генератор. А генератор вырабатывает электричество. Транспорт также способен приходить в движение при помощи Солнечной энергии - электромобили и космические аппараты заряжаются при помощи света. xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai Тесты по окружающему миру 2 класс страница 34.Все изменения, происходящие в природе, называются А) Природные явления; Б) Сезонные явления; В) Погода. 5.Напиши по пять объектов живой природы и пять объектов неживой природы? Живая природа Неживая природа
6.Выбери верное утверждение: А) Живые существа могут жить без неживой природы. Б) Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. В) Живые существа могут жить без воды, воздуха, света и тепла. 7. Какой объект природы лишний? Подчеркните его. Петунья, сойка, кузнечик, клён, хризантемы, туман, обезьяна. Тексты к разделу «Природа» Тест №5 Тема: «Явления природы». Фамилия, имя ______________________________ Дата_________ 1. К какой природе относятся перечисленные названия объектов? Напиши 1)Комета, роса, вода, планета, дождь–это _________________ _____________________________________________________________ 2)Тополь, лягушка, синица, подснежник, оса – это __________________ __________________________________________________________________ 2.Что является источником света и тепла для всего живого на Земле? А) Луна; Б) Солнце; В) Звёзды. 3.Явления природы, связанные со сменой времён года называются А) Природные явления: Б) Сезонные явления; В) Климатические явления. 4.Напиши, какие ты знаешь осенние явления природы? Осенние явления _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? А) вызвать врача; Б) измерить температуру; В) выпить лекарство. 6.Из каких частей состоит термометр? А) Из шкалы и стеклянной трубки; Б) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью, шкалы. В) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью. 7.Что означает каждое деление на шкале термометра? А) Один градус; Б) Один сантиметр; В) Один миллиметр. Тексты к разделу «Природа» Тест №6 Тема: «Что такое погода». Фамилия, имя ______________________________ Дата_________ 1.Что имеют в виду,когда говорят, что на улице тепло, холодно или жарко? А) Имеют в виду осадки; Б) Имеют в виду ветер; В) Имеют в виду температуру. 2.Чем измеряют температуру воздуха? А) Барометром; Г) Угольником; Б) Линейкой; Д) Градусником. В) Термометром; 3.Какие бывают термометры? А)Комнатные; Г) Медицинские; Б) Уличные; Д) Почвенный. В) Водные; 4.Что такое погода? А) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Б) Сочетание осадков, ветра. В) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков. 5.Выбери осадки. Подчеркни одной чертой. Дождь, гроза, туман, снег, буран, град, ветер, метель. 6.Как называется наука о погоде? А) Астрономия; Б) География; В) Метеорология. 7.Закончи предложения Ласточки низко летают - __________________________ Шишки хвойных деревьев раскрываются ______________________________ 8.От какой точки на термометре ведут отсчёт температуры воздуха? А) от самого нижнего деления; Б)от нулевой отметки; В) от самого верхнего деления. Тексты к разделу «Природа» infourok.ru Явления природы. Сезонные явления в природе1. Вспомни, что относится к неживой природе, а что – к живой? Неживая природа – вода, воздух, Солнце, камни. Живая природа – все живые существа (растения, животные, грибы, бактерии) 2. Что является источником света и тепла для всего живого на Земле? Источником света и тепла для всего живого является Солнце. Приведи примеры явлений в живой и неживой природе. Какие из них тебе доводилось наблюдать, а о каких ты знаешь из книг? Явления живой природы – перелеты птиц, зимняя спячка у медведя, вылупление птенцов, цветение садов. Явления неживой природы – ветер, гроза, дождь, цунами, снег. Какие времена года (сезоны)показаны на рисунках? По каким признакам это можно определить? Первая картинка – весна (тает снег, проталины, распускаются деревья). Вторая – лето (кругом зелень, цветут цветы). Третья – осень (желтеют листья и трава). Четвертая – зима (лежит снег, с деревьев опала листва). Приведите примеры сезонных явлений в природе. Прорастание семян, цветение, листопад, созревание плодов, прилет птиц. Расскажи о сезонных явлениях в жизни дерева, которые тебе удалось понаблюдать в прошлом учебном году. Удалось понаблюдать следующие явления: цветение, распускание листвы, созревание семян, пожелтение листвы, листопад, период покоя. 1. Что такое явления природы? Приведи примеры. Явления природы – происходящие в природе изменения (выпадение и таяние снега, дождь, ветер, цветение, листопад). 2. Что такое термометр? Термометр – прибор для измерения температуры. 3. Как записывают показания термометра? Число градусов тепла записывают со знаком «+», мороза – со знаком «-». resheba.com Конспект урока окружающего мира "Солнце«Солнце – источник света и тепла».
1. Организационно-подготовительный этап. Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать, Все загадки разгадать – научитесь наблюдать. Будем вместе развивать качество – внимательность. А поможет все узнать наша любознательность. Только вместе, только дружно изучать природу нужно. 2. Постановка учебных целей. -Что такое природа? - Какая бывает природа? Какие объекты относятся к неживой природе? А какие объекты мы относим к живой природе? Хотели бы вы отправиться в путешествие? Куда хотели бы отправиться в путешествие? Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце И зовут тебя все…(солнце) Можно совершить путешествие к Солнцу? Я предлагаю выяснить к каким объектам природы относится Солнце? (Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.). Докажите. Слайд Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы. - Какое оно веселое и доброе! Солнышко желает нам хорошего дня и отличной работы!! Кто готов познакомиться с ним поближе? -А что такое солнце? -Солнце - монетка,- скупой проворчал. -Нет, сковородка ! - обжора вскричал. -Нет, каравай, - хлебопёк произнёс. -Компас, - сказал убеждённо матрос. -Солнце-звезда, астроном объяснил. -Доброе сердце,- мечтатель решил. -Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже ответим на этот вопрос. Как вы думаете, на какие вопросы вы должны найти ответы, чтобы узнать о Солнце побольше. Что это? Какая форма? Какой размер? Как далеко? Какой вес?. Зачем нужно? Давайте обратимся к нашим экспертам. Кто нашёл в словаре значение «Солнце»? ЛЕРА «СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Химический состав: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 1%. Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.» Всё ли вам понятно в этом тексте? (нет) В каком стиле написан текст? (В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.) Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация). Форма солнца Как выглядит Солнце? На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их. Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)
Ещё можно найти информацию и в странице учебника стр. 101 (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию) Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли? Слово эксперту… СЕРЕЖА Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь. ЖЕНЯ Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве. Слайд 6 (дети делают физминутку) Солнце в небе ярко светит, погулять выходят дети. Очутились мы в лесу и присели на траву. На полянке в лесу поднялись цветочки. К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись. К солнышку листочки повернут цветочки. Развернут бутоны, в солнышке утонут. А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу.
- Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца? - Как выдумаете, Солнце вредно или полезно? 4. Формирование навыков научной организации труда. Мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические. АРТУР РИСУНОК Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года. КАТЯ РИСУНОК Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца. СЛАВА ЗЕРКАЛО Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах. Издревле люди украшали посуду, одежду, сочиняли загадки, пословицы о солнце. В его честь устраивали праздники. НАСТЯ Б. Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца. Давайте вернемся к вопросу, который задали в начале урока. - Можем отправиться в путешествие на солнце? 6. Рефлексия. Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам? Дорисуйте настроение солнышкам. Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас! Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» – оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку… и всему миру. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу. 7. Итог урока: Подведём итог: узнал вспомнил Я повторил удивился Оценивание детей учителем. 8. Домашнее задание: Страница _____ задание ____ Сегодня вы были художниками мысли, слова, образа, чувств и создали чудесную словесную картину. Дома вы - художники кисти. Нарисуйте свою картину, дайте ей название, придумайте рассказ. Как выдумаете, Солнце вредно или полезно? 1. Солнце – это... o Спутник o Планета o Звезда 2. Звезда состоит из… o Газа o Пыли o Камней 3. Солнце относится к … o Живой природе o Неживой природе o Рукотворным предметам 4. Солнце имеет форму… o Круга o Овала o Шара 5. Солнце приносит… o Пользу o Вред o Вред и пользу 6. Ученые, изучающие звезды, называются… o Астрономы o Физики o Биологи infourok.ru Почему Солнце является источником жизни на земле? ? Помогите пожалуйста!!!Солнца является источником света, без света не возможны химические и физические процессы на земле. (тепло, фотосинтез растений, являющиеся пищей для животных и человека.) Без излучения Солнца невозможен фотосинтез, то есть не могут развиваться растения, а значит, нечего кушать животным. Сейчас трудно себе представить, что на нашей планете, на самых ранних этапах ее развития, не существовало никаких органических веществ, а свет и тепло Солнца не достигали земной поверхности. По современным представлениям, атмосфера тогда представляла собой раскаленную паро-газовую смесь, содержащую ядовитые сернистые и хлористые соединения, а также пары воды. Через эту плотную темно-серую мглу не пробивался ни один лучик света. Земля также была раскалена и представляла собой громадный единый огнедышащий Вулкан. Не существовало климатических поясов, высокая температура на полюсах и на экваторе была практически одинаковой. Такое состояние продолжалось до тех пор, пока температура на земле и в атмосфере не опустилась ниже 100 градусов. Пары воды конденсировались, и водные массы заполнили впадины на земной поверхности. Появилась первичная гидросфера. Атмосфера существенно просветлилась. Солнечные лучи под разными углами стали достигать земного шара, появились первичные климатические зоны. Чем меньше был угол падения, тем длиннее путь солнечного луча к земной поверхности, тем меньше тепла она получает. Поэтому чем ближе к полюсам, тем холоднее, а чем ближе к экватору, тем теплее. С этого времени основным генератором тепла на нашей планете стала не эндогенная (связанная с радиоактивностью) составляющая, а Солнце. Именно оно во все последующие времена давало Земле тепло и свет, без чего невозможна жизнь на континентах и шельфовых зонах океанов. Если представить себе, что Солнце вдруг погаснет, то Земля превратится в темную, замерзшую планету. На определенном этапе эволюции в первичных океанах Земли появились органические вещества. Каким образом это произошло, до сих пор ломают головы многие исследователи. Однако установлено, что первичные организмы появились в мировом океане - это были примитивные сине-зеленые водоросли, которые строили свои клетки за счет поглощения солнечной энергии и усвоения растворенных в океанической воды солей. При помощи содержащихся в растениях зерен хлорофилла растения усваивали углерод из углекислоты воздуха, который соединялся с водой и под влиянием солнечного света превращался в органические вещества: белки, крахмал, сахар, жиры, клетчатку, которыми питаются все живые существа на Земле. Простейшие зеленые растения океанов называются фитопланктоном (от греческого "phyton" - растение) . Они являются начальным звеном в сложной цепи питания. Фитопланктоном питается зоопланктон (от греческого "zoon" - животное) , который употребляет в пищу мелкая рыба и другие водные животные, служащие пищей крупной промысловой рыбе. Морские млекопитающие также питаются разнообразным планктоном и рыбой. На суше начальным звеном питания также являются зеленые растения, которыми питаются травоядные животные, которых поедают хищники. Таким образом, первичным источником питания для большинства живых организмов непосредственно являлась солнечная энергия. Сравнительно недавно, по мере расширения океанологических исследований, была обнаружена жизнь и в глубоководных зонах современных океанов, куда не проникает солнечный свет. Еще в январе 1960 года, французский исследователь Ж. Пикар и американский подводник Д. Уолш на батискафе "Триест", построенным отцом Жака Опостом Пикаром, достигли дна Марианской впадины. До этого времени считалось, что жизнь на таких глубинах (более 10 км) невозможна. Каково же было удивление исследователей, когда в иллюминатор они увидели рыбу, похожую на камбалу, а затем и неестественно бледную креветку. За последние годы живые организмы больших глубин установлены во многих местах. Особенно большие их скопления встречаются в местах выхода на поверхность дна раскаленных глубинных газов и термальных вод в зонах активного современного вулканизма. Эти эманации и гидротермы, которые получили название "черные курильщики" за их преобладающую окраску, поставляют большие количества различных химических веществ, в том числе и токсичный сероводород, губительный для большинства организмов. Однако здесь в и Солнце основной сундук витамина D что очень важно растущего организма для растений животных и так далее чтобы не заболеть рахитом и ещё торф-горючее не может появится без солнечного света по этому торф называют кладовой солнца. :) touch.otvet.mail.ru |