Киотский протокол. Справка. Что такое киотский протоколКиотский протокол, обязательства странРамочная Конвенция ООН об изменении климата содержала обязательства промышленно развитых стран сокращать выбросы парниковых газов в период до 2000. Однако быстро выяснилось, что сокращение выбросов требует длительного периода времени и значительных средств. Поэтому обязательства по сокращению выбросов, предусмотренные РКИК, стали неофициально считаться юридически не обязательными. Вопрос о необходимости разработки системы мер по достижению целей РКИК в виде протокола к ней вновь был поднят в 1995 на конференции в Берлине. В декабре 1997 в Киото на 3-й Конференции Сторон РКИК ООН было принято существенное дополнение к Конвенции - протокол, зафиксировавший юридические обязательные положения о сокращении выбросов парниковых газов. Киотский протокол определил общие правила, но не установил подробного порядка их применения. Кроме того, для вступления нового протокола в силу был необходим отдельный официальный процесс подписания и ратификации странами. Протокол устанавливает обязательные требования для 38 развитых стран и стран с переходной экономикой. Список этих стран приведен в Приложении B к Киотскому протоколу. Их также называют станами Приложения 1, поскольку первоначально они были перечислены в Приложении 1 к РКИК ООН. Необходимым условием вступления Протокола в силу была ратификация как минимум 55 Сторонами Конвенции, включая Стороны Приложения 1, на долю которых в 1990 г. приходилось в совокупности не менее 55% общих выбросов СО2, производимых странами этой группы. Первые страны ратифицировали Протокол в 1998 г. С ратификацией Протокола Российской Федерацией 18 ноября 2004 г. начался отсчет установленного 90-дневного срока, по истечении которого, 16 февраля 2005 г., Киотский протокол вступил в силу. На данный момент Киотский протокол ратифицирован 184 странами и одним региональным содружеством Европейским союзом. Обязательства Сторон Киотского протокола Цель киотского протокола та же, что и у РКИК ООН, а именно, добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Для достижения этой цели Протокол уточняет и развивает многие обязательства, предусмотренные Конвенцией: · Каждая страна Приложения 1 должна проводить соответствующую национальную политику и принимать меры по ограничению выбросов парниковых газов и усилению поглощения СО2 наземными экосистемами. Выполняя эти обязательства, каждая страна Приложения 1 должна стремиться свести к минимуму любое негативное влияние этой политики и мер на другие страны, в особенности развивающиеся; · Страны Приложения 1 должны предоставлять дополнительные финансовые ресурсы для содействия выполнению обязательств развивающихся стран; · Как страны Приложения 1, так и страны не входящие в Приложение 1 должны сотрудничать в таких областях, как: – разработка, внедрение и распространение технологий, безопасных для климата; – исследования климатической системы и систематические наблюдения за ее состоянием; – просвещение, обучение и информирование общественности по вопросам изменения климата; – совершенствование методик и улучшение качества данных, используемых для инвентаризации выбросов парниковых газов. Самых важных обязательств Киотского протокола является имеющие юридическую силу обязательства стран Приложения 1 по ограничению своих выбросов парниковых газов. Соответствующие величины перечислены в Приложении B к Киотскому протоколу, в котором приводятся нормативы снижения или ограничения выбросов для 38 развитых стран, а также Европейского сообщества в целом. Приложение B устанавливает нормативы выбросов по сравнению с определенным годом - так называемым базовым годом. За базовый год приняли 1990, однако для некоторых стран с переходной экономикой установлен другой базовый год. Кроме того, любая страна вправе выбрать базовый год в диапазоне от 1990 до 1995 гг. для оценки сокращения выбросов ГФУ, ПФУ и SF6. Установленные нормативы относятся к выбросам шести видов парниковых газов от различных источников и секторов экономики, перечисленных в Приложении A к Киотскому протоколу. Киотский протокол устанавливает конкретный период времени – период обязательств – в который должны быть достигнуты установленные показатели выбросов. В качестве первого периода обязательств был выбран пятилетний период с 1 января 2008 по 31 декабря 2012 год. Таким образом, страны Приложения 1 обязаны, чтобы в 2008-2012 гг. их выбросы парниковых газов от источников, перечисленных в Приложении A, не превысили установленного уровня выбросов. Это уровень называется «установленным количеством» для соответствующей страны. Установленное количество для первого периода обязательств рассчитывается как произведение объема выбросов парниковых газов страны в базовом году на установленный для этой Стороны норматив снижения (ограничения) выбросов и на 5 (поскольку продолжительность периода обязательств составляет 5 лет). Полученная величина измеряется в единицах, называемых единицами установленного количества (ЕУК). Каждая ЕУК соответствует праву на выброс 1 тонны С02 -эквивалента за период обязательств. Таким образом, Киотский протокол требует от 38 развитых стран в среднем за 2008-2012 гг. в целом не превысить 94,8% от уровня выбросов парниковых газов в 1990 г. Основные обязательства взяли на себя развитые страны. Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики – на 8%, а Россия и Украина должны сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года. Каждой стране выделялась квота на выброс углекислого газа. Страны, выбрасывающие СО2 меньше запланированной квоты, могут продать излишки странам, превысившим исходную квоту. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами. Россия смогла добиться права сохранять выбросы на уровне 1990 (3050 млн. тонн СО2 -эквивалента), так как после отказа США, на долю которых приходится 36,1% мировых выбросов, участвовать в Киотском протоколе, его ратификация оказалась под угрозой. И без России Киотский протокол никогда не вступил бы в силу. 22 октября 2004 года Госдума РФ одобрила проект ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", 27 октября – Совет Федерации, 5 ноября – Президент РФ. 18 ноября 2004 года Постоянный представитель РФ А. Денисов передал на хранение Генеральному секретарю ратификационную грамоту протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Для России протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации. О численных обязательствах развивающихся стран речь не шла. Было сложно добиться обязательств даже от таких сильных стран, как Китай, индия, Южная Корея, Сингапур, Аргентина. Хотя развивающиеся страны могли брать на себя добровольные обязательства и получать под них финансирование. США подписали Протокол, но в дальнейшем отказались его ратифицировать и заявили о своем неучастии в нем до 2013 года. Афганистан, Сомали, Андорра, Ватикан, Сан-Марино и Армения не подписали Киотский протокол. Основными положениями Киотского протокола – это определение допустимого объема выбросов парниковых газов в 2008–2012 для всех участвующих в этом соглашении промышленно развитых стран-участниц; разработка механизмов корректировки квот для отдельных стран – «механизмы гибкости»; разработка механизмов контроля над уровнями выбросов. Однако, принципы и положения, изложенные в Киотском протоколе, оказались недостаточными для практического осуществления предусмотренных им механизмов и процедур. Потребовалось почти четыре года для согласования наиболее важных вопросов, которые были решены в ноябре 2001 на 7-й конференции стран-участников РКИК в Марракеше в Марокко. Киотский протокол часто критиковали за то, что его выполнение лишь незначительно затормаживает рост концентрации парниковых газов в атмосфере. Действительно, практическое значение Протокола невелико: если бы его не было, то в 1990–2010 выброс парниковых газов в мире вырос бы на 41%, а если все страны, подписавшие Киотский протокол, полностью выполнят его условия, то на 40%. Однако, Киотский протокол – это всего лишь первый шаг, отработка механизмов глобального регулирования вредных выбросов. Можно сказать, что у Киотского протокола роль катализатора всей климатической деятельности в целом: развития по всему миру энергоэффективных технологий, возобновляемой энергетики, поддержки науки и образования, привлечения внимания к проблеме изменения климата. biofile.ru Киотский протокол - это... Что такое Киотский протокол? Киотский протокол
Киотский протокол К Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, регулирует обязательства участников по сокращению выбросов парниковых газов -диоксида углерода, метана, закиси азота, вторированных углеродов, перфторуглерода, гексафторида серы, принят в декабре 1997 г., страны по Приложению I берут на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов в период 2008-2012 гг. на 5% от уровня 1990 г. [А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики
ENРусско-английский словарь нормативно-технической терминологии. academic.ru. 2015.
Смотреть что такое "Киотский протокол" в других словарях:
Книги
normative_ru_en.academic.ru Киотский протокол. Справка - РИА Новости, 29.11.201009:0029.11.2010 (обновлено: 12:58 03.05.2017) 132600 Киотский протокол – дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992). Подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года 159 государствами. Открыт для подписания 16 марта 1998 года. С 29 ноября по 10 декабря 2010 года в мексиканском Канкуне пройдет очередная конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Киотский протокол – дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992). Подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года 159 государствами. Открыт для подписания 16 марта 1998 года. Вступил в силу 16 февраля 2005 года после того, как его ратифицировали страны, суммарная квота которых по выбросам "парниковых" газов превышает 55 % (по состоянию на 1990 г.). Подписавшие его страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Документ предусматривает, что в период с 2008 по 2012 годов общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других парниковых газов должен быть сокращен на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждое государство получает определенные лимиты на выброс в атмосферу вредных газов. Если какая-либо страна не использует полностью свои лимиты, то она имеет право их продать как неиспользованные квоты. По мнению экспертов ООН, такой механизм должен способствовать поступлению в развивающиеся страны значительных ресурсов, которые должны быть использованы для борьбы с негативными тенденциями, вызванными изменением климата. Согласно Протоколу, Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада – на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008 – 2012 годах на уровне 1990 года. (Убрана фраза, не имеющая отношение к Киото). Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, не были обременены обязательствами, но могли брать на себя добровольные обязательства и получать под них финансирование.Соединенные Штаты Америки заявили о неучастии в протоколе до 2013 года. США и европейские страны придерживаются по этому вопросу разных точек зрения: в США считают, что сохранение климата должно обеспечиваться развитием современных технологий, а не введением ограничений на выбросы углекислого газа, которые предусматривает Киотский протокол. Киотский протокол ратифицирован 181 страной и одним региональным содружеством Европейским союзом. Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, но тогда не ратифицировала. Без России Киотский протокол никогда не вступил бы в силу. 22 октября 2004 года Госдума РФ одобрила проект ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", 27 октября – Совет Федерации, 5 ноября – Президент РФ. 18 ноября 2004 года Постоянный представитель РФ А.Денисов передал на хранение Генеральному секретарю ратификационную грамоту протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Для России протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации. Объем накопленных Россией квот за срок действия Киотского протокола с 2008 по 2012 годы, по оценкам, превысит шесть миллиардов тонн эквивалента СО2. Действие Киотского протокола заканчивается в 2012 году. Через три года на смену "Киото" должен прийти новый документ, основные положения которого страны-участницы Рамочной конвенции ООН по изменению климата обсуждали на переговорах в Копенгагене в декабре 2009 года. С 29 ноября по 10 декабря 2010 года в мексиканском Канкуне пройдет очередная конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC). Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников ria.ru |