Eng Ru
Отправить письмо

1) Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго. (2) Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный инженер. Через несколько лет после войны я решил уволиться из ленэнерго


всё-та­ки тебе надо закончить роман».(31)- Что на самом деле вас держит? — спросил ме­ня на следующий день Усов.(32)- Язык. (ЗЗ)Другие правила.(34)- Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35)Учтите, есть партийная дисциплина. (Зб)Пошлём вас в ко­мандировку, и конец вашим сомнениям.(37)Может быть, так и следовало со мной поступить. (38)Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.—(39)А ещё что?(40)Я неохотно признался про роман. (41)Последо-вал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.—(42)Да, уверен.(43)Роман «Искатели» был напечатан в журнале «Звезда» и вскоре вышел отдельной книгой. (44)Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй … Усову.(По Д. Гранину*)

neznaika.pro

Сочинение по ЕГЭ. По тексту Гранина о нравственном выборе | Сочинение по ЕГЭ | Русулитка

Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго …(по Гранину)

В данном тексте Гранин рассказывает о том, как ему предложили работать в Италии. Сам он, его жена и дочь жили в сырой коммунальной квартире, и предложение поехать в солнечную страну «звучало фантастически – всё равно что полёт в космос.

Автор ставит проблему нравственного выбора. Данная проблема всегда актуальна. Что выбрать: жизненные блага или любимое дело, материальное или духовное. Машины, квартиры, дачи, деньги – вот приоритеты сегодняшней молодёжи. Многие ли из молодых поменяют материальный достаток на духовное богатство?

Авторская позиция понятна: он отказался от выгодного предложения, чтобы закончить недописанный роман. Поездка в Италию не состоялась. Жена поддержала Гранина, она понимала, как для него важно то, что он пишет. Роман «Искатели» был закончен и напечатан сначала в журнале, а потом вышел отдельной книгой.

Проблема нравственного выбора нашла отражение и в русской литературе.

В. Маяковский писал:

Мне и рубля не накопили строчки, Краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, Скажу по совести, мне ничего не надо.

Поэт сделал свой выбор. Ему было наплевать «на бронзы многопудье». Сытых, ленивых и подлых ненавидел он всю свою жизнь. Творчество поэта – это его нерукотворный памятник.

В этом году по телевизору шёл сериал «Восьмидесятые». Герою фильма Ване, парню из простой рабочей семьи предложили материальные блага: продукты из распределителя, возможность сделать карьеру по комсомольской линии. А взамен всего то – написать донос на секретаря комсомольской организации. Иван отказался, а я задумалась: как бы поступила на его месте.

В заключение хотелось бы сказать, что каждый выбирает для себя свой путь в жизни. Важно, делая выбор, сохранить свою личность, душу, сердце.

Вернуться к списку: Сочинение по ЕГЭ

rusulitka.ru

Электронные учебники по русскому языку

Исходный текст

(1)Через несколько лет после войны я решил уво­литься из Ленэнерго. (2)Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный ин­женер Усов. (3)Я впервые удостоился визита к такому большому начальству: красная дорожка в коридоре, множество телефонов — белых, чёрных. (4)После дол­гих расспросов, у кого учился, кто нам читал электри­ческие сети, кто изоляционные материалы, он неожи­данно предложил мне отправиться в длительную ко­мандировку в Италию представителем Ленэнерго.

(5)Шёл 1952 год. (б)Железный занавес не был поднят. (7)Предложение звучало фантастически — всё рав­но что полёт в космос. (8)В Италию. (9)Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. (10)Да ещё жильё… (11)«Там нет коммунальных квартир», — со смешком пояснил Усов.

(12)Я попросил сутки на размышление и сразу отправился к однокурснице Юле, которая работала в Публичной библиотеке.

(13)С ходу я выложил ей про командировку. (14)Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в какой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Генуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда сол­нечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

(15)Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. (16)Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. (17)Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. (18)Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, кофейни на солнечных бульварах, я извлекал из библиотечных альбомов всю туристическую красоту. (19)3а-чем я это делал? (20)Наверное, уговаривал сам себя.

(21)Всё было за отъезд, всё. (22)Разве только одно — то, что по ночам я писал свой роман, первый роман. (23)Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. (24)Уйти с работы значило лишиться зарплаты. (25)А вдруг роман не получится? (26)И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. (27)И тут на нас обрушилась эта Италия.

(28)Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуганный новыми арестами город и уехать в неведомую новую жизнь. (29)Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. (ЗО)Уже под утро Римма разбудила меня: «Знаешь, я передумала: всё-таки тебе надо закончить роман».

(31)- Что на самом деле вас держит? — спросил меня на следующий день Усов.

(32)- Язык. (ЗЗ)Другие правила.

(34)- Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35)Учтите, есть партийная дисциплина. (Зб)Пошлём вас в ко­мандировку, и конец вашим сомнениям.

(37)Может быть, так и следовало со мной поступить. (38)Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.

—(39)А ещё что?

(40)Я неохотно признался про роман. (41)Последовал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.

—(42)Да, уверен.

(43)Роман «Искатели» был напечатан в журнале «Звезда» и вскоре вышел отдельной книгой. (44)Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй … Усову.

(По Д. Гранину)

Сочинение

Гиппократ говорил: «Жизнь коротка, искусство долговечно». В произведении Д. Гранина мы видим пример того, как писатель в нелегком выборе между материальными благами и возможностью написать роман склоняется в пользу последнего.

Автор поднимает вечный вопрос о значимости искусства. Что важнее: жизнь сегодняшняя, обыденная, земная, или вечная жизнь в памяти потомков, в своем «нерукотворном памятнике»? Стоит ли держаться за бытовой комфорт, за личные преходящие интересы, если они могут помешать произведению искусства появиться на свет?

Все эти вопросы задает себе герой-рассказчик, выбирая между солнечной Италией и промозглым Ленинградом, между морем и плесенью на стенах коммунальной квартиры. Между командировкой и недописанным романом. Между надежной работой и неизвестностью. «Все было за отъезд, все».

Но писатель остается. В этом его поддерживает жена. Роман появляется и печатается, оправдывая возложенные на него надежды. Жизненным комфортом было пожертвовано не напрасно.

Авторская позиция ясна: ради искусства, чистого творчества можно пожертвовать бытовым благополучием.

С этим нельзя не согласиться: мирская жизнь мимолетна, и ошибкой было бы ограничиваться ею одной. Не зря каждый человек стремится к высшим целям и идеалам. То, что рождается вдохновением, что дается человеку свыше, нельзя приносить в жертву материальным благам.

Подтверждение позиции автора можно найти в похожих эпизодах жизни самых разных писателей. Известный американский прозаик Эрнест Хемингуэй в 1920-е годы, как и герой приведенного текста, жил с женой и маленьким ребенком в довольно тяжелых условиях. Одно время он даже терпел голод; обманывая домашних, что приглашен куда-нибудь на обед, оставлял всю еду им. Но даже в подобное суровое время он не предал писательского таланта, как это делали многие молодые писатели в то время. Он не стал, следуя их примеру, писать плохие рассказы, за которые литературные журналы были готовы платить. Он нес в душе замысел первого романа, «И восходит солнце», и оставался верен благородному искусству слова.

Среди русских писателей вспоминается Сергей Довлатов, который долгое время сопротивлялся желанию жены эмигрировать в Америку. В его произведении «Заповедник» приводится автобиографический эпизод, в котором на жалобы жены об очередях и других сложностях жизни в советском обществе писатель отвечает: «Меня удерживает язык. На чужом языке мы теряем 80 процентов своей личности». Человек, который занимался всю жизнь литературной деятельностью, не мог лишиться языка, на котором творил».

Закончить хочется словами Белинского: «Искусство очищает золото действительности, перетопляет его в изящные формы». Не стоит слишком заботиться о сохранении материального благополучия в ущерб творческой деятельности. Наоборот, искусство способно изменить действительность человека.

Автор: Гулидова Арсения, 11 класс (г. Пермь)

Преподаватель: Алла Давидовна Баландина

На нашем сайте вы можете купить пособие по подготовке к сочинению Аллы Баландиной

www.mogu-pisat.ru

1) Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго. (2) Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный инженер

(1) Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго. (2) Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный инженер Усов. (3) Я впервые удостоился визита к такому большому начальству: красная дорожка в коридоре, множество телефонов — белых, чёрных. (4) После долгих расспросов, у кого учился, кто нам читал электри­ческие сети, кто изоляционные материалы, он неожиданно предложил мне отправиться в длительную командировку в Италию представителем Ленэнерго.

(5) Шёл 1952 год. (6) Железный занавес не был поднят. (7) Предложение звучало фантастически — всё равно что полёт в космос. (8) В Италию. (9) Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. (10) Да ещё жильё… (11) «Там нет коммунальных квартир», — со смешком пояснил Усов.

(12) Я попросил сутки на размышление и сразу отправился к однокурснице Юле, которая работала в Публичной библиотеке.

(13) С ходу я выложил ей про командировку. (14) Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в ка­кой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Генуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда сол­нечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

(15) Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. (16) Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. (17) Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. (18) Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, кофейни на солнечных бульварах, я извлекал из библиотечных альбомов всю туристическую красоту. (19) 3ачем я это делал? (20) Наверное, уговаривал сам себя. (21) Всё было за отъезд, всё. (22) Разве только одно — то, что по ночам я писал свой роман, первый роман. (23) Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. (24) Уйти с работы значило лишиться зарплаты. (25) А вдруг роман не получится? (26) И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. (27) И тут на нас обрушилась эта Италия.

(28) Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуганный новыми арестами город и уехать в неведомую новую жизнь. (29) Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. (30) Уже под утро Римма разбудила меня: «Знаешь, я передумала: всё-та­ки тебе надо закончить роман».

— (31) Что на самом деле вас держит? — спросил меня на следующий день Усов.

— (32) Язык. (ЗЗ) Другие правила.

— (34) Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35) Учтите, есть партийная дисциплина. (З6) Пошлём вас в ко­мандировку, и конец вашим сомнениям.

(37) Может быть, так и следовало со мной поступить. (38) Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.

— (39) А ещё что?

(40) Я неохотно признался про роман. (41) Последовал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.

— (42) Да, уверен.

(43) Роман «Искатели» был напечатан в журнале «Звезда» и вскоре вышел отдельной книгой. (44) Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй … Усову.

*Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) - писатель, публицист.

Часть В

В1. Из предложений 21—23 выпишите слово, обра­зованное приставочным способом.

В2. Из предложения 4 выпишите производный предлог.

В3. Из предложений 43—44  выпишите подчини­тельное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 31—38 найдите простое од­носоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 22—29 найдите предложе­ние, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2—7 найдите сложное пред­ложение, в котором есть придаточное времени. Напи­шите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 15—25 найдите такое, кото­рое соединяется с предыдущим при помощи лексичес­ких повторов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «Передавая чувства и переживания героя в свя­зи с внезапной командировкой, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как __________ (предложение 28) и _________ (предложения 7—8). Тропы ________ («гладко-синее  море»,  «празднично чистые улицы», «солнечные бульвары») и __________ («обруши­лась Италия») — усиливают образность текста».

^

1) риторический вопрос

2) лексический повтор

3) эмоционально-оценочные слова

4) ряды однородных членов

5) эпитеты

6) метафора

7) вопросно-ответная форма изложения

8) парцелляция

9) риторическое восклицание

1) Тогда я жил ещё в родном городе К. (2) Небольшой, но старинный, как вы, наверное, знаете, русский городок.

(З) Литературный институт я уже окончил, стихи то там, то сям публиковались, и, конечно, в таком городке, как К., меня, единственного стихотворца, все знали. (4) Во всяком случае, хорошо знали в городской библиотеке. (5) Можно сказать, что с главной нашей библиотекаршей Валентиной Филипповной мы были друзьями. (6) Она даже у нас в гостях бывала, если, скажем, день рождения у моей жены или праздник какой-нибудь.

(7) И вот однажды Валентина Филипповна присылает мне записочку и просит прийти в библиотеку. (8) Я пошёл. (9) Мы с женой в это утро повздорили в нашей житейской коммунальной тесноте, и настроение у меня было паршивое.

(10) Словно глаза бы закрыл и убежал бы куда-нибудь подальше. (11) И в самом деле, когда тесно, да ещё ребенок, и невозможно уединиться, чтобы писать…

(12) Пришёл я в библиотеку, а Валентина Филипповна меня с ходу и ошарашила.

(13) Дело в том, что у них в подвалах бывшего купеческого дома, в котором размещалась теперь городская библиотека, сложенными в штабеля лежали старые книги. (14) Откуда взялись? (15) Очень просто. (16) Когда конфисковались дворянские усадьбы в уезде и такие вот купеческие дома, то, естественно, в каждом доме находили библиотеку. (17) Книги свезли в подвал одного дома, в котором тогда уже решили устроить городскую на­родную библиотеку. (18) Какая-то часть из свезённых и сваленных книг была разобрана, систематизирована и составила основу библиотеки, а большая часть так с тех пор и лежала в подвале. (19) Они занимали даже прохо­ды и служебные комнаты — ужасно мешали.

(20) Валентина Филипповна много раз обращалась к своему городскому начальству: что делать с этими книгами? (21) Надоела, должно быть. (22) И вот наконец получила распоряжение: все старые книги, заполняющие подвал, проходы и служебные помещения, сдать в макулатуру.

(23) Решение оказалось [...] для Валентины Филипповны: она ведь была хорошим библиотекарем и любила книги. (24) Тогда-то она и послала за мной, единственным в городке литератором-профессионалом. (25) Она объяснила мне, в чём дело, и предложила подогнать грузовик и всё, что захочу и выберу, увезти к себе. (26) Какая разница, сколько будет сдано макулатуры: две тонны, тонна с четвертью или семьсот килограммов?

(27) А ведь там были первоиздания Радищева и Державина, Баратынского и Батюшкова, первые книги на французском языке Дюма и Бальзака, там были Библии с иллюстрациями Доре…

- (28) Так у тебя же теперь, наверное, одна из лучших библиотек в Москве! (29) Ты же — миллионер!

- (З0) Исстари ведётся — дуракам клад даётся.

- (31) Ты что же, эти книги тогда не взял?

- (32) В том-то и дело, что не взял!

- (ЗЗ) Но почему?!

- (34) Да говорю же… с женой поругались… теснота… настроение паршивое… а тут надо грузовик нанимать, возиться.

- (35) 3начит, попросту говоря, были-с не в настроении-с?

- (36) Да, и говорю Валентине Филипповне, мол, делайте что хотите с этими раритетами.

- (37) А она что же?

- (38) Поглядела на меня как на чокнутого, а потом сразу же, видимо, осердилась, оскорбилась…

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) - русский писатель и поэт, публицист.

Часть В

В1. Укажите способ образования слова ПОРУГАЛИСЬ (предложение 34).

В2. Из предложений 18—22 выпишите действитель­ное причастие.

В3. Из предложений 36—38  выпишите подчини­тельное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 7—16 найдите сложное, в состав которого входит одно­составное неопределённо-личное. Напишите номер это­го предложения.

В5. Среди предложений 2—11 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 13—19 найдите сложносочи­нённое предложение. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 20—26 найдите такое, кото­рое соединяется с предыдущим при помощи контекст­ного синонима. Напишите номер этого предложения.

В8. «Отношение писателя к рассказчику видно в контрастном  использовании  таких тропов,  как _____ («стихотворец»,   «раритеты») и _____ («ошарашила», «паршивое» и др). Весь рассказ наполнен интонацион­ной экспрессией, что достигается за счёт синтаксичес­кого средства _____ (предложения 6, 21, 28, 35 и др.) и лексического приёма _____ (предложение 30)». ^ :1) вводные слова

2) лексический повтор

3) диалектизмы

4) противопоставление

5) цитирование

6) разговорные слова

7) риторическое восклицание

8) пословица

9) книжные слова 

 

(1) Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2) Осталась только одна, последняя.(3) Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Езеле в Балтийском море.

(4) Война застала на острове несколько советских актёров – мужчин и женщин. (5) Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. (6)А ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу.

(7)Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актёры? (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?(9) Война диктует свои правила и создаёт новые традиции. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков.(11) Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое. (12)Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нём, хотя Елагина и молчала.(13) В её тёплой улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берёг в самом надёжном уголке сердца.

(14) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.(15) Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. (16)Её не могли погасить залпы тяжёлых батарей, не мог задушить жёлтый дым разрывов. (17)Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое.

(18)Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть.(19) Он сказал об этом невидимым зрителям. (20)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

- (21) А Паганини играл и на одной струне…

(22) Паганини! (23)Разве Егоров мог равняться с ним, великим музыкантом!

(24) Егоров медленно прижал скрипку к плечу. (25)Большая звезда спокойно горела на краю залива. (26)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (27)Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. (28)Егоров поднял смычок. (29) И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(30)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (31)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (32)Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. (33)Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель.

Часть В

В1. Из предложения 12 выпишите слово, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 12—13 выпишите прилагатель­ное в превосходной степени сравнения.

В3. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 13—18 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное. Напишите номер это­го предложения.

В5. Среди предложений 1—7 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 12—17 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 2—9 найдите такое, кото­рое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.

В8. «К. Паустовский практически в каждом своём произведении создаёт яркие образы, его проза всегда поэтична. И даже рассказывая о войне, писатель оста­ётся верен себе и использует такие тропы, как _____ («антракт войны», «уголок сердца» и др.), _____ («тёп­лая улыбка», «томительный напев»), и синтаксиче­ские средства выразительности  _____ (предложения 11,17), _____(предложение 23)». ^ :

1) риторический вопрос

2) лексический повтор

3) эмоционально-оценочные слова

4) гипербола

5) эпитеты

6) метафора

7) вопросно-ответная форма изложения

8) сравнительный оборот

9) риторическое восклицание

(1)Когда закончился творческий вечер, мы вышли вдвоём на улицу: я, седеющий писатель, и моя партнёрша по выступлению, недавно вышедшая на пенсию актриса. (2)Город был залит огнями, а небо оставалось светлым, с лиловатым отливом, а там, где дома смотрели на закат, лежала чистая, ровная, ярко-алая полоса.

(З)Девушка с тёмными, робкими и упрямыми глаза­ми увязалась за нами. (4)Ей нужно было выяснить, сто­ит ли бросать педагогический институт ради театраль­ного училища. (5)Она играет в самодеятельности и меч­тает стать профессиональной актрисой. (6)Их режиссёр верит, что из неё получится толк.

- (7)А на каком ты сейчас курсе?

- (8)На третьем.

- (9)Боже мой, окончи сначала институт, а там видно будет. (10)Сколько тебе лет?

- (11)Скоро двадцать.

- (12)Есть о чём говорить! (13)Ты всё успеешь.

(14)Учитель — такая прекрасная профессия! (15)Быть с детьми, наставлять маленькие души, что может быть лучше?.. (16)Конечно, все девушки, особенно миловидные, мечтают о театре. (17)Или о кино…

- (18)Нет, я кино не люблю!

- (19)И правильно делаешь…(20)Но дай мне догово­рить. (21)Предположим, ты кончила театральный и по­пала на сцену. (22)Это ровным счётом ничего не значит. (23)Я четверть века играла снежинку, а Электру, Джуль­етту и Бесприданницу — знаменитые старухи. (24)Ты думаешь, так легко превзойти своих учителей? (25)Успех, слава!.. (26)Пойди добейся просто творческой удовлетворённости.

- (27)Вот вы же добились.

- (28)Господи, а чего мне это стоило! (29)И всё-таки по-настоящему [...] я чувствую себя в классе. (З0) Шефствую над одной московской школой, читаю ребятам классиков, а потом мы говорим о всяких замечатель­ных вещах.

- (31)Я думала, что обращаюсь к актрисе, а попала к несостоявшемуся педагогу!

- (32)Ну, вот спросите его, — актриса кивнула на меня. — (ЗЗ) Как бы поступили на месте этой милой девушки?

(34)Я и сам потом удивлялся своему нищему здраво­мыслию.

- (35)Тут нет двух мнений, — бубнил я. — (З6)Надо кончить институт, получить образование и надёжную профессию, а там видно будет…

- (37)Да зачем же тогда жить! — вскричала девушка раненым голосом.

(38)Она оставила нас внезапно. (39)Я ещё нёс свою галиматью, а её уже не было рядом. (40)Потом из тишины поздней улицы донеслось:

- (41)Дураки!.. (42)Старые дураки!..*Юрий Маркович Нагибин (1920-1994)-русский писатель, журналист, сценарист.

lit-yaz.ru

Сочинение по тексту через несколько лет после войны я решил уволиться

(1)Через несколько лет после войны я решил уво­литься из Ленэнерго. (2)Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный ин­женер Усов. (3)Я впервые удостоился визита к такому большому начальству: красная дорожка в коридоре, множество телефонов — белых, чёрных. (4)После дол­гих расспросов, у кого учился, кто нам читал электри­ческие сети, кто изоляционные материалы, он неожи­данно предложил мне отправиться в длительную ко­мандировку в Италию представителем Ленэнерго.

(5)Шёл 1952 год. (б)Железный занавес не был под­нят. (7)Предложение звучало фантастически — всё рав­но что полёт в космос. (8)В Италию. (9)Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. (10)Да ещё жильё… (11)«Там нет коммунальных квартир», — со смешком пояснил Усов.

(12)Я попросил сутки на размышление и сразу отпра­вился к однокурснице Юле, которая работала в Публич­ной библиотеке.

(13)С ходу я выложил ей про командировку. (14)Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в ка­кой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Ге­нуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда сол­нечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

(15)Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. (16)Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. (17)Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. (18)Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, ко­фейни на солнечных бульварах, я извлекал из библио­течных альбомов всю туристическую красоту. (19)3а-чем я это делал? (20)Наверное, уговаривал сам себя.

(21)Всё было за отъезд, всё. (22)Разве только одно — то, что по ночам я писал свой роман, первый роман. (23)Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. (24)Уйти с работы значило лишиться зарплаты. (25)А вдруг роман не получится? (26)И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. (27)И тут на нас обрушилась эта Италия.

(28)Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуган­ный новыми арестами город и уехать в неведомую но­вую жизнь. (29)Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. (ЗО)Уже под утро Римма разбудила меня: «Знаешь, я передумала: всё-та­ки тебе надо закончить роман».

(31)- Что на самом деле вас держит? — спросил ме­ня на следующий день Усов.(32)- Язык. (ЗЗ)Другие правила.

(34)- Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35)Учтите, есть партийная дисциплина. (Зб)Пошлём вас в ко­мандировку, и конец вашим сомнениям.

(37)Может быть, так и следовало со мной поступить. (38)Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.—(39)А ещё что?(40)Я неохотно признался про роман. (41)Последо-вал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.—(42)Да, уверен.(43)Роман «Искатели» был напечатан в журнале «Звезда» и вскоре вышел отдельной книгой. (44)Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй … Усову.

Талант – неотъемлемая часть каждого человека. Необходимо ли жертвовать собственным благополучием, ради реализации творческого таланта? Этим вопросом задается Даниил Александрович Гранин.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному проблемному вопросу, автор рассказывает историю о смятениях героя в выборе между роскошной жизнью в Италии и работой над своим первым романом. Автор пишет: «Все было за отъезд, все. Разве только одно – по ночам я писал свой роман…». Возможность начать новую жизнь манила главного героя, он сам старался уговорить себя на поездку, но не мог. «Италия избавляла от всех проблем… Но я думал о рукописи». Мысли не давали ему покоя, терзали душу.

Сложно понять авторскую позицию. Я думаю, Д.А. Гранин положительно относится к выбору героя. Он считает, что если человек награжден талантом, то он обязан проявлять и развивать его, несмотря на все трудности и сомнения.

Я согласна с мнением автора. Каждый человек одарен каким-либо талантом, и его задача: полностью реализовать свой талант, выполнить то, ради чего он призван на Землю.

В доказательство своей точки зрения приведу примеры из художественной литерату

how.qip.ru

Тест ЕГЭ - 2014 по русскому языку. Вариант 9

 

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 9

  Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по русскому языку. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

  Тесты ЕГЭ - 2014 по русскому языку состоят из трёх частей (А, В и С). Часть 1 (А) состоит из 30 заданий, часть 2 (В) - из 8, часть 3 (С) включает 1 задание и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

  Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2014 году.

 

  А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) некролОг

  2) диспансЕр

  3) бантЫ

  4) каталОг

 

 

  А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1) Посуда из дерева, привезённая на хутор, была незатейлива, БЕЗЫСКУСНА.

  2) Чтение художественной литературы практически всегда оказывает БЛАГОТВОРНОЕ влияние на воспитание ребёнка.

  3) Всё лето готовили домашний спектакль, в котором соседка сумела показать свои АРТИСТИЧНЫЕ таланты.

  4) Утром нашёл просроченный АБОНЕМЕНТ в бассейн.

 

 

  А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) около трёхсот документов

  2) гораздый

  3) в две тысячи тринадцатом году

  4) красивее

 

 

  А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  Проводя опыты даже с безобидным столовым уксусом,

  1) появляются крупинки соли.

  2) лабораторная работа была закончена без приключений.

  3) получаются разнообразные химические соединения.

  4) следует соблюдать аккуратность и осторожность.

 

 

  А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1) В юности поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

  2) Паровоз, как горячий конь, подрагивал могучим телом, готовый ринуться вперёд.

  3) Днём с колокольни в хороший бинокль далеко вглубь просматривалась вражеская оборона.

  4) Вечером улеглись ребята рядышком на своих койках в задней комнате.

 

 

  А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1) Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили её характер и специфику.

  2) Генерал держал в руке небольшой флаг, которым при взлёте махал оставшимся внизу.

  3) Государственный переворот, который возвёл на престол Александра I, не обеспечил ему прочной власти.

  4) Царь заказал своему ювелиру ритуальный золотой венец, который использовался во время жертвоприношений.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания А7 - А12

  (1) ... (2) Полученный материал размалывают, фасуют и везут на строительные площадки.  (3) Здесь цемент в чётких пропорциях смешивают с гравием и водой для получения бетона. (4) Если бы мы понаблюдали под микроскопом, что при этом происходит, то заметили бы, что поверхность зёрен песка и камня покрывается тонкой цементной кашицей. (5) Буквально на наших глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть, промежутки между зёрнами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами, образовавшийся материал напоминает камень - бетон затвердел. (6) ... подобное происходит и при получении кирпичей.

 

  А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1) Сегодня ни одна стройка не обходится без бетона или железобетона, будь то строительство жилого дома, плотины, моста или аэропорта.

  2) Когда говорят о чём-нибудь скучном и неинтересном, то нередко сравнивают его с серым бетоном или железобетоном.

  3) Бетон очень хорошо сопротивляется сжатию, но совершенно бессилен перед растяжением.

  4) На заводах в медленно вращающихся печах при температуре около 1400 градусов обжигают сырьё, в котором происходят различные химические процессы.

 

 

  А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

  1) Потому что

  2) Кстати,

  3) Несмотря на это,

  4) Вскоре

 

 

  А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1) цемент смешивают (предложение 3)

  2) что происходит (предложение 4)

  3) заполняются кристаллами (предложение 5)

  4) происходит (предложение 6)

 

 

  А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

  2) сложносочинённое

  3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

  4) сложное бессоюзное

 

 

  А11. В каком предложении есть страдательное причастие?

  1) 5

  2) 2

  3) 3

  4) 4

 

 

  А12. Укажите значение слова ЗЁРНАМИ в предложении 5.

  1) плод, семя растений

  2) ядро, зародыш чего-нибудь

  3) семена хлебных злаков

  4) небольшой предмет, частица чего-нибудь

 

 

  А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

  Люди старшего поколения помнят, как у станций метро стояли деревя(1)ые будки, где мастера, чьи руки были сплошь перепачка(2)ы пастой разных цветов, заправляли использова(3)ые стержни для шариковых ручек.

  1) 1, 3

  2) 2

  3) 3

  4) 2, 3

 

 

  А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1) оч...ровательный, ст...рпеть, т...инственный

  2) прик...снулась, экз...меновать, в...дяной

  3) акц...нтированный, х...рактеризовать, вым...кнуть

  4) д...лёкая, ф...мильярный, обл...котиться

 

 

  А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1) пред...юбилейный, п...едестал, в...южный

  2) пр...имущество, пр...вратиться, пр...думанный

  3) и...черпать, ра...даривать, во...требовать

  4) с...митировать, без...нтересный, из...мать

 

 

  А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

  1) песни слыш...тся, щекоч...щий щёки ветерок

  2) моряки держ...тся, трепещ...щие от страха

  3) молнии блещ...т, колыш...щиеся ветки

  4) деревья руш...тся, движ...щаяся колонна

 

 

  А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

  А. зала...вший

  Б. растра...вать

  В. выпил...ть

  Г. обманч...вый

  1) А, В

  2) Б, В, Г

  3) В, Г

  4) А, Б, В, Г

 

 

  А18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

  Если бы дети н(1) задавали вопросов, взрослые бы н(2) о чём н(3) задумывались.

  1) 1

  2) 2

  3) 1, 3

  4) 2, 3

 

 

  А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1) Акулы часто нападают (С)НИЗУ, загибая рыло, ЧТО(БЫ) оно не мешало им захватывать добычу.

  2) (ВО)ОБЩЕ, наше отношение к другим людям формируется не только "по одёжке и уму", но и (ПО)ТОМУ, как они говорят, какие слова используют.

  3) В ТУ(ЖЕ) секунду в голосе сурового адвоката послышалось нечто (В)РОДЕ сочувствия.

  4) Официальная встреча (В)ТЕЧЕНИЕ получаса проходила в присутствии журналистов, а (ЗА)ТЕМ министры общались тет-а-тет.

 

 

  А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Аналитическим весам посвящались целые параграфы в учебниках () и аккуратной работе с ними ранее долго обучали студентов химических факультетов.

  1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

 

 

  А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Нападая стаей (1) акулы кружат вокруг будущей добычи (2) описывая (3) постепенно сужающиеся (4) витки спирали и всё увеличивая скорость.

  1) 1, 2

  2) 2, 3

  3) 3, 4

  4) 1, 2, 3, 4

 

 

  А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  По мнению учёных-египтологов (1) во II тысячелетии до н.э. металлургия меди достигла в Древнем Египте солидных масштабов: в стране в то время действовало (2) не менее (3) тысячи плавильных печей. Однако (4) затем, как свидетельствуют исторические документы, производство этого металла резко сократилось. Неужели (5) египтяне перестали нуждаться в меди?

  1) 1

  2) 1, 2, 3

  3) 1, 4

  4) 4, 5

 

 

  А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

  1) По обе стороны от тропы лежали вороха совсем бурых листьев грецкого и мелкого лесного ореха.

  2) Перед актовым залом собралось человек десять или пятнадцать мальчиков и девочек нашего возраста или несколько постарше.

  3) Вся московская знать в этом ресторане рассвет встречала да вишнёвым садом любовалась.

  4) Общественный пафос гражданские мотивы органично вливаются в изысканную и одухотворённую пластику В. Стамова.

 

 

  А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

  В эпоху Возрождения в конструкции замков появились усовершенствования: стали делать несколько горизонтальных засовов и гнёзд для ключей.

  1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

  3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

  4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

 

 

  А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  В августе 1802 года было создано Министерство народного просвещения (1) первоочередной задачей (2) которого (3) стала подготовка и проведение полной реорганизации (4) всех звеньев учебного процесса в России.

  1) 1

  2) 2

  3) 2, 4

  4) 3, 4

 

 

  А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Химики - люди достаточно аккуратные (1) и знают (2) что (3) если сразу после окончания эксперимента не вымыть посуду (4) потом сделать это будет намного труднее.

  1) 1, 2

  2) 2, 3

  3) 1, 4

  4) 2, 3, 4

 

 

  А27. Прочитайте текст.

  Очень важное свойство губной помады - достаточно высокая температура плавления, чтобы помада не размазывалась на губах и не размягчалась при хранении. Это особенно важно в условиях жаркого климата, где помада может оплавляться и терять товарный вид ещё при хранении. По этой причине при производстве губной помады следует предпочитать те компоненты, у которых более высокие температуры плавления.

  В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1) В изготовлении губной помады используют компоненты с высокой температурой плавления, чтобы она не растекалась на губах и сохраняла товарный вид при хранении.

  2) Высокая температура плавления - важнейшее свойство губной помады.

  3) В условиях жаркого климата к производству губной помады предъявляются особые требования.

  4) Губная помада не будет размазываться на губах, если при изготовлении соблюдать все технологические требования, в частности использовать компоненты с высокой температурой плавления.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания А28 - А30; В1 - В8.

   (1) Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго. (2) Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный инженер Усов. (3) Я впервые удостоился визита к такому большому начальству: красная дорожка в коридоре, множество телефонов - белых, чёрных. (4) После долгих расспросов, у кого учился, кто нам читал электрические сети, кто изоляционные материалы, он неожиданно предложил мне отправиться в длительную командировку в Италию представителем Ленэнерго.

  (5) Шёл 1952 год. (6) Железный занавес не был поднят. (7) Предложение звучало фантастически - всё равно что полёт в космос. (8) В Италию. (9) Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. (10) Да ещё жильё... (11) "Там нет коммунальных квартир", - со смешком пояснил Усов.

  (12) Я попросил сутки на размышление и сразу отправился к однокурснице Юле, которая работала в Публичной библиотеке.

  (13) С ходу я выложил ей про командировку. (14) Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в какой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Генуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда солнечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

  (15) Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. (16) Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. (17) Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. (18) Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, кофейни на солнечных бульварах, я извлекал из библиотечных альбомов всю туристическую красоту. (19) Зачем я это делал? (20) Наверное, уговаривал сам себя. (21) Всё было за отъезд, всё. (22) Разве только одно - то, что по ночам писал свой роман, первый роман. (23) Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. (24) Уйти с работы значило лишиться зарплаты. (25) А вдруг роман не получится? (26) И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. (27) И тут на нас обрушилась эта Италия.

  (28) Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуганный новыми арестами город и уехать в неведомую новую жизнь. (29) Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. (30) Уже под утро Римма разбудила меня: "Знаешь, я передумала: всё-таки тебе надо закончить роман".

  - (31) Что на самом деле вас держит? - спросил меня на следующий день Усов.

  - (32) Язык. (33) Другие правила.

  - (34) Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35) Учтите, есть партийная дисциплина. (36) Пошлём вас в командировку, и конец вашим сомнениям.

  (37) Может быть, так и следовало со мной поступить. (38) Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.

  - (39) А ещё что?

  (40) Я неохотно признался про роман. (41) Последовал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.

  - (42) Да, уверен.

  (43) Роман "Искатели" был напечатан в журнале "Звезда" и вскоре вышел отдельной книгой. (44) Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй... Усову.

(По Д. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.)  - писатель, публицист.

 

  А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1) Однокурсница героя с восторгом восприняла известие о его командировке в Италию.

  2) Семья героя жила в Ленинграде в сырой коммунальной квартире с дровяной печкой.

  3) Уехать в заграничную командировку герою мешало только то, что он не знал, удастся ли ему там закончить роман.

  4) Главный инженер несколько раз откладывал рассмотрение заявления героя об увольнении.

 

 

  А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1) 13 и 14 предложения подтверждают суждение, высказанное в 12 предложении текста.

  2) В предложениях 1 - 2 представлено повествование.

  3) Предложения 19 - 25 содержат рассуждение.

  4) В 43 - 44 предложениях текста указаны происходящие друг за другом события.

 

 

  А30. Какое из слов текста употреблено в переносном значении?

  1) уволиться (предложение 1)

  2) выложил (предложение 13)

  3) передумала (предложение 30)

  4) читал (предложение 4)

 

 

ЧАСТЬ 2

Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.

  В1. Из предложений 21 - 23 выпишите слово, образованное приставочным способом.

 

 

  В2. Из предложения 4 выпишите производный предлог.

 

 

  В3. Из предложений 43 - 44 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

 

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

  В4. Среди предложений 31 - 38 найдите простое односоставное  безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

 

  В5. Среди предложений 22 - 29 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.

 

 

  В6. Среди предложений 2 - 7 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное времени. Напишите номер этого сложного предложения.

 

 

  В7. Среди предложений  15 - 25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексических повторов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

 

  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28 - А30, В1 - В8.

  В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

  Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

 

  В8. "Передавая чувства и переживания героя в связи с внезапной командировкой, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как _______ (предложение 28) и ______ (предложения 7 - 8). Тропы _______ ("гладко-синее море", "празднично чистые улицы", "солнечные бульвары") и ______ ("обрушилась Италия") - усиливают образность текста".

 

Список терминов:

  1) риторический вопрос

  2) лексический повтор

  3) эмоционально-оценочные слова

  4) ряды однородных членов

  5) эпитеты

  6) метафора

  7) вопросно-ответная форма изложения

  8) парцелляция

  9) риторическое восклицание

 

 

ЧАСТЬ 3

  C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

 

  Объём сочинения - не менее 150 слов.

  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • < Назад
  • Вперёд >

samopodgotovka.com

1) Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго. (2) Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный инженер

(1) Через несколько лет после войны я решил уволиться из Ленэнерго. (2) Моё заявление долго ходило где-то в инстанциях, пока меня не вызвал главный инженер Усов. (3) Я впервые удостоился визита к такому большому начальству: красная дорожка в коридоре, множество телефонов — белых, чёрных. (4) После долгих расспросов, у кого учился, кто нам читал электри­ческие сети, кто изоляционные материалы, он неожиданно предложил мне отправиться в длительную командировку в Италию представителем Ленэнерго.

(5) Шёл 1952 год. (6) Железный занавес не был поднят. (7) Предложение звучало фантастически — всё равно что полёт в космос. (8) В Италию. (9) Да ещё с семьёй, да ещё зарплата в пять раз больше. (10) Да ещё жильё… (11) «Там нет коммунальных квартир», — со смешком пояснил Усов.

(12) Я попросил сутки на размышление и сразу отправился к однокурснице Юле, которая работала в Публичной библиотеке.

(13) С ходу я выложил ей про командировку. (14) Юля аж подпрыгнула от восторга, потащила в ка­кой-то отдел, принесла альбомы с видами Неаполя, Генуи, Милана, роскошные альбомы, где небо всегда сол­нечно-голубое, гладко-синее море, празднично чистые улицы.

(15) Жена восприняла новость куда спокойнее, чем я ожидал, как будто нечто подобное мне полагалось. (16) Для Риммы главным оказалось то, что для дочери будет детская, солнце, тепло. (17) Лишь бы выбраться из этой сырой коммуналки, где стены цветут плесенью и мои ботинки то и дело становились зелёными. (18) Я рассказывал ей про вид на Неаполитанский залив, кофейни на солнечных бульварах, я извлекал из библиотечных альбомов всю туристическую красоту. (19) 3ачем я это делал? (20) Наверное, уговаривал сам себя. (21) Всё было за отъезд, всё. (22) Разве только одно — то, что по ночам я писал свой роман, первый роман. (23) Писал я его по ночам, и совмещать писательство с реконструкцией электрических подстанций у меня уже не хватало сил. (24) Уйти с работы значило лишиться зарплаты. (25) А вдруг роман не получится? (26) И вот однажды жена сказала, что хватит надрываться и что как-нибудь перебьёмся. (27) И тут на нас обрушилась эта Италия.

(28) Италия избавляла от всех проблем, избавляла от очередей и плесени, от возни с дровами и печкой, она позволяла покинуть этот серый, гнетущий, напуганный новыми арестами город и уехать в неведомую новую жизнь. (29) Но я думал о рукописи: есть ли смысл везти её с собой, что с ней там будет. (30) Уже под утро Римма разбудила меня: «Знаешь, я передумала: всё-та­ки тебе надо закончить роман».

— (31) Что на самом деле вас держит? — спросил меня на следующий день Усов.

— (32) Язык. (ЗЗ) Другие правила.

— (34) Ерунда, освоитесь, деваться-то некуда. (35) Учтите, есть партийная дисциплина. (З6) Пошлём вас в ко­мандировку, и конец вашим сомнениям.

(37) Может быть, так и следовало со мной поступить. (38) Главный инженер присмотрелся к моей физиономии.

— (39) А ещё что?

(40) Я неохотно признался про роман. (41) Последовал проклятый вопрос насчёт того, уверен ли я, что ради этой синей птицы стоит отказываться от такого предложения.

— (42) Да, уверен.

(43) Роман «Искатели» был напечатан в журнале «Звезда» и вскоре вышел отдельной книгой. (44) Первый экземпляр я преподнёс Римме, второй … Усову.

*Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) - писатель, публицист.

Часть В

В1. Из предложений 21—23 выпишите слово, обра­зованное приставочным способом.

В2. Из предложения 4 выпишите производный предлог.

В3. Из предложений 43—44  выпишите подчини­тельное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 31—38 найдите простое од­носоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 22—29 найдите предложе­ние, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 2—7 найдите сложное пред­ложение, в котором есть придаточное времени. Напи­шите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 15—25 найдите такое, кото­рое соединяется с предыдущим при помощи лексичес­ких повторов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. «Передавая чувства и переживания героя в свя­зи с внезапной командировкой, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как __________ (предложение 28) и _________ (предложения 7—8). Тропы ________ («гладко-синее  море»,  «празднично чистые улицы», «солнечные бульвары») и __________ («обруши­лась Италия») — усиливают образность текста».

^

1) риторический вопрос

2) лексический повтор

3) эмоционально-оценочные слова

4) ряды однородных членов

5) эпитеты

6) метафора

7) вопросно-ответная форма изложения

8) парцелляция

9) риторическое восклицание

1) Тогда я жил ещё в родном городе К. (2) Небольшой, но старинный, как вы, наверное, знаете, русский городок.

(З) Литературный институт я уже окончил, стихи то там, то сям публиковались, и, конечно, в таком городке, как К., меня, единственного стихотворца, все знали. (4) Во всяком случае, хорошо знали в городской библиотеке. (5) Можно сказать, что с главной нашей библиотекаршей Валентиной Филипповной мы были друзьями. (6) Она даже у нас в гостях бывала, если, скажем, день рождения у моей жены или праздник какой-нибудь.

(7) И вот однажды Валентина Филипповна присылает мне записочку и просит прийти в библиотеку. (8) Я пошёл. (9) Мы с женой в это утро повздорили в нашей житейской коммунальной тесноте, и настроение у меня было паршивое.

(10) Словно глаза бы закрыл и убежал бы куда-нибудь подальше. (11) И в самом деле, когда тесно, да ещё ребенок, и невозможно уединиться, чтобы писать…

(12) Пришёл я в библиотеку, а Валентина Филипповна меня с ходу и ошарашила.

(13) Дело в том, что у них в подвалах бывшего купеческого дома, в котором размещалась теперь городская библиотека, сложенными в штабеля лежали старые книги. (14) Откуда взялись? (15) Очень просто. (16) Когда конфисковались дворянские усадьбы в уезде и такие вот купеческие дома, то, естественно, в каждом доме находили библиотеку. (17) Книги свезли в подвал одного дома, в котором тогда уже решили устроить городскую на­родную библиотеку. (18) Какая-то часть из свезённых и сваленных книг была разобрана, систематизирована и составила основу библиотеки, а большая часть так с тех пор и лежала в подвале. (19) Они занимали даже прохо­ды и служебные комнаты — ужасно мешали.

(20) Валентина Филипповна много раз обращалась к своему городскому начальству: что делать с этими книгами? (21) Надоела, должно быть. (22) И вот наконец получила распоряжение: все старые книги, заполняющие подвал, проходы и служебные помещения, сдать в макулатуру.

(23) Решение оказалось [...] для Валентины Филипповны: она ведь была хорошим библиотекарем и любила книги. (24) Тогда-то она и послала за мной, единственным в городке литератором-профессионалом. (25) Она объяснила мне, в чём дело, и предложила подогнать грузовик и всё, что захочу и выберу, увезти к себе. (26) Какая разница, сколько будет сдано макулатуры: две тонны, тонна с четвертью или семьсот килограммов?

(27) А ведь там были первоиздания Радищева и Державина, Баратынского и Батюшкова, первые книги на французском языке Дюма и Бальзака, там были Библии с иллюстрациями Доре…

- (28) Так у тебя же теперь, наверное, одна из лучших библиотек в Москве! (29) Ты же — миллионер!

- (З0) Исстари ведётся — дуракам клад даётся.

- (31) Ты что же, эти книги тогда не взял?

- (32) В том-то и дело, что не взял!

- (ЗЗ) Но почему?!

- (34) Да говорю же… с женой поругались… теснота… настроение паршивое… а тут надо грузовик нанимать, возиться.

- (35) 3начит, попросту говоря, были-с не в настроении-с?

- (36) Да, и говорю Валентине Филипповне, мол, делайте что хотите с этими раритетами.

- (37) А она что же?

- (38) Поглядела на меня как на чокнутого, а потом сразу же, видимо, осердилась, оскорбилась…

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) - русский писатель и поэт, публицист.

Часть В

В1. Укажите способ образования слова ПОРУГАЛИСЬ (предложение 34).

В2. Из предложений 18—22 выпишите действитель­ное причастие.

В3. Из предложений 36—38  выпишите подчини­тельное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 7—16 найдите сложное, в состав которого входит одно­составное неопределённо-личное. Напишите номер это­го предложения.

В5. Среди предложений 2—11 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 13—19 найдите сложносочи­нённое предложение. Напишите номер этого предложения. В7. Среди предложений 20—26 найдите такое, кото­рое соединяется с предыдущим при помощи контекст­ного синонима. Напишите номер этого предложения.

В8. «Отношение писателя к рассказчику видно в контрастном  использовании  таких тропов,  как _____ («стихотворец»,   «раритеты») и _____ («ошарашила», «паршивое» и др). Весь рассказ наполнен интонацион­ной экспрессией, что достигается за счёт синтаксичес­кого средства _____ (предложения 6, 21, 28, 35 и др.) и лексического приёма _____ (предложение 30)». ^ :1) вводные слова

2) лексический повтор

3) диалектизмы

4) противопоставление

5) цитирование

6) разговорные слова

7) риторическое восклицание

8) пословица

9) книжные слова 

 

(1) Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2) Осталась только одна, последняя.(3) Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Езеле в Балтийском море.

(4) Война застала на острове несколько советских актёров – мужчин и женщин. (5) Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. (6)А ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу.

(7)Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актёры? (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?(9) Война диктует свои правила и создаёт новые традиции. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков.(11) Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое. (12)Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нём, хотя Елагина и молчала.(13) В её тёплой улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берёг в самом надёжном уголке сердца.

(14) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.(15) Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. (16)Её не могли погасить залпы тяжёлых батарей, не мог задушить жёлтый дым разрывов. (17)Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое.

(18)Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть.(19) Он сказал об этом невидимым зрителям. (20)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

- (21) А Паганини играл и на одной струне…

(22) Паганини! (23)Разве Егоров мог равняться с ним, великим музыкантом!

(24) Егоров медленно прижал скрипку к плечу. (25)Большая звезда спокойно горела на краю залива. (26)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (27)Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. (28)Егоров поднял смычок. (29) И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(30)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (31)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (32)Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. (33)Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель.

Часть В

В1. Из предложения 12 выпишите слово, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 12—13 выпишите прилагатель­ное в превосходной степени сравнения.

В3. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 13—18 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное. Напишите номер это­го предложения.

В5. Среди предложений 1—7 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 12—17 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 2—9 найдите такое, кото­рое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.

В8. «К. Паустовский практически в каждом своём произведении создаёт яркие образы, его проза всегда поэтична. И даже рассказывая о войне, писатель оста­ётся верен себе и использует такие тропы, как _____ («антракт войны», «уголок сердца» и др.), _____ («тёп­лая улыбка», «томительный напев»), и синтаксиче­ские средства выразительности  _____ (предложения 11,17), _____(предложение 23)». ^ :

1) риторический вопрос

2) лексический повтор

3) эмоционально-оценочные слова

4) гипербола

5) эпитеты

6) метафора

7) вопросно-ответная форма изложения

8) сравнительный оборот

9) риторическое восклицание

(1)Когда закончился творческий вечер, мы вышли вдвоём на улицу: я, седеющий писатель, и моя партнёрша по выступлению, недавно вышедшая на пенсию актриса. (2)Город был залит огнями, а небо оставалось светлым, с лиловатым отливом, а там, где дома смотрели на закат, лежала чистая, ровная, ярко-алая полоса.

(З)Девушка с тёмными, робкими и упрямыми глаза­ми увязалась за нами. (4)Ей нужно было выяснить, сто­ит ли бросать педагогический институт ради театраль­ного училища. (5)Она играет в самодеятельности и меч­тает стать профессиональной актрисой. (6)Их режиссёр верит, что из неё получится толк.

- (7)А на каком ты сейчас курсе?

- (8)На третьем.

- (9)Боже мой, окончи сначала институт, а там видно будет. (10)Сколько тебе лет?

- (11)Скоро двадцать.

- (12)Есть о чём говорить! (13)Ты всё успеешь.

(14)Учитель — такая прекрасная профессия! (15)Быть с детьми, наставлять маленькие души, что может быть лучше?.. (16)Конечно, все девушки, особенно миловидные, мечтают о театре. (17)Или о кино…

- (18)Нет, я кино не люблю!

- (19)И правильно делаешь…(20)Но дай мне догово­рить. (21)Предположим, ты кончила театральный и по­пала на сцену. (22)Это ровным счётом ничего не значит. (23)Я четверть века играла снежинку, а Электру, Джуль­етту и Бесприданницу — знаменитые старухи. (24)Ты думаешь, так легко превзойти своих учителей? (25)Успех, слава!.. (26)Пойди добейся просто творческой удовлетворённости.

- (27)Вот вы же добились.

- (28)Господи, а чего мне это стоило! (29)И всё-таки по-настоящему [...] я чувствую себя в классе. (З0) Шефствую над одной московской школой, читаю ребятам классиков, а потом мы говорим о всяких замечатель­ных вещах.

- (31)Я думала, что обращаюсь к актрисе, а попала к несостоявшемуся педагогу!

- (32)Ну, вот спросите его, — актриса кивнула на меня. — (ЗЗ) Как бы поступили на месте этой милой девушки?

(34)Я и сам потом удивлялся своему нищему здраво­мыслию.

- (35)Тут нет двух мнений, — бубнил я. — (З6)Надо кончить институт, получить образование и надёжную профессию, а там видно будет…

- (37)Да зачем же тогда жить! — вскричала девушка раненым голосом.

(38)Она оставила нас внезапно. (39)Я ещё нёс свою галиматью, а её уже не было рядом. (40)Потом из тишины поздней улицы донеслось:

- (41)Дураки!.. (42)Старые дураки!..*Юрий Маркович Нагибин (1920-1994)-русский писатель, журналист, сценарист.

skachate.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта