Eng Ru
Отправить письмо

Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов. Большой энергетический диктант ответы


Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение» / Открытый урок

Отчего человек бывает одинок?

Человек бывает одинок только тогда, когда он никого не любит.

Любовь наподобие нитей притягивает нас к любимым и согревает сердце. Кто любит, у того душа цветёт и благоухает. Он дарит свою любовь всем, как цветок свой запах. Такой человек не может чувствовать себя одиноким, потому что сердце его с теми, кого он любит. У такого человека на размышление о том, одинок ли он или нет, просто нет времени. Он живёт с другими, он живёт для других, и в этом его счастье. 85

А человек, который не любит людей, чувствует вокруг себя пустоту, не согретую лучами его сердца. Это передаётся и окружающим. Они чувствуют, что вокруг него холодно. Это его ещё больше ожесточает, и вот он сидит в полном одиночестве, отвергнутый и несчастный. В душе мрак, уныние, а иногда и отчаяние.

И это всё оттого, что себя человек любит больше, чем других. И самолюбие поглощает любовь к ближним. За это благодать отходит от человека, и вот получается такое тяжёлое состояние…

Надо переродиться. Как бы ни было тебе тяжело, надо, преодолевая  усталость и маловерие, любить всех горячо, искренно, самоотверженно и этим призывать их к любви.

1. Найти СПП, подчеркнуть грамматические основы, выделить придаточные, определить их вид.1 вариант – 1,2 абзацы (5), 2 вариант – 3,4,5 (5).2. Синтаксический разбор. 1 вариант – «А человек, который не любит людей, чувствует вокруг себя пустоту, не согретую лучами его сердца». 2 вариант – «У такого человека на размышление о том, одинок ли он или нет, просто нет времени». 

Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение».

Пока не поздно.

Представьте, что вам 90 лет. В любой момент  может прийти тот самый день, когда вас не станет.

В старости люди часто задумываются о жизни. Радуясь, вспоминают о том, кого они любили, с кем общались и где им было хорошо. ..  Но есть и другие воспоминания – мучительные, безотрадные…  Это воспоминания о тех возможностях, которые им когда-то предоставлялись, но которые не были реализованы. Это очень горькие воспоминания, ибо самое тяжёлое в жизни – это понимать, что ничего исправить уже нельзя.

Вы лежите, и вдруг появляется машина времени. Вы садитесь в неё, и она переносит вас сюда. И вам теперь не 90 лет, а столько, сколько вам есть, и вы пишите этот текст.*Вам дали второй шанс реализовать  всё, что вы не успели. У вас появилась ещё одна возможность сделать действительно что-то важное, полезное и интересное. И теперь вы знаете, что  в старости вас будут переполнять бесплодные сожаления о безвозвратно утраченном времени. Так не  лучше ли вспоминать о том, что вы пытались что-то сделать или сделали, чем думать о том, что из-за какого-то страха или лени  вы просто проигнорировали свою возможность!**

Если взять за условие тот факт, что когда-нибудь  все мы уйдём из этой жизни, то цена страху или лени – 0. Если вы ещё действительно что-то можете сделать,  делайте.  Делайте, несмотря на привычные страхи и опасения! Делайте, как бы ни убивали в вас другие веру в себя!

 

1.Выделить все придаточные. Определить их значение. 1 вариант -  2,4 абзацы.    2-ой вариант – 1,3 абзацы.

2.Синтаксический разбор предложения. 1 вариант -  «Вам дали второй шанс…» (3 абзац), 2-ой вариант – «В любой момент… « ( 1-ый абзац).3.Построить схему предложения: * и **

 

Диктант по теме

«СПП  с двумя или несколькими придаточными».

Как распознать энергетического вампира?

Сегодня всем известно, что энергетические вампиры живут среди нас.   Ими называют людей, которые испытывают хронический недостаток собственной энергии. Они забирают её у тех, кто рядом. Уметь их вычислять надо, потому что, если вы научитесь этому,  вы сможете от них защититься, а значит, сохранить свое здоровье.

Если человек  вымещает на вас свои отрицательные эмоции и ему не составляет труда довести вас до слез,  это вампир. Ему необходимо вывести вас из себя, чтобы открылись каналы, по которым движется ваша жизненная энергия.

Есть люди, которые, наоборот, вечно угнетены и печальны. Своим несчастным видом провоцируя вас на сочувствие и жалость, они доводят вас до состояния опустошенности и подавленности.

Достаточно часто встречаются и смешанные типы. Вначале такой человек  дает понять, что его никто не понимает  и он тщетно ищет родственную душу. По мере того как вы будете общаться с таким бедолагой, вы неминуемо обманете его непомерные ожидания. И тогда вы увидите, что  он уже обозлился на вас и кричит, будто вы оказались таким, как все.  Если  у вас возникнет  чувство вины перед этим человеком, считайте, что он своего добился.

И, пожалуй, самое важное. Человек может пользоваться вашей энергией бессознательно, в силу своей внутренней слабости и нежелания работать над собой, не отдавая себе в этом отчёта и на уровне сознания не желая причинять вам никакого вреда.

Чтобы защититься от энергетических вампиров, не разрешайте себе быть пленником чужой злости или уныния. Помните, что если у вас в душе мир, то вам  и на каторге рай.

1.Построить схемы предложений, указать вид сложного предложения, тип(ы) подчинения придаточных, вид придаточных.

1 вариант – «Ими называют людей…», «Уметь их вычислять надо…», «Если человек  вымещает на вас свои отрицательные эмоции…».

2 вариант – «Если  у вас возникнет  чувство вины…», «Вначале такой человек  дает понять…», «И тогда вы увидите…».

2.Синтаксический разбор.

1 вариант - Известно, что энергетические вампиры живут среди нас.  

2 вариант - Они забирают её у тех, кто рядом.

Диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Обида.

Обида – это такой маленький зверёк. С виду он совсем безобидный. Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится  плачевно…

Зверёк этот очень маленький и юркий - он очень быстро может проникнуть в тело человека. Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»

Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также  разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… А обиде всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже непутёвый… Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… А зверёк-то голодный - кушать ему хочется… Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…

И невдомёк человеку, что  надо только одно: взять и отпустить обиду! Пусть себе живёт в своё удовольствие! И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.Обида – это такой маленький зверёк… Поймаешь  вдруг ненароком - отпусти её, пусть себе бежит!

Диктант по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Неземная любовь.

Однажды молодой человек писал письмо своей возлюбленной, которая жила в нескольких километрах отсюда, в соседнем селении. Он говорил ей, как сильно он ее любит и какой восхитительной ее считает.  Ее серебряный голос, по его словам, можно слушать вечно: он музыка, украшающая бесцветные сумерки жизни. Ее глаза как две звезды, превращающие ночной мрак в волшебный мир. Он ее никогда никому не отдаст, и ни у кого никогда не было и не будет такой девушки.

В конце он добавил, что, для того чтобы быть с ней, он готов перенести величайшие испытания, столкнуться с непреодолимыми препятствиями, какие только можно представить человеку. Ради нее он бы, не задумываясь, забрался на самую неприступную вершину, переплыл бы самую широкую реку и в дремучем лесу голыми руками сражался бы с самыми свирепыми зверями.

Письмо закончено, и тут он вспомнил, что забыл упомянуть нечто важное, и добавил: «Увидимся в среду, если, конечно, не будет дождя».

 

 

open-lesson.net

Проверочные диктанты в 9 классе

Природная грация

В течение всего учебного года можно использовать проверочные и контрольные диктанты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты содержат известные орфограммы и изученные в 9 классе пунктограммы «Знаки препинания в сложных предложениях». Проверяются умения находить предложения разной структуры, составлять их схемы, давать развёрнутую характеристику.

 

Диктант по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

«Март» – одна из самых ярких, самых радостных картин Левитана; она написана в 1895 году и сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Художник изображает самое начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю – мягкий солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом: не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо дремлет лошадка у крыльца. Под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны.

Пейзаж безлюден. Но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. Приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома – скворечник. (126 слов.)

(Э.Ш. Бенцианова.)

Подчеркнуть грамматические основы. Объяснить пунктограммы.

 

Проверочный диктант по теме «Правописание приставок»

Волшебная сила искусства

Я пребывал в приподнятом настроении, потому что оказался приглашённым на презабавное представление. Дело было так.

В придорожное кафе, куда мы свернули перекусить, приехал артист. Он, как и мы, проезжал мимо и решил заглянуть на огонёк. В середине вечера он поднялся на эстраду и под непрерывную приглушённую музыку стал веселить публику, которой прискучила обычная вечерняя программа этого заведения.

Поначалу артист рассказал несколько пресмешных историй, искусно изображая диалоги в лицах. Юмористические предания и весёлые прибаутки так и сыпались с эстрады. Наша дорожная скука и усталость исчезли.

Я оглядел небольшой зал. Прислушиваясь и приглядываясь к публике, хохотавшей над шутками актёра, я понял, какое превращение может совершить искусство. Лица сидящих за столиками из безразличных, усталых до бесчувствия стали приветливыми, добрыми, как будто ожили. Наше временное пристанище превратилось в уютное местечко, приготовленные наскоро горячие бутерброды с кофе – в дружеское застолье, случайные посетители кафе – в милых, добрых знакомых.

Предыдущие неприятности и невзгоды, преследовавшие нас, остались позади. Мы придумывали причины, чтобы задержаться в кафе подольше, но пора было уже претворять наши планы в жизнь. (167 слов.)

 Грамматическое задание

1. Выпишите из всего текста по два примера слов с приставками 3 группы (пре- при-) со всеми возможными значениями.

2. Выпишите из всего текста слова с приставками 2 группы (зависящих от последующей согласной).

3.  Составьте схемы к 1 и 2 предложениям текста.

4. Выпишите по одному примеру предложений, осложнённых обособленным обстоятельством и обособленным определением.

5. Выпишите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью, подчеркните грамматические основы.

6. Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы.

7. Замените словосочетание придорожное кафе со связью согласование словосочетанием со связью управление.

 

Проверочный диктант по теме

«Сложносочинённое предложение»

Звуки рожка

1)В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. 

2)Я смотрел в открытое окно, лёжа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. 3)Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. 4) Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддёвке, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. 5)Но так было только сначала. 6)Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело4. 7)Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл4. 8)Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про всё на свете. 9)Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» 10)Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов.)

(По И. Шмелёву.)

Поддёвка - длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.

Дёготь - тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.

Грамматическое задание

1 вариант:

1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело4.

2) Указать части речи 1 предложения.

2 вариант:

1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл4.

2) Указать части речи 2 предложения.

 

Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своём ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребёнку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребёнка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное. (230 слов.)

(В.А. Сухомлинский.)

Грамматическое задание

1) 1 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) приставочным способом. 2 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) сложносуффиксальным способом.  

2) 1 вариант. Из 2 абзаца выпишите  все притяжательные местоимения. 2 вариант. Из 3 абзаца все определительные местоимения. 

3) 1 вариант. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. 2 вариант. Из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

4) 1 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений. 2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

5) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

6) 1 вариант. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения. 2 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

7) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер. 2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.

8) 1 вариант. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца. 2 вариант. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

 

Диктант по теме

«Сложное предложение с разными видами связи»

1)…А надо вам сказать, что к яблочному Спасу, как начнет небо поворачивать с лета на осень, город наш имеет обыкновение подвергаться истинному нашествию цикад, так что ночью и захочешь спать, да не уснёшь: вот какие со всех сторон несутся трели, и звёзды опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями, делаясь похожа на яблоко нашей прославленной «сметанной» породы, которую местные купцы поставляют и к царскому двору, и даже возят на европейские выставки. 2)Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер, откуда изливаются лучи ночных светил, то перед счастливцем, верно, предстала бы картина некоего зачарованного царства: лениво искрящаяся Река, посверкивающие крыши, мерцание газовых фонарей, и над всей этой игрой разнообразных сияний воспаряет серебряный звон цикадного хора. 

3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единственно для пояснения, почему в этакую ночь уснуть было бы непросто и самому обыкновенному человеку, обремененному заботами поменее, чем губернский архиерей. 5)Недаром же недоброжелатели, которые есть у каждого, не исключая и этого достойного пастыря, утверждают, что именно преосвященный, а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау, является истинным правителем нашего обширного края. (185 слов.)

(По Б. Акунину.)

Грамматическое задание

1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.

2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.

3. Укажите количество грамматических основ четвёртого и пятого предложений.

4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

5. Составьте схему предложения 1, дайте его общую характеристику.

6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

7. Замените в словосочетании европейские выставки связь согласование связью управление.

 

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

1)Середину пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. 2)Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами... 3)На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в  действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. 4)Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда,  быть может, ещё до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на  паперти, чтобы разжалобить добрых людей.

5)На единственной половинке единственной дверки сохранились ещё остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. 6)Остальное всё распалось, растрескалось, облупилось и облезло в  такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и всё великолепие настоящей золотой кареты. (200 слов.)

(В.Г. Короленко «Парадокс»)

Нарамники – часть рыцарских лат, скреплённых с наплечниками.

Каретник – сарай для карет и других экипажей.

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Подберите название к данному тексту.

3. Найдите сравнение, укажите его роль в тексте.

4. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.

5. Выпишите из текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.

6. Нарисуйте схему к 4 предложению.

7. Выпишите слова с  НН в суффиксе, объясните правописание.

8. Напишите миниатюру «Двор моего детства».

 

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Горная дорога

1)Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно  бывает  на  юге;  но благодаря  отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. 3)Я велел  положить  чемодан  свой  в  тележку, заменить  быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук  не  долетал  уже оттуда до нашего слуха.

4)До станции оставалось ещё с версту. 5)Кругом было тихо, так тихо, что  по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 6)Налево  чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие  вершины  гор,  изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на  бледном  небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. 7)На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. 8)По обеим сторонам дороги  торчали  голые,  чёрные  камни;  кой-где  из-под  снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не  шевелился,  и  весело было  слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

9)Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки  облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на  тёмном  небе она казалась пятном. (200 слов.)

(М.Ю. Лермонтов.)

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

3. Начертите схему 7 предложения.

4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.

5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.

6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.

7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.

8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.

 

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Княжье-Вено

1)Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено. 2)Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов юго-западного края.

3)Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. 4)Самый город раскинулся внизу над сонными заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному заставой. 5)Сонный инвалид лениво поднимает шлагбаум — и вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. 6)Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. 7)Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами  «заезжих домов»; казённые учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. 8)Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. 9)За мостом потянулась улица с магазинами,  лавчонками и с навесами калачниц. 10)Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. 11)Но вот ещё минута — и вы уже за городом. 12)Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

13)Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. 14)Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. 15)Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. 16)Посредине одного из прудов находится остров. 17)На острове — старый полуразрушенный замок. (228 слов.)

(По В.Г. Короленко.)

Калачница  - торговка выпечкой.

Инвалид -  с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за ранами, увечьем, дряхлостью. (Словарь В. Даля.)

Грамматическое задание

1. Подберите синоним к слову «нива» в предложении 12.

2. Выпишите слово в чередующейся гласной в корне из третьего абзаца.

3. Замените словосочетание «деревянный мост» (предложение 8) со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Выпишите грамматические основы предложения 3.

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением, запишите его номер.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

7. Составьте схему 5 предложения.

ruslita.ru

Диктант для 9 класса. Бессоюзное сложное предложение. Живая ночь

 

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

ЖИВАЯ НОЧЬ

 

  Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.

  После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

  Там на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.

  Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали... Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - верно, воры.

  В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.

(По М. Пришвину)

(175 слов)

 

  Дополнительное задание:

  Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения и разберите их по членам. Составьте их схемы.

  Составьте из слов текста диктант на тему "Правописание безударных гласных в корне".

 

Все диктанты по русскому языку для 9 класса >>>

 

  Преподавателю: Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы "Бессоюзное сложное предложение".

 

 

Расширенный выбор диктантов по русскому языку:

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

 

Старшеклассникам:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>

Подготовка к ГИА по русскому языку >>>

 

< Предыдущая Следующая >
 

www.1variant.ru

Географические диктанты на уроках географии. 9-й класс

Разделы: География

Географический диктант №1 “Общая характеристика хозяйства России”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

  Понятие.   Термин.
1 Система пространственной организации государства, утвержденное законом членение территории. А Структура хозяйства.
2 Этап экономического развития общества, когда Ведущей отраслью хозяйства является промышленность. Б Отрасли хозяйства.
3 Социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. В Тяжелая промышленность.
4 Создание условий для осуществления региональной социально-экономической политики. Г Легкая промышленность.
5 Результат интеграционных процессов в народном хозяйстве, сложное сочетание взаимосвязанных отраслей. Е Индустриальный этап развития.
6 Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Д Межотраслевые комплексы.
7 Социально-экономическая система, имеющая централизованный характер, где заказы на предприятия поступают через Госплан. Ж Постиндустриальный этап развития.
8 Состав, соотношение и связи между отраслями хозяйства. З Районирование.
9 Отрасль промышленности, производящая продукцию производственного значения: металл, машины и т.д. И Рыночная экономика.
10 Этап экономического развития общества, при котором ведущими отраслями промышленности являются наука, связь, сфера услуг. К Командная экономика.
11 Отрасль промышленности, выпускающая предметы народного потребления. Л Административно-территориальное деление.
12 Выделение районов (экономических, физико-географических, социальных и др.) на основе выявления ряда признаков. М Экономическое районирование.

Ответы: 1-л; 2-е; 3-и; 4-м; 5-б; 6-д; 7-к; 8-а; 9-в; 10– ж; 11-г; 12-з.

Географический диктант № 2 “Агропромышленный и лесной комплексы”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

  Понятие.   Термин.
1 Система содержания животных, при которой пастухи переходят со стадами оленей, табунами коней, отарами овец в поисках лучших пастбищ. А АПК
2 Отрасли легкой промышленности, занятые переработкой натуральных, искусственных волокон в пряжу, нити и ткани. Б Сельское хозяйство.
3 Тип сельского хозяйства, характерный для пригородов, мало зависящий от климатических условий. В Текстильная промышленность.
4 Главная отрасль материального производства, которая обеспечивает человека продуктами питания и снабжает сырьем пищевую и легкую промышленность. Г Лесозаготовка.
5 Отрасль хозяйства производящая продукты питания в готовом виде или в виде полуфабрикатов. Е Пригородное сельское хозяйство.
6 Совокупность отрасле, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и другой продукции, вырабатываемой из с\х сырья. Д Технические культуры.
7 Сельскохозяйственные культуры, дающие сырье для различных отраслей промышленности. Ж Отгонно-пастбищное животноводство.
8 Комплекс отраслей, включающий лесозаготовительную, деревообрабатывающую, лесохимическую отрасли. З Лесохимия.
9 Область знаний о химических свойствах древесины и способах ее обработки. И Лесная промышленность.
10 Процесс заготовки древесины. К Пищевая промышленность.

Ответы: 1-ж; 2-к; 3-е; 4-б; 5-г; 6-ж; 7-д; 8-и; 9-з; 10-г.

Географический диктант №3 “Топливно-энергетический комплекс”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

  Понятие.   Термин.
1 Предприятия, перерабатывающие нефть в различные виды нефтепродуктов. А Топливная промышленность.
2 Часть ТЭК , включающая добычу, переработку и транспортировку топлива. Б ТЭК
3 Предприятия, производящие электроэнергию тепло. В ГЭС
4 Объединение электростанций, связанных линиями электропередачи. Г Топливно-энергетический баланс.
5 При помощи чего передается электроэнергия потребителю. Д НПЗ
6 Совокупность топливной промышленности, электроэнергетики и доставки топлива и энергии. Е Энергетическая система.
7 Тип электростанций, использующий воду для производства энергии. Ж ЛЭП
8 Соотношение производства и использования всех видов топлива и энергии. З Электростанции.
9 Как называются источники энергии, производящие энергию не зависимо от деятельности человека. И АЭС
10 Тип электростанций работающих на урановом сырье. К альтернативные.

Ответы: 1-д; 2-а; 3-з; 4-е; 5-ж; 6-б; 7-в; 8-г; 9-к; 10-и.

Географический диктант №4 “Металлургический и машиностроительный комплексы”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

  Понятие.   Термин.
1 Скопление металлургических заводов, использующих свою топливную базу и производящих основной металл. А Предметная специализация.
2 Сырье для производства алюминия. Б Машиностроительный комплекс.
3 Специализация по производству определенного продукта. В Цветная металлургия.
4 Тесные производственные связи между предприятиями смежниками, производящими определенный вид продукции. Г Черная металлургия.
5 Комплекс отраслей, производящих машины и оборудование для народного хозяйства. Д Закрытые города.
6 Отрасль, которая включает добычу, обогащение руд и выплавку всех металлов и сплавов, кроме железа. Е Передельная металлургия.
7 Объекты ВПК, обладающие особой секретностью. Ж Глинозем.
8 Отрасль металлургии, которая охватывает добычу руды, ее плавку и производства металла для производства машин. З Металлургическая база.
9 Предприятия, производящие сталь путем переплавки вторичного сырья. И Кооперирование.
10 Перевод военных заводов на выпуск мирной продукции. К Конверсия.

Ответы: 1-з; 2-ж; 3-а; 4-и; 5-б; 6-в; 7-д; 8-г; 9-е; 10-к

Географический диктант №5 “Инфраструктурный комплекс”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

  Понятие.   Термин.
1 Отрасль хозяйства, передающая и принимающая информацию. А Инфраструктура.
2 Совокупность путей сообщения, транспортных средств и предприятий. Б Авиационный транспорт.
3 Сухопутный вид транспорта, использующий тягловую силу животных. В Сфера обслуживания.
4 Отрасль хозяйства, перераспределяющая материальные блага. Г Связь.
5 Передача информации на большие расстояния. Д Телекоммуникация.
6 Природные ресурсы, способствующие развитию туризма. Е Гужевой транспорт.
7 Совокупность учреждений, предоставляющие возможность человеку отдохнуть, поправить здоровье. Ж Транспортная система.
8 Основные транспортные пути в составе транспортной сети отдельно взятой территории. З Рекреационные ресурсы.
9 Комплекс отраслей хозяйства, оказывающих услуги населению. И Рекреационное хозяйство.
10 Вид транспорта, имеющий самую высокую скорость передвижения, но зависящий от погодных условий. К Транспортная магистраль.

Ответы: 1-г; 2-ж; 3-е; 4-в; 5-д; 6-з; 7-и; 8-к; 9-а; 10-б.

Географический диктант №6 “Районирование. Экономические районы”.

Установите соответствие между понятиями и терминами.

  Понятие.   Термин.
1 Экономически целостная часть территории страны, с своеобразными природными и экономическими условиями, исторически сложившиеся и специализацией хозяйства. А Полуанклав.
2 Группа территориально сближенных городов, поселков, деревень вокруг столицы. Б Федеральный округ.
3 Территория с особым юридическим статусом по отношению к другим территориям и льготными экономическими условиями для иностранных предпринимателей. В Экономико-географическое положение.
4 Административно-территориальная единица федерального подчинения. Г Московская агломерация.
5 Положение объекта по отношению к государственным границам, к странам, к военным союзам, очагам конфликтов. Д Радиально-кольцевая.
6 Планировка города, где улицы расходятся от центра к окраинам в виде лучиков солнца. Е Янтарь.
7 Положение экономико-географического объекта по отношению к другим экономическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Ж Свободная экономическая зона.
8 Главный город государства, где сосредоточены исполнительные и законодательные органы власти З Экономический район.
9 Территория государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства, но имеющая выход к морю. И Политико-географическое положение.
10 Смола, используемая для изготовления ювелирных украшений. К Столица.

Ответы: 1-з; 2-г; 3-ж; 4-б; 5-и; 6-д; 7-в; 8-к; 9-а; 10-е.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов

Контрольные диктанты. 10 - 11 классы

Необыкновенные дни

 Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана  затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.

 А следующая рана,случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.

  Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь в центре болгарской столицы и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране, и она замерла. Он тогда едва держался на ногах, голова кружилась, и холодели пальцы рук - до того утомился он в течение дня, ибо говорил часами на площадаях, в казармах и даже с амвона церкви, куда был внесён на руках. Он говорил о России и славянах, будто ему было не меньше тысячи лет.

***

  Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

  Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в ьраве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

  Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. (По А.П.Чехову) (241 слово)

***

  Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

  Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

  Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.

  Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.

  Я посмотрел на клён и увидел, как  осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот.

Опасная профессия

  В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.

  Не опасна, но почти невозможна в природе съёмка волков. Опасно снимать львов, очень опасно - тигров. Нельзя сказать заранее, как поведёт себя медведь - этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. Расчёт был на то, что, мол, осень и мать уже не так ревниво оберегает потомство. Но я ошибся... При щелчке фотокамеры, запечатлевшейдвух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне, как торпеда. Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать - зверь бросится вслед. На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышом.

  Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. Все животные, исключая разве что шатунов-медведей, стремятся избегать встреч с людьми. Анализируя все несчастья, видишь: беспечность человека спровоцировала нападение зверя.

  Издавна придуманы телеобъективы, чтобы снимать животных, не пугая их и не рискуя подвергнуться нападению, чаще всего - вынужденному. К тому же, непуганые животные, не подразумевающие о вашем присутствии, ведут себя естественно. Большинство выразительных кадров добыто знанием и терпением, пониманием дистанции, нарушать которую неразумно и даже опасно.

Путь к озеру

  Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.

В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)

***

 Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.

 Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тотчас повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящим к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он наконец очутился в свету и был чрезмерно поражён представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморым позеленевшим прессом с ручкой в виде яичка наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостьб и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение престранного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.

                                                                                             (По Н.В.Гоголю)

***

  Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.

  Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.

  В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.

  Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.

  По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.

  Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.

  Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.

Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!

Величайшая святыня

  Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской берёзы, наполненную землёй. Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими - редко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас таков, как есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землёй и сказать вслух, не боясь чужих ушей: "Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней".

  И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту.

  Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой.

  Ибо прах ты - и в прах обратишься.

(По М.А.Осоргину)

Роза

  Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

  Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...

  Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.

  Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

  Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро...

***

  Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева - и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами.Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше.

  Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.

Зорянка

  Бывает, что в бору у какой-нибудь золотисто-рыжей сосны из белого соснового тела выпадет сучок. Пройдёт год или два, и эту дырочку оглядит зорянка - маленькая птичка точно такого же цвета, как кора у сосны.Эта птичка натаскает в пустой сучок пёрышек, сенца, пуха, прутиков, выстроит себе тёплое гнёздышко, выпрыгнет на веточку и запоёт. И так начинает птичка весну.

  Через какое-то время, а то и прямо тут, вслед за птичкой, приходит охотник и останавливается у дерева в ожидании вечерней зари.

  Но вот певчий дрозд, с какой-то высоты на холме первый увидев признаки зари, просвистел свой сигнал. На него отозвалась зорянка, вылетела из гнезда и, прыгая с сучка на сучок всё выше и выше, оттуда, сверху, тоже увидала зарю и на сигнал певчего дрозда ответила своим сигналом. Охотник, конечно, слышал сигнал дрозда и видел, как вылетела зорянка, он даже заметил, что зорянка, маленькая птичка, открыла клювик, но, что она пикнула, он просто не слышал: голос маленькой птички не дошёл до земли.

  Птицы уже славили зарю наверху, но человеку, стоящему внизу, зари не было видно. Пришло время - над лесом встала заря, охотник увидел: высоко на сучке птичка свой клювик то откроет, то закроет. Это зорянка поёт, зорянка славит зарю, но песни не слышно. Охотник всё-таки понимает по-своему, что птичка славит зарю, а отчего ему песни не слвшно - это оттого, что она поёт, чтобы славить зарю, а не чтобы самой славиться перед людьми.

  И вот мы считаем, что, как только человек станет славить зарю, а не зарёй сам славиться, так и начинается весна самого человека. Все наши настоящие любители-охотники, от самого маленького и простого человека до самого большого, только тем и дышат, чтобы прославить весну. И сколько таких хороших людей есть на свете, и никто из них ничего хорошего не знает о себе, и так все привыкнут к нему, что никто и не догадывается о нём, как он хорош, что он для того только и существует на свете, чтобы славить зарю и начинать свою весну человека.

***

  Разгоралась заря, становилось свежо, и мне пора было собираться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу склонённого ивняка, я вышел на берег речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку. Перед отплытием я проверил содержимое своего холщового мешочка. Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и тушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге.

  Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё неблизко.

  Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.

  Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом  трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.

  Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.

www.metod-kopilka.ru

Диктанты в 9 классе

Подсолнухи

Для обучающихся 9-го класса предлагаются контрольные диктанты на два полугодия и конец учебного года. Можно запланировать контроль в рабочей программе с опорой на выбранные из материала тексты. К некоторым диктантам даны дополнительные задания по синтаксису сложного предложения. Обучающиеся овладевают умениями составлять схемы предложений с разными видами связи, давать характеристику.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Воспитанные люди

 Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня.4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.4 (По А. Чехову.)

(152 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

 

Орлиное гнездо

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

 

Рифы

Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылаю­щим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то неж­ных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и об­нажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волни­стой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океан­ские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход ри­фа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глу­бине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами за­ходящего солнца красно-золотистым блеском своих выгляды­вающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город – столица королев­ства на островах. (176 слов.)

 

 Дом в саду

Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.

А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.

И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели раз­нообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)

 

 Ночь

Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.

Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (По И. Бильфельду.)

(167 слов.)

 Звуки рожка

В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.

Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (По И. Шмелёву.)

(172 слова.)

 Михайловский дом

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.

Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!

И вот как-то мне представилось: ещё там, на юге, Пушкин заставил героев своего «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось теперь самому жить в Михайловском. Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад... (С. Гейченко.)

 (170 слов.)

Контрольный диктант по итогам 2 полугодия

Сетон-Томпсон

В тридцатых годах на поросших можжевельником и соснами холмах, по соседству с индийскими хижинами, прославленный человек – писатель, художник, натуралист – строил себе жилище. Сам начертил план постройки, сам выбирал брёвна и камни, наравне с плотниками не выпускал из рук топора. Диковатое, неуютное место он выбрал, чтобы остаток дней прожить в природе, ещё не растоптанной человеком…

Дом вышел довольно обширный, похожий на азиатский – с плоской крышей и длинным, из необтёсанных брёвен крыльцом на сваях. Всё привнесено сюда вкусом и образом жизни хозяина. Окно большое и рядом совсем крошечное, глядящее из каменной кладки, как амбразура. Крыльцо заставлено деревянными, индейской работы фигурками каких-то божков, пучеглазых людей и ярко-красных сердитых медведей.

Вот большая комната, полная книг и картин. Кресло возле стола с резным приветствием: «Добро пожаловать, мои друзья!» В этом кресле сидели гости: художники, писатели, учёные, приезжавшие сюда. Но чаще в креслах сидели индейцы. Они жили тут на холмах, и двери дома были для них открыты в любые часы.

Письма индейцам и друзьям на Восток Сетон-Томпсон иногда не подписывал, а рисовал след волка – это и означало подпись. (По В. Пескову.)

(172 слова.)

Как работал Чехов

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.

Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.

Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно высл

ruslita.ru

Тематическая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

Цели: совершенствование, систематизация и контроль знаний и умений учащихся по теме «Сложноподчинённое предложение»; проверка уровня усвоения темы. Оборудование: текст диктанта (два варианта).

Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Обобщение, систематизация и контроль знаний

И умений учащихся

I вариант

К СВЕТУ

Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать. жилось мне в ту пору трудно. Работал я много, почти до отупения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило мне в мозг, показалось мне сказкой.

Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнилось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

…Книги шептали мне о другой жизни, более человечной, чем та, которую я знал; они указывали мне моё место в жизни. Всё более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он сделал на земле.

(По М. Горькому)

Грамматическое задание 1) Подчеркните сказуемые в четвёртом предложении. В скобках укажите их тип.

2) Разберите по составу слова: прочитал, бесчисленные, спокойнее.

3) Начертите схему четвёртого предложения.

II вариант

ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ ВОДА

Воды так много вокруг нас, что редко кто знает, как остро стоит вопрос об этом источнике жизни даже в нашей изобильной водами стране и как тщательно надо беречь это ценнейшее достояние народа. Даже в тех районах, где осадков и водных источников на первый взгляд совершенно достаточно.

Нет в мире страны, которая могла бы сравниться с нами водными богатствами.

Влаги, несомой нашими реками, с избытком хватило бы для обеспечения всех потребностей населения и хозяйства нашей страны на любой срок. Но беда в том, что наши водные ресурсы распределены крайне неравномерно. Нередки случаи, когда город или промышленный центр стоит на берегу большого водоёма, а пользоваться им почти невозможно. Это водоём, как говорят гидрологи, «мёртвый», то есть до отказа загрязнённый и отравленный сточными водами. К величайшему сожалению, таких «мёртвых» водоёмов у нас очень много. И если не принять необходимых мер, то этот мутный поток отравленной воды увеличится.

Такому отношению к достоянию народа должен быть положен конец. Оберегать водоёмы — долг каждого из нас!

(По В. Поповой)

Грамматическое задание

1) Подчеркните грамматические основы последнего предложения.

2) Разберите по составу слова: загрязнённый, источников, распределены.

3) Начертите схему первого предложения.

www.testsoch.com


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта