Eng Ru
Отправить письмо

Охлаждение трансформаторов. Типы охлаждения трансформаторов


20. Изоляторы.

Все изоляторы делятся на три группы по способу применения:

  • опорные

  • проходные

  • подвесные

Для всех изоляторов характерны:

  • электрические характеристики: номинальное напряжение, пробивное напряжение, напряжение выдержки (под крышей или под дождем)

  • механические характеристики: минимальная разрушающая нагрузка, приложенная к голове изолятора, перпендикулярно его оси, жесткость, численно равная отношению силы приложенной к голове изолятора к длине отклонения от вертикальной оси.

Изоляторы: опорные, для изоляции и крепления шин или токоведущих частей, аппаратов на заземленных металлических или бетонных конструкциях, а также для крепления проводов воздушных линий на опорах. Бывают стержневые (ИО) и штыревые(ОНШ) изоляторы.

Проходные изоляторы - предназначены для проведения проводника сквозь заземленные кожухи трансформаторов и аппаратов стены и перекрытие зданий;

Подвесные изоляторы - для крепления многопроволочных проводов к опорам воздушных линий и РУ. Их конструируют так, чтобы они могли противостоять растяжению

21. Основные типы трансформаторов, способы охлаждения.

Трансформаторы:

силовые

измерительные

напряжения

тока

двух и трех обмоточные

автотрансформаторы

Условные обозначения: А - автотрансформатор (для однофазных 0, для трехфазных Т). Р – расщепленная обмотка низшего напряжения. З – защита жидкого диэлектрика с помощью азотной подушки. Л – исполнение литой изоляции. Т – трех обмоточный, Н – с РПН. К – кабельный ввод. Ф - фланцевый ввод (для КТП).

Системы охлаждения.

  1. Сухие трансформаторы: С – естественное воздушное при открытом исполнении. СЗ –естественное при защищенном исполнении. СГ – естественное при герметичном исполнении. СД – воздушное с принудительной циркуляцией воздуха.

  2. Масляные трансформаторы: М – естественная циркуляция воздуха и масла. Д –принудительная циркуляция воздуха и масла. МЦ – естественная циркуляция воздуха и принудительная масла с ненаправленным потоком. НМЦ - естественная циркуляция воздуха с направленным потоком масла. ДЦ - принудительная циркуляция воздуха и масла с ненаправленным потоком масла. НДЦ- принудительная циркуляция воздуха и масла с направленным потоком масла. Ц – принудительная циркуляция воды и масла с ненаправленным потоком масла. НЦ - принудительная циркуляция воды и масла с направленным потоком масла.

  3. Трансформаторы с негорючим жидким диэлектриком: Н- естественное охлаждение с негорючим жидким диэлектриком. НД - с принудительной циркуляцией воздуха. ННД - с принудительной циркуляцией воздуха и с направленным потоком жидкого диэлектрика.

22 Способы регулирования напряжения в электрических сетях с помощью трансформаторов

Регулирование напряжения – это поддержание U на заданном уровне при помощи технических средств в реальном масштабе времени.

Увеличение U на п\с в режиме наибольших нагрузок и уменьшение U на п\с в режиме наименьших нагрузок называется встречным регулированием. Оно осуществляется с помощью РПН тр-ов п\с. В режиме наибольших нагрузок подбирают такую отпайку РПН, чтобы U на низкой стороне тр-ра было равно: U=1,05*Uном – если нагрузка не удаленная (близко от п\с) и U=1,1*Uном – если нет близко расположенной нагрузки.

Если нагрузка в режиме минимальных нагрузок не превышает 0,3 от режима максимальных нагрузок, то напряжение в центре питания устанавливается равным номинальному

Трансформатор с ПБВ (переключение без возбуждения) состоит из основной, регулировочной и обмотки низкого напряжения. Регулировочная обмотка имеет 5 отпаек, одна из них основная обозначена «0». При «0» отпайке коэффициент трансформации равен номинальному.

При переключении на другие отпайки коэффициент будет изменятся на +5%,+2,5%.-2,5%,-5%. Следовательно U будет изменятся в тех же пределах. При переключении отпайки тр-ор необходимо отключить от сети. Изменение отпайки приводит к изменению уровня U. Эти изменения проводят редко, обычно раз в сезон, в соответствии с графиками нагрузки зима-лето. При суточном изменении нагрузки тр-ор работает на той же отпайке и не участвует в режиме регулирования U.

Регулирование напряжения с помощью трансформаторов с РПН.

Обмотка ВН (высшего напряжения) у трансформатора с РПН состоит из двух частей: нерегулируемой (основной) и регулируемой. На регулируемой обмотке имеются ответвления, к которым подключаются контакты а и в. Часть витков включена согласно, часть - встречно. Кроме того, к одному из витков нерегулируемой обмотки подключено устройство переключения, которое состоит из реактора, двух контакторов К1 и К2 и двух контактов а и в. Всё это находится в баке трансформатора. Переключение из положения 2 в положение 1 происходит в следующей последовательности:

Регулировочная обмотка имеет большое количество ответвлений, например ± 9 x 1,78, где ± 9 – это число отпаек в сторону уменьшения коэффициента трансформации и в сторону его увеличения, т.е всего 18 отпаек. 1,78 – это коэффициент трансформации соответствующий каждой отпайке.

Регулирование напряжения – это поддержание U на заданном уровне при помощи технических средств в реальном масштабе времени. Тр-ры с РПН используются как дополнительные средства регулирования U сети. С помощью этих тр-ов производят встречное регулирование U сети. Под встречным регулированием понимают увеличение U на п\с в режиме наибольших нагрузок и уменьшение U на п\с в режиме наименьших нагрузок. Чтобы произвести регулировку U с помощью тр-ов с РПН необходимо изменить коэф. тр-ции. Это позволяет сделать регулируемая обмотка тр-ра. Регулировочная обмотка имеет большое количество ответвлений, например ± 9 x 1,78, где ± 9 – это число отпаек в сторону уменьшения коэф-та тр-ции и в сторону его увеличения, т.е всего 18 отпаек. 1,78 – это коэф. тр-ции соответствующий каждой отпайке.В режиме наибольших нагрузок подбирают такую отпайку РПН, чтобы U на низкой стороне тр-ра было равно: U=1,05*Uном – если нагрузка не удаленная (близко от п\с) и : U=1,1*Uном – если нет близко расположенной нагрузки.

Устройство РПН всегда стоит на высокой стороне по следующим причинам:

Основная причина - на высокой стороне меньшие токи, следовательно, их легче коммутировать.

Число витков на высокой стороне больше, поэтому можно увеличить точность регулирования.

Доступ к обмотке высокого U легче, так как она располагается по верх обмотки низкого U.

У трёхобмоточных трансформаторов РПН всегда стоит на высокой стороне, а у автотрансформаторов РПН может стоять или на высокой, или на средней стороне. Все автотрансформаторы, изготавливающиеся в настоящее время, имеют РПН на средней обмотке.

studfiles.net

Система охлаждения типа ц на силовых трансформаторах

На рисунке 1 показана принципиальная схема водомасляного охлаждения трансформатора. Основным элементом системы охлаждения являются водомасляные охладители, имеющие масляные и водяные полости. Масляные полости соединены маслопроводом с баком трансформатора, а водяные — водопроводом с источником водоснабжения. Для предотвращения замерзания воды маслоохладители размещают, как правило, в помещении с положительной температурой воздуха. В южных районах страны, где среднегодовая температура воздуха не ниже +10 - +15°С, допускается наружная установка охладителей. В охладителях гидростатическое давление масла всегда должно превышать давление воды.

17) Режимы работы автотрансформаторов

Как правило, автотрансформаторы имеют третичную обмотку. В зависимости от режима ее работы различают понижающие и повышающие автотрансформаторы. В первых третичная обмотка располагается первой у магнитного стержня, во втором — между последовательной и общей обмотками автотрансформатора

а) Режимы ВН-СН и СН—ВН являются чисто автотрансформаторными режимами. В этих режимах в понижающих автотрансформаторах с обмотками ПО (последовательная обмотка) и ОО (общая обмотка), расположенными рядом, может быть, как правило, передана полная номинальная мощность автотрансформатора. В повышающих же трансформаторах с обмоткой НН, расположенной между обмотками ПО и ОО, проходную мощность в этих режимах приходится в некоторых случаях ограничивать ниже номинальной во избежание чрезмерно больших добавочных потерь в конструкции, обусловленных магнитным потоком рассеяния. При этих режимах потери короткого замыкания в понижающих автотрансформаторах могут достигать 60—70 % максимальных. б) Режимы ВН—НН и НН—ВН являются чисто трансформаторными и позволяют осуществлять передачу энергии с мощностью, равной типовой мощности обмотки НН. В этих режимах потери короткого замыкания составляют около 50% максимальных.                                                                                                                                                                                               в) Режимы СН—НН и НН—СН позволяют осуществить передачу с мощностью вплоть до типовой мощности обмотки НН. Эти режимы — чисто трансформаторные и обуславливают потери короткого замыкания, составляющие 45—55% максимальных (в понижающих автотрансформаторах). г) Комбинированные трансформаторно-автотрансформаторные режимы ВН—СН и одновременно ВН—НН, а также СН—ВН и одновременно НН—ВН. В этих режимах имеют место максимальные потери короткого замыкания. Наибольшая допустимая мощность ограничивается током в последовательной обмотке, который не должен превосходить ее номинального тока. Если нагрузка на стороне НН отсутствует, то эти режимы переходят в автотрансформаторные ВН—СН и СН—ВН. При возрастании нагрузки обмотки НН должна соответственно снижаться мощность на стороне СН с тем, чтобы последовательная обмотка не перегружалась. На рис. 6.9 приведены расчетные значения допустимой нагрузки на стороне СН и НН при заданных значениях coscp3 для случая coscp2 = 1. Индексы 1, 2, 3 относятся к стороне ВН, СН и НН соответственно. Кривые рис. 6.9 получены из условия полной загрузки последовательной обмотки, т. е. ток /j имеет номинальное значение. д) Комбинированные трансформатор-но-автотрансформаторные режимы ВН—СН и одновременно НН—СН или СН—ВН и одновременно СН—НН. При этих режимах наибольшая мощность, которую можно подвести или снять со стороны СН, ограничивается током в общей обмотке. Примем, что общая обмотка полностью загружена, т. е. по ней протекает номинальный ток. При условии cos(pi = 1 и значении коэффициент выгодности р = 0,5 (автотрансформатор 220/110 кВ) построены кривые рис. 6.10.

18) Самозапуск электродвигателей собственных нужд

Самозапуском называется восстановление нормальной работы электродвигателя без вмешательства персонала после кратковременного перерыва электроснабжения или глубокого снижения напряжения. Если по какой-либо причине исчезло (кроме отключения КЗ в сети С.Н. выключателем ввода) рабочее питание секции шин С.Н. или всех С.Н. блока, с помощью устройства аварийного ввода резерва (АВР) будет подано резервное питание. За время отсутствия питания частота вращения механизмов С.Н. снижается. После восстановления питания в самозапуске будут участвовать все двигатели, которые остались подключенными к шинам.

При коротком замыкании (КЗ) в сети С.Н. напряжение снижается на выводах близко расположенных двигателей. Если КЗ произошло за реактором или за трансформатором 6/0,4 кВ, то значительное снижение напряжения происходит в зоне, ограниченной этим реактором или трансформатором. Чем ближе точка КЗ к источнику питания (ТСН), тем больше зона снижения напряжения. После отключения поврежденного участка релейной защитой напряжение в остальной части сети С.Н. восстановится. При этом в самозапуске будут одновременно участвовать лишь те двигатели, у которых напряжение снизилось до значения, вызвавшего увеличение скольжения до sm и более. В отличие от первого случая двигатели все время остаются соединенными с источником питания.

Выключатели электродвигателей напряжением 6(10) кВ, подлежащих самозапуску, в большинстве случаев во время перерыва питания остаются включенными. Двигатели, самозапуск которых не требуется или не может быть обеспечен, должны до восстановления напряжения отключиться от сети своими выключателями с помощью защиты минимального напряжения. Двигатели напряжением 380 В, включенные через магнитные пускатели или контакторы, как правило, в самозапуске не участвуют, если за время отсутствия напряжения эти аппараты успеют отключиться. При необходимости обеспечения самозапуска таких двигателей приходится принимать специальные меры.

Самозапуск считается обеспеченным, если после восстановления напряжения агрегат разогнался до нормальной частоты вращения и продолжает длительно работать с нормальными производительностью механизма и нагрузкой электродвигателя. Самозапуск следует применять только для тех механизмов, для которых он действительно необходим. При этом главная задача - сохранить работу блока с заданной производительностью. Так называемый «ступенчатый» самозапуск (поочередный самозапуск нескольких групп двигателей) в С.Н. ТЭС не применяется.

Самозапуск электродвигателей имеет следующие основные отличия от пуска:

1) в момент восстановления напряжения все двигатели или их значительная часть вращаются. Поэтому в начале самозапуска момент вращения двигателя больше, чем при пуске при том же напряжении;

2) на отключившихся шинах при их быстром подключении к резервному источнику питания имеется некоторое остаточное напряжение;

3) самозапуск происходит, как правило, при нагруженном механизме, что может привести к увеличению длительности разгона и повышению температуры обмоток двигателей;

4) в самозапуске участвует одновременно значительная группа двигателей, вследствие чего токи в сети С.Н. увеличиваются, снижается напряжение на выводах двигателей и соответственно уменьшается вращающий момент.

Весь процесс самозапуска можно разделить на два этапа. Первый этап - выбег механизмов - происходит от момента нарушения до момента восстановления питания электродвигателей, Второй этап - разгон и восстановление рабочего режима механизмов.

19) Выбор электродвигателей для приводов механизмов С.Н.

Правильный выбор электродвигателя для привода конкретного механизма в определенных условиях эксплуатации имеет большое значение для надежной и экономичной работы агрегатов С.Н. При выборе электродвигателя руководствуются тем, что двигатель должен удовлетворять как условиям работы в установившемся режиме, так и условиям пуска и самозапуска, а именно:

1) номинальная мощность двигателя должна быть достаточной для обеспечения длительной работы механизма с полной нагрузкой;

2) вращающий момент двигателя должен обеспечивать пуск и разворот механизма до номинальной частоты вращения;

3) электродвигатели отечественных механизмов собственных нужд должны обеспечивать самозапуск при восстановлении напряжения после его кратковременного снижения или исчезновения;

4)электродвигатели при необходимости должны допускать регулирование производительности и частоты вращения механизма в требуемых пределах.

Важными при выборе электродвигателя являются также форма исполнения, способ охлаждения, надежность конструкции, простота оперативного управления, удобство обслуживания.

При выборе двигателя по номинальной мощности учитывается, что для обеспечения длительной работы механизма с полной производительностью двигатель должен работать в продолжительном режиме. Для этого мощность двигателя должна быть больше или равна требуемой мощности механизма:

20) Назначение и способы регулирования напряжения трансформаторов

studfiles.net

Охлаждение трансформаторов | ООО "НОМЭК"

Способы охлаждения. Конструктивное выполнение трансформатора определяется в значительной мере способом его охлаждения, который зависит от номинальной мощности. При увеличении мощности трансформатора необходимо увеличивать и интенсивность его охлаждения. В силовых трансформаторах для отвода теплоты от обмоток и магнитопровода применяют следующие способы охлаждения: воздушное, масляное и посредством негорючего жидкого диэлектрика. Каждый вид охлаждения имеет соответствующее условное обозначение.

Трансформаторы с воздушным охлаждением (сухие трансформаторы). При естественном воздушном охлаждении магнитопровод, обмотки и другие части трансформатора имеют непосредственное соприкосновение с окружающим воздухом, поэтому охлаждение их происходит путем конвекции воздуха и излучения. Сухие трансформаторы (рис. 2.18) устанавливают внутри помещений (в зданиях, производственных цехах и пр.), при этом главным требованием является обеспечение пожарной безопасности.

Рис. 2.18. Сухой трансформатор мощностью 320 кВА без кожуха:

1 -- вертикальные стяжные шпильки;2 — обмот­ки ВН; 3 — фарфоровые подкладки для прессовки обмоток; 4— стальное прессующее кольцо; 5 — опорные изоляторы отводов ВН;б — отводы ВН; 7 — фарфоровые подкладки для крепления отводов НН;8 — доска зажимов ВН

В эксплуатации сухие трансформаторы удобнее масляных, так как исключают необходимость периодической очистки и смены масла. Следует, однако, отметить, что воздух обладает меньшей электрической прочностью, чем трансформаторное масло, поэтому в сухих трансформаторах все изоляционные промежутки и вентиляционные каналы делают большими, чем в масляных. Из-за меньшей теплопроводности воздуха по сравнению с маслом электромагнитные нагрузки активных материалов в сухих трансформаторах меньше, чем в масляных, что приводит к увеличению сечения проводов обмотки и магнитопровода. Как следствие этого, масса активных частей (обмоток и магнитопровода) сухих трансформаторов больше, чем масляных. В настоящее время сухие трансформаторы имеют мощности до 20 MBА и напряжения обмотки ВН до 35 кВ. Их устанавливают только в сухих закрытых помещениях с относительной влажностью воздуха до 80% во избежание чрезмерного увлажнения обмоток.

Сухие трансформаторы с естественным воздушным охлаждением могут иметь открытое (С), защищенное (СЗ) или герметизированное (СГ) исполнение. Трансформаторы типа СЗ закрывают защитным кожухом с отверстиями, а типа СГ— герметическим кожухом. Для повышения интенсивности охлаждения применяют обдув обмоток и магнитопровода потоком воздуха от вентилятора. Сухие трансформаторы с воздушным дутьем имеют условное обозначение СД.

Трансформаторы малой мощности выполняют, как правило, с охлаждением типа С. В некоторых случаях их помещают в корпус, залитый термореактивными компаундами на основе эпоксидных смол или других подобных материалов. Такие компаунды обладают высокими электроизоляционными и влагозащитными свойствами. После затвердевания они не расплавляются при повышенных температурах и обеспечивают надежную защиту трансформатора от механических и атмосферных воздействий.

Трансформаторы с масляным охлаждением. В трансформаторах с естественным масляным охлаждением (М) магнитопровод с обмотками погружают в бак, наполненный тщательно очищенным минеральным (трансформаторным) маслом (рис. 2.19).

Рис. 2.19. Устройство трехфазного масляного трансформатора средней мощности: 

1 — термометр;2 — вы­воды обмотки ВН; 3 — выводы обмотки НН; 4, 6 — пробки для заливки масла; 5 — указатель уровня масла;7 — расширитель; 8 —магнитопровод; 9 — обмотка НН; 10 -обмотка ВН; 11 -пробка для спуска масла; 12 — бак для масла; 13 — трубы для охлаждения масла.

Трансформаторное масло обладает более высокой теплопроводностью, чем воздух, и хорошо отводит теплоту от обмоток и магнитопровода трансформатора к стенкам бака, имеющего большую площадь охлаждения, чем трансформатор. Погружение трансформатора в бак со специальным маслом обеспечивает также повышение электрической прочности изоляции его обмоток и предотвращает ее увлажнение и потерю изоляционных свойств под влиянием атмосферных воздействий. При правильной эксплуатации масляных трансформаторов, когда температура изоляции в наиболее нагретом месте не превышает 105 °С, трансформатор может служить 20—25 лет. Повышение температуры на 8 °С приводит к сокращению срока службы трансформатора примерно в два раза.

В трансформаторах мощностью 20—30 кВА выделяется сравнительно небольшое количество теплоты, поэтому их баки имеют гладкие стенки; у более мощных трансформаторов (20—1800 кВА) поверхность охлаждения бака искусственно увеличивают, применяя ребристые или волнистые стенки либо окружая бак системой труб, в которых масло циркулирует за счет концепции. Для повышения интенсивности охлаждения в трансформаторах мощностью более 1800 кВА к баку пристраивают навесные или отдельно установленные трубчатые теплообменники (радиаторы), которые с помощью патрубков с фланцами сообщаются с внутренней полостью бака (рис. 2.20,а). В радиаторе происходит усиленная циркуляция масла и интенсивное охлаждение. Масляные трансформаторы типа М применяют для мощностей 10—10000 кВА.

Рис. 2.20. Трансформатор большой мощности с навесными радиаторами (а) и установка вентиляторов для обдува радиаторов (б):

1 — навесной   радиатор;   2 — бак   трансформатора;   3 — вывод  обмотки   ВН; 4 — вывод обмотки НН; 5— расширитель;6— вентилятор;7 — электродвигатель вентилятора; 8 —фланец для присоединения радиатора

Трансформаторы мощностью 10000—63000 кВА выполняют обычно с дутьем (тип Д). В этом случае теплоотдача с поверхности радиаторов форсируется путем обдува их вентиляторами. Каждый радиатор обдувается двумя вентиляторами (рис. 2.20, б), при этом теплоотдача увеличивается в 1,5 —1,6 раза. В трансформаторах с охлаждением типа ДЦ масло насосом откачивается из бака и прогоняется через навесные или отдельно установленные теплообменники (охладители), обдуваемые воздухом. Охлаждение с принудительной циркуляцией масла применяют при мощностях 16000—250000 кВ•А и выше. При использовании масляноводяного охлаждения нагретое масло проходит через теплообменники, охлаждаемые водой. Циркуляция масла осуществляется за счет естественной конвекции (при охлаждении типа MB) или же с помощью насоса (при охлаждении типа Ц).

Трансформаторы, охлаждаемые негорючим жидким диэлектриком. Трансформаторы с охлаждением типов Н и НД выполняют с герметизированным баком, который заполняют негорючим жидким диэлектриком. Обычно применяют синтетические изоляционные материалы — совтол и др., которые имеют примерно такие же электроизоляционные свойства и теплопроводность, как и трансформаторное масло. Трансформаторы с охлаждением типов Н и НД пожаробезопасны и могут устанавливаться в закрытых помещениях. Их выпускают мощностью 160—2500 кВА при напряжении 6 и 10 кВ.

Совтол представляет собой смесь полихлордифенила (совола) с трихлорбензолом, который добавляется для уменьшения вязкости и температуры застывания смеси. При использовании совтола в умеренном климате он содержит 65% полихлордифенила и 35% трихлорбензола; для тропических условий соответственно 90 и 10%. Он дороже трансформаторного масла, токсичен, что требует тщательной герметизации системы охлаждения.

Защита масла от соприкосновения с атмосферным воздухом. Во время работы масло в трансформаторе нагревается и расширяется. При уменьшении нагрузки оно, охлаждаясь, возвращается к первоначальному объему. Поэтому масляные трансформаторы мощностью 25 кВА и выше имеют небольшой дополнительный бак-расширитель (рис. 2.21), соединенный с внутренней полостью основного бака. При нагревании трансформатора изменяется объем масла, находящегося в расширителе. Объем его составляет около 10% от объема масла в баке. Применение расширителя позволяет значительно сократить поверхность соприкосновения масла с воздухом, что уменьшает его загрязнение и увлажнение.

Рис. 2.21. Установка расширителя и выхлопной трубы:

1 — маслопровод; 2 — газовое  реле;  3 — кран  для  отсоединения  расширителя; 4 —указатель уровня масла;J — расширитель; б —выхлопная труба; 7 — пробка для заливки  масла;  8 —бак трансформатора;9 — отстойник.

Расширители имеют воздухоосушитель, заполненный сорбентом — веществом, поглощающим влагу из воздуха, поступающего в расширитель. При мощности 160 кВА и выше на них устанавливают также термосифонный фильтр для непрерывного обезвоживания и очистки масла. Для более надежного предохранения масли от окисления трансформаторы большой мощности выполняют герметизированными с полной изоляцией масла, находящегося в расширителе, от атмосферного воздуха. Это осуществляется с помощью подушки, образующейся из инертного газа (азота) и расположенной между поверхностью масла и гибкой растягивающейся мембраной — азотная защита. Трансформаторы с азотной защитой можно выполнять также и без расширителя.

Арматура и подъемные устройства. При работе трансформатора масло нагревается, разлагается и загрязняется продуктами окисления (стареет), поэтому его периодически очищают или заменяют. Масляные трансформаторы во избежание опасности пожара и взрыва устанавливают на открытых ограждаемых площадках или в специально сооруженных помещениях с огнестойкими стенами, опорами и перекрытиями. Для заливки, отбора пробы, спуска и фильтрации масла масляные трансформаторы снабжают соответствующей арматурой (кранами, вентилями, пробками).

Все трансформаторы имеют различные устройства для их подъема и перемещения: рым-болты, крюки, переставные катки и поворотные тележки.

Устройства для контроля за состоянием масла и системы охлаждения. Чтобы осуществлять контроль за уровнем и температурой масла, масляные трансформаторы имеют указатели уровня и температуры. Указатель уровня обычно устанавливают на расширителе, а указатель температуры — на крышке основного бака. В трансформаторах мощностью до 1000 кВА для этой цели используют ртутный термометр, а в трансформаторах большей мощности и в герметизированных трансформаторах — специальный электрический термосигнализатор. Трансформаторы с охлаждением типов Д, ДЦ и НД имеют два термосигнализатора, один из которых служит для измерения температуры верхних слоев масла, а другой — для автоматического управления процессом дутья.

Система автоматики должна обеспечивать: автоматическое включение и отключение системы охлаждения одновременно с включением в сеть и отключением трансформатора, регулирование интенсивности охлаждения в зависимости от нагрузки, включение резервного охладителя взамен вышедшего из строя, ввод резервного источника питания при снижении или исчезновении питания электродвигателей вентиляторов и насосов системы охлаждения и соответствующую сигнализацию о прекращении работы системы охлаждения. Трансформаторы мощностью 10000 кВА и выше оборудуют также реле низкого уровня масла, находящегося в расширителе, которое сигнализирует о снижении уровня масла и автоматически отключает трансформатор при недопустимом его уменьшении.

Защита трансформатора от аварий. Для защиты от возможных аварий трансформаторы мощностью более 1000 кВА имеют специальные газовые реле, которые устанавливают в трубопроводе между основным баком и расширителем. При значительном выделении взрывоопасных газов, возникающих в результате разложения масла, реле автоматически выключает трансформатор, предупреждая развитие аварии. В этих трансформаторах устанавливают также выхлопную трубу (см. рис. 2.21), закрытую стеклянной мембраной. При внезапном повышении внутреннего давления образовавшиеся газы выдавливают мембрану и выходят в атмосферу, предотвращая деформацию бака.

Чтобы предотвратить появление высокого потенциала на обмотке НН при повреждении изоляции обмотки ВН, в трансформаторах, у которых обмотка НН имеет напряжение до 0,69 кВ, между этой обмоткой и заземленным баком включают пробивной предохранитель, который пробивается при напряжении 1000 В.

nomek.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта