Eng Ru
Отправить письмо

Жест­кая оши­нов­ка ком­плект­ная. Жесткая ошиновка


Жесткая ошиновка

Жест­кая оши­нов­ка ком­плект­ная про­из­вод­ства ООО «Т-ЭНЕРГИЯ» пред­на­зна­че­на для вы­пол­не­ния элек­три­че­ских со­еди­не­ний меж­ду вы­со­ко­вольт­ны­ми ап­па­ра­та­ми от­кры­тых (ОРУ) и за­кры­тых (ЗРУ) рас­пре­де­ли­тель­ных устройств 35-500 кВ. Жест­кая оши­нов­ка мо­жет при­ме­нять­ся вме­сте с гиб­кой, на­при­мер, в ви­де со­че­та­ния жест­ких сбор­ных шин с гиб­ки­ми внут­ри­я­чей­ко­вы­ми свя­зя­ми.Ком­плек­ты жест­кой оши­нов­ки на но­ми­наль­ные то­ки от 630 А до 4000 А из­го­тав­ли­ва­ют­ся как для ти­по­вых, так и для нети­по­вых схем рас­пре­де­ли­тель­ных устройств.

В со­ста­ве жест­кой оши­нов­ки ис­поль­зу­ют­ся уни­каль­ные, с точ­ки зре­ния на­деж­но­сти, со­еди­ни­тель­ные эле­мен­ты — ли­тые ши­но­дер­жа­те­ли с гиб­ки­ми свя­зя­ми. Ши­но­дер­жа­те­ли слу­жат для вос­при­я­тия ме­ха­ни­че­ских уси­лий, воз­ни­ка­ю­щих в уз­лах со­еди­не­ний, гиб­кие свя­зи ис­поль­зу­ют­ся для со­зда­ния на­деж­ных элек­три­че­ских кон­так­тов меж­ду то­ко­ве­ду­щи­ми ча­стя­ми. Ли­тые ши­но­дер­жа­те­ли с гиб­ки­ми свя­зя­ми ис­поль­зу­ют­ся для со­еди­не­ния шин меж­ду со­бой и для при­со­еди­не­ния к обо­ру­до­ва­нию. Для луч­шей адап­та­ции к усло­ви­ям вза­им­но­го рас­по­ло­же­ния со­еди­ня­е­мых шин, кон­крет­ным осо­бен­но­стям кон­струк­ции вы­со­ко­вольт­ных ап­па­ра­тов и др. раз­ра­бо­та­но несколь­ко мо­ди­фи­ка­ций ши­но­дер­жа­те­лей. В рас­пре­де­ли­тель­ных устрой­ствах 220 кВ со­еди­не­ния шин гиб­ки­ми свя­зя­ми вы­пол­ня­ют­ся ме­то­дом об­жим­ки.

Тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки до 110 кВ

На­име­но­ва­ние па­ра­мет­ра 6(10) кВ ОЖК 35 кВ ОЖК 110 кВ
Но­ми­наль­ное на­пря­же­ние, кВ 6 (10) 35 110
Наи­боль­шее ра­бо­чее на­пря­же­ние, кВ 7,2 (12) 40,5 126
Но­ми­наль­ный ток, А до 2500, 3150, 4000 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, 3150, 4000
Вре­мя про­те­ка­ния то­ка тер­ми­че­ской стой­ко­сти, сек. 3
3
Но­ми­наль­ный крат­ковре­мен­ный ток тер­ми­че­ской стой­ко­сти (3 сек.), кА до 50 до 50
Наи­боль­ший ток элек­тро­ди­на­ми­че­ской стой­ко­сти (удар­ное зна­че­ние <0,1 сек), кА до 128 до 128
Мак­си­маль­ный ско­рост­ной на­пор вет­ра, м/с 32 32
До­пу­сти­мая тол­щи­на стен­ки льда, мм 20 20
Ка­те­го­рия раз­ме­ще­ния 1 1,3
Кли­ма­ти­че­ское ис­пол­не­ние и ка­те­го­рия раз­ме­ще­ния по ГОСТ 15 150 У, ХЛ, УХЛ У, ХЛ, УХЛ
Мак­си­маль­ный ско­рост­ной на­пор вет­ра при го­ло­ле­де, м/с 16 16
Сей­смич­ность рай­о­на в бал­лах по шка­ле MSK-64 до 9 до 9

Тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки 220 — 500 кВ

На­име­но­ва­ние па­ра­мет­ра ОЖК 220 кВ ОЖК 330 кВ ОЖК 500 кВ
Но­ми­наль­ное на­пря­же­ние, кВ 220 330 500
Наи­боль­шее ра­бо­чее на­пря­же­ние, кВ 252 363 525
Но­ми­наль­ный ток, А 1000, 1600, 2000, 2500, 3150 1600, 2500, 3150
Вре­мя про­те­ка­ния то­ка тер­ми­че­ской стой­ко­сти, сек. 3 3
Но­ми­наль­ный крат­ковре­мен­ный ток тер­ми­че­ской стой­ко­сти (3 сек.), кА до 50 до 63
Наи­боль­ший ток элек­тро­ди­на­ми­че­ской стой­ко­сти (удар­ное зна­че­ние <0,1 сек), кА до 128 до 160
Мак­си­маль­ный ско­рост­ной на­пор вет­ра, м/с 32 36
До­пу­сти­мая тол­щи­на стен­ки льда, мм 20 25
Ка­те­го­рия раз­ме­ще­ния 1,3 1
Кли­ма­ти­че­ское ис­пол­не­ние и ка­те­го­рия раз­ме­ще­ния по ГОСТ 15 150 У, ХЛ, УХЛ У, ХЛ, УХЛ
Мак­си­маль­ный ско­рост­ной на­пор вет­ра при го­ло­ле­де, м/с 16 16
Сей­смич­ность рай­о­на в бал­лах по шка­ле MSK-64 до 9 до 9
Наши заказчики

© ООО "Т-Энергия", 2016 г.

t-energy.info

Ошиновка жёсткая 110-750 кВ (УХЛ1) – ЗАО «ЗЭТО»

Назначение

Жесткая ошиновка предназначена для выполнения многопролетных сборных шин и электрических соединений между высоковольтными аппаратами в распределительных устройствах.

Жесткая ошиновка высокой заводской готовности по сравнению с гибкой ошиновкой позволяет снизить металлоемкость распределительного устройства на 30–50%, расход железобетона на 10–20%, объем строительно-монтажных работ и трудозатрат до 25% в зависимости от схем электрических соединений ОРУ и конкретных условий района строительства.

Распределительные устройства с жесткой ошиновкой не требуют строительства порталов, располагаются невысоко от земли, удобны для сборки и профилактических осмотров.

Конструкция

Комплекты жесткой ошиновки для открытых распределительных устройств 110, 220, 330, 500 и 750 кВ разработаны ЗАО «ЗЭТО» совместно с институтом «Нижегородскэнергосетьпроект», ЗАО НПО «Техносервис-Электро», НТЦ«ЭДС», ОАО «НТЦ Электроэнергетики».

Всё оборудование аттестовано и рекомендовано к применению на объектах ПАО «ФСК ЕЭС».

Ошиновка представляет собой систему жестких шин. Конструкция каждой фазы сборных шин выполнена из ряда однопролетных шин, опирающихся своими концами на опорные изоляторы.

Для крепления ошиновки предусмотрены опорные изоляционные конструкции на 110, 220, 330, 500 и 750 кВ, выполненные на фарфоровых изоляторах, а также на полимерных (110 кВ). Однопролетные шины внутриячейковых связей закрепляются на контактных выводах высоковольтных аппаратов ОРУ.

Ошиновка сборных шин ОРУ выполнена из прессованных трубчатых шин алюминиевого сплава 1915Т, обладающего высокой прочностью, коррозионной стойкостью и хорошей свариваемостью. Электрическое соединение сборных шин между собой осуществляются токовыми компенсаторами обжимного типа. Присоединение зажимов для опрессовки гибких спусков, ответвлений к сборным шинам предусматривается болтовыми соединениями на месте монтажа.

Конструкция ошиновки обеспечивает надежную работу при динамических нагрузках, возникающих при коротких замыканиях.

С комплектами жесткой ошиновки в компоновках ОРУ используются разъединители пантографного, полупантографного и горизонтально-поворотного типа серий РПВ, РПГ и РГ. Взаимное расположение оборудования и строительных конструкций ОРУ учитывает возможность расширения ОРУ как в пределах первоначально принятой схемы, так и при переходе к более сложной схеме,

В комплект поставки входят: трубчатые шины, опорные изоляторы, токовые компенсаторы, шинодержатели, держатели для внутриячейковых связей, зажимы для присоединения гибких спусков. Дополнительно по заказу поставляются металлоконструкции под опорную изоляцию.

Технические характеристики

Номинальное напряжение (линейное), кВ 110 220 330 500 750
Наибольшее рабочее напряжение, кВ  126  252  363  525  787
Номинальный ток ошиновки и компенсаторов токовых, А  2000 2000 3150 3150 3150

Максимально допустимый ток одного провода, гибкого спуска, А*

для провода АС-120/19

для провода АС-150/24

для провода АС-185/29

для провода АС-240/32

для провода АС-300/39

для провода АС-400/51 (АС–400/64)

для провода АС-500/26 (АС–500/127,АС–500/64)

 

 

390

450

510

610

710

825 (860)

960(960,945)

 

 

 

 

 

 

 

825 (860)

960(960,945)

 

 

 

 

 

 

 

825 (860)

960(960,945)

 

 

 

 

 

 

 

825 (860)

960(960,945)

 

 

 

 

710

Номинальный кратковременный выдерживаемый ток (ток термической стойкости), кА 

40

50

63

63

63

Наибольший пик номинального кратковременного выдерживаемого ошиновкой тока (ток электродинамической стойкости), кА

102

125

160

160

160 
Время протекания тока термической стойкости, с:  3 3  3
Примечание:  *Суммарный ток в гибких спусках не должен превышать:
   - для 110, 220 кВ - 2000 А;
   - для 330, 500,750 кВ - 3150 А.

 

www.zeto.ru

Жесткая ошиновка: особенности применения | Японский народный театр "Theatre"

Строительство

добавлена: 13 Мар 2017

iДля создания электросоединений между высоковольтными аппаратами распределительных устройств (открытого и закрытого типов) применяется жёсткая ошиновка. Она может использоваться параллельно с гибким аналогом, к примеру, по типу сочетания жёстких сборных шин с эластичными внутриячейковыми связями. Для стандартных типовых схем распределительных устройств также может использоваться ЖОС жесткая ошиновка при номинальных токах от шестисот тридцати до четырёх тысяч ампер.

Необходимость применения

Ввиду множества преимуществ и разработки новых конструкционных материалов ошиновка получила широкое распространение. Готовая система представляет собой набор из выполненных на основе алюминиевого сплава шин трубчатого сечения, держателей, контактных связей. Подбор требуемого диаметра осуществляется с учетом величины токовой нагрузки. Для лучшей адаптации к условиям взаиморасположения соединяемых шин существуют разные модификации держателей, что важно учитывать при выборе этих элементов. Также необходимо знать, что в распределительных устройствах 220 кВ стыковка шин гибкими связями производится методом обжимки.

Используемая для подведения и фиксации провода шинная опора ШОП, обязательно должна иметь укрепляющую арматуру. Как правило, она выполняется из полимеров, которые не реагируют на влияние электродуги. Предназначаются шинные опоры для различных классов напряжения и могут эксплуатироваться более шести лет. К расположенному на верхнем фланце зажиму может подводиться один или два провода одновременно.

Читайте также

www.jtheatre.info

Жесткая ошиновка

Изобретение относится к электротехнике, в частности к основным элементам электротехнического оборудования, и служит для передачи электрической энергии и выполнения электрического соединения высоковольтных аппаратов. Жесткая ошиновка распределительных устройств включает систему жестких шин, съемные литые шинодержатели (3) и контактные гибкие связи (7), обеспечивающие контакт между шинами в местах установки шинодержателей, токоведущие части выполнены в виде ферменных конструкций, при этом секция пролета токоведущей ферменной конструкции включает, по меньшей мере, два продольных стержня (1), смонтированных параллельно друг другу между поперечными металлическими пластинами (2). Технический результат изобретения заключается в улучшении эксплуатационных характеристик жесткой ошиновки распределительных устройств классов напряжения свыше 1000 В. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к основным элементам электротехнического оборудования, и служит для передачи электрической энергии и выполнения электрического соединения высоковольтных аппаратов на территории электрических станций и подстанций, открытых и закрытых распределительных устройств классов напряжения свыше 1000 В, а также передачи электрической энергии на территории промышленных предприятий, использующих в технологических процессах электрические токи большой величины (например, процессы электролиза, плавления руд и металлов в индукционных печах, и др.).

Из уровня техники известны следующие решения.

Известна ошиновка жесткая, содержащая вертикальные и горизонтальные шины, узлы крепления каждой из вертикальных шин к соответствующей горизонтальной шине, при этом каждый узел крепления включает шинодержатель, узлы крепления горизонтальных и вертикальных шин к высоковольтному оборудованию, и токоведущие связи, при этом каждая из шин охвачена снаружи прижимом, в котором выполнены, отверстия, в которых размещены резьбовые крепежные элементы. Шинодержатель выполнен из двух частей, одна из которых - горизонтальная - размещена под горизонтальной шиной, а вторая - вертикальная - размещена на торце вертикальной шины, при этом горизонтальная часть оперта на вертикальную (патент РФ №156983, опубликован 20.11.2015).

Также известна жесткая ошиновка распределительного устройства на 500 кВ, выполненная из алюминиевых труб как на верхнем ярусе устройства для связи между ячейками устройства, так и на нижнем ярусе для связи оборудования, установленного внутри ячейки, верхний и нижний ярус ошиновки связаны посредством гибких токопроводов, внутри труб ошиновки проложен демпферный трос, закрывающий концы труб ошиновки, трубы ошиновки выполнены из сплава группы Al-Mg-Si диаметром не более 250 мм, толщина стенки трубы - не более 8 мм; длина пролета жесткой ошиновки соответствует шагу ячейки, при этом шаг ячейки составляет не более 18 м; оба конца трубы ошиновки установлены подвижно на опорных изоляторах с возможностью их продольного перемещения относительно торцевых поверхностей опорных изоляторов (патент РФ №2310260, опубликован 10.11.2007).

Наиболее близким аналогом патентуемого решения является жесткая ошиновка открытого распределительного устройства, конструкция которой включает систему жестких шин трубчатого сечения, изготовленных из алюминиевого сплава. Также модуль жесткой ошиновки включает шинодержатели и контактные связи. Для жесткой ошиновки используются съемные литые шинодержатели и съемные гибкие контактные связи. Электрический контакт между шинами в местах установки шинодержателей обеспечивается гибкими связями. В состав каждой гибкой связи входят хомуты с приваренными к ним кабельными гильзами, в которые при изготовлении запрессовывается алюминиевый провод (Технический каталог №2. Жесткая ошиновка 35, 110, 220 кВ. ЗАО ЭлТерра, 2006 г., с.7-10).

Недостаток наиболее близкого аналога заключается в необходимости использования шин большого поперечного размера (диаметра для труб круглого сечения) для передачи тока большой величины. Такое конструкторское решение имеет следующие недостатки: большую массу шин, недостаточную жесткость шин, низкую частоту поперечных колебаний, попадающую в полосу частот сейсмических колебаний, возбуждение поперечных колебаний шин при наличии ветра, большие механические напряжения в материале шин (а также сварных швах) и, как следствие, раннее усталостное разрушение шин.

Техническая проблема, решаемая при разработке предлагаемого устройства, заключается в необходимости разработки конструкции токоведущих частей жесткой ошиновки с повышенными эксплуатационными характеристиками, по сравнению с уже использующимися конструкциями в открытых распределительных устройствах для больших мощностей.

Задача решается выполнением токоведущих частей в виде ферменных конструкций.

Технический результат патентуемого решения заключается в улучшении эксплуатационных характеристик жесткой ошиновки распределительных устройств классов напряжения свыше 1000 В, в том числе увеличение жесткости конструкции, что позволяет выполнить токоведущие части большей длины и повышает стойкость токоведущих частей к климатическим (ветер и гололед) и сейсмическим нагрузкам, а также увеличение электродинамической и термической стойкости токоведущих частей (шин) при воздействии токов короткого замыкания.

Указанный технический результат обеспечивается за счет конструкции жесткой ошиновки распределительных устройств, включающей систему жестких шин, съемные литые шинодержатели и контактные гибкие связи, обеспечивающие контакт между шинами в местах установки шинодержателей, токоведущие части выполнены в виде ферменных конструкций, при этом секция пролета токоведущей ферменной конструкции включает, по меньшей мере, два продольных стержня, смонтированных параллельно друг другу между поперечными металлическими пластинами.

Применение в качестве токоведущих частей жестких шин ферменной конструкции позволяет:

- увеличить передаваемую мощность (номинальный ток) за счет снижения поверхностного эффекта;

- увеличить жесткость конструкции за счет ферменной конструкции шин, имеющей бóльшие моменты инерции и сопротивления сечения, что позволяет выполнить токоведущие части большей длины, а также увеличивает стойкость токоведущих частей к климатическим (ветер и гололед) и сейсмическим нагрузкам.

- увеличить электродинамическую и термическую стойкость токоведущих частей (шин) при воздействии токов короткого замыкания за счет ферменной конструкции шин, имеющей бóльшие моменты инерции и сопротивления сечения, по сравнению с выполнением шины в виде одной трубы большого диаметра;

- сократить максимальные механические напряжения в материале токоведущих частей (шин) за счет ферменной конструкции шин, имеющей бóльшие моменты инерции и сопротивления сечения, и тем самым увеличить надежность и срок службы токоведущих частей (шин).

Жесткая ошиновка ферменной конструкции может быть выполнена из стандартного проката (трубы, уголки, полосы, прутки и пр. прокат). Материал - алюминий и его сплавы, медь и ее сплавы. Взаимное расположение, форма и наличие продольных, поперечных и диагональных элементов фермы (стойки, балки, пояса, ригели, раскосы) может варьироваться и определяется техническими требованиями к токоведущим частям (шинам).

Далее решение поясняется ссылками на фигуры, на которых приведено следующее.

Фиг. 1 - варианты выполнения пролета токоведущей ферменной конструкции.

Фиг. 2 - общий вид участка жесткой ошиновки.

Фиг. 3 - общий вид участка открытого распределительного устройства с жесткой ошиновкой.

Фиг. 4 - узел соединения пролетов жесткой ошиновки и изолятора.

Предлагаемое устройство представляет собой систему жестких шин, выполненных в виде ферменных конструкций. Пролет фермы содержит несколько секций (1- до 10 секций в каждой (из трех) фазе). Каждая секция пролета включает по меньшей мере два продольных стержня 1, смонтированных параллельно друг другу между поперечными металлическими пластинами 2. Поперечные пластины 2 размещены параллельно. На фиг. 1 показаны варианты выполнения ферменной конструкции с двумя, тремя, четырьмя и шестью стержнями. Вариантов может быть больше в зависимости от требуемых характеристик системы

Система жестких шин монтируется на опорных изоляторах 5.

Также модуль жесткой ошиновки включает шинодержатели 3 и контактные связи 7. Для жесткой ошиновки используются съемные литые шинодержатели и съемные гибкие контактные связи. Электрический контакт между шинами в местах установки шинодержателей обеспечивается гибкими связями. В состав каждой гибкой связи входят хомуты с приваренными к ним кабельными гильзами, в которые при изготовлении запрессовывается алюминиевый провод.

В местах соединения пролетов токоведущих шин и опор 5 используются противокоронные кольца (экраны) 4 и 6.

1. Жесткая ошиновка распределительных устройств, характеризующаяся тем, что включает систему жестких шин, съемные литые шинодержатели и контактные связи, обеспечивающие контакт между шинами в местах установки шинодержателей, токоведущие части ошиновки выполнены в виде ферменных конструкций, при этом секция пролета токоведущей ферменной конструкции включает по меньшей мере два продольных стержня, смонтированных параллельно друг другу между поперечными металлическими пластинами.

2. Жесткая ошиновка по п. 1, характеризующаяся тем, что токоведущие части ошиновки выполнены из металлического проката.

3. Жесткая ошиновка по п. 1, характеризующаяся тем, что токоведущие части ошиновки выполнены из алюминиевого сплава.

4. Жесткая ошиновка по п. 1, характеризующаяся тем, что токоведущие части ошиновки выполнены из медного сплава.

www.findpatent.ru

Жесткая ошиновка

жо 3.jpgЖесткая ошиновка предназначена для передачи и распределения электрической энергии между высоковольтными аппаратами в составе как открытых, так и закрытых распределительных устройств БМКТП. Жесткая ошиновка изготавливается согласно техническим условиям ТУ-3414-001-63936412-2012 «Комплект жесткой ошиновки на токовые перемычки по 4 и 5 схемам на класс напряжения 35, 110, 220 кВ».

Жесткая ошиновка позволяет создать более компактные и экономичные компоновки ОРУ.

Жесткие шины, по сравнению с гибкими, имеют незначительный прогиб, что позволяет сократить высоты поддерживающих конструкций, расстояния между проводниками, а также между фазами и заземленными частями могут приниматься минимальными по условиям изоляционных габаритов.

Таким образом, ОРУ с жесткой ошиновкой занимают меньшую площадь, чем с гибкой, что позволяет сократить длину контрольных и силовых кабелей, дорог, объема планировочных земляных работ, расходы на молниезащиту, в ряде случаев на заземляющие устройства и т.п.

Комплект жесткой ошиновки схема 110-4Н

ЖО 1.jpg

Шинный мост 220 кВ

ЖО 2.jpg

Пример обозначения комплекта жесткой ошиновки:

жо.jpg

КЖО - 110/1000 - УХЛ1 КЖО — комплект жесткой ошиновки; 110 — номинальное напряжение 110 кВ;  1000 — номинальный ток 1000 А;  УХЛ1 — климатическое исполнение УХЛ, категория размещения 1.

КОНСТРУКЦИЯ ЖЕСТКОЙ ОШИНОВКИ

Шины трубчатого и плоского сечения из алюминиевого сплава 1915Т (или зарубежный аналог), который при хорошей электрической проводимости обладает высокой прочностью; узлы крепления шин, которые выполнены в виде стальных скоб круглого сечения, расположены на опорной пластине.

Узлы крепления позволяют выполнять фиксированное крепление шины, либо свободное, обеспечивающее возможность продольного перемещения шины при возникновении температурных деформаций.

Шины между собой соединены алюминиевыми проводами, обжатыми в алюминиевых гильзах, что обеспечивает надежный электрический контакт.

Жесткая ошиновка не требует сварки на объекте, что исключает возможность отжига металла и снижение надежности соединительных узлов.

Предприятием производятся комплекты жесткой ошиновки для открытых и закрытых распредустройств как с типовыми, так и с нетиповыми схемами и компоновками.

Маркировка фаз выполняется маркировочными кольцами.

Маркировочные кольца обладают широким диапазоном рабочих температур, влагостойкостью, длительным сроком службы при сохранении цветовых свойств и универсальностью (маркировка возможна на любом участке шины любой протяженности по желанию заказчика).

Также по требованию заказчика возможен вариант сплошной покраски жесткой ошиновки.

Данное цветовое обозначение соответствует требованиям ПУЭ. 

gkmkt.ru

Жесткая ошиновка 110-750 кВ

Назначение

Жесткая ошиновка предназначена для выполнения многопролетных сборных шин и электрических соединений между высоковольтными аппаратами в распределительных устройствах.

Жесткая ошиновка высокой заводской готовности по сравнению с гибкой ошиновкой позволяет снизить металлоемкость распределительного устройства на 30–50%, расход железобетона на 10–20%, объем строительно-монтажных работ и трудозатрат до 25% в зависимости от схем электрических соединений ОРУ и конкретных условий района строительства.

Распределительные устройства с жесткой ошиновкой не требуют строительства порталов, располагаются невысоко от земли, удобны для сборки и профилактических осмотров.

Конструкция

Комплекты жесткой ошиновки для открытых распределительных устройств 110, 220, 330, 500 и 750 кВ разработаны ЗАО «ЗЭТО» совместно с институтом «Нижегородскэнергосетьпроект», ЗАО НПО «Техносервис-Электро», НТЦ«ЭДС», ОАО «НТЦ Электроэнергетики».

Всё оборудование аттестовано и рекомендовано к применению на объектах ОАО «ФСК ЕЭС».

Ошиновка представляет собой систему жестких шин. Конструкция каждой фазы сборных шин выполнена из ряда однопролетных шин, опирающихся своими концами на опорные изоляторы.

Для крепления ошиновки предусмотрены опорные изоляционные конструкции на 110, 220, 330, 500 и 750 кВ, выполненные на фарфоровых изоляторах, а также на полимерных (110 кВ). Однопролетные шины внутриячейковых связей закрепляются на контактных выводах высоковольтных аппаратов ОРУ.

Ошиновка сборных шин ОРУ выполнена из прессованных трубчатых шин алюминиевого сплава 1915Т, обладающего высокой прочностью, коррозионной стойкостью и хорошей свариваемостью. Электрическое соединение сборных шин между собой осуществляются токовыми компенсаторами обжимного типа. Присоединение зажимов для опрессовки гибких спусков, ответвлений к сборным шинам предусматривается болтовыми соединениями на месте монтажа.

Конструкция ошиновки обеспечивает надежную работу при динамических нагрузках, возникающих при коротких замыканиях.

С комплектами жесткой ошиновки в компоновках ОРУ используются разъединители пантографного, полупантографного и горизонтально-поворотного типа серий РПВ, РПГ и РГ. Взаимное расположение оборудования и строительных конструкций ОРУ учитывает возможность расширения ОРУ как в пределах первоначально принятой схемы, так и при переходе к более сложной схеме,

В комплект поставки входят: трубчатые шины, опорные изоляторы, токовые компенсаторы, шинодержатели, держатели для внутриячейковых связей, зажимы для присоединения гибких спусков. Дополнительно по заказу поставляются металлоконструкции под опорную изоляцию.

www.zaokurs.ru

Интервью. Жесткая ошиновка — выбор развитых стран

Жесткая ошиновка — выбор развитых стран

24.10.2012

Почему в Евросоюзе и США вопрос выбора между жесткой и гибкой ошиновкой для ОРУ почти всегда решается в пользу жесткой ошиновки? Что до недавнего времени препятствовало ее массовому распространению в нашей стране? Отвечает Анисим Долин, генеральный директор ООО НТЦ «ЭДС» (г. Москва), к.т.н.

— От каких факторов, по вашему опыту, зависит выбор типа применяемой ошиновки — гибкая или жесткая — в распределительных устройствах (РУ) напряжением 110-500 кВ?

— Жесткая ошиновка может применяться в распределительных устройствах всех напряжений. Выбор вида ошиновки зависит от технико-экономических факторов, причем необходимо учитывать ряд параметров электроустановки (напряжение, рабочий ток, ток КЗ, требования к конструкциям ОРУ, климатические условия и т.д.) Для ОРУ и ЗРУ высокого напряжения, как правило, жесткая ошиновка оказывается более экономичным решением. В некоторых случаях оправданы сочетания гибких и жестких проводников.

В большинстве зарубежных стран (в Евросоюзе, включая страны Балтии, США, Бразилии и др.) вопрос выбора между ОРУ с гибкими или жесткими шинами почти всегда решается в пользу жесткой ошиновки. Чаще рассматривается альтернатива между ОРУ с жесткой ошиновкой или КРУЭ, которая решается с учетом площадей, эстетических соображений и технико-экономических показателей. В этом «споре» гибкая ошиновка явно уступает этим решениям.

В нашей стране решение в пользу тех или иных РУ чаще носят исторический или конъюктурный характер. Гибкая ошиновка применяется «испокон веков», есть наработанные полвека назад типовые проекты, здесь почти невозможно творить и создавать что-то оригинальное. Вот и решение задачи.

Или наоборот. Принимается решение строить только КРУЭ. Тоже однозначное решение задачи. И там где нужно и оправдано, и там где ни технически, ни экономически не обосновано. Такие примеры, к сожалению, есть.

 

— Какие преимущества, на Ваш взгляд, дает использование жесткой ошиновки в ОРУ и ЗРУ 110-500 кВ?

— Применение жесткой ошиновки позволяет повысить технико-экономические показатели ОРУ. Если сравнить типовые проекты ОРУ 110 кВ института «Энергосетьпроект» с жесткой и гибкой ошиновкой, мы увидим, что с применением жесткой ошиновки занимаемая ОРУ площадь сократится на 18 %, масса металлоконструкций — на 55 %, объем сборного железобетона — на 10 %. Стоимость оборудования вырастет на 17 %, зато стоимость строительно-монтажных работ сократится на 26 %, трудозатраты — на 15 %. При этом с ростом номинального напряжения эти преимущества оказываются еще более выраженными.

К другим достоинствам жесткой ошиновки стоит отнести ее низкое расположение, снижение трудоемкости монтажных работ, возможность создания комплектных ПС и сокращение сроков сооружения ОРУ. На Западе особо подчеркивается эстетичность ОРУ с жесткой ошиновкой по сравнению с гибкой. Но здесь немало зависит от заводов-изготовителей ошиновки, монтажников и строителей. К сожалению, в РФ иногда возникают проблемы, связанные с нарушением требований к жесткой ошиновке и технологии сооружения РУ.

 

— Какие сложности и ограничения связаны с применением жесткой ошиновки (при проектировании, монтаже, эксплуатации)? Как их можно решить?

— Проблемы связаны с отсутствием (а точнее потерей) опыта проектирования, монтажа и строительства. Но опыт накапливается, и эта проблема больше психологическая. «Прохладно» к жестким шинам ОРУ в ряде случаев относятся и эксплуатационники, но и здесь скорее психологическая проблема.

Есть реальные сложности в строительной части, в частности, достаточно жесткие требования к фундаментам, отклонениям от проектных значений, к просадкам и наклонам стоек и т.п. Но эти требования успешно решаются за рубежом. У нас в стране также накоплен положительный опыт преодоления этих сложностей.

Следует отметить, что многие возникавшие совсем недавно проблемы с внедрением жесткой ошиновки сегодня успешно решены. Так в ОАО «ФСК ЕЭС» приняты все необходимые стандарты для проектирования, расчета и испытаний этих конструкций. Ведется работа по созданию типовых проектов. Ведущие заводы-производители — КТП-Урал (ЗАО ГК «ЭнТерра»), ЗАО «ЗЭТО» и другие предлагают не только ошиновку, но и готовые конструктивные решения ОРУ практически для всех схем электрических соединений.

Одно из ограничений в применении жесткой ошиновки было связано с ее подверженностью ветровым резонансным колебаниям. Особенно остро вопрос стоял для длиннопролетных шин ОРУ 330 кВ и выше, где традиционные демпфирующие устройства, применяемые на 110-220 кВ, оказались неэффективными. Однако сейчас НТЦ «ЭДС» разработаны и внедрены динамические гасители вибраций, которые, как показали расчеты и испытания, успешно подавляют ветровые резонансные колебания шин 330-750 кВ, а кроме того обеспечивают повышение ветровой и электродинамической стойкости конструкций.

Один из серьезных сдерживающих факторов применения жесткой ошиновки в России — ограниченное использование современных литых узлов обжимного типа: шинодержателей, присоединений жестких шин к аппаратам, а также жестких и гибких ответвлений и т.п. Только такие узлы используются сегодня за рубежом. У нас на одно ОРУ с подобными узлами приходится около сотни ОРУ с узлами, разработанными еще в 60-70 годах ХХ века.

Количество типоразмеров современных узлов, выпускаемых в России, составляет (по оптимистическим оценкам) несколько десятков (реально единицы). Отсюда «корявые» конструктивные решения, сложности монтажа и ремонта, и, как следствие, справедливые нарекания эксплуатационников. Но и здесь наметилось быстрое решение — кооперация с зарубежными производителями таких узлов, например, с фирмой «Arruti Subestaciones, S.A.» (Испания), «BC-ZIKS HARD» (Сербия) и др. При широком применении современных шинодержателей и других узлов, их производство станет рентабельным и в России.

 

Записала Екатерина Зубкова

Материал публикуется в рамках виртуального «круглого стола» EnergyLand.info, посвященного специфике применения жесткой ошиновки. Мнения других участников обсуждения читайте в рубриках «Экспертное мнение» и «Гость на Главной».

(С) Медиапортал сообщества ТЭК www.EnergyLand.info Копирование возможно только для платных подписчиковКража контента приведет к пессимизации вашего MFA-сайта

 

Факты из архива:

www.energyland.info


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта