Eng Ru
Отправить письмо

Законодательный акт: определение, особенности и виды. Законодательные акты


Что такое законодательный акт?

В каждой стране, вне зависимости от ее размеров, имеется множество законов. Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается по особому порядку. Принимать их может лишь высший государственный орган, чаще всего называющийся парламентом. Однако бывают случаи, когда принятие какого-либо законодательного акта выносится на всеобщее рассмотрение - референдум. В таком случае принимать его или нет, будет решать народ. К тому же данные акты являются наиболее сильными в юридическом плане документами, предназначение которых - это урегулирование самых важных спорных отношений в социуме.

Признаки

Как и у любого другого документа, у законодательного акта есть свои признаки, по которым его можно отличить от других.

  • Первый признак, как уже говорилось ранее, - это то, что утвердить такой документ может лишь парламент или же всенародный референдум.
  • Второй признак такого акта - это то, что его содержание является чаще всего только нормативным.
  • Процесс принятия таких документов имеет особый порядок.
  • Последний признак законодательного акта - это то, что он всегда выполняется в письменной форме, а также в его содержании есть первичные нормы права, которые призваны решать конфликты в общественной и государственной жизни.

законодательный акт

Также стоит подробнее остановиться на том, что такой документ имеет высшую юридическую силу.

  • Во-первых, высшая юридическая сила проявляется в том, что принять или отменить его может лишь парламент или всеобщий референдум, то есть народ всей страны.
  • Во-вторых, другие нормативно-правовые акты должны писаться с оглядкой на уже существующий закон.
  • В-третьих, если возникает конфликт между законом и подзаконом, то есть нормативным актом, то в первую очередь действуют нормы закона.

законодательные акты российской федерации

Система

Законодательные акты Российской Федерации, как, впрочем, и акты других стран, чаще всего объединяются в систему законодательств. Характерное отличие системы заключается в том, что в ней собраны все нормативно-правовые акты, которые обладают единением и согласованностью. То есть они призваны решить один и тот же вопрос, но каждый из законов дополняет или уточняет другой. Кроме этого, систематизация законодательства помогает классифицировать правовой материал, что повышает удобство его использования в нужный момент.

Также стоит отметить, что к законодательным актам Российской Федерации относят всю совокупность правовых актов. Данная система также призвана разделить их на классы по области действия, а также по силе с юридической точки зрения. К примеру, в первую группу таких документов входят гражданское, семейное и трудовое право.

внесение изменений в законодательные акты

Система федерального уровня

Так как государство РФ является федеративным, то у него есть и федеральная система законодательства. В эту систему можно включить такие документы, как Конституция, международные договора, в которых участвует РФ, а также правовые акты (законы). Законодательные акты далее могут быть и у каждого отдельного субъекта, входящего в состав РФ. Кроме этих актов они могут издавать свои собственные Конституции, а также нормативные и правовые акты. В полную систему законодательства Российской федерации входят все нормативные акты федерального уровня.

законы законодательные акты

Упорядочивание

Важно отметить, что упорядочивание законодательных актов носит объективный характер. Кроме того, если говорить о системе законодательства, то чаще всего ее содержание определяется материальным, а также социальным положением общества. Из этого следует, что государство издает какие-либо правовые акты, исходя из того, какие именно задачи необходимо решить, чтобы улучшить жизнь социального общества. И такое происходит на каждом этапе исторического развития страны. Также стоит отметить, что система законодательства призвана не только упорядочить законодательные акты РФ, но и создать органичную систему законов. Если рассматривать Россию, то основным направлением развития законодательной системы является издание нормативных актов.

отдельные законодательные акты Российской Федерации

Важно также понимать, что нормативно-правовые акты являются базой всей законодательной системы. Законодательные и нормативные акты, систематизированные и собранные в систему законодательства, - это результат успешной и качественной работы правового органа страны.

Классификация

Существует разделение законов на несколько видов. Данное разделение осуществляется исходя из значимости содержания самого документа. По этому признаку отличают конституционные и обыкновенные законы.

К первой группе, то есть к конституционным, относят отдельные законодательные акты Российской Федерации, при помощи которых возможно внесение изменений в саму Конституцию, а также документы, приводящие в действие тот же закон. Кроме того, к этому классу принадлежит и сама Конституция.

федеральные законодательные акты

Отличить данные законы от других можно по характеру их принятия, а также по их содержанию. Конституция любой страны - это документ, обладающий не только высшей юридической силой, но это также и политический, и в какой-то мере идеологический акт.

Если говорить об обыкновенных законах, то их можно условно разделить на две группы: накодифицированные и текущие. К первой группе принадлежат системы законодательно-нормативных актов, которые принимаются для урегулирования целой области общественных правил. Все же остальные законы считаются текущими.

Федеральный закон

Федеральный закон - это также нормативно-правовой акт, однако его отличие состоит в том, что его изданием и разработкой занимается федеральный орган власти. Федеральные законодательные акты призваны регулировать важнейшие экономические, общественные и политические стороны жизни общества. Если говорить о юридической силе таких законов, то они стоят сразу же после Конституции. Другими словами, это второй по своей юридической силе акт в государстве. Именно такая приставка, как "федеральный", говорит о том, что закон обязателен к исполнению во всех субъектах страны. Если в каком-либо из случаев столкнутся федеральный закон и закон, принятый субъектом Российской Федерации, то у федерального больше юридической силы и следовать стоит именно ему. К исключениям относятся лишь те случаи, которые описаны в Конституции РФ в части 6 статьи 76.

законодательно нормативные акты

Если говорить о порядке принятия федерального закона, то он регламентируется Конституцией Российской Федерации, а само действие называется законодательным процессом. Закон вступает в силу только после того, как он вносится на рассмотрение в обе палаты, то есть в Государственную Думу и в Совет Федерации, принимается этими органами и подписывается, а после обнародуется лично президентом Российской Федерации.

Внесение изменений

Естественно, за длительное время существования акта может понадобиться его повторное рассмотрение и внесение изменений. Внесением изменений в законодательные акты считается:

  • Процесс замены слов или же цифр.
  • Процесс удаления слов, цифр или же целых предложений.
  • Процесс удаления структурной единицы, которая так и не вступила в силу из-за того, что законодательный акт также не был принят.
  • Процесс редактирования или создания новой структурной единицы законодательного документа.
  • Процесс дополнения данной единицы новыми частями.
  • Приостановка действия законодательного акта в целом или же его структурной единицы.
  • Продление срока действия документа или его единицы.

Виды законов

Кроме общей классификации законов, которая включается в себя лишь конституционные и обыкновенные, есть еще несколько видов.

Существуют чрезвычайные законы, которые принимаются правительством в случае возникновения такой необходимости, то есть в чрезвычайной ситуации.

Также существуют обеспечительные или оперативные законы. К этой категории относят документы, при помощи которых в действие можно ввести какой-либо другой закон. Также с их помощью можно ратифицировать какие-либо международные договора. Предназначение таких актов не в том, чтобы создавать новые нормы, а в том, чтобы оперативно подтверждать уже имеющиеся.

fb.ru

Законодательный акт - это... Что такое Законодательный акт?

Правовой акт — это акт, документ, несущий в себе указания, обязательства юридического характера.

Виды

Нормативно-правовые акты

Нормативный правовой акт (нормативный акт) — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

В России установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Федеральные конституционные законы,
  • Федеральные законы,
  • Нормативно-правовые акты министерств и федеральных агентств.
Законодательный акт

Разновидность нормативно-правового акта. Принимается представительными органами государства — парламентом, представительными органами административно-территориальных образований и т. п. либо на референдуме: кодекс, закон, статут и т. д. В Российской Федерации к законодательным актам относятся: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Индивидуально-правовой акт

Устанавливает, изменяет или отменяет конкретные права и обязанности определённого в акте круга лиц (пример: приказ о приёме на работу).

Акты применения права

Правоприменительный акт - правовой акт, выражающий официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определённой форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

В отличие от нормативных правовых актов:

  • его действие распространяется на конкретный случай: регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам и имеет индивидуальное значение;
  • реализует общие предписания нормативного акта, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным субъектам права.

Структура

Структурная единица — логический элемент правового акта, объединяющий сходные в той или иной степени нормы права.

Официально установленных требований по вопросу структурирования нормативных актов не существует. Согласно сложившейся практике, основной структурной единицей нормативно-правовых актов является статья, индивидуальных правовых актов — пункт. Статьи (пункты) при необходимости группируются в более и (или) делятся на менее крупные элементы.

Виды (согласно наиболее часто встречающейся иерархии): часть, раздел, подраздел, глава, параграф, статья, часть статьи[1], пункт, подпункт.

Для идентификации участка текста также иногда прибегают к указанию на абзац, являющийся, строго говоря, структурной единицей документа, а не правового акта.

Примечания

  1. ↑ Элементы статей Гражданского кодекса РФ принято именовать пунктами, а не частями статьи.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

определение, особенности и виды :: SYL.ru

Термин "законодательный акт" в отечественном правотворчестве раскрывается недостаточно полно. Между тем, правильное его понимание имеет большое практическое значение.

Общие сведения

Как известно, понятие законодательства рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В первом случае речь о собрании правовых документов, утвержденных уполномоченным органом. В широком смысле под этим термином следует понимать совокупность разнообразных подзаконных и законодательных актов. Наиболее распространена первая трактовка.

Основные признаки

Законодательные акты Российской Федерации создаются уполномоченными органами, обладающими правотворческой инициативой. Решения, которые они принимают по тем или иным вопросам, выражают государственную волю. Это обуславливает обязательность, авторитарность, официальность документов. Из признаков, которыми они обладают, в первую очередь необходимо отметить правотворческий характер. Отдельные законодательные акты устанавливают, отменяют, корректируют те или иные нормы. Эти документы являются хранителями установленных моделей поведения в государстве и обществе. Стоит сказать, что внесение изменений в законодательные акты, равно как и их отмена или принятие, осуществляются по определенным правилам. Издание тех или иных документов должно производиться исключительно уполномоченными на это органами. В противном случае по одному вопросу в государстве может существовать несколько решений, в том числе и противоречащих друг другу.

Особенности оформления

Законодательный акт – это документ. В нем должны присутствовать обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Вид документа.
  2. Наименование. Как правило, в названии дается краткая характеристика документа. К примеру "О внесении изменений в отдельные законодательные акты".
  3. Дата.
  4. Место утверждения.
  5. Структура, принявшая законодательный акт.
  6. Номер.

Письменная форма обеспечивает единообразное понимание предписаний. Это очень важно, поскольку несоблюдение требований норм влечет ответственность.

Дополнительно

Каждый законодательный акт должен согласовываться с положениями Конституции. Кроме этого, его нормы не должны противоречить документам, имеющим в сравнении с ним большую силу. Любой законодательный акт должен быть обнародован. Нормативные положения публикуются в официальных изданиях, доступных для организаций и граждан. Только после обнародования государство вправе требовать исполнения предписаний, которые содержит законодательный акт.

Качество изложения

Для того чтобы акты обладали надлежащей регулирующей силой, они должны отражать объективную действительность. Это требование, по большому счету, обладает общим характером. Стоит отметить, что хоть и уполномоченные органы обладают определенной свободой в принятии тех или иных документов, она далеко не безгранична. Если утвержденные акты не будут соответствовать объективной реальности, присутствующие в них положения нельзя будет эффективно применить на практике. При наличии острого противоречия принятие таких документов может спровоцировать внутригосударственные конфликты. Любые, в том числе и очень перспективные мысли, не могут быть реализованы, если общество к ним не готово. Примером можно считать включение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие выборы в Госдуму. В 2005 г. была введена пропорциональная система голосования. Предполагалось представительство в парламенте в отсутствии сбалансированной и развитой партийной системы.

Структурность

Законодательные акты не должны представлять собой беспорядочный набор положений. Обычно, в документе присутствует вводная часть. Она именуется преамбулой. В ряде случаев в ней дается описание общественно-политической обстановки, сложившейся на момент утверждения акта. В обязательном порядке излагается (кратко) цель и задача документа. К примеру, он может быть принят, чтобы откорректировать некоторые международные соглашения Федерации и отдельные законодательные акты, утвержденные для их исполнения.

Схема построения

Первые статьи документа могут раскрывать терминологию, которая используется в нем. После этого формирование акта может осуществляться так:

  1. Субъекты отношений. К примеру, контролирующие органы и налогоплательщики.
  2. Объекты.
  3. Обязанности и права. Например, каждый субъект должен отчислять налоги, контрольные органы имеют возможность проверить точность расчета и так далее.
  4. Льготы и поощрительные меры. К примеру, НК устанавливает возможность освободить образовательные заведения от уплаты ЕСН.
  5. Санкции. Например, за уклонение от отчисления налогов полагается штраф величиной в 20% от недоимки.

Нюансы

Указанный выше порядок компоновки применяется обычно в некодифицированных актах. Они принимаются в сравнительно "молодых" юридических отраслях. Что касается давно существующих правовых сфер, то в них ключевыми документами выступают кодексы. Например, гражданские правоотношения регламентирует ГК, уголовное судопроизводство – УПК. Стоит сказать, что уполномоченные органы не только принимают правовые документы, но и следят за их соответствием современным реалиям. Чтобы нормативные положения сохраняли свою актуальность, при необходимости включаются изменения в отдельные законодательные акты. Так, например, относительно недавно корректировке подвергся УК. Некоторые деяния были декриминализированы, отдельные пункты ряда статей утратили силу.

Доступность для понимания

Законодательные акты утверждаются для неограниченного круга субъектов. Они направлены на установление правил, моделей поведения тех или иных лиц. В этой связи акты должны быть доступны для понимания рядовыми гражданами. Органы, принимающие документы, должны ориентироваться не на высокоинтеллектуальную часть населения, а на простых граждан. Содержание актов необходимо излагать ясным языком. Вместе с тем не допускаются просторечия. Документ должен отличаться строгостью изложения, официальностью, соответствовать законам логики, не быть излишне абстрактным, но и не детализировать мелочи.

Классификация

Федеральные законы разделяются по уровню своей значимости на:

  1. Конституционные. Они регламентируют вопросы, касающиеся общественной жизни. К примеру, ФЗ "О судебной системе в РФ". Вопросы, которые регламентируются такими актами, в общих чертах регулируются самой Конституцией. Однако в документах детализируются и раскрываются особенности тех или иных предписаний. Соответственно, конституционные акты должны согласовываться с Основным Законом.
  2. Текущие. Их называют также "обычными". Они принимаются для регулирования прочих актуальных вопросов, касающихся внутренней жизни в государстве. К примеру, ФЗ "Об ООО", УПК РФ, Закон "Об образовании" и так далее. Текущие правовые документы также должны соответствовать Конституции, а также ФКЗ.

Кодексы

Они считаются разновидностью текущих законодательных актов. Кодекс – сложный по составу, систематизированный документ. Обычно в нем в определенном порядке размещаются все либо основные нормы конкретной правовой отрасли. Например, УК содержит все положения, касающиеся преступлений и наказаний за них, ГК регулирует все аспекты гражданских (имущественных) отношений. Каждый кодекс представляет собой своего рода "юридическое хозяйство". В нем присутствует все, что нужно для регулирования определенной группы отношений. При этом весь материал систематизирован, распределен по соответствующим разделам, главам. Как правило, в кодексе присутствует 2 части: Общая и Особенная. В первой содержатся обобщающие положения. Эти нормы имеют значение для реализации любой статьи Особенной части. Проще говоря, они применяются при регулировании любых отношений, на которые распространяется кодекс. В УК, например, в этой части присутствуют положения о возрасте, по достижении которого гражданин может привлекаться к ответственности. Здесь же раскрывается, собственно, понятие преступления, присутствует перечень и порядок применения санкций. Особенная часть устанавливает конкретные наказания за определенные деяния.

Выводы

Законы считаются самыми значимыми видами правовых актов. Они могут утверждаться исключительно уполномоченными на это органами. Принятие законодательных актов осуществляется в рамках особой процедуры. Эти документы призваны регламентировать самые важные общественные отношения. В некоторых странах предусматривается закрытый перечень проблем, решение которых осуществляется путем принятия законов. В России такой список отсутствует. В этой связи уполномоченные органы, в частности ФС, формально вправе принять правовой акт по совершенно любому вопросу. Однако вряд ли законотворцы будут решать проблемы, не имеющие первостепенного значения. Стоит также сказать, что рассматриваемые правовые документы обладают высшей юридической силой. Они имеют преимущество при применении в сравнении с иными типами нормативных актов. Исключение составляют международные соглашения РФ. В установленных законодательством случаях договора, подписанные Россией с другими государствами, имеют преимущественную силу.

www.syl.ru

Нормативные акты - это... Правовой акт. Виды нормативных актов

Что представляет собой система правового регулирования? Каковы ее особенности в России и что такое нормативно-правовые акты в российской юридической практике?

Что такое нормативный акт?

Нормативные акты – это закрепленные в письменном виде источники права. В числе основных его признаков – формального характера реквизиты (дата принятия, наименование, название органа, принявшего акт и т. д.), факт утверждения определенной структурой (власти или корпорации), публичность (в том числе посредством размещения в общедоступных печатных и электронных СМИ).

Нормативные акты - это

Для нормативных актов, издаваемых органами власти, характерно опубликование на государственном языке. Другие важнейшие признаки актов – в них есть конкретные нормы права, касающиеся регулирования процессов определенного вида или с участием узкого круга лиц.

«Нормативный» и «правовой» акты – не одно и то же?

Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис. Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления – не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты – это только лишь официальные документы (изданные властью – Президентом, Госдумой и т. д.). Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).

Правовой акт

Правовой акт определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации. То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т. д.).

Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты – всеобщие, правовые – имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов. Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые – конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы. Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.

В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.

Какие бывают акты

Посмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой практике. Их разграничение основано на субординации двух понятий. Первое – это «закон». Акт такого типа принимается исключительно органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум. Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти. Акты такого типа призваны регулировать ключевые процессы, связанные с развитием государства и общества. Они содержат первичные нормы: иного типа акты детализируют и интерпретируют нормативные установки, изложенные в законах. Эти типы актов принимаются при обязательном соблюдении процессуального порядка.

Действие нормативно-правовых актов

Второе понятие – это «подзаконные акты». Они издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже. Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России следующие.

Это общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств). Это акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона). Это муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Особый вид нормативных актов – международные законы. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования. Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы. И если договор с другой страной устанавливает правила, отличные от тех, что прописаны в законах, принятых в России, то более высокой юридической силой наделяется международный источник права.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «акт» и «закон» часто отождествляются юристами. Это справедливо, но только в одном случае: если под «законом» понимаются вырабатываемые обществом через политические институты или непосредственным образом предписания, обязательные для всех или определенной категории лиц. Конкретные акты – это либо письменные источники предписаний, о которых идет речь, либо документы, разъясняющие нюансы их исполнения.

Виды нормативных актов

Закон – это совокупность нормативных актов, всех, что есть в государстве, или же касающихся определенной сферы – например, законы о семье. Нормативные акты – это законы в юридическом смысле как таковом. Исторически ему предшествовало такое явление, как правовой обычай. Но по мере выявления противоречий между обычаями разных народов, стран и континентов стали устанавливаться закрепленные в актах нормы, способные привести непохожие друг на друга традиционные, «народные» правила к единому стандарту. Законы и нормативные акты с точки зрения современной юридической терминологии могут быть синонимами.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях. Есть акты общефедеральные – они обязательны для исполнения на всей территории России. Есть источники права субъектов федерации - они, в свою очередь, распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц (вне зависимости от прописки и даже гражданства), приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. Есть муниципальные правовые акты, действие которых распространяется на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц. Есть, наконец, локальные правовые акты – их особенность в узкой направленности (они могут регулировать деятельность ведомства, корпорации или какого-либо должностного лица).

Федеральные законы

Федеральные нормативные акты – источники права, которые утверждаются в особом порядке. Они наделены высшей юридической силой по отношению к региональным, муниципальным и локальным правым актам. Федеральные законы имеют подвид в виде актов конституционного характера, обладающих более высокой юридической силой (выше – только Конституция РФ). Данный подвид законов принимается с целью правильного толкования и развития норм, содержащихся в Конституции. Они призваны способствовать тому, чтобы субъекты гражданского права имели все возможности реализовывать данные законом свободы.

Муниципальные правовые акты

Каждый российский муниципалитет вправе издавать свои нормативные акты. Это главный инструмент местного самоуправления. Вот несколько примеров таких актов. Это может быть порядок реализации некоторых полномочий, переданных исполнительному органу муниципалитета от городской администрации. Например, мэрия Москвы может передать району Митино полномочии в сфере культурно-просветительской работы с гражданами.

Законы и нормативные акты

Это могут быть решения об утверждении каких-либо Положений, ответственность за реализацию которых будет лежать на муниципалитете. Например, совет района Мещанское в Москве может утвердить Положение о том, как будет осуществляться практическое решение задач по вопросам развития семьи, согласно Закону г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства». Муниципалитеты могут утверждать различные программы развития инфраструктуры и социального профиля районов.

Локальные нормативные акты

Вспомним рассуждение, которое мы делали выше, которое касается разграничения понятий «нормативный» и «правовой» акт. По мнению некоторых юристов, к источникам второго типа относятся документы любого негосударственного (не имеющего отношения к органам власти) характера. Самый часто встречаемый пример таких актов – документы, находящиеся в обороте корпораций. Они имеют несколько признаков. Во-первых, принимаются они самой компанией. Во-вторых, в них есть нормы права. В-третьих, в них есть направленность: под излагаемые в документе предписания попадает вся организация, либо ее отдельная структура (или несколько). Примеры таких правовых актов: штатное расписание, график отпусков, приказ об утверждении расчетных листков. Действие нормативно-правовых актов имеет четкие признаки локализации.

Западная и восточная традиции законотворчества

Говоря о том, что такое нормативные и правовые акты, следует отметить, что есть два исторически сложившихся подхода к их составлению. Западный, характерный для Европы и в определенной мере для России, и восточный, характерный для стран Персидского залива, Азии, Индии и других государств в тех регионах. Ключевой момент для европейской традиции – формальное закрепление актов, верховенство закона, легитимность.

Федеральные нормативные акты

На Востоке же главный источник права – традиция, основанная на религиозных источниках. На Западе есть иерархия законов, высшей ступенью которых является Конституция (или набор норм, ее заменяющих). На Востоке есть императив в виде традиционных норм права, остальные акты могут быть достаточно свободными от иерархии относительно друг друга, но обязательно соответствовать императивному источнику права.

Основные проблемы российской системы права

Некоторые юристы говорят, что российская правовая система тяготеет к западной традиции. Это подтверждается тем, что каждый нормативный юридический акт находится на определенной ступени – подчиняясь юридически более сильным нормам или починяя себе те, что слабее. В то же время в российском обществе, как отмечает ряд экспертов, есть многое от Востока – пренебрежение прописанными правилами и нормами, ориентированность на традиции. В сознании многих россиян нормативные акты – это лишь «бумажки».

Нормативные правовые акты закон

Одновременно в обществе есть и другой полюс – так называемые «правовые идеалисты», стремящиеся следовать закону до буковки. В результате в России пока нет единого общественного стандарта понимания правовой системы.

Законотворчество

Как создаются нормативные, правовые акты? Закон – кем он пишется? Создание нормативных актов часто именуется законотворчеством, и есть несколько основных способов осуществления этой процедуры. Во-первых, это правоустановительная работа государственных органов. Во-вторых, это легитимизация (придание законности) властью правовых обычаев, которые существовали давно. В-третьих, это правотворчество посредством прямой демократии (например, через референдум). Юристы называют ряд главных принципов законотворчества – плановость, целесообразность, системность, демократизм.

Юридическая техника как часть правовой системы

Нормативные акты – это источники права, которые по определению не могут быть совершенными хотя бы потому, что общество меняется, развивается. Для того чтобы акты были максимально приближенными к реалиями, применяются различные виды юридических техник – средств, методов и механизмов совершенствования источников права. Главная задача юристов, работающих в этом направлении, – делать законы как можно более понятными для людей, грамотными, прозрачными. В законах разного уровня, регулирующих одну сферу, должна прослеживаться четкая логическая взаимосвязь. Есть четыре основных вида юридических техник – законотворческие, систематизирующие, учетные и правоприменительные. Нормативные акты РФ, полагают юристы, должны совершенствоваться в рамках каждого вида техник.

Как действуют законы

В разных странах есть национальные ориентиры того, как действуют законы. В России этот механизм описан в Конституции (Статья 54). Что там сказано? Во-первых, то, что никакой закон, устанавливающий ответственность или отягчающий ее, не может иметь обратной силы. Во-вторых, никто не несет ответственность за действия, которые в момент совершения не являлись правонарушением с точки зрения действующих норм закона. В-третьих, если после совершения действия, попадающего под статью закона, приняты новые, более мягкие нормы, то применяются именно они. В свою очередь, неизменно общие для всех стран принципы действия законов – ориентированность на время, пространство и конкретный круг лиц (если речь не идет об обществе в целом).

fb.ru

Нормативный правовой акт - это... Что такое Нормативный правовой акт?

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

Признаки нормативных правовых актов

Законы и подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3].

Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

1. Законы:

2. Подзаконные правовые акты:

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т. д.
  • комплексные

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.[5]

Примечания

dikc.academic.ru

Законодательные акты Российской Федерации | Банк России

Документ Вид документа Принявший орган Название номер дата
362-ФЗ 05.12.2017 Федеральный закон ГД ФС РФ О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
290-ФЗ 03.07.2016 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
288-ФЗ 03.07.2016 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
359-ФЗ 14.12.2015 Федеральный закон ГД ФС РФ О федеральном бюджете на 2016 год
461-ФЗ 29.12.2014 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
455-ФЗ 29.12.2014 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе»
384-ФЗ 01.12.2014 Федеральный закон ГД ФС РФ О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
319-ФЗ 22.10.2014 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
112-ФЗ 05.05.2014 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
110-ФЗ 05.05.2014 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
6-ФКЗ 21.03.2014 Федеральный конституционный закон ГД ФС РФ О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя
20-ФЗ 22.02.2014 Федеральный закон ГД ФС РФ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
403-ФЗ 28.12.2013 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
345-ФЗ 02.12.2013 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации
251-ФЗ 23.07.2013 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков
185-ФЗ 02.07.2013 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
44-ФЗ 05.04.2013 Федеральный закон ГД ФС РФ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
267-ФЗ 25.12.2012 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
161-ФЗ 27.06.2011 Федеральный закон ГД ФС РФ О национальной платежной системе
162-ФЗ 27.06.2011 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»
7-ФЗ 07.02.2011 Федеральный закон ГД ФС РФ О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте
8-ФЗ 07.02.2011 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»
291-ФЗ 03.11.2010 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
176-ФЗ 23.07.2010 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
210-ФЗ 27.07.2010 Федеральный закон ГД ФС РФ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
289-ФЗ 28.11.2009 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
212-ФЗ 24.07.2009 Федеральный закон ГД ФС РФ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
114-ФЗ 02.06.2010 Федеральный закон ГД ФС РФ О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза
103-ФЗ 03.06.2009 Федеральный закон ГД ФС РФ О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами
121-ФЗ 03.06.2009 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
56-ФЗ 30.04.2008 Федеральный закон ГД ФС РФ О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
275-ФЗ 28.11.2007 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
82-ФЗ 17.05.2007 Федеральный закон ГД ФС РФ О банке развития
135-ФЗ 26.07.2006 Федеральный закон ГД ФС РФ О защите конкуренции
230-ФЗ 18.12.2006 Федеральный закон ГД ФС РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть IV)
116 02.02.2005 Указ Президент О приведении некоторых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»
5-ФКЗ 28.06.2004 Федеральный конституционный закон ГД ФС РФ О референдуме Российской Федерации
173-ФЗ 10.12.2003 Федеральный закон ГД ФС РФ О валютном регулировании и валютном контроле
54-ФЗ 22.05.2003 Федеральный закон ГД ФС РФ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
162-ФЗ 17.07.2009 Федеральный закон ГД ФС РФ О внесении в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
19-ФЗ 10.01.2003 Федеральный закон ГД ФС РФ О выборах Президента Российской Федерации
138-ФЗ 14.11.2002 Федеральный закон ГД ФС РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ
95-ФЗ 24.07.2002 Федеральный закон ГД ФС РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
111-ФЗ 24.07.2002 Федеральный закон ГД ФС РФ Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации
86-ФЗ 10.07.2002 Федеральный закон ГД ФС РФ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
67-ФЗ 12.06.2002 Федеральный закон ГД ФС РФ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
195-ФЗ 30.12.2001 Федеральный закон ГД ФС РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
146-ФЗ 26.11.2001 Федеральный закон ГД ФС РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть III)
115-ФЗ 07.08.2001 Федеральный закон ГД ФС РФ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
117-ФЗ 05.08.2000 Федеральный закон ГД ФС РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть II)
176-ФЗ 17.07.1999 Федеральный закон ГД ФС РФ О почтовой связи
40-ФЗ 25.02.1999 Федеральный закон ГД ФС РФ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций
146-ФЗ 31.07.1998 Федеральный закон ГД ФС РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть I)
145-ФЗ 31.07.1998 Федеральный закон ГД ФС РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации
39-ФЗ 22.04.1996 Федеральный закон ГД ФС РФ О рынке ценных бумаг
14-ФЗ 26.01.1996 Федеральный закон ГД ФС РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть II)
51-ФЗ 30.11.1994 Федеральный закон ГД ФС РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I)
395-1 02.12.1990 Федеральный закон ГД ФС РФ О банках и банковской деятельности

www.cbr.ru

законодательный акт - это... Что такое законодательный акт?

 законодательный акт legislative act

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • законодательный
  • законодательный акт парламента

Смотреть что такое "законодательный акт" в других словарях:

  • законодательный акт — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN statute …   Справочник технического переводчика

  • Законодательный акт — Правовой акт  это акт, документ, несущий в себе указания, обязательства юридического характера. Содержание 1 Виды 1.1 Нормативно правовые акты 1.1.1 Законодательный акт …   Википедия

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ — понятие, вызывающее в науке права различные подходы. По мнению одних авторов, 3. а. это только принимаемые парламентом законы государства. По мнению других, в число 3. а. следует включать не только законы государства, но также и иные нормативные… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • законодательный акт по вопросам биотопа — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN biotope order An ordinance or decree regarding an area of ecological habitat that is characterized by a high degree of uniformity in its environmental conditions and in its… …   Справочник технического переводчика

  • Модельный законодательный акт СНГ — Модельный законодательный акт Содружества Независимых Государств законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке в целях формирования и осуществления согласованной законодательной… …   Официальная терминология

  • Кодекс (законодательный акт) — Кодекс (лат. codex книга) законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли. Содержание 1 Возникновение слова «кодекс» 2… …   Википедия

  • Статут (законодательный акт) — …   Википедия

  • Акт — документ, составленный организациями (лицами) и подтверждающий события (факты). Источник: МДС 12 37.2007: Рекомендации по ведению документооборота в строительной организации Акт документ, который составляется в результате проверки. В нем… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ, законодательная, законодательное (книжн., юр.). 1. Имеющий право составлять и издавать законы. Законодательный орган. Законодательная власть. Законодательное собрание. 2. прил. к законодательство. Законодательный акт.… …   Толковый словарь Ушакова

  • акт — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? акта, чему? акту, (вижу) что? акт, чем? актом, о чём? об акте; мн. что? акты, (нет) чего? актов, чему? актам, (вижу) что? акты, чем? актами, о чём? об актах 1. Актом называется закон… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Акт о престолонаследии (Великобритания) — Акт о престолонаследии; крупным шрифтом выделено начало: «Вильгельм Третий, Божьей милостью» Акт о престолонаследии или Акт об устроении (англ.  …   Википедия

Книги

  • О возможности институционального первенства России, Малышев Валерий Львович. Переход на инновационное развитие предполагает, как считает автор, изменение основ современного функционирования экономики России. Для этого российская экономика в своем будущем развитии… Подробнее  Купить за 1723 руб
  • Заработная плата в 2018 году, Воробьева Елена Вячеславовна. В книге приведены все изменения, внесенные в законодательство, вступившие в силу на 1 января 2018 г., принятые, но вступающие в силу позже, а также планируемые (на основании подготовленных… Подробнее  Купить за 1547 руб
  • О возможности институционального первенства России, Малышев В.. Переход на инновационное развитие предполагает, как считает автор, изменение основ современного функционирования экономики России. Для этого российская экономика в своем будущем развитии… Подробнее  Купить за 1132 руб
Другие книги по запросу «законодательный акт» >>

dic.academic.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта