Контрольный осмотр опор как элемент снижения производственного травматизма. В какой период года проводят плановый контрольный осмотр кабельных опорКонтрольный осмотр опор как элемент снижения производственного травматизма"Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", 2013, N 2 КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР ОПОР КАК ЭЛЕМЕНТ СНИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В статье рассказано о контрольном осмотре опор как элементе снижения риска производственного травматизма при ремонте и техническом обслуживании воздушных линий связи. Воздушные линии связи являются необходимыми сооружениями, обеспечивающими связь с самыми удаленными уголками страны. С целью своевременного определения степени загнивания деревянных опор, приставок и подпор, а также проверки целостности железобетонных опор и приставок воздушных линий связи в Волгоградском филиале регулярно проводится контрольный осмотр опор. Данная процедура предупреждает производственный травматизм, связанный с падением работников вместе с гнилой опорой при ремонте и обслуживании линий связи. Несчастные случаи, связанные с падением работников вместе с гнилой опорой, как правило, бывают тяжелыми или со смертельным исходом. В качестве опор для воздушных линий связи используют деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры отличаются достаточной гибкостью, они выдерживают шквальный ветер, налипание снега и льда. По сравнению с, казалось бы, более основательными изделиями из железобетона, деревянные опоры способны выдерживать ощутимые нагрузки. Железобетон отличается большей хрупкостью, нежели опоры деревянные, и это отражается на его эксплуатационных качествах. В процессе транспортировки и монтажа деревянные опоры требуют меньшей деликатности, в то время как небрежное отношение к железобетонным изделиям может стать причиной их повреждения. Железобетонные опоры во многих случаях также имеют ряд преимуществ перед деревянными. В Волгоградском филиале действует Инструкция о порядке проведения контрольного осмотра опор воздушных линий связи Макрорегионального филиала "Юг" ОАО "Ростелеком", утвержденная Приказом от 28.05.2012 N 235. Контроль состояния опор воздушных линий связи (ВЛС) проводится при контрольных осмотрах, при ремонте и в порядке текущего надзора. Контрольный осмотр опор ВЛС может быть плановый и внеплановый. Плановый контрольный осмотр опор ВЛС (независимо от проведения осмотра при ремонте и внепланового контрольного осмотра) проводится ежегодно весной до начала ремонтного сезона. Внеплановый контрольный осмотр может проводиться при необходимости в любое время года. В ходе планового контрольного осмотра проверяются: - состояние маркировки опор; - наличие посторонних предметов и состояние растительности на трассе линии и непосредственно вокруг оснований опор; - соответствие конструкции опор данным техучета; - вертикальность опор с учетом необходимых уклонов при несимметричности натяжений проводов по направлениям и профиля линии по рельефу; - наличие перехлеста проводов и набросов посторонних предметов на провода, кабели, траверсы и кабельные площадки; - наличие потеков пропиточного антисептика; - степень загнивания деревянных столбов, подпор и приставок у поверхности земли, в местах наложения хомутов и прилегания столбов к приставкам; - наличие загнивания деревянных столбов, подпор, приставок по всей высоте визуальным осмотром; - наличие механических повреждений деревянных и железобетонных столбов, приставок, деревянных подпор и болтов их крепления, состояние и натяжение хомутов крепления столбов к приставкам, тросов оттяжек и якорных креплений оттяжек; - целостность и надежность пола и ограждений кабельных площадок, состояние кабельных ящиков и коробов, ступенек на кабельных опорах; - состояние молниеотводных спусков, защитных планок молниеотводных спусков при отсутствии искровых промежутков; - целостность и положение траверс, состояние их креплений; - целостность и состояние линейной арматуры, тросов подвески кабелей и креплений кабелей к тросам, чистота изоляторов; - величины стрелы провеса проводов и соблюдения габаритов на переходах и в пересечениях, в том числе проводов пересекаемых воздушных линий, с целью определения необходимости измерений. Одновременно с вышеуказанными обходами и осмотрами проводятся проверки соответствия ВЛС требованиям строительных норм и правил, невыполнение которых снижает необходимую устойчивость столбовых линий связи (укрепление угловых опор подпорами или оттяжками, соблюдение требований по оборудованию вводов в здания и т. п.). Все деревянные опоры, приставки, подпоры воздушных линий связи разрушаются вследствие гниения древесины - разложения ее целлюлозы, происходящего вследствие деятельности дереворазрушающих грибов и микроорганизмов. Различные части деревянных опор подвержены гниению в различной степени. Прежде всего гниение начинает развиваться на уровне заделки опоры в грунт. При этом гниение развивается обычно в виде концентрического кольца, поражая в первую очередь наружные слои древесины. Нередко гниение захватывает лишь одну сторону столба, расположенную по большей части с теневой стороны. В следующую очередь гниение захватывает верхушку столба, затем те его места, в которых нарушен наружный слой древесины (в местах расположения затесок, зарубок, болтов, глухарей и пр.), и, наконец, целиком весь столб. Обычно гниение развивается от наружных частей столба к внутренним. Однако наблюдаются, хотя и редко, случаи, когда гниение захватывает в первую очередь сердцевину столба. Такие случаи являются наиболее опасными, так как не всегда при этом удается своевременно установить необходимость смены подгнившей опоры. Наиболее неблагоприятны условия загнивания опор на насыпях. В этих случаях гниением может поражаться вся подземная часть опор. Как показывает опыт эксплуатации деревянных опор, столбы одного сорта и качества древесины, пропитанные одним и тем же способом и установленные в одних и тех же условиях грунта, выбывают неравномерно. Небольшая часть столбов требует замены уже в ближайшие годы после их установки; другая часть, наоборот, остается в работе значительно дольше среднего срока службы для данного типа столбов. Загнивание верхних частей опоры происходит значительно позднее, чем нижней ее части, расположенной на уровне заделки опоры в грунт. Поэтому полной смене опоры обычно предшествует постановка опоры на пасынки или смена пасынков (в том случае, если опора установлена сразу на пасынках). Ввиду значительной неопределенности характера и интенсивности гниения деревянных опор необходимо для предупреждения поломки их в местах, ослабленных загниванием, вести систематический контроль за их состоянием путем замера в установленные сроки глубины загнивания опор. В песчаном грунте опоры загнивают быстро, причем гниение распространяется на весь комель. В глинистом и суглинистом грунтах гниение происходит медленнее, а зона гниения находится главным образом на 5 - 10 см выше и на 40 - 50 см ниже поверхности земли. В болотистом грунте опоры загнивают медленно, зона гниения зависит от уровня меженных вод и находится на 10 - 40 см выше уровня воды. У опор, установленных в воде или почве с высоким уровнем грунтовых вод, зона гниения расположена на 50 - 60 см выше поверхности воды или земли. У древесины одной и той же породы стойкость против гниения зависит от ширины годичного слоя, мелкослойная древесина (с тонким годичным слоем) противостоит гниению в большей степени, чем крупнослойная. Сроки службы непропитанных деревянных опор зависят от скорости их гниения, которая определяется главным образом климатическими условиями, характером грунта, породой и качеством древесины. Определение степени загнивания деревянных опор, приставок и подпор Степень загнивания деревянных опор, подпор и приставок, пропитанных по всей длине, проверяется внешним осмотром и простукиванием. Осмотром можно выявить внешнее круговое загнивание древесины и местные загнивания (отдельные очаги, гнили и трещины, где может иметь место глубокое и быстрое загнивание). Особенно тщательно следует осмотреть места, наиболее подверженные загниванию, зоны так называемых опасных сечений (в месте выхода деревянной опоры, приставки из земли). Простукивание осуществляется с уровня роста человека до поверхности земли с трех сторон, перемещая линии контроля по окружности примерно через 120 градусов, а также по всей окружности у поверхности земли и выполняется обычным молотком весом не менее 0,4 кг, выявляя внутреннее загнивание древесины. Здоровая древесина при простукивании издает характерный звонкий звук, гнилая - глухой. Зона загнивания захватывает 0,6 м выше и 0,6 м ниже уровня грунта. По результатам внешнего осмотра определяют необходимость проверки степени загнивания древесины с помощью щупа. После простукивания столб откапывают на глубину 30 - 60 см. Откопку основания опоры производят, сначала погружая штык лопаты вертикально в землю у основания опоры, а затем, откапывая по касательной к окружности столба, не направляя штык лопаты в сторону столба, чтобы не повредить его. В зависимости от глубины закопки внешним осмотром и простукиванием определяют качество древесины. Если при осмотре древесина повреждена, то ее промазывают битумной мастикой. Если столб подгнил, то щупом определяют глубину загнивания. Для этого щупом делают по окружности несколько проколов (но не менее трех) и определяют глубину загнивания в сантиметрах. Затем складывают полученные величины, делят сумму на число проколов щупом и получают среднюю величину загнивания опоры. После этого измеряют длину окружности опоры у места проколов. Вычитая из полученной длины окружности среднюю величину глубины загнивания, умноженную на 6,3, получают длину окружности оставшейся здоровой части опоры. Минимально допустимая длина окружности оставшейся здоровой части древесины определяется по таблице. Если она не превышает нормы, столб очищают от гнили, дополнительно промазывают битумной мастикой. На выявленные аварийные опоры наносятся предупредительные знаки (маркировка). Определение целостности железобетонных опор и приставок При осмотре железобетонных приставок и опор обращают особое внимание на качество поверхности их бетона, так как в большинстве случаев постепенное разрушение установленных приставок (опор) и уменьшение их несущей способности (прочности) начинается с повреждения их поверхности и разрушения защитного слоя бетона. Часто такие разрушения или повреждения поверхности бетона приставок (опор) происходят у поверхности земли. Поэтому при осмотре установленных приставок и опор особенно тщательно обследуется поверхность их бетона у самой земли. На поверхности бетона приставок и опор не должно быть раковин глубиной и шириной более 5 мм и сколов углов глубиной более 8 мм. Сколы бетона глубиной более 8 мм и раковины на поверхности приставок и опор размером или глубиной более 5 мм должны быть закрашены битумом или отремонтированы цементно-песчаным раствором. В случае появления на отремонтированном месте после твердения свежего бетона волосных трещин между старым и свежим бетоном ремонт должен быть проделан заново. На приставках и опорах с обычной, не напряженной, арматурой в результате перегрузок, ударов или усадки бетона во время его твердения могут появиться поверхностные волосные (тонкие) трещины. Такие трещины (с шириной раскрытия не более 0,3 мм), а также выходы на поверхность бетона поперечных хомутов или продольной арматуры, на небольших участках (длиной до 15 - 20 см) могут быть отремонтированы путем закрашивания их разогретым битумом. Сквозные трещины, проходящие через все сечения приставок и опор шириной более 0,3 мм, или сколы бетона, проходящие на всю толщину стенки или поперечного сечения, а также трещины и следы разрушения бетона от коррозии арматуры ремонту не подлежат. Такие приставки (опоры) должны быть заменены. Приставки и опоры с предварительно напряженной арматурой не должны иметь никаких трещин. Наличие трещин на поверхности бетона таких приставок и опор указывает на потерю или ослабление предварительного напряжения арматуры и бетона, что вызовет значительное уменьшение их несущей способности. При осмотре вновь построенной или отремонтированной линии на железобетонных приставках или опорах дополнительно проверяются: - соответствие типа, длины и расчетного момента приставок (опор) проекту. Тип и расчетный момент приставок (опор) проверяется по маркировке, внешнему виду и размерам, а также по документам изготовителя; - правильность установки и глубина закопки приставок и опор, а также качество уплотнения грунта в ямах. Глубина закопки приставок и опор проверяется по наружным размерам (длине надземной части) и в случае необходимости выборочной откопкой. Допускаются отклонения в глубине закопки приставок и опор в пределах до 5 см; - наличие вкладыша между двумя приставками проверяется выборочно путем откопки до 5% опор; - наличие и качество битумного защитного покрытия закапываемой части опор и приставок, устанавливаемых в районах с агрессивными грунтовыми водами или вблизи электрических железных дорог постоянного тока, трамвая или троллейбуса; - надежность и сила затяжки хомутов на приставках, плотность прилегания выступов приставок к опоре, отсутствие под хомутами следов сползания опоры. На выявленные аварийные опоры наносятся предупредительные знаки (маркировка) в соответствии с требованиями Инструкции. Приставки (опоры) с трещинами любого характера и размеров со сколами бетона, обнаруженной продольной арматурой ремонту не подлежат и должны быть заменены. Выходы продольной арматуры на торцах предварительно-напряженных опор или приставок должны быть закрыты цементно-песчаным раствором или закрашены масляной краской. Небольшие сколы бетона на торцах приставок и опор, хотя и не влияют на их прочность или долговечность, но ухудшают внешний вид, поэтому такие сколы бетона следует ремонтировать цементно-песчаным раствором. В. А. Сенченко Ведущий инженер по охране труда службы охраны труда Волгоградского филиала МРФ "Юг" ОАО "Ростелеком" Подписано в печать 29.12.2012 hr-portal.ru Информационный портал Труд-Эксперт.УправлениеКонтрольный осмотр опор как элемент снижения производственного травматизма 3 октября 2013 г. В статье рассказано о контрольном осмотре опор как элементе снижения риска производственного травматизма при ремонте и техническом обслуживании воздушных линий связи. Воздушные линии связи являются необходимыми сооружениями, обеспечивающими связь с самыми удаленными уголками страны. С целью своевременного определения степени загнивания деревянных опор, приставок и подпор, а также проверки целостности железобетонных опор и приставок воздушных линий связи в Волгоградском филиале регулярно проводится контрольный осмотр опор. Данная процедура предупреждает производственный травматизм, связанный с падением работников вместе с гнилой опорой при ремонте и обслуживании линий связи. Несчастные случаи, связанные с падением работников вместе с гнилой опорой, как правило, бывают тяжелыми или со смертельным исходом. В качестве опор для воздушных линий связи используют деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры отличаются достаточной гибкостью, они выдерживают шквальный ветер, налипание снега и льда. По сравнению с, казалось бы, более основательными изделиями из железобетона, деревянные опоры способны выдерживать ощутимые нагрузки. Железобетон отличается большей хрупкостью, нежели опоры деревянные, и это отражается на его эксплуатационных качествах. В процессе транспортировки и монтажа деревянные опоры требуют меньшей деликатности, в то время как небрежное отношение к железобетонным изделиям может стать причиной их повреждения. Железобетонные опоры во многих случаях также имеют ряд преимуществ перед деревянными. В Волгоградском филиале действует Инструкция о порядке проведения контрольного осмотра опор воздушных линий связи Макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком», утвержденная Приказом от 28.05.2012 № 235. Контроль состояния опор воздушных линий связи (ВЛС) проводится при контрольных осмотрах, при ремонте и в порядке текущего надзора. Контрольный осмотр опор ВЛС может быть плановый и внеплановый. Плановый контрольный осмотр опор ВЛС (независимо от проведения осмотра при ремонте и внепланового контрольного осмотра) проводится ежегодно весной до начала ремонтного сезона. Внеплановый контрольный осмотр может проводиться при необходимости в любое время года. В ходе планового контрольного осмотра проверяются:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ЗАГНИВАНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР, ПРИСТАВОК И ПОДПОР Степень загнивания деревянных опор, подпор и приставок, пропитанных по всей длине, проверяется внешним осмотром и простукиванием. Осмотром можно выявить внешнее круговое загнивание древесины и местные загнивания (отдельные очаги, гнили и трещины, где может иметь место глубокое и быстрое загнивание). Особенно тщательно следует осмотреть места, наиболее подверженные загниванию, зоны так называемых опасных сечений (в месте выхода деревянной опоры, приставки из земли). Простукивание осуществляется с уровня роста человека до поверхности земли с трех сторон, перемещая линии контроля по окружности примерно через 120 градусов, а также по всей окружности у поверхности земли и выполняется обычным молотком весом не менее 0,4 кг, выявляя внутреннее загнивание древесины. Здоровая древесина при простукивании издает характерный звонкий звук, гнилая – глухой. Зона загнивания захватывает 0,6 м выше и 0,6 м ниже уровня грунта. По результатам внешнего осмотра определяют необходимость проверки степени загнивания древесины с помощью щупа. После простукивания столб откапывают на глубину 30 – 60 см. Откопку основания опоры производят, сначала погружая штык лопаты вертикально в землю у основания опоры, а затем, откапывая по касательной к окружности столба, не направляя штык лопаты в сторону столба, чтобы не повредить его. В зависимости от глубины закопки внешним осмотром и простукиванием определяют качество древесины. Если при осмотре древесина повреждена, то ее промазывают битумной мастикой. Если столб подгнил, то щупом определяют глубину загнивания. Для этого щупом делают по окружности несколько проколов (но не менее трех) и определяют глубину загнивания в сантиметрах. Затем складывают полученные величины, делят сумму на число проколов щупом и получают среднюю величину загнивания опоры. После этого измеряют длину окружности опоры у места проколов. Вычитая из полученной длины окружности среднюю величину глубины загнивания, умноженную на 6,3, получают длину окружности оставшейся здоровой части опоры. Минимально допустимая длина окружности оставшейся здоровой части древесины определяется по специальной таблице таблице (см. ниже). Если она не превышает нормы, столб очищают от гнили, дополнительно промазывают битумной мастикой. На выявленные аварийные опоры наносятся предупредительные знаки (маркировка).ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР И ПРИСТАВОК При осмотре железобетонных приставок и опор обращают особое внимание на качество поверхности их бетона, так как в большинстве случаев постепенное разрушение установленных приставок (опор) и уменьшение их несущей способности (прочности) начинается с повреждения их поверхности и разрушения защитного слоя бетона. Часто такие разрушения или повреждения поверхности бетона приставок (опор) происходят у поверхности земли. Поэтому при осмотре установленных приставок и опор особенно тщательно обследуется поверхность их бетона у самой земли. На поверхности бетона приставок и опор не должно быть раковин глубиной и шириной более 5 мм и сколов углов глубиной более 8 мм. Сколы бетона глубиной более 8 мм и раковины на поверхности приставок и опор размером или глубиной более 5 мм должны быть закрашены битумом или отремонтированы цементно-песчаным раствором. В случае появления на отремонтированном месте после твердения свежего бетона волосных трещин между старым и свежим бетоном ремонт должен быть проделан заново. На приставках и опорах с обычной, не напряженной, арматурой в результате перегрузок, ударов или усадки бетона во время его твердения могут появиться поверхностные волосные (тонкие) трещины. Такие трещины (с шириной раскрытия не более 0,3 мм), а также выходы на поверхность бетона поперечных хомутов или продольной арматуры, на небольших участках (длиной до 15 – 20 см) могут быть отремонтированы путем закрашивания их разогретым битумом. Сквозные трещины, проходящие через все сечения приставок и опор шириной более 0,3 мм, или сколы бетона, проходящие на всю толщину стенки или поперечного сечения, а также трещины и следы разрушения бетона от коррозии арматуры ремонту не подлежат. Такие приставки (опоры) должны быть заменены. Приставки и опоры с предварительно напряженной арматурой не должны иметь никаких трещин. Наличие трещин на поверхности бетона таких приставок и опор указывает на потерю или ослабление предварительного напряжения арматуры и бетона, что вызовет значительное уменьшение их несущей способности. При осмотре вновь построенной или отремонтированной линии на железобетонных приставках или опорах дополнительно проверяются:
На выявленные аварийные опоры наносятся предупредительные знаки (маркировка) в соответствии с требованиями Инструкции. Приставки (опоры) с трещинами любого характера и размеров со сколами бетона, обнаруженной продольной арматурой ремонту не подлежат и должны быть заменены. Выходы продольной арматуры на торцах предварительно-напряженных опор или приставок должны быть закрыты цементно-песчаным раствором или закрашены масляной краской. Небольшие сколы бетона на торцах приставок и опор, хотя и не влияют на их прочность или долговечность, но ухудшают внешний вид, поэтому такие сколы бетона следует ремонтировать цементно-песчаным раствором. В.А. Сенченко,ведущий инженер по охране труда службы охраны труда Волгоградского филиалаМРФ «Юг» ОАО «Ростелеком» Источник: «Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях», № 2, 2013. www.trudcontrol.ru Осмотр кабельных линий / Справка / EnergoboardПри техническом обслуживании кабельных линий (КЛ) периодически проводят их осмотры с целью визуального обнаружения неисправностей и дефектов. КЛ на напряжение до 35 кВ, проложенные открыто, должны осматриваться не реже 1 раза в 6 месяцев; проложенные в земле - не реже 1 раза в 3 месяца. Не реже 1 раза в 6 месяцев выборочные осмотры КЛ должны проводиться административно-техническим персоналом. Внеочередные осмотры КЛ должны проводиться в период паводков и после ливневых дождей, когда возможны сдвиги почвы и попадание грунтовых вод в подземные кабельные сооружения, а также после отключения КЛ релейной защитой. При осмотрах трасс КЛ, проложенных в земле, проверяется наличие знаков привязки линии к постоянным ориентирам (или пикетов на незастроенной территории), обозначающих трассу. На трассе КЛ не должно быть вспучивания или проседания грунта, не должно производиться каких-либо работ, раскопок, складирования строительных материалов, свалок мусора. Правилами охраны электрических сетей для КЛ, проложенной в земле, устанавливается охранная зона в размере 1 м с каждой стороны от крайних кабелей. Любые работы в охранной зоне КЛ должны выполняться с разрешения и под наблюдением организации, эксплуатирующей кабель. В местах выхода кабеля из земли, например на стену здания или опору ВЛ, должна быть защита кабеля от механических повреждений. Осмотры КЛ, проложенных в кабельных сооружениях (тоннелях, эстакадах и других), должны проводить два человека. В первую очередь проверяется с помощью газоанализатора отсутствие в кабельных сооружениях газов, состояние освещения и вентиляции. Проверяется общее состояние кабельных сооружений, наличие средств пожаротушения, отсутствие посторонних предметов. Все металлические конструкции кабельных сооружений должны быть покрыты негорючим антикоррозийным составом. Кабельные туннели должны быть оборудованы средствами для отвода ливневых и почвенных вод. Эти средства должны находиться в исправном состоянии. По температуре внутри кабельных сооружений косвенно контролируется тепловой режим кабелей. Температура воздуха внутри сооружений должна превышать температуру наружного воздуха не более чем на 10°С. На открыто проложенных кабелях должны быть стойкие к воздействию окружающей среды бирки, прикрепляемые в начале и конце кабеля и через 50 м. На этих бирках указываются: марка и сечение кабеля, напряжение, номер или другое условное обозначение линии. На бирках муфт должны быть отмечены номер муфты и дата ее монтажа. Проверяется состояние антикоррозийного покрова металлических оболочек кабелей, расстояния между кабелями, состояние соединительных и концевых кабельных муфт, отсутствие следов вытекания масла или кабельной мастики. Все замеченные при осмотрах дефекты и неисправности КЛ заносятся в листок осмотра. Эти дефекты и неисправности в зависимости от их характера устраняются при текущем техническом обслуживании. Повреждения аварийного характера должны быть устранены немедленно.
energoboard.ru Вопрос 120. Когда проводятся осмотры кабельной линии?Ответ. Осмотры KJT напряжением до 35 кВ проводятся в следующие сроки: трасс кабелей, проложенных в земле - не реже 1 раза в 3 месяца; трасс кабелей, проложенных на эстакадах, в туннелях, блоках, каналах, галереях и по стенам зданий - не реже 1 раза в 6 месяцев; кабельных колодцев - не реже 1 раза в 2 года; подводных кабелей - по местным инструкциям в сроки, установленные ответственным за электрохозяйство. Периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев выборочные осмотры КЛ проводит инженерно-технический персонал. Вопрос 121. Как проводятся раскопки кабельных трасс?Ответ. Раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны проводиться только с письменного разрешения организации, эксплуатирующей КЛ. Исполнитель должен обеспечить надзор за сохранностью кабелей на весь период работ, а вскрытые кабели укрепить для предотвращения их провисания и защиты от механических повреждений. На месте работы устанавливаются сигнальные огни и предупреждающие плакаты. Вопрос 122. Какой размер охранной зоны над подземными кабельными линиями?Ответ. Над подземными кабельными линиями устанавливаются охранные зоны в размере площадки над кабелями: для кабельных линий выше 1000 В по 1 м с каждой стороны от крайних кабелей; для кабельных линий до 1000 В по 1 м с каждой стороны от крайних кабелей, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами - 0,6 м в сторону зданий сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы. Охранные зоны кабельных линий используются с соблюдением требований правил охраны электрических сетей. Вопрос 123. Защита кабельных линий напряжением до и выше 1000 в, проложенных в земле, от механических повреждений.Ответ. Кабельные линии обычно прокладываются на глубине 0,7 м. Снизу кабель должен иметь подсыпку, а сверху засыпку мелкой землей, не содержащей камней, строительного мусора и шлака. Кабели напряжением до 35 кВ защищаются на всем протяжении путем покрытия железобетонными плитами толщиной не менее 50 мм или глиняным обыкновенным кирпичом в один слой поперек трассы при рытье траншеи землеройным механизмом с шириной фрезы менее 250 мм, а для одного кабеля - вдоль трассы кабельной линии. Кабели до 1 кВ защищаются лишь на участках, где вероятны механические повреждения (например, в местах частых раскопок). Асфальтовые покрытия улиц рассматриваются как места, где разрытия производятся в редких случаях. В некоторых случаях вместо кирпича допускается применение сигнальных пластмассовых лент. Вопрос 124. Глубина заложения кабелей линии в земле. В каких случаях разрешается уменьшать глубину их заложения?Ответ. Кабели закладываются на глубину 0,7 м, а при пересечении улиц и площадей на глубину 1 м. Специальной техникой укладка кабеля осуществляется на глубину 1 м без механической защиты. Уменьшение глубины заложения кабеля до 0,5 м допускается длиной 5 м в местах вводов в здания, а также при пересечении подземных сооружений. Вопрос 125. Действие персонала при обнаружении в отрываемых траншеях неизвестных трубопроводов и кабелей.Ответ. При обнаружении трубопроводов, неизвестных кабелей или других коммуникаций, не указанных в схеме, необходимо приостановить работы и поставить об этом в известность ответственного за электрохозяйство, а также ответственного руководителя работ. Рыть траншеи и котлованы в местах нахождения кабелей и подземных сооружений следует с особой осторожностью, а на глубине 0,4 м и более - только лопатами. studfiles.net 5.2.Осмотр и профилактическое обслуживание линейно-кабельных сооружений5.2.1.При профилактическом обслуживании линейно-кабельных сооружений выполняются следующие основные работы: -осмотр состояния трасс кабельных линий и приведение их в порядок; -проведение работ по надзору за сохранностью линейно-кабельных сооружений; -протирка и выправка кабелей и муфт в кабельных колодцах; -выправка положения подвесных и настенных кабелей; -регулировка стрелы провеса подвесного кабеля; -очистка от пыли и влаги деталей в оконечных кабельных устройствах; -проверка исправности и замена в случае необходимости разрядников и предохранителей; -проверка состояния и приведение в порядок кроссировок в распределительных шкафах и кабельных ящиках. 5.2.2.Выявленные при техническом обслуживании линейно-кабельных сооружений недостатки, подлежащие устранению при ремонте этих сооружений, должны фиксироваться в журнале технического осмотра линейно-кабельных сооружений. 5.3.Осмотр и профилактическое обслуживание воздушных линий5.3.1.Осмотр и профилактическое обслуживание воздушных линий производятся линейной бригадой или участковым электромонтером во время обхода закрепленного участка. 5.3.2.Профилактическое обслуживание воздушных линий местных сетей связи включает следующие работы: -контрольный осмотр опор (один раз в год - весной) с уточнением необходимого объема работ для включения в план ремонта; -замена и укрепление аварийных спор и регулировка оттяжек; -вырубка поросли кустарника под проводами, обрезка ветвей деревьев, для обеспечения установленной ширины просек, удаление деревьев, угрожающих паданием на линию связи; -замена битых изоляторов, пересадка слабо насаженных изоляторов; -выправки штырей, крюков, кронштейнов, накладок, замена негодных вязок (коротких, корродированных, лопнувших и др.) выправка перекосившихся траверс; - замена неисправных контрольных сжимов на контрольных опорах, пайки или покрытие лаком мест соединения изолированных проводов с голыми; -крепление (подтягивание) проволочных хомутов на приставках, удаление набросов с проводов, сбор металлических отходов с трассы линий; -окраска кабельных площадок, желобов, кронштейнов, хомутов, стоек и т.д.; -выправка или замена ступенек на кабельных опорах, ремонт кабельных площадок и желобов; -дополнительное укрепление линий для обеспечения механической устойчивости их при неблагоприятных метеорологических условиях.
ИЗМЕРЕНИЕ ЦЕПЕЙ СВЯЗИ НА ПОСТОЯННОМ ТОКЕ Тема 4.1 Измерение параметров цепей связи постоянным токомНа различных этапах строительно-монтажных и эксплуатационных работ производят измерения и испытания следующих электрических параметров цепей связи постоянным током: омической асимметрии, электрического сопротивления шлейфа, электрического сопротивления изоляции проводов, электрической емкости цепей и электрической прочности изоляции. Необходимо начинать измерения с определения значения омической асимметрии потому, что одной из причин ее увеличения является плохой контакт в месте соединения проводов. При измерении омической асимметрии мост питается небольшим напряжением, недостаточным для создания электрического пробоя в месте плохого контакта. Следовательно, такое повреждение может быть сразу зафиксировано. Если же измерения начать с определения электрического сопротивления изоляции, емкости или с испытания электрической прочности изоляции, то под действием высокого напряжения, применяемого при этих измерениях, в месте плохого контакта может произойти электрический пробой, сопровождаемый временным восстановлением контакта. Следовательно, наличие плохого контакта в проводах не будет зафиксировано. Измерения в зависимости от типа линии и цели подразделяются на приемо-сдаточные, профилактические, аварийные и контрольные. Строительно-монтажные измерения проводятся с целью контроля качества работ на всех этапах строительства и доведения электрических параметров цепей до установленных норм. Приемо-сдаточные измерения проводятся в процессе работы комиссий по приемке законченных строительством или реконструируемых линий связи с целью проверки качества выполненных работ и соответствия электрических параметров линейных сооружений нормам. Профилактические (плановые) измерения проводятся периодически через определенные промежутки времени, установленные руководящими документами Министерства связи Республики Беларусь с целью проверки соответствия нормам электрических параметров существующих линий связи. Аварийные измерения проводятся на неисправных цепях с целью определения характера повреждения и расстояния до места повреждения. Контрольные измерения производятся после окончания ремонтно-восстановительных работ с целью проверки электрических параметров восстановленной цепи. 19 Одним из важнейших параметров цепей связи является электрическое сопротивление проводов. В проводах линий связи происходит основная потеря мощности электрических сигналов. При расчете нормальных режимов работы приемных устройств систем связи учитывают потери в проводах цепи. Но если электрическое сопротивление проводов по какой-либо причине окажется больше расчетного, качество работы приемного устройства может значительно ухудшиться. Для цепей кабельных линий связи нормируется не электрическое сопротивление отдельных проводов, а электрическое сопротивление шлейфа, составленного из двух проводов цепи.
Рисунок 4.1 – Схема измерения сопротивления шлейфа Электрическим сопротивлением шлейфа (Rшл) называется сумма электрических сопротивлений проводов двухпроводной цепи постоянному току Rшл = Ra + Rб Между идеальными цепями линий связи взаимные влияния отсутствуют, но создать такие цепи практически невозможно. Если асимметричность цепи невелика, то и взаимные влияния незначительны. Вследствие возможной неоднородности материалов, некоторого отличия диаметров проводов, коррозии, существенных повреждений изоляции проводов или плохих контактов в местах спаек или других причин увеличивается асимметричность цепи и, как следствие, увеличивается взаимное влияние между цепями. Для оценки степени асимметричности цепи введено понятие омической асимметрии.
Рисунок 4.2 – Схема измерения сопротивления омической асимметрии Омической асимметрией (ΔR) называется разность электрических сопротивлений проводов двухпроводной цепи постоянному току 20
Для уменьшения потерь мощности при передаче электрических сигналов по проводным линиям связи необходимо обеспечить минимальную утечку тока с проводов через изоляцию. Для оценки степени утечки тока введено понятие электрического сопротивления изоляции. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ Сравнивая результаты измерений с нормами, нужно сделать заключение об электрическом состоянии цепи. Нормы большинства электрических характеристик установлены для однородной цепи длиной 1 км при температуре t = +20°С, а результаты измерений получают для цепи, имеющей какую-то конкретную длину l при какой-то конкретной температуре окружающей среды. Кроме того, измеряемая цепь может состоять из участков кабеля с разными диаметрами жил (неоднородная цепь). Порядок обработки результатов измерений следующий: I) Измеренное электрическое сопротивление шлейфа приводят к t = +20°С по формуле:
где а - температурный коэффициент сопротивления провода, равный для медных проводов 0,0039, а для алюминиевых проводов 0,004; t - температура грунта на глубине залегания кабеля, при которой проводились измерения (значение температуры t указано на лицевой панели макета), °С 2) Рассчитывают километрическое сопротивления шлейфа: По таблице 1 по диаметру жилы определяем норму и сравниваем с результатами расчетов. Если rшлтабл ≥ rшлрасч, то цепь в норме по сопротивлению шлейфа. Таблица 1 – Нормы километрического сопротивления шлейфа
3) Измеренное электрическое сопротивление изоляции Rиз жил кабеля приводим к температуре t = +20°С по формуле: 21 где: αиз - температурный коэффициент сопротивления изоляции, равный 0,06 для кабелей с бумажной изоляцией и 0,001 - для кабелей с полистирольной и полиэтиленовой изоляцией. 4) Определяется километрическое сопротивление гиз. Полученные величины сравниваются с электрическими нормами. По таблице 2 по типу кабеля определяем норму и сравниваем с результатами расчетов. Если rиз табл ≥ rшлрасч, то цепь в норме по сопротивлению изоляции. Электрическое сопротивление изоляции каждой жилы по отношению ко всем остальным, соединённым между собой и с заземлённой металлической оболочкой, для смонтированного по длине кабеля, но не включенного в оконечные устройства, при t = +20 °С должно быть не меньше величин, приведенных в таблице 2: Таблица 2 – Нормы километрического сопротивления изоляции
5) Определяется общая рабочая ёмкость по формуле:
где Саз, Cбз Саб - измеренные значения емкостей, нФ. 6) Определяем километрическую рабочую ёмкость Ср цепи по формуле:
где Сризм - измеренное значение рабочей емкости цепи, нФ. По таблице 3 определяем норму и сравниваем со своим результатом:
7) Определяем омическую асимметрию на измеряемый участок кабельной линии по формуле: 22
Рассчитанное значение ΔR будем считать нормой. Соответственно измеренное значение должно всегда быть меньше этого значения. На основании всех этих расчетов можно сделать вывод о состоянии кабельной линии.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНИ Нормальная работа систем связи иногда нарушается из-за повреждения линии (имеется ввиду повреждение кабеля или ВЛС). Причин повреждения кабельных линий связи много: микротрещины в оболочке и недоброкачественный монтаж кабельных муфт приводят к проникновению влаги в кабель, а это приводит к понижению электрического сопротивления изоляции жил. Плохая спайка жил создает повышенную омическую асимметрию и может вызвать обрыв цепи. Часто кабели повреждаются при строительстве и ремонте других подземных коммуникаций (водопровода, газопровода, теплопровода, электрических кабелей). Основными причинами повреждении воздушных линий связи являются стихийные бедствия (ураганы, гололеды, грозы, оползни грунта, землетрясения). Это далеко не все причины, вызывающие повреждения на линиях связи. Различают два состояния поврежденных линий связи: повреждения и аварии. Повреждение - выход некоторых параметров за пределы нормы. Авария - повреждение линии связи, при котором полностью прекращают действовать тракты и каналы. Повреждения линейных сооружений устраняются в порядке профилактического обслуживания в такие сроки, чтобы не допустить простоя систем связи. Аварийные измерения заключаются в определении поврежденного усилительного участка и характера повреждения: определение поврежденной строительной длины, определение расстояния до места повреждения в пределах строительной длины, уточнение места повреждения, проведения контрольных измерений с целью определения качества ремонтно-восстановительных работ. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ДО МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ studfiles.net Обслуживание кабельных линийГлавным моментом при обслуживании кабельных линий считается тщательное наблюдение за состоянием и нагрузкой кабелей. Важно вести паспорт кабельных линий с отметками о проводимых испытаниях, ремонтах повреждений линий, актах обследований, силовых нагрузках и предельно допустимых значений перегрузок на линии. Обслуживание кабельных линий заключается: — Содержание трассы кабельных линий в чистоте; — Отсутствие рядом с линиями посторонних предметов, мешающих проведению испытаний и ремонтных работ; — Состояние поверхностного слоя почвы (отсутствие провалов, ям, размывов). Следует контролировать проведение любых земляных работ вблизи кабельной трассы. Такие работы должны быть в обязательном порядке согласованы с ведущим инженером предприятия. Обслуживание линий происходит в формах осмотра и ремонта (в случае выявления неполадок при осмотрах). Сроки обслуживания кабельных линий: 1. Кабельных трасс проложенных под землей – в соответствии с внутренними инструкциями предприятия, но не менее одного раза в три месяца. 2. Концевые муфты на линиях с напряжением свыше 1000В производится один раз в полгода, на линиях менее 1000В – один раз в год. 3. Кабельные муфты, располагающиеся в трансформаторных будках, подстанциях обслуживаются одновременно с другой техникой. 4. Кабельные колодцы обслуживают два раза в год. Периодичность осмотров кабельных линий напрямую зависит от условий местности. Те места, в которых совместно с кабельными линиями пересекаются другие коммуникации осмотры и обслуживание производятся чаще. Сроки и периодичность проведения обслуживаний устанавливаются планом-графиком, утвержденным главным инженером предприятия. Для учета данных о неисправностях, которые были обнаружены при обследовании кабельной трассы и контроля за своевременным устранением неполадок на линии ведется специальный журнал в каждом предприятии. Кабельные линии осматриваются и обслуживаются бригадой опытных рабочих. По завершению работ составляется акт с указанием всех проведенных мероприятий, который утверждается главным инженером организации. Обязательным этапом обслуживания является проверка показателей перегрузки и нагрузки кабелей. В результате перегрузки состояние линий быстро ухудшается и значительно сокращается срок их службы. При недогрузках происходят перебои в напряжении, что также приводит к поломкам и сбоям в оборудовании. pue8.ru Практическая работа № 23 тк 62 осмотр каб трассыПрактическая работа № 23 Тема: Осмотр трассы подземных кабелей и кабельных желобов
Измерительные приборы, инструмент, материалы: носимая радиостанция, исполнительный кабельный план, лопата. Основная цель осмотра кабельных трасс — это наблюдение за сохранностью кабелей и предупреждение механического повреждения. Поэтому при очередных проходах вдоль железнодорожных путей, но не реже установленной периодичности, следует осматривать трассу подземных кабелей, а также кабельных желобов для предупреждения возможности повреждения их при производстве строительных или земляных работ. Во время весеннего паводка, а также после ливневых дождей необходимо выполнять внеочередной осмотр трассы подземных кабелей. Чаще механические повреждения кабельных линий происходят при проведении различных строительных работ. Обычно предпосылки, ведущие к механическим повреждениям кабельных линий при строительных и других работах, создаются постепенно, поэтому их можно обнаружить при периодических осмотрах трасс. Характерные признаки, каждый из которых в отдельности может свидетельствовать о намеченном проведении строительных работ в зоне нахождения кабелей, следующие; разметка местности, завоз и складирование строительных материалов, возникновение дорог, установка ограждений, появление механизмов и строительных домиков-фургонов и т. п. Другие работы и мероприятия, потенциально опасные для состояния действующих кабелей, проводимые вдоль земляного полотна железных дорог, на полях, лесоучастках и т. п. становятся очевидными еще до возникновения аварийного положения на кабельных трассах. Поэтому одна из основных целей осмотра трассы кабелей — наблюдение за изменением обстановки в районах трасс и принятие неотложных мер по предотвращению повреждения кабеля в опасных случаях. Для полноценного осмотра трассы обслуживающим персоналом необходимо знать: характер местности на всех участках трассы; предприятия, организации и учреждения, которые могут производить строительные работы в местах прохождения кабелей; строительные, ремонтно-восстановительные и земляные работы, которые уже ведутся; какие работы будут произведены в ближайшее время; опасные для сохранности кабелей места вблизи полевых станов, стоянок, механизмов, хранилищ горюче-смазочных материалов, карьеров производственного и бытового назначения (песчаных, глиняных и черноземных), прудов, промышленных и бытовых свалок, а также места пересечения трасс железными, шоссейными и грунтовыми дорогами, осушительными и оросительными каналами, стоками, дренажами, газо- и нефтепроводом, высоковольтными линиями, линиями связи и другими коммуникациями, на которых могут проводиться эксплуатационные и ремонтно-восстановительные работы. Учитывая сезонность многих работ, можно заранее определить начало их проведения и принять соответствующие меры по сохранности кабельных линий. При осмотре трассы кабеля электромеханик должен пользоваться исполнительным кабельным планом, где должны быть указаны муфты и дана привязка прохождения трассы к местности- В зимнее время особое внимание должно уделяться наличию знаков ограждения (вышек) кабельных разветвленных муфт и путевых трансформаторных ящиков. Особо тщательный надзор за состоянием кабельной трассы должен проводиться на участках, где строительно-монтажными организациями уже ведутся строительные работы. Недопустимо, чтобы места прохождения кабельной трассы были засорены мусором, что может привести к возгоранию кабеля. При осмотре кабельных желобов, незасыпанных землей, проверяют целость желобов, наличие крышек, обозначений согласно кабельному плану. На желобах должны быть несмываемые надписи типа БИР— на желобе с бирками, СМЖ —- на желобе с соединительной муфтой, СМ3— на желобе, рядом с которым в земле находится соединительная муфта, ВЫХ 5.20 — на желобе, из которого выходят кабели под номерами 5 и 20. Кабели в желобах должны лежать свободно "змейкой", не пересекаясь друг с другом. Допускается укладка кабелей в несколько рядов, но не более пяти. При этом между рядами через 40 м должны быть установлены деревянные прокладки сечением 40 х 40 мм. Кабели связи при совместной прокладке их с сигнально-блокировочными и контрольными кабелями укладывают крайними в верхнем ряду. Силовые кабели напряжением от 400 В до 1 кВ при прокладке в одном желобе с кабелями связи и сигнально-блокировочными кабелями отделяют от них несгораемой перегородкой. В случае прокладки кабелей в два ряда и более на каждый кабель через 40 м должна быть прикреплена бирка с указанием номера кабеля в соответствии с ведомостью и планом укладки. Бирки на все кабели прикрепляют в пределах одного желоба. При осмотре трассы кабелей, проходящей по металлическим или железобетонным мостам, проверяют целость труб и желобов, используя для этого смотровые люки. При прокладке кабелей под пешеходной частью моста смотровые люки должны быть устроены не реже чем через 50 м. В местах перехода кабелей через температурные швы мостов и сопряжения пролетных строений различных типов, а также при переходе с конструкций мостов на устои или непосредственно в грунт должен быть предусмотрен запас кабеля в виде полупетли длиной не менее 1 м для предохранения кабелей от механических повреждений при температурных деформациях элементов мостов. При осмотре кабельной трассы в туннелях проверяют целость и надежность крепления кабельных конструкций и кабеля. Высота установки опорных кабельных конструкции от уровня головки рельса и способ их крепления определяются проектом. На прямолинейных участках туннеля опорные кабельные конструкции устанавливаются на расстоянии 1 м друг от друга по горизонтали. В местах поворота трассы расстояния между конструкциями выбираются по месту допустимого радиуса изгиба кабелей; оно должно быть не больше, чем для прямых участков. При установке кабельных конструкций в несколько рядов вертикальное расстояние между горизонтальными рядами должно быть не менее 125 мм. Опорные металлические кабельные конструкции должны быть покрыты негорючей антикоррозийной краской или оцинкованы. Для прокладки в туннелях должны применяться небронированные и бронированные кабели с негорючими защитными покровами (стеклянная пряжа с негорючим составом, поливинилхлоридный пластикат или другие, равные им по несгораемости материалы), а также бронированные кабели без наружного защитного покрова. Если кабель одной строительной длины прокладывается по опорным кабельным конструкциям и в земле, то применяют кабель с защитным покровом, а на всем протяжении туннеля защитный покров удаляется. Применение в туннелях кабелей с наружными полиэтиленовыми оболочками или покровами по условиям пожарной безопасности запрещается. Прокладка кабеля должна соответствовать требованиям, изложенным в Правилах производства работ по устройству автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте (кабельные работы) ВСН 129/1-80. О результатах осмотра трассы подземных кабелей и кабельных желобов электромеханик записывает в Журнал формы ШУ-2. Контрольные вопросы
3 studfiles.net |