Eng Ru
Отправить письмо

Установка электрического столба на даче или частном секторе. Установка опоры лэп


Установка электрической столба (опоры) на дачном участке

Если возникла необходимость установки электрической опоры у себя на даче или на частном участке, необходимо для начала обратиться в электроснабжающую организацию  (МРСК-Россети) и подать заявление на установку.

При согласии организации, для вас составят технический проект (техническое присоединение), в котором прописываются все детали по техническим мероприятиям, заплатив при этом определенную сумму на проект и установку. При крайних случаях можно установить опору ЛЭП самому об этом ниже.

Технические характеристики опор

Если вы собираетесь устанавливать электрический столб , то данный выбор сводиться к трем вариантам, а точнее к двум :

  • установка деревянной опоры предварительно пропитанной антисептиком, т. е. специальным составом против загнивания;
  • Установка железобетонной опоры, более долговечный вариант, но дороже;
  • Установка металлической опоры, такие конструкции применяются на напряжение 35 кВ и выше, поэтому такой вариант отпадает.

Пропитанные антисептиком деревянные опоры

Ж/б стойки

Конечно, наиболее выгодный вариант это дерево, он более дешевый и при пропитке антигнилостным составом, опора вам прослужит 15—25 лет, а то и более. Обычно деревянные опоры без пропитки служат от 5 до 15 лет максимум, изготавливаются из сосны, лиственницы, реже ели.

Размеры ж/б опоры

Стандартная длина деревянных опор составляет 9—9,5 метров для ЛЭП -0,4 кВ и 11—11,5 метров для ЛЭП 6—10 кВ. Если вариант деревянных опор вас не устраивает тогда можно взять ж/б опоры, они долговечны, имеют защиту от загнивания, под действием осадков и внешней окружающей среды. Длины опор – ЛЭП 0,4 кВ 9,5 м, и 11 м для ЛЭП 6–10 кВ.

Характеристики деревянных опор

№ п/п Параметры Значение
1 Материал древесины сосна
2 Сорт древесины по ГОСТ 9463—88 1—2
3 Длина стойки, м 9,5
4 Диаметр стойки в верхнем торце, мм, не менее 160
5 Диаметр стойки в нижнем торце, мм, не менее 225
6 Максимальный изгибающий момент(до разрушения), кН*м, не менее 70
7 Пропитка автоклавно-диффузионная в соответствиис ГОСТ 20022.6—93 вакуум – давление– вакуум
8 Тип пропиточного состава водорастворимыйантисептик группыССА ,ХМ
9 Содержание пропиточного состава, кг/м3, не менее 8
10 Глубина проникновения пропиточного составав ГОСТ 20022.0—93, не менее 85% толщины слоязаболони

Опора ж/б обозначается как СВ-95—3 или СВ-110—3 расшифровывается :

  • СВ — стойка вибрированная;
  • 95,110- длина опоры в дециметрах;
  • 3 — расчетный изгибающий момент, тс*м.

Требования к воздушной линии напряжением до 1 кВ

Есть определенные требования при установке опоры и запитывании домов проводами, устанавливать необходимо руководствуясь ПУЭ, нормами и правилами ,к таким относятся:

  • При подвеске неизолированных проводов расстояние от провода до балконов и окон не менее 1,5 м;
  • Высота провода над проезжей частью в максимальном её провисе должно составлять не менее 6 метров, над другими объектами и не проезжей частью не менее 3,5м;
  • Расстояние между проводами должно составлять минимум 10 см, если провис провода более 6 метров расстояние между проводами -15 см;
  • Высота изоляторов ввода в дом должна составлять не менее 2,75м;
  •  на опорах могут быть изоляторы, которые должны быть выполнены из фарфора или стекла;
  • расстояние от токопровода до неизолированных проводов до 1 кВ составляет не менее 1 метра, при прокладке изолированным проводов СИП расстояние не нормируетс;
  • деревянная опора должна быть пропитана антигнилостным составом.

Необходимая высота проводов над проезжей частью и тротуарами

Технология установки опоры на участке  деревянной опоры:

  • Выбирается место по техническому присоединению куда будет устанавливаться опора ВЛ;
  • Производиться расчистка трассы от деревьев , кустарников, различных конструкции  для установки спецтехники;
  • Подвозиться опора на место работ, с помощью бортовой техники;
  • Производиться установка спец техники БКМ (бурильно-крановая машина) или Ямобур для бурения отверстия под опору на глубину 2,0—2,5 метра;

    Установка с помощью БКМ 317

  • С помощью БКМ производиться зацепка деревянной опоры лебедкой с крюком на петлю, чуть выше центра тяжести опоры;
  • Если устанавливается ж/б опора , можно это делать с помощью крана, берется стальной или синтетический строп один конец стропа обматывается выше центра тяжести вокруг опоры на удавку, а другой —  зацепляется на крюк крана;
  • Подъем и установку опоры необходимо осуществлять, чтобы можно было ее переместить к пробуренному отверстию;
  • С помощью стропальщика опора устанавливается в яму, работники ее выравнивают по вертикали;
  • Лопатами засыпается пробуренная яма щебнем или этим же пробуренным грунтом, через каждые 30—40 см трамбуется грунт трамбовкой;
  • Монтируется заземляющий проводник для деревянной опоры. По всей длине опоры прикрепляется катанка, в землю вбивается штырь глубинной 1,0—1,5 м, катанка приваривается к штырю. У ж/б опор заземляющий спуск уже вмонтирован.
Опора может устанавливаться без пасынка, тогда низ опоры должен быть  пропитан битумом на расстояние 10 см выше установленной опоры в земле. Деревянная опора может быть скреплена или соединена с ж/б пасынком, или деревянным пасынком (пропитанным антисептиком), с помощью специальной проволоки – катанки 6,5 мм ст. (она мягкая и легко гнется).

Катанка 6,5 ст

Место крепления катанки пасынка к стойке называется проволочным бандажом,  количество проволок в бандаже от 6 до 8. Укрепляется  катанка на пасынке скручиванием с помощью ломика , с применением «болотки» — кувалды.

У Вас должно получиться два проволочных бандажа как показано на рисунке ниже. Все пасынки ж/б или дерево, выполняются для увеличения срока службы опоры. А также расстояние между опорами ЛЭП-0,4 кВ 35-40 м.

Сопряжение пасынка к опоре на напряжение 0,4 – 10 кВ 1-опора,2-бандаж,3-пасынок,4-шайба бандажная, 5 – болт стяжной, 6- хомут металлический,7 – гайка крепления,8 — планка

 Рисунок а) Крепление пасынка к опоре с помощью проволочного бандажа как описывалось выше, б) Крепление пасынка к опоре с помощью проволочного бандажа и стяжным болтом с шайбой, в) крепление пасынка к опоре с помощью металлического хомута и гаек. Тут ничего сложного нет  берется два хомута устанавливается на необходимые расстояния друг от друга и скрепляется с помощью гаек.

В качестве приставок может использоваться дерево длинной 4,5 м или железобетонные пасынки марки ПТ длинной 3,5—6 м в зависимости от длины стойки и напряжения питающей линий.

Подключение электричества к дому

Подключение дома от центральной линии промежуточной опоры к ответвительной — может осуществляться несколькими способами:

  • Подключение дома голым алюминиевым проводом;
  • Подключение дома с помощью кабеля;
  • Подключение дома с помощью провода СИП.

При подключении здания с помощью первого варианта можно осуществить вкручиванием изоляторов в тело опоры в шахматном порядке при этом необходимый материал: крюки КН-18(крюк низковольтный), изолятор ТФ-20 (фарфоровый изолятор) и колпачок К-5.

Изолятор ТФ — 20

Крюк КН-18

Отверстие высверливается диаметром 18 мм (буром) и вкручивается крюк КН-18 сверху забивается колпачок(молотком) и накручивается изолятор, расстояние между изоляторами в таком случае  не менее 0,4 м. Также можно осуществить подключение с помощью траверсы металлической.

Расстояние между изоляторами минимум 15 см, установка изоляторов производиться аналогично, крепятся провода к изоляторам и к изоляторам на вводе в дом.

Внешний вид вязки алюминиевой

Если производиться подключение дома голым проводом, то необходимо закрепить к дому траверсы с изоляторами или закрутить крюки с изоляторами в тело деревянного дома, соответственно количество проводов и изоляторов  выбирается от класса напряжения — 0,23 кВ(2 изолятора, 2 крюка) или 0,4 кВ (4 изолятора, 4 крюка).

Как крепить вязкой провод к изолятору

Подключение дома вторым способов осуществляется двумя вариантам это воздушное подключение с помощью крепления кабеля к металлическому тросу и к изоляторам дома или подземное подключение кабеля.

Третий вариант подключения СИПом набирает все большую популярность, так как он обладает рядом преимуществ — ознакомиться как подключить провод СИП к дому.

Установка вручную

Установка деревянной  опоры вручную осуществляется, если невозможно использовать средства большой механизации, а также при небольшом объеме работ, стойки деревянных опор могут осуществляться вручную, т. к. их вес небольшой.

При этом используются багры, подставки, ухваты и разные другие приспособления. Ознакомиться с установкой опоры ручным способом вы можете посмотрев видео ниже:

Похожие статьи

infoelectrik.ru

Установка опор ЛЭП

opora1Опоры представляют собой основной элемент линий электропередач. От их качества и от качества их установки, в значительной мере, зависит работоспособность и функциональность ЛЭП, а также безопасность их эксплуатации. Таким образом, установка опор ЛЭП играет огромную роль для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей.

Установка опор ЛЭП требует предварительного выполнения проектных работ. Проектирование должно осуществляться с учетом типов опор, видов грунта, особенностей рельефа местности и множества других факторов. Проектные работы имеют огромное значение для качества монтажа и снижения уровня затрат на проведение монтажных работ. Одним из важных этапов проектирования является расчет параметров фундамента, на котором будет осуществляться установка опор ЛЭП.

Установка опор ЛЭП представляет собой достаточно сложную технологическую операцию. Необходимым условием ее осуществления является наличие специализированной техники для выполнения работ связанных с подъемом и перемещением грузов, монтажных и высотных работ. Уровень технической оснащенности компании, которой выполняется установка опор ЛЭП, должен обеспечивать высокую точность монтажа. Наиболее распространенным видом оборудования для установки опор ЛЭП является подъемный и буровой механизмы. Рабочий ход и вылет стрелы крана должны обеспечивать возможность полного подъема и удержания опоры в вертикальном положении до закрепления на фундаменте. Перед закреплением опор должно тщательно их положение должно тщательно выверяться по вертикали, корректировка положения опор обеспечивается при помощи дополнительного оборудования. Кроме этого, качественнаяустановка опор ЛЭП невозможна без соответствующего уровня квалификации персонала, занятого монтажными работами.

Опоры СВ

opora4Железобетонные опоры ВЛ необходимы для закрепления на них линий электрических проводов. Они удерживают закрепленные на них провода на нужном от земли расстоянии. Сами провода же закрепляются на опорах через изоляторы к траверсам и специальным консолям. Железобетон имеет ряд преимуществ перед другими применяемыми материалами для изготовления опор, такими как дерево или металл. Железобетон очень устойчив к негативному воздействию окружающей среды, не подвергается коррозии, воздействию химических веществ. Если нагрузка линии от 35 кв и более, то используют центрифугированный бетон. Эксплуатировать железобетонные опоры ЛЭП CВ можно свыше пятидесяти лет.

Изолятор применяется для крепления и изолирования подвешиваемых кабелей на опоры ЛЭП СВ. Изоляторы и прочие приспособления для закрепления проводов устанавливают на траверсе. Для того чтобы установить на опоре светильники, которые будут освещать улицу, на самый верх опоры устанавливается кронштейн. Это позволяет крепить один или несколько осветительных прожекторов.

Маркировка этих конструкций производится с помощью букв и цифр.

Например, СВ 110 — 3.5 Расшифровывается это так: стойка вибрированная, длина ее 11 м, а расчетный момент (максимальный) составляет 3,5. Железобетонные световые опоры чаще всего устанавливаются буквой А.

В зависимости от способа подвески проводов опоры делятся на две основные группы:

  • опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах;
  • опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов; на этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

opora2Эти виды опор делятся на типы, имеющие специальное назначение.

  • Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально; на опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.
  • Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерно-угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов. При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. При больших углах поворота устанавливаются анкерно угловые опоры.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, то есть воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки. В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от опоры можно натягивать с различным тяжением проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет воздействовать горизонтальная продольная нагрузка.

При установке анкерных опор на углах анкерно угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций.

По назначению

Промежуточные опоры устанавливаются на прямых участках трассы ВЛ, предназначены только для поддержания проводов и тросов и не рассчитаны на нагрузки от тяжения проводов вдоль линии. Обычно составляют 80—90 % всех опор ВЛ.

Угловые опоры устанавливаются на углах поворота трассы ВЛ, при нормальных условиях воспринимают равнодействующую сил натяжения проводов и тросов смежных пролётов, направленную по биссектрисе угла, дополняющего угол поворота линии на 180°. При небольших углах поворота (до 15—30°), где нагрузки невелики, используют угловые промежуточные опоры. Если углы поворота больше, то применяют угловые анкерные опоры, имеющие более жёсткую конструкцию и анкерное крепление проводов.

Анкерные опоры устанавливаются на прямых участках трассы для перехода через инженерные сооружения или естественные преграды, воспринимают продольную нагрузку от тяжения проводов и тросов. Их конструкция отличается жесткостью и прочностью.

opora3Концевые опоры — разновидность анкерных и устанавливаются в конце или начале линии. При нормальных условиях работы ВЛ они воспринимают нагрузку от одностороннего натяжения проводов и тросов.

Специальные опоры:

  • транспозиционные — для изменения порядка расположения проводов на опорах;
  • ответвлительные — для устройства ответвлений от магистральной линии;
  • перекрёстные — при пересечении ВЛ двух направлений;
  • противоветровые — для усиления механической прочности ВЛ;
  • переходные — при переходах ВЛ через инженерные сооружения или естественные преграды.

Изготовление железобетонных опор лэп СВ производится в строгом соответствии с требованиями ГОСТ. Некачественно выполненная световая опора может быстро разрушиться, что приведет не только к финансовым издержкам, связанным с восстановлением оборванного участка линии электропередач, но и может привести к трагическим последствиям, связанным с гибелью людей.

Сборка и установка опор ЛЭП

Все работы по сборке и установке опор производятся по проектам производства работ, разрабатываемым в соответствии со СНиП 12–01—2004. До начала производства работ по сборке и монтажу опор должна быть подготовлена площадка, на которой будут выполняться работы, на нее должны быть завезены элементы опоры. Все площадки должны иметь временные подъезды для автотранспорта и строительной техники.

В процесс сборки и монтажа опор входят: выкладка железобетонных стоек и отдельных элементов стальных опор, сборка опоры, установка опоры в проектное положение, ее выверка и закрепление.

Как правило, выкладка опоры и ее элементов производится вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях исходя из рельефа местности и из условий ее подъема в вертикальное положение выкладка и сборка опоры производится поперек оси трассы ВЛ.

На косогорах выкладку и сборку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ, траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередачи с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а также линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами и тросостойкой в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры до пересечения не меньше 1,5 высоты опоры.

Это расстояние считается:

  • от центра опоры до бровки кювета при пересечении с автодорогами;
  • с железными дорогами – до проекции линий связи и автоблокировки, а при их отсутствии – до края основного земляного полотна;
  • с оврагами – до их бровки;
  • с реками – до уреза воды;
  • с линиями связи и линиями ВЛ – до проекции их крайнего провода.

Если во время осмотра опоры перед сборкой обнаружатся отдельные элементы опор с повреждениями, то к сборке ее до исправления и замены этих элементов или деталей приступать запрещается.

Установка железобетонных опор

Установка железобетонных опор производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разнице устанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаются вдоль оси ЛЭП.

Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должно превышать одних суток.

При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производится установка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхних концов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовых связей.

После подъема и установки краном свободностоящих опор в выкопанные котлованы, опоры должны быть временно раскреплены оттяжками, а затем установлены нижние и верхние ригели. Окончательное закрепление опор осуществляется обратной засыпкой грунтом только после их выверки засыпкой в пазухи грунта с послойным трамбованием. В зимнее время смесь для засыпки пазух защищается от промерзания матами из шлаковаты или других утеплителей.

malahit-irk.ru

Как установить опору ЛЭП, электрический столб для освещения?

opory_ustanovkaУстановка столбов для электричества осуществляется при воздушной прокладки электросетей между трансформаторными подстанциями и конечными потребителями электричества. При выполнении работ самостоятельно, своими руками, важно знать, что конструкция воздушных линий электропередач, их проектирование и строительство должны соответствовать документам: строительными нормами и требованиям ПУЭ.

При выполнении работ по погрузке, перевозке и разгрузке опор требуется, чтобы они не подвергались ударам, резким толчкам и рывкам. Нельзя разгружать опоры сбрасыванием. Запрещается транспортировать опоры и детали ВЛ по земле волоком. Их развозят по трассе специальными машинами, оборудованными приспособлениями для погрузки и выгрузки.

Как правильно установить электрический столб?Правила установки электрических столбов железобетонных (типа стоек СВ, марки вида СК) для линий электопереедач и наружного освещения имеют определенную последовательность работ.

Технология установки столбов ЛЭП и бетонных опор освещения включает в себя следующие виды технологических операций:

  1.  Разметку трассы электролинии, определение места установки электрических столбов с учетом расстояния между опорами ЛЭП.
  2.  Бурение скважин под опоры с помощью бурильно-крановых машин БКМ. Также можно выполнить земляные работы своими руками, используя специальный инструмент для копания ямы - ручной ямобур. Глубина ямы, диаметр зависят от вида электрического столба, категории грунта и диаметра ручного бура. Сегодня в продаже можно встретить бензобур для бурения ям, который намного облегчит вам работы по установке столбов своими руками.
  3.  Непосредственно саму установку готовых электрических столбов с помощью манипулятора БКМ, или крана, выверка по вертикали, закрепление оснований столбов в пробуренных ямах.
  4. Монтаж на электрических столбах траверс ЛЭП, кронштейнов светильников наружного освещения и прокладка наружных электрических линий.

Ямы для опор роют различной формы и на разную глубину в зависимости от типа линии, характера грунта и способов копки. При этом ямам стремятся придать удобную для установки опоры форму при наименьшем изъятии, грунта. Глубина закапывания опор должна быть достаточной, исключающей возможность вывертывания из грунта и опрокидывания под воздействием сил, возникающих от давления ветра на провода и надземную часть. Средняя глубина закапывания опоры в земле должна быть ниже уровня промерзания, то есть около 1,5–2 метров. Для промежуточных опор цилиндрическую форму ямы роют самодвижущиеся бурильные машины с краном для установки опоры в яму. В трудных местах трассы, неудобной для прохода машин, ямы выкапывают вручную лопатой.

Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должно превышать одних суток. Высота столба, как требуют "Правила устройства электроустановок" (ПУЭ) должна быть минимум 5 м, и максимум 12, на практике применяются 7-метровые бетонные опоры. Расстояние в труднодоступных местах должно быть не менее 2,5 м, в недоступных (горы, утесы, скалы) – не менее 1 м. При пересечении не проезжей части улиц, на тротуарах, пешеходных дорожках расстояние можно уменьшить до 3,5 м. При установке вводного щитка его высота должна быть не менее 160 см от земли.

Установка железобетонных опор СК производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разнице устанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаются вдоль оси ВЛ.

При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производится установка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхних концов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовых связей.

После подъема и установки краном свободностоящих опор в выкопанные котлованы, опоры должны быть временно раскреплены оттяжками, а затем установлены нижние и верхние ригели. Окончательное закрепление опор осуществляется обратной засыпкой грунтом только после их выверки засыпкой в пазухи грунта с послойным трамбованием.

Вертикальность опор ЛЭП напряжением 10 кВ и ниже проверяют отвесом, а 35 кВ и выше – теодолитом.

Высота столбов ЛЭП определяется по наименьшим допускаемым расстояним от проводов ЛЭП до земли и инженерных сооружений приведены в табл. 1. Провода ВЛ должны быть подвешены на столбе ЛЭП такой высоты, чтобы от низших точек провода до поверхности земли оставалось расстояние, обеспечивающее безопасность движения. Под проводами ВЛ могут не только проходить люди, но и проезжать автомобили, груженные громоздкими предметами, высокие сельскохозяйственные машины, краны и т. п. На них не должно произойти электрического разряда с провода линии.

Таблица 1. Допустимые расстояния от проводов ЛЭП до земли и инженерным сооружениям

Характеристики местностей и пересечений Напряжения линии, кВ
ниже 1 кВ 1 - 20 35 - 110 220
Ненаселенная местность, часто посещаемая людьми и доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин. Расстояние от провода до земли с учетом стрелы провеса, м 5 6 6 7
Населенные местности и территории промышленных предприятий. Расстояния до земли, м 6 7 7 8
При пересечениях железных дорог постоянного пользования. Расстояние до головки рельсов, м 7,5 7,5 7,5 8,5
При пересечениях автогужевых дорог. Расстояние до полотна дороги, м 6 7 7 8

Высота столба электропередач (0,4-10 кВ), опоры ЛЭП (35-110 кВ, 220-330 кВ) принимается с небольшим запасом Δh, равным 0,2 - 0,4 м к нормативным параметрам.

Траверсы ВЛ прочно закрепляют на опорах электропередач и для предохранения от ржавчины покрывают битумным лаком. Изоляторы закрепляют при помощи полиэтиленовых колпачков. Перед насадкой колпачки разогревают в воде температурой 80–90 град. C, а затем насаживают на штырь или крюк лёгкими ударами деревянного молотка. Внешняя поверхность колпачка имеет форму резьбы, на которую наворачивают изолятор.

Как правильно установить опору освещения?

Технология установки опор освещения типа железобетонный столб выполняется аналогично технологии электромонтажных работ, рассмотренной выше, только на электрическом столбе дополнительно устанавливается кронштейн для крепления светильника наружного освещения. Опоры освещения металлические фланцевые монтируются на предварительно изготовленный железобетонный фундамент. Прокладка кабеля для питания светильника производится внутри металлического столба освещения при установке столба своими руками. Технологию производства работ можно узнать перейдя по ссылке как установить опору освещения.

На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков ставятся штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.

Как установить опору ЛЭП?

Технологический процесс монтажа линии электропередачи (ЛЭП) включает в себя:

  • подготовительные работы, в ходе которых знакомятся с районом прохождения трассы, разбивают трассу, рубят просеки, роют котлованы под опоры, подготавливают разного рода производственные, хозяйственные и коммунальные помещения;
  • основные строительно-монтажные работы, в ходе которых развозят по местам, собирают и устанавливают опоры, доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.

Рытье прямоугольных котлованов для фундаментов опор производится одноковшовым экскаватором ЭО-4321Б с емкостью ковша 1 м3 с бульдозерным отвалом, используемым для снятия почвенно-растительного слоя и сдвигания его в сторону на 5 метров перед рытьем. При рытье котлованов необходимо соблюдать требуемую крутизну откосов, чтобы не обрушались стенки котлованов, а вынутый грунт укладывать на расстоянии 0,5-0,8 метров от бровки котлована, так чтобы он не мешал последующему монтажу подножников. Разрыв во времени между рытьём котлованов и монтажом фундаментов не должен быть более 1 – 2 суток.

Монтаж элементов фундаментов выполняют автомобильным краном КС-4571(г.п – 14,2 т.) без заезда в котлован. Установку ригелей необходимо производить после частичной засыпки котлованов до уровня ригелей.

Обратную засыпку котлованов производят послойно бульдозером ДЗ-110А с одновременным трамбованием слоев грунта вибротрамбующей машиной ВТМ-2М до плотности λ=1,7 m/м3 согласно технологической карте.

opory_montajРешетчатые металлические опоры ЛЭП поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор, перед тем как поставить ее вертикально, производится проверка соответствия рабочим чертежам проекта ВЛ, восстановление антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке. Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. Сборка стальных промежуточных опор ЛЭП, как правило, укрупнительная. На оборудованном полигоне собираются секции опор, которые вывозят на пикет и производят досборку. Сборка анкерных опор предусматривается на пикетах, т.к. секции этих опор имеют большие габариты, усложняющие их перевозку. Для ускорения сборочных работ бригаде придается агрегат для механизированной сборки опор. При выполнении сборочных работ применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты.

Решетчатые стальные опоры устанавливаются на железобетонные фундаменты (подножники) или сваи. Котлованы под фундаменты стальных опор разрабатываются экскаваторами. Заглубление железобетонных свай в грунт выполняется виброударным способом. Глубина заложения фундаментов или свай должна соответствовать проекту ВЛ.

Металлические опоры устанавливаются с помощью подъемного крана соответствующей грузоподъемности. Вылет и рабочий ход стрелы подъема крана должны обеспечивать полный подъем опоры, перемещение ее к месту установки и удержание в вертикальном положении до закрепления на фундаменте. Установка опор осуществляется методом поворота с помощью автокрана КС-4571 и трактора Т-130М. После установки опоры ЛЭП выверяется ее вертикальное положение путем установки подкладок между башмаком и железобетонным фундаментом.

Натяжку проводов ВЛ напряжением до 10 кВ выполняют лебёдкой, при помощи полиспастов или автомашиной, а 35 кВ и выше – тракторами. Стрелу провеса проводов устанавливают визированием. При плохой видимости допускается контролировать натяжку проводов по динамометру.

По окончании строительно-монтажных работ необходимо произвести тщательный осмотр линии и подготовить ее к сдаче в эксплуатацию.

sbk.ltd.ua

Железобетонные опоры линий электропередачи | Электрика,Сантехника

class="eliadunit">

 

Вступление

Железобетонные опоры линий электропередачи используются в монтаже воздушных линий электропередачи (ВЛ и ВЛИ) в населенных пунктах и на не населенной местности. Делаются железобетонные опоры на основе стандартных бетонных столбов: СВ 95-2В, СВ 95-3В, СВ110-1А, СВ 110-3,5А, СВ110-5А.

Железобетонные опоры ЛЭП – классификация по назначению

Классификация железобетонных опор по назначению, не выходит за рамки видов опор стандартизированных в ГОСТ и СНиП. Подробно читать: Виды опор по назначению, а здесь напомню кратко.

opory nomenklatura 1

Промежуточные бетонные опоры нужны для поддержания тросов и проводов. На них не оказывается нагрузка продольного или углового натяжения. (маркировка П10-3, П10-4)

opora p 10 4 1 opora p10 3 1

Анкерные бетонные опоры обеспечивают удержание проводов при их продольном тяжении. Анкерные опоры обязательно ставятся в местах пересечения ЛЭП с железными дорогами и другими естественными и инженерными преградами.

Угловые опоры ставятся на поворотах трассы ЛЭП. На малых углах (до 30°), где нагрузка от натяжения не велика и если нет смены сечения проводов, ставятся угловые промежуточные опоры (УП). При больших углах поворота (более 30°) ставятся угловые анкерные опоры (УА). На конце ЛЭП ставятся анкерные они же концевые опоры (А). Для ответвлений к абонентам, ставятся ответвительные анкерные опоры (ОА).

opora OA 10 2 1

ustroystvo otvetvlenija 1

Маркировка опор из бетона

Стоит остановиться на маркировке опор. В предыдущем параграфе я использовал маркировку для опор 10-2. Поясню, как читать маркировку опор. Маркируются железобетонные опоры следующим образом.

  • Первые две буквы указывают назначение опоры: П (промежуточные) УП (угловые промежуточные), УА (угловые анкерные), А (анкерные-концевые), ОА (опора ответвления), УОА (угловые ответвительные анкерные).
  • Вторая цифра, означает для какой линии электропередачи, опора предназначена: цифра «10» это ЛЭП 10 кВ.
  • Третья цифра, после тире это типоразмер опоры. Цифра «1» это опора 10,5 метров, на основе столба СВ-105. Цифра «2» - опора на основе столба СВ-110. Подробные типоразмеры в таблицах внизу статьи.

Конструкции железобетонных опор

Конструкции опор из железобетона, тоже не выходят за рамки стандартных опорных конструкций.

  • Портальные опоры с оттяжками – две параллельные опоры держатся на тросах оттяжках;
  • Свободностоящие портальные опоры с поперечинами;
  • Свободностоящие опоры;
  • Опоры с оттяжками.

Применение опор должно соответствовать проектных расчетам. Для расчетов используются различные нормативные таблицы, объем которых занимает несколько томов.

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

Если ригели опоры позволяют цеплять только одну линию ЭП, она называется одноцепной (ригель с одной стороны). Если ригель с двух сторон, то опора двухцепная. Если можно навесить много линий проводов, то это многоцепная опора.

class="eliadunit">

Установка бетонных опор

Расчет опор производится СНиП 2.02.01-83 и «Руководство по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП…». Расчет идет по деформации и по несущей способности.

Чтобы закрепить промежуточную опору типа П10-3(4) нужно просверлить цилиндрический котлован диаметром 35-40 см, на глубину 2000 -25000 мм. Установочный ригель на такую опору не нужен.

Анкерные угловые и анкерные ответвительные опоры, обычно монтируются с установочными ригелями. Обращу внимание, что ригеля могут ставиться на нижний край опоры и подкоса, закапываемого в землю и/или на верхний край опоры, по верху котлована. Ригеля обеспечивают дополнительную устойчивость опоры. Глубина закапывания опоры зависит от промерзания грунта. Обычно 2000-2500 мм.

Заземление бетонных опор

Благодаря конструкции стоек опоры, заземление опор делать очень удобно. В стойках СВ опор, в заводских условиях при их изготовлении, сверху и снизу стойки выводится металлическая арматура 10 мм в диаметре. Эта арматура неразрывно идет по всей длине стойки. Именно эта арматура и служит для заземления железобетонных опор.

Специально для сайта «Электрика. Сантехника» 

Таблицы всех видов бетонных опор

vidy betonnykh opor 1 1

vidy betonnykh opor 2 1

vidy betonnykh opor 3 1

vidy betonnykh opor 4 1

vidy betonnykh opor 5 1

vidy betonnykh opor 6 1

vidy betonnykh opor 7 1

©Elesant.ru

Другие статьи раздела: Воздушные линии электропередачи

 

 

class="eliadunit">

elesant.ru

Установка ЛЭП опор

Содержание:
  1. Установка опор
  2. Монтаж сип по опорам
  3. Видео

В системе распределения электроэнергии предусматривается обязательное устройство воздушных сетей. Для того чтобы зафиксировать провода и прочую арматуру, выполняется установка ЛЭП опор, выполняющих функцию контуров доставки. ЛЭП могут быть различных типов и конструкций, в зависимости от характеристик сети и условий эксплуатации. В дальнейшем, устойчивая работа сети будет зависеть от качества монтажа и поддерживающих технических мероприятий.

Установка опор

Стандартная линия электропередачи (ЛЭП) представляет собой комплекс специального оборудования, с помощью которого осуществляется передача электроэнергии. Устройство таких систем считается мероприятием повышенной сложности.

Весь процесс установки ЛЭП условно разделяется на два этапа:

  • К первому относятся подготовительные работы, куда входит ознакомление с районом трассы и ее последующая разбивка, а также устройство просек и рытье котлованов.
  • На втором этапе выполняются строительно-монтажные работы в процессе которых опоры развозятся по местам, собираются и устанавливаются в соответствии с проектом.

Готовые опоры оборудуются изоляторами, проводами и тросами. Чтобы понять всю сложность работ, каждый этап следует рассмотреть более подробно.

Предварительный осмотр трассы сопровождается сборкой и согласованием пакета документов. Объем документации получается очень большим, поскольку разрешения охватывают всю протяженность будущей ЛЭП, в том числе и лесные массивы с сельхозугодиями.

На основании полученных документов начинается разбивка трассы. Сюда входят работы, определяющие на местности проектные направления линий и места под опоры ЛЭП. Проложенная трасса не должна создавать помех движению транспорта и пешеходов. Большое значение имеет обеспечение нормальных условий для ее последующего обслуживания и ремонта. В случае необходимости для ускорения строительных работ проводится устройство подъездных дорог и временных стройплощадок.

На следующем этапе опоры развозятся по своим местам. Для этого используется автомобильный или воздушный транспорт. Для перевозки проводов используются барабаны, расположенные вертикально, а гирлянды фарфоровых или стеклянных изоляторов перевозятся только в деревянных контейнерах.

Перед началом сборки вдоль высоковольтной линии выкладываются железобетонные стойки. Их направление может изменяться применительно к особенностям рельефа местности. Если обнаружено, что отдельные детали повреждены, все работы прекращаются до исправления недостатков. Сбоку рекомендуется проводить максимально близко к месту установки опор. Для непосредственной установки используются стреловые краны или специальные краны-установщики.

Подтягивание стоек к нужной точке осуществляется трактором. Разница между размерами котлована и диаметром опоры должна быть не более 25%, иначе потребуется установка дополнительного верхнего ригеля. Временной период с момента отрывки котлована и до монтажа не должно превышать одних суток. Наиболее качественная установка получается в теплый период года.

Сами опоры могут быть стальные, железобетонные или деревянные. Для каждого типа применяется определенная технология установки. Деревянные конструкции доставляются к месту в виде отдельных элементов, которые, затем собираются при помощи болтов. Стальные опоры также транспортируются по частям и после сборки требуют восстановления антикоррозийного покрытия, поврежденного во время транспортировки.

Устройство фундаментов выполняется только для стальных ЛЭП. Сам процесс установки опор в вертикальное положение довольно сложный и трудоемкий, занимающий несколько часов. Для всех ЛЭП монтаж производится с использованием растяжек и упоров, которые убираются после засыпки котлована, плотной утрамбовки грунта и закрепления конструкций.

На завершающем этапе монтируются изоляторы, провода и грозозащитные тросы. Вначале комплектующие доставляются к месту раскатки. Процедура раскатки осуществляется волочением проводов и тросов от одного столба до другого. Сматывание провода с барабана должно постоянно контролироваться. Волочение проводов допускается по гладкому льду, неглубокому снегу, траве и другим местам, исключающим их повреждение.

Во время раскатки провода соединяются с грозозащитными тросами. Предварительно они должны быть очищены от грязи, смазки и оксида алюминия. Данную процедуру нужно выполнять очень быстро, чтобы алюминий не окислился вновь. После подготовки провода поднимаются на опоры. Иногда вместе с ними поднимаются собранные заранее гирлянды изоляторов и монтажные ролики. Для одной гирлянды тип изоляторов и их количество подбирается в зависимости от материала опоры, наличия механических нагрузок и напряжения ЛЭП.

Монтаж сип по опорам

В современных линиях электропередачи очень хорошо зарекомендовали себя самонесущие изолированные провода – СИП. Они надежны в эксплуатации и почти не требуют ремонта. В настоящее время СИП применяются не только в магистральных линиях, но и при монтаже ввода в дом.

Перед монтажом проводов территорию трассы следует очистить от кустарников, деревьев и прочих препятствий, создающих помехи. На новых линиях кронштейны под провода закрепляются к столбам еще на земле. В качестве креплений используется стальная лента с антикоррозийным покрытием. Лишняя лента удаляется после окончательного затягивания.

После установки столбов выполняется непосредственная установка воздушной линии. Температура воздуха должна быть не ниже +20 градусов. Раскатка провода производится с машины по особой технологии, защищающей изоляцию от повреждений. Для распределения СИП на опорах ЛЭП используются ролики и натяжной канат, называемый лидером.

В определенных условиях может выполняться ручная раскатка проводов. В этих случаях максимальная длина участка не превышает 100 метров, сечение фазных проводов – не более 50 мм2. Процесс раскатки выполняется в определенной последовательности. Барабан с проводом устанавливается в начале линии, возле первой опоры. Расстояние до столба такое же, как высота самой опоры. К концу СИП закрепляется канат с помощью монтажного чулка.

Ролики устанавливаются на каждый промежуточный столб, с одновременной укладкой в них каната. Далее по опорам протягивается сам провод. Протяжка должна быть плавной без рывков, при этом, одновременно вращается барабан и натягивается канат. Процесс раскатки производится на скорости, не превышающей 5 км/час, СИП не должен касаться грунта и каких-либо строительных конструкций.

Нулевая жила на последнем столбе фиксируется к анкерному кронштейну зажимом. Для дальнейших подключений за кронштейном оставляются свободные жилы нужной длины. Провода, разложенные на опорах следует натянуть. С этой целью на первом столбе закрепляется лебедка, оборудованная динамометром, позволяющим контролировать усилие натяжки.

Сила натяжения определяется с помощью таблиц, а качество натяжки постоянно контролируется. После натягивания всей линии, изолированный провод должен просто повисеть в течение некоторого времени. После монтажа фазных жил, таким же образом монтируются нулевые провода.

electric-220.ru

конструкция, установка, монтаж. Типы железобетонных опор

Железобетонные опоры являются несущим элементом в конструкциях линий электропередач. На них ложатся большие нагрузки преимущественно от воздействий окружающей среды, поэтому использование комбинации бетона и металла вполне оправдано. Существуют разные виды таких опор, каждый из которых имеет свое назначение. Технология монтажа усложняется тем, что даже в простейшем исполнении железобетонная опора имеет большую массу и требует для установки применения специальной техники.

Конструкция железобетонной опоры

железобетонная опора

Основу опоры составляет бетон, армированный металлическим каркасом. В зависимости от назначения могут применяться разные составы растворов. Например, обслуживание линий электропередач от 35 до 110 кВ производится с помощью опор из центрифугированных смесей бетона. К преимуществам, которыми обладает конструкция железобетонных опор, относится устойчивость к процессам коррозии, а также воздействиям химических веществ и элементов, которые содержатся в воздухе. Есть у таких опор и недостатки. В первую очередь это значительная масса, из-за которой усложняются и рабочие операции по их установке, и транспортировка. Также материал обладает относительной чувствительностью к механическим воздействиям. Например, при транспортировке опоры часто повреждаются – на их поверхности встречаются трещины и сколы.

Оснастка железобетонных опор

установка железобетонных опор

Опоры из железобетона могут снабжаться металлическим каркасом, сформированным арматурной сталью. Благодаря ей конструкция обретает высокую надежность и защиту от внешних воздействий. Также арматура предназначена для установки проводов на крюках или траверсах. В первом варианте используются опоры, в которых еще на заводе были выполнены соответствующие отверстия для внедрения крюков. Важно отметить, что снабжение функциональными компонентами может выполняться до того, как была произведена установка железобетонных опор на рабочем участке. Эта особенность отличает такие конструкции от деревянных, оснастка которых может проводиться только после монтажа.

Классификация по способу установки

конструкция железобетонных опор

Существуют разные подходы к установке железобетонных опор. В данном случае речь идет о методах фиксации в грунте – с монтажом на фундаменте и с непосредственным погружением в грунт. Опоры, которые крепятся на основе фундамента, также бывают двух типов: узкобазовые и классические. Первая разновидность – это конструкция, которая устанавливается на стальные или железобетонные сваи. Второй вариант предполагает погружение в землю с последующей заливкой бетоном. Такая железобетонная опора также называется рамной или каркасной. Ее используют в качестве элемента конструкции фундаментов. Опоры, которые напрямую фиксируются в грунте, обычно применяют в качестве несущей конструкции систем освещения, линий электропроводки и т. д.

Классификация по назначению

монтаж железобетонных опор

В сущности, простая и надежная конструкция обусловила широкий спектр областей применения таких элементов. На сегодняшний день можно выделить следующие типы железобетонных опор, исходя из их назначения:

  • Угловые. Используются на углах в поворотах трассы воздушной линий (ВЛ). В зависимости от величины угла поворота могут использоваться для этой цели и другие разновидности опор.
  • Промежуточные. Обслуживают прямые участки трасс ВЛ. Такие модели рассчитаны на поддержание тросов и кабелей, однако их нельзя использовать, если предполагаются дополнительные нагрузки.
  • Анкерные. Также применяются на прямых участках воздушных линий, но имеют одну особенность. С помощью анкерных опор формируются переходные зоны через естественные преграды, инженерные конструкции и другие сооружения.
  • Концевые. Этими опорами начинаются и заканчиваются воздушные линии.
  • Распространена и специальная железобетонная опора, которая служит для изменения конфигурации в проводах, а также обеспечивает поддержку на сложных участках с ответвлениями, переходами и перекрестками.

Особенности опор для линий электропередач

Опоры из железобетона являются оптимальным решением для обеспечения поддержки воздушных линий электропередач. Металлические и деревянные аналоги также применяются для этой цели, но имеют ряд серьезных ограничений. Однако и опоры ЖБИ имеют разделения по нагрузкам на сетях, с которыми они могут работать. В частности, существуют опоры для линий от 10 до 1150 кВ. В столь широком диапазоне представлены конструкции с разными параметрами. Чем выше напряжение, тем большей массой и длиной траверсы обладает железобетонная опора, включенная в сеть. Казалось бы, если линии находятся на примерно равном удалении от земли и физическая нагрузка на конструкцию одинакова, то чем вызвана необходимость изменения характеристик опоры? На самом деле это вполне оправдано технологическими требованиями, которые предписывают разные нормативы по расстояниям от линии до опоры и поверхности земли в зависимости от напряжения.

Технология монтажа

типы железобетонных опор

К рабочим мероприятиям приступают только после завершения подготовки площадки и завоза комплектующих для монтажа. Далее осуществляется выкладка материалов, проводится анализ, составляется план и выполняется заземление. После этого начинается сборка конструкции и ее элементов. Непосредственно монтаж железобетонных опор выполняют специальные машины: краны-установщики или стреловая техника. Подтягивание стоек может выполняться и трактором. Также подготавливается котлован, диаметр которого может превышать аналогичный показатель у стойки не больше чем на 25%.

Если планируется монтаж портальных или двухстоечных опор, то установка выполняется последовательно: сначала одна, а потом вторая стойка. Далее следует установка траверс, окончаний межстоечных крестовых связок и фиксация их нижних окончаний. Когда подъем и установка опор спецтехникой будет выполнена, конструкции временно раскрепляются специальными оттяжками, после чего устанавливаются ригели. Приступать к финальному этапу в монтаже опор с засыпкой грунта можно после того, как будет проведена выверка положения конструкции.

fb.ru

Типы опор для абонентского отвода

В этой статье рассмотрим типы опор для абонентского отвода к частному дому. Такие опоры необходимо устанавливать, если расстояние от магистрали линии электропередачи (ВЛИ или ЛЭП) поселка или деревни, больше 50 метров. Назовем такие опоры «абонентские», устанавливаются они за счет собственника дома. Обычно, абонентские опоры выполняют функцию, поддерживающих (промежуточных) опор. Для крайних домов, в конце магистрали или линейного отвода, опора абонентского отвода может быть анкерной (угловой или конечной).

Для начала несколько уточнений. Обычно частный дом стоит в поселке, товариществе или деревне. Считаем, что по населенному пункту проложена магистраль линии электропередачи. Напряжение линии электропередачи магистрали 0,4 кВ, то есть относится, к классификации ЛЭП до 1 кВ. Для таких линий электропередачи (магистралей или линейных отводов) применяются деревянные или железобетонные опоры. Для абонентского отвода (ответвление к дому) расположенному далее 50 метров от магистрали или расположенного с противоположенной стороны дороги от магистрали необходима установка промежуточной опоры, по типу аналогичной опорам магистрали, то есть деревянная или железобетонная.

Типы опор для абонентского отвода – описание и характеристики

Деревянные опоры линий электропередачи

Для ЛЭП и ВЛИ до 1 кВ, используются деревянные опоры одностоечные или одностоечные с подкосом или А-образные. Чаще деревянная опора монтируется вместе с железобетонным пасынком. Пасынок это короткий бетонный столб, который вкапывается в землю, а деревянная опора прикручивается к нему стальной проволокой 8-10-12 мм, в двух местах.

типы-опор-линий-электропередачи-1-1типы-опор-линий-электропередачи-1-1типы опор для абонентского отвода

Для абонентского отвода к дому используется промежуточная одностоечная опора или одностоечная деревянная опора с подкосом, если опора является угловой или оконечной.

Железобетонные опоры

Железобетонные опоры по типу конструкции аналогичны деревянным: одностоечные, одностоечные с подкосом, А-образные или рамные П-образные.

типы-опор-линий-электропередачи-6-1типы-опор-линий-электропередачи-6-1Бетонные опоры для линий электропередачи 10 кВ. Обозначения: П -промежуточная, УА-угловая анкерная, ОА- оконечная анкерная.

 Для абонентского отвода к дому используется промежуточная одностоечная бетонная опора или одностоечная бетонная опора с подкосом, если опора получается угловой (при повороте отвода).

типы-опор-линий-электропередачи-8-1типы-опор-линий-электропередачи-8-1

По форме бетонные опоры чаще делают с квадратным (прямоугольным) сечением. Марки СВ-95-2, СВ-110. Изготовляются методом вибрирования.

типы-опор-линий-электропередачи-2типы-опор-линий-электропередачи-2

Выпускаются цилиндрические и цилиндрические конусообразные опоры. Они изготавливаются методом центробежного уплотнения и называются центрифугированными.

Для абонентского отвода к дому, использовать мощные цилиндрические опоры лишнее. Достаточно прямоугольной бетонной опоры типа СВ-95-2 (промежуточной) или СВ-110 (анкерно-угловой).

Важно! При покупке такой опоры нужно обратить особое внимание на наличие заземляющего спуска сделанного внутри опоры и наличие выводов этого спуска верху и внизу опоры.

Установка опор абонентского отвода своими руками

Подробно, о монтаже опор для отвода к частному дому в следующей статье. Здесь только замечу, что и деревянные и железобетонные опоры устанавливаются без фундамента в заранее подготовленный цилиндрический котлован диаметром больше на 10 см диаметра опоры.

типы-опор-линий-электропередачи-4типы-опор-линий-электропередачи-4Яма для установки опоры

©Ehto.ru

Другие статьи раздела: Электрика частного дома

Записи по теме:

ehto.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта