Eng Ru
Отправить письмо

УГОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (ТЭЦ) LIPPENDORF. ЧАСТЬ 2. В КОТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ. Тэц угольная

$direct1

Опять про угольные ТЭЦ - Невидимый город

ВОмске получил ответ от Минприроды по поводу перевода ТЭЦ на газ.

http://vomske.ru/news/4632-dlya_perevoda_tets_4_i_tets_5_na_gaz_neobkhodimo_b/

Что я могу сказать? Из-за бедности повестки дня и в силу нашей омской особенности в омской прессе постоянно муссируются одни те же темы, по сто раз. Из-за этого постоянного муссирования общество думает, что обсуждается вопрос высочайшего уровня важности, условно, жизнь или смерть.

К счастью, на самом деле, это не так. Я уже показывал, что, например, Новосибирск вообще не волнует уголь из ТЭЦ https://omchanin.livejournal.com/2054589.html, хотя в Омске из 4-х станций на угле, а там - все четыре. Почему? Да потому что у Новосибирска имидж благополучного города и им не нужны страшилки и крики по мы все умрем и прочее. Люди хотят там спокойно жить и работать. И они живут и работают.

У Омска же имидж гиблого места, дырищи, который как раз-таки усиленно создается СМИ. И по этой причине все время стоит, например, вопрос с углем от ТЭЦ, из которого мы все, конечно же, умрем.

Смотрите, например, во времена СССР ТЭЦ работали на том же угле. Более того, на угле работали ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1 в самом центре города, а КРК и ТЭЦ-3 работали на мазуте. И, заметьте, никто не орал, что мы умрем. Омск был городом, куда многие стремились, он был действительно городом со многими плюсами, никто и не пытался сделать из него пугало.

Открою страшный секрет - на угле работают станции в Германии. Их никто на газ не переводит, потому что под газ строят свои станции.  В Омске была проделана огромная работа, на газ перевели мазутные КРК и ТЭЦ-3, после перевода в котельный режим с угля на газ перешла и ТЭЦ-2. Один котел на газ перевели и на ТЭЦ-4. Отказались от проекта угольной ТЭЦ-6.

Конечно, если бы ТЭЦ-4 и 5 работали на газе, то вредных выбросов от них было бы меньше. И если кто-то завтра даст деньги из своего кармана на перевод этих станций на газ - я буду только рад. Газ на омские ТЭЦ поставляет Роснефть - вот вам и спонсор. Напишите Сечину, друзья! Да, я после этого буду платить дороже за свет и тепло, но я лично согласен это делать. Согласны ли остальные омичи - большой вопрос. Но перестанут ли СМИ (омские и не только) после этого делать из Омска страшилище? Нет и нет!

Парадокс в том, что СМИ и омичи будут опять ныть и найдут новую причину для нытья. Только это будут не ТЭЦ.

Вот, кстати, характерный пример. Где-то в области лежат 500 т настощего дерьма. Но никого это не волнует. http://newsomsk.ru/news/63395-opasne_dlya_cheloveka_otxod_mogut_bt_zaxoronen_na_/

omchanin.livejournal.com

«Самое начало ТЭЦ» — ВСП.RU

Доставкой с разрезов путь угля в котлы тепловых электростанций не ограничивается. Вагоны с ним ещё нужно подать на ТЭС или ТЭЦ, принять и выгрузить. Топливу после этого ещё предстоит преодолеть несколько сотен метров по конвейерам, причём эта дорога не всегда заканчивается бункерами котлов. Рассказывая о выработке тепла и электричества из угля, «Сибирский энергетик» переходит к следующему этапу – топливоподаче. И старается узнать всё о работе тех, кто за неё отвечает.

Люди, сведущие в географии жилого района Синюшина гора, без особых проблем найдут рельсы, ведущие в сторону Ново-Иркутской ТЭЦ. Подобным путём – по железной дороге – бурый уголь с разрезов попадает на большинство станций «Иркутскэнерго». Есть, конечно, единственное исключение, когда топливо доставляют самосвалами. Однако оно лишь подтверждает общее правило.

На своих путях

– Мы – самое начало нашей ТЭЦ, мы принимаем уголь, – рассказывает и.о. заместителя начальника топливно-транспортного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ по железнодорожному хозяйству Максим Калашников. – Его привозит железная дорога и подаёт по нашим путям необщего пользования. Они начинаются за поворотом от железнодорожной станции Кая, где стоит маневровый сигнал М-61.

Их общая протяжённость составляет 11,7 км. Доставка угля с разрезов до Каи по железнодорожным путям общего пользования – Транссибирской магистрали, иными словами, – в официальной терминологии называется перевозкой. Топливо поступает не только с разрезов компании «Востсибуголь» – некоторую его часть закупают в Красноярском крае. Транспортировка со станции назначения непосредственно на ТЭЦ называется подачей вагонов. В Иркутске за это отвечает компания «Российские железные дороги». Но на ТЭЦ-9 в Ангарске и Галачинскую котельную в Братске уголь подают сами энергетики. Три своих локомотива есть и на Ново-Иркутской ТЭЦ, но это маневровые тепловозы, которые используются только для перемещения вагонов непосредственно на её территории.

Тем не менее на ней работают бригады монтёров пути, локомотивная бригада и дежурные по станции – в общей сложности 24 человека. Получается железная дорога в миниатюре. Небольшими группами – 11–13 вагонов с одним локомотивом или 25 с двумя – на неё поступает и уголь. На «большую» станцию Кая, для сравнения, приходят составы, которые в среднем состоят из 64 вагонов. Хотя использовать слово «состав» в этом случае не совсем корректно – энергетики говорят «маршрут». Уголь на ТЭЦ подают постоянно. Заявка, согласно которой его отгружают разрезы, утверждена на год вперёд. Добывающие предприятия при этом указывают на месяц вперёд количество маршрутов, которые должны прийти с их стороны.

Закрепить, опрокинуть, ссыпать

Уголь, поступивший к энергетикам, в обязательном порядке проходит приёмку. «Мы осматриваем вагоны, – поясняет начальник топливно-транспортного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ Дмитрий Тутурин. – Принимаем на предмет исправности – можно ли подавать их на выгрузку угля. Далее эти вагоны зацепляет наш тепловоз и тянет на вагоноопрокидыватель». Помимо этого отбираются пробы угля, которые анализируют на долю влаги, содержание золы, серы и калорийность – показатели, крайне важные при получении тепла и электричества за счёт сжигания топлива.

Между тем вагоны от приёмки до выгрузки проходят по небольшому прямому участку железнодорожного полотна. Это так называемые пути выгрузки, которые проходят через вагоноопрокидыватель. Последний представляет собой специальную конструкцию. Ротор вагоноопрокидывателя при помощи электропривода поворачивается на 170 градусов вместе с вагоном. При этом весь уголь, находящийся в вагоне, ссыпается в приёмные бункеры. Затем ротор возвращается в исходное положение, в него выставляется новый вагон, и цикл повторяется до тех пор, пока все вагоны не будут выгружены.

На каких-то станциях вагоны в опрокидыватель – этот процесс обозначают термином «надвиг» с ударением на первый слог – подают с помощью тепловозов. На Ново-Иркутской ТЭЦ для этой цели используют вагонотолкатели. По-журналистски хочется сказать, что каждый из них фактически представляет собой небольшой локомотив, но это будет не совсем верно. Скорее, вагонотолкатель – это небольшая железнодорожная платформа с двигателем, напоминающая дрезину. Управляется он, в отличие от тепловоза или электровоза, дистанционно.

Механизмами вагоноопрокидывателя также управляет оператор с пульта. «Здесь тоже работают наши люди, – продолжает объяснять Тутурин. – Помимо самого вагоноопрокидывателя машинист управляет ещё дробильно-фрезерными машинами. Они необходимы для того, чтобы раздробить особо крупные или смёрзшиеся куски угля. На этом участок разгрузки заканчивается».

Два пути угля

Топливо ещё нужно подготовить к сжиганию. Дело в том, что уголь поступает на ТЭЦ кусками разного размера. Их «габариты» колеблются от нескольких миллиметров до 30 сантиметров. А в мельницы, которые стоят в котельном цехе и перемалывают топливо для котлоагрегатов в пыль, должна попадать фракция не крупнее 25 мм, или 2,5 см. «Теоретически можно дробить большие-большие куски в пыль, но это нецелесообразно ни технически, ни экономически, – замечает начальник топливно-транспортного цеха Ново-Иркутской ТЭЦ. – Если переделать мельницы, то это приведёт к существенному удорожанию и усложнению процесса. Проще и удобнее приготовить уголь здесь, на топливоподаче. Поэтому мы его предварительно дробим и очищаем от посторонних примесей».

Следующий шаг – поставка сырого угля в бункеры котлов или на угольный склад. Для этого используется система из 17 ленточных конвейеров, которые тянутся в общем на 2,9 км. На склад идёт одна технологическая линия, по которой подаётся уголь, в котельный цех – две. Резервирование необходимо, поскольку подача угля в котлоагрегаты должна идти непрерывно. Поэтому, пока работает одна линия, вторую можно ремонтировать.

Для того, чтобы оценить объём угля, который проходит через цех топливоподачи, достаточно сказать, что у семи агрегатов Ново-Иркутской ТЭЦ по четыре бункера. На восьмом – котле БКЗ-820-140-1, который способен выдавать до 820 тонн пара в час, – их восемь. Вместимость каждого номинально составляет 180 тонн. Все бункеры должны постоянно наполняться углём так, чтобы ТЭЦ без проблем несла свою нагрузку и летом, когда она так невелика, и зимой, когда она достигает максимума.

Вместимость угольного склада Ново-Иркутской ТЭЦ составляет 430 тысяч тонн. Поэтому сообщим несколько фактов о нём из другой области. Например, на складе с 2009 года работает укладчик-заборщик УЗР 1100/1100 – роторный экскаватор на рельсовом ходу. Машина со стрелой на 40 метров, которую венчает роторное колесо диаметром 5,6 м, весит 330 тонн. Её производительность по укладке и забору составляет 1100 м в час, на Ново-Иркутской ТЭЦ она движется вдоль ленточного конвейера длиной 317 м. Там, куда её стрела дотянуться не может, уголь укладывают бульдозерами.

Плюс качество

«Топливо на складе храним, потому что всё время подавать его «с колёс» напрямую на сжигание невозможно нигде в принципе, – Тутурин предупреждает вопрос, который уже сформулирован, но ещё не задан. – Чтобы обеспечить стабильность подачи угля в котлоагрегаты, нужен буфер, который позволит компенсировать неравномерность поставки топлива. На Ново-Иркутской ТЭЦ ситуация осложняется ещё и тем, что в зимний период, когда нагрузки очень большие, угля сжигается больше, чем возможно его принять и выгрузить. В последние годы склад стал нужен ещё и для решения задачи, которая стоит перед всем цехом, – по управлению качеством топлива. Уголь для энергетики должен соответствовать довольно строгим требованиям. Одно из них – доля серы в нём. Верхняя граница содержания приведённой серы в топливе не должна превышать 0,4%, а доля в сухом состоянии – 1,7%. Объясним: первый показатель рассчитывают, исходя из того количества угля, которое необходимо для получения 1000 гигакалорий энергии. Второй – это количество серы в топливе, из которого удалили всю влагу.

Чем глубже залегает уголь, тем больше серы он обычно содержит. Поэтому её доля чаще всего растёт по мере освоения того или иного месторождения. На Мугунском разрезе под Тулуном, который работает прежде всего на нужды энергетики Иркутской области, содержание серы в угле, добываемом в настоящее время, составляет порядка 2% в расчёте на сухое состояние. С другой стороны, местное сырьё обладает хорошей теплотворной способностью. Чтобы использовать его сильную сторону и нивелировать слабую, мугунский уголь подают на сжигание в смеси с менее сернистыми углями.

«Получается, что нам поставляют ещё не полностью пригодное к сжиганию топливо, а сырьё, из которого мы делаем готовый продукт», – резюмирует Тутурин. За то, чтобы он соответствовал требованиям энергетиков, отвечает топливно-транспортный цех. Каждый этап его работы контролируют с центрального пульта, который расположен в здании ТЭЦ. Здесь на двух мониторах видны все процессы – от приёмки угля до его поступления в бункеры котлов. А информацию, оставшуюся за полем зрения камер, передают многочисленные индикаторы на щитах управления.

 

www.vsp.ru

Ново-Иркутская ТЭЦ - lleo

11:46 pm - Ново-Иркутская ТЭЦ

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/11/29.html

Друзья-организаторы фестиваля Робосиб в Иркутске (о котором я поведаю вам завтра), зная о моей искренней любви к самым разным промышленным объектам, организовали экскурсию на Ново-Иркутскую ТЭЦ.

Мы с Алексеем Паевским (он тоже приехал читать детям лекции на Робосибе) надели каски и отправились в царство угля и пламени...

А за нами пор пятам шла целая съемочная группа во главе с режиссером. Я думаю, это потому, что мы были первыми туристами внутри ТЭЦ. Так мили иначе, нас облачили в белоснежные халаты и предложили провести эксперимент: посмотреть, испачкаются ли халаты, когда мы пройдет внутри ТЭЦ все круги ада? Забегая вперед скажу, что у Алексея халат не испачкался совершенно, а у меня — чуть-чуть сбоку, видимо, я присел на какую-то особо ржавую конструкцию. Что для угольной ТЭЦ, кстати, потрясающий результат чистоты.

Ново-Иркутская ТЭЦ названа так потому, что была еще Иркутская, которая. Ее строили до революции на деньги купцов и запустили в 1910 году. Благодарственный молебен, кражи бронзовых частей с генераторов, лопнувшая дымовая труба и похищение 100 пудов сетевых проводов не помешали запуску. По легенде, купцов спросили, какую станцию строить — переменного тока или постоянного? Купцы почесали в бородах и смекнули, что переменный ток — это когда то есть, то нету. Поэтому попросили строить станцию постоянного тока, чтоб без этих ваших перебоев. Короче говоря, той первой ТЭЦ уже давно нет, а в 1970-х годах была построена другая ТЭЦ, названная Ново-Иркутской. Вот эта самая. Она тоже работает на угле. Уголь поступает в здание по конвейеру:

Далее стоят мельницы, которые превращают уголь в пыль — именно пыль нужна для печей. А вот печи:

Конечно это не сама печь, а только одна из ее горелок. Сам котел размером с многоэтажный дом, у него внизу много горелок — поджигается уголь мазутом, который поступает по этим трубам:

Так можно заглянуть в топку. Уже здесь, около печи, очень жарко. Вообще внутри станции жарко.

Термин 'питательная вода' относится не к пищевым качествам. Это и есть вода, которая подогревается печами:

Вот один из котлов. На Ново-Иркутской ТЭЦ две очереди: в одной 4, в другой 8 котлов. Очередь — знакомый энергетический термин, я прежде его слышал на атомных станциях. Очередь — это отдельный энергетический блок. Одна из печей (котлов) снаружи выглядит так:

Становится ясно, что это очень высокотехнологичное сооружение. А здесь мы видим зал у котла, где сейчас идет ремонт одного из вентиляторов, гоняющих уголь. А еще съемочная группа запускает коптер. Когда они смонтируют видеоролик, я с удовольствием его посмотрю и вам покажу, но пока вестей нет.

Есть слухи, будто в угле содержатся изрядные дозы изотопов, а ТЭЦ при сжигании накапливает их в заметных количествах. Но я в помещении ТЭЦ не вижу ни малейших признаков повышенного фона, он такой же, как по Иркутску (и в полтора раза ниже, чем в Москве). Было бы наверно интересно померить бету на угольном хранилище и на золоотвалах, но беты у меня с собой не было, а гамма, как видите, не показывает ничего примечательного:

А вот это уже генераторный зал. Внизу вы видите укутанный изоляционным материалом раздаточный котел — это часть теплосистемы, отсюда пойдет горячая вода в город. Нюанс здесь тот же, что и на атомных станциях: вода, которая циркулирует в котлах как теплоноситель — особая, специально обработанная, химобессоленная. А ту воду, что пойдет греть город, она уже обогревает косвенно через теплообменники — не смешиваясь:

Ну а это электрогенератор. Ведь ТЭЦ двойного назначения — она греет воду для отопления города и вырабатывает электричество. Работу выполняет нагретый в котлах водяной пар под давлением 140 атмосфер.

Окошко для наблюдения масла, которое омывает генератор:

Характеристики генератора:

Удивительное открытие: генератор охлаждается водородом. Как? Почему именно водородом? Он же, черт побери, взрывоопасен как никто? Подробностей не знаю, но это так. Водород прост в получении (сунул два электрода в воду, и вот тебе водород и кислород), и генераторы старой школы охлаждались именно им:

Один из турбогенераторов. Надо сказать, что электрическая мощность ТЭЦ составляет 705 МВт, а тепловая — 1850,4 Гкал/ч

Генераторный зал, вид сбоку.

Наверно я первый с 1976 года, который заметил в этой надписи что-то не то, но пусть буду последним.

Поначалу Ново-Иркутскую ТЭЦ не успевали запустить в срок по плану, поэтому здесь сделали зону и пригласили зэков. Несколько лет зэки трудились на строительстве, а срока их шли с удвоенной скоростью за темп и вредность. Позже зэков отсюда убрали, и ТЭЦ стала абсолютно гражданской.

Больших аварий на ТЭЦ не было. Но был пожар угольного конвейера (мы его видели на одной из первых фоток) — загорелась угольная пыль. С тех пор все переоборудовали. А вот одна из система пожаротушения в зале, прямо водяной пулемет:

Я полагаю, работники ТЭЦ знают, что показывает каждый из этих манометров, но для посетителя их ряды выглядят загадочно и мило:

На у это — зал управления. Здесь нет жары, здесь работают кондиционеры и несут дежурство люди. Одна из двух очередей оборудована современным электронным пультом:

Вторая — старым, аналоговым, который до боли напоминает пульты наших старых атомных стаций.

Хотя мы и тут конечно видим серьезные доработки позднего времени — вот мышки появились, например, на ковриках:

В ближайшем будущем и это старый аналоговый пульт будет заменен — электронными станут оба пульта. Самый интересный дисплей на мой взгляд показывает вот этот график:

Здесь красная линия — это требования мощности, присланные энергооператором области. А лохматая линия — это то, как ТЭЦ выполняет этот график. Провал в обоих графиках — это ночь. В предрассветные часы потребности в электричестве становятся минимальны, затем растут и начинается новый день.

Спасибо руководству ТЭЦ и организаторам фестиваля «Робосиб», которые пустили нас внутрь на эту незабываемую экскурсию!

Если честно, я раньше представлял себе угольную ТЭЦ как филиал ада: всё по колено в копоти, у котлов суетятся рогатые фигуры, звучит сирена и матюгальник под потолком цэха хрипло орет «чертям 13-го блока срочно собраться у первого котла!» И я был уверен, что угольная ТЭЦ — это совсем прошлый век и должна умереть. Всё оказалось не совсем так. Угольная ТЭЦ (по крайней мере, Ново-Иркутская), несмотря на то, что она старая, достаточно современное и хорошо организованное предприятие — с хорошей дисциплиной и хорошими технологиями.

Никакой грязи в воздух не летит — современные очистные фильтры с помощью электростатики и прочих технологий удаляют загрязнения. Территория вокруг ТЭЦ за десятилетия работы тоже не покрылась пеплом — это вполне зеленый уголок. Я не про территорию самой ТЭЦ, где вообще парк и дендрарий, а про окружающую местность. Никакого дыма в небо тоже не поднимается — немного парят градирни, но это градирни, там испаряется вода, а не выходят печные трубы.

Золоотвалы (шлак из печей) я не видел, но говорят, что эта проблема тоже надуманная: спекшийся шлак достаточно ценное сырье — он идет и на строительство дорог, из него получают разные вещества, в том числе золото (!), в общем, нет такой проблемы, куда его девать в огромных количествах: разбирается по нуждам в процессе появления.

Короче говоря, к своему великому удивлению я выяснил, что угольная ТЭЦ — это совсем не так страшно, как мне казалось, а достаточно высокотехнологично. И внутри там действительно очень чисто, несмотря на мельницы, котлы, уголь и мазут. На обычном заводе и то грязнее.

В принципе, в Иркутске есть знаменитая Иркутская ГЭС. Но греет город и выдает заметную часть энергии именно Ново-Иркутская ТЭЦ. Вот они, побежали трубочки по квартиркам:

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/11/29.html

lleo.livejournal.com

УГОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (ТЭЦ) LIPPENDORF. ЧАСТЬ 2. В КОТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Line

1. Прежде чем пройти в одно из котельных отделений электростанции, нам предлагают ознакомиться с красочным макетом, где отдельные области подсвечиваются, тем самым облегчая рассказ про станцию.

1 ТЭЦ Lippendorf Низ

2. К примеру те здоровые две башни, которые мы видели, гуляя по территории станции, есть ни что иное, как два энергетических котла, причем во всю высоту. Для более наглядного восприятия они подсвечиваются красным цветом. Ниже к котельном отделении видны элементы вращающегося воздухоподогревателя. Далее чуть левее по газовому тракту фильтры. Потом нейтрализаторы серных соединений, из которых немцы научились делать гипс - очень хороший строительный материал. В угле достаточно большое количество серы [S] (ну скажем так от 1 до 2%) при сжигании которой получается оксид серы [SO2, а иногда и SO3], далее при взаимодействии это с водой [h3O] получается сернистая [h3SO3] или серная [h3SO4] кислоты. Все это потом может упасть на немцев и гостей Германии в виде кислотных дождей. И чтобы этого не было, оксиды серы нейтрализуют.

2 ТЭЦ Lippendorf Низ

3. Синим цветом подсвечиваются башенные градирни, которые также служат дымовыми трубами. Идея, между прочим, хорошая, но не везде применимая. К примеру, вокруг МКАДа, особенно рядом с Капотней, этого не поставишь, так как даже в Мск отсутсвует специальная система фильтрации. 

3 ТЭЦ Lippendorf Низ

4. В режиме реального времени (а может быть и по записи) можно увидеть, что и сколько станция отпускает за свои пределы. К примеру сверху вниз: сколько сейчас электроэнергии вырабатывает энергоблок, далее сколько бы частных жилых домов эта энергия могла бы обеспечить энергией (скорее всего речь идёт только об освещении и электроприбор, без отопления и кондиционирования), далее сколько МВт тепловой энергии станция отпускает и опять-таки этаже величина в частных домах. Поскольку дело происходило ранней осенью, то 2 и 4 цифры не сопоставимы.

4 ТЭЦ Lippendorf Низ

5. Входим в котельное отделение. Искусство железа и бетона, а также грамотной подсветки (на языке станционщиков - это собственные нужды). 

5 ТЭЦ Lippendorf Низ

6. Дутьевой вентилятор подает пыле-угольную смесь на горелки энергетического котла.

6 ТЭЦ Lippendorf Низ

7. Питательные наcосы. 

7 ТЭЦ Lippendorf Низ

8. Подача воздуха.

8 ТЭЦ Lippendorf Низ

9. Дутьевой вентилятор с одной ...

9 ТЭЦ Lippendorf Низ

10. ... с другой ...

10 ТЭЦ Lippendorf Низ

11. ... с третьей стороны.

11 ТЭЦ Lippendorf Низ

12. Смотровые окна. В принципе они изначально нужны для того, чтобы смотреть, горит там что-то или нет. Может быть такое, что котел просто "забросает" пылеугольной смесью, она будет копиться, накопиться и потом не сгорит, а просто взорвется и разнесет весь котел. С современным уровнем автоматики этого не произойдёт, но посмотреть все равно любопытно.

12 ТЭЦ Lippendorf Низ

13. Горит уголь.

13 ТЭЦ Lippendorf Низ

14. Уголь горит.

14 ТЭЦ Lippendorf Низ

15. Точнее горит пылеугольная смесь. Это вам не газ, какой-то там природный. 

15 ТЭЦ Lippendorf Низ

16. Остатки сгоревшего угля.

16 ТЭЦ Lippendorf Низ

17. Зола удаляется. Золоотвалов нет. Немцы их этого тоже что-то делают полезное.

17 ТЭЦ Lippendorf Низ

18. Одна из опор энергетического котла.

18 ТЭЦ Lippendorf Низ

19. Время ехать на крышу.

19 ТЭЦ Lippendorf Низ

20. А она высоко. 

20 ТЭЦ Lippendorf Низ

© Н.Д. Денисов-Винский

Line Line

www.denisov-vinskiy.ru

Перевод ТЭЦ на бурый уголь ухудшит экологию Новосибирска - Экономика

ТЭЦ-2 и ТЭЦ-4 в Новосибирске планируют перевести на низкокачественный и недорогой бурый уголь. В «Сибирской генерирующей компании» (СГК), которая теперь контролирует новосибирские теплоэлектроцентрали, эту информацию назвали слухами, но эксперты уверены, что энергетикам выгоднее использовать дешёвое сырьё, хоть это и грозит существенным ухудшением экологии.

Главное отличие бурого угля от каменного в том, что он даёт меньше тепла, а золы, выделений серы и мелкодисперсной пыли от этого топлива больше. И никакие, даже самые мощные фильтры не способны защитить воздух от выбросов.

Слухи о переводе ТЭЦ и котельных Новосибирска на бурый уголь появились давно. В течение 2018 года компания «Сибэко» планировала провести переоборудование, теперь это, возможно, предстоит сделать СГК. Ранее энергетическая компания купила 78% акций «Сибэко». В пресс-службе СГК эту информацию не подтвердили, отметив, что для начала нужно провести переоценку мощностей.

«Пока планы по переводу на другой вид угля не строим. Это, скорее, слухи, мы будем оценивать все заново. Пока работаем на проектном угле, одна станция работает на буром. Опытные сжигания проводятся на всех станциях, но это не означает перевод», — рассказала пресс-секретарь СГК Наталья Ефимова. Кто испортил воздух в Новосибирске?

Эксперты уверены, что переход энергетической компании на бурый уголь — только дело времени, так как это сырьё дешевле. Кроме этого, СГК, которая поставляет тепло и в Красноярске, давно использует такой вид топлива. Экологи соседнего города давно бьют тревогу и предлагают перевести ТЭЦ и котельные на газ.

«В Красноярске дышать очень тяжело, угольная генерация — одна из весомых причин. Решением может стать переход на газ. Эта модернизация стоит денег, затраты не должны лечь на карман потребителей, должна быть принята инвестиционная программа», — рассказал председатель общественной организации «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.

Кроме этого, эксперт пояснил, что даже с применением всех видом очистки, мощных фильтров сжигание бурого угля может сильно повлиять на экологическую обстановку города. Хотя много зависит от характеристик самого топлива: так, уголь, который добывают в Бородинском разрезе для Красноярска, не самого лучшего качества, добавил Казаков.

«На станциях СГК, которые принадлежат крупному российскому предпринимателю Андрею Мельниченко (основной акционер "Сибирской угольной энергетической компании" — прим. ред.), сжигают уголь, добываемый в принадлежащих ему же разрезах. То есть это один непрерывный цикл. Основная выручка идёт не столько с СГК, сколько с СУЭК. А перевод с угля на газ будет означать разрыв этой цепочки и разрушение очень эффективного бизнес-конгломерата», — предположил общественник.

По его прогнозам, в связи с приходом нового владельца энергокомпании в Новосибирске могут возрасти тарифы на тепло на 20%. Ранее в «Сибэко» заявили, что повышать цены на услуги не планируют.

info.sibnet.ru

Мини-ТЭЦ с топками кипящего слоя на высокозольном угле

Международная научно- практическая конференция « Малая энергетика-2005»

Беляев А.А., Московский энергетический институт (ТУ), Москва, Россия, Дубинин В.С., Московский авиационный институт (ГТУ), Москва, Россия

Это - публикация ноября 2004 г., в августе 2005 г. в печати было сообщено, что, по данным Минэкономразвития, газ до 2010 года подорожает в 2,5 раза, электричество и уголь - в 1,9 раза [2]. Нетрудно видеть, что более поздний прогноз дает большее увеличение цен на газ и меньшее на уголь. Учитывая, что 45% электроэнергии России вырабатывается из газа, (TV-реклама ОАО «Газпром») рост тарифов на электроэнергию будет продолжаться. В этой ситуации предприятиям России и ЖКХ с учетом не только дороговизны, но и ненадежности централизованного электроснабжения (например, авария 25 мая 2005 г) целесообразно переходить на самостоятельную выработку электроэнергии.

Такой подход теперь уже одобрен учеными Сибирского Энергетического Института им. Л.А.Мелентьева СО РАН [3] в части децентрализованного получения электроэнергии из газа с помощью газопоршневых двигателей. Ранее это теоретически доказывалось одним из авторов [4-10] и практически в [11,12].

Однако газ дорожает, а в азиатской части России его практически нет, и вся энергетика работает на угле. В этой связи очень актуально децентрализованно вырабатывать электроэнергию из дешевых высокозольных углей. Месторождения таких углей часто расположены рядом с промышленными центрами, например, Подмосковный угольный бассейн. Это важно, так как в стоимости угля более 50% составляют транспортные расходы. Такой низкокачественный уголь обычно сжигается факельным способом под паровыми котлами электростанций мощностью не менее 100 МВт, но даже при такой мощности возникают проблемы [13]. При этом, наиболее эффективная комбинированная выработка электрической и тепловой энергии не могла быть применена, так как, в связи с большим уносом летучей золы, такие электростанции расположены вдали от городов и работают по конденсационному циклу, выбрасывая более 60% тепла сгоревшего топлива в атмосферу через градирни.

В 1996 г. одним из авторов была защищена докторская диссертация [14], при работе над которой были созданы и испытаны топочные устройства мощностью от 2 до 10 МВт, работающие на высокозольном топливе (ВТ). В этих устройствах сгорание крупнодробленого ВТ с эквивалентным диаметром до 6, 13 или 25 мм происходит во взвешенно фонтанирующем слое (ВС). Это обеспечивает сохранение формы сгорающих частиц зольностью 30% и выше, минимизирует вынос летучей золы [15,16,17] и позволяет вводить в ВС известняк или доломит для предотвращения выбросов в атмосферу оксидов серы. Низкая температура процесса (850° - 950°) исключает образование оксидов азота.

Таким образом, созданы и защищены патентами [18-21] процессы и аппараты ВС, обеспечивающие экологически приемлемый процесс сжигания дешевых высокозольных топлив (углей, промпродуктов, отходов углеобогащения).

При промышленных испытаниях топочного устройства, работающего с котлом ДКВР-4-13, при сжигании отсева бурого угля класса 0-25 мм шахты «Амурская» с теплотой сгорания 3650 ккал/кг (для сравнения - теплота сгорания антрацита ≈7000 ккал/кг) был получен коэффициент полезного действия котлоагрегата (брутто) 85,2%. Это показывает полную готовность применения серийных паровых котлов, работающих на низкосортном угле, в составе мини-ТЭЦ. Нижний предел мощности мини-ТЭЦ ограничивается только номенкулатурой таких котлов. Пригодны для монтажа топки ВС котлы типа ДКВР, выпускаемые Бийским котельным заводом для твердого топлива, в диапазоне 2,5 - 20 тонн пара/час. Если говорить о наиболее массовых котлах низкого давления (13 кг/см2) без перегрева пара, то при КПД паровой турбины или машины, вращающих электрогенераторы, около 5%, от паросиловой установки на базе котла ДКВР-2,5-13 можно получить электрическую мощность примерно 75 кВт. Это целесообразно делать, если предприятию требуется для технологических нужд и горячего водоснабжения около 1,5 Гкал/час тепловой мощности. Тогда полное использование теплоты отработанного пара для промышленных целей даст коэффициент использования теплоты сгорания топлива (КИТ), больший 70%, то есть лучший, чем у ТЭЦ, работающих на дорогом газе (средний в 2000 г. по Российским ТЭЦ КИТ - 60-65% [22]). Такие параметры могут быть интересны для малых промышленных предприятий и мелких котельных. При потребности в большей мощности выбираются котлы большей паропроизводительности и их можно использовать несколько штук. В ряде случаев, когда ВТ является бесплатным или имеет отрицательную стоимость (отходы) можно вырабатывать почти только электрическую энергию, когда нет потребности в тепловой.

Электрический КПД выше 25% может быть получен при параметрах перегретого пара 39 кг/см2 и 440°С, но серийно на такие параметры выпускается только котел паропроизводительностью 10 тонн/час, с использованием которого можно получить электрическую мощность около 1500 кВт. Имеется письмо БКЗ на имя одного из авторов о готовности выпустить котлы на 1 и 2,5 тонны пара в час с такими параметрами пара при финансировании НИР и ОКР со стороны Заказчика. Что касается электрогенерирующей части мини-ТЭЦ, то серийно выпускаются калужским турбинным заводом турбогенераторы. Но самый меньший из них - это Кубань-500 электрической мощностью 500 кВт при потреблении насыщенного пара в 16 тонн/час при 11 кг/см2 [23], что соответствует КПД около 5%. Такая относительно большая мощность делает невозможным применение турбиной техники для малых предприятий и основной массы паровых котельных.

По данным [24], к 2000 г. внедрено ≈ 25 турбогенераторов и это «капля в море», учитывая, что в России к 2000 г. было 63900 котельных мощностью менее 20 Гкалл/час, около 3300 котельных мощностью 20-100 Гкалл/час и 628 котельных мощностью свыше 100 Гкалл/час, как указано в тексте доклада [25]. В [24] указывается, что основной сдерживающей причиной распространения паросиловых установок в котельных является то, что согласно [24] такие турбогенераторные установки работают параллельно с сетью, а вопрос подключения независимых производителей электроэнергии к центральной энергосистеме решается с помощью инициативных решений Минтопэнерго (теперь Минпромэнерго) РФ и Госэнергонадзора РФ. Напомним, что согласно [26] электростанции мощностью до 1000 кВт могут работать только автономно от сети. На наш взгляд есть и другие не менее серьезные причины слабого внедрения таких паросиловых установок:

1. Уровень мощности гораздо выше потребной электрической мощности большинства котельных.

2. Потребное давление пара 11 кг/см2 в то время как разрешенное органами госэнергонадзора в большинстве котельных 7-9 кг/см2, а реальная величина 4-7 кг/см2

3. Достаточно высокая стоимость, согласно [22, 7] (300-450 $/кВт).

Научной группой «Промтеплоэнергетика» МАИ ведутся разработки паропоршневых двигателей на базе серийных двигателей внутреннего сгорания и изобретений и ноу-хау созданных сотрудниками научной группы ранее [27-30] что позволяет решить вышеотмеченные проблемы. Мощность паропоршневых двигателей примерно равна мощности исходных бензиновых и дизельных двигателей при давлении пара 5-7 кг/см2. Мы умеем конверсировать любой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в паропоршневой двигатель. Это означает возможность получения паропоршневых двигателей в диапазоне мощностей серийных ДВС России, то есть от 1 до 22000 кВт. Все наши разработки ориентированны на автономную работу от электросетей. Благодаря использованию дешевых устаревших ДВС существует возможность проведения ОКР и НИР и поставки оборудования для конкретной котельной со сроком окупаемости, в ряде случаев, менее одного отопительного сезона [28].

Теперь расскажем о наших экспериментальных результатах.

Ввиду того, что наши возможности ограничены, то испытания проводим с ППД созданными на базе малолитражных стационарных и автомобильных двигателей. Последние испытания проводились с двигателем УД-2М1 (рабочий объём 600 см3, n=3000 об/мин). Мотор является нижнеклапанным, изменению подверглись лишь не содержащие подвижных деталей головки, а так же распредвал. Оба клапана в результате становятся выпускными, а впуском управляет газодинамическое устройство, являющейся при этом головкой цилиндра.

Как видим из таблиц №3 и №3 на столь низких параметрах рабочего тела получаем достаточно высокую частоту вращения 1250-2580 об/мин и электрическую мощность практически такую же какой обладает электростанция на базе этого бензинового двигателя (АБ-4, Nэл=4 кВт). Следует сказать, что на сегодня мы не знаем точно, почему упала мощность в 2004 году по сравнению с 1997 годом, так как экспериментальные данные, полученные при переделке бензодвигателя ЗМЗ-402 в ППД в 1998 году показали существенный рост мощности при переходе с воздуха на пар того же давления. Одной из наиболее вероятных причин было повышение температуры смазочного масла при переходе от воздуха к пару (при работе на воздухе выхлопной патрубок покрывался инеем). Падение мощности в 2004 году может быть вызвано заменой головок цилиндров, которая обеспечивает внутрицилиндровую сепарацию пара для уменьшения попадания воды в картер. Так же падение мощности могли вызвать иные фазы парораспределения (другой распредвал). Причина будет

установлена в процессе дальнейших испытаний, которые прервались в 2004 году в связи с организационными трудностями. Сейчас ищем паровую котельную, где можно было бы продолжить испытания.

Что касается воды в масле, то она была. Осуществлялся подбор масла и режимов работы двигателя. В результате наработка до смены масла стала более 1 часа. В дальнейшем предстоит одним из четырех известных нам способов доработать систему смазки, что обеспечит безостановочную работу двигателя весь отопительный сезон.

Так же следует отметить, что в процессе экспериментов был получен уникальный на наш взгляд результат - это работа поршневого двигателя на перегретой воде. Во время испытаний произошел унос воды, и вместо насыщенного пара от одного из котлов шла перегретая вода. Головки нашей конструкции обеспечили работу двигателя на перегретой воде, причём мощность по сравнению насыщенным паром снижалась только в два раза. Это означает возможность перевода на высокозольные топлива и водогрейных котельных с отсутствием потребителей внешней электроэнергии.

С другой стороны, паропоршневые двигатели могут работать при высоких параметрах пара с КПД 25% и выше, но паровые котлы малой паропроизводительности с высокими параметрами пара в России не выпускаются. Научная группа МАИ «Промтеплоэнергетика» готова создать паросиловую установку в составе котла, не подлежащего регистрации в органах котлонадзора (объем пароводяного пространства менее 1 литра, произведение давления на объем - менее 20 литр*кг/см2), работающих на высокозольном угле, паропроизводительность такого котла - до 100 кг/ч, и паропоршневого двигателя с электрогенератором мощностью до 15 кВт при наличии финансирования.

Литература

1. Совершенствование топливного баланса тепловых электростанций России - настоятельное требование времени.// Энергетик 2004 № 11

2. Иванова Ирина. Коммунальная гонка. Тарифы ЖКХ будут расти, опережая инфляцию, еще минимум три года.// Российская газета, 4 августа 2005 года.

3. Энергетика XXI века: условия развития, технологии, прогнозы. Отв. редактор - Н.И. Воропай. - Новосибирск, Наука 2004

4. Дубинин В.С., Лаврухин К.М. Перспективы использования поршневых машин для децентрализованной комбинированной выработки тепловой и электрической энекргии. // Строительные материалы, оборудование и технологии XXI века 2001, №6, 7.

5. Дубинин В.С., Лаврухин К.М. Комбинированная выработка тепловой и электрической энергии в котельных. // «Новости теплоснабжения» 2002, №4, 5, 6.

6. Дубинин В.С., Лаврухин К.М. Котельные могут обеспечить Россию электроэнергией с меньшей затратой газа автономно от электрических сетей РАО «ЕЭС России».// Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Малая энергетика 2003» 11-14 ноября 2003 г, г. Обнинск.

7. Дубинин В.С., Лаврухин К.М., Титов Д.П. Сопоставление централизованных и децентрализованных систем энергоснабжения в связи с ожидаемой ситуацией в энергетике России // Тезисы докладов на международной научно-практической конференции «Малая энергетика - 2004», 11-14 октября 2004 г., г.Москва.

8. Дубинин В.С., Лаврухин К.М., Титов Д.П. Сопоставление централизованного и децентрализованного энергоснабжения в современных условиях России // Полимергаз 2005 №2.

9. Владимир Дубинин, Константин Лаврухин, Дмитрий Титов Нужно ли Москве АО «Мосэнерго»?// газета «Содружество» №9 2005 г.

10. Дубинин В.С. Сопоставление систем централизованного и децентрализованного энергоснабжения в современных условиях России, часть 1,2,3.// Промышленная энергетика 2005 №9,10,11

11. Прохорова Алла. Собственный энергоцентр.// Оборудование - рынок, предложения, цены, 2004 №2 (86)

12. Лукачев П.Д., Филимонов А.И. Газопоршневые агрегаты для ЖКХ.//ЖКХ 2004 №2

13. Андрющенко А.И., Попов А.И. Основы проектирования энерготехнологических установок электростанций. М. Высшая школа 1980 г.

14. Беляев А.А. Совершенствование технолгии сжигания низкосортных твердых топлив во взвешенном слое. Диссертация д-ра техн. наук. М.: ИГИ, 1996.

15. Беляев А.А. Сжигание низкокалорийных высокосернистых углей в кипящем слое. М.,ЦПНТГО, 1984,64с.

16. Беляев А.А. Сжигание высокозольных топлив в топках с кипящем слоем промышленных котлов. М. Издательство МЭИ 2004

17. Беляев А.А. Сжигание высокозольного топлива и возможности его использования на ТЭС// Химия твердого топлива 2005 №1

18. А. с. 1143929 (СССР). Способ сжигания твёрдого топлива в псевдоожиженном слое./ А.А. Беляев, В. Л. Гершкович/. - Б.И. №9,1985 г.

19. А. с. 870853 (СССР). Газораспределительная решетка. / А.А. Беляев/. Б.И. №37, 1981.

20. Беляев А.А. Пат. РФ № 2037742. Способ низкотемпературного сжигания во взвешенном слое.// Б.И. 1995 № 17 с 9.

21. Беляев, Головин Г.С., Ведерников А.С. и др. Пат. РФ № 2103600. Аппарат для проведения процессов во взвешенном слое.// Б.И. 1998, №3 с 7.

22. Ольховский Г.Г. Состояние и перспективы тепловой энергетики.// Электрические станции, 2005 №2.

23. Новожилов И.А., Пряхин В.В., Федоров В.А. Конверсия производства АО «Калужский турбинный завод» и пути внедрения энергосберегающих технологий по выработке электроэнергии // Энергетик 1995 №5.

24. Федоров В.А. Опыт разработки, строительства и ввода в эксплуатацию малых электростанций // Теплоэнергетика 2000 №1.

25. Некрасов А.С., Воронина С.А., Экономические и социальные последствия неэффективного теплоснабжения в России: генезис и возможные решения.// Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Малая энергетика 2003» 11-14 ноября 2003 г., г. Обнинск.

26. Правила эксплуатации электроустановок потребителей. М.: Энергоатомиздат, 1992

27. Дубинин В.С., Лаврухин К.М., Титов Д.П. Роль паропоршневых двигателей в реформировании коммунальной энергетики России.// Реформа ЖКХ 2005

28. Дубинин В.С., Лаврухин К.М., Титов Д.П., Перспективы применения паропоршневых двигателей для привода вспомогательного оборудования котельных. //Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Малая энергетика 2003» 11-14 ноября 2003 г., г. Обнинск.

29. Дубинин В.С., Лаврухин К.М. О возможности создания паросиловой установки на альтернативных видах топлива на базе паропоршневых двигателей и малообъемных паровых котлов среднего давления, не подлежащих учету в органах котлонадзора (локомобиль XXI века)//Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Малая энергетика-2003» 11-14 ноября 2003 г, г. Обнинск

www.combienergy.ru

Энергетики призывают «не бояться» строительства угольной ТЭЦ в Калининградском регионе

Современные технологии использования угля и очистки выбросов на таких объектах соответствуют всем экологическим требованиям. Профессиональное мнение относительно возможности строительства в Калининградской области угольной электростанции было озвучено во время итоговой пресс-конференции руководства ТЭЦ-2. Комментируя перспективы калининградской энергетики, директор предприятия Олег Гурылёв, как и многие другие специалисты-энергетики, предложил дождаться решения правительственной комиссии, которая после августовского отключения света в 2013 году должна была окончательно решить проблему энергобезопасности Калининградской области. В этой связи Гурылёв не смог назвать среднесрочные планы развития даже для ТЭЦ-2.

— Мы не знаем, что будет решено в том результативном документе с генерацией. Может, будет построена другая ТЭЦ в другом районе, и баланс будет перепроектирован. Поэтому теперь мы ждём, что будет в решении комиссии. Сейчас фантазировать не следует, надо просто получить результат, — отметил директор ТЭЦ-2.

Кроме того, Олег Гурылёв подробнее остановился на возможности возведения пресловутой «другой ТЭЦ». По словам специалиста, строительство угольной электростанции — далеко не худший вариант для обеспечения энергобезопасности региона, которого «не стоит бояться». Как отметил Гурылёв, в области должна быть диверсификация топлива для генерирующих мощностей. «В России угля предостаточно — можно привезти его и железной дорогой, и морем, и есть куда складировать это топливо в Калининградской области», — заметил Олег Гурылёв. При этом разговоры об экологической опасности угольной ТЭЦ специалист считает необоснованными.

— Чёрный дым из трубы идёт там, где эту трубу ещё немцы строили. А сегодня технологии очистки выбросов с угольных станций далеко впереди. Я был на огромной ТЭЦ за рубежом, в три блока по 660 мегаватт. У них дымовая труба такая же, как у нас градирня, а дым из ней не идёт совсем — только чуть-чуть парок, потому что работает влажная сероочистка. Сегодня весь мир научился использовать уголь безопасно — такие ТЭЦ действуют не только в промышленных районах, но и в Италии с Испанией, где требования к экологичности весьма жёсткие, — заявил Гурылёв.

Напомним, что информация о намерении построить в регионе угольную электростанцию появилась в конце августа — с таким заявлением выступила компания «Интер РАО ЕЭС», управляющая, в том числе, и калининградской ТЭЦ-2. Стоимость проекта оценили в 1,5-2 млрд долларов. Однако ряд экспертов назвал идею строительства в регионе генерирующих мощностей на угле «нецелесообразной» из-за отсутствия в Калининградской области соответствующей топливной базы, высокой себестоимости вырабатываемой электроэнергии, а также экологических факторов. Представители «Росатома», в свою очередь, и вовсе назвали возведение угольной ТЭЦ «лоббистским решением отдельных кругов». Параллельно в польских СМИ появилась информация о том, что «Интер РАО ЕЭС» намерено закупать уголь в соседней республике

Последние новости

www.combienergy.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта