Есть ли будущее у малой нефтепереработки? Список нпз казахстана миниНужен ли Казахстану четвертый НПЗ?На прошлой неделе в Казахстане в очередной раз заговорили о новом нефтеперерабатывающем заводе. Причем на самом высшем уровне. Встречаясь с руководством нефтяного гиганта Chevron, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что «правительству совместно с компанией необходимо проработать вопросы строительства предприятий по переработке». По его словам, речь идет о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода, чтобы вывести Казахстан из зависимости от импортных нефтепродуктов. В связи с этой важной для страны темой «Къ» выяснял мнения экспертов – нужен ли четвертый НПЗ? Профессор института экономики МОН РК Олег Егоров полагает, что новый завод необходим. В комментариях «Къ» он напомнил, что в последнее время постоянно при нехватке топлива и в бывшем министерстве нефти и газа, и в КазМунайГазе, и в других правительственных организациях говорят о том, что четвертый завод нам вообще не нужен. «Мы все модернизируем, и будет полный порядок с обеспечением топлива. У нас во времена Советского Союза было построено три нефтеперерабатывающих завода, мощнейшие нефтехимические объекты в Атырау, Актау. Что у нас построено за 27 лет независимости? Китайцы построили нам завод по производству дорожного битума; сначала японцы, потом китайцы начали модернизировать завод. Зачем его модернизировать несколько раз, тратить миллиарды долларов, когда он был запущен в эксплуатацию в 1945 году?, – задается вопросом эксперт. – Но только недавно президент сказал, что четвертый завод надо строить, и все всполошились. А где его строить – пока никто не знает». Объемы выпуска бумажной продукции достигли 32 млрд тенге за 7 месяцев Как напоминает Егоров, при обсуждении данного вопроса называли ряд городов: Костанай, Актау, Балхаш. Но где взять нефть для Костаная или Балхаша? «Сегодня как раз момент, когда нам надо начать строительство нового нефтеперерабатывающего завода под кашаганскую нефть. Это очень выгодно, рационально и перспективно, поскольку завод, который будет расположен где-нибудь в Карабатане (Атырауская область), может быть рассчитан по технологии на кашаганскую нефть. И он может работать десятилетиями и выдавать очень качественную продукцию. Вот решение – что нам делать с нефтью. По сей день мнение такое, что чем больше в трубу запустим – тем больше доход. Но все забывали об одном, что есть мировая торговля ресурсами. И на этих мировых биржах цены на сырьевые товары постоянно прыгают. Если когда-то нефть стоила $10 за баррель, и это было выгодно, то сегодня при $50 уже не выгодно разрабатывать месторождение. И нам надо было давно задуматься о перерабатывающей отрасли: нефтехимии, нефтепереработке, газохимии. Правда, мы в Академии наук давно об этом говорим, пишем, подаем докладные записки…», – говорит Олег Егоров. Казахстанцам придется платить за путевки больше из-за курса доллара По его мнению, необходимость строительства НПЗ на западе Казахстана очевидна. Во-первых, Кашаган находится от берега в 80 км. А от береговой зоны до поселка Карабатан еще несколько десятков километров. То есть транспортировать ее еще на тысячи километров в Костанай или Балхаш нет смысла. Тут все рядом, и уже есть логистика. От Кашагана до железнодорожной станции Карабатан есть труба, и не одна, а это уже эффективный способ транспортировки. Там давным-давно все освоено – есть и энергетика, и дороги. И, кстати, там неплохо обстоит и с рабочими кадрами. Во-вторых, в Карабатане создается в который раз первый интегрированный газохимический комплекс. «И тут получается нормальная связка: нефть Кашагана идет на нефтеперерабатывающий завод, а газ Кашагана и Тенгиза идет на газопереработку. Те продукты, которые получают на этих заводах, – с одной стороны это топливо, с другой стороны – ассортимент промежуточной продукции, которая может быть использована как великолепное сырье для нефтехимии. Поэтому можно создать такой кластер, благодаря которому мы через пять лет, если это дело ускорить, можем торговать любыми видами химического сырья и химической продукции. Не говоря о том, чтобы загрузить свой рынок. А загрузить его надо в ближайшие годы, иначе наш рынок загрузит Китай», – считает эксперт. В Казахстане до конца года введут золотоизвлекательную фабрику «Пустынное» По его мнению, здесь главное – выбрать технологию переработки под эту нефть. Она высокосернистая. Поэтому в технологической цепочке должны быть установки по очистке. Тогда при такой технологии мы сразу получим и топливо, такое как автобензин класса К-4, К-5 без всяких трудностей, связанных с модернизацией, и серу. В подтверждение вышесказанного отметим, что в 2012 году Олег Егоров в специализированном журнале «Нефть и газ» писал: «Углеводородное сырье давно получило статус ресурса многоцелевого использования, что предполагает не столько получение из него горюче-смазочных материалов или же экспортирование его во все увеличивающихся объемах, сколько выделение исключительно широкого ассортимента продукции, успешно заменяющей такие виды естественных ресурсов, как сталь, древесина, сельскохозяйственные культуры, кожа и т. п. Основными причинами, сдерживающими развитие нефтехимических производств в Казахстане, являются отсутствие достаточных мощностей по переработке углеводородного сырья, износ и устаревшие технологии на нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, неразвитость системы трубопроводов для доставки добываемого сырья и готовой продукции». При этом эксперт говорит и о предпосылках к формированию нефтехимических кластеров на системной основе в Западном Казахстане. В частности, речь идет о возрождении таких крупных объектов нефтегазопереработки и нефтехимии, как завод пластмасс (г. Актау), АО «Полипропилен» и нефтеперерабатывающий завод (г. Атырау), Жанаозенский и Жанажольский газоперерабатывающие заводы. В свою очередь инженер-геолог и представитель ДПК «Ак жол» Серик Бейсембаев придерживается прагматичной позиции, согласно которой для обеспечения внутреннего рынка достаточно мини-заводов: «Я против строительства нерентабельных гигантов-производств. Это невыгодно для нашего рынка, который и так трясет. Развитию нашей экономики во многих отраслях, в том числе и в базовых, мешает «государственный бизнес», реализация которого и приводит к бесконечным стратегическим ошибкам. У нас уже есть три «самовара». И теперь четвертый самогонный аппарат? И с трудом верится, что от таких «самоваров» можно получить качество марки Евро 5». Эксперт напоминает, что в мире есть и другие технологии получения легких и темных фракций, в частности, производство синтетического топлива с использованием УВ (углеводородного сырья), как ингредиента для химической реакции. «Весь мир уходит от зависимости от УВ. И не нужно сидеть «на игле»... Мини-НПЗ – вот выход без особых «потерь», – говорит Бейсембаев. По его мнению, мини-НПЗ может выпускать АИ-92 и экодизель. «Существующие 29 мини-заводов – это тоже самогонные аппараты. Я же говорю про новые, у них другая технология переработки. Кстати, в Караганде сингапурцы подписали меморандум по строительству мини-НПЗ, правда, я не знаю, по какой технологии он должен работать», – отмечает он, подчеркивая, что в мире уже существуют совсем новые технологии, где используется минимум нефти или УВ. «Так что через 30 лет этот самогон может и не понадобиться. А строительство завода – это огромные средства... Даже пусть это будут деньги иностранных инвесторов, нужно иx отбивать. Все это коснется нашей всей экономики. Наша нефть, УВ – это уникальный продукт и особенность нашей страны. Она считается «тяжёлой нефтью» и почему-то отправляется почти вся на экспорт... Как раз-таки эта наша нефтянка может дать много ответвлений с получением множества чистых продуктов, пользующихся в мире большим спросом. Вот эти три наших «самовара» после модернизации могли бы выпускать чистые продукты, а рынок ГСМ отдали в конкурентную среду на внутренний рынок, а затем и внешний. Зачем городить забор, который лет через 15 сгниет?», – считает Серик Бейсембаев. www.kursiv.kz Есть ли будущее у малой нефтепереработки? — Новости Казахстана и Мира на деловом портале Kapital.kzВ настоящее время в Казахстане зарегистрировано более 30 мини-НПЗ, из них работают десятка полтора. Не выдерживают конкуренции? «Да, не выдерживают. Сейчас производство и реализация продукции нефтепереработки контролируются более жестко, чем раньше. Мини-НПЗ, конечно, сложно в таких условиях, если только не действуют „внутренние договоренности“ — по дружбе, по экономическим соображениям», — Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, говорит о проблемах малой нефтепереработки в Казахстане. Для делового еженедельника «Капитал.kz» эксперт ответил на вопрос: нужны ли Казахстану мини-заводы по производству топлива. — Олег Иванович, вопрос необходимости развития малой нефтепереработки в Казахстане весьма актуален… — Возникновение темы мини-НПЗ относится примерно к тем годам, когда очень интенсивно стали разрабатывать западносибирские месторождения — в конце 1960−70 годов. Местное население, кстати, не воспринимало эту идею положительно. Считали, что мини-заводы по производству топлив и заводы, на которых предполагалось утилизировать попутный газ и производить из него полимерную продукцию, нарушат экологическое состояние региона. И что достаточно просто добывать нефть. Потихоньку местное население убедили, и в том регионе появились гиганты нефтехимии, которые работают и по сей день. Например, Оренбургский газоперерабатывающий завод. У него годовая мощность переработки газа должна была быть примерно 40 млрд куб. м, туда и небольшой объем нашего газа идет. Завод работает нормально уже десятилетия, никаких аварий не было. — Почему тогда возникла потребность в мини-НПЗ? — Там были проблемы с локальным обеспечением топливом, поэтому и стали говорить о том, что необходимо построить определенное количество небольших заводов. Наряду с этим обсуждался вопрос использования газа, который там долгое время сжигался на факеле. И потом некоторые исследовательские институты получили, как я понимаю, государственный заказ, разработали схему НПЗ. На таких заводах стали производить в основном топливо и мазут. Когда-то я просчитывал стоимость завода у нас и в Сибири, получалось, что он обходится недорого, но качество продукции вызывает сомнения. — Почему? — Раньше было как? Производили бензин, дизтопливо, отправляли на АЗС, пожалуйста — пользуйтесь. Сейчас ситуация совсем другая. Существуют международные стандарты, мы уже приближаемся к Евро-5, должна быть четкая зависимость качества топлива от определенных количественных характеристик присутствия сернистых соединений. С этим всегда приходилось бороться — ставить установки для обессеривания. Но все дополнительное оборудование обходится дорого, и поэтому на мини-НПЗ таких установок практически нет. В Казахстане есть малые НПЗ, впечатление такое, что все в порядке, но я думаю, что с качеством получаемого продукта все не так гладко. Были примеры в Южном Казахстане, когда население, живущее вблизи мини-завода, начинало возмущаться из-за сильнейшей загрязненности территории. Это не совсем экологически чистое производство и на нем практически невозможно достигнуть европейских стандартов по бензину и дизельному топливу. — Может быть, малые НПЗ могут продавать свою продукцию на крупные заводы, где ее будут дорабатывать до необходимого качества? — Это невыгодно. Все стараются построить завод за небольшие деньги и от своей продукции иметь надежную ежегодную прибыль. В некоторых случаях могут идти другим путем. Есть присадки, например тетраэтилсвинец, добавляя которые в топливо можно повысить октановое число бензина. Но эта присадка содержит свинец — очень агрессивный химический элемент. — На каком сырье могут работать мини-заводы? — Если есть возможность получать местное, то на местном. Но, видите, сырье с Карачаганака и Тенгиза, например, содержит различные сернистые соединения, которые необходимо убирать. Когда по соглашению мы поставили первую партию тенгизской нефти — примерно 70 тыс. тонн — в Иран, через некоторое время с той стороны пришла просьба очищать ее от меркаптанов, потому что превышение меркаптанов в нефти оказалось в десятки раз больше, чем допускается в сырье для переработки. Тогда сразу же в России купили установку для демеркаптанизации и стали очищать. Сырье Мангышлака содержит парафины, их тоже необходимо удалять. Парафины резко ухудшают качество топлив и той продукции, которая получается попутно. Кумкольские месторождения — там тоже есть сера и парафины. У нас вот такая нефть. Всегда надо иметь определенный участок на заводе, который будет очищать от парафинов и сернистых соединений. А установки увеличивают стоимость продукта в несколько раз. Заводы должны сознательно выбрать поставщиков сырья, зная особенности казахстанских нефтей из разных регионов, то, что они все имеют разный физико-химический состав. Нужно подбирать под свою технологию ту нефть, при переработке которой можно обойтись меньшими затратами. — Олег Иванович, а вообще, на ваш взгляд, есть ли будущее у малой нефтепереработки в Казахстане? — Я его не вижу. Думаю, нам нужен нефтеперерабатывающий четвертый завод — современный. Только модернизации действующих НПЗ недостаточно. На Атырауском НПЗ японцы лет 10 назад проводили модернизацию. На это были потрачены существенные суммы, но бензина 4-го и 5-го поколения мы не получили, расчет был только на Евро-2. На завод пришли китайцы — опять модернизация. Теперь другая — оказывается, нам надо ароматику «выбирать». Но проблема в том, что вся ароматика пойдет в Китай, оттуда к нам придет новая продукция широкого ассортимента, задавит наш рынок. Нам незачем будет развивать нефтехимию. Между тем, мы могли бы сами развивать нефтехимию. Может быть, все-таки начнут серьезно относиться к созданию интегрированного газохимического комплекса на Карабатане. На этой площадке можно поставить и нефтеперерабатывающий завод, и газохимический комплекс, это связанные между собой производства. Рядом кашаганская нефть — вот сырье для нефтепереработки. Если завод технологически настроить на эту нефть, можно вообще убирать все вредные вещества, которые мешают получению качественного продукта, и работать десятилетия — пока будет эксплуатироваться месторождение. kapital.kz Для Казахстана четыре НПЗ много и дорого, а три – недостаточно // Нефтехимия // АналитикаНа VI Евразийском форуме KAZENERGY "Казахстан: 20 лет устойчивого роста, новые горизонты инвестиций и стабильного сотрудничества", который состоялся в Астане, министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил о планах строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в республике. Однако этого события не стоит ждать раньше 2019 года, а пока казахстанским автолюбителям придется полагаться на имеющиеся три завода и добрую волю соседей. Как сообщил Мынбаев участникам энергетического саммита, "после 2019-2020 годов, в соответствии с нашей отраслевой программой, предполагается строительство еще одного нефтеперерабатывающего завода". Всего в республике работают три НПЗ, которые, по словам министра, до 2015 года будут охвачены модернизацией. Подобный шаг позволит увеличить их общую мощность переработки нефти до 17,5 млн тонн и наладить выпуск бензина по стандарту Euro-5. После чего внутренний рынок будет полностью обеспечен топливом. Разговоры о строительстве НПЗ не являются чем-то новым для Казахстана, а на фоне дефицита топлива они только усиливаются. Однако правительство продолжает мучительно размышлять над вопросом: быть или не быть нефтеперерабатывающему заводу в стране? Как отмечалось в середине года на одном из заседаний, экономической целесообразности в новом предприятии нет. При этом в правительстве ссылались на исследование, из которого следовало, что проще и эффективнее модернизировать существующие НПЗ.Схожей позиции придерживается и директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. По его словам, стоимость модернизации гораздо ниже, нежели возведения дополнительного объекта нефтепереработки. Однако, обращает внимание эксперт, нынешняя глубина переработки на наших НПЗ и затяжной процесс их реконструкции порождают периодические перебои с поставками топлива. В правительстве приводят и более точные цифры: современный завод обойдется в 6 млрд долларов, а реконструкция старых - в 2,5-3 млрд. Следует также учитывать растущую потребность развивающейся экономики. По статистическим сводкам, в стране растет армия "железных коней", и эта динамика сохранится. Когда-нибудь встанет вопрос о строительстве четвертого НПЗ, в Миннефти и газа решили, что лучше поздно, чем никогда. В целом за 2010 год казахстанскими НПЗ было переработано 13,7 млн тонн: 2893,8 тысячи тонн бензина, 4073,8 тысячи тонн дизельного топлива, 3771 тысяча тонн мазута и 489,6 тысячи тонн авиакеросина. Показатели хорошие, хотя можно было достигнуть лучшего. Для примера: установленная мощность Омского НПЗ (Россия) составляет 19,5 млн тонн в год, помимо своих потребностей в нефтепродуктах россияне могут смело позволить себе поставлять топливо не только в Казахстан. Что же касается собственных показателей, Атырауский НПЗ перерабатывает до 5 млн тонн в год нефти, Шымкентский - чуть более 5 млн тонн в год, а Павлодарский - 5,01 млн тонн сырой нефти в год.Хотя конечная цифра должна составить более 15 млн тонн нефти, фактически же речь идет о скромных 13 млн тонн. Причина старая - технологическая изношенность, что не позволяет отечественным НПЗ выходить на свою проектную мощность. В связи с этим нефтеперерабатывающие заводы сталкиваются с хроническими реконструкциями, которые приводят к простою, а следовательно, генерируют перебои в поставках бензина. Так, с целью достижения качества стандарта Еuro-3 с 1 января 2014 года на Шымкентском НПЗ будет происходить разработка технико-экономического обоснования проекта на базе установки каталитического крекинга. Ожидается, что в ходе перестройки глубина переработки нефти достигнет 90 процентов, увеличится выход светлых нефтепродуктов и повысится качество моторных топлив до стандарта Еuro-4, 5. Радужные перспективы ждут и Павлодарский НПЗ. В результате модернизации завод будет перерабатывать до 7,5 млн тонн в год, а глубина "переделки" нефти достигнет 90 процентов. Соответственно, качество бензина поднимется до стандарта Еuro-4, 5.Любая модернизация требует времени, а топливо нужно было еще "вчера". В этой связи альтернативой крупным производителям выступают мини-НПЗ. Известно, что их строительство, невзирая на различные препятствия крупных игроков, все же идет. Бытует мнение, что именно небольшие нефтеперегонные предприятия способны с достоинством занять свою нишу на внутреннем рынке, но в этой связи, чтобы конкурировать на рынке ГСМ, таких заводов должно быть больше.Сейчас в республике работает 32 мини-НПЗ, однако большинство из них лишилось лицензии, поскольку их продукция имеет низкое качество. Тем не менее общий объем производства мини-заводов в Казахстане составляет около 28 тысяч тонн моторного и 365 тысяч тонн дизельного топлива в год. А это составляет менее одного процента и около 8 процентов, соответственно, от всего объема производства. В начале этого года ТОО "Амангельдинский ГПЗ" завершило строительство нового мини-завода стоимостью 3 млрд тенге в Жамбылской области. Предприятие будет перерабатывать свыше 500 тонн сырья за сутки, получая в чистом виде 80-100 тонн бензина, 60 тонн керосина, 120 тонн дизельного топлива и 270 тонн мазута. При этом НПЗ будет работать на местном сырье с Амангельдинского газоконденсатного месторождения нефти или с месторождения Кумколь соседней Кызылординской области. Стоит отметить, что данный проект реализуется в рамках программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ФИИР) Казахстана на 2010-2014 годы. "Со следующего года в области начнется строительство еще трех подобных НПЗ в Байзакском, Шуйском и Меркенском районах", - отметил на церемонии открытия завода аким области Канат Бозумбаев.По его словам, под строительство двух НПЗ отведена территория. Объем готовой продукции мини-заводов составит от 500 тысяч тонн до миллиона тонн в год. Потребности страны в бензине они не закроют, но главное, что область будет обеспечена. Примечательно, что в Шуйском районе строительством займется российско-казахстанское предприятие, по сути, иностранный инвестор, выразивший желание поработать на казахстанском рынке.По планам этого года казахстанские заводы переработают 13,1 млн тонн сырой нефти, что не намного меньше прошлогоднего показателя. А это не внушает доверия тем автолюбителям, которые столкнулись с дефицитом топлива для своих машин. В октябре в России было приобретено 13 тысяч тонн высокооктанового бензина, чтобы хоть как-то решить проблему, а всего у соседа на эти цели зарезервировали 50 тысяч тонн.Кроме России, которая традиционно поставляет на казахстанский рынок порядка 40 процентов топлива, рассматривается вариант толлинга с нефтеперерабатывающими заводами Китая. "До 2014 года, чтобы снизить зависимость от РФ, мы договариваемся о толлинге, в том числе и на китайских НПЗ, чтобы, поставляя определенный объем нефти, заведомо дефицитные позиции, как, скажем, высокооктановый бензин, завозить на внутренний рынок и иметь лучшую ценовую свободу", - сказал в сентябре министр нефти и газа Мынбаев на "круглом столе", посвященном влиянию глобальных рисков на экономику Казахстана, в Астане.Как пояснил он, ведутся переговоры о "возможности поставки 1-1,5 млн тонн сырой нефти на китайский Душанзцинский завод с обратным завозом высокооктанового бензина". Данная мера позволит "как-то влиять на потолок цен". Учитывая небольшой объем поставки нефти, можно предположить, что речь идет о "стабилизирующих объемах". Трудно ожидать, что они окажут влияние на общую картину. Нужно ли увеличивать количество НПЗ в Казахстане? neftegaz.ru Так нужны ли Казахстану мини-НПЗ?В период зарождения нефтяной промышленности переработка нефти представляла собой обыкновенную разгонку – то есть испарение части нефти (фракции) за счет нагревания и последующую конденсацию этой части. Таким образом из нефти выделяли основной товарный продукт - осветительный керосин. Мощность нефтеперегонных заводов (а их называли именно нефтеперегонными, а не нефтеперерабатывающими, как теперь) была очень невелика. Развитие автомобильной промышленности привело к бурному росту потребления бензинов и дизельных топлив. Для удовлетворения потребностей в автомобильном топливе в условиях жесточайшей конкуренции потребовалось сооружение НПЗ все большей и большей мощности и сложности. Сегодня в мире есть несколько заводов мощностью свыше 40 миллионов тонн нефти в год. Завод полного профиля позволяет не только снижать себестоимость нефтепродуктов, но и обеспечивать в полной мере их высокое качество. Это уже не перегонка, а именно глубокая переработка нефти. Маленькие нефтеперегонные заводы теперь принято называть мини-рифайнерами или мини-НПЗ. Для чего нужны мини-НПЗ? Ведь они заведомо проигрывают крупным заводам и по себестоимости продукции, и по ее качеству. Их существование, как правило, обосновано логистическими причинами. Представьте себе, что на небольшом острове с небольшим населением имеется месторождение нефти. Если эту нефть отвозить в порт, загружать в танкер, потом везти морем на какой-то далекий НПЗ, потом нефтепродукты снова везти морем обратно, снова раскачивать в береговые хранилища и дальше доставлять потребителям – транспортная составляющая превысит все затраты на переработку. Вот в этом случае выгодно построить на месте мини-НПЗ мощностью, соответствующей потреблению, а компоненты, улучшающие качество, привозить и добавлять в товарные нефтепродукты на месте. Аналогичным образом поступают нефтяники, добывающие нефть в районах, где отсутствует транспортная инфраструктура – таким способом они обеспечивают себя относительно дешевыми нефтепродуктами. К таковым условно можно отнести, например, остров Сахалин в Российской Федерации. Во всех остальных случаях для условий Российской Федерации или Республики Казахстан мини-НПЗ представляют собой полукриминальное «развлечение» местных элит, злоупотребляющих доверием руководителей государств, использующих либо доступность сырья, либо мощный административный ресурс. В Российской Федерации в последние несколько лет совершен мощнейший и небывалый рывок в развитии нефтепереработки, особенно так называемых вторичных процессов, которые довели до совершенства качество основных объемов выпускаемых топлив и позволили резко сократить выход мазута на нефть за счет его каталитической переработки. Крупные НПЗ в составе вертикально-интегрированных компаний могут обеспечить любые темпы внутреннего спроса в качественных нефтепродуктах и обеспечить любой рост экспорта. В этих условиях мини-НПЗ нужны только для полулегального экспорта некачественных дешевых полупродуктов как сырья для зарубежной нефтепереработки или ухода от акцизов или налогов на внутреннем рынке. В последние годы в среде специалистов все чаще и чаще раздаются голоса с требованием закрытия всех мини-НПЗ, причем это относится не только к России, но и, в еще большей степени, к Казахстану. Почему это происходит? Зачем закрывать мини-НПЗ в Казахстане, где три крупных НПЗ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре пока не в состоянии полностью обеспечить экономику страны светлыми нефтепродуктами – бензином, дизельным топливом и авиакеросином? В результате эти нефтепродукты приходится импортировать из России. В этих условиях мини-НПЗ производят дополнительное количество светлых нефтепродуктов и позволяют снизить объем импорта. Зачем же их закрывать? Ответ на этот вопрос достаточно банален - дело в том, что мини-НПЗ (их еще иногда называют в литературе мини-рифайнерами) не в состоянии производить сколько-нибудь качественные бензины, дизельные топлива и авиакеросины. Эти предприятия не имеют в своем составе (и не могут иметь) современных технологических установок, позволяющих производить топлива, соответствующие хотя бы третьему экологическому классу согласно принятому Техническому регламенту Таможенного союза. При этом себестоимость производства нефтепродуктов на мини-НПЗ настолько высокая, что гораздо выгоднее для государственного бюджета продать товарную нефть крупному НПЗ, а затем приобрести у него качественные светлые нефтепродукты. Кроме того, применение в качестве топлива для двигателей светлых нефтепродуктов, произведенных на мини-НПЗ, ведет не только к тяжелым экологическим последствиям, но и к тяжелым последствиям для двигателей. Понятно, что авиакеросин, сделанный на мини-НПЗ, никто в самолет заправлять не станет – не допустит система безопасности. А вот бензин с мини-НПЗ будет неизбежно выводить двигатели из строя. Из-за высокого содержания смол в таком двигателе могут зависнуть впускные клапаны. Из-за низкого октанового числа будут ускоренно изнашиваться детали цилиндропоршневой группы. Из-за высокого содержания углерода будет наблюдаться закоксовывание поршневых колец и электродов свечей, из-за низкого содержания водорода будет иметь место повышенный расход топлива. Из-за высокого содержания серы возникнет ускоренный коррозионно-механический износ деталей двигателя и быстро окислится и выйдет из строя моторное масло. Не меньше похожих неприятностей принесет дизельное топливо мини-НПЗ владельцам дизельных двигателей. В результате все сэкономленные при покупке светлых нефтепродуктов с мини-НПЗ средства в прямом смысле «вылетят в трубу». А почему бензин и дизельное топливо с мини-НПЗ дешевле, чем качественные топлива с больших НПЗ? Это можно объяснить только одной причиной – неуплатой акцизов и налогов. Имея заведомо более высокую стоимость переработки нефти и себестоимость продукции, владельцы мини-НПЗ, имея заведомо худшее качество топлив, могут свести концы с концами только при одном условии – при условии неуплаты налогов и акцизов. Если проанализировать структуру продаж любого мини-НПЗ в Казахстане, неожиданно выяснится, что никакого бензина и никакого дизельного топлива мини-НПЗ не производит. А производит такой с позволения сказать «завод», например, растворитель для лакокрасочной промышленности или «легкий дистиллят». Причем эти нефтепродукты всегда продаются какой-нибудь фирме-однодневке. В этой фирме-однодневке на бумаге растворитель превращается в автомобильный бензин. А вот фактическая отгрузка нефтепродукта будет осуществляться либо непосредственно с мини-НПЗ, либо с какой-то нефтебазы, где в прямогонный бензин будут добавлены суррогатные октанповышающие компоненты или присадки. При этом фирма-однодневка никаких налогов и акцизов в государственный бюджет платить не будет, поскольку закон уже все равно нарушила, выпустив в свободное обращение на рынок заведомо некачественное топливо. Кстати, с дизельной фракцией нефти, выделенной на мини-НПЗ, произойдет нечто похожее. Поскольку сегодня владельцы личных дорогих автомобилей вряд ли заправятся таким топливом больше одного раза, владельцы мини-НПЗ начинают искать обходные пути для реализации суррогатных топлив. В результате незаконной подмены эти топлива оказываются на складах различных государственных структур, а качественные топлива с этих складов, сделанные на нормальных НПЗ, после подмены продаются на рынке за наличные деньги. Опять наносится непоправимый ущерб государству. Может быть мы сгущаем краски и есть мини-НПЗ, работающие с соблюдением законов? Таких мини-НПЗ в Казахстане нет и быть не может. Более того, с запуском в ближайшее время на Шымкентском НПЗ и Атырауском НПЗ установок каталитического крекинга, Казахстан полностью обеспечит потребности внутреннего рынка в качественных бензинах, дизельных топливах и авиакеросинах. Более того, появится экспортный потенциал для отгрузки высокомаржинальных нефтепродуктов на рынки соседних стран – прежде всего Узбекистана и Кыргызстана, где сегодня доминируют российские поставщики (несмотря на огромное транспортное плечо). С 1 января 2018 года внутренний рынок Казахстана переходит на реализацию топлив только третьего класса и выше. Три больших НПЗ полностью к этому готовы. А вот мини-НПЗ не готовы и не будут готовы никогда. Так зачем же они нужны? Это вопрос ко многим государственным органам – прежде всего к налоговым. Остается еще один вопрос – а куда девается остаток от переработки нефти на мини-НПЗ – прямогонный мазут? Этот продукт может реализовываться на экспорт как сырье для вторичной переработки, из которого в результате различных видов крекинга можно получать дорогостоящие нефтепродукты. Этого мини-НПЗ не делают. Прямогонные мазуты продаются на экспорт как самые дешевые котельные топлива. При этом опять наносится ущерб бюджету – за счет занижения экспортных цен и за счет занижения экспортных пошлин. И возникает вопрос к таможенным органам Республики Казахстан – почему это возможно? Все перечисленные факты указывают на давно созревшую необходимость закрыть все мини-НПЗ в стране. Изъятое у них оборудование может быть с успехом реализовано на аукционах и использовано в целях подготовки нефти к транспортировке на промыслах. Это позволит наполнить бюджет, улучшит экологическую обстановку и значительно повысит надежность и долговечность двигателей. Доцент Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Леонид Николаевич Багдасаров mail.kz Так нужны ли Казахстану мини-НПЗ?Для чего нужны мини-НПЗ? Ведь они заведомо проигрывают крупным заводам и по себестоимости продукции, и по ее качеству. В период зарождения нефтяной промышленности переработка нефти представляла собой обыкновенную разгонку – то есть испарение части нефти (фракции) за счет нагревания и последующую конденсацию этой части. Таким образом из нефти выделяли основной товарный продукт - осветительный керосин. Мощность нефтеперегонных заводов (а их называли именно нефтеперегонными, а не нефтеперерабатывающими, как теперь) была очень невелика. Развитие автомобильной промышленности привело к бурному росту потребления бензинов и дизельных топлив. Для удовлетворения потребностей в автомобильном топливе в условиях жесточайшей конкуренции потребовалось сооружение НПЗ все большей и большей мощности и сложности. Сегодня в мире есть несколько заводов мощностью свыше 40 миллионов тонн нефти в год. Завод полного профиля позволяет не только снижать себестоимость нефтепродуктов, но и обеспечивать в полной мере их высокое качество. Это уже не перегонка, а именно глубокая переработка нефти. Маленькие нефтеперегонные заводы теперь принято называть мини-рифайнерами или мини-НПЗ. Для чего нужны мини-НПЗ? Ведь они заведомо проигрывают крупным заводам и по себестоимости продукции, и по ее качеству. Их существование, как правило, обосновано логистическими причинами. Представьте себе, что на небольшом острове с небольшим населением имеется месторождение нефти. Если эту нефть отвозить в порт, загружать в танкер, потом везти морем на какой-то далекий НПЗ, потом нефтепродукты снова везти морем обратно, снова раскачивать в береговые хранилища и дальше доставлять потребителям – транспортная составляющая превысит все затраты на переработку. Вот в этом случае выгодно построить на месте мини-НПЗ мощностью, соответствующей потреблению, а компоненты, улучшающие качество, привозить и добавлять в товарные нефтепродукты на месте. Аналогичным образом поступают нефтяники, добывающие нефть в районах, где отсутствует транспортная инфраструктура – таким способом они обеспечивают себя относительно дешевыми нефтепродуктами. К таковым условно можно отнести, например, остров Сахалин в Российской Федерации. Во всех остальных случаях для условий Российской Федерации или Республики Казахстан мини-НПЗ представляют собой полукриминальное «развлечение» местных элит, злоупотребляющих доверием руководителей государств, использующих либо доступность сырья, либо мощный административный ресурс. В Российской Федерации в последние несколько лет совершен мощнейший и небывалый рывок в развитии нефтепереработки, особенно так называемых вторичных процессов, которые довели до совершенства качество основных объемов выпускаемых топлив и позволили резко сократить выход мазута на нефть за счет его каталитической переработки. Крупные НПЗ в составе вертикально-интегрированных компаний могут обеспечить любые темпы внутреннего спроса в качественных нефтепродуктах и обеспечить любой рост экспорта. В этих условиях мини-НПЗ нужны только для полулегального экспорта некачественных дешевых полупродуктов как сырья для зарубежной нефтепереработки или ухода от акцизов или налогов на внутреннем рынке. В последние годы в среде специалистов все чаще и чаще раздаются голоса с требованием закрытия всех мини-НПЗ, причем это относится не только к России, но и, в еще большей степени, к Казахстану. Почему это происходит? Зачем закрывать мини-НПЗ в Казахстане, где три крупных НПЗ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре пока не в состоянии полностью обеспечить экономику страны светлыми нефтепродуктами – бензином, дизельным топливом и авиакеросином? В результате эти нефтепродукты приходится импортировать из России. В этих условиях мини-НПЗ производят дополнительное количество светлых нефтепродуктов и позволяют снизить объем импорта. Зачем же их закрывать? Ответ на этот вопрос достаточно банален - дело в том, что мини-НПЗ (их еще иногда называют в литературе мини-рифайнерами) не в состоянии производить сколько-нибудь качественные бензины, дизельные топлива и авиакеросины. Эти предприятия не имеют в своем составе (и не могут иметь) современных технологических установок, позволяющих производить топлива, соответствующие хотя бы третьему экологическому классу согласно принятому Техническому регламенту Таможенного союза. При этом себестоимость производства нефтепродуктов на мини-НПЗ настолько высокая, что гораздо выгоднее для государственного бюджета продать товарную нефть крупному НПЗ, а затем приобрести у него качественные светлые нефтепродукты. Кроме того, применение в качестве топлива для двигателей светлых нефтепродуктов, произведенных на мини-НПЗ, ведет не только к тяжелым экологическим последствиям, но и к тяжелым последствиям для двигателей. Понятно, что авиакеросин, сделанный на мини-НПЗ, никто в самолет заправлять не станет – не допустит система безопасности. А вот бензин с мини-НПЗ будет неизбежно выводить двигатели из строя. Из-за высокого содержания смол в таком двигателе могут зависнуть впускные клапаны. Из-за низкого октанового числа будут ускоренно изнашиваться детали цилиндропоршневой группы. Из-за высокого содержания углерода будет наблюдаться закоксовывание поршневых колец и электродов свечей, из-за низкого содержания водорода будет иметь место повышенный расход топлива. Из-за высокого содержания серы возникнет ускоренный коррозионно-механический износ деталей двигателя и быстро окислится и выйдет из строя моторное масло. Не меньше похожих неприятностей принесет дизельное топливо мини-НПЗ владельцам дизельных двигателей. В результате все сэкономленные при покупке светлых нефтепродуктов с мини-НПЗ средства в прямом смысле «вылетят в трубу». А почему бензин и дизельное топливо с мини-НПЗ дешевле, чем качественные топлива с больших НПЗ? Это можно объяснить только одной причиной – неуплатой акцизов и налогов. Имея заведомо более высокую стоимость переработки нефти и себестоимость продукции, владельцы мини-НПЗ, имея заведомо худшее качество топлив, могут свести концы с концами только при одном условии – при условии неуплаты налогов и акцизов. Если проанализировать структуру продаж любого мини-НПЗ в Казахстане, неожиданно выяснится, что никакого бензина и никакого дизельного топлива мини-НПЗ не производит. А производит такой с позволения сказать «завод», например, растворитель для лакокрасочной промышленности или «легкий дистиллят». Причем эти нефтепродукты всегда продаются какой-нибудь фирме-однодневке. В этой фирме-однодневке на бумаге растворитель превращается в автомобильный бензин. А вот фактическая отгрузка нефтепродукта будет осуществляться либо непосредственно с мини-НПЗ, либо с какой-то нефтебазы, где в прямогонный бензин будут добавлены суррогатные октанповышающие компоненты или присадки. При этом фирма-однодневка никаких налогов и акцизов в государственный бюджет платить не будет, поскольку закон уже все равно нарушила, выпустив в свободное обращение на рынок заведомо некачественное топливо. Кстати, с дизельной фракцией нефти, выделенной на мини-НПЗ, произойдет нечто похожее. Поскольку сегодня владельцы личных дорогих автомобилей вряд ли заправятся таким топливом больше одного раза, владельцы мини-НПЗ начинают искать обходные пути для реализации суррогатных топлив. В результате незаконной подмены эти топлива оказываются на складах различных государственных структур, а качественные топлива с этих складов, сделанные на нормальных НПЗ, после подмены продаются на рынке за наличные деньги. Опять наносится непоправимый ущерб государству. Может быть мы сгущаем краски и есть мини-НПЗ, работающие с соблюдением законов? Таких мини-НПЗ в Казахстане нет и быть не может. Более того, с запуском в ближайшее время на Шымкентском НПЗ и Атырауском НПЗ установок каталитического крекинга, Казахстан полностью обеспечит потребности внутреннего рынка в качественных бензинах, дизельных топливах и авиакеросинах. Более того, появится экспортный потенциал для отгрузки высокомаржинальных нефтепродуктов на рынки соседних стран – прежде всего Узбекистана и Кыргызстана, где сегодня доминируют российские поставщики (несмотря на огромное транспортное плечо). С 1 января 2018 года внутренний рынок Казахстана переходит на реализацию топлив только третьего класса и выше. Три больших НПЗ полностью к этому готовы. А вот мини-НПЗ не готовы и не будут готовы никогда. Так зачем же они нужны? Это вопрос ко многим государственным органам – прежде всего к налоговым. Остается еще один вопрос – а куда девается остаток от переработки нефти на мини-НПЗ – прямогонный мазут? Этот продукт может реализовываться на экспорт как сырье для вторичной переработки, из которого в результате различных видов крекинга можно получать дорогостоящие нефтепродукты. Этого мини-НПЗ не делают. Прямогонные мазуты продаются на экспорт как самые дешевые котельные топлива. При этом опять наносится ущерб бюджету – за счет занижения экспортных цен и за счет занижения экспортных пошлин. И возникает вопрос к таможенным органам Республики Казахстан – почему это возможно? Все перечисленные факты указывают на давно созревшую необходимость закрыть все мини-НПЗ в стране. Изъятое у них оборудование может быть с успехом реализовано на аукционах и использовано в целях подготовки нефти к транспортировке на промыслах. Это позволит наполнить бюджет, улучшит экологическую обстановку и значительно повысит надежность и долговечность двигателей. Доцент Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Леонид Николаевич Багдасаров Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся! www.zakon.kz Модернизация казахстанских нефтеперерабатывающих заводовОткрытая конкуренция уже пришла в Казахстан – страна вступила в ВТО, в полную силу вступают Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство. В этих условиях, когда границы и рынок становятся открытыми, потенциал предприятия определяется его конкурентоспособностью – останется ли оно только региональным, или займет достойное место среди крупнейших международных компаний. И модернизация казахстанских нефтеперерабатывающих заводов призвана стать ответом на вызовы времени, драйвером роста конкурентоспособности отрасли. Созданные Казахстаном, Россией и Беларусью Таможенный союз и Единое экономическое пространство предусматривают унификацию стандартов и технических регламентов по всем позициям – в том числе по экологическим и эксплуатационным требованиям к производимым странами-участницами моторным топливам – К4, К5. До завершения модернизации все три завода в Казахстане будут производить топливо класса К2. И для того, чтобы они могли выпускать продукцию, соответствующую требованиям Таможенного союза, в настоящее время на каждом из них проводится масштабная и всесторонняя модернизация производства. Глава государства в своих выступлениях не раз называл нефтепереработку одной из приоритетных отраслей индустриального развития Казахстана. Проекты модернизации нефтеперерабатывающих заводов входят в Государственную программу индустриально-инновационного развития. Никогда ранее в стране не проводилась одновременная реконструкция всех трех действующих нефтеперерабатывающих заводов. Фактически на территории существующих НПЗ, в сложнейших условиях действующего производства, строятся новые заводы. По числу новых установок только техническое оснащение Атырауского завода выросло вчетверо. Модернизация казахстанских НПЗ – крупнейшие во всех значениях проекты, требующие значительного времени (более 6 лет), значительных инвестиций (на уровне 5 миллиардов долл. США), а также значительного количества задействованного персонала в период строительства (более 9 тыс. человек). Что получит страна в итоге модернизации Прежде всего, качество моторных топлив будет соответствовать требованиям Таможенного союза. Во-вторых, содержание вредных и загрязняющих веществ (серо- и азотосодержащие соединения, ароматические и непредельные углеводороды, которые являются канцерогенами) сократятся до 50 раз, что будет способствовать уменьшению вредных выхлопов, что актуально для Алматы и других крупных городов страны. На 3 миллиона тонн в год увеличится объем переработки нефти на заводах (с 14,5 млн. до 17,6 млн. тонн в год), а также производство светлых нефтепродуктов возрастет на 3 320 тыс. тонн в год (с 7 624 тыс. до 10 944 тыс. тонн в год). Кроме того Казахстан будет производить собственные высокотехнологичные присадки ТАМЭ (на АНПЗ), ЭТБЭ (на ШНПЗ), взамен широко используемой в настоящее время присадки МТБЭ. В Казахстане будет обеспечен полный цикл производства присадки ЭТБЭ за счет восстановления завода «Биохим» по производству биоэтанола и вовлечения последнего в качестве сырья для производства присадки. Немного истории Заводы в Казахстане строились в разное время – самому «старому», АНПЗ, в 2015 году исполнилось 70 лет, а самый «молодой» - Шымкентский завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» отметил тридцатилетний юбилей. АНПЗ, построенный в военное время, изначально был ориентирован на переработку всего до 800 тыс. тонн эмбинской нефти и бакинского дистиллята в год (в настоящее время завод перерабатывает 5 000 тыс. тонн нефти). Павлодарский завод перерабатывал западно-сибирскую нефть, а ШНПЗ – нефть с Кумколя. При этом на ПНХЗ впервые в СССР была внедрена система глубокой переработки мазута КТ-1, которая в дальнейшем нашла широкое применение на других заводах Союза. Соответственно, стартовые условия – сырье, глубина переработки, выход нефтепродуктов и набор установок у заводов заметно различались. Программа модернизации призвана увеличить глубину переработки и выход светлых нефтепродуктов на всех заводах, независимо от качества поступающего сырья. Техническое же оснащение заводов по-прежнему остается разным, что требует индивидуального подхода к проектам модернизации. От чего зависят сроки Модернизация казахстанских НПЗ – это процесс, требующий не только серьезных инвестиций, но также длительной подготовительной работы. Чтобы внедрить передовые практики ведущих мировых компаний на заводах, разработка проектно-сметной и рабочей документации выполнялась международными компаниями с применением международных стандартов. Однако национальные нормативы значительно отличаются от них, поэтому еще на стадии подготовки документов по каждому из проектов требовалась адаптация проектных решений в соответствии с отечественными нормами и правилами. Итак, сколько же времени объективно требуется для модернизации НПЗ? Прежде всего, напомним, что все нефтеперерабатывающие заводы - технически и технологически сложные, опасные производственные объекты. Поэтому реализация всех проектов начиналась с разработки технико-экономического обоснования (ТЭО), на которое уходит ни много, ни мало 18 месяцев с учетом проведения государственной экспертизы проектов. Затем следует выбор лицензиаров технологических процессов, выбор разработчиков проектно-сметной документации. Оценка предложений и определение подрядчиков занимает порядка 3-6 месяцев. Разработка проектно-сметной документации – это комплекс мероприятий по разработке проекта, выполняемый группой компаний (разработчик проекта, лицензиар, адаптант проекта), требующий слаженных действий и высокого уровня координации между всеми участниками проекта. А ведь совместная психологическая, культурная и даже языковая «притирка» всех участников тоже требует времени. Все проекты разрабатывались авторитетными компаниями по международным стандартам на самом высоком уровне. Для прохождения государственной экспертизы и приведения проектов к нормам и правилам, действующим на территории РК, привлекались отечественные проектные институты, которые успешно выполнили поставленные перед ними задачи. Тем самым весь цикл разработки проектно-сметной документации занимает в среднем от 18 до 24 месяцев. Далее начинается самая интересная часть реализации проектов – переход на этап практической реализации (разработка рабочей документации, закуп и поставка оборудования, выполнение строительно-монтажных работ). Данный этап является самым длительным и трудоемким. Выполнение всех необходимых работ требует от 30 до 41 месяцев непрерывной работы. После завершения полного объема строительно-монтажных работ, приступают к пуско-наладочным работам. В которых задействованы все участники проекта, начиная с персонала самих заводов, заканчивая лицензиарами и строителями. Сложность пусконаладочных работ обуславливается в первую очередь непредсказуемостью возникающих перед персоналом проблем, решение которых требует как опыта проведения пусконаладочных операций, так и значительных интеллектуальных затрат и слаженности действий, мгновенного принятия оптимальных решений. Для наладки производства и получения готовой продукции требуется до 3 месяцев слаженной работы всей проектной команды. … Делает нас сильнее Реализация Проектов модернизации НПЗ – это не только длительные сроки и колоссальные инвестиции, но и сопротивление человека с природой – работа в экстремальных погодных условиях. К примеру, в летнее время на юге и западе Казахстана (ШНПЗ и АНПЗ соответственно), температура воздуха доходит до 45 градусов Цельсия выше нуля, а на северо-востоке Казахстана (ПНХЗ) особо тяжелые условия создаются в зимнее время. С ноября по март температура воздуха понижается, достигая в пиковые моменты минус 45-47 градусов Цельсия, что затрудняет проведение полномасштабных строительно-монтажных работ, значительно влияет на скорость их выполнения. Но и в таких условиях работы не останавливаются: применяется 2-х или 3-х сменный график, на строительной площадке создаются специальные условия для проведения работ, к примеру, возводятся отапливаемые временные цеха и места производства работ. Строительство объектов по программе модернизации предусматривает возведение крупногабаритного оборудования, которое необходимо не просто изготовить, но и доставить до места сборки, произвести сборку и монтаж. И это – также отдельная серьезная задача как для компаний-поставщиков, так и для заводов, поскольку оборудование для каждого из заводов имеет уникальные технические характеристики, нестандартные для транспортировки размеры и вес. Для каждого такого объекта приходилось и приходится придумывать оригинальные решения. К примеру, город Павлодар не имеет выхода к морским путям: негабаритное оборудование приходится доставлять автомобильным путем, где позволяют габариты – железнодорожным транспортом. Две крупногабаритные колонны для ПНХЗ, изготовленные на отечественном заводе «Белкамит» в г.Алматы, доставили на завод тремя и четырьмя частями соответственно. Оборудование прошло путь почти через половину страны по маршруту Алматы – Талдыкорган – Семипалатинск - Павлодар (1450 км). Отметим, что поставки оборудования на заводы ведутся не только от отечественных производителей – крупнотоннажные грузы поступают из многих стран, в том числе и Азиатско-Тихоокеанского региона, причем проходят они и Северным морским путем, через Карские ворота, где навигация продолжается всего два месяца в году. Если учесть, что срок изготовления составляет до 18 месяцев, то производителям приходится подгадывать завершение так, чтобы попасть в это «окно». Более благоприятные условия для транспортировки оборудования имеются у Шымкентского и Атырауского НПЗ. Юг Казахстана – транспортный коридор, через него проходит транспортная магистраль «Западная Европа - Западный Китай», который является кратчайшим путем в международной перевозке между Европой и Китаем, также Трансазиатская железнодорожная магистраль. Так как генеральным подрядчиком по Проекту является китайская компания СРЕСС, большинство оборудования доставляется железнодорожным путем из Китая через пограничную станцию Достык. Сегодня на строительных площадках из заранее подготовленных днищ и листов собираются новые сосуды, резервуары и другое оборудование. Атырауский НПЗ расположен в выгодном ареале. Через г. Атырау протекает река Урал, связывающая Европу и Азию, и имеющая выход к Каспийскому морю. В этой связи у АНПЗ имеется возможность принимать крупногабаритное оборудование по морским путям в порт Атырау из европейских стран, а также Китая, Японии, Индии. Так, часть оборудования для Комплексов по производству ароматических углеводородов и глубокой переработки нефти была доставлена по реке Урал. Одна из технологических установок КПА – колонна рецикла ксилолов - достигает высоты в 83 метра. Доставили ее отдельными сегментами числом более 200 штук, которые затем собирались на месте в условиях действующего производства с соблюдением всех необходимых мер безопасности и технологии сборки. Главное богатство Модернизация – труд тысяч людей. К примеру, только на Атырауском НПЗ на строительных площадках работало одновременно более 3 500 человек. Все это происходило в стесненных условиях действующего производства, и требовало очень серьезных мер к организации строительных работ, логистике, обеспечению безопасности. Ведь за время строительства КПА не произошло ни одного несчастного случая. На Павлодарском НХЗ количество работников, задействованных в период строительства – порядка 2 000 человек, текущая численность работников – 2 668 человек, т.е. в период строительства численность работников на заводе увеличится почти в 2 раза. На Шымкентском НПЗ в самые пиковые моменты будут задействовано 3 500 работников. Параллельно с поставкой и сборкой оборудования под надзором у представителей компаний-лицензиаров активно проводится обучение казахстанских специалистов, которые в дальнейшем будут эксплуатировать его и поддерживать работу новых комплексов. Скажем, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе в рамках модернизации порядка 200 человек прошло специальное обучение по работе с технологическими установками на комплексе по производству ароматических углеводородов, а также в новой заводской лаборатории, оснащенной, к слову, самым современным оборудованием, произведенным в США, Японии, Франции, Швейцарии и др. Отдельные сотрудники прошли специальные стажировки на заводах компаний-лицензиаров – там, где уже используется оборудование, аналогичное нашему. Эта работа проводится и будет продолжаться на других заводах. www.kmgrm.kz Казахстанские мини-НПЗ снизили производство ГСМ в 2010 году в 10 разМини-НПЗ в Казахстане снизили производство нефтепродуктов в десять раз по итогам первого полугодия 2010 года, сообщил в пятницу вице-министр нефти и газа Асет Магауов. Мини-НПЗ в Казахстане снизили производство нефтепродуктов в десять раз по итогам первого полугодия 2010 года, сообщил в пятницу вице-министр нефти и газа Асет Магауов, передает ИА Новости-Казахстан. «На нашем рынке значительной (доли) продукции мини-НПЗ нет, тем более, что по сравнению с прошлым годом объемы переработки на них существенно упали - если в прошлом году порядка 500 тысяч тонн заявлялось, то по итогам первого полугодия практически десятикратное снижение было объемов переработки на мини-НПЗ», - сказал Магауов в ходе интернет-конференции. По его сведениям, в Казахстане функционирует 27 мини-нефтеперерабатывающих заводов. "Их основной бизнес - это переработка импортной нефти и обратная поставка продуктов первичной переработки на экспорт, поэтому их продукции на нашем рынке нет", - пояснил вице-министр. В то же время, по его мнению, в дальнейшем у казахстанских мини-НПЗ "будут вопросы по их соответствию стандартам Евро-3, Евро-4, которые в республике будут вводиться". "Малым проектам тяжело будет обеспечить все необходимые технологические процессы для выполнения соответствия заявленным стандартам, это можно только в условиях крупных НПЗ. Если завод работает по топливному циклу, минимальная экономическая эффективность обеспечивается только при пяти миллионах тонн переработки, если же работать по нефтехимическому циклу, то до 10 - 12 миллионов тонн (нефти) надо, чтобы перерабатывал завод", - считает Магауов. "В то же время технологии на месте не стоят, ряд инвесторов заявляет, что и на мини-НПЗ можно это обеспечить, но они должны с соответствующими проектами выходить и обосновывать (возможность соответствия стандартам)", - заключил он. today.kz |