Eng Ru
Отправить письмо

Руководитель российского энергорынка Дмитрий Пономарев увольняется после критики премьера. Совет рынка пономарев


Глава НП «Совет рынка» Дмитрий Пономарев о ценах, мощности и конкуренции

Originally published at Профессионально об энергетике. Please leave any comments there.

Завершился один из ключевых этапов реформы электрической энергетики — либерализация оптового рынка электрической энергии и мощности. Приняты ключевые нормативные документы: правила долгосрочного рынка мощности и параметры договоров на поставку мощности, определяющие ответственность энергокомпаний за ввод новых электрический станций. Как новые правила подействовали на отрасль и каких перемен еще нужно ждать энергокомпаниям и потребителям, «Коммерсант» рассказал председатель правления НП «Совет_рынка» ДМИТРИЙ ПОНОМАРЕВ.— C 2011 г. оптовый рынок электрической энергии полностью либерализован — за исключением поставок населению, для которого сохранен тариф. Ключевой вопрос: насколько трехлетний процесс либерализации повлиял на цены для конечных потребителей?

— Посмотрите на ситуацию по-другому. Необходимость масштабной модернизации российской электрической энергетики не вызывает сомнений, модернизация требует реформирования, реформирование — частичной либерализации, которая и была последовательно проведена. Либерализация подразумевает нетарифную модель ценообразования, дальше — вопрос ее эффективности, краткосрочных и долгосрочных эффектов.

В ценах конечных потребителей, как известно, четыре составляющие — генерация (то есть собственно электроэнергия и мощность, или оптовый рынок), отраслевая инфраструктура (надбавка сбытовой компании, услуги системного и коммерческого операторов и рынка), сети (услуги за транспортировку) и розничная составляющая, которая определяет порядок исчисления конечной цены, то есть применяете ли вы в расчетах периоды суток, число часов использования мощности или двухставочный план — это определяется в договоре между сбытовой компанией и конечным потребителем. Либерализация коснулась только первой составляющей, однако, как известно, это не привело к полной замене тарифов свободным ценообразованием. Мы недавно подсчитали, что в совокупности на рынке электрической энергии и мощности только 40% объемов продаются по цене, сформированной под воздействием спроса и предложения, в остальном сохранились регулируемые государством цены. То есть либерализация состоялась не полная, а частичная.

Доля оптового рынка в конечной цене для потребителей на среднем и низком классах напряжения (это малый бизнес) находится на уровне 25%, а либерализация (внутри этой цифры), соответственно, 10%. Это немного по сравнению с весом услуг за передачу и договорными параметрами для расчета одноставочной цены. При этом обратите внимание, это доля в общем объеме, а не доля в приросте. Конечно, цены выросли и, к сожалению, растут, но это неверно объяснять либерализацией — вот, что я хочу сообщить.

При этом есть другое важное последствие роста цен — это заставляет нас всех работать над энергосбережением и эффективностью. Никто не мешает, а закон об энергосбережении даже предписывает потребителям до 1 января 2011 г. оснаститься приборами учета электрической энергии, тепла и воды. Эти приборы обеспечивают техническую возможность для перехода на экономичный двухставочный план расчетов за электроэнергию и снижение стоимостной нагрузки на 15-20%. Многие ли потребители начали работу по снижению своей стоимостной нагрузки со счетчиков и оптимизации потребления? Нет. В этом-то и вопрос. Электроэнергия — это технологически сложный и дорогой процесс производства и доставки. Оптимизация должна осуществляться совместными усилиями энергетиков и потребителей.

— Можно ли утверждать, что в 2011 г. рост конечных цен для потребителя будет самым низким за все время реформы?

— В наступившем г. большинство регионов перевело сетевое регулирование на новый метод доходности на инвестированный капитал (RAB), пересмотрели в сторону увеличения инвестпрограммы территориальных сетевых компаний. На оптовом рынке с 1 января вступили в силу новые правила торговли мощностью, которые содержат, в частности, договоры о предоставлении мощности (ДПМ). Что касается рынка электрической энергии, то, несмотря на повышение тарифов на газ на 15% и значительный рост цен на уголь в связи с природными катаклизмами в Австралии, цены выросли по сравнению с декабрем прошлого г. примерно на 10% в европейской части Рф и на Урале и всего на 2% в Сибири. Это самый низкий прирост из всех составляющих конечной цены. Как я уже сообщил, думаю, что либерализация и ценовая ситуация на рынке электрической энергии внесут наименьший вклад в возможный рост конечной цены. А население вообще рассчитывается по регулируемым тарифам.

Ценовая ситуация по регионам страны будет неоднородной, поскольку главный вклад вносит регулирование сетей и особенности договорных отношений в рознице, а это каждый раз почти индивидуальная ситуация для каждого потребителя. В некоторых случаях прирост будет заметен в связи с исходной низкой тарифной базой, которая еще с конца 1980-х годов была установлена для некоторых регионов Сибири.

— Как вы оцениваете результат введения с 2011 г. долгосрочного рынка мощности (ДРМ)? Предполагалось, что он определит на перспективу ежемесячные выплаты за мощность, которые получают генерирующие компании для компенсации своих постоянных расходов. Это должно было сформировать конкурентный экономический механизм, который даст генерации и потребителям ценовые ориентиры на несколько лет вперед и уберет с рынка дорогие неэффективные мощности.

— 2011 г. — это нетиповой г. для новой модели рынка, поэтому на основании его итогов судить об эффективности модели в целом некорректно. Проведение конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2011 г. было запланировано на ноябрь 2010 г., то есть за несколько недель до г. поставки. Поэтому многие процедуры в правилах, в том числе порядок отнесения поставщиков к работающим в вынужденных режимах, были урегулированы для 2011 и последующих годов по-разному. Это не могло не отразиться на ценовой стратегии генерирующих компаний и, как следствие, на результатах К_О_М.

Но в любом случае есть материал для анализа, есть безусловно верные вещи и те, которые требуют корректировки. Известно, что только практика подтверждает или опровергает гипотезы. Многие важнейшие для отрасли нормативные документы публично обсуждены и приняты именно в рамках запуска новой модели рынка. Это методика прогнозирования спроса, это порядок определения необходимого резерва мощности, например. С целью улучшению инвестиционного климата в отрасли разработаны и подписаны договоры о предоставлении мощности, которые обеспечивают взаимные встречные обязательства сторон по строительству, модернизации и оплате порядка 30 ГВт генерирующих мощностей.

Процедура конкурентных отборов мощности стала более прозрачной и экономически обусловленной. Раньше появление новой генерации на оптовом рынке носило заявительный характер. Никто не задавался вопросом о необходимости (с точки зрения надежности или экономической эффективности) строительства той или иной электрические станции. Решение о параметрах, выборе топлива и площадки принималось инвестором, а после выполнения формальных процедур по включению объекта в баланс обязательства по его оплате автоматически возникали у всех потребителей. Конструкция Д_Р_М изменила эту ситуацию. Цель рынка — обеспечить достаточность генерирующих мощностей, определенной структуры и качества и достижение оптимального системного финансового эффекта — как для поставщиков, так и для потребителей. Мы сделали уверенный шаг в этом направлении.

— И сколько «лишних» мощностей не прошло конкурентный отбор на 2011 г.?

— Около 2,3 ГВт. Есть уже во многом согласованный план по усилению технических требований к генерации, который, как мы ожидаем, приведет к тому, что к 2015 г. не будет отобрано на К_О_М порядка 8 ГВт. Это дополнительный качественный параметр повышения надежности и стимулирования к модернизации российской электрической энергетики.

— Но это чисто технический, а не экономический инструмент. Он отсеивает самые дорогие мощности?

— Это «устаревшие» мощности, которые характеризуются ненадлежащими техническими параметрами. В прежней конструкции потребители оплачивали и эту мощность — наряду с новой и технически исправной, что, с одной стороны, несправедливо, а с другой — не обеспечивало ясной и оптимальной картины (как технологически, так и финансово) при планировании и управлении режимами электрический станций. Попросту говоря, потребитель переплачивал за снижение риска аварийной ситуации. Это элемент надежности системы в целом. Сейчас мы говорим, что по техническим параметрам не хотим рассчитывать на такую электростанцию и не будем за нее платить.

— Но значительная часть генерации с высокой себестоимостью, которая по своим экономическим показателям не смогла уложиться в требования конкурентных отборов, все равно получила тариф Ф.С.Т. как «вынужденный генератор» и будет оплачиваться рынком. Причем эти тарифы часто значительно выше цен, определявшихся на К_О_М.

— Как я уже сообщил, это ситуация только 2011 г.. Правила рынка предусматривают, что по тарифам должна осуществляться продажа не только мощности, но и электрической энергии, а также то, что прибыль или убыток от такой деятельности должны быть учтены регулятором в следующем периоде регулирования. В К_О_М на последующие годы порядок определения вынужденных генераторов иной, более жесткий. Ценовой арбитраж сведен к минимуму.

— Планируется отказ от вынужденного режима работы генерации?

— Он сохранится, но непопадание в отбор по причине высокой ценовой заявки будет сопряжено с риском неполучения платы за мощность как таковой. То есть алгоритм выглядит следующим образом: если электрическая станция не отобрана по уровню ценовой заявки, то при участии «Системного оператора» коллегиально будет определено, можно ли отнести ее к объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме или нет. Если нет, она не получит платы за мощность, но сможет работать в рынке электрической энергии.

Однако и эта конструкция нам представляется несовершенной, в соответствии с требованием правил рынка по итогам анализа конкурентного отбора мощности на 2011 г. мы уже подготовили предложения по изменению конструкции Д_Р_М. Под эгидой Министерства энергетики начаты обсуждения и консультации с участниками рынка и другими регулирующими органами.

— Имеется еще одна претензия к долгосрочному рынку мощности: потолок цен на мощность (price cap), который был введен Ф.А.С. из-за низкой конкуренции везде, кроме двух зон свободного перетока (ЗСП «Центр» и «Урал»). Он значительно ниже того уровня, на который могли бы рассчитывать генераторы.

— Предельные уровни цен — это вопрос способа преодоления базовых ограничений. Без учета территорий с прямым государственным регулированием в стране 29 зон свободного перетока. Для иллюстрации термина нужно представить территорию Рф через призму сетевых ограничений, которые задают ее территориальное деление на те самые ЗСП. То есть внутри такой территории считается, что электроэнергия и связанная с ней мощность циркулируют беспрепятственно, а переток в соседнюю зону ограничен характеристиками линий электропередачи. Уже даже по количеству очевидно, что количество ЗСП в стране больше, чем основных генерирующих компаний (ТГК-14, О.Г.К.-6, «РусГидро(ртс:HYDR)», концерн «Рос_Энергоатом» и «Интер РАО(ртс:IUES)»), а если посмотреть повнимательнее, то выяснится, что ЗСП, которые отвечают требованиям свободной конкуренции, нет или почти нет. Поскольку в конкурентном отборе мощности поставщики, в данном случае юридические лица, конкурируют друг с другом, то у них не возникает стимула к снижению цены, а у потребителя — доверия к механизму ценообразования. Поэтому нужен либо предельный уровень цены, либо смена парадигмы. Именно поэтому в большинстве ЗСП был установлен price cap.

Сейчас в доработанной конструкции мы предлагаем принципиально изменить способ ценообразования. При этом еще раз хочу подчеркнуть, что price cap, или свободная цена,— это лишь способ, инструмент решения задачи, они не имеют самостоятельной ценности. А задача — обеспечить достаточность генерации при оптимальном системном финансовом эффекте. Рынок нужен прежде всего государству для оптимального решения этой задачи.

Потребитель мыслит в категории общей финансовой нагрузки, поставщик — общей валовой выручки. То есть участники изначально мыслят категориями одноставочной цены — сегодня мы стараемся реализовать эти подходы в экономических инструментах и рыночных конструкциях.

— Вы отказываете мощности в праве участвовать в рынке?

— Нет, я убежден, что оплата электростанциям мощности в нашей стране необходима, кроме этого есть конструкция Д.П.М., обеспечивающая обновление генерирующих мощностей, предметом которых является именно купля-продажа мощности. Думаю, что правильно сохранить инструмент конкурентных отборов мощности как публичный способ определения достаточности генерации, выявления территорий дефицита. Необходимость и способы покрытия дефицита могут быть любыми — от конкурсов на новое строительство до мероприятий по энергосбережению (я утрирую, конечно, но немного).

Я не верю в возможность участия потребителей в конкурентных отборах мощности на два и более г. вперед (а такие предложения высказываются). Трудно принять на себя обязательство даже по объему потребления на несколько лет вперед (особенно, если нет гарантии переуступки). Это не значит, что такая возможность не должна быть им предоставлена, но рассчитывать на нее как на базовый элемент ценообразования наивно. Потолок мощности — конечно, не решение проблемы, он — следствие отсутствия конкуренции.

— Потолок цен на мощность сохранится в будущем?

— Не уверен, но думаю, что государству нужны инструменты вмешательства в особых ситуациях.

— А что тогда вместо него будет сдерживать цены?

— Все зависит от поставленной задачи и выбранного горизонта. Ценовой потолок или иной механизм должен быть частью системы ценообразования, которой доверяют потребители, поставщики и государство. Если нужно решить краткосрочную задачу — они подходят (и, кстати, применяются в мире на рынках электрической энергии повсеместно, вопрос только в их уровнях), в долгосрочном регулировании «горизонтальный» price cap, например, встроен в Д.П.М., поскольку там цена учитывает доход от рынка электрической энергии. Это тоже стандартная мировая практика.

— Если эта конструкция удовлетворит генераторов, то она может быть использована в К_О_М-2012?

— Главное, чтобы регулятор решил системную задачу.

— В 2010 г. были наконец утверждены параметры договоров на поставку мощности для новых генерирующих мощностей, строящихся в рамках обязательных инвестпрограмм О.Г.К. и Т.Г.К.. Они должны обеспечить генерирующим компаниям возврат сделанных инвестиций за счет повышенных выплат за мощность. Генераторов Д.П.М. вполне удовлетворяют, но насколько это увеличит ценовую потребление для потребителей?

— Стоимостная нагрузка будет расти по мере ввода в эксплуатацию новых мощностей по Д.П.М.. В ближайшие два г. прирост незначительный, в 2015 г. мы прогнозируем, что доля оплаты мощности по Д.П.М. в стоимостной составляющей оплаты генерации возрастет до 30%.

— Возможно ли введение механизма, аналогичного Д.П.М., и для возврата инвестиций в модернизацию старых мощностей?

— На самом деле порядка 7 ГВт по уже заключенным Д.П.М. — это объекты модернизации, но я не уверен, что это должно привести к «ДПМизации» всех проектов по модернизации в стране. Это нерационально, это не решает задачу оптимизации стоимостной нагрузки для потребителей.

Модернизация генерирующих мощностей, большинство из которых многократно выработали свой ресурс,— важная составляющая общей задачи по модернизации электрической энергетики. Поскольку располагаемый финансовый ресурс ограничен, то мы рассматриваем возможность условного разделения проектов по модернизации на два вида — вынужденные и естественные. Вынужденная модернизация — та, которая проводится для приведения объекта в соответствие с установленными регулятором требованиями, например по выбросам СО2, и которая сама по себе (только по этому основанию) не приводит к повышению экономической эффективности. К естественной можно отнести те проекты, которые направлены на снижение издержек производства или повышение надежности оборудования.

Я думаю, что внешняя финансовая поддержка вынужденной модернизации оправданна. Но, во-первых, я не слышал о введении подобных обязательных требований, а во-вторых, Д.П.М. — не единственный инструмент такой поддержки. Что касается естественной модернизации, то совокупность рыночных инструментов одновременно с системой технических требований и нормативов должны стимулировать к такой модернизации и обеспечивать достаточную для принятия инвестиционного решения вероятность прогноза окупаемости. Я за рыночные стимулы к модернизации, для этого государство и осуществило либерализацию.

— Как могут выглядеть такие технические требования?

— Вопрос лучше адресовать специалистам. Скажу только, что в идеальной модели нужно иметь технические регламенты и нормативы, с одной стороны, и эффективную систему контроля — с другой. Я знаю, что в той области ведется обширная работа.

poisk.livejournal.com

Руководитель российского энергорынка Дмитрий Пономарев увольняется после критики премьера

Председатель правления НП "Совет рынка" и ОАО "Администратор торговой системы" Дмитрий Пономарев, подвергшийся критике со стороны премьера Владимира Путина, покинет оба поста с начала 2012 года Председатель правления НП "Совет рынка" и ОАО "Администратор торговой системы" Дмитрий Пономарев, подвергшийся критике со стороны премьера Владимира Путина, покинет оба поста с начала 2012 года Russian Look

Председатель правления НП "Совет рынка" и ОАО "Администратор торговой системы" Дмитрий Пономарев, подвергшийся критике со стороны премьера Владимира Путина, покинет оба поста с начала 2012 года. Решение об уходе Пономарева было принято на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, сообщает "Коммерсант".

На совещании, приуроченном к пуску одного из гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, премьер с подачи Минэнерго раскритиковал ряд топ-менеджеров энергокомпаний за использование офшорных схем и аффилированность с коммерческими структурами. Дмитрий Пономарев был наиболее высокопоставленным руководителем из тех, кого впрямую называл Владимир Путин.

Так, Путин инкриминировал главе "Совета рынка" владение "Московской энергетической биржей" (занимается оптовой перепродажей электроэнергии) и связь с ЗАО "РусПауэр", предоставляющим информацию о функционировании ОРЭМ. Но, по данным собеседников издания, долей в этих компаниях у Дмитрия Пономарева не было, и поэтому он сам заявление об отставке писать не стал. Но на совещании топ-менеджеру было прямо предложено самостоятельно принять решение об уходе.

НП "Совет рынка" и ОАО "АТС" появились в начале 2008 года, незадолго до ликвидации РАО "ЕЭС России". До этого обе функции совмещались в НП "АТС". За ОАО "АТС" сохранилась роль организатора торгов на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), "Совет рынка", объединяющий всех участников ОРЭМ, получил широкие полномочия регулятора энергорынков. При этом АТС остается дочерней компанией "Совета рынка". Дмитрий Пономарев возглавлял обе организации с момента их создания (он был назначен главой НП "АТС" еще в 2001 году).

Дмитрий Пономарев был одним из немногих руководителей подконтрольных государству энергокомпаний, сохранивших свои посты после ликвидации РАО "ЕЭС России" и ухода из отрасли идеолога реформы Анатолия Чубайса.

С середины 2008 года, когда энергетику начал курировать Игорь Сечин, постепенно были сменены главы всех государственных генерирующих и сетевых компаний (из топ-менеджеров эпохи РАО ЕЭС на руководящей позиции остался лишь Евгений Дод, пересаженный из кресла председателя правления "Интер РАО ЕЭС" на пост главы "РусГидро").

"Совет рынка", наряду с Минэнерго, является одним из ключевых элементов управления отраслью. В частности, именно руководящие органы партнерства контролируют инфраструктуру ОРЭМ и соблюдение правил работы рынка (партнерство также играет главную роль в разработке этих правил).

www.newsru.com

Экс-глава «Совета рынка» Дмитрий Пономарев арестован по подозрению в особо крупном мошенничестве

Топ-менеджер En+ Group Олега Дерипаски, в прошлом глава "Совета рынка" Дмитрий Пономарев заключен под домашний арест до 7 ноября по делу о мошенничестве, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Нагатинского суда Москвы.

"По ходатайству следователя в отношении Пономарева избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на срок до 7 ноября", - сказала представитель суда.

По ее словам, топ-менеджеру инкриминируется совершение преступления по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Максимальное наказание по данному обвинению предусматривает до 10 лет заключения.

Как сообщает газета "Коммерсантъ", претензии следствия не имеют отношения к нынешней работе бизнесмена, которому в день ареста исполнилось 50 лет. Как считают в полиции, еще в 2011 году Пономарев, будучи главой ассоциации НП "Совет рынка" (регулятор энергорынков), устроил на работу жену заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Егора Гринкевича. Женщина, полагает следствие, на работу не ходила, но получала зарплату. По данным источников газеты, на допросе подозреваемый выразил готовность сотрудничать со следствием и даже возместить инкриминируемый ему ущерб.

Пономарев в 1997-2000 годах возглавлял фондовую биржу РТС, в электроэнергетику пришел в 2001 году, возглавив НП "Администратор торговой системы" - предшественника НП "Совет рынка" (регулятор энергорынков) и ОАО АТС (организатор торгов на оптовом энергорынке). В задачи Пономарева входило создание инфраструктуры оптовой торговли электроэнергией в рамках реформы РАО "ЕЭС России". После ликвидации монополии с 2008 года возглавил "Совет рынка" и ОАО "АТС". В конце 2011 года оставил свой пост после критики Владимира Путина, который на совещании 19 декабря 2011 года на Саяно-Шушенской ГЭС обвинил энергетиков (и Пономарева лично) в афилированности с контрагентами.

После этого Пономарев занимался своими проектами, а с 2013 года он отвечает за связи с госорганами в En+. "Дмитрий начал работу в En+ в августе 2013 года в должности директора по связям с органами власти и общественными организациями. По нашей информации, вопросы правоохранительных органов к Дмитрию относятся к периоду его работы в НП "Совет рынка" в 2011 году, то есть до прихода в компанию", - заявили "Интерфаксу" в En+.

Источник: Интерфакс

electricalnet.ru

Незамутнённый взгляд на энергетику

После наезда Путина на энергетиков в декабре прошлого года ушёл в отставку председатель правления НП «Совет рынка» Дмитрий Пономарев. Из семи ушедших из отрасли руководителей отставка Пономарёва была одной из самых непонятных. К государственным структурам он отношения не имел, возможностей воровать какие-либо  бюджетные или тарифные деньги у него попросту не было. Знающие его люди отзываются о нём как о светлом, идейном человеке, сроду ни в чём не замешанном. Да и сам «Совет рынка» был тогда сугубо совещательным органом для разработки правил рынков электроэнергетики и контролем за их соблюдением. Хотя и контроль-то, правду скажем, не подкреплённый карающими полномочиями. Пожурить и пальчиком погрозить – это высшая мера!

Спустя полтора месяца после ухода Дмитрия Пономарёва в «Совете рынка» развернулась настоящая борьба за его кресло предправления. Сначала 6 крупных компаний-потребителей, входящих в палату покупателей, чинно и благородно выдвинули на этот пост руководителя партнерства «Сообщество покупателей рынков электроэнергии» Дмитрия Говорова. Спустя короткий промежуток времени – трое из этих шести фактически «переобуваются», отказываясь от своих слов поддержки. Это ЗАО "Ульяновскцемент", ООО "Еврохим-Энерго" и ОАО "Волжский абразивный завод". С чего бы вдруг такое иудино предательство?

Да с того, что у Путина с Сечиным есть уже своя кандидатура на этот пост  - Вячеслав Кравченко, временно сидящий на стуле главы совета после ухода Пономарёва.

Кравченко 10 лет работал во власти: в 1998-2001 гг. возглавлял контрольно-правовое управление Федеральной энергетической комиссии РФ (теперь - ФСТ РФ), в 2001-2004 гг. являлся руководителем департамента реструктуризации естественных монополий Минэкономразвития, а 2004-2008 гг. работал в Минпромэнерго (последняя занимаемая должность - директор департамента электроэнергетики). Затем Кравченко перешел в энергосбытовую "дочку" "Роснефти" "РН-Энерго", а после - в 2010 г. возглавил "Объединенную энергосбытовую компании", которая впоследствии вместе с "РН-Энерго" была поглощена госхолдингом "Интер РАО". Советы директоров как "Роснефти", так и "Интер РАО" возглавлял вице-премьер Игорь Сечин до середины 2011 г.

Казалось бы, из-за чего сыр-бор весь устраивать – ничего не значащий вроде орган, зачем там ставленник Сечина? Дело в том, что с этого года представители «Совета рынка» должны войти в состав всех РЭКов для утверждения тарифов на электроэнергию! Вот и угадайте, кому доверит Сечин распределение столь ответственных товарищей: своему верному апологету Кравченко или правдивому «от сохи» евразовскому Говорову со стороны?

10 февраля наблюдательный совет НП принял решение рекомендовать общему собранию членов партнерства на должность председателя правления кандидатуру Кравченко. При этом "За" проголосовали единогласно все присутствовавшие (14 из 20 членов набсовета, сам Кравченко не голосовал). Среди отдавших свой голос в поддержку Кравченко - 5 из 8 членов палаты органов госвласти, 3 из 4 членов палаты поставщиков электроэнергии, 2 из 4 членов палаты покупателей, а также все четыре представителя палаты инфраструктурных организаций (государственные компании). Примечательно, что по материалам НП, Дмитрий Пономарев, уже полтора месяца находясь в отставке, но до сих пор формально являясь членом набсовета партнерства, также «голосовал» за кандидатуру В.Кравченко.

Выборы пройдут уже 21 февраля. Причём за результат можно ручаться практически с той же уверенностью, как и за результат выборов 4 марта.

energofunk.livejournal.com

Великий "комбинатор" российской энергетики // Председатель биржи Дмитрий Пономарев монополизировал свободный рынок электричества

24.01.2005

Великий "комбинатор" российской энергетики

Председатель биржи Дмитрий Пономарев монополизировал свободный рынок электричества

Павел Дьяченко

Дмитрий Пономарев

Одним из важных достижений, определяющих результативность инициированной командой Чубайса реформы энергетики, принято считать формирование свободного сектора ФОРЭМ – федерального оптового рынка электричества. Здесь электроэнергию покупают и продают по свободной цене. По оптимистичным прогнозам функционеров биржи, продавцам и покупателям энергии удалось заработать за год существования рынка до 15 процентов на разнице между биржевой ценой и тарифами, устанавливаемыми государством. Несмотря на то, что объем торгов так и не удалось дотянуть до заявленных величин (лишь 10 процентов от 15, выделяемых государством для свободной торговли), да и торги проводятся лишь в европейской части России, руководство биржи поспешило признать себя крупнейшим оператором торгов в мире по электроэнергии.

В недавнем интервью газете Ведомости («Ведомости» 17.01.2005, №5 (1286)) бессменный Председатель НП «АТС» (некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы» управляет регулируемым и свободным секторами оптового рынка энергии) Дмитрий Пономарев заявил, что главная цель переходного периода, предваряющего полную либерализацию энергетики, достигнута. По его мнению, создан рынок, отработаны рыночные технологии и инструменты торгов, подготовлена к внедрению более совершенная модель биржи. Об одном умолчал биржевой магнат, что за год с небольшим из активов, выделенных ему государственной, по сути, компанией РАО «ЕЭС России», он смог построить биржевую империю монопольно определяющую не только участников рынка, но и правила по которым эти участники обязаны жить. Со временем, как и в любой империи, интересы ее императора стали превалировать над планами формирования свободного рынка с обязательным недискриминационным доступом всех желающих на рынок. С этого момента берет начало история великого комбинатора российской энергетики Дмитрия Валерьевича Пономарева.

История восхождения биржевого маклера или чего стесняется в своей биографии Дмитрий Пономарев

Созвучием разлилась тишина: В ней чувствую отсутствие пустого. Она неповторима, как весна, Она хранит мерцания былого…

(Здесь и далее в использованы фрагменты стихов Дмитрия Пономарева)

Дмитрий Пономарев родился в 1967 г. Закончил международно-правовой факультет МГИМО МИД РФ и отделение C.E.P. (“Экономика и финансы”) Парижского института политических наук. В 1993-1994 гг. работал консультантом по юридическим вопросам группы по экономической стратегии KPMG Peat Marwick (Москва). В 1994 г., когда была учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), был избран ее президентом и руководил ею до 1996 г. В 1996-1997 гг. — президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). В 1997-1999 гг. — член совета директоров НАУФОР. С 1998 г. — президент некоммерческого партнерства “Торговая система РТС” (в 1999 г. переименовано в НП “Фондовая биржа РТС”). Создал и возглавил РТС как фондовую биржу. В 1996-2001 гг. — член, а затем председатель совета директоров Депозитарно-клиринговой компании (ДКК). В 2000-2002 гг. — председатель совета директоров РТС. С 2001 г. — председатель правления некоммерческого партнерства “Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы”. В 2003 г. был избран членом советов директоров ОАО “ФСК — ЕЭС России” и ОАО “Системный оператор — ЦДУ ЕЭС”. С 18 июля 2003 г. — председатель совета директоров НП “Фондовая биржа РТС”.

Лирик По-Достоевскому, биржевик По-Драйзеру и великий комбинатор По-Ильфу и Петрову изрядно зашифровал биографическую справку. В этой справке нет тех ключевых событий, которые во многом определили имперские инстинкты нынешнего Дмитрия Пономарева. В свое время (период грабительской приватизации 1994-1998 г.г.) председателю ПАУФОР – профессиональной ассоциации участников фондового рынка, НАУФОР – национальной ассоциации участников фондового рынка пришлось работать в одной упряжке с вдохновителями залоговых аукционов. На глазах молодого интеллигента, профессионально справляющегося с ролью свадебного генерала на закрытых аукционах, будущие олигархи на законных основаниях приватизировали российскую экономику. Феномен старухи из сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» сыграл с юношей плохую шутку. Вместо дешевого по тем временам государственного имущества, как основы достойного и сытого будущего, молодой маклер выторговал для себя биржу федерального значения – «Фондовую биржу РТС». К сожалению, развернуться Дмитрий не успел, наученные горьким опытом государственная дума и правительство жестко регламентировали рынок ценных бумаг, тем самым, поставив точку эпохи грабительской приватизации государственной собственности. Кто не успел, тот опоздал!

Наш пострел везде поспел или как Дмитрий Пономарев пристрастился к электричеству

Светолюбивый я — без света погибаю, Но ночь холодных звезд безмолвие хранит… О, как я это знаю… Но белая моя снежинка улетит...

Старые друзья вспомнили о биржевом магнате несколько лет спустя. Реформа энергетики, предполагающая либерализацию рынка электричества требовала создания биржевого инструмента подобного тому, который успешно действовал в ряде развитых западных стран. Сформированное на основании постановления правительства в 2001 году некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы» призвано было организовать торговлю и финансовые расчеты на оптовом рынке энергии. Возглавить данную структуру вызвался Дмитрий Пономарев. В одном из интервью того времени он пообещал накинуть хомут на НП АТС, как на лебедя, рака и щуку российской энергетики. В таком обличии, по-видимому, выступали для Пономарева государство, являющееся на 50 процентов учредителем биржи, а также две палаты членов: продавцы энергии (Росэнергоатом и федеральные электростанции) и многомиллионная армия российских потребителей. Ведь именно таковым по замыслам правительства предполагалось представительство в руководящих органах некоммерческого партнерства.

Вскоре механизм заработал. Заработал по правилам и порядкам, придуманным самим великим комбинатором. Все было предельно просто. Товар на рынок поставляло РАО «ЕЭС России», обязав свои станции продавать по сути своей «дочке» - НП АТС до 15% производимой электроэнергии. Покупатели тоже нашлись. Ведь каждый завод, каждая крупная промышленная компания, заинтересованы в покупке дешевой (даже на сотые копейки) энергии. А дальше оставалось лишь придумать регламенты с одной стороны позволяющие обкладывать участников рынка двухсторонней данью, с другой - руководить механизмом допуска к кормушке.

Оборотни на проводах или как Дмитрий Пономарев поставил на счетчик «Транснефть»

Ночная мгла укрыла город гроз. Веснушки звезд надеждою мерцают! Блаженства полон я И сладких грез. Родник мечты в душе моей пылает!

Сам председатель не сидел, сложа рук. Под его чутким руководством создавались хитроумные схемы откатов и штрафов.

К примеру, главным критерием допуска желающих на рынок является техническая оснащенность приборами коммерческого учета. Т.е. любой участник рынка должен заменить свои счетчики (далеко не старые по ГОСТам) на новые, но сертифицированные все тем же НП АТС. Под эти задачи командой Пономарева были придуманы специальные регламенты и созданы структуры. Именно этот параметр играл главенствующую роль при составлении приговора неугодным «отщепенцам», предприятиям желающим выйти из-под душной и дорогой опеки региональных дочек РАО «ЕЭС России». (Из-за низкой рентабельности областных энергосистем тарифы на электричество в регионе порой в несколько раз превышают цены на ФОРЭМ). Но далеко не всем участникам рынка приходилось проводить дорогостоящее и долгосрочное переоснащение. «Ваше предприятие могли допустить к рынку сразу, если бы вы обратились в компанию «Ордината»!». Учредителями этой фирмы стали члены правления биржи Дмитрий Пономарев и Александр Татарников (бывший замгендиректора по автоматизации ОАО «Алтайэнерго»). В результате предприятия получали возможность работать на рынке гораздо раньше, чем строгая комиссия НП АТС сертифицировала оборудование, но при этом главным подрядчиком на установку счетчиков становилась «Ордината», с обязательным условием стопроцентной предоплаты всех работ по внедрению.

Именно в эти двери вынуждены были постучаться представители «Транснефти».

Надо сказать, что «Транснефть» является одним из самых крупных клиентов энергетического рынка, покупая в год до 40 млрд кВт-часов (для сравнения НП АТС за год продал всего 60 млрд кВт-часов), поэтому и конкурс на установку оборудования потянул на кругленькую сумму в 30 млн долларов. Но председатель биржи Дмитрий Пономарев был непреклонен. Он требовал, чтобы победителем в предстоящем тендере стало его предприятие «Ордината». Единственное, что удалось отстоять «Транснефти», так это половина акций компании «Ордината».

Таким образом «Транснефть» оптимизировала собственные расходы по энергии и получила уникальную возможность покупать электричество по низким ценам без требуемой системы учета, а «Ордината» стала подрядчиком на 30 млн долларов с неограниченными сроками воплощения проекта оснащения предприятий «Транснефти» дорогостоящими счетчиками.

И это далеко не единственная схема Дмитрия Пономарева.

Чего стоит так называемый регламент отклонений, на основании которого предприятие могут оштрафовать на кругленькую сумму за перерасход или недобор электрической энергии. Заложенные НП АТС рамки нарушений за последний год пересматривались трижды и обнародовались как всегда задним числом.

Теперь становится понятным о каких порядках рассуждал Дмитрий Пономарев в прошлогоднем интервью информационному агентству «Страна.ру» «Мы предложим новый набор правил по выходу на ФОРЭМ. Мы должны предоставить участникам равный доступ. Нужна ликвидность на рынке, цена должна быть такой, которой доверяют, а это обеспечивается определенным набором участников рынка. Необходимо избежать манипулирования ценой, сговором и т.п….»

Мы свой, мы новый мир построим… или голубая мечта Дмитрия Пономарева

Простив внезапное вторженье В прозрачно голубой покой, Ты насладишь воображенье, Поманишь милою рукой!

Спустя год с начала функционирования, по словам Дмитрия Пономарева, рынок себя исчерпал. Для него возможно да! За один год монопольно распоряжаясь энергетической биржей с оборотом в 1,8 млрд долларов Дмитрий сумел создать необходимые дочерние структуры, контролирующие так называемые ограничения доступа на рынок по технологическому характеру (т.е. сертификация оборудования учета и контроля электричества), стать членом Совета директоров «Федеральной сетевой компании» и «Системного оператора», приватизировать весь ФОРЭМ. Сегодня в глазах современного прототипа великого Остапа Бендера грусть. Анатолий Чубайс в который раз коренным образом изменил концепцию реформы, сделав ставку на прямые долгосрочные договора между поставщиком и потребителем, ускоряя процедуру формирования института гарантирующих поставщиков, призванных защитить население и социальные группы от биржевого разгула цен. В последнем интервью Дмитрий Пономарев сетовал на решение Чубайса по поводу гарантирующих поставщиков и смело перефразировал Достоевского. По его мнению, поставка электроэнергии населению, в школы и больницы означает «давать взаймы, заранее зная, что вам не отдадут».

В этой ситуации великий комбинатор Дмитрий Пономарев вынужден перестраиваться и искать свою новую нишу. В недавнем интервью он проговорился, что с помощью ФАС (федеральной антимонопольной службы) готов принять на первом этапе до 15% объемов продаваемого на внутреннем рынке газа, т.к. предложенная «Газпромом» газовая биржа - НП "Координатор рынка газа" не обеспечивает по-настоящему свободного доступа к голубому золоту. В инициированном НП АТС письме ФАС предлагает для торговли "свободным" газом, а также иными энергетическими ресурсами (нефтью и нефтепродуктами) использовать ту же площадку, что и для торговли электроэнергией, - Администратора торговой системы, т.е. биржевую площадку Дмитрия Пономарева. Значит 18 млрд долларов оборота на электричестве оказалось мало? Опять вспоминается старуха и разбитое корыто.

К сожалению, голубой мечте биржевого магната пока не суждено сбыться.

Вместо постскриптума ENRON отдыхает!

Перенимая полезный опыт стран с развитой экономикой, представители энергетической биржи во главе с Дмитрием Пономаревым в последнее время много путешествуют. Австралия, Англия, США, Франция…

По их мнению, новые впечатления и знания могут значительно сократить время построения рыночных отношений в российской энергетике. Лишь бы только в процессе общения с коллегами по цеху наши биржевики не подцепили всякую заразу, в частности ту, из-за которой в один момент не стало американской энергетической империи под названием ENRON.

Напомним, что в конце прошлого года главный архитектор мошеннических схем скандального американского энергетического гиганта Enron Эндрю Фастоу был приговорен к 10 годам тюремного заключения.

Фастоу признал себя виновным и согласился на сотрудничество с властями, что позволит отдать под суд и других высших руководителей Enron. Он согласился также вернуть 23 млн. долларов. В списках обвиняемых оказались жена Фастоу, Лия и еще семеро сотрудников компании. Лия Фастоу, выполнявшая в компании функции помощника казначея, обвиняется в участии в мошенничестве с использованием электронных средств коммуникации, отмывании денег и подаче фальшивых налоговых деклараций

Фастоу создал сеть внебюджетных фирм, составивших ядро мошеннических схем. Оказалось, что с января 2000 по июнь 2001 гг. компания отправляла электроэнергию из Калифорнии в Орегон, замаскировав ее первоначальный источник. Затем электроэнергия продавалась обратно в Калифорнию по завышенным ценам. Enron использовала в своей деятельности еще пять подобных схем.

Напомним, что скандал разразился после того, как телеканал CBS пустил в эфир записи переговоров менеджеров Enron, которые во время веерных отключений электричества в Калифорнии собирались закрыть несколько электростанций с целью взвинтить цены на электроэнергию.

В 2001 году компания стремительно обанкротилась, когда обнаружились ее огромные долги, которые прежде скрывались.

Кроме Фастоу обвинения в преступном сговоре, мошенничестве с ценными бумагами, мошенничестве с использованием электронных средств связи, инсайдерской торговле были предъявлены бывшему председателю совета директоров крупнейшей американской энергетической корпорации Enron Кеннету Лэю, главному исполнительному директору Enron Джеффри Скиллингу.

 

www.compromat.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта