Eng Ru
Отправить письмо

Применение опорных схем в преподавании предмета "Технология". Схема поопорная


Опорные схемы.

Опорные схемы – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.

Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Висят схемы столько, сколько нужно для полного усвоения.

В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.

Перспективная подготовка.

Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.

После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Д/з не являются чем – то новым.

Изучение трудных темрассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.

На первом этапепроисходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.

Второй этапвключает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.

На третьем этапеиспользуется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.

При опережающем обучении новый учебный год начинается с 1 апреля, и притом с самой трудной темы следующего класса. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.

Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; Увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Отсюда медленное, последовательное, прочное усвоение материала.

(Решение уравнений – с IVч 1класса).

5

studfiles.net

опорные схемы - Все Вместе

"Первоклассники – вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами.И вот от ярких картинок – игрушек, иллюстрирующих решения математических заданий, переходим к опорной схеме, в которой обобщаем только что проведенный анализ задачи: “Какие же части, элементы задачи мы выделили?” (Условие, вопрос, решение, ответ.) Схема дополняется этими словами.На следующем уроке схема перед глазами детей. Задание учителя: “Назовите части задачи”. Лес рук. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. “Условие, вопрос, решение, ответ”, – читают дети на схеме хором и индивидуально.И, наконец, вводятся опорные схемы – наборные полотна простых задач. Они удобны для анализа, восприятия главной мысли задачи, выработки математической терминологии, доказательства выбора действий вначале в простых, далее и в составных задачах. Работа по решению задач проходит интересно (дети с удовольствием, принимая такую работу за игру, отзываются на предложение учителя из всех схем выбрать нужную: “На какую схему будем набирать данную задачу? Какая схема будет сейчас работать?”), четко (учитель у доски по схемам задает вопросы, ученик либо отвечает с места, либо подходит к схемам, выбирает нужную, поднимает и уверенно говорит: “Искомое число на ... больше – выполняю сложение”; безусловно, бывают и ошибочные ответы, и в таком случае активная реакция – помощь товарищу), разнообразно (на одной из схем задача набирается при анализе, другая, с готовым числовым подбором, часто с рисунками предметов, используется для составления задачи детьми, но вот учитель этот набор вынимает и вставляет в следующую схему – преобразование, снова составляется задача, по четвертой схеме предлагается просто доказать выбор действия), оперативно (не тратится время на записи на доске).Активный ответ – первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Этому и помогают схемы-опоры.Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает ее), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Дети дома не учат у нас правила и формулировки. Обычная наглядность ожила, заговорила. Ни один даже самый слабый ученик не чувствует себя беспомощным. Если я раньше ощущала недостаток обратной связи, когда на мой вопрос следовало молчание большинства класса (не выучил дома правила или учил, да забыл, чего-то недопонял), то теперь резко возросла учебная активность ребят, интерес к уроку.Правила и алгоритмы действий, помещенные на таблицах, учить не задаю. Сколько бед связано с подобными заданиями!Опоры на наших уроках стали постоянными помощниками моим ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности учения, импульсом к активному, заинтересованному труду.Опоры – это первая движущая сила моей методики.Есть и вторая. И о ней расскажу подробнее.

О КОММЕНТИРОВАННОМ УПРАВЛЕНИИПризнаю на уроке только одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой. Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая ребенка плохой оценкой, наказанием родителей, осуждением окружающих. Но какова цена такой дисциплины! Мысль и подлинная активность учеников парализуется страхом, они начинают ловчить, приспосабливаться. И все это не может не привести к искривлению личности, пагубно влияя на всю дальнейшую жизнь, и не только школьную. Дети, познавшие радость напряженного, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности. Вот почему так важно правильно организовать труд школьника на уроке, не допускать пассивного отбывания времени. Мне удается активизировать учение ребят, включить каждого в работу с помощью комментированного управления (так я называю этот прием). Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Вот как это происходит на уроке математики.– Веди, Павлик! (На доске пример.)– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.– Веди, Юля!– Пишу 10, пишу “минус”, пишу 8, пишу “получится”. 10 – это 8 и 2, 8 отнимаем, остается 2, пишу 2.– А теперь пишите за мной. Пишу 6, пишу “минус”, пишу 3, пишу “получится”, считаем (пауза), пишем результат (пауза), поднимаем руку.А вот урок чтения.Кира моет раму (предложение набирается в кассе).Маша комментирует – руководи:– Первое слово в предложении с заглавной буквы. Ставлю Ки – гласный и, ставлю ра – гласный а. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю мо – гласный о, ставлю ет – гласный е, замочек т. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю ра – гласный а, ставлю му – гласный у. В конце предложения ставлю точку.Тут же вопрос учителя:– Кто успел вместе с Машей?“Веди, Петя!”, “Веди, Миша!”. Термин “веди” вошел в наши уроки вместо традиционного и так пугающего маленьких: “Отвечай!”Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это есть не что иное, как опрос. При этом ребенок чувствует не то, что его спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него зависит работа товарищей. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая выразительная речь. А воспитание и в таких условиях идет как бы само собой. “Ставлю”, “пишу” – на первых порах это очень существенные сигналы: “Не отставай, иди за мной”. И действует это гораздо сильнее, чем строгий голос учителя.Алеша отвлекся, смотрит в окно. А учитель уже дал задание. Дважды слышится сигнал ведущего: “Пишу... пишу...” Спохватившись, Алеша быстро берет ручку и спешит догнать класс. Ведь отстать нельзя – стыдно! Никаких резких напоминаний со стороны учителя, как это часто бывает (“Куда смотришь”? Почему не пишешь?”) и на что тоже уходят дорогие минуты урока. Весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук: Таня, Лена, Витя, Андрюша... готовы продолжить начатую работу или поправить “неответ”. Все всегда в курсе дела в классе. Дети раскованны, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними.По мере продвижения от 1 класса к 3-му комментированное управление переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий.Комментированное управление, таким образом, позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи “ученик – учитель”. В результате такой организации труда в классе создается общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.Комментирование с рассуждениями и доказательствами – логически целостное высказывание и возможно только на основе глубокого знания теории. Использование опор при ответах позволило развить и постоянно применять этот способ обучения. А управление – подчинение всего класса одному ведущему ученику – еще одна моя находка. В результате неизмеримо вырос авторитет отвечающего ученика и повысились внимание всех учащихся, их активность на уроке."

vse.kz

Энергоспецтехника

Простой и мобильный инструмент для паспортизации сетей и создания цифровой базы данных на имеющееся оборудование, база данных открыта для расширения и является основой для автоматизации решения любых технологических и управленческих задач на предприятии.

Процесс паспортизации заключается первоначально в задании уникального номера объекта 

и последующей прорисовке:

  1. поопорных схем воздушные линий напряжением 10 (6) кВ;
  2. схем-планшетов кабельных линий напряжением 10 (6) кВ;
  3. однолинейных схем трансформаторных подстанций напряжением 10(6)/0,4 кВ и распределительных пунктов напряжением 10(6) кВ
  4. поопорных схем воздушных участков и схем – планшетов кабельных участков линий напряжением 0,4 кВ.

В процессе  прорисовки схем осуществляется автоматический процесс паспортизации элементов и наполнения базы данных. Для  упрощения процедуры построения схем созданы специальные графические символы типовых элементов с заранее заданными наборами свойств. При установке такого символа на схему в базе данных автоматически создается элемент, его уникальный номер и типовая паспортная информация о нем. Одновременно в базе данных автоматически описываются все электрические связи между устанавливаемыми элементами. 

1.

Фрагмент поопорной схемы воздушной линии напряжением 10 кВ

На схеме имеется возможность просматривать и  редактировать паспортную информацию по элементам.

Просмотр паспортной информации по объекту  в целом осуществляется в табличной части, которая формируется автоматически при построении схемы.

Содержание табличной части паспорта ВЛ 10 (6) кВ

2.

Фрагмент схемы-планшета КЛ10 кВ

На схеме имеется возможность просматривать и  редактировать паспортную информацию по элементам.

Просмотр паспортной информации по объекту  в целом осуществляется в табличной части, которая формируется автоматически при построении схемы.

3.

Фрагмент однолинейной схемы ТП (РП)

На схеме паспортизируется каждый элемент.

Одновременно с построением однолинейной схемы, автоматически формируется табличная часть паспорта ТП (РП)

4.

Фрагмент схем ЛЭП 0,4 кВ

Схемы ЛЭП рисуются в своих индивидуальных слоях. Отображаться слои могут как поодиночке, так и в сочетании с другими слоями. При создании схем автоматически создается и табличная часть.  В ней формируются как индивидуальные паспорта на каждую ЛЭП, так и один сводный паспорт на все линии, отходящие от одного ТП.

est35.ru

Составление опорных логических схем с целью выявления пресуппозиций разных типов. Алгоритм нейтрализации манипуляций

Первым указал на целесообразность использования опорных схем в развитии мышления Н.И. Жинкин. Опорная схема – это внешний аналог схем внутренней речи: «Большую роль во внутренней речи выполняют наглядные представления и схемы, которые предварительно были сформированы при помощи словесного синтеза, а в дальнейшем могут выступать как экономные заместители этих словесных структур. Замена осуществляется по правилам смысловой эквивалентности» (Жинкин 1998: 328). Реализовал эту систему В.Ф. Шаталов (1978, 1979, 1980, 1990). Хотя из работ самого В.Ф. Шаталова следует, что он не знаком с концепциями внутренней речи, но, по сути, его методика опорных сигналов является дидактическим способом формирования внутренней речи.

Опорная схема материала позволяет связно, логично и без пропусков воссоздать учебный текст. Такая схема является фреймом − опорной схемой двойной структуры, включающей в себя как постоянную и константную часть содержания текста, так и переменную и факультативную, которую можно замещать эквивалентными компонентами.

При построения опорных схем мы учитываем следующие типы взаимосвязи понятий:

Гипонимия – это родовидовые отношения слов (и понятий, называемых ими): белка – животное, хата – жилище, береза – дерево.

Гетеронимия – это отношение целого и его частей, например: часы – циферблат, стрелки, часовой механизм; стол – столешница, ножки.

Внешняя метонимия – лексическая категория, означающая отношения между словами, обозначающими разные денотаты, связанные предикативной связью в рамках речевой ситуации, например: машина – гараж, каблуки – асфальт, лиса – нора.

Синонимы – это слова одной части речи, различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, способные заменять друг друга в тексте без потери смысла и служащие для развития смысла в тексте.

Дублеты (полные функциональные эквиваленты) – это слова, объем содержания которых полностью совпадает, например: бегемот – гиппопотам, языкознание – лингвистика.

Антонимия – тип семантических отношений лексических единиц, имеющих противоположное значение (антонимов). Логическую основу антонимии образуют противоположные видовые понятия, представляющие собой предел проявления качества (свойства), определяемого родовым понятием: горячий – холодный, мягкий – черствый.

Что касается построения логической опорной схемы текста, заметим, что такая работа позволяет выявить богатую пресуппозицию текста и оценить характеристики представленной в нем информации.

Приведем примеры такой работы:

Больницы и морги переполнены, чрезвычайные службы не справляются с наплывом пострадавших... Крупнейшие города мира, обычно такие оживленные, замирают. Предприятия лишаются четверти рабочей силы – люди болеют. Общественный транспорт прекращает работу. Это не научная фантастика – такой сценарий развития событий предсказывается на основе данных последних исследований. По мнению ученых, пандемия практически неизбежна.

Такие картины показывает новый фильм «Пандемия», снятый в жанре «докудрамы», когда предполагаемые события излагаются так, будто они происходят в самом деле. Авторами фильма выступила корпорация BBC.

«Счет смертным случаям в мире пойдет на миллионы; глобальной экономике будет нанесен страшный удар, общество погрузится в хаос».

Школы закрыты. Собрания людей запрещены. Все это – меры по сдерживанию болезни, которую сдержать уже не удается…

Однако это не научная фантастика, отмечают авторы фильма. В основе прогнозов лежат данные последних исследований, которые используются правительствами разных стран для того, чтобы формировать планы своих действий на случай пандемии.

В ходе составления схем студенты делают следующие выводы по тексту:

Вывод:

Текст нелогичен, непоследователен.

Информация характеризуется недостаточностью.

Для документального драматического фильма мало ссылок на исследования ученых и чётко сформулированных причин и прогнозов. А ведь причиной могло быть все, что угодно: употребление нового опасного наркотика, радиация, теракт, массовое заражение каким-либо заболеванием, мутации.

Я считаю, что информация, представленная в тексте, характеризуется недостаточностью, так как в тексте не указаны причины возникновения пандемии, коими могут быть: катастрофы мирового масштаба или нездоровый образ жизни, который ведет большая часть человечества. Также в тексте не хватает описания мер борьбы с пандемией, нет ни слова о вакцине. В итоге, текст не является логически выстроенным, имеют место быть повторы, повествование прыгает от одной подтемы к другой.

Работа по составлению опорных схем помогает, кроме того, надежно и эффективно усвоить информацию, например:

studfiles.net

Как составить опорный конспект: пошаговая инструкция

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

fb.ru

Применение опорных схем в преподавании предмета "Технология"

Разделы: Технология

Работая с детьми на уроках, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде – первостепенное условие становления личности. Успех в труде – это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.

Чтобы дело спорилось, ребенок должен организовать свой труд – в этом ему поможет учитель. Творчество учителя рождает творчество ученика.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель.

Конан Дойл, хотя и не был ученым психологом, но словами Шерлока Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку и от нас зависит, чем мы “этот чердак” заполним – хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдешь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи.

Наши дети получают в большом объеме разную информацию. Найти основу – зерно в потоке информации порой ребятам очень сложно. Помочь им найти это рациональное зерно поможет метод опорных схем Шаталова, с которым я ознакомилась при обучении в институте.

Для того чтобы ребята что-то усвоили и выполнили это на практике, им нужно знать, что от них требуется, какие этапы они должны пройти и видеть конечную цель.

Идея метода – разложить поставленную задачу на определённые этапы, отразить этапы решения задачи в схемы и выделить главное и второстепенное, опираясь на зрительную память.

Учебников по предмету много, но в одних учебниках содержится неполная информация по теме, в других много лишнего. Поэтому самым лучшим источником информации служит тетрадь.

Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Компактные, опорные схемы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску.

В опорных схемах есть и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят.

Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти, а также произошло осмысление конечной цели и промежуточных этапов. В каждом листе опорных схем закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы по технологии.

Листы опорных схем обеспечивают логически – последовательное раскрытия темы или задание – это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой. Опорные схемы – это надёжный помощник восприятия, запоминания, творчества.

Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой (читает её) он приобретает уверенность, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, осознание причинно-следственных связей. Ни один, даже самый слабый ученик, не чувствует себя беспомощным, возрастает учебная активность ребят, интерес к уроку.

Опорные схемы обеспечивают дружную работу всего класса, позволяет работать на будущие темы программы, осуществлять их перспективные изучение. Время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, увеличивается для выполнения практического задания.

Цель перспективы – увеличить время на усвоение трудных вопросов, тем и разделов программу. Поэтому можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько необходимо, учитывая индивидуальные возможности и способности.

При этом постоянно и активно используются опорные схемы (обобщающие таблицы, комплекты карточек – опор) по темам. Они дают возможность после первого введения в тему оперативно проводить на уроке многократное повторение.

Очень важное условие в работе со схемами то, что они должны постоянно подключатся к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учится.

Материал для перспективной подготовки я беру из учебников, используя дополнительную литературу.

Сначала мной проводится структурно – функциональный анализ отобранной литературы, затем составляется черновой набросок важных сокращенных знаний, которые преобразуются в смысловые буквенные единицы информации. Далее происходит преобразование в блоки соответственно смысловым частям, выделение цветом и показ взаимосвязей и взаимодействий в блоках. Использование геометрических фигур, линий, знаков, цветового сигнала.

Считаю применение опорных схем для записи инструкционных карт, технологических карт, карточек – задания при объяснении нового материала учителем и устном ответе ученика в качестве наглядных пособий, необходимым и рекомендуемым.

Таким образом:

Цель метода: рациональное, мотивированное применение знаний; ликвидация перегрузок за счёт сокращения времени; воспитание интереса, активности, самостоятельности к поиску и учению; отработка предметной технологии.

Главная цель: изложить изученное так, чтобы на основе логических связей материал стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.

Задача :научить расставлять акценты при выполнении задания; научить использовать свои знания в составление таблиц – схем, логического поэтапного пути к конечной цели; научить умению логично выстроить цепочку технологического процесса.

Значение: компактность излагаемого материала; логическая взаимосвязь, карта всей дороги (перспективность) сокращение информации по сути; изучение и овладение методом; восприятие материала: фундамент – надстройка.

Рассмотрим какие наглядные схемы могут применяться на уроках технологии, например в разделе “ Конструирование и моделирование одежды” в виде:

А) Инструкционная карта. “рис.1”, “рис.2”

Сравнительная характеристика методов построения чертежа путем таблицы или схемы на примере построения чертежа юбки.

Схемы

Таблицы

Компактность излагаемого материала выигрывает, весь процесс построения умещается на одном листе, плюс еще один лист на чертеж.

Компактность излагаемого материала проигрывает, весь процесс построения умещается на трех листах, плюс еще один лист на чертеж.

Весь процесс построения виден сразу с изображением фундамента и надстройки. Виден принцип построения на одном листе от начала до конца, что из чего следует.

Весь процесс построения выявляется не сразу . Фундамент и надстройка осмысливаются после построения. Чтобы понять принцип построения нужно пройти весь путь, а затем его осмыслить.

Сразу устанавливается логическая взаимосвязь построения задней и передней половинок юбки. Каждый этап построения половинок юбки осуществляется параллельно. Сначала откладывают ширину заднего полотнища, затем переднего; середину задней вытачки, затем передней.

Логическая взаимосвязь устанавливается несразу, весь процесс построения задней и передней половинок юбки, состоящий из нескольких этапов осуществляется последовательно: сначала строят заднюю половинку юбки, потом переднюю.

Лучше видна аналогия построения за счет расположением блоков и за счет цветового сигнала ,что сокращает время на осмысление материала.

План построения изложен в строгом соответствии расположения блоков по горизонтали и вертикали.

Блоки построения задней и передней половинок выделяются соответствующим цветом, как на чертежах.

Форма записи не дает учащимся быстро осмыслить аналогию построения задней и передней половинок за счет чего время на осмысление материала затрачивается больше.

Каждый этап построения половинок учащиеся осмысливают дважды.

Цветовой сигнал по восприятию информации отсутствует.

Информация по меркам и прибавкам постоянно перед глазами. Удобство и экономия времени.

Информация по меркам и прибавкам расположена в другой таблице. Это создает определенные неудобства.

Блоки по чтению чертежа помогают осмыслить чтение чертежа в целом.

Чтение чертежа осуществляется на каждом этапе построения, что приводит к осмыслению отдельных этапов построения, а не чертежа в целом.

Б) Технологическая карта. “рис.3”, “рис.4”, “рис.5”, “рис.6”, “рис.7”, “рис.8”, “рис.9”, “рис.10”

Анализ технологической карты на примере пошива косметички в форме схемы.

1. Показано из каких деталей состоит изделие. 2.. Соответственно под названием каждой детали даны чертежи и указаны размеры. 3. Весь технологический процесс пошива умещается на одном листе. Устанавливается логическая взаимосвязь каждого этапа. 4. Каждый этап показан в виде рисунка(чертежа) и объяснения .Это помогает учащимся осмыслить процесс изготовления в целом и по частям, а затем применить его на практике. Заучивается предметная терминология. 5. Подробное объяснение и демонстрация каждого этапа работы учителем, а затем выполнение этих этапов на практике учащимися исключает подробное описание технологических узлов в схеме и допускает использование сокращенных терминов, что экономит время. 6. Начиная работу с простых изделий и выполняя их по схемам с помощью учителя, учащиеся усваивают принцип построения схем и дальше их составляют сами. 7. Когда учащийся научится читать и составлять технологические карты в виде схем, а также научится по ним работать, такую схему можно использовать в виде : домашнего задания; карточек-заданий; применять в проектной деятельности; использовать при устном объяснении учеником технологического процесса.

В) Карточка-задание. “рис.11”

Анализ карточки - задания по разделу конструирование и моделирование юбки.

На карточке сразу видно различие понятий между художественным и техническим моделированием.

На одной карточке ребята выполняют несколько различных по смыслу заданий:

а) умение показать эскиз; б) умение показать конструктивные линии за счет которых изменяется фасон изделия по отношению к основе чертежа; в) умение правильно показать детали кроя, мысленно выполняя техническое моделирование, используя эскиз модели.

Г) Объяснение нового материала учителем.

На примере темы “Процесс создания модели” “рис.12”.

1. Из схемы видно из каких основных этапов состоит процесс.

Каждый этап состоит из отдельных блоков, которые при необходимости можно объяснить, используя схемы, относящиеся к каждому блоку.

Например. Первый этап конструирования рассматривается в следующих схемах: “Общие сведения о конструировании одежды”. (рис.13) ; “Способы конструирования швейных изделий” (рис.14) ; “Классификация мерок” “рис.15” .

Второй этап : моделирование представлен с помощью следующих схем: “Выбор фасона изделия” “рис.16”, “рис.17”; “Таблица сравнений” “рис.18”; “Моделирование фартука” “рис.19”, “рис.20”; “Моделирование юбки” “рис.21”, “рис.22”.

Третий этап раскроя изделия может быть легко усвоен с помощью схемы “Раскладка выкроек” “рис. 23”.

Рекомендации в использовании схем.

В схеме “Выбор фасона изделия” помогает учащимся лучше разобраться в понятиях и требованиях по выбору изделия.

В схемах “Моделирование фартука” и “Моделирование юбки” учащимся объясняется, как сделать зарисовки модели, давать соответствующие описания модели, наносить конструктивные линии на чертеж основы, выполнять детали кроя изделия.

Мы разобрали лишь часть примеров, которые можно использовать на уроках. Такие схемы-карты можно составить по каждому размеру или теме. Компактные опорные схемы надежно работают, когда они станут обязательной частью целостной методической системы.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Опорные схемы по курсу ОБЖ для X класса

Опорные схемы по курсу ОБЖ для X класса Опорная схема Т - 1 ( 10 кл ) ТЕМА: Поведение человека в условиях вынужденной автономии. В ВЫНУЖДЕННОЙ АВТОНОМИИ НЕОБХОДИМО ПОДАВАТЬ СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

Опорная схема Т - 2 ( 10 кл ) ТЕМА: ЧС криминогенного характера — — Экономическая нестабильность Увеличение уровня нестабильности Повышенная плотность населения Миграция населения - — Увеличение расслоения населения по уровню доходов Маятниковая миграция Изменение в госполитике идеологических установок по собственности и средств производства Дефицит власти Текучесть кадров Возрастание нервных нагрузок на человека, _ повышение стрессовых, конфликтных ситуаций Промышленный и транспортный травматизм — Ослабление родственных и соседских связей Бюрократизм и коррупция в государственном аппарате Охранные сигнализации Приемы самозащиты - Мощные и надежные двери Надежность и секретность дверных замков Глазок Стопперы и резиновые пробки на окна и балконы Ключи на каждого члена семьи Не открывать двери посторонним и при посторонних Телефон дальше от входной двери Наладить связь с соседями Укрепление жилища Створчатые решетки на окна Психологическая готовность Не приглашать незнакомых в квартиру Не провоцировать Внимательность в сомнительных местах Готовность к преодолению стресса, страха, и других крайних состояний Моральная готовность _ Не быть доверчивым Избегать криминальных зон Быть внимательными - 20

Опорная схема Т - 3 ( 10 кл ) ТЕМА: ЧС природного и техногенного характера (общая классификация) ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ СБ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ ИЗВ - Е ВУЛКАНОВ ОПОЛЗНИ СЕЛИ СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ — ► — ► УРАГАНЫ БУРИ СНЕЖНЫЕ БУРИ СМЕРЧИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ СБ НАВОДНЕНИЯ ЗАТОРЫ ЗАЖОРЫ НАГОНЫ ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ — ► — ► ЛЕСНЫЕ ТОРФЯНЫЕ СТЕПНЫЕ МАССОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ — ► — ► ЭПИДЕМИИ ЭПИЗОТИИ ЭПИФИТОТИИ ЦУНАМИ ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 21

Опорная схема Т - 4 ( 10 кл ) ТЕМА: РСЧС - ее структура и задачи 22

Опорная схема Т - 5 ( 10 кл ) ТЕМА: Законы и уголовная ответственность несовершеннолетних. 23

Опорная схема Т - 6 ( 10 кл ) ТЕМА: Г ражданская оборона. 24

Опорная схема Т - 7 (1) ( 10 кл ) ТЕМА: Современные боевые средства поражения 25

Опорная схема ТЕМА: Современные боевые средства поражения 26 Т - 7 (2) ( 10 кл )

Опорная схема Т - 8 ( 10 кл ) ТЕМА: Оповещение и информирование населения о ЧС 27

Опорная схема Т - 9 ( 10 кл ) ТЕМА: Коллективные средства защиты 28

Опорная схема Т - 10 (1) ( 10 кл ) ТЕМА: Средства индивидуальной защиты 29

Опорная схема Т - 10 (2) ( 10 кл ) ТЕМА: Средства индивидуальной защиты 30

Опорная схема Т - 11 ( 10 кл ) ТЕМА: Организация и проведение АСДНР

Опорная схема Т - 12 ( 10 кл ) ТЕМА: Организация ГО общеобразовательного учреждения 32

Опорная схема ПУТИ ПЕРЕДАЛИ ИНФЕКЦИИ Т - 13 ( 10 кл ) ТЕМА: Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ПЕРЕДАТЧИКОВ КОНТАКТНО-БЫТОВОЙ ВОЗДУШНО-ПЫЛЕВОИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЙ ПИЩЕВОЙ ВОДНЫЙ ЭПИДЕМИЯ Выведение из зараженного организма Пребывание во внешней среде Внедрение в организм здорового К ПАНДЕМИЯ Это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение болезней. 33 БОЛЕЗНИ Столбняк (судороги мышц) Г азовая гангрена (омертвление тканей, интоксикация) Лектоспироз (печень, почки, капилляры) Тиф (лихорадка, расстройство сознания, сердца) Брюшной тиф (вызываются сальмонеллами) Дизентерия (толстая кишка, интоксикация) Вирусный гепатит А, Б (печень, желтуха) Г рипп (лихорадка, интоксикация) Желтая лихорадка (Малярия) передается комарами Холера (обезвоживание и обессоливание) Туляремия (лимфоузлы, лихорадка) Бешенство (судороги и паралич) Чума (лимфоузлы) Энцефалит (воспаление головного мозга)

Опорная схема 1. 2. 3. 4. 5. Т - 14 - 17 ( 10 кл ) ОБЗОРНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ: Основы здорового образа жизни Не болеющие, без хр-х заболеваний Болеющие, но без хр-х заболеваний С хрон-ми заболеваниями С хрон-ми забол-ми и пороками С тяжелыми хрон-ми забол-ми Социальное (жилье, труд, отдых, питание) 5 групп здоровья Психологические особенности Духовное (отношение к людям, к миру, нормы поведения) Физическое (резервы организма, сопротивляемость, адаптация) Режим учебы и отдыха К Р И Т Е Р И И З Д О Р О В Ь Я Высокой частоты Низкой частоты Средней частоты 0, 5 часа От 0, 5 ч до 6 дней От 6 дней до 1 года Дыхание, сердцебиение Смена сна и бодрствования Недельный, лунный, годовой ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: всю жизнь ФИЗИЧЕСКИЙ 23 сут + полупериод от рождения до смерти ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ 28 сут Смена полупериодов ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ 33 - полупериод сут

Опорная схема Т - 18, 23 ( 10 кл ) ТЕМА: История создания ВС РФ 1380 (21. 09) 1242 г. (18. 04) Чудское озеро Александр Невский причислен к лику святых 1612 (7. 11) 1709 (10. 07) 1714 (9. 08) Куликовская битва Дмитрий Донской князь Московский. Битва Пересвета и Челубея Освобождение Москвы от польских интервентов Минин и Пожарский Петр 1 и его армия победила шведов в полтавском сражении русский флот под командованием Петра 1 победили шведов у мыса Г ангут 1945 (9. 05) 1790 (11. 09) ВС ДЕНЬ ПОБЕДЫ 1790 (24. 12) взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова ____ Ушаков Ф. Ф. ДL Победил турецкую эскадру у мыса Тендра __________ 1812 (8. 09) 1943 (2. 02) разгром под Сталинградом. (коренной перелом в ходе войны) (23. 08) - разгром в ходе Курской битвы 1853 (1. 12) 1941 (5. 12) 1918 (23. 02) битва под Москвой (к 7. 01. 42 советские войска продвинулись на запад на 100 - 250 км. ) День защитников Отечества - победа Красной Армии над Кайзеровскими войсками Германии 35 русская эскадра под командованием П. С. Нахимова победили турков у мыса Синоп М. И. Кутузов разбили французов под Бородино

Опорная схема Т - 19, 21 ( 10 кл ) ТЕМА: Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск. 36

Опорная схема Т - 20 (1) ( 10 кл ) ТЕМА: Функции и основные задачи ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как устойчивое состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз. 37

Опорная схема ТЕМА: Реформа ВС РФ. 38 Т - 20 (2) ( 10 кл )

Опорная схема Т - 22 ( 10 кл ) ТЕМА: Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества защитника Отечества. Родина - это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа. Родина условно разделяется на БОЛЬШУЮ и МАЛУЮ (страна и село или город соответственно). Отечество - синоним понятия Родина. 39

Опорная схема Т - 24 ( 10 кл ) ТЕМА: Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений. 40

Опорная схема Т - 25 ( 10 кл ) ТЕМА: Боевое знамя - символ воинской чести, доблести, славы. Боевое Знамя и военная присяга всегда были в почете у русского воинства. Проявление верности им считалось высшей воинской доблестью. Эта замечательная традиция жива и сегодня. 41

Опорная схема Т - 26 ( 10 кл ) ТЕМА: Ритуалы ВС РФ. Символы воинской чести. Воинская присяга Преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите. О Б Щ И Е Верность присяге, воинскому массовый героизм в бою. Боевое Знамя воинской Общ^воинс кие уставы чалл'и Военно-морской флаг РФ. долгу, 'Г С достоинством нести высокое звание защитника Родины. Дорожить честью и боевой славой воинской части, в которой он служит. Дорожить честью своего воинского звания. Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля. Войсковое товарищество. Т Р А Д И Ц И И 4 Быть верным Воинской присяге. В О Е Н Н О С Л Беззаветно служить своему народу. Мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ. Выполнять воинский долг. И Й Стойко переносить трудности военной службы. Неустанное стремление к овладению военнопрофессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля. У Ж А Щ О Б Я Беспрекословно повиноваться командирам, защищать их в бою. Оберегать Боевое Знамя Воинской части. 42 З А Н

Опорные схемы по курсу ОБЖ для XI класса Опорная схема Т - 1 ( 11 кл ) ТЕМА: Первая медицинская помощь при инсульте и острой сердечной недостаточности.

Опорная схема Т - 2 ( 11 кл ) ТЕМА: Первая медицинская помощь при ранениях Временная остановка Общее заражение «СЕПСИС» 1 Г t 40 С л Г Пот, галлюцина ции 1 Г Обработать, промыть рану Наложить шину или косынкой зафиксировать конечность Сгибанием конечности Прижатием пальца Локализацию раны Вид ранящего оружия Механизм травмы Вид раны 44

Опорная схема Т - 3 ( 11 кл ) ТЕМА: Первая медицинская помощь при травмах ПОВРЕЖДЕНИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ СИМПТОМЫ 1. 2. Отдышка Бледность кожи 3. Холодный пот 4. Учащенный пульс СИМПТОМЫ Боль Припухлость Нарушение функций 1. Деформация 2. Боли 3. Отечность 4. Нарушение функций ПМП ХОЛОД ТУГАЯ ПОВЯЗКА ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОДВИЖНОСТИ При открытых 1. Обработка кожи вокруг раны 2. Стир. Повязка. 3. Иммобил-ия 4. Обезбол-е 5. Согревание При закрытых Транспортная иммобилизация 1. Местное кровоизлияние 2. Нарушение функций сустава СИМПТОМЫ 1. 2. Бледен Частое, тяжелое дыхание 3. Учащенный пульс ПМП Движения невозможны Боль Полу сидячее положение при движении Припухлость Деформация сустава Нарушение его функций Наложить гермоповязку ПМП (при открытом пневмотораксе) 1. Холод 2. Иммобилизация 45 1. Остановка кровотечения. 2. Иммобил-ция. 3. Обильное питье. 4. Обезболивание (быстрое, анальгин не запивая) 5. Согревание 6. Щадящая транспортировка Г оспитализация в положении на боку с согнутыми ногами

Опорная схема Т - 4 ( 11 кл ) ТЕМА: Первая медицинская помощь при остановке сердца 46

Опорная схема Т - 5 ( 11 кл ) ТЕМА: Как стать офицером Российской Армии Подготовка кадров в Вооруженных Силах РФ Довузовская подготовка Екатеринбургское Казанское Московское Санкт. Петербургское Северо-Кавказское Тверское Ульяновское Уссурийское В них поступают учиться несовершеннолетние граждане не старше 16, 15 и 11 лет на сроки обучения 2, 3 и 7 лет соответственно После их окончания распределение в основном по военно-образовательным учреждениям Мин. обороны РФ Кадетский ракетноартиллерийский корпус Военно-технический кадетский корпус Военно-космический кадетский корпус Кранштадский морской кадетский корпус Кадетский корпус радиоэлектроники Омский кадетский корпус 1 ВИДЫ военно-учебных заведений Министерства обороны РФ - Ракетные войска стратегического назначения (5 ВУЗов) - Сухопутные войска (5 ВУЗов) - Ракетные войска и артиллерия (2 ВУЗа) - Войсковая противовоздушная оборона (1 Вуз) - Армейская авиация (1 ВУЗ) - Спортивный комитет (1 ВУЗ) - Военно-воздушные силы (10 ВУЗов) - Военно-морской флот (5 Вузов) - Воздушно-десантные войска (1 ВУЗ) - ВУЗы не входящие в виды ВС (4 ВУЗа) - Военно-оркестровая служба (1 ВУЗ) - Инженерные войска (1 ВУЗ) - Войска связи (2 ВУЗа) - Войска радиационной, химической и биологической защиты (2 ВУЗа) - Главное управление военного бюджета и финансирования (1 ВУЗ) - Главное автомобильнобронетанковое управление (3 ВУЗа) - Главное ракетно-артиллерийское управление (2 ВУЗа) - Тыл ВС (6 ВУЗов) - Строительно-квартирные органы (1 ВУЗ) 47

Опорная схема Т - 6 ( 11 кл ) ТЕМА: Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ 48

Опорная схема Т - 7, 13 ( 11 кл ) ТЕМА: Прохождение военной службы по призыву. Форма одежды По состоянию здоровья. — ► С 1 апреля по 30 июня Осенний — ► С 1 октября по 31 декабря Педагоги Парадная повседневная полевая Служба по призыву Весенний — ► С 1 мая по 30 июня Проходящий или прошедший военную службу. Прошедший военную службу в ВС др. гос-ва. Имеющий неснятую или непогашенную судимость за тяжкое преступление Гражданин, брат которого погиб, во время службы по призыву. СРОКИ СЛУЖБЫ 24 месяца. 12 месяцев для лиц с высшим образованием После военной кафедры 12 и 24 месяца. Началом службы считается день зачисления гражданина в списки части. Знать и содержать в готовности технику и вооружение. Мать оторого имеет 2 и более детей до 8 лет, воспитывая их _без мужа. _ В отношении которого возбуждено уголовное дело. Быть честным и дисциплинированным. Беспрекословно подчиняться командирам. Дорожить воинским товариществом. Избранный депутатом (на срок полномочий) Заболевание или увечие с потерей работоспособности Студентам дневных отделений госуд. ВУЗ ов Тяж. состояние здоровья, смерть близ. родственника тайну. Должностные обязанности Обстоятельства, мешающие попасть в военкомат в срок Используются в интересах службы. Иное обстоят-во, признанное судом уваж. причиной Закреплены в уставах, инструкциях, положениях, приказах. Имеющему высшее педобразование и работающему по специальности в сместности Постоянно работающему врачом в сельской местности. 49 Соблюдать правила воинской вежливости. Быть бдительным, соблюдать гос. и военную

Опорная схема Т - 8, 15 ( 11 кл ) ТЕМА: Права и ответственность военнослужащих. СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих государством. Это совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, установленных законодательством и гарантированных государством. * ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО * Свобода передвижения Право на свободу совести и вероисповедания. Право на участие в управление делами государства и общ-мы объединениями Свобода слова Правовые основы статуса военнослужащего Право на труд Право на регламентированное служебное время и время для отдыха Право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание. Право на жилище Право на охрану здоровья, медицинскую помощь Конституция РФ Право на собственность Страховые гарантии военнослужащих, право на возмещение вреда Законы и другие правовые акты РФ. Право на образование и права а области культуры Льготы при проезде на транспорте и почтовых отправлениях Ответственность военнослужащих ДИСЦИПЛИНАРНАЯ За поступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка (согласно общевоинским уставам) Командиры (за исключением случаев сокрытия правонарушений подчиненных) не несут дисциплинарной ответственности. АДМИНИСТРАТИВНАЯ За правонарушения военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. Но не применяются штрафы, исправительные работы, административный арест, лишение водительских прав. МАТЕРИАЛЬНАЯ За причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы ущерб Право на обжалование неправомерных действий Международное право Право при увольнение с военной службы на трудоустройство ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Основы социальной защиты членов семей военнослужащих Закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. Дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющими обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей. 50 УГОЛОВНАЯ За преступление

Опорная схема Т - 9 ( 11 кл ) ТЕМА: Правовые основы военной службы 51

Опорная схема Т - 11 ( 11 кл ) ТЕМА: Общевоинские уставы ВС РФ - закон воинской жизни 52

Опорная схема Т - 12 ( 11 кл ) ТЕМА: Военная присяга - клятва война на верность Родине 53

Опорная схема Т - 14 ( 11 кл ) ТЕМА: Прохождение военной службы по контракту 54

Опорная схема Т - 16 ( 11 кл ) ТЕМА: Основные понятия о воинской обязанности Воинская обязанность - это основанная на принадлежности к государству обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы государства. Она носит название всеобщей, когда выполнение его возлагается на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста. 55

Опорная схема Т - 17 ( 11 кл ) ТЕМА: Организация воинского учета и его предназначение 56

Опорная схема Т - 18, 19 ( 11 кл ) ТЕМА: Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. 57

Опорная схема Т - 20 ( 11 кл ) ТЕМА: Увольнение с военной службы и пребывание в запасе _4_ Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении выплачивается единовременное пособие, равное минимальному размеру оплаты труда. _4_ Осуществляется по истечении срока службы по призыву. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, уволенные из ВС, но годные к военной службе и не достигшие 50 - летнего возраста, зачисляются в запас. _4_ Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящего службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение при следующих обстоятельствах * В случае гибели родных в военных действиях; занятые уходом за родными, обязанные по закону содержать их; имеющие ребенка, воспитываемого без матери; имеющие 2 -ух и более детей; имеющие ребенка до 3 -х лет и тд. 58

present5.com


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта