Eng Ru
Отправить письмо

САХАЛИН: ОТДАЛЕННАЯ ПРОВИНЦИЯ ИЛИ НОВОЕ ЭЛЬДОРАДО? Сахалин нефть


"Сахалин-1". Нефтегазовый проект на острове Сахалин

Разведанные запасы углеводородов в мире огромны, однако не все нефтяные месторождения разрабатываются. Основная причина «простоев» – экономическая нецелесообразность. Многие нефтеносные слои залегают на большой глубине, или (и) в труднодоступных для освоения местах. Первое крупное месторождение Одопту на островном шельфе Сахалина открыто советскими геологами в 1977 году, однако лишь спустя десятилетия с изменением конъюнктуры рынка и развитием новых технологий добыча сахалинского черного золота стала выгодной.

«Сахалин-1»

Потенциал

В рамках «Сахалин-1» происходит освоение и эксплуатация трех нефтегазовых месторождений – это Одопту, Чайво и Аркутун-Даги. Располагаются они северо-восточнее Сахалина на шельфе Охотского моря. Их потенциально извлекаемые запасы огромны (но не рекордны) – 2,3 млрд баррелей нефти, 485 млрд м3 газа.

Если учитывать суммарные мощности взаимосвязанных рабочих проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также находящегося на начальном этапе работы «Сахалин-3», то общие запасы извлекаемого газа этого региона превышают 2,4 триллиона м3, нефти – свыше 3,2 млрд баррелей. Не случайно журналисты называют остров «вторым Кувейтом».

Однако добыча на этих месторождениях осложняется наличием пакового льда толщиной до полутора метров в течение шести-семи месяцев в году, а также сильным волнением и сейсмической активностью в течение всего года. Необходимость преодоления препятствий, связанных с суровыми погодными условиями, и создания в этом удаленном районе всей нефтегазовой инфраструктуры определили уникальный характер стоящих перед проектом задач.

Разработка нефти и газа

История проекта

Задолго до реализации проекта «Сахалин-1» геологам было понятно, что углеводородные ресурсы острова находятся за пределами суши, на шельфе, но их запасы известны не были. В 70-х годах определением объема залежей занялась компания «Сахалинморнефтегаз». Затем к разведочным работам подключился консорциум СОДЭКО из соседней Японии, сегодня входящий в число участников проекта.

В 1977 году сначала на сахалинском шельфе было открыто газоносное месторождение Одопту, спустя год – месторождение Чайво, а через 10 лет – Аркутун Даги. Таким образом, остров Сахалин стал потенциально привлекательным для добычи углеводородов. Однако отсутствие должных инвестиций и технологических наработок воспрепятствовало тогда началу разработок.

Прорыв

К началу XXI века ситуация в регионе изменилась. Растущие потребности мощнейших экономик мира – японской и корейской, а также удорожание энергоресурсов, позволили сделать проект «Сахалин-1» окупаемым. Большую инвестиционную, а главное – технологическую помощь оказала корпорация «Эксон-Мобил» (ЭМ). Участие высокопрофессиональной команды, обладающей 85-летним опытом освоения нефтегазовых месторождений в арктическом климате, позволило решить многие проблемы.

На данный момент фактический оператор проекта – «дочка» корпорации «ЭМ» «Эксон Нефтегаз Лимитед». На ней лежит основная производственная деятельность. Консорциум дополнительно решает ряд проектов социально-экономического направления в Сахалинской области и соседнем Хабаровском крае, среди которых – развитие местной экономики, подготовка и обучение профессиональных российских кадров, социальные программы, благотворительность, и другое.

Участники консорциума

Этот нефтегазовый проект – пример удачного международного сотрудничества в сложных геофизических, климатических, географических условиях. Для реализации проекта свои усилия объединили:

  • Мегакорпорация «Эксон Мобил» (США): 30 % акций (в связи с санкциями дальнейшее участие американской компании под вопросом).
  • Консорциум СОДЭКО (Япония): 30 %.
  • РГК «Роснефть» посредством подконтрольных организаций «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5 %) и «РН-Астра» (8,5 %).
  • ГНК «ОНГК Видеш Лтд» (Индия): 20 %.

Столицей сахалинских нефтяников стал город Оха.

Остров Сахалин

Рабочая программа

На начальном этапе «Сахалин-1» происходило освоение месторождения Чайво при помощи морской платформы «Орлан» и буровой наземной установки «Ястреб». В начале октября 2005 года, спустя десятилетие после начала разработки, на месторождении Чайво была добыта первая нефть. В результате завершения в конце 2006 года строительства Берегового комплекса подготовки продукции (БКП) объем добычи в феврале 2007 года достиг 250000 баррелей (34000 тонн) нефти в сутки. На следующих этапах проекта началась разработка запасов газа на Чайво для экспортных поставок.

Затем «Ястреб» перенесли на соседнее месторождение Одопту для дальнейшего бурения и добычи углеводородов. Как газ, так и нефть поступают с месторождений на БКП, после чего нефть транспортируется на терминал в поселок Де-Кастри (материковая часть Хабаровского края, на побережье Татарского пролива) для дальнейшей отгрузки на экспорт, а газ поступает с Сахалина на внутренний рынок.

Следующая стадия началась с разработки третьего месторождения (самого крупного по площади) Аркутун-Даги и газа с Чайво, что позволит гарантированно добывать углеводороды до 2050 года. С целью повышения экономической эффективности и совершенствования процесса эксплуатации учитывается уникальный практический опыт, приобретенный в ходе первого этапа разработки.

Проект «Сахалин-1»

Буровая установка «Ястреб»

Разработка нефти и газа на этом участке связана с решением сложнейших задач, поставленных природой. Тяжелые климатические условия, мощные ледовые поля в акватории шельфа, особенности геологического строения потребовали он нефтяников применить передовые установки.

Гордостью всего проекта стала буровая установка «Ястреб», на «совести» которой несколько мировых рекордов по длине и скорости пробуренных скважин. Это одна из самых мощных установок наземного базирования в мире. 70-метровый агрегат, рассчитанный на эксплуатацию в сейсмоактивных и холодных арктических районах, позволяет бурить сверхдлинные скважины сначала в вертикальном, а затем в горизонтальном направлении под морским дном с общей длиной ствола свыше 11 километров.

При бурении этих скважин уже установлено несколько мировых рекордов по протяженности ствола – кстати, именно здесь пробурена рекордная скважина Z42 длиной 12700 метров (июнь 2013 года). Благодаря применению технологии скоростного бурения, являющейся собственностью корпорации «Эксон Мобил», скважины «Сахалин-1» пройдены рекордно быстро.

С помощью «Ястреба» скважины бурятся с берега под землей под наклоном в сторону залегания шельфовых месторождений, тем самым уменьшается нагрузка на уникальную заповедную природу здешних мест. Кроме того, относительно компактная установка заменяет крупные сооружения, которые требовалось бы строить в открытом море в условиях сложнейшей ледовой обстановки зимой. В результате значительно экономятся эксплуатационные и капитальные затраты. Завершив работу на месторождении Чайво, «Ястреб» модернизировали и переместили для освоения соседнего месторождения Одопту.

Нефтяные месторождения

Платформа «Орлан»

Помимо наземной установки «Ястреб», газово-нефтяные месторождения «Сахалина-1» осваиваются еще одной «гордой птицей» - морской добывающей платформой «Орлан». Платформа добывает ископаемые в юго-западном районе месторождения Чайво.

50-метровая конструкция гравитационного типа установлена на дне Охотского моря, его глубина в этом месте – 14 метров. «Орлан» с 2005 года пробурил 20 скважин. Вместе с 21-й скважиной, пройденной «Ястребом» с берега, количество подобных скважин является рекордным для нефтегазового сектора на одном месторождении. В результате объем добычи нефти увеличился многократно.

На «Орлане», 9 месяцев в году окруженном льдами, работа сопряжена с решением неизвестных ранее для страны производственных задач. Кроме сложных сейсмических и климатических условий, здесь решаются непростые логистические задачи.

Нефтегазовый проект

Платформа «Беркут»

Это новейшая платформа, собранная на верфях Южной Кореи и благополучно доставленная в 2014 году к месторождению Аркутун-Даги. Характеристики «Беркута» еще более впечатляющие, чем у «Орлана». Во время транспортировки (а это 2600 км) не было ни единого происшествия. Сооружение рассчитано противостоять двухметровым льдам и 18-метровым волнам при -44 ˚C.

Береговые комплексы подготовки продукции

Добытые с месторождений Чайво и Одопту углеводороды поступают на БКП. Тут происходит сепарация газа, воды и нефти, ее стабилизация для последующей транспортировки на экспорт через современный нефтеотгрузочный терминал в поселении Де-Кастри, очистка газа для отечественных потребителей. Полностью автономный завод рассчитан на переработку приблизительно 250 000 баррелей нефти и дополнительно 22,4 млн м3 газа ежесуточно.

При сооружении БКП конструкторами применен крупно-модульный метод строительства. Завод словно конструктор собран из 45 разновысотных модулей. Все объекты спроектированы специально для работы в условиях дальневосточного сурового климата. Большинство конструкций – металлические, выдерживают низкие температуры до -40 °C.

Для доставки тяжелых модулей на строительную площадку через залив Чайво сооружен уникальный 830-метровый мост. Благодаря этому сооружению остров Сахалин является своеобразным рекордсменом – мост считается непревзойденно прочным, превосходя по длине исполинские переходы через величайшие реки Сибири – Обь и Иртыш. Сооружение пригодилось и для оленеводов – путь к таежным стойбищам сократился значительно.

Экспортный потенциал

Весь комплекс «Сахалин-1, 2, 3» строился с оглядкой на экспорт ресурсов. Имея под боком «бездонную» экономику Японии, не менее мощную Южной Кореи, грех не использовать выгодное географическое местоположение богатых углеводородами месторождений. Кроме того, проект позволяет значительную часть сырья (главным образом, газа) транспортировать на «Большую землю» (континентальную Россию). Основными импортерами охотской нефти являются Япония и Южная Корея.

Технология экспорта следующая:

  1. Газ и нефть по скважинам поступает на завод БКП.
  2. Затем от берегового комплекса по проложенному через Татарский пролив трубопроводу сырье оставляется в поселок Де-Кастри на специально оборудованный новейший экспортный терминал.
  3. Газ большей частью уходит российским потребителям, а нефть накапливается в огромных резервуарах, откуда отгружается на танкер через выносной причал.

Разработка нефтяных месторождений

Терминал Де-Кастри

Разработка нефтяных месторождений в условиях Дальнего Востока требовала решить вопрос беспрепятственной транспортировки сырья. Разместить терминал было решено не на Сахалине, а на материке – в порту Де-Кастри. Черное золото сюда поступает по трубам, и далее – нефтеналивными танкерами. Терминал строился «с нуля», по новейшим технологиям.

Благодаря терминалу местное население получило дополнительные высокооплачиваемые рабочие места, появились заказы для районных транспортных и обслуживающих предприятий, улучшились социально-общественная, коммунальная инфраструктуры поселка.

Для круглогодичной транспортировки потребовалась проектировка и постройка уникальных танкеров для суровых ледовых условий класса «Афромакс», и сопровождающих их ледоколов. За 5 лет функционирования терминала без единого происшествия отгружено 460 танкеров. Всего через терминал прошло свыше 45 млн тонн нефти.

Ответственная и бесперебойная эксплуатация

Сотрудники и подрядчики проекта «Сахалин-1» отработали 68 млн часов с отличными показателями по технике безопасности и травматизму, которые значительно превосходят среднеотраслевые. Соблюдение нормативно-правовых требований обеспечивается путем строгого регламентирования и контроля производственной деятельности.

Природоохранные меры составляют неотъемлемую часть строительства и эксплуатации в рамках проекта и включают ряд специальных программ по охране дикой природы, в том числе защите западной популяции серых китов, белоплечего орлана и других обитателей.

Активные консультации с представителями коренного населения острова Сахалин помогли компании ЭНЛ определить наиболее актуальные местные проблемы. В частности, нефтяники разрешают местным оленеводам использовать построенный ею мост через залив Чайво для ежегодного перегона стад северных оленей.

Привлечение и подготовка российского персонала

На начальном этапе разработки для российских граждан было создано 13 000 рабочих мест. Привлечение местного персонала создает новые возможности и способствует общему и региональному экономическому развитию. При этом компания ЭНЛ применяет самые современные стандарты эксплуатации и нормы обеспечения безопасности, а также технологии строительства, бурения, добычи и прокладки трубопроводов.

Для работ на производственных объектах привлечено более ста российских инженеров и техников. Каждый из принятых на работу технических специалистов проходит многолетний курс профессиональной подготовки. Некоторые из них были направлены на стажировку на объекты компании «Эксон Мобил» в США и Канаде.

Помощь острову

В программах технической подготовки поставщиков и подрядчиков участвует все больше жителей Сахалина. Работая совместно с Агентством международного развития (США), работодатель способствует повышению квалификации сварщиков с помощью организации специальных курсов подготовки и предоставляет микрокредиты на прохождение делового обучения и развитие сахалинских предприятий малого и среднего бизнеса. Консорциум внес более миллиона долларов в ссудный фонд, через который создано полтысячи рабочих мест и оказывается поддержка более 180 предприятиям.

Постоянно увеличивается доля российских организаций в качестве поставщиков и подрядчиков. Стоимость подрядов с отечественным фирмам превысила 4 млрд долларов или около двух третей общей стоимости контрактов по проекту.

Помимо обеспечения доходов государства путем выплаты роялти, проект способствует развитию местной инфраструктуры – строятся дороги, мосты, сооружения морских и воздушных портов, а также муниципальные медицинские учреждения. Другие программы поддержки включают благотворительные пожертвования на образование, здравоохранение и повышение местного научно-технического потенциала.

fb.ru

нефть, газ, цветные и редкие металлы. Рельеф Сахалина

Далеко на востоке, в 7 тысячах километров от Москвы, находится крупный остров Сахалин. Что нам известно о нем? Прочитав нашу статью, вы узнаете много нового и интересного о природе, рельефе и полезных ископаемых Сахалина.

Знакомьтесь: Сахалин!

Японцы называют его Карафуто. Нам же он известен под именем Сахалин. Где находится остров? И каковы его размеры?

Сахалин расположен у восточных берегов Азии. Это крупнейший остров в составе Российской Федерации. Он является частью Сахалинской области, в которую также входит цепь малонаселенных Курильских островов.

Сахалин омывается водами двух морей – Японского и Охотского. От материковой части России он отделен Татарским проливом, а от японского острова Хоккайдо – проливом Лаперуза. Сахалин вытянут на 950 км в меридиональном направлении. Максимальная ширина острова – 160 км.

где находится Сахалин

Любопытно происхождение названия острова. Этим маньчжурским словом ранее обозначали реку Амур: «Сахалян-Улла», что в переводе означает «река черных скал». Благодаря ошибке картографов этим названием был обозначен остров Сахалин. Погрешность не была исправлена, а прижилась. В последующих изданиях российских карт слово «Сахалин» уже использовалось в качестве названия для крупнейшего острова.

Итак, мы уже разобрались, где находится Сахалин и почему он так называется. Теперь настал черед детально изучить его рельеф.

Общая характеристика островного рельефа

Рельеф Сахалина чрезвычайно разнообразен. Он представлен и горами, и низкогорьями, и холмистыми равнинами, и прибрежными низменностями. Центральную (самую широкую) часть острова окаймляют с запада и с востока, соответственно, Западно-Сахалинские и Восточно-Сахалинские горы. Эти горные системы относятся к средневысотным по своей высоте.

Наивысшая точка Сахалина – гора Лопатина. На ее склонах растет тайга, а вершина покрыта брусничными полями и камнями. Высота горы – всего 1609 метров.

Береговая линия острова изрезана незначительно. Здесь можно выделить четыре полуострова и всего два крупных залива – Анива и Терпения.

рельеф Сахалина

Рельеф Сахалина: региональные особенности

В плане геоморфологии территория острова делится на несколько районов. Примерно треть его общей площади занимает Северо-Сахалинская равнина. Это обширная территория на севере острова с хорошо развитой речной сетью и отдельными невысокими вершинами (до 600 метров). Для прибрежных участков этой равнины характерны песчаные косы, дюны и довольно крупные морские лагуны. Кстати, именно здесь (а также на шельфе Охотского моря) расположены крупнейшие месторождения нефти – главного полезного ископаемого Сахалина.

На крайнем севере острова выделяется своим гористым рельефом полуостров Шмидта. Его берега достаточно крутые, скалистые и обрывистые.

В центральных и южных районах острова преобладает горный рельеф. Вдоль западного побережья протянулись Западно-Сахалинские горы, а вдоль восточного – Восточно-Сахалинские (именно здесь находится гора Лопатина). Между этими двумя горными системами расположена всхолмленная и местами болотистая Тымь-Поранайская низменность. Она покрыта мощным чехлом осадочных пород – галькой и песчаником.

В южной части острова выделяется Сусунайский хребет, протянувшийся почти на 60 километров. У его подножия находится город Южно-Сахалинск – административный центр Сахалинской области. Наивысшая точка Сусунайского хребта гора Пушкинская (1047 м.) является популярным объектом для туристов-пешеходников.

природные ресурсы Сахалина

Главные полезные ископаемые Сахалина

Чем богата природа этого региона? К основным природным ресурсам Сахалина стоит отнести лесные, водные и, разумеется, минерально-сырьевые. Густота речной сети острова значительно превышает аналогичный средний показатель по России. Край чрезвычайно богат лесом (индекс лесистости – более 60 %). На севере Сахалина произрастают лиственничные леса, на юге – широколиственные (из клена, монгольского дуба, маньчжурского ясеня и прочих древесных пород).

полезные ископаемые Сахалина

Десятка главных полезных ископаемых Сахалина выглядит следующим образом:

  • нефть;
  • природный газ;
  • хромовые руды;
  • германий;
  • ртуть;
  • золото;
  • уголь;
  • торф;
  • тальк;
  • цеолиты.

Горючие ископаемые Сахалина: нефть, газ, торф

Сахалин – один из старейших нефтегазодобывающих районов России. «Черное золото» на острове было найдено геологами еще в 1880 году. На протяжении ХХ века местные запасы нефти и газа были значительно истощены, но в 1980-х годах были обнаружены новые крупные месторождения. Кроме того, суммарные запасы шельфа Охотского моря оцениваются специалистами примерно в 4 млрд тонн нефти.

нефтяные месторождения Сахалина

Крупнейшие нефтяные месторождения Сахалина находятся в северо-восточной части острова (Эхабинское, Паромайское, Катанглийское и другие). Темпы добычи сахалинского «черного золота» с каждым годом лишь возрастают. Так, к 2019 году планируется увеличить объем добычи нефти на острове на 3,6%, а природного газа – на 20%.

На Сахалине также добывается уголь, который отличается высоким качеством и низким содержанием серы. Его используют в металлургии, производстве газа, а также в качестве топлива для пароходов. Добывается на острове и торф. Залежи этого минерального ресурса распространены в пределах Северо-Сахалинской равнины и Тымь-Поранайской низменности.

Цветные, редкие и благородные металлы Сахалина

В недрах острова залегают значительные запасы разнообразных металлических руд. Среди них – золото, германий, ртуть, хром, железо, марганец, вольфрам, цинк, стронций, рений и прочие. Из числа редких металлов Сахалина наибольший экономический интерес представляет германий, а из числа цветных металлов – золото.

На острове имеются месторождения как рудного, так и россыпного золота. Преобладают последние. Десятки россыпей золота расположены в пределах Восточно-Сахалинских гор. Их общие запасы оцениваются геологами в 59 тонн.

На Тонино-Анивском полуострове разрабатывается богатейшее Новиковское месторождение германиеносных пластов угля и аргиллита. Общие запасы германия на этом участке оцениваются в 640 тонн.

Совсем недавно на севере Сахалина (на полуострове Шмидта) были выявлены залежи хромитов. Общие прогнозированные запасы этих ценных руд были оценены в пять миллионов тонн.

fb.ru

Сахалинская нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Сахалинская нефть

Cтраница 1

Сахалинская нефть в условиях кризиса может сыграть роль буфера в изменении подходов представителей западного бизнеса и международных финансовых институтов к сотрудничеству с Россией.  [1]

Сахалинские нефти имеют весьма разнородный состав, они значительно различаются между собой и в пределах одного месторождения. Нефти близки лишь по содержанию серы. Подавляющее большинство нефтей малосернистые и относятся к I классу.  [2]

Сахалинские нефти значительно различаются по содержанию парафина и выходу светлых фракций. Наименьшим содержанием парафина и светлых фракций отличаются нефти катанглийской и гыргыланьинской зон. Наиболее высоким содержанием парафина отличается тунгорская нефть - 4 87 % при температуре плавления парафина 50 С. Наибольший выход светлых фракций имеют паромайская ( до 200 С-403, до 350 С - 72 8 %) и некрасовская ( до 200 С - 42, до 350 С - 82 0 %) нефти.  [3]

Сахалинские нефти имеют своеобразный и разнородный состав, они значительно различаются как по месторождениям, так и по пластам в отдельных месторождениях.  [4]

Сахалинские нефти имеют весьма разнородный состав, они значительно различаются между собой и в пределах одного месторождения. Нефти близки лишь по содержанию серы. Подавляющее большинство нефтей малосернистые и относятся к I классу.  [5]

Сахалинские нефти значительно различаются по содержанию парафина и выходу светлых фракций. Наименьшим содержанием парафина и светлых фракций отличаются нефти катанглийской и гыргыланьинской зон. Наибольший выход светлых фракций имеют паромайская ( до 200 С - 40 3, до 350 С - 72 8 %) и некрасовская ( до 200 С - 42, до 350 С - 82 0 %) нефти.  [6]

Сахалинская нефть в условиях кризиса может сыграть роль буфера в изменении подходов представителей западного бизнеса и международных финансовых институтов к сотрудничеству с Россией.  [7]

Сахалинские нефти, явно выраженного нафтенового характера, разнообразны по составу.  [8]

Первая сахалинская нефть в условиях экономического кризиса может сыграть роль буфера в изменении подходов представителей западного бизнеса и международных финансовых институтов к сотрудничеству с нашей страной.  [9]

Следовательно, сахалинские нефти являются худшим сырьем для получения масел, чем многие другие нефти восточных районов СССР.  [10]

Из многих сахалинских нефтей могут быть получены топочные и флотские мазуты.  [11]

Высококипящая часть сахалинских нефтей изучена в небольшой степени, что является отражением общей картины слабой изученности высокомолекулярных соединений нефтей. Проведенные до настоящего времени работы по определению химического состава тяжелой части нефтей Сахалина носили преимущественно характер общего исследования. С целью получения дополнительных данных в Сахалинском КНИИ автором было предпринято исследование [53] химического состава остатков, выкипаюу. С ( названных нами тяжелой частью), сорока нефтей Сахалина, из числа тех нефтей, описание исследования легкой части которых помещено в главе III.  [12]

Из многих сахалинских нефтей могут быть получены топочные и флотские мазуты.  [13]

Бензины большинства сахалинских нефтей содержат около 50 % парафиновых и около 40 % нафтеновых углеводородов и характеризуются октановыми числами 62 - 63 ( без ТЭС) для бензинов с концом кипения 200 С и около 70 % - для бензинов с концом кипения 150 С.  [14]

Бензиновые фракции большинства сахалинских нефтей имеют высокие октановые числа, что объясняется значительным содержанием нафтеновых и ароматических углеводородов. Эти фракции являются прекрасным сырьем для каталитического риформинга.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

САХАЛИН: ОТДАЛЕННАЯ ПРОВИНЦИЯ ИЛИ НОВОЕ ЭЛЬДОРАДО?

Сегодня Сахалин, самая отдаленная часть России, привлекает внимание прежде всего потому, что остров, точнее, его шельф признан богатейшей территорией по запасам нефти и газа. Здесь разворачиваются крупнейшие проекты по их добыче и реализации, и эта бурная деятельность вызывает острые дискуссии о целесообразности тех конкретных форм партнерства с иностранным капиталом, которые впервые были использованы и опробованы именно на Сахалине.

Сахалинские порты работают круглые сутки. Фото А. Симонова (http://www.ostrov-sakhalin.com).

Остров Сахалин и богатства его шельфа.

Проектируемые уровни добычи нефти и газа на Сахалине.

Инвестиции и доходы за все время действия сахалинских проектов.

По проекту Сахалин-2 добычу ведут с буровых платформ.

Наклонное бурение куста скважин с вышки на берегу. Нижняя скважина - с двумя забоями. При бурении с платформы скважины разводятся во все стороны.

ЧЕМ БОГАТЫ САХАЛИНСКИЕ НЕДРА?

Для начала - небольшая географическая справка. Остров Сахалин протянулся с севера на юг почти на 950 км; площадь - 87 тыс. км2 (как Тверская или Ленинградская область), население - около 600 тыс. человек. Остров отделен от материка Татарским проливом, замерзающим зимой. Наименьшая ширина пролива - 7 км. Сахалин состоит как бы из двух частей. Наиболее развитая и населенная южная часть, где расположен административный центр - г. Южно-Сахалинск, связана с материком железнодорожной паромной переправой Холмск - Ванино. Менее населенная северная часть с центром в г. Оха долгое время была практически отрезана от южной; лишь недавно их соединило автомобильное шоссе. Такая ситуация исторически объяснима. После проигранной в 1905 году Русско-японской войны южная часть острова отошла к Японии и вернулась в Россию только в 1946 году, после поражения Японии во Второй мировой войне. Юг Сахалина значительно лучше обустроен и обжит. Этому способствовал и более мягкий климат с незамерзающим морем у порта Корсаков в заливе Анива. От южной оконечности Сахалина до Японского острова Хоккайдо - около 40 км.

Надо сказать, что добыча нефти на Сахалине ведется давно. К концу 1928 года трест "Сахалиннефть" добывал в районе Охи 6 тыс. т нефти, к концу первой пятилетки - 240 тыс. т. Столько нефти сам северный Сахалин потребить не мог, и в труднейшем для страны военном, 1942 году был сооружен нефтепровод Оха - Софийск. Нефть пошла на материк.

В 1970-х годах уже шла разведка шельфа Сахалина, и вскоре на перспективных структурах пробурили первые скважины, давшие промышленный приток нефти. (Перспективная структура становится месторождением в тот момент, когда на ней из пробуренной скважины получен промышленный приток нефти или газа, позволяющий оценить запасы.) Таким образом, были открыты первые крупные нефтегазовые месторождения шельфа России рядом с давно разрабатываемыми наземными. И это неудивительно: на Сахалине геология шельфа и суши едина. Оказалось, что площадь нефтеносного шельфа примерно равна площади всего острова. Большинство месторождений находится в зоне сравнительно малых глубин - до 200 м. Первыми открыли месторождения, находящиеся ближе к берегу: Одопту - в 1977 году, Чайво - в 1979-м, Лунское - в 1984-м, Пильтун-Астохское - в 1986-м, Аркутун-Даги - в 1989-м, а затем и другие. Но еще не опробованных перспективных структур значительно больше; они протянулись с юга, от мыса Терпения, вдоль всего восточного берега острова и уходят за его северную оконечность в море, далеко на север. Следует напомнить, что запасы Охотского моря составляют 15% запасов шельфа России в целом! Почти все они относятся к шельфу Сахалина (см. "Наука и жизнь" № 7, 2006 г.).

Уже открытые месторождения и перспективные структуры разбиты по географическому принципу на шесть частей. Соответствующие проекты разработки получили названия от Сахалин-1 до Сахалин-6.

Что может дать или уже дает освоение этих запасов? Ожидается, что к 2020 году нефтедобыча на Сахалине возрастет с нынешних 2,8 до 30 млн т в год (в двух старых районах нефтедобычи - Охинском и Ногликском, которые продолжают развиваться, сегодня получают по 750 тыс. т нефти в год). Для сравнения следует напомнить, что в России в 2004 году добыто 450 млн т нефти, экспортировано около 200 млн т. Добавка к экспорту только от двух первых, уже реализуемых проектов составит 8%. Причем эта нефть находится на востоке России, откуда до сих пор ее не экспортировали.

Первыми к освоению были намечены прибрежные, сравнительно мелководные месторождения Одопту, Чайво и Аркутун-Даги. Этот проект имеет название Сахалин-1. Затем планировалась разработка проекта Сахалин-2, включающего Пильтун-Астохское нефтяное и Лунское газовое месторождения. Но сложилось так, что работы по проекту Сахалин-2 начались раньше. Именно там в 1998 году была установлена первая в России буровая платформа для добычи нефти на шельфе, а в 1999 году началась промышленная добыча нефти. Июль 1999 года - знаменательная дата для нефтяников России: на шельфе Сахалина, с буровой платформы на Пильтун-Астохском месторождении, добыта первая нефть, загружена в танкер и отправлена потребителю.

ЧТО ТАКОЕ СРП, ИЛИ СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Для начала добычи нефти на шельфе требовались огромные инвестиции, которых у страны не было. Встал вопрос о привлечении иностранного капитала. Предстояло пройти долгий и трудный путь переговоров, согласований, утверждений. Техническая сторона оказалась проще - нефтяным компаниям уже доводилось добывать нефть на шельфе, а вот многие экономические и юридические вопросы в условиях перехода России к рыночной экономике решать приходилось впервые. Одновременно с переговорами шла и разработка законов. А в случае с проектами Сахалин-1 и Сахалин-2 договоры были заключены до принятия части обеспечивающих их российских законов.

Обратимся к хронологии событий.

Июль 1988 года. Начало переговоров между Миннефтепромом СССР и будущим инвестором.

1991 год. Миннефтепром РФ и Мингеологии РФ объявляют конкурс на освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, названных проектом Сахалин-2.

1992 год. Объявлен победитель конкурса - консорциум, впоследствии названный "Сахалин Энерджи". К 2000 году его акционерами были: американская компания "Шелл" (55%), японские "Мицуи" (25%) и "Мицубиси" (20%).

1996 год. Консорциуму выдана лицензия на право разработки месторождений.

1998 год. На Пильтун-Астохском месторождении установлена платформа "Моликпак" и в 1999 году добыта первая нефть.

2003 год. Подписаны условия на поставку в Японию сжиженного природного газа (СПГ) в течение 24 лет. Строится крупнейший в мире завод по его производству.

Такой же длинный путь прошел и проект Сахалин-1. Он был утвержден в 1996 году. Участники проекта: американская "Эксон Мобил" (30%), японская СОДЕКО (30%), индийская ONGC (20%) и две дочерние компании "Роснефти" (20%).

Месторождения Сахалина решено было осваивать по системе соглашений о разделе продукции - СРП. Такая форма сотрудничества характерна в основном для стран со слабо развитой экономикой, не имеющих достаточных ресурсов для долговременных инвестиций в освоение своих природных богатств и готовых идти на менее выгодные условия для привлечения иностранного капитала.

Основной принцип СРП, в отличие от лицензионной системы освоения месторождений, действующей у нас сегодня, заключается в замене налогов разделом продукции. Инвестор платит только налог за пользование недрами и налог на прибыль. В 2003 году закон о СРП в очередной раз подправили: изменили ставки налогов и их число. Раздел продукции обеспечивает как инвестору, так и государству стабильные экономические условия на весь срок соглашения. При заключении СРП предполагается, что чем выше доходность для инвестора, тем большую долю продукции получит государство. Трудность и риск для обеих сторон при заключении СРП состоят в сложности прогноза цены на нефть. А она определяет как доходы, так и цены на приобретаемое оборудование. Исходя из высокой стоимости работ на шельфе и невысокой, по сравнению с нынешней, цены нефти (за период 1991-1995 годов она составляла в среднем 17 долларов за баррель), договорились делить продукцию пополам.

Еще в середине 1990-х годов предполагалось, что значительная часть российских недр будет разрабатываться на условиях СРП, и был подготовлен список из 19 нефтяных месторождений. Этому способствовал, в частности, пример Азербайджана, где в 1994 году заключен первый крупнейший контракт по освоению месторождения на условиях СРП, а за ним последовало еще более 10 контрактов с общей суммой инвестиций около 60 млрд долларов к 2010 году.

У нас в 1996 году были заключены три СРП, и все для освоения нефтяных месторождений. Два из них - это проекты Сахалин-1 и Сахалин-2. Третье, значительно меньшее по масштабам, - об освоении месторождения Харьягинское в Коми. Однако в том же году была внесена поправка в Закон о пользовании недрами и соответственно изменен закон о СРП, что сделало его практически неприемлемым для иностранных инвесторов. Поэтому новых СРП в целях освоения природных ресурсов не появилось.

В 2004 году отменили результаты конкурса по проекту Сахалин-3, который намечали осваивать на основе СРП. Это было вызвано усилившейся критикой данной формы партнерства с иностранным капиталом.

За что критикуют СРП и в какой мере справедлива эта критика? Многие эксперты считают, что соглашения по освоению месторождений шельфа Сахалина были заключены с ущербом для российской стороны. Споры об этом не стихают по сей день. Особенно много критических высказываний сделано по поводу проекта Сахалин-2. Вероятно, они частично справедливы.

Большой ошибкой, например, называют то, что разработку крупного месторождения и добычу стратегического сырья передали консорциуму иностранных компаний без российского участия. Кроме того, в договоре не была оговорена доля российских предприятий в поставках оборудования. Для того времени это было объяснимо. Поскольку в подготовке проекта участвовала ведущая иностранная компания, то требования к оборудованию были записаны в соответствии с западными стандартами. И это неудивительно. Раз финансирование идет без участия России, то, как говорят, "кто платит - тот и заказывает музыку". Ни одна компания, являясь основным инвестором, не отдаст свои деньги, если она не будет контролировать их использование. Она, естествен но, постарается передать дорогостоящие заказы своим проверенным исполнителям. Не следует забывать и другое: в то время отечественные компании вообще не выпускали оборудование для добычи нефти на шельфе. Поэтому, несмотря на позднейшие поправки в законе о СРП, требовавшие 70-процентного участия российских подрядчиков, им в 2002 году досталось менее 35% (по стоимости) контрактов по Сахалину-1 и 50% - по Сахалину-2. В 2004 году соответствующие цифры составили около 50 и 70%.

Вероятно, правительство, оценив упущенные Россией выгоды в сахалинских нефтяных проектах, и внесло поправку 1996 года в закон о СРП, вообще исключившую возможность его применения для крупных месторождений.

Размышляя о значении договоров на основе СРП и о том, почему они были заключены вроде бы на невыгодных с нынешней точки зрения условиях, вспомним положение России того времени. Союз только что распался; появилось новое государство - Россия. Шел процесс приватизации, но было совершенно неясно, как передавать богатства недр в частную собственность и насколько должен сохраняться контроль со стороны государства над их использованием. Несовершенство законодательства, бюджетный дефицит, большие валютные займы, инфляция, низкие мировые цены на нефть - в таких условиях освоение шельфа могло идти только с привлечением инвестиций иностранных компаний. Все это и предопределило принятую тогда форму партнерства с иностранным капиталом, причем у самой России опыта работы на основе СРП в нефтяных проектах, естественно, не было.

И тем не менее именно с этих проектов началось освоение российского шельфа. Заключенные СРП вызвали необычайно высокий приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в масштабах всей России. Сахалин вышел на второе место (после Москвы) по объему прямых иностранных инвестиций. Они составили около 1,7 млрд долларов за 2002 год, или 38% всех ПИИ в России. В 2003-2004 годах их объем еще более возрос.

Заметим, что приведенные в таблице расчеты базировались на стоимости нефти 24 доллара за баррель. С тех пор цена нефти увеличилась, но и стоимость оборудования возросла. Поэтому затраты по проектам утверждаются на каждый год.

Следует отметить основную причину выгодности освоения сахалинских проектов не только для иностранных инвесторов, но и для нас. Рядом находится Япония, не имеющая своего природного сырья, второй в мире после США потребитель нефти и первый в мире потребитель сжиженного природного газа. Япония потребляет 260 млн т нефти и 75 млрд м3 газа в год, причем 80% нефти она везет с Ближнего Востока, из района Персидского залива, - путь не ближний! Доставляя нефть с соседнего острова Сахалин, компании получат значительный доход за счет минимальной цены перевозки, и это должно компенсировать высокую стоимость разработок в условиях шельфа. Рядом находится и быстро развивающийся Китай с его растущими энергетическими потребностями, который по потреблению нефти приближается к Японии. В нефти заинтересована и Южная Корея.

Что касается доходов, которые должно получать государство, то здесь надо отметить следующее. Освоение крупного нефтяного месторождения занимает несколько лет; на пик добычи оно выходит лет через десять. Месторождение начнет давать отдачу в полном объеме только тогда, когда добытая нефть дойдет до потребителя. Ведь добыча и транспортировка - это две неразрывные части работы системы. Поэтому в стоимость освоения месторождения входят все расходы, начиная с разведки, организации добычи, капитального строительства и кончая транспортировкой до места продажи, а это трубопроводы, оборудование портов и даже танкеры для перевозки нефти. Кроме того, в нее включаются расходы на обслуживание и налоги. Только после продажи нефти будут получены деньги, окупающие расходы. В случае СРП они вначале пойдут на компенсацию всех затрат и только потом, при появлении прибыли, начнется раздел продукции. Для проекта Сахалин-2 это произойдет между 2010 и 2015 годами при средней цене на нефть 20 долларов за баррель. При этом государство получит и налог на прибыль (32-35%) со своей доли продукции.

На первый взгляд кажется, что до этого срока ни бюджет, ни страна от своих нефтяных ресурсов ничего не получают. Но это не так. Во-первых, с начала добычи и продажи нефти в бюджет поступает 6% доходов по Сахалину-2 и 8% по Сахалину-1 - налог за пользование недрами. Во-вторых, благодаря внесенным поправкам в закон о СРП, согласно которым 70% работ должно проводиться отечественными компаниями (несмотря на описанные выше трудности), уже на сегодня вложения по этим работам достигли нескольких миллиардов долларов. А это не только заказы для промышленности, развитие новых ее отраслей, например строительство морских буровых платформ, новые рабочие места, но и налоги, поступающие государству от соответствующих предприятий. Специалисты подсчитали, что с каждого вложенного доллара на разных этапах его использования государство может взять в сумме до 70% налогов. И это еще не все - есть прямые инвестиции в местный бюджет, оговоренные с самого начала. Сотня миллионов долларов - таково ежегодное вложение консорциума Сахалин-2 в бюджет Сахалина, идущее на развитие инфраструктуры острова: строительство и реконструкцию железнодорожной и шоссейной сети, реконструкцию и строительство портов и аэропортов, строительство комфортабельного жилья, увеличение числа гостиниц. Началась газификация региона, в 2003 году подвели газ к Южно-Сахалинску. Все это способствует повышению уровня жизни местного населения.

Что помимо этого дают проекты освоения шельфа местным жителям? До начала их реализации наблюдался отток населения с Сахалина. Благодаря этим проектам созданы тысячи новых рабочих мест. Ко времени выхода на максимум строительных работ по проекту Сахалин-2 в них было занято 12 тыс. человек (только на строительстве завода СПГ - 6,5 тыс.). Для осуществления работ по проекту Сахалин-1 необходимо 13 тыс. человек. В дальнейшем, при переходе к эксплуатации, рабочей силы потребуется на порядок меньше, и начнутся ли к этому времени работы по следующему проекту - зависит от государственных ведомств, от принятия ими решений по освоению шельфа Сахалина.

НОВЫМ МЕСТОРОЖДЕНИЯМ - НОВАЯ ТЕХНИКА

Привлекает внимание не только экономика, но и технические особенности освоения сахалинского шельфа.

Упоминавшаяся буровая платформа "Моликпак", до этого поработавшая в ледовых условиях Аляски, связана с плавучим нефтехранилищем "Оха" и одноякорным причалом, расположенными на Пильтун-Астохском месторождении, в 15 км от берега. Из этого плавучего хранилища производят загрузку танкеров. В 2002 году было добыто 1,5 млн т нефти, которая поставлялась в Японию, Китай и Корею. Однако добыча велась только летом. Море зимой замерзает, и ледовый покров держится шесть месяцев. Поэтому от платформы проложен трубопровод на берег.

Проект Сахалин-2 предусматривает установку второй нефтяной буровой платформы "Пильтун-Астохс кая-Б" (ПА-Б) на глубине 32 м. Платформу ПА-Б характеризуют следующие цифры: площадь - 105x95 м, высота - 55 м, вес - 110 тыс. т. Жилой модуль рассчитан на постоянное проживание 100 человек. Но самое интересное - система бурения. Под буровой вышкой находится плита с 45 окнами для бурения куста скважин. Бурение очередной скважины и добыча из уже действующих идут одновременно. Причем скважины бурят наклонно и даже горизонтально, с горизонтальным участком в продуктивном пласте до 1 км. Максимальная протяженность такой скважины - около 7 км. И уход ее в сторону от точки начала бурения - до 6 км. Скважина может оканчиваться не одним забоем, а двумя, разведенными в стороны. При этом надо точно выдержать заданную траекторию скважин. Здесь применяется совершенно новая система управления направлением бурения, называемая геонавигацией. Одна платформа обеспечивает максимальный охват площади месторождения около 25 км2. Причем число добывающих скважин составляет 20-30, а 15-20 скважин используются для закачивания морской воды и вытеснения нефти по мере выработки пласта.

Платформа перейдет в режим круглогодичной добычи после прокладки и запуска нефтепровода длиной 800 км к незамерзающему нефтяному порту Пригородное, рядом с г. Корсаков. Туда же, к строящемуся заводу СПГ, идет газопровод диаметром 1,2 м. В местах пересечения газопровода с реками трубы протягивают через скважины, созданные наклонным бурением. Чтобы проложить трубопровод под наиболее широкой рекой, потребовалось пробурить скважину длиной 1150 м и диаметром 1,5 м. На это ушло несколько месяцев, а на то, чтобы протянуть трубу диаметром 1,2 м и весом 700 т, - 12 часов. Газ завод СПГ получит в 2008 году от газодобывающей платформы на месторождении Лунское. Она уже стоит на месте. Сначала туда доставили огромное бетонное основание и закрепили его на дне; потом из Южной Кореи на барже привезли верхнюю часть платформы, подняли ее домкратами и надвинули на основание. В Пригородном строят огромные хранилища нефти и сжиженного газа (температура его кипения -162оС) и причалы.

Близкие к берегу месторождения Астохское и Чайво, относящиеся к проекту Сахалин-1, осваиваются другим способом. На берегу, у кромки воды, устанавливают стационарно (на все время добычи) специальные буровые комплексы, рассчитанные, как и платформы, на бурение куста скважин, причем все скважины наклонные и уходят в море к месторождению. Строительство первой буровой установки - "Ястреб" - завершено в 2003 году, а в 2004 году пробурено несколько скважин. Буровая установка рассчитана на уход скважин от побережья на расстояние до 10 км.

Выглядит эта конструкция непривычно. Это не решетчатая вышка, стоящая в болоте или в лесу, а закрытая башня с примыкающими к ней или стоящими в отдалении модулями, расположенная на обширной чистой площади с большой парковкой для автомобилей и вертолетной площадкой. Буровой комплекс рассчитан примерно на 40 лет работы.

От прибрежных буровых комплексов и платформы, которую планируют установить на месторождении Чайво, идет нефтепровод протяженностью 220 км поперек Сахалина, через Татарский пролив и далее к порту Де-Кастри, который находится на материке. Зимой порт замерзает, и для транспортировки нефти танкерами потребуются ледоколы. Сухопутную часть трубопровода строили россияне, морскую - японцы. Планируют протянуть и газопровод, вначале до Комсомольска-на-Амуре, а затем - на Хабаровск.

Интересно, что, хотя работы по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 идут рядом (см. рис. 1 и 2), трубопровод у каждого проекта свой. Да иначе и быть не может: работают два независимых консорциума. Однако при модернизации местной инфраструктуры, использовании оборудования для ликвидации аварий и по ряду других направлений они действуют совместно.

***

Проверки, проведенные в последние годы, выявили многочисленные экономические и экологические нарушения в осуществлении работ на сахалинском шельфе. В декабре 2006 года конфликтные вопросы по проекту Сахалин-2 удалось разрешить. Достигнута договоренность о том, что компания "Газпром" выкупит у акционеров консорциума "Сахалин Энерджи" 50% акций плюс одну акцию за 4,75 млрд долларов. Можно надеяться, что это соглашение укрепит консорциум и позволит быстрее согласовывать возникающие вопросы.

www.nkj.ru

Нефть, газ. Сайты компаний. Сахалинская нефтяная компания. Сахалин.Бизнес Справочник

Универсал +

ООО Универсал

+7 (4242) 556556

Южно-Сахалинск, пр. Мира, 7-Г

ДальЭнергоМонтаж

ООО Южно-Сахалинское монтажное управление "Дальэнергомонтаж"

+7 (4242) 454556 510551

Южно-Сахалинск, пер. Энергетиков, 3/1

Бейкер Хьюз

АО Бейкер Хьюз

+7 (4242) 469701

Южно-Сахалинск, ул. Шлакоблочная, 24

Бюро Веритас Русь

АО Бюро Веритас Русь

+7 (4242) 311021 311022 +79147552095

Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 246-А, оф. 312

Зональное

АО Зональное

+7 (4242) 461302 461303 461304 258550 277217 418550

Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 82-А

Петросах

АО Петросах

+7 (4242) 498961 приемная 498963 отдел продаж 498962 fax

Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 321/1, 3-й этаж

СахалинТИСИЗ

АО СахалинТИСИЗ

+7 (4242) 429828 приемная 432434, 287908 генеральный директор 435308, 260521 главный инженер 424774 fax

Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 2

Дальморнефтегеофизика

ОАО Дальморнефтегеофизика

+7 (4242) 737618 приемная 466719, 466720 отдел кадров 726832, 466718 fax

Южно-Сахалинск, пр. Мира, 426

Сахалиноблгаз

ОАО Сахалиноблгаз

+7 (42437) 50481 +79140831029 показания счетчика по СМС 32645 fax

Оха, ул. 60 лет СССР, 1-А

Ромона

Ромона-Сахалин

ЗАО РОМОНА

+7 (4242) 751300 приемная

Южно-Сахалинск, пр. Мира, 426

АГНКС-1

ООО Газпром газомоторное топливо

Южно-Сахалинск, пр. Мира, 1-Е/1

Айленд ФМ

ООО Айленд Фасилити Менеджмент

+7 (4242) 465222 приемная 465235 отдел кадров 465252 fax

Южно-Сахалинск, ул. Вокзальная, 56

Аксесс-АСК

ООО Аксесс-Амурская Сервисная Компания

+7 (42444) 95191

Ноглики, с. Вал, городок строителей

Аксиома

ООО Аксиома

+7 (4242) 488822 406464

Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 282, оф. 127

Амос-комплект

ООО АМОС-Комплект

+7 (4242) 752742 487798 752907 fax

Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 174-А

Би-Лоджикс

ООО Би-Лоджикс

+7 (4242) 464144 464145 tel/fax

Южно-Сахалинск, ул. Антона Буюклы, 10, 2-й этаж

Биолит

ООО Биолит

+7 (4242) 771472 приемная 774895 fax 774894 начальник экологического отдела

Южно-Сахалинск, ул. Хабаровская, 44, западный вход

Везерфорд

ООО Везерфорд

+7 (4242) 492887 492888 faх

Южно-Сахалинск, ул. Холмская, 5-А

Вера, Швейная фабрика

ООО Сахалинская швейная фабрика

+7 (4242) 723244 приемная, директор 723675 зам. ген. директора 772266 ателье 723478 магазин

Южно-Сахалинск, ул. Карпатская, 9

Витрина Плюс

ООО Витрина Плюс

+7 (4242) 315012

Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 45, оф. 129

Вместе

ООО Вместе

+7 (4242) 300043

Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 14, Панорама Альфа, 4-й этаж

sakhalin.biz

Конференция "Нефть и газ Сахалина 2016": дискуссии, итоги

В городе Южно-Сахалинск с 28-го по 30-е сентября прошлого, 2016го года, прошла юбилейная, двадцатая по счету конференция под названием «Нефть и газ Сахалина 2016», поддержку которой оказало Правительства Сахалинской области.

Участники этой конференции обсуждали самые актуальные и  важные вопросы ресурсодобывающей отрасли, к которым относятся: падение мировых  цен на углеводородное сырье, сокращение объема капитальных вложений, экономические санкции в отношении России, а также  доступ к финансированию и способы оптимизации бизнес-процессов. Все эти факторы напрямую влияют на  стратегию  развития  реализуемых на Дальнем Востоке проектов, входящих в нефтяной и газовый сектор экономики.

Сахалин нефть

Основными докладчиками на этой конференции были:

  • губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко;
  • генеральный директор департамента топлива и природных ресурсов правительства Японии Тошихико Фуджии;
  • председатель международной корпорации «Шелл» в Российской Федерации Оливье Лазар;
  • управляющий директор компании ONGC Videsh Нарендра Кумар Верна;
  • президент корпорации «Эксон Нефтегаз Лтд» Уэйн Варвик;
  • главный исполнительный директор компании «Сахалин энерджи» Роман Дашков;
  • генеральный директор компании «Газпромдобыча шельф Южно-Сахалинск» Владимир Кроха.

Нефть и газ Сахалина 2016. Дискуссии и итоги

Начиная с первого дня работы конференции, начались активные дискуссии представителей частного бизнеса с властью.  Бизнес все активнее участвует в управлении этим сектором экономики,  при этом опираясь на поддержку властных структур.

Первую сессию начала  своим выступлением Председатель Правительства Сахалинской области Веры Щербина.

В докладе  был проведен  обзор текущей ситуации с учетом прогнозов на будущее развитие. В докладе прозвучало, что за 2016 год на Сахалине уровень добычи может составить 18,1 миллион тонн  нефти и 28,9 миллиарда кубометров  газа. Особое внимание Вера Георгиевна уделила тому факту, что на данный момент именно Сахалинская область – это  единственный дальневосточный  регион России, в котором осуществляется  добыча и экспорт углеводородного сырья  в достаточно серьезных  значительных масштабах.

Вторым  в этой ключевой сессии выступал господин Оливье Лазар, который является президентом концерна Shell на территории Российской Федерации.

В своем докладе Оливье Лазар упомянул о том, что конференция проходит уже двадцатый раз, и за эти два десятилетия мировая энергетическая отрасль претерпела серьезные изменения. Однако, по мнению докладчика, спрос на углеводородные энергоресурсы в дальнейшем будет демонстрировать  устойчивый рост, а мировое потребление энергии вырастет в два раза.

Следом выступал директор департамента лицензирования и контроля за использованием недр Национальной компании «Роснефть» Александр Жаров.

Из его выступления собравшиеся узнали, что компания не только наращивает объемы добычи на шельфе этого региона, но и  активно исследует мелководные (еще их называют транзитные) зоны, расположенные  вдоль побережья этого российского острова. В своем докладе господин Жаров также отметил перспективность этого направления исследований и разработки, поскольку транзитные зоны доступны для работы с берега, что, соответственно,  снижает порог их рентабельности, вследствие чего их   разработку можно начинать сразу после  открытия.

Далее выступил господин Хаджиме Вакуда, который является генеральным директором департамента бизнес-стратегии и  управления добычей нефти и газа японской корпорации JOGMEC.

Сахалин нефть

Карта нефтегазовых проектов Сахалин 1-6

В своем докладе господин Вакуда отметил, что сотрудничество с  Россией может стать  ключевым моментом в обеспечении японской энергетической безопасности, поэтому обсуждение точек соприкосновения интересов двух стран на базе возможных совместных  проектов необходимо продолжать в конструктивном диалоге между  двумя нашими странами.

Помимо основной сессии,  в первый день конференции участники обсудили достижения отрасли за два последних десятилетия в свете открывающихся в будущем перспектив. Модератором этой дискуссионной площадки  выступал председатель Союза нефте- и газопромышленников РФ Юрий Шафраник.

Во вступительном слове он отметил, что за последние двадцать лет на Сахалине был приобретен бесценный опыт и выстроена отличная база мирового уровня, что делает нефте- и газодобычу на шельфе этой области весьма перспективной. Его поддержал президент Российского геологического общества Виктор Петрович Орлов, который отметил тот факт, что в геологоразведке  пора менять сырьевые приоритеты.

По его словам, можно по традиции продолжать  нефтедобычу на суше, однако такой подход не в состоянии выправить сложившуюся  с сырьевой базой ситуацию, поскольку 88 процентов современной береговой добычи по своей сути – разработка новыми технологиями месторождений, открытых ещё советскими геологами. Новые месторождения на суше практически не открываются, поэтому перспективно выглядит разработка шельфа, лаже с учетом того, что это на 10-12 процентов дороже. Поддержал это мнение  и замминистра финансов России  Илья Трунин.

Второй день конференции был посвящен обсуждению последних инновационных проектов на Дальнем Востоке вообще и на Сахалине в частности. Было много аналитических выступлений по этому поводу, а также большое количество дискуссий в формате «круглого стола».

Сахалин нефть

Третий день прошел под девизом «думай глобально – работай локально». Помимо оценок перспектив развития, которые может достигнуть  сахалинская нефте- и газодобыча, осуждались методы повышения нефтеотдачи, а также возможности современных технологий газовой и нефтяной переработки. В заключении работы конференции много внимания было уделено проблема экологической и промышленной безопасности.

Как Путин вернул месторождение «Сахалин 2»

Загрузка...

neftok.ru

Нефть сахалинская - Справочник химика 21

    Химическая характеристика нефтей Сахалинской области приведена в табл. 34. [c.179]

    Нефти Сахалинского района [c.54]

    Смесь нефтей сахалинских 45 0,175 0,325 0,358 0,142 [c.201]

    В табл. 69 помещен ряд показателей, характеризующих содержание ароматических углеводородов Се, Сд и суммы м- и п-ксилолов в исследованных бензинах из нефтей сахалинского нефтеносного района. Из этой таблицы видно, что отнощение Св/Сд меняется от 2,9 (Сабо) до 1,4 (Эхаби) и в среднем составляет 1,9. [c.134]

    Как видно из данных табл. 1, содержание общего азота в исследованных нами нефтях колеблется от 0,00 до 0,3%. Количество свободных азотистых оснований колеблется в довольно широких пределах минусинская парафинистая нефть совсем не содержит свободных оснований нефти сахалинских [c.70]

    Физико-химическая характеристика сахалинских нефтей [c.534]

    Из данных табл. 27 следует, что содержание основного азота в исследованных нефтях колеблется в пределах от О до 52% по отношению к общему азоту. Основной азот отсутствует в минусинской нарафинистой нефти, наибольшее количество соединений основного характера содержится в сахалинской нефти месторождения Оха. [c.43]

    Обычно считают, что преобладающую часть веществ, извлекаемых из нефтей щелочной экстракцией, составляют карбоновые кислоты, а на долю фенолов приходится лишь 2—10% К( кислого характера [596]. Опубликованные данные количественного анализа не всегда подтверждают это мнение и часто достаточно противоречивы. Так, приведенные в справочнике [410] концентрации карбоновых кислот в западносибирских и сахалинских нефтях не [c.88]

    Т а б л п ц а 4.6. Состав азотистых оснований пз сахалинских нефтей [c.128]

    Мазут сахалинской эхабинской нефти. . 0,9420 40 2,25 1,1 Жидкий [c.16]

    Для повышения выхода кокса из прямогонных остатков предпочтительно использовать гудрон, имеющий более высокую коксуемость. В отдельных случаях приходится отходить от этого общего правила. При выдаче рекомендаций для коксования прямогонных остатков эхабинских (сахалинских) нефтей нами был выбран мазут, а не гудрон, так как бензиновая фракция, полученная при коксовании гудрона (в полную противоположность мазуту), оказалась настолько нестабильной, что не поддавалась обычным методам очистки. Применение специальных методов очистки было мало эффективно. По-видимому, в вакуумном отгоне эхабинской нефти нафтенового основания находятся в повышенном количестве гомологи нафталина и другие полициклические ароматические углеводороды, которые, по данным Н. И. Черножукова и С. Э. Крейна [274], являются эффективными ингибиторами против окисления нафтеновых и парафиновых углеводородов молекулярным кислородом, а при отгоне вакуумного газойля из остатка эти естественные ингибиторы удалялись. [c.25]

    Потенциальное содержание фракций (в вес. %) сахалинских нефтей [c.537]

    Мазут эхабинской (сахалинской) нефти....... [c.79]

    Бензины большинства сахалинских нефтей содержат около 50% парафиновых и около 40% нафтеновых углеводородов и характеризуются октановыми числами 62—63 (без ТЭС) для бензинов с концом кипения 200 С и около 70% —для бензинов с концом кипения 150 С. Бензин, выкипающий до 200° С, из катанглийской нефти почти полностью состоит из нафтеновых углеводородов и имеет октановое число без ТЭС 68,5 (см. табл. 1. 13). [c.46]

    Бензиновые фракции новых нефтей, так же как и все исследованные ранее сахалинские нефти, характеризуются высоким содержанием нафтеновых углеводородов (40—56% во фракции 28—200 °С). [c.533]

    Из других исследованных нефтей сравнительно высоким содержанием общего числа колец в молекуле отличаются сахалинские нефти, эмбенские и некоторые другие (табл. 435). [c.617]

    Проработка данного варианта показала, что балансовая смесь гудронов привозной западно-сибирской нефти (67,5%) и собственной сахалинской нефти (32,5%) при коксуемости 14,8% содержит всего 0,65% серы. Это сырье позволяет получить малосернистый электродный кокс со следующими показателями  [c.77]

    Самую низкую детонационную стойкость (следовательно и 04) имеют бензины прямой перегонки из большинства нефтей, состоящие, в основном, из н-парафинов, причем она снижается с повышением температуры конца кипения. Октановые числа таких бензинов, выкипающих до 180°С, не превышают 40-50 ед. (м.м.). Исключение составляют аналогичные бензиновые фракции, получаемые из некоторых сахалинских и азербайджанских нефтей нафтенового основания и имеющие 04 = 71-73 (м.м.). В табл. 5.1 приведены октановые числа некоторых бензиновых прямогонных фракций и их групповой углеводородный состав. [c.116]

    Аналогичные соотношения углеводородных компонентов не были выявлены на месторождениях Восточной Сибири, Сахалинской области. В остальных районах из многочисленного числа нефтяных месторождений выявлены лишь отдельные залежи нефти, в газах которых содержание пропана больше этана. [c.7]

    Ввод в разработку новых месторождений упирается также в проблему транспортировки нефти. Помимо нефтепроводов, нефть сахалинского шельфа предполагается поставлять танкерным флотом в Ноглики, где она поступает в магистральные нефтепроводы. Можно ожидать, что на шельфе [c.135]

    В настоящее время основная добыча нефтей Сахалинского района производится из месторождения Тунгор и Эхаби (восточный участок II площади). [c.54]

    В настоящее время освоению природных богатств и экономическому развитию советского Дальнего Востока уделяется особенно большое внимание. В народном хозяйстве этой части страны большое значение имеют месторождения нефтей Сахалинской области, залежи которых являются единственными промышленными нефтяными месторождениями на обширной террито.ряи этого района. [c.3]

    В 1952 г. в Сахалинском комплексном научно-исследовательском институте Сибирского отделения АН СССР (СахКНИИ) было начато систематическое изучение свойств и состава нефтей сахалинского нефтеносного района. В период 1952—1955 гг. проводилось общее физико-химическое исследование нефтей ранее и вновь открытых месторождений и изучение группового химического состава с целью разработки химической и технологической классификации этих нефтей [10]. Было найдено, что нефти сахалинских месторождений чрезвычайно разноо бразны по своим свойствам и составу. Здесь наряду с тяжелыми, малопарафини-стыми, смолистыми нефтями, практически не содержащими легких фракций, имеются легкие нефти с ничтожным содержанием смол и серы, высокопарафиновые — с необычно большим содержанием легких ароматических углеводородов. Анализ накопленного фактического материала с геохимических позиций позволил предположительно выделить по крайней мере три генетических типа среди нефтей Сахалина и отметить значительную роль фактора миграции в их формировании [11, 12]. [c.5]

    Нефти месторождений Катангли и Уйглекуты резко отличаются по своему составу и свойствам от всех других нефтей сахалинского. нефтеносного района. Это может объясняться своеобразной геологической обстановкой катанглииского и уйглекут-ского месторождений, которая как с геологической, так и с геохимической стороны пока остается неясной. [c.61]

    Следует отметить, что особенности нефтей рассматриваемого пояса в нефтях Сахалинской области проявляются в сглаженной форме. Хотя последние тоже принадлежат к легким, малосмолистым разностям (за исключением выветрелых нефтей неглубоких горизонтов) и повышенные значения структурных индексов служат показателем ведущей роли цикли- ческих компонентов в их составе, включая и легкие конденсатного типа разности, всё же среди них не встречается типичный для нефтей Индоне-.зии, Японии и отчасти Бирмы структурный тип I,. Это явно связано с различиями в тектонической характеристике сопоставляемых областей.. Для Западного Тихоокеанского кайнозойского пояса типичной является его приуррченность к молодой геосинклинальной зоне, в которой. явления орогенеза и вулканизма не затухли и в настоящее время. Территория Сахалина расположена в этом отношении в тектонически более спокойных условиях, что и сказывается на составе нефтей, чертй родства которых с остальными нефтями пояса выражены в ослабленной форме (см. также соображения, высказанные на стр. 182). [c.285]

    В бензиновых фракциях нефтей встречаются в малых количествах только алифатические кислоты нормального и слабораз — ветвленного строения. По мере повышения температуры кипения их фракций в них появл5[ются алифатические кислоты сильноразвет — пленной структуры, например, изопреноидного типа, а также нафтеновые кислоты. Последние составляют основную долю (до 90 %) от всех кислородсодержа[цих соединеиий в средних и масляных фракциях. Наиболее богаты ими Бакинские, Грозненские, Эмбен — ские. Сахалинские и Бориславские нефти (содержание их достигает до 1,7 % масс.). Содержание фенолов в нефтях незначительно (до 0,1 % масс.). [c.74]

    При омылении или термолизе сахалинских нефтей, смол и мазутов образовывалось заметное количество фенолов, но концентрация групп СООН не изменялась по мнению Н. Е. Подклетнова [648], это свидетельствует о наличии в составе исходных веществ простых эфиров, точнее — феноксигрупп, соединенных с другими фрагментами простой эфирной связью. Из низкомолекулярных простых эфиров, содержащих атом О р неароматической системе, известны лишь обнаруженные в калифорнийской нефти алкилдигидробензофураны (кумараны, ЬХУ) и их нафтенологи, имеющие до 5 нафтеновых циклов в молекуле (табл. 3.8). Точное строение этих соединений не установлено. Концентрация кума-ранов не превышала 0,08% на дистиллят. [c.109]

    Сравнение ицтенсивностей резонансных сигналов ароматических протонов в слабом и сильном поле в ПМР спектрах показало [238], что большая часть заместителей в молекулах хинолинов из сахалинских нефтей сосредоточена в гетеро-, а не в гомоароматиче-ском цикле и присоединена по так называемым активным положениям (2, 4, б- в пиридиновых и 2, 4, 8- в хинолиновых производных). Та же тенденция отмечена при анализе вакуумного газойля 343—455°С из нефти бассейна Вентура (Калифорния) [525]. К со- [c.129]

    Еще А. Н. Саханов и Г. Л. Стадников отмечали, что нефти парафинового основания (главным образом, нефти Северного Кавказа), нафтеновые (бакинские, сахалинские) и парафинонафтеновые (Урало-Волжского бассейна) отличаются относительно малой полицикличностью нафтеновых и ароматических углеводородов и длинными боковыми цепями [29, 229]. [c.15]

    Л1алосернистым называют сырье, из которого получается кокс с содержанием серы не выше 1 % в соответствии с ГОСТ на малосернистый нефтяной кокс. К этому сырью относя г остатки бакинских, грозненских, сахалинских, эмбинских, туркменских и некоторых украинских нефтей. [c.35]

    Содержание летучих веществ. Выход летучих веществ в нефтяных коксах (крупном и мелком) колеблется в пределах от 6 до 13% и зависит от технологии производства кокса и природы исходного сырья. Содержание их в коксе кубовых установок, как правило, ниже, чем в коксе установок замедленного коксования. На рис. 1 представлена зависимость выхода летучих веществ по высоте коксового пирога при коксовании по-лугудрона сахалинской нефти и гидравличной смолы (кокс КНПЭ). [c.20]

    IV. Месторождения Северо-Восточной части Советского Союза. К числу месторождений относятся Байкальское, Нордвик (побережье Северо-Ледовитого океана), Камчатское и Сахалинское (Оха, Эхаби, Катангли). Почти в каждом из- перечисленных месторождений залегает несколько пластов, содержащих нефти, отличающиеся по своим качествам. Поэтому к названию нефти данного месторождения присоединяют еще характеристику ее по основным признакам например, легкая балаханская, майкопская и тяжелая балаханская калинская верхних и нижних горизонтов грозненская парафинистая и беспарафинистая и т. д. [c.7]

    Ангицетонационные свойства бензинов, получаемых различными технологическими процессами, определяются входяпщми в их состав углеводородами. Самую низкую детонационную стойкость имеют бензины прямой перегонки, состоящие, в основном, из парафиновых углеюдородов нормального строения, причем она снижается с повьппе-нием температуры конца кипения. Октановые числа, определяемые по моторному методу, прямогонных фракций, выкипающих до 180 °С, обычно составляют 40—50 ед. Детонационная стойкость фракций с температурой начала кипения 85 °С несколько выше — 65—70 ед. Исключение составляют прямогонные бензины, получаемые из нефтей нафтенового основания (сахалинские, азербайджанские и др.), их октановые числа достигают 71—73 ед. Однако ресурсы этих нефтей весьма ограничены. [c.20]

    Вязкость топлива зависит от его углеводородного состава. Летнее дизельное топливо, получаемое из западносибирской нефти, в котором преобладают парафино-нафтеновые углеводороды, имеет вязкость при 20 С 3,5-4,0 мм7с такое же по фракционному составу топливо из сахалинских нефтей, в котором преобладают нафтено-ароматические углеводороды, — 5,5—6,0 ии /с. Стандартом на дизельное топливо вязкость нормируется в достаточно широких пределах, что обусловлено различием углеводородного состава перерабатываемых нефтей. Попьтси ограничить вязкость топлива в узких пределах приведут к сокращению ресурсов его производства, так как потребуется снизить температуру конца кипения топлива. В зарубежных стандартах кинематическая вязкость нормируется обычно при 40 °С, в то время как отечественные ГОСТ и ТУ регламентируют вязкость при 20 °С. [c.84]

    Сахалинский район. Район с месторождениями в Охе, Эхаби, Катангли третичного возраста характеризуется нафтеновыми нефтями. По свойствам эти нефти довольно близки бакинским. Парафина содержат мало, серы также мало. [c.220]

    Сахалинскую нефть доставляли на материк морским транспортом и далее — к нефтеперерабатывающим заводам — по железной дороге. Уже в начале войны приняли решение о строительстве нефтепровода Оха—Софийск диаметром 325 мм и длиной 368 км, причем 9 км — по дну Татарского пролива. Впоследствии, в 1946 г., этот трубопровод был продлен до Комсомольска-на-Аму-ре, в результате общая протяженность его составила 655 км. При прокладке нефтепровода через пролив был применен способ свободного погружения со льда заполненного водой трубопровода. [c.22]

chem21.info


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта