Закон о «прямых договорах» с ресурсоснабжающими организациями вот-вот примут. Что нас ждет? Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями 2018Реестр лиц, заключивших прямые договора с ресурсоснабжающими организациямиУважаемые посетители сайта! Предлагаем вашему вниманию раздел «Реестр, заключивших прямые договора с ресурсоснабжающими организациями», в котором мы расскажем об изменениях в Жилищном кодексе Российской Федерации, принятых федеральным законом от 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ, позволяющие собственникам помещений и ресурсоснабжающим организациям перейти на прямые договорные отношения в части оказания коммунальных услуг. Ввиду значительного числа вопросов, поступающих в Минстрой России от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием 3 апреля 2018 г. Федерального закона № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» ведомство дает разъяснения основных вопросов. В силу пункта 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ одним из оснований для заключения договора ресурсоснабжения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией (далее - прямой договор) является прекращение заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения. Основания и порядок одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения определены в части 2 статьи 157.2 ЖК РФ. Так, в соответствии с указанной нормой ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. При этом данным порядком не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации получить согласие собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения. С учетом изложенного, Минстрой России полагает, что реализация права ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения, заключённого с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, не требует согласия собственников помещений в многоквартирном доме. 2. Приводит ли принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, к автоматическому исключению из предмета договора управления, заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг? В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ). Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом. В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона. 3. В силу пункта 2 части 1 статьи 157.1 ЖК РФ ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при наличии у последнего задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения. Размер соответствующей задолженности будет определяться суммарно за предоставленные коммунальные услуги и за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества или расторжение договора ресурсоснабжения по указанному основанию возможно только при наличии задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги? Для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организацией от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 157.1 ЖК РФ, требуется наличие задолженности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется ресурсоснабжающей организацией путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия (часть 2 статьи 157.2 ЖК РФ). Таким образом, для расторжения договора ресурсоснабжения по названному основанию юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, не является основанием для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения. 4. Как и кем будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры? В силу части 11 статьи 161 ЖК РФ в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе на прямые договоры вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме. 5. Кем будет выставляться плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, при переходе на прямые договоры? В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2, в соответствии с которой прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг. Таким образом, переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения. 6. Каким образом разграничены зоны ответственности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организации в случае заключения прямого договора при предоставлении собственникам помещений в многоквартирном доме некачественных коммунальных услуг? В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. При этом в силу пункта 3 части 11 статьи 161 ЖК РФ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, также обязано принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций. 7. Какие меры можно принять в отношении управляющей организации, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, а управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги? Частью 5 статьи 3 Федерального закона № 59 предусмотрено, что в случае представления собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, для внесения платы за коммунальные услуги за период после прекращения соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, такие лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны уплатить собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме, которым были представлены указанные платежные документы, штраф в двукратном размере суммы, подлежащей уплате, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платежных документов собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме. 8. Федеральным законом № 59 предусмотрена обязанность управляющей организации по выплате штрафа собственникам помещений в многоквартирном доме в случае выставления ею платежных документов после заключения прямых договоров. Можно ли проводить проверку по указанному вопросу? Какие меры воздействия можно принять к управляющей организации в случае неисполнения данной обязанности? В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ). Таким образом, в отношении управляющих организаций органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации осуществляется лицензионный контроль. Предметом лицензионного контроля выступает соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ. При этом пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ предусмотрено, что к числу лицензионных требований относятся иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, предусмотрено отнесение к лицензионным требованиям соблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, которая предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. В свою очередь, пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг. Таким образом, учитывая, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и на нее возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям, выставление соответствующих платежных документов лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в указанном случае является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110. 9. При заключении прямых договоров вправе ли орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации осуществлять проверку ресурсоснабжающих организаций в части обоснованности начисления размера платы за коммунальные услуги, и что будет являться предметом такой проверки? Полномочия органов государственного жилищного надзора определены в статье 20 ЖК РФ. Так, согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Ввиду того, что при прямых договорах ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг и ее деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги будет являться нарушением положений названных Правил. Данное обстоятельство будет являться основанием для принятия органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации мер реагирования в рамках осуществления жилищного надзора. Отметим, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. zhilstroynadzor.bashkortostan.ru Госдума приняла закон о прямом договоре потребителя с ресурсоснабжающими организациями - Экономика и бизнесМОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Госдума приняла в пятницу в третьем, окончательном чтении законопроект, которым устанавливается, что потребитель коммунальных услуг имеет право заключать договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией (РСО). Авторами проекта закона выступили глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская ("Справедливая Россия") и зампред Павел Качкаев ("Единая Россия"). О необходимости как можно скорее принять соответствующие нововведения в декабре в ходе большой пресс-конференции заявил президент России Владимир Путин. Тогда он высказал мнение, что необходимо "отрезать" управляющие компании от "денежного потока", так как они не всегда своевременно и в полном объеме расплачиваются в том числе с ресурсоснабжающими организациями. Согласно документу, граждане получат право на общем собрании собственников жилья в многоквартирном доме принимать решение о заключении договора напрямую с ресурсоснабжающей организацией в обход управляющей компании. "Из этой цепочки выводится управляющая организация, напрямую идет контакт с конечным потребителем", - пояснила в ходе обсуждения инициативы на пленарном заседании нижней палаты Хованская. Кроме того, законом устанавливается право ресурсоснабжающих организаций отказаться в одностороннем порядке от договора на снабжение коммунальными услугами и перейти на прямые договорные отношения с потребителем в случае наличия задолженности в размере более двух среднемесячных объемов у управляющих компаний перед РСО. Одновременно с этим на федеральном уровне закрепляется методика регулирования стоимости содержания жилых помещений. Новости smi2.ru Новости smi2.ru Загрузка... tass.ru Прямые договора с ресурсоснабжающими компаниямиУважаемые собственники жилья! Информируем Вас о том, что с 03 апреля 2018 года вступил в силу Закон о прямых договорах при предоставлении коммунальных услуг, а именно Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Собственникам жилых/нежилых помещений в многоквартирных домах необходимо заключить «прямые договоры» предоставления коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Станете ли вы платить больше, если перейдете на прямые договоры? - Нет, не станете. Тарифы на услуги не изменятся при переходе на прямые договоры. В течение, какого времени РСО обязана перейти на прямые договоры с вами? — В случае инициативы со стороны собственников максимальный срок перехода — 3 месяца. Нужно ли заключать договор с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами? - При переходе на прямые договоры собственникам не нужно будет подписывать никакие документы. Договор будет заключаться автоматически, когда собственники примут решения о переходе. Кто ответит за качество предоставления коммунальных услуг? - Нести ответственность за подачу коммунальных ресурсов надлежащего качества и без перерывов до границы многоквартирного дома ресурсоснабжающей организации. Управляющая компания осуществляет контроль за качеством и непрерывностью подачи коммунальных ресурсов на границу многоквартирного дома и обеспечивает предоставление коммунальных услуг надлежащего качества собственникам и пользователям помещений. То есть исполнителем коммунальных услуг все равно остается управляющая организация.
Для проведения общего собрания собственников и консультации (по вопросу заключения прямых договоров с РСО), Вам необходимо обратиться в ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» в Отдел по работе с собственниками по адресу: ул. Владивостокская, д. 29, каб. 21, тел.: 460-526, 460-548. С уважением, Ваша управляющая компания ООО «УЖКК г. Петропавловска-Камчатского» www.ugkhpk.ru Прямые договоры с РСО: панацея от неплатежей или новая головная боль для всех участников процесса? - Энергетика и промышленность России - № 23-24 (331-332) декабрь 2017 года - WWW.EPRUSSIA.RUГазета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (331-332) декабрь 2017 года Возможно, уже в следующем году нас всех ждет коренное изменение схемы платежей за коммунальные услуги. Что же может измениться и к чему это приведет?Законопроект о прямых договорах долго обсуждался в различных инстанциях страны. В Минэнерго и Минстрое давно поддерживают эту инициативу, тогда как Минэкономразвития выступало скорее против. На самом деле о прямых договорах между потребителями и ресурсниками в системе ЖКХ говорят уже 10 лет. Новый законопроект, который был предложен председателем комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской и ее заместителем Павлом Качкаевым, уже далеко не первый. Однако только сейчас, похоже, нас действительно ждут изменения в системе платежей за «коммуналку». Зачем это нужноЧто говорят сторонники новшества, например заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис? По его словам, исключение посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций – важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении платежной дисциплины. «Порядка 40 % долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят. Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных средств, – уверяет чиновник. – Когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг».В целом ресурсоснабжающие организации также поддерживают данный законопроект. Прежде всего, потому, что, по мнению представителей РСО, это повлечет за собой тотальную чистку управляющих компаний. Недобросовестные УК уйдут с рынка, поскольку их деятельность станет малоприбыльной. Кроме того, как говорят сами инициаторы законопроекта, переход на прямые договоры с РСО станет благом и для самих управляющих компаний. По словам Галины Хованской, в Москве и Санкт-Петербурге, например, по прямым договорам платят за электричество, остальные услуги включены в общий платежный документ, и ответственность за их сбор несут управляющие компании или ТСЖ. Однако, как показывает опыт, стопроцентно собрать деньги им не под силу, и даже собираемость в 94‑96 %, которая сегодня считается хорошей, оборачивается для добросовестных управляющих компаний угрозой банкротства. «У управляющих компаний всего два выхода: они либо не предоставляют услуги, не производят какие‑то работы, которые обязаны делать по договору, либо страдает качество этих услуг, либо, если УК делает все по совести, она просто банкротится – ведь с ресурсоснабжающими организациями необходимо рассчитаться полностью. Кто страдает в итоге? Добросовестные плательщики в этом же доме, потому что на них приходится расписывать все долги», – отметила депутат. Как заключить прямой договор с РСОНеобходимо напомнить, что прямые платежи и прямые договоры – это разные понятия. В первом случае управляющая компания остается для собственников исполнителем услуги. Во втором РСО работает напрямую с жильцом. При такой системе управляющие компании полностью выйдут из платежной цепочки. Именно это и предлагают создатели законопроекта.Что касается самого договора с РСО, то он будет типовым, его подготовит правительство. Надо также подчеркнуть, что прямые договоры – это право собственников, а не обязанность. Решение о том, переходить на такой формат или оставить все как есть, должны принимать сами собственники на общем собрании. Сейчас законопроект предусматривает три пути к прямым договорам. Первый вариант актуален для собственников тех домов, которые выбрали для себя непосредственное управление многоквартирным домом. Это дома с небольшим количеством квартир – до 30, которым закон и сейчас разрешает напрямую работать с ресурсниками. Для них, в сущности, ничего не изменится. Второй вариант – принудительный, когда при двухмесячной задолженности управляющей компании перед ресурсником (которую еще нужно подтвердить в суде) РСО расторгает договор с УК в одностороннем порядке и заключает прямые договоры с собственниками. Третий вариант предполагает, что решение о переходе на прямые договоры принимают сами собственники – решением общего собрания. Однако в этом случае после принятия решения собственникам нужно получить согласие ресурсоснабжающей организации. Подводные камниНо есть у законопроекта и противники, в частности, уже упомянутое Министерство экономического развития. Главный аргумент экономистов из правительства – возможное повышение затрат РСО и, как следствие, увеличение цены коммунальных ресурсов. С этим согласны и многие ресурсоснабжающие организации: в случае перехода на прямые договоры на РСО увеличивается нагрузка. Многих пугает грядущая организация абонентского обслуживания населения, оформление квитанций. Необходимо соответствующее программное обеспечение, база данных собственников. Вдобавок и с должниками придется работать РСО, а не управляющим компаниям.Кроме того, не все РСО считают введение прямых договоров кардинальным решением проблемы долгов. Ну а собственники – что изменится для них? По словам одного из инициаторов законопроекта Галины Хованской, у многих с переходом на прямые договоры цифры в платежках могут уменьшиться – в том случае, если раньше жители имели дело с недобросовестной УК, которая делала некорректные расчеты. При этом создатели законопроекта признают, что РСО могут включить расходы на создание клиентских служб в тариф в пределах установленных правительством индексов. «Однако сделать это они смогут только на начальной стадии. Поднимать тариф каждый год им никто не даст, потому что это разовая инвестиция», – говорит глава комитета Госдумы. Однако, полагают противники законопроекта, практика показывает: в тех городах, где все дома массово перешли на прямые расчеты, бытовые потребители стали платить больше. Дело в том, что нередко РСО включают в платежки потери и прочие расходы. И если раньше от включения их в платежи отбивались управляющие компании, то в одиночку собственникам сделать это сложнее. Еще один вопрос – кто будет отвечать за качество коммунальных услуг? Сейчас об этом в законопроекте не сказано. Дело в том, что сегодня РСО отвечают за свои услуги только до дома, далее УК и ТСЖ отвечают за качество коммунальных услуг. С переходом на прямые договоры у УК может исчезнуть желание содержать в надлежащем порядке инженерную инфраструктуру дома, и кому жаловаться, если из крана с горячей водой идет холодная или ржавая, будет неясно. Создатели законопроекта полагают, что это будут РСО, но вряд ли они согласятся брать на свой баланс сети внутри домов. Другим «камнем преткновения» может стать вопрос учета: не совсем понятно, как РСО будут собирать показания приборов из квартир собственников. Решить эту проблему можно, поставив счетчики, которые передают показания автоматически. Однако они существенно дороже тех, которые, как правило, установлены в наших квартирах. Иными словами, автоматизация – это долго и дорого, но иных способов учета потребления коммунальных услуг пока не придумали. Наконец, пока не решен и такой важный вопрос: что с долгами, которые уже накопились в ЖКХ? Напомним, что у долгов в ЖКХ есть срок давности – 3 года, после чего РСО просто включают недополученную сумму в тариф, который растет в пределах установленных государством индексов. Иными словами, за все заплатят добросовестные собственники. Но что будет, если собственники перейдут на прямые договоры с РСО? Есть два пути. В первом случае ресурсоснабжающая организация может взять эти долги на себя, после чего переписать в управляющей компании все данные неплательщиков, создать собственную базу и разбираться с ними самостоятельно. Во втором РСО может взыскать все долги с управляющей компании. Но в таком случае, если УК не хватит денег, компания просто обанкротится, и РСО ничего не получит. Конечно, правильнее, чтобы РСО пошли по первому пути, вот только практика показывает: ресурсоснабжающие организации выбирают более легкий второй вариант. А когда управляющие компании объявляют себя банкротами, то РСО просто увеличивают тариф для потребителей – юридических лиц. Итак, вопросов к новой схеме немало. Однако они не очень смутили наших парламентариев, и 380 депутатов поддержали инициативу. Второе чтение законопроекта состоится в январе 2018 г. www.eprussia.ru Закон о «прямых договорах» с ресурсоснабжающими организациями вот-вот примут. Что нас ждет? - ЖКХ - Новости21.03.2018 ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ Закон о «прямых договорах» с ресурсоснабжающими организациями, похоже, действительно будет принят и вступит в силу уже в ближайшие недели. Сегодня Государственная Дума одобрила документ во втором, основном чтении. Осталось, считай, формальное третье чтение, одобрение в Совете Федерации и подписание документа Владимиром Путиным. Ранее Минстрой говорил о том, что закон вступит в силу с 1 апреля 2018 года. Похоже, так оно и будет. Последствия закона о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациямиЧего ждать от новации, одобренной депутатами? Если у вас в доме в целом все в порядке – дворники – водопроводчики исправно работают, массовых неплатежей со стороны жильцов нет и скандалов с пропавшими платежами в адрес энергосбыта или водоканал не происходит – то на вас новшества никак не повлияют. Вы как платили через свою УК/ТСЖ или городской расчетный центр (типа московского ЕИРЦа), так и продолжите это делать. Ну а если проблемы есть (в том числе, есть понимание, что многие из ваших соседей денег за коммуналку не платят, долги всего дома за воду, тепло, свет растут с катастрофической скоростью), то закон «о прямых договорах» поможет. По крайней мере, у добросовестных плательщиков появляется возможность избежать ситуации, когда их угрозами отключения всего дома заставляют платить еще и за соседей — хронических должников, а так же оплачивать последствия действий вороватого руководства управляющей компании/ТСЖ. Почему водятся «прямые договора»Законопроект дает возможность собственникам квартир заключать договора с поставщиками коммунальных услуг напрямую. Сегодня таким образом может оплачиваться электроэнергия. С принятием закона прямые платежи станут возможны и в адрес поставщиков тепла и воды. Идея закона была публично одобрена президентом Владимиром Путиным в декабре прошлого года на традиционной большой пресс-конференции. Путин тогда заявил, что необходимо «отрезать» управляющие компании от «денежного потока», так как они не всегда своевременно и в полном объеме расплачиваются с ресурсоснабжающими организациями. Проблема эта самым острым образом проявляется в тех случаях, когда управляющая организация, через которую проходят деньги жильцов, объявляет себя банкротом, и начинается долгое выяснение обстоятельств – куда же делись средства, уплаченные собственниками за коммунальные услуги? Прямые договора с поставщиками тепла, воды и света: что предусматривает новый закон?Первое. Собственники жилья получают право на общем собрании жильцов принять решение по переходу на прямые договора.Поставщик ресурсов в таком случае обязан в течение трех месяцев подготовиться и перейти на прямые расчеты с каждой из квартир. Второе. Ресурсоснабжающие организации получат право в одностороннем порядке перейти на прямые договора с жильцами, если управляющая организация не платит за ресурс более двух месяцев. Третье. «Обязаловки» нет. Жильцы не обязаны заключать индивидуальные договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, если их устраивает работа управляющей компании (УК) или расчетного центра. Ну а как оно выйдет на самом деле, поживем — увидим:)) energovopros.ru Жильцы смогут напрямую заключать договора с ресурсоснабжающими организациямиМБУ УЖХ г. Уфы 11 Апр, 2018 625 Федеральный закон №59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», позволяющий жильцам заключать прямые договоры о поставке коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (РСО) в обход управляющих компаний, подписан Президентом РФ 3 апреля 2018 года. Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются управляющие организации, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а в некоторых регионах уже активно применяется (Иркутская область, Ленинградская область, Барнаул и другие). Закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и ресурсоснабжающих организаций. Собственники получат право заключать договора на поставку коммунальных ресурсов на индивидуальное потребление напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие организации, но и товарищества собственников жилья, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников помещений по оплате потребленных ими же электроэнергии, горячей и холодной воды, газа. Конечно, основная задача закона – установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих организаций. По мнению авторов, закон о прямых расчетах в ЖКХ позволит снять с управляющих организаций несвойственные им функции по сбору и распределению средств за коммунальные услуги. Более того, сейчас граждане предъявляют именно управляющим организациям требования о качестве услуг, а ресурсоснабжающие организации – об оплате потребленных ресурсов. Между тем, управляющие организации отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы. Предполагается, что федеральный закон позволит избежать образования новых долгов управляющих организаций. В тоже время, как отмечают эксперты, оплата коммунальных услуг при заключении прямых договоров пойдет напрямую от потребителя (за индивидуальное потребление коммунальных ресурсов) в РСО, а плату за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества будет по-прежнему вносить управляющая организация. Именно разница между индивидуальным потреблением и показаниями общедомовых приборов учета и становится основой задолженности управляющей организации перед РСО. Следует отметить, что в дополнение к федеральному закону должны выйти подзаконные акты – постановление правительства РФ, методические рекомендации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также утверждена типовая форма договора собственника жилья с РСО. Поделиться новостью ufacity.info |