Eng Ru
Отправить письмо

10.7. Меры безопасности при выполнении окрасочных работ. Правила безопасности при работе в закрытых помещениях


Работы в замкнутых и труднодоступных помещениях

К замкнутым помещениям (пространствам) на судах, при проведении работ в которых должны выполняться повышенные тре­бования безопасности, относятся: междудонное и междубортовое пространства, коффердамы, цистерны, котлы, форпики и ахтерпики, румпельные отделения, грузовые танки наливных судов, закрытые трюмы, подсланевые пространства, угольные ямы и другие помеще­ния, не сообщающиеся непосредственно с атмосферой, вход в которые осуществляется через люки сечением до 1 м2.

Указанные помещения именуются замкнутыми помещениями (пространствами) I категории. Все остальные судовые помещения, имеющие иллюминаторы или окна, вход в которые осуществляется через двери, относятся к помещениям II категории.

Входить в замкнутые помещения I категории после их открытия до полного выяснения отсутствия в них опасных концентраций вред­ных, взрывоопасных газов или наличия необходимого количества кислорода запрещается.

Для выполнения работ в замкнутых помещениях (про­странствах) I категории необходимо направлять не менее двух рабо­чих, один из которых является наблюдающим. Наблюдающий дол­жен твердо знать инструкцию, которая разрабатывается для него на предприятии на основе типовой инструкции.

Работающий внутри замкнутых и труднодоступных помещений должен быть обеспечен предохранительным поясом со страховочным концом достаточной длины и прочности, свободный конец которого должен быть у наблюдающего.

Замкнутые и труднодоступные помещения (пространства) должны иметь не менее двух штатных люковых лазов, один из кото­рых используется только для входа и выхода работающих, а второй — для временных коммуникаций (шлангов сжатого воздуха и венти­ляции, кабеля для освещения).

Если по конструктивным соображениям устройство второго штат­ного люка (лаза) невозможно, то при строительстве или ремонте судов должны быть сделаны технологические вырезы для временных коммуникаций.

При прокладке газовых шлангов через люки, горловины и т. п. для работы в замкнутых и труднодоступных помещениях не допускается одновременная совместная прокладка шлангов и элек­тросварочных кабелей без надежной изоляции их (например, ук­ладка кабеля должна производиться в резиновом шланге или дере­вянном коробе).

Перечень замкнутых (I категории) и труднодоступных помещений (пространств) на строящихся и ремонтируемых судах, работа в которых осуществляется с наблюдающим, составляется на каждый тип судна и утверждается главным инженером по согласо­ванию с профсоюзным комитетом предприятия.

При организации работы в замкнутых и труднодоступных помещениях (пространствах) руководитель должен предварительно проверить отсутствие скопления вредных газов или взрывоопасных газовоздушных смесей путем лабораторного анализа воздушной среды и обеспечить во время работы нормальную чистоту воздуха.

Отсеки или цистерны, содержащие нефтяные продукты или их остатки, до производства в них работ должны быть очищены, пропарены и провентилированы, после чего необходимо проверить отсутствие в этих помещениях взрывоопасных паров путем анализа состава воздуха.

В угольных ямах, содержащих уголь и его остатки, до начала производства в них работ, должен быть проведен анализ состава воздуха на содержание в нем окиси углерода и сернистого газа. Перед началом в ямах огневых работ уголь и угольная пыль должны быть удалены.

При сварочных и газопламенных работах в замкнутых и труднодоступных помещениях необходимо:

проведение систематического контроля воздушной среды;

одежда рабочего должна быть огнестойкой;

обеспечение эффективной и бесперебойной вентиляции помеще­ний;

газы должны подводиться из безопасного места вне этого помеще­ния;

запрещается оставлять горелку и шланги без присмотра при перерывах в работе;

после окончания работы помещение должно быть провентили­ровано, сварочная аппаратура, шланги, кабели убраны.

При проведении работ, сопровождающихся выделением пыли, газов и паров растворителей, следует обеспечить расчетный воздухообмен, методика расчета которого для сварочных работ при­ведена в ГОСТ 5.5325—77 «Временное энергоснабжение, вентиляция и обеспечение строящихся и ремонтируемых судов. Системы венти­ляции судовых помещений», а для окрасочных работ изложена в «Правил безопасности труда при выполнении очист­ных, окрасочных, изолировочных и отделочных работ на предприя­тиях и судах Минречфлота».

Перед началом работ в замкнутых или труднодоступных пространствах с применением защитных газов должны быть прове­рены герматичность шлангов и трубопроводов, а также возможность утечки защитных газов в местах соединения шлангов и шту­церов.

При сварке трубопроводов в замкнутых или трудно­доступных помещениях не допускается выпуск поддувочного и защитного газа из свариваемых трубопроводов внутрь поме­щения.

В замкнутых и труднодоступных помещениях проведение сварочных работ в среде аргона или углекислом газе в положении лежа допускается при условии установки газоанализатора в нижней точке рабочего места с применением системы подачи чистого воздуха в зону дыхания сварщика.

В технологической документации на электросварочные работы в среде защитных газов в замкнутых и труднодоступных по­мещениях должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечиваю­щие безопасность выполнения работ согласно требованиям Правил и определено число сварщиков, допускаемых к одновременной ра­боте в таких помещениях.

Не допускается резка металла из заготовок в трудно­доступных и замкнутых помещениях (пространствах), если эта ра­бота может быть выполнена вне таких помещений.

Зачистка и очистка замкнутых и труднодоступных поме­щений судна ручными пневматическими щетками может быть разре­шена при наличии общеобменной вентиляции, удаляющей не менее 2000 м3/ч воздуха на каждую машинку и обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты.

В замкнутых и труднодоступных помещениях разре­шается работать только с заземленным электроинструментом, рас­считанным на напряжение 24 и 36 В, 50 и 200 Гц с обязательным при­менением защитных средств от поражения электрическим током.

Сухая очистка от старых необрастающих красок, со­держащих свинец и сурьму, запрещается; обрабатываемую поверх­ность необходимо поливать водой с одновременным откачиванием ее из помещения.

Запрещается использовать пожаро- и взрывоопасные смывки для удаления старых покрытий в замкнутых и труднодо­ступных помещениях, а также удалять старую краску методом вы­жигания.

Обезжиривание поверхностей (с применением бензина- растворителя) допускается лишь при наличии эффективной венти­ляции. Вентиляция должна обеспечивать возбухообмен на каждый килограмм расходуемого бензина-растворителя не менее значения, указанного в Правил безопасности труда при выпол­нении очистных, окрасочных, изолировочных и отделочных работ на предприятиях и судах Минречфлота.

Окраска внутренних поверхностей замкнутых и трудно­доступных помещений (пространств) на судах должна производиться кистью или валиком. Пульверизационная окраска в этих помеще­ниях допускается как исключение (по письменному распоряжению администрации, согласованному с пожарным надзором) в местах, недоступных для окраски кистью, при обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты, вентиляцией и с использова­нием безвоздушного метода распыления. При этом максимальный минутный воздушный расход лакокрасочных материалов не должен превышать фактического воздухообмена в помещении, рассчитанного на обеспечение взрывобезопасных концентраций паров растворителей.

При окраске поверхностей в замкнутых и труднодоступ­ных помещениях следует после каждых 45 мин работы обеспечивать перерывы с 15-минутным пребыванием рабочих на чистом воздухе для отдыха и смены средств индивидуальной защиты.

В тех случаях, когда с помощью вентиляции невозможно обеспечить на рабочих местах снижение концентрадии паров раство­рителей и других вредных веществ до предельно допустимых норм, следует применять средства индивидуальной защиты органов дыха­ния.

В труднодоступных и замкнутых помещениях (простран­ствах) при окрасочных, изолировочных и других работах для мест­ного освещения должны применяться переносные светильники с питанием от сети или аккумуляторные.

Штепсельные розетки для включения переносных светильников должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении или вы­несены за пределы взрывоопасных помещений.

Рабочие, допускаемые к выполнению работ в трудно­доступных помещениях (пространствах) должны быть каждый раз предварительно проинструктированы о мерах предосторожности.

trudova-ohrana.ru

Правила техники безопасности при работе в корпусных цехах и на судах

Одним из обязательных условий безопасного труда является постоянное изучение и строгое соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности. Поэтому каждый рабочий, поступающий на завод, получает общий инструктаж по правилам техники безопасности. Кроме того, всех рабочих периодически инструктируют в цехе, где их знакомят с безопасными приемами труда по их специальности.

Правила техники безопасности можно разделить на две категории: общие для всех работающих на судостроительном заводе и специальные — для рабочих отдельных профессий.

Работы по сборке узлов и секций необходимо выполнять на площадках, оборудованных в соответствии с технологическим процессом изготовления конструкций. Сборочно-сварочные и другие работы в проходах и проездах цеха запрещены.

Прочность постелей, стендов и т. п. должна соответствовать наиболее тяжелой из собираемых на них секций.

Запрещается сбрасывать с секций отходы, материалы, инструменты, приспособления и другие предметы.

Движение людей и грузов в корпусных цехах разрешается только по предусмотренным и обозначенным проходам. Движение через сборочные и другие площадки запрещено. Категорически запрещается находиться под грузом, поднятым краном или другим подъемным приспособлением.

При изготовлении корпусных конструкций в цехе принимают участие рабочие нескольких специальностей: сборщики, электросварщики, газорезчики, пневматики и др. Сами сборщики также выполняют операции электроприхватки, газовой резки и др. Поэтому необходимо соблюдение правил техники безопасности рабочими всех без исключения специальностей. Рассмотрим основные положения техники безопасности при выполнении электросварочных, газорезательных и пневматических работ.

К выполнению электросварочных работ допускаются лица, прошедшие обучение, сдавшие экзамен и получившие удостоверение на право выполнения этих работ.

Одним из основных условий безопасного выполнения электросварочных работ является исправность сварочного оборудования и надежное заземление источников питания (выпрямителей, генераторов, трансформаторов), сварочных автоматов, распределительных щитов, сварочных столов, стендов, а также корпуса судна. Заземление выполняется с помощью гибких проводов и должно иметь надежные контакты. Сечение заземляющих проводов и устройство заземления должны удовлетворять требованиям специальных правил. Провода от сварочных машин или шинопровода к электрододержателям должны иметь хорошо изолированные соединения; электрододержатели должны обеспечивать надежное крепление и быструю смену электродов. Для работы в отсеках судов необходимо применять электрододержатели с блокирующим устройством, позволяющим сменять электрод только при выключенном токе, либо использовать резиновые коврики и перчатки.

При переходе на новое рабочее место следует отключить сварочный провод. Переносить сварочные провода следует только свернутыми в бухты. Запрещается волочить провода по стенду или конструкции.

В процессе сварки категорически запрещается смотреть незащищенными глазами на электрическую дугу. Лицо и глаза при ручной электросварке, а также при механизированной сварке с открытой дугой необходимо защищать щитками или шлемами со специальными стеклами. При работе на сварочных автоматах и полуавтоматах с закрытой дугой рабочие должны пользоваться защитными очками с темными стеклами.

Щитки и шлемы, кроме защитных стекол, имеют с наружной стороны бесцветные стекла, которые по мере загрязнения металлическими брызгами заменяются новыми. Если вблизи от сварочных работ находятся другие рабочие, то место сварки следует ограждать щитами или ширмами. Во время сварки необходимо надевать брезентовые или кожаные рукавицы для защиты рук от брызг расплавленного металла.

К выполнению газорезательных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение, сдавшие технический экзамен и получившие удостоверение на право выполнения этих работ.

Подача газов к резаку от трубопроводов или баллонов осуществляется по шлангам длиной не более 40 м.

Кислородные и ацетиленовые баллоны устанавливают в специальных стеллажах или люльках, имеющих гнезда для каждого баллона. Стеллажи и люльки должны иметь  навесы, защищающие баллоны от нагрева солнечными лучами, и должны находиться не ближе 5 м от резака, вне района падения искр и действия источников тепла. Запрещается вносить баллоны в помещения судна.

Доставка кислородных и ацетиленовых баллонов разрешается только на транспортных средствах, имеющих рессоры, а также на ручных тележках и носилках. На строящиеся суда баллоны можно подавать подъемными кранами в специальных люльках. Переноска баллонов на руках (без  носилок) и на плечах запрещается. Перемещать баллоны на небольшом расстоянии (в пределах рабочего места) можно путем их прокатывания на основании в слегка наклоненном положении.

Кислородные баллоны следует оберегать от попадания в них масла во избежание взрыва.

Совместная прокладка газовых шлангов и сварочных проводов через двери, люки, горловины и другие проемы без их надежной изоляции друг от друга не разрешается.

При выполнении газорезательных (а также сварочных) работ в закрытых помещениях необходима вентиляция для удаления вредных газов. Кроме того, при работе в тесном помещении следует оставлять одного рабочего для наблюдения и оказания помощи в случае возникновения опасности. Запрещается резка деталей в закрытых помещениях судов в том случае, если она может быть выполнена в других условиях.

При газовой резке необходимо защищать глаза очками с темными стеклами.

В процессе резки газорезчик должен следить за тем, чтобы не было утечки газа из оборудования, инструмента и шлангов. При обнаружении утечки газа следует немедленно прекратить работу, закрыть вентили на резаке, баллонах или магистрали и сообщить об этом мастеру. Неисправные шланги, инструмент и оборудование нельзя ремонтировать самим, их необходимо сдать для ремонта или вызвать ремонтных рабочих к месту установки оборудования.

Уходя на обеденный перерыв, рабочий должен вынести шланги из помещения судна и закрыть вентили резака и баллонов. После окончания работ шланги снимают, свертывают в бухты и вместе с редукторами и резаком сдают в кладовую.

В случае применения для газовой резки газов — заменителей ацетилена и жидких горючих, а также при использовании переносных ацетиленовых генераторов следует соблюдать специальные правила техники безопасности.

При работе с пневматическим инструментом необходимо выполнять следующие правила техники безопасности.

Запрещается работать неисправным инструментом.

Вставной инструмент не должен иметь трещин, выбоин, сбитых кромок и заусенцев. Зубила, крейцмейсели и чеканы должны иметь нерасклепанный хвостовик и плотно входить в буксу молотка. Набор вставных инструментов необходимо хранить в инструментальном ящике или ведерке.

Шлифовальный круг, должен быть прочно закреплен на шпинделе машины. Запрещается работать шлифовальным кругом, имеющим трещины или отбитые края.

Воздушные шланги должны соединяться с помощью заершенных штуцеров; применение гладких штуцеров не допускается. В зимнее время замерзшие  шланги следует сдавать в кладовую. Продувать шланги паром нельзя, так  как они могут лопнуть.

При работе с пневматическим инструментом необходимо надевать защитные очки.

Перед началом работы необходимо присоединить шланг к магистрали, затем инструмент к шлангу и лишь после этого открыть вентиль на воздушной магистрали.

Пневматический инструмент следует держать за ствол, а не за вставной инструмент. Пневматический инструмент нельзя оставлять под давлением воздуха. Перед уходом с места работы следует вынуть вставной инструмент и закрыть магистральный вентиль. Нельзя отсоединять пневматический инструмент от шланга, не закрыв воздушного вентиля на магистрали.

При разрыве или разъединении воздушных шлангов необходимо закрыть вентиль на магистрали. Соединять шланги под давлением или ловить концы шлангов запрещается.

Продувая шланг сжатым воздухом, следует держать шланг за свободный конец. Нельзя заглядывать в шланг, направлять его на людей, а также направлять на людей пневматический молоток с вставным инструментом.

Если подача воздуха по магистрали во время работы прекращена, то вентили на магистрали необходимо закрыть.

Подъем и перемещение грузов в корпусных цехах с помощью кранов и других подъемно-транспортных средств выполняют рабочие, прошедшие специальное обучение и сдавшие экзамены заводской комиссии. Нельзя подменять стропальщика и подавать команды крановщику.

В последние годы при изготовлении корпусных конструкций и постройке корпусов на стапеле все шире используют средства малой механизации сборочных работ: пневматические, пневмогидравлические и гидравлические домкраты, стяжки-распорки, гайковерты, а также приспособления к ним. Для работы с этими средствами судосборщик должен тщательно изучить соответствующие инструкции на их эксплуатацию.

Запрещается разбирать и ремонтировать эти механизмы. Неисправные средства малой механизации сдаются в ремонт в инструментальную кладовую.

В сборочно-сварочных цехах находят все большее применение механизированные линии и участки, а также отдельные механизмы для изготовления узлов и секций корпуса. К работе на механизированном оборудовании допускаются только лица, прошедшие специальное обучение и сдавшие технический экзамен. Запрещается самовольно включать механизмы, менять положение их органов управления. В обозначенной зоне механизированных линий и участков могут находиться только лица, непосредственно там работающие или обслуживающие оборудование.

При постройке судов на стапеле и на плаву одновременно выполняются корпусные, монтажные, отделочные и другие операции рабочими различных специальностей. Условия работы на судах отличаются от цеховых, поэтому на судах кроме общих правил техники безопасности, необходимо выполнять ряд дополнительных требований.

Для выполнения работ на конструкциях, расположенных выше человеческого роста (над уровнем ближайшего настила), необходимо устанавливать леса. Работать с трапов запрещается. Леса, как правило, изготовляют и устанавливают специальные рабочие-плотники, переделка лесов возможна только с разрешения мастера. Настилы лесов должны быть достаточно прочными и без щелей, иметь ограждения в виде поручней высотой не менее 1 м, а внизу — бортовую доску, исключающую падение предметов с настила. Леса должны быть оборудованы надежными трапами. При отсутствии штатных трапов для доступа в отсеки и помещения судна следует устанавливать временные, которые должны быть надежно закреплены. Запрещается ходить, подниматься или опускаться по набору корпусных конструкций, а также по незакрепленным конструкциям и неисправным лесам.

Кильблоки, клетки, упоры и другие элементы опорного устройства судна должны быть установлены в строгом соответствии с чертежом закладки судна и оборудованы надежными устройствами, предотвращающими их самопроизвольную отдачу. Все элементы опорного устройства, поддерживающего корпус судна в процессе его постройки, можно снимать или переставлять только с разрешения мастера.

Люки, горловины и другие отверстия на палубах и настилах обязательно закрывают надежно прикрепленными к настилу крышками, плотно сбитыми щитами либо, если их невозможно закрыть, тщательно ограждают. Люки, горловины и другие отверстия значительных размеров ограждают перилами.

Открывать и закрывать люки и горловины, входить в междудонные, бортовые и прочие отсеки и другие замкнутые, узкие и тесные помещения, которые длительное время находились в закрытом состоянии и могли стать местом скопления вредных или взрывоопасных газов можно только с разрешения мастера после взятия проб воздуха. Анализ проб производят сотрудники химической лаборатории завода по специальной методике.

В помещениях и отсеках, где проводились работы с вредными красками, а также токсичными и пожароопасными растворителями последующие операции разрешается выполнять только после интенсивной вентиляции и анализа воздушной среды.

На судне запрещается без разрешения мастера открывать и закрывать клапаны, клинкеты, кингстоны, а также перемещать или пускать в ход механизмы, устройства, приборы, трубопроводы и т. п., в том числе и мешающие выполнению работ.

Для обеспечения безопасных условий работ в темное время суток, а также в отсеках и помещениях судов должно предусматриваться электрическое освещение. Вход в неосвещенные помещения и работа в них запрещается. В местах, где отсутствует стационарное освещение, необходимо применять переносные электрические светильники. Для работы на открытых площадках применяют светильники напряжением до 36 В, а на судах — напряжением не более 12 В. Переносная лампа должна иметь защитную сетку.

Корпусные конструкции, подаваемые для установки на стапеле, закрепляют только за расположенные на них рымы определенного размера или специальные отверстия, предусмотренные в наборе секций. Рымы должны привариваться дипломированными сварщиками и иметь клеймо ОТК. Транспортировка и установка конструкции подъемными стапельными кранами проводится только под руководством специального рабочего-стропальщика. При ветре свыше 4 баллов транспортные оре-рации по подъему и установке секций краном запрещены.

До тех пор пока транспортируемая секция не будет надежно установлена и закреплена, на ней нельзя проводить сборочных, сварочных и других работ. Запрещается выполнять указанные работы на секциях, поддерживаемых для устойчивости кранами.

www.stroitelstvo-new.ru

Работы в замкнутых и труднодоступных помещениях

К замкнутым помещениям (пространствам) на судах, при проведении работ в которых должны выполняться повышенные тре­бования безопасности, относятся: междудонное и междубортовое пространства, коффердамы, цистерны, котлы, форпики и ахтерпики, румпельные отделения, грузовые танки наливных судов, закрытые трюмы, подсланевые пространства, угольные ямы и другие помеще­ния, не сообщающиеся непосредственно с атмосферой, вход в которые осуществляется через люки сечением до 1 м2.

Указанные помещения именуются замкнутыми помещениями (пространствами) I категории. Все остальные судовые помещения, имеющие иллюминаторы или окна, вход в которые осуществляется через двери, относятся к помещениям II категории.

Входить в замкнутые помещения I категории после их открытия до полного выяснения отсутствия в них опасных концентраций вред­ных, взрывоопасных газов или наличия необходимого количества кислорода запрещается.

Для выполнения работ в замкнутых помещениях (про­странствах) I категории необходимо направлять не менее двух рабо­чих, один из которых является наблюдающим. Наблюдающий дол­жен твердо знать инструкцию, которая разрабатывается для него на предприятии на основе типовой инструкции.

Работающий внутри замкнутых и труднодоступных помещений должен быть обеспечен предохранительным поясом со страховочным концом достаточной длины и прочности, свободный конец которого должен быть у наблюдающего.

Замкнутые и труднодоступные помещения (пространства) должны иметь не менее двух штатных люковых лазов, один из кото­рых используется только для входа и выхода работающих, а второй — для временных коммуникаций (шлангов сжатого воздуха и венти­ляции, кабеля для освещения).

Если по конструктивным соображениям устройство второго штат­ного люка (лаза) невозможно, то при строительстве или ремонте судов должны быть сделаны технологические вырезы для временных коммуникаций.

При прокладке газовых шлангов через люки, горловины и т. п. для работы в замкнутых и труднодоступных помещениях не допускается одновременная совместная прокладка шлангов и элек­тросварочных кабелей без надежной изоляции их (например, ук­ладка кабеля должна производиться в резиновом шланге или дере­вянном коробе).

Перечень замкнутых (I категории) и труднодоступных помещений (пространств) на строящихся и ремонтируемых судах, работа в которых осуществляется с наблюдающим, составляется на каждый тип судна и утверждается главным инженером по согласо­ванию с профсоюзным комитетом предприятия.

При организации работы в замкнутых и труднодоступных помещениях (пространствах) руководитель должен предварительно проверить отсутствие скопления вредных газов или взрывоопасных газовоздушных смесей путем лабораторного анализа воздушной среды и обеспечить во время работы нормальную чистоту воздуха.

Отсеки или цистерны, содержащие нефтяные продукты или их остатки, до производства в них работ должны быть очищены, пропарены и провентилированы, после чего необходимо проверить отсутствие в этих помещениях взрывоопасных паров путем анализа состава воздуха.

В угольных ямах, содержащих уголь и его остатки, до начала производства в них работ, должен быть проведен анализ состава воздуха на содержание в нем окиси углерода и сернистого газа. Перед началом в ямах огневых работ уголь и угольная пыль должны быть удалены.

При сварочных и газопламенных работах в замкнутых и труднодоступных помещениях необходимо:

проведение систематического контроля воздушной среды;

одежда рабочего должна быть огнестойкой;

обеспечение эффективной и бесперебойной вентиляции помеще­ний;

газы должны подводиться из безопасного места вне этого помеще­ния;

запрещается оставлять горелку и шланги без присмотра при перерывах в работе;

после окончания работы помещение должно быть провентили­ровано, сварочная аппаратура, шланги, кабели убраны.

При проведении работ, сопровождающихся выделением пыли, газов и паров растворителей, следует обеспечить расчетный воздухообмен, методика расчета которого для сварочных работ при­ведена в ГОСТ 5.5325—77 «Временное энергоснабжение, вентиляция и обеспечение строящихся и ремонтируемых судов. Системы венти­ляции судовых помещений», а для окрасочных работ изложена в «Правил безопасности труда при выполнении очист­ных, окрасочных, изолировочных и отделочных работ на предприя­тиях и судах Минречфлота».

Перед началом работ в замкнутых или труднодоступных пространствах с применением защитных газов должны быть прове­рены герматичность шлангов и трубопроводов, а также возможность утечки защитных газов в местах соединения шлангов и шту­церов.

При сварке трубопроводов в замкнутых или трудно­доступных помещениях не допускается выпуск поддувочного и защитного газа из свариваемых трубопроводов внутрь поме­щения.

В замкнутых и труднодоступных помещениях проведение сварочных работ в среде аргона или углекислом газе в положении лежа допускается при условии установки газоанализатора в нижней точке рабочего места с применением системы подачи чистого воздуха в зону дыхания сварщика.

В технологической документации на электросварочные работы в среде защитных газов в замкнутых и труднодоступных по­мещениях должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечиваю­щие безопасность выполнения работ согласно требованиям Правил и определено число сварщиков, допускаемых к одновременной ра­боте в таких помещениях.

Не допускается резка металла из заготовок в трудно­доступных и замкнутых помещениях (пространствах), если эта ра­бота может быть выполнена вне таких помещений.

Зачистка и очистка замкнутых и труднодоступных поме­щений судна ручными пневматическими щетками может быть разре­шена при наличии общеобменной вентиляции, удаляющей не менее 2000 м3/ч воздуха на каждую машинку и обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты.

В замкнутых и труднодоступных помещениях разре­шается работать только с заземленным электроинструментом, рас­считанным на напряжение 24 и 36 В, 50 и 200 Гц с обязательным при­менением защитных средств от поражения электрическим током.

Сухая очистка от старых необрастающих красок, со­держащих свинец и сурьму, запрещается; обрабатываемую поверх­ность необходимо поливать водой с одновременным откачиванием ее из помещения.

Запрещается использовать пожаро- и взрывоопасные смывки для удаления старых покрытий в замкнутых и труднодо­ступных помещениях, а также удалять старую краску методом вы­жигания.

Обезжиривание поверхностей (с применением бензина- растворителя) допускается лишь при наличии эффективной венти­ляции. Вентиляция должна обеспечивать возбухообмен на каждый килограмм расходуемого бензина-растворителя не менее значения, указанного в Правил безопасности труда при выпол­нении очистных, окрасочных, изолировочных и отделочных работ на предприятиях и судах Минречфлота.

Окраска внутренних поверхностей замкнутых и трудно­доступных помещений (пространств) на судах должна производиться кистью или валиком. Пульверизационная окраска в этих помеще­ниях допускается как исключение (по письменному распоряжению администрации, согласованному с пожарным надзором) в местах, недоступных для окраски кистью, при обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты, вентиляцией и с использова­нием безвоздушного метода распыления. При этом максимальный минутный воздушный расход лакокрасочных материалов не должен превышать фактического воздухообмена в помещении, рассчитанного на обеспечение взрывобезопасных концентраций паров растворителей.

При окраске поверхностей в замкнутых и труднодоступ­ных помещениях следует после каждых 45 мин работы обеспечивать перерывы с 15-минутным пребыванием рабочих на чистом воздухе для отдыха и смены средств индивидуальной защиты.

В тех случаях, когда с помощью вентиляции невозможно обеспечить на рабочих местах снижение концентрадии паров раство­рителей и других вредных веществ до предельно допустимых норм, следует применять средства индивидуальной защиты органов дыха­ния.

В труднодоступных и замкнутых помещениях (простран­ствах) при окрасочных, изолировочных и других работах для мест­ного освещения должны применяться переносные светильники с питанием от сети или аккумуляторные.

Штепсельные розетки для включения переносных светильников должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении или вы­несены за пределы взрывоопасных помещений.

Рабочие, допускаемые к выполнению работ в трудно­доступных помещениях (пространствах) должны быть каждый раз предварительно проинструктированы о мерах предосторожности.

trudova-ohrana.ru

10.7. Меры безопасности при выполнении окрасочных работ

Большинство лакокрасочных материалов — огнеопасны, а это значит, что при их хранении и работе с ними следует соблюдать меры противопожарной безопасности.

Лакокрасочные материалы хранят в специальных помещениях — малярных, оборудованных хорошей вытяжной вентиляцией. Краски и лаки, содержащие в своём составе летучие вещества (ацетон и т.п.), должны находиться в герметической таре. В помещениях, в которых работают с красками, не допускается использование каких-либо видов открытого огня и искрообразующего инструмента. Категорически запрещено курение. Члены экипажа, работающие с токсическими красками, для защиты открытых участков кожного покрова (рук, лица) должны покрывать его специальной пастой (АБ-1, ИЭР-1 и т.п.), а для защиты дыхательных путей использовать респираторы или шланговые противогазы. После 40 минут работы необходимо делать перерыв на 10—15 минут. При очистке поверхности от ржавчины или старой краски необходимо надевать защитные очки. При окрасочных работах на высоте запрещается находиться на беседках без предохранительных поясов, между ошвартованными борт о борт судами, между судном и причалом, а также за бортом двигающегося судна.

10.8. Персонал, обслуживающий электроустановки, должен периодически проходить инструктаж о предотвращении поражения электрическим током и о способах оказания первой помощи после освобождения от воздействия электрического тока.

Использовать нештатные электронагревательные приборы.

Хранить и сушить у отопительных и электробытовых приборов, паровых трубопроводов одежду, горючие предметы и материалы;

10.9. Мероприятия по подготовке судна к плаванию в штормовых условиях

- задраивают водонепроницаемые закрытия с буквами «П» и все иллюминаторы. Другие водонепроницаемые двери должны быть готовы к задраиванию;

- на трюмы со съемными лючинами поверх брезентов рекомендуется заводить дополнительное крепление с помощью растительных тросов и грузовых сеток;

- проверяют крепление палубного груза;

- проверяют надежность закрытия и крепления спасательных шлюпок;

- убирают с верхней палубы неиспользуемые растительные и синтетические тросы;

- проверяют исправное действие штормовых портов, шпигатов и клинкетных дверей водонепроницаемых переборок;

- обтягивают цепные стопоры крепления якорей по-походному;

- основывают на верхней палубе штормовые леера;

- задраивают вентиляционные закрытия, через которые может попасть вода внутрь судна, раструбы наружных вентиляторов закрывают чехлами и поворачивают по ветру;

- вторично проверяют исправность запасного и аварийного поста управления рулем;

- крепят имущество в жилых и служебных помещениях;

- судно должно быть забалластировано.

При плавании судна в шторм экипаж должен ограничить передвижение по верхней палубе. В случае необходимости, проходить по верхней палубе можно только в определенных местах по разрешению с мостика, держась за штормовые леера, с наступлением периода между волнами, когда палуба свободна от воды.

studfiles.net

Новые правила безопасности при работе в закрытых помещениях на судне вступили в силу

Фото: Maritime-Executive.com
Новые правила по работе в закрытых помещениях на судне вступили в силу с 1 июля 2016 года. Закрытые помещения представляют опасность для жизни моряка, поскольку они плохо вентилируются и не предназначены для длительной работы, сообщает РПСМ,

Воздух внутри помещения может быть перенасыщен кислородом или, напротив, кислорода может быть недостаточно, внутри могут скопиться легковоспламеняющиеся или токсичные газы. В связи с этим, правило XI-1/7 Международной Конвенции SOLAS было дополнено требованием об обязательном наличии на борту судна портативного прибора для тестирования атмосферы. Прибор должен быть способен замерять, как минимум, концентрацию кислорода, воспламеняющихся газов или паров, сероводорода и окиси углерода.

Под понятие «закрытые помещения» подпадают грузовые отсеки, двойное дно, топливные баки, балластовые цистерны, отделения грузовых насосов, коффердамы, канатные ящики, пустые пространства, канализационные резервуары и прилегающих к ним пространства. Это не полный перечень закрытых помещений, список должен определяться индивидуально на каждом судне.

Идентичные требования вступят в силу для морских буровых установок согласно поправкам к Кодексу постройки и оборудования плавучих буровых установок (1979, 1989 and 2009 MODU Codes).

«Внесённые изменения важны для обеспечения безопасности на борту судна. Новые правила позволят более качественно контролировать условия работы моряков в закрытых помещениях, что позволит снизить риск получения ими травмы на борту судна», — прокомментировал вступление изменений в силу главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк.

news.crewmarket.net

Меры безопасности при проведении работ внутри емкостей, сосудов, колодцев и топок

        Работы внутри закрытых аппаратов, емкостей, колодцев, топок и других аналогичных объектов относятся к опасным, так как работающие в них люди могут подвергаться воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов.        Основными  вредными  и опасными факторами, которые могут воздействовать на работающих внутри емкостей и другого аналогичного оборудования, являются накопление диоксида углерода, повышенная температура, влажность и запыленность воздуха внутри емкости, пониженная концентрация кислорода, наличие огне- и взрывоопасных веществ, возможность поражения электрическим током.        Обеспечить меры безопасности,, установленные для работ в емкости, необходимо при ремонте, осмотре, чистке, мойке, зачистке тестоспусков, бункеров для брожения теста, силосов для хранения муки, емкостей для хранения жидких компонентов, а также других емкостей в тестомесильных и прессовых цехах, р хлебопекарном и других производствах; ремонте внутри пекарной камеры; ремонте печей, чистке каналов в топочных отделениях.        Работы внутри емкостей производят в соответствии с «Правилами безопасности в газовом хозяйстве», утвержденными Госпроматомнадзором.        К работам внутри закрытых емкостей допускаются физически здоровые лица не моложе 20 лет, прошедшие специальное обучение по технике безопасности. Выполнение работ внутри закрытых емкостей допускается только при наличии письменного разрешения (допуска) , выдаваемого начальником цеха ответственному руководителю работ перед началом работ внутри емкости. В допуске указывается фамилия и должность ответственного руководителя; состав бригады; содержание работ, которые необходимо провести; необходимые защитные средства; спасательное снаряжение; длительность пребывания рабочего в емкости и порядок его смены, а также особые меры безопасности.        До начала выполнения работ емкость должна быть подготовлена к ремонту, освобождена от продукта и отключена от технологических магистралей.        Работы внутри емкостей должны проводиться бригадой (по менее 2 человек): в силосах —не менее 4 человек; в канализационных колодцах—не менее 3 человек.        Перед началом ремонта лицо, ответственное за производство работ, должно проверить надежность отключения емкости, соответствующими приборами провести анализ воздуха внутри емкости и убедиться, что содержание взрывоопасных и токсичных   веществ непревышает допустимых нормами величин. В горячих емкостях необходимо также определить температуру воздуха. Содержание диоксида углерода, метана измеряется с помощью газоанализатора ШИ-10.        При выполнении работ, связанных с подачей сверху деталей, материалов и других предметов, могущих нанести при их падении травму, находящиеся внутри емкости рабочие должны использовать защитные каски. Работы в емкостях с недостаточным воздухообменом, а также при присутствии в них вредных веществ рабочий должен выполнять в надетом перед спуском шланговом противогазе ПШ-1 (с естественной подачей воздуха) или ПШ-2 (с принудительной подачей воздуха). При применении шлангового противогаза гофрированный шланг должен выходить наружу емкости не менее чем на 2 м. Конец шланга (заборный патрубок) закрепляется в зоне чистого воздуха. Дублер постоянно должен следить за тем, чтобы шланг не перегибался, не скручивался или не зажимался каким-либо предметом.        Перед спуском в аппарат или емкость рабочий проходит инструктаж, проверяет в присутствии руководителя работы подгонку маски по лицу, при необходимости надевает спасательный пояс с сигнальной веревкой, берет аккумуляторную включенную взрывозащищенную электролампу напряжением 12 В и осторожно, не имея в руках никаких предметов, опускается в емкость. Затем ему подают необходимый для работы инструмент.        Сигнальная веревка служит для вытаскивания работающего в емкости. Ее прочность систематически проверяется. Дублер должен иметь комплект шлангового противогаза, вполне готовый к применению с маской, подогнанной по лицу, чтобы в случае необходимости он мог быстро войти в опасную зону для оказания помощи пострадавшему.        Спуск рабочего в емкость производится при обязательном присутствии лица, ответственного за производство работ и наблюдающего дублера. Для емкостей, имеющих верхние и нижние люки, допуск рабочих внутрь емкости осуществляется только через нижний люк.        Продолжительность пребывания рабочего в емкости устанавливается инструкцией   по производству работ внутри емкостей в зависимости от условий выполняемых в них работ. При работе с применением противогаза срок единовременного пребывания рабочего в емкости не должен превышать 15 мин, с последующим отдыхом на свежем воздухе в течение 15 мин.        Для освещения в емкости при производстве ремонтных работ используются переносные светильники напряжением не выше 12 В, а для емкостей, содержащих взрывоопасные вещества, применяются переносные светильники только во взрывобезопасном исполнении. Часто для освещения емкости используют прожектор, установленный на треноге над люком. Используемый инструмент и инвентарь должны исключать искрообразование (должны быть изготовлены из цветного металла или неискрящихся материалов).        Указанные требования безопасности распространяются на работы ручной мойки, очистки и дезинфекции технологических емкостей.        Работы, проводимые в силосах и бункерах, имеют некоторые специфические особенности. Для спуска рабочего в силос должна использоваться специальная лебедка, предназначенная для спуска и подъема людей. Работы в силосах должны проводиться бригадой из 4 человек: один — спускающийся, второй — работающий на лебедке и два наблюдающих, один из которых стравливает (выбирает) шланг противогаза, другой стравливает сигнальную веревку, закрепленную одним концом к предохранительному поясу спускающегося рабочего, а другим—за какую-либо прочную конструкцию вне силоса.        До спуска в силос рабочий надевает шланговый противогаз, предохранительный пояс со спасательной веревкой и защитную каску. Доступ рабочих в силосы через нижний люк разрешается только после проветривания силосов и анализа воздуха на отсутствие вредных и токсичных веществ, а также при отсутствии на стенах и сводах силоса  прилипших масс зерна, муки.        Подготовка и выполнение работ в канализационных колодцах осуществляются с соблюдением требований «Правил безопасности при эксплуатации водопроводно-канализационных сооружений».        Работы в колодцах должны проводиться только по письменному заданию администрации предприятия, согласованного (под расписку начальников цехов) со всеми цехами, технологически связанными с колодцем, в котором будут производиться работы.        Работы в колодцах должны выполняться бригадой из 3 человек; один—для работы в колодце, второй — дли работы на поверхности и третий — для наблюдения и оказания помощи работающему в колодце. Перед спуском рабочего в колодец необходимо тщательно проверить с помощью газоанализатора наличие диоксида углерода и метана. Обнаруженные газы должны быть удалены проветриванием (открывая крышки соседних смотровых колодцев), нагнетанием воздуха и др. Место проведения работ должно быть ограждено и обозначено предупредительными знаками и световыми сигналами.        Работы внутри топок, печей, дымоходов, горячих аппаратов можно вести только после их охлаждения до температуры 30°С. В случае необходимости кратковременных работ при более высокой температуре разрабатывают дополнительные меры безопасности (непрерывная обдувка свежим воздухом, применение теплоизолирующих несгораемых костюмов, теплоизолирующей обуви, более частые перерывы в работе). Работа внутри емкости при температуре выше 50 °С запрещена. Работающих обдувают свежим воздухом от переносных ручных вентиляторов с гибким шлангом с помощью передвижных душирующих установок, в том числе с устройствами для распыления воды в подаваемом воздухе.        После окончания работ в емкостях, силосах, колодцах, топках и других аналогичных объектах руководитель работ должен убедиться в отсутствии в них людей и посторонних предметов, и только после этого дать разрешение на закрытие люков.

Предыдущая Вперед Полезная информация:

ohrana-bgd.narod.ru

Правила безопасности при очистных работах

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Ремонт тракторов и автомобилей

Правила безопасности при очистных работах

Правила наружной очистки машин. Машины моют на специально выделенной площадке с твердым покрытием (бетон, асфальт), оборудованной эстакадой. Площадка должна иметь необходимый уклон и кюветы для отвода воды. Для безопасного въезда и съезда эстакаду оборудуют трапами с углом наклона не более 10° и колесоотбойными брусьями. Если тракторы или автомобили моют в специальных установках для наружной мойки, то предварительно сливают в специальные емкости масло, топливо, гидравлическую, тормозную и охлаждающие жидкости. Сливать технические жидкости на площадку или на пол мастерской запрещается. Машину доставляют в установку специальными тяговыми устройствами, исключающими необходимость работы двигателя. Наружную мойку в установке проводят при плотно закрытых дверях, а за процессом мойки наблюдают в специальные смотровые окна.

Меры безопасности при очистке сборочных единиц и деталей. Моечные отделения, участки или посты оборудуют твердым влагостойким полом с уклоном для стока жидкости. Стены облицовывают керамической плиткой или другим влагостойким материалом. В процессе мойки горячими растворами выделяется много паров воды и других газов, поэтому помещения оборудуют надежной приточно-вытяжной вентиляцией, а моечные и выварочные ванны — вытяжными зонтами. В моечном оборудовании не допускается подтекания моющего раствора через вентильные и уплотнительные устройства. Электродвигатели, приборы освещения, электропроводка и другая электроаппаратура должны быть герметичного исполнения.

Некоторые горячие растворы моющих препаратов, особенно содержащие каустическую и кальцинированную соду, попадая на кожу или в глаза, вызывают ожоги. Поэтому при приготовлении и использовании таких растворов надевают резиновые перчатки, фартуки, сапоги и защитные очки. В аптечке необходимо иметь раствор сернокислого аммония для нейтрализации моющей жидкости, попавшей на кожу.

Наиболее опасен органический моющий препарат AM-15. Он пожароопасен и вреден для здоровья. Признаками отравления организма служат: усталость, головокружение, повышенное сердцебиение, онемение рук и ног, а также тошнота, рвота и даже потеря сознания. Поэтому при мойке деталей этим препаратом соблюдают особые меры предосторожности. Моечные ванны оборудуют бортовыми отсосами и местными отсосами в местах выгрузки деталей. Препарат нельзя применять для мытья рук. Загрязненную препаратом кожу промывают теплой водой и смазывают ланолином или кремом на ланолиновой основе. Помещение оборудуют первичными средствами тушения пожара: огнетушителями, ящиком с песком, лопатами и войлоком или кошмой. Рабочие, обслуживающие установки с препаратом AM-15, должны проходить медицинский осмотр перед поступлением на работу и периодически, не реже 1 раза в 6 месяцев. К работе с препаратом AM-15 не допускаются лица моложе 18 лет.

Моечные машины и ванны нужно использовать только для тех сборочных единиц и деталей, на которые они рассчитаны. Мелкие детали и узлы отправляют на мойку в специальной таре. Укладывать крупные детали навалом выше бортов тары запрещается. Подача тяжелых деталей и мелких в таре общей массой выше 20 кг должна быть механизирована. Нельзя загружать моечные машины выше установленных норм.

Работающие на мойке обеспечиваются защитными пастами ХИОТ-6 или АБ-1 при пользовании щелочными моющими растворами и пастой ПМ-1 при пользовании керосином и дизельным топливом.

Ультразвуковые установки для очистки деталей устанавливают в отдельных помещениях или закрывают специальными раздвижными укрытиями. Работающие на ультразвуковых установках обеспечиваются индивидуальными средствами защиты: наушниками, шлемами, перчатками и очками. Все операции при открытых звукоизолирующих крышках следует проводить при выключенных источниках колебания.

В помещении или на участке, где удаляют старую краску, должны быть хорошая вентиляция и температура воздуха в пределах 18…20 °С. Сквозняки и высокая температура нежелательны, так как при этом происходит испарение смывки, в результате чего замедляется процесс разрушения краски и увеличивается расход смывки. Не допускается применение открытого пламени и электроинструмента, так как все компоненты смывок — легковоспламеняющиеся жидкости. На участке, где удаляют краску, запрещается проводить какие-либо ремонтные работы, зачистку трещин, правку, сварку, клепку и др.

Читать далее: Правила безопасности при разборочно-сборочных и слесарных работах

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта