Eng Ru
Отправить письмо

МОСКОВСКИЙ БЛЭКАУТ. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Подстанция чагино


ПС Чагино 500/220/110/10/6 кВ - Книга моей жизни

    Электроподстанция №510 "Чагино", расположенная на Чагинской улице в районе Люблино, была построена и введена в эксплуатацию в 1958 году. Работает на пяти номинальных напряжениях  500/220/110/10/6 кВ. Имеет стратегическое значение: входит в состав Московского энергетического кольца( 500 кВ), на подстанцию приходят магистральные линии 500 кВ из других  регионов страны.     Нам удалось побывать на ОРУ-500кВ, ОРУ-220кВ, КРУЭ-220кВ, на ГЩУ и в других производственных помещениях.

Итак, мы на проходной.

Сразу двинули в сторону Главного Щита Управления, еще не модифицированного.

Во время нашего присутствия, выполняли оперативные переключения, вывешивали плакаты на ключи управления.

Много места занимают..Рядом, стоят пульты управления и индикации Релейной Защиты и Автоматики, древние, но до сих пор используемые.

Затем спустились на первый этаж, чтобы зайти в "Аккумуляторную". 

Советские аккумуляторные батареи, предназначены для выработки постоянного оперативного тока для питания собственных нужд подстанции.

Прошли мимо интересной дверки с надписью "Кислотная", посмеялись.

Зашли в другой блок "Аккумуляторной". Здесь установлены современные китайские аккумуляторы. Занимают значительно меньше места.

Начало темнеть и мы поспешили выйти на улицу, взглянуть на ОРУ-500кВ.Собственно сразу мы увидели одну из возможных причин той самой аварии в 2005 году.

по удалению: линейный разъединитель, Воздушный Выключатель-500кВ и отделители.Выключающая способность воздушных выключателей для существующей на подстанции нагрузке и выработанный ими ресурс дали о себе знать. В скором времени от ОРУ-500кВ перейдут к КРУЭ-500кВ.

ОРУ-500кВ

Проследовали к ОРУ-220кВ. Отличие разве что в размерах оборудования и в том, что выключатели стоят на все три фазы, в отличии от 500кВ, где в аварийном режиме возможно питание по одной фазе.

Пожалуй, не посвященному человеку - это всего лишь провода, железки. А я вижу в них смысл и красоту.

Порядком замерзнув на улице, решили дойти до Компектного Распределительного Устройства с Элегазовой изоляцией 220кВ. Путь лежал мимо все того же злополучного ОРУ-500кВ. Система охлаждения дутьём шумела благополучно сильно:

Это автотрансформатор АТ ***/500/220. Можно увидеть и систему пожаротушения, трубы, расположенные с разных сторон и три высоковольтных ввода, и бак расширителя.Очутившись внутри здания КРУЭ, начали изучать трёхобмоточный трёхфазный трансформатор  ТРДН 250000/220/10250МВА - его номинальная мощность. Изготовлен был на Запорожском заводе.

Кабельные вводы 220кВ, медная пластина левее - это нулевой провод. 

Это приспособление необходимо для поддержания обмоток трансформатора сухими, иначе электрическая прочность изоляции будет снижаться и возможен пробой.

Система охлаждения выведена наружу.Этот трансформатор оборудован системой газового пожаротушения. Компрессорная стоит неподалёку.Ну и непосредственно то, ради чего мы пришли. Всё оборудование из Франции.

Выключатель, разъединитель дугогасящая камера - все в одном компактном виде.Управление очень удобное.Обслуживать такое оборудование - удовольствие. Стирай с них пыль и добре.

Аккумуляторная в здании КРУЭ.

Современные аппараты Релейной Защиты и Автоматики всё от SIEMENS.

Главный Щит Управления представляет собой комнатку с мониторами, с которых идет контроль и управление всем оборудованием КРУЭ-220. Система пожаротушения и сигнализации выведена на отдельный монитор.Таким образом, с 6 гектар, что занимает подстанция сейчас, её площадь за счет модернизации сократится достаточно серьезно.Решили заглянуть в раритетную компрессорную. В частности воздух для ВВ-500кВ.

Там всё достаточно сурово...

Достаточно интересная подстанция. Различные классы напряжения и оборудование как старое так и новое. Надеюсь, план модернизации будет выполнен в полном объёме.

Также можно ознакомиться с работой Московского РДУ и ОДУ Центра у меня в жж. http://igor4yma.livejournal.com/51215.html

igor4yma.livejournal.com

Чагино - Южная Московия

Событиям семилетней давности посвящается

Сразу вспоминается 25 мая 2005 года - последний день в школе, потихоньку затихающий бумбокс в квартире у друга и жуткий крик, пронзивший насквозь весь подъезд. Это кто-то застрял в остановившемся лифте.Среди тихих дворов 9-го квартала Нагатино мы не сразу осознали - что же произошло. Сначала подумали, что сгорел предохранитель в проигрывателе, потом не включилась микроволновка, свет... "Бывает. Наверное, опять небольшая авария, максимум в районе нет электричества". Всё шло своим чередом - так же сидели бабушки на скамейках, так же резвились дети, спешили из магазинов люди, и тащили набитые учебниками портфели младшеклассники. Основной экшн творился чуть дальше - на проспекте Андропова, где первая партия людей, пробравшись по тёмным тоннелям метро и миновав погрузившуюся во мрак "Коломенскую", уже осаждала автобусы и маршрутки. Остановился почти весь город... 

Как оказалось позже, ещё в 6-7 утра на Чагинской подстанции (Электрическая подстанция (ПС) № 510 «Чагино» 500/220/110 кВ) произошло возгорание трансформатора, из-за чего станция временно вышла из строя. Но её отключение спровоцировало лавинообразные отключения практически всех московских подстанций, входящих в единую сеть из-за неправильно сработавшей (или рассчитанной) автоматики. В итоге южная половина Москвы оказалась целиком и полностью деэлектрифицированной, причём на очень длительное время. Домой от друга я добирался пешком (вместо привычных метро и троллейбуса!), а родители шли с работы аж от самого центра...

Уже много позже, покопавшись в интернете, я нашёл интересную информацию. Оказывается, в истории Чагино - это не первый несчастный случай.

Первый произошёл в 1904 году, в результате чего была стёрта с лица земли практически вся деревня, располагавшаяся в этих местах.... 

В честь семилетия энергетического коллапса в Москве предлагаю моим читателям совершить фотопрогулку по чагинским местам. А именно - взглянуть на Чагинскую улицу, Кузьминский лесопарк, подстанцию и Верхние поля. Фото и текст далее по ссылке или ниже, если запись читается целиком.

Ничем не примечательное поселение Нагатино-Люблинской волости Московского уезда Московской губернии 29 июля 1904 году оказалось в самом эпицентре знаменитого московского урагана. Торнадо буквально поднимал дома в воздух и раскидывал брёвна как щепки в разные стороны. К слову сказать, тот же ураган уничтожил знаменитую Анненгофскую рощу в Лефортово, на месте которой долгое время находилась свалка, а затем было выстроено главное здание Московского Энергетического Института. Подобные катаклизмы в Москве не наблюдались ни до ни после 1904 года. Неким подобием стал лишь ураган 1998 года... 

Фото из книги Колобкова Н.В. "Грозы и шквалы" (Гидрометеоиздат, 1939г.)

От деревни после урагана остались лишь две улицы - Московрецкая и Московская, да и те были ликвидированы в 1960 году после включения этих территорий в состав Москвы (под предлогом расширения МНПЗ). С ураганом 1904 года связана также интересная история: в воздух ветром поднимало не только дома, но и живых людей! Один из чагинских мальчиков в итоге был найден здоровым и невредимым в... Дмитровском уезде! Он смутно помнил, что что-то выло, трещало, мелькало перед глазами, но воспринималось как сон. Тем более время суток было тёмное... Эк как далеко его занесло! Или Дмитров - это и есть тот самый Изумрудный город из детской сказки? =)

Сейчас здесь лишь промзоны и поля, зажатые этими самыми промзонами и с северо-востока Кузьминским лесопарком. Сколько же деревень внутри МКАДа бесславно было вытеснено промышленными предприятиями, сколько полей застроено заводами и огорожено бетонными гранёными заборами... 

Знаменитый капотнинский факел. Помню, как ещё в 1990-е его былопрекрасно видно из Коломенского. Ныне погашенный, но дымящийся...

  

А вот и та самая электроподстанция. Как оказалось - на ней до сих пор проводится программа испытаний эксплуатацией экзотических моделей электрооборудования. Станция горела ещё раз,в 2008 году, но коллапса не повторилось. На ошибках учатся, что говорить =)Подстанцию хорошо видно с разных точек - а именно

с улицы Марьинский Парк:

... со Ставропольской улицы

.. и с Чагинской улицы (собственно, здесь и находится проходная)

По этим улицам ходят интересные ретро-автобусы, перевозящие людей по бесплатныммаршрутам к УТК "Садовод" и обратно к метро или ТК "Москва"...

Модель автобусов - Ikarus-280.33M, о ней я писал в одной из своихзимних заметок: http://south-moskovia.livejournal.com/2223.html

Если немного углубиться со Ставропольской улицы в Верхние поля, то можно наткнуться вотна такой "огород", каким-то чудом уцелевший среди московских промзон. 

Центральная улица - Чагинская. С одной стороны подстанция и прочие промзоны, с другой - Кузьминский лес

Кузьминский лесопарк

По краю парка, вблизи пересечения Чагинской улицы с улицей Верхние Поля, проходитжелезнодорожная ветка - связь электроподстанции и служебных корпусов МНПЗ с Казанскимнаправлением Московской железной дороги. Пути относятся к грузовой станции "Яничкино"

По одному из местных ответвлений "Дзержинская - Яничкино - Мальчики" в моём ЖЖ было две записи: http://south-moskovia.livejournal.com/3883.html и http://south-moskovia.livejournal.com/6648.html

В конце 1990-х - начале 2000-х годов здесь всерьёз заговорилио строительстве скоростной трассы "Волгоградский проспект - Котельники"

Но проект был заморожен, едва успев начаться. Дублёр Чагинской улицы так и не был пробит даже на сто метров. Причин две - протест экологов (неминуемая вырубка части Кузьминского леса) и вторая причина - разворованные деньги. Ни то ни другое не проверено, но очень вероятно...

Совсем недавно здесь появились новенькие вагончики и техника. Народ в Интернете радостнозабил в колокола - таки-прорубают!

Но моё мнение не столь "оптимистично". Мне кажется, это ни что иное, как работы по расширению улицы Верхние Поля, порой задыхающейся в пробках.А техника в "кармане" просто стоит, чтобы не мешать проезду по дороге...

И как же приятно бывает в столь урбанизированных местах увидеть весеннюю радугу =)

Спасибо за внимание!

south-moskovia.livejournal.com

Авария на подстанции Чагино - 11 лет.

Чуть не забыл. 11 лет назад, 25 мая 2005 года произошла одна из самых масштабных аварий в ЕЭС России за постсоветское время. Авария известная как "Пожар на подстанции Чагино". Или просто "Чагино". Авария затронула несколько региональных энергосистем в операционной зоне ОДУ Центра, в том числе и энергосистему Москвы и Московской области, в которой оказались обесточены 322 подстанции 35–500 кВ. Развитие аварии привело также к отключению потребителей в смежных с Московской энергосистемах: Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской, находящихся в операционной зоне ОДУ Центра. В Московской энергосистеме произошло отключение потребителей мощностью около 2500 МВт.Суммарно отключенная мощность потребителей в Объединенной энергосистеме Центра составила около 3500 МВт. Я тогда никакого отношения к энергетике не имел, работал журналистом. И в этот день участвовал в каком-то не то круглом столе, не то семинаре по антитеррористической тематике. И честно говоря, на своей шкуре не ощутил. Приехал на место мероприятия до аварии, само место в зону отключения не попало, как и район, где я живу. Это уже потом, я осознал масштаб события. А если кому-то интересно почитать про эту аварию с массой технических подробностей, то вот здесьочень большая статья, которую делали в прошлом году к 10-летию события.

Да, а некоторые "жжурналисты" умудрились (правда не в тот раз) обозвать Чагинскую подстанцию АЭС. т.е. атомной электростанцией :) Согласитесь, "авария на Чагинской АЭС" звучит намного круче. :))

25052005.jpg

КДПВ цельнотянутая из интернетов.

UPD: А, кстати, было бы любопытно собрать воспоминания очевидцев из "простых граждан". Наверняка же, были какие-то интересные, необычные, поучительные и т.д. ситуации

major-p.livejournal.com

МОСКОВСКИЙ БЛЭКАУТ. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ МОСКОВСКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

Сеть линий электропередачи вокруг Москвы: черным цветом обозначены линии 220 кВ, синим - линии 500 кВ, зеленым - линия 750 кВ. Основная доля энергии поступает к потребителям через московские подстанции 'Чагино' (1), 'Очаково' (2) и 'Бескудниково' (3).

Электростанции Московского региона не в состоянии удовлетворить потребности Москвы в электроэнергии, и дефицит покрывается передачей энергии из других регионов через подстанции, работающие на пределе нагрузки.

Структура потребления электроэнергии в Москве.

Снабжение Москвы электроэнергией в зимние холода при температуре -25°С. Цифры у обозначения подстанций показывают их загрузку в процентах и передаваемую через них мощность в миллионах киловатт.

В Москве находится самая крупная региональная энергосистема: на нее приходится 8% вырабатываемой в России электроэнергии и иногда более 10% потребляемой. От ее работы зависит, будет ли свет и тепло у 15 млн жителей Московского региона.

Свою родословную Московская энергосистема ведет с 1897 года, когда в городе была построена электростанция на Раушской набережной, почти напротив Кремля. Сегодня ее знают как ГЭС-1. Еще в 50-е годы ХХ века она снабжала электроэнергией наиболее важные правительственные объекты. В 1907 году построили электростанцию "Трамвайная", само название которой говорит, что она должна была питать контактную сеть московского трамвая.

К 1990 году Московская энергосистема объединяла более 25 генерирующих станций в самом городе, в Московской области и даже в прилегающих областях. Часть из них, теплоэлектроцентрали, или ТЭЦ, одновременно обеспечивают Москву еще и теплом. Пять самых мощных ТЭЦ, по 1,4 млн кВт, были введены в строй в 60-70-х годах прошлого века. Почти все они работают на газе.

Москва и ее окрестности охвачены кольцом мощных линий электропередачи напряжением 500 кВ. На этом кольце стоят семь узловых подстанций, которые понижают напряжение до 220 и 110 кВ и подают энергию на узловые распределительные подстанции. По линиям напряжением 500 кВ в кольцо поступает электроэнергия от Волжских и Волго-Камских гидроэлектростанций, Калининской атомной, Угличской и Костромской тепловых станций. Ближние электростанции в Рязанской, Тульской и Калужской областях связаны с Москвой линиями напряжением 220 кВ. По ним можно передавать мощность до 500 тыс. кВт. Основные подстанции за кольцом линий 500 кВ объединены еще одним внешним кольцом линий напряжением 220 кВ. Таким образом, генерирующие станции, крупные подстанции и крупные потребители связаны между собой не менее чем двумя линиями электропередачи, что и обеспечивает надежность работы каждого узла и всей системы в целом при выходе из строя какой-либо линии или узла.

Внутри города связь между генерирующими станциями, узловыми подстанциями и крупными потребителями также дублирована. Всего Московская энергосистема вырабатывает энергию мощностью 12,6 млн кВт, а в зимнее время максимум потребляемой мощности достигает 15 млн кВт (дефицит покрывают, добирая энергию из других регионов). Среди основных потребителей - промышленные предприятия, жилой сектор, транспорт, торговля. Значительная часть энергии тратится на поддержание работы самой энергосистемы. В то же время система отдает около 3% энергии Тульской и Владимирской энергосистемам.

РЕФОРМА ЭНЕРГЕТИКИ: РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

С переходом российской экономики на рыночные рельсы встал вопрос о том, как быть с оставшейся России в наследство Единой энергосистемой. Принадлежащие Российской Федерации электростанции и линии электропередач и объединили в РАО "ЕЭС России", ставшее естественным монополистом в области энергетики.

Экономический кризис привел к значительному сокращению промышленного производства. Проблемы возникали и у энергетиков. Новые мощности не вводились, оборудование действующих станций постепенно старело. Но до начала 2000-х годов РАО "ЕЭС России" успешно справлялось с обеспечением страны электричеством, поскольку потребности в энергии стали заметно меньше (см. таблицу 1).

Появился даже запас мощности, и именно тогда нужно было начинать реформу отрасли. Однако специалисты не сходились во мнениях о ее целях и темпах, и все оставалось по-прежнему.

Лишь 11 июля 2001 года было принято постановление Правительства РФ, которое определило главные направления преобразования РАО "ЕЭС России". Их суть в том, чтобы оставить под контролем государства ядро компании - магистральные линии электропередачи и диспетчерскую службу управления. Предприятия, производящие электроэнергию, должны стать независимыми территориальными генерирующими компаниями и превратиться в участников рынка электроэнергии (все гидроэлектростанции должны войти в одну компанию). На основе конкуренции возникнут стимулы для снижения издержек и тарифов, для ускорения разработки и внедрения инноваций, повышения прибыльности и привлечения на этой основе внутренних и внешних источников инвестиций. Заметим, что на подобных принципах, естественно, с неизбежными поправками на национальные особенности проведены реформы электроэнергетики во многих развитых странах мира, в том числе в США, Великобритании, Австралии. Началась либерализация рынков электричества и газа в странах Европейского союза.

К моменту принятия постановления экономическая обстановка в стране существенно поменялась. Начиная с 2000 года прирост ВВП составлял примерно 6% в год, и в динамично развивающихся регионах, в первую очередь в Москве, начал ощущаться дефицит электроэнергии. Кроме того, была декларирована цель удвоения ВВП в течение 10 лет, что требует и соответствующего увеличения выработки электроэнергии. К 2010 году по сравнению с 2000-м предполагается ее рост на 17%, а к 2020-му - на 45%. К 2020 году планируется ввести новые мощности на 135-140 млн кВт, то есть более половины того, что есть сейчас.

В Москве перестройка энергосистемы начала проводиться с апреля 2005 года. Из ее состава было выделено 13 независимых компаний: генерирующая (объединила все тепловые электростанции Московской области), две сетевые (городская и областная), несколько сбытовых, ремонтная. Все компании имеют собственные диспетчерские службы.

ЧТО ОБЩЕГ О МЕЖДУ ЧАЙНИКОМ И ЭНЕРГОСИСТЕМОЙ?

До реформы работой всей энергосистемы и ее крупных узлов управляло Объединенное диспетчерское управление (ОДУ) Мосэнерго. В его основные задачи входило постоянное поддержание баланса между генерацией и потреблением мощности и предотвращение недопустимых перегрузок. Если в каком-либо звене системы происходила авария, ОДУ централизованно перераспределяло нагрузку между другими станциями и линиями передач. При крупных авариях оно поочередно отключало отдельных, заранее определенных наименее значимых потребителей, а позднее контролировало восстановление работы системы и постепенно возвращало в сеть потребителей. Такое отключение называют веерным.

Однако отключения генерирующих мощностей и линий передач происходят и автоматически, без участия человека. Причиной могут быть перегрузки, в результате которых снижается частота напряжения или перегревается трансформатор. Подобные системы автоматической защиты применяются и в быту, например в электрических утюгах и чайниках.

Хотя трансформаторы на подстанциях и генераторы на ТЭЦ могут работать с перегрузкой до нескольких часов, в обычном режиме они нагружены примерно на 85% установленной мощности. Резерв в 15% необходим не только на случай аварии, но и для проведения плановых ремонтных работ.

Зиму 2004/2005 года - период максимальной нагрузки - Мосэнерго пережило с дефицитом вырабатываемой мощности. Резерва в 15 % (о котором упоминалось выше) не было, почти все звенья работали на полную мощность. С приходом весны потребление уменьшилось почти на 40%, и часть объектов вывели в ремонт. Из-за этого дефицит мощности сохранялся.

КАК ГРОМ СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА

Теплое солнечное утро 25 мая 2005 года началось для жителей Москвы как обычно. В начале десятого одни уже начали трудовой день, другие ехали на работу и учебу, кто-то отправился за покупками. И вдруг привычный ритм резко нарушился. В считанные минуты многие районы Москвы и области оказались обесточенными. Прекратилось движение по пяти линиям метро - десятки тысяч человек выбирались из вагонов, по путям выходили на темные станции и пешком поднимались по неработающим эскалаторам. На перекрестках погасли светофоры, и на улицах образовались многокилометровые пробки. Стояли трамваи и троллейбусы. Толпы людей не знали, что делать, как добраться до нужного места. Прекратили работу магазины. Только в лифтах застряли 1,5 тыс. человек. Не удавалось даже воспользоваться мобильными телефонами: сеть сотовой связи не справлялась с огромным числом вызовов. Из кранов перестала течь вода, под угрозой оказалась система канализации.

Подобная ситуация сохранялась почти полсуток. Лишь около 6 часов вечера возобновилось движение в метро, его включили одним из первых.

Позднее выяснилось, что без электричества остались 6 млн жителей. Электроснабжение было нарушено в пяти административных округах Москвы, в ряде районов южного Подмосковья, Тульской и Калужской областей. На пике аварии Московская энергетическая система на четверть снизила мощность подаваемой энергии. Такого никогда еще не было. Возникает естественный вопрос: как и почему произошла столь масштабная авария?

Все началось 24 мая 2005 года, когда около 9 часов вечера на подстанции "Чагино" на юге Москвы, самой мощной на кольце 500 кВ, произошел пожар: не выдержав перегрузки, сгорел измерительный трансформатор тока*.

Мощность трансформатора "грошовая", и сам по себе его выход из строя не нарушил бы серьезно работу подстанции. Но он стоял на открытом воздухе и был залит маслом. Возникший пожар сопровождался взрывом и выбросом масла, повлекшими повреждения соседнего оборудования. Сработала автоматика: подстанция аварийно отключилась вместе с подходящими к ней линиями. Одновременно отключилась связанная с подстанцией ТЭЦ-22. При этом было разорвано кольцо 500 кВ и отсоединена линия, питающая систему со стороны Каширы. Из-за отключения ТЭЦ-22 общая мощность системы резко упала - почти на 640 тыс. кВт. Все же система еще работала, и лишь позже сгоревший трансформатор сыграл роль того отсутствовавшего в кузнице гвоздя, который, как говорилось в известном детском стихотворении, стал причиной поражения целой армии.

У СЕМИ НЯНЕК…

К утру 25 мая кольцо 500 кВ энергетики восстановили, подсоединили линию от Каширы, но сама подстанция "Чагино", питающая южные электросети, еще не работала, а следовательно, оставалась выведенной из сети ТЭЦ-22. Ночью потребление энергии снижается, и у диспетчеров было время подготовиться к веерному отключению малозначимых объектов, чтобы компенсировать потери. Но этого сделано не было.

Диспетчеры недавно созданных компаний еще не приобрели опыта совместной работы в сложных условиях, да и отсутствовали соответствующие регламентирующие документы. Объединяющую их Службу системного оператора, которая по функциям соответствовала упраздненному ОДУ Мосэнерго, на момент аварии еще не полностью сформировали.

Утром во время пика потребления энергии система начала "сыпаться". На подстанциях южных электросетей из-за перегрузки стало снижаться напряжение. Нагрузка была столь велика, что на линиях 110 кВ напряжение упало до 85 кВ, и это привело к их автоматическому отключению. С 9 часов 23 минут до 10 часов 45 минут отключилось шесть линий 220 кВ. После этого диспетчеры потеряли контроль над обстановкой - она менялась быстрее, чем они реагировали.

В 10 часов 45 минут началось, как говорят энергетики, каскадное отключение. Практически одновременно, испытывая необычную перегрузку, частично или полностью отключились генерирующие станции - все семь ТЭЦ в южной части Москвы, ГЭС-1 напротив Кремля и четыре станции в Тульской области. В итоге Московская энергосистема потеряла 2500 тыс. кВт, или 26% всей мощности. Тульская энергосистема потеряла 900 тыс. кВт (87%), Калужская - 100 тыс. кВт (22%). Всего из энергосистемы были временно выведены более 300 подстанций. Благо вовремя сработавшая защитная автоматика позволила избежать поломок оборудования и сохранила работоспособность северной части энергосистемы Москвы.

Несмотря на предпринятые энергетиками усилия, быстро ликвидировать аварию было невозможно. Они сразу же стали подключать к работающей части системы линии передач и генерирующие станции. Но это дело не быстрое: перед подсоединением объекты надо сначала проверить. Кроме того, генераторы отключаются мгновенно, а чтобы вывести их вновь на рабочий режим, требуется довольно много времени.

Уже к 18 часам было частично налажено энергоснабжение жизненно важных и социально значимых объектов по списку, составленному заместителем мэра. Заработало метро, пошли трамваи и троллейбусы. К 21 часу из потерянных мощностей на 2500 тыс. кВт в систему были возвращены 1900 тыс. кВт. К 18 часам 26 мая энергосистему полностью восстановили.

"РАЗБОР ПОЛЕТОВ"

Для расследования причин и обстоятельств аварии была создана комиссия РАО "ЕЭС России" и рабочая группа Государственной думы. Свой взгляд на события высказали и крупные специалисты-энергетики. Единого мнения удалось достичь только в очевидном: главные причины аварии - растущий дефицит мощности, отсутствие резервов и моральное и физическое старение оборудования.

Что же касается именно событий 25 мая, то их непосредственными виновниками в отчете группы Государственной думы назван диспетчерский персонал, "приступивший к управлению режимами электростанций… вместо отключения потребителей".

Чтобы разобраться в действиях диспетчеров, следует вернуться к началу аварии, когда вышла из строя подстанция "Чагино" и оказалась отключенной ТЭЦ-22. По масштабам это была локальная авария, подобные которой происходили и прежде. С аварийно отключенными подстанцией "Чагино" и ТЭЦ-22 система спокойно проработала ночь - время минимальной нагрузки. Было ясно, что на восстановление подстанции "Чагино" потребуется более суток. В то же время кольцо 500 кВ еще имело большой запас мощности. Однако перекачать ее в южную часть энергосистемы оказалось невозможным. Ее не пропускали подстанции "Очаково" и ТЭЦ-26, на которых трансформаторы связи с кольцом находились на плановом ремонте.

Тем не менее до утра было достаточно времени, чтобы оценить ситуацию и принять меры. Южной части энергосистемы предстояло работать целый день с огромным дефицитом мощности, то есть потребовалось бы отключить более половины промышленных и непромышленных потребителей. Можно было бы на 3 часа отключать поочередно и потребителей жилого сектора. У диспетчеров были расчеты режима системы с учетом ее тогдашнего состояния и ожидаемого роста нагрузки, но они оказались неполными и неточными.

К 7 часам утра нагрузка начала расти, но диспетчеры продолжали заниматься изменением режимов работы станций и не приступали к отключениям. Наконец наступил момент, когда им, как пожарным при неожиданном прорыве огня, пришлось оперативно принимать решение и менять тактику борьбы при недостатке информации. Но пожарные в таких ситуациях оказывались не раз, а диспетчеры - впервые. Возможно, это и не позволило им принять единственно правильное решение - спасать главное (до этого они стремились сохранить все). До 10 часов 45 минут, когда произошел крах всей системы, оставалось полчаса, и можно было, чем-то пожертвовав, обеспечить работу важнейших объектов: государственных учреждений, больниц, родильных домов, транспорта, водопровода, предприятий связи, опасных производств и т. д. Но момент был упущен.

Как всегда, найти "стрелочников" не составило труда. Но виноваты и руководители как московских, так и российских энергетиков. Нельзя было начинать реорганизацию, не подготовив и не научив персонал действовать в критических ситуациях. В этом отношении показателен опыт включения в эксплуатацию нового блока на Калининской атомной станции. Его работников заранее обучали на полномасштабном тренажере, работающем в режиме реального времени. Отрабатывались как штатные рабочие режимы, так и аварийные ситуации любой сложности, при этом анализировались и работа системы, и реакция операторов. Но станция находилась в другом ведомстве - Росэнергоатоме, имевшем горький опыт Чернобыля.

НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ

Справедливости ради надо сказать, что и в РАО "ЕЭС России" и в Мосэнерго сделали выводы и, имея практически те же ресурсы, что и до аварии, энергетикам удалось без серьезных сбоев проработать тяжелый зимний сезон 2005/2006 года.

В январе и феврале 2006 года столбик термометра опускался ниже -30°С. В январе система откликнулась рекордным максимумом потребляемой мощности - 16,2 млн кВт. (Прогноз в расчете на температуру -25°С составлял 16,5 млн кВт.) Трансформаторы на некоторых подстанциях работали с перегрузкой в 10 и даже 20%. Но на этот раз к работе в сложных условиях заранее готовились: был создан штаб по координации действий в период морозов, его сообщения, как военные сводки, передавались ежедневно.

В наиболее тяжелом положении оказалась северная часть города и Подмосковья, питаемая через подстанцию "Бескудниково". Из-за ее недостаточной пропускной способности здесь в самые холодные дни по утрам и вечерам энергетики ограничивали (с предварительным уведомлением потребителей) мощность в четырех административных округах. Самое жесткое ограничение, на 500 тыс. кВт (более половины мощности, которую передавала подстанция "Бескудниково"), вводилось 7 февраля. И хотя в феврале московская система достигла нового рекордного потребления - 17 млн кВт и работала на пределе, энергетикам удалось избежать аварийных перегрузок. Пусть за счет материальных потерь, которые понесли ограниченные в потреблении энергии промышленные предприятия, пусть за счет неудобств, которые испытали многие москвичи, но все жизненно важные объекты мегаполиса работали. За полгода провести кардинальную техническую реконструкцию такого "монстра", как Мосэнерго, нереально, и избежать крупных неприятностей удалось, как говорят в народе, не мытьем, так катаньем.

Цифры и факты

КРУПНЕЙШИЕ АВАРИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

- За рубежом с масштабными авариями энергосистем хорошо знакомы. Чаще всего они происходили в США. Популярное в годы Второй мировой войны слово "блэкаут" (в дословном переводе с английского - "затемнение") в новом значении появилось после 9 ноября 1965 года, когда в результате каскадной аварии без света остались восемь штатов на северо-востоке США и часть территории Канады. В Нью-Йорке и пригородах электроэнергия отключилась в 4 млн зданий. До 800 тыс. человек оказались застигнуты аварией в метро, и спасателям пришлось всю ночь выводить их на поверхность. Подачу электроэнергии восстановили лишь почти через сутки.

- Не менее серьезные последствия вызвала авария 13 июля 1977 года в Нью-Йорке. Она получила название "Ночь страха". Во время грозы в одну из ЛЭП попала молния, после чего весь многомиллионный город погрузился во мглу. Электричества не было более суток. В мегаполисе началось мародерство. Были арестованы 3766 человек, ущерб оценили в 300 млн долларов.

- США пострадали и от самого крупного в истории человечества сбоя в энергосистеме 14 августа 2003 года. Из-за короткого замыкания оказались обесточены три ЛЭП на северо-востоке США, но персонал энергетической компании не сразу заметил это. В результате началось каскадное отключение, охватившее восемь штатов США и канадскую провинцию Онтарио. Пострадали более 50 млн человек. Без света остались крупнейшие города региона - Детройт, Нью-Йорк, Кливленд, Оттава, Торонто. Из энергосистемы были выведены мощности на 61 млн кВт, а ликвидация аварии заняла почти двое суток. Общий ущерб достиг 6 млрд долларов.

- В памяти британцев черным остался день 28 августа 2003 года. Из-за сбоя на 34 минуты оказались обесточенными центр и юго-восток Лондона. Было частично парализовано лондонское метро, выключились светофоры на автодорогах.

- Так называемый скандинавский блэкаут произошел 23 сентября 2003 года. На четыре часа без света остались 5 млн шведов и датчан. В зоне отключения нарушилось движение поездов. Оказалось обесточен ным метро Копенгагена. Причиной стала авария на силовом кабеле, соединявшем Данию со Скандинавским полуостровом.

- Трагикомические причины привели к "Великому итальянскому блэкауту" 28 сентября 2003 года, в результате которого весь Апеннинский полуостров остался без электричества. Дело в том, что часть электроэнергии Италия получает из Германии по линиям, проходящим через Швейцарию. В тот день линии оказались перегруженными, и швейцарские и итальянские диспетчеры стали по телефону "выяснять отношения". Пока они препирались, линии начали аварийно отключаться, и 56 млн итальянцев остались без электричества. Ситуация усугубилась тем, что в Риме в эту ночь проводились массовые гулянья и многие горожане оказались запертыми в метро и в лифтах. Полностью электроснабжение восстановили через 16 часов.

Комментарии к статье

*Это устройство служит для измерения мощности в линии и защиты ее по току.

См. в номере на ту же тему

С. ГЛОТОВ - Да будет свет!

www.nkj.ru

Сгорела подстанция «Чагино» | Намедни. Наша Эра

25 мая авария на электроподстанции №510 «Чагино» в столичном Люблино разрывает Московское энергокольцо. В обесточенных нескольких районах Москвы, Подмосковья, Тульской, Калужской и Рязанской областей на целый день парализована вся жизнь

Сгорела подстанция «Чагино»

Вечером 23-го в «Чагино» загорается один трансформатор из шести, его тушат пеной. Вечером 24-го горят разом четыре трансформатора, 25-го в 5:30 утра подстанция полностью гаснет. Из-за разрыва энергокольца идет цепная реакция: одна за другой отключаются четыре из семи московских подстанций, затем 5 электростанций и 15 питающих центров. Авария перекидывается на Подмосковье и области к югу от него. Перестают работать Алексинская ТЭЦ, Новомосковская ГРЭС, Ефремовская ТЭЦ, Щёкинская ГРЭС. В Московской области без электричества остались 34 района. В соседних регионах больше всего пострадает полностью обесточенная до вечера Тула.

В Москве встают все предприятия промзоны. Остановлена Западная водопроводная станция, обеспечивающая четверть населения мегаполиса. Не работает Курский и частично Белорусский, Павелецкий, Казанский и Киевский вокзалы. Прекращают движение до 40 поездов и 700 электричек. Выходят из строя 52 из 170 станций метро. 27 поездов на момент аварии шли в тоннелях. За полтора часа эвакуированы все пассажиры. Людской поток невмещаем в наземный транспорт, а еще недвижимы троллейбусы с трамваями и потухли многие светофоры.

Военные штабы работали на резервном питании. В больницы — куда удалось — развезли армейские передвижные электростанции. Обошлось без жертв, хотя авария затронула до 6,5 млн человек. Только в лифтах застряло свыше тысячи пассажиров. Версия теракта не подтвердится. Причиной назовут долгую жару и износ оборудования («Чагино» построено в 1964 году). К тому же в Москве очень сложная топология электросхем, и это единственный в стране регион без спецавтоматики отключения нагрузки (САОН). Уйдет с должности гендиректор «Мосэнерго» Аркадий Евстафьев (см. «Коробка из-под ксерокса», 1996). Предложение об отставке главы Единых энергосистем России Анатолия Чубайса (см. 1992) в Госдуме не пройдет.

namednibook.ru

КЭФ | Библиотека | Авария на подстанции «Чагино»: сущность, причины, последствия

Причины случившегося.

То, что произошло на подстанции «Чагино», было неожиданностью далеко не для всех. Еще в прошлом году "Вестник Мосэнерго" (№32 от 23 сентября 2004 года) опубликовал статью "Сверхконцентрация энергии", где написал о серьезных проблемах в системе электроснабжения столицы. О предкризисном состоянии энергетических систем Московского региона задолго до аварии говорили все заинтересованные лица - председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, мэр Москвы Юрий Лужков, руководители ОАО "Мосэнерго".Кроме того, информация эта была опубликована на официальном сайте "Мосэнерго". Автор пишет:"Москва - огромный центр концентрации энергии. Здесь, на сравнительно небольшой площади, сосредоточено огромное количество генерирующих источников, соткан "клубок" многочисленных связей 110, 220 и 500 кВ, в том числе 70 связей со смежными энергосистемами ОЭС Центра. В настоящее время, несмотря на сильное секционирование, токи короткого замыкания (ткз) в сетях достигли предельных отметок: 500 кВ - 32,7 кА, 220 кВ - 35,6 кА, 110 кВ - 37,6 кА. На многих подстанциях и электростанциях ткз превышают допустимые пределы по оборудованию: действующие выключатели не справляются с отключением, а почти все автоматические трансформаторы 500 кВ и 220 кВ в черте Москвы не выдерживают сквозных ткз».

«Из года в год степень вероятности аварии возрастает в разы, - признался "Известиям" первый заместитель гендиректора ОАО "Мосэнерго" Дмитрий Васильев, - 40-50% трансформаторных подстанций изношены.

Короткое замыкание на одной из подстанций "Мосэнерго" во вторник вечером вызвало каскадное отключение энергоснабжения практически на всей территории Москвы, а также в Московской, Калужской и Тульской областях. Что такое отключенный рубильник, прочувствовали на себе практически все жители этих регионов.

Через день энергетики распространили заявление, что каскадное развитие аварии удалось остановить. По их версии, причиной массового обесточивания стало короткое замыкание на Чагинской подстанции в районе Капотни, случившееся вечером во вторник. После этого начался пожар, который работники подстанции ликвидировали своими силами. А утром, когда москвичи стали собираться на работу, потребление электроэнергии возросло, и городские электросети, закольцованные в одну сеть, начали по очереди выходить из строя.

«Обычно в подобных случаях у нас предусмотрен резерв, - пояснил "Известиям" член правления РАО "ЕЭС" России Андрей Трапезников. - Но это высокотехнологичная сфера, и спрогнозировать каждый нюанс невозможно. Из-за аварии на сетях часть потребителей не получает энергию из своего источника и начинает получать ее из других. Что и произошло после выхода из строя "Чагино". Остальные станции не осилили нагрузку, на которую не были рассчитаны. В этом случае по технологии электростанция автоматически отключается в целях безопасности. Ситуацию осложнила жара - нам еще вчера докладывали, что из-за жары в ряде районов провисли провода.»

В итоге в 11.30 без электричества остались Южный, Юго-Восточный и Юго-Западный округа столицы. На улицах встали троллейбусы и трамваи, остановились в тоннелях поезда метро.

Хроника событий:

  • Вторник.
    • 20.56 Возник пожар на трансформаторной подстанции Московского НПЗ на улице Чагинской. Через несколько минут была прекращена подача электроэнергии на МНПЗ.
  • Среда.
    • 8.00 Энергетики докладывают об устранении аварии на Чагинской подстанции.
    • 11.00 Каскадное аварийное отключение электричества в Москве, Калужской и Тульской областях, в 34 районах Подмосковья.
    • 11.30 Из-за отключения электричества остановились все троллейбусы и трамваи в Южном,Юго-Восточном и Юго-Западном округах.
    • 11.35 Отключено электричество на Люблинской, Замоскворецкой, Каховской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Бутовской линиях метро. Уже к 11.45 обесточенными оказались 6 линий столичной подземки. Пассажиров выводили по тоннелям в вестибюль станций, а оттуда - на улицу. Руководитель столичной подземки сначала пообещал восстановить движение к 15.00, но потом вообще перестал давать какие-либо обещания.
    • 11.45 "Мосгортранс" подогнал к закрытым станциям 1200 автобусов .
    • 14.15На Волгоградском проспекте около дома № 49 по из-за аварии в канализационной системе из-под земли ударил фонтан воды. Затопленной оказалась часть Волгоградского проспекта.
    • 16.30 Полностью восстановлено движение по Каховской линии метро.
    • 17.00Из 1500 светофоров столицы к работе удалось вернуть 1364. Возобновлено электроснабжение в половине из 28 обесточенных московских больниц.
    • 17.15 Восстановлено электроснабжение в Марьино и Люблино.
    • 17.30 Глава штаба по ликвидации последствий аварии Владимир Ресин заявил, что полностью восстановить электроснабжение в столице удастся лишь к 14.00 четверга.
    • 18.00 В 14 районах Подмосковья восстановлено электроснабжение.

Последствия аварии

- В 11.40 на станции "Текстильщики" несколько раз моргнул свет, и поезда встали, - рассказывает очевидец случившегося Анатолий Седин. - Честно говоря, первая мысль была: опять теракт. Машинисты выскочили из вагонов, а десяток рабочих побежали вглубь тоннеля. О том, что поезда больше не поедут, стоявшим на перроне объявили только через 20 минут. Огромная толпа двинулась к выходу. На Волгоградском проспекте творился полный хаос. Сотни людей вышли на проезжую часть ловить машину, а переполненные автобусы выстроились вереницей, пытаясь протолкнуться к остановке.

- Несчастных случаев во время аварии у нас не было, - рассказал "Известиям" начальник ситуационного центра метрополитена Анатолий Парфенков. - Людей успели вывести из заблокированных поездов, и плохо никому из пассажиров не стало. Конечно, люди возмущены, но от нас здесь ничего не зависит. Электричество поездам дает город, а своей, резервной, подстанции у метро нет.

Для перевозки пассажиров по земле "Мосгортранс" выделил 1200 автобусов. Но передвигаться наземным транспортом по Москве тоже было невозможно. Из-за перебоев электроэнергии в большинстве районов Москвы выключились все светофоры и на улицах образовались огромные пробки.

Вместе с общественным транспортом на подмосковной железной дороге встали и электрички. Поезда остановились на Курском, Павелецком, Киевском, Белорусском направлениях Московской железной дороги и большинстве участков Большой московской окружной дороги. Из-за перебоев в электросетях многие москвичи не успели вовремя попасть в аэропорты. Скоростные поезда, курсирующие между Павелецким вокзалом и аэропортом "Домодедово", тоже остановились. Правда, сами аэропорты успели перейти на автономные системы энергоснабжения, и изменений в расписании вылетов не произошло.

Сбои в элетропитании и связи сделали невозможным проведение платежей во многих банках. Отделения кредитных учреждений в южных районах Москвы не работали (хотя не все в этом признавались). На несколько часов из-за ограничения доступа участников бирж к торгам была приостановлена работа рынков группы РТС и рынков ММВБ. Впрочем, к трем часам работа бирж восстановилась.

Согласно последней информации, размещенной на сайте ОАО «РАО ЕЭС России», Генеральный директор ОАО "Мосэнерго" Аркадий Евстафьев подал заявление об отставке. Причина отставки – неудовлетворительная оценка работы руководства ОАО "Мосэнерго", прозвучавшая со стороны Президента РФ Владимира Путина на заседании Совета Безопасности. Заявление об отставке также подал заместитель генерального директора ОАО "Мосэнерго" по экономике Владислав Назин. Временно исполняющим обязанности генерального директора ОАО "Мосэнерго" назначен заместитель генерального директора ОАО "Мосэнерго" Владимир Чистяков .

Вывод:

О точных причинах случившегося и кто в этом виноват, решит компетентная комиссия. Но сейчас уже ясно, что основной причиной стал так называемый «человеческий» фактор, то есть халатность, повлекшая за собой все вышеперечисленные последствия; следует больше внимания стоит уделять закупкам нового оборудования и ремонту уже эксплуатируемого, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, подобной случившейся и предотватить их возникновение в будущем, которые могут привести к трагедии.

Давайте сделаем так, чтобы путь, согласно слогану ОАО «Мосэнерго» - «К свету, теплу и чистому воздуху», не был тернистым для потребителей!

www.kef.ru

Пожар на подстанции "Чагино" не оставил москвичей без электричества — Российская газета

Пожар на подстанции "Чагино"... Эта информация, прозвучавшая в минувшую субботу, для многих москвичей мгновенно оживила картины беды, постигшей столицу почти три года назад.

Тогда из-за аварии на этой же подстанции без электричества остался весь юг столицы, а также и прилегающие к нему районы Московской, Тульской и Калужской областей. В Москве же остановились поезда метрополитена, горожане сидели в лифтах, а те, кто успел добраться до дома, не могли вскипятить даже чай... Вот и тут новость сопровождалась тревожными комментариями: не начнется ли в Москве веерное отключение электроэнергии?

К счастью, это не подтвердилось. Как заявил корреспонденту "РГ" пресс-секретарь комплекса городского хозяйства столицы Игорь Пергаменщик, ЧП никак не отразилось на потребителях города. Дело в том, что с того самого мая 2005 года "Чагино" больше не участвует в энергоснабжении Москвы. Устаревшую за сорок лет существования подстанцию поставили на реконструкцию. Одновременно на ее территории начали сооружение новых энергомощностей, которые планировалось пустить в текущем году. Итогом этих работ должно было стать доведение общей мощности "Чагино" до 2 тысяч мегаватт. В одном из строящихся зданий и случился в субботу пожар на территории 500 квадратных метров. Точные причины его назовет рабочая комиссия Госпожнадзора. Пока же известно лишь то, что пожар начался со взрыва во время пробного пуска нового оборудования. "Это могло быть замыкание в электросети, а мог оказаться и заводской брак в самом оборудовании", - выдвигают версии эксперты.

По словам начальника пресс-службы ГУ МЧС по Москве Евгения Бобылева, на борьбу с огнем пожарным потребовалось три часа. Он пояснил, что сигнал на пульт МЧС поступил в 17.50. На место сразу выехали 25 пожарных расчетов, а также вылетели два вертолета МЧС. От их работы зависело очень многое - ведь в здании находилось несколько новых еще не установленных трансформаторов и цистерна с 50 тоннами машинного масла. Пожарные с этой задачей справились, пострадавших, по словам Евгения Бобылева, во время пожара нет.

Может быть, в какой-то мере им помогла репетиция по тушению пожаров на подстанции "Чагино", состоявшаяся буквально за два дня до ЧП? Дело в том, что во время учений пожарные опробовали новейшую технику, полученную городом для тушения пожаров. Происходило это во время выставки "Комплексная безопасность" на ВВЦ. В один из моментов участникам учений объявили: а сейчас тушим трансформатор мощностью 500 мегаватт, который стоит возле хорошо известной всем ракеты - памятника победителям космоса. И пояснили: точь-в-точь такой же горел на "Чагино" три года тому назад... И вот не прошло и двух дней - и пожар на "Чагино" стал реальностью.

Впрочем, скорее всего это лишь совпадение. Главное же, что продемонстрировала новая авария, полученный в свое время столицей урок даром не пропал. Ведь именно случай с "Чагино" послужил толчком к тому, что столичные власти и руководство РАО "ЕЭС России" перестали упрекать друг друга в острейшем дефиците электроэнергии, в условиях которого уже не один год жила Москва. По этой причине город каждую зиму встречал в напряжении: кого отключат в плановом порядке на этот раз, чтобы из-за перегруза не полетела вся энергосистема? Столица подписала с энергетиками соглашение по наращиванию мощностей, в котором обе стороны взяли на себя обязательства и четко их выполняют. В итоге за прошедшие три года обеспеченность города электроэнергией выросла на тысячу мегаватт, что позволило мэру Москвы Юрию Лужкову заявить на недавнем заседании правительства Москвы: "Из дефицита мы еле-еле выползли. Теперь дело за тем, чтобы решить проблему подключения к мощностям новостроек".

Именно на развитие энергетики с учетом потребностей растущей экономики мегаполиса и нацелена совместная программа - "Мосэнерго" и правительства Москвы, разработанная до 2015 года.

rg.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта