Eng Ru
Отправить письмо

Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ). Пбв это


Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) - это... Что такое Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ)?

 Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) органическое вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии пластификатора или без него.Источник: Справочник дорожных терминов

Строительный словарь.

  • Поверхностно-активные вещества катионные
  • Полимеры

Смотреть что такое "Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ)" в других словарях:

  • полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) — 3.16 полимерно битумное вяжущее (ПБВ): Модифицированный полимерами вязкий дорожный битум. Источник: ГОСТ Р 54401 2011: Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • полимерно-битумное вяжущее — 3.21 полимерно битумное вяжущее : Органическое вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии пластификатора или без него. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.25.36 2011: Автомо …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПБВ — Программа безвизового въезда США Источник: http://usinfo.state.gov/russki/topics/terror/2004 08 04t bio.htm БП ПБВ почтово багажный вагон ж. д. БП Источник: http://www.parovoz.com/spravka/abbrev.html …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ПБВ — 3.2.7 ПБВ : Полимерно битумное вяжущее. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.25.47 2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ОДМ 218.3.007-2011: Нормирование свойств органических вяжущих в зависимости от климатических условий и условий эксплуатации покрытий — Терминология ОДМ 218.3.007 2011: Нормирование свойств органических вяжущих в зависимости от климатических условий и условий эксплуатации покрытий: 6 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь. Определения термина из разных документов:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 54401-2011: Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования — Терминология ГОСТ Р 54401 2011: Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования оригинал документа: 3.1 асфальтобетон дорожный литой горячий: Застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО НОСТРОЙ 2.25.47-2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.25.47 2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения: 3.2.3 (Б + МП) : Асфальтовое вяжущее вещество сумма массовых долей минеральных частиц мельче 0,071 мм и битумного вяжущего в… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

dic.academic.ru

пбв — с русского

Перевод: с русского

См. также в других словарях:

  • ПБВ — Программа безвизового въезда США Источник: http://usinfo.state.gov/russki/topics/terror/2004 08 04t bio.htm БП ПБВ почтово багажный вагон ж. д. БП Источник: http://www.parovoz.com/spravka/abbrev.html …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ПБВ — Силовой трансформатор Регулирование напряжения трансформатора  изменение числа обмоток трансформатора. Применяется для поддержания нормального уровня напряжения у потребителей электроэнергии. Большинство трансформаторов оборудовано некоторыми… …   Википедия

  • ПБВ — 3.2.7 ПБВ : Полимерно битумное вяжущее. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.25.47 2011: Автомобильные дороги. Ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 1. Общие положения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПБВ — переключение без возбуждения …   Словарь сокращений русского языка

  • полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) — 3.16 полимерно битумное вяжущее (ПБВ): Модифицированный полимерами вязкий дорожный битум. Источник: ГОСТ Р 54401 2011: Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • полимерно-битумные вяжущие; ПБВ — 3.82 полимерно битумные вяжущие; ПБВ : Органическое вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полимеров (блок сополимеров типа СБС), пластификаторов и ПAB. Источник: СП 78.13330.2012: Автомобильные дороги …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • устройство переключения ответвлений обмоток без возбуждения. Устройство ПБВ — 3.40 устройство переключения ответвлений обмоток без возбуждения. Устройство ПБВ: Устройство, предназначенное для изменения соединений ответвлений обмоток при невозбужденном трансформаторе. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) — органическое вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии пластификатора или без него. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • Минеральный порошок — 2.7. Минеральный порошок для ЩМА должен отвечать требованиям ГОСТ 16557 78. Допускается использовать в качестве минерального порошка при соответствующем технико экономическом обосновании зерна из отсевов дробления горных пород мельче 0,16 мм и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Литой асфальтобетон — …   Википедия

  • полимерно-битумное вяжущее — 3.21 полимерно битумное вяжущее : Органическое вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии пластификатора или без него. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.25.36 2011: Автомо …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

translate.academic.ru

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52056-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЯЖУЩИЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ ДОРОЖНЫЕ НА ОСНОВЕ БЛОК-СОПОЛИМЕРОВ ТИПА СТИРОЛ-БУТАДИЕН-СТИРОЛ

Технические условия

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП « Сою здорнии» )

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России, Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, ТК 418 «Дорожное хозяйство»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 мая 2003 г. № 157 -ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 52056-2003

ГОСУДАРСТВЕН НЫ Й СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЯЖУЩИЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ ДОРОЖНЫЕ НА ОСНОВЕ БЛОК-СОПОЛИМЕРОВ ТИПА СТИРОЛ-БУТАДИЕН-СТИРОЛ

Технические условия

POLYMER -BITUMEN BINDERS FOR ROADS ON THE BASIS OF BLOCK COPOLYMERS OF STYRENE -BUTADIENE -STYRENE TYPE

Specifications

Дата введе н ия 2004-01-01

Настоящий стандарт распространяется на дорожные полимерно-битумные вяжущие материалы на основе вязких дорожных нефтяных битумов и блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол (СБС), предназначенные для применения при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, мостов и аэродромов.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 ( ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзр ы воопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Метод определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

3.1 Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) готовят на основе вязких дорожных битумов введением полимеров - блок-сополимеров типа СБС, пластификаторов и ПАВ в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

3 .2 Характеристика ПБВ

3 .2.1 В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С ПБВ подразделяют на следующие марки: ПБВ 300 , ПБВ 200 , ПБВ 130 , ПБВ 90 , ПБВ 60 и ПБВ 40 .

При отгрузке продукции указывают марку ПБВ и обозначение настоящего стандарта, например ПБВ 90 по ГОСТ Р 52056.

3 .3 По физико-механическим показателям ПБВ должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1 . Перед испытанием ПБВ определяют его однородность (см. 6.1 ). Если ПБВ однородно, проводят его дальнейшие испытания.

Таблица 1

Наименование показателя

Норма для вяжущего марки

Метод испытания

ПБВ 300

ПБВ 200

ПБВ 130

ПБВ 90

ПБВ 60

ПБВ 40

1 Глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее, при температуре:

По ГОСТ 11501

25 ° С

300

200

130

90

60

40

0 ° С

90

70

50

40

32

25

2 Растяжимость, см, не менее, при температуре:

По ГОСТ 11505

25 ° С

30

30

30

30

25

15

0 ° С

25

25

20

15

11

8

3 Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже

45

47

49

51

54

56

По ГОСТ 11506

4 Температура хрупкости по Фраасу, °С, не выше

- 40

- 35

- 30

-25

- 20

- 15

По ГОСТ 11507 с дополнением по 6.3 настоящего стандарта

5 Эластичность, % , не менее, при температур е:

По 6.2 настоящего стандарта

25 ° С

85

85

85

85

80

80

0 ° С

75

75

75

75

70

70

6 Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более (по абсолютной величине)

7

7

6

6

5

5

По ГОСТ 18180 , ГОСТ 11506

7 Температура вспышки, °С, не ниже

220

220

220

220

230

230

По ГОСТ 4333

8 Сцепление с мрамором или песком

Выдерживает по контрольному образцу № 2

По ГОСТ 11508 , метод А

9 Однородность

Однородно

По 6.1 настоящего стандарта

4.1 При применении П БВ используют средства защиты работающих по ГОСТ 12.4.011.

4 .2 При работе с ПБВ должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.0.004.

4 .3 ПБВ являются горючими веществами по ГОСТ 12.1.044 с температурой вспыш ки выше 220 °С.

4 .4 ПБВ являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4 -му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

4 .5 Предельно допустимая концентрация ПБВ в воздухе рабочей зоны 300 м г/м3 ; блок-сополимера бутадиена и стирола типа СБС, а именно полимера эти нилбензола с бутадиеном 1 ,3 , составляет 10 мг/м3 (4 -й класс опасности).

4 .6 Помещение, в котором производят работы с ПБВ, должно быть оборудовано приточной вентиляцией в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.021.

4 .7 При загорании небольших количеств ПБВ их следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары следует тушить пенной струей.

4 .8 При работе с ПБВ необходимо соблюдать требования ГОСТ 17.2.3.02 по охране природы и атмосферы. Эффективными мерами защиты природной среды являются герметизация оборудования, предотвращение розлива ПБВ.

5.1 ПБВ принимают партиями. Партией считают любое количество ПБВ, однородное по составу и по показателям качества, сопровождаемое одним документом о качестве.

5 .2 Объем выборки ПБВ определяют по ГОСТ 2517.

5 .3 Качество необходимо проверять при получении потребителем каждой новой партии в соответствии с 3.3 после определения его однородности по 6.1.

5 .4 Из каждой партии ПБВ отбирают две пробы. При получении неудовлетворительных результатов испытаний первой пробы хотя бы по одному показателю проводят испытания второй пробы. Результаты испытаний распространяются на всю партию. При получении неудовлетворительных результатов партию бракуют.

5 .5 При проведении входного контроля потребитель определяет показатели свойств ПБВ, приведенные в таблице 1.

5 .6 Каждая партия ПБВ должна сопровождаться документом о качестве.

5 .7 При приемке каждой партии ПБВ отбирают по ГОСТ 2517 и оформляют арбитражную пробу, которую следует хранить у изготовителя и потребителя в течение одного года.

6 .1 Метод определения однородности ПБВ

6.1.1 Сущность метода

Сущность метода заключается в определении однородности ПБВ визуально с помощью стеклянной палочки.

6.1 .2 Аппаратура и реактивы

Стакан фарфоровый вместимостью не менее 600 см3.

Палочка стеклянная.

Термометр лабораторный химический по ГОСТ 28498 диапазоном измерения 0 - 250 °С и ценой деления 1 °С.

Плитка электрическая с закрытой спиралью.

6.1 .3 Подготовка к испытанию

Пробу ПБВ массой 0 ,5 кг отбирают в фарфоровый стакан. Если проба ПБВ хранилась при температуре ниже температуры размягчения ПБВ, то перед испытанием ее следует разогреть до температуры, превышающей на 10 °С температуру приготовления ПБВ, и перемешать в течение 5 - 6 мин.

6 .1 .4 Проведение испытания

Стеклянную палочку погружают в подготовленную пробу ПБВ на 3 - 4 с, затем извлекают и визуально оценивают характер от екания вяжущего с палочки и состояние пленки вяжущего на ее поверхности.

ПБ В должно стекать с палочки равномерно, и на ее поверхности не должно быть сгустков, комков и крупинок.

6.1 .5 Обработка результатов

Однородность ПБВ определяют сравнением результатов трех определений. Если два из трех определений дают положительный результат, то ПБВ считают выдержавшим испытание на однородность.

6 .1 .6 Норма погрешности

Если два из трех определений дают положительный результат, ПБВ готово к испытаниям.

6 .2 Метод определения эластичности ПБВ

6 .2 .1 Сущность метода

Сущность метода заключается в определении доли эластической (полностью обратимой) деформации в предельной деформации образца.

6 .2 .2 Аппаратура и реактивы

Линейка металлическая по ГОСТ 427 длиной не менее 50 см с ценой деления 0 ,1 см.

Емкость для воды диаметром дна не менее 30 см.

Термометр лабораторный химический по ГОСТ 28498 диапазоном измерения 0 - 250 °С и ценой деления 1 °С.

6 .2 .3 Подготовка к испытанию

Для образцов ПБВ определяют растяжимость по ГОСТ 11505.

6 .2 .4 Проведение испытания

Эластичность ПБВ определяют непосредственно после испытания образцов на растяжимость. Формы с разорвавшимися образцами снимают со штифтов дуктил омет ра и помещают в отдельную емкость, температура воды которой равна 35 °С, с целью ускорения сокращения образцов при определении эластичности ПБВ при 25 °С. Затем проводят измерения (с точностью до 0,1 см) обеих частей образца от свободного конца образца до зажима формы и момента изменения длины не более чем на 0,1 см за 15 мин. При определении эластичности ПБВ при 0 °С измерения проводят при (0 ± 0 ,5 ) ° С.

6 .2 .5 Обработка результатов

Показатель эластичности Э вычисляют по формуле

где Д   - растяжимость, см;

l    - длина образца до его растяжения, равная 3 см;

L   - сумма длин двух частей образца после их восстановления (по последнему измерению), см.

6 .2 .6 Норма погрешности

Расхождение между каждым определением и среднеарифметическим не должно превышать 10 % среднеарифметического значения полученных результатов.

6 .3 Температуру хрупкости ПБВ определяют по ГОСТ 11507 , допустимые точности характеристики действительны до температуры минус 60 ° С.

7.1 Транспортирование и хранение ПБВ - по ГОСТ 1510 для вязких дорожных нефтяных битумов.

7 .2 Температура нагрева ПБВ при транспортировании и хранении не должна превышать 160 °С. Время хранения ПБВ без перемешивания при температуре не выше 160 °С не должно превышать 8 ч. При необходимости хранения ПБВ в нагретом состоянии более 8 ч во избежание расслоения необходимо обеспечить ег о механическое перемешивание или эффективную циркуляцию с периодичность ю не более 2 ч, которые следует начинать не позднее чем через 3 ч после начала хранения.

7 .3 ПБВ транспортируют к месту применения в битумовозах, автогудронаторах или обогреваемых цистернах.

Транспортирование ПБВ длительностью более 3 ч в нагретом состоянии следует производить в битумовозах, оборудованных элементами нагрева вяжущего и обеспеченных битумными насосами, при этом не позднее чем через 3 ч после начала транспортирования битумовоз следует останавливать через каждые 2 ч и перемешивать ПБВ с помощью битумн ого насоса ц иркуляцией на себя.

После длительного хранения или транспортирования ПБВ допускается к применению только после перемешивания при 160 ° С до однородного состояния и при соответствии показателей ег о свойств требованиям настоящего стандарта.

Минимально допустимая температура ПБВ при е г о разгрузке должна быть не ниже 140 °С.

8 .1 Изготовитель гарантирует соответствие качества ПБВ требованиям настоящего стандарта при соблюдении услов ий транспортирования и хранения.

8 .2 Гарантийный срок хранения ПБВ при температуре окружающей среды воздуха - один год со дня изготовления.

8 .3 По истечении гарантийного срока хранения ПБВ проводится повторный контроль качества, и только при получении положительных результатов принимается решение о применении ПБВ.

Ключевые слова: полимерно-битумные вяжущие, дивинилстирольн ы й термоэластопласт, блок-сополимер стирол-бутадиен-стирол, однородн ость, эластичность, блок-сополимеры бутадиена и стирола типа СБ С

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения . 1

2 Нормативные ссылки . 1

3 Технические требования . 2

4 Требования безопасности . 3

5 Правила приемки . 3

6 Методы испытаний . 4

7 Транспортирование и хранение . 5

8 Гарантии изготовителя . 5

Похожие документы

znaytovar.ru

Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) :: Техпрогресс

Главная » Продукция » Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ)

Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ)

ГОСТ Р 52056-2003 ОСТ 218.010-98

Согласовано для применения на объектах ГК «АВТОДОР».

Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) представляет собой однородную массу черного цвета, состоящую из нефтяных дорожных битумов, полимеров, пластификатора и адгезионной присадки.

ПБВ применяется при строительстве, реконструкции, ремонте дорог, мостов и аэродромов.

ПБВ относится к классу эластомеров, оно отличается от битумов высокой эластичностью, а также более низкой температурой хрупкости и более высокой температурой размягчения.

Применение ПБВ позволяет исключить колеобразование на дорогах летом, обеспечивает трещиностойкость асфальтового покрытия зимой и повышает деформационную устойчивость полимерасфальтобетона на всем диапазоне эксплуатационных температур, коррозийную стойкость покрытий, а также безопасность движения автомобилей.

Срок службы асфальтобетонных покрытий, построенных с применением полимерно-битумных вяжущих, в 2-3 раза превышает срок эксплуатации покрытий, построенных с использованием обычных дорожных битумов.

ПБВ подразделяют на следующие марки:

ПБВ 300, ПБВ 200, ПБВ 130, ПБВ 90, ПБВ 60, ПБВ 40.  

Физико-механические показатели 

Наименование показателей Нормы по маркам Методы испытания ПБВ 300 ПБВ 200 ПБВ 130 ПБВ 90 ПБВ 60 ПБВ 40
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, не менее:
при 25ºС 300 200 130 90 60 40 ГОСТ 11501-78
при 0ºС 90 70 50 40 32 25 ГОСТ 11501-78
Температура размягчения по кольцу и шару, ºС, не ниже 45 47 49 51 54 56 ГОСТ 11506-73
Растяжимость, см, не менее:
при 25ºС 30 30 30 30 25 15 ГОСТ 11505-75
при 0ºС 25 25 20 15 11 8 ГОСТ 11505-75
Температура хрупкости, ºС, не выше -40 -35 -30 -25 -20 -15 ГОСТ 11501-78
Эластичность, %, не менее:
при 25ºС 85 85 85 85 80 80 п.7.2.2 ОСТ 21.810-98
при 0ºС 75 75 75 75 70 70 п.6.2 ГОСТ 52056-2003
Изменение температуры размягчения после прогрева, ºС не более 7 7 6 6 5 5 ГОСТ 18180-72 ГОСТ 11506-73 с доп. по п.3.3
Температура вспышки, ºС, не ниже 220 220 220 220 230 230 ГОСТ 4333-87
Сцепление с мрамором или песком Выдерживает по контрольному образцу № 2 ГОСТ 11508-74 (метод А)
Однородность Однородно п.7.2.1 ОСТ 21.810-98 п.6.1 ГОСТ 52056-2003

ПБВ отпускается в битумовозах, а также расфасованный в коробки из гофрокартона с внутренним антиадгезионным покрытием.

ПБВ является горючим веществом.

Температура вспышки не менее 220ºС.

В случае возгорания тушить песком, пенным или порошковым огнетушителем.

www.techprogresst.ru

Обзорная информация «Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства. Обзорная информация»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ

Информавтодор

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства

Обзорная информация

Выпуск 4 - 2002

В данной обзорной информации обоснованы необходимость и целесообразность применения полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) для дорожного строительства; приведены экспериментальные данные и практические рекомендации по подбору и корректировке состава ПБВ в производственных условиях; содержатся сведения о влиянии марки исходного битума, типа его структуры, качества и количества полимера и пластификатора, режимов приготовления и хранения на свойства ПБВ, а также дан список литературы для получения дополнительной информации по рассматриваемому вопросу.

Обзор подготовили кандидаты техн. Наук Л.М. Гохман, Е.М. Гурарий, А Р. Давыдова, инж. К.И. Давыдова (Союздорнии.)

СОДЕРЖАНИЕ

Одна из основных причин преждевременного разрушения дорожных покрытий заключается в качестве дорожных битумов. Битумы не обладают требуемыми адгезионными свойствами, так как склеивают только минеральные частицы основной породы, и, кроме того, становятся хрупкими при наступлении зимы практически на всей территории России. Это предполагает образование трещин на покрытиях, которые ввиду малой прочности асфальтобетона быстро превращаются в выбоины. В общей доле деформаций, которые претерпевает битумная пленка в результате движений автомобилей по покрытию или под действием температурных напряжений, превалирует пластическая, т.е. идет накопление дефектов.

В соответствии с технической политикой Росавтодора Министерства транспорта Российской Федерации, начиная с 1995 г., при устройстве верхних слоев дорожных покрытий и поверхностных обработок широко применяются полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) на основе блоксополимеров типа СБС. В 1998 г. Росавтодором утвержден ОСТ 218.010-98 «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия». В 2001 г. во исполнение «Программы совершенствования нормативной базы в дорожном строительстве» разработан проект ГОСТ Р «Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия» и проходит стадию утверждения в Госстандарте РФ.

Предлагаемые в данной работе комплексные органические вяжущие, в том числе ПБВ, лишены всех указанных недостатков и в зависимости от соотношения компонентов обеспечивают любые требуемые параметры для всех регионов России как для устройства покрытий, так и подгрунтовок.

Одним из основных способов повышения сроков службы асфальтобетонных покрытий в силу физической природы и структурных особенностей асфальтобетона является изменение структуры и свойств органических вяжущих материалов, используемых для его приготовления.

Повсеместно применяемые органические вяжущие - дорожные битумы по ГОСТ 22245-90, - по мнению авторов обзорной информации, не отвечают современным требованиям дорожного строительства в России по следующим причинам:

- недостаточно трещиностойки в условиях России, так как более 95% ее территории характеризуются температурой наиболее холодных суток ниже минус 25°С, 65% территории - ниже минус 35°С и 35% территории - ниже минус 40°С;

- имеют недостаточный температурный интервал работоспособности, т.е. при требуемой для обеспечения необходимой теплостойкости покрытий - температуре размягчения (порядка 50°С) - они не обладают даже минимально требуемой температурой хрупкости - минус 25°С, не говоря уже о районах Сибири, где требуемые температуры хрупкости органических вяжущих должны достигать минус 45°С, что соответствует расчетным зимним температурам дорожных покрытий;

- не эластичны, так как по своей природе являются термопластами, а в условиях современного грузонапряженного и интенсивного движения автомобилей, обусловливающего многократные динамические воздействия на покрытие, органические вяжущие должны быть эластомерами, т.е. характеризоваться высокой эластичностью - способностью к большим обратимым деформациям во всем диапазоне эксплуатационных температур.

В связи с вышеизложенным необходимо в будущем рекомендовать вместо битумов повсеместно применять ПБВ, которые относятся к классу эластомеров и характеризуются требуемыми показателями эластичности, температурного интервала работоспособности, трещиностойкости (температурой хрупкости) и теплостойкости (температурой размягчения).

Вяжущее может быть отнесено к классу эластомеров тольков том случае, если его показатель эластичности не менее 70%, что и регламентировано в ОСТ 218.010-98 для ПБВ на основе СБС и в соответствующем проекте ГОСТ Р.

Температура хрупкости ПБВ должна быть близка к температуре воздуха наиболее холодных суток района строительства или хотя бы не выше зимних расчетных температур покрытия с тем, чтобы при достижении этих температур вяжущее не становилось бы хрупким, а сохраняло работоспособность и способствовало релаксации напряжений, возникающих в них от комплексного воздействия изменения температур и многократного динамического воздействия от колес автомобилей.

Температура размягчения вязких ПБВ должна быть не ниже расчетной температуры сдвигоустойчивости покрытия, основанной на средней максимальной температуре воздуха наиболее жаркого месяца района строительства при скорости ветра 1 м/с, чтобы обеспечить требуемую теплостойкость и сдвигоустойчивость покрытий.

ПБВ должны характеризоваться необходимой адгезией к поверхности минеральных материалов, используемых в данной полимерасфальтобетонной смеси или поверхностной обработке, чтобы как минимум обеспечить требуемый коэффициент длительной водостойкости материала и его длительную эксплуатацию в покрытии или в другой конструкции без шелушения и выкрашивания.

Полимерасфальтобетонные смеси должны подбираться и уплотняться в покрытии с минимально возможным показателем водонасыщения, который должен обязательно обеспечиваться использованием соответствующей техники и технологии, при содержании в полимерасфальтобетоне максимально возможного количества ПБВ. Это в свою очередь позволит обеспечить наибольшую деформативность покрытия при низких и отрицательных температурах и высокую усталостную прочность, а следовательно, и долговечность.

Битумы

ПБВ рекомендуется готовить на основе битумов марок БНД согласно ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», так как по сравнению с битумами марок БН они характеризуются более низкой температурой хрупкости благодаря высокому содержанию парафинонафтеновых и ароматических углеводородов, что позволит при равном содержании полимера и пластификатора получить ПБВ с более низкой температурой хрупкости. Кроме того, в битумах марок БНД значительно меньше хрупких смол, вследствие чего в них лучше распределяется полимер и его необходимое количество для получения ПБВ с оптимальными свойствами меньше.

Полимеры

В качестве полимерной добавки, создающей пространственную эластичную структурную сетку в битуме, были выбраны полимеры класса термоэластопластов (блоксополимеры бутадиена и стирола типа СБС), так как они сочетают в себе необходимые для поставленной цели преимущества по сравнению с полимерами других классов (эластомерами, пластмассами, реактопластами).

Преимущества термоэластопластов заключаются в следующем.

• Позволяют получить пространственную эластичную структурную сетку в битуме при минимальном по сравнению с полимерами других классов содержании, так как характеризуются способностью к специфическим взаимодействиям. Дело в том, что блоки полистирола трехблочных макромолекул типа СБС расположены по краям и образуют очень прочные связи между разными макромолекулами при температурах ниже 80°С. При этом образующиеся связи настолько прочны, что полимер характеризуется высокой прочностью на растяжение (более 20 МПа), т.е: приближается по этому показателю к чистому полистиролу. Поэтому пространственная сетка, образующаяся в битуме, тоже обладает достаточно высокой прочностью, а следовательно, придает ПБВ высокую теплостойкость. При высокой стоимости полимеров минимальное содержание полимера в битуме имеет большое значение.

• Очень хорошо совмещаются с битумами, так как характеризуются оптимальными свойствами для поставленных целей при минимальной молекулярной массе 80000 - 100000, вместо 500000 - 1000000 для других полимеров, а также потому, что полистирол и полибутадиен хорошо растворяются в углеводородах дисперсионной среды битума и при температурах выше 100°С представляют собой линейный полимер.

• Сочетают в себе высокую прочность, присущую пластмассам, и одновременно высокую эластичность, очень низкую (до минус 80 - 100°С) температуру стеклования, свойственную эластомерам. Характеризуются развитой трехмерной пространственной структурой до температуры 80 - 90°С без вулканизаторов и отвердителей лишь за счет физических связей между макромолекулами (по блокам полистирола). Именно эти качества позволяют обеспечить требуемую эластичность и трещиностойкость ПБВ.

На основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории органических вяжущих материалов Союздорнии, установлены оптимальный для приготовления ПБВ состав термоэластопласта и его молекулярная масса. В результате исследований для применения рекомендуются термоэластопласты марки ДСТ-30Р-01 (1 группы) и ДСТ-30-01 (1 группы), которые в виде крошки размером 1,5 - 3 мм выпускаются ОАО «Воронежсинтезкаучук» в промышленных масштабах.

Термоэластопласт ДСТ-30Р-01 производится в соответствии с ТУ 38.40327-98 «Термоэластопласты бутадиенстирольные ДСТ-30Р, ДСТ-РМ».

Термоэластопласт ДСТ-30-01 выпускается в соответствии с ТУ 38.103267-99 «Термоэластопласты бутадиенстирольные».

Доказана возможность применения других марок блок-сополимеров типа СБС, аналогичных ДСТ, таких как Кратон Д 1101, Кратон Д 1184 и Кратон Д 1186, Финапрен 411 и Финапрен 502, Европрен Сол Т-161, Калпрен 411.

Пластификаторы

Из многочисленных зарубежных данных, а также исследований авторов обзорной информации известно, что при введении термоэластопластов в битум без пластификаторов для получения ПБВ с оптимальными свойствами требуется как минимум (5 - 6)% полимера по массе. При этом вязкость получаемого вяжущего существенно выше вязкости битумов, что может привести к технологическим затруднениям при приготовлении асфальтобетонных смесей на АБЗ. Повышать же температуру приготовления более 160°С, как поступают за рубежом, очевидно, не следует, так как в России применяются окисленные битумы, которые подвержены интенсивному старению при температурах выше 160°С, в то время как остаточные битумы, применяемые за рубежом, выдерживают температуру до 180°С. Отметим, что температура начала деструкции полимеров типа СБС - (180 - 190)°С.

Кроме того, для получения однородного ПБВ в этом случае необходимо применение дорогостоящих коллоидных мельниц типа «Сифер», а с этим связано и повышение энергозатрат.

Введение пластификатора позволяет обеспечить требуемый температурный режим (не выше 160°С) и существенно повысить эффективность вводимого полимера, т.е. получить ПБВ с развитой пространственной структурной сеткой при минимальном содержании полимера 2 - 2,5%, а также исключить из необходимого комплекта оборудования коллоидную мельницу.

В связи с вышесказанным, а также с целью получений трещиностойких для России ПБВ вплоть до температуры окружающего воздуха минус 55°С при минимальном содержаний полимера и ряде технологических преимуществ, предлагается при приготовлении ПБВ использовать пластификатор.

Таким образом, применение пластификатора, во-первых, позволяет существенно ускорить процесс приготовления ПБВ, во-вторых, существенно снизить стоимость ПБВ, уменьшить энергозатраты на его изготовление, в-третьих, легко обеспечить требуемую температуру хрупкости вплоть до минус 60°С при минимальном содержании полимера.

Применение ПБВ с пластификатором позволяет повысить производительность АБЗ при приготовлении полимерасфальтобетонной смеси, снизить содержание вяжущего в ней, повысить удобоукладываемость и уплотняемость смесей.

В качестве пластификаторов на первом этапе работ по отработке технологии приготовления и применения ПБВ на основе ДСТ применяли очень легкие пожароопасные растворители: бензин и газовый конденсат; токсичные: ксилол, сольвент, затем перешли на более тяжелые малотоксичные: дизельное топливо, битумное сырье (товарный гудрон). При этом следует отметить, что дизельное топливо опасно для применения, так как имеет температуру вспышки около 60°С, а ПБВ на его основе - около 100°С, т.е. процесс приготовления становится взрыво- и пожароопасным. Сырье для производства дорожных битумов - гудрон - не опасен, но с его применением при обычном содержании ДСТ не удается получить температуру хрупкости ПБВ ниже минус 22°С. Следовательно, он пригоден только для получения ПБВ следующих марок - ПБВ 40 и ПБВ 60. Необходимо значительно увеличить содержание полимера для получения ПБВ других марок, а это является экономически нецелесообразным.

В последние годы авторами обзорной информации предложен пластификатор, который имеет температуру вспышки выше 200°С, но вместе с тем не хуже дизельного топлива позволяет регулировать температуру хрупкости ПБВ. Этот пластификатор - индустриальные масла по ГОСТ 20799 марок И-20А, И-30А, И-40А, И-50А (см. изменение № 2 к ТУ 35-1669-88). С применением этих пластификаторов однородность ПБВ повысилась настолько, что при определении температуры хрупкости (важнейшего эксплуатационного показателя) получается однозначный результат, что позволило включить этот показатель в технические требования к ПБВ. Этот пластификатор выпускается в промышленном масштабе в России на Кстовском, Уфимском имени XXII партсъезда, Волгоградском, Новокуйбышевском, Ярославском, Ново-Уфимском, Пермском и Омском НПЗ.

ПБВ является трехкомпонентной системой, поэтому изменение качества одного из компонентов неизбежно влечет за собой изменение качества самого ПБВ. Так как все компоненты ПБВ выпускаются в промышленных масштабах, то изменения их показателей в пределах заданных марок, конечно, имеют место.

Изменения в качестве масла в пределах одной марки незначительны и практически не оказывают влияния на свойства ПБВ. Изменение в качестве блоксополимера типа СБС в пределах одной марки (разные партии) оказывает более заметное влияние на комплекс показателей свойств ПБВ, но, как правило, эти изменения не выходят за пределы требований к ПБВ данной марки. Наиболее существенные изменения, в частности изменение марки ПБВ при заданном составе, могут иметь место при изменении марки исходного битума или типа его дисперсной структуры. Поставка битумов разных марок, даже с одного НПЗ на тот же самый завод по производству ПБВ, очень распространена. В связи с этим в производственных условиях приходится достаточно оперативно корректировать состав ПБВ, изменяя содержание масла или полимера в нем. Поэтому важно знать, как изменяется тот или иной показатель свойств ПБВ в зависимости от марки исходного битума, типа его структуры, содержания полимера и масла. Не менее важно знать, как изменяются свойства ПБВ при длительном выдерживании при высокой температуре, можно ли готовить ПБВ без пластификатора и каковы особенности подбора состава полимерасфальтобетонной смеси. Все указанные вопросы отражены в изложенных ниже результатах многолетних испытаний ПБВ, проведенных в лаборатории органических вяжущих Союздорнии.

Для проведения исследований по влиянию содержания компонентов в полимерно-битумном вяжущем на его свойства были выбраны полимер - блоксополимер дивинила и стирола типа СБС - дивинилстирольный термоэластопласт марки ДСТ-30Р-01 с ОАО «Воронежсинтезкаучук» по ТУ 38.40327-98 (партия 135), пластификатор - индустриальное масло марки И-40А с Кстовского НПЗ по ГОСТ 20799-88 с изменениями 1, 2, 3, 4 и 5 и нефтяные дорожные битумы марок БНД 90/130 (инд. 1120), БНД 60/90 (инд. 1003) и БНД 40/60 (инд. 1088) с Московского НПЗ.

Для ПБВ, содержащих разное количество полимера и пластификатора, были определены показатели физико-механических свойств, которые приведены в табл. 1 и на рис. 1 - 13. 

files.stroyinf.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта