Eng Ru
Отправить письмо

П. А. Ливинский «­­» 2012 г. П ливинский


 — Павел Ливинский — Интервью — Эхо Москвы, 24.05.2018

И. Землер― Добрый день, в студии «Эха Москвы» на Петербургском экономическом форуме Павел Ливинский, генеральный директор компании «Россети», здравствуйте.

П. Ливинский― Добрый день.

И. Землер― Павел Анатольевич, вот буквально там час, может быть, полтора назад вы сказали, что дали региональным подразделениям команду готовить модель цифровизации «Россетей»,

П. Ливинский― По цифровизации «Россетей» мы работаем уже давно, данный вопрос уже где-то полгода обсуждается. Мы подготовили стратегию развития цифровых сетей, и порядка трех месяцев назад уже стали имплементировать модели построения цифровых сетей, на конкретные регионы. Наше дочернее общество под конкретную топологию сетей, под конкретные особенности той или иной энергосистемы с учетом ее структуры потребителей, ее проблем и задач, которые перед ней стоят.

И. Землер― А можно чуточку поподробнее, что означает вот эта терминология цифровизация в приложении к электросетям?

П. Ливинский― Да, цифровизация сетей, когда мы говорим об этом явлении, это сеть, в которой все управляющие воздействия осуществляются в цифровом формате передачи данных. Это наблюдаемая сеть, где мы как учет электроэнергии, так и все параметры, качество электроэнергии видим, и принимаем данные сигналы в онлайн режиме, в цифровом формате данных, это раз. Второе – собираем всю критически важную информацию по состоянию сети, за счет устройств, датчиков и каналов передачи данных. Система, где управляющее воздействие с учетом телемеханики в дистанционном режиме осуществляется, плюс в любой аварийной ситуации поврежденные участки выводятся из работы, восстанавливается в автоматизированном режиме работа по прописанным заранее алгоритмам, без участия человека. И программа верхнего уровня, которая всем этим управляет, собирает данные, big data. Правильно даже отметить, что цифровая сеть – это сеть, где все элементы созданы как цифровые образы. Мы собираем информацию, можем накапливать, использовать ее, чтобы задача модели, понимать ни в тот момент, где что-то повредилось, что нужно ремонтировать, а заранее мы понимаем, что при таком-то сопоставлении факторов возможно будет такое повреждение. С высокой степени вероятности это предугадываем. И исходя из этого, формируем и ремонтные программы, планируем инвестиционные мероприятия, и так далее.

И. Землер― Простите, я правильно понимаю, что в первую очередь речь идет о повышении надежности передачи данных, и всей информации?

П. Ливинский― Эффекты от реализации мероприятий по построению цифровой сети – это сокращение потерь, на треть целевая задача, это сокращение операционных затрат, тоже на треть, и уменьшение капиксов, капитальных затрат без уменьшения физического объема, ввода основных средств, уменьшение затрат на реализацию инвест-программ на треть. Вот 30, 30, 30, плюс, конечно, это в разы улучшение надежности, как по скорости восстановления, так и по количеству технологических инцидентов. И увеличение доступности инфраструктуры. Поскольку мы ее лучше начинаем видеть и управлять, мы можем увеличивать и пропускную способность сети, задействовать ранее неиспользуемые мощности, для того, чтобы присоединять потребителя.

И. Землер― То есть, повышать КПД?

П. Ливинский― Безусловно.

И. Землер― А еще для потребителя, какие будут плюсы? Ну, я как рядовой потребитель хочу знаь, будет ли дешеветь ваша услуга при переводе на цифру?

П. Ливинский― Основные плюсы для потребителя. Первое — т просто глазами потребителя мысли, в том числе как мы с вами. Первое: если рядом нерадивый сосед воровал электроэнергию, а ты за него платил, это уйдет. Платится только за себя, платится по удобному профилю нагрузки. Причем ты можешь, например, когда наиболее дорогое электричество, использовать тариф по времени суток, например в ночь включать те или иные свои приборы. Ты можешь… Это первое, уходит режим онлайн передачи данных, невозможно ни присоединиться, ни как-то несанкционированно использовать сетевую инфраструктуру. Вы с учетом негативных факторов для соседних потребителей или для системы, это раз. Второе — качество электроснабжения. Это уже становятся не просто слова, и какой-то ГОСТ, написанный на бумаге. Это уже конкретные параметры частоты, и напряжения, и их контроль на границе балансовой принадлежности с потребителем. Вот точка, где он присоединился, мы ему гарантируем, и это видим в режиме онлайн, и можем этим управлять. И любое изменение тут же на щит к диспетчеру, чтобы он предпринял соответствующие меры по нормализации параметров электроснабжения. Это основное уменьшение количества инцидентов, что потребитель поймет, что у него всегда качественное, бесперебойное электроснабжение. Вот три основных пункта почувствовать потребителя. И, безусловно, новые сервисы, которые можно будет использовать.

И. Землер― Какие?

П. Ливинский― Когда, поскольку у нас появляется интеллектуальный учет, и канал передачи данных, мы же в том числе можем анализировать профиль нагрузки данных потребителей, и предлагать ему те или иные сервисы, которыми он может воспользоваться. Плюс это же инфраструктура, это фактически промышленный интернет, который появляется. Сетевая инфраструктура дотягивается абсолютно для всех, можно использовать эти каналы сетевые для того, чтобы любую цифру получить нашим потребителям.

И. Землер― Ну, собственно стабилизация частоты в сети – это то, о чем еще Чубайс говорил, когда был в РАО ЕЭС. Сейчас насколько остро стоит вопрос, именно о стабилизации частоты? Потому, что это в конечном итоге надежность опять же, работы системы.

П. Ливинский― Первое: здесь нужно разделять. Одно дело, когда мы что-то говорим, другое дело, когда появляется конкретный инструментарий. Мы сейчас работаем над выходом закона по интеллектуальному учету, с доотрабатыванием инициативы, безусловно потом это вопрос к правительству и к Государственной думе по принятию данной инициативы. Но  если мы установим единые стандарты для интеллектуальных систем учета, и функционал, который у них должен быть, мы тогда как раз-таки и начинаем видеть… Аппаратно простраиваем весь механизм, чтобы видеть, и уметь контролировать, и дистанционно управлять режимами потребления у потребителя. Это уже не просто слова, это уже конкретные действия. Конкретные разработки, которые будут в ближайшее время внедрены. Мы планируем, что интеллектуальным учетам в течение ближайших трех максимум пяти лет, мы должны вообще без периметра закрыть. Причем неважно, кто будет ставить эти приборы, главное, что это будет стандартизированное решение, с ответственностью за его работоспособность, и с требованиями по сбору информации, и по управлению данными системами, это раз. Второй вопрос: вы говорите про частоту регулирования параметров. Это дополнительные услуги, которые могут быть. Сегодня есть ГОСТ на параметры электричества, каким он должен соответствовать. И, безусловно, наша работа настроена на это, на две вещи. Для одних это не критично в работе, те или иные параметры качества, а для кого-то, у кого высокоточное оборудование используемое, медицинское оборудование, научное оборудование…

И. Землер― Для жизнеобеспечения.

П. Ливинский― ... которое очень капризно к скачкам напряжения не дай Бог, или частоты. Для них мы можем оказывать дополнительную услугу, чтобы установить стабилизаторы тока. Ее предоставить тому, кому это критически важно, и это правильно.

И. Землер― Павел Анатольевич, еще один вопрос. Вот мы сейчас говорим о том, что без участия человека, передача больших данных по специальным линиям идет. А хакеры, а компьютерная безопасность? Вот это как учитывается, прорабатывается?

П. Ливинский― Это одна из составных частей, это и серьезные вложения в кибермероприятия по защищенности сети, кибербезопасности. Безусловно, когда нет цифровизации, воздействовать достаточно сложно на сеть извне. Потому что у него нет канала обмена информации. Когда мы оцифровываем, когда мы видим сеть онлайн, обратная сторона медали – вопросы, которые насущные по кибербезопасности. Это отдельная работа по тому, чтобы защищать от несанкционированного воздействия, от хакеров как на уровне нижнего периметра приборов учета, так и на уровне верхнего, непосредственно самих управляющих систем. Центр управления сетями, куда стекается информация, и осуществляется управляющее воздействие. Этот блок у нас глубоко проработан, наработки отечественные в этом очень сильны. Это и криптозащита, это и фильтры для уровня доступа к информации, это все то, что неизбежно связано с внедрением цифровых технологий, при построении цифровой сети. Мы все это делаем, учитываем в своих планах.

И. Землер― Вы знаете, когда вы говорили о том, что можно распределять нагрузку по времени суток там… Ну, чисто по тарифам, чтобы это было выгодно. Я вспомнила о том, что по возрастающей нагрузке в ночное время, у нас научились вычислять фермы по майнингу криптовалют. Это действительно так, или это такой миф?

П. Ливинский― Ну, фермы действительно существуют по майнингу, и…

И. Землер― Я имею в виду именно вычисление их по возрастающей нагрузке.

П. Ливинский― По профилю нагрузки, конечно же, можно понять стереотипы того или иного потребителя. И если тому или иному потребителю свойственно определенный профиль нагрузки, можно сделать допущение, с чем ты столкнулся, что это от того или иного типа потребитель, конечно.

И. Землер― И можно ли этим как-то воспользоваться, с точки зрения вашей работы? Ну, например, повысить тариф для вот таких вот аномальных мест, где вдруг возрастает потребление электроэнергии.

П. Ливинский― О повышении тарифа мы не говорим, и это было бы не правильно. Мы живем в рамках соцэкономпрогноза. Фактически тариф и корректировка на инфляцию, а где-то даже инфляция минус, чтобы было стимулирование к снижению издержек. Но то, о чем вы говорите, понимание профиля нагрузки, это возможность дать ему предложение. Если мы понимаем, что он потребляет нагрузку в ночное время, ну правильно, чтобы он потреблял ее по более низкому тарифу, когда разгружается система, для того, чтобы выровнять. А если человек потребляет в более дорогое время, можно ему предложить такой тарифный план… Например, если он готов снизить свой пик потребления, удешевить ему. Но это возможно только повсеместно, когда все потребители будут видны наблюдаемые, и у всех можно будет видеть профиль. Чтобы пики потребления одного, нивелировались уменьшением потребления другого, вот в этом и состоит выравнивание.

И. Землер― Это цифровые сети.

П. Ливинский― В первую очередь… Именно это цифровизация и дает.

И. Землер― И последний, наверное, у меня вопрос, вот мы с вами в Петербурге, на Международном экономическом форуме. С точки зрения развития отрасли, что вы ждете здесь, есть ли у вас какие-то перспективные встречи с партнерами, может быть иностранными?

П. Ливинский― Конечно, для этого данная площадка и существует. И работаем, и надеемся, и видим открытый диалог с нашими зарубежными партнерами из Германии, Японии, Кореи, Италии, Франции. Мы встречались со «Шнайдер электрик», договорились по пилотным решениям, по локализации их здесь именно, чтобы это было отечественное производство. Да, встают вопросы интеллектуальных прав наших коллег. Мы понимаем, что они их должны защищать, но мы все, что реализуем здесь, только отечественные решения. Коллеги из Японии, «Электрический де Франс», подписали большое количество соглашений с зарубежными коллегами, используя их опыт, в том числе и по цифровым сетям. Многое, что у нас черпают коллеги, наши разработки. Те кейсы, которые мы разрабатываем, те решения по цифровизации комплексной, они будут интересны всем. Много цифровых решений, но кто-то это делал раньше нас. Мы реализуем это сейчас, уже в наше время, в 2018 год, с перспективой до 30 года, используя лучшие разработки будем интересны всем. Причем эти лучшие разработки мы масштабируем, и те масштабы можем использовать, поскольку у нас самая крупная сетевая компания в мире, потому что самая крупная территория. И от этого можно достичь серьезный эффект как в целом для страны, так и наработки, которые будут зарубежные для других, третьих стран.

И. Землер― А вот, кстати, извините, вот эта оцифрованная сеть синхронизирована с Европой с остальной?

П. Ливинский― Здесь…

И. Землер― Можно ли как-то наладить общую сеть?

П. Ливинский― Ну смотрите, вот общая сеть, это работа в одной частоте. Это вопрос не цифровой сети, это вопрос режимов работы, параметров работы сети. Если мы говорим про цифровую сеть, это что такое? Это набор устройств в системы управления, это вторичное оборудование. Когда все сигналы, как я уже отметил, управляющее воздействие в цифровом формате передачи данных функционируют. Наше решение можем тиражировать без проблем. Если наши коллеги видят, что им это выгодно и приводит к уменьшению их затрат, они будут в этом заинтересованы. Вот в этом, собственно говоря, и наш посыл для продвижения экспортных продуктов инновационных на внешний рынок. Площадка, отвечая на ваш вопрос, интересна тем, что можно видеть тенденции и в других отраслях, много стендов интересных представлено наших коллег, те задачи, которые перед ними стоят. Обмениваясь информацией и опытом, как раз-таки мы и можем быть взаимны друг другу, интересны, взаимноинтересны друг к другу. Понимаем, к чему они развиваются, предлагаем решение, так же как многие предлагают нам. Много у нас дискуссий, в том числе сегодня прошла по цифровой трансформации. Два губернатора присутствовали, высказали, как они видят цифровизацию. Это и Антон Андреевич Алиханов, и Андрей Сергеевич Никитин, губернаторы Калининградских, Новгородских областей соответственно. Главное, что в единых подходах все, и это меня радует, что если мы не будем заниматься цифровизацией, удешевлять базовую инфраструктуру, мы не сможем создать нормальную платформу для роста экономики этих регионов, вот это вот основное. Они в первую очередь говорят, нам нужна надежность. Потому что проблемы с отключениями – это не только проблемы энергетиков, это в том числе и в первую очередь, проблемы власти, потому что люди сразу же апеллируют к ней. Вот здесь мы едины.

И. Землер― Спасибо большое, Павел Ливинский, генеральный директор компании «Россети», я Инесса Землер, спасибо.

П. Ливинский― Спасибо вам большое, спасибо.

echo.msk.ru

Павел Ливинский и Глеб Никитин рассмотрели приоритетные задачи развития электросетевой инфраструктуры Нижегородской области

13.12.2017

Павел Ливинский и Глеб Никитин рассмотрели приоритетные задачи развития электросетевой инфраструктуры Нижегородской области

Павел Ливинский и Глеб Никитин рассмотрели приоритетные задачи развития электросетевой инфраструктуры Нижегородской области

Рабочая встреча состоялась по инициативе П. Ливинского, как оперативная реакция на вопросы, обозначенные врио губернатора Нижегородской области Г.Никитиным в ходе беседы с Президентом РФ В.В. Путиным в рамках визита главы государства в Нижегородскую область 6 декабря с.г.

Центральными темами обсуждения стали реконструкция закрытых центров питания региона, консолидация муниципальных сетей, а также иные вопросы, связанные с развитием электросетевого комплекса субъекта, в т.ч. реализация на территории Нижегородской области пилотного проекта по цифровизации и автоматизации сети.

«Мы рады конструктивному подходу руководства субъекта. Повсеместное применение цифровых технологий на объектах «Россетей» является нашим стратегическим приоритетом. Нижегородская область может стать пилотной площадкой, на которой мы будем отрабатывать подходы, которые в дальнейшем будут внедряться на территории всей страны», - подчеркнул П. Ливинский.

В свою очередь, комментируя итоги совещания, врио губернатора Нижегородской области Г. Никитин отметил, что «с точки зрения привлечения инвестиций региону крайне важно работать над снижением инфраструктурных ограничений».

«У нас состоялся очень содержательный диалог с «Россетями», мы будем совместно работать над снижением инфраструктурных ограничений и открытии центров питания. Кроме того, мы договорились, что Нижегородская область станет одним из пилотных регионов по цифровизации и автоматизации сети, в ближайшее время будет разработана и утверждена совместная «дорожная карта» мероприятий по поэтапной цифровизации электросетевого комплекса субъекта. Безусловно, от внедрения новых технологий и повышения качества услуг выиграет потребитель», - сказал Г. Никитин.

Г. Никитин также подчеркнул единство позиций региона и компании «Россети» касательно вопроса консолидации ТСО. По словам врио губернатора, «электросетевой комплекс должен двигаться в сторону объединения, и муниципальные сети должны передаваться в эксплуатацию, а, в конечном итоге, в собственность дочерней структуры «Россетей» - ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - филиала «Нижновэнерго».

«Единый центр ответственности за надежное и качественное электроснабжение повысит целостность энергосистемы, минимизирует время восстановления электроснабжения в случае технологических нарушений, сократит операционные затраты на эксплуатацию оборудования», - подчеркнул П.А. Ливинский.

В рамках встречи также были затронуты вопросы подготовки нижегородского электросетевого комплекса к проведению ЧМ по футболу 2018 года. П.А. Ливинский, в частности, отметил, что компания на 100% выполнила весь объём работ по реконструкции и новому строительству объектов основной сети, задействованных в схемах электроснабжения спортивной и социальной инфраструктуры.

lenenergo.ru

РЭН-2017: Павел Ливинский - Генеральный директор, ПАО «Россети»

Больше фотографий на сайте "Россконгресс"

Смотреть трансляцию конференции на сайте "Российской энергетической недели"

Текстовая расшифровка видео:

Закамская Э.В.: Я благодарю вас. Павел Ливинский, генеральный директор ПАО "Россети", вопрос к вам. Мы начали уже обсуждать географические, страновые особенности рынка электроэнергии.

Есть еще национальные особенности, связанные с потреблением электроэнергии, на ваш взгляд, опять же взгляд в будущее - как будут умные цифровые электросети в России отличаться от сетей в Германии, в Европе в целом, и в других странах мира? Есть ли здесь свой, национальный колорит, который нужно учитывать, делая проекты на такую перспективу - несколько десятилетий?

Ливинский П.А.: Добрый день, уважаемые коллеги. Для того, чтобы давать оценку, какие будут сети, надо понимать горизонт. Если мы говорим - несколько десятилетий, например перспективу до 2050 года, то это большой промежуток времени - это 33 года с текущего момента.

И все зависит от того, сценарные условия надо брать - какие будут технологические прорывы. Потому что 33 года - это целое поколение вырастет, мы все с вами безвозвратно постареем. Опять же, если не будет технологических прорывов, ну это уже другая отрасль.

Если говорить про энергетику, отвечая на этот вопрос, нужно посмотреть - а как бы на него ответили, например, тридцать лет тому назад, в восьмидесятые годы. Как изменятся сети - вопрос в восьмидесятые годы, вот через три года, к текущему моменту. Отвечу - принципиально - никак. Основа была задана, построение сетей по уровням напряжения, для передачи энергии на большие расстояния, принципы резервирования сетей, генерации, были сформулированы. Они работают также как и сейчас.

Но, что поменялось? Безусловно, подходы, связанные с базовой технологией - это цифра пришла в наш мир, появление компьютеров, и оно обусловило изменения и смежных отраслей. Вот как изменился двигатель внутреннего сгорания, если такой , бытовой пример приводить? Никак. Он как был, так и есть. Принцип тот же самый, но - он оцифровался, огромное количество датчиков появилось, он стал более эффективный, экономный, и более видимый, управляемый. Вот ровно то же самое происходит с сетью.

Поэтому вот первый сценарий. Если в течение ближайших тридцать лет никаких базовых, фундаментальный изменений, разработок не произойдет, как с двигателем внутреннего сгорания, он больше ста лет назад был изобретен, и ничего нового - принципиально. Сейчас другие виды испытывают, но пока все это практического применения не имеет.

Тогда, безусловно, мы будем переходить к тому, что технологии цифровой сети будут более отточены, и внедряться в жизнь. В чем это будет выражаться? Ровно также, как это например, произошло с отраслью такси. Раньше вызвать такси - был диспетчер. На слух реагировал, отправлял машину, смотрел, какая ближе.

Сейчас от диспетчеризации в этом ушли. Есть Яндекс-Такси, машина определяет, где находится человек и посылает ближайшую. Только супервайзер какой-то сидит, и работа в автоматическом режиме.

То же самое - цифровая сеть. Это принцип, когда сеть наблюдаема, она оцифрована, есть датчики, ты ее видишь, управляешь режимами перетоков, где узкие места - это сеть, которая позволит уйти полностью от безучётного потребления безусловно, снизить операционные затраты. Все ровно то же самое, как и в других базовых технологиях.

Но принципиальных, фундаментальных изменений она не принесет. Вещь это, безусловно, правильная, и вот два основных параметра, которые в сетях есть, это САИДИ и САЙФИ - количество перебоев и время их устранения, соответственно, будут уменьшаться.

Но принципы построения не изменяться. Но есть другие тенденции, которые уже наблюдаются в периоде ближайших даже десяти лет. У нас удешевление происходит возобновляемых источников энергии, в 10 раз технологии удешевились. Удешевляются накопители, и, безусловно, они становятся альтернативой.

Да, сеть - это естественная монополия. С сеткой конкурировать тяжело, эффект масштаба, она должна быть одна. Но виды, так называемые эти opportunity costs, или, по-русски говоря - стоимость применения той или иной технологии, это конкурирует. Потребитель определяет, что ему выгоднее - присоединиться к сети, генерацию построить свою, распределенную, малую, дешевле это или дороже, и третье - возобновляемые источники использовать.

И собственно говоря, зачастую выбор не в пользу сетей идет. Появляются эти микро-сети, микро-грид, изолированные и им не нужно. Как максимум, ему нужно резервирование от общей сети. Опять же и тенденция - вот у нас за ближайшие десять лет, с 2006 года, доля потребителей, таких как коммерческая недвижимость, жилье, и так далее, увеличилась с 11 до 20 процентов, в два раза почти, а они как раз ориентированы на небольшую генерацию.

Крупный промышленный завод, безусловно, ему нужно резервирование, с огромным потреблением - присоединение к высоковольтным сетям, он идет на большую сетку, безусловно, к нам. А остальные - выбирают.

Поэтому, тенденция, если говорить - продлить на ближайшие несколько десятилетий, может быть такова, что за счет дальнейшего удешевления, опорные, крупные потребители, города, останутся на сети, а другие - появятся такие вкрапления с большим количеством микро-сетей.

Опять же, на интеллектуальной основе, где роль диспетчера будет сведена к минимуму, машина просчитывает оптимальный режим, алгоритмы, и сеть работает - только супервайзер будет требоваться.

Это вот реальная тенденция, которая есть. Даже несмотря на то, что тенденция к энергосбережению высока. Но все равно - энерговооруженность квадратного метра в жилье, и в целом, у потребителя, растет. Мы все большим количеством электрических приборов себя обкладываем, окружаем.

Более того - тенденция к электротранспорту. Это вообще колоссальные нагрузки на электрические сети, но она - хорошая для нас, в том плане, что заряжать электротранспорт можно ночью, она нам выравнивать нагрузки будет. То, когда нет пика, как раз можно поддержать тем, что электротранспорт будет заряжаться. Троллейбусы, автобусы - в троллейбусных, автобусных депо, домашний транспорт, бытовой - дома у людей.

Поэтому, тенденция к росту энергопотребления растет. Рост на 25-30% прогнозируется в ближайшие 10-15 лет. Серьезные просто нагрузки. Опять же, возвращаясь - есть другие сценарные условия. Если принципиально базовые разработки изменяться в технологиях, какой будет тогда сеть?

Можем чуть-чуть пофантазировать. Холодный термоядерный синтез. Тогда маленький реактор будет у тебя размером с небольшой генератор, стоять, выдавать ту мощность, которая тебе требуется. Тогда вообще сеть не нужна.

Тогда, по сути, роль сегодняшних сетей сведется к сервису обслуживания крупных накопителей дешевых, и атомных реакторов. Но это - фантазия. Произойдет такой прорыв или нет - это все-таки вопрос к ученым больше. Но, тем не менее - задумываться об этом надо. Поэтому, вот такие перспективы и тенденции есть.

Исходя из сегодняшних реалий, безусловно, я согласен с Вячеславом Михайловичем - это увеличение доли возобновляемых источников энергии. Опять же - государство здесь огромную роль влияет и может тенденции менять. Вот как в Германии, когда ты даешь преференции для... Зеленый тариф, так называемый, ты долю увеличиваешь в общем балансе возобновляемых источников значительно, до трети.

Это серьезный пример. Если не даешь преференции, безусловно, им тяжело с традиционными источниками конкурировать, они не так быстро развиваются. Но тенденция - опорная сеть крупных потребителей и вот эти вот микро-сети с использованием возобновляемых источников энергии и малой генерации.

Но при этом, когда мы говорим про цифровую сеть, и ваш вопрос, как она будет отличаться от других - будет или нет? Конечно, будет отличаться, и от Германии и от Америки, в силу того, что у нас изначально сеть по-другому строилась.

У нас большие расстояния, и малая плотность, обусловлено было исторически еще, в советский период, что появилась высоковольтная сеть на протяженные расстояния, причем обусловила развитие режимной противоаварийной автоматики. Поэтому умная сеть у нас уже была создана в 70-80 годы.

В тех же странах, о которых мы говорим, западных, этого не было, у них умные сети стали строить от потребителя. Цифровой учет, управление режимами потребления - но это не большая энергетика.

А у нас именно... Они до нашего уровня еще пока не дошли, им нужно постараться, чтобы этого достичь. Те наработки, которые в высоковольтной сети - они уникальны. Поэтому мы строим умную сеть сверху вниз - наоборот, и это имеет свои преимущества. Но принципы - опять же, они в этом случае одинаковы, потому что обусловлены опять же базовой технологией. Передача энергии - ее никто не отменял.

Накопители очень хорошая тенденция. Их удешевление, когда войдет в быт, если накопитель будет обеспечивать - весь бытовой сектор может уйти, коттеджное строительство на накопители. Если он будет держать нормальную нагрузку месяц, сервисная компания будет приезжать, менять аккумулятор, ставить - и тебе вообще не нужно будет от внешней сети зависеть. Тогда роль сети может иметь преимущество перед другими, как обслуживающий сервис данных накопителей.

Вот те тенденции основные, которые присутствуют в отрасли, именно с учетом изменения профилей нагрузок, изменения категорий потребителей в сегодняшнем обществе.

Но отвечая на основной вопрос - все зависит от технологий, и года до пятидесятого, это достаточно много.

Закамская Э.В.: Спасибо, спасибо Павел Анатольевич, все-таки задам два коротких уточняющих вопроса. Создание цифровых сетей - потребует ли от вас значительной модернизации, значительных инвестиций? Ну, по типу тех, что мы наблюдали в Москве, когда высоковольтные линии убирали сверху вниз, под землю. Это первое. И по мере роста потребления энергии, по мере роста потребности запроса на эту энергию - будет ли она становиться дешевле для потребителя?

Ливинский П.А: Да. Первое - любая технология, мы же живем в рыночной экономике, и, безусловно, оперировать необходимо параметрами окупаемости. Окупаемы ли, задавая себе этот вопрос - окупаемы ли эти технологии? Да, окупаемы. Не год, не два, не три у них срок окупаемости - десять лет. Но это окупаемость.

Хотя есть и более короткие сроки, когда ты ставишь учет, цифровые приборы учета с каналом передачи данных, у тебя видимая сеть, и ты уходишь от потерь и реализуешь при этом другую проблему, параллельно, как безучетное потребление, у тебя окупаемость и до трех лет присутствует. И энергосервисные контракты с удовольствием идут инвесторы заключать.

Но опять же, сами принципы построения цифровой сети, когда мы говорим, построение алгоритмов цифровых, многоуровневой системы управления сетью, определение узких мест, автоматическое формирование программ-ремонтов - это все-таки о более серьезных сроках окупаемости мы ведем речь.

Поэтому здесь вопрос в другом - мы же все равно как сеть, живем на тарифе, мы регулируемый вид деятельности. И здесь вопрос - в изменении приоритетов в инвестиционных программах. То есть от строительства объектов мощностей, трансформаторых, в сторону как раз управления сетью. И эта тенденция присутствует, и она будет поддержана. В силу того, что мероприятия - они с короткими, но сроками окупаемости. И позволяют значительно снижать затраты.

До двадцати пяти процентов - экономия операционных затрат в перспективе может быть, при внедрении управления интеллектуальной сети. Опять же за счет сокращения времени перебоев, сокращения потерь в сети, за счет сокращения персонала, управления его, упрощения диспетчеризации, сокращения ремонтов. Ремонты по необходимости, а не по износу бухгалтерскому, да? Потому что сеть видима, она диагностирована, она управляется.

Соответственно вот, отвечаю на ваш вопрос.

rgk-palur.ru

П. А. Ливинский «­­» 2012 г (2) - Документ

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор открытого

акционерного общества

«Объединенная энергетическая

компания»

П.А. Ливинский

«­­__» _________ 2012 г.

Реестровый номерзакупки 37-12

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБ ОТКРЫТОМ ЗАПРОСЕ ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

на право заключения договораоказания комплекса услуг, включающих в себя организацию отдыха и оздоровления работников и/или членов семей работников Заказчика, в том числе их проживание и питание (Крым)

Заказчик: Открытое акционерное общество «Объединенная энергетическая компания»

Москва 2012 г.

Раздел I. Термины и определения

Заказчик – Открытое акционерное общество «Объединенная энергетическая компания» (далее – Общество).

Запрос ценовых котировок– процедура закупки, при которой комиссия по размещению заказа определяет в качестве победителя запроса ценовых котировок участника запроса ценовых котировок, предложившего наименьшую цену договора.

Документация о запросе ценовых котировок(документация о закупке (об этапе закупки), далее – документация) – комплект документов, содержащий полную информацию о предмете, условиях участия и правилах проведения процедуры закупки (этапа закупки), правилах подготовки, оформления и подачи предложения участником процедуры закупки (этапа закупки), правилах выбора контрагента, а также об условиях заключаемого по результатам процедуры закупки договора.

Комиссия по размещению заказа (далее – Комиссия)  коллегиальный орган, создаваемый Заказчиком для выбора контрагента путем проведения процедур закупки, с целью заключения договора. Комиссия может быть постоянной или создаваемой в целях проведения отдельных процедур закупки или отдельных видов процедур закупки.

Официальный сайт – официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ().

Официальный сайт Заказчика – официальный сайт ОАО «ОЭК» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ().

Котировочная заявка - письменное подтверждение участника закупки его согласия участвовать в запросе ценовых котировок на условиях, указанных в документации о запросе ценовых котировок, поданное в срок и по форме, установленной в документации о запросе ценовых котировок. Котировочная заявка включает в себя полный комплект документов, являющихся ее неотъемлемой частью.

Предмет ценовых котировок – выполнение работ, оказание услуг, поставка товара для нужд ОАО «ОЭК».

Победитель процедуры закупки – участник процедуры закупки, сделавший лучшее предложение в соответствии с условиями документации о закупке.

Участник закупки (участник размещения заказа) любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком.

Раздел II. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правовое регулирование и правовой статус документов

1.1.1. Процедура запроса ценовых котировок не является конкурсом либо аукционом и ее проведение не регулируется статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная процедура запроса ценовых котировок также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057—1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса ценовых котировок или иным его участником.

1.1.2. Настоящий запрос ценовых котировок подготовлен в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд открытого акционерного общества «Объединенная энергетическая компания» (утверждено Советом директоров ОАО «ОЭК», прокол заседания Совета директоров ОАО «ОЭК» от «26» декабря 2011 г. № 67) (далее – Положение).

1.1.3. Котировочная заявка участника имеет правовой статус оферты и будет рассматриваться заказчиком в соответствии с этим в течение всего времени проведения запроса ценовых котировок.

1.2. Извещение о проведении запроса ценовых котировок

1.2.1. Заказчик обеспечивает размещение извещения о запросе ценовых котировок в форме электронного документа на сайте, указанном в пункте 4 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК».

1.3. Предмет запроса ценовых котировок. Место, условия, сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Порядок оплаты

1.3.1. Предмет, место, условия, сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также порядок оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг указаны в пунктах 7 и 8 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК» и части V «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАПРОСЕ ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК».

1.4. Требования к участникам размещения заказа

1.4.1. В запросе ценовых котировок может принять участие любое лицо,своевременно подавшее надлежащим образом оформленную котировочную заявку согласно размещенным на официальном сайте извещению и документации о запросе ценовых котировок.

1.4.2. Участник имеет право подать только одну котировочную заявку на участие в запросе ценовых котировок. В случае если участник подал более одной котировочной заявки на участие в запросе ценовых котировок, все котировочные заявки на участие в запросе ценовых котировок данного участника отклоняются без рассмотрения.

1.4.3. При размещении заказов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки:

1.4.3.1. Соответствие участников процедур закупки требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедур закупки.

1.4.3.2. Непроведение ликвидации участника процедур закупки  юридического лица или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника процедур закупки  юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.

1.4.3.3. Неприостановление деятельности участника процедур закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения предложения на участие в закупке.

1.4.3.4. Отсутствие у участника процедур закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника процедур закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник процедур закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения предложения на участие в запросе ценовых котировок не принято.

1.4.3.5. Отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

1.4.3.6. Отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

1.4.3.7. Соответствие иным (квалификационным) требованиям, указанным в пункте 13 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК».

1.4.4. В случае если несколько юридических или физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные Заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.

1.5. Расходы на участие в запросе ценовых котировок и при заключении договора

1.5.1. Участник размещения заказа самостоятельно несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей котировочной заявки на участие в запросе ценовых котировок, участием в запросе ценовых котировок и заключением договора, а заказчик не имеет обязательств в связи с такими расходами.

ДОКУМЕНТАЦИЯ О ЗАПРОСЕ ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

2.1. Содержание документации о запросе ценовых котировок

2.1.1. Документация включает перечень частей, разделов, подразделов и форм, а также изменения и дополнения, вносимые в документацию о запросе ценовых котировок.

Состав документации о запросе ценовых котировок:

Раздел I. Термины и определения

Раздел II. условия проведения запроса ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

Раздел III. Информационная карта запроса ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

Раздел IV. формы документов

Раздел V. Техническая часть документации о запросе ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

Раздел VI. ПРОЕКТ ДОГОВОРА

2.1.2. Заказчик обеспечивает размещение документации о запросе ценовых котировок в форме электронного документа на сайте, указанном в пункте 4 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК».

2.1.3. Документация предоставляется путем обеспечения доступа к ней в форме электронного документа в порядке и на условиях, предусмотренных в извещении о запросе ценовых котировок и в пункте 4 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК».

2.2. Разъяснение положений документации о запросе ценовых котировок

2.2.1. Любой участник размещения заказа вправе обратиться к Заказчику в письменной форме за разъяснениями положений документации. Заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до дня окончания подачи ценовых котировок.

2.3. Внесение изменений в извещение о запросе ценовых котировок и документацию о запросе ценовых котировок

2.3.1. Заказчик вправе в любое время до окончания срока подачи котировочных заявок внести изменения в извещение и документацию о проведении запроса ценовых котировок. В случае внесения изменений в извещение о проведении запроса ценовых котировок, документацию о запросе ценовых котировок срок подачи котировочных заявок должен быть продлен Заказчиком так, чтобы со дня размещения на сайте, указанном в пункте 4 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК», внесенных в извещение о проведении запроса ценовых котировок и документацию о запросе ценовых котировок изменений до окончания срока подачи котировочных заявок срок составлял не менее чем 3 (три) рабочих дня.

2.4. Отказ от проведения запроса ценовых котировок

2.4.1. Заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса ценовых котировок, вплоть до заключения договора, разместив сообщение об этом на сайте, указанном в пункте 4 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК».

  1. ПОДГОТОВКА КОТИРОВОЧНОЙ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

    1. Форма котировочной заявки на участие в запросе ценовых котировок и требования к ее оформлению

3.1.1. Участник запроса ценовых котировок должен подготовить котировочную заявку, включающую сведения и документы, предусмотренные документацией о закупке, оформленное согласно требованиям, указанным в ней.

3.1.2. Котировочная заявка, оформленная в письменной форме, должна быть заверена подписью уполномоченного представителя участника размещения заказа и печатью.

3.1.3. К каждой котировочной заявке должна быть приложена ее копия, включая все документы, входящие в состав котировочной заявки. При этом оригинальный экземпляр котировочной заявки должен быть четко помечен: «Оригинал». Копия котировочной заявки, включая все входящие в него документы, должна быть четко обозначена как «Копия».

3.1.4. Документы, входящие в состав оригинала и копии котировочной заявки, должны быть прошиты. Все листы котировочной заявки быть сшиты в книгу, пронумерованы, прошиты, скреплены печатью участника размещения заказа на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица участника размещения. Каждый документ, входящий в котировочную заявку, должен быть скреплен печатью участника размещения заказа. При подготовке котировочной заявки и документов, входящих в состав котировочной заявки, не допускается применение факсимильных подписей. Исправления в документах, входящих в состав котировочной заявки, не допускаются, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных подписью уполномоченного лица.

3.1.5. В состав котировочной заявки должна входить электронная копия котировочной заявки и приложенных к ней документов. Электронная копия должна быть представлена на компакт-диске CD-R. Диск должен быть вложен в отдельный информационный конверт, подшиваемый к оригиналу котировочной заявки и пронумерован. Файлы на компакт-диске CD-R не должны иметь защиты от их открытия, изменения, копирования их содержимого или их печати. Файлы должны быть названы так, чтобы было понятно, какой документ в каком файле находится. Электронные версии документов (в формате PDF) должны полностью соответствовать печатным версиям документов и должны быть размещены в той же последовательности, что и в описи: каждому пункту описи должен соответствовать один файл. Электронная копия предназначена для ускорения процесса рассмотрения котировочных заявок участников. После проведения запроса ценовых котировок электронная копия будет храниться вместе с оригиналом котировочной заявки.

    1. Язык документов, входящих в состав котировочной заявки на участие в запросе ценовых котировок

3.2.1. Котировочная заявка, все документы, входящие в ее состав, должны быть написаны на русском языке, документы на ином языке, входящие в котировочную заявку, могут быть представлены при условии, что к ним будет прилагаться надлежащим образом заверенный перевод на русский язык.

    1. Валюта котировочной заявки на участие в запросе ценовых котировок

3.3.1.Все суммы денежных средств в котировочной заявке и документах, входящих в ее состав, должны быть выражены в российских рублях, за исключением случая, когда документы, оригиналы которых выданы участнику размещения заказа третьими лицами, и в которых суммы денежных средств выражены в других валютах, могут быть представлены в валюте оригинала при условии, что к этим документам будут приложены комментарии с указанием эквивалента таких сумм в российских рублях по курсу Центрального банка России на дату размещения извещения о запросе ценовых котировок.

    1. Требования к предложениям о цене договора

3.4.1. Участник размещения заказа производит расчет цены договора в соответствии с требованиями настоящей документации по форме «Предложение о цене договора», приведенной в разделе IV «ФОРМЫ И ДОКУМЕНТОВ».

3.4.2. Цена договора должна включать все налоги (включая НДС) и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также все расходы и затраты участника размещения заказа, связанные с исполнением им обязательств по договору, включая расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации участник размещения заказа освобождается от уплаты НДС, то в расчете цены должно быть указано основание освобождения от уплаты НДС.

3.5. Требования к описанию поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг

3.5.1. Описание участниками размещения заказа поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, их функциональных характеристик, а также их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с требованиями раздела V «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ о запросе ценовых котировок» и по форме «Предложение о качественных, технических, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг».

  1. ПОДАЧА КОТИРОВОЧНОЙ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК

    1. Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи котировочных заявок на участие в запросе ценовых котировок

4.1.1. Котировочная заявка подается участником закупки в письменной форме в срок и в порядке, указанном в извещении о закупке и в пункте 10 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ КОТИРОВОК»
4.1.2. Котировочные заявки, поданные в срок и в порядке, указанном в извещении о проведении процедуры закупки и документации о закупке, регистрируется Заказчиком. Заказчик по требованию участника выдает расписку лицу, доставившему котировочную заявку, о его получении с указанием даты и времени получения.
    1. Изменение или отзыв котировочных заявок на участие в запросе ценовых котировок

4.2.1. Участник вправе изменить или отозвать свою котировочную заявку на участие в запросе ценовых котировок после ее подачи в любое время до окончания срока предоставления котировочных заявок на участие в запросе ценовых котировок.
    1. Предложения на участие в запросе ценовых котировок, поданные с опозданием

uchebana5.ru

О развитии аварийных ситуаций в системах теплоснабжения крупных городов на примере г. Челябинск



О развитии аварийных ситуаций в системах теплоснабжения крупных городов на примере г. Челябинск

О развитии аварийных ситуаций в системах теплоснабжения крупных городов на примере г. Челябинск

А. П. Ливинский, заместитель управляющего директора,

начальник Департамента реформирования НПК, Бизнес-единица «Сервис», РАО «ЕЭС России»

Авария, произошедшая в Челябинске, городе с населением более 1 млн жителей, весьма поучительна, т.к. она коснулась в той или иной степени всей централизованной системы теплоснабжения города - 40% домов города были заморожены, а остальные были на грани этого.

Как и любая авария, эта началась с обычной штатной ситуации, развитие которой не было заранее спрогнозировано. Тепловые сети г. Челябинск закольцованы, поэтому любые сбои на одном из участков сказывались на работе всей системы города. На магистрали Ду 800 от ТЭЦ № 1, которая снабжает Советский район г. Челябинска, в декабре месяце 1984 г. произошел порыв. Для устранения аварии стали сливать воду с участка магистрали. Поскольку, как это часто бывает, ближайшие задвижки «не держали», пришлось сливать теплоноситель со всего района, а это процесс очень долгий - и пока шел слив, дома начали остывать. Когда заварили свищ, то начали заполнение системы химочищенной водой. Но опять, вследствие того, что объем заполнения слишком большой, мощности установок водоподговки ТЭЦ не хватало.

Чтобы не пускать сырую воду в котлы, цех водоподготовки ТЭЦ работал на пределе, но все равно время заполнения тепловых сетей было слишком большим, и дома остыли до критической температуры, тем более что мороз стоял -25 ОС. Надо отметить, что в основном это были панельные дома - так называемые «хрущевки», которые даже при -15 ОС без ущерба для комфортных условий жителей могут продержаться не более 4 часов, а замерзает внутренняя система в таких домах уже через сутки. Исходя из оценки требуемого для восстановления работоспособности системы теплоснабжения времени и принимая во внимание, что все дома подключены по зависимой схеме, соответственно, циркуляции в стояках домов нет, было принято решение теплоноситель из внутренних систем зданий слить.

После того как теплосети заполнили, необходимо было обеспечить на вводах в дома соответствующий перепад давлений. Энергетики рапортуют, что система заполнена, и можно запускать, а эксплуатационники жилищного фонда, видя, что на вводах разница давлений в прямом и обратном трубопроводах менее 1 м. вд. ст., сопротивляются запуску, понимая, что без циркуляции системы моментально замерзнут. Тут в ситуацию стали вмешиваться политические силы. Начались звонки из Обкома партии с требованием запустить «любой ценой». Еще четыре часа бились за то, чтобы появились перепады. Но ситуация усугублялась тем, что жители домов, где теплоноситель не был слит, начали сами его сливать в подвалы для создания искусственной циркуляции. На ТЭЦ, где водоподготовка работала на пределе, для создания перепадов, видя, что давление опять падает, решили заполнять систему сырой водой из реки Миасс. Через несколько часов котлы стали выходить из строя один за другим (занос экранных труб), т.е. произошла заметная для города потеря мощности.

Жители, стремясь поддерживать температуру в помещениях, стали включать электрообогреватели и газовые плиты. Сразу упало давление газа в городской сети, а в электросети начались перебои и аварии из-за нерасчетных нагрузок (отключались целые микрорайоны). Из-за этих причин стали отключаться малые локальные котельные (пришлось перераспределять давление газа по городу за счет ограничения промышленных потребителей).

Между тем, административное давление нарастало, и пришлось вопреки логике и профессионализму заполнять внутренние системы домов. Дальше все случилось как и предвидели. При отсутствии циркуляции стояки начали моментально промерзать, слив воды жителями только ухудшал общую ситуацию, т.к. сети были закольцованы. Водогрейные котлы на ТЭЦ № 1 встали, а это основные отопительные мощности. Слив теплоносителя продолжался. Начали выходить из строя котлы ТЭЦ № 2 и пиковой котельной, которая не имела своей водоподготовки, а только подогревала сетевую воду. Начался неуправляемый процесс, который закончился тем, что внутренние системы теплоснабжения 40% домов города были заморожены. Создалась угроза замораживания для систем ХВС. Ликвидация последствий этой аварии длилась почти два месяца.

Что касается ликвидации последствий аварии, то они в основном сводились к необходимости разогревать стояки в зданиях, устраняя их порывы. Разогрев осуществляли паяльными лампами или сварочными аппаратами постоянного тока (от дизель-генераторов), подключая контакты непосредственно к стояку по участкам последовательно. Жители при этом подвергались опасности поражения током, но масштабы работ заставляли идти на эти меры. Достаточно сказать, что работало ежедневно посменно 360 бригад, мобилизованных со всех промышленных предприятий города.

Среди основных причин аварии можно назвать изношенность тепловых сетей и их элементов, в частности - арматуры. После аварии, в течение 5 лет были заменены все магистральные сети (более 20 км в год), и после этого таких аварий не было. Тогда же мы стали настойчиво говорить, что панельные дома энергорасточительны, некомфортны, а с точки зрения аварии просто опасны, т.к. быстро промерзают.

Через несколько лет после этой аварии мы пытались провести командно-штабное учение со следующей вводной: «предположим, что город глубоко ограничен в энергоснабжении на уровне 600 МВт. Каковы должны быть действия администрации для того, чтобы сохранить системы жизнеобеспечения, не снижая уровня энергопотребления населения?» На бумаге, в расчетах, все получается замечательно, но как только мы стали моделировать ситуацию в ходе тренировочных учений, то получили ошеломляющее количество несогласованных действий и поняли, что город не готов к авариям. Нужно подчеркнуть, что необходима система обучения, аналогичная бывшей «Гражданской обороне». Слишком много служб и организаций задействованы в таких ситуациях. Это энергетики, коммунальщики, газовщики, пожарные (была просто лавина пожаров во время аварии, т.к. для отопления домов жители использовали все способы, не смотря на опасность возгорания, были и поджег штор, и короткие замыкания, и т.д.), скорая помощь (огромная нагрузка на эту службу), милиция и др. Необходимо увязать работу этих служб, обеспечить оперативное управление, контроль за развитием ситуации, при этом важна «чистота» информации, т.к. многие стараются отрапортовать, когда фактически работы еще не завершены, из-за этого могут возникнуть накладки, которые только усугубят аварийную ситуацию. Поэтому необходимо учитывать «человеческий фактор», и организовать контроль за информацией, а так же работу надзорных органов. Таким образом, наличие схемы взаимодействия, комплексного плана действий вплоть до конкретных инструкций для отдельных работников и подразделений должна стать залогом того, что обычная штатная ситуация не перерастет в аварийную с трудно предсказуемым финалом.

На этом примере можно спрогнозировать, что если отключится не одна тепломагистраль (в такой ситуации все-таки есть время мобилизоваться и разрешить проблему), а произойдет сбой в электроснабжении города, как это, например, случилось в Москве в мае 2005 г., то последствия в зимнее время могут быть более тяжелые. Так что нам необходимо учиться на прошлом опыте, чтобы не совершать ошибок сегодня.

Источник: http://www.rosteplo.ru

 

Cодержание

Главная

journal.esco.co.ua


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта