Eng Ru
Отправить письмо

Оптовый рынок электроэнергии. Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии. Оптовый рынок электроэнергии


Оптовый рынок электроэнергии. Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии

В 2003 году система оптового рынка электроэнергии претерпела значительные изменения. Причиной этому стало принятие соответствующего закона, согласно которому была проведена реформа данной отрасли в государстве. Главной целью изменений являлась замена множества мелких компаний, предоставляющих разнообразные услуги – от производства до сбыта, на три крупных. Они, в свою очередь, должны специализироваться только на одном направлении:

  • производство;
  • транспортировка;
  • сбыт.

оптовый рынок электроэнергии

Благодаря этому появилась объединенная сеть, которая включила в себя и важный для страны атомный концерн «Росэнергоатом». Эта реформа позволила вывести энергетическую отрасль на принципиально новый уровень и сделать её одной из ведущих в экономике России.

Специфика электроэнергии как товара

Оптовый рынок электроэнергии торгует очень важным ресурсом. И так как товар этот обладает достаточно специфическими особенностями, при регулировании рынка должны быть учтены некоторые моменты. Главной отличительной чертой электроэнергии как товара является то, что все этапы движения должны происходить поочередно и без задержек. Энергию невозможно хранить и накапливать. Данный вид продукции сразу же после производства должен мгновенно доходить до конечного потребителя.

торговая система оптового рынка электроэнергии

Контроль производителя возможен только с позиции объемов поставки. А вот для людей абсолютно неважно, какая компания вырабатывает электрическую энергию, ведь после её воспроизводства она попадает в общую сеть.

Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии прекрасно понимают, что их товар входит в категорию первой необходимости. Население очень чувствительно относится к резким перепадам, скачкам или отсутствию данной продукции. Только в крайнем случае люди могут заменить централизованный источник автономной станцией или газовым отоплением. По этой причине поставки должны быть надежными и бесперебойными.

генерирующие компании оптового рынка электроэнергии

Также при выработке электроэнергии учитывается соотношение между планом производства и прогнозом потребления. Оно должно быть максимально сбалансированным, чтобы не возникло дисбаланса.

Методы регулирования рынка

Оптовый рынок электроэнергии и мощности сильно зависит от способа регулирования государством. Конкретный способ регулирования, в свою очередь, выбирается согласно соответствующим факторам:

  • тип экономики государства;
  • вид собственности;
  • способ государственного вмешательства в развитие отрасли.

Прямое государственное управление отраслью

В случае прямого управления отраслью оптовый рынок электроэнергии подвержен влиянию государства через его органы, например министерства. Государственный аппарат руководит работой отрасли и всеми её предприятиями. Государство напрямую решает количество и объем поставок, устанавливает стоимость и направление вложения прибыли. То есть фактически вся работа предприятий энергетического сектора (в том числе цена на электроэнергию на оптовом рынке) находится под контролем свыше. Данный метод является достаточно жестким.

оптовый рынок электроэнергии и мощности

Государственное управление отраслью через государственную корпорацию

При управлении через корпорацию, находящуюся в государственной собственности, государство также имеет значительную долю влияния на отрасль. Разве что само управление осуществляется через специально созданную корпорацию. Хоть эта организация и работает в интересах страны, но обладает определенной независимостью и самостоятельностью принятия решений. Это дает возможность руководить энергетическим сектором более тщательно, получать большую прибыль и организовывать процесс максимально эффективно.

Государственное регулирование и надзор за функционированием отрасли

Данный способ регулирования отрасли применяется в наиболее демократичных странах. Если все игроки на рынке – частники, то это самый лучший выход. Преимуществом данного метода является полная самостоятельность. Но не все ложится на плечи частных предпринимателей. Лицензирование, регулирование деятельности и обеспечение безопасности – это работа государства. Оно занимается также ценообразованием и установлением тарифов. Вырабатываются также единые правила, обязательные при производстве, передаче и распределении энергии.

Форвардный рынок

То, как организован оптовый рынок электроэнергии, влияет не только на эффективность его развития, но и на всю отрасль в целом.

вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии

Первым типом организации оптового рынка электроэнергии является форвардный рынок. Его суть заключается в поставке продукции по предварительно заключенным договорам. Деятельность форвардного рынка осуществляется на основе двусторонних контактов, заключением которых занимаются непосредственно продавец и покупатель товара. Существует несколько способов движения электрической энергии. Первый представляет собой оформление сделки между производителем и потребителем. Суть второго типа договора в перепродаже продукции. Заключение третьего происходит на соответствующей бирже, которая занимается форвардами.

Преимуществом данного рынка является его надежность и безопасность, ведь он заранее страхует обе стороны от возможных форс-мажорных обстоятельств. Физически осуществление договора будет выполнено только после формирования суточного графика. Это является еще одним его плюсом, ведь не нужно тратить особых усилий на организацию работы рынка.

Рынок «за день вперед»

Торговая система оптового рынка электроэнергии преимущественно заранее определяет количество и срок поставок. Но так как товар может быть перемещен с помощью различных способов, то вполне вероятно возникновение непредвиденных заминок. Однако эта проблема решается достаточно просто. Для этого организовываются временные склады. Также регулировать этот вопрос можно при помощи экономических рычагов (например, заблаговременного повышения стоимости). Однако координация поставок для рынка электроэнергии имеет специфический характер. Главные отличительные особенности такого рынка – это мгновенность передачи и потребления. По этим причинам планирование движения энергии является очень важным для устойчивой работы сети.

система оптового рынка электроэнергии

Координирует работу системы оператор, который определяет, сколько, когда и кому нужно поставить. Его работа заключается в составлении графика движения электрической энергии. От точности этого плана зависит уровень удовлетворенности всех участников рынка. Поэтому оператором учитывается и пропускная способность участков электрических сетей. Верные расчеты помогут исключить возможность перегрузки, при этом используя всю мощность линий в полном объеме.

Обычно тот день, когда оператор окончательно утверждает суточный график, предшествует операционному дню. Работник способствует возникновению целого рынка. Именно такой метод организации носит название «за день вперед».

Рынок «реального времени»

Оптовый рынок электроэнергии характеризуется своей неточностью, ведь предугадать четко объемы поставки очень тяжело. Вполне возможны некоторые отклонения от прописанного в контракте.

Часто случается так, что в одном месте возникает недостаток энергии, тогда как в другом, наоборот, появляются излишки. В любом случае они не уравновесят друг друга. Если величина дисбаланса значительная, то это может привести к сбоям в системе. Поэтому оператор занимается регулированием поставок.

цена на электроэнергию на оптовом рынке

Рынок реального времени позволяет сделать систему более уравновешенной путем торговли его участниками имеющимися у них дисбалансами.

Генерирующие компании

В данный момент на территории Российской Федерации работают семь крупных компаний. Они взаимодействуют между собой, и их сеть является тем самым оптовым рынком энергии. Основными объектами системы являются теплоэлектростанции. Все они сгруппированы в шесть объединений. В среднем мощность одной такой группировки составляет девять гигаватт. Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии занимается регулированием работы гидроэлектростанций. Она носит название «РусГидро». На оптовый рынок приходится треть от выработанной энергии в стране.

fb.ru

Как выйти на оптовый рынок электроэнергии (ОРЭМ) и не сожалеть потом

В любом виде бизнеса привлечение клиента  - приоритетная задача  для развития компании.

Не является исключением из этого правила и энергосбытовой бизнес.

Хотя рынок электроэнергии в большой  степени остается монополизированным, но конкуренция уже возможна в отношении предприятий и организаций.  Поэтому независимые энергосбытовые компании предлагают потребителям расторгнуть договор с нынешним поставщиком и  заключить договор поставки электрической энергии  с ними для выхода на оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ).

Поэтому предприятия и организации регулярно получают коммерческие предложения энергосбытовых компаний,  которые обещают экономию, снижение затрат при выходе с их помощью на опт. Менеджеры по продажам таких компаний обычно предлагают «золотые горы» и готовы рассказывать все что угодно, только чтобы потребитель согласился и заключился договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией. Стоит отметить, что это типичное поведение  «продажника» в компании из любой сферы бизнеса.  

Анализируя доступную информацию в Интернете и печатных изданиях, касающуюся процедуры и порядка работы на ОРЭМ, мы обнаружили, что никто и никогда не давал потребителям полной и объективной картины,  касательно всех аспектов работы рынка.

Даже на страницах портала потребителей energo-konsultant.ru в большей степени говорится о законодательных аспектах работы опта.

В других источниках информации и того меньше – на сайтах энергосбытовых компаниях речь идет о преимуществах работы, а на сайтах гарантирующих поставщиков либо информации об ОРЭМ нет вовсе, либо она очень скупа или подана в сугубо негативном свете.  

Мы вынуждены констатировать, что объективной картины, в которой бы содержались факты (как положительные, так и отрицательные) об оптовом рынке электроэнергии нет.

Как организации или предприятию сложить объективную картину по этим вопросам не имея достаточной информации?  

Поэтому здесь мы попытаемся рассказать о нашем опыте взаимодействия с клиентами, касательно вывода на оптовый рынок, работе предприятий на розничном рынке и других  вопросов, по работе на опте.

Разумеется, наше мнение не претендует на истину в последней инстанции. Но хочется  верить, что наш опыт сможет помочь руководству компаний и организаций сложить собственный «пазл» и принять верное решение по вопросам закупки электроэнергии.

 

Преимущества и недостатки оптового рынка электроэнергии или как правильно взвесить аргументы "за" и "против"

 

Аргументы «ЗА»

 

Аргумент "ЗА" №1. На оптовом рынке электроэнергии можно экономить: цена на электроэнергию будет ниже.

 

Именно это снижение и будет тем размером экономии, который получит Ваше предприятие.

При выходе на оптовый рынок, предприятие перестает платить сбытовую надбавку гарантирующему поставщику.

Размеры сбытовых надбавок ежегодно утверждаются для гарантирующих поставщиков местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Выйти на опт предприятие может самостоятельно или с помощью энергосбытовой компании. В случае вывода  предприятия энергосбытовой компанией, последняя работает не бесплатно. Но стоимость услуг ЭСК всегда оказывается значительно ниже сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (обычно размер стоимости услуг работы ЭСК согласовывается в договоре).

Отличие цен на оптовом и розничном рынке электроэнергии

Аргумент "ЗА" №2. Экономический эффект с каждым годом будет только расти.

Чем выше цены на оптовом рынке электроэнергии  – тем больше размер экономии от выхода на опт.

Не правда ли, странная зависимость?

Дело в том, что та самая сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, которая и является той величиной экономии при работе на ОРЭМ, утверждается формулой в виде процента конечной цены на электрическую энергию, приобретаемой гарантирующим поставщиком

В 2017 году произошел стремительный рост цены на мощность на оптовом рынке (особенно для потребителей 2 ценовой зоны – Зауралья и Сибири). Это привело к росту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, и, как следствие, росту экономического эффекта от выхода на опт.

В 2018 году тенденция роста цен будет сохраняться. Это обусловлено выравниванием (снижением) тарифов для Дальнего Востока и перераспределением тарифной нагрузки на остальные регионы.

Из-за этого  продолжится рост сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электроэнергии.

Кроме того не стоит забывать того, что у гарантирующих поставщиков крупных и платежеспособных потребителей остается меньше и меньше. А затраты на оплату труда персонала, офисы и т.д. у них не уменьшается. Поэтому бремя тарифной нагрузки на оставшихся потребителей будет с каждым кодом только выше.  

Реальная тарифная нагрузка на бизнес

 

Аргумент "ЗА" №3. Конкуренция лучше монополии.

 

К сожалению, еще далеко не все естественные монополии перестроились на новые условия работы и организацию взаимодействия с потребителем. Клиенториентированный подход это не приоритетная задача для них. Персонал монополистов продолжает считать, что «они правят балом» и потребители существуют для них, а не наоборот.  

Безусловно, здесь нельзя говорить о тотальном «совковом» подходе, который естественные монополии предлагают своим потребителям. Но факт остается фактом – до европейских стандартов обслуживания клиентов еще далеко.

Очевидно, что в текущих условиях качественные сервисы по взаимодействию и работе с потребителем предлагают единицы из гарантирующих поставщиков.

При этом независимые энергосбытовые компании, не располагая большой материальной базой, просто обязаны давать клиенту льготы и преференции. Некоторые пытаются выстроить клиентоориентированный подход и сделать клиентов лояльными заказчиками, другие пытаются предложить гибкие условия работы.

В нашей практике мы часто встречали такое явление, что крупные и платежеспособные потребители переходят в энергосбытовую компанию и выходят на ОРЭМ, даже особо не вникая что это такое и какую эффективность для них несет (и несет ли вообще!). Основным аргументом для таких потребителей в пользу независимого энергосбыта являлась его "незапятнанная карма" и обходительность менеждеров ЭСК.

Поэтому преимущества работы с энергосбытовой компанией в части сервиса и лояльного подхода становятся очевидными.  Более того, для потребителей это приобретает даже большее значение – никто не любит игры в одни ворота.

  

Монополия или конкуренция: что выбираете Вы?

 

Аргумент "ЗА" №4. Всегда можно легко вернуться обратно.  По – крайней мере, если прошло меньше 3 лет с даты ухода на опт  

 

В соответствии с п. 37 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», потребитель, если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь, может заключить договор по упрощенной форме.

Эта норма подразумевает, что не нужно долго собирать огромный комплект документов и мучиться с подачей, чтобы вернуться обратно на розничный рынок электроэнергии.

 

Аргумент "ЗА" № 5. Обратно возвращается малый процент потребителей (по статистике – только  каждый двадцатый)

 

Большинство вышедших на оптовый рынок потребителей продолжают покупают электроэнергию с опта. Да, они могут сменить поставщика, энергосбытовую компанию, но 95 процентов из них уже никакими коврижками не заманишь обратно.

Исключение составляют те потребители от которых отказываются ЭСК (такая ситуация может возникнуть из-за неплатежей потребителей и больших долгов), а также потребители с непрогнозируемым потреблением в регионах с низким размером сбытовой надбавки – им опт может быть просто невыгодным.

 

Аргумент "ЗА" №6. Бонус: современная система учета электроэнергии за счет экономического эффекта. Унификация и приведение в соответствии остальных условий  энергоснабжения.

 

Факт: когда выводом на оптовый рынок предприятия занимаются профессионалы, в 70% случаев выявляются ошибки, невыгодные потребителю условия  в ранее заключенных  договорах энергоснабжения, оказания услуг по передаче электроэнергии и даже договоров о технологическом присоединении к электрическим сетям.  

Более того, за счет полученного экономического эффекта организация строит современную систему учета электрической энергии (АИИС КУЭ).

Иными словами перед покупкой на  опте участник (с помощью энергосбытовой компанией) просто обязан  навести порядок в вопросах энергоснабжения: наладить учет, оптимизировать и унифицировать договоры, устранить все нестыковки и невыгодные для себя моменты, составить техническую документацию (акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейны схемы и др.).

 

Аргументы «ПРОТИВ» выхода на оптовый рынок электроэнергии

 

Аргумент "против" №1. Строгие требования по срокам оплаты

 

В соответствии с требованиями п. 19 «Правил оптового рынка электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 и регламентами финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии, оплата производиться в установленные сроки. Финансовые расчеты участниками оптового рынка осуществляются  в следующие сроки: до 14 числа месяца оплачивается аванс в размере около 30% (электроэнергия, потребленная на РСВ с 1-го по 9-е число расчетного периода), до 28 числа – аванс в размере около 40% (электроэнергия, потребленная на РСВ с 10-го по 23-е  число расчетного периода). Окончательный расчет производится до  21 числа месяца, следующего за расчетным.

На розничном рынке действует примерно такой же график платежей (оплате даже должна производиться немного раньше), но с розничного рынка предприятия никогда не выкинут - попросту дальше выгонять уже некуда.

Если субъект оптового рынка грубо нарушает эти сроки и не соблюдает установленный ковенанты, то в этом случае он обязан предоставить банковскую гарантию на стоимость приобретенной электроэнергии. Наиболее  строгой мерой, которую применяет Коммерческий оператор оптового рынка (ОАО «АТС) к неплательщикам  - лишение статуса субъекта ОРЭМ и, как следствие, возврат на потребителя на розничный рынок электроэнергии. Здесь стоит отметить, что это касается организаций, имеющих статус субъекта ОРЭМ. Если потребитель вышел на опт с помощью энергосбытовой компании, то статуса будет лишена она.

Иными словами, если предприятие, как правило, задерживает оплату потребленной электроэнергии больше чем на один календарный месяц, то выходить на ОРЭМ будет нецелесообразно.

 

Платить на оптовом рынке электроэнергии надо вперед и вовремя

 

Аргумент "против" №2. Прогноз потребления электроэнергии минимум на 1 день вперед

 

Для того, чтобы закупать электроэнергию на опте, необходимо ежедневно отправлять почасовый план покупки электроэнергии. Для этого нужно знать  хотя бы примерный объем потребления электроэнергии на завтрашний день.  

Наша практика показывает, что отклонение факта от плана менее чем на 10% влияет на изменение цены на электроэнергию до 2 коп. с кВт.ч.

Поэтому, если работа Вашего предприятия предусматривает резкое изменение потребления более чем на 20% относительно запланированного, перед  выходом на оптовый рынок стоит немного «потренироваться».

Что мы вкладываем в это слово? Дело в том, что неким аналогом работы оптового рынка электроэнергии является выбор потребителем 5 или 6 ценовой категории на розничном рынке электроэнергии при расчетах с поставщиком. Именно выбор и расчет за электроэнергию с поставщиком  по этим ценовым категориям  будет той самой тренировкой. Ведь эти варианты тарифов предполагают ежедневную подачу в адрес поставщика электроэнергии плановых почасовых данных о потреблении электроэнергии.

Исходя из нашего опыта общения с крупными предприятиями, работающими на рынке уже не первый год, можно констатировать – если предприятие  рассчитывается по 5 или 6 ценовой категории и при этом электричество не становится дороже, чем ранее – то и на оптовом рынке получится работать успешно.

 

Аргумент "против" №3. Узловое ценообразование на оптовом рынке электроэнергии: что это такое и почему надо учитывать

 

Для неискушенного потребителя фраза «узловые цены» звучит уж очень непонятно. Да что тут  и говорить – для искушенных потребителей тоже непонятно.

На самом деле все достаточно просто:  

В регионе нахождения потребителя электроэнергии цена в каждом районе разная.

Если, например взять Москву и Московскую область, то ситуация примерно следующая: в одном районе Москвы цена на электроэнергию может быть незначительно выше или ниже, чем в другом районе. Различия небольшие – как правило не превышает 2-3 коп. с кВт.ч.

Гарантирующий поставщик приобретает электроэнергию на ОРЭМ для потребителей «скопом». В этом случае цена электричества для него усредняется и  продажа производится потребителям  по одинаковой цене. Причем неважно, какая фактическая цена складывается в узловом районе потребителя: она может быть как выше средней цены, так и ниже.

Поэтому, чтобы обещанная энергосбытовой компанией эффективность не была омрачена  ростом цены из-за дорогих узлов в конкретном районе, рекомендуется оценить их влияние на экономический эффект. Посмотреть узловые цены можно на официальном сайте коммерческого оператора оптового рынка ОАО «АТС» здесь и здесь во второй ссылке открываете отчет "Отчёт о равновесных ценах в наиболее крупных узлах расчётной модели".   

Карта узловых цен оптового рынка электроэнергии на примере Москвы и области 

 

Аргумент "против" №4. Зависимость от добросовестности энергосбытовой компании

 

Да, как и в любом бизнесе залог бесперебойных поставок товаров - добросовестность поставщика.

Не является исключением и деятельность энергосбытовых компанией – ведь по сути они также поставляют товар – электрическую энергию. Поэтому важно работать с добросовестными поставщиками электроэнергии, которые не просто получат  деньги и «растворятся» в неизвестности, а будут обеспечивать исполнение взятых на себя обязательств.

Ранее в РФ уже встречались прецеденты, когда недобросовестные энергосбытовые компании брали с потребителей плату в полном объеме, но не в полном объеме рассчитывались за приобретенную электроэнергию. После введения обязательного лицензирования таких нечестных на руку участников рынка должны лишить (или не выдать) лицензию на энергосбытовую деятельность.

Будем надеяться, что механизмы государственного контроля будут работать четко и отлаженно.  

Работайте только с надежными энергосбытовыми компаниями

 

Аргумент "против" №5.  Требования здравого смысла к объемам потребления и максимальному количеству точек учета электроэнергии

 

Хотелось бы вкратце рассказать об основной инвестиции, которая необходима для опта – это  организация коммерческого учета электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии (системы АИИС КУЭ). Требования к АИИС КЭУ ОРЭМ прописаны в регламентах оптового рынка. Здесь стоит констатировать, что для организаций с большим количеством точек учета электроэнергии (более 20) и относительно небольшими  объемами потребления электроэнергии (до 1 млн. кВт.ч. в месяц), сроки окупаемости проектов по строительству АИИС КУЭ могут быть достаточно большими. Поэтому этот фактор обязательно необходимо учесть при принятии решения.   

 

Выводы:

 

Резюмируя изложенное можно сказать, что работа системы оптового рынка электроэнергии не так уж и сложна, как это может показаться при первоначальном знакомстве.  

Процедуры ОРЭМ четко зарегламентированы. Для того, чтобы покупать электроэнергию и начать экономить не требуется каких-либо чрезмерных усилий. Но при этом нужно ответственно подходить к выбору поставщика электроэнергии (энергосбытовой организации), проверять формируемые ею цены и сопоставлять их с ценами гарантирующего поставщика. 

 

www.energo-konsultant.ru

Выход на оптовый рынок электроэнергии. Куда идти?

Очень часто приходится слышать, что потребителям предлагают выход на оптовый рынок электроэнергии (выход на ОРЭМ) или электроснабжение напрямую с оптового рынка электроэнергии. Звучит заманчиво, но не очень понятно что это такое.

По закону потребитель имеет возможность осуществлять собственное электроснабжение путем заключения договора на поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией. Также он может самостоятельно стать субъектом оптового рынка и приобретать там электроэнергию без посредников.

Куда же так настойчиво зовут потребителей? Всё очень просто. Говоря «выход на оптовый рынок электроэнергии», энергосбытовые организации предлагают потребителям перейти к себе на электроснабжение по отдельной группе точек поставки.

Поскольку группа точек поставки в торговой системе оптового рынка электроэнергии будет зарегистрирована «имени потребителя», то предприятие вроде как «выходит на опт».

На самом деле всё немного не так.

Энергосбытовая организация регистрирует в отношении потребителя отдельную группу точек поставки. Но закрепляется ГТП за ЭСО, а не за потребителем. И называться она может как угодно (название выбирает ЭСО при подаче документов).

Энергосбытовая организация приобретает электроэнергию и мощность для потребителя напрямую с оптового рынка электроэнергии. Но сам потребитель не имеет статуса субъекта оптового рынка электроэнергии, а если бы имел — то ему не нужен был бы посредник в лице ЭСО. Так что энергосбытовая организация продает электроэнергию потребителю уже на розничном рынке.

Если предприятия нет в Реестре субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), значит потребитель не выходил на оптовый рынок электроэнергии и приобретает электроэнергию на розничном рынке.

Гарантирующий поставщик тоже приобретает электроэнергию и мощность на оптовом рынке и продает ее потребителям на розничном. Но делает это в рамках одной для всех своих клиентов группы точек поставки, выставляет потребителям стоимость по правилам трансляции и берет за свои услуги сбытовую надбавку, установленную РЭК региона. Вот основные отличия ГП от ЭСО. А не то, что гарантирующий поставщик «на рознице», а энергосбытовая организация «на опте».

Получается, что по отдельной группе точек поставки крупным потребителям приобретать электроэнергию выгоднее?

Нет. Может складываться ситуация, когда по ГТП потребителя стоимость электроэнергии складывается дороже, чем у гарантирующего поставщика, а может и дешевле. Основная выгода потребителю от работы с ЭСО — это разница сбытовых надбавок в сравнении с гарантирующим поставщиком. Просто энергосбытовая организация может покупать электроэнергию и мощность на оптовом рынке только по отдельной группе точек поставки. Вот и представляется это потребителю как еще одно благо, хотя это не всегда так.

Если электроэнергия и мощность приобретаются по отдельной ГТП — значит потребителю энергосбытовой организации легче проверить ЭСО?

Тоже нет. У энергосбытовой организации, в худшем случае несколько, а, как правило, десятки групп точек поставки потребителей. При этом из торговой системы оптового рынка электроэнергии многие отчетные документы «на бумаге» с печатями формируются только в целом по энергосбытовой организации.

По группам точек поставки ЭСО получает реестры по электронной почте, подписанные электронной цифровой подписью и зашифрованные. После открытия такие документы становятся простыми экселевскими файлами. Показать их потребителю, конечно, можно, но где гарантия того, что некоторые ячейки не были исправлены?

ЭСО, которые дорожат своими потребителями, как правило, сами придумывают и предлагают потребителям механизмы самопроверки. Если такой механизм потребителю не предоставлен еще на стадии заключения договора энергоснабжения с энергосбытовой организацией — это тревожный знак.

Процедура перехода потребителя от гарантирующего поставщика к энергосбытовой организации описана здесь и здесь.

 

energo.blog

Розничный рынок электроэнергии. Структура и порядок работы

Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии — государственная монополия.Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

Основные положения и правила функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

gp1Гарантирующие поставщики — энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики — коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

Обязанности гарантирующего поставщика:

  • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
  • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
  • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

Что делают гарантирующие поставщики:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
  • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
  • рассчитывают стоимость электроэнергии по ценовым категориям для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
  • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на оптовый рынок генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

setiСетевые организации  — владельцы сетевого оборудования, оказывают услуги по передаче электроэнергию. Задача сетевых компаний — обеспечить передачу электрической энергии от генерирующих компаний к потребителям, поддерживать надежность и развитие сетевого хозяйства.

Обязанности сетевой организации:

  • содержать и обслуживать сетевое хозяйство;
  • проводить оперативный и плановый ремонт сетевого хозяйства;
  • обеспечивать бесперебойность энергоснабжения для потребителей;
  • подключать потребителей к сетевым объектам при наличии технической возможности;
  • развивать сетевое хозяйство в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Плата за услуги сетевых организаций устанавливается региональными регулирующими органами.

Потребители электроэнергии могут заключить с сетевой организацией прямой договор на оказание услуг по передаче электроэнергии и оплачивать электроэнергию по 2 договорам — по договору купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и по договору на услуги по передаче с сетевой компанией.

nekНезависимая энергосбытовая организация — компания, которая покупает и продает электроэнергию в интересах клиента. В отличие от гарантирующего поставщика не привязана к региону. Может осуществлять поставку электроэнергии по всей России на договорных условиях.

Что делают независимые энергосбытовые компании на розничном рынке:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями по свободным договорным ценам. Цена на услуги энергосбытовой компании определяется соглашением сторон;
  • предоставляют потребителям дополнительные услуги и сервис;
  • покупают электроэнергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у розничного генератора;
  • урегулируют услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

genРозничная генерирующая станция  — это предприятие, которое построило собственную генерацию или электростанцию с максимальной мощностью менее 25 МВ*А, не допущенная к торгам на оптовом рынке.

Что делают розничные генераторы:

  • вырабатывают электроэнергию и выдают ее в сеть;
  • продают выработанную электроэнергию гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям, конечным потребителям и сетевым организациям.

Как покупается электроэнергия

Потребитель на розничном рынке может купить электроэнергию несколькими способами:

  1. Заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Цена по договору – по предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

ch311

2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

ch511

4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

ch511

Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

Составляющие цены на электроэнергию Как определяется цена Кому и за что поступают Доля в конечной цене, %
Электрическая энергия и электрическая мощность Определяется на оптовом рынке электроэнергии Генерирующим компаниям оптового рынка  ≈ 50%
Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика Устанавливается региональными регулирующими органами Гарантирующему поставщику  ≈ 2-10%
Инфраструктурные платежи Устанавливается федеральными регулирующими органами Администратору торговой системы и системному оператор  < 1%
Услуга по передаче Устанавливается региональными регулирующими органами Сетевым организациям ≈ 40%

Хотите узнать о работе розничного рынка электроэнергии больше? Мы к вашим услугам! Проконсультируем бесплатно.

en-mart.com

Выгоден ли выход на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ), цены

Как уже неоднократно упоминалось на страницах портала – одним из актуальных вопросов для предприятий является снижение себестоимости продукции. Это можно достигнуть за счет снижения издержек на оплату потребленной электроэнергии. Т.е. снижая стоимость квт электроэнергии для предприятий, потребитель может значительно улучшить свои финансовые показатели.

И если мероприятия, касающиеся правильного выбора ценовой категории электроэнергии, оптимизации потребления электроэнергии, мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности уже обсуждались на страницах портала и в основном касались экономии на розничном рынка электроэнергии, то вопрос о выходе предприятия на оптовый рынок электроэнергии и мощности еще не затрагивался. Итак, предлагаем разобраться, сможет ли крупное предприятие добиться снижения себестоимости продукции путем снижения  затрат на электроэнергию, если оно пытается уйти от гарантирующего поставщика электроэнергии на обслуживание к независимой энергосбытовой компании или выйти на оптовый рынок напрямую.

В 2011г. и ранее, когда тарифы на электроэнергию для предприятий дифференцировались по так называемым числам часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ – степень использования всей заявленной мощности в году), величина конечной цены на электроэнергию для предприятий зависело от годового числа часов использования мощности (чем ниже ЧЧИМ – тем дороже электроэнергия). При этом гарантирующий поставщики приобретал электроэнергию так сказать «оптом» на оптовом рынке за счет эффекта сальдирования мощности значительно дешевле, чем продавали. Таким образом в те периоды, для потребителей электроэнергии выход на оптовый рынок электроэнергии и мощности был абсолютно выгоден.

Однако с 1 апреля 2012г., с связи с выходом Постановления Правительства РФ от 04.11.2011 №877, дифференциация тарифов на электроэнергию для организаций ликвидирована, и в связи с этим стоимость электроэнергии, приобретаемой потребителем у гарантирующего поставщика снизилась. Вместе с тем, выгода от перехода потребителя на обслуживание к независимой энергосбытовой компании или выход на оптовый рынок стала немного меньше, чем до указанных изменений, но вместе с тем, покупка электроэнергии на оптовом рынке не перестала быть актуальной задачей. Существует ряд инструментов , которые позволят потребителю в случае покупки электроэнергии на оптовом рынке напрямую или через независимую энергосбытовую компанию (вывод на ОРЭМ) добиться снижения себестоимости продукции путем снижения затрат на электроэнергию. Ниже рассмотрены основные из них.

1.  После выхода на оптовый рынок электроэнергии и мощности произойдет снижение стоимости электроэнергии для предприятий за счет исключения из состава конечного тарифа на электроэнергию для предприятий сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика составляет от 3 до 25 коп. за квтч. В зависимости от величины потребителя, региона и многого другого.

2.    На оптовом рынке электроэнергии и мощности ценообразование происходит по «узловой модели». Т.е. для каждого так называемого узла, цена на электроэнергию может быть ниже. В связи с этим потребитель, который рассматривает возможность выхода на оптовый рынок, может территориально находиться в том узле, где цена на электроэнергию ниже, чем средняя цена по всем узлам гарантирующего поставщика. Поэтому при оценке возможности снижения себестоимости продукции за счет снижения издержек на электроэнергию в связи с выводом на ОРЭ, необходимо учитывать и эту возможность.

3.    После выхода на оптовый рынок электроэнергии и мощности ОРЭМ, потребитель может осуществлять более правильное планирование своего потребления чем представители гарантирующего поставщика, когда они это делали для него. В связи с этим электроэнергию, приобретаемая с оптового рынка электроэнергии может быть для него дешевле, чем приобретал ему гарантирующий поставщик.

Следовательно, даже при отсутствие значительной разницы в цене покупки электроэнергии с оптового рынка электроэнергии и мощности в сравнении с ценами у гарантирующего поставщика, выход на оптовый рынок электроэнергии все равно может быть значительно выгоден потребителю и может существенно снизить стоимость киловатта электроэнергии для предприятий, тем самым принеся ему значительное снижение затрат на электроэнергию.

Однако, решение о покупке электроэнергии на оптовом рынке в каждом случае индивидуально и нуждается в серьезной оценке и детальном расчете.  

<< назад "Как сэкономить"  

 

 

www.energo-konsultant.ru

Модель рынка — Сообщество потребителей энергии

На оптовом рынке электроэнергии торгуются два товара – электроэнергия и мощность.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории РФ, разделенной на две ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь.

В неценовую зону входят Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока, реализация электроэнергии и мощности в которых осуществляется по регулируемым тарифам.

РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки электроэнергии: сектор регулируемых договоров (РД), рынок на сутки вперед (РСВ), сектор свободных договоров (СДД) и балансирующий рынок (БР).

Регулируемые договоры (РД). С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности РД заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, действующим на территории республик Северного Кавказа и Республики Тыва.

Объем поставки электроэнергии и мощности по РД для каждого поставщика электроэнергии может составлять не более 35% от планового объема в балансе производства и поставки электроэнергии и мощности, формируемого федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (ФСТ РФ) на текущий период регулирования (календарный год).

Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по РД рассчитываются по определяемым ФСТ РФ формулам индексации цен.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой конкурентный отбор ценовых и ценопринимающих заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. формируется цена самого дорогого поставщика с учетом сетевых ограничений путем балансирования спроса и предложения, по которой продается электроэнергия всем участникам рынка. В соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой. Цена РСВ определяется для каждого узла обеих ценовых зон (порядка 8000 узлов). Организатором торговли выступает коммерческий оператор (ОАО «АТС»).

В рамках свободных договоров участники рынка должны самостоятельно определять контрагентов, объемы и цены поставки. Фактически такие договора не заключаются по причине постоянных изменений в законодательстве в сфере электроэнергетики и отсутствии переговорной позиции участников оптового рынка. Построение долгосрочных финансовых отношений между компаниями приводят к существенным рискам и возможным потерям, вызванным неопределенностью правил торговли.

На балансирующем рынке (БР) осуществляется торговля отклонениями фактического графика производства от планового по ценам, сформированным на основе конкурентного отбора заявок участников БР (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой) по маржинальному принципу, такие отборы проводит СО ЕЭС каждые 3 часа до часа фактической поставки. Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий самого участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд СО или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии.

 

Принцип определения равновесной цены

 

РЫНОК МОЩНОСТИ

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка (потребителю) право требования к продавцу мощности по поддержанию готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого СО ЕЭС. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, подают заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную ФСТ России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. В соответствии с действующими правилами, КОМ проводится на каждый календарный год.

Ценообразование на КОМ осуществляется в рамках зон свободного перетока (ЗСП). Перечень ЗСП формируется СО ЕЭС на каждый период регулирования.

КОМ производится исходя из формируемого Системным оператором (СО) прогноза спроса на мощность в ЗСП с учетом перетоков и объема резервирования мощности. В рамках конкурентного отбора отбирается и оплачивается объем располагаемой мощности исходя из прогноза СО ЕЭС.

Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы и/или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность и электроэнергия вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ РФ.

Для зон свободного перетока, в которых предельный уровень цен не вводится, продажа мощности, попавшей в 15% наиболее дорогого предложения и при этом отобранной на конкурентном отборе, производится поставщиками либо по тарифу ФСТ, либо по цене, указанной в заявке, в зависимости от того, какая цена окажется ниже. Цена конкурентного отбора в этом случае формируется либо по самой дорогой заявке из оставшихся 85% предложенной мощности, либо по цене, балансирующей спрос и предложение, если она оказалась ниже цены в самой дорогой из оставшихся заявок.

Конечная цена на мощность для потребителя складывается из цены КОМ, цены ГЭС и АЭС, цены ДПМ и тарифа для генерации, поставляющей мощность в вынужденном режиме. Таким образом, конечная цена на мощность для потребителя в 2012 году в 2 раза превышает предельный уровень цен на мощность, установленную ФАС РФ.

 

Правила проведения КОМ

 

 

 

www.np-ace.ru

Оптовый рынок электроэнергии — ГЭП Вологдаоблкоммунэнерго

ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» выдано ОАО «АТС» уведомление о предоставлении права в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке с использованием зарегистрированной группы точек поставки

Регистрационный номер в Реестре субъектов оптового рынка электроэнергии 1.1.0131

Идентификационный код субъекта оптового рынка в торговой системе VOBLKOME

Код групп точек поставки, в отношении которых получено право участия в торговле электрической энергией(мощностью) в соответствии с актом о согласовании ГТП № 11/652 : GKRGTTEC,PKRGTTEC(Красавинская ГТ-ТЕЦ)

Ежедневные цены ОРЭМ

Оптовый рынок электроэнергии и мощности

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 № 643 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Большая часть генерирующих активов страны сосредоточена в 6 тепловых генерирующих компаниях оптового рынка электроэнергии (ОГК), федеральной гидрогенерирующей компании оптового рынка (ОАО «Русгидро»), 14 территориальных генерирующих компаниях (ТГК) и государственном концерне «Росэнергоатом». Магистральными высоковольтными линиями электропередачи управляет принадлежащая государству Федеральная сетевая компания (ОАО «ФСК»). Государственные пакеты акций межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) переданы ОАО «Холдинг МРСК». Диспетчерское управление единой энергосистемой России осуществляет системный оператор (ОАО «СО ЕЭС»). В числе крупных компаний отрасли следует также упомянуть контролируемые государством вертикально-интегрированный холдинг ОАО «РАО ЭС Востока», объединяющий генерацию, распределение и сбыт электроэнергии дальневосточных регионов, и ОАО «Интер РАО ЕЭС», являющуюся оператором экспорта-импорта электроэнергии, а также владеющую генерирующими активами в России и за рубежом.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности

На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 года, когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности).

Рынок электроэнергии

При этом участники могут заключать свободные договоры (СД). Регулируемые договоры (РД) заключаются участниками на основании постановления Правительства №643 от 24 октября 2003 года «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

Условия регулируемых договоров (цены, объемы) определяются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), схема прикрепления контрагентов и графики поставки по регулируемым договорам — коммерческим оператором (ОАО «АТС») таким образом, чтобы совокупная стоимость базовых объемов электрической энергии и мощности, определенная по регулируемым договорам, не превышала стоимости поставки базовых объемов, определенной исходя из индикативных цен (тарифов) потребителей. Объемы поставки по РД соответствуют установленным постановлением Правительства Российской Федерации № 205 от 7 апреля 2007 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» пределам либерализации рынков электроэнергии.

Постановлением устанавливается, что с 1 января 2007 г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от базового прогнозного объема электрической энергии:

  • с 1 января по 30 июня 2007 г. – 95%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2007 г. – 90%;
  • с 1 января по 30 июня 2008 г. –85%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2008 г. – 75%;
  • с 1 января по 30 июня 2009 г. – 70%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2009 г. – 50%;
  • с 1 января по 30 июня 2010 г. –40%;
  • с 1 июля по 31 декабря 2010 г. –20%

С 1 января 2011 г. на оптовом рынке электрическая энергия и мощность будут поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам, за исключением поставок потребителям-гражданам и приравненным к ним категориям потребителей.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Кроме СД, на оптовом рынке обращаются свободные договоры на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ). СДЭМ предусматривает куплю-продажу определенного количества электроэнергии и одновременно оплату поставщику определенного объема мощности. Существуют биржевые и небиржевые СДЭМ. Биржевые СДЭМ представляют собой стандартизованные контракты, в которых оговорены объем электроэнергии и мощности, время и период поставки, график поставки (по дням недели и часам суток) и т.д. Торговля биржевыми СДЭМ осуществляется на авторизованных биржах (в настоящее время – ОАО «Биржа «Арена»). Небиржевые СДЭМ могут заключаться между контрагентами по регулируемым договорам, либо в отношении электроэнергии и мощности, вырабатываемой на генерирующем оборудовании, введенном после 2007 года.

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок – в соответствии с правилами торговли, в первую очередь удовлетворяются заявки на поставку электроэнергии с наименьшей ценой.

Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках двусторонних договоров и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями от планового производства/потребления осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ОАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности загрузки станций и требований системной надежности.

Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Собственная инициатива возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), внешняя – в результате команд Системного оператора или аварии, приведшей к вынужденному изменению режима производства или потребления электроэнергии. Для определения стоимости отклонений для различных видов инициатив используются расчетные формулы (срезки), расчитываемые на каждый час суток для каждого узла расчетной модели. Срезки определяются как максимальные (минимальные) значения индикатора БР и цены РСВ., тем самым стимулируя к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого системным оператором. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, могут подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования.

Для генерирующего оборудования, учтенного в прогнозном балансе 2007 года, цена в заявке не может превышать тарифа, установленного ФСТ России. Для введенного после 2007 года оборудования (т.н. «новая» генерация) ценовая заявка не может превышать экономически обоснованного уровня, рассчитанного НП «Совет рынка» в соответствии с утвержденной методикой. В соответствии с правилами рынка мощности, вся мощность, отобранная на КОМ, должна быть оплачена потребителями.

Либерализация рынка мощности осуществляется синхронно с либерализацией рынка электроэнергии.

Купля-продажа мощности по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в рамках регулируемых договоров в соответствии с установленными темпами либерализации. Для атомных и гидроэлектростанций существует особый механизм продажи мощности по регулируемым ценам — договоры поставки мощности (ДДМ), формируемые коммерческим оператором.

На конкурентной основе мощность торгуется по свободным договорам купли-продажи электроэнергии и мощности (СДЭМ), а также по договорам купли-продажи и комиссии.

voce.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта