Eng Ru
Отправить письмо

Сопротивление обмотки электродвигателя. Обмоток электродвигателя сопротивление


Сопротивление обмотки электродвигателя | Полезные статьи

Электродвигатели, выпускаемые сегодня промышленностью, являются надежными силовыми агрегатами. Они способны работать десятки лет при своевременном обслуживании и ремонте. Для этого необходимо регулярно контролировать состояние электродвигателей, измеряя сопротивление обмотки электродвигателя. Даже в том случае, если оборудование не работало какое-то время, необходимо обязательно проконтролировать состояние изоляции, которая является гигроскопичной и может изменить свои свойства под воздействием влажности воздуха. Измерение сопротивления изоляции электродвигателя позволит определить, требуется ли просушка или в обмотке есть дефект, требующий немедленного устранения. Если удалось установить, что имеет место понижение сопротивления, двигатель должен быть остановлен и предоставлен в распоряжение мастера для выявления неисправности.

Проверка сопротивления изоляции электродвигателя перед пуском

В последнее время приходится регулярно сталкиваться с запуском оборудования, простоявшего на складе или законсервированного до лучших времен. За время вынужденного или планового простоя изоляция обмотки мотора под воздействием влаги могла потерять свои эксплуатационные характеристики. Снижение сопротивление может быть довольно чувствительным, поэтому прежде чем включать машину в сеть, должна быть произведена проверка сопротивления изоляции электродвигателя. Должна быть проверена каждая обмотка относительно корпуса, а также сопротивление между обмотками. Полученные результаты должны соответствовать нормативам ГОСТа, ТУ с обязательным учетом температуры, при которых производилось измерение сопротивления обмоток электродвигателя.

 

Правила технической эксплуатации машин с электродвигателя гласят, что при температуре изоляции, равной по значению температуре окружающего воздуха, сопротивление обмотки низковольтного оборудования должно не превышать 1 МОм. Сопротивление обмотки электродвигателя машины постоянного тока – не менее 0,5 МОм. Для изменений используется мегомметр, удобный и компактный прибор, состоящий из омметра и магнитоэлектрического генератора постоянного тока. Сопротивление изоляции электродвигателя, имеющего номинальное напряжение до 660В, следует измерять при напряжении в 500В. Если производится контроль сопротивления обмоток машины с номинальным напряжением до 3000 В, то применяют мегаомметры с напряжением в 1000В. Измерение сопротивления обмотки электродвигателя с номинальным напряжением более 3000В используются приборы со значением в 2500В. В том случае, если исследуемый двигатель имеет обмотку, соединенную через конденсатор с корпусом, то перед измерением необходимо конденсатор отключить от обмотки.

Как правильно производить измерение сопротивления изоляции

Для того чтобы данные имели смысл – необходимо правильно производить измерение сопротивления изоляции электродвигателя. Работы должны производиться при температуре не ниже +5ºС. Должны быть выполнены следующие условия:

  • напряжение на измеряемом оборудовании должно быть отключено;
  • изоляция должна быть очищена от грязи и пыли;
  • с двигателя должно быть сняты остаточные заряды путем заземления на 2-3 минуты;
  • измерения производятся при устойчивом положении стрелки прибора;
  • для подключения к обмотке используют зажим мегомметра;
  • используется мегомметр, прошедший контрольную проверку.

Только в этом случае полученный результат можно считать достоверным. После произведенного замера испытываемый двигатель необходимо обязательно разрядить.

cable.ru

Измерение сопротивления двигателя · Блог Режимщика

Как известно, обычный мультиметр не может нормально измерить сопротивление порядка 1 ома и ниже. Такое сопротивление имеют измерительные шунты и … обмотки двигателей. И не мудрено. Длина провода одной обмотки двигателя мощностью 260 Вт составляет всего-лишь 30 см.

Для тех, кто любит побыстрее ролик на 1 мин.

Что есть сопотивление двигателя?

Лично у меня сразу возник этот вопрос. Ведь оттуда торчит 3-4 провода (4-й средняя точка звезды). Ответ лежит на поверхности — это сопротивление между любыми двумя проводами (для 3х проводных). Обычно мотают 3 обмотки и соединяют в общем случае либо в звезду, либо в треугольник. На самом деле вариантов тьма тьмущая, но смысл один — сопротивление обмоток, соединенных в треугольник меньше, чем соединеных в звезду. Поэтому для них нужно меньшее напряжение, а ток получается выше. А мы помним, что момент пропорционален току. Чтобы не перегревать обмотки их соединяют в звезду, но при этом падает мощность, поэтому повышают напряжение. Также, двигатели «со  звездой» в 1.73 раза крутятся медленнее чем «с треугольником» при одинаковом напряжении. Схему выбирают в зависимоти от нужного момента и требуемой скорости вращения при заданном напряжении. Подробнее неплохо расписано тут.

Как и чем измерять?

И здесь нам опять поможет закон Ома R = U/I. В зависимости от диаметра провода обмотки (которую, обычно, видно), можно прикинуть максимальный ток и отсюда определить максимальное напряжение источника питания. В моем случае имеется двигатель с неизвестными параметрами. На глазок, диаметр провода 0.5 мм, тогда по табличке определяем примерное сопротивление R=0,1 Ом на 1 м, а также длительно допустимый ток не более Iдоп = 1А. В моторе 12 зубьев, т.е. по 4 зуба на обмотку. Можно очень примерно прикинуть кол-во витков и средний диаметр зуба чтобы грубо вычислить длину провода. При соединении в звезду на 2 обмотки в моем моторе больше 1 м вряд-ли влезет, поэтому в первом приближении буду ориентироваться на величину сопротивления 0,1 Ом.

Далее вспомним про кратность пускового тока порядка K = 7 для переменного тока, а для постоянного импульсного можно вполне взять K = 10 (это почти наобум, но с хорошим запасом — см. список в конце статьи). Отсюда делаем вывод, что при измерении сопротивления нужно обеспечить кратковременный ток около I = Iдоп*K = 1*10 = 10А. Это значит, что нам нужно подать напряжение U = I*R = 10 * 0,1 = 1В. Довольно маленькое напряжение при довольно большом токе. Выбор пал на пару оставшихся в живых Ni-Cd аккумуляторов от шуруповерта. Они обеспечивают большой ток разряда при номинальном напряжении 1.2В. В прошлый раз я измерил их внутреннее сопротивление и получил 0.13 и 0.22 Ома соответственно. Остальные 10 штук совсем дохлые. Соединенные параллельно они должны дать около I = U/(Re+R) = 1.2/(0.13*0.22/(0.13+0.22) + 0.1) = 6.6 А. Не много, но ничего мощнее под рукой не оказалось. Если под рукой нет подходящего источника питания можно попробовать подобрать токоограничивающий резистор достаточной мощности чтобы погасить на себе излишки. Если есть источник 5В (например, компьютерный БП обычно дает 12А и более), то в моем случае потребуется шунт Rш = U/I — R = 5/10 — 0.1 = 0.4 Ом. Найти такое сопротивление будет не просто, тем более что оно должно быть мощностью 40W или хотябы кратковременно пропускать такую мощность. Можно посмотреть в сторону ламп накаливания…

Ну а дальше все просто. Кратковременно подключаем нашу батарею к любым двум выводам двигателя. Быстро замеряем напряжение и ток. Делим одно на другое и получаем искомое сопротивление.

Само собой, для измерения я задействовал свой приборчик на Arduino. Честно говоря, изначально именно для этого измерения он и был собран.

 

Перед измерением хорошенько накачал аккумуляторы. Батарея выдала аж 20 мОм, видимо немного раскачались.  А измеренное сопротивление нашего подопытного бесколлекторного двигателя 112 мОм оказалось очень близким к прикидочному и косвенно подтвердило предположение о соединении обмоток в звезду. Так что способ подсчета кол-ва витков также работает, но тут нет гарантии, что намотка не проводилась жгутом из нескольких проводов, да и при малом диаметре и большой плотности навивки подсчитать кол-во витков бывает очень затруднительно.

Зачем вообще это надо?

Знать сопротивление нужно чтобы исходя из диаметра проводов обмоток определить допустимую электрическую мощность двигателя или если проще, то какое максимальное напряжение можно подать на двигатель чтобы он не перегрелся. В современных двигателях постоянного тока все чаще применяют неодимовые магниты (привет, электрокары). Известны случаи построения кулибиными ветрогенераторов мощностью до 5 кВт с использованием этих магнитов. Но есть и недостаток — при температуре выше 90°С он теряет свои суперсвойства, поэтому контроль нагрева таких двигателей очень важен, а значит важно знать сопротивление обмоток.

Тут конечно еще много неизвестных. Нужно определить максимальный ток провода при импульсном питании. Есть такие данные:

1А — 0.05мм, 3А — 0.11мм, 10А — 0.25мм, 15А — 0.33мм,20А — 0.4мм, 30А — 0.52мм, 40А — 0.63мм, 50А — 0.73мм,60А — 0.89мм, 70А — 0.92мм, 80А — 1.00мм, 90А — 1.08мм, 100А — 1.16мм

Вроде бьются с моими параметрами, но откуда они я пока не разбирался. Похоже на ток плавкого предохранителя, т.е. прям край-край. Если руководствоваться ими, то в моем случае диаметр 0,4мм «по меди» даст 20А, а мощность при 3S Li-Po батареии составит P = 3*3,7*20 = 222 Вт; при 4S составит P = 4*3,7*20 = 296 Вт. Какое максимальное напряжение можно подать зависит от теплового баланса, т.е. от условий охлаждения, а это посчитать уже проблематично — проще измерить, но это, возможно, тема отдельной статьи.

P.S.

Лично мне измерение сопротивления моего двигателя помогло убедиться в том, что найденные в интернете характеристики мотора, внешне похожего на мой, заслуживают доверия. Его заводские характеристики: ток без нагрузки 0.4А, максимальный ток 22 А, мощность 260 Вт (механическая в соответствии с ГОСТ Р 52776-2007). А в другом месте нашел, что у подобного мотора сопротивление 0.119 Ом, что в принципе, близко к моим результатам.

Купон на 15% скидку на радиоуправляемые игрушки на Алиэкспресс.

blog.regimov.net

Сопротивление - изоляция - обмотка - электродвигатель

Сопротивление - изоляция - обмотка - электродвигатель

Cтраница 1

Сопротивление изоляции обмотки электродвигателя должно быть не ниже 100 МОм при температуре 20 5 С, а между выводными проводами - равно нулю.  [2]

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателя проверяют мегомметром на 1000 в. Если при проверке обнаружится обрыв обмоток, неисправный электродвигатель меняют на исправный.  [3]

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателей должно периодически измеряться мегомметром. Для электродвигателей на напряжение 380 / 220 в считается нормальным, если сопротивление изоляции их обмоток не ниже 500 000 ом.  [4]

Сопротивление изоляции обмотки электродвигателя должно быть не ниже 100 МОм при температуре 20 5 С, а между выводными проводами - равно нулю.  [6]

Измеряют сопротивление изоляции обмоток электродвигателей мегомметрами. Величина сопротивления изоляции обмоток 60 - и величина Reo / R s не нормируются. Величина jR6o / 15 электродвигателей, находящихся в эксплуатации, определяется при их номинальном напряжении 2 кв и выше, а также у электродвигателей мощностью более 1000 кет.  [7]

Понижение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя приводит к пробою изоляции при эксплуатации, что вызывает межфазные межвитковые замыкания, а таиже замыкания на корпус машины.  [8]

Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей выполняют путем приложения к обмоткам двигателя напряжения 1000 В от мегаомметра на 1000 В.  [9]

Во время работы крана сопротивление изоляции обмоток электродвигателей должно быть при холодном состоянии не ниже 0 5 МОм, при нагретом - 0 2 МОм. Сопротивление изоляции измеряют с помощью переносного мегомметра на 500 В.  [10]

Во время работы крана сопротивление изоляции обмоток электродвигателей должно быть при холодном состоянии не ниже 0 5 МОм, при нагретом - 0 2 МОм. Сопротивление изоляции измеряют с помощью переносного мегомметра на 500 В. Если в результате замеров сопротивление оказывается меньше указанного, то для его повышения двигатель должен быть поставлен на сушку в стационарных условиях, пока сопротивление изоляции обмоток не будет восстановлено до заданных пределов.  [11]

Во время работы крана сопротивление изоляции обмоток электродвигателей должно быть при холодном состоянии не ниже 0 5, при нагретом 0 2 МОм. Сопротивление изоляции измеряют переносным мегомметром на 500 В. Если в результате замеров сопротивление оказывается меньше указанного, для его повышения двигатель ставят на сушку в стационарных условиях, пока сопротивление изоляции обмоток не будет восстановлено до заданных пределов.  [12]

Во время работы крана сопротивление изоляции обмоток электродвигателей должно быть при холодном состоянии не ниже 0 5, при нагретом 0 2 МОм. Сопротивление изоляции измеряют переносным мегаом-метром на 500 В.  [13]

Во время работы крана сопротивление изоляции обмоток электродвигателей должно быть при холодном состоянии не ниже 0 5, при нагретом 0 2 МОм. Сопротивление изоляции измеряют переносным мегомметром на 500 В.  [14]

При рассмотрении результатов сушки электродвигателей необходимо проанализировать характер изменения сопротивления изоляции обмоток электродвигателей в процессе сушки.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Измерение сопротивления обмоток электродвигателя — КиберПедия

Состояние изоляции обмоток двигателя проверяют мегаомметром. При измерении сопротивления изоляции обмоток электрических машин относительно корпуса (рисунок 1) нулевой провод мегаомметра соединяют с заземленным корпусом машины, а высоковольтный вывод – с одним из выводов обмотки. Обмотки фаз, не участвующих в измерениях, заземляют.

Порядок подключения выводов мегаомметра к выводам обмотки при измерении сопротивления изоляции между ними показан на рисунке 2.

Измерение следует производить отдельно для каждой фазы относительно корпуса и между обмотками разных фаз.

 

Рисунок 1.1

Схема измерения Рисунок 1.2

Схема измерения

сопротивления изоляции обмоток сопротивления изоляции обмо-

к ЭД относительно корпуса ток ЭД между фазами

 

Сопротивление изоляции при рабочей температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции, должно быть не менее значения, получаемого по формуле

(1.1)

где U – номинальное напряжение двигателя, В;

P – номинальная мощность, кВт.

Для двигателей с номинальным напряжением 380 В сопротивление изоляции обмоток должно быть не менее 0,5 МОм.

В случае если сопротивление изоляции измеряется при температуре ниже рабочей, значение сопротивление изоляции, полученное по формуле

(1) , следует удваивать на каждые 20°С разности между рабочей температурой и температурой, при которой выполнялись измерения.

Эту операцию можно выразить следующей математической зависимостью

где с округлением до целого.

При измерениях температура обмоток не должна отличаться от температуры окружающей среды, для чего двигатель выдерживают на месте испытания в течение 5…8 часов.

 

Измерение сопротивления обмоток по постоянному току в практически холодном состоянии

 

Практически холодным состоянием машины или агрегата называется такое их состояние, при котором температура любой части электрооборудования не отличается от температуры окружающей среды более чем на ±3 С.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току позволяет выявить следующие технические неисправности: неправильное соединение схемы обмотки; несоответствие числа витков и сечения обмоточного провода каталожным данным; обрыв в параллельных ветвях обмотки; наличие большого числа замкнутых витков в отдельных катушках; плохое качество пайки межкатушечных соединений. Равенство сопротивления фаз и их соответствие каталожным данным свидетельствует об отсутствии перечисленных дефектов.

Испытание изоляции обмоток асинхронного двигателя

Повышенным напряжением

Согласно ГОСТ 183-74 изоляция обмоток асинхронных двигателей относительно корпуса и между обмотками после ремонта должна выдерживать в течение 1 минуты 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение машины, но не менее 1500 В.

Для испытания электрической прочности изоляции используется высоковольтная установка для испытаний изоляции , представляющая комплекс для сборки машин, испытания и транспортировки их на склад готовой продукции. В настоящее время оборудование для высоковольнных испытаний изоляции представлено широким перечнем приборов различных производителей :Актаком, Димрус, Динамика, Радиус и другие…..

Установка включает в себя пульт управления для проведения электрических испытаний электродвигателя в автоматическом режиме, площадку высоковольтных испытаний для предохранения обслуживающего персонала от случайного соприкосновения с электродвигателем, находящимся под высоким напряжением и верстак для машины и испытания ее нахолстом ходу.

Установки позволяет испытывать электродвигатели мощностью до 100 кВт.

Испытываемая обмотка двигателя подключается к высоковольтному выводу трансформатора с помощью кабеля и производят плавно подачу напряжения на высоковольтный трансформатор испытательной установки. На выходе трансформатора устанавливается требуемая величина испытательного напряжения (на разных установках от 1500 В , до 5000 В) и в течение 1 минуты изоляция подвергается проверке. По истечении заданного времени срабатывает реле времени , установка отключается, загорается сигнальная лампа «НОРМА».

Если в процессе происходит пробой изоляции, то срабатывает токовое реле и отключается сетевой питающий пускатель . Происходит заземление высоковольтного вывода трансформатора и высоковольтная установка теряет питание. Загорается сигнальная лампа «ПРОБОЙ».

 

cyberpedia.su

Как проверить обмотку электродвигателя? - 1000sovetov.ru

Но к намотке этой проволоки предъявляются определенные строгие требования, а именно:

  • использование однородного материала проводника на всей длине;
  • соблюдение единой формы и размеров сечения;
  • нанесение в условиях производства специального изоляционного лака;
  • наличие надежных контактов.

В случае нарушения одного из этих требований на любом участке проводника, электродвигатель или перестанет функционировать, или не будет выдавать положенную мощность.

Когда необходима проверка целостности обмотки электродвигателя?

Электродвигатель должен периодически проходить диагностику на корректную работу, ведь помимо явных поломок, он может работать не в полную мощность или с перебоями, что в итоге может привести к его неисправному состоянию.

Например, обмотки статора в трехфазном двигателе по своим техническим характеристикам должны обладать одинаковым сопротивлением, а если во время проверки омметром эти показания отличаются, то лучше сразу выяснить причины и устранить их до появления более серьезной поломки.

Проверить обмотки электродвигателя тестером несложно, так как их концы, как правило, имеют свои выводы на клеммы и обозначаются буквами «Н» и «К» (начало и конец). Бывает, что некоторые соединения находятся в корпусе и обозначаются цифрами.Обмотки трехфазного электродвигателя собираются по одной из схем: треугольник или звезда. Для их проверки необходимо полное обесточивание двигателя.

Виды неисправностей электрической составляющей двигателя

Визуально проверить обмотку электродвигателя практически невозможно, за исключением случаев, когда неисправность проводки видна явно (расплавненный металл и нагар).Обмотка двигателя проверяется тестированием ее электрических характеристик, с помощью которого диагностируется:

  • обрыв провода, при котором прекращается прохождение по нему электротока;
  • короткое замыкание между входным и выходным витками, при нарушении изоляции между ними весь контур исключается из работы;
  • замыкание между близко расположенными витками, при котором электроток, проходя по обмотке, не преодолевает положенного сопротивления, тем самым не выполняя всей работы;
  • повреждение изоляции между корпусом и обмоткой.

Диагностика обмотки на разрыв провода

Эту неисправность определяют с помощью омметра, которым измеряют сопротивление изоляции. При обнаружении обрыва омметр покажет сопротивление, стремящееся к бесконечности, которое возникает при наличии участка воздушного пространства.

Диагностика изоляции обмотки относительно корпуса

Для обнаружения неисправности диэлектрических свойств изоляции относительно ротора и статора используют мегомметр. Бытовые мультиметры отлично справляются с измерением сопротивления в 200МОм и для этого хорошо подходят, но их недостаток заключается в маленьком напряжении замеров сопротивления, оно составляет не более 10 вольт, а эксплуатируемое напряжение обмоток намного превышает этот показатель.Но при отсутствии профессионального измерительного оборудования замеры можно провести и тестером. Выставляем его на максимум сопротивления (200МОм). Один щуп замыкаем на корпус двигателя или на его заземление, обеспечивая тем самым надежный контакт, а вторым щупом по очереди дотрагиваемся к контактам каждой обмотки.

Для обеспечения достоверности измерений нужно изолировать щуп от контакта с рукой. Показания тестера во время измерения на исправных обмотках электродвигателя должно быть как можно большим, но иногда оно может быть около 100 МОм, что тоже неплохой результат.

Диагностика обмоток на КЗ с корпусом

Проверку выполняют мультиметром в режиме омметра. Присоединив один щуп омметра на корпус, вторым по очереди дотрагиваемся к выводам обмоток. Если показания сопротивления на омметре стремится к бесконечности, то обмотка исправна.

1000sovetov.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта