27.Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды. На кого возложена обязанность обеспечения охраны окружающей средыБилет № 11. НА КОГО ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК? /1, п. 1.2.2/ 2. В КАКОМ СЛУЧАЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ ОБЯЗАН ПРОЙТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ? /1, п. 1.4.8/ 3. НА КАКОМ РАССТОЯНИИ ОТ КОММУТАЦИОННОГО АППАРАТА ДОЛЖНА РАСПОЛАГАТЬСЯ ПЕРЕНОСНАЯ (ПЕРЕДВИЖНАЯ) ЭЛЕКТРОСВАРОЧНАЯ УСТАНОВКА? /1, п. 3.1.11/ 4. ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ РАБОТАТЬ В СПЕЦОДЕЖДЕ С КОРОТКИМИ ИЛИ ЗАСУЧЕННЫМИ РУКАВАМИ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В ПРИ РАБОТЕ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ? /2, п. 4.5/ 5. КАКИЕ РАБОТЫ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ СЧИТАЮТСЯ ВЕРХОЛАЗНЫМИ? /2, п. 2.6/ 6. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ УСТРОЙСТВ (ПРИБОРОВ) МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ОТСУТСТВИЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРО- УСТАНОВКАХ ДО 1000 В С ЗАЗЕМЛЁННОЙ НЕЙТРАЛЬЮ? /2, п. 19.5/ 7. КЕМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ПОРЯДКЕ ТЕКУЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ? /2, п. 8.1/ 8. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ЧЛЕН БРИГАДЫ, ИМЕЮЩИЙ ГРУППУ II, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ? /2, п. 39.3 и 39.9/ 9. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ПРИКОСНОВЕНИЯ? /3, п. 1.7.24/ 10. КАКАЯ ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК, УСТАНОВЛЕНА НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ? /4, п. 1.1.4/ Перейти к результату vprogress.ru 24. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.ФЗ Об охране окружающей среды. Статья 66. Права должностных лиц органов государственного надзора (см. текст в предыдущей редакции)
1. Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований. 2. Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований. 3. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. п. 3 ст. 27 Закона об охране атмосферного воздуха, п. 8 Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха установили, что государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны: - иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха; - осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации; - осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; - обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы; - взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха; - обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха. - информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции. - подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль на федеральном уровне конкретизированы в п. 35 указанного выше Административного регламента. В соответствии с его положениями, на должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов возложены следующие обязанности: - предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха; - разъяснять нарушителям законодательство в области охраны атмосферного воздуха, а также их права и обязанности. studfiles.net 11.1.1. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей средыПроверка выполнения требований, перечисленных в заключе- нии ГЭЭ Федеральным законом «Об охране окружающей среды», возложена на федеральных государственных инспекторов в облас- ти государственного экологического контроля и государственных инспекторов субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Федеральные государственные инспекторы осуществляют кон- троль федеральных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль за объек- тами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм соб- ственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной дея- тельности, подлежащих федеральному государственному экологи- ческому контролю. Они обязаны: предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодатель- ства в области охраны окружающей среды; разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; соблюдать требования законодательства. Решения государственных инспекторов в области охраны окру- жающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законода- тельством Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охра- не окружающей среды» государственные инспекторы при испол- нении своих должностных обязанностей в пределах своих полно- мочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйствен- ной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборон- ные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с до- кументами и иными необходимыми для осуществления государ- ственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, ГОСТов и иных норматив- ных документов в области охраны окружающей среды, работу очи- стных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вво- де в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации про- изводственных и других объектов; проверять выполнение требований, указанных в заключении ГЭЭ, и вносить предложения о ее проведении; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природо- охранных требований, выявленных при осуществлении государ- ственного экологического контроля; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юриди- ческих и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допус- тивших нарушение законодательства в области охраны окружаю- щей среды. 11.1.2. Организация государственного экологического контроля и гээ на уровне мпр России и его территориальных органовСистема охраны окружающей среды и обеспечения экологи- ческой безопасности на уровне Российской Федерации органи- зована в соответствии с Указом Президента Российской Федера- ции «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.00 № 867. Вопросы охраны окружающей среды в настоящее время нахо- дятся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое является федеральным орга- ном исполнительной власти, проводящим государсгвенную по- литику и осуществляющим управление в сфере охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных феде- ральных органов исполнительной власти. Одной из основных задач МПР России является охрана окру- жающей среды и обеспечение экологической безопасности. Для решения этой задачи Министерство природных ресурсов Российс- кой Федерации обеспечивает организацию и проведение государ- ственной экологической экспертизы и государственного экологи- ческого контроля как непосредственно, так и через свои террито- риальные органы. К территориальным органам МПР России, проводящим го- сударственный экологический контроль и ГЭЭ, относятся: Де- партамент государственного контроля и перспективного разви- тия в сфере природопользования и охраны окружающей среды, Управление (Главное управление) природных ресурсов и охра- ны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Фе- дерации (рис. 11.2). Департамент государственного контроля и пер- спективного развития в сфере природопользования и охраны окру- жающей среды МПР России является территориальным органом министерства, реализующим на территории федерального округа следующие функции: организация государственного контроля в сфере природополь- зования и охраны окружающей среды;
организация комплексного геологического изучения недр и вос- производства минерально-сырьевой базы в особо значимых неф- тегазоносных и минерагенических провинциях; сводно-аналитическое и информационное обеспечение в сфере природопользования и охраны окружающей среды; взаимодействие и обеспечение координации взаимодействия всех территориальных органов МПР России, действующих на террито- рии федерального округа, с полномочным представителем Прези- дента РФ в федеральном округе. Управление (Главное управление) природных ресурсов и охра- ны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Фе- дерации МПР России является территориальным органом мини- стерства, осуществляющим на закрепленной за ним территории субъекта (субъектов) Российской Федерации управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологи- ческой безопасности. studfiles.net Закон Об охране окружающей среды. Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде 2016-2017г. ЮрИнспекцияДумаю, что ни по каким. Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п. ; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.) , обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Из смысла указанной нормы следует, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (по доверенности на право управления транспортным средством) . При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т. п. ) третьим лицам. В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Исходя из ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций; выполнение предписаний должных лиц органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. Как видно, Закон полностью на вашей стороне.www.jurinspection.ru Органы охраны окружающей среды | Экология природных ресурсовПраво — единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке. Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1. Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств. 2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др. Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту. Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную аитиэкологическую деятельность на своих территориях и др. Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок. Водный кодекс Российской Федерации (1995 г) регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения. Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др, гарантируется данным Законом. В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанного с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др. Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды. Закон в первую очередь относит их загрязнение. Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т.д. Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др. Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др. 3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. 4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов, и т.д. Подобного рода акты выпускаются Министерством природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и др. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. 5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды. Государственные органы охраны окружающей природной средыГосударственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории органы общей и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий. Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ). Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции связаны с обеспечением безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. К комплексным органам управления относятся также Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Генеральная прокуратура РФ. Отраслевые органы (Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов. Функциональные органы (Федеральная служба по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.) выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов. Экологическая стандартизация и паспортизация > oblasti-ekologii.ru Функции государственного экологического управления.Управление в сфере охраны окружающей среды- подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов граждан. Функции управления- деятельность по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования: 1) создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды; 2) подзаконное нормотворчество; 3) распоряжение (управление) природными ресурсами; 4) планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшение состояния природной среды; 5) экологическое нормирование; 6) экологическая экспертиза; 7) экологическое лицензирование; 8) экологическая сертификация; 9) экологический аудит; 10) наблюдение за состоянием окружающей среды; 11) учет состояния и использования природных ресурсов; 12) экологическое образование и воспитание; 13) экологический контроль. Виды экологического управления: 1) общественное; 2) производственное; 3) отраслевое; 4) государственное. Общественное управлениеосуществляется общественными формированиями и гражданами и выражается в участии граждан и общественных формирований в проведении общественной экологической экспертизы, экологического контроля. Производственное управлениеприродопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия, которые с учетом специфики предприятия могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, обращением с производственными отходами. Управление осуществляется как руководителями производственных подразделений, функциональными службами (инженерами, механиками), так и специально создаваемыми службами по охране окружающей среды. Производственное управление регулируется в основном локальными актами. Отраслевое управлениеприродопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах сферы деятельности, если деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Содержание отраслевого управления определяется спецификой деятельности, характером предприятий, масштабами и видами воздействий на природу. На органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды, лежит наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть к государственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей природной среды в рамках экологической функции государства.
Похожие статьи:poznayka.org 27.Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.управление природопользованием и охраной окружающей среды– это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды. Управление природопользованием и охраной, окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере. Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, — тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управленияпредставляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся: • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; • подзаконное нормотворчество; • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; • распоряжение (управление) природными ресурсами; • планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды; • экологическое нормирование; • экологическая экспертиза; • экологическое лицензирование; • экологическая сертификация; • экологический аудит; • наблюдение за состоянием окружающей среды; • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; • экологическое воспитание и образование; • контроль за использованием и охраной объектов природы; • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды. 28.Виды, органы и функции управления.Виды государственного управления определяются в зависимости от функций и компетенции органов, его осуществляющих: 1) общее управление Его осуществляют органы общей компетенции: Правительство, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления – могут осуществлять отдельные государственные полномочия в случаях, прямо установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, при соответствующем финансировании. 2) специальное управление Его осуществляют органы специальной компетенции, т.е. специально уполномоченные на то иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, которые имеют полномочия только в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо отдельные из таковых полномочий. Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), специально уполномоченных на осуществление управления в экологической сфере: 1) Министерство природных ресурсов – это ФОИВ, в ведении которого находятся: Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования Федеральное агентство водных ресурсов Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральное агентство по недропользованию. 2) Министерство сельского хозяйства, в ведении которого находится Федеральное агентство по рыболовству. Министерство сельского хозяйства – это орган, осуществляющий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства. 3) Министерство экономического развития и торговли РФ– это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Министерство экономического развития и торговли РФ занимается политикой, нормативно-правовым регулированием и координацией. 4) Министерство здравоохранения и социального развития РФ – это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 5) Министерство промышленности и энергетики РФ – это ФОИВ, в ведении которого находится Федеральная служба по технологическому надзору, созданная в результате преобразования Федерального горного и промышленного надзора России. Эта Служба будет выдавать лицензии на осуществление горных работ, опасных для жизни и здоровья человека, а также осуществлять контроль и надзор за такими работами. Функция управления– это основное направление деятельности того или иного органа (ФОИВ). функции выделяются по иному признаку: 1) функции по принятию нормативно-правовых актов 2) функции по контролю и надзору 3) правоприменительные функции 4) функции по управлению государственным имуществом 5) функции по оказанию государственных услуг. Конкретные направления деятельности: 1) государственный учёт природных ресурсов и государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 2) экологическое нормирование 3) лицензирование в экологической сфере 4) оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС) 5) экологическая экспертиза 6) экологический мониторинг 7) экологический контроль 8) экологическая сертификация 9) экологический аудит, аудирование. Общественное управление. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль. Содержание производственного управления определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Муниципальное управление направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Это - наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке деятельности этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер. Отраслевое (ведомственное) управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу. Государственное управление Роль государственного управления в этой сфере определяется статусом государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, предприятие и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. На них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства. Прежде всего, с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом. studfiles.net |