Eng Ru
Отправить письмо

Монтаж проводов воздушных линий - инструкции, правила, советы и рекомендации. Монтаж проводов воздушных линий


Типовая технологическая карта (ттк) монтаж воздушных линий электропередач. Раскатка проводов и тросов

       

1. Область применения

     Типовая технологическая карта разработана на раскатку проводов и тросов при монтаже воздушных линий электропередач.

     

     Монтаж проводов и тросов ВЛ в нормальных условиях по ровной трассе без пересечений и переходов обычно выполняют в такой последовательности: подготовительные и транспортные работы; сборка гирлянд изоляторов; раскатка и соединение проводов и тросов и подъем их на опоры; закрепление концов проводов на первой анкерной опоре; натягивание проводов и тросов до необходимой стрелы провеса и закрепление их под тяжением на второй анкерной опоре; перекладка проводов из раскаточных роликов в зажимы; соединение проводов в шлейфах анкерных опор; установка гасителей вибрации и дистанционных распорок (если необходимо).

     

     

2. Организация и технология выполнения работ Раскатка проводов и тросов

     

     Подготовительные работы. Перед раскаткой проводов прораб, мастер или бригадир осматривают трассу линии для определения ее готовности к монтажу проводов. Одновременно принимают под монтаж установленные опоры. При этом проверяют вырубку просек, правильность устройства фундаментов, тщательность засыпки котлованов, наличие контуров заземления, а также узлов, скоб и серег для крепления гирлянд изоляторов, окраску, выверку и закрепление опор, переустройство воздушных линий связи и электроснабжения и снос строений, мешающих монтажу проводов.

     

     После осмотра трассы и получения письменного разрешения на монтаж приступают к подготовке к монтажу проводов, которая заключается в очистке монтажной полосы, развозке проводов, тросов, изоляторов, арматуры и поковок по трассе, устройстве временных защит в местах пересечений сооружаемой линии с действующими воздушными линиями связи, радио, электроснабжения, автомобильными и железными дорогами.

     

     Очищают монтажную полосу, чтобы провода во время раскатки и натяжки не повреждались о находящиеся на земле обрубленные ветки и сучья, валежник, пни, камни, остатки строительных материалов и не цеплялись за них. Ширина монтажной полосы определяется конкретными условиями. Обычно для ВЛ 6- 10 кВ достаточна монтажная полоса шириной 3-6 м, для ВЛ 35-110 кВ-4-8 м, для ВЛ 220-330 кВ - 10-15 м, а для ВЛ 500 кВ - 20-25 м.

     

     Провода, изоляторы, арматуру и поковки развозят по трассе линии по заранее составленной схеме.

     

     Барабаны с проводом доставляют на трассу с таким расчетом, чтобы провод на каждом барабане был использован по возможности полностью. Для этого подбирают барабаны с проводом примерно одинаковой длины и группируют их. Барабаны с тросом вывозят на трассу и расставляют по одному или по два (в зависимости от числа грозозащитных тросов на ВЛ).

     

     Расстановка барабанов на трассе зависит от количества одновременно раскатываемых барабанов, длины провода на барабане, числа цепей на ВЛ и проводов в фазе, условий раскатки (проходимости механизмов, наличия водных преград, оврагов и др.). Как правило, независимо от принятого способа организуют одновременную раскатку нескольких (2-4) барабанов одним механизмом. Так, на одноцепных ВЛ либо одновременно раскатывают три барабана с проводом, либо сначала два барабана с одной стороны опор, а затем грозозащитный трос и третий барабан -с другой. На двухцепных ВЛ обычно сначала раскатывают грозозащитный трос и поднимают его на опоры, а затем с обеих сторон опор поочередно раскатывают по три барабана с проводом одновременно. Иногда на одноцепных ВЛ с легкими проводами организуют одновременную раскатку грозозащитного троса и трех барабанов с проводом на тележке.

     

     Одновременно с очисткой трассы и вывозкой барабанов сооружают временные защиты на пересечениях с действующими ВЛ, линиями связи, автомобильными и железными дорогами и др. При этом для устройства защит часто используют имеющиеся на трассе остатки строительных материалов, лесорубочные отходы и др.

     

     Временная защита (рис.1, а) может быть выполнена в виде отдельных стоек с рогатиной 2 наверху под каждый провод или одной стойки, общей для всех монтируемых проводов 1. Применяют также защиту из двух стоек с натянутым между ними канатом (рис.1, б). Иногда для устройства защиты используют опоры пересекаемых линий связи, для чего их наращивают и между ними натягивают канат. Часто используют инвентарные П - образные защиты, изготовленные из стальных труб или деревянных столбов. После окончания работ их демонтируют и переносят на новое место.

     

     

          

Рис.1. Устройство временной защиты на переходах:

     

     а - стойкой с рогатиной,

     

     б - канатов;

     

     1 - провода сооружаемой ВЛ,

     

     2 - рогатина,

     

     3 - провод пересекаемой линии,

     

     4 - ролики.

     

     5 - канат

     

     

     В отдельных случаях вместо устройства защит на пересечениях устанавливают телескопические или шарнирные вышки и раскатывают провода через их поднятые стрелы.

     

     Сборка гирлянд изоляторов. Обычно гирлянды изоляторов собирают на месте монтажа. Предварительно подбирают комплекты необходимой арматуры и изоляторов для каждой опоры, упаковывают их в ящики и развозят по трассе ВЛ. Иногда изоляторы собирают в гирлянды и готовыми вывозят на трассу в контейнерах. Из-за возможных повреждений изоляторов и арматуры при транспортировке и монтаже, как правило, их вывозят на трассу на 2-3% больше необходимого количества.

     

     Перед сборкой изоляторы и арматуру вторично осматривают и очищают от грязи. Изоляторы со сколами, трещинами, царапинами на глазури и другими дефектами бракуют. Очищают изоляторы мягкой ветошью, смоченной водой или бензином, прилипшие твердые частицы (цемент, грязь и т.п.) снимают деревянными приспособлениями (применять для этих целей металлические инструменты запрещается).

     

     Линейную арматуру (скобы, ушки, серьги и др.), имеющую плохую оцинковку, трещины, сколотые кромки и деформации, также отбраковывают; подпиливать или править детали молотком запрещается.

     

     

     

Рис.2. Раскаточный ролик:

     

     1- обойма,

     

     2 - ролик с пазом,

     

     3 - звено ПРМ,

     

     4 - откидная щека обойма

     

     

     После проверки изоляторы соединяют в гирлянды, для чего вынимают из шапок замки, вводят в гнезда стержни соседних изоляторов и запирают их замками. Затем на пестик нижнего изолятора гирлянды надевают ушко (одно - или двухлапчатое) и подвешивают к нему монтажный раскаточный ролик (рис.2), а в гнездо шапки верхнего вставляют серьгу, к которой присоединяют скобу и другие детали, предназначенные для крепления гирлянды к опоре.

     

     Для каждого класса напряжения ВЛ 6-500 кВ применяют типовые поддерживающие и натяжные гирлянды с определенными числом и типом изоляторов и арматуры. Так, провода ВЛ 6-10, 20 и 35 кВ соответственно монтируют на гирляндах из одного, двух и трех подвесных изоляторов ПФ70-В (ПС70-Д). Поддерживающие гирлянды ВЛ 110 кВ состоят из семи или восьми таких изоляторов, ВЛ 220 кВ - из 13, а ВЛ 500 кВ - из 22-29. На деревянных опорах ВЛ 20 кВ и выше количество изоляторов в гирлянде уменьшается на один.

     

     Поддерживающие гирлянды собирают под опорой на расстоянии 5-10 м от концов траверс и раскладывают верхушками в направлении подъема на опору.

     

     Натяжные гирлянды собирают так же, как поддерживающие, и располагают на расстоянии 15-20 м от анкерной опоры по ходу монтажа. Количество изоляторов в натяжных и поддерживающих гирляндах ВЛ 150 КВ и выше одинаковое, а на ВЛ 110 кВ и ниже натяжные имеют на один изолятор больше, чем поддерживающие.

     

     Многоцепные гирлянды при расположении цепей в одной плоскости собирают так же, как одноцепные (на земле). Если цепи расположены в разных плоскостях, гирлянды собирают в вертикальном положении. Для этого на траверсе опоры или специальных козелках закрепляют блок, пропускают через него трос и крепят к нему сначала первую от траверсы деталь гирлянды, затем серьгу, к ней - первый изолятор и т.д. По мере удлинения гирлянды трос подтягивают лебедкой. В гирлянде устанавливают все элементы, за исключением натяжных и поддерживающих зажимов, которые крепят при монтаже и перекладке проводов. Кроме того, натяжные гирлянды ВЛ 110 кВ и выше комплектуют монтажными звеньями.

     

     Сборка гирлянд должна быть выполнена очень тщательно. Замки изоляторов выравнивают в одну линию, шплинты обязательно разводят, гайки заворачивают до конца и закрепляют. Особенно внимательно проверяют шарнирность всех сопряжений гирлянды. Перемещают гирлянду к месту подъема осторожно, чтобы не погнуть стержни изоляторов.

     

     Раскатка проводов. После завершения всех подготовительных работ и вторичного осмотра подготовленной к монтажу трассы приступают непосредственно к раскатке проводов. Как правило, раскатку выполняют двумя способами: с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка (способ волочения) или с помощью подвижных раскаточных устройств (тележек, саней, кабельных транспортеров), перемещаемых тяговым механизмом (способ укладки с барабана).

     

     Способ волочения не требует изготовления специальных передвижных раскаточных приспособлений (тележек, транспортеров), пригоден при любом рельефе местности, сравнительно удобен при монтаже проводов на опорах портального типа с оттяжками, когда провод при раскатке необходимо заводить внутрь опоры. Однако при волочении по земле возможны повреждения оцинковки троса и стальных проводов, а также верхних повивов алюминиевых проводов.

     

     Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а также на участках, где при волочении проводов возможность их повреждения маловероятна (при хорошем снежном или травяном покрове).

     

     Обычно раскатку способом волочения совмещают с подъемом проводов и тросов на промежуточные опоры. При этом провода и тросы касаются земли лишь в серединах пролетов, что увеличивает их сохранность. На опорах провода и тросы закладывают в раскаточные ролики (см. рис.2), которые крепят к гирляндам изоляторов вместо поддерживающих зажимов. Раскаточные ролики рекомендуется применять из того же материала, что и провода, или из более мягкого: для алюминиевых проводов - из алюминиевых сплавов, для стальных - из чугуна, для медных - из алюминия или чугуна с медной прокладкой.

     

     Возможна также раскатка проводов без роликов по поддерживающим зажимам ПГУ-2 с капроновыми вкладышами, которые сразу устанавливают на гирляндах изоляторов. Грозозащитные тросы обычно раскатывают непосредственно по корпусам поддерживающих зажимов без роликов.

     

     

     

Рис.3. Одновременная раскатка трех проводов волочением и подъем их на опору:

     

     1, 7 - анкерная и промежуточная опары,

     

     2 - барабаны с проводом,

     

     3 - раскаточные станки,

     

     4 - провода,

     

     5 - однороликовый блок,

     

     6, 12 -- поддерживающие и натяжные гирлянды.

     

     8. 10 - такелажный и тяговый тросы,

     

     9 - трактор,

     

     11 - монтажные зажимы

     

     

     При раскатке проводов способом волочения (рис.3) барабаны с проводом или тросом устанавливают на расстоянии 10- 15 м от опоры, с которой начинают монтаж, в вырытые котлованы, на винтовые домкраты; специальные раскаточные станки 1 (рис.4) или заторможенную раскаточную тележку (сани). Пропускают вал 3 в отверстие барабана 2 и устанавливают его так, чтобы он мог свободно вращаться. Затем с каждого барабана вручную отматывают 15-25 м провода (троса) и закрепляют на его конце монтажный зажим, трос которого прикрепляют к: трактору. Движением трактора вперед производят раскатку проводов (тросов) с барабанов.

     

     На одноцепной ВЛ 35-110 кВ раскатку выполняют так (см. рис.3). Трактор 9 проходит первую промежуточную опору 7 и останавливается за ней на расстоянии 40-50 м, провода 4 от трактора отцепляют и раскладывают на земле вдоль трассы в исходное положение для подъема на опору, для чего левый провод заносят за опору. Устанавливают на опоре блок 5 и пропускают через него веревку или трос 8. Затем провод закладывают в монтажный ролик, прикрепленный к нижнему изолятору гирлянды 6. С помощью трактора поднимают его через блок на опору и закрепляют гирлянду на траверсе. Освобождают блок и переставляют на другую траверсу для подъема следующей гирлянды с проводом и т.д. Затем раскатку продолжают, повторяя те же операции.

     

     

          

Рис.4. Установка барабана с проводом на раскаточный станок:

     

     

     1 - раскаточный станок,     

     

     2 - барабан,      

     

     3 - вал

     

     

     При раскатке среднего провода по П - образным опорам с растяжками и опорам другого типа, у которых один или несколько проводов проходят в "окно", к концу провода прикрепляют такелажный трос (длиной, примерно равной четырехкратной высоте опоры) таким образом, чтобы зажим, соединяющий провод и трос, мог свободно пройти через раскаточный ролик, и раскатывают провод. За первой промежуточной опорой трактор останавливают, конец троса отцепляют от трактора, поднимают на опору, пропускают в "окно" и закладывают в ранее установленный на опоре раскаточный ролик. Свободный конец троса опускают вниз, прикрепляют к трактору и продолжают раскатку. Трос проходит через ролик и протягивает за собой провод.   

     

     При способе укладки с барабана один конец провода закрепляют в начале трассы, а барабан устанавливают на передвижную раскаточную тележку (см. рис.50). Тяговый механизм (обычно трактор) перемещает тележку с барабаном по трассе, и провод плавно, не волочась по грунту, сходит с барабана, что почти полностью гарантирует его сохранность. Так можно выполнять раскатку, даже не поднимая провода на опоры, что позволяет полнее использовать механизмы. Высокая производительность и хорошие технические показатели позволяют широко применять этот способ при монтаже проводов.

     

     При этом способе (рис.5) барабаны 9 с проводом устанавливают на раскаточной тележке 10 и трактором 8 передвигают вдоль трассы. До начала работ раскаточную тележку располагают на расстоянии 15-20 м от анкерной опоры 1. Затем с барабанов сматывают 25-30 м провода (троса) и крепят его конец за анкерную опору. Для этого на отмотанных концах провода (троса) монтируют натяжные зажимы и соединяют их с заранее собранными натяжными гирляндами изоляторов 2. Затем гирлянды с закрепленными на них зажимами и проводами поднимают на анкерную опору и закрепляют на траверсах. Дальнейшую раскатку провода осуществляют движением трактора 8 с раскаточной тележкой. Подъем проводов на промежуточные опоры 5 выполняют так же, как и при способе волочения. Чтобы иметь запас провода для подъема на промежуточные опоры, раскаточная тележка должна двигаться вдоль трассы зигзагообразно.

     

     

   

Рис.5. Одновременная раскатка двух проводов укладкой с барабана и подъем их на опору:

     

     1, 5 - анкерная и промежуточная опоры;

     

     2, 4 - натяжные и поддерживающие гирлянды;

     

     3 -провода;    

     

     6 - однороликовый блок,

     

     7, 11 - такелажный и тяговый тросы;

     

     8 - трактор;

     

     9 - барабаны;

     

     10 - раскаточная тележка

     

     

     Этот способ нельзя применять на ВЛ, когда средний провод проходит между оттяжками или стойками опор (например, П - образные опоры с оттяжками или раскосами).

     

     При нецелесообразности раскатки проводов на коротких участках ВЛ одновременно с трех барабанов применяют способ, при котором с одного барабана раскатывают сразу три провода (рис.6). Для этого устанавливают на кабельные домкраты 3 барабан 4 с проводом 6, а к опоре (или якорю) 1 крепят тросовые оттяжки 2. Один блок 5 сцепляют с тяговым механизмом, а другой-с одной из тросовых оттяжек. Провод запаковывают в блоки, закрепляют его конец на обойме первого блока и движением вперед раскатывают.

     

     

     

Рис.6. Схема  одновременной раскатки трех проводов с одного барабана:

     

     1-опора или якорь,

     

     2 - тросовые оттяжки,

     

     3 - винтовые домкраты.   

     

     4 - барабан,

     

     5 - блоки с обоймами,

     

     6 - провод

     

     

     В тяжелых условиях, когда невозможно или неудобно раскатывать провода обычными способами, применяют специальные.

     

     При раскатке проводов вертолетом на опоры предварительно устанавливают специальные раскаточные ролики с улавливателями, а к вертолету прикрепляют на внешней подвеске конструкцию с подвешенным на ней подтормаживаемым барабаном с проводом, конец которого крепят за низ анкерной опоры или якорь. Вертолет поднимается в воздух и, пролетая вдоль трассы, раскатывает и укладывает провод в ролики. После размотки с барабана всего провода его коней падает на землю, причем провод автоматически зажимается стопорными устройствами роликов. Иногда вместо тяжёлых проводов больших сечений вертолетом раскатывают легкий вспомогательный трос, с помощью которого протягивают основной провод.

     

     Раскатку под тяжением выполняют с помощью тормозных и тяговых машин и вспомогательного такелажного каната, предварительно уложенного в раскаточные ролики па опорах. Барабан с проводом устанавливают в начале анкерного пролета на тормозную машину, пропускают конец провода через тормозное устройство и сцепляют с канатом. Тяговой машиной, установленной в конце пролета, натягивают такелажный канат и, преодолевая тормозящие усилия, протягивают провод по роликам, не допуская касания его земли.

     

     Раскатка под тяжением обеспечивает необходимый габарит и сохранность провода в течение всего процесса монтажа, но требует создания узкоспециализированных дорогих машин, значительного объема подготовительных работ и высокой квалификации персонала. Этот способ в основном используют на больших переходах через реки, в густонаселенной местности, горных и труднодоступных районах, где нельзя применить никакие другие. В РФ он пока широкого распространении не нашел.

     

     При раскатке вручную или с помощью лебедки барабан с проводом устанавливают на раскаточное устройство у последней доступной опоры, раскатывают провод вручную по всей длине пролета, укладывают его в раскаточные ролики и поднимают на опору. При раскатке тяжелых проводов предварительно вручную раскатывают вспомогательный трос, поднимают его на опору, прикрепляют к его концу провод и лебедкой или трактором протягивают через ролики трос, а за ним и провод.

     

     Правила установки барабанов и контроль сохранности провода при раскатке всеми способами одинаковы. Барабаны устанавливают на раскаточные устройства так, чтобы они вращались против стрелки на щеке барабана, и провод или трос сходил с верха барабанов. После установки с барабанов снимают обшивку, удаляют торчащие гвозди, проверяют сохранность верхних витков провода и сматывают поврежденные витки. Неподвижные раскаточные станки устанавливают на выровненном грунте. При слабых грунтах под станки подкладывают доски.

     

     

    

Рис.7. Схема тормозных устройств:

     

     а - автоматического.

     

     б - ручного;

     

     1 - барабан.

     

     2 - ролик,

     

     3 -тяга.

     

     4 - рычаг,

     

     5 - груз,

     

     6 - козлы,

     

     7 - тормозной диск,

     

     8 - пружина

     

     

     При раскатке барабаны с проводом (тросом) необходимо притормаживать, чтобы при внезапной остановке тележки провод не разматывался с барабана, вращающегося по инерции. Торможение барабана необходимо также при раскатке провода вниз по косогору. Притормаживать барабан можно автоматически (рис.7, а) - с помощью груза 5, подвешенного к ролику 2, или вручную (рис.7, б) - рычагом 4 и тормозным диском 7 с пружиной 8. Раскатку прекращают, когда па барабане останется 5-10 витков провода. Оставшиеся витки раскатывают вручную.

     

     Во время раскатки проводов устанавливают наблюдение за их правильным сходом с барабанов и сохранностью. Особенно внимательно следят за тем, чтобы провод не имел резких перегибов и перекручиваний.

     

     Перекручивание ("баранка") получается, если начинают тянуть лежащий на земле провод, закрученный петлей. Поэтому провод необходимо раскладывать зигзагами, а не петлями. На участках трассы, где возможно повреждение провода проходящим транспортом, а также при пересечении дорог с нерегулярным движением (полевые, лесные и проселочные), провод закапывают в землю, а на дорогах с твердым покрытием прикрывают толстыми досками. Ни в коем случае нельзя оставлять провод на земле после окончания рабочего дня.

     

     Если обнаружено повреждение провода или троса, раскатку прекращают. На поврежденное место наносят метку (бандаж), сообщают руководителю работ и продолжают раскатку. Ремонт выполняют позже.

 

studfiles.net

Монтаж проводов воздушных линий | Онлайн журнал электрика

Установка проводов воздушных линий Для воздушных линий напряжением до 1 кВ используют в большей степени дюралевые, сталеалюминиевые и железные провода.

В комплекс работ по монтажу проводов воздушных линий входят: раскатка на трассе ВЛ и соединение проводов, подъем, регулирование стрелы провеса и крепление проводов на изоляторах.

Раскатку проводов создают по обеим сторонам установленных опор повдоль воздушной полосы. Для раскатки бухт проводов служат конусные вертушки либо переносные станки, а проводов, доставленных на трассу в барабанах, — разборный барабанный подъемник.

При длине полосы менее 0,5 км и сечении проводов до 50 мм2 устанавливают вертушку, станок либо барабан с проводом на барабано-подъемнике у первой опоры сначала полосы и, захватив конец провода, протягивают его до последней опоры, т. е. до конца полосы. При большой протяженности полосы эти приспособления располагают в кузове автомашины с опущенным задним бортом и по мере продвижения машины повдоль опор разматывают провод, следя за тем, чтоб в проводе не образовались петли («барашки»).

Сразу с раскаткой провода его пристально осматривают, чтоб выявить в проводе недостатки в виде обрывов отдельных жил, огромных вмятин и т. п. Обнаруженные в проводе недостатки отмечают краской, а потом избавляют до подъема проводов на опору.

Если провод доставлен к месту работ в барабане, установленном на домкратах, то его, не снимая с автомашины, раскатывают, за ранее подняв барабан на 10 — 15 см над настилом кузова с помощью домкратов и трубы, продетой через осевое отверстие в барабане.

Конец сматываемого с барабана провода до движения автомашины прикрепляют к анкерной опоре, от которой и создают раскатку провода к следующим по направлению трассы ВЛ опорам. Если длина раскатанного провода окажется недостаточной, то к нему присоединяют провод аналогичной конструкции, марки и сечения с другого барабана.

Для соединения проводов ВЛ до 1 кВ используют: скрутку, бандажирование, соединение в округлом соединителе (гильзе) с следующей опрессовкой и сваркой концов проводов в петле, сварку встык концов проводов и следующей опрессовкой их совместно с шунтом в 2-ух отдельных соединительных гильзах, сварку встык концов проводов и опрессовку их совместно с вставкой в округлой соединительной гильзе, соединение проводов внахлестку с спрессовыванием в соединительной гильзе, соединение проводов болтовым зажимом.

Соединение проводов ВЛ до 1 кВ

Рис. 1. Соединение проводов ВЛ до 1 кВ: а — скруткой, б — бандажированием, в — опрессовкой в гильзе и сваркой в петле, г — опрессовкой провода совместно с шунтом, д — сваркой встык и опрессовкой в гильзе, е — опрессовкой внахлестку в гильзе, ж — болтовым зажимом

Скрутка (рис. 1, а) является более обычным методом соединения однопроволочных железных и биметаллических проводов, при котором накладывают внахлестку концы проводов на длине 180-200 мм, а потом, зажав их пассатижами посреди участка соединения, навертывают один провод на другой (слева и справа от пассатижей), укладывая витки плотно друг к другу.

Бандажирование (рис. 1, б) используют при соединении однопроволочных проводов. Концы проводов загибают под прямым углом и накладывают один на другой на длине 80- 120 мм зависимо от их сечения. Дальше наматывают на один из соединяемых проводов — 5 — 6 витков мягенькой покрытой цинком проволоки поперечником 1,5 мм и перебегают этой проволокой на бандажирование участка соединения. Покрыв витками проволоки весь участок соединения, делают 5 — 6 витков на втором из соединяемых проводов. Для роста прочности соединения медных проводов в огромных просветах бандаж пропаивают припоем ПОС-ЗО либо ПОС-40.

Соединения в округлой гильзе (рис. 1, в) используются для многопроволочных дюралевых проводов. Для выполнения соединения вводят провода в округлую гильзу, подобранную по сечению проводов, и проталкивают их вперед навстречу друг дружке так, чтоб концы проводов вышли из обратных (выходных) отверстий гильзы. Потом гильзу опрессовывают, а свободные концы проводов сваривают встык в петле.

Соединение проводов опрессовкой в 2-ух гильзах совместно с шунтом (рис. 1, г) используют в большей степени при монтаже многопроволочных дюралевых проводов сечением 70 мм2 и выше. Операция опрессовки гильз производится опрессовочными механизмами.

Соединение проводов в округлой гильзе методом подготовительной сварки проводов встык и следующей опрессовки гильзы и проводов совместно с вставкой (рис. 1, д) используют в большинстве случаев посреди огромного просвета при монтаже многопроволочных проводов ВЛ, находящейся в III либо IV районе гололедности и при вероятном воздействии на провода полосы огромных ветровых нагрузок.

Соединение проводов опрессовкой внахлестку в округлой гильзе (рис. 1, е) является более обычным по выполнению методом, используемым при монтаже многопроволочных проводов сечением 16 — 50 мм2.

Приведенные на рис. 1, а, б, в, г, д, е методы могут употребляться для соединения проводов в просвете ВЛ. Гильзы и провода должны быть из 1-го и такого же металла: медные (СОМ) — для медных проводов, дюралевые (СОА) — для дюралевых, железные (СОС) — для железных.

Соединение нагих многожильных проводов может осуществляться также с помощью болтовых зажимов. Болтовым зажимом (рис. 1, ж) допускается соединять провода лишь на опорах и при условии, что провода не будут испытывать механических нагрузок. Болтовой зажим состоит из 2-ух либо 3-х (зависимо от сечения проводов) покрытых цинком болтов с гайками и 2-ух плашек с продольными канавками.

Для обеспечения нужного контакта в зажиме поперечникы отверстий, образуемых при соединений плашек, должны быть несколько меньше поперечников проводов. При монтаже зажимов контактные поверхности плашек конкретно перед соединением проводов промывают бензином и смазывают узким слоем технического вазелина.

Поверхности зажимов для соединения дюралевых проводов зачищают металлической щеткой по слою вазелина и также обрабатывают поверхности проводов. Затяжка болтов должна вестись ключом с усилием, не превосходящем 25 кгс. Использовать при всем этом какие-либо приспособления, увеличивающие силу затягивания, не допускается во избежание смятия соединяемых проводов либо срыва резьбы болтов. Резьба болтов и гаек зажима должна быть смазана вазелином либо солидолом. Применение контргаек непременно.

После затяжки болтов меж плашками должен оставаться зазор 3 — 5 мм. Полное примыкание плашек зажима будет свидетельствовать об отсутствии требуемого контакта и зажим нужно поменять. Для предохранения контактных поверхностей от окисления внешние зазоры и места выхода проводов из зажима покрывают 1 — 3-миллиметровым слоем пасты — свинцового сурика, разведенного на натуральной олифе.

Через 8 — 10 дней после монтажа зажима рекомендуется дополнительно подтянуть его болты, потому что вследствие уменьшения упругости проводов давление меж плашками и проводами несколько снизится, что приведет к ухудшению контакта меж ними и вероятному нагреву участка соединения.

При раскатке проводов воздушной полосы часто появляется необходимость пересекать жд пути, шоссейные дороги с насыщенным движением автотранспорта, также полосы связи, работу которых нельзя прерывать даже на недолговременное время. В таких случаях для раскатки проводов сооружают временные переходные устройства.

Поблизости действующих воздушных электронных сетей, контактных сетей, электрифицированного транспорта и открытых подстанций провода следует раскатывать с соблюдением особенных мер предосторожности, исключающих возможность случайного прикосновения монтируемых проводов к токоведущим частям этих электроустановок.

Школа для электрика

elektrica.info

МОНТАЖ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Монтаж проводов и тросов ВЛ в нормальных условиях по ровной трассе без пересечений и переходов обычно выполняют в такой последовательности: подготовительные и транспортные работы; сборка гирлянд изоляторов; раскатка и соединение проводов и тросов и подъем их на опоры; закрепление концов проводов на первой анкерной опоре; натягивание проводов и тросов до необходимой стрелы провеса и закрепление их под тяжением на второй анкерной опоре; перекладка проводов из раскаточных роликов в зажимы; соединение проводов в шлейфах анкерных опор; установка гасителей вибрации и дистанционных распорок (если необходимо).

 

Раскатка проводов и тросов

 

Подготовительные работы. Перед раскаткой проводов прораб, мастер или бригадир осматривают трассу линии для определения ее готовности к монтажу проводов. Одновременно принимают под монтаж установленные опоры. При этом проверяют вырубку просек, правильность устройства фундаментов, тщательность засыпки котлованов, наличие контуров заземления, а также узлов, скоб и серег для крепления гирлянд изоляторов, окраску, выверку и закрепление опор, переустройство воздушных линий связи и электроснабжения и снос строений, мешающих монтажу проводов.

После осмотра трассы и получения письменного разрешения на монтаж приступают к подготовке к монтажу проводов, которая заключается в очистке монтажной полосы, развозке проводов, тросов, изоляторов, арматуры и поковок по трассе, устройстве временных защит в местах пересечений сооружаемой линии с действующими воздушными линиями связи, радио, электроснабжения, автомобильными и железными дорогами.

Очищают монтажную полосу, чтобы провода во время раскатки и натяжки не повреждались о находящиеся на земле обрубленные ветки и сучья, валежник, пни, камни, остатки строительных материалов и не цеплялись за них.

Провода, изоляторы, арматуру и поковки развозят по трассе линии по заранее составленной схеме.

Барабаны с проводом доставляют на трассу с таким расчетом, чтобы провод на каждом барабане был использован по возможности полностью. Для этого подбирают барабаны с проводом примерно одинаковой длины и группируют их. Барабаны с тросом вывозят на трассу и расставляют по одному или по два (в зависимости от числа грозозащитных тросов на ВЛ).

Расстановка барабанов на трассе зависит от количества одновременно раскатываемых барабанов, длины провода на барабане, числа цепей на ВЛ и проводов в фазе, условий раскатки (проходимости механизмов, наличия водных преград, оврагов и др.). Как правило, независимо от принятого способа организуют одновременную раскатку нескольких (2-4) барабанов одним механизмом. Так, на одноцепных ВЛ либо одновременно раскатывают три барабана с проводом, либо сначала два барабана с одной стороны опор, а затем грозозащитный трос и третий барабан - с другой. На двухцепных ВЛ обычно сначала раскатывают грозозащитный трос и поднимают его на опоры, а затем с обеих сторон опор поочередно раскатывают по три барабана с проводом одновременно. Иногда на одноцепных ВЛ с легкими проводами организуют одновременную раскатку грозозащитного троса и трех барабанов с проводом на тележке.

Одновременно с очисткой трассы и вывозкой барабанов сооружают временные защиты на пересечениях с действующими ВЛ, линиями связи, автомобильными и железными дорогами и др. При этом для устройства защит часто используют имеющиеся на трассе остатки строительных материалов, лесорубочные отходы и др.

Временная защита (рис.1, а) может быть выполнена в виде отдельных стоек с рогатиной 2 наверху под каждый провод или одной стойки, общей для всех монтируемых проводов 1. Применяют также защиту из двух стоек с натянутым между ними канатом (рис.1, б). Иногда для устройства защиты используют опоры пересекаемых линий связи, для чего их наращивают и между ними натягивают канат. Часто используют инвентарные П - образные защиты, изготовленные из стальных труб или деревянных столбов. После окончания работ их демонтируют и переносят на новое место.

 

Рис.1. Устройство временной защиты на переходах:

 

а - стойкой с рогатиной, б - канатов: 1 - провода сооружаемой ВЛ, 2 - рогатина, 3 - провод пересекаемой линии, 4 - ролики, 5 - канат

 

 

В отдельных случаях вместо устройства защит на пересечениях устанавливают телескопические или шарнирные вышки и раскатывают провода через их поднятые стрелы.

Сборка гирлянд изоляторов. Обычно гирлянды изоляторов собирают на месте монтажа. Предварительно подбирают комплекты необходимой арматуры и изоляторов для каждой опоры, упаковывают их в ящики и развозят по трассе ВЛ. Иногда изоляторы собирают в гирлянды и готовыми вывозят на трассу в контейнерах. Из-за возможных повреждений изоляторов и арматуры при транспортировке и монтаже, как правило, их вывозят на трассу на 2-3% больше необходимого количества.

Перед сборкой изоляторы и арматуру вторично осматривают и очищают от грязи. Изоляторы со сколами, трещинами, царапинами на глазури и другими дефектами бракуют. Очищают изоляторы мягкой ветошью, смоченной водой или бензином, прилипшие твердые частицы (цемент, грязь и т.п.) снимают деревянными приспособлениями (применять для этих целей металлические инструменты запрещается).

 

Линейную арматуру (скобы, ушки, серьги и др.), имеющую плохую оцинковку, трещины, сколотые кромки и деформации, также отбраковывают; подпиливать или править детали молотком запрещается.

Рис.2. Раскаточный ролик:

1- обойма, 2 - ролик с пазом, 3 - звено ПРМ, 4 - откидная щека обойма

 

 

После проверки изоляторы соединяют в гирлянды, для чего вынимают из шапок замки, вводят в гнезда стержни соседних изоляторов и запирают их замками. Затем на пестик нижнего изолятора гирлянды надевают ушко (одно - или двухлапчатое) и подвешивают к нему монтажный раскаточный ролик (рис.2), а в гнездо шапки верхнего вставляют серьгу, к которой присоединяют скобу и другие детали, предназначенные для крепления гирлянды к опоре.

Поддерживающие гирлянды собирают под опорой на расстоянии 5-10 м от концов траверс и раскладывают верхушками в направлении подъема на опору.

Многоцепные гирлянды при расположении цепей в одной плоскости собирают так же, как одноцепные (на земле). Если цепи расположены в разных плоскостях, гирлянды собирают в вертикальном положении. Для этого на траверсе опоры или специальных козелках закрепляют блок, пропускают через него трос и крепят к нему сначала первую от траверсы деталь гирлянды, затем серьгу, к ней - первый изолятор и т.д. По мере удлинения гирлянды трос подтягивают лебедкой. В гирлянде устанавливают все элементы, за исключением натяжных и поддерживающих зажимов, которые крепят при монтаже и перекладке проводов.

Сборка гирлянд должна быть выполнена очень тщательно. Замки изоляторов выравнивают в одну линию, шплинты обязательно разводят, гайки заворачивают до конца и закрепляют. Особенно внимательно проверяют шарнирность всех сопряжений гирлянды. Перемещают гирлянду к месту подъема осторожно, чтобы не погнуть стержни изоляторов.

Раскатка проводов. После завершения всех подготовительных работ и вторичного осмотра подготовленной к монтажу трассы приступают непосредственно к раскатке проводов. Как правило, раскатку выполняют двумя способами: с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка (способ волочения) или с помощью подвижных раскаточных устройств (тележек, саней, кабельных транспортеров), перемещаемых тяговым механизмом (способ укладки с барабана).

Способ волочения не требует изготовления специальных передвижных раскаточных приспособлений (тележек, транспортеров), пригоден при любом рельефе местности, сравнительно удобен при монтаже проводов на опорах портального типа с оттяжками, когда провод при раскатке необходимо заводить внутрь опоры. Однако при волочении по земле возможны повреждения оцинковки троса и стальных проводов, а также верхних повивов алюминиевых проводов.

Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а также на участках, где при волочении проводов возможность их повреждения маловероятна (при хорошем снежном или травяном покрове).

Обычно раскатку способом волочения совмещают с подъемом проводов и тросов на промежуточные опоры. При этом провода и тросы касаются земли лишь в серединах пролетов, что увеличивает их сохранность. На опорах провода и тросы закладывают в раскаточные ролики (см. рис.2), которые крепят к гирляндам изоляторов вместо поддерживающих зажимов. Раскаточные ролики рекомендуется применять из того же материала, что и провода, или из более мягкого: для алюминиевых проводов - из алюминиевых сплавов, для стальных - из чугуна, для медных - из алюминия или чугуна с медной прокладкой.

Возможна также раскатка проводов без роликов по поддерживающим зажимам ПГУ-2 с капроновыми вкладышами, которые сразу устанавливают на гирляндах изоляторов. Грозозащитные тросы обычно раскатывают непосредственно по корпусам поддерживающих зажимов без роликов.

Рис.3. Одновременная раскатка трех проводов волочением и подъем их на опору:

 

1, 7 - анкерная и промежуточная опары, 2 - барабаны с проводом, 3 - раскаточные станки, 4 - провода, 5 - однороликовый блок,

6, 12 -- поддерживающие и натяжные гирлянды, 8, 10 - такелажный и тяговый тросы, 9 - трактор, 11 - монтажные зажимы

 

При раскатке проводов способом волочения (рис.3) барабаны с проводом или тросом устанавливают на расстоянии 10- 15 м от опоры, с которой начинают монтаж, в вырытые котлованы, на винтовые домкраты; специальные раскаточные станки 1 (рис.4) или заторможенную раскаточную тележку (сани). Пропускают вал 3 в отверстие барабана 2 и устанавливают его так, чтобы он мог свободно вращаться. Затем с каждого барабана вручную отматывают 15-25 м провода (троса) и закрепляют на его конце монтажный зажим, трос которого прикрепляют к: трактору. Движением трактора вперед производят раскатку проводов (тросов) с барабанов.

Рис.4. Установка барабана с проводом на раскаточный станок:

 

1 - раскаточный станок, 2 - барабан, 3 - вал

 

При раскатке среднего провода по П - образным опорам с растяжками и опорам другого типа, у которых один или несколько проводов проходят в "окно", к концу провода прикрепляют такелажный трос (длиной, примерно равной четырехкратной высоте опоры) таким образом, чтобы зажим, соединяющий провод и трос, мог свободно пройти через раскаточный ролик, и раскатывают провод. За первой промежуточной опорой трактор останавливают, конец троса отцепляют от трактора, поднимают на опору, пропускают в "окно" и закладывают в ранее установленный на опоре раскаточный ролик. Свободный конец троса опускают вниз, прикрепляют к трактору и продолжают раскатку. Трос проходит через ролик и протягивает за собой провод.

При способе укладки с барабана один конец провода закрепляют в начале трассы, а барабан устанавливают на передвижную раскаточную тележку. Тяговый механизм (обычно трактор) перемещает тележку с барабаном по трассе, и провод плавно, не волочась по грунту, сходит с барабана, что почти полностью гарантирует его сохранность. Так можно выполнять раскатку, даже не поднимая провода на опоры, что позволяет полнее использовать механизмы. Высокая производительность и хорошие технические показатели позволяют широко применять этот способ при монтаже проводов.

При этом способе (рис.5) барабаны 9 с проводом устанавливают на раскаточной тележке 10 и трактором 8 передвигают вдоль трассы. До начала работ раскаточную тележку располагают на расстоянии 15-20 м от анкерной опоры 1. Затем с барабанов сматывают 25-30 м провода (троса) и крепят его конец за анкерную опору. Для этого на отмотанных концах провода (троса) монтируют натяжные зажимы и соединяют их с заранее собранными натяжными гирляндами изоляторов 2. Затем гирлянды с закрепленными на них зажимами и проводами поднимают на анкерную опору и закрепляют на траверсах. Дальнейшую раскатку провода осуществляют движением трактора 8 с раскаточной тележкой. Подъем проводов на промежуточные опоры 5 выполняют так же, как и при способе волочения. Чтобы иметь запас провода для подъема на промежуточные опоры, раскаточная тележка должна двигаться вдоль трассы зигзагообразно.

 

Рис.5. Одновременная раскатка двух проводов укладкой с барабана и подъем их на опору:

 

1, 5 - анкерная и промежуточная опоры; 2, 4 - натяжные и поддерживающие гирлянды; 3 -провода; 6 - однороликовый блок,

7, 11 - такелажный и тяговый тросы; 8 - трактор; 9 - барабаны; 10 - раскаточная тележка

Этот способ нельзя применять на ВЛ, когда средний провод проходит между оттяжками или стойками опор (например, П - образные опоры с оттяжками или раскосами).

 

При нецелесообразности раскатки проводов на коротких участках ВЛ одновременно с трех барабанов применяют способ, при котором с одного барабана раскатывают сразу три провода (рис.6). Для этого устанавливают на кабельные домкраты 3 барабан 4 с проводом 6, а к опоре (или якорю) 1 крепят тросовые оттяжки 2. Один блок 5 сцепляют с тяговым механизмом, а другой-с одной из тросовых оттяжек. Провод запаковывают в блоки, закрепляют его конец на обойме первого блока и движением вперед раскатывают.

Рис.6. Схема одновременной раскатки трех проводов с одного барабана:

1-опора или якорь, 2 - тросовые оттяжки, 3 - винтовые домкраты, 4 - барабан, 5 - блоки с обоймами, 6 - провод

 

В тяжелых условиях, когда невозможно или неудобно раскатывать провода обычными способами, применяют специальные.

При раскатке проводов вертолетом на опоры предварительно устанавливают специальные раскаточные ролики с улавливателями, а к вертолету прикрепляют на внешней подвеске конструкцию с подвешенным на ней подтормаживаемым барабаном с проводом, конец которого крепят за низ анкерной опоры или якорь. Вертолет поднимается в воздух и, пролетая вдоль трассы, раскатывает и укладывает провод в ролики. После размотки с барабана всего провода его коней падает на землю, причем провод автоматически зажимается стопорными устройствами роликов. Иногда вместо тяжёлых проводов больших сечений вертолетом раскатывают легкий вспомогательный трос, с помощью которого протягивают основной провод.

Раскатку под тяжением выполняют с помощью тормозных и тяговых машин и вспомогательного такелажного каната, предварительно уложенного в раскаточные ролики па опорах. Барабан с проводом устанавливают в начале анкерного пролета на тормозную машину, пропускают конец провода через тормозное устройство и сцепляют с канатом. Тяговой машиной, установленной в конце пролета, натягивают такелажный канат и, преодолевая тормозящие усилия, протягивают провод по роликам, не допуская касания его земли.

Раскатка под тяжением обеспечивает необходимый габарит и сохранность провода в течение всего процесса монтажа, но требует создания узкоспециализированных дорогих машин, значительного объема подготовительных работ и высокой квалификации персонала. Этот способ в основном используют на больших переходах через реки, в густонаселенной местности, горных и труднодоступных районах, где нельзя применить никакие другие. В РФ он пока широкого распространении не нашел.

При раскатке вручную или с помощью лебедки барабан с проводом устанавливают на раскаточное устройство у последней доступной опоры, раскатывают провод вручную по всей длине пролета, укладывают его в раскаточные ролики и поднимают на опору. При раскатке тяжелых проводов предварительно вручную раскатывают вспомогательный трос, поднимают его на опору, прикрепляют к его концу провод и лебедкой или трактором протягивают через ролики трос, а за ним и провод.

Правила установки барабанов и контроль сохранности провода при раскатке всеми способами одинаковы. Барабаны устанавливают на раскаточные устройства так, чтобы они вращались против стрелки на щеке барабана, и провод или трос сходил с верха барабанов. После установки с барабанов снимают обшивку, удаляют торчащие гвозди, проверяют сохранность верхних витков провода и сматывают поврежденные витки. Неподвижные раскаточные станки устанавливают на выровненном грунте. При слабых грунтах под станки подкладывают доски.

 

Рис.7. Схема тормозных устройств:

 

а - автоматического, б - ручного: 1 - барабан, 2 - ролик, 3 -тяга, 4 - рычаг, 5 - груз, 6 - козлы, 7 - тормозной диск, 8 - пружина

 

 

При раскатке барабаны с проводом (тросом) необходимо притормаживать, чтобы при внезапной остановке тележки провод не разматывался с барабана, вращающегося по инерции. Торможение барабана необходимо также при раскатке провода вниз по косогору. Притормаживать барабан можно автоматически (рис.7, а) - с помощью груза 5, подвешенного к ролику 2, или вручную (рис.7, б) - рычагом 4 и тормозным диском 7 с пружиной 8. Раскатку прекращают, когда па барабане останется 5-10 витков провода. Оставшиеся витки раскатывают вручную.

 

Во время раскатки проводов устанавливают наблюдение за их правильным сходом с барабанов и сохранностью. Особенно внимательно следят за тем, чтобы провод не имел резких перегибов и перекручиваний.

 

Перекручивание ("баранка") получается, если начинают тянуть лежащий на земле провод, закрученный петлей. Поэтому провод необходимо раскладывать зигзагами, а не петлями. На участках трассы, где возможно повреждение провода проходящим транспортом, а также при пересечении дорог с нерегулярным движением (полевые, лесные и проселочные), провод закапывают в землю, а на дорогах с твердым покрытием прикрывают толстыми досками. Ни в коем случае нельзя оставлять провод на земле после окончания рабочего дня.

 

Если обнаружено повреждение провода или троса, раскатку прекращают. На поврежденное место наносят метку (бандаж), сообщают руководителю работ и продолжают раскатку. Ремонт выполняют позже.

 

Читайте также:

lektsia.com

Монтаж проводов воздушных линий / Публикации / Energoboard.ru

Разместить публикацию Мои публикации Написать 3 февраля 2012 в 14:00

Место для Вашей рекламы. Около 30 000 просмотров в месяц! О Вашем предложении узнают! Акция! 3000р./мес! 8(908)910-21-20

Для воздушных линий напряжением до 1 кВ применяют преимущественно алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода.

В комплекс работ по монтажу проводов воздушных линий входят: раскатка на трассе ВЛ и соединение проводов, подъем, регулирование стрелы провеса и крепление проводов на изоляторах.

Раскатку проводов производят по обеим сторонам установленных опор вдоль воздушной линии. Для раскатки бухт проводов служат конусные вертушки или переносные станки, а проводов, доставленных на трассу в барабанах, - разборный барабанный подъемник.

При длине линии не более 0,5 км и сечении проводов до 50 мм2 устанавливают вертушку, станок или барабан с проводом на барабано-подъемнике у первой опоры в начале линии и, захватив конец провода, протягивают его до последней опоры, т. е. до конца линии. При большой протяженности линии эти приспособления располагают в кузове автомашины с опущенным задним бортом и по мере продвижения машины вдоль опор разматывают провод, следя за тем, чтобы в проводе не образовались петли («барашки»).

Одновременно с раскаткой провода его внимательно осматривают, чтобы выявить в проводе дефекты в виде обрывов отдельных жил, больших вмятин и т. п. Обнаруженные в проводе дефекты отмечают краской, а затем устраняют до подъема проводов на опору.

Если провод доставлен к месту работ в барабане, установленном на домкратах, то его, не снимая с автомашины, раскатывают, предварительно подняв барабан на 10 - 15 см над настилом кузова при помощи домкратов и трубы, продетой сквозь осевое отверстие в барабане.

Конец сматываемого с барабана провода перед началом движения автомашины прикрепляют к анкерной опоре, от которой и производят раскатку провода к последующим по направлению трассы ВЛ опорам. Если длина раскатанного провода окажется недостаточной, то к нему присоединяют провод аналогичной конструкции, марки и сечения с другого барабана.

Для соединения проводов ВЛ до 1 кВ применяют: скрутку, бандажирование, соединение в овальном соединителе (гильзе) с последующей опрессовкой и сваркой концов проводов в петле, сварку встык концов проводов и последующей опрессовкой их вместе с шунтом в двух отдельных соединительных гильзах, сварку встык концов проводов и опрессовку их вместе с вставкой в овальной соединительной гильзе, соединение проводов внахлестку с спрессовыванием в соединительной гильзе, соединение проводов болтовым зажимом.

 

 

Скрутка (рис. 1, а) является наиболее простым способом соединения однопроволочных стальных и биметаллических проводов, при котором накладывают внахлестку концы проводов на длине 180-200 мм, а затем, зажав их пассатижами в середине участка соединения, навертывают один провод на другой (слева и справа от пассатижей), укладывая витки плотно друг к другу.

Бандажирование (рис. 1, б) применяют при соединении однопроволочных проводов. Концы проводов загибают под прямым углом и накладывают один на другой на длине 80- 120 мм в зависимости от их сечения. Далее наматывают на один из соединяемых проводов - 5 - 6 витков мягкой оцинкованной проволоки диаметром 1,5 мм и переходят этой проволокой на бандажирование участка соединения. Покрыв витками проволоки весь участок соединения, делают 5 - 6 витков на втором из соединяемых проводов. Для увеличения прочности соединения медных проводов в больших пролетах бандаж пропаивают припоем ПОС-ЗО или ПОС-40.

Соединения в овальной гильзе (рис. 1, в) применяются для многопроволочных алюминиевых проводов. Для выполнения соединения вводят провода в овальную гильзу, подобранную по сечению проводов, и проталкивают их вперед навстречу друг другу так, чтобы концы проводов вышли из противоположных (выходных) отверстий гильзы. Затем гильзу опрессовывают, а свободные концы проводов сваривают встык в петле.

Соединение проводов опрессовкой в двух гильзах вместе с шунтом (рис. 1, г) применяют преимущественно при монтаже многопроволочных алюминиевых проводов сечением 70 мм2 и выше. Операция опрессовки гильз выполняется опрессовочными механизмами.

Соединение проводов в овальной гильзе путем предварительной сварки проводов встык и последующей опрессовки гильзы и проводов вместе с вставкой (рис. 1, д) применяют чаще всего в середине большого пролета при монтаже многопроволочных проводов ВЛ, находящейся в III или IV районе гололедности и при возможном воздействии на провода линии больших ветровых нагрузок.

Соединение проводов опрессовкой внахлестку в овальной гильзе (рис. 1, е) является наиболее простым по исполнению способом, применяемым при монтаже многопроволочных проводов сечением 16 - 50 мм2.

Приведенные на рис. 1, а, б, в, г, д, е способы могут использоваться для соединения проводов в пролете ВЛ. Гильзы и провода должны быть из одного и того же металла: медные (СОМ) - для медных проводов, алюминиевые (СОА) - для алюминиевых, стальные (СОС) - для стальных.

Соединение голых многожильных проводов может осуществляться также при помощи болтовых зажимов. Болтовым зажимом (рис. 1, ж) допускается соединять провода только на опорах и при условии, что провода не будут испытывать механических нагрузок. Болтовой зажим состоит из двух или трех (в зависимости от сечения проводов) оцинкованных болтов с гайками и двух плашек с продольными канавками.

Для обеспечения необходимого контакта в зажиме диаметры отверстий, образуемых при соединений плашек, должны быть несколько меньше диаметров проводов. При монтаже зажимов контактные поверхности плашек непосредственно перед соединением проводов промывают бензином и смазывают тонким слоем технического вазелина.

Поверхности зажимов для соединения алюминиевых проводов зачищают стальной щеткой по слою вазелина и также обрабатывают поверхности проводов. Затяжка болтов должна вестись ключом с усилием, не превышающем 25 кгс. Применять при этом какие-либо приспособления, увеличивающие силу затягивания, не допускается во избежание смятия соединяемых проводов или срыва резьбы болтов. Резьба болтов и гаек зажима должна быть смазана вазелином или солидолом. Применение контргаек обязательно.

После затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3 - 5 мм. Полное примыкание плашек зажима будет свидетельствовать об отсутствии требуемого контакта и зажим необходимо сменить. Для предохранения контактных поверхностей от окисления наружные зазоры и места выхода проводов из зажима покрывают 1 - 3-миллиметровым слоем пасты - свинцового сурика, разведенного на натуральной олифе.

Через 8 - 10 дней после монтажа зажима рекомендуется дополнительно подтянуть его болты, так как вследствие уменьшения упругости проводов давление между плашками и проводами несколько снизится, что приведет к ухудшению контакта между ними и возможному нагреву участка соединения.

При раскатке проводов воздушной линии нередко возникает необходимость пересекать железнодорожные пути, шоссейные дороги с интенсивным движением автотранспорта, а также линии связи, работу которых нельзя прерывать даже на непродолжительное время. В таких случаях для раскатки проводов сооружают временные переходные устройства.

Вблизи действующих воздушных электрических сетей, контактных сетей, электрифицированного транспорта и открытых подстанций провода следует раскатывать с соблюдением особых мер предосторожности, исключающих возможность случайного прикосновения монтируемых проводов к токоведущим частям этих электроустановок.

22 августа в 18:34 26

20 августа в 14:36 94

20 августа в 13:44 99

20 августа в 13:00 53

17 августа в 13:53 101

16 августа в 15:27 175

16 августа в 14:21 99

15 августа в 14:03 93

14 августа в 11:24 114

12 августа в 14:38 200

12 июля 2011 в 08:56 6048

14 ноября 2012 в 10:00 4962

27 февраля 2013 в 10:00 2867

21 июля 2011 в 10:00 2856

29 февраля 2012 в 10:00 2604

16 августа 2012 в 16:00 2191

24 мая 2017 в 10:00 2164

28 ноября 2011 в 10:00 2025

31 января 2012 в 10:00 1818

31 августа 2012 в 10:00 1413

energoboard.ru

Монтаж проводов воздушных линий - инструкции, правила, советы и рекомендации

В комплекс работ по монтажу проводов воздушных линий входят: раскатка на трассе ВЛ и соединение проводов, подъем, регулирование стрелы провеса и крепление проводов на изоляторах.

Для воздушных линий напряжением до 1 кВ применяют преимущественно алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода. В комплекс работ по монтажу проводов воздушных линий входят: раскатка на трассе ВЛ и соединение проводов, подъем, регулирование стрелы провеса и крепление проводов на изоляторах. Раскатку проводов производят по обеим сторонам установленных опор вдоль воздушной линии. Для раскатки бухт проводов служат конусные вертушки или переносные станки, а проводов, доставленных на трассу в барабанах, - разборный барабанный подъемник. При длине линии не более 0,5 км и сечении проводов до 50 мм2 устанавливают вертушку, станок или барабан с проводом на барабано-подъемнике у первой опоры в начале линии и, захватив конец провода, протягивают его до последней опоры, т. е. до конца линии.

При большой протяженности линии эти приспособления располагают в кузове автомашины с опущенным задним бортом и по мере продвижения машины вдоль опор разматывают провод, следя за тем, чтобы в проводе не образовались петли («барашки»). Одновременно с раскаткой провода его внимательно осматривают, чтобы выявить в проводе дефекты в виде обрывов отдельных жил, больших вмятин и т. п. Обнаруженные в проводе дефекты отмечают краской, а затем устраняют до подъема проводов на опору.

Если провод доставлен к месту работ в барабане, установленном на домкратах, то его, не снимая с автомашины, раскатывают, предварительно подняв барабан на 10 - 15 см над настилом кузова при помощи домкратов и трубы, продетой сквозь осевое отверстие в барабане. Конец сматываемого с барабана провода перед началом движения автомашины прикрепляют к анкерной опоре, от которой и производят раскатку провода к последующим по направлению трассы ВЛ опорам. Если длина раскатанного провода окажется недостаточной, то к нему присоединяют провод аналогичной конструкции, марки и сечения с другого барабана.

Для соединения проводов ВЛ до 1 кВ применяют: скрутку, бандажирование, соединение в овальном соединителе (гильзе) с последующей опрессовкой и сваркой концов проводов в петле, сварку встык концов проводов и последующей опрессовкой их вместе с шунтом в двух отдельных соединительных гильзах, сварку встык концов проводов и опрессовку их вместе с вставкой в овальной соединительной гильзе, соединение проводов внахлестку с спрессовыванием в соединительной гильзе, соединение проводов болтовым зажимом.

goodlinez.ru

Способ монтажа проводов воздушных линий электропередачи

 

!

,««} 525199

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22} Заявлено 24.05.7@ (Я;. 2025 3 03 07," (5«) М. Кл.

Н 02 G Х/00 с присоединением заявки № В УД Р grrgqrrHrr Д ИДРт

CrremrI МИЬК,рв ИР

gg gggrrH rrggrrggIugrrrr (23} Приоритет (Я} Опубликовано 15.0В.76Бюллетее|ь № З0 (53) УДК621.3l5. .3. 7 r;ORB.В} и атць Гкй

1. (45} Дата опубликовании описании 27.0 :-r.76 изобоетеиия

Северо-За Р р Ц

" -. государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института энергетических систем и электрических сетей Энергосетьпроект" (I «};-заявитель (54} СПОСОБ «О««тлжл ПРОВОДОЦ Ц ДДУЩ«««,«

ЛИНИЙ ЗЛККтГОПИГ«ДЛЧИ

Известен спОсОб монтажа проводов и устяБОВки дистанциОнных распОрОк ВОздуш

Бых линий эееектропередачи, ВклЕочаюший раскатку проводов под тяжением по роликам, подвешенным Ба опорах, перекладку прово- 5 дов из роликов В зажимье гирлянд изоляторов и последующую установку между натянутыми проводами дистанционных распорок(Я

Однако такой способ достаточно трудоемок и небезопасен, поскольку дистаееционньее 19

pacIIopKH $ còaHaBëHBaþò Вручную посл мон тажа прОВОДОВ на большОй высОте, чтО при водит к усложнению работи требует применю ния мер техники безопасности.

Известен также способ монтажа прово- Ж дов воздушных ееиний электропередачи, согдиана которому производят раскатку проводов Но раскаточным роликам, причем стрелы прове=а, перекладку провода из раскаточРых роееиков B ееоддерживающие зажимы, за 29 крепление прОВОдоВ На гирляндах изОлятОров к промежуточным опорам, проверку стрелы провеса и т. д. (2) Ванный способ ослож

Бен тем, что пОсле моитажа проводов при ходится устанавееивать дистанционные рас- Ж порки, точное расстояние мещ у которымв трудно îтмерить какими-либо простыми.способами, кРоме того необходима передвиж,„

HasI вешка или монтажная тележка, которые в процессе установки дистанционньех распо-.. рок должны перемешаться по всей трассе линии электропередачи, Прототипом изобретения является способ монтажа проводов воздушных линий электропередачи с использованием такелажного троса и тормозного устройства, Включающи:1 в себя раскатку проводов под тяжением по раскаточным роликам, подвешенным на промежуточных опорах анкерного участка линии, с последующим закреплением проводов в зажимах гирлянд изОляторов orrop пиний электропереда ш Я Однако,псскольку распОрки уст анавлмвают после мон тажа проводовв, ТО при Ветровьех нагрузках провода могут соударяться дпуг с другом. Способ установки распорок небезопасен из-.за необходимости проведения работ на больших Высотах. Кроме того, этот способ не позволяет автоматизировать еероаесс установки дис танционных распорок.

525190

Предлагаемый способ позволяет упростить и удешевить монтаж проводов. Это достигается тем, что в процессе раскатки на проводах последовательно монтируют дистат ционные распорки. б

На фиг. 1 дана схема, поясняющая описываемый способ; на фиг. 2 — ложе дпя сборки и закрепления дистанционных распорок; на фиг. 3 — профилированный раскаточный ролик дпя фазы, расщепленной на два 19 провода.

Вблизи анкерной опоры 1 устанавливают козлы 2 с барабаном 3, на котором намотаны прсврда 4. Свободные концы проводов 4 пропускают через тормозное уст- 15 ройство 5 со счетчиком 6 отмера длины провода, которые установлены на раме 7, После этого провода 4 псдаюткпожу 8, расположенному на основании 9, которое также установлено на раме 7. Затем на по- 26 же 8 располагают дистанционную распорку

10 так, чтобы выпукль|е стороны скобы 11 распорки легли в желобосбразные ручьи 12, имеющиеся в теле ложа 8. При этом головки болтов 13 входят в канавки 14 тела ® ложа 8. Далее в дистанционную распорку

10 вкладывают провода 4, закрывают второй половиной скобы 11 и зажимают провод гайкой l5. K выступающим из распорки 10 концам проводов 4. прикрепляют зажи-3О мы 16, которые соединяют с такелажным тросом 17, предварительно раскатанным по профилированным роликам 18, установленным на траверсах 19 анкерных опор 1 и

20 и на промежуточной опоре 21. После этого такелажный грос наматывают лебедкой 22. При этом такелажный трос 17 тянет за собой провода 4- с закрепленными на них дистанцисннь;ми распорками 10. Одновременно включается счетчик 6 отмера длины провода.

После отмера необходимой длины для установки следующей распорки 10 счетчик выдает сигнал„пс которому намотку монтажного гроса приостанавливают с помощью лебедки 22 и тсрмсзнсгс устройства

5 до момента закрепления очередной распорки.

После раскатки проводов с закрепленными на них дистанционными распорками по всем опорам анкерного пролета и установления проектных стрел провеса,провода перекладывают из раскатсчных роликов в поддерживающие зажимы.

Предложенный способ позволяет осуществлять MQHTB?K HpoBogoB воздушной линии электропередачи с фазами, расщепленными более чем на два провода, дпя чего необходимо соответственно изменить раскаточные ролики и дистанционные распорки.

Для анкерных пролетов значительной длины, где применение непрерывной раскатки проводов затруднено, их разбивают на необходимое число участков и монтаж проводов на таких участках ведут по предлагаемому способу: после раскатки проводов на участке и закрепления их в зажимах гирлянд изоляторов свободные концы проводов заанкеривают в грунт за промежуточной опорой участка, а после раскатки проводов на примыкающем участке провода в пролете между опорами соединяют.

Формула изобретения

Способ монтажа проводов воздушных пиний электропередачи с использованием такелажного троса и тормозного устройсъва, включающий раскатку проводов под тя жением по раскаточным роликам, закрепленным на промежуточных опорах анкерного участка линии, о т л и ч а ю ш и и с я

reM, что, с цепью упрощении и удешевления монтажа проводов в процессе раскатки, на проводах последовательно монтируют дистанционные распорки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Авт. св. № 208784, кп. Н 02&1/00, 1968.

2. С. В. Гордон "Сооружение линий электропередачи", изд. "Энергия", М., стр. 350364, рис. 12 — 9.

3. Патент Франции ¹ 1572354, кп.

Н 02 &, 1969.

74 7З 72

72

78

Составитель К. Григорьев

Редактор А. Пейсочеико Техред О. Луговая Корректор Д. Мельниченко

Заказ 5037/592 Тираж 882 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскаа наб. д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ монтажа проводов воздушных линий электропередачи Способ монтажа проводов воздушных линий электропередачи Способ монтажа проводов воздушных линий электропередачи 

www.findpatent.ru

Монтаж проводов и другие работы

На воздушной линии электропередач провода в натянутом состоянии подвешиваются к опорам с помощью изоляторов на достаточной высоте от поверхности земли. Провода должны иметь достаточную проводимость для передачи электроэнергии, поэтому их изготовляют из цветных металлов, в основном из алюминия или его сплавов. Для надежной эксплуатации, во избежание механических повреждений, провода должны быть гибкими, прочными, стойкими против коррозии и в то же время не слишком тяжелыми по соображениям экономичности. Наилучшие конструкции и марки проводов определяют при проектировании каждой линии.

Монтаж проводов включает работы по подбору барабанов с проводом определенной длины и их расстановку по трассе, раскатку провода с барабанов и подъем раскатанных проводов на опоры, соединение проводов по мере раскатки, натягивание проводов с проектной стрелой их провеса, сборку гирлянд изоляторов с линейной арматурой, крепление изоляторов с арматурой и проводами к опорам, регулировку проводов в фазах, защиту от атмосферных перенапряжений и ударов молний.

Подготовка к монтажу. Бригаду электролинейщиков знакомят с проектом производства работ, проверяют знания и навыки, заранее определяют рабочие места. Бригада изучает продольный профиль трассы воздушной линии электропередач с ведомостью опор, перечень опор, которые должны быть усилены (расчалены) при одностороннем тяжении проводов, чертежи переходов проводов ВЛ через различные сооружения и препятствия, чертежи шлейфов (обводов проводов у опор), схемы установки гасителей вибрации и дистанционных распорок на проводах, чертежи транспозиции проводов (перекрещивания фаз для уменьшения вредных влияний на связь и др.), чертежи комплектования гирлянд изоляторов с линейной арматурой, технологические карты на монтаж проводов.

Всю трассу предстоящего монтажа линии осматривают на местности, передвигаясь пешком либо пользуясь теми видами транспорта, которыми предстоит осуществлять перевозки по трассе, с тем чтобы попутно проверить проходимость трассы и подъездных дорог. Определяют соответствие ширины расчищенной для монтажа проводов полосы вдоль трассы проекту производству работ. Обычно ширина полосы, очищенной от остатков строительных конструкций, древесины, камней и других предметов, могущих помешать раскатке проводов или работе транспорта, должна составлять для ВЛ 35-110 кВ 4-8 м, для ВЛ 220-330 кВ 10-15 м, для ВЛ 500 кВ 20-25 м.

Проверяют, выполнено ли переустройство (демонтаж, перенос) пересекаемых линий радиовещания и связи, а также воздушных линий электропередач, мешающих подъему монтируемых проводов. До начала работ по монтажу проводов должны быть закончены выверка и закрепление всех опор и планировка площадок вокруг них. Если сдача опор под монтаж не была сделана ранее, то в этот период оформляют документы по приемке опор. Составляют карту развозки барабанов с проводом указанной (на барабанах) длины, в которой отмечают места разгрузки. Проверяют комплектность и исправность механизмов, приспособлений, инструментов) средств внутрибригадной связи, материалов и оборудования.

www.stroitelstvo-new.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта