Eng Ru
Отправить письмо

В Волгограде выставка легендарного художника расскажет о радости жизни. Михаил яковлевич пышта


Энергия в камне : Люди света

Artists_Volzhskii_Kaskadl_38

Елена Чернышова

Елена Чернышова – фотограф документалист. Родилась в Москве в 1981 году. Окончила МАрхИ, кафедру промышленной архитектуры. Участвовала в велосипедной экспедиции …

Полвека назад была традиция: при строительстве крупных объектов 4% бюджета закладывали на создание произведений монументального искусства, органично продолжающих архитектурный ансамбль. Художники воплощали в росписи, мозаике, горельефе партийные идеи — масштабное строительство, освоение космоса, развитие энергетики. Герои композиций – простые рабочие, инженеры. Сменились эпоха, власти, а значимость труда этих людей все так же высока. Интересна и познавательна история создания знаменитых панно Волжской и Жигулёвской ГЭС.

— Мы были совсем ещё молодыми художниками, когда нас пригласили посоревноваться в создании эскизов, — вспоминает Михаил Яковлевич Пышта работу над панно «Энергия миру, труду, прогрессу», которое установлено на эстакаде Волжской ГЭС. — Мы робели перед привлеченными к участию в конкурсе московскими монументалистами. Комиссия одобрила эскиз моего друга и однокурсника Боско, но архитектор его идею не поддержал. Тогда было решено создать эскиз, используя мои предложения и композиционные группы моих однокурсников — Боско и Бароха.

Размер панно – 14 на 45 метров. Толщина – 40 см. Чтобы конструкция держалась, бетон заливался на арматурную сетку, а отделочные работы велись по рабице. Когда до сдачи оставалось всего три дня, начали убирать леса. И кто-то из авторов заметил, что мозаика одного участка панно набрана некрасиво, группу необходимо переделывать. Её дружно начали сбивать. Директор строительства ГЭС Александров в панике пригрозил подкатить пушку с раствором и залить всю работу бетоном, а о гонораре забыть, если в срок панно не будет готово. Комиссия должна прибыть во главе с Хрущёвым – огромная ответственность. Трое суток художники трудились практически без перерыва на отдых. На лесах были сооружены спальные места, здесь же обедали. «Благо осетрина и икра были прям под рукой», — смеется Михаил Пышта.В срок всё было готово. Хрущёв высоко оценил работу монументалистов, сказав, что такого произведения он ещё не видел. Художников щедро вознаградили, помимо гонорара они получили в подарок автомобили.

В 1969 году Михаил Пышта посвятил свой творческий путь Волгограду, став его главным архитектором. Произведения Пышты украшают Центральный рынок, офтальмологическую клинику, аэропорт, фасады домов.

На Жигулёвской ГЭС, второй по мощности в Волжско-Камском каскаде, место для панно выбрали в самом сердце станции — в машинном зале. Произведение называется «Энергия», его идея в том, что строительство крупных энергетических комплексов приравнивается к покорению космоса, а главные люди в работе ГЭС – дежурные инженеры станции (ДИСы).

На момент поступления заказа на создание этого панно, в 1975 году, выпускник Строгановского училища Вячеслав Дмитриевич Герасимов был уже автором нескольких монументальных произведений, украшающих многоэтажки в Ульяновске, Волжский автозавод, завод «Синтезкаучук» в Тольятти, «Бризол» в Новокуйбышеве.

Мощные вибрации от непрерывно работающих двадцати агрегатов не смутили художника и архитектора ГЭС. «Стенка была подходящая, гладкая, ровная, напротив центрального входа – то, что надо! — вспоминает Герасимов. — На лепку у нас ушло 13 тонн глины, а панно в завершенном варианте весит более 30 тонн».

Монтаж бетонных фрагментов производился машинными кранами. Размер панно – 9,5 на 13,5 метра. Затем наступил самый кропотливый, завершающий этап работы – оформление горельефа мозаикой. В качестве материала были выбраны кусочки гранита и мрамора. Материал собран из 40 рудников со всей страны. Мозаика кололась машиной для колки собственного изобретения и вручную молотками, а затем раскладывалась по оттенкам — всего их в панно 88. Особенность горельефа в его двойном объеме, созданном как самим рельефом, так и сочетаниями оттенков мозаики. Выкладкой занимались всего два человека – Вячеслав Герасимов и его помощник. Качество этой работы до сих пор поражает сотрудников ГЭС: панно и после 40 лет выглядит как новое.

  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • LiveJournal

ludi-sveta.ru

В Волгограде выставка легендарного художника расскажет о радости жизни

Выставка открывается 31 августа в 17.00 и наверняка привлечет большое внимание публики.

– Это, по сути, рассказ о счастливом человеке, которому удалось реализоваться в самых разных сферах, – говорит куратор экспозиции, искусствовед, замдиректора ВМИИ им И. И. Машкова Ольга Малкова. – Михаил Яковлевич Пышта долгое время был главным художником Волгограда (1971–1989), создал большие, украшавшие облик города панно и мозаики, у которых была разная, подчас весьма драматичная, судьба. Все помнят и живописный плафон в здании железнодорожного вокзала, и роспись в фойе ДК Профсоюзов, и мозаичные панно внутри центрального рынка, на фасаде здания турвокзала. Всего более 40 монументальных объектов в регионе и за его пределами.

Фронтовик, участник Великой Отечественной войны, молодой художник Михаил Пышта после окончания ленинградского «мухинского» училища приехал в Сталинград, которому посвящены его лучшие работы. «Весна в Сталинграде» – одна из таких картин, запечатлевших разрушенный, но возрождающийся город после Сталинградской битвы. Не случайно эта работа была приобретена Министерством культуры РСФСР и вскоре стала одним из первых экспонатов Волгоградского музея изобразительных искусств. Ее тоже можно увидеть на выставке.

В состав экспозиции вошли произведения станковой живописи, которые Михаил Пышта писал не по заказу, а для себя, выражая свое настроение, вкладывая в них свою душу и восприятие мира. Автор дарил их друзьям, оставлял у себя в мастерской, и сейчас они расскажут о радости и счастье жизни посетителям музейных залов. Щедрые, роскошные натюрморты, пронизанные любовью к человеку и родной земле портреты и пейзажи... Пышта любил работать на пленэре – огромная серия пленэрных этюдов пополнялась до последних дней художника, и в них видно его упоение красотой просторных степей, пойменных лесов, излучин Дона и широтой Волги. Пейзажи написаны и по впечатлениям многочисленных поездок по России и по миру (Крым, Кавказ, Сибирь, Франция, Румыния, Италия, Вьетнам).

– Именно в небольших по размерам станковых работах, представляемых сегодня, живопись Михаила Пышты звучит в полный голос, – продолжает Ольга Малкова. В них отражены самые прекрасные черты его сложной личности: способность восхищаться огромным миром, наслаждаться возможностями живописи. Военному поколению, к которому принадлежал художник, как никакому другому присуще это качество – дорожить каждой драгоценной секундой жизни.

Михаила Яковлевича Пышту можно назвать основателем художественной школы, ведь он преподавал живопись, руководил кафедрой рисунка, живописи и скульптуры в Волгоградском архитектурно-строительном институте. Последние двадцать лет его долгой жизни были беззаветно отданы его детищу – редкому в России отделению монументально- декоративного искусства. Он был счастлив и в своих учениках.

Выставка М. Я. Пышты «Радость жизни» будет работать с 31 августа по 8 октября в зале Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова на ул. им. Маршала Чуйкова, 37.

vpravda.ru

Панно - под охрану государства!

Поскольку дом по адресу ул. Большая Полянка, 60/2 в Москве, в данный момент нежилой и не охраняется государством, то вызывает большое опасение дальнейшая судьба панно «Мы строим коммунизм» на торце этого дома.

У этого панно есть автор и удивительная предыстория. Связана она с открытием Волжской ГЭС (1961), где это панно было создано участником Великой Отечественной войны, известным в городе художником-волгоградцем Михаилом Яковлевичем Пыштой (1926-2016).

И это знак окончательного восстановления героического Сталинграда, возвращения его к мирной жизни. Ну а для Москвы эта авторская художественная реплика - знак нашей связи со славным волжским городом. Три фигуры - это центральная часть большой композиции на эстакаде волжской плотины. В Москве панно было повторено в 1965-1967 году во время строительства тоннеля под Добрынинской площадью, поскольку голый торец дома № 60/2 выглядел весьма уныло и с помощью этого панно был оживлён. Само панно, и особенно типографика его девиза, - это возрождение через сорок лет актуального стиля 1920-х годов. Так что, в данном случае мы имеем дело не просто с агитационным плакатом, но с памятником целой эпохе. Спутник в руках у комсомольца - в знак первого десятилетия после запуска первого искусственного спутника Земли.

Его создали в 1961 году художники Николай Бароха, Юрий Боско, Александр Петров, Пётр Малков, Михаил Пышта и Дмитрий Панкратов. Сам Михаил Яковлевич Пышта вспоминал: «В то время заметная пафосность не считалась зазорной. Мы, видимо, угадали дух времени, не случайно три моих фигуры позже были повторены на торце одного из зданий в центре Москвы». По другой информации, автор фрагмента с тремя фигурами Николай Фёдорович Бароха. Панно «Запуск первого искусственного спутника Земли» — конкурсный проект Н.Ф. Бароха, выполненный в соавторстве с В.Н. Безруковым в 1958 году.Необходимо принять во внимание тот факт, что это панно не является памятником какой-либо идеологии, например, коммунизму, как наивно полагают некоторые. И для самого коммунизма это панно не имеет вообще никакого значения. Большинство людей давно уже не воспринимают его как агитплакат. Для людей это панно — всего лишь памятник одной из эпох нашей страны, ни одну из которых не выкинуть из истории России. Т.е. это память о советском периоде, в который большинство из нас родилось, о его окружающей городской среде, его эстетике, его стиле. Память о периоде, который навсегда остался в прошлом, но, кажется, что был ещё совсем недавно.Не так уж много у нас остаётся таких бытовых памятников. Для кого-то это повод поностальгировать и ничего плохого, вредного, в этом нет. Таким образом, панно не является памятником идеологии, это - памятник городской среде обитания прошедшей эпохи.

Мы, жители, общественность, отделения политических партий районов Якиманка и Замоскворечье, депутаты района Якиманка, Совет ветеранов района Якиманка требуем придать этому панно статус охраняемого государством памятника.

Демонтировав это панно, мы лишимся оригинальнейшего в своем роде артефакта. Раз уж само здание сохранено, то логичным будет сохранить его со всеми атрибутами той эпохи. И идеология тут не при чём, иначе пришлось бы сносить и ВДНХ, и закрашивать половину старых станций Московского метро. Для района Якиманка и для ЦАО это панно уже давно стало одной из визитных карточек, которые могут привлекать также и внимание туристов, в частности, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

ПОДПИСАТЬ

_______________про китайских туристов забыли написать(((( чем они хуже футбольных фанатов?))что же касается ВДНХ и всего остального, включая улицы, бульвары и проч. - так уже десоветизация там прошлась по полной

psДепутат Муниципального собрания района Якиманка Дмитрий Захаров обратился в Департамент культурного наследия. В ведомстве ответили, что панно «Мы строим коммунизм» объектом культурного наследия не является. А здание, на котором оно расположено, «отнесено к исторически ценным градоформирующим объектам». «Основания для принятия решения об отнесении к объектам культурного наследия панно у Департамента отсутствуют», — говорится в письме.

nashenasledie.livejournal.com

Ушел из жизни заслуженный художник России Михаил Яковлевич Пышта. Светлая память о нем сохранится в наших сердцах. - 23 Августа 2016

Ушел из жизни один из патриархов волгоградского искусства, живописец монументалист, заслуженный художник РСФСР Михаил Яковлевич Пышта.

Он прожил яркую, насыщенную жизнь, воплотился не только в произведениях, но и учениках, продолжателях семейной династии. Михаил Яковлевич родился в 1926 г., прошел через фронт, окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной как художник-монументалист. С 1956 г. он жил и работал в нашем городе, запечатлел его восстановление, красоту нашей земли, его людей.

Им создано множество произведений, хорошо знакомых каждому волгоградцу: росписи во ДК профсоюзов (1957), монументально-декоративная композиция на здании Волжской ГЭС им. XXII съезда КПСС “Энергия мира – труду и прогрессу” (в составе авторского коллектива, Волгоград, 1962), мозаики “Приглашение гостей”, “Труженики поймы” в здании Центрального рынка (Волгоград, 1973), декоративная решетка в Волгоградском цирке (1964), мозаичные рельефы туристического вокзала (Волгоград, 1975), мозаичное панно “Волгоград-город-герой” у здания туристического вокзала (Волгоград, 1984), роспись в здании учебного офтальмологического центра при Областной клинической больнице (Волгоград, 1971), мемориал “Героям Сталинграда – кавалерам трех орденов Славы” на аллее Героев (Волгоград, 1985).

Более 30 лет он преподавал в Архитектурно-строительном университете,  выучил несколько поколений архитекторов, дизайнеров, художников. Михаил Яковлевич был инициатором создания  и руководителем единственного ЮФО отделения монументально-декоративного искусства. На протяжении 15 лет был главным художником города.  Прирожденный колорист, М.Я.Пышта много и успешно работал  в станковой живописи.

В собрании ВМИИ есть восемь его полотен. Кажется, его талан был предназначен для того, чтобы запечатлевать жизнь праздничную, вольную, изобильную. Всем, кто знал его, он запомнился щедрым, открытым, неординарным человеком с недюжинным чувством юмора. Знаток живописных технологий секретов, любитель путешествий, обожатель сельской жизни, лирик и восторженный фантазер, а когда надо- жесткий лидер- его невозможно  втиснуть в общепринятые рамки. У него можно было разузнать то, что больше никто уже не помнит.  Невозможно представить, что Михаил Яковлевич больше не придет на открытие выставки и не затеет разговор о назначении живописи. Сама его личность представляла  неизменную необходимую часть культурного пространства, концентрированно выражающую жизненно важные ценности. Коллектив музея горюет месте с родными Михаила Яковлевича, выражает им соболезнования и будет помнить большого мастера, учителя и друга.

Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

Михаил Яковлевич Пышта

Михаил Яковлевич Пышта

Пышта 
Город-герой Волгоград. 
1987

ПыштаГород-герой Волгоград.1987

Пышта 
Царицын - форпост государства Московского.
1987

ПыштаЦарицын - форпост государства Московского.1987

Пышта
Тихий Дон. 
1993

zov.ucoz.net

ИАиС ВолГТУ - Открыта выставка работ заслуженного художника РСФСР, профессора М.Я. Пышты

01.09.2017

В выставочном зале музея ИЗО имени Ильи Машкова на Чуйкова, 37 открыта выставка «Радость жизни», приуроченная к 90-летию легендарного волгоградского живописца, монументалиста, профессора, заслуженного художника РСФСР Михаила Яковлевича Пышты.

Это выставка о счастливом человеке, реализовавшимся в различных сферах. Он был главным художником Волгограда в 1971-1989 гг., создал более 40 монументальных объектов в нашей области и за ее пределами. Среди самых известных работ – живописный плафон в здании железнодорожного вокзала, роспись в фойе Дворца культуры профсоюзов, мозаичное панно на здании туристического вокзала и в здании центрального рынка. Михаил Яковлевич вошел в плеяду мастеров, возродивших после войны Сталинградский Союз художников. В 1956 г. молодым выпускником ленинградского мухинского училища, имея за плечами фронтовой опыт, он приехал в Сталинград. Ему принадлежит одна из лучших живописных работ, запечатлевших наш город сразу после окончания войны - «Весна в Сталинграде». Она была приобретена Министерством культуры РСФСР и вскоре стала одним из первых экспонатов Волгоградского музея изобразительных искусств.

М.Я. Пышта был человек мощного общественного темперамента, он участник более 50 региональных, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в собраниях Волгограда и Волгоградской области, Италии, Финляндии, Германии.

Большую часть жизни Михаил Яковлевич преподавал живопись, руководил кафедрой рисунка, живописи и скульптуры в «Горхозе». Последние 20 лет жизни практически целиком были отданы его новому детищу – редкому в масштабе всей страны отделению монументально-декоративного искусства, готовившего художников-монументалистов на кафедре ДиМДИ нашего вуза. И здесь профессор М.Я. Пышта был счастлив в своих учениках, они его помнят – вечно деятельного, очень доброго, щедрого, немного лукавого, умеющего вдохновить и утешить. Михаил Яковлевич был счастлив в своей творческой семье, его жена, Алина Лукинична, живописец, почти полвека служила реставратором в музее изобразительных искусств. Дети Тарас и Екатерина – известные художники, внук Михаил – дизайнер.

Год назад Михаил Яковлевич ушел из жизни, но мы все помним нашего коллегу, всегда куда-то спешащего, с новыми идеями и планами, наделенного неповторимым чувством юмора, готового каждого обнять и поделиться новостями.

Приглашаем всех посетить эту уникальную выставку, которая будет работать до 8 октября.

Информационный музейно-выставочный центр «ИАС ЖКХ»

vgasu.ru

Фотопроект «Люди света» - Энергия в камне - ZAVODFOTO.RU

Полвека назад была традиция: при строительстве крупных объектов 4% бюджета закладывали на создание произведений монументального искусства, органично продолжающих архитектурный ансамбль. Художники воплощали в росписи, мозаике, горельефе партийные идеи — масштабное строительство, освоение космоса, развитие энергетики. Герои композиций – простые рабочие, инженеры. Сменились эпоха, власти, а значимость труда этих людей все так же высока. Интересна и познавательна история создания знаменитых панно Волжской и Жигулёвской ГЭС.

— Мы были совсем ещё молодыми художниками, когда нас пригласили посоревноваться в создании эскизов, — вспоминает Михаил Яковлевич Пышта работу над панно «Энергия миру, труду, прогрессу», которое установлено на эстакаде Волжской ГЭС. — Мы робели перед привлеченными к участию в конкурсе московскими монументалистами. Комиссия одобрила эскиз моего друга и однокурсника Боско, но архитектор его идею не поддержал. Тогда было решено создать эскиз, используя мои предложения и композиционные группы моих однокурсников — Боско и Бароха.

Размер панно – 14 на 45 метров. Толщина – 40 см. Чтобы конструкция держалась, бетон заливался на арматурную сетку, а отделочные работы велись по рабице. Когда до сдачи оставалось всего три дня, начали убирать леса. И кто-то из авторов заметил, что мозаика одного участка панно набрана некрасиво, группу необходимо переделывать. Её дружно начали сбивать. Директор строительства ГЭС Александров в панике пригрозил подкатить пушку с раствором и залить всю работу бетоном, а о гонораре забыть, если в срок панно не будет готово. Комиссия должна прибыть во главе с Хрущёвым – огромная ответственность. Трое суток художники трудились практически без перерыва на отдых. На лесах были сооружены спальные места, здесь же обедали. «Благо осетрина и икра были прям под рукой», — смеется Михаил Пышта.В срок всё было готово. Хрущёв высоко оценил работу монументалистов, сказав, что такого произведения он ещё не видел. Художников щедро вознаградили, помимо гонорара они получили в подарок автомобили.

В 1969 году Михаил Пышта посвятил свой творческий путь Волгограду, став его главным архитектором. Произведения Пышты украшают Центральный рынок, офтальмологическую клинику, аэропорт, фасады домов.

На Жигулёвской ГЭС, второй по мощности в Волжско-Камском каскаде, место для панно выбрали в самом сердце станции — в машинном зале. Произведение называется «Энергия», его идея в том, что строительство крупных энергетических комплексов приравнивается к покорению космоса, а главные люди в работе ГЭС – дежурные инженеры станции (ДИСы).

На момент поступления заказа на создание этого панно, в 1975 году, выпускник Строгановского училища Вячеслав Дмитриевич Герасимов был уже автором нескольких монументальных произведений, украшающих многоэтажки в Ульяновске, Волжский автозавод, завод «Синтезкаучук» в Тольятти, «Бризол» в Новокуйбышеве.

Мощные вибрации от непрерывно работающих двадцати агрегатов не смутили художника и архитектора ГЭС. «Стенка была подходящая, гладкая, ровная, напротив центрального входа – то, что надо! — вспоминает Герасимов. — На лепку у нас ушло 13 тонн глины, а панно в завершенном варианте весит более 30 тонн».

Монтаж бетонных фрагментов производился машинными кранами. Размер панно – 9,5 на 13,5 метра. Затем наступил самый кропотливый, завершающий этап работы – оформление горельефа мозаикой. В качестве материала были выбраны кусочки гранита и мрамора. Материал собран из 40 рудников со всей страны. Мозаика кололась машиной для колки собственного изобретения и вручную молотками, а затем раскладывалась по оттенкам — всего их в панно 88. Особенность горельефа в его двойном объеме, созданном как самим рельефом, так и сочетаниями оттенков мозаики. Выкладкой занимались всего два человека – Вячеслав Герасимов и его помощник. Качество этой работы до сих пор поражает сотрудников ГЭС: панно и после 40 лет выглядит как новое.

Источник Фотопроект «Люди света», посвященный десятилетию компании ОАО «РусГидро», рассказывает о самых интересных событиях, историях, а главное людях компании, приносящих своим трудом всем нам СВЕТ. Лучшие отечественные фотожурналисты отправлялись в разные концы России, от Камчатки до Северного Кавказа, чтобы мы смогли увидеть лица этих людей, узнать об их жизни и труде.

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь:

  icon_16.png    

zavodfoto.livejournal.com

Откуда на волгоградских фресках взялись египетские пирамиды — Новости Волгограда и Волгоградской области

Умели же раньше украшать здания: витражи, фрески, мозаика. Все это сейчас не используется и почти забыто. А жаль. В нашем городе есть два образца флорентийской мозаики из мрамора и самоцветов. Они находятся в Доме культуры профсоюзов. А еще там есть фрески с пирамидами и сфинксом. Вот так!

 

 

Профиль Ленина остался в одиночестве

 

Дворец культуры профсоюзов, или Дом труда, как его называли раньше, был построен в 1957 году. И эта дата внесла в его жизнь много корректив. Во-первых, на фасаде здания изображен гордый профиль Ильича в одиночестве. Рядом с ним должен был быть аналогичный профиль Сталина, но началась «десталинизация» и генералиссимуса было решено убрать (точно так же имя вождя исчезло из полного названия Волго-Донского канала, который получил имя Ленина). Товарищ Ульянов поселился и внутри Дома труда на части фресок и мозаике. Их можно увидеть, поднявшись на второй этаж.

 

Сюжет высоченного огромного триптиха фресок: волгоградский вокзал, он точно опознается, от которого идет индианка в сари, афроамериканец в ослепительном костюме общается с ребенком, китайскому гостю мальчик показывает трактор, и все это напоено жарким степным солнцем. На потолке Октябрьская революция, а рядом – победа африканского народа над американской армией: сфинкс, пирамиды, египтянка с ребенком за плечами, солдат попирает бочку с надписью USA ногами. Откуда эта геополитика в нашем городе, совершенно не ясно.

 

Дочь на фреску

 

– В 1957 году в Москве проходил крупнейший Всемирный фестиваль молодежи, – рассказывает один из авторов фресок, Михаил Яковлевич Пышта, член Союза художников РФ, засл. художник РФ. – И по замыслу архитектора мы должны были изобразить, как все гости спешат в отстроенный Волгоград. Хотя в действительности они сюда не приезжали. Три месяца у нас заняла работа над эскизом, а роспись – три года.

 

Еще одним автором работы стал художник Николай Бароха. «Папа в детстве рассказывал, что женщина с коляской на триптихе – это мама и я", – рассказывает его дочь, Ирина Бароха.

 

Фреска делается следующим образом: сначала рельеф стены, который органично вписывается в композицию, покрывается известью, а уже по нему художник пишет красками, между ними происходит химическая реакция, и образуется тонкий и прочный слой на века.

 

Уже после Михаил Пышта реставрировал плафон в зале ожидания на ж/д вокзале – партия велела убрать оттуда генералиссимуса. Для этого фреску пришлось отбить, потом снова выровнять и нанести новую идеологически «верную» роспись.

 

Партийная роспись

 

– В Волгограде всего три места, где есть фрески: плафон железнодорожного вокзала в зале ожидания, НЭТ и Дом труда, – рассказывает искусствовед Лидия Ишкова. – Потом никто никогда ничего подобного не делал в нашем городе. Конечно, это идеологические сюжеты, но выполненные в тьепловской (итальянской) традиции со светом и глубиной пространства. Росписи Николая Барохи выкрашены в яркие оптимистичные тона и окрашены светлым романтическим чувством. Сейчас традиция утрачена, за исключением редких образцов в храмах.

 

Но еще большей редкостью для нашего города является флорентийская мозаика. Делается она сложно и дорого. Из камня (мрамора, полудрагоценных камней разного цвета) вытачиваются элементы и тщательно подгоняются друг к другу. В Волгоградском планетарии есть портрет Сталина, выполненный в этой технике, а также во Дворце культуры профсоюзов: товарищ Ульянов и строительство Волго-Донского судоходного канала. Автор этих шедевров неизвестен. Лишь вспомнили, что мозаика была сделана через несколько лет после фресок.

 

В 90-е годы все это закрыли баннерами и рекламой, и на белый свет они вернулись относительно недавно. Когда-то это место потрясало великолепием и пышностью, а сейчас – лишь грустью и бедностью.

 

– Денег на ремонт нет, – рассказывает директор здания. – Жаль, что город никак не обратит внимание на свои раритеты.

 

Знаменитая мозаика Пышты на Центральном рынке уцелела чудом. А ведь для ее создания девочки с керамического завода ночами подбирали нужный цвет. Потом к нему приезжали учиться мастера из Японии, Польши и Швеции. А мы все это не бережем и теряем.

 

Наталия Епифанова

vv-34.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта