Китай, РФ и Иран потеряли интерес к Венесуэле. Венесуэла и китайВенесуэльский кризис, какие ставки у Китая и России? | Политика | ИноСМИ8 августа представители 17-ти стран Латинской Америки встретились в Перу после состоявшихся в Венесуэле выборов в Конституционную ассамблею. Большинство из них осудили крах демократического строя и предприняли ряд шагов против правительства Мадуро. Таким образом, единогласное сопротивление только усилило изоляцию Венесуэлы внутри Латинской Америки. Неизбежное влияние Китая и России Однако Мадуро не отступает. Он твердо придерживается институционализации диктатуры. Россия и Китай оказывают его правительству весьма ощутимую поддержку. Какова роль Китая и России в венесуэльском кризисе? Каковы их геостратегические цели? В своем официальном сообщении Китай заявил, что выборы в Конституционную ассамблею прошли на законных основаниях, и призвал другие страны воздержаться от вмешательства во внутренние дела Венесуэлы. Примечательно, что Китай несколько раз упоминает о важности стабильности в стране, которая вызывает основные опасения Китая. Вопрос нефти и денег С 2014 года Китай выделил Венесуэле почти 30 миллиардов долларов. Условия сделки были не совсем прозрачны и Национальная ассамблея их не одобрила. Возврат долга должен осуществляться за счет поставок нефти. Это очень рискованная затея, так как после обрушения цен на нефть в 2016 году расходы на обслуживание долга резко выросли. В то же время добыча нефти сильно падает. С момента выборов Чавеса ее добыча сократилась до одного миллиона баррелей в сутки. Объем нефти, поставляемой Венесуэлой в Китай снизился до 4,5 миллиардов баррелей в 2016 году, по сравнению с 12,5 миллиардов. в 2013. Страна больше не в состоянии поставлять в Китай нефть в достаточном объеме, чтобы выполнить свои долговые обязательства. В Венесуэле все еще бушует кризис и перед Китаем стоит сложная дилемма. Китай — финансовая дипломатия и планетарное влияние Экспансия Китая во всем мире основана на его финансовой политике больших займов, которые он предоставляет странам, представляющим стратегический интерес. Права человека, защита окружающей среды, коррупция — Китаю нет до этого никакого дела. Он предоставляет займы без каких либо условий. Китай совершенно не заботит реальная платежеспособность стран, которые получают от него «помощь». На самом деле, Китай одержим расширением своего рынка, обеспечением доступа к сырьевым ресурсам и политическим влиянием для поддержки своих геостратегических интересов в мире. Латинская Америка для Китая является стратегическим приоритетом. Китайские банки развития выделили странам Латинской Америки 30 миллиардов долларов в 2015 году, больше чем Всемирный банк и Межамериканский банк развития вместе взятые. В 2015 году Китай посетили президенты всех латиноамериканских стран, и Си Цзиньпин пообещал вложить в регион 250миллиардов долларов в течение 10 лет. Бразилия является стратегическим партнером Китая в рамках БРИКС, в которую входят Китай и Россия. Чили, Перу, Боливия и Венесуэла стали членами Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, возглавляемого Китаем. Растущая интеграция между Китаем и Латинской Америкой ведет к снижению исторического доминирования США в регионе. Доктрина Монро потихоньку отправляется в архив. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай намерен инвестировать 5 триллиардов долларов посредством кредитов и строительства инфраструктуры в такие автрократичные и сомнительные страны как Пакистан, Шри-Ланка и другие. За счет использования политики неограниченного кредитования и массового строительства инфраструктуры, Китай усиливает свою глобальную власть, чтобы осуществить мечту о восстановлении «Срединной империи». Но готов ли Китай потерять миллиарды долларов вследствие своей авантюрной финансовой дипломатии? Китайская дилемма El Pais15.02.2017The National Interest08.06.2017Rebelion16.08.2017El Nuevo Herald25.04.2016La Jornada18.07.2017В течение многих лет Китай поддерживал финансовые злоупотребления безответственного и коррумпированного правительства Венесуэлы. Момент истины наступил. Запасы иностранной валюты страны составляют не более чем 10,5 миллиардов, в то время как долг по платежам достиг 7,2 миллиардов. Страна может быстро исчерпать наличные деньги. Китай всегда поощрял право развивающихся стран на долги, при условии, что кредиты были выданы западными странами. Но когда речь идет о его собственных займах, согласится ли Китай на это право? В этом нет абсолютно никакой уверенности. Если он откажется от части или от всего гигантского долга Венесуэлы он рискует спровоцировать эффект домино в его массовой и безответственной политике кредитования в автократичных странах. Просьбы о пересмотрах сроков и условий погашения долгов посыплются со всех сторон. Китай может столкнуться со значительными и вполне заслуженными дипломатическими и финансовыми последствиями. Китай нуждается в политической стабильности Венесуэлы. Какие у него есть варианты? Китай и венесуэльский кризис Маловероятно, что Китай ввяжется в конфликт. Геостратегический интерес Китая, состоящий в расширении его влияния на всю Латинскую Америку, мешает ему сделать однозначный выбор в пользу клана Мадуро. Представители венесуэльской оппозиции уже заявили, что все китайские займы это пшик, из-за отсутствия полной прозрачности и одобрения Национальной ассамблеи. Если в Венесуэле произойдет смена режима, Китай попытается найти компромисс, предполагающий, однако, полное погашение долга. Также не исключено, что китайские представители уже подготовили лидеров оппозиции к такому повороту событий.
Не исключено, что Китай пытается повлиять на некоторые страны Латинской Америки, с которыми у него сложилось тесное экономическое и финансовое сотрудничество, такие как Бразилия, Чили и Перу, чтобы обсудить возможный компромисс, не свергая при этом действующую власть. Однако, поддержка Лимской декларации немыслима. Китайская модель несовместима с возвращением демократии. inosmi.ru Венесуэла: влияние Китая и России8 августа представители 17-ти стран Латинской Америки встретились в Перу после состоявшихся в Венесуэле выборов в Конституционную ассамблею. Большинство из них осудили крах демократического строя и предприняли ряд шагов против правительства Мадуро. Таким образом, единогласное сопротивление только усилило изоляцию Венесуэлы внутри Латинской Америки. Неизбежное влияние Китая и России Однако Мадуро не отступает. Он твердо придерживается институционализации диктатуры. Россия и Китай оказывают его правительству весьма ощутимую поддержку. Какова роль Китая и России в венесуэльском кризисе? Каковы их геостратегические цели? В своем официальном сообщении Китай заявил, что выборы в Конституционную ассамблею прошли на законных основаниях, и призвал другие страны воздержаться от вмешательства во внутренние дела Венесуэлы. Примечательно, что Китай несколько раз упоминает о важности стабильности в стране, которая вызывает основные опасения Китая. Вопрос нефти и денег С 2014 года Китай выделил Венесуэле почти 30 миллиардов долларов. Условия сделки были не совсем прозрачны и Национальная ассамблея их не одобрила. Возврат долга должен осуществляться за счет поставок нефти. Это очень рискованная затея, так как после обрушения цен на нефть в 2016 году расходы на обслуживание долга резко выросли. В то же время добыча нефти сильно падает. С момента выборов Чавеса ее добыча сократилась до одного миллиона баррелей в сутки. Объем нефти, поставляемой Венесуэлой в Китай снизился до 4,5 миллиардов баррелей в 2016 году, по сравнению с 12,5 миллиардов. в 2013. Страна больше не в состоянии поставлять в Китай нефть в достаточном объеме, чтобы выполнить свои долговые обязательства. В Венесуэле все еще бушует кризис и перед Китаем стоит сложная дилемма. Китай — финансовая дипломатия и планетарное влияние Экспансия Китая во всем мире основана на его финансовой политике больших займов, которые он предоставляет странам, представляющим стратегический интерес. Права человека, защита окружающей среды, коррупция — Китаю нет до этого никакого дела. Он предоставляет займы без каких либо условий. Китай совершенно не заботит реальная платежеспособность стран, которые получают от него «помощь». На самом деле, Китай одержим расширением своего рынка, обеспечением доступа к сырьевым ресурсам и политическим влиянием для поддержки своих геостратегических интересов в мире. Латинская Америка для Китая является стратегическим приоритетом. Китайские банки развития выделили странам Латинской Америки 30 миллиардов долларов в 2015 году, больше чем Всемирный банк и Межамериканский банк развития вместе взятые. В 2015 году Китай посетили президенты всех латиноамериканских стран, и Си Цзиньпин пообещал вложить в регион 250миллиардов долларов в течение 10 лет. Бразилия является стратегическим партнером Китая в рамках БРИКС, в которую входят Китай и Россия. Чили, Перу, Боливия и Венесуэла стали членами Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, возглавляемого Китаем. Растущая интеграция между Китаем и Латинской Америкой ведет к снижению исторического доминирования США в регионе. Доктрина Монро потихоньку отправляется в архив. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай намерен инвестировать 5 триллиардов долларов посредством кредитов и строительства инфраструктуры в такие автрократичные и сомнительные страны как Пакистан, Шри-Ланка и другие. За счет использования политики неограниченного кредитования и массового строительства инфраструктуры, Китай усиливает свою глобальную власть, чтобы осуществить мечту о восстановлении «Срединной империи». Но готов ли Китай потерять миллиарды долларов вследствие своей авантюрной финансовой дипломатии? Китайская дилемма В течение многих лет Китай поддерживал финансовые злоупотребления безответственного и коррумпированного правительства Венесуэлы. Момент истины наступил. Запасы иностранной валюты страны составляют не более чем 10,5 миллиардов, в то время как долг по платежам достиг 7,2 миллиардов. Страна может быстро исчерпать наличные деньги. Китай всегда поощрял право развивающихся стран на долги, при условии, что кредиты были выданы западными странами. Но когда речь идет о его собственных займах, согласится ли Китай на это право? В этом нет абсолютно никакой уверенности. Если он откажется от части или от всего гигантского долга Венесуэлы он рискует спровоцировать эффект домино в его массовой и безответственной политике кредитования в автократичных странах. Просьбы о пересмотрах сроков и условий погашения долгов посыплются со всех сторон. Китай может столкнуться со значительными и вполне заслуженными дипломатическими и финансовыми последствиями. Китай нуждается в политической стабильности Венесуэлы. Какие у него есть варианты? Китай и венесуэльский кризис Маловероятно, что Китай ввяжется в конфликт. Геостратегический интерес Китая, состоящий в расширении его влияния на всю Латинскую Америку, мешает ему сделать однозначный выбор в пользу клана Мадуро. Представители венесуэльской оппозиции уже заявили, что все китайские займы это пшик, из-за отсутствия полной прозрачности и одобрения Национальной ассамблеи. Если в Венесуэле произойдет смена режима, Китай попытается найти компромисс, предполагающий, однако, полное погашение долга. Также не исключено, что китайские представители уже подготовили лидеров оппозиции к такому повороту событий. Не исключено, что Китай пытается повлиять на некоторые страны Латинской Америки, с которыми у него сложилось тесное экономическое и финансовое сотрудничество, такие как Бразилия, Чили и Перу, чтобы обсудить возможный компромисс, не свергая при этом действующую власть. Однако, поддержка Лимской декларации немыслима. Китайская модель несовместима с возвращением демократии. www.inosmi.info нефть, оружие, социальные программы » Военное обозрениеКогда в Боливарианской Республике Венесуэла в феврале 1999 года к власти пришел Уго Чавес, годовой объем товарооборота этой южноамериканской страны с КНР составлял меньше 200 млн. долларов. Спустя десятилетие Китай вошёл в тройку важнейших для Венесуэлы торговых партнеров. Первое место - у США, в 2010 году экспорт из Венесуэлы в Штаты составил почти 65 млрд. долларов. В июне 2011 года в столице Венесуэлы - Каракасе - была успешно проведена третья по счету венесуэльско-китайская торгово-промышленная выставка, на которой отмечали, что объем торговли между двумя странами увеличился в 2010 году на 42%, составив 10,2 млрд. долларов.В ноябре 2007 года Китай и Венесуэла создали Совместный инвестиционный фонд, куда вложили 6 млрд. долларов, он учреждён для развития двустороннего экономического сотрудничества. Как обещал Уго Чавес, фонд будет обновляться каждые три года. Этот инвестфонд позволит придать большой импульс стратегическому сотрудничеству с Китаем, строить совместные предприятия, подчеркнул венесуэльский президент. Банк развития Китая (БРК) внёс в фонд 4 млрд. долларов, Фонд национального развития Венесуэлы – 2 млрд. долларов. В 2008 году венесуэльский лидер совершил визит в КНР, по итогам которого для обеспечения растущего экспорта венесуэльской нефти был подписан контракт на покупку совместным венесуэльско-китайским судоходным предприятием 4-х танкеров. Также заключено соглашение о проработке проекта создания нефтеперерабатывающего завода в нефтеносном поясе реки Ориноко для переработки тяжелой нефти, которая предназначена для экспорта в Китай. В это же время для нужд государственной нефтегазовой компании «Петролеос де Венесуэла» у китайцев было закуплено 12 буровых установок. В ходе визита в Китай Уго Чавес опять озвучил желание своей страны увеличить вывоз нефти до 1 млн. баррелей в сутки в период до 2012 года. Тогда же был поднят вопрос о создании в китайской провинции Гуандун предприятия для переработки 400 тыс. баррелей венесуэльской нефти в сутки. Комментируя итоги визита венесуэльского лидера, официальный представитель китайского МИД КНР Цзян Юй заметила, что сотрудничество двух держав строится исключительно на обоюдной экономической пользе, оно лишено какой-либо идеологической основы. Китайская Народная Республика заинтересована в развитии отношений со всеми государствами южноамериканского континента. Давая ответ на вопрос о возможности «совместного противостояния» США, дипломат сказала, что отношения двух стран «не направлены против других стран». В 2009 году продуктивность двусторонних отношений стала ещё больше. В феврале этого года по итогам рабочей поездки заместителя председателя Китая Си Цзиньпина в Венесуэлу было утверждено сразу 12 соглашений о дальнейшем развитии экономического сотрудничества двух государств. В их числе было соглашение об увеличении капитала Совместного инвестфонда до 12 млрд. долларов, т. е. объём удвоили. При этом появилось сообщение, что задолженность Каракаса перед китайской стороной будет погашена за счет продажи Китаю нефти. Чавес, известный своими популистскими и громкими заявлениями, сообщил, что страна «готова снабжать Китай нефтью в течение 200 лет». В апреле 2009 года при встрече с Уго Чавесом в Пекине председатель КНР Ху Цзиньтао назвал его большим и давним другом Китая. Он отметил, что 6-й визит лидера Венесуэлы убедительно говорят о том, что отношения двух стран «развиваются с хорошей динамикой». В свою очередь, Чавес сообщил, что мировой кризис показывает, что «мировой центр тяжести переместился в Пекин» и КНР уже играет и будет играть «первостепенную, в высшей степени позитивную для всего мира роль». Союз Китая и Латинской Америки, по его мнению, «крайне необходим». Через месяц после этого визита государственные компании «Петрочайна» и «Петролеос де Венесуэла» подписали в столице Китая договор о создании совместного предприятия (СП) по разработке и использованию венесуэльских нефтяных месторождений. Крупнейшая нефтяная корпорация КНР получила в СП 40% акций. Одновременно, по сообщению агентства Синьхуа, были учреждены СП по строительству нефтеперерабатывающих предприятий в провинции Кантон и транспортировке венесуэльской нефти в Китайскую Народную Республику. В сентябре 2009 года венесуэльский министр энергетики и нефти Рафаэль Рамирес информировал о принятии соглашения, по которому Китай в течение 3 лет вложит в нефтедобычу в бассейне реки Ориноко 16 млрд. долларов. В декабре 2009 года по итогам 8-го заседания межправительственной комиссии в столице Венесуэлы было подписано 29 соглашений о расширении сотрудничества двух стран в энергетике, горнорудной промышленности, сельском хозяйстве и в сфере технологий. Как сообщила газета «Жэньминь жибао», в этом заседании приняли участие почти 300 глав ведомств и предприятий Венесуэлы и КНР. Венесуэльская государственная нефтегазовая корпорация и национальная нефтяная компания КНР утвердили контракт о совместной разработке блоков «Хунин-8» и «Бояка-3» нефтеносного пояса Ориноко. Комментируя эти события, Уго Чавес сказал, что расширение сотрудничества с КНР является частью стратегического курса Каракаса на сокращение традиционной зависимости страны от американского нефтяного рынка. В последние годы, по мере развития отношений с КНР, Каракас сократил экспорт нефти в США с 1,5 до 1 млн. баррелей в сутки. Пояс тяжелой нефти реки Ориноко.2010 год В апреле 2010 года Уго Чавес сообщил новость о получении китайского кредита в 20 млрд. долларов сроком на 10 лет (позже появилось сообщение, что половина кредита в юанях, так КНР и Венесуэла стараются уменьшить зависимость от долларовой системы). Он уточнил, что этот кредит не связан с Совместным инвестфондом, который получает отдельное финансирование. По его словам, Венесуэла помогает Китаю в обеспечении энергетической безопасности. Спустя некоторое время венесуэльский министр энергетики и нефти Рафаэль Рамирес рассказал, что в счет оплаты китайского кредита Каракас поставляет китайцам 200 тыс. баррелей «чёрного золота» в сутки. В рамках договора о выделении 20 млрд. кредита Китайская национальная акционерная нефтегазовая корпорация подписала с Каракасом соглашение о совместной разработке месторождения тяжелой нефти «Хунин-4». По информации газеты «Жэньминь жибао», этот договор предусматривает создание СП, которое за 25 лет должно добыть 2,9 млрд. баррелей тяжелой нефти в бассейне Ориноко. Этот контракт – гарантия Китаю в погашении кредита. В июне 2010 года венесуэльский министр торговли Ричард Канар сообщил, что за 11 лет нахождения у власти Чавеса с китайцами было подписано более трёхсот торговых соглашений. Говоря о 20-миллиардном кредите, он сказал, что эти деньги будут направлены в основном на промышленное развитие государства благодаря передаче венесуэльской стороне китайских технологий. Кроме того, деньги пойдут на приобретение продовольствия, их направляют самым нуждающимся группам населения. Это один из популистских шагов Чавеса, метод завоевания сердец простого населения. По словам министра, Каракас старается избегать посредников, устанавливая прямые отношения с китайскими компаниями и фирмами. Девятое заседание межправительственной комиссии двух стран прошло в декабре 2010 года в столице Китая. Вице-премьер Госсовета КНР Ли Кэцян сообщил, приветствуя делегацию Венесуэлы, что китайский и венесуэльский народы связывают глубокие традиционно дружественные отношения, особенно с 2001 года, когда две страны установили отношения стратегического партнерства. Венесуэла, продолжил Ли Кэцян, стала важным инвестиционным и торговым партнером Китая в Латинской Америке. В связи с этим выступлением китайское издание «Жэньмин жибао» сообщило, что по итогам 2009 года Каракас занял пятую позицию в списке главных торговых партнеров КНР в Латинской Америке (на первом месте стоит Бразилия). 2011 год В марте 2011 года представители венесуэльской государственной нефтегазовой компании и китайского холдинга «СИТИК групп» подписали документ о взаимопонимании в реализации совместных проектов в нефтяной отрасли и о создании совместной корпорации для разработки месторождений углеводородов в Венесуэле. «Это документ о рождении гигантской смешанной корпорации», – сказал Уго Чавес на торжественной церемонии. Соглашения о сотрудничестве с «СИТИК групп» предусматривают добычу легкой и тяжелой нефти на уже действующих месторождениях на востоке государства в объеме 50 тыс. баррелей в сутки, а также разработку месторождения тяжелой и сверхтяжёлой нефти в бассейне Ориноко. При этом считается, что китайская корпорация должна оказать содействие в обеспечении финансирования совместного проекта. Кроме того, было подписано соглашение об увеличении уже ведущегося компанией «СИТИК групп» жилищного строительства до 40 тыс. квартир в течение двух лет. А вообще в планы венесуэльского правительства входит возведение 2 млн. жилищ. По словам Чавеса, китайская корпорация может в течение 7 лет построить жилья на 500 тыс. квартир. Китайская компания должна провести переоценку действующих мощностей по производству стройматериалов, чтобы повысить их производительность. Китайцы и венесуэльские власти планируют и сооружение новых домостроительных предприятий. Также в Венесуэле разработан план по развитию железных дорог, он рассчитан на капиталовложения в размере 22 млрд. долларов на время до 2030 года. По сообщению президента Государственного института железнодорожного транспорта Франклина Переса, китайские и итальянские фирмы за два десятилетия должны построить более 13 тыс. км железных дорог. В настоящее время китайская железнодорожно-инженерная компания и кубинско-венесуэльское предприятие «Ферровиариа Латиноамерикана» строят железнодорожные пути на северо-востоке и в центральной части государства. Всего эти компании должны проложить около 1 тыс. км железных дорог. В мае венесуэльцы подписали контракт о покупке и запуске в космос второго китайского спутника, который назвали VRSS-1. Он обойдется Каракасу в 140 млн. долларов. С его помощью венесуэльские специалисты смогут вести круглосуточный мониторинг национальной территории. Первый китайский спутник, заказанный Венесуэлой в КНР, получил название «Симон Боливар». Его вывели на орбиту в октябре 2008 года. Назначение спутника – телекоммуникационная поддержка ряда нескольких социальных проектов. В августе в Пекине подписан договор о создании СП, которое построит в Китае нефтеперерабатывающий завод «Нанхай». Соглашение подписано в рамках документа от 2007 года о переработке 800 тыс. баррелей венесуэльской тяжелой и сверхтяжелой нефти в сутки на 3-х новых заводах в КНР. То есть, после «Нанхая» в Китае построят еще два завода по переработке тяжелой нефти из Венесуэлы. Мощности предприятия «Нанхай» позволят перерабатывать 400 тыс. баррелей нефти в сутки. Капитал венесуэльской стороны в СП составил 40%. Есть информация, что при помощи КНР в Венесуэле в настоящее время возводится более 130 объектов за счёт капиталовложений из Совместного инвестиционного фонда. По сообщению венесуэльского министр торговли Эдме Бетанкурт, в инвестфонд от Китая поступили три кредита по 4 млрд. долларов каждый, первый из них уже возвращён Каракасом, а выплата второго кредита будет завершена в начале 2012 года. В этом году в Венесуэле начали продавать электробытовые товары, сделанные в Китае по сниженным ценам для малоимущих слоёв населения. Как сообщил венесуэльский президент, выступая на презентации общенациональной программы, которая получила название «Мой хорошо оборудованный дом», цена на них будет почти на 50% ниже рыночных, по сравнению с ценами "капиталистического рынка". Всего должны продать 3 млн. единиц китайской электробытовой техники – газовых плит, холодильников, телевизоров, кондиционеров и т. д. Кроме того, в стране построят китайское предприятие с мощностью производства в 800 тыс. электробытовых товаров ежегодно. В этом году на китайско-венесуэльских СП начали выпуск «народных» (их цена в долларовом исчислении колеблется от 30 до 60 долларов) мобильных телефонов. Венесуэла и Китай развивают туристическую сферу. По мнению венесуэльского министра по делам туризма Алехандро Флеминга, Китай через 5-10 лет станет для Венесуэлы основным поставщиком туристов. Ждут в стране туристов и из России. Военное сотрудничество Видимо, желая не портить отношения с США, Пекин не особенно развивает военно-техническое сотрудничество с Каракасом. В этом плане Россия более успешна. Китайское руководство как бы намекает – вы не будете вооружать Тайвань, мы ограничим возможные военные связи с Венесуэлой. Но несколько контрактов были заключены. - В 2008 году Каракас купил у КНР 18 учебно-боевых самолетов K-8W «Каракорум». Они поступили на вооружение страны в 2010 году. Было закуплено и наземное оборудование для обслуживания самолётов. Двухместные самолеты УБС K-8W способны развивать скорость до 800 км в час и совершать полёты дальностью до 2,2 тысячи километров. Самолет может быть вооружен подвесной 23-миллиметровой пушкой и имеет пять точек подвески для ракет, бомб. - В 2010 году глава венесуэльского Национального управления по борьбе с наркотиками Нестор Ревероль рассказал о том, что его учреждение стало действовать намного эффективней после того, как в Китайской Народной Республике за 260 млн. долларов были приобретены 10 радаров (мобильные радиолокационные станции JYL-1/JY-11B). В ноябре 2010 года вотчину Чавеса с 3-дневным официальным дружественным визитом посетила китайская военная делегация во главе с начальником Генштаба НОАК генерал-полковником Чэнь Бинде. Её встречали на высоком уровне - глава МИД Николас Мадуро и глава министерства обороны Карлос Мата. - Авиастроительная компания Китая Xian летом 2012 года поставит венесуэльским Военно-воздушным силам 8 военно-транспортных самолетов (ВТС) Shaanxi Y-8. В составе ВВС Венесуэлы китайские ВТС частично заменят старые американские C-130H Hercules, которые невозможно полноценно использовать из-за отказа Вашингтона поставлять запасные части. Оборонное ведомство Венесуэлы объявило о желании приобрести китайские транспортные самолёты в ноябре 2010 года, речь шла о 10-12 ВТС. В марте 2011 года появилась информация о том, что Каракас приобрел 8-мь Y-8. ВТС Y-8 является модернизированной копией советского транспортного самолёта Ан-12. Транспортник может перевозить до 96 человек или до 20 тонн груза. ВТС способен развивать скорость до 660 км в час и совершать перелеты на дистанции до 5,6 тысячи километров. Транспортник можно оснастить спаренной 23-миллиметровой пушкой в хвостовой части. Таким образом, в годы правления Уго Чавеса в отношениях Венесуэлы и КНР был совершён настоящий большой скачок. Частично этому процессу помогала идеологическая близость двух режимом, их социалистическая направленность. Хотя с обеих сторон в процессе создания стратегического союза прослеживается полностью прагматический, рациональный подход. Кроме того, Пекин, ведя линию глобальной экономической экспансии, не мог пройти мимо крупнейших нефтяных месторождений Венесуэлы. Учитывая этот фактор, Китай, который стал вторым после американских Штатов мировым потребителем «чёрного золота», безусловно, максимально заинтересован в развитии стратегических отношений с Каракасом. К тому же у Пекина есть средства на развитие венесуэльских месторождений. Каракас, изгнав западные компании, сам не может их развивать, нет ни финансов, ни нужных технологий. Пекин равнодушен к правящим режимам стран, с которыми сотрудничает, ждать от него насильственной «демократизации» не стоит. Уго Чавесу, чтобы выполнить свои обещания в области социальных программ (чего стоит обещание построить 2 млн. квартир за 7 лет), необходимы капиталовложения из Китая. То есть интересы Венесуэлы и Китая полностью совпадают. topwar.ru Может ли Китай помочь Венесуэле? | Политика | ИноСМИПосле многих лет некомпетентного управления экономикой и политических распрей Венесуэла сегодня охвачена глубоким политическим, экономическим и гуманитарным кризисом. Отчасти это связано с несостоятельностью модели ее отношений с Китаем, построенных на принципе «займы в обмен на нефть». Но, несмотря на это, китайское правительство ограничилось скупыми комментариями по поводу тяжелой ситуации в Венесуэле, в то время как некоторые внешние игроки, в том числе соседние латиноамериканские государства, стараются привлечь внимание к роли Пекина в сложившемся кризисе. Подобное пренебрежение к проблеме кажется странным и ошибочным, особенно с учетом активного партнерства Китая с Венесуэлой в экономической и дипломатической сфере. Причина этого упущения связана с главным принципом китайской внешней политики — невмешательством во внутренние дела других стран, недемократичностью политической системы самой КНР и утверждениями Пекина о взаимовыгодном характере отношений, которые он выстраивает с другими развивающимися странами. Cочетание всех этих факторов привело к оглушительному молчанию Пекина относительно своей роли в преодолении кризиса демократической системы управления в Венесуэле. Сейчас уже поздно задаваться вопросом, может ли и должен ли Пекин — как по принципиальным соображениям, так и исходя из практических национальных интересов Китая — прилагать больше усилий, чтобы помочь Венесуэле выйти на устойчивый путь развития. В конечном счете причастность Китая к всеобъемлющим потрясениям, переживаемым Венесуэлой, и его реакция на эти события иллюстрируют целый ряд общих экономических и дипломатических проблем в отношениях Пекина с другими развивающимися странами мира, которые, несмотря на свои природные богатства, оказались в глубоком кризисе. Celag10.10.2017La Jornada01.09.2017Clarin03.08.2017Слабый отклик стран региона Истоки нынешнего кризиса в Венесуэле следует искать в обострении внутриполитической и социальной ситуации, произошедшем не без помощи президента Уго Чавеса, а также в учиненной им политизации государственной нефтяной компании Petróleos de Venezuela S.A. (PDVSA). С 2013 года, когда Чавес скончался от рака, а его преемником стал Николас Мадуро, одержавший трудную победу на выборах, социально-политический конфликт в Венесуэле становится все более напряженным, а государственное управление — все менее эффективным. Начавшееся в 2014 году резкое снижение цен на нефть вызвало полномасштабный кризис в экономике страны, зависящей от нефтяных доходов. В 2017 году Венесуэлу знают как государство с дефицитом всего — от туалетной бумаги и лекарств до валютных резервов — и все чаще ассоциируют с уличными демонстрациями и насилием. Хотя прошло всего десять лет с тех пор, как Чавес осуществлял программу «боливарианской революции», подкрепленную ценой в 120 долларов за баррель нефти, сегодня в Венесуэле не осталось и следа от головокружительных надежд того времени. Теперь страна воспринимается как политический изгой и экономический калека. Апогей политического влияния Чавеса в первом десятилетии XXI века совпал по времени с резкой активизацией действий Пекина по развитию коммерческого и дипломатического сотрудничества с Каракасом. Однако, когда после смерти Чавеса Венесуэлу охватил кризис, в центре большинства дискуссий о том, как извне помочь Каракасу провести необходимые реформы, оказывался не Китай, а соседи Венесуэлы в Западном полушарии и многосторонние региональные структуры, особенно Организация американских государств (ОАГ). Решительнее и четче других на эту тему высказывается генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро. В частности, не так давно он откровенно заявил: «Легитимной демократической власти [в Венесуэле] больше нет, ее правительство выбрало путь авторитаризма и репрессий, чтобы… остаться у руля». Но с учетом того, что усилия региональных и других международных организаций по налаживанию сотрудничества с Венесуэлой не приносят заметных результатов, а также в свете масштабного взаимодействия Китая с Венесуэлой по модели «займы в обмен на нефть» роль Пекина необходимо понять и проанализировать более тщательно. Роль Китая: заметная, но не всеобъемлющая За последние десять лет Китай стал для Венесуэлы главным источником внешнего финансирования: он предоставил нефтезависимой экономике более 60 млрд долларов кредитов в обмен на нефть и еще несколько десятков миллиардов — в форме других контрактов и инвестиций. Венесуэла является крупнейшим получателем китайских государственных займов не только в Латинской Америке, но и во всем мире. В этой связи вряд ли стоит удивляться тому, что освещение роли Китая в Венесуэле СМИ и ее анализ специалистами по финансовым рынкам касается двух вопросов: будут ли китайские государственные банки и дальше помогать Каракасу столь необходимыми ему кредитами и сможет ли Венесуэла погасить задолженность долгосрочными поставками нефти в Китай. Этот узкий фокус на сотрудничестве по модели «займы в обмен на нефть» лишь подчеркивает отсутствие дискуссий по вопросу о роли и ответственности Китая в связи с нынешними затруднениями Венесуэлы, включая и возможное участие Пекина в попытках преодоления кризиса на региональном и многостороннем уровне. Это довольно актуальный вопрос: за последние несколько лет стало очевидно, что устойчивость кредитных отношений Китая с Венесуэлой в длительной перспективе вызывает серьезные сомнения. После кризиса 2008 года Венесуэла фактически оказалась отрезанной от мировых финансовых рынков и денежной помощи в целях развития, а китайские государственные кредиты позволяли Чавесу продолжать свою экономическую политику, что в иной ситуации было бы невозможно. В результате китайские деньги обернулись для Венесуэлы непосильным бременем — как в плане долгов, так и в плане нефтяных поставок. Даже при высоких ценах на нефть были опасения, что Венесуэла заключала неразумные с коммерческой точки зрения соглашения с Китаем ради идеологических и внешнеполитических целей Чавеса. Однако после его смерти и падения нефтяных котировок акцент в этих дискуссиях заметно сместился: речь идет уже о неспособности Венесуэлы обслуживать долг и выполнять свои обязательства по поставкам нефти в Китай. В конечном итоге перед страной встал выбор: объявить дефолт по кредитно-нефтяным соглашениям или продолжать сокращение государственных расходов на социальные и гуманитарные программы ради обслуживания задолженности перед Китаем и другими кредиторами. Тем временем терпение китайской стороны по отношению к старым приятелям-чавистам заканчивается. Многие детали этого двустороннего партнерства по модели «займы в обмен на нефть» остаются неизвестными, но очевидно одно: как минимум в последние два года поток китайских кредитов — в основном через Китайский банк развития — существенно замедлился. После серии встреч представителей Китая и Венесуэлы в Каракасе в 2016 году один китайский чиновник заявил: «Все согласились, что больше денег вкладываться не будет. <…> Сверху четко дали понять: пусть обанкротятся». Подобное раздражение резко контрастирует с долгосрочной инвестиционной политикой Пекина по принципу «терпеливого капитала». Также не вяжется это и с эффективной оценкой возможных рисков, которая, вероятно, предшествовала более ранним решениям китайских властей о предоставлении столь объемных займов Венесуэле, несмотря на явные признаки рискованности такого шага с экономической и политической точки зрения. На деле раздражение Пекина в отношении Каракаса подспудно накапливалось уже давно. Даже во времена Чавеса тесные политические связи и масштабные китайские кредиты не обернулись инвестиционными привилегиями в венесуэльской части нефтегазоносного бассейна реки Ориноко и большими объемами нефтяных поставок, на которые рассчитывал Пекин. Дипломатические принципы и практические интересы Китая Поскольку Пекин выстроил столь тесные — пусть и не безоблачные — финансовые, торговые и дипломатические отношения с Каракасом, пришло время включить «китайскую тему» в общие дискуссии о том, как помочь Венесуэле выпутаться из бедственного положения. Забегая вперед, отметим, что в самом начале этих дискуссий нужно попытаться объяснить, почему Пекин до сих пор, по сути, не участвует в переговорах о помощи сторонних держав при разрешении усиливающегося кризиса в Венесуэле. Возьмем, к примеру, предполагаемое соответствие между практическими, краткосрочными коммерческими и дипломатическими интересами Китая в этой стране и давней приверженностью Пекина принципу невмешательства во внутренние дела других государств и его заявлениями о солидарности с развивающимися странами на дипломатической арене. Можно допустить, что Пекин расценивает нынешний хаос в Венесуэле как более выгодную ситуацию с точки зрения гарантий выплаты долгов и будущих поставок нефти — не говоря уже о сохранении тесных межгосударственных связей, — чем приход к власти в Каракасе другого правительства, возможно представляющего оппозицию. Если это так, подобные расчеты могут рассматриваться как вполне совместимые с приверженностью Пекина принципу невмешательства и солидарности по линии «Юг — юг». Аналогичным образом соседи Венесуэлы и международные структуры вроде ОАГ, вероятно, расценивают игнорирование Китаем дискуссий о будущем Венесуэлы как естественное следствие практической, эгоистической заинтересованности Пекина в сохранении статус-кво и вышеуказанных принципов внешней политики КНР. В таком случае эти сторонние участники могут не счесть нужным даже задаваться вопросом о возможной роли Китая во внешних попытках обеспечить перемены в Венесуэле. Однако оба эти объяснения самоустранения Китая от дискуссий о судьбе Венесуэлы — практические своекорыстные интересы или принципы — не выглядят однозначно убедительными. Если говорить о принципах, Китай изо всех сил старается преподнести отношения с Венесуэлой — и Латинской Америкой в целом — как один из важнейших элементов политики солидарности с развивающимися странами (Югом). Пекин утверждает, что он способствует взаимовыгодным результатам в плане развития и совершенствованию «неадекватного мирового экономического управления» — в отличие от якобы гегемонистского подхода, ассоциируемого с мировым Севером, и прежде всего США. Так, накануне визита председателя КНР Си Цзиньпина в Латинскую Америку в ноябре 2016 года в China Daily была опубликована статья, где отмечалось: «Как государство с формирующейся рыночной экономикой и самая большая развивающаяся страна в мире, Китай всегда стоял на стороне развивающихся стран и должным образом выполнял обязанности, соответствующие его статусу мировой экономической державы». Однако за заявлениями Пекина о принципиальной приверженности невмешательству и солидарности по линии «Юг — юг» кроются более сложные реалии. Во-первых, Китай, возможно, постепенно изменит свою позицию невмешательства. Уже не первый год китайское руководство обсуждает, как придать этой политике больше гибкости с учетом имеющихся у страны глобальных интересов и изменчивости международной обстановки. Этот процесс — проявление изменений в сфере коммерческих и дипломатических рисков (а также и возможностей), с которыми сталкивается Китай. Подобная эволюция взглядов может отчасти объясняться готовностью Пекина открыто вступать в диалог с оппозиционными партиями в целом ряде стран, включая Венесуэлу. Более того, несмотря на все заявления о взаимовыгодности дипломатии Китая по линии «Юг — юг», богатые сырьевыми ресурсами страны Латинской Америки, Африки и других регионов уже давно обеспокоены новыми формами экономической зависимости — теперь уже от Пекина. Удачнее всего это ощущение тревоги выразила бывший президент Бразилии Дилма Русеф, заявив о необходимости расширить отношения с Китаем «за пределы взаимодополняемости экономик». С точки зрения материальных эгоистических интересов, с учетом предоставленных Каракасу кредитов и инвестиций, не говоря уже о значении венесуэльской нефти для энергетической безопасности КНР, у Пекина есть масса причин стремиться к тому, чтобы Венесуэла вышла на более устойчивый путь хотя бы в плане управления экономикой, и особенно нефтяным сектором. Похоже, Венесуэла уже находится в состоянии фактического дефолта по части китайских кредитов — она в лучшем случае способна выплачивать только проценты. Если все действительно так и Венесуэла не поставляет Китаю нефть в тех объемах, на которые он рассчитывал, логических оснований поддерживать сохранение статус-кво у Пекина гораздо меньше, чем предполагает большинство аналитиков. Конечно, ни венесуэльские, ни китайские официальные лица не заявляют об этом дефолте публично — это имело бы взрывоопасные политические последствия — и не признают, что статус-кво не устраивает ни одну из сторон. Напротив, в течение нескольких лет китайские официальные круги считали, что сохранение нынешней ситуации лучше всего обеспечивает защиту экономических и дипломатических интересов страны в их узком понимании. Но с учетом вышеупомянутых тенденций существование этой модели в среднесрочной и долгосрочной перспективе отнюдь не гарантировано. Модель «займы в обмен на нефть» уже давно стала несостоятельной, и это может стать почвой для дискуссии о новом формате взаимодействия Пекина с Каракасом. Китаю необходимо пересмотреть свой подход В последние годы противоречия между материальными, корыстными интересами Китая и принципиальной логикой его дипломатической линии в отношении развивающихся стран усиливаются. Китайская официальная внешнеполитическая доктрина мирного развития — с акцентом на так называемые взаимовыгодные, взаимодополняющие отношения — долгое время провозглашала: когда речь идет о сотрудничестве Пекина с богатыми сырьем развивающимися странами вроде Венесуэлы, экономическое развитие и стабильность идут рука об руку. Но этой идеи уже недостаточно — даже в смысле способности Китая играть собственную, все более сложную глобальную роль, ограничиваясь расплывчатыми фразами о надеждах на сохранение стабильности в странах, переживающих экономический кризис и коллапс госуправления или демократического режима. В случае с Венесуэлой китайская концептуальная и политическая парадигма дала сбой. Экономический контроль и социальная стабильность неразрывно связаны с другими аспектами управления государством и с политикой как таковой. Ключевая проблема Венесуэлы — крушение демократической системы правления. В конце концов, суть критики со стороны ОАГ — это прямые и четкие заявления о том, что Каракас нарушает региональные стандарты демократии. Кроме того, недавние предложения Мадуро созвать конституционную ассамблею, чтобы переписать основной закон страны, вызвали резкую критику в его адрес со стороны соседних государств, в частности Аргентины, Бразилии и Чили. Они заявили, что подобный шаг был бы равносилен государственному перевороту и означал бы окончательный переход к авторитаризму. Пекин, в свою очередь, возможно, уже отходит от жесткой приверженности политике невмешательства и все больше осознает, что практические национальные интересы Китая могут потребовать новых форм участия или диалога по спорным внутриполитическим вопросам, связанным с государственным управлением в других странах, в том числе и в Венесуэле. Но даже если подход Китая меняется именно таким образом, остаются важнейшие и непростые вопросы: как это участие будет выглядеть на практике и как его воспримет международное сообщество, не говоря уже о самих китайцах? Китаю очень трудно понять, чтó следует считать эффективным управлением в специфических условиях зарубежных государств, особенно если дело касается внутренней политики развивающихся стран. Насколько реалистично ожидать, что Китай выскажется по вопросу о форме и характере демократической системы Венесуэлы, и насколько это было бы желательно? В конце концов, сам Китай — отнюдь не демократическое государство. Более того, сторонники так называемых китайских моделей развития и государственного управления утверждают, что Пекину удалось создать успешную альтернативу западному либерализму. Насколько легитимным было бы участие Китая в дискуссиях о крушении демократии и ее альтернативах в стране вроде Венесуэлы? Подобные вопросы и противоречия говорят о возможной ограниченности участия Китая и в целом его роли в качестве одного из мировых лидеров. Это, однако, не исключает более открытого обсуждения того, что еще Пекин может и должен сделать сейчас. В качестве отправной точки необходимо сосредоточиться на тех вопросах государственного управления, которые имеют важное значение для Венесуэлы, Китая и международного сообщества, в том числе о приемлемом уровне задолженности, проблемах нефтяного сектора и охране окружающей среды. Сейчас Венесуэла — наиболее яркий пример страны, чья задолженность Китаю непосильна, и это в конечном итоге оборачивается высокими издержками для обеих сторон. В целом же инициативы Китая в сфере развития в его собственном регионе уже вызывают озабоченность относительно «долгового рабства». Следовательно, Китай может и должен вместе с соседями Венесуэлы и международными организациями искать способы по смягчению нынешнего кризиса, тем самым создавая прецедент для собственной кредитной политики в других регионах мира. В том, что касается управления нефтяным сектором, имело бы смысл рассмотреть возможные многосторонние шаги, призванные обеспечить соответствие между добычей и использованием венесуэльской сверхтяжелой нефти с одной стороны и усилиями Китая и мирового сообщества по борьбе с последствиями изменения климата — с другой. Пекину стоит также подумать о целесообразности сотрудничества с международными организациями региона, с которыми у него уже налажены прочные рабочие отношения: например, Межамериканским банком развития, Латиноамериканским банком развития (CAF) со штаб-квартирой в Венесуэле и даже Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна или другими ооновскими структурами. Эти институты могли бы совместно обсудить, какой должна быть конструктивная роль Китая в многосторонних усилиях по выводу Венесуэлы на устойчивый путь экономического развития в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Пока ни одна из этих организаций не играет столь заметной роли, как ОАГ, но с учетом их узкого экономического профиля они могли бы стать более удобной многосторонней площадкой для активного и конструктивного участия Китая в решении проблем Венесуэлы. Если же Китай предпочтет сосредоточиться на краткосрочной проблеме существующих и будущих сделок по модели «займы в обмен на нефть» и идеалистических надеждах на сохранение стабильности, это продемонстрирует поверхностный характер его притязаний на любое лидерство в управлении мировой экономикой. Это также перечеркнет все заявления Пекина о том, как способствует развитию его солидарность и дружба со странами мирового Юга, и Латинской Америки в частности. Дальнейшее скатывание Венесуэлы к хаотичному авторитаризму уж точно не сослужит добрую службу интересам и амбициям Китая. Заключение С учетом заявлений китайской стороны о «новой эре» в отношениях между КНР и странами Латинской Америки, не говоря уже об утверждениях Пекина о его важнейшем вкладе в глобальное управление и обеспечение общественных благ в мировом масштабе, пришло время задаться вопросом: что необходимо сделать в будущем в рамках общей роли и ответственности Китая по отношению к Венесуэле и другим развивающимся странам, которые богаты природными ресурсами, но страдают от конфликтов? В ситуации, когда размолвка и прямая конфронтация США с латиноамериканскими соседями при нынешней администрации может усугубиться, власти и граждане Венесуэлы, а также других стран Латинской Америки, вероятно, захотят, чтобы Китай играл более заметную и позитивную роль в их регионе. То же самое можно сказать об отношениях США и Китая с уязвимыми государствами в Африке (Южный Судан), Юго-Восточной Азии (Мьянма) и других регионах мира. Подобные надежды и требования должны основываться на более высоких ожиданиях и критериях, чем это было до сих пор. Нужно принимать во внимание не только такие вопросы, как соблюдение экологических стандартов и трудовых норм при реализации китайских инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых и строительства плотин, но то, что связано с помощью в преодолении углубляющегося гуманитарного и государственного кризиса в Венесуэле. Из всех государств Латинской Америки именно в этой стране Китай оказал наибольшее воздействие на экономическую ситуацию и несет ответственность за его результаты. Одним словом, в отношениях с Каракасом Пекину нужно выработать более ответственный подход. Возможно, ситуация в Венесуэле стала для Китая самым трудным экономическим и дипломатическим вызовом в Западном полушарии, однако с такими же затруднениями он сталкивается и будет сталкиваться в отношениях с целым рядом богатых сырьем, но одолеваемых конфликтами развивающихся стран, особенно в Африке и Юго-Восточной Азии. Если перед лицом своей ответственности в отношении Венесуэлы и других стран Китай будет прятать голову в песок, это в конечном итоге не принесет ему пользы. В 2016 году Фонд Карнеги опубликовал статью «Венесуэла на грани: могут ли другие страны региона ей помочь?». Она завершалась таким замечанием: «Если бы не дипломатическая поддержка и экономическое содействие, которые Бразилиа и Буэнос-Айрес оказывали в последние десять лет… чавизм не удержался бы на плаву и не укрепился бы настолько у власти». То же самое, несомненно, можно сказать и о Китае, поэтому Пекину следует безотлагательно начать активнее и ответственнее сотрудничать с международным сообществом, чтобы помочь Венесуэле и ее народу обеспечить себе лучшее будущее. Более того, при всем значении Венесуэлы она лишь верхушка айсберга проблем, стоящих перед Китаем в его первых попытках играть более важную — и уважаемую — роль на мировой арене. Мэтт Ферчен — штатный научный сотрудник Центра мировой политики Карнеги-Цинхуа. Его научная специализация — политические и экономические отношения Китая со странами с формирующейся рыночной экономикой. В Центре мировой политики Карнеги-Цинхуа Ферчен руководит программой по изучению экономических и политических отношений Китая с развивающимися странами, в том числе государствами Латинской Америки.
inosmi.ru Китай, РФ и Иран потеряли интерес к Венесуэле – Вести Экономика, 10.01.2018Москва, 10 января - "Вести.Экономика". Избрание Уго Чавеса на пост президента Венесуэлы в 1998 г., за которым последовал Николас Мадуро в 2013 г., ознаменовало в Венесуэле период перманентного кризиса.За это время страна прошла через концентрацию президентской власти, захват государственных и частных институтов, постепенный контроль над прессой, неправильное руководство национальной нефтяной компанией и создание неудачного политического проекта, известного как "социализм XXI века". Инфляция в Венесуэле с 2015 года 81,8% семей в Венесуэле живут за чертой бедности, 1,5 млн граждан покинули страну, 78% медицинских центров страдают от нехватки лекарств, уровень инфляции может составить более 2600% в 2018 г., доходы от нефти сократились наполовину, и существует нехватка бензина. Чавес и Мадуро буквально разрушили страну.Эти экономические проблемы повлияли на внешнеполитические отношения. Альянсы, направленные на противодействие Соединенным Штатам, начинают пожинать неприятные последствия. Официальная линия заключается в том, что правительство укрепляет стратегические отношения с такими партнерами, как Москва и Пекин, а также Тегеран. Но администрация Мадуро преувеличила силу этих связей. Данное предпочтение во внешней политике не помогает Венесуэле, а предназначено для противостояния США в региональной политике. Например, Россия и Китай не присутствовали на неофициальном ноябрьском заседании Совета Безопасности ООН, которое планировало осудить Венесуэлу за нарушения прав человека и подрыв конституционного порядка страны. Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя стоял рядом с венесуэльским коллегой Рафаэлем Рамиресом, который осудил Вашингтон за "крестовый поход" против Каракаса. Россия и Китай осуществляют финансовое влияние на Венесуэлу, но в отчете компании Bulltick Capital говорится о 90%-й вероятности того, что Венесуэла будет пытаться гасить свои долги и другие финансовые обязательства в этом году, что может стать проблемой для обеих стран, которые предоставили Венесуэле миллиарды долларов и заранее заплатили за нефть. "Роснефть" предоставила кредит в $6 млрд венесуэльской нефтяной компании PDVSA в начале 2017 г. и объявила в августе, что больше не планирует авансовых платежей. Россия дала Венесуэле короткий перерыв в ноябре, согласившись реструктурировать около $3 млрд в виде займов, предоставляя время Мадуро для погашения долгов перед другими кредиторами. Трижды помогавшей Венесуэле в 2017 г. России может не хватить терпения. Тем не менее кредиты Москвы венесуэльскому правительству составляют часть стратегии, которую использует "Роснефть" для достижения целей внешней политики. Фактически Россия ведет себя как хищный кредитор, когда дело касается Каракаса. В октябре газета El Nacional сообщила, что Москва и Пекин взяли под свой контроль нефтеперерабатывающие заводы в Парагуане, "арендуя" их. Этот шаг противоречив и нарушает закон об органических углеводородах 2006 г., по иронии судьбы принятый Чавесом. Согласно законодательству Венесуэлы только государственные компании, зарегистрированные в Национальном реестре подрядчиков, могут работать в государстве. Торговля с Россией увеличилась с 2005 г., но Москве не нужно, чтобы венесуэльская нефть и торговля с Бразилией имели более высокий приоритет. К 2008 г. между двумя странами возникла большая асимметрия в торговых дисбалансах. Венесуэла импортировала из России товара на сумму $967,4 млн, в основном это были закупки вооружения, при этом экспортировав товара в Россию на сумму $320 тыс. После 2006 г., когда Соединенные Штаты отказались продавать американские военные технологии Каракасу, Россия стала основным поставщиком товара в кредит. Москва поддерживает военные отношения с Каракасом в основном по геополитическим, пропагандистским и символическим причинам. Венесуэла поддержала вторжение России в Грузию в 2008 г. и пригласила российский военный корабль "Петр Великий" для участия в совместных учениях в Карибском бассейне. В 2016 г. в Организации Объединенных Наций Венесуэла проголосовала за поддержку России против резолюции о прекращении огня в Алеппо. В феврале 2017 г. министр иностранных дел Венесуэлы Дели Родригес назвал Россию глобальным игроком, который поддерживает глобальную стабильность, и поддержал роль Москвы в противостоянии международным вызовам. В свою очередь министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что российско-венесуэльские отношения "растут". А через несколько месяцев было озвучено соглашение, согласно которому Россия поставит Венесуэле 60 тыс. тонн пшеницы в месяц, хотя то же самое можно было бы получить по более низкой цене из Аргентины. Венесуэла пытается удовлетворить своих благотворителей и снизить зависимость от американского нефтяного рынка. В 2001 г. визит Цзян Цзэминя в Венесуэлу и визит Чавеса в Пекин в 2002 г. ознаменовали начало дипломатической стратегии для Каракаса в Азии. С тех пор китайская торговля с Венесуэлой значительно возросла. В 2014 г. Китай стал вторым по величине торговым партнером страны с более чем $15,7 млрд оборотом в торговле. С тех пор Китай сменил Россию, долгое время считавшуюся ключевым военным союзником Венесуэлы, став главным поставщиком вооружения и военной техники. Китай предлагает более совершенные технологии и обеспечивает лучшее обслуживание и поставку запасных частей. В то же время Венесуэла выступает против осуждения Китая за нарушения прав человека и поддерживает Пекин в поисках альтернатив глобального использования доллара. Хотя Китай предоставил Венесуэле более $60 млрд, он недавно приостановил предоставление дополнительных кредитов Каракасу. Китайская компания Sinopec, нефтяной и газовый конгломерат, подала в суд на национальную нефтяную компанию PDVSA в Венесуэле в декабре, поскольку она не получила полных платежей за свои поставки. Китайские компании также потеряли интерес к инвестированию в Венесуэлу из-за высокого уровня коррупции. Венесуэла также имеет широкие связи с Ираном. Иранская революционная идеология в 1980-х гг. находилась под влиянием латиноамериканской левацкой доктрины, и две страны нашли консенсус вокруг "антиимпериалистической" оси. С 2001 г. обе страны достигли более 340 соглашений в области технологий, здравоохранения, промышленности, инфраструктуры, культуры, обороны и жилья. Тем не менее подавляющее большинство этих соглашений не было реализовано. Совместное предприятие в 2006 г., созданное Чавесом и бывшим президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, по строительству автомобилей в значительной степени не увенчалось успехом. Еще одно совместное предприятие по производству кукурузной муки боролось с низкой производительностью, несмотря на высокий спрос на этот продукт в Венесуэле. К 2014 г. Иран отменил проект по нефтехимическому производству в Венесуэле. Бывший заместитель министра нефти Ирана признал, что создание офисов Национальной иранской нефтяной компании в Венесуэле не имеет экономического оправдания, а скорее служит политическим целям. В свою очередь Венесуэла была одной из немногих стран, которые выступали против усилий Международного агентства по атомной энергии представить иранскую ядерную программу в Совет Безопасности ООН в 2006 г. Венесуэла поддержала Иран в критике Израиля, а в январе этого года прекратила дипломатические отношения в ответ на израильское наступление в секторе Газа. В ноябре 2007 г. на третьем саммите ОПЕК Чавес попытался убедить членов преобразоваться в более активную геополитическую группу, которая поддерживала бы Иран, но Саудовская Аравия выступила против этого предложения. Военные отношения между Ираном и Венесуэлой под вопросом. Некоторые обвинили Иран в поставке ракетных систем средней дальности в Венесуэлу, но генерал Дуглас Фрейзер, бывший глава Южного командования США, опроверг иранское военное присутствие в Венесуэле. Тем не менее некоторые официальные лица оказывали помощь Ирану и "Хезболле". В 2013 г. государственная венесуэльская оружейная компания CAVIM была санкционирована за торговлю с Ираном. В 2008 г. торговля между двумя странами составляла приблизительно $57 млн. Для Ирана, Китая и России Венесуэла - это небольшой и отдаленный приоритет. Ценность страны заключается в том, что она ослабляет влияние Соединенных Штатов в регионе, но венесуэльский хаотический экономический кризис сводит отношения с Россией, Ираном и Китаем на нет. Несбалансированные отношения показывают, что Венесуэла является всего лишь пешкой для легитимизации политики этих стран на мировой арене, а не для того, чтобы продвигать собственную повестку. www.vestifinance.ru Китай спасает Венесуэлу – Вести Экономика, 14.02.2017Венесуэла расширяет сотрудничество с Китаем путем подписания 22 соглашений на $2,7 млрд. Стороны договорились совместно развивать автомобильную промышленность, телекоммуникации, нефтедобычу и ряд других сфер.ФОТО: EPA/MIGUEL GUTIERREZ Венесуэла пытается ухватиться всеми способами за новые направления и решила сделать ставку на партнерское сотрудничество с Китаем. Президент южноамериканской страны Николас Мадуро не скрывает радости и питает надежды, что ему наконец-то удастся преодолеть финансовые проблемы в стране и в этом ему поможет КНР. Президент Венесуэлы Николас Мадуро прокомментировал подписание новых соглашений, отметив, что «стратегический альянс Венесуэлы и Китая является фундаментальным и динамичным». Глава государства также заявил, что этот год "экономического всеобъемлющего восстановления Венесуэлы".#INTEGRACIÓN "Las relaciones entre #Venezuela y #China están marcadas con el signo de la #Victoria". Pdte. @NicolasMaduro pic.twitter.com/FmpsZrIP78 — Prensa Presidencial (@PresidencialVen) 14 февраля 2017 г.Лидер южноамериканской страны отметил, что с конца 2004 года было запущено 790 совместных проектов. Их них 495 уже завершены, в том числе в области нефти, строительства жилья, запуска коммуникационных спутников и различных производств, отмечает канал VTV. Еще 205 проектов находятся в стадии реализации и 90 будут запущены в ближайшее время. Также президент сказал, что совместный китайско-венесуэльский фонд, который вышел в свет в 2007 году, уже вложил в развитие страны $20 млрд и еще $42 млрд были инвестированы через финансовый фонд крупных инвестиций. Так за весь период сотрудничества между странами вылилась в круглые суммы: общая сумма вложений в венесуэльскую экономику при помощи КНР достигла $62 млрд. В ноябре прошлого года венесуэльский министр нефти Эулохио дель Пино и председатель совета директоров китайской нефтегазовой корпорации CNPC Ван Линь подписали соглашение об увеличении инвестиций в нефтяную промышленность Венесуэлы. По итогам подписания соглашения, глава Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что благодаря сделке с Китаем добыча нефти будет увеличена до 800 тыс. баррелей в сутки. При этом, не стоит забывать, что для Венесуэлы, которая по-прежнему находится в состоянии кризиса, новый год сильно напоминает старый: гражданские волнения, нехватка продуктов питания и медикаментов, жесткая рецессия, которая разрушает экономику страны, богатой нефтью. Тем не менее есть еще один важный фактор, который ухудшает ситуацию в экономике Венесуэлы. В январе страна выпустила суверенные облигации впервые за последние пять лет на сумму почти $5 млрд. Как ранее сообщали «Вести. Экономика», парламент Венесуэлы, который находится в оппозиции президенту страны Николасу Мадуро, одобрил протест, направленный против незаконной продажи 40% Petromonagas российской компании "Роснефтью". В 2016 г. "Роснефть" увеличила свою долю в совместном с PDVSA предприятии Petromonagas до 40%, выкупив у венесуэльской стороны 23,33% в СП за $500 млн. По словам члена парламента Элиаса Маты, комитет по нефти и энергетике после изучения этого вопроса решил, что сделка нарушала конституцию страны, согласно которой требовалось одобрение продажи со стороны парламента. Законодатель заявил, что глава PDVSA Эулохио дель Пино не посоветовался с парламентом по этой сделке. Он также добавил, что комиссия высказалась о необходимости проведения расследования, чтобы понять причины снижения добычи нефти в стране. Сейчас совместное предприятие Petromonagas добывает более 130 тыс. баррелей сверхтяжелой нефти в сутки. Кроме этого СП "Роснефтью" участвует в других совместных предприятиях с PDVSA в Венесуэле: "Карабобо-2,4" (СП "Петровиктория"), проект "Хунин-6" (СП "ПетроМиранда"), СП "Бокерон", СП "Петропериха". www.vestifinance.ru Венесуэла и Китай договорились о новых инвестициях в совместные нефтяные проекты. Что скажут США? // Политика // НовостиВ ходе заседания смешанной комиссии высокого уровня Китай - Венесуэла в г Пекине страны подписали соглашение об инвестировании около 2,8 млрд долл США в увеличение совместной нефтедобычи до 325 тыс барр/сутки. Об этом венесуэльские СМИ сообщили 13 июня 2017 г.
Благодаря данным инвестициям, Petrosinovensa, СП CNPC и PDVSA, сможет нарастить объемы добычи нефти в районе нефтеносного пояса Ориноко на 320 тыс барр/сутки. Еще 1 СП CNPC и PDVSA - Petrozumano - на 15 тыс барр/сутки. Кроме того, 1,45 млрд долл США планируется направить на развитие инфраструктуры глубоководного порта Арайя в шт Сукре. Этот порт будет использоваться для доставки нефти на международный рынок, главным образом в Азию.
Китай с 2000 г ведет активную экспансионистскую политику, направляя крупные финансовые ресурсы для открытия новых экспортных рынков и обеспечения доступа к природным ресурсам. Венесуэла же искала возможности для диверсификации путей экспорта своей нефти. В результате 10 лет назад PDVSA и СNPC заключили сделку «нефть в обмен на кредиты». В 2007-2014 г Китай вложил в Венесуэлу 63 млрд долл США, в ответ Венесуэла обязалась возвращать заимствованные суммы из Китая в виде сырой нефти для китайских госкомпаний.
В декабре 2012 г Венесуэла и Китай достигли договоренности о разведке новых месторождений, включая проект Южный Хунин-10 на поясе Ориноко. В 2013 г CNPC и PDVSA договорились об условиях сотрудничества по проекту блока Хунин-10 в Ориноко. Предполагалось тогда, что при инвестициях в 14 млрд долл США компании смогут добывать 220 тыс барр/сутки нефти. В ноябре 2016 г Венесуэла договорилась с CNPC о наращивании добычи углеводородов на совместных проектах на 227 тыс барр/сутки, до 800 тыс барр/сутки. В частности, Petrosinovensa должна была нарастить добычу на 230 тыс барр/сутки, Petrozumano нарастит добычу на 15 тыс барр/сутки. Объем инвестиций был заявлен в объеме 2,2 млрд долл США.
Сделка «нефть в обмен на кредиты» казалась удачной для обеих сторон, но нефтяной кризис сделал условия кредитования крайне невыгодной для Венесуэлы, с точки зрения обслуживания этого долга. Это привело к тому, что в конце января 2017 г, PDVSA задержала поставки в объеме почти 10 млн барр нефтепродуктов на 10 месяцев. В адрес CNPC Венесуэла не смогла поставить 3,2 млн барр нефти.
Китай отказывается пересматривать условия кредитования для Венесуэлы, особо не беря в расчет сложную экономическую и политическую обстановку в стране. И это играет на руку США, которые уже давно хотели бы добиться ослабления влияния Китая на Венесуэлу. Как, впрочем, и российского...
Обсудить на Форуме
neftegaz.ru |