Специальная пожарная и аварийно-спасательная техника. Механизированный пожарный инструментМеханизированный пожарный инструментУниверсальный комплект механизированного инструмента УКМ-4А состоит из мотопривода (на базе бензинового двухтактного двигателя «Урал») и приставок различного назначения для выполнения следующих работ: • резка металлических конструкций абразивным армированным кругом (приставка — дисковая пила). • разрушение железобетонных, кирпичных и каменных конструкций (приставка — отбойный молоток с гибким валом). • распиловка деревянных конструкций (приставка — цепная пила по дереву). • привод переносного дымососа ДПМ–7. Для выполнения работ с механизированным инструментом УКМ–4А необходимо провести его наружный осмотр, убедиться в его исправности и надежности крепления всех частей, выбрать в зависимости от вида работ приставку, подготовить инструмент и запустить двигатель. Запуск производится в следующей последовательности: - открыть краник подачи топлива; - нажать кнопку подсоса топлива и держать ее до появления топлива на наружной поверхности карбюратора; - установить съемный стартер на храповик коленчатого вала двигателя; - резким рывком рукоятки потянуть трос стартера, нажав курок управления дроссельной заслонки карбюратора. Исправный двигатель должен запуститься. После запуска снять стартер с храповика двигателя и убрать его. При работе с приставками «абразивный круг» или «цепная пила» необходимо фланцы корпуса полумуфты приставки пристыковать к фланцу полумуфты картера двигателя, затем на них наложить 2 половинки крепежного хомута и при помощи эксцентрикового зажима с рычагом стянуть их между собой. Конструкция крепления позволяет производить смену приставок за 15–20 с. Хомут должен ставиться таким образом, чтобы закрепленная на нем рукоятка находилась сверху. При работе с приставками «абразивный круг» или «цепная пила» холостые обороты двигателя мотопривода должны быть отрегулированы так, чтобы при отпущенном курке дроссельной заслонки карбюратора двигатель устойчиво работал, а центробежная муфта сцепления не включала рабочие органы приставок. Выполняя работы с приставками, пожарный должен принять устойчивое положение: ноги на расстоянии 30–40 см, левой рукой держит за верхнюю рукоятку мотопривод на весу, а правой — за заднюю. При этом указательный палец правой руки находится на курке управления дроссельной заслонки карбюратора, регулируя обороты двигателя. Прибавление оборотов ведет к тому, что центробежная муфта сцепления начинает вращаться и включает рабочий орган. Необходимо довести обороты до средних или чуть больше. Дав возможность пиле проработать вхолостую 30–40 сек., поднести ее к конструкции под углом в 40°и приступить к резке, плавно нажимая рабочим органом на перерезаемый объект. Держать инструмент нужно так, чтобы шина с цепью находилась в плоскости, перпендикулярной перерезаемому объекту. Резание должно проводиться с постоянным усилием подачи, не допуская резкого снижения скорости вращения цепи (либо абразивного круга). Начало резания, а также его окончание (освобождение из пропила) должны выполняться плавно, без рывков. Для выполнения работ с отбойным молотком с гибким валом подготовленный инструмент необходимо установить на горизонтальной площадке. Гибкий вал должен иметь радиус не менее 500 мм и угол не более 90°. Пожарный № 2 запускает двигатель и, открыв примерно на 1/3 часть своего хода дроссельную заслонку карбюратора, удерживает ее в этом положении, управляет работой мотопривода, регулируя обороты двигателя. Для получения требуемой энергии и частоты ударов необходимо правильно подобрать режим работы мотопривода (число оборотов). Обороты двигателя работе устанавливаются из расчета обеспечения устойчивой работы молотка. Пожарный № 1 берет отбойный молоток за верхнюю рукоятку в правую руку, поддерживая его левой и направив рабочий орган молотка на объект, производит нажатие на верхнюю рукоятку, включая тем самым компрессионно-вакуумный механизм молотка. Производится разрушение объекта. При работе с УКМ–4А запрещается: — эксплуатировать неисправный инструмент или его приставки; — эксплуатировать инструмент не по назначению; — передавать управление инструментом не подготовленным лицам; — запускать двигатель на месте заправки; —наматывать трос стартера на руку при запуске двигателя; — переносить инструмент с работающим двигателем только при рабочих оборотах двигателя; — использовать инструмент как рычаг для разлома не допиленных материалов; — использовать массу тела оператора для дополнительного давления на инструмент; — производить заправку (дозаправку), ремонт и смену приставок при работающем двигателе; — работа с инструментом без средств защиты органов зрения (только в защитных очках или с опущенным прозрачным щитком) и средств защиты рук; — работать с абразивным кругом, имеющим трещины, выбоины, расслоения, биения.
Спасательная бензопила UTTERS EDGE (рис. 11.5) предназначена для вскрытия различных кровельных материалов. Рис. 11.5 Общий вид спасательной бензопилы UTTERS EDGE
Эта пила имеет ряд существенных отличий от обычных бензопил, в том числе бензопил с победитовыми зубьями. Главная особенность - это специальная пильная цепь, ее зубья имеют пулевидную форму. Она пригодна для резки практически любых материалов, включая тонкий листовой металл, обеспечивает большую производительность и примерно в 20 раз более долгий срок службы. Зубья пилы имеют победитовые накладки. Ограничитель глубины также имеет специальную форму, обеспечивая наилучший режим реза и защиту режущего зуба от ударных нагрузок. Кроме высоких режущих свойств, цепь такой конструкции является самой безопасной с точки зрения "обратной отдачи" ("kickback"). Передняя рукоятка обрезинена, ее форма позволяет работать с пилой практически в любом положении. Размеры и форма рукояток позволяют работать в толстых перчатках. Универсальный ключ, необходимый для операций обслуживания пилы, закреплен на рукоятке и, таким образом, находится всегда под рукой и не теряется. Доступ к карбюратору и свече возможен без применения инструмента. Натяжение цепи регулируется винтом, доступ к которому возможен без снятия кожуха. Элементом любой бензопилы является инерционный тормоз, он защищает спасателя при обратном ударе, и останавливает цепь за 0,2 сек. Обязательным оснащением спасательной пилы является ограничительный кожух с регулируемой глубиной реза. Регулировка глубины возможна без применения инструментов за счет большого и удобного воротка, при этом можно работать в толстых перчатках. В максимально выдвинутом положении кожух полностью закрывает цепь - такое положение наиболее удобно при переноске или транспортировке инструмента. Непосредственно перед началом резки спасатель должен самостоятельно оценить требуемую глубину пропила и выставить кожух на соответствующее расстояние. Не следует без необходимости выставлять сразу наибольшую глубину пропила. Кроме того, глубина пропила меняется в зависимости от наклона пилы к плоскости реза. Стандартный угол наклона пилы - 45 град. Именно для этого угла на кожухе нанесены метки глубины. Если держать пилу под прямым углом к плоскости, то в этом случае глубина пропила будет максимальной.
Таблицы 11.4 Технические характеристики спасательной пилы
Ручные бензорезы Partner (рис. 11.6)применяются как автономный агрегат для резки черного и цветного металла, дерева, естественного и искусственного камня. В качестве режущего инструмента применяются абразивные диски, диски с алмазным напылением и твердосплавные диски.
Рис. 11.6 Общий видручного бензореза Partner Таблица 11.5 Технические характеристики бензорезов.
Ручные бензопилы Stihl (рис. 11.7) применяются для распиловки деревянных конструкций при проведении аварийно-спасательных работ. Рис. 11.7 Общий видручной бензопилы Stihl
Таблица 11.6 Технические характеристики бензорезы Stihl Читайте также: lektsia.com Специальная пожарная и аварийно-спасательная техникаР а з д е л 4 Г л а в а 14 Силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров и ликвидации аварийСилы для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации аварий составляют сотрудники отделов управлений техники и вооружения, офицеры технической службы, личный состав подразделений, в подчинении которых находится соответствующая аварийно-спасательная техника, водители автомобилей, расчетов экипажей. К средствам специальной пожарной и аварийно-спасательной пожарной техники относятся специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили, оснащение специальным инструментом и оборудованием для проведения специальных работ на пожарах и в условиях чрезвычайных ситуаций. 14.1. Механизированный аварийно-спасательный инструмент14.1.1. Определения и общие требования к асаМеханизированный аварийно-спасательный инструмент (МАСИ) имеет три составные части: источник энергии, систему провода (управления) и исполнительный орган. Если все составляющие АСИ объединены общим корпусом, то он называется моноблочным. Примером такого инструмента являются бензопилы, электромеханические молотки. В противном случае, когда все составляющие части сочленены быстроразъемными соединениями – АСИ называется блочным. К этому типу относятся, например, гидравлический АСИ – ножницы челюстные, кусачки и др. Аварийно-спасательным инструментом выполняются работы с использованием различного вида инструмента (см.табл.14.1). Классификация механизированного аварийно-спасательного инструмента для специальных работ на пожаре в таблице представлена по функциональным признакам. Таблица 14.1
Каждый из видов инструмента или оборудования должен удовлетворять параметрам технических характеристик. Однако требования пожарной безопасности обусловлены Техническим регламентом. Они сводятся к следующему: - ручной механизированный инструмент должен быть оснащен предохранительными устройствами, препятствующими случайному попаданию в подвижные механизмы частей тела человека или одежды. Органы управления механизированным пожарным инструментом должны быть снабжены указателями, исключающими неоднозначное толкование размещенной на них информации; - конструкция механизированного пожарного инструмента должна обеспечивать возможность быстрой замены рабочих элементов; - конструкция стыковочных узлов пожарного инструмента должна обеспечивать быстрое и надежное их соединение вручную без применения ключей или другого слесарного инструмента; - конструкция пожарного инструмента должна обеспечивать электробезопасность оператора при проведении аварийно-спасательных работ. В настоящее время применяется гидравлический АСИ с нагнетанием давления ручным насосом или поршневыми насосами, приводимыми в работу двигателями внутреннего сгорания с приводом от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания. studfiles.net Тема 9 Cпециальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент23.05.201611:50Назначение ,устройство,тактико-технические характеристики средств спасения с высоты при пожаре: ручные пожарные лестницы(ЛП,ШЛ,Л-60),веревки пожарные спасательные ВПС-30,ВПС-50. Назначение ,устройство,тактико-технические характеристики немеханизированного пожарного инструмента(багор пожарный металлический, лом пожарный легкий, тяжелый, универсальный, с шаровой головкой, пожарный крюк, топор плотницкий, топор пожарный поясной, ножовка по металлу, пила двуручковая, кувалда, электрозащитные средства). Ручные пожарные лестницыК ручным пожарным лестницам относятся: выдвижная пожарная лестница, лестница-штурмовка, лестница-палка. Меры безопасности при их использовании должны соответствовать НПБ. Назначение Лестница пожарная ручная трехколенная металлическая Л-60 предназначена дли поднятия личного состава пожарных частей на второй и третий этажи, чердаки и крыши двухэтажных зданий, для работы внутри помещений (в залах) при пожарах, а также для учебно-тренировочный занятий. Устройство и принцип действия Рис. 1 Лестница трехколенная выдвижная Л-60 1-подвижной блок, 2-второеколено; 3-первое колено; 4-стальной канат; 5-пеньковый канат; 6-верхняя ступень; 7-третье колено; 8-неподвижный блок; 9-тяга; 10-вилка останова; 11-нижняя ступень; 12-стенной упор; 13-стальной кронштейн; 14-блок; 15-ролик; 16-кронштейн; 17-башмак; 18-стальная труба; 19- крюк; 20-пружина Лестница состоит из трех телескопически сдвигающихся колен, из однотипных профилей и деталей. Принцип выдвигания колен - ручной с помощью канатов и блоков. У лестницы имеется подвижной блок 1, установленный на втором колене 2. Первое колено 3 подвешено на стальном канате 4 диаметром 4,8 мм, второе - выдвигается с помощью пенькового каната 5 диаметром 12 мм. Верхний конец пенькового каната закреплен на верхней ступени 6 третьего колена 7, который проходит через подвижной блок 1 второго колена и далее -- на неподвижный блок 8 третьего колена, связанный тягой 9, с вилкой 10 останова, закрепленном на третьем колене. Далее канат идет к нижней ступени 11 третьего колена, на ней и закрепляется его второй конец. Колено первое Состоит из двух балок (тетив) таврового сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Тавровая балка в средней части имеет полое прямоугольное утолщение для заделки ступеней. На верхних концах тетив установлены стенные упоры 12, которые состоят из вилки, оси и ролика. На нижних концах тетив с внешней стороны на нижней полке установлены упоры, которые удерживают колено от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину и придают направление колену, скользя по выемке тетив второго колена. К нижней ступени прикреплен стальной кронштейн 13 для крепление стального троса выдвигания колена. Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Ступени укреплены в тетивах методом завальцовки и образуют неразъемное соединение. Колено второе, пожарный лестница штурмовка безопасность Конструкция аналогична первому колену по всем основным элементам (тетивы, ступени). К верхней ступени колена прикреплен кронштейн с блоком 14, через который проходит стальной трос выдвигания первого колена, на нижней ступени установлен кронштейн с блоком 1 для пенькового каната. Над верхней и третьей ступенями с внутренней стороны, на верхней полке тетив установлены на заклепках упоры, придающие направление первому колену при выдвигании и сдвигании, а также удерживающие его от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину, при этом нижние упоры первого колена упираются в верхние упоры второго колена. На некоторых ступенях установлены по два ролика 15, по которым скользят при выдвигании и сдвигании опорные плоскости тетив вышележащего колена. Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Крепление ступеней такое же, как и в первом колене. На нижних концах тетив установлены упоры, имеющие то же назначение, что и нижние упоры первого колена. Колено третье Конструктивно мало чем отличается от первого и второго колена. К верхней ступени прикреплен кронштейн 16, к которому крепятся концы стального и пенькового канатов. Над верхней и второй ступенями, как и во втором колене, распложены упоры, удерживающие и направляющие второе колено. На трех ступенях колена установлены по два ролика 15, по которым скользит второе колено при выдвигании и сдвигании лестницы. На нижние концы тетив крепятся башмаки 17. Колено имеет 11 ступеней с шагом 350 мм и с креплением, аналогичным первому и второму коленам. Между верхней и второй ступенями крепится останов, предназначенный для удержания колена и всей лестницы в выдвинутом положении. Останов выполнен из стальной трубы 18, к которой приварены два крюка 19, а в средней части трубы приварена вилка для соединения с тягой неподвижного блока системы выдвигания лестницы. Работа лестницы Переноску, установку лестницы в вертикальное положение в сложенном состоянии, выдвигание и складывание производят два человека. При выдвигании лестницы один человек должен удерживать ее от опрокидывания за тетивы третьего колена. Второй - берется руками за наружную ветвь пенькового каната и, перебирая канат, тянет его вниз до тех пор, пока лестница не выдвинется на необходимую длину. После этого необходимо посадить второе колено ближайшей ступенью на крюки останова, находящегося на третьем колене. Работа останова заключается в следующем: при выдвигании лестницы усилие натянутого каната передается на останов и поворачивает его на угол 20 градусов. При этом крюке останова приподнимаются настолько, что второе колено беспрепятственно двигается вверх и вниз относительно нижнего колена. Для посадки второго колена на крюки останова необходимо ослабить натяжение каната (освободить его, не выпуская из рук), после чего пружина 20 повернет останов, и крюки зацепятся за ближайшую ступень второго колена. Высота свободного падения второго колена (при полностью ослабленном канате) за время срабатывания пружины останова не превышает 5-10 см. Первое колено во время выдвигания лестницы автоматически выталкивается вторым коленом вверх и висит на стальном тросе. Раздвинутую лестницу прислоняют к стене. Складывается лестница в обратном порядке. Натягивая пеньковый канат, приподнимают слегка второе колено вверх (снимают его с останова), а затем, не ослабляя натяжения каната плавно опускают колено вниз до полного складывание лестницы. Обрыв пенькового каната при выдвигании лестницы не приводит к аварии, т. к. останов под действием пружины автоматически сработает и посадит второе колено ближайшей ступенью на крюки останова третьего колена. Техническая характеристика Длина лестницы, сложенной 4400 полностью раздвинутой 10700 Габаритная ширина лестницы, мм Расстояние между тежзаш в свету, мм первое колено350 второе колено386 Высота комплекта колен в сложенном виде, мм202 Растояние между ступенями, мм350 Усилие каната при выдвигании лестницы, кгс, не более40 Масса, кг, не более48Техническое обслуживание После каждого применения на пожаре или учении лестница должна быть очищена от пыли и грязи, стальной канат и оси блоков смазаны. Для исправного содержания необходимы регулярные осмотры, испытания и ремонт лестницы. При профилактическом осмотре не реже одного раза в месяц проверять: а) состояние тетив и ступеней; б) прочность заделки ступеней в тетивы; в) наличие стенных упоров; г) затяжку гаек болтовых соединений; д) состояние блоков и осей; е) состояние канатов и заделку их концов; ж) отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы; з) исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.Испытание Все ступени лестницы подвергаются механическому испытанию крутящим моментом 1, 6 кгм. Время испытании 10 секунд. Проворачивание ступеней не допускается. При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75 град, к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации. После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания. Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП. Характерные неисправности и методы их устранения
Предназначена для подъема на верхние этажи здания путем постепенного перехода по наружной стене с этажа на этаж, от окна к окну.Лестница штурмовая. Назначение Устройство Лестница состоит из двух металлических тетив, соединенных тринадцатью ступенями, и стального крюка с зубьями. Ступеньки закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Стальной крюк укреплен на трех верхних ступенях. На нижней стороне крюка расположены зубья, предотвращающие его скольжение по опорной поверхности. Для облегчения веса крюк имеет шесть просверленных отверстий, а для жесткости - ребра, приваренные перпендикулярно к плоскости крюка. Нижние концы тетив имеют башмаки для предотвращения скольжения по опорной поверхности. Техническая характеристика Габариты лестницы, мм: Длина 4100 ширина 300 вылет крюка 590 Расстояние между тетивами 250 Шаг между ступенями 340 Количество ступеней ..,13 Масса, кг 9,3 Испытание Штурмовую лестницу требуется подвесить свободно за конец крюка и на обе тетивы (на высоте второй ступеньки снизу) нагрузить грузом по 80 кг (всего 160 кг) на 2 мин. (рис.2.а). Для испытания ступеней, штурмовую лестницу, подвесить за крюк, испытать одну из ступеней, не имеющей металлических креплений, нагрузкой 200 кг на 2 мин, приложенной к середине ступени (рис.2.б) При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба. При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка. Лестница-палка. НазначениеЛестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий. Лестница-палка в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах. Устройство Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы. При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8. Техническая характеристика Длина лестницы, мм: Сложенной - 3400 Развернутой - 3116 Сечение сложенной лестницы, мм - 105x68 Расстояние между тетивами, мм - 250 Шаг между ступенями, мм - 340 Масса, кг, не более - 10,5 Испытание Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° и нагрузить посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин. Для испытания ступеней одну из них подвергнуть (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин. При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба. При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75 град, к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться. Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр. Характерные неисправности и методы их устранения
Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к ручным пожарным лестницамРучные пожарные лестницы должны обеспечивать личному составу пожарной охраны возможность проникновения в помещения и на крыши зданий, сооружений и строений, подачи в указанные помещения огнетушащих средств и веществ, а также спасание людей из этих помещений, минуя пути эвакуации. Габаритные размеры и конструкция ручных пожарных лестниц должны обеспечивать возможность их транспортирования на пожарных автомобилях. Механическая прочность, размеры и эргономические и защитные показатели ручных пожарных лестниц должны обеспечивать возможность выполнения задач по спасанию людей с высотных уровней и подъем необходимого пожарно-технического оборудования. Веревка пожарная спасательная или ВПС выпускается ООО «НПП «Барьер-С» с 1996 года. Изготавливается из плетеной полиамидной веревки диаметром 11 мм, концы заделаны в коуши и защищены термоусаживающейся трубкой. ВПС используется для страховки спасателей при борьбе с очагами пожара или проведении аварийно-спасательных работ, в том числе вблизи источников открытого огня. Характеристики пожарно спасательных веревокДля проведения спасательных работ сегодня используют два вида таких веревок: ВПС-30 и ВПС-50. Согласно техническим условиям, они должны соответствовать следующим требованиям:
Преимущества пожарной спасательной веревкиВПС характеризуются высокой износостойкостью и разрывной нагрузкой. Так как они применяются для борьбы с пожарами, все канаты такого типа устойчивы к высоким температурам, а также к воздействию открытого пламени. Оптимальный диаметр ВПС позволяет применять их в сочетании со спасательным снаряжением любого типа. Веревки такого типа могут применяться при температурах от -40 до +50 градусов. Учитывая высокие требования, которым должна соответствовать ВПС, приобретать такие веревки рекомендуется у проверенных производителей. Одним из лидеров на российском рынке канатно-веревочной продукции является ООО «НПП «Барьер-С». Сертификаты выданные ВНИИПО МЧС России, подтверждают высокое качество предлагаемой продукции. А развитая система транспорта и логистики, делает возможной доставку товара за минимальный срок. К ручному немеханизированному инструменту относятся пожарные багры, ломы, крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. По желанию заказчика в комплект оборудования автоцистерны может включаться и другой инструмент, например, гидравлические ножницы для резки арматуры. Пожарные багры предназначены для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов. Багор пожарный металлический (БПМ) состоит из крюка, копья , металлического стержня и рукоятки . Стержень изготовлен из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготовлены из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и металлическое кольцо приварены к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили. Багор пожарный насадной (БПН) состоит из деревянного стержня , на который насаживается и крепится металлический крюк с копьем. Деревянные стержни изготавливаются из твердой древесины – березы, граба, бука. Пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций и входят в комплект пожарных автомобилей. Лом пожарный тяжелый (ЛПТ) предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полов, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей. Лом представляет собой металлический стержень диаметром 28 мм. Его верхняя часть изогнута и образует четырехгранный крюк, а на нижней части имеется заточка на два канта. Пожарный лом ПШ с шаровой головкой предназначен для обивки штукатурки, скалывания льда с крышек колодцев гидрантов. Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется шар. Диаметр его 50 мм, плоский срез имеет диаметр 25 мм. На нижнем конце лома имеется заточка на два канта с шириной лезвия 12,5 мм. Лом пожарный легкий (ЛПЛ) применяют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и других подобных работах. Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 450 и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80. Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески его. Лом пожарный универсальный (ЛПУ) используется для открывания окон и дверей. Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями. Ломы изготавливаются из стали Ст45, заостренные их части подвергаются термической обработке. Пожарные крюкиВ пожарной охране используются крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов и легкий пожарный крюк. Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей. Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначен для вскрытия конструкций внутри зданий и удаления их с места пожара. Крюк изготовлен из полосовой стали Ст45Н, сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с нижней заканчивается ушком для навязывания веревки толщиной 14…17 мм и длиной 1300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг. Топор пожарный поясной предназначен для перерубания и разборки различных элементов деревянных конструкций горящих зданий. С его помощью пожарные могут передвигаться по крутым скатам кровель. Он может использоваться для открывания колодцев пожарных гидрантов. Топор входит в состав снаряжения бойцов и командиров пожарной охраны и переносится на спасательном поясе и называется поясным. Топор пожарный поясной имеет лезвие и кирку . Его лезвие предназначено для разборки деревянных конструкций. Кирка используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях, передвижения пожарных по скатам крыш. Полотно топора изготавливается из высокоуглеродистой стали У7, а его лезвие подвергается термической обработке. Топор насаживается на деревянное топорище и закрепляется к нему металлическими накладками. Топорище изготавливают из твердых сортов древесины (береза, клен, ясень, граб, бук). Топорище не окрашивается, т.к. краска может покрывать поверхностные трещины. Длина топора составляет 350…380 мм, а его масса должны бать не более 1 кг. Электрозащитные средства используются для отключения электрических проводов. Они входят в комплект для резки электрических проводов. В него входят: резиновые перчатки и галоши (боты), резиновый коврик и диэлектрические ножницы. Диэлектрические ножницы предназначены для перерезания электрических проводов под напряжением (НРЭП). Рукоятки ножниц имеют электроизоляцию из резины. С помощью ножниц, можно перерезать провода диаметром от 1 до 15 мм под напряжением до 1000 В. они могут перерезать стальную проволоку диаметром до 6 мм. Габаритные размеры ножниц 560х260х60 мм, масса не более 3,5 кг. fireman.club Поиск / МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ+РУЧНОЙ+ПОЖАРНЫЙ+ИНСТРУМЕНТ / Pozhproekt.ruНемеханизированный ручной пожарный инструмент — ручной инструмент без привода, предназначенный для выполнения работ притушении пожара.К немеханизированному ручному пожарному инструменту относятся:
Пожарный лом предназначен для вскрытия конструкций, пробивания отверстий и других работ, а также используют в качестве рычагов. Пожарный багор предназначен для разборки кровли, перегородок, стен и других элементов строительных зданий и сооружений. Пожарный крюк предназначен для выполнения работ при растаскивании, вскрытии и обрушении различных конструкций напожарах. Устройство для резки воздушной линии электропередач и внутренней электропроводки при тушении пожаров предназначено для резки линий электропередач, а также электропроводки под напряжением до 1000 В. Гидравлические ножницы предназначены для резки оконных металлических решёток и решётчатых перегородок на пожарах. Универсальный комплект ручного инструмента предназначен для вскрытия элементов конструкций зданий, а также транспортных средств, повреждённых при дорожно-транспортных происшествиях, и высвобождения пострадавших. Литература: ГОСТ Р 50982-2003. Техника пожарная. Инструмент для проведения специальных работ на пожаре. Общие технические требования. Методы испытаний. pozhproekt.ru Механизированный аварийно спасательный инструментПри тушении пожаров возможны ситуации, когда для выполнения боевых действий по вскрытию конструкций потребуются средства более мощные, чем ломы, богры, топоры, пилы, ножницы-кусачки. Сейчас применяется механизированный инструмент, который можно разделить на две группы. Первую группу составляют электропилы и электродолбежники. К ней также относят автогенорезательные установки, пневмодомкраты резино-кордовые и т.д. Ими комплектуют специальные ПА различного назначения. Вторая группа включает аварийно спасательный инструмент (АСИ) с гидроприводом. Инструментами этой группы комплектуют как специальные ПА, так и автоцистерны и автонасосы. Комплект АСИ включает источники энергии, блок управления и набор инструментов с высокими параметрами силовых характеристик. Источники энергии представляют собой насосные станции с механическим приводом или поршневые насосы с ручным приводом. Насосные станции предназначены для нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы АСИ. В качестве рабочей жидкости используется масло МГЕ-10А. Современные насосные станции осуществляют подачу рабочей жидкости поршневыми насосами. Их приводами могут быть бензиновые двигатели внутреннего сгорания или электродвигатели, работающие от сети переменного тока с частотой 50 Гц и напряжении 220 В. Насосные станции бывают одно- и двухпостовые, обеспечивающие работу одного или двух инструментов одновременно. При относительно небольших размерах (площади 0,1...0,2 м2 и высота до 0,5 м) станции имеют относительно малые массы, поэтому их можно подносить близко к месту работы. Параметры технических характеристик насосных станций представлены в табл. 7.8. Таблица 7.8
Примечание. 1. В этой таблице и дальше указаны средние значения параметров характеристик насосных станций и инструмента. 2. В знаменателях указаны параметры для двухпостовых станций. Ручные насосы предназначены для подачи рабочей жидкости в гидравлические системы АСИ и другие малогабаритные механизмы с высокими характеристиками. Ручные насосы используются там, где применение насосных станций нерентабельно или работа с ними опасна по технике безопасности. Они обычно двухступенчатые и развивают давление 80 МПа. В зависимости от параметра давления их масса находится в пределах 4,5...16 кг, а объем бака от 0,7 до 2,5 л. Рукава высокого давления РДВ армированные предназначены для использования как гибкие трубопроводы для подачи рабочей жидкости от насосной станции в гидроинструмент. Они имеют условный проход 6 мм, рассчитаны на рабочее давление 80 МПа (разрушающее давление не менее 190 МПа). Длина до 20 м. Аварийно-спасательный инструмент, рекомендованный для комплектования ПА различного назначения можно разделить на две группы. Первая – инструменты для резания металлических материалов различного профиля: прутья, уголки, троссы, листовой материал. Вторая – различные устройства для раздвигания или подъема элементов разрушенных конструкций, расширения проемов, узких проходов и т.д. Инструмент для резания металлов: резаки, ножницы, кусачки (табл. 7.9). Таблица 7.9
Примечание: * Указана толщина перерезаемого листа. ** Указаны усилия толкающие и тянущие.
Похожие статьи:poznayka.org Механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки конструкций344. Техническое обслуживание и проверка исправности механизированного инструмента, которым укомплектованы пожарные автомобили, производится при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации. 345. Меры безопасности при работе с механизированным инструментом должны соответствовать требованиям ГОСТ: иметь автоматическое отключение вращающихся режущих органов при прекращении воздействия на органы управления и защитный кожух, закрывающий режущую часть абразивного круга не менее чем на 170°; обеспечивать выхлоп отработанных газов, направленных в сторону от органов дыхания оператора и не загрязняющим зону его дыхания вредными примесями свыше норм, установленных соответствующим ГОСТ. 346. К работе с механизированным инструментом приказом руководителя подразделения ГПС допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, получившие удостоверение установленного образца. 347. При работе с механизированным инструментом необходимо соблюдать следующие требования: перед запуском двигателя проверить надежность крепления рамы, приставок, шины, отрезного круга, натяжения пильной цепи; при запуске двигателя пильная цепь и отрезной круг не должны касаться каких-либо предметов, при этом запрещается наматывать трос стартера на руку; на холостом ходу, во избежание разноса, двигатель должен работать при отпущенном рычаге управления газом; дополнительная заправка топливом инструмента допускается только при остановленном двигателе; начало резания и конец его (вывод рабочей части инструмента из пропила) должны выполняться плавно, без рывков; переносить инструмент с работающим двигателем допускается только при холостых оборотах двигателя; при разрыве или сбеге пильной цепи, ослаблении крепления приставок, шины, отрезного круга, защитного кожуха и других неисправностях, обнаруженных в процессе выполнения работы, следует немедленно сбросить газ и остановить двигатель. 348. При работе с бензомоторными пилами, отбойными молотками, дымососом личному составу подразделений ГПС запрещается: работать неисправным инструментом и запускать двигатель без приставки; включать сцепление на холостом режиме работы двигателя; выводить двигатель без нагрузки на рабочие обороты; производить регулировочные работы на приставках и устранять неисправности при работающем двигателе; останавливать двигатель путем снятия колпака провода высокого напряжения в свече; работать с отбойным молотком и при резании абразивным кругом без защитных очков или защитных стекол пожарных касок. Электросиловые установки349. Меры безопасности при эксплуатации электрических силовых установок должны соответствовать требованиям Правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов, а личный состав подразделений ГПС должен иметь соответствующую квалификацию. Пневмокомпрессоры350. Стационарные и передвижные компрессорные установки должны эксплуатироваться, ремонтироваться и испытываться в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Регистрации в органах Госгортехнадзора или соответствующих республиканских, территориальных и ведомственных органах котлонадзора не подлежат сосуды, стационарные или передвижные, работающие под давлением до 1,6 МПа с температурой стенки до 200°C, у которых произведение емкости в литрах на давление в атмосферах (избыточных) не превышает 500. Результат испытаний заносится в паспорт, а на установке указывается дата очередного испытания. 351. К работе на пневмокомпрессорах допускаются лица, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены, получившие удостоверение на право работы и назначенные приказом руководителя подразделения ГПС. 352. Компрессоры, применяемые при техническом обслуживании и ремонте машин, монтируются в специальном, отведенном для этих целей месте, с соблюдением требований, обеспечивающих их безопасную работу. 353. При эксплуатации пневмокомпрессоров необходимо: вывешивать у каждого компрессора инструкцию по охране труда при работе на нем; предусматривать ограждение компрессора в гаражах металлической сеткой или решеткой; закрывать вращающиеся части компрессора и привод к нему ограждениями; снабжать компрессорные установки необходимой контрольно-измерительной аппаратурой; немедленно прекращать работу компрессора при обнаружении технической неисправности; обращать особое внимание на состояние предохранительных клапанов, производить их продувку в период работы (но не реже одного раза в смену), уделять внимание предельному давлению их срабатывания; в зимнее время удалять конденсат из резервуара и масло-влагопоглотителя после каждой остановки компрессора. 354. Манометры и натяжные гайки пружинных предохранительных клапанов должны быть проверены и опломбированы. Поверка манометров и их опломбирование проводится ежегодно, а также после проведения ремонта установок. studfiles.net |