Eng Ru
Отправить письмо

32. Естественные монополии и методы их регулирования. Регулирование поведения фирмы монополиста осуществляется главным образом


Тема 10. Монополия

10.1. Поведение фирмы–монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде

10.1.1. Основные черты монополии

10.1.2. Поведение фирмы-монополиста и последствия монополизации

10.2. Принципы антимонопольной политики

10.2.1. Сущность проблемы демонополизации

10.2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

10.2.3. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий

10.3. Проблема монополизации российского рынка

 

10.1. Поведение фирмы–монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде

10.1.1. Основные черты монополии

 

Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции (схема 10.1). Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между  производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель–гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно на схеме 10.1, всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции последнего. Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

            Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж, и уж, конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и даже капризов последнего.

            Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли являются:

      преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии).

      легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права).

      нечестная конкуренция.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах позволяет им полностью монополизировать рынок.

            Важным частным случаем монополистической структуры рынка, формирующейся на основе преимуществ крупного производства, являются естественные монополии. Как уже отмечалось выше, они возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка. Поэтому чем больше компания, чем ближе она к 100%-ому охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. Вот эти-то рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для всех, стремящихся к вторжению в отрасль.

Если отвлечься, однако, от случая естественных монополий, то кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль (схема 10.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием названных природных ресурсов продукт, и сам был уникальным и незаменимым.

            Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара. 

            Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент — есть право, нет патента — нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоящего времени используются иностранцами бесплатно.

            Впрочем, у барьеров, связанных с научно-техническими достижениями, есть не только правовая, но и чисто экономическая составляющая. Их собственник обладает уникальными знаниями, которые недоступны конкурентам вне зависимости от правовых норм, а просто потому, что только первооткрывателю известны все детали и “подводные камни”, касающиеся изобретения. Такого рода специальные знания принято называть ноу хау (от английского know how, буквально означающего “знать как”), и они также оберегают монополию-изобретателя от нарушения ее прав.

            Еще одним источником легальных барьеров является предоставление государством исключительных (монопольных) прав на производство и/или торговлю определенной продукцией только одной фирме. Чаще всего подобные исключительные права предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности.

            Скажем, в ряде стран продажа оружия, наркотических веществ для медицинского использования, алкоголя и т.п. осуществляет лишь одна государственная фирма. В России существует закон о государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции. Однако содержащиеся в нем нормы — вопреки названию — закрепляют не монополию, а лишь жесткий государственный контроль за этими видами деятельности.

Чуть позже мы убедимся в общем резко отрицательном отношении государства к монополии. И если государство само способствует установлению этой структуры рынка, то делает это, как в случае с легальными барьерами, только по необходимости. Так, защита прав собственности в рыночной экономике является одним из высших приоритетов. Только благодаря их соблюдению эта экономическая система способна функционировать. Ради этого приходится мириться даже с монополизмом. А патентная защита изобретений — это еще и способ ускорения научно-технического прогресса. Кто будет тратить огромные усилия и деньги на разработку новых продуктов, если не защитить их от бесплатного копирования?

Все эти соображения не распространяются на еще один тип барьеров на пути в монополистическую отрасль — на так называемую нечестную конкуренцию. С проявлениями последней государство борется самым жестким образом.

            Дело в том, что крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Так, конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта.

Схема здесь примерно одна во всех случаях. Честно вытеснить с рынка мелкого конкурента часто бывает трудно. Но можно пойти иным путем. Можно обратиться к руководству фирм-партнеров (железных дорог, перевозящих и грузы монополиста, и грузы конкурента; торговых фирм, реализующих их товары; банков, предоставляющих кредиты и т.п.) с ультиматумом: выбирайте — или мелкий конкурент, или наша корпорация. За счет продуктов корпорации фирмы-партнеры делают значительную долю своего оборота, за счет мелкого конкурента — сотые доли процента. Поэтому ответ на ультиматум очевиден. У мелкого конкурента под благовидным предлогом перестанут закупать его продукцию, откажутся ее перевозить, перестанут давать кредиты. Появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда  бы не сложилась.

            Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг — умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма — потенциальный монополист наверняка имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.

            В наше время особенно много возможностей нечестной конкуренции таится в рекламе. Имея большой рекламный бюджет (что всегда легче для фирмы-гиганта) можно легко опорочить продукцию конкурентов или внушить неверные представления о своих изделиях. Поэтому задача государства состоит в жестком пресечении любых форм нечестной практики, что, впрочем, не исключает их возрождения во все новых и новых видах.

studfiles.net

Регулирование деятельности монополий

Причины необходимости такого регулирования - существование монополии дорого обходится обществу.

1. Общество получает меньшее количество продукции, чем оно могло бы при совершенной конкуренции.

2. За меньшее количество продукта потребители платят чрезмерно высокую цену.

3. К тому же у потребителей нет возможности выбора - на рынке есть только один поставщик данного товара. Если потребителю что-то не нравится, единственный выход - вообще не покупать данный товар.

4. Можно сказать, что монополист лишает другие фирмы возможности заниматься тем же видом деятельности, которым занимается он сам. Делается это путем ограничения доступа на рынок. Ограничение доступа на рынок - это коммерческая практика (включая слияния), которая сокращает доступ покупателей к поставщику (предшествующее ограничение доступа) и/или ограничивает доступ поставщиков к покупателю (последующее ограничение доступа). Для ограничения доступа на рынок существует множество способов:

А) Монополист-покупатель, например, может купить фирму-поставщика или организовать свое производство, чтобы изготавливать промежуточный товар. Предшествующее отделение тогда перестает заключать контракты с внешними покупателями или начинает вытеснение путем снижения цены (“price-squeese”), т. е. назначения слишком заниженной цены.

Б) Поставщик может подписать с покупателями контракты по ограничению сбыта или установлению исключительных территорий.

В) Производитель комплементарных (т. е. дополняющих друг друга) товаров может ввести связанные продажи, означающие продажу одного товара только при условии одновременной покупки и товара-дополнителя, а также сделать свой основной товар несовместимым с комплементарными товарами других производителей.

5. В условиях монополии производитель может менее рационально и эффективно использовать ресурсы, чем фирма, работающая в условиях жесткой конкуренции. В условиях конкуренции производитель не может всецело контролировать цену, следовательно, снижение издержек производства является для него жизненно важным. Монополист может диктовать цены, поэтому ему проще будет переложить растущие издержки на потребителей. Зачастую монополии стоят на пути технического прогресса.

6. Монополия имеет отрицательные последствия и для работников, занятых в данной отрасли. Если на рынке господствует один крупный производитель, у рабочих меньше возможностей выбора места работы. Монополист может снизить заработную плату ниже среднего уровня.

На конкуренцию в экономике возлагается выполнение крайне важных функций регулирования, мотивации, распределения и контроля, но само общество, как правило, не в состоянии справиться с негативными сторонами монополий и сохранить конкуренцию. Рыночный механизм регулирования не является совершенным. Требуется вмешательство государства, которое должно создать специальную систему правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции и ее качество. Поэтому все страны принимают специальное антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство любой страны, как правило, запрещает такие действия как: фиксирование цен; ограничение доступа на рынок; раздел рынков по географическому принципу; принудительные соглашения; оказание предпочтения одним контрагентам перед другими; применение демпинговых цен; неоправданное ограничение объемов производства; образование переплетающихся директоратов; бесконтрольное приобретение одной компанией крупных пакетов акций другой компании.

В каждой стране существует специальный орган для контроля над монополистической деятельностью, который уполномочен рассматривать нарушения антимонопольного законодательства, выступать обвинителем в суде, а также давать предписания хозяйствующим субъектам о прекращении противоправных действий и возмещении причиненного этими действиями ущерба.

8. Что из следующего не приводит к монополии:

а) лицензии;

б) авторские права;

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких суб­ститутов?

9. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК – международный нефтяной картель.

б) компания IBM.

в) банк «Аваль».

г) издательство «Известия».

д) городской метрополитен.

10. Монополист устанавливает цену, равную предельным издержкам.

а) верно;

б) неверно.

11. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше.

б) максимизировать прибыль.

в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой

спроса.

г) выбрать такой объем выпуска, при котором MR = P.

д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

12. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны цене продукта.

б) предельные издержки равны общим издержкам.

в) предельный доход равен предельным издержкам.

г) предельный доход равен общим издержкам.

д) средние издержки равны цене продукта.

13. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции покупателям.

б) различия в оплате труда по национальности и полу.

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на

потребительские товары.

г) повышение цены на товар более высокого качества.

д) все предыдущие ответы неверны.

14. Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике.

а) верно;

б) неверно.

15. Для конкурентной фирмы цена продукта равна предельному доходу.

а) верно;

б) неверно.

studfiles.net

Регулирование деятельности монополий

Количество просмотров публикации Регулирование деятельности монополий - 736

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и в связи с этим, по мнению специалистов, подлежат общественному регулированию. Наиболее распространенными способами регулирования монопольной власти являются:

1. Установление предельных цен;

2. Введение налогов;

3. Предоставление субсидий;

4. Государственная собственность на компании - монополии;

5. Государственное регулирование, распространяющееся на цены, объёмы производства, условия входа и выхода из регулируемых отраслей;

6. Антимонопольная политика.

Налогообложение монополии.

Одним из методов ограничения монопольной власти являются налоги, которые сокращают прибыли предприятий монополистов. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит от объёма выпуска, и национального, взимаемого независимо от объёма выпуска.

Влияние потоварного налога.

Обозначим ставку потоварного налога через Т. Тогда прибыль монополиста составит

П = TR (Q) – TC (Q) – TQ (46)

Возьмем производную по объёму выпускаемой продукции:

тогда

(47)

Потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных издержек. Следовательно МС2=МС1+Т. Условие максимизации прибыли монополиста выполняется при объёме выпуска Q2 и цене Р2. (см. рис.76).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, введение потоварного налога приведет к снижению объёма выпуска, увеличению цены и сокращению прибыли монополиста.

Влияние национального налога.

В отличии от потоварного сумма национального налога не зависит от объёма выпуска. По этой причине он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных издержек (к примеру, стоимость лицензии на исключительное право занятия какой-либо деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит

(48)

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), уравнивая предельный доход и предельные издержки и ставки налога.

Влияние потоварного налога показано на рис.76. Здесь АС1и МС1 – кривые средних и предельных издержек в коротком периоде, Q1 и Р1 – оптимальный выпуск и цена до введения налога.

Где G – сумма национального налога. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет

(49)

Как видно на рис.77. оптимальный выпуск и цена продукции после введения национального налога не изменились, уменьшилась лишь прибыль полученная монополистом. Значит национальный налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя даже частично переложить на потребителœей через более высокую цену и меньший объём выпуска. Как в случае повторного налога.

Рис.76. Влияние потоварного налога на поведение монополиста.

Рис.77. Влияние национального налога на поведение монополиста.

Так же, как национальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. В случае если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремиться максимизировать чистую прибыль (П2).

П2(Q)=(100-t)[TR(Q)-TC(Q)] (50)

В случае если t<100, (100-t)>0 и, следовательно MR(Q)-MC(Q)=0, ᴛ.ᴇ. MR(Q)=MC(Q). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объём продукции и ее цена не изменится.

Рис. 78. Убытки от монопольной власти

Рис.79. Х-неэффективность фирмы.

Монополистическая конкуренция

1. Дифференциация продукта – наиболее заметная черта рынка монополистической конкуренции. Дифференцированным или индивидуальным продуктом является близкий конкурент другого, более или менее аналогичного, но обладающий некоторыми индивидуальными свойствами, позволяющим назначать на него особую цену. Типичным примером являются автомобили разных марок, телœевизоры, холодильники, видеомагнитофоны, компьютеры, одежда, обувь, мебель, сигареты, напитки, даже обычное продовольствие – хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные и иные продукты.

2. В отрасли существует относительно большое число предприятий, каждое из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого предприятием и его соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходит 1%, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% рыночных продаж.

3. Монопольно-конкурентные фирмы не считаются с реакцией своих конкурентов, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают объёмы производства. Такое поведение фирм на рынках монополистической конкуренции является следствием большого числа фирм.

4. Доступ на рынок с монополистической конкуренцией относительно свободен – новым фирмам несложно вступить в отрасль со своими товарами, а существующим выйти, в случае если их товары перестали пользоваться спросом.

Рис. 80. Прибыли фирмы в краткосрочном периоде.

Рис. 81. Убытки фирмы в краткосрочном периоде.

Рис. 82. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции.

Фирма, благодаря расходам на рекламу, перемещает свою кривую спроса с D1 до D2. Максимизирующим прибыль выпуском является тот, для которого МР2 равен предельным издержкам. На производство плюс предельные издержки реализации МС+МСS. При отсутствии какой-либо рекламы эта фирма получила бы нулевую экономическую прибыль, как показано на рисунке. Реклама позволяет фирме извлекать положительную экономическую прибыль.

Олигополия

referatwork.ru

Регулирование деятельности монополий

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 48Следующая ⇒

 

Монополист получает монополистическую сверхприбыль и покрывает свои X-неэффективные издержки путем повышения цен и сокращения объема производства за счет покупателей своей продукции. Сельскохозяйственные производители, покупая продукцию монополистов по завышенным ценам, увеличивают свои издержки, что приводит к убыткам или сокращению прибылей.

В мировой практике в качестве меры регулирования естественной монополии государство устанавливает максимальную или принудительную цену.

Вспомним, что на конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда приводит к безвозвратным потерям. Однако в условиях несовершенной конкуренции регулирование цен государством, напротив, может уменьшить или даже устранить безвозвратные потери, связанные с монопольной властью. На рис. 8.1 иллюстрируется регулирование цены государством.

В условиях невмешательства государства монополия будет производить количество продукции Qm и назначать цену pm.

Предположим, что государство устанавливает максимальную цену p1. В связи с тем, что монополист не имеет права продавать свою продукцию по цене выше p1, то новая кривая среднего дохода фирмы до точки с объемом производства Q1 представляет собой отрезок p1N, а далее (сверх Q1) совпадает со старой кривой (AR=D).

Предельный доход в этих условиях представляет собой ломаную кривую (на рис. 8.1 показана жирной линией): до объема производства Q1 предельный доход совпадает со средним доходом (отрезок p1N), а сверх Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней линией (от точки L вниз-вправо).

Фирма будет выпускать объем продукции Q1, так как именно при таком объеме производства предельный доход совпадает с предельными издержками (точка K).

Рис. 8.1. Регулирование цены.

 

Таким образом, при установлении государством максимальной цены p1 увеличивается объем производства, продукция продается по более низкой цене, безвозвратные издержки от монопольной власти сокращаются.

Государство может снижать цену до уровня p2, которая равна предельным издержкам. В этом случае объем производства возрастет до Q2 – уровня конкурентного рынка (в краткосрочном периоде), а безвозвратные издержки, связанные с монопольной властью, исчезнут.

Если государство установит цену p3 (т.е. ниже p2 = MC), то возникает ситуация, аналогичная установлению максимальной цены в конкурентных условиях: образуется дефицит (Q3 – Q́3) и безвозвратные потери от регулирования цен. Наконец, если государство установит цену ниже p4, т. е. ниже минимальных средних издержек, то фирма несет убытки и закрывается.

Особым случаем является регулирование государством цен на продукцию естественных монополий. На рис. 8.2 представлена модель естественной монополии, особенность которой в том, что кривая спроса пересекает график средних издержек выше, чем предельных издержек.

Цена может быть равна предельным издержкам (p=MC), которая называется общественно оптимальной. Она позволяет достигать эффективного распределения ресурсов.

Графически общественно оптимальная цена (pb) соответствует точке (B) пересечения кривой рыночного спроса (D) и кривой предельных издержек (MC), так как кривая спроса обозначает комбинацию цены и количества продукции (рис.2). В этом случае для монополиста кривая спроса становится совершенно эластичной до точки B. Установление общественно оптимальной цены уничтожает стимул монополиста к ограничению выпуска продукции. При данной законодательно установленной цене монополист будет максимизировать прибыль, производя количество продукции, равное qb.

Рис. 8.2. Регулирование естественной монополии.

 

Государством может быть установлена цена на уровне средних издержек (p=AC), которая называется «обеспечивающая справедливую прибыль» (на рис. 8.2 – точка pa).

Выбор цены, которую должно установить государство, чтобы предотвратить злоупотребление монопольной властью, зависит от конкретной отрасли. Мировой опыт показывает, что при регулировании естественных монополий, которые располагают значительной избыточной мощностью в силу специфики предоставляемых услуг (кривая спроса в этом случае пересекает график средних издержек выше, чем предельных издержек), предпочтение отдается цене, «обеспечивающей справедливую прибыль» (p=AC). Такую цену целесообразно установить на оказываемые сельскому хозяйству транспортные услуги железной дороги, электроэнергию, коммунальные услуги. Если бы цена была установлена на уровне, равном предельным издержкам (p=MC), то предприятие (естественный монополист) имело бы убытки, которые государству пришлось бы покрывать за свой счет, что нежелательно со многих точек зрения.

ВЫВОДЫ

 

1. Антимонопольное законодательство в широком смысле направлено против всех форм проявления монопольной власти, в узком – против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих монопольной властью и злоупотребляющих ею.

2. Необходимость в антимонопольном законодательстве возникла еще в конце XIX века в связи с усилением концентрации производства и возникновением монополий.

3. Классическим примером борьбы с монополиями является антитрестовское законодательство США, которое включает такие важнейшие законы, как Шермана, Клейтона, о Федеральной комиссии по торговле, Уиллера-Ли, Селлера-Кефовера.

4. Закон Шермана (1890 г.) запрещает любые соглашения (явные или тайные), объединения, которые имеют целью ограничение производства или торговли.

5. Закон Клейтона (1914 г.) запрещает ценовую дискриминацию, продажу товаром с принудительным ассортиментом, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и личной унии.

6. Законом о Федеральной комиссии по торговле (1914 г.) возлагается на созданный одноименный орган задача возбуждения и расследования дел о нечестной конкуренции.

7. Законом Уиллера-Ли (1938 г.) на Федеральную комиссию по торговле возложена обязанность защищать потребителей от ложной информации или вводящей в заблуждение рекламы, искаженной информации о качестве продуктов.

8. Законом Селлера-Кефовера (1950 г.) запрещается фирме приобретать у конкурентов не только акции (как по закону Клейтона), но и вещественные элементы активов другой фирмы, если это может ослабить конкуренцию.

9. Антитрестовское законодательство направлено на развитие конкуренции, пресечение монополизации, основанной на внеэкономических методах, захвате рынка путем ограничительной практики.

10. В Беларуси антимонопольное законодательство представлено прежде всего законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (1992 г.), в котором, с одной стороны, определены организационные и правовые меры пресечения и предупреждения монополистической деятельности, а с другой – меры по созданию условий для развития конкуренции и защиты прав потребителей.

11. В качестве меры регулирования монополии государство устанавливает максимальную или принудительную цену. В условиях несовершенной конкуренции (в отличие от совершенной) регулирование цен государством уменьшает или даже устраняет безвозвратные потери, обусловленные монопольной властью.

12. Государство регулирует цены с целью устранить стремление монополистов недораспределить ресурсы в отрасль и получить за счет этого экономические прибыли. Общественно оптимальная цена соответствует точке пересечения кривой спроса и предельных издержек. Цена, обеспечивающая справедливую прибыль, соответствует точке пересечения кривой спроса и средних издержек.

 

Читайте также:

lektsia.com

32. Естественные монополии и методы их регулирования.

Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба производства позволяет одному предприятию удовлетворять весь рыночный спрос без снижения отдачи от масштаба производства.

Существует 2 типа естественных монополий:

1)Природные.(Фирма купила участок земли и обнаружила месторождение уникальных полезных ископаемых. Закон защищает права собственника, который становится монополистом)

2)технико-экономические. Возникновение этого вида монополии связано с проявлением эффекта масштаба, т.е. когда фирма обладает уникальным техническими либо экономическими факторами.

К основным признакам естественной монополии относят:

1)более эффективная деятельность субъектов естественных монополий в отсутствие конкуренции. Это связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно постоянными издержками.

2)высокие барьеры выхода на рынок, поскольку фиксированные издержки, связаннные с осуществлением деятельности, вряд ли могут окупиться

3)низкая эластичность спроса(спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависят от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции(услуг) из-за невозможности их замены другими товарами

4) сетевой характер организации рынка. т.е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых оказываются определенные услуги.

Способы регулирования естественных монополий включают:

1)принятие государством на себя обязанности предоставлять соответствующий вид услуг

2)установление величины прибыли в регулируемой цене продукции и услуг естественных монополий

3)инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна. Факторы, которые могут вывести фирму из разряда естественных монополий:1) рост численности населения2)либерализация внешней торговли3)удешевление транспорта

33. Дифференциация продукции и максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – конкуренция, характеризующаяся большим количеством мелких фирм, которые производят однотипную продукцию.

К отличительным чертам монополистической конкуренции относят:

1)множество мелких фирм, имеющих незначительную долю в совокупном объеме рынка

2) неоднородность продукции, которая проявляется в следующих формах(качество работы, условия продажи и оказываемых при этом услуг, размещение продукта и степень его доступности для покупателей, достоинство товара(оригинальная упаковка, реклама, известные торговые марки)

3) отсутствие затруднений для входа в отрасль и выхода из нее

4)незначительные ограничения доступа к информации

5)активная реклама компании, продвижение торговых знаков, марок и т д

6)степени контроля над ценой, ограниченная большим числом фирм, участвующих в монополистической конкуренции, практическое отсутствие тайных сговоров фирм по поводу ограничения объемов производства и регулирования цен.

Товар каждой торгующей на рынке фирмы является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продавцы, предлагая свой товар, наделяют его исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Если покупатели считают, что именно эти туфли более удобны, то они отдадут им предпочтение и купят их. Таким образом, на рынке существует дифференциация продаваемых товаров. Такая дифференциация возможна:1) из-за действительных качественных отличий между продуктами 2) предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или имидже, связанных с обладанием или использованием этого товара.

Максимизация прибыли. В краткосрочном периоде для фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции, условие максимизации прибыли будет таким же, как и для фирмы монополиста. Для того чтобы величина прибыли была максимальной, фирме необходимо производить такое количество продукции, при котором предельная выручка равна предельным издержкам: MR (Q) =MC (Q). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.  Рис. 5 - Прибыль фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде  Положительная экономическая прибыль, которую получают монопольно-конкурентные фирмы в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Её кривая спроса сместится вниз, как показано на рис. 6. Кривая спроса D будет касаться кривой средних издержек фирмы.   Рис. 6 - Равновесие на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде 

studfiles.net

Государственное регулирование естественных монополий — КиберПедия

Чаще всего государством регулируется деятельность естественных монополий. Изучение особенностей существования таких рынков (газоснабжение, почта, водоснабжение) показало, что длительная и жесткая конкуренция на них не является нормой, и она может быть расточительной. При этом возникает угроза злоупотребления рыночной властью монопольной фирмой.

Необходимость регулирования рынков естественных монополий объясняется их тесной взаимосвязью с другими рынками: их продукция является промежуточным ресурсом для многих производств, а достаточных стимулов для эффективного распределения объема выпуска у частных компаний нет. Отсюда следует, что инвестирование будет не оптимальным с точки зрения общества, объем производства – слишком низким, цены – слишком высокими при отсутствии регулирования.

 

Методы регулирования естественных монополий делятся на две группы:

- неценовые (ограничение доходности фирмы-естественной монополии, регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий).

- ценовые.

 

• Основным неценовым методом регулирования является ограничение уровня доходности, или установление справедливой нормы доходности. Он широко используется в США.

Предположим, регулируемая фирма стремится максимизировать прибыль, но на нее наложено ограничение по доходности: норма ее дохода на капитал не может превышать величину s, удовлетворяющую условию:

 

r<s<rM

 

где r – стоимость капитала данной фирмы (издержки его применения), rM – максимальная цена, которую могла бы заработать нерегулируемая монополия.

 

С одной стороны, потребители получают определенную прибыль. С другой – подобное регулирование не стимулирует фирму к эффективной производительности.

Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.

Считается, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях ограниченной регулируемой государством доходности на капитал, фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование. Использование более капиталоемких методов производства по сравнению с теми, которые преобладали бы в отсутствие регулирования, в свою очередь, приводит к повышению средних издержек по сравнению с минимально возможным уровнем. Это - эффект Аверча-Джонсона.

 

В США нормальными пределами, в которых устанавливается справедливая норма доходности (после налогообложения), считаются 6-10% (на 2 пункта выше доходности безрисковых казначейских векселей).

Обычно регулирующие органы определяют стоимость капитала как взвешенное значение средних ставок процента по облигациям и приблизительно 10-12% «стоимости» капитала. Но часто, норма устанавливается как компромисс между предложениями компании и регулирующими органами. Так, в США в 1974-1977 гг норма доходности энергетики составляла 8,3%, транспорта и газа – 9,7%, коммунального газоснабжения – 10,9%.

 

Этот неценовой метод, помимо вышеуказанных недостатков, связан с трудностью измерения капитала, асимметрией информации, учетом принятой производственной функции фирмы, влиянием инфляции. Поэтому применяются альтернативные ценовые методы, такие, как установление предельной цены на ее услуги (продукты).

 

• Данный метод лишен недостатков определения справедливой нормы доходности. Он основан на ценовой формуле, в соответствии с которой и определяется цена. Цена может расти, но не более чем растет индекс розничных цен или до определенного предела (т.е. за вычетом какой-либо величины).

В этом случае у монополиста появляется возможность установления цены выше средних издержек и получения экономической прибыли. Кроме того, сокращаются издержки регулируемой компании в результате появления возможностей для совершенствования технологий или увеличения объема спроса выше среднего уровня, что и можно учесть в ценовой формуле. Это метод позволяет получить более эффективное использование ресурсов естественных монополий.

На установление предельной цены влияет ряд факторов. Прежде всего, чтобы стимулы к внедрению технических нововведений были достаточными, монополия должна обладать реальными правами на присвоение экономической прибыли.

Еще одна проблема – порядок и периодичность пересмотра регулирующими органами предельных цен, а также соблюдение последними договорных условий. Если период велик, то со временем разница между ценами и издержками фирмы может быть большой и привести к неэффективности фирмы. Но короткий период пересмотра цен, в течение которого эта проблема может и не проявиться, приводит к тому, что монополия извлекает меньше выгод из инноваций и ослабляются стимулы для сокращения издержек.

 

Т. о. регулирование деятельности естественных монополий – это один из наиболее значимых видов государственного регулирования экономики. В каждой стране действуют свои органы, в чью задачу входит контроль и регулирование соответствующих сфер деятельности. И свои ценовые методы. Остановимся на них подробнее.

 

Методы государственного регулирования естественных монополий:

1) ценообразование по предельным издержкам (Р = МС).

Ценой, обеспечивающей Парето-эффективное равновесие на рынке, является цена, равная предельным издержкам. Однако в этом случае фирма-естественная монополия будет получать нормальную (экономическую) прибыль только в случае постоянной (убывающей) отдачи от масштаба производственной функции. Если же отдача от масштаба положительная, средние издержки снижаются и при любом объеме выпуска превышают предельные. Поскольку кривая средних издержек (АС) на всем своем протяжении расположена выше кривой МС, то такой тип ценообразования ведет к потерям со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидию в размере негативной прибыли (рис. 9.1).

Изменение общественного благосостояния по сравнению с нерегулируемой естественной монополией складывается из следующих компонентов:

· рост потребительского излишка благодаря снижению цены до уровня предельных издержек;

· снижение прибыли естественной монополии;

· сумма субсидии, необходимая для безубыточности естественной монополии.

 

Положительный эффект ценообразования по предельным издержкам превосходит отрицательный. Ценообразование на уровне предельных издержек приводит к повышению благосостояния по сравнению с рынком нерегулируемой монополии. Рост благосостояния достигается путем его перераспределения в пользу потребителей продукции естественной монополии, за счет, во-первых, прибыли фирмы-естественной монополии, во-вторых, налогоплательщиков, в том числе тех, кто не потребляет конкретную продукцию.

 

Такая модель ценообразования теоретически могла бы быть эффективной. Однако в реальной жизни выбору оптимальной цены и оптимального объема субсидии препятствуют, с одной стороны, асимметричность информации между фирмой-естественной монополией и регулирующими органами об уровне издержек; с другой стороны, проблемы, связанные с введением новых налогов.

Потери благосостояния от повышения налогов государство редко способно - если вообще когда-либо способно - компенсировать выигрышем от осуществления отраслевой политики. В немалой степени это связано с высокими издержками, необходимыми для административного перераспределения средств через бюджет. Кроме того, государственное субсидирование порождает проблему мотивации менеджеров: если менеджеры знают, что убытки неизбежны и будут возмещены государством, они перестают стремиться к минимизации издержек. В результате выигрыш общества от установления низких цен на уровне предельных издержек может даже не компенсировать потери производственной эффективности. Поскольку источником государственного субсидирования являются налоги, государственное субсидирование сопровождается в этом случае непомерным ростом налогового бремени.

Большинство применяемых в практике современных экономических систем схем ценообразования на продукцию естественной монополии используют принцип не «первого лучшего», а «второго лучшего». Такова, к примеру, схема ценообразования по Рамсею.

 

 

2) ценообразование Расмея (Р = АС). Фирма не получает прибыли, но и не несет убытков;

• Цена Рамсея («социально справедливая» цена) для однопродуктового монополиста.

Принципом установления социально справедливой цены служит максимизация потребительского выигрыша при условии безубыточности деятельности естественной монополии (рис. 9.2).

 

Это требует выбора такого уровня цены, чтобы фирма могла получать нормальную прибыль, лишь производя выпуск, равный объему спроса на ее продукцию.

Результатом установления цены на уровне «социально справедливой» является чистый выигрыш общественного благосостояния. Таким образом, достигается субоптимальное распределение ресурсов: хотя цена выше предельных издержек, потери общественного благосостояния минимизированы.

Тем не менее, многие проблемы, связанные с ценообразованием по предельным издержкам, сохраняют свою силу и для «социально справедливой» цены. Это относится к асимметрии информации об уровне издержек, создающей стимул к завышению отчетного уровня затрат естественной монополии.

Кроме того, ценовое регулирование естественной монополии предполагает, что производитель должен не только возместить свои издержки, но и получить доход, соответствующий альтернативной ценности использования капитала. Практически оценка уровня нормальной доходности для естественной монополии чрезвычайно затруднена. Довольно сложно определить уровень риска, соответствующий положению естественной монополии, и следовательно, величину премии за риск. Дополнительные проблемы связаны с тем, что уровень хозяйственного риска естественной монополии преимущественно зависит от осуществляемой государством политики.

Поскольку условия спроса и издержек подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует постоянной корректировки. Чем более неопределенными, а, следовательно, более изменчивыми, являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. Но чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства с тем, чтобы выиграть на разнице между уровнем цены и уровнем реальных издержек. Выбирая периодичность пересмотра регулируемых цен, государственные органы сталкиваются с дилеммой: эффективность размещения ресурсов или эффективность производства (чем короче интервалы между пересмотрами цен, тем в большей степени ценовые рычаги способствуют эффективному размещению ресурсов, но тем ниже стимулы к эффективным управленческим решениям и производству).

 

 

· Цена Рамсея для многопродуктового монополиста.

Проблема выбора уровня цены для многопродуктовой естественной монополии сложнее. Принцип «второго лучшего» требует, чтобы на все производимые товары были установлены цены, обеспечивающие максимизацию потребительского выигрыша за вычетом затрат на производство продукции, - причем так, чтобы естественные монополии не несли убытков.

Интуитивно ценообразование по Рамсею следует логике, по которой система цен тем лучше, чем меньше объем спроса на каждый товар из производимого монополией набора отклоняется от объема спроса, соответствующего ценообразованию по предельным издержкам. По этой логике действительно наиболее существенное отклонение цены от предельных издержек допустимо для товаров с наименьшей ценовой эластичностью спроса. Однако здесь государственное ценообразование наталкивается на соображения социального характера. Известно, что в доходах малообеспеченных домохозяйств расходы на товары с неэластичным рыночным спросом занимают большую долю, чем в доходах домохозяйств с высоким уровнем дохода. Следовательно, ценообразование по Рамсею усугубляет неравенство распределения реальных доходов.

 

 

3) введение конкуренции за рынок монополии (конкуренция Демзеца).

Государство организует конкуренцию за франчайзинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер). Также в этом случае роль государства заключается в установлении минимальных стандартов качества.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей.

В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара. Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

Цена предложения фирмы за право действовать в отрасли в одиночку зависит от ее ожиданий относительно будущего потока прибыли. Чем больше ожидаемая монопольная прибыль в отрасли, тем выше будет конкуренция на стадии тендера за право покупки франчайзы и тем выше уровень цены предложения. Уплаченную сумму можно рассматривать как компенсацию за злоупотребление рыночной властью.

Однако государство в состоянии увязать конкуренцию за право доступа в отрасль с обязательствами фирмы-естественной монополии поставлять продукцию по возможно более низкой цене.

Преимущества франчайзинга как метода регулирования отрасли естественной монополии заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не были выполнены должным образом.

Безусловно, с использованием системы франчайзинга связан ряд объективных проблем. Организация тендера предполагает конкуренцию между значительным числом независимых фирм, которые обладают одинаковым доступом к необходимой для принятия решения информации. Однако на практике число фирм, конкурирующих за франчайзу, ограничено, так что существует опасность сговора между ними. Кроме того, если в отрасли уже действует какая-либо фирма, то она обладает явными преимуществами перед независимыми фирмами-аутсайдерами, поскольку ее опыт и информационные возможности выше.

 

 

4) внедрение конкуренции на рынок естественной монополии (разновидность конкуренции Демзеца).

Возможна за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль или путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм.

Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Полное отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Вопрос выбора масштаба фактической и потенциальной конкуренции в каждом конкретном случае служит предметом особого решения. Принимая такое решение, необходимо адекватно определить рынок естественной монополии и по возможности сузить сферу деятельности, где конкуренция невозможна или нежелательна. Так, рынок природного газа традиционно относится к естественной монополии. В действительности естественной монополией в полном смысле этого слова является лишь газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа потенциально могут быть рынками с достаточно высоким уровнем конкуренции. Точно так же в рамках отрасли железнодорожного транспорта можно выделить относительно обособленные сегменты: прокладка железнодорожных путей, эксплуатация и собственно железнодорожные перевозки - причем первый и третий сегменты являются потенциально конкурентными. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

 

5) ценовая дискриминация.

Товар предоставляется любому покупателю, который готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. P1=AC, P2=MC. Доход от цены для первой категории покрывает совокупные издержки (VC + FC), так что отпадает необходимость в субсидировании потребителей второй категории. В итоге прибыль нулевая, но убытков нет;

 

6) нелинейное ценообразование.

Цена меняется в зависимости от объема покупки. Постоянная часть – отношение постоянных издержек к числу покупателей (e = F/N), переменная часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая;

 

7) пиковое ценообразование.

Применяется в отраслях естественной монополии, если есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). Вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P = AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P = AVC + b, где b – дополнительные издержки использования капитала в период пика).

 

• Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки.

Модель ценообразования по издержкам пиковой нагрузки разработана для таких регулируемых государством отраслей, где нагрузка вслед за объемом спроса меняется в течение сезона, недели или дня. Схема ценообразования, помимо общей цели достижения максимума общественного благосостояния, должна заинтересовать компании в создании производственных мощностей, m m m достаточных для удовлетворения «пикового» объема спроса.

Предположим, что технология имеет постоянную отдачу от масштаба в долгосрочном периоде и постоянную отдачу от ресурса в краткосрочном. Тогда совокупные издержки будут зависеть от выбранного уровня производственной мощности так, как это показано на рис. 9.3.

Объектом выбора фирмы является уровень производственной мощности К.Если предположить, что расширение мощности от К1 до К2 происходит в период перехода от непиковой к пиковой нагрузке, то связанное с ним увеличение издержек будет в точности отражать долгосрочные предельные издержки. Долгосрочные предельные (и средние, по условию постоянной отдачи от масштаба) издержки будут включать средние переменные издержки (АVС) и средние постоянные издержки краткосрочного периода.

Фирма достигает пиковой нагрузки в период времени Н . Объем спроса на продукцию компании в этот период составляет Qdh. Государство устанавливает цены таким образом:

· для всех периодов, кроме Н (периода пиковой нагрузки) на уровне Р = АVС;

· для периода Н на уровне Рh = LRАС.

 

Постоянные затраты целиком оплачиваются потребителями в период пиковой нагрузки. В свою очередь, цена для потребителей в период непиковой нагрузки равна средним переменным издержкам по той логике, что альтернативная ценность мощности в период непиковой нагрузки нулевая.

Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки служит модификацией ценообразования по предельным издержкам. Принцип ценообразования по предельным издержкам, обеспечивающий максимизацию общественного благосостояние и достижение «первого лучшего», выполняется. Выполняется и условие безубыточности: когда мощность равна объему пикового спроса, бюджет фирмы сбалансирован и фирма получает нулевую экономическую прибыль.

Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки предполагает использование ценовой дискриминации по отношению к потребителям. Поэтому, влияние схем государственного ценообразования, использующих принцип ценовой дискриминации, на рынок естественной монополии противоречиво. Использование различных тарифов в зависимости от емкости платежеспособного спроса разных групп покупателей повышает общественное благосостояние. Однако, во-первых, система «перекрестного субсидирования» может иметь довольно сильные побочные негативные результаты, которые не могут быть заранее учтены при разработке схемы ценообразования. Во-вторых, использование ценовой дискриминации потенциально повышает неустойчивость рынка естественной монополии, создавая стимулы для входа на рынок потенциальных конкурентов.

Таким образом, используя схему ценовой дискриминации, регулирующие органы должны учитывать наличие потенциальных конкурентов. В случае угрозы входа использование перекрестного субсидирования должно сочетаться с созданием барьеров входа - в противном случае не будет обеспечена сбалансированность бюджета естественного монополиста.

 

 

8) контроль качества товара.

Одной из проблем, связанной с ценообразованием на продукт естественной монополии, является проблема качества продукции. В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. Более того, при данной установленной государством цене фирма может повысить прибыль путем снижения издержек производства за счет снижения качества товара. Дополнительная прибыль от продажи товара худшего качества по ценам, соответствующим более высокому качеству, присваивается фирмой, а при отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически для контроля уровня качества товаров, выпускаемых регулируемой естественной монополией, государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов (стандарты качества) и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня (посредством периодической проверки реальных характеристик предоставляемой продукции или через учет жалоб потребителей).

 

 

9) регулирование инвестиционных решений.

В случае установления государством цены фактора производства на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона (если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большем объеме).

 

 

Проблема регулирования деятельности естественных монополий стоит и перед Россией, прежде всего, в части выбора обоснованной тарифной политики, пределов и схем повышения цен в этом струкурообразующем секторе экономики. Решения данной проблемы оказывают непосредственное внимание на осуществление модернизации экономики. Необходимо, чтобы тарифная политика стимулировала инновационную составляющую развития естественных монополий, способствовала повышению эффективности, а также развитию потребляющих отраслей.

Регулирование естественных монополий в РФ осуществляется на основе законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте». Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Основным объектом регулирования в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги).

Современная модель тарифного регулирования в России опирается на полное возмещение монополисту всех понесенных «обоснованных» затрат плюс обеспечение рентабельности («издержки плюс»). Следствием контроля над издержками является их необоснованное завышение. Другая модель регулирования опирается на жесткое ограничение потолка тарифов на длительный период индексом инфляции.

В соответствии с законом «О естественных монополиях» кроме ценового метода регулирования через установления тарифов и цен или установление их предельного уровня, используется и неценовой подход. Он заключается в определении круга потребителей, которым коммунальные услуги оказываются в обязательном порядке в пределах заранее установленного минимума.

 

В прежней системе цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий занижались, чтобы создать благоприятные условия для развития обрабатывающей промышленности и всех других отраслей. После объявления либерализации цен и отмены контроля над затратами они стали быстро повышаться, вызывая резкое удорожание в обрабатывающих отраслях, раскручивание спирали неплатежей, падение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экспансию зарубежных поставщиков. Сейчас регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобретает первостепенное общенациональное значение (снижение цен на энергоресурсы на 10% приводит к снижению себестоимости конечной продукции на 18%), рассматривается в качестве средства оздоровления экономики. Государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, чтобы конкуренция могла быть уравновешенной. Оно также контролирует рост затрат, цен и тарифов в естественных монополиях, чтобы сдерживать инфляцию.

Тарифная политика преследует и общеэкономические, и социальные цели: поддержка отечественных производителей, экспортеров, сдерживание инфляции, понижения уровня жизни населения.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию. Регулирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми организациями независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности.

Цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, отпускаемые предприятиям, устанавливаются исходя из того, что их прирост не должен превышать прогнозируемого Минэкономразвития России прироста цен производителей промышленности продукции (без продукции и пищевой промышленности).

Фиксируется предельный уровень цен (товаров) с параллельным ограничением отдельных статей затрат и пересмотром исходных нормируемых показателей. Субъекты естественных монополий предоставляют информацию о произведенных ими затратах по видам деятельности, продукции (услуг). Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти анализируют экономические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги).

Они представляют в правительство РФ также доклад об эффективности использования субъектами естественных монополий инвестиционных средств, учитываемых при ценовом регулировании их деятельности.

Регулирование отдельных сфер естественных монополий осуществляется специальными органами исполнительной власти.

 

 

-3-

cyberpedia.su

Регулирование деятельности естественных монополий

Большинство чистых монополий представляют собой естест­венные монополии и поэтому подлежат общественному регули­рованию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства — чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что коли­чество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общест­венного потребления (коммунальное хозяйство) существует воз­можность злоупотребления со стороны естественных монопо­лий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен пред­приятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае уве­личения  цен главными естественными монополисты и в Рос­сии — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством пу­тей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специ­альных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.

2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию ес­тественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

При анализе вопросов регулирования деятельности естествен­ных монополий посредством контроля за ценообразованием на естественно-монопольные товары будет небезынтересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии. Рассмот­рим эту проблему на конкретном примере гипотетической естест­венной монополии, основные параметры которой будут характе­ризоваться положением графиков, представленных на рисунке. Монополия максимизирует прибыль в точке Е (MR = MC) при объеме производства Qopt и цене РА. В этом случае, как видно на графиках, цена не равна предельным издержкам, т. е. не выпол­няется требование эффективного распределения ресурсов в эко­номике. С точки зрения общества, это существенный недостаток, и его желательно исправить. Оптимальной была бы ситуация ра­венства цены и предельных издержек.

В нашем случае график спроса и график предельных издер­жек пересекаются в точке В, соответственно цена на данный продукт, которая бы устроила общество, составляет Рв. Если правительство установит на монопольный продукт предельный уровень цен в размере Рв, тогда график спроса будет выглядеть как ломаная линия РВВDx. Таким образом, государство искусст­венно вносит в экономику элемент, аналогичный чистой конкурен­ции, а следовательно, в точке В в этих условиях фирма-монопо­лист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (что происходит чаще). Подобная ситуация устраивает государство, а цена Рв получила название общественно-оптимальной цены. Однако в большинстве случаев эта цена не покры­вает средних валовых издержек фирмы, и она несет убытки. Так как РB ниже минимального значения АТС, то фирма несет убыт­ки при любом объеме производства, что в долгосрочном плане чревато банкротством.

Выход из этой ситуации может быть в следующем:

• предоставление со стороны государства субсидий регули­руемым естественным монополиям;

• согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осу­ществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графи­ком спроса на монопольный продукт;

• чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС - Рс (проекция точки пересе­чения графиков АТС и Dx на ось ординат).

Перед государством в большинстве случаев стоит проблема, что предпочесть — неэффективное распределение ресурсов или неэффективность функционирования отдельных фирм.

modern-econ.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта