Eng Ru
Отправить письмо

Министерство энергетики. Кулапин алексей иванович минэнерго

$direct1

Департамент государственной энергетической политики | Министерство энергетики

1)      выработка и реализация государственной политики по отдельным направлениям деятельности в сфере ТЭК и смежных отраслях, в том числе по вопросам формирования прогнозов развития ТЭК;

2) обеспечение разработки и реализации государственных программ;

3) инновационное развитие отраслей ТЭК и экологии;

4) сводно-аналитическое сопровождение деятельности Министерства;

5) формирование и обеспечение деятельности контрактной службы Министерства.

6.  Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства и подведомственными Министерству организациями.

7.  Департамент имеет свой бланк.

ll. Полномочия Департамента

8. Департамент осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает разработку, рассмотрение и согласование проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

2) организует разработку и обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию государственных программ, относящихся к компетенции Министерства, по которым Министерство является ответственным исполнителем, соисполнителем (и) или участником;

3)  координирует деятельность структурных подразделений в целях формирования общей позиции Министерства по вопросам:

  • предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций;
  • налоговой,   таможенной,   тарифной,   инвестиционной  и  антимонопольной
  • политики;
  • реализации политики в рамках деятельности Таможенного союза и Всемирной торговой организации;
  • развития среднего и малого предпринимательства;

4)      организует деятельность Министерства по вопросам энергетической безопасности, в том числе по реализации Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, включая подготовку сводных отчетов;

5) обеспечивает разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в сфере модернизации и инновационного развития ТЭК в пределах установленной сферы деятельности Министерства;

6) обеспечивает реализацию полномочий Министерства по вопросам экологии в сфере ТЭК, включая подготовку предложений в сфере устойчивого развития и охраны окружающей среды, снижения антропогенного воздействия ТЭК на климатическую систему;

7) организует деятельность Министерства по сбору информации и данных о процессах и видах деятельности, в результате которых происходят антропогенные выбросы из источников и абсорбция поглотителями парниковых газов;

8) формирует и координирует исполнение плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства;

9) обеспечивает в пределах своей компетенции осуществление полномочий собственника и контроль деятельности подведомственных Министерству организаций, ответственным за организацию работы с которыми является Департамент;

10) осуществляет организацию информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства;

11) осуществляет организацию и обеспечение планирования и мониторинга деятельности Министерства, в том числе обеспечивает подготовку доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства энергетики Российской Федерации и карт проектов основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации;

12)     формирует планы деятельности Министерства, а также осуществляет мониторинг их выполнения;

13) разрабатывает предложения по формированию прогнозов развития ТЭК и топливно-энергетических балансов;

14) организует работу по подготовке предложений Министерства в сводный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации по отраслям ТЭК;

15) подготавливает предложения по формированию стратегий развития в отраслях ТЭК, в том числе по вопросам модернизации, инновационного развития и научного сопровождения, а также мониторинг их реализации;

16)        формирует и обеспечивает деятельность контрактной службы Министерства;

17) принимает участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках и иных мероприятиях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

18) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в пределах компетенции Департамента.

9. Департамент в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Министерства, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

2) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, структурные подразделения Министерства и подведомственные Министерству организации, а также ученых и специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации ТЭК;

3)   привлекать по согласованию с руководителями структурных подразделений Министерства специалистов данных подразделений для подготовки совместных писем, предложений, направленных на решение задач, установленных настоящим Положением;

4) вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию организации деятельности структурных подразделений Министерства и подведомственных Министерству организаций;

5) принимать участие в пределах компетенции Департамента в работе экспертных и рабочих групп, координационных и совещательных органов, создаваемых Министерством, а также в работе межведомственных комиссий, рабочих групп, совещаниях, научно-практических конференциях, «круглых столах» и симпозиумах;

6) вести в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

7) использовать в установленном порядке информационные банки данных, системы связи;

8) вносить предложения о проведении проверок деятельности подведомственных Министерству организаций, а также о формах рассмотрения результатов проверок и мерах по устранению выявленных при их проведении недостатков;

9) осуществлять иные полномочия в рамках компетенции Департамента, а также на основании приказов и распоряжений Министерства.

 

III. Организация деятельности

10.       Департамент возглавляет директор Департамента государственной энергетической политики (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства.

11.   Директор подчиняется непосредственно Министру, а также заместителю Министра, осуществляющему координацию и контроль деятельности Департамента.

12. Директор    несет    персональную    ответственность    за    выполнение возложенных на Департамент задач и полномочий.

13. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом Министерства по представлению Директора.

14.  Структура и штатное расписание Департамента утверждаются приказом Министерства.

В структуру Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

15.  Директор:

1) осуществляет непосредственное руковод

minenergo.gov.ru

А.И. Кулапин. Энергетика на страже экологии

– Алексей Иванович, сегодня энергетика – движущая сила социального и экономического развития любого государства. Вместе с тем она является одним из источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Какие меры принимаются на уровне государства для минимизации этих последствий?

– Прежде всего, отмечу, что не так давно, в 2013 году, в Российской Федерации прошел Год охраны окружающей среды, а следующий, 2017 год, указом Президента России объявлен Годом экологии. Это наглядно демонстрирует, что экологические вопросы находятся в центре внимания на самом высоком уровне. Если говорить о конкретных примерах, то в нефтедобывающей отрасли ведется работа по снижению сжигаемых объемов попутного нефтяного газа (ПНГ). В 2012 году Правительство Российской Федерации ввело в действие целевой показатель, допускающий сжигание в факелах не выше 5% от добытого объема ПНГ, и соответствующие стимулирующие платежи в случае его несоблюдения. В результате реализации принятого комплекса мер к настоящему времени удалось довести коэффициент полезного использования ПНГ в среднем по России до уровня 88,2%. Для сравнения, пять лет назад, в 2011 году, этот показатель составлял всего 75,5%.

В электроэнергетике путем утверждения нормативов удельного расхода условного топлива Минэнерго России стимулирует компании к обновлению и повышению топливной экономичности оборудования и, как следствие, снижению степени его воздействия на окружающую среду. С введением новых мощностей, использующих современное генерирующее оборудование, удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии удалось снизить по итогам 2015 года на 16 г у.т./кВт•ч от уровня 2010 года и довести до 317,6 г у.т./кВт•ч. В этом году ожидается, что общероссийский уровень показателя составит 315,5 г у.т./кВт•ч, а к 2019 году запланировано достичь уровня 308-310 г у.т./кВт•ч.

Снижению антропогенного влияния ТЭК на окружающую среду содействует развитие возобновляемых источников энергии – солнечной и ветровой электрогенерации, малых гидроэлектростанций. Для расширения использования возобновляемой энергетики Минэнерго России разработаны, реализуются и постоянно совершенствуются механизмы поддержки ВИЭ на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности. В 2015 году в России было запущено семь солнечных электростанций мощностью порядка 60 МВт. Самая крупная из них – Орская СЭС мощностью 25 МВт – была построена на территории бывшего места хранения отходов угольных электростанций с проведением дополнительных работ по восстановлению земель. На законодательном уровне, с опорой на лучшие мировые нормы экологического права в 2014 году в России были внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», направленные на внедрение принципа наилучших доступных технологий для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, в том числе в энергетике.

В 2009 году был принят Федеральный закон «Об энергос бережении и повышении энергоэффективности». Работа по развитию энергосбережения и повышению энергоэффективности также имеет непосредственный позитивный эффект на снижение негативного воздействия на экологию. С 2007 по 2015 год уже удалось снизить энергоемкость российского ВВП на 7,5%, а согласно целям, заложенным в проекте Энергостратегии России до 2035 года, мы планируем в ближайшие два десятилетия улучшить этот показатель еще в 1,3–1,5 раза по сравнению с 2015 годом.

На государственном уровне в экономике в целом, и в энергетике в частности, идет работа по сокращению выбросов парниковых газов. Указом Президента России определены соответствующие целевые показатели: к 2020 году объем выбросов парниковых газов должен составить не более 75% от уровня 1990 года. Россия была активным участником Киотского протокола, а весной текущего года с российской стороны подписано Парижское климатическое соглашение. Его стратегическая цель – удержание прироста глобальной средней температуры к концу XXI века в пределах 2ºC сверх доиндустриальных показателей и стремление к ограничению ее роста на уровне 1,5ºC. Долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в Российской Федерации может быть показатель в 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году, при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

– Вы упомянули о поправках в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», предусматривающих внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Что будет означать для энергетической отрасли переход на принципы НДТ и какие стимулирующие меры предусмотрены для этого?

– Уровень воздействия на окружающую среду во многом определяется используемыми на предприятиях технологиями и оборудованием, и на сегодняшний день стоит задача комплексной модернизации производств.

Принятые в 2014 году изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривают создание условий для перевооружения действующих и создания новых высокотехнологичных производств в российской энергетике, позволяющих снизить уровень антропогенного воздействия отраслей ТЭК на окружающую среду, повысить энергетическую эффективность и ресурсосбережение производств. Принцип применения НДТ взят за основу нормирования экологически опасных предприятий в большинстве стран имира и позволяет перейти от контроля загрязнений окружающей среды к их предотвращению.

В настоящее время Минэнерго России разработаны порядок, сроки и механизмы обеспечения перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ. Начиная с прошлого года ведется подготовительный этап работ, включающий комплекс мер по формированию методической и нормативной правовой базы. К 2018 году должны быть разработаны шесть справочников наилучших доступных технологий по секторам ТЭК и межотраслевой справочник по энергоэффективности.

Основной мерой стимулирования компаний к внедрению технологических новшеств станет необходимость соблюдения новых жестких технологических и экологических нормативов, которые сейчас разрабатываются в составе справочников НДТ. Так, в 2019 году планируется введение запрета на согласование проектов по строительству и реконструкции объектов, не отвечающих технологическим показателям НДТ.

В 2020 году предусмотрено наложение вето на строительство таких объектов, а также увеличение в 100 раз коэффициента к ставке платы за превышение объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ свыше показателей НДТ. Также с 2019 года планируется начать реализацию перехода на НДТ 300 предприятий – крупнейших «загрязнителей».

В перспективе нормативы позволят подтянуть инфраструктуру наиболее устаревших предприятий, а также обеспечить независимость российской энергетики за счет локализации указанных в справочниках технологий на территории Российской Федерации. В целом, внедрение НДТ повысит конкурентоспособность отечественных предприятий, окажет положительное воздействие на развитие собственных компетенций и инновационных разработок.

В качестве мер поддержки Федеральным законом, начиная с 2019 года, предусмотрено право применения налогоплательщиками ускоренной амортизации в отношении основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ.

– Если говорить о совершенствовании технологий, какие направления инновационного развития ТЭК являются наиболее приоритетными? Есть ли конкретные инновационные наработки, способные в перспективе конкурировать на международном рынке?

– Сегодня перед российской энергетикой стоит ряд стратегических задач – это и сохранение ведущих позиций России на мировых энергетических рынках, и поддержание конкурентоспособности отечественных компаний, и, наконец, выход в число мировых технологических лидеров. Их эффективное решение напрямую зависит от того, сможем ли мы создать и предложить свои уникальные разработки на внешних рынках. Для этого нам необходимо развивать отечественные научные и производственные компетенции, внедрять новейшие технологии во всех отраслях ТЭК.

Если говорить о приоритетах, то необходим отраслевой разрез. Например, в мире становится все меньше и меньше легкоизвлекаемой нефти. Большая часть разрабатываемых месторождений находится в высокой степени выработки, а остаточные запасы, классифицируются как трудноизвлекаемые. В этой связи актуальной становится задача по развитию технологий увеличения нефтеотдачи, геологоразведки и добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, освоения шельфа. Динамично развивающиеся рынки газовой отрасли и ориентация экономик развитых стран на диверсификацию поставок энергоресурсов делают привлекательными развитие технологической базы и производства сжиженного природного газа. Отмечу, что в силу своего географического положения и истории развития нашей энергетики, мы имеем все предпосылки для того, чтобы стать лидерами, в том числе – технологическими, в освоении запасовАрктики.

Будущее отечественной электроэнергетики во многом зависит от интеллектуализации энергетической системы и распространения технологий сетевых накопителей энергии. Данные технологии позволят существенно повысить экономическую, энергетическую и технологическую эффективность энергетической системы России.

В целом все перспективные области научных исследований и технологий определены в разработанном Минэнерго России проекте прогноза научно-технологического развития Российской Федерации в отраслях ТЭК до 2035 года. Его реализация позволит синхронизировать усилия научного сообщества с органами государственной власти, компаниями ТЭК, институтами развития и инвесторами по разработке, апробации и, в дальнейшем, промышленному производству и применению инновационных технологий и материалов в энергетике. Документ также обеспечит фундамент для заблаговременного формирования необходимых образовательных и научных компетенций под перспективные технологии будущего.

Стоит отметить, что со времен СССР подобная работа по долгосрочному технологическому прогнозированию для целей системного управления инновационным развитием в отраслях ТЭК реализуется впервые.

Прогноз является одним из ключевых элементов реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК.

В рамках реализации указанной «дорожной карты» Минэнерго России совместно с научным и бизнес-сообществом сегодня формирует единую систему управления инновационной деятельностью в ТЭК. В том числе, одним из мероприятий Плана является определение перечня и реализация проектов по внедрению в энергетике инновационных технологий, имеющих общенациональное значение, находящихся в высокой степени готовности и способных оказать существенный экономический эффект на развитие отраслей ТЭК. На сегодняшний день реализуются проекты в сфере глубокой переработки нефти, и в электроэнергетике – в области внедрения «цифровых» электрических подстанций и воздушных линий электропередачи с применением опор из композитных материалов. Они призваны повысить эффективность передачи электроэнергии, надежность и безопасность энергоснабжения, создать предпосылки для снижения темпа роста тарифов на электроэнергию. Также уже сейчас в России есть перспективные наработки в области созданиясолнечных батарей на полупроводниковых гетероструктурах. По сравнению с нынешними технологиями производства солнечных батарей они способны кратно повысить их экономическую эффективность.

– Давайте продолжим тему возобновляемой, или как ее еще называют «зеленой», энергетики. Сейчас более 80% мирового энергобаланса занимает ископаемое топливо, однако альтернативные источники энергии активно развиваются. Насколько актуально и экономически целесообразно для России с ее запасами нефти и газа развитие ВИЭ?/strong>

– Действительно, Россия – страна богатая углеводородным сырьем, но, несмотря на это, мы являемся убежденными сторонниками перехода мировой экономики и энергетики к низкоуглеродному будущему, и развитие возобновляемой энергетики является важной составляющей этого процесса.

Современные тенденции также указывают на то, что к концу XXI века большая часть энергии будет потребляться в виде электричества и поэтому уже сегодня на первый план выходят новые способы его производства, технологии хранения и управления его распределением. В настоящее время уже наблюдается увеличение роли ВИЭ в генерации электроэнергии и в перспективе она будет только расти. Так, согласно прогнозам, в генерации электроэнергии к 2035 году доля ВИЭ вырастет в 3–4 раза.

С учетом стоящих перед нами стратегических задач, о которых я говорил, развитие возобновляемой энергетики для России, прежде всего, важно с точки зрения развития собственных компетенций, необходимых для сохранения лидерских позиций в «энергетике будущего». Кроме того, использование ВИЭ является рациональным вариантом для энергоснабжения удаленных и технологически изолированных энергорайонов, в частности на Дальнем Востоке.

Дальний Восток – крупнейший и самый малонаселенный регион в России, и строительство централизованных источников энергоснабжения на его территории не всегда целесообразно с экономической точки зрения. Основу же распределенной генерации здесь составляют дизельные и мазутные станции, но этот вид энергоснабжения связан с колоссальными финансовыми затратами на доставку топлива. Именно поэтому уже сегодня в регионе оправдано энергоснабжение территорий с использованием альтернативных источников энергии. На Дальнем Востоке уже функционируют генерирующие объекты ВИЭ установленной мощностью порядка 124 МВт, а в целом, по нашим оценкам, общий экономический потенциал развития ВИЭ в регионе составляет около 1 ГВт.

– Алексей Иванович, насколько проводимая сейчас работа по инновационному перевооружению российского ТЭК, развитию ВИЭ и охране окружающей среды нашла отражениев проекте Энергетической стратегии России до 2035 года?

– Россия была и остается лидирующим игроком на международных энергетических рынках. Чтобы и далее сохранять и укреплять свои позиции нам необходимо эффективно использовать имеющиеся в стране конкурентные преимущества в виде богатых запасов углеводородного сырья, значительного потенциала энергосбережения, развивать научные школы с ориентацией на потребности компаний, внедрять новейшие разработки на предприятиях и, конечно, выращивать новые кадры, способные не только генерировать свежие идеи, но и воплощать их в жизнь. Однако для достижения конкретных результатов недостаточно только одномоментных действий, необходим четкий стратегический ориентир на перспективу.

Минэнерго России подготовлен проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года, который учитывает все происходящие в мире и стране тенденции, задает приоритеты государственной энергетической политики на будущее и определяет целевые показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации документа.

Основными целями для российской энергетики на ближайшие два десятилетия согласно документу являются надежное энергоснабжение внутренних и внешних потребителей, совершенствование территориально-производственной структуры и обеспечение технологической независимости энергетического сектора.

Для достижения данных целей проектом Энергостратегии России до 2035 года предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование и поддержку инновационной деятельности в отраслях ТЭК, наращивание доли отечественного оборудования и обеспечение конкурентоспособности отраслей российского ТЭК, а также минимизацию негативного воздействия ТЭК на окружающую среду, включая инвестирование в развитие и использование ВИЭ.

В целом к 2035 году должен быть обеспечен переход к энергетике нового поколения с опорой на новые более экологичные технологии, высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и иных источников энергии.

ovodav.valuehost.ru

События — АО «НИЦЭ»

28 марта 2018 года при участии представителей исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Администрации Главы Республики Башкортостан состоялось открытое заседание по обсуждению системы «Одного окна» при рассмотрении и реализации инвестиционных проектов. В формате расширенного заседания и отраслевых рабочих совещаний обсуждались разрабатываемый Регламент взаимодействия органов исполнительной власти, кредитно-финансовых учреждений и Инициаторов-проектов при рассмотрении бизнес-идей на ранних стадиях формирования, структурирования и реализации инвестиционных проектов при государственной поддержке инвестиционной деятельности, льготном кредитовании с применением модели проектного финансирования. В рамках мероприятия состоялся круглый стол «Отбор и реализация заявок инвестиционных проектов в энергетике, поступивших в рамках Регламента» (далее – круглый стол, мероприятие).

Модератором круглого стола выступил Генеральный директор Акционерного общества «Национальный Инжиниринговый Центр Энергетики» Иван Сергеевич Иванов, в заседании также приняли участие Директор ООО «Комплексное ЭнергоРазвитие – Генерация» Ильнар Альбертович Зиганшин, Директор по работе с клиентами дирекции ПАО «ВТБ» Республики Башкортостан, Заместитель генерального директора Акционерного общества «Национальный Инжиниринговый Центр Энергетики» Вадим Вячеславович Севрюков, Директор Уфимского филиала САО «ВСК» Игорь Георгиевич Трофимов и Заместитель Председателя Организационного комитета Конкурса «Регионы – устойчивое развитие» Олег Владимирович Ховалкин.

Участники круглого стола в целом положительно оценили представленный проект Регламента и отметили, что в рамках его доработки следует предусмотреть:

— формализацию процедур запроса и верификации информации, относящейся к сфере ведения региональных органов исполнительной власти и имеющей ключевое значение для реализации инвестиционных проектов;

— определение требований и процедуры рассмотрения и подтверждения государственной поддержки проектов на региональном уровне, определения порядка подтверждения «эквивалента» такой поддержки в случае отсутствия необходимых ресурсов или инструментов на региональном уровне;

— обеспечение прозрачности и объективности оценки документации по проектам банковскими структурами;

— создание эффективных механизмов «верификации» информации содержащейся в проектном предложении на всех стадиях рассмотрения;

—  формирование со стороны регионов и муниципалитетов «заказа» на проекты, создание соответствующих открытых перечней и их актуализацию

— в качестве приоритетных направлений реализации проектов по направлению «энергетика» определить, в том числе, проекты по созданию объектов генерации до установленной мощностью (по электроэнергии)  25 МВт, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии, созданию интеллектуальных энергетических систем, поддержке высокотехнологичных и импортозамещающих производств и технологических комплексов для нужд топливно-энергетического комплекса и энергетики в целом, включая сектор жилищно-коммунального хозяйства.

2 апреля 2018 года Оргкомитет Конкурса «Регионы – устойчивое развитие» заключил соглашение с Акционерным обществом «Национальный Инжиниринговый Центр Энергетики», которым предусмотрено сотрудничество организаций в части консалтинга и экспертизы инвестиционных проектов в сфере энергетики, поступивших по «Схеме взаимодействия при реализации проектов с государственной поддержкой (государственным участием)», претендующих на специальные условия проектного финансирования, в том числе в рамках Регламента. Стороны обозначили в соглашении следующие основные направления:

— создание энергетической инфраструктуры с использованием инновационных технологий в части объектов генерации до 25 МВт, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии и интеллектуальных энергетических систем

— поддержка высокотехнологичных и импортозамещающих производств для нужд ТЭК и энергетики, включая сектор ЖКХ в части создания и расширения промышленных производств, в том числе в  рамках национальных проектов Минэнерго России

С подробной информацией о прошедшем выездном мероприятии в г.Уфа можно ознакомиться на сайте Оргкомитета Конкурса «Регионы – устойчивое развитие»  https://infra-konkurs.ru/lenta-novostej?id=293. С основными документами, регламентирующими проведение конкурса, а также с подробной информацией по составу заявки и требованиям к проектам можно ознакомиться по ссылке: https://infra-konkurs.ru/dokumenty.

aonece.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта