КТП специального назначения. КТП напряжения 6-10 кВ. Ктп 6КТП-6-85“Откуда дровишки? …”… Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка (ЭУ) нового типа*. Специально для новых проектов в конце 80-х гг была разработана новая водо-водяная паропроизводящая установка (ППУ) КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП (иногда встречается ошибочное наименование КПМ) тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И.И.Африкантова. Отличительной особенностью нового типа реактора стало т.н. интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе. Такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы (их максимальный диаметр был сокращен с 675 у ОК-650, до 40 мм для присоединительных т/п у КТП-6) и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию (ЕЦ) теплоносителя на всех режимах работы (?). Последнее является одним из ключевых критериев малошумности всей лодки исключая необходимость в постоянной работе циркуляционных насосов и сокращая на порядок энергопотребление реактора на собственные нужды (более высокий общий КПД). Подобная ППУ намного компактнее предыдущего поколения, более проста в обслуживании, более безопасна и надежна. В то же время, интеграция всех систем и узлов реактора в едином корпусе негативно сказывается на ремонтопригодности установки ввиду их низкой доступности. Потому перед разработчиками реакторов 4-го поколения была поставлена задача обеспечить их безремонтный срок службы в течение всего жизненного цикла лодки. Активная зона реактора построена так, что ее перезарядка необходима вдвое реже, чем на подобных установках лодок 3-го поколения.
ПЛА пр. 885 (фото из ЖЖ Олега Кулешова, автор не установлен). Конструктивные решения для ППУ нового поколения были опробованы на наземном исследовательском стенде КВ-2 с реактором прототипом ТМ-4/КТМ-6 в Сосновом Бору (тема “Каньон-С.1” (?) “Север”), а в 1996 году реактор был официально допущен к серийному производству. Одной из важнейших особенностей этого реактора считается новый прямоточный “прямотрубный” ПГ с двусторонним обогревом ПВ со стороны 1К. Однако на головной АПЛ 885-го проекта этот реактор так и не появился. Сложности, связанные с производством блочной паротурбинной установки для него привели к тому, что в процессе перепроектирования лодки «Северодвинск» она получила блочную ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11 предыдущего поколения с тепловой мощностью 190 МВт, что в значительной мере сократило боевой потенциал субмарины даже не смотря на весь ряд остальных принятых на ней решений по снижению шумности главной энергетической установки. При этом, вторая лодка серии, по всей видимости, получит изначально запланированный для 885-го проекта реактор КТП-6 с соответствующим энергооборудованием.
Реакторнй отсек станда КВ-2, АЭУ ПЛА четвертого поколения (автор фото не установлен). Известно, что в настоящий момент в ОКБМ им. И.И.Африкантова ведется разработка нового типа реактора под обозначением КТП-7И (ОКР «Феникс»). Не исключено, что он предназначен для установки на более поздних серийных лодках проекта 885М, причем, существуют два возможных принципиальных варианта для этой установки. По одной версии, речь идет о дальнейшем эволюционном развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы активной зоны до 30 лет и более, что позволит их использование без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, например, идут все зарубежные разработчики подобной техники. По другой версии, новая установка может быть основана на принципе перегрева пара непосредственно в активной зоне (разновидность т.н. «кипящего» реактора) и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. В этом случае, если удастся решить ряд конструктивных трудностей, связанных с разработкой подобной ППУ, в частности, с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор с еще большим КПД и еще большей компактностью, по сравнению с предыдущими разработками. Однако, как предполагается, эта технология перспективна уже для 5-го поколения АПЛ. Особенностью паротурбинной установки «Мираж» разработки Калужского Турбинного завода, которая изначально предназначалась для «Ясеня», была ее блочная компоновка с высокой степенью интеграции всех элементов. Помимо этого, она должна была обеспечивать как скоростной ход под турбозубчатыми агрегатами с понижающим редуктором и приводом на главный вал, так и «режим подкрадывания» с приводом от гребного электродвигателя, питаемого, в свою очередь от автономных турбогенераторов. ГТЗА, являющиеся, одним из основных источников шума на АПЛ, при этом, остаются отключены. Подобная гибридизация энергетической установки позволила в полной мере использовать тот факт, что реактор нового типа работает в одном режиме тепловыделения на всех режимах хода (?). Также, в значительной мере упростилась конструкция редуктора. К сожалению, финансовые проблемы завода «КТЗ» практически остановили все работы на нем в течение 90-х гг. Но в 2006 году ПТУ «Мираж» с номинальной мощностью (на гребном валу) порядка 43.000 (50,000) л.с. уже проходила стендовые испытания и, судя по всему, именно начало ее серийного производства позволит начиная со второй лодки серии в полной мере использовать потенциал, заложенный в проект 885. В отсутствие новой ПТУ, на АПЛ «Северодвинск» была использована блочная ПТУ ОК-9ВМ «Сапфир-ВМ» мощностью 43.000 л.с., ранее примененная на лодках 945-го и 971-го проектов. Обе установки обеспечивают максимальную подводную скорость около 31 уз. (надводная скорость – 16 уз.) Изменения в конфигурации оборудования энергоотсека потребовали дополнительных корректур в конструкции АПЛ «Северодвинск», таких, как перепроектировка переборок и установка рецесса в районе линии гребного вала.
ПЛА пр. 955 (фото с сайта deepstorm.ru, автор не установлен).
Огромное внимание при проектировании лодки было уделено сокращению уровня производимых ею подводных шумов. Для этого фундаменты всех критических узлов оснащены активной системой активного гашения (САГ) шумов на основе пьезокристаллических приводов. Дискретные низкочастотные составляющие шума удалось также снизить за счет разработки новых типов негорючих спиральнотроссовых амортизаторов на замену применяемым ранее резино-кордовым. В будущем на лодках серии ожидается массовое внедрение композитных элементов конструкции, обладающих высокой прочностью, малым весом и демпфирующими свойствами. К таковым относятся различные вибропоглощающие сотовые каркасы, слоистые балки, пиллерсы, элементы трубопроводов и воздуховодов, сокращающие вибрационные шумы на отдельных частотах на 10-30 дБ. Многообещающим является новый принцип компоновки оборудования энергетических отсеков, разработанный в СПМБМ «Малахит» по теме научно-исследовательских работ «Старомодность». В данном случае уже известный принцип т.н. зональных блоков, раскрепленных с корпусом лодки посредством амортизаторов, дополнен рамой-массой – массивным конструкционным элементом с высокой степенью инертности и высокой резонансной частотой. Этот элемент за счет своей механической инерции в состоянии гасить вибрации установленного на него оборудования энергетической установки, вспомогательного оборудования систем охлаждения и электроснабжения (также амортизированы на собственных каркасах). Весь общий каркас зонального блока дополнительно облицован вибропоглощающими панелями. Предполагается, что данный принцип в будущем поможет сократить уровни шумов лодок серии на 10-15 дБ в определенных диапазонах. В обеспечение научно-исследовательских работ по снижению физических полей на АПЛ нового поколения в 1987-1993 гг на «Адмиралтейских верфях» была построена плавучая лаборатория «Кармон-1Э» по проекту ЦКБ «Лазурит». Ее использование предполагалось на полигоне 1 ЦНИИ МО в Приморске. Вопреки распространенному предположению, ни «Северодвинск», ни «Казань» не обладают водометным главным движителем, а оснащены семилопастным гребным винтом составной конструкции с композитным демпфированием лопастей, что позволяет на 2-3 дБ снизить общий уровень шумов от него. В качестве резервного движительного комплекса для хода на скоростях до 4,5 уз. предусмотрены электродвигатели ГАП-300 мощностью по 300 кВт в откидных колонках в кормовой и носовой частях корпуса. Они же используются в качестве подруливающих устройств. Первоначально этот тип РДК использовался на АПЛ проекта 971. Для проекта 885М в настоящий момент по теме «Ломовик» ведется разработка нового малошумного РДК с кольцевым электродвигателем. В качестве резервных дизель-генераторов предусмотрен автоматизированный АДГ-1000Б мощностью 1000 кВт на базе дизеля 8ДМ-21С производства уральского дизель-моторного завода.
По материалам статьи: Проект 885 и 885М «Ясень». А.Коновалов. По материалам сайта http://cale.strana.de Гамбург, ФРГ. Сентябрь 2011, доклада “Ядерная энергетика и атомный подводный флот” В.Лебедева и сообщений на научных конференциях.
ПРИМЕЧАНИЕ: *Официальные упоминания об этих типах реакторов и энергетических установок, удалось найти еще в нескольких местах. Практически, это первые доступные упоминания о закрытых, реализуемых проектах в малых реакторов для ВМФ России. Персонаж выпустивший информацию известный, не официальный, но откуда у автора данные? Другие, появившиеся позже упоминания, куда более официальные, включая описание ПЛА последнего поколения отрывочны но имеются в сети.
(комментарии будут появляться по ходу освещения темы)
www.nucon.us КТП специального назначения. КТП напряжения 6-10 кВ — МегаобучалкаКТП перевозимые с переносными разъединителями (ПКТПВР) мощностью 100-630 кВ·А, напряжением 10/0,4 и 6/0,4 кВ. Предназначенные для приема ,преобразования и распределения эл. энергии трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в системе с глухозаземлённой нейтралью трансформатора на стороне низшего напряжения. (ПКТПВР) предназначены для применения в системе электроснабжения строительных площадок служб нефтепрома, промышленных и других объектов. Состоят из шкафа УВН, шкафа РУНН и высоковольтного ввода. Высоковольтный ввод, в котором размещены проходные изоляторы и шины, установлен на крыше шкафа УВН и служит для присоединения к воздушным линиям 6-10 кВ. В шкафу УВН расположены: силовой трансформатор; высоковольтные предохранители; разрядники 0,4 кВ. В шкафу РУНН установлена аппаратура для подключения отходящих линий и разъема для трехфазной нагрузки на номинальный ток 63 А и однофазной нагрузки на номинальный ток 40 А. Линейный выносной разъединитель располагается на столбе и имеет заземляющий нож со стороны подстанции. ПКТПВР установлена на салазки из двутавровой балки или швеллера, что позволяет перемещать подстанцию на небольшие расстояния. Монтаж и эксплуатацию ПКТПВР. Перед установкой подстанции необходимо подготовить площадку и контур заземления. Выбор места и способа установки ПКТПВР определяются потребителем, исходя из конкретных условий, необходимых для нормальной работы подстанции. Одновременно с подготовкой площадки должны быть выполнены кабельные каналы для подключения стационарных эл. приемников 0,4 кВ. Высоковольтные разъединитель монтируется на опоре ЛЭП 6(10) кВ или на высоковольтном вводе (в зависимости от ввода). Эксплуатация запрещается: при открытых дверях; при неисправных блокировках. Эксплуатация должна осуществляться специально обученным персоналом. КТП проходного типа. КТП проходного типа мощностью 400-630 кВ·А однотрансформаторные наружной установки, служат для приема эл. эн. трехфазного переменного тока частотой 50Гц напряжением 6 и 10 кВ, транзита, преобразования в эл. эн. напряжением 0,4 кВ и снабжения потребителей в районах с умеренным климатом. Проходная подстанция включается в расчету одной или двух линий с двухсторонним или односторонним питанием. КТП имеет следующие виды защит. 1.На стороне ВН: силового трансформатора от междуфазных К.З.; от атмосферных перенапряжений (с воздушным вводом). 2. На стороне НН от: перегрузки силового трансформатора; перегрузки и КЗ линии 0,4 кВ; КЗ линии наружного освещения; атмосферных перенапряжений. 3. Для защиты силового трансформатора от междуфазных КЗ установлены предохранители. 4. Защита от перегрузки и КЗ отходящих линий 0,4 кВ осуществляются комбинированными (максимальными токовыми и тепловыми) расцепителями выключателей. 5. Защита от КЗ линий наружного освещения осуществляется предохранителями. Учет активной энергии осуществляется счетчиком, подключенным к трансформаторам тока. Мачтовые железнодорожные ТП. Подстанции трансформаторные мачтовые однофазные типа МТПЖ имеют мощность 10 кВ·А. МТПЖ однотрансформаторные наружной установки питаются от линий продольного электроснабжения по системе провод-рельс. МТПЖ служат для приема эл. эн. напряжением 27,5 кВ и преобразования её в эл. эн. напряжением 0,23 кВ для снабжения однофазных эл. приемников ж\д объектов в районах с умеренном климате.
Компенсация реактивной мощности в сетях напряжением до и выше 1 кВ. Компенсация реактивной мощности в сетях Напряжением до 1 кВ Одним из основных вопросов, решаемых при проектировании и эксплуатации систем электроснабжения промышленных предприятий, является вопрос о компенсации реактивной мощности. Компенсация реактивной мощности с одновременным улучшением качества электроэнергии непосредственно в сетях промышленных предприятий является одним из основных направлений сокращения потерь электроэнергии и повышения эффективности электроустановок предприятий. При выборе средств компенсации реактивной мощности в системах электроснабжения промышленных предприятий необходимо различать по функциональным признакам две группы промышленных сетей в зависимости от состава их нагрузок: 1-я группа - сети общего назначения; 2-я группа - сети со специфическими нелинейными, несимметричными и резкопеременными нагрузками. Решение задачи компенсации реактивной мощности для обеих групп различно. На начальной стадии проектирования определяют наибольшие суммарные расчетные активные Рр и реактивные Qр электрические нагрузки предприятия в соответствии с расчетом электрических нагрузок в промышленных установках. Наибольшая суммарная реактивная нагрузка предприятия, принимаемая для определения мощности компенсирующих устройств (КУ), равна (1) где Кнс,В - коэффициент, учитывающий несовпадение по времени наибольших активной нагрузки энергосистемы и реактивной нагрузки промышленного предприятия. Значения коэффициента несовпадения Кнс,В для всех объединенных энергосистем (ОЭС) принимают в зависимости от отрасли промышленности: Нефтеперерабатывающая, текстильная ..................................................................0,95 Черная и цветная металлургия, химическая, нефтедобывающая, пищевая, строительных материалов, бумажная .....................................................................0,9 Угольная, газовая, машиностроительная и металлообрабатывающая ..................0,85 Торфоперерабатывающая, деревообрабатывающая ..............................................0.8 Прочие ......................................................................................................................0,75 Суммарную мощность КУ Qк1 определяют по балансу реактивной мощности на границе электрического раздела предприятия и энергосистемы в период наибольшей активной нагрузки энергосистемы . где Qэ1 - реактивная мощность передаваемая предприятию в режиме наименьшей активной нагрузки. Для промышленных предприятий с присоединенной суммарной мощностью трансформаторов менее 750 кВ · А значение мощности КУ Qк1 задается непосредственно энергосистемой и является обязательным при выполнении проекта электроснабжения пром. предприятия. На предприятиях со специфическими нагрузками средства КРМ должны обеспечивать надлежащие показатели качества электроэнергии у приемников электроэнергии и на границе электрического раздела предприятия и энергосистемы. Средствами КРМ являются: в сетях общего назначения - батареи конденсаторов (низшего напряжения - НБК и высшего напряжения - ВБК) и СД; в сетях со специфическими нагрузками, дополнительно к указанным средствам, - силовые резонансные фильтры, устройства динамической и статической КРМ (прямого или косвенного действия) и специальные быстродействующие синхронные компенсаторы (ССК). К сетям напряжением до 1 кВ на промышленных предприятиях подключается большая часть потребителей реактивной мощности. Коэффициент мощности нагрузки НН обычно не превышает 0,8. Сети напряжением 380 - 660 В электрически более удалены от источников питания, поэтому передача реактивной мощности в сеть НН требует увеличения сечений проводов и кабелей, повышения мощности силовых трансформаторов и сопровождается потерями активной и реактивной мощностей. Затраты, обусловленные перечисленными факторами, можно уменьшить или даже устранить, если осуществлять КРМ непосредственно в сети НН. Источниками реактивной мощности в сети НН являются СД напряжением 380 - 660 и конденсаторные батареи. Выбор оптимальной мощности НБК осуществляют одновременно с выбором цеховых ТП. Если распределительная сеть выполнена только кабельными линиями, то ККУ любой мощности рекомендуется присоединять непосредственно к шинам цеховой ТП. Для схем с магистральными шинопроводами ККУ единичной мощностью до 400 квар подключают к сети без дополнительной установки отключающего аппарата (ввиду установки последнего в комплекте ККУ), а при мощности более 400 квар - через отключающий аппарат с выполнением требований ПУЭ. При мощности ККУ более 400 квар рекомендуется подключать их к шинам цеховой ТП с использованием соответствующего автоматического выключателя подстанции. На одиночном магистральном шинопроводе предусматривают установку не более двух близких по мощности ККУ суммарной мощностью .Если основные реактивные нагрузки шинопровода присоединены ко второй его половине, устанавливают только одну НБК. Точку ее подключения определяют из условия , Рис.1. Схема подключения НБК к магистральным шинопроводам: а - одна НБК; б - две НБК где Qh, Qh+1 - наибольшие реактивные нагрузки шинопровода перед узлом h и после него соответственно (рис.1, а). При присоединении к шинопроводу двух НБК точки их подключения находят из следующих условий: точка подключения дальнейшей НБК (рис.1, б) ; точка подключения ближней к трансформатору НБК (рис.1, б) megaobuchalka.ru КТП-6-185СП“Откуда дровишки? …”… Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка (ЭУ) нового типа*. Специально для новых проектов в конце 80-х гг была разработана новая водо-водяная паропроизводящая установка (ППУ) КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП (иногда встречается ошибочное наименование КПМ) тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И.И.Африкантова. Отличительной особенностью нового типа реактора стало т.н. интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе. Такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы (их максимальный диаметр был сокращен с 675 у ОК-650, до 40 мм для присоединительных т/п у КТП-6) и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию (ЕЦ) теплоносителя на всех режимах работы (?). Последнее является одним из ключевых критериев малошумности всей лодки исключая необходимость в постоянной работе циркуляционных насосов и сокращая на порядок энергопотребление реактора на собственные нужды (более высокий общий КПД). Подобная ППУ намного компактнее предыдущего поколения, более проста в обслуживании, более безопасна и надежна. В то же время, интеграция всех систем и узлов реактора в едином корпусе негативно сказывается на ремонтопригодности установки ввиду их низкой доступности. Потому перед разработчиками реакторов 4-го поколения была поставлена задача обеспечить их безремонтный срок службы в течение всего жизненного цикла лодки. Активная зона реактора построена так, что ее перезарядка необходима вдвое реже, чем на подобных установках лодок 3-го поколения.
ПЛА пр. 885 (фото из ЖЖ Олега Кулешова, автор не установлен). Конструктивные решения для ППУ нового поколения были опробованы на наземном исследовательском стенде КВ-2 с реактором прототипом ТМ-4/КТМ-6 в Сосновом Бору (тема “Каньон-С.1” (?) “Север”), а в 1996 году реактор был официально допущен к серийному производству. Одной из важнейших особенностей этого реактора считается новый прямоточный “прямотрубный” ПГ с двусторонним обогревом ПВ со стороны 1К. Однако на головной АПЛ 885-го проекта этот реактор так и не появился. Сложности, связанные с производством блочной паротурбинной установки для него привели к тому, что в процессе перепроектирования лодки «Северодвинск» она получила блочную ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11 предыдущего поколения с тепловой мощностью 190 МВт, что в значительной мере сократило боевой потенциал субмарины даже не смотря на весь ряд остальных принятых на ней решений по снижению шумности главной энергетической установки. При этом, вторая лодка серии, по всей видимости, получит изначально запланированный для 885-го проекта реактор КТП-6 с соответствующим энергооборудованием.
Реакторнй отсек станда КВ-2, АЭУ ПЛА четвертого поколения (автор фото не установлен). Известно, что в настоящий момент в ОКБМ им. И.И.Африкантова ведется разработка нового типа реактора под обозначением КТП-7И (ОКР «Феникс»). Не исключено, что он предназначен для установки на более поздних серийных лодках проекта 885М, причем, существуют два возможных принципиальных варианта для этой установки. По одной версии, речь идет о дальнейшем эволюционном развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы активной зоны до 30 лет и более, что позволит их использование без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, например, идут все зарубежные разработчики подобной техники. По другой версии, новая установка может быть основана на принципе перегрева пара непосредственно в активной зоне (разновидность т.н. «кипящего» реактора) и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. В этом случае, если удастся решить ряд конструктивных трудностей, связанных с разработкой подобной ППУ, в частности, с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор с еще большим КПД и еще большей компактностью, по сравнению с предыдущими разработками. Однако, как предполагается, эта технология перспективна уже для 5-го поколения АПЛ. Особенностью паротурбинной установки «Мираж» разработки Калужского Турбинного завода, которая изначально предназначалась для «Ясеня», была ее блочная компоновка с высокой степенью интеграции всех элементов. Помимо этого, она должна была обеспечивать как скоростной ход под турбозубчатыми агрегатами с понижающим редуктором и приводом на главный вал, так и «режим подкрадывания» с приводом от гребного электродвигателя, питаемого, в свою очередь от автономных турбогенераторов. ГТЗА, являющиеся, одним из основных источников шума на АПЛ, при этом, остаются отключены. Подобная гибридизация энергетической установки позволила в полной мере использовать тот факт, что реактор нового типа работает в одном режиме тепловыделения на всех режимах хода (?). Также, в значительной мере упростилась конструкция редуктора. К сожалению, финансовые проблемы завода «КТЗ» практически остановили все работы на нем в течение 90-х гг. Но в 2006 году ПТУ «Мираж» с номинальной мощностью (на гребном валу) порядка 43.000 (50,000) л.с. уже проходила стендовые испытания и, судя по всему, именно начало ее серийного производства позволит начиная со второй лодки серии в полной мере использовать потенциал, заложенный в проект 885. В отсутствие новой ПТУ, на АПЛ «Северодвинск» была использована блочная ПТУ ОК-9ВМ «Сапфир-ВМ» мощностью 43.000 л.с., ранее примененная на лодках 945-го и 971-го проектов. Обе установки обеспечивают максимальную подводную скорость около 31 уз. (надводная скорость – 16 уз.) Изменения в конфигурации оборудования энергоотсека потребовали дополнительных корректур в конструкции АПЛ «Северодвинск», таких, как перепроектировка переборок и установка рецесса в районе линии гребного вала.
ПЛА пр. 955 (фото с сайта deepstorm.ru, автор не установлен).
Огромное внимание при проектировании лодки было уделено сокращению уровня производимых ею подводных шумов. Для этого фундаменты всех критических узлов оснащены активной системой активного гашения (САГ) шумов на основе пьезокристаллических приводов. Дискретные низкочастотные составляющие шума удалось также снизить за счет разработки новых типов негорючих спиральнотроссовых амортизаторов на замену применяемым ранее резино-кордовым. В будущем на лодках серии ожидается массовое внедрение композитных элементов конструкции, обладающих высокой прочностью, малым весом и демпфирующими свойствами. К таковым относятся различные вибропоглощающие сотовые каркасы, слоистые балки, пиллерсы, элементы трубопроводов и воздуховодов, сокращающие вибрационные шумы на отдельных частотах на 10-30 дБ. Многообещающим является новый принцип компоновки оборудования энергетических отсеков, разработанный в СПМБМ «Малахит» по теме научно-исследовательских работ «Старомодность». В данном случае уже известный принцип т.н. зональных блоков, раскрепленных с корпусом лодки посредством амортизаторов, дополнен рамой-массой – массивным конструкционным элементом с высокой степенью инертности и высокой резонансной частотой. Этот элемент за счет своей механической инерции в состоянии гасить вибрации установленного на него оборудования энергетической установки, вспомогательного оборудования систем охлаждения и электроснабжения (также амортизированы на собственных каркасах). Весь общий каркас зонального блока дополнительно облицован вибропоглощающими панелями. Предполагается, что данный принцип в будущем поможет сократить уровни шумов лодок серии на 10-15 дБ в определенных диапазонах. В обеспечение научно-исследовательских работ по снижению физических полей на АПЛ нового поколения в 1987-1993 гг на «Адмиралтейских верфях» была построена плавучая лаборатория «Кармон-1Э» по проекту ЦКБ «Лазурит». Ее использование предполагалось на полигоне 1 ЦНИИ МО в Приморске. Вопреки распространенному предположению, ни «Северодвинск», ни «Казань» не обладают водометным главным движителем, а оснащены семилопастным гребным винтом составной конструкции с композитным демпфированием лопастей, что позволяет на 2-3 дБ снизить общий уровень шумов от него. В качестве резервного движительного комплекса для хода на скоростях до 4,5 уз. предусмотрены электродвигатели ГАП-300 мощностью по 300 кВт в откидных колонках в кормовой и носовой частях корпуса. Они же используются в качестве подруливающих устройств. Первоначально этот тип РДК использовался на АПЛ проекта 971. Для проекта 885М в настоящий момент по теме «Ломовик» ведется разработка нового малошумного РДК с кольцевым электродвигателем. В качестве резервных дизель-генераторов предусмотрен автоматизированный АДГ-1000Б мощностью 1000 кВт на базе дизеля 8ДМ-21С производства уральского дизель-моторного завода.
По материалам статьи: Проект 885 и 885М «Ясень». А.Коновалов. По материалам сайта http://cale.strana.de Гамбург, ФРГ. Сентябрь 2011, доклада “Ядерная энергетика и атомный подводный флот” В.Лебедева и сообщений на научных конференциях.
ПРИМЕЧАНИЕ: *Официальные упоминания об этих типах реакторов и энергетических установок, удалось найти еще в нескольких местах. Практически, это первые доступные упоминания о закрытых, реализуемых проектах в малых реакторов для ВМФ России. Персонаж выпустивший информацию известный, не официальный, но откуда у автора данные? Другие, появившиеся позже упоминания, куда более официальные, включая описание ПЛА последнего поколения отрывочны но имеются в сети.
(комментарии будут появляться по ходу освещения темы)
www.nucon.us КТП-БМ. Блочно-модульные трансформаторные подстанции. Внешний вид и габариты.Сертификаты соответствия КТП-БМ:Структура условного обозначения КТП-БМПример обозначения: Подстанция двухтрансформаторная блочно-модульного использования на номинальное напряжение на стороне ВН-10 кВ, на стороне НН - 0,4 кВ, мощность каждого трансформатора 1000 кВА, кабельный ввод со стороны ВН и НН, проходная, климатическое исполнение умеренное, наружной установки. 2 КТП-БМ-К/К-1000-10/0,4-П У1, ТУ 3414-006-43229919-2014 Конструкция КТП-БМКонструкция КТП-БМ представляет собой блок-модульную конструкцию с утепленными стенами и полом или без утепления (в зависимости от заказа). В блок-контейнерах размещаются:
Блоки поставляются в собранном виде с установленными в них оборудованием. Основыне параметры КТП-БМ:Технические параметры приведены в таблице. Нажмите чтобы развернуть
Внешний вид и габаритные размеры -одно и -двух трансформаторных КТП-БМ:
Типовые КТП-БМ с однолинейными схемами:Технические требованияКТП соответствуют требованиям технических условий ТУ 3414-006-43229919-2014 и комплекта конструкторской документации. Материалы и комплектующие изделия, применяемые для изготовления КТП, приняты техническим контролем и соответствуют действующим стандартам и техническим условиям.
promenergozao.ru |