Eng Ru
Отправить письмо

Киотский протокол 2 (стр. 1 из 3). Киотский протокол краткое содержание


Киотский протокол: краткий обзор содержания и положения дел с ратификацией

Киотский протокол: краткий обзор содержания

и положения дел с ратификацией

М.А.Юлкин, Центр экологических инвестиций

В 1992 г. на Всемирном экологическом саммите в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, которая констатирует тенденцию к изменению глобального климата в результате повышения концентрации в атмосфере парниковых газов, в том числе вследствие деятельности человека, и обязывает страны-участницы Конвенции:

(а) - осуществлять политику и меры с целью смягчения климатических изменений и их негативных последствий для населения, экономики и окружающей природной среды, в том числе путем стабилизации содержания парниковых газов (ПГ) в атмосфере Земли на относительно безопасном уровне, и

(б) – проводить инвентаризацию антропогенных выбросов и стоков парниковых газов и ежегодно представлять в Секретариат Конвенции соответствующий доклад, в котором, помимо сведений о выбросах, стоках и данных наблюдений за климатом, должны содержаться сведения о проводимых политике и мерах в области контроля и ограничения выбросов парниковых газов.

Изменение климата характеризуется повышением среднегодовой температуры, ростом амплитуды и частоты температурных колебаний, изменением силы и направлений ветровых потоков и другими погодными аномалиями. Изменение климата неблагоприятно отражается на здоровье человека, приводит к увеличению числа и масштабов стихийных бедствий (сходы лавин, засухи, наводнения, ураганы, т.д.), способствует таянию льдов и вечной мерзлоты, повышению уровня мирового океана, распространению опасных микробов и насекомых, исчезновению биологических видов, вызывает другие негативные явления, создающие угрозу для человечества.

К парниковым газам, т.е. к таким газам, которые создают над Землей эффект парника, поглощая и удерживая в атмосфере излучаемое с поверхности Земли избыточное тепло, относятся углекислый газ, метан, закись азота, перфторуглероды, гидрофторуглероды и гексафторит серы. Основным источником антропогенных выбросов парниковых газов является сжигание ископаемого топлива.

В настоящее время участниками Конвенции являются более 180 стран, в том числе и Россия, которая ратифицировала Конвенцию в 1994 г.

В 1997 году на 3-ей Конференции сторон Конвенции в г. Киото (Япония) был принят Киотский протокол, в рамках которого промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой, перечисленные в Приложении Б протокола, в том числе Россия, Украина и некоторые другие страны бывшего СССР, приняли на себя количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов на период 2008-2012 гг., с тем чтобы добиться общего сокращения антропогенных выбросов парниковых газов в этот период, как минимум, на 5% к уровню 1990 г. Россия обязалась ограничить свои выбросы на уровне 1990 года.

Ряд крупных стран-участниц Киотского протокола, такие, как, например, Китай и Индия, являются эмитентами выбросов парниковых газов, но не имеют обязательств по их ограничению и сокращению. Сейчас некоторые говорят, что это несправедливо. Однако в рамках ООН, во всех принимаемых под ее эгидой Конвенциях и других документах последовательно проводится принцип общей, но дифференцированной ответственности стран, в соответствии с которым международные требования к развитым странам жестче, чем к развивающихся, и в этом смысле Киотский протокол не стал исключением 1.

Киотский протокол допускает совместное выполнение странами-участницами своих обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. Для этого протокол предусматривает специальные механизмы гибкости, к которым относятся механизм чистого развития – для взаимодействия с развивающимися странами, торговля выбросами (квотами на выбросы) и реализация совместных проектов по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов – между странами Приложении Б. На очередной Конференции сторон Конвенции в г. Марракеше (Марокко) в 2002 г. был принят пакет соглашений, устанавливающий порядок применения механизмов гибкости и совершения сделок в рамках Киотского протокола.

В 2003 г. Европейская комиссия, основываясь на положениях Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, Киотского протокола и Марракешских соглашений, приняла директиву, на основании которой для предприятий, зарегистрированных в странах Евросоюза, с 2005 г. устанавливаются квоты на выбросы в атмосферу парниковых газов. На переходный период (2005-2007 гг.) квоты будут установлены для углекислого газа, а с 2008 г. – для всех остальных парниковых газов.

Согласно этой директиве, предприятия должны проводить ежегодную инвентаризацию выбросов ПГ и представлять отчеты о выбросах ПГ. В случае если выбросы превышают квоту, предприятия обязаны уплатить штраф либо предъявить документ установленного образца о том, что они участвовали в качестве инвесторов в реализации проектов по сокращению выбросов ПГ в других странах-участницах Киотского протокола за пределами Евросоюза и имеют право на определенную часть сокращенных выбросов. Кроме того, предприятия могут свободно продавать и покупать неиспользованные квоты на выбросы ПГ у других предприятий в пределах Евросоюза, а также накапливать такие квоты и переносить их на последующие периоды.

О намерении в ближайшее время разработать и принять в ближайшее время аналогичные законодательные акты и программы заявили также Канада и Япония.

При этом ни страны Евросоюза, ни Япония, ни Канада не смогут самостоятельно выполнить принятые по Киотскому протоколу обязательства по сокращению выбросов ПГ и готовы приобретать в других странах-участницах Протокола свободные квоты и/или сокращения выбросов. Для этого создаются различные финансовые институты, основной задачей которых является отбор и финансирование проектов по сокращению выбросов парниковых газов с целью приобретения сокращенных выбросов.

Наибольшую известность получила голландская программа ERUPT, которая ежегодно проводит конкурсный отбор от имени Правительства Нидерландов. В 2004 г. аналогичную программу запустило правительство Дании. О намерении осуществлять в других странах-участницах Протокола совместные проекты и приобретать сокращенные выбросы парниковых газов заявили Швеция, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Италия, Германия, другие европейские страны, Канада и Япония.

Наоборот, у России, Украины и некоторых других стран Приложения Б Протокола имеется излишек квот на выбросы, а также значительный потенциал для сокращения выбросов и увеличения стоков парниковых газов. Так, Россия выбрасывает на 30-35% меньше парниковых газов, чем это предусмотрено ее киотской квотой. Кроме того, на сегодняшний день энергоемкость ВВП в России в несколько раз превышает аналогичный показатель для Европы, США и Японии. Поэтому Россия может дополнительно сократить выбросы парниковых газов за счет снижения энергоемкости производства и более рационального использования топлива и энергии, что позволит увеличить предложение российских углеродных квот и сокращенных выбросов на мировом рынке.

Сокращенные выбросы могут поставлять на рынок и развивающиеся страны в рамках механизма чистого развития.

Таким образом, сложились предпосылки для формирования международного рынка выбросов (квот, сокращений и стоков/поглощений) парниковых газов.

Зарождается и соответствующая рыночная инфраструктура. Всемирный банк создал специальный фонд для финансирования проектов по сокращению выбросов парниковых газов (Prototype Carbon Fund) с капиталом более 200 млн. долл. Начинает программу «углеродных кредитов» Европейский банк реконструкции и развития. Активно работает в этом направлении Северная экологическая финансовая компания (NEFCO). В Европе и в Америке действуют экспериментальные торговые площадки (биржи), где торгуются сокращенные выбросы и квоты на выбросы ПГ.

Однако для того чтобы привести этот рынок в движение необходимо, чтобы Киотский протокол вступил в силу.

Условием вступления Киотского протокола в силу является его ратификация не менее чем 55 странами, в том числе странами Приложения Б Протокола, ответственными не менее чем за 55% совокупных выбросов этих стран в 1990 г. На сегодняшний день Протокол ратифицировали более 130 стран. Россия подписала Киотский протокол, но до сих пор не ратифицировала его.

В 2001 г. Соединенные Штаты Америки неожиданно объявили об отказе ратифицировать Киотский протокол, мотивировав свое решение экономической нецелесообразностью2. Вслед за ними отказались ратифицировать Киотский протокол Австралия и некоторые другие страны. В результате этого судьба Киотского протокола оказалась всецело в руках России. Без российской доли выбросов 1990 г. второе необходимое условие не будет выполнено и Протокол не вступит в силу.

До последнего времени российские власти официально не заявляли о своих претензиях к Киотскому протоколу. Наоборот, на различных международных форумах (например, на Всемирном экологическом форуме в г. Йоханнесбурге в 2002 г.) высокопоставленными должностными лицами делались заявления о том, что российское правительство готовится к ратификации Киотского протокола. В октябре 2003 г. на Глобальном климатическом форуме в г. Москве Президент В.В.Путин сказал, что с Киотским протоколом еще нужно разобраться и что Россия примет окончательное решение о ратификации протокола после его всестороннего анализа и исходя из своих национальных интересов. Однако уже в мае 2004 г. на встрече с Президентом Европейской комиссии Р. Проди в г. Москве Президент В.В.Путин заявил, что Россия поддерживает Киотский протокол и намерена ускоренно двигаться к его ратификации.

Тем не менее в последнее время все чаще и на все более высоком уровне стали раздаваться заявления об экономической невыгодности Киотского протокола для России, о его якобы дискриминационном характере по отношению к России, о том, наконец, что Киотский протокол недостаточно эффективен, так как не решает в полной мере проблему изменения климата. Однако основной выдвигаемый оппонентами аргумент сводится к тому, что устанавливаемые Киотским протоколом ограничения на выбросы парниковых газов препятствуют экономическому росту и решению задачи удвоения ВВП к 2010 году.

Сторонники Киотского протокола, напротив, считают, что решение задачи удвоения ВВП возможно только на основе коренной модернизации производственно-технологической базы, внедрения современных технологий, что будет сопровождаться снижением расхода топлива и энергии и, соответственно, выбросов парниковых газов на единицу продукции. Принимая во внимание это обстоятельство, а также наличие у России 30%-ого резерва выбросов, сторонники Киотского протокола доказывают, что удвоение ВВП к 2010 г. не приведет к опережающему росту выбросов парниковых газов и, следовательно, у России будет возможность продавать свободные квоты и сокращенные выбросы парниковых газов и тем самым использовать Киотский протокол в качестве механизма привлечения дополнительных инвестиций для модернизации экономики.

Научные публикации, а также опыт развития российских компаний после окончания промышленного спада доказывают, что опасения и аргументы противников ратификации Киотского протокола беспочвенны и не выдерживают серьезной, содержательной критики и проверки на практике.

1 Понятие справедливости вообще весьма субъективно и относительно. Например, некоторые считают справедливым устанавливать квоты для стран исходя из удельных выбросов парниковых газов на душу населения. В среднем на одного жителя Земли приходится 3,9 т выбросов СО2 в год, однако по странам этот показатель значительно различается. Так, в США он составляет 20,5 т/чел, в Западной Европе – 7,5 т/чел, в России – 10,2 т/чел, в Китае – 2,4 т/чел, а в Индии – 0,9 т/чел. При таком подходе для стабилизации мировой эмиссии СО2 России пришлось бы снижать выбросы в 2,8 раза, а Китай и Индия могли бы увеличить их соответственно в 1,5 и 4 раза (см. И. Башмаков. Россия и ратификация Киотского протокола. – ж. «Энергетическая эффективность», №41, 2003).

2 Отказ от ратификации Киотского протокола не означает, что США вообще отказались участвовать в деятельности по смягчению климатических изменений. США по-прежнему остаются участником Рамочной конвенции ООН об изменении климата и внедряют различные программы ограничения и сокращения выбросов парниковых газов, в том числе на добровольной основе. На сегодняшний день в США подготовлен законопроект о системе торговли выбросами (так называемый проект МакКейна-Либермана).

uchebana5.ru

Киотский протокол Википедия

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года. Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов[1].

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Западная Сахара

Страны, вышедшие из протокола

Канада[3]

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

11 апреля 2002 г. председатель Правительства РФ М.М. Касьянов поручил главе Министерства экономического развития РФ А.Л. Кудрину подготовить проект плана мероприятий по ратификации Киотского протокола, также было решено привлечь к разработке плана экспертов из Российской академии наук. 17 мая 2002 г. зам. председателя Правительства РФ В.Б. Христенко обратился к вице-президенту РАН Н.П. Лаверову с просьбой подготовить предложения по принятию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. К обсуждению подключились эксперты Института географии, директор института В.М. Котляков и зам. директора Н.Ф. Глазовский готовили проект национального доклада по проблеме Киотского протокола, который представили на согласование Н.П. Лаверову. 29 января 2004 г. президент РАН Ю.С. Осипов отдал распоряжение о создании совета-семинара «Возможности предотвращения изменения климата и его негативных последствий. Проблема Киотского протокола». Главой совета-семинара был назначен Ю.А. Израэль, администрацию президента России представлял А.Н. Илларионов [5].

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[6]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 2606 дней]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[7]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объём сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[6][8]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[6]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[9]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[10].

27 сентября 2015 года на саммите Глобального развития в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о перевыполнении Россией своих обязательств по Киотскому протоколу, приводя данные об уменьшении выбросов от энергетического сектора в России за последние 20 лет на 37 %.[11]

Критика

Российская академия наук в ответ на просьбу российских властей выразить свое мнение в отношении Киотского протокола в 2004 году дала ответ за подписью Юрия Осипова, в котором высказывалась следующая позиция[12]:

  • «Киотский протокол не имеет научного обоснования»;
  • «Киотский протокол неэффективен для достижения окончательной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата, как она изложена в статье 2 („стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему“»;
  • «Ратификация Протокола в условиях наличия устойчивой связи между эмиссией CO2 и экономическим ростом, базирующемся на углеродном топливе, означает существенное юридическое ограничение темпов роста российского ВВП».

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Киотский протокол - это... Что такое Киотский протокол?

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.[1]

Содержание

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, Ch5, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Сан-Марино.

Страны, вышедшие из протокола

Канада[3]

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[5]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 540 дней]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[6]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[5][7]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[5]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[8]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[9].

Предприятия России, успешно применившие механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов

2007 год: ОАО Уральская Сталь впервые в металлургической отрасли России успешно применила механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

См. также

Примечания

Ссылки

dikc.academic.ru

Киотский протокол 2

Содержание.

Введение.

1. История Киотского протокола.

2. Правовые механизмы реализации Киотского протокола Россией.

3. Возможные последствия Киотского протокола для экономики России.

4. Возможные экологические последствия Киотского протокола.

5. Политические последствия Киотского протокола для России.

Заключение.

Список источников и литературы.

Введение.

16 февраля 2005 года вступил в силу Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата. Подписавшие протокол страны обязались к 2012 году сократить на 5,2 процента выбросы вредных газов в атмосферу по сравнению с показателями 1990 года.

Документ, имеющий целью сокращение выбросов газов, способствующих глобальному потеплению, был подписан в 1997 году на состоявшемся в Киото под эгидой ООН международном саммите. При этом осуществить соглашение стало возможным после ратификации протокола в России осенью 2004 года. Голос России, на долю которой приходится 17,4 процента выбросов парниковых газов, стал решающим для вступления документа в силу.

Целью курсовой работы было выявить закономерности развития, основные проблемы и возможные последствия реализации Киотского протокола в России и мире.

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих:

- изучение истории Киотского протокола;

- определение основных направлений и возможных последствий Киотского протокола для экономики России;

- анализ политических последствий Киотского протокола для России.

- исследование правовых механизмов реализации Киотского протокола Россией.

- рассмотрение возможных экологических последствий Киотского протокола.

В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые обусловили возможность подписания Киотского протокола и его практической реализации Российской Федерацией.

1. История Киотского протокола.

Киотский протокол (такое название он получил по месту проведения Международной конференции по проблеме изменения климата в 1997 году – г. Киото в Японии) определяет для каждой из подписавших его сторон обязательства по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов: двуокись углерода, метан, закись азота, гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы.

От имени России данный документ был подписан в Нью-Йорке 11 марта 1999 года, однако в течение пяти лет оставался не ратифицирован. На первый период действия протокола (с 2008 по 2012 годы) для нашей страны в качестве допустимого уровня установлен показатель 1990 года, когда был достигнут максимальной объем выбросов таких газов. После 2012 года обязательства сторон будут определяться в ходе дальнейших переговоров [Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб., 2008.С.144.].

Чтобы данное соглашение превратилось в международный закон, должны были произойти две вещи. Первое: оно должно было получить одобрение в законодательных органах 55 стран. Второе: суммарный выброс СО2 ратифицировавших его стран должен составлять не менее 55% от выбросов стран. [Рихтер К. С.145.]. В свете этих событий ратификация Протокола Россией была чрезвычайно важна. Это означает автоматическое выполнение второго условия Протокола, необходимого для вступления его в силу, ведь на долю РФ приходится 17,4% выбросов ПГ.[Оганесян Т. Большие зеленые деньги.//Эксперт. № 37, 6 октября 2007 г. С.7.] К моменту ратификации документа Россией он был ратифицирован 124 государствами, чья совокупная доля в общем объеме выбросов углекислого газа в атмосферу составляла 44.2%. [ Власова О.А. Большие деньги.// Полис, 2006. №11.С.8.]. Ратификация Киотского протокола именно Россией стала чрезвычайно важна после выхода из него в 2002 году США – крупнейшей из стран-участниц соглашения, чем было поставлено под сомнение само существование протокола.

2. Правовые механизмы реализации Киотского протокола Россией.

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата [Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» 4 ноября 2004 года (№ 128-фз).] был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-фз). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов). Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и завершится 31 декабря 2012. [ Там же.]

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов. [ Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб., 2008.С.148.]

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола [ Там же. С.149.]. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления. [ Рихтер К. С.150.]

К началу 2008 года в России были готовы процедуры работы по Киотскому протоколу, на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. На сегодняшний день в России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО) [Бедрицкий А. Плюсы и минусы Киотского протокола.// Вопросы экономики. 2008. № 3. С.9.].

3. Возможные последствия Киотского протокола для экономики России.

Для экономического обоснования необходимости ратификации Россией Киотского протокола Министерство экономического развития и торговли РФ использовало прогнозные расчеты, подготовленные в Институте энергетических исследований РАН [ Макаров А.А. Выбросы СО2 в России от сжигания органического топлива.// Прогнозы. - М., 2006. № 4.С.11.]. Записка директора этого института, члена-корреспондента РАН Макарова А. гласит: «Во всех сценариях уровень эмиссии СО2 в 1990 году не будет достигнут вплоть до 2020. Даже при удвоении ВВП за 10 лет размеры эмиссии СО2 в 1990 году будут достигнуты лишь между 2020 и 2025 годами» [ Макаров А.А. С.12.].

Наиболее известным механизмом Киотского протокола является торговля квотами. У России здесь есть преимущество, так как квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990 г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились.[ Макунина Д.В. Россия и Киотский протокол.//Проблемы современной экономики. - №4, 2005. С.4.]. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды. Но это, возможно, даже не самый главный плюс для России. Акцент нужно делать на использование инвестиционных проектов, в которых может быть использован экономический механизм Киотского протокола, о котором говорилось выше. Бюро экономического анализа при Минэкономразвитии РФ подготовило портфель российских проектов. В него входят предложения по улавливанию попутного газа, переработке отходов, лесовосстановлению, повышению энергоэффективности производств.

Российские предприятия получат шанс привлечь инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов. Гарантией получения необходимого финансирования послужат форвардные сделки на передачу инвестору сокращенных в результате реализации проекта выбросов. [ Пивоварова Н. Оценка ратификации Российской Федерацией Киотского протокола.// Эксперт. № 45, 4 декабря 2006 г. С.7.].

Примером таких проектов, предусматривающим снижение расходов топливного газа, является совместный проект ОАО «Газпром» и «Рургаз АГ» по внедрению авто­ма­ти­че­ской системы оптимизации транспорта газа с использованием программно-вычи­сли­тель­ного комплекса «Simone». Техническая реализация первого этапа проекта на одном из участков ООО«Волготрансгаз» позволила сократить [Пивоварова Н. С.7.]:

- расход топливного газа на 90 млн. м3 в год;

- расход электроэнергии на 575 млн. квт*ч/год;

- эмиссию в экв. тоннах СО2 на 447 тыс./год [ Пивоварова Н. С.7].

Существует также российско-японская программа сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭК. Проект в 2 млрд. долларов японцы готовы финансировать, но существует требование государственной гарантии. В качестве таковой они готовы рассмотреть гарантию передачи той квоты на выброс, которая будет наработана в результате осуществления совместных проектов по модернизации российских предприятий. Совместный проект ОАО «Газ­пром» и консорциума японских корпораций (Sumitomo, Nippon Steel и т.п.), пред­усма­три­ва­ющий техническую реконструкцию участка ЕСГ с заменой труб, компрессорного обо­ру­дования и созданием дополнительного лупинга. Разработанное ТЭО проекта пока­зы­ва­ет, что его реализация позволит уменьшить на реконструируемом участке [Там же. С.46.]:

mirznanii.com


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта