Eng Ru
Отправить письмо

11.3. Последствия изменения климата. Киотский протокол. Киотский протокол 1997 г посвящен решению глобальной экологической проблемы


Киотский протокол 1997 г - «Энциклопедия»

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ 1997 года, международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления. Представляет собой дополнение к Рамочной конвенции ООН 1992 года об изменении климата в связи с парниковым эффектом, которая налагала на промышленно развитые страны обязательство сократить выбросы парниковых газов в период до 2000 года, однако не определяла условия и механизм этого сокращения. Вопрос о заключении специального протокола к Рамочной конвенции был поднят на 1-й конференции стран-участниц конвенции, состоявшейся в 1995 году в Берлине, после чего начался новый раунд переговоров. Выработанное в ходе переговоров международное соглашение было принято 11.12.1997 на очередной конференции стран-участниц в г. Киото и получило название Киотский протокол. Протокол был открыт для подписания 16.3.1998. Российская Федерация подписала Киотский протокол 11.3.1999. Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Государственной думой Российской Федерации 22.10.2004, подписан президентом Российской Федерации 4.11.2004. Киотский протокол вступил в силу 16.2.2005 после его ратификации государствами, на долю которых приходится не менее 55% выбросов парниковых газов. Первый период действия протокола начался 1.1.2008 и завершится 31.12.2012. До его окончания должно быть заключено новое соглашение (предположительно в декабре 2009 на конференции ООН в Копенгагене).

Реклама

По Киотскому протоколу промышленно развитые страны взяли на себя обязательство уменьшить в 2008-12 выбросы углекислого газа: государства Евросоюза - в целом на 8%, Япония и Канада - на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики - в среднем на 8%. Россия и Украина обязались сохранить объёмы среднегодовых выбросов на уровне 1990 года. Развивающиеся страны, а также КНР и Индия обязательств на себя не взяли. Согласно Киотского протокола, каждой стране также выделена квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, могут продавать излишки другой стране, которая тем самым приобретает право производить углекислый газ больше исходной нормы. К протоколу присоединились свыше 160 стран. От участия в Киотском протоколе отказались США и Австралия, которые образовали в июле 2005 альтернативное Азиатско-тихоокеанское партнёрство по экологическому развитию и климату. В него вступил и ряд стран, на которые Киотский протокол пока не накладывает ограничений (Китай, Индия, Южная Корея). Об эффективности Киотского протокола ведутся споры. Большинство учёных и политиков признают, что он является важным «пилотным проектом» для отработки механизмов глобального регулирования вредных выбросов.

knowledge.su

Киотский протокол 1997 г посвящен решению глобальной экологической проблемы — Қазақстан ұстаздары

Киотский протокол 1997 г посвящен решению глобальной экологической проблемы
Киотский протокол 1997 г посвящен решению глобальной экологической проблемы Первая экологическая электростанция появится в Южном Китае. В 40 парках культуры и отдыха Московской области пройдет более 60 мероприятий, посвященных 1 Мая Празднику Весны и Труда.На свет появилась альтернатива Киотскому протоколу. Глобальное потепление как твердо установленный научный факт. Киотского протокола по предотвращению глобального изменения климата. Киотского протокола заключается в том, что он сочетает в себе социальные и экономические механизмы для решения глобальных экологических проблем. Первое будет посвящено работе Российского союза молоджи и молоджных организаций региона, второе предлагает дискуссию Патриотизм VS. Ответы на другие тесты по дисциплине Экологическое правоКиотский протокол 1997 г посвящен решению глобальной экологической проблемы. Пути решения проблем Экологическая политика, экологическое воспитание экологические дружины, клубы. Наше предприятие осознает приоритетность решения экологических задач, необходимость. Киотский протокол первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Россия стоит перед трудным выбором по вопросу ратификации Киотского протокола. посвящен решению глобальной экологической проблемы. Украины требованиям Киотского протокола на. А еще лучше устроить ядерную зиму и проблема глобального потепления решена. Очень важный пункт сотрудничества между нашими странами работа по схеме зелных инвестиций согласно Киотскому протоколу, вКиотский протокол 1997 г посвящен решению глобальной экологической проблемы
. Днепропетровской области. Теперь протокола ГИБДД для. Власть обвиняет меня в том, что экологические деньги Киотского протокола я во время мирового финансового кризиса потратила на пенсии и выплаты. Форум пройдет в рамках 20й сессии Конференции сторон РКИК ООН 10го Совещания сторон Киотского протокола. Применение принципов Киотского протокола в МГУП Мосводоканал. Киотского протокола. Киотского протокола первого международного соглашения по сокращению выбросов. Киотского протокола к Рамочной конвенции о стабилизации климата. Киото главами 55 государств. Василий Поздышев Протоколы Киотских мудрецов Миф о глобальном потеплении. н, профессор, кафедра мировой экономики. СЖС Восток Лимитед ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ Первый период реализации Киотского протокола в нашей стране начался 1 января. Киотский протокол 1997 г. Награждение состоялось на заседании коллегии министерства, которое было посвящено, в том числе, подведению итогов. посвящен решению глобальной экологической проблемы парникового эффекта. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В то время как развитые страны в рамках Киотского протокола взяли на себя. Москва Научный руководитель Пантелеева Ольга Ивановна, д. Протокол о сокращении выбросов парниковых газов, подписанный в 1997 г. Глобальные экологические проблемы. Полной экономической оценки результатов реализации Киотского протокола до сих пор не сделано ни в России, ни. История создания Киотского протокола, ход его. Статья посвящена анализу международного нормативного обеспечение решения проблем изменения климата. В чем заключаются биотехнологическое решение проблемы СО2? Первой сессии Конференции Сторон РКИК было принято решение 1СР1. Ратификация Россией Киотского протокола в 2004 году подчеркнула, что важность решения глобальных экологических проблем, среди которых и выбросы

Киотского протокола, предприятия из. Рабочая встреча губернатора Пермского края Максима Решетникова с РЖД была посвящена переговорам о переносе.

ped.kz

Киотский протокол (1997) – проблемы и пути их решения

С развитием современного производства и технологий вопрос экологии является очень значимым в мировом сообществе. Выброс парниковых газов стал глобальной проблемой XX века. Именно этой проблеме посвящен Киотский протокол, который накладывал обязательства на ряд стран по сокращению выбросов.

Киотский протокол

Документ был назван из-за города, в котором он был принят. Именно в Киото был принят этот протокол, который стал дополнительным к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК – соглашение об изменении климата). Следуя условиям протокола, все подписавшие договор развитые страны и страны с переходной экономикой должны были сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Выброс парниковых газов

Рис. 1. Выброс парниковых газов.

Документ был принят в декабре 1997 года, а его подписание состоялось в период с 16 марта 1998 года по 15 марта 1999 года.

Киотский протокол является первым международным соглашением об охране окружающей среды, который осуществляется посредством торговли квот на выбросы газов, причем государства или отдельные хозяйствующие субъекты могут продавать или покупать эти квоты.

Киотский протокол

Рис. 2. Киотский протокол.

По условиям договора европейские страны обязались сократить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%, Россия и Украина должна была сохранить выбросы в первый период осуществления протокола (2008-2012 гг.) на уровне 1990 года. Такие страны с быстрорастущей экономикой как Китай и Индия никаких обязательств на себя не брали.

Первый период протокола продлился 5 лет с 1 января 2008 по 31 декабря 2012 года

Проблемы киотского протокола

О глобальном потеплении в последние 25 лет говорит все мировое научное сообщество. Однако некоторые ученые ставят под сомнение существование этого явления. Повышение среднегодовой температуры может оказаться просто случайностью. Но даже если бы все страны ратифицировавшие Киотский протокол выполнили все условия по ограничению выбросов, то общий процент составил бы всего 5%.

Еще одной проблемой является тот факт, что у многих развивающихся стран резкий рост в экономике произошел уже после подписания протокола, и хотя они ничего не должны были сокращать, выбросы в этих государствах начали очень быстро увеличиваться. Многие государства обвинили киотский протокол в том, что он накладывает ограничения на развитие их экономик.

По состоянию на 25 ноября 2009 года протокол ратифицировали 192 страны мира. Во втором периоде Киотского протокола, который затронет период с 1 января 2013 года по 2020 год, не будут принимать участие Россия, Япония, новая Зеландия, Канада.

Страны Киотского протокола

Рис. 3. Страны Киотского протокола.

Что мы узнали?

Киотский протокол 1997 года был призван сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, так как проблема экологии стоит очень остро. страны, принявшие протокол, обязаны были либо сократить свои выбросы, либо сохранить их на прежнем уровне. Странам предоставлялись квоты, которыми они могли распоряжаться: продавать или покупать. Первый период протокола продлился с 2008 по 2012 год, второй период начался в 2013 году и окончится в 2020 году.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Ekologicheskoe_pravo_Test_MESI

Экологическое право. Тест с ответами

Атмосферный воздух является...

Собственность не устанавливается

В каком году был издан первый закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»...

1991 г.

В чем заключается главное отличие антропогенного и природно-антропогенного объектов...

Первый не обладает свойствами природного объекта, а второй – обладает

Ведение Красной книги осуществляется...

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования

Водный кодекс выделяет следующие виды водопользования...

Общее. Специальное. Особое

Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой...

Деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов

Выделяют следующие группы экологических нормативов...

Нормативы качества окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия. Вспомогательные нормативы и правила

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следующие виды экспертизы...

Государственная. Общественная

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следующие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе...

Уголовная. Административная. Материальная. Гражданско-правовая

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, могут быть предъявлены...

В течение 20 лет

К водным объектам, подлежащим охране в экологическом законодательстве, НЕ ОТНОСИТСЯ...

Вода, изъятая из водного объекта

К объекту экологического аудита НЕ относится...

Проверка и оценка деятельности специально уполномоченных природоохранных органов

К обязанностям граждан согласно Конституции РФ не относится необходимость...

Рационально использовать природные ресурсы

Как переводится с греческого термин «экология»...

Наука о месте обитания (жилище)

Какие из названных особо охраняемых природных территорий не могут находиться в ведении субъектов Российской Федерации...

Государственные заповедники

Какие из перечисленных ниже объектов не относятся к объектам охраны окружающей среды...

Полигоны размещения отходов производства и потребления

Какие из перечисленных ниже субъектов не могут привлекаться к административной ответственности за совершение экологических проступков...

Органы местного самоуправления

Какое из названных ниже мероприятий не относится к компетенции органов власти субъектов РФ...

Объявление территории соответствующего субъекта РФ зоной экологического бедствия

Киотский протокол 1997 года, посвящен решению глобальной экологической проблемы...

Изменению климата или парникового эффекта

Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как...

Достояние государства и народов, проживающих на ее территории

Кроме возмещения вреда окружающей среде в полном объеме подлежит...

Вред, причиненный здоровью

Кто впервые ввел термин «Экология» в науку...

Э. Геккель

Монреальский протокол 1987 года, принятый в соответствии с Венской конвенцией (1985 г.), посвящен решению глобальной экологической проблемы...

Разрушения озонового слоя атмосферы

На территории дендрологических парков и ботанических садов могут иметь место следующие зоны...

Экспозиционная. Научно-экспериментальная. Административная. Заповедная

О каком виде экологического контроля Закон «Об охране окружающей среды» не содержит упоминания, однако это не отрицает его наличия...

Ведомственный

Одним из основополагающих принципов экологической экспертизы является...

Презумпция потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или иной деятельности

Основной причиной глобального экологического кризиса является...

Результат объективного процесса, возникающего на разных этапах человеческой цивилизации

Основы права собственности на землю и другие природные ресурсы закреплены в статьях Конституции РФ

36

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимают...

Оценка потенциального экологического вреда при планируемой хозяйственной деятельности

Под способностью гражданина своими действиями приобретать и осуществлять экологические права, создавать для себя экологические обязанности и исполнять их понимается...

Экологическая дееспособность

Природоохранные, рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую ценность, называются:

Природные парки

Режим природно-заповедного фонда подразделяется на следующие виды..

Смешанный. Абсолютный. Относительный

С какого возраста наступает административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения (преступления)...

16 лет

Срок действия лицензии по общему правилу не может быть менее чем...

5 лет

Территории, образованные для сохранения или восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса называются...

Государственные природные заказники

Целью введения платы за природопользование является...

Стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов

Чем наиболее опасны радиоактивные отходы (РАО)...

Содержат радионуклеиды, которые могут рассеиваться в биосфере и вызывать различные генетические изменения в клетках живых организмов

Что является видом пользования животным миром...

Охота. Добыча. Рыболовство. Изучение, исследование

Экологическая экспертиза определяется как...

Установление соответствия намеченной хозяйственной деятельности экологическим требованиям

Экологический контроль определяется как...

Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения требований экологического законодательства

studfiles.net

11.3. Последствия изменения климата. Киотский протокол

Мало кто станет сегодня спорить с тем, что на Земле становится теплее, что так будет продолжаться и дальше и что в значительной степени ответственность за эти изменения лежит на людях. То, что глобальное потепление оказалось столь спорным вопросом, объясняется не только политическими причинами, но и научными. Мы многого еще не знаем об устройстве нашей планеты. Однако вызывающий потепление парниковый эффект сам по себе довольно хорошо изучен: скопление газов в атмосфере удерживает солнечное тепло. Углекислый газ (диоксид углерода), образующийся при сжигании ископаемого топлива – угля, нефти или газа, – считается главным «виновником» антропогенного глобального до «приемлемого» уровня концентрации углекислого газа в атмосфере. До промышленной революции он составлял 290 миллионных долей (ppm), сейчас же он в среднем составляет 385 миллионных долей. Большинство специалистов согласны, что уровень в 350 миллионных долей является верхним пределом для сдерживания климатических изменений.

Благодаря деятельности микроорганизмов за счет восстановления СО2, СО, муравьиной кислоты, метанола водородом в анаэробных условиях наблюдается метановое брожение (в болотах, торфяниках, в иловых отложениях озер) и образуется метан. 1/3 природного метана образуется из СО2. Миллионы тонн метана каждый год выделяются при разработке газа и гниении органических остатков. Кроме того, в атмосфере увеличивается содержание водяного пара. Все вместе эти газы создают парниковый эффект. Поднимаясь в стратосферу, на высоте 25–30 км при низких температурах углекислый газ переходит в твердую фазу и формирует над поверхностью земли своеобразную скорлупу, которая препятствует теплообмену земной поверхности с космосом.

Парниковый эффект (greenhouse effect) – повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, т. е. температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

С парниковым эффектом связывают потепление климата, что в свою очередь может привести к таянию льдов на полюсах и поднятию уровня Мирового океана. Подсчитано, если содержание углекислого газа в атмосфере вдвое превысит доиндустриальный уровень и приблизится к 0,06 %,  то следует ожидать потепления климата на 1,5–4,5°С. Наряду с подъемом уровня моря (в ХХ в. он уже поднялся примерно на 12 см) и перераспределением осадков эти изменения могут привести к затоплению прибрежных районов.

Результат глобального потепления виден уже сейчас. На наших глазах тают полярные ледяные шапки, и последствия этого таяния будут иметь не только локальный, а глобальный масштаб: так, повышение содержания пресной воды в Северном Ледовитом океане может сказаться на течении Гольфстрим, которое несет с собой тепло из тропиков в Западную Европу. Полярные шапки также играют важную роль в отражении солнечного тепла от Земли. Соответственно чем меньше будет льда, тем больше тепла будут впитывать мировые океаны. Уровень океанов, в свою очередь, медленно поднимается, отчасти из-за теплового расширения воды, отчасти из-за таяния континентальных ледниковых щитов. Это активизирует эрозию прибрежных почв, штормовые приливы и наводнения, угрожая островным государствам, а в долгосрочной перспективе – и миллионам людей, живущих в прибрежных городах по всему миру.

Затяжная засуха представляет собой еще одну все более серьезную проблему, особенно на востоке Африки, и ее, в свою очередь, усиливают вырубка лесов и перенаселение.

Наконец, рост температуры Земли означает, что горные цепи теряют все больше снега и льда, а это, в свою очередь, приводит к угрозе нехватки влаги летом в тех регионах, которые зависят от талых вод.

Человечество несет ответственность за глобальное потепление.Результаты последних исследований подкрепляют теорию о том, что в глобальном потеплении виновата человеческая деятельность. Около половины всех парниковых газов, выброшенных человечеством, остается в атмосфере. Около трёх четвертей всех антропогенных выбросов парниковых газов за последние 20 лет вызваны использованием нефти, природного газа и угля. Большая часть остальных выбросов вызвана изменениями ландшафта, в первую очередь вырубкой лесов. В пользу данной теории свидетельствуют и те факты, что наблюдаемое потепление более значимо: 1 – зимой, чем летом; 2 – ночью, чем днём; 3 – в высоких широтах, чем в средних и низких.

Есть данные, что с 1980 г. средняя температура воздуха на планете поднялась на 0,5 градуса по Цельсию, и Земля продолжает нагреваться примерно на 0,16 градуса за десятилетиеhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - cite_note-bbc-2#cite_note-bbc-2. Потепление сопровождается ростом количества осадков, уменьшением размеров ледников, сокращением площади распространения снежного покрова. Участившиеся ураганы и засухи также являются следствием изменения климата. В конечном счете потепление может привести к изменению продуктивности растений и интенсификации процессов биотрансформации мертвого органического вещества как на поверхности почвы, так и в ее толще.

Глобальное потепление вовсе не означает потепления везде и в любое время. В частности, в какой-либо местности может увеличиться средняя температура лета и уменьшиться средняя температура зимы, т. е. климат станет более континентальным. Глобальное потепление можно выявить, только усреднив температуру по всем географическим локациям и всем сезонам. Согласно одной из гипотез глобальное потепление приведет к остановке или серьезному ослаблению течения Гольфстрим. Это вызовет существенное падение средней температуры в Европе (при этом температура в других регионах повысится, но не обязательно во всех), так как течение Гольфстрим прогревает континент за счёт переноса тёплой воды из тропиков.

Однако некоторые исследователи считают, что глобальное потепление – это миф, часть ученых отвергает возможность влияния человека на этот процесс. Так, исследования ученых из Шотландии, Канады и Австралии показали, что вероятность естественных, а не антропогенных причин изменения климата на планете составляет не более 5 %. В то же время есть мнение, не отрицающее факт потепления и допускающее его антропогенный характер, но отвергающее, что наиболее опасными из воздействий на климат являются промышленные выбросы парниковых газов.

Таким образом, на сегодняшний день три глобальные экологические проблемы привлекают внимание ученых: изменение климата, судьба озонового слоя и замкнутость глобальных биогеохимических круговоротов (концепция биотической регуляции окружающей среды). Для привлечения внимания правительств и общественности к проблемам глобальных изменений и устойчивого развития планеты в 1992 г. состоялась вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) и через пять лет специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН «Рио-5». На первый план была выдвинута проблема глобального потепления, что, как считают многие ученые-экологи, несколько противоречит обоснованной в научной литературе последовательности проблем: социально-экономическое развитие – антропогенные воздействия на биосферу – последствие подобных воздействий на окружающую среду, в т. ч. на климат. В результате работы сессии была принята Рамочная конвенция ООН по проблеме изменения климата (РКИК), в которой основной акцент был сделан на антропогенное происхождение потепления климата и рекомендации (для промышленно развитых стран) по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

В декабре 1997 г. в Киото (Япония) прошла Третья конференция государств, участвовавших в подписании РКИК (более 160 стран) и был принят Киотский протокол, международный документ, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008–2012 гг. по сравнению с 1990 г. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 г. и завершился 15 марта 1999 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США (рис. 22).

Рис. 22. Участие стран в Киотском протоколе:

Страны, подписавшие и ратифицировавшие протокол

Страны, подписавшие, но отказавшиеся ратифицировать Киотский протокол (США)

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, Ch5, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 г.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %;

Япония и Канада – на 6 %;

Страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %;

Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 гг. на уровне 1990 г.

На очередной конференции ООН по изменению климата (Копенгаген, 2009 г.) лидеры большинства индустриально развитых государств обсуждали обоснованность решений, принятых в Киото. Участники международной конференции подписали соглашение под названием Copenhagen Outcome, согласно которому все страны, в том числе и Китай, к январю 2010 г. должны письменно подтвердить планы по сокращению выбросов в атмосферу углекислого газа.

В тексте Copenhagen Accord странами-участницами оговаривается ограничение роста среднемировой температуры до 2 градусов Цельсия. В документе также указано, что для борьбы с климатическими изменениями развивающимся странам будет выделяться помощь в размере 30 млрд долларов в течение трех предстоящих лет и 100 млрд долларов ежегодно к 2020 г.

Дискуссия вокруг Киотского протокола основана на убеждении, согласно которому выбросы парниковых газов провоцируют повышение температуры атмосферного воздуха. Однако, по мнению Юрия Израэля, директора Института глобального климата и экологии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, одного из экспертов по реализации Киотского протокола в России, прямых доказательств этому до сих пор нет. Возможно, дело в изменении солнечной активности, а значит, и меры по снижению выбросов, принимаемые развитыми странами мира, могут оказаться бессмысленными. Ученые считают, что сокращение выбросов – далеко не панацея в целях спасения климата Земли. Необходимы и иные методы – развитие альтернативных источников энергии, а также развитие атомной энергетики, в отношении которой речь о парниковых газах вообще не идет, так что проблема снимается сама собой.

studfiles.net

Экологическое право. Тест 10 - ДЕКАН ТЕСТ

1. Объявление территории государственным заказникомдопускается как с изъятием у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, так и без негосопровождается изъятием у пользователей и владельцев  земельных участковсопровождается изъятием у пользователей, владельцев и собственников земельных участковдопускается без изъятия земельных участков

2. Природные лечебные ресурсы – минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и другие природные объекты и условия, не используются дляпознавательного туризмалечения заболеванийпрофилактики заболеванийорганизованного отдыха

3. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований имноголетней практикиместных обычаевнаблюдений за животным и растительным миромнациональных программ в области здравоохранения

4. Предоставление в пользование участков континентального шельфа РФ осуществляетсябез конкурсов и аукционовв соответствии с результатами конкурсов и аукционовпо результатам аукционапо решению органов исполнительной власти субъектов РФ

5. Заполните пропуск. В пределах ___________ морских миль режим покрывающих континентальный шельф вод является режимом исключительной экономической зоны РФ, а за этим пределом – режимом открытого моря200250300400

6. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций  устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а такжедругими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФдругими федеральными законамидругими федеральными законами и подзаконными актами РФзаконами и подзаконными актами субъектов РФ

7. Границы зоны чрезвычайной ситуации определяютсяназначенными в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов руководителями работруководителями работ, назначенными Правительством РФв соответствии с законодательством РФорганами государственной власти субъектов РФ

8. Если международным договором РФ в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральным законодательством, применяются правиламеждународного договорафедерального законодательствазаконодательства субъектов РФпринятые Конституционным судом РФ

9. К специальным принципам международного права окружающей среды не относитсяневмешательство во внутренние дела другого государстванеотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсамиэкологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет  другого государствамирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду

10. Организацией, осуществляющей под эгидой ООН программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды», являетсяМАГАТЭВОЗЮНЕПВМО

11. Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципахтретейского судасудов общей юрисдикцииарбитражного судаконституционного суда

12. Киотский протокол (1997 г.)  посвящен решению глобальной экологической проблемыпарникового эффектаопустыниваниякислотных дождейразрушения озонового слоя атмосферы

13. Основными парниковыми газами являютсяуглекислый  и метанфреоныуглеводородыоксиды серы и угарный

14. В США организацией, осуществляющей координацию всей федеральной природоохранной деятельности и единый контроль за загрязнением окружающей среды, являетсяАгентство по охране окружающей средыСовет по глобальной экологической политикеМинистерство сельского хозяйстваМинистерство внутренних дел

15. Заполните пропуск. В Межгосударственный экологический совет входят _________________ государств–участников Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды (Москва ,1992 г.)руководители природоохранных органовпрезиденты (высшие должностные лица)председатели правительств (премьер-министры)заместители руководителей природоохранных органов

dekane.ru

Пути решения глобальной экологической проблемы

В наши дни экологическая безопасность стала важной составной частью национальной безопасности государств. Под этим термином понимают состояние защищенности каждого отдельного лица, общества, государства и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций. Соответственно экологическая безопасность может рассматриваться на разных уровнях – от локального до глобального. А достигается она при помощи системы, включающей и планирование (прогнозирование), и осуществление заблаговременных (профилактических) мер и мер по ликвидации последствий неблагоприятного воздействия природных и технологических процессов на здоровье и жизнедеятельность отдельных людей и всего общества.

В основе всей этой системы мер лежит проведение экологической политики, предусматривающей целенаправленное воздействие общества на природу с целью предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий неблагоприятных экологических ситуаций. По мнению академика Н. Н. Моисеева, такая политика может и должна вырабатываться в условиях гражданского общества и определять целенаправленные действия государства. Ее задача – согласование стратегии общественного развития с законами развития биосферы и ее современным состоянием. К основным направлениям экологической политики обычно относят: 1) оптимизацию использования природных ресурсов в процессе общественного производства; 2) охрану природы от негативных последствий человеческой деятельности; 3) экологическую безопасность населения. Можно добавить, что осуществление всех этих направлений во многом зависит от общего уровня развития той или иной страны, от того, как в ней решаются главные социально-экономические проблемы.

В территориальном аспекте экологическую политику можно подразделить на глобальную и государственную (национальную).

Рис. 137. Глобальная система мониторинга окружающей среды (по В. Н. Экзарьяну)

Глобальная экологическая политика прошла в своем развитии несколько последовательных этапов. Основными ее вехами стали три Всемирные конференции, проведенные ООН в 1972, в 1992 и в 2002 гг.

Первая Всемирная конференция ООН по окружающей человека среде, состоявшаяся в 1972 г. в Стокгольме, положила начало формированию общечеловеческих подходов и созданию международной природоохранной инфраструктуры, именно на ней были провозглашены основные принципы интернациональной экологической политики. Как уже было отмечено, именно в Стокгольме было положено начало созданию нескольких международных природоохранно-экологических организаций и программ (ЮНЕП, МАБ и др.). Именно после этой конференции началось выполнение таких крупных всемирных программ по окружающей среде, как «Человек и биосфера», «Всемирная климатическая программа» и «Международная геосферно-биосферная программа», стали регулярно публиковать отчеты о состоянии окружающей природной среды, начала функционировать разветвленная Глобальная система мониторинга окружающей среды (рис. 137). В 1980 г. под эгидой ЮНЕП был принят важный документ под названием «Всемирная стратегия охраны природы», а в 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила «Всемирную хартию охраны природы». Стали также возникать многочисленные неправительственные экологические организации (например, «Гринпис»), движения «зеленых», стали создаваться правительственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды, увеличились расходы на эти цели, расширилось экологическое образование, от которого, по мнению академика Н. Н. Моисеева, зависит очень многое.

За эти три десятилетия страны мира заключили много различных соглашений об охране окружающей природной среды и отдельных геосфер. К числу наиболее важных обычно относят два протокола, касающиеся охраны атмосферы.

Во-первых, это Монреальский протокол 1987 г., предусматривающий снижение мирового производства фреонов, а в дальнейшем и полное его прекращение.

В то же время следует иметь в виду, что выбросы фреонов, по-видимому, не являются единственной причиной разрушения озонового слоя. Ученые рассматривают и другие антропогенные причины, включая использование сверхзвуковых самолетов и космических систем типа «Шаттл», «Протон», «Энергия». Было установлено также, что на содержание стратосферного озона сильно влияют и многие естественные факторы. К ним относят прежде всего особенности атмосферной циркуляции, вызывающие приток обедненных озоном воздушных масс к полюсам, увеличение солнечной активности, возрастание вулканической деятельности. Так, было доказано, что взрывные извержения в 1991–1992 гг. вулканов Пинатубо (Филиппины) и Ходсон (Чили) оказали очень большое отрицательное воздействие на состояние озоносферы. Есть и более крайние суждения, одно из которых высказал видный географ, президент Международного фонда «Экология человека» А. П. Капица. По его мнению, фреоны вообще не разрушали и не разрушают озоновый слой. В подтверждение этих слов он привел тот факт, что 80 % их выбросов происходит в Северном полушарии, тогда как главная «озоновая дыра» располагается над Антарктидой. О том, что пагубная роль именно фреонов до конца не доказана, говорилось и в некоторых докладах на Х съезде Русского географического общества в 1995 г.

Во-вторых, это Киотский протокол 1997 г., который иногда называют главным экологическим документом современности. Он обязывает страны мира – во избежание дальнейшего потепления климата – принять строгие меры для уменьшения выбросов углекислого газа.

Единогласно принятый текст этого протокола впервые в истории установил для развитых стран обязательные количественные показатели в отношении эмиссии таких газов: в период с 2008 по 2012 г. эти выбросы в целом должны уменьшиться на 5,2 % по сравнению с 1990 г. При этом для каждого государства была установлена своя квота на уменьшение выбросов: для стран ЕС в целом – на 8 %, для США – на 7, для Японии, Канады, Венгрии, Польши – на 6 %. России, Украине и Новой Зеландии было разрешено оставить количество выбросов парниковых газов на уровне 1990 г., а Исландии, Норвегии и Австралии – даже несколько увеличить их. Наряду с этим в Киото обнаружились очень большие расхождения во взглядах на проблему. Так, США категорически настаивали на том, чтобы подобные обязательства взяли на себя и развивающиеся страны, а те, напротив, требовали, чтобы основное бремя расходов несли развитые страны Запада, как главные загрязнители атмосферы. Эти разногласия привели к тому, что Киотский протокол до сих пор ратифицирован далеко не всеми участниками саммита. Большие споры возникли и в связи с предложением США ввести систему купли-продажи национальных квот на выбросы парниковых газов, согласно которой те страны, которые не выбирают свою норму выбросов, могут продавать ее другим государствам. Особенно сложная ситуация с Киотским протоколом сложилась в 2004 г. К этому времени он был подписан уже 130 странами но их совокупные выбросы составляли 55 % мировых, а это было недостаточно для вступления в силу Киотского протокола. Более того, такие страны как Китай и Индия вообще к нему не присоединились. А Соединенные Штаты, дающие 37 % всех выбросов, хотя и подписали протокол, по его не ратифицировали, а затем и вовсе вышли из него, сославшись на то, что он может в перспективе ограничить экономическое развитие страны. В этих условиях судьба Киотского протокола стала во многом зависеть от позиции России (17 % выбросов). В конце 2004 г. Госдума, наконец, ратифицировала Киотский протокол, можно сказать, сохранив ему жизнь. Однако в России по этому поводу тоже есть разные мнения. Одни считают, что для страны он может быть очень выгоден – хотя бы уже за счет добавки в бюджет 20 млрд долл. как выручки от продажи квот. По мнению других при подъеме российской промышленности (который как раз и наступил) установление протоколом ограничения на выброс С02 могут отрицательно повлиять на темпы ее роста.

Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В ней приняли участие 179 стран, 114 глав государств и правительств, представители 1600 неправительственных организаций. Одновременно с конференцией проходил «Глобальный форум» по экологическим проблемам, собравший тысячи участников. Итогом конференции «Рио-92» явилось принятие пяти основных документов.

Первый из них – Декларация по окружающей среде и развитию. В преамбуле к ней говорится о том, что конференция в Рио-де-Жанейро подтверждает Стокгольмскую декларацию 1972 г. и стремится ее развивать с целью установления нового справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми. В преамбуле декларации отмечается также, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса – это его увязка с охраной окружающей среды. Далее следуют 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

Второй документ конференции имеет название «Повестка дня на XXI век?. Этот документ объемом в 700 страниц представляет собой программу работы мирового сообщества на ближнюю и дальнюю перспективу и охватывает все аспекты устойчивого развития. В нем подчеркивается, что достижение устойчивого развития в первую очередь – обязанность правительств, требующая разработки национальной политики, национальных планов и программ в каждой отдельной стране. По расчетам, для реализации этой глобальной программы потребуются 600 млрд долл. в год, включая 125 млрд долл., которые должны выплачивать экономически развитые государства развивающимся странам.

Третий документ, принятый на конференции в Рио-де-Жанейро, – Заявление о принципах в отношении лесов. В нем говорится о необходимости признать ключевую роль всех видов лесов в деле поддержания экологических процессов, удовлетворения потребности в энергии и различных видах сырья и потребительских продуктов, благоприятного воздействия на устойчивое развитие сельского хозяйства. В документе говорится также о необходимости прекращения процессов обезлесения, обуздания безудержной вырубки лесов, в том числе и путем более жесткой регламентации международной торговли древесиной, а также о всемерном стимулировании работы по возобновлению лесов.

Четвертый документ конференции – Конвенция о биоразнообразии. Она предусматривает многочисленные меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия как в природной среде, так и в искусственных условиях. При этом на государства возлагается обязанность разрабатывать национальные стратегии, планы и программы, направленные на сохранение такого разнообразия. Подписавшие конвенцию имели также в виду, что за ее общими положениями последуют более конкретные соглашения, протоколы и иные договоренности.

Наконец, пятый документ конференции – Конвенция об изменении климата. Она исходит из того, что изменения климата Земли и его неблагоприятные последствия должны быть предметом общей озабоченности человечества. Она подчеркивает, что глобальный характер изменения климата требует самого широкого сотрудничества всех стран и их участия в соответствующих эффективных международных мероприятиях. В ней поставлены отдельные задачи перед экономически развитыми и развивающимися странами.

Все эти меры дали определенный положительный эффект. Тем не менее сколько-нибудь радикального сдвига к лучшему в состоянии глобальной природной среды достигнуть пока не удалось. К такому выводу пришла XIX Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, созванная в 1997 г. для подведения итогов деятельности государств – членов этой организации в области охраны окружающей среды за пятилетний период после конференции в Рио-де-Жанейро. На ней было отмечено, что очень многие стратегические решения конференции не были выполнены. Это относится не только к национальным экологическим программам, но и, например, к финансированию богатыми странами Севера природоохранных мер в бедных странах Юга: вместо ежегодных отчислений на эти цели в объеме 0,7 % ВВП они составили только 0,3 % ВВП. Собственно, к подобному же выводу пришел и Саммит тысячелетия – заседание Генеральной Ассамблеи ООН, проходившее в сентябре 2000 г. В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Анана на этом Саммите было сказано, что проблемам охраны окружающей среды человечество уделяет слишком мало внимания.

В 2002 г. ООН провела в Йоханнесбурге следующую Всемирную конференцию по окружающий среде и развитию, которая приняла «Политическую декларацию» и «План действий».

В них бвло отмечено, что за 30 лет от Стокгольма до Рио и до Йоханнесбурга произошла дальнейшая деградация окружающей природной среды. И снова были намечены меры по борьбе с нею.

Естественно предположить, что острота глобального экологического кризиса на уровне отдельных стран должна быть не одинаковой. Так оно и есть в действительности. За этой констатацией кроются очень существенные различия в проведении государственной экологической политики.

В целом гораздо последовательнее такая политика проводится в экономически развитых странах Севера, особенно постиндустриальных, где экологизация стала необратимой частью научно-технического прогресса. В этих странах действует строгое природоохранное законодательство, активно внедряются природоохранные технологии, быстро развивается эко-индустрия, расширяется экологический рынок, отражающий рост «спроса на экологию». Экологизация экономической и социальной жизни весьма характерна и для некоторых новых индустриальных стран. Вот почему в состав первой десятки стран, отличающихся наивысшей степенью влияния законодательства по защите окружающей среды на конкурентоспособность национальной экономики, в середине 1990-х гг. входили Сингапур, Ирландия, Новая Зеландия, Португалия, Норвегия, Малайзия, Швеция, Финляндия и Китай. А непосредственно за ними в этом рейтинге следовали Франция, Великобритания, Швейцария, Испания, Япония.

Значительно более тревожной выглядит экологическая обстановка в развивающихся странах. Хотя некоторые из них стали уделять больше внимания сохранению своих природных ресурсов и защите окружающей природной среды, начали осуществлять ряд крупных комплексных проектов, общую тенденцию к ухудшению экологической обстановки преодолеть пока так и не удалось. Именно в странах Юга наибольшие масштабы приняли процессы опустынивания, обезлесения, деградации почв, загрязнения вод и т. д.

Успех природоохранных мероприятий во многом зависит от тех средств, которые государство может выделить на эти цели. В высокоразвитых странах Запада доля природоохранных расходов в структуре ВВП обычно колеблется в пределах от 1 до 1,5 %.

В России в 1990-егг. проблема экологической безопасности стала одной из самых приоритетных. Еще в 1991 г. был принят Закон «Об охране окружающей природной среды», а вслед за ним начали действовать еще несколько федеральных законов и законодательных актов. В этот же период произошли большие изменения в экологической политике России. Во-первых, теперь затраты на охрану среды производят не столько из государственного бюджета, сколько из местных бюджетов и экологических фондов предприятий. Во-вторых, шире стали применять наряду с административными методы экономического регулирования природопользования – через налоги, тарифы, штрафы. Экологическую политику стали строить с большим учетом особенностей отдельных регионов.

Однако в условиях экономического спада и недостаточной правовой культуры общества введение системы платы за загрязнение, платежей за использование природных ресурсов оказалось в целом малорезультативным. Специалисты считают, что, помимо дефицита финансовых и технических средств, осуществление намеченных экологических программ сдерживается из-за непонимания населением особой важности экологических задач или, иными словами, из-за массового экологического нигилизма. Это должно быть учтено и при осуществлении экологической доктрины России.

Похожие статьи:

poznayka.org


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта