Обслуживаемый и необслуживаемый аккумулятор, в чём разница и какой лучше? Герметизированные необслуживаемые аккумуляторыГелевые аккумуляторы, мультигелевые и AGMВпервые озадачившись выбором аккумулятора для ИБП, наши клиенты сталкиваются с тем, что в классификацию даже такой простой вещи производители смогли внести существенную путаницу. В связи с этим возникает множество вопросов, к примеру:
Для удобства поиска в нашем интернет-магазине мы обозначаем аккумуляторы так, как их маркирует производитель - чтобы вы могли легко найти нужную модель. Но если вы пока не определились с конкретной моделью и просто пытаетесь понять: какую аккумуляторную батарею для ИБП лучше приобрести, то вам поможет эта статья. Виды аккумуляторов для ИБП и терминыПрежде всего нужно запомнить, что ВСЕ аккумуляторы, выпускаемые на данный момент промышленностью для ИБП являются свинцово-кислотными. Еще одни "пугающие" аббревиатуры - VRLA и SLA - обе относятся к аккумуляторам, которые применяются в источниках бесперебойного питания. Также такие батареи называются необслуживаемыми и герметизированными. VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid, в вольном переводе это означает Регулируемые клапаном свинцово-кислотные. SLA означает Sealed Lead Acid, т. е закрытые (герметизированные) свинцово-кислотные. Необслуживаемые - означает, что в АКБ этого вида не требуется следить за уровнем электролита и доливать воду, как, например, в автомобильных. Обозначение герметизированные (герметичные) говорит о том, что из батареи этого типа не прольется электролит, даже если она опрокинется набок или будет испытывать тряску. Также герметичность позволяет эксплуатировать их в жилых помещениях: горючие пары, выделяющиеся в процессе работы аккумулятора, остаются "запертыми" внутри, и только при нарушениях условий работы может открыться аварийный клапан. И все эти определения - не разные типы аккумуляторов, а один и тот же: VRLA / SLA необслуживаемые герметизированные (герметичные). Именно этот тип получил наиболее распространение в источниках бесперебойного питания. В других системах могут использоваться стартерные обслуживаемые и стартерные необслуживаемые, но о них мы сегодня говорить не будем. Гелевые и AGMДля того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его "связывание" во избежание выплескивания. В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми. Распространено также бытовое название "гелИевые аккумуляторы", что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям. Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:
В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях. В AGM-аккумуляторах пространство между пластинами заполнено стекловолокнистыми матами, которые впитывают в себя электролит. На фото - вскрытый AGM-аккумулятор, в котором можно рассмотреть те самые "Glass Mat" - стекловолоконные маты. Благодаря этому достигаются практически те же цели, что и в гелевых: электролит не выплескивается и в порах наполнителя происходит рекомбинация газов, т. е. перед нами такая же необслуживаемая герметичная батарея, как и гелевая. Разве что при повреждении корпуса электролит, скорее всего, вытечет и повредит расположенное рядом оборудование. Именно поэтому в дорогих телекоммуникационных системах часто предпочитают использовать АКБ типа GEL VRLA. Технология AGM - более новая, чем GEL. Обратите внимание, что:
А как же мультигелевые?Мультигелевые аккумуляторы, по сути не являются отдельным типом источников питания. Чаще всего производители и торговые точки используют это название для AGM батарей. Например, на фото ниже - аккумулятор Luxeon LX12120MG 12Ah (обратная сторона). В очень многих интернет-магазинах он продается под маркой "мультигелевый", о чем свидетельствует и маркировка "MG" в наименовании, однако производитель на самой батарее указывает что это: "Технологія: AGM, необслуговуєма батарея" (укр.) (Технология AGM, необслуживаемая батарея). А учитывая что цена на мультигелевые аккумуляторы всегда ниже чем на гелевые, и это при том, что гелевая технология довольно дорогая - в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с AGM. Отличия гелевых и AGM аккумуляторов
Или коротко, в картинке: Итак, в общем гелевые аккумуляторы прослужат дольше, чем AGM, в системах:
Так как эти батареи более капризны и дороже стоят, в остальных случаях их можно с успехом заменить AGM АКБ. А главное, - обязательно обращайте внимание на технические характеристики конкретной модели, которые заявлены производителем, они могут существенно отличаться для аккумуляторов разных торговых марок и ценовых категорий. lantorg.com Инструкция по эксплуатации стационарных свинцово-кислотных герметизированных необслуживаемых аккумуляторов технологии dryfit Sonnenschein1. Назначение.1.1. Стационарные свинцово-кислотные герметизированные не обслуживаемые аккумуляторы, регулируемые клапаном избыточного давления, предназначены для комплектования батарей, используемых в качестве установок резервного питания в системах электроснабжения потребителей высокого уровня ответственности. Аккумуляторы могут эксплуатироваться в режиме постоянной подзарядки, обеспечивая питание нагрузки постоянным током в аварийных ситуациях, и в циклическом режиме, который представляет собой последовательное чередование разрядов и зарядов. 2. Технические данные.Аккумуляторная батарея А 704/280 состоит из 28 элементов, каждый из которых имеет следующие габаритные размеры (250х232х327) и вес 39 кг.Емкость аккумуляторной батареи составляет 280 А*ч.Напряжение аккумуляторной батареи – 110 В.Аккумуляторы должны иметь не менее 95% номинальной емкости на первом цикле, и 100% номинальной емкости - не позднее 5 цикла. Монтаж элементов в помещении аккумуляторной батареи выполняется на стеллажах. 3. Эксплуатация.Стационарные свинцово-кислотные герметизированные не обслуживаемые аккумуляторы с электролитом в связанном состоянии и регулируемые клапаном избыточного давления не требуют долива воды в течении всего срока службы.Вскрытие аккумуляторов и долив в них воды запрещен!Используемый для герметизации аккумуляторов клапан избыточного давления не может быть вскрыт без разрушения.При эксплуатации стационарных аккумуляторных батарей следует соблюдать требования действующих норм и правил. Напряжение заряда/разряда следует измерять на концевых выводах батареи.2.1. РазрядЗависящее от величины разрядного тока и времени разряда конечное напряжение не должно быть ниже рекомендуемой величины значения емкости (Сн) при различных временах разряда и до различных значений конечного напряжения. Все данные приведены к номинальной температуре 200С.10 мин. – С = 84,5 А*ч, U(4В Блок)=3,2В,30 мин. – С = 139,0 А*ч, U(4В Блок)=3,2В,1 час – С = 170,0 А*ч, U(4В Блок)=3,3В,3 часа – С = 234,0 А*ч, U(4В Блок)=3,4В,5 часов – С = 261,5 А*ч, U(4В Блок)=3,4В,10 часов – С = 280,0 А*ч, U(4В Блок)=3,6 В.Напряжение окончания разряда, измеренное на выводах аккумуляторной батареи, должно соответствовать количеству элементов в батарее умноженному на рекомендуемое производителем конечное напряжение разряда отдельного элемента. Без согласования с производителем запрещается снимать с аккумуляторов больше номинальной емкости. После полного или частичного разряда следует сразу приступить к заряду батареи. 2.2. Заряд (параллельно-резервный режим) В параллельно резервном режиме работы потребители, источник постоянного тока и аккумуляторная батарея подключены всегда параллельно друг другу. При этом напряжение на выпрямителе является и напряжением заряда батареи и напряжением потребляющего оборудования. В этом режиме источник постоянного тока всегда в состоянии обеспечить максимальный ток потребителя и заряда батареи. Батарея разряжается тогда, когда не работает источник постоянного тока. Напряжение заряда в параллельно-резервном режиме работы следует установить 2,25В/эл. при температуре окружающей среды 200С. Выставленное зарядное напряжение измеряется на концевых выводах батареи. Оно должно соответствовать произведению количества последовательно соединенных элементов в батарее на напряжение заряда отдельного элемента. 4. Техническое обслуживание.Содержите аккумуляторы чистыми и сухими для исключения поверхностных токов утечки. Пластиковые детали аккумуляторов должны протираться тканью, смоченной исключительно в чистой воде без каких либо чистящих средств и растворителей.Каждые 6 месяцев необходимо измерять и записывать в аккумуляторный журнал:- напряжение на батареи в целом,- напряжение подзарядки отдельных элементов/блоков,- температуру поверхности отдельных элементов/блоков,- температуру в аккумуляторном помещении,Ежегодно следует измерять и записывать в аккумуляторный журнал:- напряжение на батареи в целом,- напряжение подзарядки всех элементов/блоков,- температуру поверхности всех элементов/блоков,- температуру в аккумуляторном помещении,- сопротивление изоляцииЕжегодно следует измерять и при необходимости корректировать:- напряжение заряда батареи с учетом количества элементов,Ежегодно следует проводить:- визуальный осмотр резьбовых соединений,- проверку момента затяжки резьбовых соединений,- проверку расположения аккумуляторов,- проверка вентиляции. 5. Неисправности. При обнаружении неисправности батарей или зарядного устройства необходимо связаться с сервисной службой регионального представительства EXIDE Technologies. Все измерения связанные с эксплуатацией аккумуляторной батареи должны быть отражены в аккумуляторном журнале. Форма аккумуляторного журнала прилагается. 6. Меры безопасности. 1. Работники обслуживающие электрооборудование аккумуляторных помещений должны иметь группу III.2. Электролит едок. При нормальной эксплуатации контакт с электролитом невозможен. При разрушении корпуса желеобразный электролит может быть также опасен как и жидкий.3. Металлические части аккумуляторов всегда находятся под напряжением. Не кладите посторонние металлические предметы на аккумуляторы.4. Запрещается курить в аккумуляторном помещении, входить в него с огнем, пользоваться электронагревательными приборами.5. На дверях аккумуляторного помещения должны быть надписи «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Запрещается курить». АБ, инструкция, аккумуляторыВсего комментариев: 0 ukrelektrik.com Обслуживание герметизированных АКБ. Нюансы и непоняткиmakSSim 31-05-2010 01:52Даже как-то неудобно поднимать снова темы (основательно избитые) про зарядку т.н "необслуживаемых" мото-АКБ, но изводит мне мозг одна писулька на корпусе. Обьясню по порядку: имею необслуживаемую батарейку китайского производства, которая со временем начала хандрить. Я был просто уверен, что она всяко-хитро-гелево-неразборно-необслуживаемая, но фиг- наклеечка с китайским словом "ду нот опен" оказалась не наклейкой вовсе, а обычной плотно пригнанной крышкой на шесть банок, в которых живут обычные свинцовые пластинки и обычный (потерявший плотность) электролит. Для восстановления ёмкости использую стандартный метод- заряд малым током (менее 10% емкости) до восстановления плотности 1.27-1.28 и напряжения 12.5-12.6 вольт. Батарейка немного нагрелась (это нормально), стоит под зарядкой и, побулькивая, набирает плотность. А вот теперь ВОПРОС: на корпусе АКБ категорическая надпись "НИКОГДА не открывайте крышку ПРИ ЗАРЯДКЕ" ! Приблизительно так: NEVER REMOVE CAP AT CHARGING !" Именно с восклицательным знаком. А что плохого в открытых крышках? Гараж проветривается, капли электролита попадают наружу?- да и фиг с ними-газетку постелил. Вот сижу и ломаю голову- толи я неспешно убиваю батарею, толи ещё что. Я конечно не электрик, но работаю в автосервисе и с электриками "чай пил", и каких-то элементарных навыков немного усвоил. Ну не делаю я сейчас ничего такого, что выходит за рамки обычного обслуживания кислотных АКБ. Но червячёк сверлит, типа, может у них под давлением зарядка должна происходить, так от этой мысли мне смешно как-то... Или это просто обычная иностранная перестраховщина, типа надписи "нельзя помещать в СВЧ- печь птиц и домашних животных" ? Инфы по батареям (устройству и т.д.) прочитал много, но почему нельзя снимать крышку, так и не понял. RZ296 31-05-2010 21:36Может быть, дело в том, что у необслуживаемой АКБ в крышке находится катализатор, который водород и кислород объединяет обратно в воду- то есть, если не будет крышки, плотность при зарядке будет неконтролируемо расти за счет испарения воды? VOKHA 31-05-2010 22:54Перестраховка. Забей. ------------------Лучше переесть, чем недоспать Max115 01-06-2010 08:36quote:но почему нельзя снимать крышку, так и не понял.Потому же почему у них кошек нельзя сушить в микроволновке. О том что кислота может делОв натворить, у них даже не догадываются.makSSim 01-06-2010 17:12А так забавная фигня- уровень электролита при эксплуатации всегда будет понижаться и запрет на возможность его проконтролировать, приведёт к выходу АКБ из строя раньше положенного срока, т.е. снова иди в магазин за очередной "батарейкой"? Плюс ещё агрессивнейшая пропаганда со стороны производителей и дилеров о "новейших технологиях" и "необслуживаемости" супер аккомуляторов... правда никто не упоминает, что свинцово-кислотные батареи принципиально не менялись лет, наверное, уже сто . Max115 01-06-2010 17:35Принцип не поменялся, технологии и состав уже далеко не той давности даже сама кислота уже почти только на половину кислота makSSim 02-06-2010 15:50Всё, разобрался. У меня аккум с т.н. "связанным электролитом", то есть жидкость не "плещется", а впитана в специальные "мешочки", в которые обёрнуты пластины. Поэтому и запрещается разгерметизировать корпус при зарядке, чтобы не увеличилось испарение (электролит же без запаса!). А уж как в некоторых банках оказалось жидкости аж на сантиметр выше пластин- скорее всего "национальные особенности" . guns.allzip.org что это такое и чем отличается от обслуживаемого или герметизированного АКБ, какой лучшеНынешние аккумуляторы требуют к себе гораздо меньше ухода, не нужно постоянно проверять уровень электролита, менять его. Эти необслуживаемые изделия более долговечны, они герметичны, не боятся вибрации. За последние двадцать лет техника изготовления автомобильных батарей ощутимо продвинулась вперед. Если раньше нужно было регуляроно проверять уровень электролита, то нынешние изделия требуют к себе гораздо меньше ухода. Изготовители назвали аккумуляторы необслуживаемыми и утверждают что им не нужен контроль над уровнем электролита. Но такая оценка может привести к иллюзии автолюбителей. О том что значит «необслуживаемый аккумулятор» и о его характеристиках мы и расскажем. Что это такое и какой лучше?Представление о необслуживаемом аккумуляторе появилось с выходом на рынке автомобильных кальциевых батарей. В этих изделиях положительные и отрицательные электродные решетки изготовляются из сплава свинца с кальцием. В обслуживаемых батареях, применявшихся ранее, свинцовые пластины были с добавлением сурьмы. Сурьма добавлялась для упрочнения свинца и в то же время она была катализатором гидролиза воды в электролите. Такая реакция является, по сути, распадом воды на водород и кислород под влиянием электрического тока. И выглядит это как испарение. Поэтому и появилось такое выражение «выкипание» воды из электролита. Изготовители вместо сурьмы стали использовать кальций, и это решение оказалось очень удачным. С появлением таких аккумуляторов отпала необходимость доливать воду. Необслуживаемый аккумулятор — что это такое? — это герметизированная батарея, без прямого доступа к банкам и пластинам, (чаще всего кальциевая или гибридная). Вследствие малого саморазряда все необслуживаемые стартерные батареи наполняются в заводских условиях электролитом и их герметизируют. Технология таких аккумуляторов предполагает продолжительное время хранения в заряженном состоянии. В любом случае надо иногда проверять уровень ее напряжения, его показатель должен быть не менее 12,5 вольт. Если напряжение ниже обозначенного, то следует подзарядить батарею. Изготовителями предусматривается, что делать это придется не чаще одного раза в полгода, а с гибридными решетками период между зарядом увеличивается до полутора лет. Разумеется, хранить батареи нужно в сухом прохладном месте с температурой до +16 градусов. Следовательно, аккумулятор, изготовленный 12 месяцев назад и прошедший один цикл зарядки, может также успешно храниться и второй год. Как отличить обслуживаемый АКБ или нет?Неразборный аккумулятор является батареей закрытого вида, его корпус герметичен и автовладелец не сможет посмотреть ее внутренние элементы. Если его перевернуть, то из него не польется электролит. По внешнему виду, необслуживаемую батарею можно определить по следующим признакам:
Маркировка батарей подразделяется на две категории:
По ГОСТу маркировка аккумулятора обозначает к примеру: 6СТ-55А3
В приложенном паспорте на батарею разрешается указывать дополнительную информацию. По стандарту DIN обозначение состоит из 3 групп цифр:
Обозначение 574 012 068 расшифровывается следующим образом: 5 – цифра, означающая значение емкости (5 – до 100 Ампер-час, 6 – от 100 до 200 Ампер-час, 7 – свыше 200Ампер-час). 74 – емкость 74 Ампер-час. 012 – вид корпуса, размер, тип установки, размещение выводов. 068 – пусковой ток 680 Ампер. Производители указывают в маркировке аккумулятора не емкость, а ток при холодном запуске. Также на батареях указывается дополнительный код, обозначающий место и дату изготовления батареи. ХарактеристикиЗакрытый герметичный корпус — это то, чем отличается обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого. Устройство таких батарей следующее:
Решетчатая конструкция насыщается электролитом и создает химическую реакцию. Для разделения заряженных электродов внутри корпуса установлен сепаратор. Корпус батареи изготовлен из надежного материала для обеспечения целостности внутренней конструкции и отличается устойчивостью к химическому влиянию. Одним из критериев при покупке аккумулятора служит длительность его использования. Гарантированная работа необслуживаемых стартовых батарей составляет 5-6 лет. Чтобы грамотно использовать такое изделие, нужно соблюдать некоторые условия:
Важно! при поездках по городу аккумулятор может не успевать подзаряжаться от генератора. Соответственно, в таких случаях выбирать батарею нужно с увеличенной емкостью. Полезное видеоИнформативное видео по данной теме:
ЗаключениеСуммируя вышесказанное, можно отметить следующие моменты: покупать стартерную батарею нужно исходя из модели автомобиля, и конечно, из условий, в которых он будет эксплуатироваться. Выбирая аккумулятор, преимущество нужно отдавать продукции известных брендов. Однако только вам выбирать какой аккумулятор лучше для вашего авто. Сейчас изготавливается много новых видов батарей, которые необходимы не только для того, чтобы завести автомобиль, поддержать работу печки и освещения, но и призваны обеспечить все увеличивающиеся потребности электроники. Следовательно, от правильного выбора аккумулятора для автомобиля, будет зависеть его отлаженная работа, а отсюда – ваше удобство и безопасность.
Вконтакте Google+ akkummaster.com |