Eng Ru
Отправить письмо

Энергосбережение и энергоэффективность в школе: как организовать. Энергодекларация для школы


От энергопаспортов к энергодекларациям

18 марта на базе школы №29 в рамках регионального семинара состоялся круглый стол на тему: «Новые проекты в законодательстве об энергосбережении и повышения энергоэффективности». Переход от энергопаспортов к энергодекларациям».

Инициатором проведения данного мероприятия была заместитель директора по административно-хозяйственной части учреждения Татьяна Магданова. Она совместно со специалистами регионального обучающего  центра энергоэффективности государственного бюджетного учреждения Свердловской области  «Институт энергосбережения», при поддержке  директора школы Анатолия Сазанова,  обеспечила готовность участников Круглого стола.

На приглашение обсудить в профессиональном сообществе столь актуальную  тему откликнулись специалисты следующих образовательных организаций: гимназия №25, школы №№ 3, 10, 28, 7, спортшкола, станция юных техников, Центр дополнительного образования, а также Центр по работе с молодежью.

В ходе практико-ориентированного взаимодействия участники Круглого стола:

- ознакомились с требованиями и сроками предоставления информации об энергосбережении и повышения энергетической эффективности,

- уточнили представления о порядке подачи и формах энергетической декларации,

- ознакомились с техническими особенностями электронного ресурса по заполнению энергетической декларации ГИС «Энергоэффективность»,

- получили практические навыки по заполнению энергетической декларации бюджетных учреждений;

- ознакомились с особенностями заполнения энергетической декларации для бюджетных учреждений, не имеющих собственных зданий, находящихся в арендуемых зданиях (помещениях) или в цокольных этажах жилых зданий и др.,

- провели анализ типовых ошибок при заполнении энергетических деклараций.

По окончании Круглого стола все участники получили сертификаты, подтверждающие повышение профессиональной компетентности в вопросах, связанных с изменениями законодательства об энергосбережении.

Проведенное по итогам встречи анкетирование подтвердило актуальность выбранной для обсуждения темы. Особо отмечается удобная для заинтересованных лиц форма и место проведения столь своевременного и значимого мероприятия.

Мне хочется верить, что данное мероприятие явилось успешным стартом дальнейшей продуктивной работе и формированию профессионального сообщества хозяйственников образовательных организаций города. Проблемное поле достаточно обширно: это и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с образовательными стандартами второго поколения, и оптимизация деятельности в части закупок и многие другие вопросы, осуществлять поиск ответов на которые гораздо эффективнее совместно.

Выражаю благодарность за помощь в организации учителю информатики О.Н.Лапташкиной и секретарю О.П.Шаймурдиной.

Татьяна МАГДАНОВА

 

 

www.revda-novosti.ru

Энергосбережение и энергоэффективность в школе: как организовать

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

Энергоэффективность – характеристика, отражающая отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) организации с участием государства или муниципального образования*, к которым относятся в т. ч. и образовательные организации, обязаны регулярно (не реже чем один раз в пять лет) проводить энергетические обследования, по результату – вносить сведения в энергодекларацию с учетом изменений в законодательстве. Целью таких обследований в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 261-ФЗ является в т. ч. получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов и нормативных затрат, составление соответствующей бухгалтерской отчетности. Если по результатам обследования выяснится, что энергетические ресурсы расходуются неэффективно, руководитель организации должен принять меры и разработать план мероприятий по энергосбережению в школе.

_______________________

* К организациям с участием государства или муниципального образования относятся юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) РФ, субъекта РФ, муниципального образования составляет более чем 50% и (или) в отношении которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем 50% акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

План мероприятий по энергосбережению в школе

Помимо проведения энергетического обследования, организации с участием государства или муниципального образования должны согласно ст. 25 Закона № 261-ФЗ утверждать и реализовывать план мероприятий по энергосбережению в школе или программы повышения энергетической эффективности. Каждая такая программа должна содержать:

  1. целевые показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этой программы или плана мероприятий по энергосбережению в школе;
  2. мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
  3. иные положения согласно требованиям ч. 2–4 ст. 25 Закона № 261-ФЗ.

Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности в образовательной организации создается на основании федеральных нормативных правовых актов, законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления. К федеральным правовым актам об энергосбережении и о повышении энергоэффективности, помимо Закона № 261-ФЗ, относятся распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р <Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года> и приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности».

Как внедрить энергосбережение и энергоэффективность в школе 

Действенным способом обеспечить экономию энергоресурсов и повышение энергоэффективности в образовательной организации является внедрение энергосберегающих технологий. Запланировать и осуществить мероприятия с целью внедрения энергосберегающих технологий можно как за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, иных целевых субсидий, так и за счет средств от приносящей доход деятельности. Перечень рекомендуемых мероприятий приведен в таблице.

План мероприятий по энергосбережению в школе: перечень технических мероприятий

Мероприятия

Экономический эффект

1

2

Установка приборов учета воды

Экономия водопотребления

Замена вентильных кранов на современные включатели/выключатели (датчики, клавиши, рычаги)

Периодическая ревизия систем инженерных коммуникаций с целью своевременного обнаружения и устранения утечек

Установка приборов учета тепла

Экономия тепловой энергии

Ежегодная плановая промывка отопительной системы

Теплоизоляция трубопроводов

Утепление чердаков, тамбуров

Ремонт и замена окон, дверей

Установка на радиаторы отопления защитных ограждений, пропускающих тепло

Установка индивидуального теплового пункта для регулирования потребления тепловой энергии

Включение отопления на полную мощность в помещениях организации только во время присутствия детей

Применение современных технологий теплоизоляции трубопровода и распредели- тельных сетей

Покрытие оконных стекол теплоудерживающей пленкой

Балансировка внутренней системы отопления

Рационализация расположения источников света в помещениях

Экономия электроэнергии

Замена ламп накаливания на энергосберегающие, замена ламп РКУ-250 на ЖКУ- 250 и ДНАТ-250 в опорах освещения на территории организации

Замена указателей с лампами накаливания на светодиодные указатели

Применение автоматического выключения электрического освещения за счет использования датчиков присутствия людей в помещениях (главным образом во вспомогательных, складских и т. п.)

Замена электросчетчиков, трансформатора тока, автоматов в щитовой

Покраска стен и полов светлой краской для более эффективного использования естественного освещения

Установка отражающих поверхностей в плафонах ламп

Регулярное выключение неиспользуемых электроприборов из сети (вместо перевода в режим ожидания)

Применение техники с высоким классом энергоэффективности

Изменение режима работы оборудования пищеблока (плиты, вытяжки)

Расходы на указанные мероприятия рекомендуется заложить в план мероприятий по энергосбережению в школе или план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации. По возможности следует запросить у учредителя субсидию на иные цели.

Энергосбережение и энергоэффективность в школе должны обеспечивать работники

Энергосбережение и энергоэффективность в школе можно обеспечить путем посредством формирования энергосберегающего поведения работников. Решить эту задачу можно с помощью профилактических бесед, памяток и правил экономного расходования ресурсов в образовательной организации. План мероприятий по энергосбережению в школе рекомендуется закрепить отдельным локальным нормативным актом, а потом контролировать его исполнение (назначить ответственного за осуществление контроля, ежемесячно заслушивать его отчет и при необходимости принимать меры по мотивации работников).

Требования о неукоснительном соблюдении работниками правил энергосбережения, обязанности по экономному расходованию энергоресурсов желательно прописать в должностных инструкциях, трудовых договорах и коллективном договоре с работниками. В них же следует указать меры дисциплинарной ответственности за нарушение норм сохранения энергосбережения и энергоэффективности в школе.     

При привлечении работников к дисциплинарной ответственности нужно руководствоваться ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, при назначении мер поощрения – учитывать письмо Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 «О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Как реализовать план мероприятий по энергосбережению в школе

План мероприятий по энергосбережению в школе не предусматривает нарушение нормативных актов, устанавливающих требования к условиям образовательного процесса: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, и др.

Руководителю образовательной организации следует помнить о том, что нарушение санитарного законодательства, направленое на сохранение энергосбережения и энергоэффективности в школе, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность может наступить на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа для должностных лиц организации: за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ) и др.

Уголовная ответственность, в свою очередь, может наступить на основании ст. 236–238 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в виде штрафа, ограничения или лишения свободы, лишения права заниматься определенными видами деятельности.

www.menobr.ru

От слов пора перейти к делу

По закону все бюджетные учреждения должны предпринимать меры по повышению своей энергоэффективности и ежегодно снижать энергопотребление на три процента. Как ведется эта работа в школах? Не приводит ли экономия энергии к ухудшению условий пребывания и обучения детей? На эти и другие вопросы ученикам и их родителям ответит «Навигатор энергосбережения школ», подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».  

РИА Новости представляет Навигатор энергосбережения школ 8 регионов России, который поможет родителям узнать, как обстоят дела с экономией энергии в школах, где учатся их дети. Недостаток целевого финансирования пока затрудняет прогресс в этой сфере, однако многое зависит и от неформального подхода учителей, их желания вести практические занятия с учениками, сообщили авторы исследования.

Пилотная версия навигатора включает в себя информацию по 2904 школам 8 регионов России — Волгоградской области, Еврейской автономной области, г. Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Республики Северная Осетия (Алания), Республики Татарстан, Тамбовской области, Ямало-Ненецкого автономного округа. Исследование было проведено по заказу Минобрнауки РФ и при поддержке региональных органов управления образованием.

Максимум пока не достигнут

Навигатор энергосбережения общеобразовательных учреждений (школ) Исследователи установили, что подавляющее большинство (97%) школ провело энергетическое обследование помещений. Однако другие требования законодательства по экономии энергии и повышению энергоэффективности были выполнены не полностью.

Сравнительно благополучная ситуация сложилась с использованием бюджетных ресурсов для выполнения работ по повышению энергоэффективности школ и с оценкой результативности этих работ. Хуже обстоит дело, например, с наличием приборов учета: ими оборудовано менее половины (47%) школ.

Собственную программу энергосбережения и повышения энергоэффективности можно найти только в каждой четвертой (25%) школе. Энергосервисные контракты со специализированными организациями заключили лишь 8% школ, отметили исследователи. Причина этого, по их мнению, лежит в недостаточном целевом бюджетном финансировании этой деятельности.

«Основные вложения делаются в наименее финансово емкие мероприятия. При этом наиболее важные виды деятельности, обеспечивающие основной прирост энергосбережения (например, модернизация систем отопления и конструкции зданий, замена оборудования на менее энергоемкое), не являются предметом инвестиций», — рассказала РИА Новости исполнительный директор Центра социальных рейтингов РИА Новости Наталья Тюрина.

По ее словам, ограниченность финансирования заставляет администрацию школ отказываться от серьезных вложений, которые могли бы обеспечить не сиюминутную экономию, а заметное долгосрочное снижение энергопотребления. Из-за этого расход энергии во многих школах не сокращается, а напротив, продолжает расти. Не только экономить, но и учиться Закон требует не только экономить энергию, но и обучать граждан экономичному поведению. Тем не менее, по результатам мониторинга, лишь в трети (31%) школ ученики и учителя принимают личное участие в специальных проектах и мероприятиях.

«К сожалению, в большинстве случаев все сводится к составлению планов мероприятий и размещению на стендах средств наглядной агитации», — отметила Наталья Тюрина.

Закрепить новые знания и навыки можно только на практике, рассказал эксперт проекта «Социальный навигатор» РИА Новости, директор Центра независимой оценки качества образования Владимир Чупин. По его словам, учителя в своих отчетах чаще всего упоминали такие мероприятия, как «классный час про энергосбережение» или «инструктаж по проблемам энергосбережения». И только 24% мероприятий предполагали практическую работу учеников.

«На мой взгляд, педагогам в своей работе нужно в меньшей степени ориентироваться на беседы с учениками об энергосбережении, и в большей степени – на практические проекты, которые могли бы оставить след в их душах», — рассказал он.  

Мониторинг может наглядно показать родителям, заботится ли школа, где учится их ребенок, об энергосбережении; имеет ли смысл вся агитация и пропаганда, которая там ведется, продолжил Владимир Чупин.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что сегодня в большинстве школ эта задача решается не в полной мере. Пока рано говорить о том, что школам удается найти баланс между снижением энергопотребления и улучшением условий пребывания учеников и учителей, говорят эксперты. Но работа в этом направлении продолжается.

Источник: РИА Новости 

gisee.ru

Приоритетный проект «Энергоэффективная социальная сфера». Программа минимум

В составе планируемой деятельности по повышению энергоэффективности выделен ряд приоритетных проектов, на базе которых будут внедряться энергосберегающие технологии. Среди таких проектов выделен проект «Энергоэффективная социальная сфера». Сутью начальной стадии проекта является отработка основных технических и организационных решений на 44 пилотных объектах в 10 регионах страны. Из них 27 объектов – образовательные учреждения, 17 объектов – медицинские учреждения.

Основные элементы проекта "Энергоэффективная социальная сфера"

Задача, которая ставится при реализации проекта«Энергоэффективная социальная сфера»:

▪ Снижение расходов консолидированного бюджета на оплату энергоресурсов школ и больниц в среднем на 15-20% в сопоставимых условиях.

▪ Снижение общего потребления энергоресурсов объектами социальной сферы на 20–30% к уровню 2009 г.

▪ Распространение не менее чем в 50% школ и больниц типовых решений.

▪ Создание более комфортных условий для пациентов больниц, учеников школ, сотрудников.

Сутью начальной стадии проекта является отработка основных технических и организационных решений на 44 пилотных объектах в 10 регионах страны. Из них 27 объектов – образовательные учреждения, 17 объектов – медицинские учреждения.

В качестве пилотных проектов Комиссией по модернизации и Президиумом Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ выбраны следующие муниципальные образования:

▪ Калужская обл. (Среднеобразовательная школа № 51 город Калуга)

▪ Тверская обл. (Среднеобразовательная школа д. Мокшино Конаковского района)

▪ Краснодарский край («Тимашевский дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Усть-Лабинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГУ СО «Кропоткинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»)

▪ Республика Татарстан ( г. Казань Детские сады №№ 321, 350,217, 340,164, 170, 297,380,247,180, школы №№ 70, 55, 7,23,169, Детская республиканская клиническая больница, «Республиканский клинический онкологический диспансер» , «Республиканская клиническая инфекционная больница» имени профессора А.Ф. Агафонова , )

▪ Пермский край (Добрянская школа № 2, г.Добрянка)

▪ ХМАО (Детский сад №22 «Сказка», лицей №1 г. Сургут)

▪ Красноярский край( г. Красноярск, «Городская клиническая больница №20 им. И.С.Берзона» , «Городская клиническая больница №6 им. Н.С.Карповича», «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №1», «Краевая клиническая больница» )

▪ Нижегородская область (г. Н. Новгород, Областная специальная общеобразовательная школа – интернат, Нижегородская областная психоневрологическая больница №1 г.)

▪ Новгородская область (г. Великий Новгород «Гимназия №3»)

▪ Воронежская область (г. Воронеж, Школа № 12 «Городская клиническая больница №2 им. Федяевского»)

Методики, выработанные при реализации пилотных проектов, будут использована для тиражирования в масштабах страны.

В ходе планирования и реализации исполнения работ предусмотрено:

  1. Разработка методологии энергетического обследования
  2. Проведение типизации объектов социальной сферы
  3. Определение источников финансирования
  4. Проведение процедуры конкурсного отбора организаций для проведения энергетического обследования
  5. Проведение энергетического обследования пилотных объектов и получение энергетических паспортов по пилотным объектам
  6. Проведение сравнительного анализа пилотных объектов по уровню энергоэффективности
  7. Определение перечня индикаторов и целевых показателей энергоэффективности для объектов социальной сферы
  8. Разработка перечня мероприятий по достижению целевых показателей энергоэффективности объектов социальной сферы с учетом их ТЭО
  9. Формирование комплексной программы энергоэффективности пилотных объектов
  10. Разработка необходимых нормативно-правовых актов, направленных на достижение целевых установок по повышению энергоэффективности
  11. Разработка методологических рекомендаций и комплекта документов по внедрению и практическому применению механизмов энергосервисных контрактов
  12. Выбор и заключение контракта с энергосервисной организацией
  13. Реализация мер в рамках разработанных пилотных программ повышения энергоэффективности объектов социальной сферы
  14. Анализ возможностей тиражирования полученных результатов на другие объекты

Каждый из этапов должен быть документрован для последующей типизации рекомендательных документов.

Технические мероприятия по энергосбережению

Работы по повышению энергоэффективности объектов образования и здравоохранения уже проводились. Результаты проведенных работ позволили сделать обобщающие выводы о возможном сокращении энергопотребления от их проведения.'

Экономия тепла

  • Замена теплового узла на автоматизированный тепловой пункт 18-25%
  • Замена окон на современные пластиковые окна 6-8%
  • Замена кровли здания 5-20%
  • Утепление пола первого этажа 4-8%
  • Установка теплоотражающих экранов за радиаторами 3-5%
  • Утепление ограждающих конструкций 5-10%

Совокупный потенциал экономии тепла около 30%

Экономия электроэнергии

  • Реконструкция системы освещения (установка отражателей, энергосберегающих ламп, оптимизация уровня освещенности с приведением к нормативному состоянию) 18-40%
  • Монтаж современной системы электрообеспечения 20-40%
  • Установка системы управления освещением 15-25%
  • Замена кухонного оборудования на современное энергоэффективное 10-15%

Совокупный потенциал экономии электроэнергии - 38%

gisee.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта