Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности. Энергетическая безопасностьЭнергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности - Энергетика и промышленность России - № 06 (170) март 2011 года - WWW.EPRUSSIA.RUГазета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (170) март 2011 года В XXI веке проблема энергетической безопасности приобретает особую актуальность, что обусловлено, с одной стороны, истощением разведанных запасов природных энергоносителей, а с другой, постоянным увеличением потребления топлива и различных видов энергии.Как сегодня трактуется энергетическая безопасность В настоящее время существует множество различных формулировок и трактовок понятия «энергетическая безопасность». Различные источники определяют энергетическую безопасность по‑разному, а именно: • как энергетическую независимость государства; • как характеристику теплоэнергетического комплекса страны; • как состояние защищенности граждан, общества и государства от угрозы дефицита энергии и топливно-энергетических ресурсов; • как состояние общества и экономики, которое позволяет поддерживать необходимый уровень в энергопотреблении; • как совокупность условий, при которых отсутствует дефицит энергии; • как средство экономического и политического воздействия и т. п. По мнению авторов, ни одна из рассмотренных формулировок энергетической безопасности не может быть принята в качестве базового понятия, поскольку не только не отражает сущности энергетической безопасности, но и не содержит ее базовых основ, таких, как энергетические интересы, энергетические угрозы и энергетическая защита. Анализ различных формулировок энергобезопасности показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, единого определения данного термина не существует, что, в свою очередь, не позволяет разобраться в сущности этой важной составляющей национальной безопасности. Аспекты, основа и уровни энергетической безопасности Авторы предлагают рассматривать энергетическую безопасность комплексно с позиций системного подхода по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, как подсистему, элемент, вид или составляющую системы более высокого уровня, каковой является национальная безопасность. Во-вторых, как самостоятельную отдельную сложную многоуровневую систему, включающую в себя свои не менее сложные подсистемы, элементы, виды или составляющие, но более низкого порядка. И наконец, как эксплуатационное свойство каждого вида энергоносителя и отдельного вида энергии. Энергетическая безопасность так же, как и национальная безопасность, может быть внешней и внутренней, а в своей основе имеет три базовых понятия: «энергетические интересы», «энергетические угрозы» и «энергетическая защита». Авторы предлагают свою формулировку понятия «энергетическая безопасность», которая, по их мнению, является наиболее полной и объективно отражает ее сущность. Энергетическая безопасность – это внутреннее и внешнее состояние или положение страны, при котором: • отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства и отдельных потребителей, возникающие в процессе добычи, переработки, транспортировки и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов энергии, а в случае возникновения угроз – система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов с целью устранения или минимизации негативных последствий; • поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов; • обеспечиваются необходимые условия как для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны, так и для достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов. Применительно к энергоносителям энергетическую безопасность целесообразно рассматривать как их эксплуатационное свойство, проявляющееся в способности вырабатывать конкретный вид энергии в требуемом количестве и требуемого качества или способность переводить потенциальную энергию энергоносителя в другой требуемый вид энергии, например в электрическую, механическую, тепловую, световую и т. д. На чем строится энергобезопасность Основу любой безопасности, как известно, составляют интересы, угрозы и защита, поэтому очевидно, что энергетическая безопасность не является исключением и базируется на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите. Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный авторитет и экономическую мощь любого государства. Угрозы энергетической безопасности государства и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию. Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз энергетическим интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности. Условия и факторы обеспечения энергетической безопасности К факторам, препятствующим обеспечению энергетической безопасности, следует отнести неравномерность распределения запасов энергоресурсов по регионам планеты, возрастание внутренних и внешних террористических угроз, в том числе и энергетическим интересам отдельных стран и народов. Эти факторы становятся доминирующими на фоне отсутствия единой мировой энергетической концепции и мирового финансового кризиса. В то же время в качестве благоприятствующих факторов можно считать относительно теплые зимы последних 25 лет; достаточный уровень накопленных запасов энергоносителей, открытие новых месторождений энергоресурсов, увеличение доли использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, разработку, внедрение и применение безотходных и ресурсосберегающих технологий и др. Следует отметить, что препятствующие и благоприятствующие факторы обеспечения энергетической безопасности находятся в постоянном противодействии, при этом повышение значимости той или иной группы указанных факторов неизбежно приводит к усилению или ослаблению национальной безопасности через ее энергетическую составляющую.
Энергетическая безопасностьПоиск Лекций
Что такое энергетическая безопасность? За основу анализа можно взять определение, данное Мировым энергетически советом - это "уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях" [Энергетическая политика России на рубеже веков. В 2-х т. М.: "Папирус ПРО". 2001. Т. 2. Приоритеты энергетической политики: от энергетической безопасности - к энергетической дипломатии. 2001. С. 23, 90]. Добавим - по экономически приемлемым ценам. В последнее время произошел значительный пересмотр подходов к обеспечению энергетической безопасности. После окончания "холодной войны" уменьшилась политизированность мирового энергорынка, исчез избыточный спрос на энергоносители. Укрепляются тенденции либерализации рынков энергосырья, которые становятся "рынками покупателя", то есть предложение несколько превышает спрос. Поэтому в значительной степени изменилась энергополитика стран-производителей и потребителей энергоносителей. В результате меняется само понятие "энергетической безопасности" в мире. В частности, наблюдается переход стран-импортеров энергоресурсов от политики всесторонней защиты национальной экономики от возможных перебоев в поставках энергоносителей к формированию каждым из государств или их союзов комбинированных гарантий получения зарубежных источников энергии в обмен на предоставление экспортерам доступа на свои рынки. Для стран-экспортеров энергоносителей, включая РФ, энергетическая безопасность, как правило, предполагает обеспечение устойчивого функционирования ТЭК и снабжение его продукцией национального хозяйства, достижение стабильности экспортных поставок (но не в ущерб потребностям своей экономики в энергоносителях), а также создание условий для успешной конкуренции собственных энергетических компаний на внешних рынках. Согласно тексту документа "Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года", в нашей стране под энергетической безопасностью понимается "состояние защищенности страны от внутренних и внешних угроз, связанных с функционированием энергетического сектора". Указанное состояние защищенности соответствует в повседневных (нормальных) условиях обеспечению в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах требуемого качества и по экономически приемлемым ценам, а при чрезвычайных ситуациях - гарантированному обеспечению минимально необходимых потребностей. Для России, как крупного экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность включает также условия недискриминационного доступа на внешние энергетические рынки. Таким образом, энергетическая безопасность РФ определяет такое состояние общества, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутреннего характера, действий дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала необходимый уровень национальной безопасности страны, устраняя и компенсируя их негативное влияние. Обеспечение энергетической безопасности России является необходимым условием поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности на основе использования топливно-энергетического потенциала страны. На состояние энергетической безопасности оказывают влияние три главных фактора: - способность ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества; - способность потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса; - устойчивость энергетического сектора к внешним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями). Актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности обуславливается динамичностью и остротой происходящих в России и в ее регионах экономических, социально-политических изменений. Это подтверждается: - настойчивыми усилиями по ускорению реструктуризации РАО ЕЭС; - напряженностью топливо-энергетического баланса большинства субъектов Федерации, которые являются энергодефицитными; - старением и нарастанием физического и морального износа оборудования, ограничением объемов реконструкции и развития основных фондов ТЭК из-за отсутствия финансовых средств; - утратой проектных и строительных заделов; - недостатком инвестиционных и оборотных средств предприятий ТЭК; - наличием ведомственных противоречий и неопределенностью отношений между различными поставщиками энергоресурсов; - суровыми природно-климатическими условиями большей части субъектов РФ. Актуальность проблемы энергетической безопасности подтверждается результатами расчетов для экономических регионов и субъектов Федерации, проведенных в Уральском отделении Российской Академии наук. Из 77 субъектов на начало 1999 г. 69 находились в кризисном состоянии (90 %), причем в 16 из них (21 %) наблюдалась кризисная чрезвычайная ситуация. Еще 12 субъектов находились в кризисном критическом состоянии [Татаркин А.И., Куклин А.А., Мызин А.Л., Калина А.В. Энергетическая безопасность регионов России в 1998 году/ Сб. «Энергетика: экология, надежность, безопасность. Мат-лы докл. V Всерос. н.-т. конф., Томск, 1999. – с.120-121.]. Для большинства субъектов Федерации (~ 80% основная доля потребностей в топливе и электроэнергии покрывается за счет поставок извне. При этом добываемые на территории ряда областей энергоресурсы почти целиком поставляются внешним потребителям. Это не представляло бы опасности для жизнедеятельности населения и хозяйственного комплекса области, если бы средства за поставляемые ресурсы поступали бы своевременно и в полном объеме. В ближайшие годы главными проблемами обеспечения потребителей топливно-энергетическими ресурсами будут: - нарастание необходимых объемов реконструкции и технического перевооружения электростанций, электрических и главным образом тепловых сетей и других объектов энергетики; - отсутствие необходимых инвестиционных ресурсов и поиск финансовых возможностей для развития электростанций, электрических и тепловых сетей, объектов транспорта; - обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население и сокращение дотационности; - обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования энергетических ресурсов на полном их жизненном цикле от проектирования до утилизации; - сокращение объема сбыта электрической и тепловой энергии и необходимость оптимального управления спросом на электроэнергию и тепло. Главной целью обеспечения энергетической безопасности субъекта РФ является достижение состояния защищенности граждан, общества и государства от обусловленных внутренними и внешними факторами угроз дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах. Для создания системы обеспечения энергетической безопасности необходимо выполнение следующих мер: 1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз. Индикаторы могут быть как количественными, так и качественными, отражающими мнение экспертов. По каждому показателю необходимо разработать границы «нормального» изменения показателя, в рамках которых считается, что угрозы энергетической безопасности нет. 2. Для идентификации уже существующих угроз энергетической безопасности требуется проведение мониторинга показателей. В результате мониторинга энергетической безопасности должно обеспечиваться непрерывное (или периодическое) наблюдение за всей совокупностью процессов и состояний топливно-энергетического комплекса с позиций энергетической безопасности. Объектами мониторинга являются: - электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети и другие объекты энергетики, главной хозяйственной функцией которых является снабжение потребителей энергией и топливом; - территориально-хозяйственные объекты, обеспечивающие надежность, живучесть, резервируемость и взаимозаменяемость в обеспечении населения, территории, и хозяйственные комплексы топливом и энергией; - системы управления регионом, муниципальными образованиями и производственными комплексами; - природно-климатические объекты, изменение состояния которых может вызывать крупномасштабные негативные последствия для топливо и энергообеспечения; - система управления персоналов важнейших энергетических объектов и производств. Если мониторинг показывает, что показатели не выходят за допустимые границы значений, угроза не фиксируется. Если фиксируется выход некоторого показателя за установленные границы, проводится анализ с целью локализации отклонения, выявления остроты угрозы энергетической безопасности, характера и особенностей их проявления, а также для выявления причин отклонений. 3. Для идентификации потенциальных угроз (рисков), проводится периодический анализ ситуации экспертами. Группа экспертов проводит оценку (диагностику) существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности. Сопоставляется перечень возможных угроз с текущим положением дел. При прогнозировании определенной угрозы фиксируется проблемная ситуация. 4. Для выявленных экспертами проблемных ситуаций определяются наилучшие пути их устранения (комплексы мероприятий). Для каждой из проблемных ситуаций может быть заранее сформирован комплекс мер по нейтрализации угроз (в виде административных и экономических решений). Предлагаемые меры могут быть двух типов: устраняющие ситуацию и компенсирующие. Компенсирующие меры применяются в случае, когда невозможно устранить кризисную ситуацию. Они позволяют, не устраняя проблемы, улучшить значение показателей. Могут быть разработаны альтернативные варианты мер. В этом случае должны быть разработаны критерии выбора лучших альтернатив (например, время устранения проблемной ситуации, уменьшение потерь, затраты на устранение). Необходимо определить, как сочетаются комплексы мер по устранению каждой из выявленных проблемных ситуаций и выбрать оптимальное сочетание мероприятий. 5. Формируются планы по реализации комплекса мероприятий (с указанием затрат, их источника, сроков, исполнителей) и осуществляется их реализация. В ходе выполнения мероприятий по преодолению или нейтрализации угроз проводится контроль их выполнения и анализ эффективности. Для реализации описанной технологии необходимо создать систему управления обеспечения энергетической безопасности (СУЭБ) субъекта РФ. Для работы по данной технологии необходимо провести подготовку кадров, участвующих в обеспечении энергетической безопасности.
poisk-ru.ru Энергетическая безопасность - это... Что такое Энергетическая безопасность? Энергетическая безопасность"...Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны..." Источник: Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р <Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года> Официальная терминология. Академик.ру. 2012.
Смотреть что такое "Энергетическая безопасность" в других словарях:
official.academic.ru Энергетическая безопасность - это... Что такое Энергетическая безопасность? Энергетическая безопасностьEdwART. Словарь терминов МЧС, 2010
Смотреть что такое "Энергетическая безопасность" в других словарях:
dic.academic.ru Энергетическая безопасность и угрозы ее обеспечения в современной экономике РоссииПроблемы энергетической безопасности становятся в последнее время все более актуальными. Об этом говорит пересмотр энергетической стратегии развития США, Евросоюза, Японии и ряда других стран. Вопросы энергобезопасности волнуют и Россию. Такое внимание вполне оправданно, потому что энергетика является одной из базовых отраслей в экономике любой страны, от состояния и развития которой зависит продуктивность всего хозяйственного механизма. Однако в настоящее время нет строгого определения такого понятия, как энергетическая безопасность. Как правило, внимание акцентируется на истощении ресурсной базы, вследствие чего оценка состояния энергетической безопасности становится зависима от наличия и запасов природных ископаемых, что значительно суживает трактовку самого многостороннего явления. В связи с этим авторы ставят своей целью дать широкое определение энергетической безопасности, выделить параметры ее оценки и провести анализ состояния энергетической безопасности России. Сущность энергетической безопасности Формирование подходов к обеспечению «энергетической безопасности» можно проследить через историю взаимоотношений стран-поставщиков и стран-потребителей энергоресурсов. Для каждой из этих 2 групп энергетическая безопасность трактуется по-разному. Но независимо от того, рассматривается ли она со стороны страны – импортера или экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность является одним из самых важных элементов экономической и, следовательно, национальной безопасности [1]. Авторы определяют энергетическую безопасность как внутреннее и внешнее состояние страны, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства, а в случае возникновения угроз – это система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов. В данном случае поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов; обеспечиваются необходимые условия для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны. Можно выделить следующие параметры для оценки энергетической безопасности: - возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение; - устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики; - экономическая доступность энергетических ресурсов. Современная структура энергетики России представляет собой комплекс отраслей, который включает как добывающие сектора, так и обрабатывающие: электроэнергетика, нефтегазовый комплекс, угольная промышленность и возобновляемые источники энергии, которые особенно популярны в мире, но находятся в процессе исследования и дороги в использовании в силу своей крайней ограниченности. Далее анализ будет производиться по первым трем базовым отраслям экономики [2]. Возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение экономически доступных и качественных ресурсов Возможность предлагать энергетические ресурсы обусловлена в России огромным ресурсным потенциалом, а способность можно охарактеризовать сбалансированностью между добычей первичных энергоресурсов и их внутренним потреблением. Производство и потребление электроэнергии увеличивались вплоть до 2008 года. После чего произошел спад и объемов производства, и потребления в результате экономического кризиса, но уже в 2010 году показатели растут. Разница между предложением и спросом в среднем за 2005–2011 гг. составляет 17,7 млрд кВт, или 1,8%. Внутреннее потребление и производство газа в России растет на протяжении 2005–2011 гг., за исключением 2009 года, когда наблюдался спад. Разница между спросом и предложением газа в среднем составляет 220157,1 млн м3, или 30%, из чего можно сделать вывод, что треть всей добычи идет на экспорт. Добыча и внутреннее потребление нефти растут в течение 2005–2011 гг. Здесь разница между спросом и предложением очень большая, ее средняя величина составляет 358157,1 тыс. т, или 51%. Добыча и потребление угля в 2005–2011 гг. в России медленно растет, большого роста или падения за представленные годы не было.Разница между предложением и спросом в среднем составляет 56,5 млн т, или 30%. Подводя итог анализа первой составляющей энергетической безопасности можно сделать вывод о том, что возможность обеспечивать предложение ресурсами есть. Однако дисбаланс между внутренним спросом и добычей первичных энергоресурсов (особенно по нефти) и производством электроэнергии позволяет предположить, что система энергетики полностью не востребована внутренним рынком, излишек предложения экспортируется, что является основным фактором экономического роста. Устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики к воздействующим факторам Этот параметр можно оценить по мере физического и морального износов основных фондов энергетической отрасли, аварийностью объектов, энергоемкостью ВВП. На сегодняшний день износ основных фондов в России в электроэнергетике превышает 40%; в газовой промышленности – 60%; в нефтепереработке – 80% [4]. И доля оборудования, выработавшего свой ресурс (нормативный срок службы), во всех отраслях ТЭКа продолжает увеличиваться. Следствием этого является высокая аварийность, значительные затраты и продолжительность ремонтов, низкий технический уровень. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР. К 2010 г. около 70% магистральных нефтепроводов имели возраст более 20 лет, из них около половины находились в эксплуатации более 30 лет. При этом несмотря на ввод новых нефтепроводов качественных изменений не произошло – доля изношенного оборудования остается по-прежнему большой. В газотранспортной системе страны на начало 2009 г. около 30% линейной части трубопроводов и 10% газоперекачивающих агрегатов находится в эксплуатации более 30 лет, а к 2015 г. средний возраст всех газопроводов превысит 30 лет [5]. Важнейшей проблемой электроэнергетики России является высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов. Динамика старения генерирующего оборудования электростанций России до 2020 г. приведена в таблице 1. Таблица 1 Мощность устаревшего оборудования на электростанциях России, млн. кВт [6]
Существует также проблема морального износа оборудования, в особенности преодоления низкой эффективности сжигания природного газа, доля которого в структуре сжигаемого на электростанциях топлива превышает 60%. [7] Несмотря на высокую изношенность активной части основных производственных фондов отраслей ТЭК коэффициенты их обновления на протяжении последнего десятилетия были около 2% (за исключением нефтедобычи – 4%). Износ основных фондов неизбежно приводит к аварийным ситуациям. Аварийность в энергетике России по отраслям представлена в таблице 2. Таблица 2 Аварийность энергетики России по отраслям в 2012 году [8]
Общая аварийность на объектах энергетики снижается в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе, однако количество аварий по сей день остается очень большим. Таким образом, Россия на сегодняшний день обладает одним из самых высоких значений энергоемкости ВВП в мире. Энергоемкость России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза. Такая величина в первую очередь обусловлена высокой электроемкостью – высокие удельные расходы электроэнергии на добывающих и обрабатывающих производствах. Также причина кроется в существенных потерях электроэнергии в электрических сетях вследствие старения электротехнического оборудования. Сохранение высокой энергоемкости экономики, низкие темпы обновления производственного аппарата ТЭК, высокий моральный и физический износ основных фондов однозначно создают угрозу энергетической безопасности России. Это приводит к таким последствиям, как снижение энергетической безопасности России, торможение экономического роста, низкая конкурентоспособность российской промышленности и др. Экономическая доступность энергетических ресурсов Чтобы оценить этот параметр, проанализируем цены на внешнем и внутреннем рынках газа, нефти, угля и электроэнергии. Динамика цен на внутреннем рынке ТЭР и электроэнергии имеет тенденцию к росту (табл. 3). С 2005-го по 2011 г. цены на все виды угля, нефть и газ увеличились не менее чем в 2 раза. Цены на электроэнергию для производителей увеличились только на 1,73% за рассматриваемый период благодаря тарифному регулированию региональными органами власти. Из всех видов ресурсов самые высокие цены на нефть, а самая большая разница между ценой производителя и ценой потребителя у газа, что говорит о большой налоговой нагрузке. Соотношение между ценой производителей и потребителей в рассматриваемый период: по углю уменьшилось; по нефти – уменьшилось незначительно; по газу и электроэнергии – увеличилось. Таблица 3 Средние цены производителей и приобретения основных видов топливно-энергетических ресурсов и их соотношение в России (на конец года, рублей за тонну) [10]
Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством РФ. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации. В частности, Газпром получил право отпускать газ определенной категории потребителей по договорным ценам, при этом ФСТ регулирует верхний предел цен. В 2011 году этот предел составлял 10% от уровня регулируемой цены. Несмотря на то, что уровень регулируемых цен на газ в России повышается, в настоящее время цены существенно ниже мирового уровня [11]. Учитывая рассмотренные данные, можно заключить, что экономическая допустимость топливно-энергетических ресурсов для потребителей в России постепенно снижается. Результаты анализа критериев оценки энергетической безопасности России показали, что возможность ТЭК страны обеспечивать предложение есть, однако его способность сокращается, при этом сам топливно-энергетический комплекс страны неустойчив и экономическая доступность энергетических ресурсов сокращается. Угрозы энергетической безопасности России Дав оценку энергетической безопасности России, можно сформулировать и имеющие место угрозы: 1. Экономика, ориентированная на экспорт сырья. Возможность предлагать ТЭР в России есть, она обусловлена богатым природно-ресурсным потенциалом. Однако внутренний рынок не потребляет то количество ресурсов, которое добывается, и излишек предложения экспортируется. В результате страна свой потенциал вывозит за границу, не развивая собственное производство товаров. 2. Высокий физический и моральный износ основных фондов объектов энергетики. Надежность поставок энергоресурсов зависит от технического состояния основных производственных фондов ТЭКа. Во всех отраслях энергетики увеличивается доля оборудования, выработавшего своей ресурс. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР. 3. Энергорасточительность экономики. Энергоемкость ВВП России выше среднемирового уровня, это обусловлено использованием энергорасточительных технологий и оборудования, большими потерями при транспортировке и хранении, нерациональной структурой экономики. 4. Ценовая угроза. Ценообразование на рынке ТЭР в России свободное, государственное регулирование минимально (государство регулирует внутренние цены на нефть, отпускаемую Газпромом, и тарифы на электроэнергию устанавливают региональные органы власти). В результате цены на ТЭР в России высокие и продолжают увеличиваться с каждым годом. Пути обеспечения энергетической безопасности России Для формирования соответствующей нормативно-правовой базы обеспечения энергетической безопасности необходимо принять закон «Об энергетической безопасности России», который будет регламентировать критерии энергетической безопасности, основные параметры показателей и компетенцию государства в сфере энергетической безопасности страны и ее регионов как фундаментальную базу построения энергоэффективного общества. Также законом будут определяться нормы износа и предусматриваться принудительное выбытие изношенных ОПФ. Вывод Для обеспечения более эффективного обеспечения энергетической безопасности необходим переход от энергосырьевого сценария развития экономики на инновационный. 1. В новом варианте развития энергетический сектор должен играть обеспечивающую роль – представлять сырье новым направлениям развития, основанным на прогрессивных технологиях в промышленности, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве. Начальными этапами к данной цели могут быть снижение экспорта ТЭР, увеличение внутреннего спроса на ТЭР в больших масштабах; производство товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью.
Предложенные меры будут способствовать росту уровня обеспечения энергетической безопасности России, что благоприятно отразится на повышении конкурентоспособности страны и достижению интенсивного экономического роста. 1. Трачук К.В. Эволюция подходов к энергетической безопасности: страны – импортеры против странэкспортеров // Вестник МГИМО. – 2011. - № 6. 2. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс] // URL: http://minenergo.gov.ru/activity/ oilgas/structure_gas_industry.php. (Дата обращения: 03.02.13). 3. Россия в цифрах: 2011. Краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2011. 3. Киршина И.А. Экономические механизмы комплексной оценки и управления энергетической безопасностью: диссертация кандидата экон. наук / Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина. – М.: 2011. 4. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований [Электронный ресурс] / URL: http://www.ecfor.ru/pdf. php?id=seminar/energo/z119 (Дата обращения: 14.03.13). 5. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения / Н.И. Пяткова; отв. ред. Н.И. Воропай, М.Б. Чельцов; Сибирское отделение РАН, Ин-т систем энергетики им. Л.А.Мелентьева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 6. Доклад «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики» [Электронный ресурс] // URL: http://www.libertarium.ru/l_energy _kr?NO_COMMENTS=1&PRINT_VIEW=1 (Дата обращения: 15.05.13). 7. Танайлов С.В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности: автореферат диссертации кандидата полит. наук. – М.: Московский гос. обл. ун-т 2011. 8. Стратегия национальной безопасности России» и реальная безопасность энергетических объектов в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // URL: http://www.ozakaz.ru/index.php/articles/n-26-2010/50-026015 (Дата обращения: 27.11.12). 9. Белова О.В. Энергия. Взаимосвязь цены и спроса // Энергетика: Эффективность, надежность, безопасность: материалы XVII Всероссийской научно-технической конференции. – Томск: ТПУ; СПБ ГРАФИКС, 2011. 10. Борталевич С.И. Совершенствование управления энергетической безопасностью Республики Бурятия // Российское предпринимательство. — 2012. — № 19 (217). — c. 152-156. — http://www.creativeconomy.ru/articles/25254/. 11. Газпром в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // URL: http://gazpromquestions.ru (Дата обращения: 17.05.13).creativeconomy.ru 9.2. Международная энергетическая безопасностьВыше мы уже рассматривали вопросы, связанные с международной экономической безопасностью. Теперь более подробно остановимся на одной из граней национальной безопасности — энергетической безопасности. Однако, учитывая специфику данного учебника, основное внимание уделим вопросам международной энергетической безопасности. Участники глобального энергетического рынка сталкиваются с новыми рисками. Задача заключается в том, чтобы найти убедительные ответы на непрерывно меняющиеся риски, угрожающие надежному глобальному энергосбережению. Попытки решения системных проблем глобальной энергетики в рамках секторального подхода или на уровне отдельных государств не были достаточно результативными. Глобальный характер вызовов энергетической безопасности требует адекватных ответов. Необходима разработка таких мер, которые направлены на предупреждение неблагоприятных сценариев долгосрочного развития глобальной энергетики, устранение или снижение соответствующих рисков. Непосредственная угроза надежному энергоснабжению на данном этапе состоит в беспрецедентно высоких ценах на углеводородные энергоносители и неопределенности их долгосрочных перспектив и дальнейшей динамики. В основе этого лежит напряженность на ключевом рынке — нефтяном, вызванная конъюнктурными и другими долгосрочными факторами. Представим те из них, что на наш взгляд, способствуют усилению неопределенности в части долгосрочных перспектив. Во-первых, энергетическим рынкам свойственны недостаточная прозрачность и отсутствие достоверной информации в необходимом объеме. Во-вторых, диалог между странами-производителями и потребителями энергоресурсов в определенном смысле неразвит. К числу важных относится и транспортный фактор — существуют гч1ски при транспортировке, в том числе транзитные, значительно возросшие в результате существенного расширения (как по объему, гак и географии) мирового оборота энергоресурсов Сложно оценивать обстановку и из-за резкого роста потребности в инвестициях в энергетический сектор, связанных с необходимостью расширения ресурсной базы, освоения более капиталоемких месторождений углеводородного сырья, развития инфраструктуры и поставок сжиженного природного газа. Кроме того, на мировые рынки вышли страны-потребители с быстро развивающейся экономикой, которые закупают все больше и больше энергоресурсов, активно действуя на рынке. Глобальные энергетические рынки уязвимы (в силу их тесной взаимосвязи) для рисков динамичного глобального финансового рынка. Национальная безопасность относится к числу таких понятий, которые имеют очень широкое употребление. Оно плотно вписано з политический контекст, широко употребляется как в профессиональных и публичных дискуссиях, так и в официальных документах. Национальная безопасность — это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Национальная безопасность отражает важнейшие направления л принципы государственной политики, является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения безопасности страны. Энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Такие угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и состоянием и функционированием энергетического сектора страны Указанные факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России. Под энергетической безопасностью страны понимается состояние общества, которое позволяет при наличии внешних или внутренних угроз и дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного характера поддерживать необходимый уровень национальной безопасности страны, устраняя и компенсируя негативное влияние этих факторов путем:
Такая трактовка понятия «энергетическая безопасность» в целом не отвергается специалистами других стран, примерно в аналогичном виде присутствует в соответствующих документах. Отметим вполне понимаемую деталь. Проблематикой энергетической безопасности занимаются, как правило, государственные институты, а проблемами международной энергетической безопасности — главным образом международные экономические организации. Мировая общественность стала предпринимать наиболее серьезные шаги в части разработки общих подходов к данной проблематике после первого мирового нефтяного кризиса 1973 г. Практически сразу страны ОЭСР создали Международное энергетическое агентство (МЭА), основным направлением деятельности которого стали мониторинг мировой энергетики, изучение рынков энергосырья, состояния запасов нефти, газа, угля, развитие новых и восполняемых источников энергии. Кроме МЭА подобной проблематикой занимаются исследовательские подразделения ОПЕК, а также Информационное энергетическое агентство США (ИЭА) и исследовательские центры ряда крупных ТНК, таких, как ВРи др. Почему ведущие мировые державы и стремительно развивающиеся страны уделяют проблеме энергетической безопасности столь пристальное внимание? Национальные экономики всех стан мира, их отрасли, подотрасли и сектора имеют ту или иную степень уязвимости. Это связано со многими факторами — природно-климатическими, политическими, экономическими, социальными и лр. Руководство страны, его правящие круги, представляющие бизнес, финансы, военных, ученых, должны самостоятельно выделять самые уязвимые звенья в национальной экономической системе и вырабатывать планы по устранению существующих и возможных проблемных для страны ситуаций, которые не должны перерастать в некие катастрофические последствия. Большинство экспертов в области международной энергетической безопасности считают, что энергетическая безопасность в будущем будет определяться мировым энергетическим рынком и все меньше и меньше будет зависеть от политики развитых стран. Возрастающий спрос на энергоресурсы вне развитых стран и станет определять основные направления энергетической безопасности. При этом развитым странам предстоит вкладывать значительные средства в «эффективную энергосберегающую энергетику». Сегодня основным фактором, препятствующим разработке качественных глобальных прогнозов по проблемам энергетической безопасности, является неопределенность того, каковы будут темпы экономического роста у развивающихся стран и структура этого роста. К 2030 г. общее потребление первичных энергоресурсов вырастет на 60%. При этом произойдет удвоение потребления в развивающихся странах и только на треть увеличится потребление в странах ОЭСР. Предполагается, что в развитых странах рост энергопотребления будет составлять примерно 2% в год при годовом росте ВВП на 3%. В развивающихся странах эти показатели будут соответственно 3 и 4% при сравнительно высоких темпах роста населения. Но в основном у стран Азии данный показатель будет выше. Это особенно касается таких стран, как Китай и Индия. Развитие экономики ряда стран Азии идет по экстенсивному пути, предполагается рост потребления первичной энергии, о чем свидетельствует статистика. К 2030 г. большинство населения будет проживать в городах, что улучшит доступ к электроэнергии, увеличит ее производство. Энергопотребление в развивающихся странах сравняется с энергопотреблением развитых стран. Энергопотребление в мире в расчете на один доллар ВВП в целом будет падать, поскольку ожидается улучшение технологических показателей в тяжелой промышленности. Использование ископаемых источников топлива для производства электроэнергии в развивающихся странах к 2020 г. составит 130% от уровня развитых стран (в настоящее время — 65%), а так называемых неископаемых источников (в основном речь идет об АЭС) — не превысит 10% (в настоящее время — 5% и в основном это ГЭС). Производство электроэнергии в мире (а именно сюда идет львиная доля добываемого энергосырья) возрастет и на две трети за счет развивающихся стран, и ее потребление достигнет 85%-ногоуровня развитых стран. Доля транспорта (крупнейший энергопотребитель; в структуре спроса на нефть в странах ОЭСР — 54% в 2000 г.!) в энергопотреблении в мире возрастет примерно на 20%, причем рост будет в основном за счет потребления нефтепродуктов. Вдвое увеличатся темпы роста энергопотребления на транспорте в развивающихся странах по сравнению с развитыми странами. Эксперты не ожидают в ближайшее время появления и широкого распространения новых видов топлива для самолетов, морских судов и автомобилей. Энергоресурсы мира к 2030 г. будут отвечать уровню спроса на них, однако остается открытым вопрос о том, каковы будут их себестоимость и стоимость добычи, сколько будет стоить их доставка и сколько должен будет заплатить в конечном счете потребитель. Ископаемые энергоресурсы, безусловно, рано или поздно заканчиваются, но геологи пока не предсказывают сроков полного исчезновения ресурсов. Мир не уйдет от использования нефти в качестве основного ресурса столь быстро, как заявляют некоторые наблюдатели — через 40—50 лет. Доказанные и извлекаемые резервы нефти таковы, что на следующие три десятилетия их хватит с лихвой. Напомним, что сегодня эти резервы превышают 140— 150 млрд т (по разным источникам), а ежегодный уровень добычи в 2004—2005 гг. составил 4,2—4,3 млрд т, или 84—84,5 млн баррелей в сутки. Но не надо забывать, что нефтяные компании ведут активную разведку, и ежегодно отмечается прирост запасов. Ведется разработка технологий добычи нефти на месторождениях, которые ранее считались недоступными при существовавших тогда приемах работы. Исходя из уровня потребления нефти и прогнозов экономического роста, к 2030 г. суточное потребление нефти, по расчетам МЭА, должно возрасти до 121 млн баррелей, или до 6 млрд т в год. Практически во всех нефтедобывающих регионах добыча нефти будет близкой к максимальной. Однако наибольший прирост в добыче будет достигнут на морских месторождениях, а также на месторождениях, известных в России и в Ираке, но которые не разрабатывались до настоящего времени. Кроме того, будут введены в оборот новые месторождения в Канаде и Венесуэле Что касается добычи нефти в странах ОЭСР, то прогнозы специалистов несколько различаются: одни считают, что уровень добычи в развитых странах останется прежним, менее оптимистичные другие — что произойдет его 20%-ное снижение. Наиболее крупными поставщиками нефти на мировые рынки останутся страны ОПЕК, доля которых повысится с нынешних 40% до 50%, что даже выше, чем в начале 1970-х годов. На мировые рынки будет поставляться примерно 65 млн баррелей нефти в сутки, или 3,2 млрд т в год. Что касается стран Ближнего Востока, то и их доля вырастет до 33% в 2030 г. (с 28% в 2003 г.). По расчетам специалистов, до 2030 г. потребуется примерно 3 трлн долл. инвестиций в нефтяной сектор, включая разведку новых месторождений, строительство танкеров, трубопроводов и нефтеперерабатывающих комбинатов. Значительные финансовые средства будут вложены в развитие уже разрабатываемых месторождений Рассчитываемый ежегодный прирост потребления должен составить 1,6%. С использованием природного газа в качестве источника энергии связываются расчеты большинства экспертов. В середине 2000-х гг. в мире ежегодно добывалось примерно 2,6 трлн м3 природного газа. Лидеры Россия (примерно 600 млрд м3), далее — США (540 млрд м3), Канада (187—190 млрд м3) и др. Предполагается, что общее потребление природного газа в мире к 2030 г. удвоится. Примерно 45% добываемого природного газа будет поставляться на мировой рынок. Напомним, что доля нефти, поставляемой на экспорт, будет примерно 52% от добываемых объемов. В настоящее время запасы природного газа в мире известны — приблизительно 180,6 трлн м3 Более 30% запасов приходится на Россию, 14,7% — на Иран, 4,8% — на Катар и т.д. Выделим четыре фактора, предопределяющих активное введение в энергетический оборот природного газа. 1. Для увеличения объемов добычи газа потребуется осуществление крупных инвестиций в газовую отрасль России, Ирана, Боливии, Алжира, Нигерии, Катара и некоторых других развивающихся стран, которые поставляют газ в меньших объемах, чем перечисленные. В указанных странах в настоящее время приняты достаточно внятные законы по иностранным инвестициям. Не исключено, что правительства некоторых из этих стран попытаются создать определенные правила торговли газом на мировом рынке по типу модели ОПЕК. Страны, обладающие значительными запасами газа, уже встречаются в рамках Форума экспортеров газа. В поставках газа в сжиженном виде будут преобладать страны ОПЕК.
От 40 до 50% нефти используется вне транспортных рынков, в качестве первичного энергоносителя для производства электроэнергии в развивающихся странах, в промышленности, ЖКХ, в нефтехимии. Все эти сегменты в принципе готовы к замене нефти на газ. Даже транспорт сможет перейти на жидкое топливо, которое будет производиться из газа. Число поставщиков газа на международные рынки растет, между газоперевозчиками уже возникает серьезная конкуренция, и потребители сжиженного газа только выигрывают от либерализации газового рынка. Конкуренция на рынке сжиженного газа, безусловно, будет оказывать влияние на цены, причем в сторону их снижения, и это «в пику» росту цен на нефть. Добавим, что в 2009 г. мировой флот танкеров-газовозов насчитывал 250 единиц, но портфель заказов на этот тип судов был примерно на 200 единиц. Спрос на природный газ будет наиболее интенсивным в странах Африки, Латинской Америки и в бурно развивающихся государствах Азии. Несмотря на это, общие объемы потребляемого газа в странах ОЭСР (Северная Америка и Европа) и в странах с переходной экономикой в пересчете на душу населения будут намного выше, чем на развивающихся рынках Предполагается, что все те страны, которые сегодня импортируют природный газ, и в дальнейшем будут расширять ввоз данного топлива. Ожидается и появление новых импортеров сжиженного газа. Предполагается, что к 2030 г. в общем объеме природного газа, поставляемого на экспорт, сжиженный газ составит примерно 50%. Сегодня доля его составляет примерно 30%. Потребление природного газа в мире в год составляет примерно столько же, сколько и добывается, в хранилищах хранятся не столь уж значительные объемы. Всего на экспорт страны, добывающие природный газ, поставили в 2008 г. более 855 млрд куб. м1. Поставки газа по газопроводам составили 666 млрд м3, а сжиженного газа специальными судами-газовозами — 189 млрд м3, или 22% общего экспорта. Крупнейшие поставщики природного газа — Россия (примерно 245 млрд м3), Канада (105 млрд), Норвегия (95 млрд). Алжир (59 млрд м3). Наибольший спрос на природный газ будет у электроэнергетиков, на ТЭС. Сейчас многие ТЭС постепенно переходят на использование газа вместо угля, при проектировании новых ТЭС предполагается использование ими в качестве топлива газа. Во многом это продиктовано требованиями экологии. Не следует забывать, что станции на газе требуют меньших капитальных затрат и являются более гибкими в управлении. Кроме того, в настоящее время прорабатываются вопросы получения жидкого топлива из природного газа. Рассмотрим, каковы оценки относительно будущего угольной промышленности в мире. Добыча угля в мире в 2009 г. достигла 5,8 млрд т. Первое место по добыче этого топлива принадлежит Китаю (2,482 млрд т), затем следуют США (990 млн т), Индия (427), Австралия (309), Россия (233 млн т). Уголь в качестве топлива будет играть важную роль, особенно в производстве электроэнергии. Уголь потеряет определенную долю мирового рынка из-за расширения использования газа, но спрос на этот вид топлива в азиатских странах не будет падать. Китай и Индия вместе обеспечат 68% прироста добычи и использования угля в период до 2030 г. А вот спрос на уголь в странах ОЭСР будет минимальным. Ожидается, что спрос на электроэнергию к 2030 г. удвоится, причем в основном в развивающихся странах. В 2030 г. примерно половина всей электроэнергии будет производиться с использованием природного газа. Примерно 60% всех капвложений будет направлено на развитие именно использования газа в качестве топлива. В мире придется построить новых мощностей на 4800 ГВт как дополнительно, так и для замены устаревших. Всего потребуется инвестиций на общую сумму в 10 трлн долл., причем 5 трлн необходимо будет вложить в экономику развивающихся стран. Что касается ядерной энергетики, то этот сектор получит не слишком серьезное развитие, и его доля в общем производстве электроэнергии к 2030 г. снизится. Предполагается построить новые мощности, но они в основном заменят выходящие из эксплуатации. Кроме того, многое будет зависеть и от принципиальной политики правительств относительно развития ядерной энергетики в целом. Тем не менее ожидается, что производство электроэнергии на АЭС вырастет в Китае, Южной Корее, Японии и Индии. Надо отметить, что на либерализующихся рынках энергетики сама экономика строительства новых АЭС подвергнута серьезным воздействям со стороны ценовой политики, текущих цен на электроэнергию, политики поставщиков топлива, отдельные ценовые позиции которых не всегда учитываются в конечной цене. Вследствие таких воздействий доля производства электроэнергии на АЭС в общем его мировом объеме постепенно падает и, вероятно, к 2030 г. достигнет 12% (сегодняшний уровень — 16%). Напомним, что совсем недавно, в 1960—70-х годах говорили, что за АЭС — будущее мировой энергетики. Доля АЭС в производстве электроэнергии в США, в странах Западной Европы (кроме Франции) и в России постепенно падает. Снижение мощностей АЭС по производству электроэнергии в этих странах к 2030 г. составит примерно 40 ГВт, но возрастут мощности на 50 ГВт в Японии, Канаде и Франции. Ядерная промышленность продолжает разрабатывать и поставлять АЭС новые реакторы, снижать размеры реакторов, улучшать их экономику. Однако наблюдатели считают, что в США и Европе (за исключением Франции и Финляндии) отмечается снижение интереса к ядерной тематике, к строительству новых мощностей, к подготовке кадров. Доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии будет расти, но доля ГЭС, например, не будет увеличиваться. В настоящее время на ГЭС приходится 90% производства электроэнергии в сегменте «производство энергии возобновляемыми источниками». Лекция 10 Глобализация, глобальные проблемы, глобальные кризисы в мировой экономике
studfiles.net Раздел 1. Энергетическая безопасность - Энергетика: история, настоящее и будущееРаздел 1. Энергетическая безопасностьПонятие энергетической безопасности является многогранным и затрагивает явления и процессы не только в энергетике, но и в экономике. Общие положения и определе, ния. Главным показателем благополучия экономики является экономическая безопасность. Она характеризует такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита интересов личности, общества, государства, социальная направленность политики даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Экономическая безопасность определяется вкладом всех ее составляющих: социальной, экологической, военной, правовой, энергетической, информационной и других сфер жизни страны или территории, региона (рис. 1.1). На настоящий момент развитие экономики достигло уровня, при котором энергетическая сфера по своему влиянию на другие составляющие экономики играет ключевую роль. Поэтому установление вклада энергетического фактора в экономическую безопасность является определяющим для анализа экономической безопасности. Обеспечение энергетической безопасности становится одной из первостепенных задач для создания условий нормального функционирования всех сфер экономики. Энергетическую безопасность можно трактовать как свойство технической безопасности систем энергетики. В то же время энергетическая безопасность, по ее определению, конечной целью ставит гарантированную защиту личности, общества, государства от дефицита топливно-энергетических ресурсов, то есть имеет более широкий смысл, чем понятие надежности, и выступает как экономическая, политическая и философская категория. Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Как подчеркивал лауреат Нобелевской премии академик АН СССР П.Л. Капица, «будущее человечества зависит от того, как оно будет обеспечивать себя энергией». Наиболее часто рассматриваются такие основные понятия энергетической безопасности, дополняющие друг друга: Энергетическая безопасность – это уверенность, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях. Энергетическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных «энергетических интересов» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Рис. 1.1. Схема понятия «безопасность» Энергетическая безопасность – это состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства и экономики от угрозы дефицита в обеспечении потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) приемлемого качества в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, а также от угрозы нарушения стабильности топливои энергоснабжения. Энергетическая безопасность – это своевременное, полное и бесперебойное обеспечение топливом и энергией необходимого качества материального производства, непроизводственной сферы, населения, коммунально-бытовых и других потребителей во избежание вредного влияния на окружающую среду. Исследования энергетической безопасности содержат ряд определяющих этапов, а именно:
Требуемый уровень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей (индикаторов) находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений. Угрозы энергетической безопасности. Угрозами энергетической безопасности являются события кратковременного или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу энергокомплекса, ограничить или нарушить энергообеспечение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества. Условно угрозы энергетической безопасности подразделяются на группы: экономические, социально-политические, внешнеэкономические и внешнеполитические, техногенные и природные угрозы, а также угрозы, связанные с несовершенством управления. Все перечисленные группы угроз имеют самое прямое отношение к энергокомплексу Украины. Экономические угрозы. К данной группе угроз относятся:
Социально-политические угрозы. К данной группе угроз относятся:
Внешнеполитические и внешнеэкономические угрозы:
Техногенные угрозы. Во всех энерготехнологиях и технических системах существует вероятность возникновения аварий и отказов по самым различным причинам. Основными из них являются:
Природные угрозы. Климатические условия в значительной мере воздействуют на работу энергетического комплекса, систем и объектов энергетики. К числу природных угроз энергетической безопасности в Украине относятся:
Несовершенство управления. Данная группа угроз связана в основном с:
Выбор и формирование систем-индикаторов и оценка уровня энергетической безопасности. Уровень энергетической безопасности определяется комплексным взаимодействием многих факторов технического, экономического, экологического и организационноуправленческого характера, которые в целом должны обеспечить надежное и доступное энергоснабжение потребителей и гарантии упредить энергетические угрозы или противостоять им. Состояние и уровень энергетической безопасности оцениваются путем выбора индикаторов, характеризующих свойства энергокомплекса в выполнении им основных функций и предотвращении энергетических угроз. Количество и разновидность индикаторов зависят от поставленных задач. В качестве основного метода исследования энергетической безопасности может быть применен индикативный анализ. Суть его заключается в формировании системы индикаторов, которые позволяют оценить степень кризисности состояния энергетики и разработать комплекс мероприятий для ликвидации и предупреждения угроз. При проведении исследований определяются реальные значения индикаторов, которые сопоставляются с предельно допустимыми (пороговыми), рассчитанными и обоснованными, исходя из общих целей работы энергокомплекса и показателей экономической безопасности. Ситуация оценивается как стабильная в случаях, если действительные значения индикаторов не превышают их пороговых значений. В основе индикативного анализа лежат следующие принципы:
Степень кризисности индикаторов оценивается по шкалам кризисности с выделенными критическими зонами, которые определяются путем введения пороговых значений индикаторов – предкризисных и кризисных. При этом используются правила установления кризисности ситуаций. Интегрированная оценка состояния по блокам в баллах осуществляется по равномерной балльной шкале. Используется структурное деление индикаторов по блокам: блок топливоснабжения; блок производства электрической и тепловой энергии; блок передачи и распределения энергии; блок импорта электроэнергии; экологический блок; блок потребителей; блок управления и финансов. В блоке топливоснабжения определены индикаторы, фиксирующие количество и тип используемого топлива, наличие резерва, финансовые расчеты за топливо. Угрозы, относящиеся к блоку топливоснабжения, могут дестабилизировать работу всей энергетики, и поэтому комплекс мероприятий по их недопущению и устранению имеет исключительное значение. Энергосбережение и вовлечение в энергобаланс возобновляемых источников энергии способствует улучшению индикаторов данного блока и повышению энергетической безопасности. Индикаторы, отображающие возможности и фактическое положение дел при выработке энергии, сконцентрированы в блоке производства электроэнергии и тепловой энергии. В данном блоке отражены установленные мощности источников энергии, их тип и количество, имеющийся резерв мощности, фактическая выработка энергии. Индикаторы, отражающие специфику передачи энергии потребителям по сетям, сгруппированы в блоке передачи и распределения энергии. Бесперебойная работа объектов энергетики зависит от технического состояния оборудования, фактического износа и других факторов. Финансовое состояние энергетических предприятий и монополизация производства и поставок топлива и энергии также могут явиться причинами угрозы безопасности, поэтому их также необходимо учесть при исследовании показателей энергобезопасности. Устойчивое развитие энергетики предполагает своевременную замену отработавшего свой срок оборудования. Это возможно при постоянном вложении средств в энергетические объекты, направленных на техническое перевооружение, ввод новых мощностей, новое строительство, на внедрение энергосберегающих технологий. это учтено в блоке по производству энергии и передачи и распределения энергии. Известно, что объекты энергетики оказывают негативное влияние на атмосферу, гидросферу и литосферу, поэтому анализ выбросов парниковых газов в атмосферу, загрязнения водных источников и земли необходим для разработки мероприятий по их снижению. Индикаторы, отображающие эти явления, проводятся в экологическом блоке. Для Украины актуальными являются проблемы уменьшения эмиссий парниковых газов на единицу сожженного топлива и одного жителя. Величина импорта от общей потребленной энергии учтены в блоке импорта электроэнергии. В блоке потребителей объединены индикаторы, отображающие потребление электроэнергии и тепловой энергии на душу населения, а также величины затрат населения на энергоресурсы. В последние годы сложилась ситуация, при которой стоимость энергоресурсов чрезмерно велика по сравнению с доходами населения. Это привело к неплатежам, задолженностям, которые дестабилизируют работу энергокомплекса и создают угрозу энергобезопасности. Таблица 1.1 Классификация индикаторов
В таблице 1.1 приведен перечень основных индикаторов, выбранных по каждому блоку. Количество индикаторов определяется доступностью информации по каждому из них и их важностью для анализа происходящих процессов. Каждый из этих индикаторов энергетической безопасности представляет собой некоторую физическую величину, характеризующую определенный реальный или прогнозируемый показатель, относящийся к энергетике в момент времени, взятый для оценки уровня энергетической безопасности, – текущий или перспективный. Для сопоставления индикаторов и использования их в расчетных моделях их физические значения приводятся к единообразному нормализованному виду путем определения отношения значения индикатора в физическом измерении в данный момент времени к его же пороговому значению. Пороговое значение представляет собой некоторую критическую величину этого же индикатора, характеризующую предельное допустимое состояние энергетики по данному показателю, переход через величину которого означает попадание в кризисную область. Таким образом, пороговые значения энергетической безопасности определяют границу перехода энергетики из нормального в кризисное состояние, что устанавливается с помощью шкалы кризисности, которая разделена на интервалы нормального и кризисного состояния с выделением предкризисной зоны. По шкале кризисности находится местонахождение каждого индикатора путем сравнения его численного значения со значениями, характеризующив зону предкризисного состояния. Если значение индикатора попадает в интервал, определяемый неравенством, его величине присваивается балльная оценка. Она позволяет получить интегрированную оценку состояния по блокам, регионам и по стране в целом. Кроме того, такая оценка удобна в ряде случаев, когда для принятия решения достаточно знать интервал кризисности, в который попадает индикатор, а не его точное значение. Принципиальным моментом в оценке состояния индикаторов является установление их пороговых значений, переход через которые означает попадание в кризисный интервал. Пороговые значения индикаторов могут определяться экспертным методом. Проблема энергетической безопасности Украины. Данная проблема возникла в Украине, так же как и в других странах, с момента установления независимости государства. Перед страной предстал целый комплекс проблем, касающихся политической, экономической, военной, экологической, информационной, социальной и других сторон жизни государства и общества, которые можно объединить в понятие «безопасность». Устойчивое функционирование энергетики Украины до обретения независимости, наличие грамотного персонала, налаженная поставка топлива, избыточность установленных генерирующих мощностей способствовали уверенности в том, что такое положение в энергетике сохранится и в дальнейшем. Но в последние годы в энергетике получили развитие негативные тенденции. В энергетической отрасли не вкладываются необходимые средства в обновление, модернизацию оборудования, что приводит к его старению, аварийности и снижению эксплуатационной готовности. Реорганизация структуры энергетики привела к возникновению ряда независимых организаций, но с утратой единой координации управления энергокомплексом в целом. Наблюдаются и другие негативные процессы, которые болезненно отражаются на экономике в целом, сдерживают рост ее показателей и не благоприятствуют повышению жизненного уровня населения. Все более и более острыми становятся вопросы доступного и надежного энергоснабжения отраслей экономики и населения, а также обеспечение устойчивой работы самого энергокомплекса. Совокупность этих вопросов обусловила возникновение проблемы обеспечения энергетической безопасности страны. Обеспечение экономики и социальной сферы страны основными видами энергоносителей, сырьевыми ресурсами для химии, нефтеи углехимии, металлургической промышленности возложено на топливно-энергетический комплекс Украины. Украина принадлежит к странам, лишь частично обеспеченным традиционными видами первичной энергии, и поэтому она вынуждена импортировать их из-за рубежа. Энергетическая зависимость Украины от поставок органического топлива с учетом условно-первичной ядерной энергии в 2000–2005 годах составляла 60,7%, а стран ЕС – 51%. Подобной украинской является энергозависимость таких стран, как Германия (61,4%) и Австрия (64,7%). Уровень энергозависимости Украины является среднеевропейским и имеет тенденцию к уменьшению, однако он характеризуется отсутствием диверсификации источников поставки энергоносителей и в первую очередь нефти, природного газа, ядерного топлива. В структуре потребления первичной энергии в Украине за последние годы наибольший объем приходится на природный газ – 41% (39% в 2008 г.), объем потребления нефти составляет 19%, угля – 19%, урана – 17%, гидроресурсов и других возобновляемых источников энергии – 4%. Уровень энергообеспеченности страны характеризуется показателем удельного потребления первичной энергии на одного человека. Энергообеспечение Украины в 2005 году равнялось 4,3 тонны условного топлива на одного человека, в то же время в США – 15,6 т у.т./чел. Технологический уровень страны характеризуется показателем потребления электрической энергии на одного человека. Удельное потребление электроэнергии в Украине составляло 3789 кВт·ч/чел., что в 2–3 раза ниже, чем в развитых странах мира. Энергетическая безопасность является неотъемлемой частью экономической и национальной безопасности, необходимым условием существования государства. Исследования в области энергетической безопасности позволяют выработать рекомендации и предложить практические мероприятия по повышению уровня безопасности и дальнейшему улучшению энергетической и экономической ситуации в Украине. В условиях становления рыночных отношений и с учетом нынешнего состояния энергетики Украины для повышения уровня энергетической безопасности и улучшения общей ситуации в энергетическом комплексе целесообразно:
energetika.in.ua |