ЭСиС материалы к курсовому проекту / Лекции / ПиРЭЭ_лекция_2_2008. Электрические сети лекцииЛекции по "Электрическим сетям" — курс лекцийЛекция 1. Общие сведения об энергетических системах Электроснабжение промышленных, коммунальных и других потребителей производится от электрических станций, вырабатывающих электроэнергию. Электрические станции могут находиться вблизи потребителей либо удалены на значительные расстояния. В обоих случаях передача и распределение электрической энергии осуществляется по проводам электрических линий. Накапливать электрическую энергию в больших количествах сегодня практически нельзя, поэтому с помощью современных автоматических средств управления постоянно поддерживается равновесие между вырабатываемой и потребляемой электрической энергией. Когда потребители удалены от электрических станций, передачу электроэнергии осуществляют на повышенном напряжении. Тогда между электрической станцией и потребителями сооружаются повышающие и понижающие (преобразовательные) подстанции. Гидроэлектростанции (сооружаемые на створах рек) редко располагаются у крупных центров нагрузки. Тепловые электростанции выгодно располагать вблизи залежей топлива. Крупные электрические станции связываются с центрами нагрузок линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения. Исключение могут представлять отдельные промышленные электрические станции небольшой мощности или теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). ТЭЦ могут быть и крупными, но располагаются они вблизи потребителей, т.к. передача пара и горячей воды обычно осуществляется на относительно небольшие расстояния. Совокупность электростанций, линий электропередач, подстанций и тепловых сетей, связанных в одно целое общностью режима и непрерывностью процесса производства и распределения электрической и тепловой энергии называется энергетической системой (энергосистемой). Часть энергетической системы, состоящая из генераторов, распределительных устройств, повысительных и понизительных подстанций, линии энергетической сети и приемников электроэнергии, называется электроэнергетической системы (ЭЭС). Электрическими сетями называются части электроэнергетической системы, состоящие из подстанций и линий электропередачи постоянного и переменного тока различных напряжений. Электрическая сеть служит для передачи и распределения электрической энергии от места ее производства к местам потребления. Важными характерными свойствами ЭЭС являются: одновременность процессов производства, распределения и потребления электрической энергии (выработка электрической энергии жестко определяется ее потреблением и наоборот). Преобразование и передача энергии происходит с потерями энергии во всех элементах ЭЭС. Необходимо своевременно развивать ЭЭС, ее рост должен опережать рост потребления энергии. Отдельные энергетические системы связываются между собой электрическими сетями и это объединение их называется объединенной энергетической системой (ОЭС). ОЭС могут охватывать значительные территории и даже всю страну. Преимущества ОЭС:
В настоящее время применяются стандартные номинальные (междуфазные) напряжения трехфазного тока частот 50 Гц в диапазоне 6-1150 кВ, а также напряжения 0,66; 0,38(0,22) кВ. Стандартные “U” для сетей и приемников электрической энергии:(3), 6,10,20,35,110,(150),220,330,550,750,1150 кВ (Напряжения 0,22; 3; 150 не рекомендуется для вновь проектируемых сетей). Для генераторов применяют Uном 3-21 кВ. Передача электрической энергии от электрических станций по ЛЭП чаще всего осуществляется на напряжениях 110-1150 кВ, т.е. значительно превышающих напряжения генераторов. Классификация электрических сетей Классификация электрических сетей может осуществляться:
По роду тока различают сети переменного и постоянного тока: ЛЭП постоянного тока применяются для дальнего транспорта электрической энергии и связи электрических сетей с разными номинальными частотами или с различными подходами к регулированию при одной номинальной частоте (вставки линии постоянного тока или нулевой длины). В России ЛЭП постоянного тока почти не используется (Волгоград-Донбасс на 800 кВ, 376 км). Для связи с другими странами применяют вставки из линий постоянного тока. За рубежом в разных странах существует несколько десятков ЛЭП постоянного тока, среди которых самой мощной является Итайпу-Сан Паулу (Бразилия) с номинальным напряжением 1200 кВ, длиной 783 км и пропускной способностью 6,3 млн кВт. ЛЭП переменного трехфазного тока используется повсеместно. В России такая линия впервые была построена в 1922 г. (110кВ). Рост номинального напряжения ЛЭП напряжением переменного тока шел примерно с интервалом 15 лет. Первые экспериментальные участки ЛЭП-1150 кВ были построены в 1985 г. Каждая сеть характеризуется номинальным напряжением. Различают номинальные напряжения ЛЭП, генераторов, трансформаторов и электроприемников. Номинальное напряжение генераторов по условию компенсации потерь напряжения в сети принимают на 5% выше номинального сетевого напряжения. Номинальные напряжения обмоток трансформатора принимают равными номинальному напряжению сети или на 5% выше в зависимости от вида трансформатора и напряжения сети. По величине номинального напряжения сети подразделяются:
По конфигурации электрические сети различают: 1. Разомкнутые; 2. Разомкнутые резервированные; 3. Замкнутые. Разомкнутыми называют такие сети, которые питаются от одного пункта и передают электрическую энергию к потребителю только в одного направлении. Разомкнутые сети бывают магистральными, радиальными и радиально-магистральными (разветвленными). В разомкнутых резервированных сетях при нарушении питания по одной из ЛЭП вручную или автоматически включается резервная перемычка, по которой восстанавливается электроснабжение отключенных потребителей. Замкнутыми называют сети, питающие потребителей по меньшей мере с двух сторон. Виды схем: а- магистраль; б- линия с равномерно распределенной нагрузкой; в- радиальная схема; г- радиально-магистральная схема. Магистралью называется линия с промежуточными отборами мощности вдоль линии. В предельном случае с увеличением числа нагрузок получается линия с равномерно распределенной нагрузкой, т.е. плотность нагрузки на единицу длины одинакова для любого участка. Радиальные линии исходят из одной точки сети. Замкнутыми сетями называются сети, имеющие контуры (циклы), образованные ЛЭП и трансформаторами.
Примеры замкнутых электрических сетей: а- сеть одного напряжения; б- сеть двух напряжений. К замкнутым сетям относятся также сети, имеющие несколько источников питания. Одной из таких схем является так называемая линия с двухсторонним питанием. Пример замкнутых электрических сетей, имеющих несколько источников питания: По выполняемым функциям различают:
Системообразующие сети напряжением 330-1150 кВ осуществляют функции формирования объединенных энергосистем, объединяя мощные электрические станции и обеспечивая их функционирование как единого объекта управления и одновременно обеспечивают передачу электрической энергии от мощных электрических станций. Эти сети осуществляют системные связи, т.е. связи очень большой длины между энергосистемами. Их режимом управляет диспетчер объединенного диспетчерского управления (ОДУ). В ОДУ входят несколько районных энергосистем – районных энергетических управлений (РЭУ).Питающие сети предназначены для передачи электрической энергии от ПС системообразующей сети и частично от шин 110-220 кВ электрических станций к центрам питания (ЦП) распределительных сетей – районным ПС. Питающие сети обычно замкнутые. Напряжение этих сетей ранее было 110-220 кВ. По мере роста нагрузок, мощности электрических станций и протяженности электрических сетей увеличивается напряжением сетей. В последнее время напряжение питающих сетей иногда бывает 330-500 кВ. Сети 110-220 кВ обычно административно подчиняются РЭУ. Их режимом управляет диспетчер РЭУ. Распределительная сеть предназначена для передачи электрической энергии на небольшие расстояния от шин низшего “U” районных ПС к промышленным, городским, сельским потребителям. Такие распределительные сети обычно разомкнутые или работают в разомкнутом режиме. Различают распределительные сети высокого (Uном>1кВ) и низкого (U<1кВ) напряжения. По месту расположения и характеру потребителя различают сети:
Ранее такие сети выполнялись с напряжением 35 кВ и меньше, а в настоящее время – до 110 и даже 220 кВ. Преимущественное распространение в распределительных сетях имеет напряжение 10 кВ, сети 6 кВ применяются реже. Напряжение 35 кВ широко используется для создания центров питания сетей 6,10 кВ в основном в сельской местности. Передача эл. энергии на напряжении 35 кВ непосредственно потребителям, т.е. трансформация 35/0,4 кВ используется реже. Для электроснабжения больших промышленных предприятий и крупных городов осуществляется глубокий ввод высокого напряжения, т.е. сооружение подстанций с первичным напряжением 110-500 кВ вблизи центров нагрузок. Сети с/х назначения выполняют на напряжении 0,4-110 кВ. По конструктивному выполнению различают сети:
Управление эл. системамиИмеет три основных аспекта:
Управление электроэнергетическими системами различают по трем признакам:
Районные энергосистемы образуются на территории какого-либо района – облати, края, автономии и т.п. и посредством межсистемных связей образуют объединенные энергетические системы (ОЭС), которые, в свою очередь, образуют Единую энергосистему России (ЕЭС России). Единая энергетическая система России является самой крупной системой мира. В ее составе имеются ОЭС: Центра, Северо-Запада, Среднего Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Востока. Характеристики оборудования линий электропередач и подстанций Воздушные линии электропередач (ВЛ) предназначены для передачи электроэнергии на расстояние по проводам. Основными конструктивными элементами ВЛ являются провода, тросы, опоры, изоляторы и линейная арматура. Провода служат для передачи электроэнергии. В верхней части опор над проводами для защиты ВЛ от грозовых перенапряжений монтируют грозозащитные тросы. Опоры поддерживают провода и тросы на определенной высоте над уровнем земли или воды. Изоляторы изолируют провода от опоры. С помощью линейной арматуры провода закрепляются на изоляторах, а изоляторы на опорах. yaneuch.ru Основные определения - Лекции - Электрические системы и сетиЛекции - Электрические системы и сетискачать (1240.9 kb.)Доступные файлы (1):содержаниеРеклама MarketGid: Основные определения. |
| Следующая >Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) |
xn----8sbnaarbiedfksmiphlmncm1d9b0i.xn--p1ai
ПиРЭЭ_лекция_2_2008
Лекция № 2
Раздел 1 Общие сведения о передаче и распределении электроэнергии
Линия электропередач (ЛЭП) переменного и постоянного тока. Классификация электрических сетей. Типы конфигураций электрических сетей
Классификация электрических сетей может осуществляться:
По роду тока
По номинальному напряжению
Конфигурации схемы сети
По выполняемым функциям
По характеру потребителя
По конструктивному выполнению
По роду тока различают сети переменного и постоянного тока:
ЛЭП постоянного тока применяются для дальнего транспорта электрической энергии и связи электрических сетей с разными номинальными частотами или с различными подходами к регулированию при одной номинальной частоте (вставки линии постоянного тока или нулевой длины). В России ЛЭП постоянного тока почти не используется (Волгоград-Донбасс на 800 кВ, 376 км).
Для связи с другими странами применяют вставки из линий постоянного тока. За рубежом в разных странах существует несколько десятков ЛЭП постоянного тока, среди которых самой мощной является Итайпу-Сан Паулу (Бразилия) с номинальным напряжением 1200 кВ, длиной 783 км и пропускной способностью 6,3 млн кВт.
ЛЭП переменного трехфазного тока используется повсеместно. В России такая линия впервые была построена в 1922 г. (110кВ). Рост номинального напряжения ЛЭП напряжением переменного тока шел примерно с интервалом 15 лет. Первые экспериментальные участки ЛЭП-1150 кВ были построены в 1985 г.
Каждая сеть характеризуется номинальным напряжением. Различают номинальные напряжения ЛЭП, генераторов, трансформаторов и электроприемников.
Номинальное напряжение генераторов по условию компенсации потерь напряжения в сети принимают на 5% выше номинального сетевого напряжения. Номинальные напряжения обмоток трансформатора принимают равными номинальному напряжению сети или на 5% выше в зависимости от вида трансформатора и напряжения сети.
По величине номинального напряжения сети подразделяются:
на сети низкого напряжения (НН) – до 1000 кВ;
среднего напряжения (СН) – 3…35 кВ;
высокого напряжения (ВН) – 110…220 кВ;
сверхвысокого напряжения (СВН) – 330-750 кВ;
ультравысокого напряжения (УВН) – свыше 1000 кВ.
По конфигурации электрические сети различают:
1. Разомкнутые;
2. Разомкнутые резервированные;
3. Замкнутые.
Разомкнутыми называют такие сети, которые питаются от одного пункта и передают электрическую энергию к потребителю только в одного направлении. Разомкнутые сети бывают магистральными, радиальными и радиально-магистральными (разветвленными). В разомкнутых резервированных сетях при нарушении питания по одной из ЛЭП вручную или автоматически включается резервная перемычка, по которой восстанавливается электроснабжение отключенных потребителей. Замкнутыми называют сети, питающие потребителей по меньшей мере с двух сторон.
Виды схем: а- магистраль; б- линия с равномерно распределенной нагрузкой; в- радиальная схема; г- радиально-магистральная схема.
Магистралью называется линия с промежуточными отборами мощности вдоль линии. В предельном случае с увеличением числа нагрузок получается линия с равномерно распределенной нагрузкой, т.е. плотность нагрузки на единицу длины одинакова для любого участка. Радиальные линии исходят из одной точки сети.
Замкнутыми сетями называются сети, имеющие контуры (циклы), образованные ЛЭП и трансформаторами.
Н1
Примеры замкнутых электрических сетей:
а- сеть одного напряжения; б- сеть двух напряжений.
К замкнутым сетям относятся также сети, имеющие несколько источников питания. Одной из таких схем является так называемая линия с двухсторонним питанием.
Пример замкнутых электрических сетей, имеющих несколько источников питания:
По выполняемым функциям различают:
Системообразующие сети;
Питающие сети;
Распределительные сети.
Системообразующие сети напряжением 330-1150 кВ осуществляют функции формирования объединенных энергосистем, объединяя мощные электрические станции и обеспечивая их функционирование как единого объекта управления и одновременно обеспечивают передачу электрической энергии от мощных электрических станций. Эти сети осуществляют системные связи, т.е. связи очень большой длины между энергосистемами. Их режимом управляет диспетчер объединенного диспетчерского управления (ОДУ). В ОДУ входят несколько районных энергосистем – районных энергетических управлений (РЭУ).
Питающие сети предназначены для передачи электрической энергии от ПС системообразующей сети и частично от шин 110-220 кВ электрических станций к центрам питания (ЦП) распределительных сетей – районным ПС.
Питающие сети обычно замкнутые. Напряжение этих сетей ранее было 110-220 кВ. По мере роста нагрузок, мощности электрических станций и протяженности электрических сетей увеличивается напряжением сетей. В последнее время напряжение питающих сетей иногда бывает 330-500 кВ. Сети 110-220 кВ обычно административно подчиняются РЭУ. Их режимом управляет диспетчер РЭУ.
Распределительная сеть предназначена для передачи электрической энергии на небольшие расстояния от шин низшего “U” районных ПС к промышленным, городским, сельским потребителям. Такие распределительные сети обычно разомкнутые или работают в разомкнутом режиме.
Различают распределительные сети высокого (Uном>1кВ) и низкого (U<1кВ) напряжения.
По месту расположения и характеру потребителя различают сети:
Промышленные;
Городские;
Сельские;
Электрифицированных железных дорог;
Магистральных нефте- и газопроводов.
Ранее такие сети выполнялись с напряжением 35 кВ и меньше, а в настоящее время – до 110 и даже 220 кВ. Преимущественное распространение в распределительных сетях имеет напряжение 10 кВ, сети 6 кВ применяются реже. Напряжение 35 кВ широко используется для создания центров питания сетей 6,10 кВ в основном в сельской местности. Передача эл. энергии на напряжении 35 кВ непосредственно потребителям, т.е. трансформация 35/0,4 кВ используется реже.
Для электроснабжения больших промышленных предприятий и крупных городов осуществляется глубокий ввод высокого напряжения, т.е. сооружение подстанций с первичным напряжением 110-500 кВ вблизи центров нагрузок.
Сети внутреннего электроснабжения крупных городов – это сети 110 кВ, в отдельных случаях к ним относятся глубокие вводы 220/10 кВ.
Сети с/х назначения выполняют на напряжении 0,4-110 кВ.
По конструктивному выполнению различают сети:
Воздушные;
Кабельные;
Токопроводы промышленных предприятий;
Проводки внутри зданий и сооружений.
Управление эл. системами
Имеет три основных аспекта:
Оперативное (диспетчерское) управление, проводимое в разрезе отдельных суток и сезонов года
Хозяйственное управление в течение года
Управление развитием систем в многолетнем плане.
Управление электроэнергетическими системами различают по трем признакам:
Технологическому
Территориальному, характеризующими реальную систему как объект управления
Временному, соответствующему задачам управления, изменяющимся во времени.
Районные энергосистемы образуются на территории какого-либо района – облати, края, автономии и т.п. и посредством межсистемных связей образуют объединенные энергетические системы (ОЭС), которые, в свою очередь, образуют Единую энергосистему России (ЕЭС России). Единая энергетическая система России является самой крупной системой мира.
В ее составе имеются ОЭС:
Центра, Северо-Запада, Среднего Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Востока.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выбор вариантов рациональных схем выполнения районной электрической сети, определение их конфигураций.
2. Предварительный расчет перетоков мощностей и выбор напряжения сети.
3. Вычисление напряжения в расчетных точках сети.
studfiles.net
Лекция 1 Введение
Электрическая энергия является наиболее удобным и универсальным видом энергии. Она легко преобразуется в механическую, тепловую и световую энергию и потому стала основой развития промышленности и транспорта.
Железнодорожный транспорт является одним из основных потребителей электроэнергии, главным образом – электрифицированные дороги.
Электроснабжение железных дорог осуществляется с помощью высоковольтных сетей трехфазного переменного тока от электрических систем, объединяющих мощные электростанции и обеспечивающих электрической энергией практически всех потребителей народного хозяйства.
На электровозах в качестве тяговых применяют электродвигатели постоянного тока, так как они имеют благоприятные электромеханические характеристики и частота их вращения легко регулируется в широком диапазоне. Именно поэтому получаемая от энергосистем электроэнергия преобразуется с напряжения переменного на напряжение постоянного тока. В некоторых случаях такое преобразование выполняется на подстанциях, осуществляющих питание тяговых сетей на постоянном токе напряжением 3 кВ (дороги постоянного тока). С 1956 г. получила распространение система электрификации железных дорог на переменном токе напряжением 25 кВ, при этом преобразование переменного тока в постоянный выполняется на электровозах.
Электроэнергетические системы и электрические сети
Производство электрической энергии в основном сосредоточено на тепловых и гидравлических, а также на атомных электростанциях (АЭС). Крупные конденсационные электрические станции (КЭС) и гидростанции (ГЭС) располагают возле мест добычи топлива или в удобных створах рек, как правило, удаленных от центров потребления энергии. Передача больших мощностей от таких электростанций в районы потребления осуществляется по линиям передачи трехфазного тока высокого напряжения: 110—1150 кВ.
Значительно меньше электрической энергии вырабатывается на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ), размещаемых на территории промышленных предприятий или в районах городских жилищных 2и2ссивов, которые являются крупными потребителями тепла. Доля электроэнергии, вырабатываемой мелкими электрическими станциями с локомобилями, дизелями или паровыми турбинами малой мощности, в общем количестве энергии, производимой в стране. Очень мала ввиду их крайней неэкономичности. Применяя выражение «производство» или «выработка энергии» для электростанций. Следует иметь в виду, что на электростанциях осуществляется лишь .процесс преобразования энергии сжигаемого топлива или падающей воды в электрическую энергию.
Большинство районных тепловых станций и гидростанций, как и теплоэлектроцентралей, связывают линиями передачи, предусматривая повышающие и понижающие подстанции для совместной (параллельной) работы их на общую нагрузку. Совокупность нескольких электрических станций, объединенных под единым хозяйственным и техническим руководством с целью совместного непрерывного производства и распределения между потребителями электрической и тепловой энергии, составляет энергетическую систему (энергосистему).
Электрическую часть энергосистемы, состоящую из генераторов распределительных устройств электростанций, повышающих и понижающих подстанций, воздушных и кабельных линий передачи различных напряжений и электроприемников разных типов, называют электрической системой.
Устройства для передачи и распределения электрической энергии состоят из подстанций и линий передачи и называются электрических сетями. Отсюда видно, что в состав последних входят не только линии различных конструкций и напряжений, но и все электрическое оборудование подстанций — силовые трансформаторы, выключатели, разъединители, устройства защиты и автомати3и, контрольно-измерительные приборы и т. п. Совокупность повышающей подстанции, линии передачи и понижающей подстанции называют электропередачей. В современных условиях такие отдельные электропередачи, не связанные с другими частями электрической системы, практически не встречаются.
Электрическая энергия подводится к потребителям с помощью питающих и распределительных сетей различных напряжений. В СССР построены и успешно функционируют мощные электропередачи трехфазного тока напряжением до 1150 кВ включительно Намечено сооружение линии постоянного тока 1500 кВ.
Пример схемы электрической системы представлен на рис. 1.1.
Мощная гидроэлектрическая станция 1 расположена далеко от центров потребления энергии. Поэтому энергия вырабатываемая генераторами при напряжении 20 кВ, трансформируется на напряжение 500 кВ и при этом напряжении передается на подстанцию 2. На подстанции с помощью понижающих автотрансформаторов она преобразуется на напряжение 220 кВ. Одна из линий передачи напряжением 220 кВ передает энергию на мощную районную подстанцию 8, где с помощью автотрансформаторов (или трансформаторов) напряжение снижается до 110 кВ и подается в замкнутую кольцевую сеть. В эту же сеть энергия поступает еще от районной конденсационной электростанции 6 и теплоэлектроцентрали 5. По питаемой с двух сторон линии передачи 110 кВ энергия подводится к трем тяговым подстанциям 4.
Тяговые подстанции оборудованы трехобмоточными трансформаторами 115/38,5/27,5 кВ или 115/27,5/11 кВ. Обмотка 27,5 кВ предназначена для питания тяговых сетей переменного тока 25 кВ, а вторичная обмотка на 38,5 или 11 кВ — для электроснабжения нагрузок, расположенных невдалеке от железной дороги, промышленных предприятий, ремонтных заводов, железнодорожных узлов, предприятий местной промышленности и сельскохозяйственных потребителей — так называемых нетяговых потребителей. Мелкие железнодорожные линейные потребители, не относящиеся к электрической тяге (приборы освещения путевых будок, платформ, разъездов, жилых и культурно-бытовых зданий), обычно получают энергию от специальных линий продольного электроснабжения, прокладываемых на опорах контактной сети. К кольцевой линии 110 кВ присоединены также понижающие трансформаторные подстанции 7, осуществляющие электроснабжение промышленных предприятий и городов, расположенных в районе действия рассматриваемой части электрической системы.
Итак, в современной системе прежде, чем электрическая энергия достигнет потребителя, осуществляется три, четыре и даже пять ее трансформаций. Часть электроприемников может получать питание непосредственно от шин генераторного напряжения станции.
Электроснабжение электрифицированных железных дорог осуществляется от электроэнергетических систем через тяговые подстанции, причем, кроме устройств электрической тяги, от тяговых подстанций получают питание еще и нетяговые железнодорожные потребители: ремонтные заводы и депо, мастерские, подъемно-транспортные механизмы, устройства водоснабжения железнодорожных станций, дорожно-путевой инструмент, внутреннее и наружное освещение станционных путей, пассажирских зданий и жилищно-бытовых помещений железнодорожных поселков. От тех же источников зачастую электрическая энергия подается на мелкие и средние предприятия местной промышленности, к сельскохозяйственным потребителям, в небольшие поселки.
При электрификации железных дорог отпадает необходимость в работе тепловых электростанций малой мощности, имеющих низкий к. п. Д., ранее применявшихся для питания электрических нагрузок железнодорожных станций и других нетяговых потребителей электрической энергии. Одновременно в связи с прекращением выброса продуктов сгораний топлива улучшаются экологические условия в окружающем районе.
studfiles.net
Лекция 10 «Электрические сети и потребители» — Мегаобучалка
Электрические сети. Электроэнергия передается от источника к потребителям электрическими сетями, представляющими собой совокупность электрических приводов, кабелей, установочной аппаратуры (разветвительных коробок, выключателей, кнопок, розеток, штепсельных соединений и т.п.). По назначению и характеру потребителей электрические сети делятся на силовые, освещения, управления, сигнализации и радиотрансляции.
На вагонах допускается применение при постоянном токе систем питания потребителей электроэнергией как двухпроводной, изолированной от корпуса, так однопроводной, связанной с корпусом. При однопроводной системе от источника к потребителям подводятся только плюсовые провода, а в качестве минусового провода используется металлический корпус вагона. Однопроводной системой оборудованы отечественные вагоны постройки до 1958 г. с генераторами постоянного тока типа РД-2.
При питании потребителей однофазным переменным током применяется как однопроводная система (питание высоковольтных нагревательных элементов электрического отопления), так и двухпроводная система (питание люминесцентных ламп, электробритв, громкоговорителей и др.). При питании потребителей трехфазным током в вагонах с централизованной системой электроснабжения применяется четырехпроводная система с использованием корпуса в качестве нулевого провода.
Все электрические сети имеют защиту от коротких замыканий и перегрузок, которая осуществляется предохранителями и автоматическими выключателями.
На вагонах для передачи электрической энергии различного назначения по составу поезда и между вагонами прокладываются низковольтная магистраль напряжением 50 В постоянного тока, высоковольтная напряжением 3000 В постоянного или переменного тока и радиотрансляционная напряжением 30 В переменного тока. Высоковольтная и низковольтная магистрали выполняются однопроводными (обратным проводом является корпус вагонов и рельсы), а радиотрансляционная магистраль - двухпроводной, изолированной от корпуса вагона. Высоковольтная и низковольтная магистрали прокладываются под кузовом вагона, радиотрансляционная - внутри вагона.
Для соединения магистралей отдельных вагонов между собой в поездную магистраль предусмотрены соответствующие межвагонные соединения. Низковольтные межвагонные соединения служат для соединения магистралей двух смежных вагонов в случае, если на одном из вагонов выйдет из строя система электроснабжения. По высоковольтной магистрали передают электроэнергию от локомотива для питания электрического отопления вагонов.
Потребители. Потребителями электроэнергии вагона являются электродвигатели, преобразователи, нагревательные приборы, осветительные лампы, различные приборы управления, защиты и сигнализации.
В качестве источников света в вагонах применяют лампы накаливания и люминесцентные лампы.
Лампы накаливания в вагонах в основном не отличаются от обычных ламп. Особенностью их является повышенная виброустойчивость и специальный цоколь (штифтовой или софитный). Лампы устанавливают в арматуру, которая служит для их защиты от внешних воздействий и для рационального распределения светового потока. Сеть освещения ламп накаливания подразделяется на несколько групп, которые имеют свои избирательные предохранители и включаются переключателями на распределительном щите. Некоторые светильники имеют свои выключатели.
В люминесцентных лампах используется свойство некоторых веществ - люминофоров (сернистых соединений кальция, магния, кадмия, цинка и др.) светиться под влиянием ультрафиолетового излучения, возникающего при газовом разряде в трубке, наполненной аргоном и парами ртути. Люминесцентные лампы имеют значительно большие световую отдачу (КПД) и срок службы, чем лампы накаливания, поэтому они широко применяются для освещения вагонов. Однако для люминесцентного освещения необходимо устанавливать на вагоне преобразователь напряжения, а в каждом светильнике и пускорегулирующую аппаратуру (ПРА), которая служит для зажигания лампы и ограничения ее тока.
Светильники с люминесцентными лампами, устанавливаемые в купе и коридорах, бывают двух типов: одноламповые и двухламповые с лампами мощностью 20 и 40 Вт. Кроме люминесцентных ламп в эти светильники устанавливают лампы накаливания белого света, а в купейных вагонах - белого и синего света. Лампы белого света (аварийное освещение) автоматически включаются при отключении люминесцентных ламп. Лампы синего света (ночное освещение) включаются в купе.
Двигатели применяются в качестве электрического привода вентилятора циркуляционных насосов отопления, компрессоров водоохладителей, холодильников, установок охлаждения воздуха, пылесосов. Принцип действия электродвигателей постоянного тока основан на явлении взаимодействия витка, по которому проходит электрический ток, с магнитным полем. При этом возникает механическая сила, которая заставляет виток вращаться.
Электронагревательные элементы применяют в электрокипятильниках, обогревателях наливных и сливных труб, электрических печах и калориферах, подогревателях масла в компрессоре установки охлаждения воздуха, электрических водоподогревателях и электроплитках.
megaobuchalka.ru

















