Eng Ru
Отправить письмо

СЕТИ БЕСХОЗНЫЕ, А ВОДА ЧЬЯ? Бесхозные сети


Бесхозные коммунальные сети - проблема для управляющих многоквартирными домами и для обеспечения граждан услугами ЖКХ

Алексей Рыбалко, председатель Пензенского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», генеральный директор ООО УК «Феникс».

В конце ноября 2017 года 67 жилых домов по улицам Чкалова, Красная, Лермонтова, Куйбышева, Богданова, Свердлова, Тамбовская и Карла Маркса, три детских сада, три школы, пять лечебных учреждений города Пенза почти на сутки  остались без тепла. В связи с этим хотелось бы поднять проблему бесхозных коммунальных сетей.

Размер платы собственника жилья в многоквартирном доме за жилищную услугу зависит от состава общего имущества. Правилами его содержания установлен  исчерпывающий перечень  имущества, относящегося к общедолевой собственности  собственников помещений в многоквартирном доме (МКД). В соответствии с этим, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.  В отношении указанных сетей иное законодательством не установлено. 

Это означает,  что  сети расположенные за пределами внешней границы стены МКД,  не относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, и они не обязаны нести бремя содержания указанных выше сетей. Такие сети должны содержаться за счет установленных тарифов при оплате соответствующей коммунальной услуги. Тем не менее, по сложившейся практике собственники жилья в МКД повсеместно несут бремя их содержания. Осуществляется это путем навязывания ресурсоснабжающими организациями (РСО) условий своих договоров  управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам. Если такие договоры отсутствуют, то при авариях на таких внешних сетях  РСО также  отказываются осуществлять их ремонт. И в 100% случаев их ремонт вынуждены осуществлять управляющие организации за счет собственников жилья в МКД.

Такая ситуация устраивает всех, кроме непосредственно потребителей. Но кто и каким образом защитит их права?

Указанные участки внешних сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения  по факту являются бесхозными недвижимыми вещами. Органы местного самоуправления обладают  всеми необходимыми  правами и обязанностями в отношении принятия мер по содержанию таких сетей. Тем не менее, не подают заявления о  приеме  на учет указанных сетей в качестве бесхозных в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Нет зарегистрированных установленным порядком бесхозных сетей – нет и возможности признания таких сетей  муниципальной собственностью даже по решению суда. Для них важно то, что они, якобы, не обязаны их содержать.  Так они для себя решили, и  ни один надзорный орган на это не реагирует.

Бытует  точка зрения, что, если такие сети построены на средства собственников жилья в МКД, то по этой причине они, якобы, являются их общедолевой собственностью. Подобная  трактовка  отнесения таких сетей к общедолевой собственности  не  установлена законодательно и по этой причине не может быть принята как законная.

Полагаю, что управляющим организациям  в целях  решения вопроса об освобождении  себя  от непосредственного содержания таких сетей, а собственников жилья в МКД от несения бремени  по их содержанию достаточно лишь сделать запросы  в соответствующий орган  местного  самоуправления и соответствующую РСО  о  принадлежности  таких сетей. И если и те, и другие откажутся от  собственности  на них, то можно считать их бесхозными. Это означает, что при  выявлении  таких бесхозных сетей  РСО просто обязаны  показать  затраты  на их содержание  при очередном  тарифном  регулировании. 

Что делать при такой ситуации?

Уполномоченным органам местного самоуправления  также следует  незамедлительно приступить  к  процедуре признания  указанных сетей бесхозным имуществом. При этом стремиться к принятию таких сетей в муниципальную казну.  Лицам, управляющим многоквартирными домами, прекратить незаконную  практику содержания таких сетей за счет средств собственников помещений, отказаться от условий договоров, заключенных с РСО, по которым обязанность по  содержанию таких сетей возлагается на управляющую организацию. Жилищному надзорному органу следует обратить пристальное  внимание на проблему  содержания бесхозных сетей  управляющими организациями за счет собственников жилья в МКД. Без четкой позиции жилищного надзорного органа по этой проблеме и при отсутствии принятия надзорным органом установленных мер к участникам жилищных отношений,  нарушающих порядок предоставления коммунальных услуг гражданам в МКД, проблему не решить.

Указанная выше проблема содержания не только  бесхозных сетей водоснабжения и  водоотведения  в многоквартирных жилых домах, но зачастую  и сетей газоснабжения, присуща также  территориям частной  малоэтажной  жилой застройки.  Но здесь проблема еще более серьезная.

При отказе муниципальных образований от строительства  на таких территориях  сетей газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, такое строительство  осуществляется, как правило, за счет частичного вкладывания средств собственниками частных домов.  При этом  право собственности на такие сети повсеместно  не оформляется, а  граждане, вложившие средства, тем не менее, считают себя  их собственниками  со всеми вытекающими последствиями для граждан, желающих подключиться к таким сетям в целях обеспечения  соответствующим коммунальным ресурсом. Перекладывая на частных домовладельцев вопросы  снабжения  их  коммунальными ресурсами в обстоятельствах отсутствия сетей, органы местного самоуправления решают проблему незаконного  инвестирования в развитие таких  сетей и дорог в таких микрорайонах.

Таким образом, в обход действующего законодательства  не требуется выполнение обязательных норм, установленных  федеральными законами от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…», от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».  Очень удобная позиция  для местных властей.  Но ведь  в таких случаях закон требует иных действий со стороны органов местного самоуправления  - контрольных, разрешительных, а также непосредственно инвестиционной деятельности.

Что будет дальше? Оставлю этот вопрос для властей всех уровней. Но ситуация с бесхозными сетями стала проблемой для управления многоквартирными домами и для  обеспечения граждан коммунальными ресурсами.

6 декабря 2017 года 

patriot-rus.ru

СЕТИ БЕСХОЗНЫЕ, А ВОДА ЧЬЯ?

В редакцию «БВ» неоднократно обращались жители городских «многоэтажек» с жалобами на частые порывы в водопроводных сетях, расположенных на прилежащих к домам территориях и некачественную, по их мнению, работу Благодарненского «Межрайводоканала». Суть жалоб в том, что — сотрудники предприятия не утруждаются серьёзным ремонтом труб: ставят, так называемые, «чопики» и через некоторое время проблема возникает снова.

По одной такой жалобе я выезжа­ла ещё летом — осматривала коло­дец на пр. 60 лет Октября, где фон­танировала старая ржавая труба. Пообщалась с жителями, а на следу­ющий день посетила филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» — Бла­годарненский «Межрайводоканал».

Директор предприятия

С.И. Ковтунов разъяснил:

— Мы понимаем и разделяем опасения граждан, бьющих трево­гу, и были бы рады провести на та­ких объектах капитальный ремонт с заменой труб, но не имеем права и законных полномочий на это. Прак­тически все водопроводные сети, расположенные возле многоэтаж­ных домов, не стоят у нас на балан­се и не являются собственностью муниципалитета. Они числятся бес­хозяйными. По закону мы не имеем права обслуживать их и следить за надлежащей эксплуатацией — неце­левое использование средств вле­чёт уголовную ответственность. С другой стороны, людей в такой си­туации тоже не бросишь, вот и при­ходится в буквальном смысле слова «выкручиваться», устраняя порывы с помощью подручных средств.

Сергей Иванович демонстрирует фото фрагмента проржавевшей и из­решечённой дырами стальной трубы:

— Вот это мы извлекли из колодца на пр. 60 лет Октября. Как видите, труба свой ресурс давно вырабо­тала и нуждается в полной замене. Но, как я уже говорил, наш фили­ал имеет право обслуживать лишь объекты, стоящие на балансе, либо находящиеся в аренде. В данном случае пришлось проявить смекал­ку и устранить течь, не вкладывая деньги. Естественно, такими спосо­бами надолго эту проблему не ре­шить, и максимум через месяц туда придётся ехать снова. Хорошо, ког­да жильцы, понимая серьёзность ситуации, принимают решение и сами приобретают всё необходи­мое, ну а мы всегда готовы помочь с установкой.

— Каким образом можно решить данную проблему кардинально? — спрашиваю.

— Только в тесном взаимодей­ствии с местной муниципальной властью. Согласно действующему законодательству, если водопрово­дная или канализационная сеть яв­ляется бесхозяйной, то в соответ­ствии со статьёй 130 Конституции РФ, статьями 6, 14, 16 Федерально­го закона «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправле­ния в РФ» от 6.10.2003 г. №131-ФЗ, ст. 225 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эф­фективности и о внесении измене­ний в отдельные законодательные акты РФ», организация в границах поселения водоснабжения и водо­отведения относится к вопросам местного значения, решение кото­рых органы местного самоуправ­ления должны обеспечивать само­стоятельно. То есть, мы сможем отремонтировать данные сети, как только город примет их в муници­пальную собственность и передаст нашему предприятию на техниче­ское обслуживание.

Нашим филиалом проводится работа по выявлению таких сетей, и мы всегда информируем органы местного самоуправления и проку­ратуру об их наличии.

Этот материал я, получается, го­товила с августа. Писала запросы, изучала информацию и, как и мно­гие жители города, надеялась, что вопрос каким-то образом решится, но он до сих пор остаётся открытым и актуальным.

Ситуацию прокомменти­ровала помощник прокурора Благодарненского района

Л.И. Караулова:

— Согласно Гражданскому кодек­су (ст. 225 п.1, п.3), бесхозяйные не­движимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим ре­гистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на терри­тории которого они находятся. А в по­становлении Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении положения о принятии на учёт бесхо­зяйных недвижимых вещей» сказано: принятие на учёт объекта недвижи­мого имущества осуществляется на основании представляемого в един­ственном экземпляре заявления ор­гана местного самоуправления, на территории которого находится объ­ект недвижимого имущества.

В 2012 году по иску прокуратуры Благодарненского района вынесены 10 решений об обязывании различ­ных органов местного самоуправле­ния признать право собственности на бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения в частном секто­ре сёл и города, но, в отношении се­тей, расположенных возле городских многоэтажных домов, решение было принято отрицательное по причине их неточной инвентаризации.

В декабре этого года мы сно­ва подали иск в суд с требованием: обязать городскую администрацию провести инвентаризацию бесхозяй­ных водопроводных сетей, принять меры по их выявлению и обратиться в регистрационную палату для по­становки их на учёт как бесхозяйно­го имущества. В настоящий момент иск находится на рассмотрении…

Как будут развиваться со­бытия дальше — неизвестно. Возможно, вопрос ещё долго останется открытым.

Понятно, что все вышеперечис­ленные манипуляции сопряжены с большими расходами, не заложен­ными в городской бюджет, но если подсчитать, сколько воды ежегодно теряется на этих, давно отработав­ших свой срок сетях, сумма тоже по­лучится немалая. А ведь уходит эта вода не просто в землю, а под фун­даменты тех самых многоэтажных домов, что, естественно, не делает их прочнее. И речь здесь идёт не о двух-трёх трубах…

Выписка из представления прокуратуры в адрес город­ской администрации:

«На территории города Благо­дарного имеются бесхозяйные во­допроводные сети, расположенные: ул. Чкалова, д. №№ 1 — 25, ул. Вос­точная, д. №№ 25-59, ул. Тенистая, д. №№ 5/11 — 11/1, ул. Московская, д. №№ 570 — 608, ул. Весёлая, д. №№ 2 — 26, ул. Восточная, д. №№ 2 — 26, ул. Тенистая, д. №№ 5/11 — 11/1. Пл. Достоевского (от пер. Ко­чубея до котельной), ул. Толстого, д. №№ 86 — 84 а; от водопровода по ул. Первомайской до жилых до­мов №№ 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 35, 36, 37, 46, 61, 72, 74, 105. От водо­провода по ул. Вокзальной к жилым домам №№ 33, 35, 52, 54; ул. Чка­лова д. №№ 27 — 27 а; от водопрово­да по ул. Оболенского к жилым до­мам №№ 55, 146, ул. Однокозова, д. №№158 — 160.

От водопровода по ул. Кочубея к жилому дому №40, от водопрово­да по ул. Свободы до жилых домов №№ 29, 170, 172, 174, 176, 178. От водопровода на пл. Строителей до жилых домов №№ 3, 4, 4а, 6, 7, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26; от водопровода по ул. Чапаева до жилого дома № 315. Разводящая во­допроводная сеть пр. 60 лет Октября – к жилым домам №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15; от водопровода по ул. Красноармейской до жилых до­мов №№ 42, 57, 63, 69, 79; от водо­провода по ул. Краснознаменской до жилых домов №№ 2, 8, 30, 32.

От водопроводной сети по ул. Ле­нина в районе жилого дома № 298 до водопроводной трубы по ул. Набереж­ной (по дворам), пер. Ветеринарный, д. №№ 1- 81, от водопровода по пер. Подгорному до жилых домов №№ 8, 10. От пенсионного фонда по ул. Вок­зальной до КНС-5, от кафе, принад­лежащего ОАО «Благодарненский элеватор» по ул. 9 Января до ул. Обо­ленского и до ул. Первомайской.

Канализационная сеть от жилых домов №№ 33 и 35 по ул. Вокзаль­ной до КНС-5, канализационная сеть от КНС-5 по ул. Вокзальной до канали­зационной сети по ул. Первомайской, канализационная сеть от жилого дома № 28 по ул. Пирогова до канализаци­онной сети по ул. Однокозова, от жи­лого дома № 84 по ул. Толстого до ка­нализационной сети по ул. Ленина».

Получается, что все эти участ­ки водоканалом не обслуживаются. Вот такие сети.

Наталья НЕТКАЧЕВА

blag-vesti.ru

Бесхозные километры

Кому обслуживать брошенные коммунальные сети?

Долго ли может оставаться без собственника имущество, которое в состоянии давать реальную прибыль? Если говорить о коммунальных сетях – то десятилетиями. Причем трубы не просто лежат и не работают в финансовом плане – они изнашиваются, выходят из строя и требуют ремонта.

Около половины коммунальных аварий в Воронеже происходит как раз на бесхозяйных сетях. И какова их протяженность – никто сегодня точно сказать не может: специалистами мэрии регулярно выявляются все новые и новые брошенные объекты.

Невостребованные километры

Какие сети можно считать бесхозяйными? По словам заместителя руководителя управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа Тины Кравченко, прежде всего это сети государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества. Они не были в свое время внесены в реестры федерального и государственного имущества Воронежской области и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность. Кроме того, сюда же относятся сети предприятий, признанных банкротами, и сети частного сектора жилой застройки. Это – если говорить о трубопроводах еще советского времени.

Впрочем, есть среди бесхозяйных сетей и достаточно новые, проложенные лишь несколько лет назад. Это – объекты инфраструктуры ко вновь построенным объектам жилищного фонда, не оформленные и не переданные эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Наличие такого рода сетей было постоянной головной болью воронежской мэрии, которой регулярно требовалось изыскивать бюджетные средства для ликвидации аварий на них. Вкладываться в ремонт приходилось и жизнеобеспечивающим муниципальным предприятиям, которые даже при всем желании не могли поставить их на свой баланс. Вплоть до 2004 г. прием этих объектов оформлялся не по процедуре «бесхозяйных», а как имущества казны РФ, что давало возможность получать хотя бы частичное финансовое сопровождение из федерального бюджета. Но – не позволяло зарегистрировать право муниципальной собственности на них. Как итог – невозможность принять их со стороны эксплуатирующих предприятий.

В 2004 г. нормативная база по приему таких объектов на баланс ресурсоснабжающих организаций изменилась, но процесс все равно шел крайне медленно. И только в 2009 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об энергосбережении…» эта работа в Воронеже активизировалась.

Пиковыми в этом вопросе стали 2011-2012 гг., когда в региональном управлении Росреестра на учет было поставлено примерно 2,5 тыс. объектов общей протяженностью 276,5 км. В настоящее же время, говорит Тина Кравченко, работа по оформлению права муниципальной собственности через процедуру признания их бесхозяйными ведется по 3658 выявленным объектам инженерной инфраструктуры общей протяженностью сетей 492,9 тыс. м.

Утром деньги – вечером трубы

Но бесхозяйные сети мало признать таковыми и принять в муниципальную собственность. Их необходимо еще передать соответствующей эксплуатирующей организации. И если, например, по сетям холодного водоснабжения таких вопросов практически не возникает, то кому передавать сети отопления и горячего водоснабжения – вопрос достаточно серьезный из-за большого количества поставщиков ресурса, представленных на воронежском коммунальном рынке.

Год назад на встрече губернатора Алексея Гордеева с руководителем ООО «Воронежская теплосетевая компания» (дочерняя структура ОАО «Квадра») Николаем Назаровым была достигнута договоренность, что именно «Воронежская ТСК» возьмет на себя эти обязательства, а область найдет возможность компенсировать затраты на их исполнение для ресурсо­снабжающей организации.

Впрочем, проблема усугубляется тем, что ресурсоснабжающие организации не испытывают особого восторга от перспективы брать на свой баланс эти объекты, потому что структуры, ответственные за формирование тарифной политики, не спешат включать суммы на их обслуживание в тариф для предприятий.

– В законе четко обозначено, что эти средства должны быть учтены в тарифе, – пояснил в ходе одного из совещаний в мэрии градоначальник. – Если есть какие-то проблемы во взаимодействии с областным управлением по тарифам, то я возьму на себя решение данной проблемы.

Это, к слову, был не первый конфликтный момент в отношениях администрации города и ООО «Воронежская ТСК». Так, еще в апреле текущего года Николай Назаров утверждал, что решением проблемы бесхозяйных сетей могут стать консолидированные вложения компании и городских властей на обновление ничейного имущества. Мысль эта прозвучала сразу после того, как Арбитражный суд по иску мэрии обязал структуру ОАО «Квадра» взять на обслуживание 646 бесхозяйных вводов в систему отопления до их оформления в городскую собственность.

Бесхозяйные вводы на тот момент стали настоящим бичом воронежской «коммуналки». Несмотря на то, что обязанность по их обслуживанию не лежала на плечах управляющих компаний и ТСЖ, именно от эксплуатирующих организаций контролирующие структуры требовали проведение их ремонта. Нет ремонта – нет паспортов готовности домов к зиме. Это, в свою очередь, открывало широкий простор для разгула коррупции: в результате паспорта подписывались, вводы не ремонтировались, а во время холодов на них регулярно возникали аварии.

И сказать, что проблема сегодня решена, пока что нельзя. Поэтому передачу сетей на баланс профильным организациям, говорят в мэрии, необходимо ускорить. Но составление технической документации на бесхозяйные объекты стоит денег, которые не всегда возможно изыскать.

– Подобные затраты обязательно будут компенсированы, – убежден руководитель городского управления ЖКХ Игорь Черенков. – Нам приходится значительно больше средств тратить на ликвидацию аварий, возникающих на этих сетях. Плюс – наша аварийная служба уже не всегда может справиться с возникающими проблемами оперативно. Требуется ее усиление, а это – тоже вопрос не одного дня.

Новые, но – бесхозяйные

Но проблема кроется не только в деньгах, вернее, в ограниченном их количестве. Осложняют эту работу, например, внутренние инструкции, существующие в управлении Росреестра по Воронежской области.

– Например, управление принимает от одного заявителя не более пяти дел в день, – поясняет Тина Кравченко. – Значит, передача только подготовленных в настоящее время документов на 296 бесхозяйных объектов зай­мет более трех месяцев. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 утверждено, что после постановки объектов на учет заявителю направляется выписка из Единого государственного реестра прав. На деле же мы получаем ее только после направления запросов в управление Росреестра, что также замедляет процесс передачи этих объектов на обслуживание специализированным организациям.

Плюс к этому, говорит зам­.руководителя управления имущественных и земельных отношений, серьезной проблемой становится появление все новых и новых участков бесхозяйных сетей за счет ввода новых объектов жилищного строительства. Застройщики за счет средств жителей прокладывают сети, которые не передают потом на обслуживание ресурсоснабжающим организациям. Управляющие же компании несут ответственность лишь за сети внутри дома. Вот и получается, что десятки и сотни метров трубопроводов, едва только появившись, сразу получают статус бесхозяйных.

– По нашему мнению, все объекты инженерной инфраструктуры должны отражаться в разрешении на ввод в эксплуатацию, – уверена Тина Кравченко. – Застройщикам необходимо предоставлять на них кадастровые паспорта, а также определять эксплуатирующие организации, которые будут осуществлять техническое обслуживание инженерных сетей и которые должны подписывать документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям. Все это предусмотрено подпунктом 7 п.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ.

Наибольший удельный вес среди бесхозяйных сетей в Воронеже имеют сети отопления и горячего водоснабжения. Из 3658 объектов общей протяженностью 492,9 тыс. погонных метров на их долю приходится 2345 (178,3 тыс. п. м). Сети же водоснабжения и канализации хоть в совокупности и насчитывают менее 500 объектов, имеют общую протяженность без малого 220 тыс. п. м.

www.bereg.vrn.ru

Потери в бесхозных сетях. Кто оплатит? / Антимонопольное регулирование / РосТепло.ру

Астраханская область, RegionFAS.ru:

Астраханское УФАС России, являясь исполнителем по специализации «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства РФ при рассмотрении дел по признакам нарушения ресурсоснабжающими организациями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в порядке консультирования территориальных органов считает необходимым довести до Вашего сведения обобщение правоприменительной практики рассмотрения судами дел, связанных со спорами по оплате потерь коммунальных ресурсов в наружных сетях многоквартирных домов. Предлагаем прямо закрепить в законе (например, в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») норму об отнесении расходов на потери в наружных сетях многоквартирных домов, на расходы ресурсоснабжающих организаций.

Свое мнение по данному вопросу просим направлять в Астраханское УФАС России на адрес [email protected], ответственный за специализацию по данному вопросу Кузьмина Любовь Юрьевна-ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России, тел. 8(8512)39-29-54, внутренний телефон 030-102.

Практика рассмотрения судами дел, связанных со спорами по оплате потерь коммунальных ресурсов в наружных сетях многоквартирных домов.

Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно разделу 3.2 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (зарегистрированы Министерством юстиции РФ 25.09.1995 Регистрационный N 954) тепловые потери указываются в договоре в том случае, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности. Количество тепловой энергии, подлежащее предъявлению, определяется при наличии узла коммерческого узла тепловой энергии и теплоносителя, установленного не на границе балансовой принадлежности — по показаниям приборов, с учетом потерь, на участке от внешней границы стены многоквартирного дома до места установки учета тепловой энергии и теплоносителя.

Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила №491) установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что положения пункта 8 Правил N 491 носят диспозитивный характер и указывают на приоритет условий договора ресурсоснабжения в части определения границы сетей.

Таким образом, в отсутствие закрепления границы сетей в договоре ресурсоснабжения бремя по оплате потерь коммунальных ресурсов в наружных сетях должны нести их собственники либо, в случае если сети являются бесхозными, ресурсоснабжающие организации (постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2013 по делу № А06-1777/2012, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2011 по делу № А03-15058/2010).

При этом, необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Вместе с тем, в настоящее время сложилась противоречивая практика при оценке судами соглашений о разделе границ сетей между собственниками многоквартирных домов и ресурсоснабжающими организациями.

Например, Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.07.2014, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу №А06-2413/2014, было отменено решение Астраханского УФАС России №47-К-03-13, признавшее ОАО «МРСК Юга» нарушившим ч. 1 ст. 10 закона о Защите конкуренции, в части навязывания оплаты потерь, возникающих на участке электрической сети, не принадлежащем управляющей организации — ООО «Благовест».

При этом суд апелляционной инстанции указал, что спорная линия электропередачи создана для электроснабжения конкретного многоквартирного дома за счет средств собственников помещений, находящихся в жилом доме. Поэтому доводы антимонопольного органа о том, что спорные линии электропередачи не передавалась застройщиком (иным лицом) собственникам помещений многоквартирного дома либо управляющей организации после сдачи дома в эксплуатацию, не оформлялись в собственность противоречат нормам гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, поскольку право собственности на данные линии возникло в силу закона. Акт о технологическом присоединении, по которому участок наружной сети до входа в многоквартирный дом находится на балансе у застройщика, суд посчитал достаточным основанием для возложения обязанности по оплате потерь на собственников многоквартирного дома.

Аналогичная позиция выражена Федеральным Арбитражным судом Поволжского округа в постановлениях от 18.06.2013 по делу №А57-15384/2012, от 27.03.2014 по делу №А57-9729/2013, от 10 июля 2014 г. по делу №А12-24880/2013.

Противополжная практика отражена, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 10.10.2013 по делу № А55-35130/2012, который указал, что акты границ балансовой принадлежности не являются ни правоустанавливающими, ни правоподтверждающими документами, поэтому внешней границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросетей в многоквартирных домах являются внешние границы стен многоквартирных домов.

Аналогичные выводы изложены в постановлении ФАС Поволжского округа от 14.06.2013 по делу № А57-16552/2012, постановлении ФАС Центрального округа от 02.11.2011 по делу № А14-10836/2010. Согласно позиции судов собственники жилья отвечают только за содержание инженерного оборудования, которое относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и не могут отвечать за оборудование, находящееся за границами многоквартирного дома, а, соответственно, не могут быть ответственным за потери тепла, которые происходят при транспортировке тепловой энергии до потребителя.

По мнению Управления, возложение оплаты потерь в наружных в сетях многоквартирных домов на собственников многоквартирных домов приводит к тому, что собственники, дома которых находятся на разных расстояниях от магистральных сетей, находятся в неравном положении при оплате коммунальных ресурсов. Данная норма также препятствует строительству многоквартирных жилых домов вдали от магистральных сетей.

В связи с изложенным, предлагаем прямо закрепить в законе (например, в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») норму об отнесении расходов на потери в наружных сетях многоквартирных домов, на расходы ресурсоснабжающих организаций.

Свое мнение по данному вопросу просим направлять в Астраханское УФАС России на адрес [email protected].

www.regionfas.ru/6/66808

www.rosteplo.ru

БЕСХОЗНЫЕ СЕТИ — Сайт телеканала «Saryarqa»

Вот уже много лет бесхозные электрические сети в Финском поселке и районе РТИ города Сарань доставляют местным жителям немало проблем. Иногда без света люди сидят по несколько дней. Винят в этом они «Караганды Жарык». По адресу ли претензии

Финский поселок. Здесь на окраине населенного пункта для 39 семей  в числе главной    проблемы – перебои с  электричеством. Оказывается,  вот эта трансформаторная подстанция ПМК на сегодняшний день никому не принадлежит.    Точно также,  как и вот эти сети, которые  поставляют электроэнергию сразу нескольким   улицам в Финском поселке. Без света люди сидят здесь порой по несколько дней. Хозяина у сетей нет, а это значит, что и производить ремонт некому.

Дастан ЖЕКСЕНБАЕВ, начальник службы распределительных сетей ТОО «Карағанды Жарық»:

-Жалобы в основном поступают в ТОО «Карағанды Жарық» в аварийную службу. Постоянно объясняем потребителям, что  авария не в сетях компании, а происходит в бесхозных сетях. Необходимо передать эти безхозные сети на баланс энерг передающих компаний. Определить хозяина этих сетей, подготовить документы и передать их.

Энергетики рассказывают, бесхозных сетей в   Сарани очень много. Прежде всего, на эту проблему обратить внимание должны органы местного самоуправления.  Эти  линии в ветхом состоянии и уже давно требуют ремонта. Похожая ситуация и у жителей района РТИ. Айгуль Кумар мать шестерых детей. Большое семейство живет здесь уже больше 14 лет.  По словам женщины, аварии на сетях происходят регулярно.

Айгуль КУМАР,  жительница района РТИ:

-Раньше наш район, эти сети относились к резинотехническому заводу. Потом он обанкротился. И теперь линии бесхозные. Горелки и керосиновые лампы у нас всегда на готове, всегда под рукой, потому  что аварии здесь случаются очень часто. Особенн,о если на улице сильный ветер.

Дастан ЖЕКСЕНБАЕВ, начальник службы распределительных сетей ТОО «Карағанды Жарық»:

-Около 200 домов запитано с этого ТП. Тоже в любую непогоду случаются аварийные отключения. Жалобы со стороны жителей поступают на отсутствие энергии. Из-за того, что сети бесхозные не можем обслуживать устранение аварии, отправлять персонал тоже не можем.

ТП  «Химик»  еще одна заброшенная трансформаторная подстанция в Сарани. И таких объектов еще несколько. К сожалению, пока проблемный для многих жителей вопрос, никак не решается и линии остаются бесхозными.

Вера ШЕЛЛЕР

kartv.kz

Бесхозные сети?! | Слава Севастополя

Подготовка города к осенне-зимнему периоду в самом разгаре. Чиновники уже отчитались, что в техническом плане Севастополь к встрече холодов практически готов. Тем не менее некоторые моменты продолжают вызывать беспокойство. В частности, один из них связан с наличием в городе большого количества бесхозных электрических сетей. О сути данной проблемы рассказал председатель ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" Владимир Миргородский:- К числу "болевых" моментов в деятельности компании как электропередающей и электропоставляющей относится наличие в Севастополе электроустановок, включенных в транзит 6 (10) кВ и либо принадлежащих несостоятельному абоненту, либо вообще бесхозных. Руководство компании ведет работу по их приему на баланс. Однако городская администрация, согласно действующему порядку, установленному решением 3-й сессии горсовета N 653 (сентябрь 2006 г.) "Об утверждении положения о порядке выявления, учета и хранения бесхозного имущества", все выявленные бесхозные электроустановки передала на баланс созданному ею коммунальному предприятию "Энергосервис", которое не имеет ни производственной базы, ни квалифицированного персонала, ни источников финансирования для обслуживания данных электроустановок.

Эта практика привела к тому, что на обслуживании КП "Энергосервис" (с учетом принятых на баланс, учет и ответственное хранение) находятся наружные сети в объемах, превышающих: 167 км — воздушных линий (ВЛ) 0,4 кВ; 91 км — кабельных линий (КЛ) 0,4 кВ; 3,6 км — кабельных линий 6 кВ; 40 шт. — трансформаторных подстанций 6-10/ 0,4 (ТП, КТП). При этом КП "Энергосервис" не содержит наружные электросети, а только аварийно пытается устранить повреждения, привлекая оборотные средства, предусмотренные на другие цели. К примеру, предприятие содержит внутридомовые сети, отчего все наружные сети, находящиеся на его балансе и хранении, в настоящее время имеют неудовлетворительное техническое состояние и эксплуатируются с нарушением требований нормативной техдокументации.

Аналогичное мнение по проблеме бесхозных сетей высказали и представители Госэнергонадзора, которые обратились с письмом к председателю Севастопольского городского совета Валерию Саратову. Однако до настоящего времени решение так и не принято.

Учитывая сложившуюся ситуацию, вопрос безаварийного прохождения осенне-зимнего периода 2009-2010 гг. вызывает у нас крайнюю озабоченность.

Для решения проблемы наружные сети 10, 6, и 0,4 кВ должны быть переданы на баланс и обслуживание ОАО "ЭК "Севастополь-энерго" в соответствии с действующим законодательством Украины. Кроме того, вызывают беспокойство и внутридомовые сети, которые эксплуатирует КП "Энергосервис". По этому поводу к нам поступает много жалоб от абонентов. Также граждане недовольны плохим состоянием сборок и силовых щитов, некалиброванными предохранителями и многочисленными "жучками", их волнуют большие перекосы напряжения по фазам и так далее. Поэтому при подготовке к осенне-зимнему периоду необходимо указанные недостатки устранить.

Нас не может не волновать неудовлетворительное состояние сетей 102-й ПЭС. К проблемным зонам относятся район б. Казачьей, ул. Липовенко и другие, где наши абоненты жалуются на плохую подачу электроэнергии и состояние электросетей. В настоящее время в аварийном состоянии находятся 25 участков кабельных линий 6-10 кВ, принадлежащих 102-й ПЭС. В результате имеем аварии. К примеру, с шестого по десятое сентября в результате повреждения кабельной линии 10 кВ Р-28-ТП-675, принадлежащей 102-й ПЭС, были отключены от электроснабжения потребители зоны Батилимана на ЮБК.

Сегодня аварийными можно считать более 40 кабельных линий 6-10 кВ, принадлежащих различным воинским частям и организациям. В их числе: в/ч 99375, в/ч 131141, ЧП "Юкрэйн-Сервис", ЭРМЗ "Молот", хлебозавод, КП "Севгорводоканал", КП "Байдарские ворота" и другие.

Тревожит и состояние электросетей, находящихся на балансе предприятий и ведомств, не имеющих оперативно-эксплуатационного и ремонтного персонала. Это такие предприятия, как "Царь хлеб", завод "Парус" (ТП-857), ВИР (ТП-894), совхоз П. Осипенко, "Атлантика" (ТП-1944), КТП-1182, Андреевский (КТП-879) и Орлиновский сельсоветы, "Золотая балка" (КТП-396), СТ "Кальфа" (КТП-1123), ЗАО "Торгмортранс" (ТП-974), "Таврия" (ТП-944) и другие. Как результат — аварии, подобные той, что произошла 16 сентября в 16 час. 28 мин. на подстанции-15. Тогда по причине повреждения была отключена КЛ-6кВ ПС-15 — линия 34-ТП-963, находящаяся на балансе ДП "Царь хлеб" ООО "Хлебные инвестиции". Без электроэнергии остался хлебокомбинат. Восстановление электроснабжения предприятия в кратчайшие сроки оказалось невозможным в связи с тем, что длительно повреждены резервные абонентские кабельные линии, принадлежащие ему. Восстанавливать электроснабжение ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" вынуждено было в аварийном порядке, в ночное время.

Кроме того, в сентябре 2009 года в результате аварии в электрических сетях, ранее принадлежащих заводу "Парус", а в настоящее время находящихся на ответственном хранении у КП "Энергосервис", в течение суток без электроснабжения остались потребители района Радиогорки на Северной стороне. Устранять аварию пришлось бригаде ОАО "ЭК "Севастопольэнерго".

В с. Хмельницком в течение двух суток в сентябре были отключены потребители по улицам Д. Бедного, Изобильной, Сумской из-за повреждения воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, принадлежащей ООО "Золотая балка".

В неудовлетворительном техническом состоянии находятся электросети ЧП "Футурум". При этом постоянно происходят длительные аварийные отключения потребителей в Терновке по улицам Зеленой, Балаклавской, Ленина и другим.

Состояние всех этих электроустановок оценивается как требующее немедленного капитального ремонта. Не решен вопрос оперативного обслуживания. Вышеназванным предприятиям были направлены предложения на заключение договоров с ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" на оперативное обслуживание и совместное использование. Однако ответа на свои предложения мы не получили.

Статистика повреждаемости в сетях 0,4 кВ говорит о следующем: 60% повреждений случаются в сетях, не принадлежащих ОАО "ЭК "Севастопольэнерго", 25% из них происходят в бесхозных электросетях (отсутствует обслуживающий персонал). В связи с этим мы вынуждены проинформировать общественность города, что ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" впредь не будет в аварийном порядке ремонтировать линии электропередачи других организаций, так как это запрещено законодательными нормами и правилами.

Для решения данной проблемы мы обращались в Госэнергонадзор, чтобы обязать указанных владельцев привести эксплуатацию электроустановок в соответствие с требованиями нормативной технической документации либо передать их на баланс ОАО "ЭК "Севастопольэнерго".

Будем надеяться, что данный вопрос решится положительно, иначе в предстоящий осенне-зимний период могут возникнуть серьезные проблемы.

slavasev.ru

Бесхозные сети

«Облэнерго» грозится отключить от электроснабжения двухэтажки в Баничах, а люди – перекрыть за это трассу

  Точечно проблема с РЭСом возникла в последние полгода у многих жителей многоквартирных домов, чьи сети официально никто не обслуживал. Все начиналось с объявлений о том, что, мол, ваша внутридомовая проводка находится в аварийном состоянии, за ней никто не следит, поэтому через месяц отключат подачу электроэнергии. Кто-то заключал договора с обслуживающей компанией, например, в Глухове это могли быть коммунальный ЖЭК или частный «Зеленобуд», и ставил общий счетчик. В селах соглашались на вынесение приборов учета на улицу.  Но не обошлось и без конфликтов. Так, жители двухэтажек по улицам Мурашко и Заводской в селе Баничи считают требования облэнерго прихотью, выкачкой денег.   О проблеме люди узнали еще летом. Бесхозность, якобы, и является тем, что жильцов просят устранить. Раньше эти дома в Баничах были на балансе местного карьера.  – На данный момент мы не нарушаем как потребители ни одного пункта договора, потому никто не имеет права отключать электроснабжение. Электричество к нашим счетчикам идет через щитовые, что установлены в подвалах. «Облэнерго» требует, чтобы мы теперь щитовую из подвала и счетчики из подъездов вынесли и установили перед домом, заплатив за это по 450 грн с каждой квартиры, – рассказывает Сергей Мищенко. – Мы категорически против. Если электрики видят надобность что-то менять, пусть делают. Но только не в ущерб нам. Пусть подвал совсем отключат от электроэнергии. И, как вариант, провода протянут к счетчикам в подъезд напрямую от столба.   – Вот вынесем мы все из подъезда, кто-то сорвет пломбу или повредит что-то, и кто тогда будет виноват? Да и зачем коробки возле домов? Мы уже утеплили стены, и что теперь по-новому делать ремонты после таких выдумок РЭСа? – не понимает Любовь Дарага.  – Переподключить все и вынести счетчики на улицу – для них это не проблема. Трудности будут у нас тогда, когда нужно менять проект на электроснабжение дома, а он стоит 10 тысяч. Но это никого не волнует, – сетует Надежда Шайморданова.  В Баничах нет коммунального ЖЭКа или другой обслуживающей компании, которая могла бы взять ответственность за внутридомовую проводку. Как вариант, можно создать ОСББ, но и это нереально.  – Треть квартир в некоторых домах пустуют, многие жильцы – пенсионеры. А нам нужно создавать целый штат работников ОСББ и платить зарплату? – говорит С. Мищенко.  В общем, проблема за лето и осень никуда не исчезла, Глуховский РЭС продолжает грозить отключением. В частности, в последнем из писем, датированном 17 октября, сообщается: в связи с тем, что до сих пор жители ничего не предприняли, «Сумыоблэнерго» вынуждено будет отключить электроснабжение в этих домах. Отдельно отмечено, что это делается во избежание аварийных ситуаций.  – Раньше никаких замечаний по поводу того, что у нас что-то в аварийном состоянии, никто не делал. Все было прекрасно до тех пор, пока РЭС не придумал аферу по выкачке денег из людей, – рассуждают собравшиеся жители. – Когда карьер несколько лет назад передавал дома РЭСу, он же принял их, с нами заключали договора. А теперь откуда-то взялась бесхозность!  Мы связались с руководством Глуховского РЭСа. По словам директора предприятия Геннадия Ткаченко, бесхозные электросети – сегодня это проблема всей страны.  – По Глуховскому району домов в таком положении 59, из них 15 уже переподключены. Как правило, они строились либо предприятиями, либо сельским советом, состояли у них на балансе, там был специалист, который отвечал за электросети. Когда люди приватизировали жилье, эти организации перестали их обслуживать. Значит – внутридомовые сети стали бесхозными, и мы не имеем права подавать туда электроэнергию. Так как в Баничах ОСББ не создали, то, как выход из положения, обладминистрация решила для каждой квартиры вынести сеть к установленным счетчикам на улице. Это своего рода компромисс, работы мы выполняем бесплатно, гражданам необходимо только вложиться в расходный материал, – комментирует Г. Ткаченко.  Он отметил, что у жителей Банич есть время до конца года, иначе отключение неизбежно. В свою очередь, люди хотят, чтобы никто не рубил с плеча, а учитывал и их требования. А в случае, если отключат им электричество, намерены перекрывать трассу.

Ольга Медведь, НЕДЕЛЯ

nedelya.info


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта