Eng Ru
Отправить письмо

СМИ: из «Россетей» ушел первый заместитель гендиректора Роман Бердников. Бердников роман николаевич российские сети


Пришел, увидел, подключил – Роман Бердников завершил миссию в «Ленэнерго»

Глава «Ленэнерго» Роман Бердников 12 января 2018 года покинет компанию и сконцентрируется на развитии инновационных технологий ПАО «Россети». Кресло гендиректора «Ленэнерго» займет Андрей Рюмин, зять Виктора Медведчука, друга президента России Владимира Путина. Господину Рюмину компания достанется в хорошем состоянии – в этом году «Ленэнерго» собирается получить около 9 млрд рублей чистой прибыли, а проблемы техприсоединения больше не существует.

Кадровая чехарда в «Ленэнерго» началась благодаря банку «Таврический», на счетах которого в конце 2014 года «зависло» более 13 млрд рублей электросетевых денег. С этого момента менять руководителей «Ленэнерго» стало доброй традицией. Сперва в начале 2015 года Андрея Сорочинского (в настоящий момент находится в заключении) сменил Василий Никонов, затем летом того же года этот пост занял Андрей Сизов (в настоящий момент фигурант уголовного дела) и лишь в канун 2016 года главой «Ленэнерго» стал Роман Бердников.

Напомним, что как раз летом 2015 года Владимир Путин дал поручение по финансовому оздоровлению «Ленэнерго» и необходимости исполнить все просроченные договора на технологическое присоединение – всего более 35 тысяч. Учитывая, что расставаясь с Андреем Сизовым «Россети» оценили его работу как «неудовлетворительную», «Россети» рисковали провалить наказы президента со всеми вытекающими последствиями. Тогда холдинг двинул в бой свою гвардию, назначив главой «Ленэнерго» Романа Бердникова, которому пришлось выступить в роли «человека, решающего проблемы» как в тарантиновском боевике. Мало кто рискнет взяться за исполнение десятков тысяч просроченных договоров на техприсоединение всего за один год, да еще и под присмотром самого президента.

Управленческий аппарат «Ленэнерго» в начале 2016 года находился в состоянии апатии и уныния, а сами управленцы не стеснялись сравнивать свою компанию с «мордором», который все боятся и тихо ненавидят. Господин Бердников не стал тратить время на кадровые ротации и приступил к работе с существующим персоналом, постепенно раскачивая сотрудников на достижение результата. О драматургии этой деятельности Роман Бердников подробно рассказывал в интервью нашему изданию. Воспитательная работа дала результат и в 2016 году «Ленэнерго» исполнило более 47 тысяч договоров на технологическое присоединение. Разумеется, у компании были для этого все необходимые финансовые возможности, государство выделило «Ленэнерго» на техприсоединение около 15 млрд рублей средств облигаций федерального займа (ОФЗ). Однако, ключевая заслуга менеджмента «Ленэнерго» не столько в достижениях прошлого года, сколько в результатах текущего. По данным Live-energo, в этом году уже без всякой господдержки предприятие умудрилось реализовать еще больше договоров на технологическое присоединение, чем годом ранее. При этом львиная часть работ выполнена без привлечения армии подрядчиков, исключительно хозяйственным способом. Это говорит о том, что Роману Бердникову удалось запустить маховик техприсоединения, который теперь будет крутиться еще некоторое время хотя бы просто по инерции.

Оздоровление произошло и в финансовых показателях «Ленэнерго». Если в 2015 году предприятие получило почти 6 млрд рублей убытка, то в 2016 году вышло на прибыль в 7,5 млрд рублей. Прогноз чистой прибыли на 2017 год еще более позитивный. По информации Live-energo, компания планирует получить в этом году около 9 млрд рублей чистой прибыли.

Господин Бердников запомнился петербургскому рынку и тем, что не тратил времени и сил на политические заигрывания с местными чиновниками и не принимал участия в их интригах и схемах. Топ-менеджера интересовали исключительно производственные вопросы.

О новом руководителе «Ленэнерго» Андрее Рюмине в профессиональном сообществе информации мало. Известно лишь, что топ-менеджер в 2013 году в течение примерно 9-ти месяцев возглавлял крупную электросетевую компанию Москвы АО «Объединенная энергетическая компания». Также господин Рюмин выступал в качестве члена совета директоров ПАО «Мосэнерго». Помимо этого известно, что Андрей Рюмин является зятем друга Владимира Путина – Виктора Медведчука (возглавлял администрацию Виктора Ющенко). В Сети можно найти видео, где якобы Владимир Путин навещает господина Медведчука на его даче в Крыму. Собеседники Live-Energo говорят, что господин Рюмин в основном проводил время на Украине и высоко отзываются о его человеческих качествах. По информации Live-Energo новый глава «Ленэнерго» уже начал знакомиться с ключевыми чиновниками Петербурга и Ленобласти.

Покинув «Ленэнерго» господин Бердников останется работать в «Россетях» и будет курировать направление, связанное с инновационным развитием холдинга. В сфере его компетенций будет создание интеллектуальных сетей и цифровых подстанций. В некотором роде это тоже можно назвать «президентским» направлением. В октябре этого года Владимир Путин уже обсуждал инновационное развитие в отрасли с генеральным директором «Россетей» Павлом Ливинским.

Участники рынка о Романе Бердникове отзываются исключительно позитивно. «Роман Бердников в короткие сроки смог решить значительную часть застарелых проблем компании, используя не административные рычаги или бесконечный кредитный ресурс головной компании, но прежде всего глубокое знание предмета, профессионализм и порядочность. В бесконечной череде руководителей, приходивших в компанию лишь заработать, он выделялся своей «прямой спиной». Не поддавшись влиянию местных властей, уважаемых подрядчиков и сложившихся в компании мощных кланов, он твердой рукой и в то же время без скандалов навёл порядок. Именно его следует благодарить многим тысячам потребителей Ленинградской области за своевременное (ну почти) подключение к сетям. Так или иначе, карьера Романа Николаевича в «Россетях» не завершена. Остаётся только пожелать ему удачи на новом поприще», -- говорит эксперт в электроэнергетике Алексей Словцов.

«Могу сказать, что позитивных моментов в нашей работе было больше, чем негативных. На мой взгляд, Роману Бердникову больше подходит решение стратегических задач, чем оперативных. Использование его потенциала в оперативной рутине это как из драгоценного металла гвозди делать», -- говорит председатель комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти Артур Кийски.

live-energo.ru

СМИ: из «Россетей» ушел первый заместитель гендиректора Роман Бердников

В «Россетях» подтвердили отставку топ-менеджера.

Первый заместитель гендиректора, член правления «Россетей» Роман Бердников, курировавший техприсоединение, капстроительство и инженерный блок, ушел из госхолдинга 20 марта, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники на энергорынке. В «Россетях» отставку топ-менеджера изданию подтвердили, сообщив, что договор был расторгнут по обоюдному согласию, однако на момент публикации новости структура правления на сайте остается без изменений (скриншот от 18 апреля, 15:05). Вопрос о том, кто может занять позицию Бердникова, в компании охарактеризовали как «преждевременный».

Роман Бердников был членом команды бывшего генерального директора «Россетей» Олега Бударгина, в 2009–2013 годах возглавлявшего ФСК (сейчас в составе «Россетей»), а в 2013–2017 годах, после объединения государственных электросетевых компаний в единый холдинг, — «Россети». Бердников работал в ФСК с 2002 по 2013 год (в конце периода был первым заместителем господина Бударгина), а затем перешел на аналогичную должность в «Россети». С конца 2015 года Роман Бердников также занимал пост и. о. гендиректора в «Ленэнерго», отвечая там за антикризисный менеджмент. В начале года его на этом посту сменил Андрей Рюмин.

Павел Ливинский представил коллективу «Ленэнерго» нового гендиректора

Уход Романа Бердникова источники «Коммерсанта» связывают со сменой генерального директора «Россетей» в конце 2017 года. «Не сработался с новым руководителем», — объяснил отставку один из собеседников издания. Другой собеседник, знакомый с кадровой ситуацией, сообщил, что при новом руководителе холдинга должность первого заместителя гендиректора сочли «надстроечной». По его словам, Павлу Ливинскому оказался не нужен посредник для общения с техническим блоком компании, из-за чего, по мнению источника, в «Россетях» могут просто ликвидирувать эту должность, так как позиция с 2015 года, по сути, сохранялась лично для Романа Бердникова. Сам Бердников изданию ничего не прокомментировал.

Итоги деятельности Бердникова в сетевом комплексе эксперты, опрошенные «Коммерсантом», оценивают достаточно положительно, отмечая его антикризисный менеджмент в «Ленэнерго», работу над снижением потерь в сетях и объемы техприсоединения «Россетей», за которые отвечал топ-менеджер. [kommersant.ru]

digitalsubstation.com

Бердников покидает пост гендиректора «Ленэнерго» — Рамблер/новости

И хотя ряд СМИ уже написал, что глава «Россетей» Павел Ливинский уже 14 декабря представил коллективу нового генерального директора Андрея Рюмина, ранее возглавлявшего Объединенную энергетическую компанию, «ФедералПресс» достоверно известно, что Роман Бердников в пятницу до позднего вечера проводил производственные совещания. И табличка на кабинете по-прежнему с его фамилией. Скорее всего, уже на этой неделе будет объявлено о созыве совета директоров «Ленэнерго», в повестку заседания которого будут внесены два вопроса: «о прекращении полномочий Р. Н. Бердникова в качестве генерального директора Общества» и «о наделении полномочиями генерального директора …». Сознательно ставим прочерк, хотя, с большой долей вероятности, там будет фамилия и инициалы Андрея Рюмина.

На взгляд автора, если не произойдет ничего экстраординарного и смена власти случится, покинет свой пост с гордо поднятой головой и чувством выполненного долга.

Непростое наследство

Бердников пришел в компанию в непростое для нее время. На момент его назначения на пост и.о. генерального, компанию уже практически год лихорадило, менее чем за полгода у ее руля сменилось три руководителя. Финансовый год был закончен с убытками, а просроченная задолженность по техприсоединению росла практически в арифметической прогрессии.

История с «зависшими» на счетах проблемного банка «Таврический» средствами компании стала вершиной айсберга, катализатором проблем, которые копились в ней годами. Как говорят свидетели событий, функциональные блоки «Ленэнерго» существовали обособленно друг от друга, а бизнес-процессы не были выстроены. Строители работали отдельно, специалисты, отвечающие за подключающие потребителей отдельно, инженеры отдельно и так далее.

В настоящий момент компания прочно стоит на ногах. Прошлый год был закончен с прибылью, которую компания показала впервые за несколько лет. В пресс-релизах «Ленэнерго» регулярно подчеркивает, что в Санкт-Петербурге у компании ни одного просроченного договора, а незначительное количество просрочки по области будет ликвидировано до конца года.

Вспомним, что привело к назначению первого заместителя генерального директора ПАО «Россети» Романа Бердникова на пост и.о. генерального в «Ленэнерго» «по совместительству».

Январь 2015 года. Совет директоров «Ленэнерго» лишает полномочий генерального Андрея Сорочинского, который руководил компанией три года. В вину ему поставили ситуацию при которой 16,5 млрд рублей «зависли» на счетах банка «Таврический». На место Сорочинского был назначен директор департамента энергетики «Роснефти» Василий Никонов. Его задачей было провести внутреннюю проверку в компании и вывести все на свет, обозначить так, сказать «фронт работ» следующему генеральному. Никонов был фигурой временной, чего не скрывал и сам. За те полгода, что он был у руля компании, стало известно и о политике отрицательного сглаживания » (оговоренный с регулятором рост тарифов на уровне, меньшем, чем финансово обоснованный), проводимой администрацией Петербурга, и о «системе перетока» (платы за пользование чужими сетями), разработанной тем же Сорочинским в бытность его замглавы комитета по энергетике. Эти два фактора привели к тому, что крах «Таврического» стал последней каплей, которая ввела «Ленэнерго» в финансовую «кому». Хотя, стоит отметить, вопрос о банкротстве не поднимался. Как только поднялся вопрос об «отрицательном сглаживании, на сцене появился тогда еще только входивший в силу вице-губернатор Игорь Албин. Который, во-первых, занял достаточно жесткую позицию, обвинив компанию в том, что она попала в такую ситуацию, но, при этом, умолчав о роли регулятора. Кроме того, он начал свою игру, с целью получить влияние на компанию. В частности, весной 2015 года в серьез рассматривался вопрос о вхождении Албина в совет директоров компании с последующим занятием места председателя. Не срослось. В том числе, и из-за того, что Албину была поставлена задача достроить стадион на Крестовском острове любыми средствами. Но вот кандидатуру Андрея Сизова, генерального директора „СПбЭС“, которого СМИ называли креатурой Албина, удалось „протолкнуть“ на место главы „Ленэнерго“. Место Сизову обеспечило вхождение принадлежащих городу „СПбЭС“ и „Петродворцовых электрических сетей“ в капитал „Ленэнерго“.

Сизов не смог сдвинуть „с мертво точки“ устранение долгов по подключениям, его работа ревизионной комиссией была признана неудовлетворительной. Кроме того, сейчас расследует дело о растрате в „Ленэнерго“ 1 миллиона рублей как раз в тот период, когда компанией руководил Сизов. Впрочем, как сообщал „Интерфакс“, сам бывший топ-менеджер процессуального статуса в деле не имеет. За полгода с момента увольнения Сорочинского не изменилось, по сути, ничего. Проблемы не решались, ситуация усугублялась.

После совещаний у президента было решено выделить компании 32 миллиарда рублей в рамках облигаций федерального займа (ОФЗ).

После чего начались поиски человека, который будет реализовывать поручения президента. Кстати, источник в Минэнерго рассказывал, что Албину было жестко и недвусмысленно указано на то, чтобы не вмешивался.

Изменилось и соотношение в совете директоров. Теперь оно стало паритертным „шесть на шесть“ представителей Смольного и „Россетей“, тринадцатым членом совдира всегда становился представитель Минэнерго.

Вот в таких непростых начальных условиях состоялось назначение Романа Бердникова, который показал себя, как хороший антикризисный менеджер. За два года исчез отрицательный информационный фон вокруг „Ленэнерго“. Стало меньше жалоб на задержку техприсоединения, хотя раньше было достаточно много жалоб на это и многомиллионных штрафов от ФАС.

При этом стоит отметить, что Бердников, сам прошедший путь от старшего электромонтера до топ-менеджера, не стеснялся самостоятельно каждые выходные объезжать филиалы и сравнивать отчеты и реальность.

При этом отношение властей города к деятельности Бердникова, не всегда можно назвать конструктивным. Источники, близкие к компании, рассказывают, что во многом из-за представителей Смольного в совете директоров компании, заседания этого органа вместо обсуждения повестки зачастую напоминали „допросы с пристрастием“. Показательно, что и сейчас председатель городского комитета по энергетике Андрей Бондарчук через пресс-службу ответил, что „пока решение не принято, приказа о увольнении нет, комментировать нечего“. А вопрос был всего лишь, как вы оцениваете итоги работы Бердникова за два года.

»Вытащил компанию из ямы»

Как сообщил «ФедералПресс» глава комитета по ТЭК Ленобласти Андрей Гаврилов, «решение было ожидаемым». «Команда в „Россетях“ поменялась, и тут был вопрос времени», — сказал он.

«Мое личное мнение. Бердников отлично справился с поставленной задачей по вытаскиванию компании из ямы. Кроме того, удалось не допустить глобальных технологических нарушений в регионе», — добавил он.

«Роман Николаевич — настоящий профессионал, знаток своего дела, который всегда выполняет взятые на себя обязательства и не бросает слов на ветер. За время его работы у нас было выстроено вполне конструктивное взаимодействие. Могу отметить только позитивный опыт сотрудничества с ним и его командой», — сказал «ФедералПресс» замглавы правительства Ленобласти Олег Коваль.

Не беремся оценивать, верно или нет решение «Россетей» заменить Бердникова. Хотим лишь напомнить, что в новейшей истории «Ленэнерго» немало подтверждений тезиса «разрушить проще, чем создать». Новому генеральному директору придется постараться удержать компанию на тех же позициях, что ему останутся в наследство.

Фото: lenenergo.ru

news.rambler.ru

Топ-менеджер Бердников покинул «Россети» в процессе обновления команды

«Россети» покинул второй по статусу топ-менеджер — первый заместитель гендиректора Роман Бердников, с 2013 года курировавший там техническую политику. Источники “Ъ” не исключают, что после его отставки эта должность может быть вообще ликвидирована, а глава «Россетей» будет курировать техполитику лично. Итоги работы господина Бердникова в сетевом комплексе эксперты оценивают скорее положительно, отмечая его антикризисный менеджмент в «Ленэнерго» и снижение потерь.

Первый заместитель гендиректора, член правления «Россетей» Роман Бердников, курировавший техприсоединение, капстроительство и инженерный блок, ушел из госхолдинга 20 марта, рассказали “Ъ” источники на энергорынке. В «Россетях» отставку топ-менеджера подтвердили, сообщив, что договор был расторгнут по обоюдному согласию. Вопрос о том, кто может занять позицию господина Бердникова, в холдинге назвали «преждевременным».

Роман Бердников был членом команды экс-главы «Россетей» Олега Бударгина, в 2009–2013 годах возглавлявшего Федеральную сетевую компанию (ФСК, сейчас в составе «Россетей»), а в 2013–2017 годах — «Россети». Господин Бердников работал в ФСК с 2002 по 2013 год (в конце периода был первым заместителем господина Бударгина), а затем, после объединения государственных электросетевых компаний в единый холдинг, перешел на аналогичную должность в «Россети». С конца 2015 года Роман Бердников также отвечал за антикризисный менеджмент в проблемном «Ленэнерго», занимая там пост и. о. гендиректора. Он расшивал тяжелую финансовую ситуацию в компании, связанную с потерей доступа к депозитам в лишившемся лицензии банке «Таврический» (около 16,5 млрд руб.) и выпадающих доходов от тарифного регулирования. Наталья Порохова из АКРА отмечает, что за время руководства господина Бердникова ситуация в «Ленэнерго» «действительно круто изменилась»: из проблемной структуры она стала одной из самых экономически стабильных в «Россетях», рентабельность по EBITDA в 2017 году составила 43% (против 13% в 2015 году).

Уход Романа Бердникова источники “Ъ” объясняют тем, что Олега Бударгина в сентябре 2017 года в «Россетях» сменил Павел Ливинский. «Не сработался с новым руководителем»,— коротко объяснил отставку один из собеседников “Ъ”. Другой источник “Ъ”, знакомый с кадровой ситуацией, сообщил, что при новом руководителе холдинга должность первого заместителя гендиректора сочли «надстроечной». По его словам, господину Ливинскому не нужен посредник, чтобы напрямую общаться с техническим блоком компании. Из-за этого, считает собеседник “Ъ”, вероятно, что в «Россетях» просто ликвидируют эту должность, так как позиция с 2015 года, по сути, сохранялась лично для Романа Бердникова. Господин Бердников не ответил на запрос “Ъ”.

Это не первая кадровая перестановка в «Россетях» при Павле Ливинском. В январе свой пост покинул еще один член правления холдинга — руководитель аппарата Николай Варламов. Его кресло заняла Ольга Сергеева, ранее заместитель главы департамента ЖКХ правительства Москвы (сам господин Ливинский до перехода в «Россети» возглавлял департамент).

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что за последние годы объемы техприсоединения «Россетей», за которые отвечал Роман Бердников, «впечатляли как по объему, так и по выручке». Были выполнены поручения правительства по льготной ставке тарифа на техприсоединение, резко снижены сроки, и плата за присоединение стала существенным фактором роста прибыльности во многих компаниях, говорит аналитик. Но несмотря на большую инвестпрограмму холдинга, сети продолжали стареть, темпов обновления не хватало, продолжает господин Скляр, но потери в сетях существенно упали — более чем на 20% за последние четыре года (около 2% в абсолютном выражении), «что является отчасти и результатом инвестиций».

Источник: Коммерсант

electricalnet.ru

Роман Бердников проинспектировал работу Центрального района «Кабельной сети»

11.10.2017

Роман Бердников проинспектировал работу Центрального района «Кабельной сети»

Роман Бердников проинспектировал работу Центрального района «Кабельной сети»

Сегодня, 11 октября 2017 года, исполняющий обязанности генерального директора ПАО «Ленэнерго» (входит в группу «Россети») Роман Бердников посетил с рабочим визитом Центральный район электрических сетей филиала «Ленэнерго» «Кабельная сеть». В ходе поездки он оценил материально-техническое состояние подразделения и дал ряд поручений, касающихся повышения эффективности работы.

В начале визита глава «Ленэнерго» осмотрел спецтехнику и производственную базу района электрических сетей и ознакомился с системой диспетчерского управления.

Начальник Центрального района Александр Михновец доложил Роману Бердникову, что в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2017/18 годов подразделение отремонтирует 600 кабельных линий, 98 трансформаторных и распределительных подстанций, заменит 15 распределительных устройств 0,4 кВ. Кроме этого, без привлечения подрядных организаций район выполнит 44 титула строительства, проложит 5,8 км кабельных линий 0,4 кВ и установит четыре распределительных устройства 0,4 кВ.

Роман Бердников дал руководителям подразделения ряд поручений, касающихся повышения эффективности работы, и обратил их внимание на основные задачи, стоящие перед «Ленэнерго», — надежное электроснабжение потребителей, своевременное исполнение обязательств по технологическому присоединению и снижение потерь электроэнергии в сетях.

Справочно

Центральный район электрических сетей филиала «Кабельная сеть» обслуживает сеть 0,4-6-10 кВ на территории Центрального и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, площадь обслуживаемой территории 30,94 км2, население 384 тысячи жителей, 20 станций метрополитена.

lenenergo.ru

ПАО Ленэнерго — руководство компании

Совет директоров Ленэнерго:

  • Бударгин Олег Михайлович — Генеральный директор, Председатель Правления ПАО «Россети». Год рождения: 1960;
  • Прохоров Егор Вячеславович — Заместитель Генерального директора по финансам ПАО «Россети». Год рождения: 1982;
  • Сергеев Сергей Владимирович — Заместитель генерального директора по капитальному строительству ПАО «Россети». Год рождения: 1976;
  • Сафаров Гасан Гусейнович — Первый заместитель председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга. Год рождения: 1964;
  • Сниккарс Павел Николаевич — Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России. Год рождения: 1978.
  • Бондарчук Андрей Сергеевич — Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга. Год рождения: 1977;
  • Лелекова Марина Алексеевна — Директор Департамента контрольно-ревизионной деятельности ПАО «Россети». Год рождения: 1961;
  • Янкина Марина Михайловна — Заместитель председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга. Год рождения: 1964;
  • Гвоздев Дмитрий Борисович — Директор Ситуационно-аналитического центра ПАО «Россети». Год рождения: 1974.

Руководство Ленэнерго:

  • Бердников Роман Николаевич — И.о. Генерального директора ПАО «Ленэнерго». Родился 14 августа 1973 года;
  • Смольников Андрей Сергеевич — Заместитель генерального директора по правовому и корпоративному управлению. Родился 6 сентября 1979 года;
  • Иванов Максим Анатольевич — Генеральный директор АО «Санкт-Петербургские электрические сети». Родился 10 мая 1974 года в Ленинграде;
  • Артемьев Максим Сергеевич — Первый заместитель генерального директора — главный инженер ПАО «Ленэнерго». Родился 23 марта 1977 года;
  • Дьяков Павел Николаевич — Заместитель генерального директора по реализации и развитию услуг ПАО «Ленэнерго». Родился 19 мая 1978 года;
  • Мартынов Кирилл Аркадьевич — Первый заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «Ленэнерго». Родился 7 июля 1965 года.

energosbyta.ru

Роман Бердников: на электромобиле из Москвы во Владивосток

Роман Бердников

Роман Бердников

© Россети

Первый заместитель генерального директора "Россетей" Роман Бердников в интервью ТАСС заявил о намерении компании создать в России через 2 года сеть из 1000 электрозаправок. По его словам, в будущем по всему миру электротранспорт будет постепенно вытеснять привычные нам бензин и дизельное топливо, и привел аналогию с мобильниками, которые в свое время вытеснили устаревшие стационарные телефоны. Он также поделился секретом способа зарядки электромобиля от домашней розетки и пообещал, что к 2020 году на электричестве можно будет преодолеть 8000 км и добраться на электромобиле по трассе из Москвы до Красноярска, а может быть и до Владивостока.  

- Роман Николаевич, в последнее время довольно много говорят об электрозаправках и электромобилях. Причем, по этой теме существуют диаметрально противоположные мнения. На ваш взгляд, зачем России, которая обладает большим запасом нефти и газа, развивать это направление?

- Мнений на этот счет действительно много. Скажу свое - я абсолютно уверен, что за электротранспортом будущее, ведь к этому идет весь мир. Посмотрите, что делается в Европе, с какой скоростью развивается электротранспорт, как стремительно увеличивается количество зарядной инфраструктуры и автомобилей на электричестве.

Этот тренд уже не остановить. И мы должны ему следовать, в противном случае можем отстать.

Для России как нефтяной державы развитие электротранспорта не представляет серьезной угрозы. Во-первых, электричество мы получаем преимущественно из углеводородов. Кроме того, нефть не обязательно должна перерабатываться в бензин, ведь существует масса иных способов, начиная от химических удобрений и заканчивая сложными пластикам.

Приведу еще один аргумент в пользу электромобилей: Россия недавно подписала соглашение по климату в Париже, взяла на себя определенные обязательства. При этом 90% загрязнения окружающей среды приходится на автотранспорт, а не на промышленные предприятия. При таком фокусе электромобили сразу же выходят на первый план.

- Вы говорите, что мир постепенно движется в сторону электротранспорта. Насколько это отдаленные перспективы, и какую долю на рынке могут занять электрокары?

- Сегодня во всем мире эксплуатируется более 1,3 млн электромобилей.

В частности в США развита одна из крупнейших сетей, которая насчитывает уже более 30 тысяч зарядных станций (ЗС – прим. ред.). К 2040 году мировая доля электромобилей может достигнуть 35%, а количество продаж автомобилей превысить 40 млн в год. То есть их число вырастет в 30 раз.

Если говорить о менее отдаленной перспективе, то к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 5-10% от общего числа автомобилей. Большие планы у Китая, он рассчитывает к 2020 году открыть сеть зарядных станций, которая покроет потребности 5 млн электромобилей. В Европе, по прогнозам экспертов, к 2020 году количество станций вырастет до 3 млн штук. 

1000 и 1 заправка

- Давайте остановимся на России. Сколько электрозаправок и автомобилей сейчас в стране, какие планы?

- В России сегодня зарегистрировано около 1000 электромобилей, при этом зарядная инфраструктура насчитывает порядка 60 станций, из них 30 в Москве, столько же в регионах. До конца 2016 года мы планируем открыть еще 18 ЗС в Питере, Екатеринбурге, уже функционируют ЗС в Ярославле, на острове Валаам и в Сочи. Продолжаем создавать инфраструктуру в Сколково и на территории Новой Москвы.

В целом, до конца 2018 года мы хотим установить 1000 зарядных станций в 10 российских регионах, но технических ограничений на количество нет, в случае необходимости готовы увеличить их число.

- Планы масштабные. На какой спрос рассчитываете, какое количество электромобилей появится?

- По оптимистичным прогнозам к 2020 году в России количество машин с электродвигателем может вырасти до 200 тысяч, из них до 110 тысяч машин будут находиться в Московском регионе. К 2030 году их число может подняться до 300 тысяч, а зарядных станций - до 10 тысяч.

- Существует точка зрения, что в России не нужно развивать электротранспорт, так как аккумуляторы электрокаров из-за холодного климата быстро разряжаются.

- Все это мифы. Три месяца зимой я ездил на электромобиле и могу заявить, что холод на это почти не влияет – аккумулятор у меня разряжался всего где-то на 5-7% быстрее и то, в основном, за счет отопления. При этом сегодня есть технические решения, позволяющие не тратить заряд. 

- Каким образом вы планируете развивать электротранспорт в России?

- Сейчас мы делаем акцент на три направления. Во-первых, на развитие зарядной инфраструктуры отдельных территорий – Москвы, Питера, Валаама, Сочи. Во-вторых, стремимся создать правильную систему управления сетью  ЗС и развиваем технологии. В-третьих, реализуем собственную программу по переводу корпоративного автопарка на транспорт с электрическими двигателями.

- Будете пересаживать все руководство "Россетей" на электромобили?

- А почему нет? Да, уже в этом году исполнительный аппарат "Россетей" начал использовать несколько электрических машин. Кроме того, в регионах дочерние предприятия пополнят свои автопарки электромобилями. К примеру, в Санкт-Петербурге они будут использоваться для нужд оперативно-выездных бригад.

Уже к 2020 году около 20% корпоративного транспорта "Россетей" перейдет на электричество. Сегодня в "МОЭСК" используется 8 электрокаров, а на острове Валаам - 7 электрических автомобилей. Мы также предложили ряду федеральных ведомств перевести их транспорт на электричество и со своей стороны готовы установить бесплатные зарядные станции перед министерствами.

Электромобили в массы

- Люди те еще скептики, каким образом бы будете преодолевать их привычку ездить на бензине?

- Будьте уверены, мы преодолеем их скепсис. Для нас сейчас основная цель - изменить менталитет людей, которые считают  покупку электромобилей исключительно  признаком  экологической ответственности.

Задача производителей - предложить суперсовременный продукт, который будет соответствовать имиджу и статусу его пользователя и стать отличительным признаком "технологической продвинутости" его обладателя.

Другими словами, на сегодняшнем этапе мы намерены внедрять электромобили не через их  экономичность, - а это действительно так, любой владелец электромобиля вам подтвердит, что он гораздо дешевле как с точки зрения затрат на топливо, так и в обслуживании, а через восприятие электромобиля как качественно новой технологии, которой обладать престижно. В свое время это сделали производители мобильных телефонов, и у них это получилось. Помните, буквально недавно мы думали: "Зачем нужны эти мобильники? Такие громоздкие, неудобные. Можно ведь и со стационарного позвонить". И что сейчас? Где стационарные телефоны?

- Если говорить о моде, то сразу на ум приходит идея продвижения электротранспорта по линии автоспорта. Планируете?

- Уже. Прошлым летом проводилась "Формула 1" на электромобилях в Москве на Красной площади. Очень впечатляет - те же болиды, но на электричестве. Конечно, нужно и дальше популяризировать электротранспорт, это признак современности, продвинутости, в том числе через такие мероприятия. Другими шагами может стать социальная реклама по теме экологии и вообще акцент на заботу о природе. Это сейчас модный тренд, и электромобиль прекрасно в него вписывается.  

В поисках российского электрокара

- Ведете ли вы переговоры с производителями автомобилей? Есть ли заинтересованность наших компаний в производстве электрокаров?

- Да, мы постоянно взаимодействуем. В России сегодня по большей части представлены зарубежные электромобили, но российские производители уже приступили к разработке отечественных машин и зарядных станций. Так, в рамках программы по импортозамещению Рязанский приборостроительный завод произвел пилотный образец собственной ЗС для электромобилей "Фора", которую на протяжении полугода тестировало наше дочернее предприятие - "МОЭСК", также произведен первый серийный российский электромобиль на базе газели eNext. Также мы активно сотрудничаем с Renault, обсуждаем  локализацию в России производства их электромобилей.  

- С автобусными парками ведете переговоры?

- Непосредственно с ними – нет, с городскими властями ведем. У нас есть определенные договоренности по переводу городского транспорта на электричество, но сейчас эти планы сдерживаются тем, что в России пока не производятся электроавтобусы. Тем не менее, вскоре на этот рынок должен выйти отечественный производитель.

- По вашей оценке, когда в Москве могут появиться первые автобусы на электричестве?

- Скажем так, я считаю, что в 2020 году будет другая ситуация.

Быстрый и медленный

- Далеко не каждый знает, что собой представляет зарядная станция и как долго происходит "заправка". Сколько ждать залива электричества в "бак" автомобиля?

- У нас есть два типа зарядных станций. На быстрых ЗС - это происходит в районе 20-30 минут, то есть по времени примерно так же, как и залить обычный бензин. На долгих ЗС – несколько часов, но они ориентированы на ночную зарядку автомобилей. Вы можете поставить машину и, скажем, пойти домой спать. Также мы размещаем ЗС рядом с торговыми центрами, откуда люди обычно возвращаются только спустя несколько часов. 

- Из 1000 заправок, какое соотношение быстрых и медленных?

- Изначально мы планировали 80% делать медленными, а 20% быстрыми. Но, скорее всего, пересмотрим это соотношение в сторону увеличения быстрых. Они преимущественно будут размещаться на вылетных магистралях недалеко от Москвы, чтобы можно было подзарядиться перед дальней поездкой, попить кофе и поехать домой.

- Вы сказали, что можно будет попить кофе, то есть "Россети" рассматривают возможность строительства зарядных станций с кафе и другими атрибутами современных АЗС?

- Легко! Но здесь могут быть разные варианты, к примеру, мы в настоящий момент уже ведем переговоры с крупными компаниями о совместном проекте по установке быстрых зарядок на АЗС.

- Как часто нужно заправляться?

- Сейчас на одной заправке можно проехать где-то в среднем от 150 до 300 км, чего вполне хватает при использовании в пределах городской инфраструктуры.

- Владельцы электромобилей могут зарядиться только на заправках или есть возможность каким-то образом это сделать при помощи сети рядом с домом?

- Розетки 220 вольт с заземлением будет достаточно, но это будет дольше – от 7 до 8 часов. Собственно, сейчас так заряжают свои авто многие владельцы электромобилей.

Ватт копейку бережет

- Какой объем инвестиций планируете вложить в развитие зарядной инфраструктуры?

- Точную цифру подсчитать сложно, так как она постоянно сокращается из-за стремительного роста технологий.  При этом источники финансирования могут быть разные: и через электросервисные контракты, и привлечённые источники, может быть и инвестпрограмма. В любом случае это небольшой объем от нашей инвестиционной программы, чуть ли не меньше одного процента.

- Сколько стоит установить зарядную станцию?

- Стоимость медленной начинается от 180 тыс. рублей, быстрой - не превышает 2,5 млн рублей, но эти цифры непостоянны, они все время меняются в сторону снижения. Вспоминая пример с мобильниками - первые стоили тысячу долларов, а через несколько лет - уже меньше ста. То же происходит с зарядными станциями. В частности, мы общаемся с разными производителями,  они готовы обсуждать ощутимое снижение озвученную мной стоимость зарядной инфраструктуры, в том числе и  производственные возможности для  локализации производства ЗС. Технически это возможно организовать за год.

- Сориентируйте, сколько стоит заправить автомобиль на ваших электрозаправках?

- Сейчас заправка бесплатная, и это наша осознанная позиция. Думаю, это продлится еще где-то год-полтора.  

- А через полтора года сколько будет стоить?

- Около 130-140 рублей. Для понимания, при такой цене стоимость содержания электромобиля обходится в 4 раза дешевле, чем аналог на бензине. Например, зарядка Renault Kangoo при пробеге в 20 тысяч км в год будет обходиться в 41 рублей за сутки, то есть в 4 раза дешевле, чем заправка АИ-95 для аналогичного пробега. По ночному тарифу экономия еще выше - 10 руб. 40 коп. в сутки - это уже в 16 раз выгоднее.

- Какие сроки окупаемости электрокаров?

- Мы считаем что за восемь лет уже окупится электробус. Да, затраты на покупку почти в три с половиной - четыре раза дороже. Но вот стоимость эксплуатации автобуса на порядок дешевле, поэтому за восемь лет автобус окупается. С некоммерческим автотранспортом - с легковыми машинами - окупаемость еще быстрее. 

Электрошоссе во Владивосток

- Предлагаю пофантазировать. Как вы считаете, когда-нибудь можно будет доехать из Москвы до Владивостока на электромобиле?

- К 2020 году, думаю, мы накроем всю страну сетью зарядных станций, поэтому, верю, что уже через 4 года вы сможете спокойно доехать от Москвы до Красноярска на электромобиле, но не исключаю что и до Владивостока. "Россети" к этому времени планируют добиться повсеместного размещения ЗС по всей стране: в центральной части, на юге, Северо-Западе, Урале, Сибири, и возможно на Дальнем Востоке.

Я также искренне верю, что развитие электротранспорта даст дополнительный скачок развитию аккумуляторов и запас хода 150-200 км, которые мы обсуждали, превратится в 400-500 км. Уже к 2018 году большая часть электромобилей будет проезжать больше 300 км на единой зарядке, а заправка будет проходить в течение 15-20 минут.  

- Вы не боитесь конкуренции с газомоторным топливом, которое развивает "Газпром"?

- В моем понимании газовая тема сложней. Электричество все же привычнее, ведь у каждого дома есть розетка, и мы ее не пугаемся. Поэтому, я считаю, что будущее именно за электротранспортом.

Беседовал Алексей Большов

tass.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта